Лаборатория экспериментальной психологии и психологического тренинга. Существуют и более краткие, неофициальные сокращения ученых степеней




Целью работы кафедры является подготовка профессионально-компетентных и конкурентоспособных педагогов и психологов, обладающих высокими нравственными качествами и коммуникативной культурой, с учетом современных достижений в области инновационной педагогики, психологии, социологии и менеджмента в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда. Кафедра готовит преподавателей педагогики и психологии для вузов и колледжей. Студенты овладевают навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, способами конструктивного решения задач, участвуют в обучающих (ролевых, ситуативных, деловых) играх, тренингах, выполняют творческие работы.

За период с 2002 по 2010 год выпущено более 900 специалистов психологов и педагогов, которые трудятся в образовательных и медицинских учреждениях, в организациях и на предприятиях г.Москвы и других регионов страны. Основные направления деятельности кафедры "Педагогика и психология" заключаются в подготовке высокопрофессиональных, имеющих образование на уровне современного знания и востребованных на рынке труда.

Состав кафедры:

И.о. заведующего кафедрой, доцент
Икренникова Юлия Борисовна

Cтарший преподаватель
Абельдинова Екатерина Николаевна

Профессор
Андреев Анатолий Николаевич
профессор, доктор филологических наук

Доцент

доцент, кандидат педагогических наук

Доцент
Вакуленко Антонина Николаевна
доцент, кандидат педагогических наук

Доцент
Гуляев Андрей Анатольевич

Доцент
Диброва Жанна Николаевна
кандидат экономических наук

Старший преподаватель
Дмитриева Юлия Юрьевна

Старший преподаватель
Затрускин Павел Викторович

Профессор
Кальней Валентина Алексеевна

Доцент
Кащенко Татьяна Леонидовна
доцент, кандидат философских наук

Доцент
Клещина Наталья Николаевна

Доцент
Климакина Елена Александровна

Доцент
Кузина Оксана Александровна
доцент, кандидат филологических наук

Доцент
Мерзликина Наталья Ивановна
кандидат наук

Доцент
Остроухов Владимир Михайлович
доцент, кандидат экономических наук

Доцент
Пиньковская Галина Викторовна
кандидат экономических наук

Доцент

доцент, кандидат педагогических наук

Профессор
Родинова Надежда Петровна

Доцент
Сабанина Валентина Николаевна
кандидат педагогических наук

Профессор
Скараманга Витчеслав Павлович
профессор, доктор экономических наук

Доцент
Скляднева Виктория Викторовна
кандидат педагогических наук

Профессор

доцент, доктор культурологических наук, кандидат психологических наук

Профессор
Шишов Сергей Евгеньевич
профессор, доктор педагогических наук

Профессор
Шмелева Светлана Васильевна
доцент, доктор медицинских наук

Доцент
Шугаева Екатерина Анатольевна
кандидат филологических наук

Учебно-вспомогательный персонал кафедры

Образовательные программы

Кафедра реализует основные образовательные программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров.

Бакалавриат:

Магистратура:

Специалитет:

Аспирантура:

Научно – исследовательская деятельность кафедры

  • Государственные образовательные стандарты и мониторинг качества образования
  • Построение новой модели двухуровневого профессионального педагогического образования
  • Инновационная модель методического обеспечения учебного процесса в вузе
  • Диверсификация подготовки специалистов для малого и среднего бизнеса с целью повышения качества образования (региональный аспект)
  • Разработка гибкой модульной системы повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом уровня квалификации педагогов и системы отслеживания результативности повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
  • Разработка теоретических основ (принципов и методов) гармонизации образовательных стандартов на основе системного анализа
  • Подготовка преподавателей к использованию ИКТ в целях индивидуализации и дифференциации учебного процесса вузе
  • Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)
  • 15 ноября 2011г. Студенческая научно-практическая конференция «Наследие М.В. Ломоносова и современное развитие российского общества. Место проведения: г Москва, Б. Дровяной пер., 17 – МГУТУ.
    Президиум оргкомитета: Шишов.С.Е, Юлина.Г.Н.

Образовательные программы повышения квалификации

«Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя высшей школы»
«Преподаватель высшей школы»
«Педагогика (социальная и коммуникативная компетентность)»
«Управления персоналом»
«Формирование современного имиджа учителя школы»
«Формирование современного имиджа преподавателя НПО и СПО»
«Мониторинг качества общего образования в рамках муниципальной системы образования»
«Мониторинг качества общего образования в школе»
«Современные технологии обучения»
«Военная педагогика»
«Технология развития одаренности в других и в себе»
«Методология и методы психолого-педагогических исследований»
«Бизнес как самореализация»
«Педагогика творчества»
«Тренинг профессионально-педагогического общения»
«Этнопсихология и этнокультура казачества»
«Инновационные методы преподавания педагогики»

ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

В психологии необходимо придавать большее значение проблеме изучения ресурсов личности, позволяющих ей осознанно и целенаправленно совладать, действовать, прогнозировать жизненные события и результаты своих поступков.

Основной практической целью лаборатории Экспериментальной психологии и психологического тренинга является систематический сбор и научная обработка информации об индивидуально-психологических особенностях абитуриентов и студентов МГУТУ им К.Г. Разумовского в области профессиональных склонностей; интерсубъективных личностных особенностях; а также обоснование, эффективный контроль и оптимизация на основе полученных данных принимаемых решений и возникающих из них действий.

Основные направления деятельности:

  1. Диагностическое (изучение индивидуально-психологических особенностей студентов Университета с целью выявления критериев профессиональной пригодности);
  2. Прогностическое (прогнозирование развития поведения и возможности внедрения той или иной модели профилактических мер);
  3. Организационное (способствование проведению студентами научных исследований и научно-практических конференций; привлечение к работе специалистов-консультантов различных отраслей науки);
  4. Научно-методическое (разработка молодежных программ по профилю Лаборатории, в т.ч. профилактических; разработка и проведение учебных семинаров);
  5. Информационно-консультативное (создание банка информации и деятельность консультативной службы).

Основными задачами в связи с поставленными целями в структуре выделенных направлений психодиагностической работы являются:

  1. Изучение, анализ, отбор и внедрение научно-обоснованных методов психодиагностики;
  2. Организация научно-методической работы, в т.ч. осуществление издательской деятельности, разработка профильных молодежных программ и организация учебных семинаров;
  3. Создание информационно-консультативной службы;
  4. Привлечение студентов к выполнению научно-практических исследований и проведению студенческих научно-практических конференций.

Лаборатория Экспериментальной психологии и психологического тренинга состоит из двух компьютерных классов, в одном из которых происходит общее управление отображением необходимой информации, и нескольких служб, обеспечивающих собственно лабораторную составляющую проекта.

Конкурсы и олимпиады кафедры

С 5 по 10 апреля 2010 года прошли мероприятия в рамках «Дней студенческой науки». Студенты I и II курсов специальности 050701 «Педагогика» и I курса специальности 030301 «Психология» приняли активное участие в Заседаниях секций.

5 апреля 2010 г. призовые места в заседании секции НСО «Соцветие» на тему «Гуманитарные исследования XXI век» заняли: студентка II курса специальности «Педагогика» Сушенкова Ольга Александровна; студентка I курса специальности «Педагогика» Фесенко Ольга Игоревна; студентка I курса специальности «Педагогика» Хрущева Ирина Сергеевна.

6 апреля 2010 г. призовые места в заседании секции НСО «Соцветие» на тему «Историческое наследие: события и факты Великой Отечественной войны» заняли: студенты I курса специальности «Педагогика» Буджурова Диляра Ремиевна, Осиева Виктория Валерьевна; студентка II курса специальности «Педагогика» Яковлева Евгения Александровна.

8 апреля 2010 г. призовые места в заседании секции НСО «Соцветие» на тему «Гражданское патриотическое воспитание в становлении личности студента» заняли: студентка I курса специальности «Педагогика» Липунова Алевтина Владимировна; студенты II курса специальности «Педагогика» Горюнова Наталья Викторовна, Самойлова Анастасия Владимировна; студенты I курса специальности «Психология» Мухина Майя, Ломейко Светлана, Капустина Виктория Николаевна, Самохвалов Валентин Юрьевич, Корнецкая Любовь, Романова Елена, Орлова Кристина.

