Методы эмпирического исследования. Наблюдение




После того как в предыдущих разделах был рассмотрен процесс моментального (текущего) приспособления производства к явлениям дефицита, перейдем к анализу возможностей наблюдения и измерения этих явлений.

Основательное изучение проблемы наблюдения и измерения дефицита необходимо по двум соображениям. (Следует отметить, что данный вопрос рассматривается не только в этом разделе, мы будем возвращаться к нему и в последующих главах книги.) Одно из соображений по своему характеру относится к теории познания. Предметом настоящей работы является описательная теория дефицитной экономики. Я считаю чрезвычайно важным выяснение вопроса о том, можно ли оперировать главными категориями теоретической конструкции, суть которой изложена в настоящей работе. В естественных науках сложилась практика, в соответствии с которой однозначное определение категории задается, по существу, указанием методов наблюдения и измерения явления. Не столь уж существенно с этой точки зрения требование, чтобы наблюдением измерение было проведено незамедлительно. Следует установить в принципе, можно ли наблюдать и измерять явления, которые отражают используемые в работе категории. Наш ответ положительный: наблюдение и измерение описываемых в настоящей главе явлений представляет собой хотя и трудную, но разрешимую задачу.

Другое соображение, в связи с которым проблема заслуживает подробного рассмотрения, заключается в том, что речь идет об информации, имеющей весьма важное значение для принятия практических хозяйственных решений. Как центральные, средние и низшие органы управления, так и предприятия должны знать, когда, где и в каких областях усилился или, наоборот, уменьшился дефицит, как складывается резерв. Поскольку речь идет об информации, предназначенной для принимающих решения хозяйственных руководителей, то, естественно, нельзя ограничиться анализом лишь принципиальных возможностей наблюдения и измерения дефицита. Необходимо рассмотреть конкретные практические условия их организации.

В дальнейшем - не только в данной главе, но и во всей работе - выражение «показатель дефицита» используется в качестве широкого собирательного понятия. Под ним будем понимать все количественные характеристики, которые прямо или косвенно отражают дефицит. Типичный пример - показатель, определяемый формулой (2.6). В последующих главах познакомимся со многими другими показателями дефицита.

Аналогичным образом выражение «показатель резерва» также используется как собирательное понятие. Сюда относятся не только показатели, определенные формулой (2.7), но и все прочие показатели, отражающие недоиспользование ресурсов.

Для показателей дефицита введено единое обозначение - 2, для показателя резерва - Эти обозначения используются в тех случаях, когда речь пойдет вообще (т. е. без конкретных статистических определений) о показателях дефицита и резерва. Совокупность показателей дефицита выражается через вектор гу совокупность показателей резерва - через вектор щ. Основные обозначения г и ^ будут дополняться некоторыми уточняющими символами, используемыми для выражения различных специальных показателей дефицита и резерва. Хотя, конечно, каждый конкретный показатель следует определять отдельно, будем придерживаться везде следующих общих правил и условий.

Каждый показатель дефицита является неотрицательной переменной, значение которой равно нулю, если в группе характеризуемых ею явлений полностью отсутствует дефицит. Величина показателя отражает интенсивность дефицита: чем выше интенсивность дефицита в группе описываемых показателем явлений, тем больше значение показателя.

Аналогично каждый показатель резерва - также неотрицательная переменная. Ее значение равно нулю, если рассматриваемый ресурс используется полностью. Чем больше недоиспользование ресурса, тем выше показатель резерва.

После выяснения сути вводимых понятий и описания обозначений познакомим читателя с некоторыми принципами и задачами измерения. 1.

Фиксируя дефицит, мало наблюдать и измерять уже совершенные действия, т. е.- в рамках настоящей главы - производство на предприятии и связанные с этим затраты. Следует также описать намерение, предшествовавшее действию. Дефицит как раз означает, что для запланированного объема производства при заданной технологии выявилось относительно недостаточное количество ресурсов.

Проблема заключается в том, что официально публикуемые статистические данные во всем мире описывают главным образом процессы, происходящие в реальной сфереу- производство, капиталовложения, товарооборот, потребление и т. д. Однако дефицит - это" явление, возникающее в сфере управления экономической системой. Намерения руководителей, принимающих решения (обусловленные самыми разными причинами - стремления и амбиции, плановые задания, спрос потребителей, заявки на фондируемые товары и т. д.), играют чрезвычайно важную роль в управлении экономикой, а также в руководстве деятельностью организаций и учреждений, являющихся составными частями этой системы.

Выявление «намерений» не легкая задача. (Хотя, возможно, намерения производителей выявить проще, чем намерения потребителей, о которых речь пойдет дальше.) Было бы неправильно предлагать какой-либо универсальный рецепт. В одних случаях целесообразно взять за основу планы, в других - вместо них или в дополнение к ним - выявить позицию руководителей предприятия до и после реализации намерения. 2.

Проблема, тесно связанная с предыдущей: попытаемся установить на субмикроуровне, что же явилось эффективным ограничением на пути роста производства? Если эту задачу не удастся решить другим путем, то можно выяснить истину, задав хозяйственным руководителям вопрос, почему они не производят больше продукции. Потому, что не оказалось в наличии того или иного материального ресурса? Есть ли резерв, который можно задействовать? Если есть, то что мешает его использовать?

