Глагол, его грамматическое значение и система грамматических категорий. инфинитив глагола, его морфологические особенности, модальные и синтаксические функции. Грамматическое значение слова




Грамматическое значение глагола.

2. Видовой характер глагола.

5. Система видо-временных форм.

А) основной разряд;

Б) длительный разряд;

В) перфект;

Г) перфектно-длительный разряд.

6. Так называемое согласование времен.

7. Наклонение.

А) изъявительное наклонение;

Б) повелительное наклонение;

В) сослагательное наклонение.

А) действительный залог;

Б) страдательный залог;

В) проблема возвратного залога.

9. Инфинитив.

А) причастие второе;

Б) причастие первое и герундий.

Глагол – часть речи, выражающая грамматическое значение действия, т.е. признака динамического, протекающего во времени. Синтаксическая функция личных форм глагола однозначна – они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; глагол – единственная часть речи, имеющая аналитические формы. С другой стороны, словообразовательная структура глагола довольно бедна: аффиксация представлена очень малым количеством суффиксов. Наиболее распространенные суффиксы: (германского происхождения –en: to redden, to strengthen ; романского происхождения –fy: to magnify, to dignify; -ize: to fraternize, to mobilize ).

Глаголы делятся на знаменательные и служебные (пояснить) (лексическая семантика которых утрачена; отсюда возможность сочетания несочетаемых лексически глаголов I have lost my umbrella ).

Модальные глаголы передают отношение агенса к действию; - возможность, долженствование и т.п. Модальные глаголы имеют ущербную парадигму. Совершенно отсутствует у них категория лица и числа, не все модальные глаголы имеют формы прошедшего времени; формы будущего времени у них отсутствуют, значение будущего передается описательными оборотами.

2. Видовой характер глагола.

Видовой характер глагола – это зависимое грамматическое значение, объединяющие глаголы по отношению обозначаемого ими действия к пределу. Глаголы подразделяются на этом основании на предельные и непредельные. Предельные – это глаголы, обозначающие такое действие, которое по достижении предела не может продолжаться (to arrive, to catch, to break, to discover ). Непредельные глаголы не содержат семантики предела в обозначаемом ими действии; предел может мыслиться как поставленный извне, но не как вытекающий из семантики глагола: to sleep, to enjoy, to live. Группа непредельных малочисленна. Границы между этими группами неустойчивы.

Между этими двумя группами находится многочисленная группа глаголов двойственного характера, способных выступать в том или ином значении в зависимости от контекста: to laugh, to move, to look, to walk .


Видовой характер глагола в английском языке это не грамматическая категория т.к. она не имеет соответствующих формальных признаков, и она не совпадает с русским совершенным и несовершенным видом (непредельные гл. соответствуют несовершенному виду, предельность же в рус. яз. может передаваться как СВ, так и НСВ he approached, he was approaching ).

3. Грамматические категории глагола.

Английский глагол имеет очень развитую систему видо-временных форм, противопоставление действительного и страдательного залога, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Кроме того, существуют остаточные, ущербные категории лица и числа; можно ли их отнести к категориям, вопрос спорный. Все указанные категории действуют в пределах личных форм. Но существуют, кроме того, неличные формы: причастие, герундий, инфинитив, имеющие особые функции и передающие иные отношения, чем личные формы.

В английском языке категории лица и числа выражены весьма слабо. Так, в претерите (past indefinite) всех глаголов, кроме глагола бытия, нет форм лица и числа (came, stopped ), получают отнесенность к лицу и числу только через местоимение или существительное.

Глагол бытия в претерите имеет формы числа, но не лица: was, were .

В презенсе глагол бытия имеет асимметричную парадигму: в ед.ч выражены первое и третье лицо, мн.ч. не имеет форм лица: am, is, are . Остальные глаголы имеют одну единственную форму, передающую значение третьего лица ед.ч. comes, looks . Морфологическая парадигма здесь совершенно асимметрична: окончание –s не передает категории числа, так как существует форма, обозначающая единичность, но не имеющая окончания -s: I look (отнесенность к 1 лицу передается местоимением). Окончание –s не передает также категории лица, ибо существует глагольная форма, которая может быть отнесена к 3 лицу – they look – и не имеющая окончания –s.