Мероприятия и события кафедры

Студенты кафедры регулярно организуют яркое и интересное выступление на День учителя, сочетая силы всех курсов и демонстрируя свои таланты в разных направлениях творческой деятельности.

Студентами кафедры «Педагогика и психология» проводился Благотворительный концерт по мотивам сказки Бременские музыканты, для детей инвалидов, в Центре социального обслуживания "Чертаново-Южное".



Студенты посетили музей Антона Семеновича Макаренко, советского педагога и писателя, познакомились с его творчеством, методами преподавания педагогики и узнали для себя много нового из биографии этого человека, а заодно и о науках которые он исследовал.

Участие кафедры в научных конференциях

  • Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития туризма в Российской Федерации», 21 мая 2009г., РМАТ
  • Международная научно-практическая конференция «Филологические чтения», 8-10 октября2009г., ГОУ ВПО ОГУ
  • Пятый съезд «Всероссийского педагогического собрания». 28 октября 2009г., Фундаментальная библиотека МГУ им. Ломоносова.
  • Научно-методическая конференция «Инновационные методы и формы развития региональной сети университета», 28 октября2009г., Фундаментальная библиотека МГУ им. Ломоносова
  • Всероссийское совещание «Проектирование основных образовательных программ по направлению «Психолого-педагогическое образование» на основе ФГОС нового поколения», 23-24 ноября 2009г., МГППУ
  • XI Международная научно-практическая конференция «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения», 4 декабря 2009г., МГИУ
  • Парламентские слушания Комитета по образованию ГД РФ, 13 апреля 2010, ГД РФ
  • Международная научно-практическая конференция «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение», 20 мая, РМАТ
  • Международная НПК «Методология исследования деятельности человека», М. МПГУ, 2009г.
  • Городская НПК «Подготовка педагогических кадров в системе столичного образования». М. МПГУ. – 2009г.
  • Международная научно-практическая конференция «Высшая школа: опыт, проблемы и перспективы», М. РУДН. – 2010.
  • Международная научно-практическая конференция «Раннее обучение иностранным языкам: стратегические цели и приоритеты», 27-28 мая2009г., г. Махачкала. ГОУ ВПО ДГПУ
  • Региональная научно-практическая конференция30 марта2009г., ГОУ Педагогическая академия
  • Международная научно-практическая конференция «Непрерывное технологическое образование в условиях инновационного развития России» 1-3 марта 2009, МГОУ
  • Международная научно-практическая конференция «Наука и современность – 2010» 16 апреля, Центр развития научного сотрудничества г. Новосибирск
  • Всероссийская научно-практическая конференция «125 лет Московскому психологическому обществу» 26 – 28 марта2010, МГУ им. М.В. Ломоносова
  • XV Международной конференция «Проблемы технологического образования в школе и ВУЗе» 2009г., МИОО
  • Межрегиональная научно-практическая конференция молодых ученых, 3-10 июня 2010, МГУТУ
  • Международная научно-практическая конференция «Раннее обучение иностранным языкам: стратегические цели и приоритеты» 27-28 мая 2009, г. Махачкала. ГОУ ВПО ДГПУ
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика» (под ред. Ивановой В.Н.). 22-24 октября 2009, МГУТУ
  • Первый Московский международный Конгресс учителей, 28 апреля 2010г., Фундаментальная библиотека МГУ им. Ломоносова
  • Семинар- совещание ректоров педагогических высших учебных заведений России «Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и высшего профессионального образования», 25 февраля 2010г., МГПУ
  • II Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция "Инновационные и информационные технологии в образовании, экономике, бизнесе и праве" 30 апреля 2010г., г. Волоколамск Волоколамский ф-л МГУТУ.
  • Вторая студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, стратегия 2020» 5 апреля 2010г., МГУТУ
  • Общеуниверситетский теоретический семинар на тему «Программы профилактики наркомании субъектов Российской Федерации, предприятий, общественных организаций: практика и законодательное обеспечение» 19 ноября 2009, МГУТУ
  • V Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество» 25-28 августа2009г., Новосибирск, НГУ
  • Круглый стол «Кризис в современном обществе» 06 октября 2009г., Москва, МГИМО
  • V Всероссийский конгресс политологов по теме «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы», 20-22 ноября2009г., Москва, ГУ-ВШЭ, Российская ассоциация политической науки
  • V межведомственный семинар (конференция) «Пограничная безопасность в условиях информационной войны» 24 марта 2010г., Москва, Пограничная Академия
  • Круглый стол «Личностная и национальная идентичность» 17 июня 2010, Москва, Институт эффективных технологий
  • XI Всероссийском форуме «Образовательная среда 2009» 29 сентября – 2 октября, Москва, Всероссийский выставочный центр
  • Университетский теоретический семинар на тему «Местное самоуправление в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы» 14 декабря 2009г., МГУТУ
  • Общеуниверситетский теоретический семинар на тему «Модернизация образования – участие России в Болонском процессе» 20 января2010г., МГУТУ
  • Межрегиональная видеоконференция «Структура ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 2 июня 2010г., МГУТУ
  • Международная научно-практическая конференция «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» 25-26 мая 2010г. г. Москва ГОУ ВПО РУДН
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Российская история XX- начала XXI вв.: социально-экономические, общественно-политические, культурологические аспекты исследования». 2009г. Орехово-Зуево, Московский государственный областной гуманитарный институт.
  • IV Международный конгресс - выставка «Global education – Образование без границ 2010» 15.04.2010, Экспо-Центр
  • Заседание государственно-партийного клуба ВПП «Единая Россия» на тему: «Сегодня дети, завтра – народ». «Состояние и перспективы издания детской учебной литературы в России». 10 февраля 2010 г. Москва, РГБ
  • «Круглый стол» ВПС с целью выработки предложений по обеспечению объективного преподавания исторической науки и недопущению проникновения учебников с фальсифицированными фактами в образовательные стандарты и учебники по истории. 2 марта 2010г. Москва, Центр социально-консервативной политики
  • Межвузовский теоретико-методологический семинар научно-педагогических работников г. Москвы: «Проблемы демографии современной России в контексте развития социально-трудовых отношений». 19 мая 2010г.
  • Общеуниверситетский теоретический семинар на тему: «Проблемы демографии современной России в контексте развития социально-трудовых отношений» 16 июня 2010г. МГУТУ
  • Международная научно-практическая конференция: «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика» 18-19 ноября 2010 г. МГУТУ им. К.Г.Разумовского.

Условия прохождения практики

Педагогическая практика направлена на решение задач адаптации студентов к реальным условиям образовательных учреждений разного типа и уровня (школа, колледж, вуз, образовательные учреждения дополнительного образования), создание условия для практического применения знаний психолого-педагогических дисциплин, формирование базовых профессионально-педагогические навыков и умения. Программы практик составлены в соответствии требованиями ГОС ВПО. В учебно-методическом пособии представлены программы профессионально-педагогической практики, научно-педагогической (преддипломной) практики, описание учебных заданий и рекомендаций по их выполнению, образцы учебно-методических материалов. Пособие предназначено для студентов специальности 050701 Педагогика, 050700 Бакалавр педагогики, всех форм обучения и преподавателей–руководителей педагогической практики.

Кафедра педагогики заключила договоры о прохождении практик с: детским оздоровительным лагерем «Левково» (МО Пушкинский Район); оздоровительным комплексом «Старая Руза»; детским оздоровительным лагерем «Дружба» и многими другими учреждениями.

Публикации

Сборник избранных материалов участников конкурсов Всероссийского педагогического собрания к Году учителя «Учителями славиться Россия» и «Наша новая школа: ступени роста».

Сборник избранных материалов участников конференции «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России»: «Формирование нового поколения профессиональных кадров», «Материалы научно-практической конференции 18-19 ноября 2010 г.»

