Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение. Грамматическое значение имени существительного





значение предмета. В зависимости от конкретного значения выделяют несколько групп существительных: к о и к р е г и ы е (журнал, сосна, ворона)", в е щ с с т в е и н ы е (масло, сахар, вода); отвлеченные (чтение, храбрость, доброта, синева); собирательные (детвора, молодежь, студенчество).
Морфологические (или грамматические) признаки существительного: род, число, падеж, склонение.
Синтаксические признаки: может быть любым членом предложения.
Укажите1, к какой группе (конкретные, іичцест венные, отвлеченные. собирательные) относятся данные1 существительные по п х.те кс и ко-грам мати чес кому значению.
Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря. повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, духи, крокодил. береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.
Прочитайте отрывок из позмы Л. Пушкина. Назовите ее. Определите синтаксическую роль имел существительных в этом стихотворном отрывке.
Зима! Крестьянин", торжествуя, 11а дровнях обновляет путь: Гдо.лошадка, снег ночуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды"" пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке3 В тулупе, в красном кушаке.4 Вот бегает дворовый мальчик, В салазки-" Жучку® посадив, Себя в копя преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...
Распределитe существительные по лексико-грамматпческим группам.
2. Определите слова по способу их происхождения.
137. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Произведите полный морфологический анализ имен существительных. Я спросила у кукушки. Сколько лет я проживу... Сосен дрогнули верхушки, Желтый луч упал в траву.
11о пи звука в чаще свежей... Я иду домой,
И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. Подберите из изучаемых произведений литературы примеры на употребление имен существительных в роли различных членов предложения: подлежащего, сказуемого, второстепенных членов.
Прочитайте и запишите текст, вставьте недостающие знаки препинания. Укажите автора и назовите произведение.
На какие художественные детали, использованные в тексте, вы обратили внимание? Как они характеризуют героев этого текста?
Посмотрим к какому разряду млек. .питающ. .х при надлеж..т сия особа г..в..рил на следующей день Аркад..ю Базаров, поднимаясь вместе с ним но,тес?ииц.. гостиниц... в которой остановилась Одинцова.1 Чу(?)ствует мой нос что тут что(го) (не. пи)лндно.
Я тебе удивляюсь! - в.хкликнул Аркадий,- Как? Ты, ты, Базаров, придерж.,ваеш(?)ся- той узкой морал... которую...
Экой ты чудак! - (не, нн)брежно перебил Базаров.- Разве ты (не, ни)знасшь, что на нашем наречи., и для паше го брата «не ладно» значит «ладно»? Пож..ва есть, значит. (Не, пи) сам (ли) ты с..годня говорил что она стра(н, нн)о вышла замуж(?). Хотя по мнению моему1 выйти за богатого стар..ка - дело (ни, не)чуть (не, ни)стран?ое, а, напротив благ..разумное. Я городским толкам (не, ни)верю; по люблю думат ь как говорит нам образова(н, ни)ый губернатор, что они справедливы.
Аркадий (ни, не)чего (ни, не)отвечал и п..стучался в дверь номера. Молодой слуга в ливре..1 ввел обоих прият..лей в большую комнату меблирова(н, нн)ую дурно как все комнаты русских г..стиниц но уставле(н, нн)ую цветами. Скоро п..явилась сама Одинцова в простом утре(и. !-ш)ем" платы,. Она казалась еще молож.. при свет.. весе(и, ннкто ео?нца. Аркадий пр..дставил ей Базарова и с тайным удивлением заметил что он как(будто) сконфузился, между тем как Одинцова оставалась совершс(н, нп)о спокойною, (но)вче-рашнему.
Г, 1 1- Выберите из данного текста по 2-3 слова знаменательных Ifc^J частей речи и произведи І с их морфологи чески й разбор.
2. К.типам какого рода можно отнести выделенное ЇЇ тексте выражение? Приведите свои примеры.
Выпишите существительные по группам в зависимости от их лек-сико-грам магического значення: вещественные, конкретные, отвле-ченные, собирательные.
Подготовьтесь к письму под диктовку этого текста.
Г|Деление па одушевленные и неодушевленные еущест- L_*_J вительные не всегда совпадает с делением всего суще-ствующего в природе на живое и неживое. Так. слова кукла, мертвей, туя, валет, козырь, леший, идол относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, груп-па, молодежь, крестьянство, рота - к неодушевленным.
Названия небесных светил существительные неодушевленные, но те же слова как названия богов - одушевленные: изучать Юпитер, по почитать Юпитера.
140. Определите род имен существительных. Назовите слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения в двух вариантах: имея в виду лиц женского и мужского пола.
Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотро-га, профессор, ледп, Баку, Капрп, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, лично, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз..
Г]"! Большинство несклоняемых сущеетвителЫ1 ых - слова L-LJ среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню). К мужскому роду относятся сло-ва, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферан-сье), к женскому женского пола (мисс, леди). Род иноязыч-ных географических наименований определяется но родово-му понятию или по опорному слову словосокращеиий: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню ¦- улица, коль-раби - сорт капусты.
Род сложносокращенных слов определяется но роду ведущего слова: И ТА - информационно-телевизионное агент-ство.
74
Из данных слов выпишите существительные, которые име-ют- форму: а) только множественного числа: б) только единственно-го числа.
Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительст-во. влажность, смех, белье, мечта, счастье.
Учитесь различать окончания -с, -и v существительных разных склонений.
Окончание -и пишется:
в I склонении род. надежа: из песни;
в III склонении род., дат. и предл. падежей: от зави-сти, в жизни;
в существительных предл. падежа ед. ч., если окончанию предшествует буква и: в санатории, об армии;
в существительных на -мя в дат. и предл. падежах: к пламени, о пламени.
Окончание -е пишется:
j 1) в I склонении дат. и предл. надежей (кроме сущ. на j лля): к избушке, о галерее:
j 2) во II склонении предл. падежа (кроме сущ. на -ий, -we): j в доме, о море.
Спишите, объясните правописание падежных окончаний -е, -и у существительных.
На песчаной отмел.., от березовой рощ.., в моей тетрад.., название интересной книг.., в большом здани.. консервато-ри.., назовите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в шинел.., ра..сказ..вал о ра..ведк... новое здани.., подошел к главной площ..д.. столиц.., нодош..л к площадк.., на обложк.. тетрад.., на первой страниц., книг.., на нижи., ветк.. зеленой ел.., на нижней вегв,., унала с ветк.., участвовал в соревн..вани.., в чемпионат... был в школ... в театр.., на улиц.., гулял на вол.., в город.., был в планетари.., летал в неб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., в купишь.., в питан и.., думал об интересном мест.., забыл о груст.., о не- нри..зн.., о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в объединены.., весь в поз..лот.., па родной сторон к... находился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан... о сво-ей гореч.., лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от радост... был в Румыни.., любовь к Родин.. .
75
f 11 Для проверки написания окончаний существительных L^J подбирайте слова такого же склонения, но с ударением на окончании и подставляйте их па место проверяемого слова. Например: к вышн.. - вишня - земля - к земле - к вишне; в тетрад.. - тетрадь - степь - в степи - в тетради. Существительные мужского и среднего рода имеют одни и те же падежные окончания.
Определите тему пословиц. Какая из них для вас наиболее значима? Пользуясь указанным правилом, проверьте написание окончаний.
1. Слово ист..кающ.. от сер?ца прон..кает в сер?ц.. .
В умной б..сед., ума набрат..ся в глуп.лг свой раст..рять.
Доброе молчанье лучше худого ворчань.А 4. На словах хоть высп.хь а на дел., и головы не пр..клон..шь. 5. Где много сорных трав там мало хлеба где много слов там мало мудрост.А 6. Брань не смола а саж.. (с)родни: не льнет так м..рает. 7. Рана от сабл.. заж..вает а рапа от языка крово-точит.
Поставьте имена существительные в родительном падеже м и о жес т в с и и о г о числа.
Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь, муж, полено.
145*. Поставьте данные имена существительные в творительном падеже. Найдите разницу в окончаниях. Сформулируйте правило.
Поэт А. С. Пушкин, город Пушкин, композитор А. П. Бородин, ноле Бородино, писатель А. П. Чехов, город Чехов, А. И. Герцен, Чарльз Дарвин, стремя, мать, путь, сосед, время.
Назовем некоторые суффиксы имен существительных: значение человека по роду деятельности; орудия действия, приспособления
от вл е ч ен н ое з н ач е 11 не 3) -ишк(а), -ищ(е),
-ожж(П).
уменьшительно-ласкательное значение
-внок(?), -ушк(а), -чик(а), -еньк(а)
Наиболее употребительные приставки перечислены в разделе «Словообразование».
146. Запишите по 2-3 существительных с суффиксами со значением: а) профессии, лица; б) уменьшительно-ласкательным: в) предмета; г) отвлеченным. Выделите основу и все морфемы слова. Определите склонение записанных существительных.
147. Прочитайте стихотворные отрывки из произведений русских поэтов. Назовите их авторов. Выделите суффиксы существительных. Какое значение они придают словам? Что объединяет эти тексты? В текстах ТТ и III найдите сравнения, раскройте их изобразится ьно-вы разительный смысл. I. Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки2, Разыграйтесь, девицы; Разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, Песен ку заветну ю, Замани ге м од од і ш К хороводу2 нашему. Как заманим молодца,
Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной, lie ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать" Игры наши девичьи. П. На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря па небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. III. В это утро вместе с солнышком Уж из тех ли темных зарослей Выплывала, словно зоренька, Белоснежная лебедуш ка.
У побережья зеленого, Наклонив головки нежные, Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными.
Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки,
II дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные.
^ ""Ч 1. Произведите фонетический. словообразовательный и мор-
фологический анализ выделенных слов.
2. Найдите слова, в которых присутствует орфограмма: правописание гласных после шипящих и ц. Объясните их написание.
Общее грамматическое значение прилагательного - LLJ признак предмета.
Морфологические признаки -- изменение по родам, числам, падежам. Согласуется с именем существительным.
Синтаксические признаки - в предложении может быть определением или сказуемым.
По значению выделяются три разряда прилагательных: к а ч е с т в е н н ы е, о т и о с и т е л ь н ы е. п р и т я ж а т е л ь н ы е.
Качественные называют" признак по величине (большой), возрасту (старый), цвету (белый), весу (легкий), внешнему виду (красивый), внутренним качествам (добрый) и т. д.
Относительные обозначают материал, из которого сделан предмет (стеклянная стена), указывают на признак предмета по отношен ню к месту (московские улицы), ко времени (зимнее у тро), к назначению предмета (спортивная одежда), к действии) (моечная машина).
Притяжательные обозначают признак предмета по его принадлежности к любому человеку или животному (отцова шапка, лисий хвост).
Их суффиксы: -ии (-ын), -ов (-ев), -иг/ (-и).
Прилагательное может изменять свое значение. Так, относительное прилагательное медвежья в словосочетании медвежья шуба может статі, качественным медвежья походка, притяжательным - медвежья берлога.
149*. I. Образуйте ирилагательные от указанных слов, составьте с ними словосочетания, употребив их в значении качественных, относительных, притяжательных (где это возможно).
Образец: белка - беличий; беличье дупло, беличья шуба.
Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото, моряк.
II. Распределите словосочетания в зависимости от разряда при-лагательных.
Глиняный кувшин, бархатный занавес, бархатный голос, сердечная встреча, сердечная боль, зимний вечер, крутая гора, крутой характер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортивная походка, дремучий лес, дремучий че-ловек, лебединый пух, лебединая песня, медвежья услуга, медвежья лана, медвежья шуба, зеленая шляпа, голубое небо, голубые мечты, голубые глаза.
fy ! Качссгвенныс прилагательные имеют- дне формы - полну к» н краткую (старый - стар, красивый - красив).
Относительные прилагательные имеют только полную форму (зимний, вчерашний).
Цритяжательные прилагательные в именительном надеже имеют только краткую форму, в остальных падежах обе формы.
У кратких прилагательных после шипящих на конце слова не пишется ь: хорош, пахуч, горяч.
Краткие прилагательные не изменяются гю падежам.
150. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Лес шумит». Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное*, укажите род, число, палеж прилагательных. Назовите прилагательные по их грамматическим разрядам. Напишите сочинение- миниатюру «Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега» (11. Тургенев), используйте все разряды прилагательных.
Лес шумел...
В этом лесу всегда стоял шум - ровіт.лі. протяжной, как отг. досок далыг. звона, спокойней и смути..й, как тих..я песня без слов, как (ни, пе)ясп.. воспоминание о прошедшем."4
В нем всегда стоял шум, потому что это был стар... дремуч.. бор, которого (не, нп)к..садись еще пила и т..пор лес- пика?барышнпка. Высок., столетн,. сосны с краен., могуч., о волам и стояли хмур;., ратью, плотно сомкнувшись вверху зелен., вершпнамт!. (В)низу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосной., пго.т, которыми была усыпана почва, пробились ярк.. пап..р..тннки, пышно ра..кинувш..еся"" пр..чудли- B..IO бахромой и стоявшие (не, пи)движимо, (ни, не)шелохну в листом. В сыр., уголках тянулись высок., стеблями зелен., трапы; бел., кашка склонялась отяжелевш..ми головками. как(будто) в тих., истоме. А (в)верху, (без)коица и перерыва, тянул леей., шум, точно смути., вздохи стар., бора.
Перед суффиксом -к- после согласного (кроме й и ши- LU пящего) появляется беглый гласный о (низкий - низок), в остальных случаях - е (ясный. - ясен). Прилагательные остёр, хитёр, силён, умён надо запомнить, как и прилагательные без беглых гласных: храбр, добр, бодр, щедр, мудр, быстр, смугл и др.
Форму па -снен образуют- прилагательные с ударным суффиксом -енн(ый) (кроме своевременный - своевременен и блаженный блапсен).
151. Образуйте от указанных прилагательных их краткую форму. Сгруппируйте прилагательные но способу образования краткой степени. Сделайте вывод. От всех ли прилагательных можно образовать их краткую форму?
Хороший, светлый, горячий, умный, дружный, ясный, мудрый, рыжий, летучий, хитрый, звонкий, тр..скучий, злой, интересный, дружественный, острый, могучий, крепкий, бл..женный. красный, нарядный, маленький, обыкновенный, робкий, лиловый, таинственный, величественный, буланый, вор..пой, мгновенный, бодрый, мягкий, полезный, неизменный, старинный, родной.
152". Прочитайте текст из повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Какие слова и словосочетания вы здесь считаете ключевыми?
Изложите коротко ту часть из истории города Гдунова, которая связана с Аленой Осиновой. Дайте свое толкование финала главы «Голодный город», откуда взят этот отрывок. Вставьте недостающие знаки препинания.
Дело в том, что в это самое время на выезд., из города, в сл..бод.. Навозной, цв..ла красотой носа?ская(> жена Алена Оси нова." (По) видимому эта жен?щина представляла собой тин той сла?кой русс к., красавиц., при взгляд.. на которую человек (не, пи)загорает?ся страстью, но чу?ству..т что все его существо (по)тихоньку та..т. При средн..м росте, она бы-ла полна, бела и румяна; имела больш.. сер.. глаза навыкате. (не, ни)то бе?тыж... (не, пи)то застенчив.., пухл., вишнев., губы, густ.., хорошо очерче(и, и и) ые брови, (темно)русую косу до пят и ходила по улиц., «серой утиц..й». Муж ее, Дмитрии Прокофьев, занимался ямщиной6 и был тоже под стать жен..: молод крепок красив. Ходил он в и лисов..6 поддев к..г> и в поярков.." грешневике6, расцвече(н, нн)ом па- вьими перьями. И Дмитрий (не, ни)чаял душ., в Алеик.., и Аленка (не, ни)чаяла душ., в Дмитр.. . Частенько и..хаж..вали оии в соседи., кабак и, счас?ливые, расп..вали там вместе песни. Глуновцы(же) просто (не, ни)могли нарадоват?ся на их согласи., жизнь.
153. Укажите?, откуда взяты эти отрывки. Выпишите из текстов словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род, число, падеж прилагательных.
Дайте характеристику кратких прилагательных, укажите их стилистическую и синтаксическую роль в предложении.
I. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
П. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива. Своенравна и ревнива.
III. Как і ом но был он молчалив. Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен!
Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок...
Написание окончаний прилагательных проверяется с по-
МОЩЬЮ вопроса: надо найти существительное, от которого оно зависит, и от.этого существительного задать вопрос к прилагательному. Окончание вопроса подскажет окон-чание у прилагательного:
каким? ым (-им)
(в, о) каком? ом (-ем)
к а к о г о? -ого (-его)
У прилагательных в мужском роде в им. и вин. падежах в безударном окончании пишется -ый (-ий).
154. Проверьте вопросами окончания прилагательных: если вопрос какой? - определяйте род.
Не тщедушн.. сверч..к за печкой, Не ппчу..ка в ттромокш.лі мгле -
Я хотел бы прозрачн.. речкой Пробежать по родной земле. Буд..т утро зв.леть осокой. Распрямится земная стать. Я хотел бы горой высок.. В пограничн.. районе встать. Окружен..й цветным раздольем, Бл..годарн..й любви людской, Я хотел бы пшеничн.. полем К горизонту пр..пасть щекой...
(С. Остр о в о й.)
Образуйте по 5 прилагательных следующими способами: 1) только прибавлением приставки: 2) с помощью суффиксов; 3) приставочно-суффиксальпым способом: 4) сложением основ. Выделите все морфемы в словах.
гуч При прибавлении приставок не-, без-, де-, анти- к нри- Li-J лагательным у них появляется значение, противополож-ное значению исходного слова, в результате возникают антонимы.
Прибавлением приставки пре- образуется слово со значением, близким к «очень».
Выпишите из любого фразеологического словаря не менее 10 фразеологических выражений, содержащих прилагательные. Дайте им полную морфологическую характеристику.
157*. Выпишите из толкового словаря русского языка (любое издание) словосочетания с прилагательными: золотой, волчий, лебединый, медный, свинцовый, в которых эти прилагательные были бы сначала относительными, потом качественными. К качественным прилагательным подберите синонимы.
Нн пишется в прилагательных:
LA^ 1) образованных от существительных с помощью суффиксов -енн-, -они-, клюквенный, искусственный, пенсионный:
образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-: высоченный, здоровенный;
образованных от существительных с основой на н + суффмкс -к-: длина + н - длинный, истина +н - истинный;
образованных от существительных на -мя: время - временной, пламя - пламенный (от косвенного падежа - »/.);
5) образованных от приставочных глаголов: наношенное пальто, ускоренный темп.