Таким образом можно получить исключительно важные количественные показатели дефицита и резерва: частоту возникновения ресурсных ограничений, а также показатели, характеризующие имеющиеся в наличии резервы. 3.

Для того чтобы измерить масштабы дефицита в производстве, необходимо было бы проследить все три основные формы моментального приспособления, обусловленные дефицитом, т. е. не только первую, уже упомянутую форму - столкновение с самым жестким, ресурсным ограничением и сокращение производства до пределов, диктуемых наличием «узких мест», но также вынужденные замены и изменение структуры выпускаемой продукции.

Ни одно из указанных явлений нельзя описать с помощью единого обобщающего показателя. Возьмем, к примеру, вынужденную замену. Трудно поверить, что все потери и убытки, вызванные ею, можно было бы свести к одному общему показателю. Понадобилась бы, скорее, небольшая группа отдельных показателей. Прежде всего можно рассчитать общий масштаб вынужденных замен на каждом предприятии: например, какая часть продукций выпускается с помощью технологии, отличающейся от предписанной? Кроме того, можно определить распространение основных типов замен (например, замена отсутствующих на работе другими рабочими и т.

В соответствии с уже принятой нами методикой включим пока-

ч затели, отражающие вынужденное приспособление структуры производства, в список показателей дефицита (показатели г). 4.

Из предыдущих разделов данной главы, равно как из пунктов 2 и 3, следует, что и дефицит и резерв могут быть описаны только совокупностью большого числа показателей. И дефицит и резерв являются не скалярными, а векторными величинами. 5.

Дефицит и резерв следует измерять независимо друг от друга. Продумаем от начала до конца следующий вопрос.

Будем рассматривать производство на субмикроуровне, самым детальным образом и в каждый текущий момент. В этом случае о каком-либо одном элементарном событии производства мы можем сделать утверждение следующего рода: 17 мая в 9 часов 7 минут 14 секунд в цехе Б рабочий, обслуживающий третий станок, должен

был обрабатывать сталь марки 10. Был ли этот материал заранее подготовлен для него или не был? Пришлось ли ему дожидаться, когда подвезут сырье, или он мог использовать какой-либо иной материал? Другими словами: имелся либо запас, либо дефицит материала. Если предположить данное фиксированное намерение (сталь марки 10 должна быть обработана) и «абсолютную точность и непогрешимость» наблюдения, то эти два состояния - либо запас, либо дефицит - взаимно исключают друг друга. Однако если на микроуровне мы описываем общее состояние более крупного подразделения (несколько цехов, несколько предприятий, наличие нескольких видов ресурсов) или все события за более продолжительный период или агрегируем оба положения, т. е. рассматриваем более крупное хозяйственное подразделение за более длительный период, то дефицит и резерв уже не будут взаимоисключающими явлениями. Таким образом, возможно и даже вероятно, что дефицит и резерв возникнут одновременно.

Хотя логика такого рассуждения вполне понятна, оно все же не является само собой разумеющейся истиной. Напротив, традиционное экономическое мышление рассматривает дефицит и резерв как взаимоисключающие категории даже на микро- и макроуровнях. Мы еще будем неоднократно возвращаться к данному вопросу по различным поводам, поскольку он имеет чрезвычайно важное значение как для теоретического анализа, так и для экономической политики и практики.

Если принять сформулированные выше соображения, становится очевидным, что при агрегированном измерении дефицита и резерва было бы грубой ошибкой взаимно компенсировать «плюсы» и «минусы». Возьмем простой пример. Предположим, что штат цеха - 100 человек. В понедельник и вторник на работу пришли 90, а в среду и четверг- 110 человек (рабочих направили сюда из других цехов). Было бы полным искажением проблемы при оценке явления взять за основу статистические данные, в соответствии с которыми численность занятых составляет в среднем 100 рабочих. Вместо этого следует фиксировать как минимум три показателя: «удельный вес» по отношению ко всему рассматриваемому периоду тех дней, когда проявлялся дефицит рабочей силы, и соответственно «удельный вес» дней, когда возникал ее избыток; средний уровень дефицита в первом случае (10%) и средний уровень резерва во втором (10%).

Это, конечно, очень простой пример, используемый всего лишь для иллюстрации. При фактическом измерении часто потребуются более сложные показатели, чем в описанных случаях. Здесь подчеркнем лишь принцип: нужна отдельная статистика по дефициту, и отдельная - по резерву, причем эти данные нельзя «взаимно зачитывать», приводить к общему знаменателю.

6. Дефицит, резерв, вынужденная замена, изменение структуры производства и другие связанные с ними процессы проявляются в каждый момент на субмикроуровне в виде миллионов элементарных событий. Естественно, никакие наблюдения или измерения не могут описать все эти события полностью. Вместо этого надо попытаться дать статистическое описание явлений. Принимая во внимание сказанное в пункте 4, для описания основных типов событий, связанных с дефицитом и резервом, будем использовать различные показатели и по возможности для каждого из них дадим вероятностное распределение (или, по крайней мере, некоторое приближение к характеру разброса).

Выражение «статистическое описание» используется в том же смысле, в каком, например, в сфере физических исследований говорят о «статистической физике». Подобный метод применяют для описания элементарных событий и микроявлений в стохастической форме, без «перепрыгивания» в мир макрофизики крупных объектов. Нечто похожее необходимо и в описании экономических систем. Данный ход рассуждений будет продолжен в последующих главах.

