Почему верба стала одним из символов Пасхи? Вербное воскресенье




Пасха всегда приходится на весну. Если весна – это пробуждение земной жизни, то Христос даровал нам жизнь вечную. Каждый год мы переживаем Воскресение Христово, приуготовляясь к этому главному событию Священной истории, следуя по церковному годовому кругу. И этот год не исключение, снова весна, снова Великий пост.

В праздники оживают события Священного Писания, мы становимся соучастниками отдаленной от нас веками Евангельской истории. Они прочно переплелись с традициями нашей духовной культуры, став единым целым. Пасха, весна. Именно весна является началом времени и началом жизни. Сотворенный Богом мир, видимый и невидимый, и человек, не уберегший Божьего дара, тем самым, лишившись жизни вечной.
Природа – удивительная книга бытия Божьего мира, которую населяют его творения: животные и растения, поэтому их образ стал наполняться и духовным смыслом, они имеют важное значение в ряду христианских символов. Достаточно вспомнить пшеницу и смоковницу, сам Христос образно уподоблял себя виноградной лозе. Виноградное вино стало символом крови Христовой, а хлеб — Его тела. Елка стала символом Рождества Христова, неотъемлемым атрибутом этого праздника. Веточки русской березки сразу напомнят нам о Святой Троице, мысленно перенеся нас под сень Мамрийского дуба и в сионскую горницу.

Предпасхальная последняя седмица Великого поста – Страстная. Ее предваряет Неделя Ваий (цветоносная), называемая у нас вербной, и праздник Вход Господень в Иерусалим, который в русской традиции называют Вербное воскресенье. Словосочетание «символ вербы» созвучен с Символом Веры. Действительно, верба символизирует нашу веру, выражающую признание Христа Богом и Царем. Именно так, согласно Евангельскому повествованию, Его встречали при входе в Иерусалим:

«Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 8-9)

По утрам еще морозит, но весь день стоит тепло

Солнце льет лучи на землю ослепительно светло.

И, как весть весны пришедшей, под дыханьем теплоты,

Расцвели и запушились вербы белые цветы.

Верба, верба – наша пальма – ты на вид совсем проста!

Но тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.

М. Стремин

В советское время была уже другая эпоха со своими праздниками, обрядами и символами. С беспощадностью изгонялись и трансформировались обычаи далекой старины. Так постепенно религиозное значение вербы стало просто символом прихода весны, как в этих стихотворениях для детей советской поры:

Верба, верба, верба

Верба зацвела.

Это значит верно,

Что весна пришла.

Агния Барто «Апрель»

Изменилось символическое значение вербы. Это хорошо видно и на примере поздравительных открыток. С пасхальных открыток она переместилась на открытки, посвященные уже другому празднику – 8 Марта.

Но, став атрибутом праздника новой эпохи, верба все равно осталась символом весны, символом пробуждения природы, а значит зарождения новой жизни. Верба продолжала вдохновлять поэтов, и в душах людей к ней сохранялось особое трогательное теплое отношение, и чувство нежности. Видимо, она подспудно напоминала, что этот мир, несмотря на изменившиеся отношение людей, все так же оставался чудом Божьего творенья, ибо не во власти человека его полностью изменить.
Вновь обретая веру, мы обретаем с ней и забытые духовные традиции, с которыми к нам возвращается их истинный религиозный смысл. Так и с нежной пушистой вербой в руках мы обретаем ее истинный символ — символ нашей веры, что Христос Воистину Воскрес!

Кирилл Милюхин

Что празднуем?

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, жители которого встретили Небесного Царя пальмовыми ветвями. И взрослые, и дети приветствовали въезжающего на ослике Мессию, видя в нем пророка и чудотворца. В субботу, православный мир отмечает Воскресение Лазаря, бывшего умершим в течение четырех дней и воскресшего по воле Господа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев его живым, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. Однако Вербное воскресенье - праздник с налетом грусти: в этот день вспоминают «грядущего на вольную страсть (страдание) Христа». Глядя на ликующую толпу, встречающую его, Спаситель уже знал о том, что через каких-то пять дней эти же люди будут скандировать: «Распни его!» Поэтому на иконах, изображающих вход в Иерусалим, лицо Господа полно грусти. Никто не услышит кроткую и страшную в своей покорности воле Отца Небесного молитву в ночном Гефсиманском саду: «Отче, если возможно, да минует меня чаша сия. Но да будет воля не моя, а Твоя!»

