Теория социально экономических формациях объясняет развитие общества. Концепция теории, ее сторонники. Черты общественно-экономических формаций




Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития.

Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии.

Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация.

Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму.

Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли.

Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому.

Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

Виды общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

2. Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.

Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

3.Рабовладение . Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

4. Феодализм . В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

5. Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

6. Коммунизм . Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение.

При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая».

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», - Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства».

Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.

Первобытнообщинная формация характеризуется:

1. примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка - коллективный (охота, земледелие);

2. отсутствием частной собственности - общей собственностью на средства и результаты труда;

3. равенством и личной свободой;

4. отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

5. слабой общественной организацией - отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

"Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

1. ирригационное земледелие как основу экономики;

2. отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

3. государственную собственность на землю и средства производства;

4. массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

5. наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:

1. возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" - рабов;

2. социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

3. государство и публичная власть.

4. Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

5. крупной земельной собственности особого класса землевладельцев - феодалов;

6. труде свободных, но зависимых экономически (редко - политически) от феодалов крестьян;

7. особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах - городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

1. основную роль в экономике начинает играть промышленность;

2. усложняются средства производства - механизация, объединение труда;

3. промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

4. основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

1. отсутствием частной собственности на средства производства;

2. государственной (общественной) собственностью на средства производства;

3. трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

4. справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

5. высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой:

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Cтраница 1


Смена общественно-экономических формаций, а также развитие техники в рамках определенного общественного строя ведет к изменениям в формах и методах организации производства.  

Смена общественно-экономических формаций происходит постепенно. Общественное развитие представляет собой целостность эволюционных и революционных изменений. В процессе развития общества революционные перемены обеспечивают возможность создания новых, высших в сравнении с прежними состояний общества и социальных структур, причем во всех областях общественной жизни, в базисе и надстройке. Скачкообразность революционных изменений заключается в том, что образование новых структур происходит в сравнительно короткий промежуток времени.  

Происходит смена общественно-экономических формаций, причем не внутри тех или иных социоисторических организмов, а в масштабах человеческого общества в целом. Разумеется, в процессе этого перехода имели место две последовательные смены социально-экономических типов внутри вовлеченных в этот процесс инфериорных социоисторических организмов, а именно 1) смена исходного инфериорного типа общества особой общественно-экономической параформацией, а затем 2) смена этой па-раформации новой, никогда ранее не существовавшей общественно-экономической формацией.  

Со сменой общественно-экономических формаций изменяется и совершенствуется учет, повышается его роль.  

Зарождение и смена общественно-экономических формаций предполагают историческую обусловленность учета.  

Рассмотренная выше смена общественно-экономических формаций произошла посредством исторической эстафеты. Но не следует думать, что всякая историческая эстафета предполагает смену общественно-экономических формаций. Кроме межфор-мационных исторических эстафет вполне возможны и имели место и внутриформаци-онпые исторические эстафеты, когда вновь возникшие социоисторические организмы определенного типа усваивали достижения ранее существовавших социоров, относившихся к тому же самому социально-экономическому типу.  

По поводу смены общественно-экономических формаций велись и ведутся весьма острые дискуссии, особенно по поводу того, сменяются ли общественно-экономические формации в исторической последовательности их существования, как определенная неизбежность, т.е. могут ли отдельные общества перепрыгнуть некоторые фазы своего развития, т.е. отдельные общественно-экономические формации. Сегодня многие считают, что отдельные общества в своем развитии не обязательно должны проходить через все общественно-экономические формации.  

При такой смене общественно-экономических формаций происходит подлинная передача исторической эстафеты от одной совокупности социоисторических организмов к другой. Социоры второй группы не проходят той стадии, на которой находились социоры первой, не повторяют их развития. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее бывшие супериориыми социоисторические организмы.  

Теория развития и смены общественно-экономических формаций возникла как своеобразная квинтэссенция достижений всех общественных наук своего времени, прежде всего историологии и политической экономии. В основе созданной основоположниками марксизма схемы развития и смены общественно-экономических формаций лежала утвердившаяся к тому времени в исторической науке периодизация писаной всемирной истории, в которой в качестве мировых эпох выступали древневосточная, античная, средневековая и новая.  

Таким образом, смена общественно-экономических формаций мыслилась как происходящая исключительно лишь внутри социоисторических организмов.  

Согласно марксизму, смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием главным образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы данного процесса, в том числе социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим.  

Все сказанное выше приближает к пониманию форм смены общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, однако пока еще не намного. Одна из этих форм известна давно.  

Возникает вопрос, было ли изложенное выше понимание смены общественно-экономических формаций присуще самим основоположникам исторического материализма или же оно возникло позднее и было огрублением, упрощением или даже искажением их собственных взглядов. Несомненно, что у классиков марксизма имеются такие высказывания, которые допускают именно подобную, а не какую-либо другую интерпретацию.  

Однако последняя изменяется не только в связи со сменой общественно-экономической формации. В условиях одной и той же формации также происходят ее изменения, которые зависят от изменения соотношения классовых сил внутри страны и на международной арене. Так, в капиталистическом обществе по мере обострения классовой борьбы и развития классового сознания пролетариата возникают его классовые организации (профсоюзы, политические партии), которые со временем начинают играть все большую роль в политической жизни общества, несмотря на противодействие буржуазии. Важной закономерностью изменения политической организации общества является возрастание степени организованности трудящихся масс. Возрастание роли масс в общественном развитии - всеобщий закон истории.  

Итак, рассмотрение исторического процесса в период докапиталистических способов производства подтверждает определенную закономерность смены общественно-экономических формаций, которая проявляется в соотношении и последовательности протекания социальных (политических), технических и производственных революций.  

Дьяченко В. И.

Из предыдущих лекций нам уже известно, что в основе марксисткой теории коммунизма лежит материалистическое понимание истории и диалектического механизма экономического развития общества.

Напомню, что суть материалистического понимания истории согласно классикам состоит в том, что причин всех исторических изменений и переворотов нужно искать не в головах людей, а в экономических отношениях того или иного исторического периода.

А диалектический механизм экономического развития представляет собой смену одного способа производства другим более совершенным через диалектическое снятие эволюционно-революционным путём противоречий между развившимися в ту или иную эпоху производительными силами и отставшими от них производственными отношениями.

Исходя из материалистического понимания истории, Маркс периоды человеческой истории назвал экономическими общественными формациями.

Слово «формация» он применял в качестве рабочего термина по аналогии с тогдашней (начало второй половины XIX века) геологической периодизацией истории Земли – «первичная формация», «вторичная формация», «третичная формация».

Таким образом, под экономической общественной формацией в марксизме понимается определённый исторический период развития человеческого общества, который характеризуется определённым способом производства жизни в этот период.

Всю человеческую историю Маркс представил как прогрессивную смену формаций, снятие старой формации новой, более совершенной. Первичную формацию сняла формация вторичная, а вторичную формацию должна снять формация третичная. В этом находит выражение научный диалектико-материалистический подход Маркса, закон отрицание отрицания, триада Гегеля.

По Марксу, в основе каждой формации лежит соответствующий способ производства как диалектически раздвоенное единство производительных сил и производственных отношений. Поэтому Маркс называл формации экономическими общественными.

Основа первичной формации в марксистской концепции представлена первобытно-общинным способом производства. Затем через азиатский способ производства произошёл переход к большой вторичной экономической общественной формации. Внутри вторичной формации последовательно сменяли друг друга античный (рабовладельческий), феодальный (крепостнический) и буржуазный (капиталистический) способы производства. На смену большой вторичной экономической общественной формации должна прийти третичная формация с коммунистическим способом производства.

В своих произведениях и письмах («Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии», «К критике политической экономим», «Капитал», Анти-Дюринг, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в ряде писем) Маркс и Энгельс научно, теоретически обосновали то, как происходила историческое снятие одних экономических отношений другими.