После того как были рассмотрены некоторые принципиальные проблемы и общие задачи измерения, выскажем несколько соображений о практической организации наблюдений и измерений.

При должной изобретательности можно с помощью довольно большого числа способов измерить интенсивность дефицита, распространение вынужденных моментальных приспособлений и размеры резерва. Нужно признать, однако, что почти все эти измерения требуют трудоемких и дорогостоящих наблюдений. Например, необходимо учитывать простои из-за отсутствия внешних поставок, внутренние вынужденные перерывы (дефицит материалов, брак, невыход рабочего, неполадки в оборудовании и т. д.). Или вести учет вынужденных,отклонений от запланированной технологии и структуры производства.

Задача, однако, значительно облегчается тем, что нет необходимости в сплошном наблюдении. Достаточно провести наблюдение подходящей репрезентативной выборки, которая могла бы дать представление о предприятии, отрасли или народном хозяйстве в целом. И конечно, никаких возражений не может быть против частичного агрегирования: например, обобщения результатов тех или иных измерений"для промышленности или каких-либо видов ресурсов. Выдвижение детально разработанных предложений по данному вопросу не является целью настоящей работы. Очевидно, что систематическое наблюдение на уровне народного хозяйства за несколькими десятками показателей и описание их распределения достаточны, чтобы адекватно охарактеризовать на каждый момент состояние и динамику дефицита, резерва и вынужденного приспособления в производстве.

Классификация методов и уровни методологии.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым разным основаниям (критери­ям), - качественные и количественные; формальные и содер­жательные; методы естественных и методы гуманитарных наук и т.п.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы:

I. Философские (диалектика, метафизика, феноменология,

герменевтика и др.).

II. Общенаучные.

III.Частнонаучные (внутри- и междисциплинарные).

философские методы (являются предельно общими, т.е. не только общенаучными, в своем применении выходят за пределы науки, имеют направляющий характер, существенно влияют на выбор предмета исследования, его средств и правил. Таким образом, философские методы выполняют роль общеметодологических регулятивов, носят ориентирующий, но не предписывающий характер. Совокупность философских регулятивов выступает действенным средством, если она опосредована другими более конкретными методами. Философские регулятивы транслируются в научные исследования через общенаучные и конкретно-научные методы. Методологическая ценность философии находится в прямой зависимости от того, в какой мере она опирается на познание всеобщих существенных связей объективного мира. К числу философских методов относится, например, диалектический: формы мышления должны быть подвижны и гибки аналогично подвижности и переменчивости окружающего нас мира. Важнейшие принципы диалектики – историзм (рассмотрение предмета в его историческом развитии), всесторонность рассмотрения объекта, детерминизм и т.д.).

-общенаучные подходы и методы исследования могут рассматриваться как общелогические методы познания, которые позволяют объединять наблюдения и эксперименты, а так же правильно строить соответствующие рассуждения. К таким методам можно отнести системный, структурно-функциональный, вероятностный, метод формализации и т.д.;



-частнонаучные (или конкретнонаучные) методы, т.е.совокупность способов и принципов, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. Специфические методы отдельных наук имеют свои особенности, зависящие не только от общенаучного уровня познания, но и обусловленные особенностями той или иной области научного познания. Свойствами конкретнонаучных или специальных методов должна быть ясность, обоснованность (или отсутствие произвола), подчиненность определенной цели, результативность как способность обеспечить достижение намеченной цели, плодотворность как способность обеспечивать не только главные, но и «побочные» результаты, надежность как способность с большой степенью вероятности обеспечить получение истинностного знания, экономичность;

-дисциплинарные методы , рассматриваемые как система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, возникшей на стыке наук или входящей в какую-нибудь отрасль науки, а так же в эту группу включаются методы междисциплинарного исследования как совокупность интегративных способов, нацеленных на «стыки» научных дисциплин.

Наиболее важным для практики научного познания является изучение специфических методов эмпирического и теоретического исследования вкупе с анализом общелогических методов познания.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

Эмпирическое зна­ние - это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах. Эмпирическое знание основывается на чувствен­ном познании . Рациональный момент и его формы (суждения, поня­тия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. По­этому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения. Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект . Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измере­ние, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (от частного к общему), а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся).

2. Измерение - это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Качественные характеристики объекта, как правило, фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений.

3. Эксперимент - (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

4 Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое называется сравнение измерением

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качестве последних в развитых формах Н. используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к Н. следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах). Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными факторами в Н. являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор его (не) предубежденности, «заданности» на получение определенного результата. Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н. субъективных напластований. Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н.. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современной методологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. в социальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология). Отношение наблюдатель-объект здесь переосмысливается как отношение наблюдатель-наблюдаемый, который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н., изменять поведение в силу наличия факта Н., демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное (участвующее) Н., в разных вариантах предполагающее разную степень «включения»); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н. в целом. Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикой и Н. как обычной процедурой повседневной жизни.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "НАБЛЮДЕНИЕ" в других словарях:

    наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… … Большая психологическая энциклопедия

    Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия

    Наблюдение - Наблюдение ♦ Observation Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… … Философский словарь Спонвиля

    Наблюдение восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта. Наблюдение метод проведения исследований в психологии. Наблюдение процедура банкротства. Негласное наблюдение комплекс оперативно… … Википедия

