Междометие не является. Междометия в русском языке




Междометие - особая часть речи, выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Примеры междометий: ау, ах, ох, ну, ай-ай, увы.

Междометия могут выражать различные чувства и настроение: восторг, радость, удивление, страх и т.д. Примеры: ах, ай, ба, о, ох, эх, увы, ура, фу, фи, тьфу и др. Междометия могут выражать различные побуждения: желание выгнать, прекратить разговор, побудить к речи, действию и т.д. Примеры: вон, тсс, цыц, ну, ну-ну, эй, брысь и др. Междометия широко используются в разговорном стиле. В художественных произведениях междометия обычно встречаются в диалогах. Не путайте междометия со звукоподражательными словами (мяу, тук-тук, ха-ха-ха, динь-динь и т.п.).

Морфологические признаки

Междометия бывают производные и непроизводные. Производные образовались от самостоятельных частей речи: Брось! Извините! Батюшки! Ужас! и др. Сравните: Батюшки! Бог ты мой! (междометие) - Батюшки на службе (существительное). Непроизводные междометия - а, э, у, ах, эх, ну, увы, фу и др.

Междометия не изменяются.

Примеры междометий

Ах , голова горит, всю кровь моя в волненьи (А. Грибоедов).
Ай , ребята, пойте, только гусли стройте (М. Лермонтов).
Ба! Знакомые всё лица (А. Грибоедов).
Увы , он счастия не ищет и не от счастия бежит (М. Лермонтов).

Ну , барин, - закричал ямщик, - беда: буран! (А. Пушкин).
Эй , ямщик, смотри: что там такое чернеется? (А. Пушкин).
Ну-ну , Савельич! Полно, помиримся, виноват (А. Пушкин).
А вон-вон : это облачко (А. Пушкин).

Синтаксическая роль

Междометия не являются членами предложений. Однако иногда междометия употребляются в значении других частей речи - принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения:
Ай да мёд! (А. Пушкин) - слово «ай да» в значении определения.
Вот раздалось «ау!» вдалеке (Н. Некрасов) - слово «ау» в значении подлежащего.

Морфологический разбор

Для части речи междометие морфологический разбор не делается.

Междометие - лек­си­ко-грам­ма­ти­че­ский класс не­из­ме­няе­мых слов, не вхо­дя­щих ни в зна­ме­на­тель­ные, ни в слу­жеб­ные час­ти ре­чи и не­рас­чле­нён­но вы­ра­жаю­щих (но не на­зы­ваю­щих) эмо­цио­наль­ные и эмо­цио­наль­но-во­ле­вые ре­ак­ции на ок­ру­жаю­щую дей­ст­ви­тель­ность.

Междометия тесно связаны со звукоподражанием, но являются отдельной частью речи, и выступают как слова-сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности. Звукоподражание различным природным явлениям, животным и т. д. изучает раздел лингвистики - ономатопея (идеофон).

Изучению междометий уделяли внимание многие известные лингвисты. Всё многообразие высказанных в разное время точек зрения может быть сведено к трём.

  • Междометие - это разнородный по составу синтаксический класс, стоящий вне деления слов по частям речи.
  • Междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно.
  • Междометия входят в круг частей речи, а внутри последнего - в разряд «частиц речи» наряду с предлогами и союзами.

Заместительные функции междометий и их живые связи со словами разных частей речи активно изучаются в современной лингвистике.

Происхождение

  • непроизводные – возникли изначально сами по себе для выражения различных чувств и эмоций (а, ну, ой, ах и т.д.);
  • производные – образовались от самостоятельных и служебных частей речи (батюшки, полно, скажите на милость );

Значение

  • эмоциональные – выражают различные чувства и эмоции, группируются в зависимости от их вида (ах, ура, ух ты – радость; ой, какой ужас, брр-р-р – испуг);
  • этикетные – используют в этикетных формах речи для выражения благодарности, приветствия, прощания, просьбы и т.д. (здравствуйте, салют, мерси и прочие );
  • побудительные – призывают к действию, выражают различные побуждения (брысь, стой, помилуй и т.д.) ;

Состав

  • сложные – состоят из нескольких повторяющихся основ (вот-вот, то-то, ай-ай-ай и пр. );
  • простые – в составе имеют одно слово (ах, ух, господи и т.д. );
  • составные – содержат несколько слов (скажи на милость, чёрт возьми, вот это да) .

Примеры междометий, образованных от самостоятельных частей речи, можно разделить на такие группы:

  • существительные : господи, матушки, боже и т.д.;
  • глаголы : вишь, помилуй, дай и пр.;
  • местоимения и наречия : ну что Вы, да ты что, полно;
  • союзы и частицы : то-то, а, ну, вот и т.п.

Для чего служат междометия?

Эта часть речи может выполнять несколько функций. Во-первых, служить для передачи чувств и эмоций рассказчика (ух ты, вот это да, ого и пр.) , его волеизъявлений (стой, брысь, помилуй) . Многие такие слова происходят от первородных звуков, которые являются реакцией на внешние раздражители (ай, ой, брр, холодно и т.д.) . Во-вторых, одно такое слово может заменять целое предложение (Тьфу! – Какая гадость!) . Эта отдельная и неизменная часть речи, которая не связывает слова в предложениях.

На какие вопросы отвечают междометия?

Данная часть речи не может отвечать на вопросы, так как не является членом предложения. Такие слова помогают выразить чувства, чаще всего они не имеют даже лексического значения.

Как подчёркиваются междометия в предложениях?

Слова, выражающие чувства, не выступают в качестве членов предложений, но иногда могут замещать их. В таком случае они подчёркиваются в зависимости от занимаемой позиции. Например:

  • Где-то вдали послышалось протяжное «ох». – В этом случае «ох» стоит на месте подлежащего и подчёркивается одной линией.
  • Ай да молодец! – В предложении «ай да» замещает прилагательное и выступает в роли определения, подчёркивается волнистой линией.

На письме данная часть речи всегда выделяется знаками препинания. Существует ряд правил употребления разделительных знаков при данной части речи.

Таблица «Правила пунктуации при междометиях»

Иногда данную часть речи путают с частицами, которые не выделяются на письме знаками препинания.

Например: О нет , только не это. Ах ты , хитрая лиса.