В «Немецкой идеологии» в разделе: «Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции» классики отмечали: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия посредством совершенно изменённой деятельности» . В этой работе они проанализировали различные отрезки человеческой истории с точки зрения характерных для них экономических отношений.

Маркс обосновал положения сформулированные Ш. Фурье в его работах самого начала ХIХ века о том, что история развития человечества делится на ступени: дикость, патриархат, варварство и цивилизацию, что каждый исторический фазис имеет не только свою восходящую, но и нисходящую линию .

В свою очередь современник Маркса и Энгельса американский историк и этнограф Льюис Генри Морган всю историю человечества делил на 3 эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Такую периодизацию использовал Энгельс в своём труде 1884 г. «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Итак, согласно марксистской теории определённому историческому периоду, т. е. экономической общественной формации соответствует свой способ производства, как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Классики исходили из того, что общества, имеющие своим фундаментом одну и ту же систему экономических отношений, основанные на одном способе производства, относятся к одному типу. Общества, основанные на разных способах производства, относятся к разным типам общества. Эти типы общества получили название малых экономических общественных формаций Их столько, сколько существует основных способов производства.

И подобно тому, как основные способы производства представляют собой не только типы, но и стадии развития общественного производства, экономические общественные формации представляют собой такие типы общества, которые являются одновременно и стадиями всемирно-исторического развития.

В своих работах классики исследовали пять последовательно сменивших друг друга способов производства: первобытно-общинный, азиатский, рабовладельческий, феодальный и капиталистический. Они обосновали, что на смену капиталистическому способу производства идёт шестой способ производства – коммунистический.

В Предисловии «К критике политической экономии» 1859 г. Маркс формулирует весьма важный вывод, который коммунисты не должны забывать. Это вывод о предпосылках смены одной общественной формации другой. «Ни одна общественная формация не погибнет раньше , – указывает Маркс, – чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления» . Этот вывод он подтверждает в I томе «Капитала». В «Предисловии» к первому изданию 1867 г. он пишет: «Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, – а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, – не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов» .

В последнее время у этой теории появилось очень много противников. Наиболее обстоятельный научный анализ имеющихся точек зрения дан в работе Кадрина Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов. История и Математика : Модели и теории. Кадрин отмечает, что в «годы перестройки возобладало мнение о том, что формационная теория должна быть заменена теорией цивилизаций. Впоследствии распространилось компромиссное мнение о необходимости „синтеза” между этими двумя подходами». В чём отличие цивилизационного подхода от марксистского подхода формационного? В основе цивилизационного подхода лежат не экономические отношения, как у Маркса, а культурные. Цивилизационщики утверждают, что истории человечества постоянно возникали различные культуры, например, культура Майя, восточные культуры и т. п. Они существовали порой параллельно, развивались и погибали. Затем возникали другие культуры. Линейной связи якобы между ними не было. В настоящее время в социальных науках и истории существуют не две, а уже четыре группы теорий, которые по-разному объясняют основные законы возникновения, дальнейшего изменения, а иногда гибели сложных человеческих систем. Кроме различных однолинейных теорий (марксизм, неоэволюционизм, теории модернизации и др.) и цивилизационного подхода, отмечает он, существуют многолинейные теории, согласно которым существует несколько возможных вариантов социальной эволюции.

Рассмотрению этой проблемы посвящена также статья историка Юрия Семёнова, которая называется: «Марксова теория общественно-экономических формаций и современность». Статья размещена в Интернете.

Семёнов констатирует факт, что В России до революции и за рубежом и раньше и сейчас материалистическое понимание истории подвергалось критике. В СССР такая критика началась где-то начиная с 1989 г. и приобрела обвальный характер после августа 1991 г. Собственно назвать всё это критикой можно лишь с большой натяжкой. Это было настоящее гонение. И расправляться с материалистическим пониманием истории (историческим материализмом) стали теми же самыми способами, какими его раньше защищали. Историкам в советские времена говорили: кто против материалистического понимания истории, тот – не советский человек. Аргументация «демократов» была не менее проста: в советские времена существовал ГУЛАГ, значит исторический материализм ложен от начала и до конца. Материалистическое понимание истории, как правило, не опровергали. Просто как о само собой разумеющемся говорили о его полнейшей научной несостоятельности. А те немногие, которые всё же пытались его опровергать, действовали по отлаженной схеме: приписав историческому материализму заведомый вздор, доказывали, что это – вздор, и торжествовали победу.

Развернувшееся после августа 1991 г. наступление на материалистическое понимание истории было встречено многими историками с сочувствием. Некоторые из них даже активно включились в борьбу. Одна из причин неприязни немалого числа специалистов к историческому материализму состояла в том, что он навязывалась им ранее в принудительном порядке. Это с неизбежностью порождало чувство протеста. Другая причина заключалась в том, что марксизм, став господствующей идеологией и средством оправдания существующих в нашей стране «социалистических» (в действительности же ничего общего с социализмом не имеющих) порядков, переродился: из стройной системы научных взглядов в набор штампованных фраз, используемых в качестве заклинаний и лозунгов. Настоящий марксизм был замещён видимостью марксизма – псевдомарксизмом. Это затронуло все части марксизма, не исключая и материалистического понимания истории. Произошло то, чего больше всего боялся Ф. Энгельс. «… Материалистический метод , – писал он, – превращается в свою противоположность, когда им пользуются не как руководящей нитью при историческом исследовании, а как готовым шаблоном, по которому кроят и перекраивают исторические факты»

Он отмечает, что существование рабовладельческого, феодального и капиталистического способов производства по существу признаётся сейчас почти всеми учёными, в том числе и теми, кто не разделяет марксистскую точку зрения и термином «способ производства» не пользуется. Рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства суть не только типы общественного производства, но и стадии его развития. Ведь несомненно, что зачатки капитализма появляются лишь в ХV-ХVI вв., что ему предшествовал феодализм, который оформился, самое раннее, лишь в VI-IХ вв., и что расцвет античного общества был связан с широким использованием рабов в производстве. Бесспорно и существование преемственной связи между античной, феодальной и капиталистической экономическими системами.

Далее автор рассматривает несостоятельность понимания смены общественно-экономических формаций, как их смены в отдельных странах, т. е. внутри отдельных социально-исторических организмов. Он пишет: «В теории общественно-экономических формаций К. Маркса каждая формация выступает как человеческое общество вообще определённого типа и тем самым как чистый, идеальный исторический тип. В этой теории фигурируют первобытное общество вообще, азиатское общество вообще, чистое античное общество и т. п. Соответственно смена общественных формаций предстаёт в ней как превращение общества одного типа в чистом виде в общество другого, более высокого типа тоже в чистом виде. Например, чистое античное общество вообще переросло в чистое феодальное общество вообще, чистое феодальное общество – в чистое капиталистическое общество и т. п. Но в исторической реальности человеческое общество никогда не было одним единым социально-историческим чистым организмом. Оно всегда представляло собой огромное множество общественных организмов. И конкретные общественно-экономическое формации тоже никогда в исторической реальности не существовали как чистые. Каждая формация всегда существовала лишь как то фундаментальное общее, которое было присуще всем историческим обществам одного типа. В самом по себе таком расхождении между теорий и реальностью нет ничего предосудительного. Оно всегда имеет место в любой науке. Ведь каждая из них берёт сущность явлений в чистом виде. Но в такой форме сущность никогда не существует в реальности, ведь каждая из них рассматривает необходимость, закономерность, закон в чистом виде, но чистых законов в мире не существует.