История праздника на Руси

Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI-XVII веках в Москве. Перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова на Рву (более известного ныне как храм Василия Блаженного) для моления на Лобном месте. В процессии наравне с хоругвями и иконами возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу - для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.

Самая веселая традиция вербного воскресенья, сложившаяся примерно в 18 веке - вербные гулянья. В деревнях молодежь водила хороводы, а в городах открывалась ярмарка. На ярмарку отправлялись всей семьей, детям покупали сладости и игрушки. Крестьяне привозили для торговли вербу целыми возами, ее продавали и поштучно, и пучками, и украшенную лентами, и ангелочками из папье-маше, фарфора, стекла. Разносчики торговали сладостями и орехами, громко расхваливая свой товар. Ценилось умение ловко ввернуть присказку, прибаутку, лучше стихотворную. Торговали также игрушками, причем некоторым из них присваивались имена граждан, которые чем-то отличились не лучшим образом, и о которых шла народная молва. Такие игрушки с удовольствием покупали и себе, и в подарок.

По центру Москвы выезжали кататься семьи в каретах, демонстрируя богатство экипажа и нарядов. С конца 18 века такие вербные прогулки стали называть «вывозом невест». Именно так потенциальным женихам впервые демонстрировали достигших брачного возраста девушек и намекали на богатство приданного.

Что символизирует верба?

С давних времен верба на Руси символизировала праздник. Зацвела верба - значит, скоро весна, оживает природа. В России верба стала еще и религиозным символом, заменившим пальмовые ветви, которые бросали Христу под ноги при входе его в Иерусалим. К Вербному воскресенью верующие украшают дома: ставят пучок ветвей вербы рядом с иконами в «красном углу». По словам Григория Гниденко, в православии веточки вербы - это символ, их называют ветвями добродетели. Они тянутся к небу, также как молитвы устремляются к Создателю.

В старину на Руси считалось, что верба предохраняет дом от пожара, а посевы от града и бури. Освещенную вербу во время грозы ставили на подоконник, чтобы она избавила дом от молнии, ее веточки привязывали в хлеву. По народным приметам, если погода на вербное воскресенье стоит дождливая, то урожай будет богатым. А если солнечная - жди неурожая.

Считалось также, что верба наделяет людей и скот здоровьем и плодовитостью. Поэтому освещенной вербой принято было с разной степенью усердия хлестать всех, кому желали здоровья: себя, детей, жену и скот. Для того же ели почки освещенной вербы.

Источник: mir24.tv , tvoiomsk.ru , ria.ru


Всех с Праздником! images-5.moifoto.ru

Всех с Праздником Входа Господня в Иерусалим!

С праздником! Мира и добра!
img0.liveinternet.ru

Всех с вербным воскресеньем!

Поздравляю всех с Праздником!

Галина,спасибо тебе!
Всем Господнего благословения!

В Празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа, как Всемогущего Бога. Народ торжественно встречал Спасителя!
Воскресенье вербное Наступило вновь, Пусть с цветами первыми В дом войдет любовь, Радостью, надеждою, Полон каждый миг, И природа свежая, И сияет лик!

сайт

Друзья, всех с праздником! Здоровья и счастья!

Друзья РБшники! Поздравляю всех с одним из самых главных Православных праздников- Вербное Воскресенье!

Вход Господень в град священный,
Ныне празднует народ,
Душу освятить от скверны,
В храм божественный идет.
Иисус свои страданья,
Принял за весь род людской,
Стойко снес он истязанья,
Тёрн венца над головой.
Ветка вербы, символ веры,
Знак божественной любви,
Прогони от нас химеры,
Свет Господень подари
cardsgif.ru

На весеннем лёгком ветерке
Кто-то где-то и кого-то ждёт.
Ветку вербы держит он в руке –
К нам сегодня Иисус придёт.
Господа мы нашего встречаем
В вербный день сегодня поутру.
В вербный день друг другу пожелаем
Двери все открыть любви, добру!
img0.liveinternet.ru

Из самого раннего детства остались воспоминания ярмарок.. Продавали деревянные игрушки: каталки-вертушки, пистолеты-хлопушки, матрёшки, копилки, шкатулки, тарелки, ложки, трещотки, гребешки и пр. Всё очень красиво расписано хохломой..