    Осмотр, обсервация, осматривание; слежка, надзор, разведка; контроль, обследование, проверка; присмотр, радионаблюдение, отслеживание, недреманное око, глаз, присматривание, эмпиричность, эмпиризм, патронаж, надзирание, миксоскопия,… … Словарь синонимов

    НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. наблюдать. Наблюдение за точным выполнением постановлений. «Небрежный плод моих забав,… ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.» Пушкин. Под наблюдением врача. Взять под… … Толковый словарь Ушакова

    Целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… … Большой Энциклопедический словарь

    наблюдение с РБ-47 - Комплексное наблюдение 17 июля 1957 г. НЛО с самолёта РБ 47 ВВС США, оборудованного электронной аппаратурой слежения и радиопротиводействия. Бортовая аппаратура самолёта отметила странный сигнал, а затем его экипаж визуально наблюдал неизвестный… … Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

    наблюдение - состоит из значений переменных, измеренных у одной и той же экспериментальной единицы. Скажем, возраст, температура и давление пациента составляют наблюдение. Значение одной переменной называют измерением. Синоним: observation … Словарь социологической статистики

    1) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Согласно ФЗ О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. арбитражный суд, принимая… … Юридический словарь

    Процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения… … Словарь терминов антикризисного управления

Книги

  • Наблюдение за развитием детей от трех месяцев до четырех лет и протоколирование результатов , Петерман У., Петерман Ф., Коглин У.. Образовательные программы дошкольного образования строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе реализации программ педагогам крайне важно вовремя и безошибочно…

Сравнение и измерение

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В соответствии с двумя взаимосвязанными уровнями научного познания (эмпирическим и теоретическим) различают эмпирические методы научных исследований (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент, индукция и др.), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая обработка, и теоретические (анализ и синтез, аналогия и моделирование, идеализация, дедукция и др.); с их помощью формируются законы науки, теории.

В процессе научного исследования целесообразно использовать многообразные методы, а не ограничиваться каким-то одним.

Наблюдение

Наблюдение – это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение – это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него. Целенаправленность – важнейшая характеристика наблюдения. Наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в восприятии объекта многократно и в разных условиях, планомерностью, исключающий пробелы в наблюдении, и активностью наблюдателя, его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования.

Непосредственные наблюдения в истории науки постепенно сменились наблюдениями с помощью все более совершенных приборов – телескопов, микроскопов, фотокамер и т.п. Затем появился еще более опосредованный метод наблюдений. Он позволил не только приближать, увеличивать или запечатлевать изучаемый объект, но и преобразовывать информацию, недоступную нашим органам чувств, в доступную для них форму. В этом случае прибор-посредник играет роль не только "посыльного", но и "переводчика". Так, например, радиолокаторы трансформируют улавливаемые радиолучи в световые импульсы, которые могут видеть и наши глаза.

Как метод научного исследования наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования.

Сравнение и измерение

Важную роль в научных исследованиях играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Сравнение – это операция мышления, посредством которой классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание действительности. При сравнении производят попарное сопоставление объектов в целях выявления их отношений, сходственных или отличительных признаков. Сравнение имеет смысл только применительно к совокупности однородных предметов, образующих класс.

Измерение – это нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Целью измерения является получение информации об исследуемом объекте.

Измерение может проводиться в следующих случаях:

– в чисто познавательных задачах, в которых осуществляется всестороннее изучение объекта, без четкого сформулированных идей по применению получаемых результатов в прикладной деятельности;

– в прикладных задачах, связанных с выявлением определенных свойств объекта, существенных для вполне конкретного применения.

Теорией и практикой измерения занимается метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Для точных наук характерна органическая связь наблюдений и экспериментов с нахождением числовых значений характеристик исследуемых объектов. По образному выражению Д. И. Менделеева, «наука начинается с тех пор, как начинают измерять.

Любое измерение может быть осуществлено в том случае, если имеются следующие элементы: объект измерения , свойство или состояние которого характеризует измеряемая величина ; единица измерения ; способ измерения ; технические средства измерения , проградуированные в выбранных единицах; наблюдатель или регистрирующее устройство , воспринимающее результат.

Различают прямое и косвенное измерения. При первом из них результат получают непосредственно из измерения (например, измерение длины линейкой, массы с помощью гирь). Косвенные измерения базируются на использовании известной зависимости между искомым значением величины и значениями непосредственно измеряемых величин.

К средствам измерений относят измерительный инструмент, измерительные приборы и установки. Измерительные средства делят на образцовые и технические.

Образцовые средства являются эталонами. Они предназначены для проверки для проверки технических, т. е. рабочих средств.

Передача размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам осуществляется государственными и ведомственными метрологическими органами, составляющими отечественную метрологическую службу, их деятельность обеспечивает единство измерений и единообразие средств измерений в стране. Основоположником метрологической службы и метрологии как науки в России был великий русский ученый Д. И. Менделеев, создавший в 1893 г. Главную Палату мер и весов, которой проведена, в частности, большая работа по внедрению метрической системы в стране (1918 – 1927).

Одной из важнейших задач при проведении измерений является установление их точности, т е. определение погрешностей (ошибок). Погрешностью или ошибкой измерения называют отклонение результата измерения физической величины от ее истинного значения.

Если погрешность мала, то ею можно пренебречь. Однако при этом неизбежно возникают два вопроса: во-первых, что понимать под малой погрешностью, и, во-вторых, как оценить величину погрешности.