6. Система видо-временных форм.

Ведущей категорией в системе видо-временных форм является категория времени. Глагольные времена (tenses) в реальной речи могут отражать реальное время, когда точкой отсчета является действительный момент речи. Но глагольные времена отражают и условное время, при котором точка отсчета не совпадает с реальным моментом речи.

Грамматическая категория времени (tense) – отношения действия к моменту отсчета, которым является, в первую очередь, условный момент речи. Отрезок времени, включающий момент речи, - настоящее время; этот отрезок может иметь саму разнообразную протяженность, от минут до бесконечного временного пространства. Прошедшее – отрезок времени, предшествующий настоящему и не включающий момент речи; будущее – отрезок времени, ожидаемый после настоящего, также не включающий момент речи. Прошедшее и будущее никогда не соприкасаются: они разделены настоящим.

Грамматическая категория вида обычно определяется как формальная категория, передающая характер протекания действия. Специфика английских видовых форм заключается в том, что видовое значение обязательно сопряжено с указанием на отрезок времени, в котором протекает действие и, соответственно, выражено в рамках времени. Поэтому видовые формы названы видо-временными, чтобы подчеркнуть неразрывную связь вида и времени в английском языке.

Английская видо-временная система включает 4 парадигматических разряда: основной разряд (Indefinite), длительный разряд (Continuous), перфект (Perfect), перфектно-длительный (Perfect Continuous). Все разряды, кроме презенса и претерита основного разряда, выражены аналитическими формами.

А) основной разряд.

Разряд Indefinite является стержневым во всей видо-временной системе Презенс основного разряда может обозначать неограниченную длительность, вытесняя или поглощая прошедшее и будущее (Water boils at 100 C ). Он может употребляться в любом высказывании, констатирующем что-то обычное, а также действие, происходящее в условный момент речи или относить действие к будущему (when the term b e g i n s, we’ll discuss our plans ).

Претерит основного разряда указывает на то, что действие происходило в отрезок времени, не включающий момент речи, т.е. в прошедшем времени. Информация о характере протекания действия поступает из контекста. Это ведущая форма повествования. Он может предавать повторные действия, смену действий.

Отрицательная и вопросительная форма презенса и претерита основного разряда образуется аналитически, утвердительные формы презенса и претерита оказываются в изоляции; это единственные синтетические личные формы глагола. Такая явная асимметрия могла поставить под удар дальнейшее существование синтетических форм, но они настолько прочно интегрированы в системе глагола, что в современном языке совершенно отсутствует тенденция к их вытеснению. Вероятно, это объясняется именно их функциональной важностью на фоне остальных форм.

Будущее время основного разряда указывает на действия, еще не совершившиеся, планируемые на период времени после настоящего. Дискуссионным является вопрос, содержат ли эти формы чисто временное значение или имеют модальную окраску. Многие лингвисты считают, что и сохраняют присущее им модальное значение долженствования и желания. Однако преимущественное употребление вместо ’ll , а также употребление will в первом лице свидетельствуют о тенденции к устранению формальных различий в выражении будущего действия; форма ’ll не несет модального содержания, а will выражает модальность только тогда, когда оно стоит под ударением: We’ll try anything, but the chances are against us .

Б) длительный разряд.

Длительный разряд – видо-временная форма, выражающая процессуальность действия. Значение настоящего времени длительного разряда видоизменяется в зависимости от видового характера глагола. Непредельный глагол указывает на процесс ненаправленный к достижению предела; при употреблении предельного глагола видовой характер его противоречит значению формы; в результате возникает значение отсроченного предела: the bus is coming. I’ll have to run for it.

Непроцессуальными являются следующие глаголы: to belong, to consist, to contain, to possess, to resemble, to know, to comprise, to conflict, to date, to seem, to love, to hate, to like, to see, to hear.

Прошедшее время длительного разряда не может употребляться без указания на время в прошлом. Это указание может быть выражено лексически, или упоминанием другого прошедшего действия

Претерит длительного разряда сходен с презенсом, так же взаимодействует значение формы и видового характера.

Будущее время длительного разряда употребляется нечасто. Оно приобретает значение предположения, модальности, следствия, вытекающего из тех или иных предпосылок: she will be waiting up for me, he said. I shall hurt her beyond words.