10-й класс

«Досадное недоразумение»,
или Междометия

Цели урока: пробудить у учащихся интерес к междометиям, учить уместному использованию междометий в речи, формировать внимательное и вдумчивое отношение к происходящим языковым процессам, умение анализировать языковые явления.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Междометия – это наименее изученный класс слов в современном русском языке. Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи. В истории изучения междометий можно выделить две противоположные концепции. Первая концепция связана с именем М.В. Ломоносова. Это она положила начало научной трактовке междометий. В этом направлении впоследствии работали А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов. Эти ученые считают междометия словами, признают данные слова частью речи, изучают их структуру, функции в речи, историю образования. Большой вклад в изучение междометий внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что изучение междометий важно в плане исследования синтаксиса живой устной речи. Своеобразие междометий В.В. Виноградов видел в том, что они служат субъективным средством выражения эмоций, чувств и функционально сближаются с разными классами слов, занимая в системе частей речи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи.

Н.И. Греч, Д.Н. Кудрявский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский – это сторонники противоположной концепции, не считающие междометия словами и исключающие их из состава частей речи.

В школьном курсе русского языка междометия рассматриваются как особая часть речи.

Актуализация опорных знаний.

– Как называется раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи? (Морфология.)

– Что значит понятие части речи ? (Части речи – это основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании определенных признаков.)

– Что это за признаки? (Во-первых, это семантический признак (обобщенное значение предмета, действия, состояния, признака и т.д.); во-вторых, морфологические признаки (морфологические категории слова); в-третьих, синтаксические признаки (синтаксические функции слова).)

– На какие две группы делятся части речи? (Части речи делятся на самостоятельные (знаменательные) и служебные.)

– Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие. Междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства.)

Изучение темы урока.

– Итак, что же такое междометие? (Междометие – это часть речи, включающая в свой состав звуковые комплексы, которые служат для выражения чувств и волевых побуждений. Междометия находятся на периферии грамматической и лексической систем языка и существенно отличаются как от самостоятельных, так и от служебных частей речи по своим семантическим, морфологическим и синтаксическим признакам.)

– Как вы понимаете выражение звуковые комплексы ? (Междометие – это класс грамматически не изменяемых слов и словосочетаний, вот почему в понятии употребляется выражение звуковые комплексы. )

– Итак, междометия лишены номинативного значения. Однако академик В.В. Виноградов отмечал, что междометия «имеют осознанное коллективом смысловое содержание». Как вы понимаете слова В.В. Виноградова? (Это значит, что каждое междометие выражает определенные чувства и эмоции, которые при поддержке интонации, мимики и жестов понятны как говорящему, так и слушающему. Например, междометие фи выражает презрение, отвращение (Фи, какая гадость!), междометие фу выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение (Фу, надоел!), междометие хы выражает недоверие, насмешку (Хы, как ты надоел!). )

Верно. Закрепленность за тем или иным междометием определенного содержания убедительно выражена в стихотворении М.Цветаевой «Молвь»:

Емче органа и звонче бубна
Молвь – и одна для всех:
Ох – когда трудно и ах – когда чудно,
А не дается – эх!

А в чем отличие междометий от служебных частей речи? (В отличие от союзов, междометия не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.)

Назовите морфологические и синтаксические особенности междометий. (С точки зрения морфологической междометия представляют собой лексические единицы, не имеющие форм словоизменения. Основная синтаксическая особенность междометий состоит в том, что они не вступают в связь с другими словами в предложении, но могут выступать в роли самостоятельных предложений. В составе предложения междометия всегда держатся обособленно, что подчеркивается постановкой запятой или восклицательного знака на письме.)

Проанализируйте следующие две группы междометий: ай, эх, о, ха; батюшки, то-то, однако же. Как вы думаете: в чем их различие? (Первая группа междометий – это лексемы непроизводные, а вторая – производные, т.е. образованные на базе других частей речи.)

Дайте лингвистический комментарий следующим примерам:

1) ой, ой, ой; ну-ну;
2) ого-го, эге-ге;
3) ох-хо-хо;
4) ахти, нуте, ну-ка.

1) Повторы являются важным грамматическим средством образования междометий.

2) Повтор может быть неполным.

3) В первой части междометия может иметь место перестановка гласного и согласного.

4) Отдельные междометия способны соединяться с местоименным ти, окончанием множественного числа повелительного наклонения те, с приглагольной частицей -ка. )

– О каких фонетических особенностях междометий свидетельствуют следующие примеры: ага, ого, кыш, кыс-кыс, гм, тсс, тпру . (В междометиях ага, ого произносится чуждый литературному языку [ ] фрикативный. В междометиях кыш, кыс-кыс имеет место чуждое русскому языку сочетание кы. В междометиях гм, тсс отсутствуют гласные звуки. В междометии тпру наблюдается сочетание трех согласных.)

– Хотя междометия и занимают обособленное положение в системе языка, они сохраняют связь с другими элементами этой системы. В чем это проявляется? Приведите примеры. (Междометия могут возникнуть на базе знаменательных и служебных слов. А на базе междометий могут быть образованы знаменательные слова: ахнуть, аканье, аховый, нукать, нуканье и т.д.)

– По семантике ученые выделяют два разряда междометий. Приведенные ниже междометия попробуйте разделить на две группы и установить определенную закономерность: бис, о, ах, черт, ба, ой, ого, долой, браво, брр, марш, айда, тьфу, ура, батюшки, алло, господи, тсс, фи, прочь. (Междометия о, ах, ой, ого, ай, тьфу, батюшки, господи, фи, черт, браво, ура, брр, ба выражают различные эмоции, как положительные, так и отрицательные, служат для выявления отношения человека к действительности, к речи собеседника.

Междометия бис, долой, марш, айда, алло, тсс, прочь выражают различные типы и оттенки побуждения к действию.)

– Верно. Междометия, относящиеся к первой группе, – это эмоциональные междометия, ко второй группе, – это побудительные междометия. Побудительные междометия имеют и другие названия: императивные, повелительные. Попробуйте сравнить два эмоциональных междометия: ой и ба. (Междометие ба однозначное, а междометие ой многозначное. В зависимости от ситуации речи и интонации междометие ой может выражать сложную гамму чувств: боль, испуг, удивление, восхищение, сожаление, предостережение, огорчение, радость. Междометие ба выражает удивление.)

– Определите, к какому разряду относятся следующие междометия: полно, ну, айда, марш. (Это побудительные междометия.)

– Попробуйте предположить, может ли одно и то же междометие выражать и эмоции, и побуждение. Попробуйте включить в различные речевые ситуации междометие ну. (Да, может. Ну, пошел отсюда! Ну, цветы! В первом примере междометие выражает побуждение, во втором – удивление, восхищение.)

– Некоторые ученые-лингвисты в качестве особого разряда междометий – этикетных – выделяют всем известные звуковые комплексы: здравствуйте, до свидания, спасибо, прощайте, спокойной ночи, с праздником, на здоровье, всего хорошего и др. Основной аргумент этих ученых: эти звуковые комплексы передают соответствующее содержание в самом общем, нерасчлененном виде. Попробуем оспорить эту точку зрения. Начнем с того, что подумаем, обладают ли данные выражения семантикой, присущей междометиям. (Эти звуковые комплексы не выражают чувств и побуждений, значит, у них нет присущей междометиям семантики.