Лекция 19 Имя существительное

В данной лекции системно рассматривается имя существительное как часть речи.

Имя существительное

В данной лекции системно рассматривается имя существительное как часть речи.

План лекции

19.1. Общее значение имени существительного.

19.2. Лексико-грамматические разряды существительных.

19.3. Грамматические значения рода, числа, падежа у существительных.

19.4. Склонение существительных.

19.5. Переход слов других частей речи в существительное.

19.1. Общее значение имени существительного

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?, обладает признаками рода, числа и падежа, в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.

19.2. Лексико-грамматические разряды существительных

Нарицательные

Обобщенные наименования

однородных предметов (дождь, город, аллея )

Большая часть нарицательных существительных имеет и единственное, и множественное число (город - города, сад - сады)

Собственные

Наименования отдельных лиц, животных, явлений, событий, единичных предметов (Александр, Москва, Днепр, «Юность» )

Как правило, собственные существительные употребляются в форме только одного числа - либо единственного (Урал, «Чайка» ), либо множественного (Карпаты, «Новости» )

Конкретные

Наименования отдельных предметов неживой природы и живых существ, а также конкретных проявлений действий, состояний процессов, которые поддаются счету (книга, медведь, прыжок, вечер )

Конкретные существительные употребляются как в единственном, так и во множественном числе (книга - книги, вечер - вечера)

Отвлеченные

Наименования различных абстрактных понятий - качеств, действий, состояния (милосердие, открытость, воплощение )

Отвлеченные, собирательные, вещественные существительные относятся к нарицательным, неодушевленным (или стоят вне различий по одушевленности-неодушевленности), обозначают предметы и явления, не поддающиеся счету. Эти существительные, как правило, употребляются в форме только одного падежа - либо единственного (человечество, воск, счастье ), либо множественного (финансы, всходы, опилки )

Собирательные

Наименования совокупности живых существ или предметов как единого целого (детвора, студенчество, листва)

Вещественные

Наименования однородных по составу веществ (полезных ископаемых, химических соединений, лекарств, материалов, пищевых продуктов), которые можно измерять, но не считать (золото, нефть, молоко, цемент )

Одушевленные

Называют живых существ - лиц и животных (ребенок , врач, слон, дельфин )

Грамматически значение одушевленности-неодушевленности выражается винительным падежом множественного числа.