В) перфект.

Место перфекта в системе видо-временных форм вызывает наибольшее количество споров среди англистов. Проблема его соотнесения к категории вида или к категории времени, а также его основного грамматического значения до сих пор не нашла однозначного решения. Разумеется, эти два вопроса неразрывно связаны между собою. Одни ученые рассматривали перфект как форму времени, другие как значение результативного вида, третьи как формы связи между прошедшим и настоящим (ретроспективный вид).

Значение предшествования, несомненно имеющееся у перфекта по-разному функционирует в перфекте настоящего и прошедшего времени. Наиболее важным фактором является то, что в английском никакие видовые формы не существуют вне сочетания с временным значением. Соотнесенность во времени обязательна, и видовые отношения только накладываются на временные.

В то время как отношение во времени, передаваемое длительным разрядом, является значение одновременности, значением перфекта является предшествование. Но это значение вытекает из другого – законченности, завершенности действия, являющегося видовым значением. Это сочетание видового и временного значений может реализовываться по-разному, с перевесом одного или другого. В этом отношении формы настоящего и прошедшего неодинаковы.

Перфект настоящего времени передает завершенность отдельного, изолированного действия в сфере настоящего времени; поскольку речь идет о завершенности, действие происходит до момента речи или, при особом указании в контексте, продолжается до момента речи (так называемое инклюзивное значение перфекта). Основная сфера функционирования настоящего времени перфекта – прямая речь.

В форме настоящего времени, где в контексте нет прямого указания на соотношение с точкой отсчета во времени, преобладающим оказывается видовое значение; в прошедшем времени обязательно соотнесение с временным центром прошедшего времени (как правило это глагол в форме претерита основного разряда, являющийся повествовательным центром текста.). Временное значение выступает четко, нередко затемняя видовое значение завершенности.

Видовое и временное значения – завершенность и предшествование – настолько переплетены в перфекте прошедшего времени, что трудно определить, которое из них преобладает; они взаимосвязаны.

Перфект будущего времени соотнесен с временным центром будущего времени; он передает действие, которое должно завершиться к моменту, взятому как временной центр. Перфект не приобретает никакого дополнительного значения, встречается чрезвычайно редко и носит характер книжной речи: I’ll see you tomorrow night. I shall have thought over your business by then.

Г) перфектно-длительный разряд.

Различные авторы пытались установить, принадлежит ли перфектно-длительный разряд к длительным формам или к перфекту. Синтез двух различных видовых значений оказывается возможным, ибо перфектно-длительный разряд передает процесс, протекающий в течение периода, законченного до определенной точки отсчета. Процессуальность идет от длительного разряда, а законченность процесса или его продолжение от перфекта. для этого разряда гораздо более характерно употребление непредельных глаголов, чем предельных.

Форма прошедшего времени перфектно-длительного разряда, как и все видо-временные формы, соотнесена с временным центром прошедшего времени и поэтому имеет четко выраженное значение предшествования, как и перфект в прошедшем времени; в остальном, значение формы не отличается от ее значения в настоящем времени.

В форме будущего времени употребление перфектно-длительного разряда не наблюдается.

7. Так называемое согласование времен.

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

Глагол разряд слов, которые обозначают действие, состояние и т.д. как процесс и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога (все эти категории имеют отношение к выражению процесса), а также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа). Уже из этого перечисления видно, что глагол – самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи. Основная функция глагола – функция сказуемого.

Грамматическое значение глагола

· действие (играть, охотиться, изучать );

· состояние (лежать, спать, страдать );

· отношение (соседствовать, принадлежать ).

Все перечисленные значения могут быть выражены и другими частями речи (разбег; скучно, сосед ), однако для семантики глагола определяющим является граммема процессуальности.

По словам Б. Тошовича, «глагол − это часть речи, которая выражает концептуальный сплав, состоящий из динамики, статики и реляции, в котором всегда по-разному сочетаются эти три суперденотата».

Выраженность морфологических категорий

Инфинитив

Инфинитив (от лат. infinitivus - "неопределенный") – это исходная форма глагола, которая называет действие, состояние и т.д. безотносительно к лицу, времени, наклонению.