… Трактовка смены формаций как последовательного изменения типа существовавших отдельных обществ в известной степени находилась в соответствии с фактами истории Западной Европы в новое время. Смена феодализма капитализмом происходила здесь, как правило, в форме качественного преобразования существовавших способов производства в отдельных странах. … Набросанная К. Марксом в предисловии к „К критике политической экономии” схема смены формаций в известной мере согласуется с тем, что нам известно о переходе от первобытного общества к первому классовому – азиатскому. Но она совершенно не работает, когда мы пытаемся понять, как возникла вторая классовая формация – античная. Дело обстояло вовсе не так, что в недрах азиатского общества вызрели новые производительные силы, которым стало тесно в рамках старых производственных отношений, и что как следствие произошла социальная революция, в результате которой азиатское общество превратилось в античное. Ничего даже отдалённо похожего не произошло. Никаких новых производительных сил в недрах азиатского общества не возникло. Ни одно азиатское общество взятое само по себе не трансформировалось в античное. Античные общества появились на территории, где обществ азиатского типа либо совсем никогда не было, либо где они давно уже исчезли, и возникли эти новые классовые общества из предшествовавших им доклассовых обществ.

Одним из первых, если не первым из марксистов, попытавшихся найти выход из положения был Г. В. Плеханов. Он пришёл к выводу, что азиатское и античное общества представляют собой не две последовательные фазы развития, а два параллельно существующие типа общества. Оба эти варианта в одинаковой степени выросли из первобытного общества, а своим различием они обязаны особенностям географической среды».

Семёнов справедливо заключает, что «смена общественно-экономических формаций мыслилась как происходящая исключительно лишь внутри отдельных стран. Соответственно, общественно-экономические формации выступали, прежде всего, как стадии развития не человеческого общества в целом, а отдельных стран. Основание считать их стадиями всемирно-исторического развития давало только то, что их „проходили” все или, по крайней мере, большинство стран. Конечно, исследователи, сознательно или бессознательно придерживавшиеся такого понимания истории, не могли не видеть, что были факты, которые никак не укладывались в их представления. Но они обращали внимание в основном лишь на те из этих фактов, которые можно было истолковать как „пропуск” тем или иным „народом” той или иной общественно-экономической формации, и объясняли их как всегда возможное и даже неизбежное отклонение от нормы, вызванное стечением тех или иных конкретных исторических обстоятельств.

… Советские философы и историки в большинстве своём пошли по пути отрицания формационного различия между древневосточными и античными обществами. Как утверждали они и древневосточные, и античные общества в одинаковой степени были рабовладельческими. Различия между ними заключались лишь в том, что одни возникли раньше, а другие – позже. В возникших несколько позднее античных обществах рабовладение выступало в более развитых формах, чем в обществах Древнего Востока. Вот собственно и всё. А те наши историки, которые не хотели мириться с положением о принадлежности древневосточных и античных обществ к одной формации, с неизбежностью, сами того чаще всего даже не осознавая, снова и снова воскрешали идею Г. В. Плеханова. Как утверждали они, от первобытного общества идут две параллельные и самостоятельные линии развития, одна из которых ведёт к азиатскому обществу, а другая – к античному.

Не намного лучше обстояло дело и с применением марксовой схемы смены формаций к переходу от античного общества к феодальному. Последние века существования античного общества характеризуются не подъёмом производительных сил, а, наоборот, их непрерывным упадком. Это полностью признавал Ф. Энгельс. „Всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню – таков, – писал он, – был конечный результат римского мирового владычества” . Как неоднократно подчёркивал он, античное общество зашло в „безвыходной тупик”. Открыли путь из этого тупика лишь германцы, которые сокрушив Западную Римскую империю, ввели новый способ производства – феодальный. А смогли они это сделать потому, что были варварами. Но написав всё это, Ф. Энгельс никак не согласовал сказанное с теорией общественно-экономических формаций».

Попытку сделать это предприняли некоторые наши историки, которые пытались по своему осмыслить исторический процесс. Они исходили из того, что общество германцев бесспорно было варварским, т. е. доклассовым, и что именно из него вырос феодализм. Отсюда ими был сделан вывод, что от первобытного общества идут не две, а три равноправные линии развития, одна из которых ведёт к азиатскому обществу, другая – к античному, а третья – к феодальному. С тем, чтобы как-то согласовать этот взгляд с марксизмом, было выдвинуто положение, что азиатское, античное и феодальное общества являются не самостоятельными формациями и уж, во всяком случае, не последовательно сменяющимися стадиями всемирно-исторического развития, а равноправными модификациям одной и той же формации – вторичной. Идея одной единой докапиталистической классовой формации получила широкое распространение в нашей литературе.

Идея одной докапиталистической классовой формации обычно в явном или неявном виде сочеталась с идеей многолинейности развития. Но эти идеи могли существовать и по отдельности. Так как все попытки обнаружить в развитии стран Востока в период от VIII в. н. э. до середины XIX в. н. э. античную, феодальную и капиталистическую стадии кончились крахом, то целым рядом учёных был сделан вывод, что в случае со сменой рабовладения феодализмом, а последнего капитализмом мы имеем дело не с общей закономерностью, а лишь с западноевропейской линией эволюции и что развитие человечества не однолинейно, а многолинейно. Конечно, в то время все исследователи, придерживавшиеся подобных взглядов, стремились (кто искренне, а кто и не очень) доказать, что признание многолинейности развития вполне согласуется с марксизмом.

В действительности же, конечно, это было, независимо от желания и воли сторонников таких воззрений, отходом от взгляда на историю человечества как на единый процесс, который составляет сущность теории общественно-экономических формаций. Признание многолинейности исторического развития, к которому пришли некоторые отечественные историки ещё во времена формально безраздельного господства марксизма, последовательно проведённое, неизбежно ведёт к отрицанию единства мировой истории.

С поступательным развитием человеческого общества в целом у сторонников классической интерпретации смены формаций тоже возникали серьёзные проблемы. Ведь было совершенно очевидно, что смена этапов поступательного развития в разных обществах происходила далеко не синхронно. Скажем, к началу XIX в., одни общества всё ещё были первобытными, другие – доклассовыми, третьи – «азиатскими», четвёртые – феодальными, пятые – уже капиталистическими. Спрашивается, на каком же этапе исторического развития находилось в это время человеческое общество в целом? А в более общей постановке это был вопрос о признаках, по которым можно было судить о том, какой стадии прогресса достигло человеческое общество в целом в тот или иной отрезок времени. И на этот вопрос сторонники классической версии никакого ответа не давали. Они вообще его полностью обходили. Одни из них его вообще не замечали, а другие – старались не замечать.

«Если подвести некоторые итоги, – отмечает Семёнов, – то можно сказать, что существенный недостаток классического варианта теории общественно-экономических формаций заключается в том, что он концентрирует внимание только на связях „вертикальных”, связях во времени, да и то понимаемых крайне односторонне, лишь как связи между различными стадиями развития внутри одних и тех же социально-исторических организмов. Что же касается связей „горизонтальных”, то в теории общественно-экономических формаций им не придавалось значения. Такой подход делал невозможным понимание поступательного развития человеческого общества как единого целого, смены стадий этого развития в масштабе всего человечества, т. е. подлинное понимание единства мировой истории, закрывал дорогу к подлинному историческому унитаризму».

Иной точки зрения придерживались так называемые исторические плюралисты, которые считали, что общество развивалось многолинейно. К ним относятся «цивилизационщики», которые речь ведут о развитии не всего человеческого общества, а об отдельных цивилизациях. «Не составляет труда понять, что согласно такой точке зрения не существует ни человеческого общества в целом, ни всемирной истории как единого процесса. Соответственно, не может быть и речи о стадиях развития человеческого общества в целом и тем самым об эпохах мировой истории.

… Труды исторических плюралистов не только привлекли внимание к связям между одновременно существующими отдельными обществами и их системами, но заставили по-новому взглянуть и на „вертикальные” связи в истории. Стало ясным, что их ни в коем случае нельзя свести к отношениям между стадиями развития внутри тех или иных отдельных обществ.

… К настоящему времени плюрально-циклический подход к истории … исчерпал все свои возможности и отошёл в прошлое. Попытки его реанимировать, которые сейчас предпринимаются в нашей науке, ни к чему, кроме конфуза привести не могут. Об этом наглядно свидетельствуют статьи и выступления наших „цивилизационщиков”. По существу, все они представляют собой переливание из пустого в порожнее.