У одушевленных

В.п. мн. ч.= Р.п. мн. ч.

У неодушевленных

В.п. мн. ч. = Им. п. мн. ч.

Им.п. друзья, яблоки

Р.п. друзей, яблок

В.п. друзей, яблоки

Неодушевленные

Называют предметы неживой природы (окно, земля, договор )

Принципы выделения лексико-грамматических разрядов существительных различны, поэтому одно существительное принадлежит одновременно к нескольким разрядам. Например:

19.3. Грамматические значения рода, числа и падежа у существительных

Определение значения рода у существительных

Среди слов на -а (-я) есть существительные, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому, то к женскому роду: Он такой недотрога - Она такая недотрога. Такие слова называются словами общего рода (плакса, самоучка, неряха, разиня, лиса, егоза, задира, невежа, недотрога, паинька, сластена и т.п.).

Число - словоизменительная грамматическая категория существительного, которая указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Категорию числа образуют грамматические значения единственного и множественного числа.

Определение значения числа у существительных

слова употребляются

в значении обоих чисел

слова употребляются только в значении ед.ч.

слова употребляются только в значении мн. ч.

1.названия конкретных предметов и разных понятий, подлежащих счету

(огонь, доска, решение )

1.собственные существительные (Наталья, Одесса, Кавказ ), 2.собирательные существительные (детвора, молодежь, зелень) ,

3.вещественные существительные (черника, капуста, медь) ;

4.отвлеченные существительные (вместимость, милосердие, поэзия)

1.названия парных предметов или предметов, состоящих из нескольких частей (сани, очки, ножницы, брюки, весы, хоромы, грабли) ,

2.названия отвлеченных действий, игр, обрядов (дебаты, выборы, жмурки, именины, крестины, прятки) ,

3.названия определенных временных промежутков (будни, сумерки, каникулы) ,

4.названия веществ, материалов (дрожжи, чернила, макароны, румяна) ,

5.существительные собственные (Афины, Карпаты, Гаваи)

Падеж - словоизменительная грамматическая категория, которая выражает синтаксические отношения существительного к другим словам в словосочетании и предложении.

19.4. Склонение существительных

Таблица 1 раскрывает содержание понятия склонение в первом значении, таблица 2 - во втором.

Таблица 1

Таблица 2

19.5. Переход слов других частей речи в существительное

Переход в разряд имен существительных других частей речи называется субстантивацией.

Сравним: детская одежда - оборудованная детская

дежурный врач - дежурный по столовой

ребенок, учащийся в школе - учащийся школы

Дата: 2010-05-18 10:43:01 Просмотров: 3197

В тех случаях, когда зависимое грамматическое значение вызывает модификацию значения формы, оно является одной из причин вариантов основного грамматического значения, т. e. так называемого инварианта. Определить же основное грамматическое значение возможно, исследуя форму в очень широком контексте или совсем без контекста. Иначе говоря, инвариант - это грамматическое значение, не подверженное изменению под влиянием зависимого грамматического значения или каких-либо дополнительных условий.

1.0.5. Морфологические средства передачи грамматического значения. Морфологические средства передачи грамматического значения заключены в форме слова, иначе говоря, в комплексе его словоформ. Для языков флективных это следующие средства:

1) Флексия , т. e. словоизменительный формант; флексия может быть внешней, т. e. это - суффикс, несущий грамматическую нагрузку: street-s, approach-ed; флексия может быть внутренней, это - чередование гласных: foot - feet; find - found. В современном английском существует флексия особого типа, способная оформлять единицы, большие, чем одна словоформа, т. e. словосочетания: ту aunt and uncle"s arrival. Это - так называемая монофлeксия. Обычная флексия присоединяется к основам: ту uncle"s arrival. Монофлексия оформляет сочетание слов, а не основ, что позволяет рассматривать её как синтаксический формант (1.2.6).

2) Словоформы грамматического ряда могут быть супплетивными; в современных языках, в частности в английском, это - пережиточные формы, однако весьма стойкие: to be - am - was; good - letter - the best.

3) Аналитические формы . Аналитические формы возникли позднее, чем флексия. Они включают не менее одного служебного а и одного лексически наполненного, но возможно и большее количество служебных компонентов: is coming, has been asked, is being built.

Аналитические формы внешне похожи на словосочетания, и поэтому важно указать на некоторые критерии их распознавания:

1) Общее грамматическое значение складывается из сочетания всех компонентов, составляющих данную форму; вспомогательный глагол передает более частные внутрипарадигматические значения лица и числа (если эти значения отражены в форме), но общее видовременное, залоговое и модальное значение складывается только из всех компонентов вместе. Вместе с тем, каждый компонент, взятый в отдельности, не несет информации об общем значении формы. Так, has и given не информируют о значении перфекта, так же как и had, been, sent.



2) Аналитические формы исторически сложились из синтаксических сочетаний, в основном из определённых типов составного сказуемого. Они превратились в аналитические формы только тогда, когда их грамматическое объединение стало настолько тесным, что синтаксические отношения между ними исчезли. Отсюда следует весьма важный вывод: между компонентами аналитической формы не может быть синтаксических отношений.

3) Синтаксические отношения с окружением в тексте возможны только для всей формы в целом; компоненты форм в отдельности не могут иметь синтаксических отношений порознь. Так, в сочетании was driving the car элемент the car является дополнением ко всей глагольной форме; в had often remembered элемент often является обстоятельством к сказуемому, выраженному аналитической формой в целом.

1. ЧАСТИ РЕЧИ
1.1. ТЕОРИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

1.1.1. Теория классификации частей речи. Весь словарный состав английского, как и всех индоевропейских языков, подразделяется на определённые лексико-грамматические классы, называемые традиционно частями речи. Существование таких классов не вызывает сомнения ни у кого из лингвистов, хотя, как мы увидим ниже, трактовка их неодинакова у разных ученых.

Основные принципы этого подразделения на разряды, существующего с давних времен, были эксплицитно сформулированы Л. В. Щербой: это - лексическое значение, морфологическая форма и синтаксическое функционирование. Подразделения, принятые в разных школах, не совпадают -как по количеству выделяемых частей речи, так и по их группировке, - но перечисленные принципы действительно лежат в основе выделения классов слов. Имплицитно, однако, в ряде случаев (и в наиболее принятых классификациях) выделение классов основывалось не на всех указанных трех признаках одновременно.