К.пед.н., зам.зав. кафедрой «Педагогика и психология» Рабаданова Р.С. опубликовала следующие научные труды:

  • Динамическое построение образовательного процесса в вузе (брошюра) печ., электрон. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория методика профессионального образования. Мкр. Сходня, г. Химки Московской обл., РМАТ. 25с. http://www.rmat.ru/ruavtoreferat/?r336_page=3&r336_id=346 25с.
  • Информационно-образовательтельная среда опережающего обучения профессиональной подготовки студентов вузов (статья) печ., электрон. Открытое и дистанционное образование. Томск, 2011. № 1 (41).С. 22-26 http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/1%2841%29_22.pdf 4с.

График заседаний кафедры

№ п/п Наименование вопросов Дата рассмотрения Ответственный исполнитель
1 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. Рассмотрение графика консультаций студентов. 3. Утверждение индивидуальных планов – отчетов учебной, учебно – методической, научно – исследовательской, организационной работы преподавателя на 2011 – 2012 учебный год. август
2 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. Участие ППС в курсах повышения квалификации. 3. Организация содержания и методическая обеспеченность самостоятельной работы студентов по ведущим дисциплинам кафедры. сентябрь Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
3 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. Подготовка сборника научных трудов ППС и аспирантов кафедры. октябрь Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
4 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. Обсуждение тематики диссертационных исследований аспирантов и соискателей кафедры, утверждение тем кандидатских диссертаций и аттестация аспирантов. 3. О готовности к зимней сессии 2011 года (утверждение зачетных и экзаменационных материалов). 4. Отчёты аспирантов по итогам учебного года. 5. Обсуждение тематики диссертационных исследований аспирантов и соискателей кафедры, утверждение тем кандидатских диссертаций и аттестация аспирантов. ноябрь Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
5 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. Информация о пожарной безопасности и мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории кафедр ИСГТ. 3. Отчёт по итогам профориентационной работы кафедры педагогики. 4. Переутверждения вопросов зачетных и экзаменационных билетов. декабрь Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
6 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. Рассмотрение графика консультаций студентов. 3. Подведение итогов 1-го полугодия 2010-2011 уч. года. январь Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
7 февраль Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
8 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. март Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
9 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. О готовности к летней сессии 2012 года (утверждение зачетных и экзаменационных материалов) апрель Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
10 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. Информация о пожарной безопасности и мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории кафедр ИСГТ. 3. Раскрепление ППС по курсам и дисциплинам. 4. Рассмотрение вопроса о: составе ГЭК по проведению государственного экзамена на 2011 год; составе ГЭК по защите выпускной квалификационной работы на 2011 год; составе ГАК на 2011 год. 5. Отчёты аспирантов по итогам учебного года. 6. Обсуждение тематики диссертационных исследований аспирантов и соискателей кафедры, утверждение тем кандидатских диссертаций и аттестация аспирантов. 7. Отчёты аспирантов по итогам учебного года. май Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой
11 1. Профориентационная работа кафедры по привлечению абитуриентов на направление подготовки: «Психология», «Психолого – педагогическое образование», «Педагогическое образование» 2011- 2012 уч. год. 2. Отчёт по итогам профориентационной работы кафедры педагогики. 3. Рассмотрение вопроса о: составе ГЭК по проведению государственного экзамена на 2011 год; составе ГЭК по защите выпускной квалификационной работы на 2011 год; составе ГАК на 2011 год. 4. Раскрепление ППС по курсам и дисциплинам. 5. Подведение итогов и рассмотрение отчета работы кафедры за 2011 – 2012 учебный год. 6. Утверждение плана работы кафедры на 2012 – 2013 учебный год. 7. Утверждение индивидуальных планов - отчетов преподавателей за 2011 – 2012 учебный год. июнь Зав. кафедрой, зам зав. кафедрой

График присутствия преподавателей на кафедре

Ф.И.О. Кол-во часов консультаций Время проведения, час.**) Дисциплина

Понедельник

Сигаев Сергей Юрьевич

к.пед.н.

2,3 часа в месяц

12.10-12.40

Нейролингвистическое программирование; Трансперсональная психология; Процессуальная психотерапия

Муратова Майя Давлатовна

к.п.н., доцент

2,3 часа в месяц

16.00 - 17.00

Русский язык и культура речи

Анищева Людмила Ивановна

д.п.н., профессор

2,3 часа в месяц

13.00-14.00

Психология и педагогика

Рабаданова Разият Сулайбановна

Зам. зав. каф., к.п.н., доцент

2,3 часа в месяц

10.30 – 12.30

Информационное моделирование образовательных систем; Основы андрагогики; Имиджеология в практической деятельности педагога

Вторник

Кондратьева Ольга Викторовна к.пс.н., доцент

2,3 часа в месяц

15.00-16.00

Психология развития и возрастная психология; Социальная психология; Экспериментальная психология;

Гуманистическая психология

Мухин Михаил Иванович д.п.н., профессор

2,3 часа в месяц

12.00-13.00

Здоровьесберегающие технологии в образовании; Теория воспитания

Среда

Чуева Марина Юрьевна

к.э.н., доцент

2,3 часа в месяц

14.00 – 15.00

Теории человеческих отношений; Социальная психология; Психология стресса.

Артемьева Светлана Ивановна

к.и.н., доцент

2,3 часа в месяц

14.00 – 15.00

История образования и педагогической мысли; Религиоведение.

Орлова Инга Константиновна

к.п.н., доцент

2,3 часа в месяц

12.00-13.10

Психология и педагогика; Социальная

педагогика; Право в образовании;

Четверг

Миляева Мария Владимировна

к.п.н., доцент

2,3 часа в месяц

16.00 – 17.00

Психопрофилактика профессиональной деформации личности; Психологическое консультирование

Базылевич Татьяна Федоровна

д.пс.н., профессор

2,3 часа в месяц

15.00 – 16.00

Методологические основы психологии; Основы психогенетики; Дифференциальная психологи

Пятница

Юлина Галина Николаевна к.п.н., доцент кафедры

2,3 часа в месяц

14.00-15.00

Педагогика профессионального образования; Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

Бикбулатова Валентина Петровна

к.п.н., профессор кафедры

2,3 часа в месяц

16.00-16.30

Общая психология; Психология детей младшего школьного возраста.

Шафажинская Наталья Евгеньевна

к.псх.н., д.культ.н., профессор

2,3 часа в месяц

14.00-15.00

Экзистенциальна психология; Психология высших устремлений; Основы консультативной психологии

А также присвоения одноимённого учёного звания.

Порядок присуждения степени

Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях , перечень которых определяет ВАК. К опубликованным результатам приравниваются также патенты на изобретения и тому подобное. К диссертации соискателем пишется автореферат объёмом до двух (в гуманитарных науках - до 2,5) печатных листов, где излагаются основные идеи и выводы диссертации, показаны вклад автора в проведённое исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследований. Автореферат за три месяца до защиты рассылается членам диссертационного совета, а также организациям по списку, определённому ВАК, и по дополнительному списку, определённому диссертационным советом. При защите диссертации в виде научного доклада в качестве автореферата рассылается текст доклада.

Защита диссертации происходит на открытом заседании диссертационного совета, состоящем из докторов наук и получившим от ВАК право рассматривать диссертации по определённому кругу специальностей. Диссертационные советы создаются при соответствующих научно-исследовательских организациях ( , научных центрах и так далее) и университетах (и других вузах). В защите диссертации участвуют три официальных оппонента - доктора наук, заранее назначенные диссертационным советом, которые должны дать письменный отзыв о диссертации. В обсуждении диссертации, кроме членов совета и оппонентов, имеют право участвовать другие научные работники и специалисты. После обсуждения работы происходит тайное голосование членов диссертационного совета. Решение диссертационного совета по вопросу присуждения учёной степени доктора наук считается положительным, если за него проголосовали не менее двух третей членов совета, участвовавших в заседании. Диссертационный совет по результатам защиты подаёт (или не подаёт) в ВАК ходатайство о присуждении учёной степени доктора наук соискателю. Это ходатайство и диссертация рассматриваются экспертным советом ВАК по соответствующей специальности, после чего заключение экспертного совета о возможности присуждения степени направляется в президиум ВАК, который и принимает окончательное решение. Лица, которым учёные степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций .

Научные отрасли

В зависимости от специальности, по которой происходит защита докторской диссертации, в России соискателю присуждается одна из следующих учёных степеней :

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т. п.). Спорадически в названии научной специальности они присутствовали до конца 1960-х годов.