Но и версия линейно-стадиального понимания истории находится в противоречии с исторической реальностью. И это противоречие не было преодолено и в самых последних унитарно-стадиальных концепциях (неоэволюционизм в этнологии и социологии, концепции модернизации и индустриального и постиндустриального общества)».

Такова точка зрения Юрия Семёнова на проблемы марксистской теории смены общественно-экономических формаций.

Теоретическая проблема соотношения цивилизационного и модернистского подходов с формационной теорией Маркса рассмотрена также в книге Вячеслава Волкова. (См. Россия: interregnum. Исторический опыт модернизации России (вторая половина XIX – начало XX в.). Спб: Политехника-Сервис, 2011). В ней автор приходит к выводу, что история человеческого общества движется по сценарию, спрогнозированному Марксом и Энгельсом. Однако формационная теория не исключает и цивилизационный и модернистский подходы.

Обращу ваше внимание также на исследование этой проблемы Д. Фоминым из Южного Бюро Марксистской Рабочей Партии. Он лингвист по специальности.

Уточнённый перевод работы Маркса «К критике политической экономим» привёл его к выводу что в «истории человечества следует выделить большую „экономическую общественную формацию”; Внутри этой „экономической общественной формации” следует различать прогрессивные эпохи –, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства, которые можно, в свою очередь, также назвать „общественными формациями”»

Он пишет: «Марксова периодизация человеческой истории существенно отличается от т. н. „марксистско-ленинской пятичленки”, т. е. „пяти общественно-экономических формаций”! О пяти общественно-экономических формаций писал Сталин (см. Сталин И. Вопросы ленинизма. Госполитиздат, 1947. Он же „О диалектическом и историческом материализме”. Госполитиздат. 1949., с. 25)».

Фомин уточняет, что, в отличие от марксистко-ленинской периодизации истории по существу Маркс выделяет следующую диалектическую триаду:

1) первичная общественная формация, основанная на общей собственности, иначе – архаический коммунизм. Эта формация не исчезла у всех народов сразу. Более того, когда у некоторых народов уже вполне развилась формация вторичная, прошедшая ряд этапов, в включая рабовладение и крепостничество, у народов, оставшихся в рамках первичной формации, продолжалось своё этапное развитие. Поскольку центральным институтом первичной формации является сельская община, то, понятно, речь идёт о её эволюции. Сюда можно отнести и историю развития России.

2) вторичная общественная формация, основанная на частной собственности. Как мы видели, эту формацию Маркс ещё называл «экономической». В рамках этой вторичной формации Маркс выделяет этапы: античный способ производства (иначе – рабовладельческий), феодальный способ производства (иначе-крепостнический). Наконец, высшим развитием экономической общественной формации является капиталистическое отношение, которое «развивается на такой ступени развития, которая сама уже есть результат целого ряда предшествующих этапов развития». Маркс писал: «Та ступень производительности труда, из которой исходит капиталистическое отношение, является не чем-то данным природой, а чем-то созданным исторически, где труд давно вышел из своего первобытного состояния» . А ещё вторичная формация характеризуется товарным характер производства в ней.

3) наконец, «третичная» формация. Диалектический переход к высшему состоянию коллективизма – посткапиталистическому (вообще — постчастнособственическому и, понятно пост-товарно-денежному) коммунизму. Как уже отмечалось, в этом находит выражение диалектический закон – отрицание отрицания.

Фомин справедливо отмечает, что научный «диалектико-материалистический подход Маркса к периодизации человеческой истории характерен ещё и тем, что он:

  1. признавал правомочность выделения в рамках первичной и вторичной формаций других периодов (разных способов производства, а также преходящих укладов, хотя и на общеформационной базе);
  2. указывал, как мы видели, на взаимодействие и взаимопроникновение этих способов производства и укладов, тем более, что на земном шаре сосуществовали в его время не только разные ступени развития вторичной формации, но даже и первичной. А если взять русскую земледельческую общину, то даже и промежуточная ступень между первичной и вторичной формациями… ;
  3. подчёркивал, что высокие технологии развились только у тех народов, которые вполне прошли обе формации – и первичную, и вторичную».

В своём известном Письме в редакцию Отечественных Записок (1877 г.) Маркс специально подчёркивал следующее: «Если Россия имеет тенденцию стать капиталистической нацией по образцу наций Западной Европы, – а за последние годы она немало потрудилась в этом направлении, – она не достигнет этого, не превратив предварительно значительной части своих крестьян в пролетариев; а после этого, уже очутившись в лоне капиталистического строя, она будет подчинена его неумолимым законам, как и прочие нечестивые народы. Вот и всё. Но этого моему критику слишком мало. Ему непременно нужно превратить мой исторический очерк возникновения капитализма в Западной Европе в историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены идти все народы, каковы бы ни были исторические условия, в которых они оказываются, – для того, чтобы прийти в конечном счёте к той экономической формации, которая обеспечивает вместе с величайшим расцветом производительных сил общественного труда и наиболее всестороннее развитие человека. Но я прошу у него извинения. Это было бы одновременно и слишком лестно, и слишком постыдно для меня. Приведём пример. В различных местах „Капитала” я упоминал о судьбе, постигшей плебеев Древнего Рима. Первоначально это были свободные крестьяне, обрабатывавшие, каждый сам по себе, свои собственные мелкие участки. В ходе римской истории они были экспроприированы. То самое движение, которое отделило их от их средств производства и существования, влекло за собой не только образование крупной земельной собственности, но также образование крупных, денежных капиталов. Таким образом, в один прекрасный день налицо оказались, с одной стороны, свободные люди, лишённые всего, кроме своей рабочей силы, а с другой стороны – для эксплуатации их труда – владельцы всех приобретённых богатств. Что же произошло? Римские пролетарии стали не наёмными рабочими, а праздной „tow” („чернью”, более презренной, чем недавние „poor whites” южной части Соединённых Штатов, а вместе с тем развился не капиталистический, а рабовладельческий способ производства. Таким образом, события поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке, привели к совершенно разным результатам. Изучая каждую из этих эволюций в отдельности и затем сопоставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явления; но никогда нельзя достичь этого понимания, пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добродетель которой состоит в её надысторичности» . Следовательно, Маркс вовсе не представлял дело так, что до наступления коммунизма непременно все народы должны пройти все ступени двух предыдущих формаций, включая сюда и капитализм. Однако при этом народы, не прошедшие через капитализм (даже, возможно, и через другие ступени развития вторичной формации в их классическом виде!), тоже вступят в коммунизм, только основываясь на высоких технологиях, добытых народами, прошедшими через вторичную формацию до конца, т. е. через самый развитый капитализм. Здесь – опять же материалистическая диалектика.

Также Фомин замечает, что «„азиатский способ производства” Маркс и Энгельс не рассматривали в рамках частнособственнической (т. е. вторичной) формации. В 1853 г. между ними произошёл обмен мнениями, в ходе которого они выяснили, что „в основе всех явлений на Востоке лежит отсутствие частной собственности на землю” . Поскольку, однако, на базе „азиатского способа производства” возникла мощная государственность – „восточный деспотизм” (прочной основой которого были „идиллические сельские общины”), „азиатский способ производства” следует признать своеобразной переходной ступенью между формациями первичной и вторичной… И действительно, как раз общества с таким способом производства, например, крито-минойская цивилизация – предшествовали античному способу производства, первоначально развившемуся в Древней Греции»… Такова точка зрения Д. Фомина, которая, на мой взгляд, ближе всего находится к классическому марксизму (Сайт МРП: marxistparty.ru ).

Однако следует уточнить, что азиатский способ производства действительно не знал отношений частного присвоения земли, но отношения частной собственности уже существовали. Частной собственностью, по обоснованному мнению Ю. И. Семёнова, была государственная собственность, которой распоряжался деспот и его свита. (Семёнов Ю. И. Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. 2-е изд., переработанное и дополненное. М., УРСС, 2011).