Основной признак междометий – отсутствие номинативного значения. Выражения же типа до встречи, всего хорошего, спокойной ночи, доброе утро сохраняют прямые номинативные значения своих компонентов.

Выражения прощай(те), прости(те), извини(те), здравствуй(те) являются глаголами в форме повелительного наклонения. Только в особых случаях, например, слово здравствуйте выражает удивление, недовольство:

– Я не пойду сегодня в кино.

– Здравствуй, ты же обещал.

Возьмем слово извини(те). Это слово может выражать протест, несогласие: Опять мне идти в магазин? Нет уж, извини. )

– Молодцы! А сейчас я назову несколько словесных комплексов. Вы их, безусловно, слышали: господи боже мой, матушка царица небесная, скажи-ка на милость... Что они выражают? (Чувства и эмоции.)

– Ученые отмечают их структурную расчлененность, фразеологичность, семантическую целостность. Попробуйте этот ряд примеров продолжить. (Батюшки мои, боже мой, черт знает что, вот как, пустое дело, вот чудо-то, фу ты пропасть, скажите на милость, вот так фунт и др.)

– Составьте предложения, включив в них данные примеры.

Докажите, что междометия служат целям экономии языковых средств. (К примеру, вы не ожидали увидеть, встретить в каком-то месте своего знакомого. Удивление по этому поводу можно выразить предложениями: И ты здесь?, Как ты здесь оказался? Ведь ты не собирался сюда приходить. Кого я вижу?!, а можно одним междометием: Ба!

Призвать замолчать, успокоиться можно предложениями: Тише, пожалуйста, ничего не слышно, а можно одним междометием: Ш-ш! )

Практическая часть урока.

Задание 1. Словарный диктант-кроссворд на тему «Чувства». Учитель читает лексическое значение слова, учащиеся записывают слово, соответствующее данному лексическому значению.

Высшее удовлетворение, восторг. – Восхищение.

Чувство сильного возмущения, негодования. – Гнев.

Впечатление от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного. – Удивление.

Состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело. – Недоумение.

Чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды. – Досада.

Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. – Зависть.

Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. – Удовольствие.

Решительное возражение против чего-нибудь. – Протест.

Выражение неодобрения, осуждения. – Порицание.

Задание 2 . Вставьте в таблицу напротив указанных значений подходящие междометия. Учащимся розданы листки с таблицей, в которой не заполнены вторая и четвертая графы. Междометия для выбора: эхма, чур, у, фу, уф, ох, ша, чу, ух, э, хы, цыц, эх. Придумайте примеры употребления междометий в речи.

По завершении работы таблица будет иметь следующий вид.

№ п/п Междометие Выражаемое
междометием значение
Примеры
употребления
в речи
1 Ша Возглас в значении «пора кончать, хватит» Побегали – и ша!
2 Хы Выражает недоверие, насмешку Хы, чего захотел!
3 Чу Выражает призыв обратить внимание на негромкий, неясный или далекий звук Чу! Что-то затрещало в саду.
4 Э Выражает недоумение, удивление, недоверие и другие самые разные чувства Э, а как ты здесь оказался? Э, а я не согласен.
5 Ух Выражает удивление, высокую оценку, восхищение и другие подобные чувства Ух, егоза! Ух, достанется тебе от бабушки!
6 Чур 1. Возглас, которым требуют соблюдать какое-нибудь условие. 2. Возглас (обычно в детских играх), которым запрещают касаться чего-нибудь, переходить за какой-нибудь предел Только чур меня не трогать! Чур не я!
7 У Выражает укоризну или угрозу, а также удивление, страх и другие эмоции У, как ты загорел! У, бесстыдник!
8 Цыц Окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что-нибудь или замолчать Цыц, Валентин!
9 Эх Выражает сожаление, упрек, озабоченность Эх, что тебе после всего сказать!
10 Уф Выражает усталость, утомление или облегчение Уф, как тяжко!
11 Эхма Выражает сожаление, удивление, решимость и другие подобные чувства Эхма, не ожидал я этого.
12 Фу Выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение Фу, надоел!
13 Ох Выражает сожаление, печаль, боль и другие чувства Ох, нет сил больше терпеть!

Задание 3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Ответ обоснуйте.

1) И копейки не дам. 2) И, полно! 3) Появились надежды, и он вновь стал весел.

1) Пиши ручкой, а не карандашом. 2) А, попался! 3) Пойдем гулять, а ?

Задание 4. В предложение Больно! попробуйте вставить различные междометия.

(Ай, больно! Ой, больно! У, больно! Ох, больно! А, больно!)

Задание 5. Сделайте лингвистический комментарий к следующим примерам: полноте, на-ка, ну тебя, айда на речку, марш в комнату.

Многие побудительные междометия близки к формам повелительного наклонения, эта близость подтверждается тем, что междометия могут приобретать показатель множественного числа -те (полноте). Междометия могут соединяться с частицей -ка (на-ка), способны управлять другими словами (ну тебя, айда на речку, марш в комнату).

Задание 6. Вспомните пословицы, в состав которых входят междометия.

Чур одному – не давать никому.

Ай-ай, месяц май, тепел, да холоден.

Ах, ах, а пособить нечем.

Ах, какая тоска! Не выпустил бы из рук куска, все бы ел да песни пел.

Ох-хо-хо-хо-хонюшки, плохо жить Афонюшке.

Задание 7. Определите, какие синтаксические функции выполняют междометия в следующих предложениях. Свой ответ прокомментируйте.

2) Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник... (В.Высоцкий)

3) Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость! (А.Толстой)

4) Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным «А!» – он должен был сказать что-то. (Ю.Казаков)

5) Что народу легло – ай-ай ! (Д.Фурманов)

Ответ. Междометие синтаксически не связано с другими элементами предложения. Но в данных примерах междометия выступают в функции различных членов предложения. Примеры 1, 2 – сказуемое, пример 3 – подлежащее, пример 4 – дополнение, пример 5 – обстоятельство. Если междометие выступает в функции подлежащего и дополнения (примеры 3, 4), то оно получает способность иметь при себе определение.

Задание 8. Ученые-лингвисты среди эмоциональных выделяют три группы междометий:

а) междометия, выражающие удовлетворение – одобрение, удовольствие, радость, восхищение и т.п., положительную оценку фактов действительности;

б) междометия, выражающие неудовлетворение – упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и т.п., отрицательную оценку фактов действительности;

в) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п.