Ученая степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года . До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

Ранее также существовала степень доктора военно-морских наук . Некоторое время (в районе 1940-х годов) учёная степень доктора искусствоведения называлась доктор искусствоведческих наук. В середине 1930-х годов непродолжительное время существовала степень доктора государственных и общественных наук . До 1930-х гг. существовала учёная степень доктора астрономии и геодезии . Учёная степень доктора политических наук существовала около 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

Численность

История степени в России

Знак доктора Императорского университета (1885)

В XIX веке порядок присвоения докторской степени определялся Положениями об учёных степенях и, частично, университетскими уставами. По Уставу 1804 и положению 1819 существовала сложная система производства в доктора, предполагавшая предварительный искус, публичные словесные испытания из четырёх вопросов (два - по выбору, два - по назначению), защиту диссертации. Во второй половине XIX века система упростилась. Получение докторской степени свелось к защите диссертации, которая подавалась для экспертизы в Совет факультета и обсуждалась на публичном диспуте с участием официальных и неофициальных оппонентов .

В европейской континентальной академической системе (в таких странах, как Германия , Австрия), многие особенности которой были заимствованы российской и советской системой послевузовского образования, существует процедура «хабилитации » или «габилитации» (англ. habilitation от лат. habilis «способный, пригодный»), которая следует после присуждения докторской степени. В определённом смысле, эта процедура по ряду параметров аналогична защите докторской диссертации в России, так как после прохождения «хабилитации» учёному присваивается титул «хабилитированного доктора» (англ. doctor habilitatus, Dr. habil. ), дающий право на занятие профессорской должности в университете. Однако, строго говоря, титул «хабилитации» не является отдельной учёной степенью, а играет роль квалификации, добавочной к докторской степени и позволяющей претендовать на указанную должность.

Согласно путеводителю о признании российских квалификаций в других европейских странах, размещённому на сайте «Российское образование для иностранных граждан» (заказчик - Минобрнауки России), «в странах с двухступенчатой системой учёных степеней степень доктора наук должна рассматриваться для целей официального признания как вторая ступень в системе учёных степеней. В странах с одноступенчатой системой учёных степеней она должна оцениваться в качестве официального признания этой степени».

п.262 Международной стандартной классификации образования (МСКО) 2011 (документ № 36 C/19), см. п.29 Доклада Исполнительного совета ЮНЕСКО от 12.02.2012 , установлено, что «…в разных странах программы, относящиеся к уровню МСКО 8, называются по-разному, например, кандидат наук (PhD), доктор наук/философии (DPhil), доктор литературы, (D.Lit), доктор (естественных) наук (D.Sc), доктор права (LL.D), докторская степень или аналогичные термины. Однако важно отметить, что программы с названиями, схожими с названием „доктор“, следует включать в уровень МСКО 8, только если они соответствуют критериям, описанным в пункте 263. В целях сопоставимости данных на международном уровне для обозначения уровня МСКО 8 используется термин „докторантура или её эквивалент“.»

Франция

В 2003 году правительства России и Франции подписали соглашение о взаимном признании документов об учёных степенях , в котором обладатели российской степени «Кандидат наук» и французской степени «Доктора» (фр. Docteur ) взаимно сопоставлены. Однако нет договоров, регламентирующих признание французского хабилитированного доктора (фр. Habilitation à diriger des recherches , HDR) и российского доктора наук.

Германия

В Российской Федерации, германская академическая квалификация «Habilitation » признаётся на уровне российской учёной степени «доктор наук», а германская академическая степень «Doktor» - на уровне российской степени «кандидат наук». Соответствующее решение было принято работавшим в 2004-2018 гг. (ныне реорганизованным) Министерством образования и науки Российской Федерации . В Федеративной Республике Германия признание входит в компетенцию министерств земель, когда речь идёт о выдаче разрешения на использование учёных степеней в обществе, и в компетенцию высших учебных заведений, когда речь идёт об академическом поприще, включая научно-исследовательскую деятельность. Эти органы признают российскую учёную степень «Доктор наук» на уровне германской академической квалификации «Habilitation», а российскую учёную степень «Кандидат наук» на уровне германской академической степени «Doktor».

См. также

  • Категория «Доктора наук »

Примечания

  1. (неопр.) . КонсультантПлюс (23 мая 2016). Дата обращения 7 июня 2018.
  2. О перечне научных и образовательных организаций, которым предоставляется право самостоятельно присуждать учёные степени (неопр.) . Документы Правительства России (25 августа 2017). Дата обращения 1 октября 2017.
  3. Иностранцам разрешено защищать диссертации в России на родном языке , ИА REGNUM (2 июня 2017). Дата обращения 7 июня 2018.
  4. Лишение (восстановление) ученых степеней (неопр.) . Российское образование . Дата обращения 7 июня 2018.
  5. Приказ Министерства образования и науки России от 25 февраля 2009 г. № 59 о Номенклатуре специальностей научных работников, перечень отраслей науки (неопр.) . ВАК (25 февраля 2009). Дата обращения 7 июня 2018. Архивировано 27 ноября 2011 года.
  6. Приложение 3 «Перечень отраслей наук, ученых степеней и званий и их сокращений» к «Положению о представлении обязательного экземпляра диссертаций», утверждённому приказом Министерства науки и технологий РФ от 31 августа 1998 г. № 145. Отменено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 21 октября 2013 г. № 1168 .
  7. Российская академия наук. Справочник. Часть II . / Под ред. акад. Б. Ф. Мясоедова. - М.: Наука, 2007.
  8. Российская академия наук: справочник 2012. Ч. II / Cост.: Б. Ф. Мясоедов (рук.), А. А. Макоско, М. И. Лукин и др. - М.: Наука. 2012. - 1008 с. - ISBN 978-5-02-037982-4
  9. Фадеев С. Словарь сокращений современного русского языка. - СПб.: Политехника, 1997. - 527 с.
  10. Приложение 3 к Положению о представлении обязательного экземпляра диссертаций (утверждено приказом Миннауки России от 31 августа 1998 года № 145, зарегистрировано в Минюсте России 25 ноября 1998 года, регистрационный № 1650) (неопр.) (31 августа 1998). Дата обращения 7 июня 2018. Архивировано 26 апреля 2006 года.
  11. Приказ Миннауки РФ от 31.08.1998 N 145 "Об утверждении Положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций" (утратил силу) (неопр.)
  12. Приказ Минобрнауки "Об утверждении форм направления сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и требований к заполнению указанных форм, а также порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" (неопр.) . Российская газета . Дата обращения 30 октября 2018.
  13. Степень доктора государственных и общественных наук была у

Краткие биографические данные

Родился в Грузии в 1923 году в городе Батуми. Получил педагогическое образование в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. После окончания института начинает там же работать, ведёт лекции, семинарские занятия, занимается исследованиями под руководством Б.Г. Ананьева.

В1971 году защищает докторскую диссертацию и получает учёную степень «доктор педагогических наук».

Замечание 1

В последующие годы является академиком российской академии образования, профессором в ленинградском государственном педагогическом институте, становится лауреатом премии имени Антона Макаренко.

Умер в 1992 году в Ленинграде.

Вклад в науку

Педагогические идеи И.П. Иванова строились на основе принципов воспитания, разработанными А.С. Макаренко. Учёт и принятие за основу данных принципов способствовало разработке и внедрению методики КТД (коллективных творческих дел). В литературных источниках данная методика получила разные названия:

  • «коллективное творческое воспитание»,
  • «орлятская педагогика»,
  • «Воспитание по Иванову»,
  • «коммунарская методика».

Инновационность данной методике состояла в организации воспитательного процесса детей на различных возрастных этапах с использованием коллективной творческой деятельности, данную методику характеризует самостоятельность, инициативность детей, а также общественная значимость выполняемой деятельности. Автором представлены разнообразные виды деятельности, способные увлечь школьников – защита фантастического проекта, организация пресс-конференции, турниров, викторин, эстафет, фабрик, праздничной почты, вечеров и др.