Ошибка измерения обычно неизвестна, как неизвестно и истинное значение измеряемой величины (исключения составляют измерения известных величин, проведенные со специальной целью исследования ошибок измерения, например для определения точности измерительных приборов). Поэтому одной из основных задач математической обработки результатов эксперимента как раз и является оценка истинного значения измеряемой величины по получаемым результатам.

Рассмотрим классификацию погрешностей измерения.

Различают систематическую и случайную погрешности измерения.

Систематическая погрешность остается постоянной (или закономерно изменяющейся) при повторных измерениях одной и той же величины. К постоянно действующим причинам этой погрешности относятся следующие: недоброкачественные материалы, комплектующие изделия, применяемые для изготовления приборов; неудовлетворительная эксплуатации, неточная градуировка датчика, применение измерительных приборов невысокого класса точности, отклонение теплового режима установки от расчетного (обычно стационарного), нарушение допущений, при которых справедливы расчетные уравнения и т. п. Такие ошибки легко устраняются при отладке измерительной аппаратуры или введением специальных поправок к значению измеряемой величины.

Случайная погрешность изменяется случайным образом при повторных измерениях и обусловлена хаотическим действием множества слабых, и поэтому трудно выявляемых причин. Примером одной из этих причин является считывание показаний со шкалы стрелочного прибора – результат непредсказуемым образом зависит от угла зрения оператора. Оценить случайную погрешность измерения можно лишь методами теории вероятности и математической статистики. Если погрешность в эксперименте существенно превышает ожидаемую, то ее называют грубой ошибкой (промахом), результат измерения в этом случае отбрасывается. Грубые ошибки возникают вследствие нарушения основных условий измерения или в результате недосмотра экспериментатора (например, при плохом освещении вместо 3 записывают 8). При обнаружении грубой ошибки результат измерения следует сразу отбросить, а само измерение повторить (если это возможно). Внешним признаком результата, содержащего грубую ошибку, является его резкое отличие по величине от результатов остальных измерений.

Другой классификацией погрешностей является их разделение на методические и инструментальные погрешности. Методические погрешности обусловлены теоретическими ошибками выбранного метода измерений: отклонением теплового режима установки от расчетного (стационарного), нарушением условий, при которых справедливы расчетные уравнения и т.п. Инструментальные погрешности вызваны неточной градуировкой датчиков, погрешностями измерительных приборов и т.д. Если методические погрешности в тщательно поставленном опыте можно свести к нулю или учесть введением поправок, то инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно – замена одного прибора другим, такого же типа, изменяет результат измерений.

Таким образом, наиболее трудно устраняемыми в эксперименте погрешностями являются случайные и систематические инструментальные погрешности.

Если измерения провести многократно в одних и тех же условиях, то результаты отдельных измерений одинаково надежны. Такую совокупность измерений x 1 , x 2 ...x n называют равноточными измерениями.

При многократных (равноточных) измерениях одной и той же величины x случайные погрешности приводят к разбросу получаемых значений x i , которые группируются вблизи истинного значения измеряемой величины Если проанализировать достаточно большую серию равноточных измерений и соответствующих случайных ошибок измерений, то можно выделить четыре свойства случайных ошибок:

1) число положительных ошибок почти равно числу отрицательных;

2) мелкие ошибки встречаются чаще, чем крупные;

3) величина наиболее крупных ошибок не превосходит некоторого определенного предела, зависящего от точности измерения;

4) частное от деления алгебраической суммы всех случайных ошибок на их общее количество близко к нулю, т.е.

На основе перечисленных свойств при учете некоторых допущений математически достаточно строго выводится закон распределения случайных ошибок, описываемый следующей функцией:

Закон распределения случайных ошибок является основным в математической теории погрешностей. Иначе его называют нормальным законом распределения измеряемых данных (распределением Гаусса). Этот закон в виде графика изображен на рис. 2

Рис. 2. Характеристики нормального закона распределения

р(x) – плотность вероятности получения отдельных значений x i (сама вероятность изображается площадью под кривой);

m – математическое ожидание, наиболее вероятное значение измеряемой величины x (соответствующее максимуму графика), стремящееся при бесконечно большом числе измерений к неизвестному истинному значению x; , где n – число измерений. Таким образом, математическое ожидание m определяется как среднее арифметическое от всех значений x i ,

s – среднее квадратическое отклонение измеряемой величины x от значения m; (x i - m) – абсолютное отклонение x i от m,

Площадь под кривой графика в каком-либо интервале значений x представляет собой вероятность получения случайного результата измерения в этом интервале. Для нормального распределения в интервал ±s (относительно m) попадают 0,62 всех проведенных измерений; в более широком интервале ±2s содержатся уже 0,95 всех измерений, а в интервал ±3s укладываются практически все результаты измерений (кроме грубых ошибок).

Среднее квадратическое отклонение s характеризует ширину нормального распределения. Если повысить точность измерения, разброс результатов резко уменьшится за счет уменьшения s (распределение 2 на рис. 4.3 б уже и острее, чем кривая 1).

Конечной целью эксперимента является определение истинной величины x, к которой при наличии случайных погрешностей можно лишь приблизиться, вычисляя математическое ожидание m для все большего числа экспериментов.