Постарайтесь привести как можно больше примеров на каждую группу междометий.

а) Ага!, ай!, ах!, браво!, о!, ура! и т.д.;

б) а!, ах!, вот еще!, брр!, тьфу!, фу!, эх! и т.д.;

в) ба!, батюшки!, матушки!, ну и ну!, вот так клюква!, подумать только!, увы!, хм! и т.д.

Одни и те же междометия в зависимости от выражения эмоций входят в разные группы. Таковы междометия а!, ах!, ай!, о!, ой!, фу!, эх! и др.

Найдите междометия в следующих предложениях и определите их принадлежность к той или иной группе.

1) Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: «Ай да глазки!». (А.Толстой)

2) Ах, да воротите же их! – застонала нервная дама. – Фу, как вы все бестолковы! (А.Куприн)

3) Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! (А.Чехов)

4) Пантелей Прокофьевич деловито оглядел чернявую головку, торчавшую из вороха пеленок, и не без гордости удостоверил: «Наших кровей... Эк-гм. Ишь ты!». (М.Шолохов)

5) – Вот так так! – Ромашов вытаращил глаза и слегка присел. (А.Куприн)

Предложения 1, 4 – междометия ай, эк-гм выражают удовлетворение (восхищение, удовольствие) – значит, относятся к первой группе.

Предложение 2 – междометия ах, фу выражают неудовлетворение (досаду, злость, гнев) – следовательно, относятся ко второй группе.

Предложения 3, 5 – междометия батюшки, вот так так выражают удивление и недоумение, поэтому относятся к третьей группе.

Задание 9. Прочитайте междометия: ау!, айда!, брысь!, алло!, эй!, гоп!, вон!, но!, караул!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш! Какие это междометия? Попробуйте их сгруппировать. Как вы думаете: это возможно?

Побудительные (императивные). Данные междометия можно объединить в две группы: междометия, выражающие повеление, приказ, призыв к какому-либо действию и т.п. (айда!, брысь!, гоп!, вон!, но!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш!), и междометия, выражающие призыв откликнуться, служащие средством привлечь внимание и т.п. (ау!, алло!, караул!, эй!) .

Определите, что выражают междометия в следующих предложениях.

1) – Не играйте! – замахали старшины музыкантам. – Тсс... Егор Нилыч спит. (А.Чехов)

2) – Караул! Режут! – закричал он. (А.Чехов)

3) Ребята! Теплынь-то какая, айда купаться. (Вс. Иванов)

4) – Э-ей! – закричал, замахал Григорьев. Повозка свернула в хлеба на полевую дорогу и вскоре подкатила. (В.Кетлинская)

5) – Ну, – сказал я, – выкладывай, что тебе нужно? (К.Паустовский)

В примерах 2, 4 междометия выражают призыв откликнуться, служат средством привлечь внимание. В примерах 1, 3, 5 междометия выражают призыв к какому-либо действию.

Задание 10. Сопоставьте следующие примеры: Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать. (А.Грибоедов). Переписывай! Быстро, ну! (Вс. Иванов)

Ответ. В первом примере междометие ну! является эмоциональным, во втором – побудительным.

Ответ . Междометия широко используются в разговорной и художественной речи. Они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности. Кроме этого, в произведениях художественной литературы они усиливают эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например: Пусть не удастся, не выйдет ничего, – ничего. Если же удастся – ого! (Д.Фурманов) Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Междометия играют важную роль в характеристике персонажа.

Задание 12 . Все вы читали комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Как вы думаете: почему речь Репетилова насыщена междометиями?

Репетилов, как следует из его же собственных слов, способен только «шуметь». Его пустая восторженность естественно выливается в восклицания, пересыпанные междометиями. (О! Познакомься с ним; О! Диво!; ...Ах! Скалозуб, душа моя...)

Вспомните знаменитую Эллочку Щукину из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Сколько междометий включает ее лексикон? О чем это свидетельствует?

Ответ . Эллочка легко обходилась тридцатью словами, из которых три междометия (хо-хо!, подумаешь!, ого!) . Это свидетельствует о языковой и умственной убогости персонажа.

Задание 13. Прокомментируйте знаки препинания. Ученики получают таблицу, состоящую из двух граф. В первой графе записаны примеры. Вторая графа пустая. Во вторую графу ученики записывают комментарий.

Примеры

Привет! Сегодня я хочу рассказать тебе о маленьких словечках, которых называют междометиями . Междометие - это часть речи , которая выражает чувства говорящего , но не называет их. Если ты читаешь литературу на русском языке, то наверное ты уже заметила, что русские очень любят употреблять различные маленькие словечки (междометия): о, а, ах, ой, эх, ну, ого, тьфу, увы, на и т.д.

Междометий в русском языке так много, что я не смею их всех перечислять , уж очень много времени это займет. Ведь мне не только перечислить их надо, но и объяснить какие эмоции они выражают и как их правильно употреблять, а это не так уж и просто, потому что одно и то же междометие может выражать самые разнообразные эмоции. Вот, например, междометие «О!» может выражать восторг , удивление , возмущение , сожаление , радость и т.д.

Я разделю междометия по группам в зависимости от того, какие чувства они выражают и назову только наиболее употребляемые междометия и так же постараюсь привести хотя бы несколько примеров, чтоб тебе было бы легче понять в какой ситуации ты можешь употреблять те или другие междометия.

1 группа. восхищения , удовлетворения , радости , веселья , одобрения , восторга (положительные чувства): Ура! Браво! То-то! Ах! А! Вот это да! Господи! Слава богу!

Примеры:
Ах , как хорошо.
Ура! Наши гол забили .
Браво! - закричал он в восторге.
Господи! Красота же какая!
А! Это ты! Я так долго тебя ждала.

2 группа. Междометия, выражающие горе , тоску , печаль , сожаление : Увы! Ах! Эх! Ой-ой-ой!

Примеры:
Я должна была закончить работу, но - увы! - Это было невозможно .
Эх , нету правды в этом мире .
Ах , я был неправ!

3 группа. Междометия, которые помогают выразить чувства удивления , испуга , недоумения , недоверия : А! О! Ого! Ну и ну! Ба! Ох! Батюшки! Матушки! Господи!

Примеры:
Батюшки ! Что с твоим лицом случилось?
Ба! Какие люди! Что вы здесь делаете?
Ого , как он запел !

4 группа. досаду , злость , неудовольствие , протест : А! Ах! Ах ты! Черт возьми! Черта с два! Что за черт! Вот тебе на!

Примеры:
Ах ты , негодяй !
Черта с два! Ничего ты не получишь, ничего я тебе не дам!
Вот тебе на! Опять все провалилос ь!
Что за черт! Что творится ?