С утра повсюду звон колоколов
И благодать течет туманом вешним,
И люди пробираются неспешно,
По улочкам старинных городов.
И бережно сжимают ветви вербы
Как символ христианской вечной веры,
Как свечи в храме, в этот день весенний,
В пресветлое святое воскресенье
И этой верой душу напитая
Живет и процветает Русь Святая.

www.pravmir.ru

Уважаемые друзья РБшники,всех с Вербным воскресеньем!
Вот и счастье на сердце опять –
Ветки вербы опять распушились…
Ну скажи, как же можно не знать,
Что для радости мы появились?

сайт

С вербным воскресением!
img0.liveinternet.ru

Сегодня день особенный такой –
Отмечен и покоем, и весельем.
Всех христиан, в прекрасный день святой,
Мы поздравляем с вербным воскресеньем!
Пусть будет мир и радость на земле,
Пусть крепнут семьи, подрастают дети,
Пускай у всех получится людей
Стать самыми счастливыми на свете!

Какие символические значения имеет образ ивы в традиционных культурах Востока и Запада? Как и почему ива связана с мотивом смерти и погребальными культами? Что символизирует ива в христианской традиции, в том числе в русском православии?

Ива (плакучая ива)

Ива – растение, которое распространено во многих странах и в различных климатических зонах. Благодаря этому, а также ее нарядному и выразительному внешнему виду, особым качествам древесины и лечебным свойствам ива была мифологизирована и опоэтизирована в многочисленных культурах. У различных народов это дерево имело свои собственные культурно-мифологическое толкования, зачастую противоположные.

Ива (верба) в мифологии и народных традициях

Востока и Запада имеет не совсем одинаковые значения, хотя основные смысловые позиции в целом совпадают.

Древний Восток

прежде всего видел в этом дереве женское плодородное начало и знак природной силы. При этом многие восточные этносы ассоциировали иву со смертью и похоронами. Однако в этой антиномичности значений нет ничего необычного, ведь жизнь и смерть в любых верованиях идут рядом, порождают друг друга.


В шумеро-аккадской традиции и Вавилоне это дерево считалось заговоренным и связывалось с лунными божествами, которые покровительствуют женщинам, особенно роженицам. В древнем Аккаде иву видели Мировым Древом и ассоциировали с Зевсом-создателем. А в Вавилоне, где было множество плакучих ив (которые впоследствии стали так и называть: вавилонскими), их из-за красоты считали праздничными деревьями веселья, удачи и счастья и посвящали богу плодородия и пастухов Таммузу.

Древние китайцы считали иву прежде всего деревом весеннего расцвета природы и женского начала (Инь), в том числе сексуальности. Юную девушку в народной поэзии нередко сравнивают с ивой – знаком грациозности, очаровательной кротости и женственности. Во время весенних деревенских праздников китаянки вплетали в волосы ивовую веточку, чтобы добавить себе привлекательности для противоположного пола и одновременно – защититься от злых сил. Это дерево считалось также оберегом от демонов. Посохи из него государственным чиновникам, которые переводились по долгу службы в другую провинцию, дарили их друзья для защиты от недоброй энергии новых мест. А влюбленные перед разлукой обменивались магическими знаками из ветвей ивы. Они должны были защитить их любовь от коварной нечисти и сохранить силу чувства. Кроме того, ива считалась деревом богини покровительницы женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь. Она изображается с ивовой веткой, которой окропляет мир вокруг себя живой водой. Эта вода дает миру силы, как и листья ивы, содержащие укрепляющее и взбадривающее вещество – танин. Отвар из них пили китайские крестьяне.

На Тибете тоже почитали иву как защитницу от злых духов. Ее ветки вешали перед входом в жилище и на стенах внутри него. В такой дом, по мнению людей, чаще заглядывали счастье, добро и удача. А омытые водой листья ивы, по убеждению тибетцев, могли очистить тело и карму. Лекари были убеждены, что с помощью ивовой древесины можно избежать слепоты и улучшить зрение, а листва может спасти от дизентерии, излечить ревматизм и зоб.