Сам по себе инфинитив не обладает категориями лица, времени, наклонения. Однако в конкретных речевых условиях инфинитив может выражать значения, свойственные тому или иному времени и наклонению. Например: "Быть бычку на веревочке". В этой поговорке инфинитив употребляется в значении будущего времени с оттенком безусловности осуществления действия. Ср. и в газетных употреблениях: "Одним словом, быть венскому чемпионату интересным" (Комс. пр. 1987.14 апр.); "Итак, новогоднему городскому празднику – быть " (Лен. пр. 1989. 10 янв.). В случае, если при инфинитиве есть отрицание, идея безусловности реализуется как условная невозможность, неосуществимость действия: "Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа" (Ес.); "Не заслонить вам свет дневной тревожной тенью ночи" (Марш.). То же значение – убежденность в неосуществимости действия – выражается и при использовании вместо отрицания конструкции где + дательный падеж (обычно местоимения): "– Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых же шагах он тебя сбросит..." (Л.). Очевидно поэтому, что употребление инфинитива, подобное приведенному ниже, неудачно. Так, под рубрикой "Тревожный сигнал" газета дала заголовок "Где быть бассейну?" (Веч. М. 1987. 10 июня). Оттенок уверенности в осуществлении действия, который свойствен инфинитиву (в значении формы будущего времени) явно не соответствует данной конкретной ситуации. Ведь и название рубрики ("Тревожный сигнал"), и вопросительное "где" заголовка говорят о том, что места для бассейна нет.

Инфинитив может выражать и значение, свойственное формам прошедшего времени. Например: "Разыграть такого дурака. Стрелять два раза и не попасть. Этого я себе никогда не прощу" (Ч.); "Татьяна – ах! – а он реветь " (П.). То же значение имеет инфинитив в конструкции с как (же) не: "А скажите, – обратилась Марго... к Азазелло, – вы его застрелили, этого барона?" – "Натурально, – ответил Азазелло, – как же его не застрелить ?" (М.Булг.).

С соответствующей интонацией (о которой на письме сигнализирует восклицательный знак) инфинитив способен выразить значения, свойственные повелительному наклонению, обычно категорический приказ, категорическое требование: "Встать !", "Молчать !", "Не разговаривать !", "Не курить !" Ср. также: "Но не успели они сделать и десяти шагов, как с балкона понеслись новые оглушительные крики. "Ай-яй-яй! Мне! Хочу-у! А-а-а! Д-а-й! Позвать !" (Купр.). Ср. и значение пожелания, передаваемое формой инфинитива: "... человек в капюшоне, пересек площадку сада, вступил на мозаичный пол балкона и, подняв руку, сказал высоким приятным голосом: "Прокуратору здравствовать и радоваться " (М.Булг.).

В сочетании с частицей бы инфинитив может передать и значение желательности действия, характерное для сослагательного наклонения (но с оттенком понимания того, что это трудноосуществимая мечта): "Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье!" (П.); "Улететь бы вольною птицей от всех вас" (Ч.); "Ах, мне бы уйти на дорогу свою, достоинство гордо храня, но, старый солдат, я стою, как в строю, – вот так она любит меня" (Б.Ок.). В сочетании с отрицанием инфинитив + бы выражает предостережение от совершения какого-то действия: "Только бы нотки неверной нам невзначай не пропеть " (Б.Ок.); "Но из грехов своей Родины вечной не сотворить бы кумира себе" (Б.Ок.). Так что "безликий" по форме инфинитив в живом употреблении может быть очень выразительным.

Многообразны синтаксические функции инфинитива; он может быть не только сказуемым (подобно спрягаемым формам глагола), но и подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством. Например: "Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, – это большое удовольствие" (Ч.)(подлежащее ); "Пашню пахать – не руками махать " (пог.)(подлежащее и сказуемое ); "Григорий дал коню отдохнуть " (Шол.); "Она [песенка] возникает с рассветом вдруг, медлить и лгать не обученная" (Б.Ок.)(дополнение ); "Наташа привычно рассмотрела туалеты дам, осудила манеру держаться " (Л.Т.); "Ты клятву давал, Санька, – сказал он, – бороться и искать, найти и не сдаваться " (Кав.) (определение ); "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру" (Гог.)(обстоятельство ).