Это особенно ясно в отношении английского языка, однако это справедливо и в отношении языков флективных. Ниже, при описании отдельных частей речи, мы будем каждый раз останавливаться на этом вопросе. Здесь только упомянем те примеры, которые приведены в статье на эту тему М. И. Стеблина-Каменского. Числительные объединяются своим лексическим значением - значением точного количества. В остальном они ведут себя так, как существительные или прилагательные, с той же парадигмой и синтаксическими позициями. Местоимения отличаются тем, что, обладая предельно обобщенным значением, они указывают на любые предметы, существа, абстрактные понятия, не называя их; в остальном они ведут себя сходно с существительными или прилагательными. Такого рода скрещивание, несовместимое со строгой логикой, не должно вызывать удивление: далеко не все в языке укладывается в логические правила.

В языкознании имеется ряд попыток построить такую классификацию частей речи (лексико-грамматических разрядов), которая отвечала бы основному требованию логической классификации, а именно - была бы основана на одном едином принципе. Как мы увидим ниже, эти попытки не оправдали себя. Классификация частей речи продолжает быть спорным вопросом; существуют расхождения между лингвистами относительно количества и номенклатуры частей речи.

Г. Суит, автор первой научной грамматики английского языка, делит части речи на две основные группы - изменяемые и неизменяемые. Таким образом, он считает морфологические свойства основным принципом классификации. Внутри группы изменяемых («declinables») он придерживался традиционного подразделения - существительные, прилагательные, глаголы. Наречия, предлоги, союзы и междометия объединены в группу неизменяемых («indeclinables»).

Наряду с этой классификацией, однако, Суит предлагает группировку, основанную на синтаксическом функционировании определённых классов слов. Так, группа именных слов (noun-words) включает, кроме существительных, сходные по функционированию «именные» местоимения (noun-pronouns), «именные» числительные (noun-numerals), инфинитив и герундий; в группу адъективных слов входят, кроме прилагательных, «адъективные» местоимения (adjective-pronouns), «адъективные» числительные (adjective-numerals) причастия. Глагольная группа включает личные формы и вербалии; здесь опять ведущим оказывается морфологический принцип; все неличные формы, так же как и личные, обладают глагольными категориями времени (tense) и залога.

Таким образом, вербалии - инфинитив и герундий - оказываются причисленными к именным словам на основании их синтаксического функционирования, а по своим морфологическим свойствам они оказываются и в группе глагола.

Как мы видим, Суит видел несогласованность морфологических и синтаксических свойств частей речи; но его попытка создать согласованную группировку привела к тому, что по синтаксическому признаку были раздроблены разряды, лексически и морфологически объединенные, и, с другой стороны, объединены осколки разрядов, лексически и морфологически несходных. Что же касается группы «неизменяемых», то в ней объединены совершенно разнородные элементы: наречия, которые являются членами предложения, и союзы, предлоги и междометия, которые ими не являются; предлоги, функционирующие внутри предикативных единиц, и союзы, соединяющие предикативные единицы.

О. Есперсен, датский лингвист, автор «Философии грамматики», многотомной «Грамматики современного английского языка» и ряда других работ, полностью отдавал себе отчёт в трудности примирить два основных принципа - форму и функцию, т. e. морфологию и синтаксис, даже не учитывая лексическое значение. Он справедливо замечает, что, если за основу классификации принять морфологию (изменяемость и неизменяемость), то такие слова, как must, the, then, for, enough должны быть отнесены к одному классу; как показано выше, это действительно самая слабая сторона суитовской классификации.

Есперсен предложил двойственную систему: наряду сописанием традиционных частей речи, которые он рассматривает в их морфологическом оформлении и понятийном содержании, эти же классы анализируются с точки зрения их функционирования в синтаксических сочетаниях (предложениях и словосочетаниях). То или иное слово может являться первичным (primary), т. e. быть ядром словосочетания, или подлежащим предложения; вторичным (secondary), т. e. непосредственно определяющим первичное, и третичным (tertiary), т. e. подчинённым вторичному. Так, в словосочетании a furiously barking dog существительное dog - первичное, barking, непосредственно определяющее его, - вторичное, а наречие furiously - третичное. Это так называемая теория трех рангов; Есперсен особо останавливается далее на тех отношениях, которые передаются этими рангами, о чем см. ниже, в разделе синтаксиса (2.2.6). Однако Есперсен не отвергает ни традиционного деления на части речи, ни традиционных синтаксических позиций. Таким образом, теория трех рангов оказывается в несколько промежуточном положении, между морфологией и синтаксисом, хотя, как видно из вышеописанного, она ближе к синтаксису. Вероятно, справедливо сказать, что теория трех рангов - одна из первых попыток дать единую классификацию, основанную на позиции (функции) слова в единицах больших, чем слово; однако морфологическая классификация, синтаксические функции и три ранга все время перекрывают друг друга, переплетаясь и создавая избыточные, ненужные единицы анализа. Среди работ, авторы которых пытаются найти единый принцип классификации частей речи, особого внимания заслуживает книга Ч. К. Фриза «Структура английского языка» (Ch. Fries. «The Structure of English»). Фриз отвергает традиционную классификацию и пытается построить систему классов, основанную на позиции слова в предложении. Посредством подстановочных таблиц Фриз выделяет слова четырех классов, традиционно называемые существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. Так, к классу 1 принадлежат все слова, способные занимать позицию слова concert в предложении The concert was good и слова tax в предложении The clerk remembered the tax; слова класса 2 занимают позицию слова is/was, remembered в тех же предложениях; слова класса 3 стоят в позиции good в модели The (good)concert was good, и слева класса 4 - в позиции there в модели

The is/was there

Эти модели разбиваются на подтипы, которые мы не приводим здесь. Фриз последовательно придерживается позиционного принципа, и, таким образом, к классу 1 относятся не только существительные, как можно на первый взгляд вывести из приведённой выше схемы. Любое слово, способное занять позицию concert в приведённом примере, относится к классу 1; как указывает Фриз, к классу 1 относятся любые слова, способные занять позицию перед словами класса 2, т. e. перед глаголом в личной форме; так, слова man, he, the others, another относятся к классу 1, так как они способны занять позицию перед словом второго класса came.

Креме четырех классов, Фриз выделяет 15 групп. В них также используется последовательно позиционный принцип, и в эти группы попадают слова самых разнообразных типов". Фриз называет эти группы «function words», и, действительно, часть слов, входящих в эти группы, в общем очень близки к тем разрядам, которые мы называем служебными частями речи (1.11-15).

Так, в группе А оказываются все слова, способные занимать позицию the, т. e. быть определением, или определителем. Вот перечень слов одного столбца группы А, приведённого Фризом: the, no, your, their, both, few, much, John"s, our, four, twenty...