На основе описанной И.П. Ивановым методики КТД было создано социально-педагогическое движение. 1956 год – создание творческой группы педагогов, которая была названа «Союз Энтузиастов», 1959 год – Коммуна юных фрунзенцев (школа районного актива, включающая школьников старшего возраста), 1963 год – коммуна им. А.С. Макаренко (содружество студентов, которых увлекли идеи И.П. Иванова). С этого времени по всей стране начали появляться коммунарские отряды, клубы, включающие школьников, студентов, педагогов.

Кроме идеи организации коллективных творческих дел, методика И.П. Иванова содержит идеи поддержания искренней заботы об окружающем нас мире и развитии всех членов коллектива, служения добру, демократизма, товарищества, духа свободы.

Основываясь на идеях данной методики, в современном российском обществе работают коммунарские коллективы – «Движение коммунаров» (является межрегиональной общественной организацией), «Городской штаб школьников им. Гайдара» (г. Архангельск) и некоторые другие.

«5 Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Института развития...»

Остапенко Андрей Александрович,

доктор педагогических наук, профессор

Кубанского государственного университета,

Института развития образования

Краснодарского края, Екатеринодарской

духовной семинарии и Высших богословских

курсов Московской духовной академии,

психологии и антропологии.

А.А. Остапенко

Лекция в Закаменске (Бурятия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГРЕХ:

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МАСШТАБ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

А.А. Остапенко

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГРЕХ:

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МАСШТАБ Краснодар УДК 371 ББК 74.00 О – 76

Рецензент:

А.П. Фурсов, главный редактор журналов «Духовно-нравственное воспитание» и «Русская словесность»

(Издательство «Школьная пресса, Москва) О-76 Остапенко А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГРЕХ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МАСШТАБ. – Краснодар: Издание автора,

2016. 24 с. 500 экз. (Лекции по системной и со-Образной педагогике. Выпуск 5).

Опираясь на введённое А.Г. Ободовским в педагогику понятие педагогического греха и основываясь на теории педагогической системы Н.В. Кузьминой, автор предлагает определение этого понятия и классификацию видов педагогических промахов (огрехов), перенося в педагогическую теорию типологию видов доминантности гуманитарных систем А.А. Касатикова.



УДК 371 ББК 74.00 © Остапенко А.А., 2016

ПРЕДЫСТОРИЯ

В годы педвузовской юности я не придавал особого значения курсу истории педагогики. Запоминались лишь отдельные выдающиеся имена, остальные же «пролетали» мимо. И вот спустя годы приходится навёрстывать упущенное и «штопать» исторические пробелы. Среди пропущенных в студенчеАлександр ские годы оказалось имя выдающегося Григорьевич педагога Александра Григорьевича Обо- Ободовский довского (1796–1852), автора первых русских учебников педагогики и дидактики.

Сейчас, слава Богу, доступны все первоисточники.

Можно, не выходя из дома, тщательно перелопатить электронные архивы крупных библиотек и заполучить сканы раритетных изданий. Праздником для моей педагогической души стало чтение учебников А.Г. Ободовского. Не торопясь, растягивая радость встречи, я наслаждался педагогической мудростью и русским слогом пушкинской эпохи. Писал он, в том числе, и о пользе неторопливости: «Поспешность в преподавании обыкновенно бывает вреднее, нежели мнимая медлительность и постоянное повторение первых начал»1. Или вот это: «Воспитание в тесном смысле есть обдуманное развитие и образование всех человеку дарованных сил, направленное так, чтобы он мог достигнуть наилучшим образом своего назначения»2.

Среди этого педагогического богатства я вдруг неожиданно встречаю непринуждённо используемое А.Г.

Ободовским понятие «педагогического греха». Причём он Ободовский А. Руководство к дидактике или науке преподавания, составленное по Нимейеру. Изд. 2-е. СПб.: Тип. Вингебера, 1837. С. 14.

2 Ободовский А. Руководство к педагогике или науке воспитания, составленное по Нимейеру. СПб.: Тип. Вингебера, 1833. С. 3.

применяет его, совершенно не проясняя, не определяя, как само собой разумеющееся, аксиоматическое понятие:

«Быть скучным для учеников есть величайший педагогический грех»3.

Слово «грех» в переводе с греческого (,) буквально означает промах или непопадание в цель. Грех - это, по сути, несоответствие человека цели его существования. По словам блаженного Феофилакта Блгарского, «грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе». Тогда педагогический грех - это вольное или невольное уклонение от педагогической цели. В этой статье слова «грехи», «огрехи» и «промахи» будем использовать как синонимы.

Промахнуться, не попасть в цель, или, как в нашем случае, не достичь цели как предполагаемого результата, можно по разным причинам. Эти причины могут быть связаны как с самой целью (главным, доминантным компонентом педагогической системы) и/или отношением к ней, так и с остальными (периферийными) компонентами педсистемы - средствами, содержанием, учеником или самим педагогом. Здесь и далее мы будем пользоваться понятием педагогической системы, которое введено Н.В. Кузьминой4, предложившей пятикомпонентную модель: цель (зачем учить?), педагог (кто учит?), ученик (кого учат?), содержание (чему учат?), средства (как учат?).

Для наглядности и удобства изложения сути нашей идеи используем некую базовую метафору (см. рис.), коНина Васильевна Кузьмина Ободовский А. Руководство к дидактике… С. 27–28.

Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии её оценки // Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. С. 11–13.

торую условно назовём «артиллерийской».

–  –  –

Каждому компоненту педагогической системы соответствует компонент системы «цель (мишень) - артиллерист - пушка - ядро - порох». Педагогической цели (зачем) поставим в соответствие цель как мишень, воспользовавшись омонимичностью этих разных по значению слов. Артиллерист - это педагог (кто), который стремится направить ядро-воспитанника (кого) в цель / к цели. Для этого артиллерист использует пушку-средство (чем), которую набивает порохом-содержанием (чему).

Не попасть в цель можно по разным причинам. Пушка может быть слабой, ядро кривым, порох сырым, артиллерист косым. А можно не попасть из принципа, пальнув на дуэли в воздух сознательно. Но обо всём по порядку.

ДОМИНАНТНЫЕ ПРОМАХИ

Из статьи протоиерея Алексия Касатикова5, в которой он излагает авторскую классификацию видов доминантности систем, понятно, что разные виды доминантности педагогических систем соответствуют разным видам педагогического греха. В норме доминанту педагогической системы составляет её педагогическая цель. Уклонить- Протоиерей ся от достижения цели (согрешить) Алексий Касатиков можно разными способами: не целиться в неё вовсе; не туда целиться; растеряться между множественными целями, намеренно уводить от цели.

Воспользуемся предложенной отцом Алексием Касатиковым классификацией видов доминантности для анализа видов педагогического греха. А поскольку грех - понятие религиозное, то попробуем применить его отчасти к религиозной православной педагогике. Между тем, назвав грех промахом (переведя с греческого на русский), допустимо использовать его и в светской аудитории.

Отец Алексий в своей статье предлагает пять типов доминантности систем. Для наглядности приведём предложенную им таблицу6 с примерами разных типов доминантности в различных областях (гуманитарных системах).

Касатиков Алексий, прот. Доминантность систем, её виды и православное мировоззрение // Исследования гуманитарных систем. Вып. 2. Доминантность систем и её виды / Научн. ред. и сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2014. С. 6–54.

6 Там же. С. 51.

–  –  –

кусство) формы блуда Из таблицы видно, что лишь один из типов он называет истинной доминантностью или просто доминантностью. При таком типе доминантности «система существует естественным образом, полностью соответствуя своей природе, то есть образу своего бытия, определённому Доминантой всех доминант через доминантные связи. Эта система органически и непротиворечиво включена в контекст Великой Истинной Системы. Такой вещи обеспечена Вечная Жизнь»7. Доминанта всех доминант и есть Бог. Вариантов уклонений от истинной доминанты может быть, по его мнению, четыре. Он и называет их псевдодоминантностью, полидоминантностью, бездоминантностью и антидоминантностью8. Соответственно и вариантов уклонений от истинной педагогической цели как доминанты педагогической цели будет, на наш взгляд, четыре.