Подавляющее большинство глаголов имеет инфинитив с суффиксом -ть, причем некоторые из них кончаются на - сть, -зть. Среди глаголов на -сть, -зть есть как литературные, так и нелитературные, просторечные. Просторечны те глаголы на -сть, -зть, ккоторым есть однокоренные синонимы на -сти, -зти, например: месть – мести ; несть – нести ; привезть – привезти .

Примечание. В XIX веке, особенно в его первой половине, инфинитивы несть, цвесть и под. были широко распространены и не имели просторечного характера.

Небольшая часть глаголов имеет инфинитив на -ти и -чь : брести, обрести, плести, везти, ползти и др.; беречь, лечь, мочь, печь, стеречь, течь и др.

ОСНОВЫ И КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. ВЛИЯНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ НА НЕПРОДУКТИВНЫЕ, ОЦЕНКА ВАРИАНТНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ НЕПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).

От основы настоящего времени * образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида , например: держ(ат) (основа настоящего времени глагола держать ) → держи(те), держ-ащ-ий, держ-а; направля[j]**(yт ) (основа глагола направлять) → направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя) и т д.

* Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать → держат → держ-; вести → ведут – вед- и т. д.

** Буквы е, я, ю , стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтомую в форме 3-го лица множественного числа направляют – это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут , a j – это последний звук основы.

От основы инфинитива * образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа(ть) → державш-ий; направи(ть) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.

* Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать → держа-; направить → направи-; оцепенеть → оцепене- и т. д.

У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на -чь, -сти (и-сть) и на -ну (если суффикс -ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени : беречь → берёг → берёг-ш-ий; нести → нёс → нёс-ши-й; класть → кла(л) → клав-ш-ий; высохнуть → высох → высох-ш-ий) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу.

Класс глагола это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам ) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам) . Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ:

Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл.) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться – Ч.; вымечтать – Цвет.; недолауреатить – Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"– П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного: "Сюда во всей пустыни стекаются страждущие в поисках исцеления от всевозможных недугов" (Н.Вав.). Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу), рыскать (рыскаю и рыщу) и др. (подробнее о них и различии между их синонимическими формами см. "Категория лица").

Данный урок предполагает использование интерактивной доски ACTIVboard, которая сопровождается программным обеспечением ActivStudio. В этой программе создаются ФЛИПЧАРТЫ (аналог рабочей области на обычной школьной доске). Чтобы представить, как выглядят флипчарты, они были экспортированы в PowerPoint.

Цели:

  • повторить сведения о глаголе, известные учащимся с 5 класса,
  • учить определять глагол как часть речи: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, применять знания на практике, развивать навык аргументированного ответа;
  • воспитывать уважение к человеческому достоинству другого, формировать стремление развивать милосердие в себе.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Прием "Мордашки": ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками, например:

II. Словарный диктант.

Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Н.В.Гоголя, которые уже звучали на наших уроках: "Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его:"

Мне хочется верить, что постижение великого, могучего, прекрасного языка доставляет вам удовольствие. Вы получаете удовольствие от того, что стремитесь говорить красиво, грамотно, правильно, соблюдая нормы литературного русского языка.

Позвольте начать наш урок со зрительного диктанта, который и подскажет вам, насколько вы уже владеете нормами и знаете, как пишутся словарные слова.

(Зрительный диктант с использованием Презентации PowerPoint.)

Сувенир, металлический, каникулы, вестибюль, инициатива, дизайн, лазурь, нарцисс, офицер, терраса, секунда, единый, фойе, расстояние, декада, аннотация, институт, аттракцион, ещё.

(Запись слов под диктовку, взаимопроверка по образцу на доске, выставление оценок в лист контроля.)

III. Словарная работа.

Обратите внимание, что некоторые слова выделены красным цветом. Как вы думаете, почему? (Это новые слова, с ними не работали на уроках.)

Выпишите эти слова в столбик, подчеркните те буквы, которые могут вызвать в дальнейшем затруднение, на которые мы должны обратить внимание.

(Работа у доски. Открыт флипчарт ActivStudio , страница 1)

Все ли слова вам понятны?

(Объяснение в случае затруднения.)