Японцы видели иву (особенно плакучую) олицетворением кротости и одновременно – терпения и упорства, так как даже сильная непогода не может сломать гибкие ветки этого дерева. Древняя японская мифология подчеркивала, что позвоночник самого первого человека был сделан из ивового прута, так что дерево это – родня людей, и к нему можно обратиться с просьбой о помощи.

Мать-Богиня бурятов , сотворившая Землю и поставившая ее на спину Кита, зародилась у корней Золотой Ивы – Мирового Древа, которое было до всего сущего.

У киргизов, таджиков, узбеков и некоторых других этносов Средней Азии ивовые посохи были атрибутами погребального обряда. Старейшины рода (а иногда и все его взрослые представители мужского пола) во время похорон шли на кладбище, опираясь на эти посохи и плача. После того, как могила была почти полностью закрыта, их забрасывали в боковую камеру захоронения, чтобы скорбь оставалась там. Иногда посохи втыкались в могилу, и считалось добрым знаком, если они со временем приживались и превращались в дерево.

Богиня покровительница женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь.

Канзаши - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах, имитирующие цветущие растения, в том числе иву.

Японский сад. Гравюра.

Европейские мифологические системы

тоже придают образу ивы важные значения. Они связывают данное дерево с появлением человека, его защитой от сил тьмы и со смертью.


Скандинавская мифология рассказывает о том, что великие асы создали первых людей из дерева. Как-то боги гуляли по морскому побережью и нашли две колоды – ясеневую и ивовую. Из ясеня они сотворили Аска – мужчину, а из ивы Эмблу – женщину. Так ива и осталась у северных европейцев женским деревом, связанным с продолжением рода.

Древнегреческой Артемиде, богине луны, живительных сил природы и одновременно смерти, посвящали ивовые прутья. Они считались символами деторождения, которому покровительствовала Артемида. В Спарте же эти священные прутья использовали для особого жертвоприношения юношеской кровью. У главного храма богини будущих молодых воинов подвергали жестокому испытанию: порке розгами из ивы. Как бы ни хлестала кровь из растерзанных тел, юноши не должны были издавать ни одного жалобного звука. Некоторые из них даже молча умирали на жертвенных помостах, что было большой честью для их рода.

Эллины считали иву также деревом подземного мира и его богов. Плакучие ивы фигурировали при описании ландшафта царства теней: они росли по берегам рек Леты, Коцита, Стикса и Ахеронта. Один из жезлов бога Аида, по преданиям, был сделан из ивовой древесины, а супруга Аида Персефона иногда изображалась с пучком ивовых веток в руке. В ритуалах, посвященных богине лунного света и колдовства, владычице чудовищ Гекате также фигурировали ветви ивы. Магическое курение Гекаты, вызывавшее вещие видения и дающий благословение богини, в свой состав включает кору этого дерева. Очевидно, такую связь с миром мертвых плакучая ива получила из-за своих печально опущенных ветвей. Поэтому у греков оно стало деревом плача и скорби. Его, наряду с кипарисом, принято было высаживать у могил. А ивовые венки надевали на головы во время похорон в знак глубокого горя. Однако ива была в античном мире и деревом исцеления, так как ее очень любил бог врачевания Асклепий (Эскулап), который считал лекарство из коры ивы полезным при многих заболеваниях.

У славян ива (ветла, ракита и верба, так как их отождествляли друг с другом) почиталась с незапамятных времен. Она использовалась в многочисленных обрядах, в первую очередь связанных с приходом весны. Ива – первое дерево, которое пробуждается после холодов. Оно считалось священным растением солнечного Ярилы. Славяне верили, что это дерево обладает огромной силой, поэтому всегда охотно носили на теле амулеты, сплетенные из его ветвей. Народные целители были убеждены, что ива является проводником целительного волшебства. Больного лихорадкой, например, знахари опоясывали соломенным жгутом, который после при чтении нужных заклинаний повязывали на ствол молодой вербы. Так недуг переходил от человека к дереву. Белорусы же считали старые дуплистые вербы прибежищем нечистой силы. Другие славяне тоже утверждали, что в полнолуние на ветках ракит, растущих по берегам водоемов, может гнездиться всякая нечисть. Особенно любят на них кататься русалки. Но в праздник Коляды перевясла из ивовых ветвей становятся очистительными знаками этого солнечного бога земледельцев.