Что касается перехода от рабовладения к феодализму не через революцию, то следует также иметь в виду, что согласно основоположникам коммунистической теории классовая борьба не обязательно приводит к революционной смене формации. В «Манифесте коммунистической партии» они, опираясь на факты истории, указывают, что классовая борьба может окончиться «общей гибелью борющихся классов» . Так, видимо, и произошло в Западной части Римской империи, которая пришла в упадок в результате неэффективности рабского труда и постоянных восстаний рабов против рабовладельцев. Это привело к гибели борющихся классов и покорению этой части Римской империи германскими племенами, которые принесли с собой элементы феодализма.

В рамках марксистской формационной теории уместно было бы рассмотреть также идею, которую выдвинули коммунисты ГДР в 60-х годах прошлого столетия о социализме как о самостоятельной экономической общественной формации. Эта идея была подхвачена некоторыми советскими теоретиками. Безусловно, она, как представляется, была подброшена в интересах власть имущих, так как увековечивала бы господство тогдашней партийной и государственной номенклатуры. Эта идея была отнесена к творческому развитию марксизма. С ней некоторые коммунисты носятся и сейчас. Однако следует отметить, что к марксизму она не имеет никакого отношения, так как отрицает марксистской диалектический подход, являясь возвратом от диалектики к метафизике. Дело в том, что Маркс в «Критике Готской программы» коммунистическую формацию представляет в развитии: вначале первая фаза, а затем фаза более высокая. В. И. Ленин, вслед за Г.В.Плехановым, первую фазу коммунизма называл социализмом (см., например, его работу «Государство и революция»).

Анализ текста «Критики Готской программы» позволяет сделать вывод, что первая фаза коммунизма (социализм) у Маркса представляет собой переходный период от капитализма к полному коммунизму, так как он пишет о недостатках, которые «неизбежны в первой фазе коммунистического общества, когда оно только выходит после долгих мук родов из капиталистического общества» .

Эту фазу Маркс назвал периодом революционного превращения капитализма в коммунизм. Он разъяснял: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата » . (См. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 27). В этой связи вряд ли можно согласиться с некоторыми авторами, которые считают, что здесь Маркс ведёт речь о самостоятельном переходном периоде как этапе развития до первой фазы коммунизма. Т. е. период диктатуры пролетариата представляет собой не первую фазу коммунизма, а самостоятельный период до неё. Но анализ приведённого текста не даёт оснований для такого вывода. Видимо, он навеян ленинской конструкцией. По Ленину, переход от капитализма к полному коммунизму из-за недоразвитости производительных сил, как это было в царской России, может состоять из двух этапов: вначале создания экономической базы для первой фазы коммунизма (социализм), а затем наступает первая фаза коммунизма.

Но такая теоретическая конструкция также не находится в рамках марксистской теории, которая, как отмечалось, отрицает возможность перехода к коммунизму в отдельной, да ещё отсталой стране с недоразвитыми производительными силами. Истинность этой конструкции не подтверждена общественно-исторической практикой в связи с гибелью СССР. Та же участь постигла и все другие страны, где была внедрена советская модель. Она оказалась утопией, которая не может считаться развитием марксизма, так как она его отрицает почти во всех частях.

Итак, классическая марксистская теория исходит из того, что вся прошедшая человеческая история делится на два больших периода, названных классиками экономическими общественными формациями: первичной и вторичной и их переходной формы. Внутри них происходила смена способов производства от менее совершенных к более совершенным, развивались цивилизации.

В основу такой периодизации Маркс положил способ производства, господствовавший в тот или иной исторический период. Это вовсе не значит, что этот способ производства охватывал одновременно всё человечество. Но он был господствующим. Если взять, например, античный (рабовладельческий) способ производства, который длился примерно с 4-го тысячелетия до н. э. до VI века нашей эры, то это не значит, что он охватывал все страны и все народы, но он был господствующим и охватывал народы, живущие на значительной территории планеты. Зародившись на территории Месопотамии и Египта, рабовладельческий способ производства своего высшего развития достиг в Древней Греции (5–4 вв. до н. э.) и в Древнем Риме (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.). Необходимо иметь в виду, что Римская Империя с рабовладельческим (античным) способом производства распространяла свое владычество на страны и народы Западной Европы,Северной Африки и др. Но наряду с античным способом производства тогда существовали ещё и первобытные, и предклассовые и азиатские общества, которые развивались в первичной формации.

Постепенно рабовладельческие производственные отношения, развивавшиеся внутри отношений рабовладельческой формы частной собственности стали тормозить развитие производительных сил из-за низкой производительности рабского труда. Рабы к тому времени во много раз превышали свободное население Римской империи. В результате античное (рабовладельческое) общество к 3 в. н. э. зашло в «безвыходной тупик». Наблюдался повсеместный упадок. Падение рабства ускорили восстания рабов и разгром Западной Римской империи германцами, у которых развивались феодальные отношения.

Феодальные производственные отношения, которые развивались внутри отношений феодальной формы частной собственности, господствовали в Западной Европе до начала XVI века. Но это не значит, что они охватывал все народы мира. Наряду с ним в других частях планеты у отсталых народов ещё существовали и первобытно общинный, и азиатский, и античный способы производства. Но они не были господствующими в мире.

К началу XVI века с развитием машинного производства и крупной промышленности феодальные производственные отношения стали тормозить развитие крупной промышленности из-за крепостной зависимости рабочей силы. Появилась потребность в рабочей силе. Тогда-то зарождавшаяся в Западной Европе буржуазия (будущие капиталисты) и повели борьбу за освобождение рабочей силы от феодальной зависимости, за введение свободного наёмного труда. Капиталистический способ производства окончательно стал господствующим в Западной Европе ко второй половине XIX века. Но наряду с ним ещё существовали и кое-где существуют и сейчас на планете и элементы первобытного, и азиатского, и феодального, и даже рабовладельческого способов производства.

Сейчас с распадом и развалом СССР мы отчётливо наблюдаем, как происходит процесс глобализации капиталистического способа производства, охват им всего человечества, универсализации мировых производительных сил, формирования универсальной всемирно-исторической, пролетарско-интернациональной личности. Эту тенденцию отметили классики еще в «Немецкой идеологии». Ее описал Маркс и в «Капитале». Как и предполагал Маркс накопление и концентрация капитала привели к появлению глобальных экономических кризисов, принявших хронический и системный характер. Они вызваны перепроизводством капитала,его сливом в финансовую сферу и превращением в фиктивные мыльные пузыри. Эти кризисы, согласно классикам, являются предвестниками мировой коммунистической революции. Они настоятельно требуют создания международной коммунистической партии для встречи мировой коммунистической революции, которую готовит международная буржуазия. Речь идет не о политической, а о социальной революции. В ходе этой революции должна произойти смена производственных отношений капиталистической частной собственности на коммунистические для дальнейшего развития производительных сил. На смену отношениям капиталистической частной собственности должны прийти отношения общей собственности или общего владения. Отношениям собственности в марксистской теории будет посвящена следующая лекция.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и развитие народонас., общество и его главный компонент - народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о.-э. лежит определенный способ обществ. производства, а сущность ее образуют производств. отношения. Этот экон. базис детерминирует развитие народонаселения, входящего в структуру данной Ф. о.-э. Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, раскрывающие учение о Ф. о.-э., дают ключ к пониманию единства и многообразия историч. развития народонас., являются одной из важнейших методологич. основ теории народонаселения.

В соответствии с марксистско-ленинским учением, выделяющим пять Ф. о.-э.: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, развитие народонас. также проходит через эти ступени историч. прогресса, определяющие изменения не только его количеств., но и качеств. характеристик.

Первобытнообщинная Ф. о.-э., свойственная всем без исключения народам, знаменовала возникновение человечества, становление народонас. Земли и ее регионов, начало его развития (см. Антропогенез). Первым социальным организмом стал род (родоплеменное образование). Материальное произ-во было самым примитивным, люди занимались собирательством, охотой, рыболовством, существовало естеств. разделение труда. Коллективная собственность обеспечивала каждому члену общества получение доли произведенного продукта, необходимого для его существования.