Разброс значений математического ожидания m, вычисленных для различного числа измерений n характеризуется величиной s m ; При сравнении с формулой для s видно, что разброс величины m, как средней арифметической, в Ön меньше разброса отдельных измерений x i . Приведенные выражения для s m и s отражают закон возрастания точности при росте числа измерений. Из него следует, что для повышения точности измерений в 2 раза необходимо сделать вместо одного - четыре измерения; чтобы повысить точность в 3 раза, нужно увеличить число измерений в 9 раз и т.д.

Для ограниченного числа измерений значение m все же отличается от истинного значения величины x, поэтому наряду с вычислением m необходимо указать доверительный интервал, в котором с заданной вероятностью находится истинное значение x. Для технических измерений вероятность 0,95 считают достаточной, поэтому доверительный интервал при нормальном распределении составляет ±2s m . Нормальное распределение справедливо для количества измерений n ³ 30.

В реальных условиях технический эксперимент редко проводится более 5 – 7 раз, поэтому недостаток статистической информации должен компенсироваться расширением доверительного интервала. В этом случае при (n < 30) доверительный интервал определяется как ± k s s m , где k s – коэффициент Стьюдента, определяемый по справочным таблицам

С уменьшением числа измерений n коэффициент k s увеличивается, что расширяет доверительный интервал, а при увеличении n значение k s стремится к 2, что соответствует доверительному интервалу нормального распределения ± 2s m .

Конечный результат многократных измерений постоянной величины всегда приводится к виду: m ± k s s m .

Таким образом, для оценки случайных погрешностей необходимо выполнить следующие операции:

1). Записать результаты x 1 , x 2 ...x n многократных измерений n постоянной величины;

2). Вычислить среднее значение из n измерений – математическое ожидание ;

3). Определить погрешности отдельных измерений х i -m;

4). Вычислить квадраты погрешностей отдельных измерений (х i -m) 2 ;

если несколько измерений резко отличаются по своим значениям от остальных измерений, то следует проверить не являются ли они промахом (грубой ошибкой). При исключении одного или нескольких измерений п.п. 1...4 повторить;

5). Определяется величина s m – разброс значений математического ожидания m;

6). Для выбранной вероятности (обычно 0,95) и числа проведенных измерений n определяется по справочной таблице коэффициент Стьюдента k s ;

Значения коэффициента Стьюдента k s в зависимости от числа измерений n для доверительной вероятности 0,95

7). Определяются границы доверительного интервала ± k s s m

8). Записывается окончательный результат m ± k s s m .

Инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно. Все средства измерения основаны на определенном методе измерения, точность которого конечна.

Инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно. Все средства измерения основаны на определенном методе измерения, точность которого конечна. Погрешность прибора определяется точностью деления шкалы прибора. Так, например, если шкала линейки нанесена через 1 мм, то точность отсчета (половина цены деления 0,5 мм) не изменить, если применить лупу для рассматривания шкалы.

Различают абсолютную и относительную погрешности измерения.

Абсолютная погрешность D измеряемой величины x равна разности измеренного и истинного значений:

D = x - x ист.

Относительная погрешность e измеряется в долях от найденной величины x:

Для простейших средств измерения – измерительных инструментов абсолютная погрешность измерения D равна половине цены деления. Относительная погрешность определяется по формуле.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Факультет туристского бизнеса

Кафедра экономики и организации социально культурной деятельности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Методы научных исследований»

на тему: «Методы научного познания. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент»

Введение

1. Методы научного познания

2.1 Наблюдение

2.2 Сравнение

2.3 Измерение

2.4 Эксперимент

Заключение

Введение

Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами.

Понятие метод (от греч. "методос" - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Так, видный философ, ученый XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией ("учение о методах"). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

1.Методы научного познания

Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах.

Иными словами, в каждом научно- исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.

Различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

Всеобщих методов в истории познания два: диалектический и метафизический. Метафизический метод с середины XIXв. начал все больше вытесняться диалектическим.

Общенаучные методы используются в самых различных областях науки (имеет междисциплинарный спектр применения).

Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение); другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления.

Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология) имеет свои специфические методы исследования.

Однако частнонаучные методы содержат черты как общенаучных методов, так и всеобщих. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения. Или, например всеобщий диалектический принцип развития проявляется в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов.

2. Методы эмпирического исследования

Методы эмпирического исследования - это наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

На этом уровне исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах.

2.1 Наблюдение

Наблюдение - это простейший вид научного познания, опирающийся на данные органов чувств. Наблюдение предполагает минимальное влияние на активность объекта и максимальную опору на естественные органы чувств субъекта. По крайней мере, посредники в процессе наблюдения, например разного рода приборы, должны лишь количественно усиливать различительную способность органов чувств. Можно выделять различные виды наблюдения, например, вооруженное (использующее приборы, например, микроскоп, телескоп) и невооруженное (приборы не используются), полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) и лабораторное (в искусственной среде).

В наблюдении субъект познания получает чрезвычайно ценную информацию об объекте, которую обычно невозможно получить никаким иным способом. Данные наблюдения обладают огромной информативностью, сообщая об объекте уникальные сведения, присущие только этому объекту в этот момент времени и в данных условиях. Результаты наблюдения составляют основу фактов, а факты, как известно, - это воздух науки.

Для проведения метода наблюдения необходимо, во-первых, обеспечить длительное, длящееся во времени, высококачественное восприятие объекта (например, нужно обладать хорошим зрением, слухом, и т.д., или хорошими приборами, усиливающими естественные человеческие способности восприятия).