Эмбла - сотворенная богами из ивы женщина. Скандинавская мифология

Ива, ветла, ракита - символ Мирового Древа

Ива - славянский языческий символ водяной магии и нечисти.

Образ ивы в иудаизме и христианстве

во многом сохранил свои значения, особенно в народной культуре.


У представителей иудаизма это дерево считалось скорбным. В Библии описаны рыдания иудеев, изгнанных со своей земли. Они развесили на ветки плакучих вавилонских ив арфы и причитали о своей участи.

Христианское понимание ивы носит не менее символический характер. Прежде всего, данное растение ассоциируется с подвигом девственности (так как представлялось, что оно не способно давать вызревшие семена, то есть не оплодотворяется). Поэтому в средневековой Европе ива отождествлялась с монашеским выбором целомудрия. То, что данное дерево продолжает расти, даже если ветки его спиливают и обламывают, сделало возможным его сравнение с Христовым Евангелием. Оно распространяется среди разных народов, и суть его все также остается неизменной. То, что ива может без труда расти и размножаться почти в любых климатических условиях и ее нелегко уничтожить, делает ее символом вечного возрождения. Поэтому это дерево часто сажают на христианских кладбищах как знак надежды на вечную жизнь души.

На Руси праздничные богослужения, посвященные входу Иисуса в Иерусалим, не обходятся без освящения веток вербы. Они заменяют пальмовые за неимением последних, являются символами божьей славы и силы. Вербное воскресенье – один из самых светлых праздников Русской Православной Церкви. Освященные в этот день вербы, в народных представлениях, имеют большую силу и несут радость, бодрость и здоровье. Ими, например, принято легонько хлестать детей, чтобы они не болели и хорошо росли. Считается, что такая верба защищает от нечистой силы, излечивает многие болезни, делает обильным урожай и приплод скотины. Она может прекратить бурю и потушить пожар, защитить посевы от града, если в поле воткнуть крестик из вербовых веточек. На свадебных торжествах молодые прятали в своих венчальных нарядах освященную вербу, которая должна была уберечь их от дурного глаза и колдовства.

Древо Жизни. Большая Синагога. Будапешт

В БИБЛИИ ОПИСАНЫ РЫДАНИЯ ИУДЕЕВ, ИЗГНАННЫХ СО СВОЕЙ ЗЕМЛИ. ОНИ РАЗВЕСИЛИ НА ВЕТКИ ПЛАКУЧИХ ВАВИЛОНСКИХ ИВ АРФЫ И ПРИЧИТАЛИ О СВОЕЙ УЧАСТИ.

Символика ивы имеет древнюю историю развития

и связана со многими другими традиционными мифологическими и религиозными образами, о которых Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер" . Там же расположен и обширный каталог моделей памятников из карельского габбро-диабаза.



Изначально, с момента распространения христианской веры, Вход Господень в Иерусалим отнесен по канонам религии к числу самых торжественных двунадесятых праздников (12 наиболее важных дат) и отмечается за неделю перед Пасхой. Как и у Пасхи, у него нет определенной даты, и Вербное воскресенье празднуется всеми верующими христианами. Это шестое воскресенье Великого Поста, который соблюдают истинно верующие люди. Это прекрасный, светлый и весенний праздник, наполненный весной и традициями, верой в чудо и прекрасную жизнь после смерти.

  • Правила, традиции и обычаи

Чем знаменателен светлый Праздник

Это последнее воскресенье перед тем, как Иисус Христос принес себя в жертву во имя всего человечества, и первый выходной день, когда в него окончательно поверили, как в Великого Мессию, который принес свои символы мира, добра, любви и извечного воскрешения. Он дал надежду миллионам людей, которые обрели веру, душевные силы и умиротворение.

Важно!
В Иерусалим Христос въехал на ослице, которую специально привели из Вифлеема – являющегося одним из самых почитаемых в истории христианства мест. Это было очень символическим жестом, потому что въехал он в Иерусалим, уже зная о том, что его ожидает. Но въехал он не как воин, а как Спаситель всего человечества.