Фриз указывает, что некоторые из этих слов могут в других высказываниях оказаться в позиции слов класса 1, но это не должно смущать читателя; важно то, что все они могут занимать позицию the. Мы не будем перечислять здесь все группы; укажем только, что есть группы, включающие одно или два слова (группы С, Н, N включают слова not, there - there is, please соответственно). Морфологические свойства, как мы видим, полностью игнорируются, но и синтаксические функции, строго говоря, не принимаются во внимание: так, модальные глаголы отделены от класса 2 (полнозначных глаголов); ко модальные глаголы группы В выступают так же в предикативной функции, как и лексически полнозначные глаголы.

Из вышеизложенного видно, что попытка классификации Фриза, интересная по идее, не достигает цели; он не создает собственно классификации, и предлагаемое подразделение оказывается очень запутанным, классы и группы взаимно перекрываются, одно и то же слово оказывается в нескольких разрядах. Вместе с тем, материал Фриза содержит интересные данные относительно дистрибуции разрядов слов, их синтаксической валентности. Интересен также подсчёт относительной частотности классов и групп: группы, содержащие, в основном, служебные части речи, имеют высокую частотность.

Фриз - единственный структуралист, пытавшийся создать классификацию лексико-грамматических разрядов на базе одного последовательно применяемого признака. Дж. Трейджер и Г. Смит, предложили двойную классификацию - по морфологической парадигматике и по синтаксическим функциям. Этот двойственный анализ не абсолютно параллелен, но именно поэтому четкой картины он не создает.

Ниже мы остановимся на классификациях, предложенных структуралистами Г. Глисоном и Дж. Следдом.

Г. Глисон справедливо критикует обычные школьные дефиниции частей речи, основанные на их семантическом содержании; при этом, однако, он упускает из виду то, что сама классификация имплицитно основана не на этих дефинициях, а на тех трех признаках, о которых говорилось в начале этого раздела. Глисон предлагает классификацию, исходящую из двух формальных признаков - морфологической формы и порядка слов. Он делит весь словарный состав на две крупные группы: группу, имеющую формальные признаки словоизменения, и группу, не имеющую таких признаков. Первая группа, естественно, включает имена существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Однако, строго следуя признаку наличия парадигмы, Глисон исключает из этой группы все те слова, которые в силу тех или иных причин данной парадигмы не имеют. Так, прилагательное beautiful не входит в эту группу, так как оно не имеет формы *beautifuller, *beautifullest. Вторая группа включает классы, отличаемые по позиционному признаку, но сюда же входят и слова парадигматических групп, исключенные из них, как описано выше. Так, beautiful, которое занимает те же позиции, что и прилагательное fine, входит во вторую группу; оно принадлежит к более широкому классу, называемому «adjectivals», включающему и собственно прилагательные («adjectives»). По тому же образцу «pronominals» - более широкий класс, нежели «pronouns». Классы, встречающиеся в одинаковых позициях, образуют «конституентные» («constituent») классы. Однако Глисон не дает их точного определения или перечисления; неясно также, включает ли он в эти группы служебные части речи, хотя, видимо, он считает предлоги особым классом.

Нетрудно видеть, что классификация, предложенная Глисоном, ещё менее систематизирована, чем классификация Фриза: одно и то же слово может одновременно принадлежать к двум классам, другие - к одному; классы не находятся в системных отношениях один к другому.

Классификация Дж. Следда очень близка принципам Глисона. Он также различает «флективные» и «позиционные» классы. Основные позиционные классы: nominals, verbals, adjectivals, adverbials; к ним присоединяются восемь более мелких классов: вспомогательные глаголы, определители, предлоги, союзы, различные разряды местоимений. Здесь мы находим такие же неясные критерии, как у Глисона; некоторые местоимения занимают те же позиции, что и существительные, но выделены в особый класс; вопросительные местоимения позиционно не отличаются от других (например, указательных), но выделены в особый класс явно на основании их лексического значения и т. д. Классификация Следда так же неубедительна, как и предыдущие.

Вместе с тем, нельзя пройти мимо двух весьма положительных моментов в теориях Глисона и Следда. Во-первых, оба они отмечают важность словообразовательных аффиксов как показателей частей речи; во-вторых, - и это важнее всего - оба эти лингвиста обратили внимание на неоднородность свойств тех или иных единиц внутри определённых лексико-грамматических разрядов. Именно на этом и основывается предлагаемое ими подразделение на более узкие группы, содержащие те единицы, которые по всем своим признакам имеют право быть причисленными к данной части речи, и более широкие, куда входят и единицы, обладающие только частью необходимых признаков.

Таким образом, все попытки создать классификацию языковых единиц, основанную на едином принципе, не увенчались успехом. Традиционная классификация не хуже (хотя, возможно, и не лучше) всего того, чем её пытались заменить, и имеет то преимущество, что она широко известна. Мы будем поэтому далее исходить из традиционной классификации, с одной существенной модификацией в трактовке частей речи внутри каждой группы.

1.1.2. Теория полевой структуры частей речи. Та сложность соотношения единиц внутри каждой части речи, о которой говорилось выше и которая была замечена Глисоном и Следдом, хорошо укладывается в теорию грамматического поля, разработанную В. Г. Адмони на материале немецкого языка и изложенную в книге Г. С. Щура «Теория поля в лингвистике» (М., 1974) 1 . Теория морфологического поля заключается в следующем. В каждой части речи существуют единицы, полностью обладающие всеми признаками данной части речи; это, так сказать, её ядро. Но существуют и такие единицы, которые не обладают всеми признаками данной части речи, хотя и принадлежат к ней. Поле, следовательно, включает центральные и периферийные элементы, оно неоднородно по составу. Задача лингвиста заключается в том, чтобы определить состав поля, выявить центральные и периферийные элементы и определить, по каким признакам они близки к другим частям речи.

1.1.3. Части речи знаменательные и служебные. Наиболее крупное подразделение частей речи - это две большие группы: знаменательные и служебные части речи. Знаменательные части

1 Теория семантического поля была ранее разработана И. Триром, Л. Вайсгербером и другими западными лингвистами. Теория функционального лексико-грамматического поля связана в основном с именами советских лингвистов (E. В. Гулыга и E. И. Шендельс, А. В. Бондарко, М. М. Гухман), В, Г, Адмони рассматривает собственно-морфологические поля, речи включают такие единицы, которые имеют лексическое значение, т.е. называют понятия: table, dog, joy, strength; to bring, to cry, to enumerate; big, difficult; soon, well. Иначе говоря, они обозначают постоянные денотаты. Обладая лексическим значением, слова знаменательных частей речи способны занимать те или иные синтаксические позиции в предложении, т. e. функционировать в качестве членов предложения, а также быть ядром словосочетания. Таким образом, при отграничении знаменательных частей речи от служебных лексические и синтаксические критерии совпадают. Морфологические свойства также в известной степени присоединяются к ним: словоизменением обладают только знаменательные части речи. Однако среди знаменательных частей речи не все имеют парадигму словоизменения; поэтому морфологический признак не во всех случаях является ограничительным.