5 группа. Междометия, которые выражают злорадство , сарказм , презрение , иронию , отвращение : Фу! Фи! Тьфу! Ишь!

Примеры:
Фи , мерзость! И как я раньше всей этой гадости не замечал.
Фу , надоел !
Тьфу , не хочу я даже на тебя смотреть.
Ишь , какой нахал !

Я могла бы еще продолжать, потому что междометий и вправду очень много. Но, мне кажется, что этого достаточно, я не хочу тебя загружать излишней информацией.

На прощание хочу продемонстрировать эффективность междометий и то, как они упрощают нашу повседневность . Например, если ты встретила своего друга в коком-то месте, где ты не ожидала его встретить, то свое удивление ты можешь выразить предложениями: Кого я вижу! Ты тоже здесь? Какие люди! , а можешь и одним междометием: Ба!

Междометие – это особая неизменяемая часть речи, не относящаяся ни к знаменательным частям речи, ни к служебным, которая служит для непосредственного выражения эмоций, чувств, волеизъявлений, призывов, не называя их.

Научная дискуссия

Несмотря на то чго разговорная речь нс обходится без междометий, данная категория слов меньше всего изучена. В ходе развития русского языкознания грамматическая природа междометий понималась неоднозначно. Некоторые лингвисты определяли междометие как разнообразный по составу синтаксический класс, стоящий те деления слов по частям речи (Ф. И. Буслаев, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Л. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков, Г. Пауль). Другие языковеды полагали, что междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно. Например, Ф. Ф. Фортунатов делил все слова на "полные", "частичные" и междометия. Обособленное положение занимают междометия в классификациях частей речи А. А. Шахматова и В. В. Виноградова.

Несмотря на разногласия в определении грамматической природы междометий, большинство ученых отмечают, что междометия служат в речи для выражения эмоций. Так, А. М. Пешковский называл их "знаками чувствований , а не представлений " , А. А. Шахматов указывал, что междометия "обнаруживают внутренние и внешние ощущения говорящего, а также его волеизъявления" .

По определению В. В. Виноградова, "междометия составляют в современном русском языке живой и богатый пласт чисто субъективных речевых знаков, служащих для выражения эмоционально-волевых реакций субъекта на действительность, для непосредственного эмоционального выражения переживаний, ощущений, аффектов, волеизъявлений" . Ср.: A-а, отрекся ! У, гадина! (М. Булгаков) – междометие а-а указывает на догадку субъекта речи относительно действий оцениваемого объекта, междометие у выражает чувство отвращения, презрения, возникающее при общении с человеком, который является предателем, подчеркивает отрицательную характеристику лица.

Из-за неоднородности междометий, Л. В. Щерба характеризовал их как "неясную и туманную категорию", указав, что их значение "сводится к эмоциональности, отсутствию познавательных элементов" .

Современный исследователь Коминэ Юко, характеризуя междометные высказывания с точки зрения информативности, отмечал следующее:

1) в междометных высказываниях не содержится меньше информации, чем требуется, гак как они выражают отношение говорящего к уже известным фактам; 2) в них нет лишней информации, потому что они не излагают уже известные факты; 3) в них невозможно сказать того, что считается ложным, поскольку пропозиция не выражена; 4) междометные высказывания не могут увести от темы, так как тесно связаны с другими репликами или непосредственно с актуальной ситуацией .

Междометия как слова, связанные с эмоциональной сферой говорящего, одно из средств выражения отношения человека к действительности, привлекали внимание исследователей. Междометия рассматривались в разных аспектах. Исследовались их характеристики: структурные (фонетические), синтаксические (Η. Р. Добрушина, 1995; Л. П. Карпов, 1971), морфологические (А. А. Григорян, 1988), семантические (И. А. Шаронов, 2002), прагматические (С. Ю. Мамушкина, 2003) и этнокультурные (А. Вежбицкая, 1999); их функции в речи (А. Н. Гордей, 1992) и диалоге (И. А. Блохина, 1990). Изучались конкретные системы междометий отдельных языков (А. И. Германович, 1966; Карлова, 1998), проводился сопоставительный анализ междометий разных языков (Л. А. Куличова, 1982; И. Л. Афанасьева, 1996). О междометиях упоминается в работах лингвистов, рассматривающих такие функционально-семантические категории, как категория оценки (Т. В. Маркелова), категория адресности (И. Д. Чаплыгина), категория градуальности (С. М. Колесникова).

С точки зрения семантики междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что не обладают номинативной функцией, а являются своеобразными речевыми знаками (символами) для краткости выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения его требований, желаний. Ср. значения междометий, которые понятны только в контексте: Ай, ай, как изба настудилась ! (Н. Некрасов) – сожаление: Ай, какой гнусный поступок ! – порицание; Ай, Моська! знать она сильна, / Что лает на слона! (И. Крылов) – одобрение с оттенком иронии; Ай, ай, ай! какой голос! Канарейка, право, канарейка ! (Н. Гоголь) – восхищение и т.д.

Эмоции могут также предаваться в виде качества, образа действий, состояний (Ах! Ох! Ну! Увы! Тс-с-с! О ! Эх! Ау! и т.п. – Хи-хи-хи да ха-ха-ха! / Не боится, знать, греха (А. Пушкин)).

По морфологическим свойствам междометия неизменяемы. С точки зрения синтаксической функции междометия отличаются от других частей речи. Междометия синтаксически независимы, т.е. не являются членами предложения, хотя интонационно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся. Некоторые междометия (служащие для выражения волеизъявления), могут подчинять себе другие члены предложения, ср.: Вон отсюда ! Немедленно ! (К. Паустовский); ...ну его совсем! (Д. Мамин-Сибиряк).

Для выяснения синтаксических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в предложении. Так, в собственно междометном значении выступают междометия, находящиеся в начале (препозиция ) или в конце (постпозиция) предложения. Будучи своеобразным эмоционально-волевым символом, междометия, находящиеся в препозиции, сообщают о последующем содержании предложения: Ух, я не люблю этого попа! (М. Горький). Если междометие постпозитивно, то смысл предложения становится более ясным из предыдущего предложения: Ну и было мне за это дело от бабушки, ой-ой (В. Бианки).

Междометия закреплены только за разговорным языком. Они могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц, ср.: Татьяна ах! а он реветь (А. Пушкин) – в качестве сказуемого; Нет, милости не чувствует народ : / Твори добро не скажет он спасибо... (А. Пушкин) – в функции дополнения.