При въезде в город его приветствовали толпы людей, которые устилали ему дорогу еще одним символическим атрибутом – пальмовыми ветвями. Поскольку в умеренных широтах пальмы практически не растут, их заменили веточками вербы, которые сияют в этот день практически в каждом доме серебристыми почками. Не все верующие, а уж тем более, неверующие, просто соблюдающие красивую традицию, знают, почему именно ветви пальмы бросали под ноги Иисусу Христу. А это очень многозначный и знаменательный символ, с которым нужно обязательно соотносить происходящее в то время.

Пальмовая ветвь одновременно была:

Символом мученичества, и ее изображали на иконах страстотерпцев, страдавших за свою веру;
материальным знаком у древних греков для пожелания здоровья и долголетия (она вручалась вместе с ветвью оливы и означала победу на Олимпийских играх);
оповещением присутствующих от осужденного, выходившего из суда в Древнем Риме, с ветвью пальмы в руке, о торжестве своей веры в правоту и неизбежную победу, и о том, что суд признал его невиновным;
древние греки посылали с этой веткой гонца, который извещал свой народ о победе в проведенном сражении;
символом веры в вечность и перевеса жизни над смертью, торжества весны и предначертанной справедливости в христианской религии.

Обратите внимание! Для людей, которые уверовали во Христа после его мученической смерти на кресте и последующего Вознесения, пальмовая ветвь, или заменившие ее ветки вербы, означали символ победы Христа над смертью. Это роковое событие состоялось на Пасху, и убедило приверженцев в правоте и справедливости принимаемой веры, несущей добро и справедливость.




Многозначность символа, замененного в Православии на ветки вербы, до сих пор не претерпела никаких изменений, хотя с того времени прошел не один десяток столетий. Этот символ остался знаком, с которым изображали ангелов и мучеников, но одновременно ветвь вербы является символом победы и мира.

Это и есть глубокая подоплека, которую принимает в руки и ставит в своем доме каждый человек, который празднует Вербное Воскресенье. Но даже если он не знает богословских тонкостей, он все равно обращается к Богу с просьбой дать ему силы и волю для того, чтобы пройти сквозь земные испытания, одержать победу над смертью, и прожить жизнь в мире и благоденствии.

Совет!
Верующему человеку в этот день нужно непременно освятить срезанные веточки вербы, которые в Православии считаются священным и многозначным символом, трансформированным по церковному указу. Их нужно сразу после освящения поставить возле иконы. Такой скромный букетик должен стоять весь год. Он охраняет жилище человека от пожара и несчастий, а его самого – от болезней и слабостей духа.

Почему ветки вербы и что еще связано с этим праздником

Православие – это христианская религия, которая трансформировалась под влиянием менталитета, поверий принявшего ее народа и климатических особенностей. При замене пальмовой ветви на веточку вербы, учитывались ранние верования и приметы славян:




Дерево с пушистыми почками сажали у источников воды и колодцев, чтобы вода очищалась естественным образом, потому что у славян считалось, что оно обладает чудодейственными свойствами;
прутики высаживались возле дома, где жила девушка на выданье, они одновременно оповещали об этом и служили приметой скорого замужества, если быстро принимались и росли;
почки считались обезболивающим средством при болезнях горла;
верба была хранительницей домашней скотины и ее непременно сажали возле мест содержания;
ветками вербы, освященной в церкви, обмахивали после церковной службы пчельники, коровник и другие помещения, тушили пожар, и разжигали огонь на пасху, отгоняли сильную грозу и даже клали веточку в гроб покойнику.

Факт!
Предки били детей вербой в Вербное воскресенье, потому что считали, что это принесет им мир, здоровье, счастье и способствует быстрому росту. Считалось, что ветки, принесенные после освящения в церкви, помогают забеременеть бесплодным женщинам, защищаться от темных сил и природных бедствий.

К веточкам, освященным в церкви, относится множество поверий и обычаев. Тем, кто отмечает этот праздник походом с ветками в руке в церковь, следует немного знать о существующих правилах.




Правила, традиции и обычаи

Освященную вербу ни в коем случае нельзя выбрасывать, даже если на подходе новое Вербное воскресенье. Ее непременно нужно сжечь, чтобы убрать весь негатив, который приносили в дом недобрые люди или печальные события. На Руси сухие ветки, взятые от иконы, использовались для разжигания печи, в которой пеклась пасхальная выпечка. Их можно спускать по реке или относить обратно в церковь – и не более того.