Постепенно сложился групповой брак, при к-ром мужчины, принадлежащие к данному роду, могли вступать в половые отношения с любой из женщин другого, соседнего рода. Однако никаких прав и обязанностей при этом мужчина и женщина не имели. Социальными нормами, регулирующими репродуктивное поведение коллектива, сезонность рождений, были разл. половые табу, самым сильным из к-рых являлся экзогамный запрет (см. Экзогамия).

По данным палеодемографии, ср. продолжительность жизни в период палеолита и мезолита составляла 20 лет. Женщины, как правило, умирали до завершения репродуктивного возраста. Высокая рождаемость в среднем лишь немного превосходила смертность. Люди погибали гл. обр. от голода, холода, болезней, стихийных бедствий и т. д. Темпы прироста числ. народонас. Земли равнялись 10-20% за тысячелетие (см. Демографическая история).

Совершенствование производит. сил протекало чрезвычайно медленно. В эпоху неолита появились земледелие и скотоводство (8-7-е тыс. до н. э.). Экономика из присваивающей стала постепенно превращаться в производящую, появился определ. излишек над необходимым продуктом - прибавочный продукт, что оказало сильное воздействие на экон. развитие общества, имело большие социальные и демографич. последствия. В этих условиях начинает складываться парная семья. Она пришла на смену групповому браку и потому характеризовалась такими его пережитками, как существование наряду с ´основными´ ´дополнительных´ жен и мужей.

В эпоху неолита изменился характер возрастной смертности: детская смертность оставалась высокой, у взрослых же пик смертности переместился на более старшие возрасты. Модальный возраст смерти перешагнул 30-летний рубеж, при этом общий уровень смертности оставался высоким. Период пребывания женщин в репродуктивном возрасте увеличился; ср. число детей, рожденных одной женщиной, повысилось, однако еще не достигло физиол. предела.

Самая длительная в истории человечества первобытнообщинная формация обеспечила в конечном итоге рост производит. сил общества, развитие обществ. разделения труда, завершилась возникновением индивидуального х-ва, частной собственности, что привело к распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, потом - обедневших соплеменников.

Частная собственность связана с появлением классового общества и гос-ва; в результате разложения первобытнообщинного строя складывалась первая в истории классовая антагонистич. рабовладельческая формация. Древнейшие рабовладельч. гос-ва образовались на рубеже 4-3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Классич. формы рабовладельч. строй достиг в Др. Греции (5-4 вв. до н. э.) и Др. Риме (2 в. до н. э.-2 в. н. э.).

Переход к рабовладельч. формации во многих странах вызвал коренные изменения в развитии народонас. Хотя значит. часть нас. составляли свободные мелкие зем. собственники, ремесленники, представители др. социальных групп, рабовладельч. отношения были господствующими, сказывались на всех социально-экон. отношениях, определяли все процессы развития народонас.

Рабы рассматривались только как орудия труда и были полностью бесправны. Чаще всего они не могли иметь семьи. Их воспроиз-во происходило, как правило, за счет невольничьего рынка.

Развитие семейно-брачных отношений, шедшее, т. о., почти полностью только в среде свободного нас., характеризовалось окончат. переходом от парной семьи к моногамной. У разл. народов этот переход, начавшийся еще в период разложения первобытнообщинного строя, протекал неодинаково. Моногамия утвердилась лишь в зрелом классовом обществе, когда сложилась семья, в к-рой безраздельно господствовал мужчина, а женщина оказалась в подчиненном и бесправном положении.

Определ. изменения произошли и в процессах рождаемости и смертности. Среди причин смертности первое место заняли болезни и потери в войнах. Нек-рое увеличение продолжительности жизни населения повлияло на показатели рождаемости. Ср. число детей, рожденных одной женщиной, оценивается в 5 чел.

В гoc-вах наиболее развитой, античной формы рабовладения впервые в истории возникает явление малодетности. Так, в Римской империи в последний период ее существования было отмечено значит. падение рождаемости среди зажиточных граждан, что побудило власти прибегнуть к мерам регулирования воспроиз-ва нас. (см. ´Закон Юлия и Папия Поппея´).

В нек-рых гос-вах возникали определ. противоречия между ростом числ. нас. и слабым развитием производит. сил. Они разрешались путем принудит. эмиграции, в результате к-рой в Средиземноморье возникли греч., финикийские и римские колонии.

С возникновением рабовладельч. гос-в в фискальных и воен. целях начали проводиться первые учеты нас.: регулярные цензы осуществлялись с 5 в. до н. э. по 2 в. н. э. в Др. Риме и его провинциях.

В 4-3 вв. до н. э. в рамках общих филос. теорий складываются первые воззрения на народонас., к-рые касались преим. проблемы соотношения между количеством ресурсов и числ. нас. (см. Платон, Аристотель).

Пришедший на смену рабовладельч. обществу феодализм как особая формация в своей классич. форме сложился в странах Зап. Европы и датируется здесь периодом примерно 5-17 вв. В других странах Европы и Азии феодализм характеризовался рядом особенностей. В то время как в Европе под влиянием роста произ-ва и нек-рых др. причин рабство исчезло, уступив место феод.-крепостнич. зависимости, во мн. странах Азии оно продолжало существовать, не играя, однако, важной роли. В Африке феод. отношения стали оформляться сравнительно поздно (и лишь в странах Средиземноморья); в Америке до прихода туда европейцев стадии феод. развития не достиг ни один из индейских народов.

Феодализм как классово антагонистич. формация означал разделение общества на два осн. класса - феодалов-землевладельцев и зависимых от них крестьян, к-рые составляли подавляющее большинство нас. Будучи собственниками земли и имея право на значит. часть труда своих крепостных крестьян, а также на их продажу другому собственнику, феодалы были заинтересованы в численном росте крестьян. Господствовавшая при феодализме патриархальная семья складывалась из ряда кровнородственных по муж. линии индивидуальных семей и представляла собой как хоз. ячейку, так и осн. звено в физич. возобновлении нас. феод. общества. В репродуктивном отношении этот тип семьи оказался наиболее производительным из всех форм семейной организации когда-либо существовавших.

Однако высокая рождаемость, свойственная патриархальной семье, ´погашалась´ высокой смертностью, особенно среди закрепощенного нас. и трудовых слоев феод. города. Такая смертность была обусловлена низким развитием производит. сил, тяжелыми условиями жизни, эпидемиями и войнами. По мере развития производит. сил и особенно с.-х. произ-ва уровень смертности медленно снижался, что при сохранении высокой рождаемости привело к увеличению естеств. прироста нас.

В Зап. Европе сравнительно устойчивый прирост нас. начался примерно с рубежа 1-го и 2-го тыс., однако он сильно замедлялся частыми эпидемиями (см. ´Черная смерть´) и почти непрекращавшимися феод. междоусобицами и войнами. По мере развития феодализма и особенно в условиях его кризиса отд. вопросы развития народонас. все более привлекали внимание мыслителей той эпохи (см. Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла).

В результате разложения феодализма в Зап. Европе (16-17 вв.) началось формирование последней классово антагонистич. Ф. о.-э.- капиталистической, основанной на частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации наемного труда капиталом.