Иногда междометие (междометие-сказуемое) выполняет функцию придаточного предложения: В ту пору начальником... был такой зверь, что у !!! (М. Салтыков-Щедрин). В роли подлежащего и дополнения выступают субстантивированные междометия: Далече грянуло ура : / Полки увидели Петра (А. Пушкин). В роли обстоятельства и определения междометия приобретают соответствующие значения: Вон та, худенькая, ух, легка на подъем (ух = "очень"). Междометия, стоящие внутри предложения, выполняют функцию усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой : Самонадеянности море ох как не любит ! (Л. Соболев).

В современном русском языке широко распространено явление окказиональной субстантивации и вербализации междометий. Окказиональный переход междометий в имена существительные и глаголы является результатом использования междометий в функции подлежащего, дополнения, сказуемого и других членов предложения. В роли членов предложения междометиями приобретают номинативное значение, т.е. перестают, по сути, быть междометиями, и их можно заменять номинативными словами, что свидетельствует об их синонимичности с полнозначными словами. При переходе в другие части речи, например субстантивации, междометия могут приобретать признаки имени существительного (род, число, падеж).

Традиционно к разряду междометий относят слова, выступающие как "знаки чувствований" , "эмоциональные сигналы" , сигналы волеизъявлений и призывов. А. А. Шахматов подчеркивал, что "значение некоторых междометий роднит их с глаголами" , а В. В. Виноградов отмечал, что междометия очень часто представляют собой "целостные высказывания", "предложения", "эквиваленты предложений" : Ах ! Слава Богу! и пр.

Междометия – это морфологически неизменяемые звуковые комплексы, представляющие собой короткие выкрики: Ой! Ах ! Ух! и т.п. В составе предложений междометия, как правило, синтаксически не связываются с другими словами и членами предложения не являются. Ср. в текстах М. Булгакова: Ух, какое великолепие ! (Дни Турбиных); Ах, мерзавцы ! (Записки юного врача). О, глупая женщина ! (Адам и Ева) – междометия усиливают градуально-оценочную семантику всего предложения/высказывания, при этом важную роль в передаче значения играют интонация и речевая ситуация.

Данное употребление подтверждается словами В. В. Виноградова: "Междометия... функционально сближаются с модальными словами, с усилительными частицами... В других случаях междометия, соединяясь с союзом что, экспрессивно характеризуют степень и качество чего- нибудь. Например: В ту пору был начальником губернии такой зверь, что y !!! (М. Салтыков-Щедрин)" .

По значению выделяют следующие группы междометий :

  • 1) эмоциональные : о, ой, ох, а, ах, ай, у, ух, э, эх, эй, ого, увы, уф, фи, фу, тьфу, ба, гм, м-да, браво, господи, черт возьми, дудки, батюшки, боже мой и др.;
  • 2) императивные (побудительные ), выражающие призыв или побуждение к действию): алло, эй, ау, караул, чу, брысь, цыц и пр.;
  • 3) междометия, связанные с выражением в речи норм этикета : спасибо, здравствуйте, до свидания и т.д.

В особую группу выделяют звукоподражательные слова – специальные звуковые комплексы, представляющие собой подражание живой (мяу-мяу, гав-гав ) и неживой (динь-динь и т.д.) природе: И кричит . "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!" (А. Пушкин).

Научная дискуссия

В классификации А. А. Шахматова нашли отражение эмоциональные междометия с диффузными и специализированными функциями, а также слова, обслуживающие сферу этикета. Для пас является ценной мысль об информативности междометий, относящаяся к характеристике междометий, способных выражать определенные чувства. В работах В. В. Виноградова представлена более подробная классификация междометий. Он выделяет 10 основных семантико-грамматических разрядов междометий :

  • 1) первичные, непроизводные междометия, которыми выражаются чувства, эмоции : Αх , как я рада за брата)... (И. Тургенев) – сильная радость;
  • 2) междометия, производные от имен существительных, вроде 6атюшки! глупости ! страсть ! и пр.: Ах, дьявол, даже мороз по коже, до чего я тебя люблю! (Л. Филатов) – сочетание междометий ах, дьявол способствует выражению предельной степени проявления чувства любви;
  • 3) междометия, представляющие собой не столько непосредственное выражение эмоций, настроений и ощущений, сколько эмоциональную характеристику или оценку состояния, например: крышка, каюк, капут – подобные слова указывают на предел в развитии действия;
  • 4) междометия, которые выражают волевые изъявления, побуждения: вон, прочь, долой, полно, цыц, тс и др. Данные междометия в определенном контекстном окружении могут выполнять градуальную функцию: Сидите тихо. Тс! – междометие Тс! выражает требование сидеть очень тихо, так что слышно каждый звук :
  • 5) междометия, которыми выражается эмоционально-волевое отношение к речи собеседника, реакция на нее или в которых обнаруживаются аффективные оценки, вызванные репликами собеседника: да, конечно, право, вот ещё, ей-богу, и пр.
  • 6) междометия, являющиеся своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми обмениваются соответственно общественному этикету: мерси, спасибо, здрассьте, извиняюсь и т.п.;
  • 7) бранные междометия: чёрт возьми, чёрт побери и др. – Ах, тит твою мать, как собаку обидел, обормот ! (Г. Владимов);
  • 8) звательные (вокативные) междометия: господи, боже мой и т.п. – Ах, боже мой, какие интересные новости я узнаю от вас ! (Н. Гоголь);
  • 9) воспроизводящие, или звукоподражательные, восклицания; бац, бух, хлоп и пр. – Вот шумим, смеемся и вдруг хлоп, конец ! (А. Чехов);
  • 10) междометные глагольные формы: шасть, трах, фью и др. – Так и ждешь, что вот отворится дверь и шасть... (Н. Гоголь).

Наибольший интерес вызывают междометия первой группы, так как именно они вносят дополнительный градуальный смысл – усиление положительных/отрицательных оценок в конкретном предложении/высказы- вании.

По способу образования междометия распадаются па две группы – первообразные и производные. В первую группу входят междометия, состоящие из одного гласного звука (А! О! У! и др.) или из двух звуков – гласного и согласного (Эй! Ай! Фу! и т.п.). В ряде случаев они употребляются в форме сочетания двух (или трех) одинаковых междометий (Ха-ха-ха! Фи-фи! и пр.). Часть первообразных междометий образуется из трех и более звуков (Увы! Ага! Эге! и т.д.). К отдельным первообразным междометиям могут присоединяться окончания второго лица множественного числа глаголов и частиц (ну же, накось, ой-ли ). Группу вторичных (производных) составляют междометия, образованные из других частей речи:

  • – от имен существительных (Глупости ! Беда!) :
  • – глаголов (Здравствуйте ! Прощайте!) :
  • – наречий (Полно!) :
  • – местоимений (То-то же!).