Интересно!
У западных славян и у белорусов такие букетики через год относили на могилы предков. Там их оставляли в качестве оберега и просьбы о дополнительной защите. Но у всех славян считалось, что выбросить сухой освященный пучок вербы – значит, навлечь на себя смертельные болезни.

В Вербное воскресенье, по христианским канонам, следует сходить в церковь. Иногда люди в этот день идут на кладбище, убирают могилы, подкрашивают кресты и оградки. После возвращения с кладбища следует непременно сесть за стол со всей семьей в обеденное время.





Для справки!
Пост в этот день соблюдается с некоторыми послаблениями, например, можно выпить немного красного вина и поесть рыбы – отварной, или приготовленной на пару.

Если соблюдать церковные каноны, то в Вербное воскресенье нельзя ходить на развлекательные мероприятия и посещать светские тусовки. Нужно думать о духовном, вести неторопливые беседы о добре и благе со своими домашними. И еще есть поверье, что в этот день хорошо пересаживать или подрезать комнатные цветы – если они хорошо примутся и пойдут в рост, то будут приносить в семью мир и достаток.

О вербе, скромной нашей вербе, немало написано картин, сложено пословиц и поговорок, песен и стихов. Она, верба, заняла свое почетное место и в фольклоре. И говорят иногда пожелания: будь высокий, как верба, а богатый, как земля. Люба верба сердцу каждому за тонкий гибкий стан, за то что откликается перовой на теплые лучи долгожданного весеннего солнца. Распускаясь, верба тянется к небу, и непросто эти «ветви добродетели» стали религиозным символом. Верба на Руси всегда олицетворяла праздник, весну, новую жизнь, грядущее обновление.

Весной в воздухе витает запах свежести, запах талой воды, вербы.

Самая радостная примета весны это верба. Символ начинающегося цветения и пробуждения.

Распустившиеся почки вербы нежные и пушистые как котята.

С древности к вербе относились с особенным уважением славяне, почитая и воспевая её.

Верба символ плодородия, радости, весны.

Дерево, обласканное первыми лучами солнца и напитанное вешними водами — обладало особенной жизненной силой.

Верба не только вестник весны, веточки и почки вербы обладают целебной силой.

Издавна считается, что цветущая верба несет в себе волшебные свойства, благодаря которым люди могут успокоиться, снять напряжение, в следствии чего проходит головная боль.

Вербные почки употребляли при лихорадке, бесплодии, делали порошок для лечения ран, веточки прикладывали от головной боли.

Пироги пекли с почками и угощали для защиты от всех болезней.

Придавали вербе и магическую силу.

Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.

Поставить в доме веточку вербы - обеспечить ему мир, спокойствие и защиту от воров и пожаров.

Бросить против ветра веточку вербы — бурю успокоить.

Робкому человеку совет приколотить веточку в избе.

Девушке, чтобы выйти замуж — пойти к вербе у воды, написать желание на ленте и привязать к нераспущенному дереву, и уйти не возвращаясь.

С приходом христианства — верба заняла самое важное и значимое место.

Она заменила пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи.

На праздничном церковном богослужении перед Пасхой вербу торжественно освящают.

Хранили освящённую вербу за образами.

Освященную в церкви вербу хранят до следующего Вербного Воскресенья, как защиту от злых духов и болезней.

Прошлогодние веточки вербы кидали в реку по течению.

Освящённая верба поможет каждому человеку, если её поставить в воду и рассказать о своих нуждах.

При этом каждый день нужно менять воду и разговаривать с ней.

Засохшая ветка говорит о том, что она отвела беду от своего владельца. Ветка эта пусть стоит до следующего года.

Если верба пустит корни, то посадите её и уже тогда точно сбудутся все Ваши желания.

Максимальная концентрация чудодейственной силы вербных веток приходится на Вербное воскресение – православный праздник, который отмечают за неделю до прихода Пасхи.

Застенчивым и неуверенным в себе людям вербную ветку нужно повесить у входной двери. Каждый раз, как человек будет выходить из дому, необходимо прикоснуться к ветке. Этот ритуал придаст уверенности и поможет положительно решить все вопросы.

Как бы Вам не было трудно — пусть эти прекрасные пушистые комочки вербы и станут началом Новой и Счастливой жизни!

Пусть душа будет чистой, а в чистой душе звенят радостные ручейки жизни!