Служебные части речи не обладают свойством быть предметом мысли, т. e. не обладают самостоятельным лексическим значением. Так, не могут обозначать предмет мысли такие единицы, как of, and, since, the, ибо они не называют отдельных понятий (ср. такие слова, как relation, meaning и т. п., которые называют данные понятия). Назначение служебных частей речи в языке - указывать на те или иные отношения между словами знаменательных частей речи, между предложениями или словосочетаниями, или же уточнять грамматическое значение знаменательных частей речи: the colour of the sky, dogs and cats, the dog, a dog.

Выделение тех или иных частей речи, как знаменательных, так и служебных, является дискуссионным; есть такие «основные» части речи, в существовании которых не сомневается ни один лингвист (например, имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие); среди служебных частей речи не вызывает сомнения существование таких разрядов, как предлоги, союзы. С другой стороны, многое остается сомнительным в отношении правомерности выделения слов категории состояния и, отчасти, модальных слов в знаменательных частях речи; не совсем ясны границы частиц в группе служебных частей речи. Далеко не все лингвисты согласны с выделением артиклей как служебной части речи; может вызывать сомнение причисление постпозитива к служебным частям речи.

Следует чётко разграничивать служебные части речи и служебные слова. Служебные слова относятся к знаменательным частям речи, но в определённых условиях утрачивают свое лексическое содержание и сохраняют только свою грамматическую функцию. Наиболее типичным случаем такого рода являются вспомогательные глаголы. Это - глаголы, способные выступать со своим собственным лексическим содержанием, например, глагол have в предложении I have a new television set. Однако в форме перфекта этот же глагол утрачивает свое лексическое значение, выступая как вспомогательный: I have lost my gloves. Он не превращается при этом в служебную часть речи, но функционирует как служебное слово.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Грамматическое значение имени существительного.

Имя существительное - знаменательная часть речи, обладающая значением предметности. Предметность - грамматическое значение, в силу которого словесные единицы - названия как собственно предметов, так и не-предметов (абстрактных понятий, действий, свойств и т. д.) - функционируют в языке сходным образом с названиями собственно предметов. Словообразовательные средства отглагольных, отадъективных существительных создают возможность для названий состояний, свойств, качеств и т. п. функционировать синтаксически наряду с названиями предметов: movement, strangeness, activity. Этиобразования называются синтаксическими дериватами. Морфологическое их функционирование во многих случаях ограничено: не все синтаксические дериваты способны участвовать в морфологических категориях имени. Это - одна из важнейших черт полевой структуры имени существительного.

1.2.2. Словообразование существительного. Словоизменительный аппарат существительных весьма беден. Что касается его морфемной структуры, то здесь следует отметить, что очень распространена однослоговая структура, в которой совпадают по звуковому оформлению (хотя функционально они различаются) корень, основа и слово. Вместе с тем, существительное имеет словообразовательный аппарат, значительно превосходящий по разнообразию аппарат словоизменения. В грамматическом плане это немаловажно потому, что суффиксы, помимо своей семантической функции, являются показателями принадлежности данного слова именно к существительным.

Суффиксальная структура наблюдается, в основном, в двух больших группах: в существительных лица и в существительных отвлеченных.

Наиболее характерны следующие суффиксы лица: -er, -ist, -ess, -её - singer, naturalist, authoress, legatee. Из суффиксов отвлеченных существительных самые характерные: -ness, -ion, (-ation, -ition), -ity, -ism, -ance, -ment - lateness, rotation, ignition, security, socialism, elegance, movement.

Примечание: Здесь приведены только наиболее часто встречающиеся суффиксы. Частотность установлена по книге «Структура английского имени существительного» (М., 1975).

1.2.3. Подклассы существительного. Существительные подразделяются на имена нарицательные и имена собственные. Нарицательные имена представляют собой обобщающее название любого предмета, обозначаемого ими: river может относиться к любой реке, dog - к любой собаке, pleasure - к любому ощущению удовольствия. Имена собственные, в противоположность этому, не имеют обобщающего понятийного содержания; они являются названием, кличкой отдельных индивидуальных существ или предметов, они закреплены именно за данной особью, но не распространяются на остальные сходные явления. Так, John - скорее всего имя человека мужского пола, но, в сущности, может быть закреплено и за собакой, слоном и т. д.; Spot может быть именем собаки, кошки, лошади и т. п.; the Cutty Sark - название известного английского клипера (быстроходного океанского судна), но оно не содержит указания на эту отнесенность и могло бы быть названием кафе, кино, коттеджа. Имена собственные не лишены грамматических категорий, свойственных существительным нарицательным; однако грамматика в первую очередь занимается именами нарицательными, обладающими обобщающим значением.

Поскольку существительные называют предметно любые явления языковой действительности, они представлены самыми разнообразными лексическими группами. Взаимодействуя с грамматическими категориями, эти группы создают разветвленную полевую структуру существительного.

Набор морфологических грамматических категорий существительного весьма беден. Бесспорно существует категория числа. Чрезвычайно спорным представляется существование категории падежа. Грамматической категории рода в английском не существует.

1.2.4. Проблема категории рода. Категория рода в английском исчезла окончательно уже к концу среднеанглийского периода. Обозначение биологического пола существует в языке, но при этом используются средства чисто лексические или словообразовательные: boy - girl, cock - hen, bull - cow; waiter - waitress, lion - lioness; he-goat - she-goat. To же самое наблюдается в ряде индоевропейских языков при обозначении различия пола: учитель-ница, доктор-ша, тигр-ица; нем. Löwe - Löwin, Lehrer - Lehrerin.

Б. Стрэнг, автор книги «Modern English Structure», и некоторые другие авторы утверждают, что в английском имеется категория рода существительного на том основании, что возможна субституция имени местоимением, указывающим на биологический пол или неодушевленность: he, she, it. Такая точка зрения представляется совершенно неприемлемой, так как речь идет о субституции имени другой частью речи и о перенесении признака этой другой части речи на существительное, не обладающее этим признаком. Да и для местоимений указанное значение является чисто лексическим и к грамматическому значению отношения не имеет.

1.2.5. Категория числа. Основное значение категории числа - противопоставление одиночности и множественности предметов. Под множественностью имеется в виду количество свыше одного. Единственное число передается базисной формой, т. e. формой, не имеющей окончаний и совпадающей с основой (1.0.1.) Множественное число обозначается на письме формантом -s, который реализуется как ряд алломорфов - /z/, /s/, /iz/ в зависимости от характера финального звука основы (dogs /z/, potatoes /z/; books, cats /s/; classes, bushes /iz/). Такова продуктивная словоизменительная модель формы множественного числа; её можно назвать «открытой моделью», так как новые слова, появляющиеся в языке, оформляются во множественном числе именно этим способом.