Очевидно, что истинной доминантой педагогической системы будет многократно и предельно ясно сформулированная цель православной педагогики, которая состоит «в восстановлении в человеке утраченного в грехопадении Образа Божия»9. Кстати, антропологический идеал такой педагогики представлен предельно конкретно. В этом легко убедиться, открыв страницы Евангелия, где представлен Образ Христа. Этот Образ предельно конкретен и понятен в отличие от абстрактного советского образа всесторонне развитой гармоничной личности. Хотя Образ Христа - это и есть Образ подлинной, обладающей божественной полнотой (а значит и всесторонней, и гармоничной) личности. Вот разве что по поводу развитой можно поспорить, ибо нельзя считать Там же. С. 44.

Там же. С. 45–49.

9 Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. Киев: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2001. С. 206.

завершённой научно-богословскую дискуссию10 о том, есть ли место развитию в христианском мировоззрении.

А теперь о вариантах уклонений от педагогической цели или о видах педагогического греха или о доминантных промахах. Напомним, что педагогическая цель как доминанта педсиситемы по своей сути - это предполагаемый педагогический результат.

«Не туда целился»

Псевдодоминантность предполагает подмену истинной педагогической цели какими-либо её суррогатами. Чаще всего вместо антропологического образа как предполагаемого педагогического результата псевдоцелью выступают либо содержание образования (научить бегло читать, каллиграфически писать и складывать в столбик), либо его средства (освоить навыки или компетенции), либо вовсе средства контроля (сдать ЕГЭ или ГИА). А человек уходит на второй план или исчезает вовсе, превращаясь в функцию. Примером может служить компетентностный уклад, в котором «происходит расчеловечивание человека. В компетентностном укладе образования человек «затачивается» под налично существующее производство, которое с невероятной скоростью модернизируется, и в котором человек оказывается лишь расходным материалом»11.

«Глаза в разбежку», «за двумя зайцами»

Полидоминантность предполагает одновременность, одномоментность разных педагогических целей

См. например: Лоргус Андрей, свящ. Методологические проблемы идеи развития // Шестоднев против эволюции / Под ред. свящ. Даниила Сысоева. М.:

Паломник, 2000. Режим доступа – http://www.creatio.orthodoxy.ru/sbornik/rev_alorgus_method.html; Миронова М.Н. Категория «развитие» в психологии и христианской антропологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3. С. 75–98.

11 Слободчиков В.И., Зверев С.М. Ключевые категории мышления профессионального педагога. Вып.1. М.: Спутник+, 2013. С. 79–80.

(плюрализм), что приводит к раздвоению (размножению) путей, ветвлению сознания и воспитателя и воспитанников.

Если подобное происходит в голове одного педагога, он работает на разрыв, пытаясь привить взаимоисключающие качества, например, межэтническую толерантность и интернациональную дружбу. А ведь это, увы, стало реальностью - получать рекомендательные циркуляры с прямо противоположными воспитательными установками.

Если разные педагоги по отношению к одним и тем же детям ставят разные цели, то есть когда «в друзьях согласья нет», то «на лад их дело не пойдёт».

«Не целился вовсе»

Бездоминантность предполагает полное отсутствие педагогической цели. Педагогический процесс ради процесса. Кого учить (ученики) есть, кому учить (учителя) есть, чему учить (содержание) сформулировано, как учить (средства) расписано, а вот зачем (цели)? Да какая, собственно говоря, разница! Одни делают вид, что учат, а другие делают вид, что учатся. Имитационный «понарошечный» процесс. Прошу не путать его с игровым обучением, при котором педагогическая цель спрятана от ученика, но учителю она понятна и он к ней стремится. Грех педагогической бесцельности - это отсутствие цели и у учителя. «Не верю!» - воскликнул бы К.С. Станиславский, видя учителя, входящего в класс и не имеющего сверхзадачи как главной идейной цели, ради которой создаётся педагогическое действо. Сегодня, когда образование превращается в сферу потребительских услуг, на мой взгляд, это самый распространённый педагогический грех.

«Намеренно целился не туда»

Если при псевдодоминантности («не туда целился») можно допустить, что уход от истинной цели был допущен не намеренно, а по глупости или недомыслию, то антидоминантность предполагает, что антицель, к которой антипедагог ведёт своих воспитанников, им вполне осознаётся. Такими горе-педагогами руководят ненависть, зло, стремление к разрушению. И если бы я этот текст писал год назад, то мне пришлось бы придумывать гипотетические примеры. Сегодня, увы, их придумывать не надо, они реальны. Вот отрывок из датированного апрелем 2014 года частного письма, полученного от доцента Академии госслужбы Украины: «Вы на столетия обеспечили себе в нашем лице вместо братского народа - злейшего врага. Мы сами и дети наши, не без оснований и довольно успешно, уже учимся вас ненавидеть. Не пишите мне больше». После такого письма мне стало ясно, почему на школьной линейке в киевской школе оказалось возможным массовое коллективное беснование «Хто не скаче, той москаль!»

В одну из поездок в Полтаву мой знакомый предложил мне посмотреть «научную» монографию некоего Павла Штепы «Украинец и москвин: две противоположности», ставшую в дни тяжёлой смуты на моей родной Украине настольной книгой представителей «національної інтелігенції». Тогда я отказался, а сейчас нашёл текст в сети и понял, что такое педагогический грех воспитания ненавистью. Вот несколько цитат. «Лживость, вероломство, коварство есть национальные черты москвина и они наследственны»12. «Москвины есть наисквернейшие, наиподлейшие садисты в мире»13. «Злоба, бессердечие, Штепа П. Українець і москвин: дві протилежності. 3-тє вид. Дрогобич: Відродження, 2010. С. 43.

13 Там же. С. 45.

жестокость, садизм - глубокие национальные приметы московского народа»14. «За пару рублей москвин составит фальшивую присягу на святом Кресте и Евангелии»15.

Я полагал, что обойду эту тему в своей статье, но не смог. Ещё полгода назад казалось, что бесовство антидоминантности не столь сильно. Но, увы…

Между тем нам есть что противопоставить. И противопоставим мы, конечно же, любовь как проявление истинной доминанты. Вспомним Ф.И. Тютчева:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, - Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, - А там увидим, что прочней...

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ПРОМАХИ

Если цель педагогической системы - её доминанта, то остальные компоненты составляют её системную периферию. От этих компонентов тоже может зависеть возможность/невозможность достижимости цели. Педагогические промахи, связанные с этими компонентами педагогической системы, будем считать периферийными, хотя это вовсе не означает, что они менее опасны или менее болезненны. Разберёмся отдельно с каждым, допуская, что вся педагогическая система находится под управлением истинной доминанты - педагогическая цель разумна, высока и достижима.

Даже имея благую цель, можно её не достичь, если набивать головы учеников и воспитанников недолжным содержанием. Пушка не выстрелит должным образом, если её набить сырым порохом. «Хотели одно, а учили Там же. С. 47.

–  –  –

другому» - так можно охарактеризовать подобный неудачный педагогический сценарий. Примеров тому множество.

Мы повсеместно провозглашаем педагогическую цель взращивания добродетелей, но при этом почти всю воспитательную работа сводим к профилактике пороков.

Вокруг сплошные целевые федеральные и губернаторские программы типа «Антинарко», «Антитеррор», «АнтиСПИД» и пр. Детям рассказывают о всевозможных видах наркотиков и их действиях. На стенах школ развешивают плакаты с изображением таких способов закладки взрывчатки, какие здоровому человеку и в голову прийти не могли. Для студентов проводят воспитательнопрофилактическую акцию «Мой друг - презерватив».

Как вы думаете, станет ли меньше наркоманов, террористов и больных СПИДом в результате внедрения такого воспитательного содержания? Станет ли меньше пороков и больше добродетелей? Классные часы в рамках программы «Антинарко» становятся рекламой наркотиков, плакаты «Антитеррор» - инструкциями для преступников, а студенты после подобных противозачаточных акций иронизируют: «Скажи мне, кто твой друг…»

Помнится, как мои знакомые иронизировали по поводу названия профилактического фестиваля «Рок против наркотиков», предлагая провести фестиваль для пасечников «Пчёлы против мёда».