Классово антагонистич. структура капитализма пронизывает все происходящие в нем обществ. процессы, включая и развитие народонас. Капитал, совершенствуя произ-во, совершенствует и гл. производит. силу - рабочее нас. Однако многообразие способностей и конкретных видов труда рабочих служит лишь необходимым условием, а также средством увеличения стоимости, подчинено капиталу и ограничивается им в пределах, отвечающих его социальным целям. Получать большую массу прибавочной стоимости на стадии простой кооперации капиталистам позволяло увеличение числа одноврем. занятых рабочих как за счет воспроиз-ва рабочего нас., так и вовлечения в произ-во разорившихся мелких товаропроизводителей. На стадии мануфактуры с углублением разделения труда для увеличения массы прибавочной стоимости наряду с ростом числа рабочих все более важное значение приобретают качеств. характеристики работников, их способность к повышению производительности труда в условиях его углубляющегося разделения. На фабрике, особенно на стадии автоматизир. произ-ва, на первый план вместе с практич. навыками выступает наличие определ. теоретич. знаний, а для их приобретения требуется соответств. рост уровня образования работников. В условиях совр. капитализма, широко практикующего внедрение достижений научно-технич. прогресса для извлечения наибольшей прибыли, повышение уровня знаний большого числа рабочих становится важнейшим фактором функционирования и обеспечения конкурентоспособности эксплуатирующего их капитала.

Необходимым результатом и условием капиталистич. произ-ва является относительное перенаселение. Противоречие развития народонас., как противоречие между объективными и субъективными элементами процесса труда, при капитализме выступает как отношение рабочего нас. (носителя товара рабочая сила) к средствам занятости в форме постоянного капитала. Закон относит. перенас. является основным экон. законом народонас. при капитализме.

Производств. отношения капитализма определяют обществ. условия, в к-рых протекают демографич. процессы. В ´Капитале´ К. Маркс раскрывает закон обратного соотношения рождаемости, смертности и абс. размера семей рабочих их доходам. Этот закон был выведен при анализе положения разл. групп рабочих, к-рые образуют относит. перенас. в застойной форме. Эти группы характеризуются наименьшими доходами и наибольшей долей в естеств. приросте нас., т. к. для них в условиях использования детского труда дети более выгодны экономически, чем для др. слоев рабочих.

Специфич. производств. отношения капитализма обусловливают и процесс смертности рабочего нас. Капитал по самой своей природе безразличен к здоровью и продолжительности жизни рабочих, он ´...является расточителем людей, живого труда, расточителем не только тела и крови, но и нервов в мозга´ (Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 101). Прогресс медицины позволил снизить смертность трудящихся, однако его воздействие имеет предел, за к-рым осн. фактором уменьшения смертности становятся изменения в условиях труда и жизни нас. Капитал предъявляет противоречивые требования к смене поколений рабочих. Ему, с одной стороны, нужны молодые здоровые люди, а с другой - рабочие, прошедшие общеобразоват. и проф. подготовку, т. е. более старших возрастов; требуются умелые и квалифицир., т. е., как правило, более пожилые рабочие и в то же время представители новых профессий, т. е. более молодых возрастов. Для обеспечения нужд произ-ва капиталу необходима быстрая смена поколений занятых. В сер. 19 в. это требование выступало как экон. закон.

В период империализма и распространения гос.-монополистич. капитализма существенно усиливается противодействие этой быстрой смене со стороны пролетарского движения, борющегося против роста эксплуатации, интенсификации труда, безработицы, за улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, за организацию системы проф. подготовки, улучшение мед. обслуживания и др. В то же время научно-технич. прогресс и рост значения проф. знаний и производств. опыта вынуждают капитал проявлять определ. заинтересованность в существ. увеличении продолжительности найма одних и тех же рабочих. Однако при всех условиях пределы этой продолжительности обусловлены способностью рабочего приносить как можно больше прибавочной стоимости.

В основе миграц. подвижности нас. при капитализме лежит движение рабочей силы вслед за движением капитала. Притяжение и выталкивание работников в отд. фазах цикла, отраслях, а также на отд. терр. определяются потребностями произ-ва прибавочной стоимости. На стадии империализма это движение приобретает междунар. характер.

Обществ. произ-во при капитализме реализует историч. тенденцию развития рабочего нас. Технич. прогресс предполагает перемену труда, совершенствование способностей, навыков, знаний работников, с тем чтобы они всегда были готовы к выполнению уже существующих и вновь возникающих функций. Такие требования к рабочей силе объективно выходят за пределы, допускаемые капиталом, и могут достаточно полно реализоваться лишь при отношении работников к средствам произ-ва как к своим собственным, а не при подчинении последним. Развитие рабочего класса при капитализме наталкивается на внеш. пределы, к-рые ставит процесс самовозрастания стоимости. Классовая борьба пролетариата направлена на ликвидацию непреодолимых при капитализме препятствий на пути свободного всестороннего развития трудящихся, на революц. смену капитализма социализмом.

Способ произ-ва, определяющий классовую структуру общества, историч. тип работника оказывают существ. влияние на семью. Уже в условиях капитализма свободной конкуренции семья из производительной превращается преим. в потребительскую ячейку общества, что подорвало экон. необходимость в больших патриархальных семьях. Лишь крест. семьи сохранили за собой производит. функции, на первый же план в капиталистич. обществе выступают два типа семьи: буржуазная и пролетарская. В основе выделения этих типов лежит специфика участия их членов в обществ. произ-ве - в экон. форме наемного труда или капитала, в результате чего различаются и внутрисемейные отношения.

С первым этапом развития капитализма связан быстрый рост нас. Определ. улучшение социально-экон. условий привело к сокращению смертности и изменению структуры ее причин. Снижение рождаемости, начавшееся в семьях буржуазии, постепенно распространяется и на семьи пролетариата, характеризовавшиеся первоначально ее высоким уровнем. В период империализма темпы роста нас. в экономически развитых капиталистич. странах сокращаются и остаются низкими (см. Народонаселение мира).

Развитие капитализма привело к резкому возрастанию обществ. интереса к народонас. (см. История демографической науки). Однако весь историч. опыт капиталистич. Ф. о.-э. убедительно показал, что решение проблем народонас., его подлинное развитие невозможны на путях капитализма.

Такое решение обеспечивает только коммунистическая Ф. о.-э., к-рая означает начало подлинной истории человечества, когда достигается свободное гармоничное развитие всех людей, практически осуществляется идеал обществ. устройства.

Науч. теорию коммунистич. Ф. о.-э. создали Маркс и Энгельс, она обогащена и развита применительно к изменяющимся историч. условиям Лениным, КПСС и др. коммунистич. и рабочими партиями, всесторонне подтверждена практикой СССР, др. стран социалистич. содружества.

Коммунистич. Ф. о.-э. имеет две фазы развития: первая - социализм, вторая - полный коммунизм. В связи с этим термин ´коммунизм´ часто употребляется для обозначения лишь второй фазы. Единство обеих фаз обеспечивается обществ. собственностью на средства произ-ва, подчинением всего обществ. произ-ва достижению полного благосостояния и всестороннего развития людей, отсутствием любых форм социального неравенства. Обеим фазам присущ также единый социальный тип развития народонас.

В системе свойственных коммунистич. Ф. о.-э. объективных законов действует экон. закон полной занятости (иногда он называется осн. экон. законом народонас. коммунистич. способа произ-ва), обеспечивается ее планомерная рациональность в соответствии с обществ. потребностями, со способностями и склонностями людей. Так, в ст. 40 Конституции СССР зафиксировано: ´Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей´.

Реальная полная и рациональная занятость в условиях экон. и общесоциального равенства оказывает определяющее влияние на процессы развития народонас. Члены общества имеют равный доступ к образованию и мед. помощи, осуществляющимися за счет обществ. фондов потребления, что является важнейшим фактором неуклонного качеств. совершенствования народонас. Обеспечивается свободное создание и развитие семьи при активной всесторонней помощи ей со стороны общества. обществ. источники благосостояния служат все более полному раскрытию созидат. способностей каждого человека. В экон. и общесоциальных программах первостепенное значение придается постоянному совершенствованию воспитания подрастающего поколения при особом внимании к его трудовому воспитанию. Осуществляется планомерный курс на наиболее рациональное расселение людей и создание комплекса благоприятных и в основном равных условий жизни во всех насел, пунктах.