По происхождению междометия могут быть исконно русскими

(Ай! Матушки! и др.) и заимствованными (Браво! Алло! Капут! Бис! Айда! и пр.). В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдельные фразеологизмы: Боже мой! Батюшки-светы ! Дело табак ! Черт возьми ! и др.

Междометия, употребляемые в высказываниях с "особой" интонацией и контекстуальным окружением, относятся к средствам выражения оценки. Для них характерно выражение оценки скрытого, "теневого" характера. Оценка как "теневой" смысл высказывания отличается высокой эмоциональностью. Например: Но эта жизнь!.. О, как горька она! (Ф. Тютчев) – междометие подчеркивает горечь жизни, указывает на чувство страдания, возникшее из-за невыносимо тяжелых условий жизни. Междометия относятся к комплексу средств выражения периферии функционально-семантического поля оценки и способны выражать значения "очень хорошо/очень плохо", т.е. крайние проявления каких- либо признаков предмета, состояний, действий.

Рассматривая конструкции, в которых междометия функционируют в качестве показателя градуальности, следует учитывать, что субъектом градуальности в них может быть говорящий или третье лицо, объектом – эмоции, ощущения, испытываемые субъектом речи, а также определенные лица, предметы, признаки, действия, оцениваемые субъектом.

Эмоциональные междометия, выступающие в качестве показателя градуатора, можно подразделить на несколько групп, основываясь на том объекте действительности, в градуировании значения которого они участвуют:

  • 1) собственно-эмоциональные междометия используются для подчеркивания силы проявления эмоций, чувств, физических ощущений, испытываемых субъектом речи;
  • 2) интеллектуально-эмоциональные междометия способствуют выражению степени проявления признака, интенсивности выполнения действия, состояния и являются реакцией субъекта речи на акт осмысления объектов реальной действительности.

Рассмотрим случаи употребления междометий на примерах из произведений М. Булгакова: Ах, великий человек ! (Адам и Ева); Ах, какой человек ! (Записки юного врача) – междометие актуализирует положительную оценку и выражает чувство восхищения, восторга. Или: Ах, милый китаец!.. Ах, китаец!.. Ах, язык! (Зойкина квартира); Ах, какое Лето... Ах, чудо! Чудо! (Багровый остров) – междометие ах (или сочетание ах какой, ах какая) выражает чувство восхищения, восторга и удивления по поводу объекта речи-мысли, усиливает положительную семантику имени существительного, собственного или нарицательного. Ср.: Ах ты , мошеиник!.. Ах ты , наглый бродяга!.. Ах ты, горе какое! (Дон Кихот); Ах ты бродяга ! (Иван Васильевич) междометие ах употреблено в сочетании с полуслужебным ты, выполняющим функцию усилительной частицы.

Сочетание ах ты в основном выражает отрицательную эмоциональную оценку: досаду, возмущение, негодование, злобу, гнев. Отрицательные свойства человека, живых существ подчеркиваются сочетанием междометия ах с усилительным элементом до чего: Ах, до чего странный субъект (Мастер и Маргарита) – значение удивления, возмущения, недоумения. Употребление однородных конструкций типа Ах неволя... ах разоренье... (Александр Пушкин) усиливает отрицательную эмоциональную оценку, заключенную в именах существительных неволя – "принуждение, необходимость"; разоренье – "потеря богатства, достатка".

Междометия ох, ах, ой, эх, ух перед местоимением какой, наречиями как, сколько употребляются в восклицательных предложениях для подчеркивания высокой степени проявления чего-либо, высокой интенсивности какого-либо признака: Ох, какая обида ! Ох, какая скука ! Данные сочетания употребляются и для подчеркнутого выражения восхищения, удивления по поводу высокой степени проявления чего-либо, высокой интенсивности какого- либо признака, ср.: Ох, какая красавица ! = Ох, какая красивая ! Компоненты а..., и... усиливают значение градуальной оценки: Ну, уж и женщины! – посредством сочетания ну, уж и... выражается градуальная оценка-сарказм.

Для создания эмоциональной и экспрессивной оценки в структуре номинативного (оценочно-бытийного) предложения используются непроизводные междометия, неразложимые сочетания междометий с частицей или местоименным словом. Например:

1) У-у... д-дура... (Дьяволиада); 2) Ах , какая прелесть! (Записки на манжетах). Главный член первого предложения выражен оценочным именем существительным – дура; междометие У-у... выражает укоризну, угрозу. Очень часто подобные предложения дополнительно передают градуальную семантику, заключающуюся в передаче степени проявления признака, предмета или усиления выражаемого признака (отрицательной оценки, низкой степени проявления признака – дура = "глупая женщина"). Редуплицированная форма междометия – У-у усиливает оценочное значение; дополнительный оттенок вносит интонация предложения, графическое и явное фонетическое (при произнесении) оформление – д-дура. Во втором предложении междометие ах актуализирует положительную семантику, заключенную в сочетании какая прелесть – прелесть "о ком-чем-нибудь прелестном, чарующем".

Дублирование лексем усиливает значение сожаления, досады, разочарования, например: Ах, чернь, чернь... (Александр Пушкин) , Ах, подлец, подлец! (Багряный остров) , Ах, люди, люди! (Собачье сердце) , Ах, мужчины, мужчины! (Зойкина квартира) , Ах, жена, жена! (Адам и Ева); Ах, Берлиоз, Берлиоз! (Мастер и Маргарита).

Иногда значение удивления, радости (или огорчения) усиливается за счет употребления двух междометий в одном предложе- нии/высказывании: Ах , боже мой, красное вино ! (Дни Турбиных). Отдельные оценочно-бытийные предложения с междометиями употребляют местоимения второго и третьего лица, которые не являются ни подлежащим, ни обращением: их роль нолуслу- жебная и приближенная к функции усилительной частицы Ах вот оно какое белье! (Дон Кихот). Междометие в сочетании с усилительными элементами Ах вот оно какое выражает чувство удивления.

Междометие ах может быть осложнено полуслужебными это, этот, уж, выполняющими функцию частиц, например: Ах этот август! (Адам и Ева); Ах уж эта Маша! (Дни Турбиных) и др.

Нередко номинативные предложения содержат качественные и качественно-оценочные имена прилагательные, что является прямым показателем качественности предмета или лица, явления или события и т.д. Например: Ах, коварный мавр! (Дон Кихот); Ах, чертова рассеянность! (Иван Васильевич) коварный – "отличающийся коварством, склонный к нему"; лексема чертова (прост.) употребляется для обозначения сильного проявления чего-нибудь.