По возможности необходимо проводить это восприятие так, чтобы оно не слишком сильно влияло на естественную активность объекта, иначе мы будем наблюдать не столько сам объект, сколько его взаимодействие с субъектом наблюдения (малое влияние наблюдения на объект, которым можно пренебречь, называется нейтральностью наблюдения).

Например, если зоолог наблюдает поведение животных, то ему лучше спрятаться, чтобы животные его не видели, и наблюдать их из-за укрытия.

Полезно воспринимать объект в более разнообразных условиях - в разное время, в разных местах, и т.д., чтобы получить более полную чувственную информацию об объекте. Нужно усилить внимание, чтобы пытаться отмечать малейшие изменения объекта, которые ускользают от обычного поверхностного восприятия. Хорошо бы, не полагаясь на собственную память, как-то специально фиксировать результаты наблюдения, например, завести журнал наблюдения, где записывать время и условия наблюдения, описывать результаты полученного в это время восприятия объекта (такие записи еще называют протоколами наблюдений).

Наконец, нужно позаботиться о проведении наблюдения при таких условиях, когда подобное наблюдение в принципе мог бы провести и другой человек, получив примерно те же результаты (возможность повторения наблюдения любым человеком называется интерсубъективностью наблюдения). В хорошем наблюдении не нужно спешить как-то объяснять проявления объекта, выдвигать те или иные гипотезы. До некоторой степени полезно оставаться беспристрастным, невозмутимо и непредвзято регистрируя все происходящее (такая независимость наблюдения от рациональных форм познания называется теоретической ненагруженностью наблюдения).

Таким образом, научное наблюдение - это в принципе то же наблюдение, что и в быту, в обыденной жизни, но всячески усиленное различными дополнительными ресурсами: временем, повышением внимания, нейтральностью, разнообразием, протоколированием, интерсубъективностью, ненагруженностью.

Это особенно педантичное чувственное восприятие, количественное усиление которого способно наконец дать качественную разницу по сравнению с обыденным восприятием и заложить основу научного познания.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

2.2 Сравнение

Это один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. Известный афоризм «все познается в сравнении» - лучшее тому доказательство. Сравнение - это соотношение между двумя целыми числами а и в, означающее, что разность (а - в) этих чисел делится на заданное целое число m, называемого модулем C; пишется a b (mod, m). В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи - это ничего не даст. В лучшем случае здесь можно прийти только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению.

Так, формально сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, различные условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко прийти к методологической ошибке, ведущей к односторонним выводам. Если же учесть эти параметры, то станет ясным, в чем причина и где кроются действительные истоки методологической ошибки. Такое сравнение уже даст истинное, соответствующее реальному положению дел представление о рассматриваемых явлениях.

Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредовано - через сравнение их с каким-либо третьим объектом. В первом случае обычно получают качественные результаты. Однако уже при таком сравнении можно получить простейшие количественные характеристики, выражающие в числовой форме количественные различия между объектами. Когда же объекты сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, количественные характеристики приобретают особую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них. Такое сравнение называется измерением. Оно будет подробно рассмотрено ниже. С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она очень часто выступает в качестве непосредственного результата сравнения. Например, установление каких-либо соотношений между объектами, обнаружение различия или сходства между ними есть информация, получаемая непосредственно при сравнении. Эту информацию можно назвать первичной. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии. Это умозаключение было обнаружено и исследовано (под названием «парадейгма») еще Аристотелем. Сущность его сводится к следующему: если из двух объектов в результате сравнения обнаружено несколько одинаковых признаков, но у одного из них найден дополнительно еще какой-то признак, то предполагается, что этот признак должен быть присущ и другому объекту. Коротко ход умозаключения по аналогии можно представить следующим образом:

A имеет признаки X1, X2, X3…, X n, X n+1.

B имеет признаки X1, X2, X3…, X n.

Вывод: «Вероятно, B имеет признак X n+1».

Вывод на основе аналогии носит вероятностный характер, он может привести не только к истине, но и к заблуждению. Для того чтобы увеличить вероятность получения истинного знания об объекте нужно иметь ввиду следующее:

умозаключение по аналогии дает тем более истинное значение, чем больше сходных признаков мы обнаружим у сравниваемых объектов;

истинность вывода по аналогии находится в прямой зависимости от существенности сходных черт объектов, даже большое количество сходных, но не существенных признаков, может привести к ложному выводу;

чем глубже взаимосвязь обнаруженных у объекта признаков, тем выше вероятность ложного вывода.

Общее сходство двух объектов не является основанием для умозаключения по аналогии, если у того из них, относительно которого делается вывод, есть признак, несовместимый с переносимым признаком.

Иначе говоря, для получения истинного вывода надо учитывать не только характер сходства, но и характер и различия объектов.

2.3 Измерение

Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся его основой. Однако в отличии от сравнения, измерение является более мощным и универсальным познавательным средством.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами.

Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

· объекта измерения;

· единицы измерения, т.е. эталонного объекта;

· измерительного прибора (приборов);

· метода измерения;

· наблюдателя (исследователя).