Авторы, стремящиеся максимально формализовать описание языка, в частности структуралисты, обычно рассматривают отсутствие окончания в единственном числе как наличие нулевого суффикса. Однако нулевой суффикс не является морфемой, т. e. линейно выделимым отрезком, имеющим звуковую форму (1.0.1). Представляется, однако, возможным говорить о нулевом экспоненте (1.0.1) без записи его как морфемы.

Наряду с открытой моделью, существует ряд закрытых групп; входящие в них существительные образуют формы множественного числа с помощью непродуктивных средств, закрепленных только за данными существительными. Это суффиксы, функционирующие только в пределах данных групп: а) суффикс -еп, закрепленный за двумя существительными - oxen, children; б) суффиксы латинских форм множественного числа, заимствованные вместе с теми существительными, которые они оформляли в латыни: -i (nucleus - nuclei); -a (stratum - strata); -ae (antenna - antennae). Список этих существительных невелик, и, что очень важно, у существительных, имеющих широкое употребление, появляются собственно-английские формы: наряду с termini - форма terminuses; наряду с antennae - antennas. Дескриптивисты Хэррис, Хоккетт и другие рассматривают суффикс -еп как алломорф (вариант) морфемы s/z, основываясь на их одинаковой функции; очевидно, если принять эту точку зрения, сюда же следует причислить и приведённые выше окончания латинских заимствований. Такая точка зрения возможна только в том случае, если морфема определяется как элемент чисто функциональный, безотносительно к её звуковому оформлению. Между тем, алломорф устанавливается на основании звуковой и смысловой общности (1.0.1). С другой стороны, функциональную общность различных суффиксов множественного числа нельзя отрицать. Мы предлагаем термин «функциональные синонимы», которым будут обозначаться те или иные грамматические средства, сходные функционально, но не являющиеся алломорфами.

Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.

Что это за часть речи

В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?

Следует запомнить что существильное может обозначать:

  • вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
  • людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
  • вещества (чай, борщ, молоко);
  • все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
  • разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
  • разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).

Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.

Разряды

Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:

  • Собственные.
  • Нарицательные.
  • Одушевленные.
  • Неодушевленные.

В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.

Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.

Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.

Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.

Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.

Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.

Категория падежа

Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.

Категория числа

Имя существительное имеет три группы числа:

  • слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
  • слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
  • существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.

Категория рода

Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.

Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.

Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.

В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.

Склонение

В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.

Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.

Употребление имен существительных в художественной речи

Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.

Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.

Вывод

В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.

Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.

Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.

Общее значение существительного и его грамматические признаки

Существительное - это часть речи, объединяющая слова с предметным значением, выраженным в грамматических категориях падежа и числа и в формах определенного грамматического рода.

В существительному объединяются общим значением предметности семантически различные слова: названия конкретных предметов (лодка, лес, золото), существ (девушка, медведь, синица), явлений природы (молния, дождь), обобщенных свойств и признаков (доброта, смелость, голубой) состояний (отдых, дремота) и т. д. В отличие от прилагательных, наречий, глаголов, существительные называют признаки и действия или состояния самостоятельно, независимо от тех предметов и явлений, которым эти признаки или процессы свойственны, кто является их носителями.

Загальнокатегориальне значение предметности в существительному получает выражение в грамматических категориях и в словообразовательных средствах. Основные грамматические признаки существительного - это наличие категорий рода, падежа и числа. Каждый существительное относится к одному из трех грамматических родов - мужского, женского или среднего. Не имеют грамматического рода только существительные множественного формы (ворота, отруби, дрожжи и др.).

Существительные изменяются по падежам (кроме некоторых слов иноязычного происхождения, некоторых аббревиатур и фамилий) и характеризуются грамматическим значением числа (одни имеют сопоставимые формы числа, другие выступают только в единственном или во множественном числе).

Категории рода, числа и падежа существительных отличаются от прилагательных, местоименных и частично числивникових: в существительному они являются определяющими, а в других именных частях речи повторяют грамматические значения объяснительной существительного, следовательно, является синтаксически обусловленными значениями, например: соленая вода, соленой воды, соленой воде, соленой водой; мой друг, моего друга, моему другу, моим другом.

В существительному значение числа достаточно часто выражается вспомогательным средством (ударением), а значение рода воспринимается в процессе сопоставления флексий всего парадигматического ряда (сравните: ткач и печь, день и соль) и учета семантической отнесенности к полу в названиях существ (сравните: отец и яблоко Николай и Марина) и еще ряду признаков.

В прилагательных, в части местоимений и числительных все три грамматические значения (рода, числа и падежа) выражаются флексией.

Существительное как название предмета выступает в типичной для него синтаксической функции подлежащего (в начальной форме - именительного падежа) или приложения (в косвенных падежах). Например: Небо сегодня синело по-весеннему (О. Гончар) Шиповник трудно отдает плоды. Она людей хватает за рукав (Л. Костенко).

Существительное может также выполнять вторичные функции: определение (согласованного - приложения и несогласованного), обстоятельства, именной части составного сказуемого, например: Сынок Омелько-небольшое хлоп "я - стоял у матери и смотрел, что она делала (Елена Петровна) Гибкий ветерок дышал ему навстречу пресной свежестью больших вод, тонким прянистим духом далеких степей (О. Гончар) В чужом краю не ищите, не спрашивайте того, что нет и на небе, а не только на чужом поле (Т. Шевченко) Поэзия - это всегда неповторимость, какой бессмертный прикосновение к душе (Л. Костенко).

часть речи

Имя существительное

Что значит

морфологические признаки

Спрягаемые слова. Изменяются по падежам и числам. Имеют род. Начальная форма: именительный падеж единственного числа, а для тех, что используются только во множественном числе, - именительный множественного числа. По лексическими и морфологическими признаками делятся на собственные и общие, конкретные и абстрактные, названия существ и неодушевленные, сборные и единичные

синтаксические признаки

Основная: подлежащее (именительный падеж или родовой, когда сочетается с количественным числительным или другим словом с количественным значением -в сложенном подлежащем), приложение (в косвенных падежах). Неосновная: обстоятельство (чаще существительное с предлогом, особенно в падеже), несогласованное определение, приложения, именная часть составного сказуемого

Под предметностью объединяются различные лексические значения, но все они воспринимаются как названия предмета. Это могут быть названия:

Конкретных предметов (кровать, метла, очки, сани)

Существ (человек, учитель, врач, пчела, аист, гусь, кошка)

Растений (рожь, акация, ель, калина)

Явлений природы (вьюга, метель, молния, дождь, снег); -действия или состояния (рисование, переписка, варки, сообщение)

Абстрактных понятий (доброта, успех, достоинство, любовь, щедрость).