Попробуйте определить, какое слово будет ключевым словом нашего урока. Каким ключом мы как бы откроем дверь в огромный, прекрасный мир русского языка?

(Милосердие.)

IV. Работа с текстом. Определение темы урока.

А как вы понимаете значение слова "милосердие"?

(Флипчарт, страница 2).

Какой из предложенных вариантов будет правильным. (Варианты ответов детей.)

Я предлагаю обратиться к тексту . Может быть, он поможет вам выбрать верное определение слова "милосердие"?

(Флипчарт, страница 3.)

О чем этот текст? Какова его тема? (Взаимоотношения между людьми.)

Вернёмся к слову "милосердие".

(Флипчарт, страница 2).

Можете ли вы после знакомства с размышлениями Сухомлинского дать определение этого слова?

(Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.)

Как бы вы озаглавили наш текст? (Будьте милосердными. Развивайте милосердие.)

(Флипчарт, страница 3, запись заглавия.)

Что помогло дать вам верное определение слова "милосердие"? Обратите внимание: какая часть речи активно используется в тексте? Почему? (Глаголы; помочь или простить - это действие, поступок.)

Определите тему нашего урока. Мы продолжаем изучение морфологии. Ключевое слово нашего урока "милосердие" связано с глаголом, нуждается в использовании глагола:

(Запись темы на доске и в тетрадях: Глагол как часть речи.)

Как бы вы определили итог своей работы на уроке? К какому результату вы должны прийти?

V. Предупредительный тест. Определение целей урока.

Прежде чем вы определите цель нашей работы, я предлагаю выполнить небольшой тест, а затем вернуться к результатам, которые мы должны достичь.

(Тест через Activstudio. Результаты записываются на лист контроля.)

Проанализируйте итоги, определите цель вашей работы на уроке.

(Повторить сведения о глаголе, известные с 5 класса, учить определять глагол как часть речи: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, применять знания на практике, развивать навык аргументированного ответа.)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

1. "Цветочек"

2. "Китайский болванчик"

3. Взгляд вправо - влево - вверх - вниз.

VI. Повторение и систематизация изученного. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Найдите в тексте, который уже знаком вам, глаголы. Укажите над каждым найденным словом часть речи.

((Флипчарт, страница 3. Выделение цветом глаголов в тексте на доске.)

Как можно доказать, что выделенные слова - глагол? Что такое часть речи?

(Флипчарт, страница 4.)

(Заполнение таблицы в тетради по мере открытия доски инструментами "Шторки" и "Ластик".)

Проанализируйте итоги нашей работы. Определение каких морфологических признаков вызывает затруднение? (Ответы детей, выделение предложенного цветом.)

(Повторение понятий, вызвавших затруднение)

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что одним из самых непростых для определения морфологических признаков глагола является спряжение. Я попросила Алёну Синёву помочь вам и мне. Помочь мне напомнить вам, как определить спряжение глагола и в будущем избежать ошибок в написании глагольных окончаний. Алёна использовала при подготовке алгоритм, который перед вами.

(Флипчарт, страница 5,6.)

(Демонстрация алгоритма.)

Как вы думаете, готовы ли вы теперь доказать, что вы правильно выделили в тексте глаголы? (Ответы детей.)

Проверим. Докажите, что слово "говорим" является глаголом.

(Флипчарт, страница 4.)

(Записи делаются в третьей колонке схемы в тетрадях и на доске.)

VII. Подведение итогов. Оценивание результатов повторения.

(Флипчарт, страница 7.)

(Тест "10 шагов" , занесение результатов на лист контроля.)

Как вы думаете, важно ли уметь определять морфологические признаки глагола? Почему? (Ответы детей.)

Проанализируйте глаголы нашего текста, обратив внимание на то, в каком наклонении они употреблены. Какую особенность вы заметили?

(Большинство глаголов употреблены в повелительном наклонении.)

Как вы думаете, почему?

(Текст представляет собой наказ, совет, наставление.)

А вы могли бы дать совет себе, другу, однокласснику, как стать или быть милосердным? Запишите свои варианты советов, подсказок в тетрадь.

(Чтение работ детьми.)

VIII. Рефлексия. "Мордашки".

IX. Домашнее задание:

Подготовить рассказ "Глагол - часть речи", № 112.

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.