При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Ценность измерений видна уже хотя бы из того, что они дают точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

В результате измерений могут быть установлены такие факты, сделаны такие эмпирические открытия, которые приводят к коренной ломке устоявшихся в науке представлений. Это касается в первую очередь уникальных, выдающихся измерений, представляющих собой очень важные моменты в развитии и в истории науки. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Практика показывает, что главными путями повышения точности измерений нужно считать:

· совершенствование качества измерительных приборов, действующих на основе некоторых утвердившихся принципов;

· создание приборов, действующих на основе новейших научных открытий.

В числе эмпирических методов исследования измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение. Оно представляет собой сравнительно элементарный метод, одну из составных частей эксперимента - наиболее сложного и значимого метода эмпирического исследования.

2.4 Эксперимент

Эксперимент - исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов - наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, «синтетичности», а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов.

Следует отметить, что утверждение экспериментального метода в науке - это длительный процесс, протекавший в острой борьбе передовых ученых Нового времени против античного умозрения и средневековой схоластики. Основателем экспериментальной науки по праву считается Галилео Галилей, считавший основой познания опыт. Его некоторые исследования - основа современной механики. В 1657г. после его смерти возникла Флорентийская академия опыта, работавшая по его предначертаниям и ставившая своей целью проведение, прежде всего экспериментальных исследований.

По сравнению с наблюдением, эксперимент имеет ряд преимуществ:

· в ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что различные факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследователь получает точное знание именно об интересующем нас явлении.

· эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях:

а. при сверхнизких и сверхвысоких температурах;

б. при высочайших давлениях;

в. при огромных напряженностях электрических и магнитных полей и т.п.

Работа в этих условиях может привести к обнаружению самых неожиданных и удивительных свойств у обыкновенных вещей и тем самым позволяет значительно глубже проникнуть в их сущность.

Примером такого рода «странных» явлений, открытых в экстремальных условиях, касающихся области управления, может служить сверхпроводимость.

Важнейшее достоинство эксперимента - его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании.

Встречаются ситуации, требующие экспериментального исследования. Например:

ситуация, когда необходимо обнаружить у объекта неизвестные ранее свойства. Результатом такого эксперимента являются утверждения, не вытекающие из имевшегося знания об объекте.

ситуация, когда необходимо проверить правильность тех или иных утверждений или теоретических построений.

Также существуют методы эмпирического и теоретического исследования. Такие как: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и использование приборов, исторический и логический методы научного познания.

научный технический прогресс исследование

Заключение

По контрольной работе, можно сделать вывод, что исследование как процесс выработки новых знаний в работе менеджера также необходимо, как и другие виды деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью, т.е. тем, что необходимо менеджеру в практической деятельности. От менеджера, занимающегося самостоятельным исследованием, можно ожидать:

а. умения выбирать и ставить вопросы;

б. умения пользоваться средствами, которыми располагает наука (если он не находит свои, новые);

в. умения разобраться в полученных результатах, т.е. понимать, что дало исследование и дало ли оно вообще что-нибудь.

Методы эмпирического исследования являются не единственной возможностью провести анализ объекта. Наряду с ними существуют методы эмпирического и теоретического исследования, а также методы теоретического исследования. Методы эмпирического исследования в сравнении с другими наиболее элементарны, но при этом наиболее универсальны и распространенны. Наиболее сложный и значимый метод эмпирического исследования - эксперимент. Научный и технический прогресс требует все более широкого применения эксперимента. Что же касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо. В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько важным, что рассматривается как одна из основных форм практической деятельности исследователей.

Литература

Барчуков И. С. Методы научных исследований в туризме 2008

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989. С. 85.

Кравец А. С. Методология науки. - Воронеж. 1991

Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований 2001

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация методов научного познания. Наблюдение как чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Эксперимент - метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Измерение, явление с помощью специальных технических устройств.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Эмпирическая, теоретическая и производственно-техническая формы научного познания. Применение особенных методов (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза) и частных научных методов в естествознании.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Основные методы вычленения и исследования эмпирического объекта. Наблюдение эмпирического научного познания. Приемы получения количественной информации. Методы, предполагающие работу с полученной информацией. Научные факты эмпирического исследования.

    реферат , добавлен 12.03.2011

    Общие, частные и особенные методы естественнонаучного познания и их классификация. Особенности абсолютной и относительной истины. Особые формы (стороны) научного познания: эмпирическая и теоретическая. Типы научного моделирования. Новости научного мира.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2011

    Сущность процесса естественнонаучного познания. Особые формы (стороны) научного познания: эмпирическая, теоретическая и производственно–техническая. Роль научного эксперимента и математического аппарата исследования в системе современного естествознания.

    доклад , добавлен 11.02.2011

    Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека, взаимосвязь и взаимовлияние. Подходы к научному познанию: эмпирический и теоретический. Формы данного процесса и их значение, исследование: теория, проблема и гипотеза.

    реферат , добавлен 09.11.2014

    Эмпирический и теоретический уровни и структура научного познания. Анализ роли эксперимента и рационализма в истории науки. Современное понимание единства практической и теоретической деятельности в постижении концепции современного естествознания.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Характеристика и отличительные особенности способов познания и освоения окружающего их мира: обыденный, мифологический, религиозный, художественный, философский, научный. Методы и инструменты реализации данных способов, их специфика и возможности.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Методология естествознания как система познавательной деятельности человека. Основные методы научного изучения. Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов. Современные тенденции развития естественно-научного изучения.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Естествознание как отрасль науки. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса. Этапы развития научной рациональности.