Другой набивший оскомину пример несоответствия содержания цели - попытка взращивать уважение посредством толерантности или милосердие путём лидерства. Иногда подобные симулякры возникают по глупости, а иногда по злому умыслу, когда высокой целью пытаются скрасить негодное (а то и вредоносное) содержание. Результат в таком случае прямо противоположен цели.

Негодные средства или «кривая пушка»

Можно просвистеть мимо благой цели, имея скверные, недостаточные, некачественные (одним словом, негодные) педагогические средства. Из кривой или маломощной пушки в цель не попадёшь. «Размах на рубль, удар на копейку» - так метафорично можно охарактеризовать этот вариант педагогического промаха.

Примером служит новый федеральный образовательный стандарт начального образования, провозглашающий высокие и благие цели, которые точно невозможно реализовать в рамках нормативно-правовой установки «школа - это учреждение по предоставлению образовательных услуг». Большинство провозглашённых ФГОСом целей и задач невозможно реализовать (или предоставить) как услуги. Кто же будет возражать, если начальная школа будет заниматься «воспитанием и развитием качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества»? Какой родитель будет против того, чтобы было обеспечено «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества»? Да вот только эти «благие намерения» фактически не подкреплены ни финансовыми, ни техническими, ни методическими, ни дидактическими, ни воспитательными средствами. И обеспечить замечательную идею «школы полного дня», которая могла бы реализовать этот хороший, но поспешно внедряемый стандарт, сегодня без издержек или без вранья невозможно. «Хотели как лучше, а получилось…».

Подобная ситуация произошла с хорошей идеей третьего часа физкультуры, которая должна была хоть в малой степени улучшить детское здоровье. Идея замечательная. Но если в школе имеется только один спортзал (а часто вы видели школы с двумя?), то несложные математические расчёты показывают, что в неделю в нём можно провести не более 36 уроков при односменном режиме и не более 72 уроков - при двухсменном. А это значит, что если в односменной школе имеется более 12 классов-комплектов, то часть уроков проводить просто негде. Это можно по-человечески реализовать только в однокомплектной школе, в которой нет параллельных классов. Но решение-то было повсеместным. Опять-таки если благие цели не обеспечены полноценными средствами, эти цели достигнуты не будут.

Неумелый/неопытный педагог или «необученный/косой артиллерист»

Необученный артиллерист, который не умеет решать простейших квадратичных уравнений и не знает, как рассчитать параболическую траекторию полёта ядра, даже имея самые совершенные пушки, не сможет поразить цель. Да и обученный, но не имеющий практического навыка, не всегда достигает нужного результата. То же самое можно сказать и о педагоге.

Недавно мне пришлось проводить установочную беседу со студентами духовной семинарии, приехавшими работать воспитателями в епархиальный летний лагерь для детей. Замечательные, чистые душой, искренние 19летние ребята напряжённо ожидали заезда детей. И пусть они прошли подготовительный семинар в «Орлёнке», прослушали курс педагогики, получили методички по организации временного детского коллектива, они ощущали неуверенность и даже страх. А вот старшекурсники, приехавшие в лагерь повторно, чувствовали себя уверенно. Один из «опытных» семинаристов поделился собственным педагогическим наблюдением: «Когда я впервые работал с детьми и попадал в трудные педагогические ситуации, то чувствовал себя в роли кота Леопольда, у которого, кроме фразы «Ребята, давайте жить дружно!», других слов не было».

А сегодня в школу приходят учителями молодые бакалавры, окончившие якобы классические университеты, в которых от курса общей педагогики остались «рожки да ножки», а курсы методики преподавания отдельных предметов, методики решения задач, методики проведения лабораторных работ исчезли вовсе. О курсе основ педагогического мастерства и мечтать не приходится. Огромное количество педагогических вузов вообще закрыты как таковые или перестали быть педагогическими. И где тогда взять «обученного артиллериста»?

Необходимо реанимировать:

а) престиж педагогической профессии, срочно избавив учителя и воспитателя от позорного звания «педофицианта, предоставляющего образовательные услуги»;

б) все ступени профессионального педагогического образования, включая педколледжи и пединституты, избавив их от позорного мониторинга эффективности, не применимого к педобразованию;

в) нормальную педагогическую нагрузку учителя (15–18 часов в неделю), прекратив позорную практику повышения заработной платы за счёт увеличения нагрузки.

В противном случае никакие планируемые благие цели при отсутствии подготовленных педагогов, любящих и гордящихся своим ремеслом, достигнуты не будут.

Повреждённость образа воспитанника или «деформация ядра»

Бессмысленно заряжать в пушку ядро неправильной формы. Оно не попадёт в цель. Смещённый центр тяжести уведёт его от цели. Бессмысленно ставить перед воспитанником недостижимые цели. Бессмысленно вдохновлять бегуна, страдающего астмой, на победу в марафоне. Он будет ненавидеть и марафон, и тренеравдохновителя», ибо знает, что цель сегодня недостижима. Надо избавиться от астмы, а потом тренироваться для победы в марафоне.

Если личность воспитанника нравственно, интеллектуально или духовно деформирована, нельзя перед ним ставить неподъёмные задачи и недостижимые цели.

Их недостижимость будет только дальше подавлять личность воспитанника. Вначале надо решить промежуточную задачу избавления от этой деформации. А это возможно лишь в том, случае, если вам удалось помочь вашему воспитаннику поверить в то, что у него этот нравственный или духовный изъян имеется. А это, ох, как непросто - поверить тому, что ты не вполне «здоров»! Но это, по сути, единственный путь избавления от изъяна, деформации, порока.

И этот путь предполагает три важных шага:

Я верю в то, имеющийся во мне Образ Божий повреждён и испорчен, и я хочу, чтобы мне помогли понять в каком «месте» он повреждён;

Благодаря наставнику я понял, от какой духовной или нравственной деформации, испорченности я должен избавиться, и я хочу от неё избавиться;

Благодаря наставнику я знаю, как избавиться от этого порока, и я обязательно избавлюсь от него. А ведь это справедливо и для воспитуемого, и для воспитывающего.

Только победив себя, мы вместе сможем ставить иные высокие цели. Преждевременная попытка достичь пока недостижимого может сломать волевые качества воспитанника.

При выстраивании целевых перспектив надо помнить простую педагогическую аксиому: навязанная цель освобождает от ответственности за её достижение. «А я не хочу туда!» - можем мы услышать от воспитанника, отрицающего навязанную ему цель. Сделать так, чтобы воспитанник принял педагогическую цель как свою, значительно труднее, чем спустить её сверху.

Таким образом, несовершенство нашего воспитанника (повреждённость в нём Образа) может привести к двум видам педагогического греха. Педагогическая цель не будет достигнута, если: 1) мы предварительно совместно не преодолеем духовные и нравственные изъяны и деформации души, мешающие и воспитаннику, и воспитателю двигаться к достижению цели; 2) она навязана воспитаннику, а не принята им как своя или не выстрадана совместно.

К сожалению, перечисленные виды педагогических промахов (и доминантные, и периферийные) могут сочетаться и накладываться, усиливая друг друга. И тогда вероятность недостижения цели увеличивается, а возможность правильно понять причины усложняется.

МАСШТАБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОМАХОВ

Масштаб (степень) педагогического вреда от того или иного педагогического промаха зависит от масштаба и характера поставленной цели. И здесь, как нам кажется, необходимо рассмотреть три независимые дихотомии.

1. Дихотомия предельной (конечной) и промежуточных педагогических целей. Примером предельной цели или, как бы её назвал К.С. Станиславский, сверхзадачи может служить стремление к тому или иному антропологическому идеалу. Для разных мировоззренческих систем эти идеалы различны. Предельная цель советской педагогики формулировалась как «формирование всесторонне развитой гармоничной личности - будущего строителя коммунизма». Для православной педагогики она заключается в «восстановлении повреждённой грехом человеческой природы по Образу Христа». Поскольку предельная педагогическая цель не реализуется в один наскок, то разные мировоззренческие системы формулируют свои промежуточные цели-ступени восхождения к предельному антропологическому идеалу.

Спектр этих целей различен для разных мировоззрений.