Единство обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. имеет определяющее значение, поскольку они выделяются в рамках одной и той же формации с едиными для нее объективными закономерностями развития. Вместе с тем между двумя фазами коммунизма есть и различия, в т. ч. существенные, к-рые и позволяют отличать первую фазу от второй. Ленин писал о первой из них, что ´поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово ´коммунизм´ и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм´ (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 98). Такая ´неполнота´ связана со степенью развития производит. сил и производств. отношений в условиях первой фазы. Так, обществ. собственность на средства произ-ва существует в условиях социализма в двух формах (общенародной и колхозно-кооперативной); единое по своему характеру и целям общество трудящихся состоит из двух дружественных классов - рабочего класса и крестьянства, а также интеллигенции. Равное право всех членов общества на созданный их объединенным трудом продукт реализуется посредством распределения по труду в зависимости от его кол-ва и качества. Принцип социализма - ´от каждого по способностям, каждому - по труду´. Сохраняется, следовательно, определ. (постепенно и последовательно уменьшающееся) неравенство в потреблении при неравенстве труда. Труд для каждого индивида при социализме еще не стал первой жизненной потребностью, а является необходимым средством для получения жизненных благ.

Черты социализма как первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. обнаруживаются и в развитии народонас. Нас. при социализме (как и при полном коммунизме) - это трудящиеся; в данном, главном смысле оно социально однородно (см. Социальная однородность). Навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком и безработица, все имеют и реализуют равное право на труд, бесплатное образование и мед. обслуживание, на отдых, обеспечение в старости и т. д. Все равны и в возможностях образования семьи и получения в этом обществ. поддержки, в пользовании услугами детских учреждений, выборе места жительства по своему желанию. Общество материально и морально помогает людям, переезжающим на жительство в те насел. пункты, к-рые для осуществления планов экон. и социального развития нуждаются в притоке трудовых ресурсов извне. Вместе с тем, поскольку при социализме производит. силы общества еще не достигли уровня, требующегося для утверждения полного коммунизма, материальное положение разл. семей и индивидов еще не одинаково. Семья несет значит. часть затрат по воспроиз-ву рабочей силы, отсюда возможность неравенства и этих затрат, и их результатов. Участие семьи в материальном обеспечении воспроиз-ва рабочей силы с учетом неуклонно возрастающих требований к качеству работников влияет на избираемое семьей кол-во детей.

В документах КПСС сделан принципиальной важности вывод о том, что сов. общество находится ныне в начале исторически длит. периода - этапа развитого социализма. Этот этап, не выходя за рамки первой фазы коммунистич., Ф. о.-э., характеризуется тем, что ´...социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний´ [Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, Преамбула]. С построением развитого социализма осуществляется переход к преим. интенсивному типу обществ. воспроиз-ва, к-рый всесторонне сказывается и на воспроиз-ве нас., прежде всего на его социальных характеристиках. Уже в ходе построения социализма постепенно изживается противоположность между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, достигается всеобщая грамотность нас. В условиях развитого социализма постепенно преодолеваются существ. различия между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, обеспечивается высокая образованность нас. В СССР - обязательное ср. образование молодежи, осуществляется реформа общеобразоват. и проф. школ, призванная поднять обучение на качественно новый уровень, коренным образом улучшить трудовое воспитание и проф. ориентацию школьников на основе соединения обучения с производит. трудом, подготовку квалифициров. рабочих кадров в проф.-техн. уч-щах, дополнить всеобщее образование всеобщим проф. образованием. Если, по переписи нас. 1959, на 1000 чел. нас. страны приходился 361 чел. со ср. и высш. (полным и неполным) образованием, в т. ч. с высшим - 23 чел., то в 1981 соотв. 661 и 74, а среди занятого нас.- 833 и 106. В СССР работает более 1/3 всех врачей и 1/4 всех науч. работников мира. Новый этап в развитии экономики и социальной жизни нашел воплощение, в частности, в значит. расширении мер помощи семье, в увеличении гос. помощи семьям, имеющим детей, и молодоженам. Расширяются преимущества и льготы этим семьям, улучшаются их жилищно-бытовые условия, совершенствуется система гос. пособий на детей. Осуществляющиеся меры (предоставление частично оплачиваемого отпуска работающим матерям до достижения ребенком возраста 1 года, пособия матерям при рождении первого, второго и третьего ребенка и др.) улучшают материальное положение 4,5 млн. семей, имеющих детей. Зрелый социализм обеспечивает ускорение качеств. совершенствования народонас. В то же время отмечается определ. стабилизация количеств. показателей естеств. воспроиз-ва нас.

В развитом социалистич. обществе постепенно обеспечивается также более гармоничное расселение людей. В СССР высокими темпами осуществляется хоз. освоение ранее малонасел. территорий, прежде всего в вост. р-нах страны. При этом наряду с пром-стью, стр-вом, транспортом, связью пропорционально развиваются все отрасли обслуживания нас.: сеть учреждений образования, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, культуры и т. д. Значительно расширяются масштабы работ по обеспечению сел. поселений совр. бытовыми удобствами.

При переходе от первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. ко второй происходят крупные изменения. На высшей фазе коммунистич. общества, писал Маркс, ´...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни;...вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 20). Полный коммунизм - бесклассовый обществ. строй с единой общенар. собственностью на средства произ-ва, высокоорганизов. общество свободных и сознат. тружеников, в к-ром реализуется принцип ´от каждого по способностям, каждому - по потребностям´.

В ходе совершенствования зрелого социализма постепенно начинают формироваться черты второй, высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. Создается ее материально-технич. база. Прогресс производит. сил общества направлен на достижение такого их уровня, при к-ром обеспечивается изобилие благ; этим создается необходимая основа для формирования обществ. отношений, присущих полному коммунизму. Вместе с развитием способа произ-ва складываются и черты нового человека - человека коммунистич. общества. В силу единства обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. становление определ. черт ее высшей фазы оказывается возможным еще до ее достижения. В документах 26-го съезда КПСС указано: ´...можно...предположить, что становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма´ (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 53).

На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся и новые условия развития народонас. Они не будут зависеть от материальных возможностей отд. семьи, отд. человека. Полная возможность для всех членов общества непосредственно опираться на его огромные материальные ресурсы позволит добиться коренного поворота в качеств. развитии народонас., всестороннего раскрытия творч. потенциала каждой личности, наиболее эффективного сочетания ее интересов с интересами общества. Коренное изменение обществ. условий должно оказать существ. воздействие и на воспроиз-во нас. Откроются все условия для достижения оптимума нас. по всем параметрам его развития. Именно коммунистич. общество способно эффективно контролировать числ. своего нас. с учетом всех обществ. ресурсов и потребностей. Это предвидел еще Энгельс, когда писал, что коммунистич. общество, наряду с произ-вом вещей, если это окажется необходимым, будет регулировать произ-во людей (см. [Письмо] Карлу Каутскому, 1 февр. 1881г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 124). На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся условия для полного обеспечения оптим. расселения людей по терр.

Разработка комплекса конкретных проблем народонас. в условиях высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. относится к числу важных задач науки о народонас. Актуальность этой задачи усиливается по мере укрепления зрелого социализма, раскрытия обусловленных им изменений в развитии народонас. Решение этой задачи опирается на фундаментальные положения о развитии народонас., выдвинутые и обоснованные в трудах классиков марксизма-ленинизма, в документах КПСС и братских партий, на успехи всей марксистско-ленинской обществ. науки.

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 5, 8, 11-13, 21-24; т. 3, гл. 13 - 15, там же, т. 23, 25, ч. 1; его же, Экономические рукописи 1857-59 гг., там же, т. 46, ч. 2; его ж е, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. III; Социализм, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же, т. 40; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981; Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М. 1974; Система знаний о народонаселении, М. 1976; Управление развитием народонаселения в СССР, М. 1977; Основы управления развитием народонаселения, М. 1982; Теория общественно-экономической формации, М. 1983.

Ю. А. Бжилянский, И. В. Дзарасова, Н. В. Зверева.

Отличное определение

Неполное определение ↓