Выражение положительных/отрицательных чувств посредством междометия о зависит от речевой ситуации и контекста: О желанная родина!.. (чувство восторга) О радость! (восторженная радость) (Доп Кихот); О, миг блаженный, светлый час! (Багровый остров); О дивное подтверждение эволюционной теории!.. О, бескорыстная личность! (Собачье сердце); О, милый инженер! (Адам и Ева). Междометие в подобных синтаксических конструкциях выражает восторг, восхищение качествами конкретного лица (часто выраженного именами прилагательными). Иногда междометие О! употребляется для передачи удивления: О, портсигар! Золотой! (Дни Турбиных). Значение определяется по контексту. Ср. с номинативными предложениями с отрицательной семантикой: О, несчастная судьба!.. О, предчувствие мое! (отчаянно) (Адам и Ева); О, пыльные дни! О, душные ночи! (Записки на манжетах);

О, гнусная тваръ! (Багровый остров) – значение негодования, возмущения, горечи, сожаления и т.п.

Междометие эх с пометой "разговорное" в структуре оценочнобытийных предложений выражает положительные и отрицательные оценки с дополнительными оттенками значений (иронии, презрения, неодобрения, досады, сожаления и др.; восхищения, восторга и т.п.). Ср.: Эх, Киев-град, красота, Марья Константиновна! (Бег) – значение восхищения, восторга особенно подчеркивается употреблением слова красота – "о чем-нибудь очень хорошем"; Эх, беда! (Дни Турбиных) – значение сожаления с оттенком иронии; Эх, шляпа ! (Дни Турбиных) – значение упрека, укоризны; Эх, какое осложнение ! (Мастер и Маргарита) и т.д. Употребление междометия эх в оценочно-бытийных предложениях с дублирован- ными формами главного члена передает значение досады, сожаления и разочарования: Эх, деньги, деньги ! (Записки покойника).

Междометие ой используется в структуре оценочно-бытийных предложений для выражения досады, сожаления, испуга: Ой, дурак!.. Ой, срамота].. Ой, халтура! (Иван Васильевич); Ой, ужас, ужас, ужас! (Багровый остров) – значение отрицательной оценки усиливается за счет трехразового употребления градуально-оценочного ужас – "о чем-нибудь обычном по своим отрицательным качествам", тем самым передается значение сильного испуга, страха.

Продуктивно употребление междометия боже (боже мой) (с пометами "устар.", "разг.") в предложениях с градуально-оценочной лексикой. Местоименное слово какой (какие, какая) усиливает чувство восхищения и восторга – Боже, какая у вас сила!.. (Багровый остров); Боже, какие слова!.. Боже, какой типаж! (Иван Васильевич); удивления – Боже, какая жара! (Адам и Ева); огорчения – Боже, какое несчастье! (Полоумный Журден); негодования, возмущения – Боже, какой мерзавец! (Полоумный Журден); Боже, какой болван! (Багровый остров); Боже мой, какой ужасный стиль! (Записки покойника). В этих предложениях градуальная семантика создается и за счет употребления качественнооценочного прилагательного ужасный "вызывающий ужас", местоименного слова какой; междометие боже мой усиливает значение негодования, возмущения.

В анализируемых предложениях встречается употребление междометия Господи Иисусе, усиливающего значение удивления, недоумения, например: Господи Иисусе... Вот так фрукт] (Собачье сердце) – фрукт – "о человеке подозрительном и недалеком" (просторечное, презрительное), "о человеке, вызывающем неудовольствие, раздражение" (пренебрежительное); осложненная частица вот так усиливает отрицательную оценку.

Употребление междометия ого в оценочно-бытийных предложениях реализует значение удивления: Ого, какой интересный тип! (Дни Турбиных) – местоименное слово какой подчеркивает оттенок иронии; Ого-го, до чего интересная особа ! (Бег) градуальная оценка выражается и за счет усилительного компонента до чего.

Междометие а обычно употребляется для выражения восхищения: А, поляки, поляки... Ай, яй, яй!.. (Киев-город ) – дополнительное употребление междометного ряда Ай, яй, яй!.. передает здесь значение удивления, недоумения; для выражения гнева, злобы: А, псы басурманские ! (Блаженство).

В основном отрицательные чувства и оценки выражает междометие у в структуре оценочно-бытийных предложений: У, клопы!.. У, гадина!.. У, гнездо!.. У, гнусный город! (Бег) , У... с-с-волочь ! (Белая гвардия)-, У, хитрое, малодушное создание] (Дни Турбиных); У-у, проклятая дыра] (Мастер и Маргарита) – значение негодования, злобы, гнева. Только в сочетании с именами прилагательными (или именами существительными) с положительной семантикой данное междометие передает радость или удивление: У, благостный случай] (Бег), ср: У, радость какая]

Междометием фу передается значение презрения, отвращения: Фу, и голос какой противный!.. Фу, мерзость! (Записки на манжетах); Фу, неврастения! (Записки юного врача) – особая интонация усиливает отрицательно-оценочную семантику.

Междометия ай, батюшки; тьфу; браво передают значение сожаления: Ай, проруха! (Александр Пушкин); удивления – Ба... Батюшки, вот так пес! (Собачье сердце); негодования и презрения – Тьфу, дурак... (Роковые яйца). И наоборот, ср.: Браво, браво, браво, браво, замечательный ответ! (Кабала святош) – четырехкратное употребление междометия браво "возглас, выражающий одобрение, восхищение" – и качественное прилагательное замечательный передают градуально-оценочное значение всего предложения.

Научная дискуссия

При синтаксическом употреблении междометий происходит пересечение функционально-семантического поля категории градуалъности с полями оценки и отрицания, обусловленное качественным характером указанных категорий. В суждениях служебные слова играют специфическую роль показателя градуальности , предназначенного для актуализации градуального значения в речи и процессе коммуникации .

Вопрос о градуальной функции русских междометий обозначен в работах Н. В. Рогожиной и Г. В. Киреевой . В частности, в одной из работ отмечается: "Междометия являются одним из средств создания градуально- сти. Предложения с градуаторами, оформленными с помощью междометий, отличаются проявлением градуального значения. Междометия дополняют эмоциональное состояние данных конструкций и способствуют реализации градуальной функции. В таких предложениях роль междометий сводится к усилению выражаемого значения (признака или предмета) – положительной/отрицательной оценки – радости, восхищения, презрения, негодования, возмущения и т.п.: Ах, как это неприятно. О, как пленительна эта женщина ! Фу, какая гадость ! Ох, какой ужас! Значение удивления, радости или огорчения усиливается за счет употребления двух и более междометий в одном предложении: Ах, боже мой, боже, как я несчастлив " .

Таким образом, в настоящее время лингвисты указывают на способность междометий усиливать выражаемые в высказывании чувства или подчеркивать степень проявления признака предмета, действия, состояния, т.е. выполнять градуальную функцию. Щерба Л. В. См.: Рогожина Н. В. Указ. соч. С. 17.