Очевидно, что масштаб предельных целей выше, чем масштаб целей промежуточных. А, следовательно, и масштаб педагогического брака в случае педагогического промаха различный.

Не попасть в предельную цель можно, пожалуй, только по причине её полного отсутствия (педагогический грех бездоминантности). А это происходит в ситуации мировоззренческой неопределённости или, ещё хуже, мировоззренческого безразличия. «Пойди туда, не знаю куда» - можно так метафорично охарактеризовать эту ситуацию. Грех мировоззренческой пустоты воспитателя приводит к содержательной пустоте и тщете16 воспитанника, жизнь которого «заполняется» (а точнее приходит в запустение) либо скукой как бездеятельной тщетой, либо суетой как деятельной бесцельной тщетой. И масштаб педагогической опасности такого состояния воспитанника значительно более велик, чем состояние недостижения промежуточной цели при полной мировоззренческой определённости.

У В.И. Даля тщетный - напрасный, дармовой, бесполезный; пустой, безi>

успешный.

2. Дихотомия навязанной и принятой педагогической цели. Мы уже отмечали, что навязанная воспитаннику цель значительно менее достижима, чем сознательно принятая цель. Но следует помнить, что масштаб педагогических последствий от недостижения принятой и выстраданной цели значительнее, чем от недостижения навязанной цели. Это вовсе не значит, что навязанная цель должна быть предпочтительней.

3. Дихотомия явной и скрытой педагогической цели. Напомню, что скрытая педагогическая цель отличается от явной тем, что она спрятана от воспитанника (ученика). Это происходит в тех случаях, когда педагог использует неявные методы17 воспитания или обучения.

К таковым относятся игровые и контекстные. Чаще всего неявными методами достигаются локальные и конкретные педагогические цели. Например, отработка конкретных учебных или гигиенических навыков. Недостижение скрытых целей вряд ли наносит серьёзный педагогический урон душе воспитанника, а лишь требует дополнительных усилий педагога по реализации этих целей иными средствами. Тогда как недостижение явных (объявленных) целей приносит огорчения и воспитаннику, педагогу.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Служение учителя и воспитателя невозможно без педагогических ошибок, промахов и огрехов. Конечно, было бы хорошо придумать (или где-то подсмотреть) такие всеобщие средства или универсальные образовательные технологии, которые бы гарантировали от этих промахов. Но пока таких средств и таких технологий нет.

Подробнее см.: Гузеев В.В., Остапенко А.А. Полный системный классификаi>

тор методов образования // Пед. журнал Башкортостана. 2011. № 2(33). С. 8– 22.

А «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин., 8; 7). А значит, грехи должны быть исповеданы, промахи и ошибки должны быть исправлены.

Помнится, как меня учила моя преподавательница педмастерства Медея Отаровна Цуркава на занятиях по театральной педагогике в родном Полтавском пединституте:

Импровизируй, ищи нестандартные педагогические ходы. Ищи слова, которые быстрее доходили бы до сердца ученика. Не бойся сделать ошибку на уроке. Учитель отличается от диктора тем, что ему ошибки прощают, если он честно и открыто их признаёт и исправляет.

Но при этом помни слова Станиславского, что ты должен нести в себе сверхзадачу, сверхцель воспитания настоящего человека. Всё остальное должно быть подчинено этой цели.

«Истинное воспитание имеет предметом своим образование всех способностей человека в совокупности.

Оно объемлет не одно только тело, но и душу, не один только ум, но и сердце, не одно только чувство, но и рассудок – оно объемлет целого человека. Если представить себе все разнородные силы человека соединенными в одно согласное целое, то перед нами будет идеал совершенства человеческого. Возможное приближение воспитанника к сему идеалу, через согласное развитие и образование всех его способностей, составляет конечную цель воспитания»18. Держим перед собой эту почти двести лет назад сформулированную А.Г. Ободовским цель – и не промахнёмся!

Этот текст - моя скромная попытка разобраться в том, что такое педагогические промахи и грехи, какие они бывают и как их избежать, исправить и исповедать.

Ободовский А. Руководство к педагогике или науке воспитания, составленное по Нимейеру. СПб.: Тип. Вингебера, 1833. С. 6.

Совершенно очевидно, что все четыре группы факторов должны реализовываться параллельно после определения правильной пошаговой последовательности перечисленных мер.

–  –  –

Сегодня в условиях отсутствия ясных мировоззренческих воспитательных ориентиров роль управленца в образовании (директора школы, зама по воспитанию, педагога-организатора и др.) стала сводиться к роли менеджера, модератора или аниматора (ах, какие модные словечки!). Это привело к практике, которую мы называем «воспитание небытием».

Раньше, формулируя цель воспитания, мы чаще всего слышали от учителей и родителей фразу «Хочу, чтобы наши дети были…». Далее следовали разные высокие слова: «людьми», «личностями», «всесторонне развитыми», «достойными» и т.д. и т.п. Сегодня всё чаще слышен противоположный оборот «Хочу, чтобы наши дети не были…». А далее: «наркоманами», «алкоголиками», «бомжами», «проститутками», «лузерами» и т.д. Разницу между «были» и «не были» чувствуете? Вот оно «воспитание небытием», которое чаще всего сводится не к взращиванию добродетелей, а к профилактике пороков.

Причины понятны – разгул СМИ, имущественное расслоение, переходящая в беспредел свобода, всеобщий разврат на фоне рыночных интересов. И каждому нормальному (а это уже экзотика!) родителю хочется уберечь своё чадо от этого набора пороков.

И он занят тем, чтобы его ребёнок не стал таким. А сил и времени на то, чтобы он стал кем-либо, уже не хватает. И воспитание (там, где им ещё хоть как-то занимаются) превращается в воспитание небытия (чтоб не стал, чтоб не был) и в воспитание небытием (профилактика пороков на примерах). Но… ведь совершенно очевидно, что даже если такая практика воспитания будет реализована в полной мере и наши дети не будут (не станут) наркоманами, алкоголиками и бомжами, это вовсе не даёт никаких оснований, что они кем-то будут (станут). Отсутствие пороков – вовсе не гарантия появления добродетелей. Профилактика гадостей автоматически не взращивает доброе, чистое, светлое и возвышенное. Отсутствие мерзости вовсе не гарантирует появление красоты. Взращивание красоты и добродетели – это отдельный процесс, мало связанный с профилактикой мерзостей. Беда остатков нашего воспитания состоит в том, что оно почти полностью утратило глагол «БЫТЬ» и сводится к профилактике пороков как проявлений зла, которое, как известно, есть проявленное через человеческую волю «НЕБЫТИЕ». Волевая профилактика порока неизбежно множит зло, ибо оно само всегда персоналистично. Оно всегда есть воля. Оно реалистично в действенности.

Забывается святоотеческая мудрость о том, что именно зло есть небытие, лишённость, отсутствие.

И если из воспитательной практики окончательно уйдёт бытийная мечта «Я хочу быть!», то ничего и не будет, ничего и не появится – ни личности, ни Человека с большой буквы, ни Человека как Образа Божия. А в лучшем случае появится стерильно никакой средний (в результате среднего, усреднённого, среднее некуда, образования) человек – не алкоголик, не наркоман, не бомж, но и не личность, не индивидуальность, не мудрец и не мыслитель. Этому результату есть имя – обыватель! Такому процессу воспитания есть название – тщета! А обывательство и тщетность, лишённость и бесцельность – личины НЕБЫТИЯ!

У человека, занимающегося воспитанием должно быть ясное мировоззрение, ясные цели и ясные принципы его педагогической деятельности. Другими словами, должно быть ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО, ибо времена меняются, а мысли о вечном и подлинном остаются неизменными.

УТВЕРЖДЕНО: педагогическим советом Заведующей МБДОУ Тогучинского района ""20г. Протокол №_ "Тогучинский детский сад № 2" И.А.Шип...» ВОЛШЕБНИК ЛИМОН Автор Ив...» кандидат медицинских наук, врач-педиатр, детский психотерапевт, лауреат премии мэра города Москвы, директор ГБОУ Центра психолого-медикосоциальн...» Наманганский инженерно-педагогический Институт, Узбекистан e-mail: [email protected] INFLUENCE OF IDEOLO...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.