Как правильно украсить плащаницу на пасху. Христианские ресурсы




Цветочное оформление православных праздников

Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет - самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением зелени - прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет - символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне - один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков - розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне. Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье - белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.

Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день.
Светлое Воскресение Христово - важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.

Троица - один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.

На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.
Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале - из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань - кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты - профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

Цветовая гамма одежд православных священнослужителей состоит из нескольких основных цветов — это белый, красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Этим цветам соответствует и колор растений, которые используются для украшения храмов на праздники, рассказал Sputnik флорист из Москвы Сергей Карпунин, который дал мастер-класс по храмовой флористике в Минске.

Он рассказал, что на протяжении почти 10 лет в конце 90-х начале 2000-х руководил цветочным оформлением храма Христа Спасителя в Москве. По его словам, храм украшался цветами к 12 двунадесятым праздникам, а также к Рождеству, Пасхе. "В те годы 60 процентов цветов, которые использовались при оформлении этого храма, были из Голландии, а также Эквадора, Израиля, Италии", — уточнил собеседник Sputnik.

По его словам, считается заблуждением, что для храма, пусть и такого величественного, как храм Христа Спасителя, нужны для оформления "тонны цветов". "На самом деле нет необходимости декорировать все иконы, оклады. Цветами к большим праздникам украшаются наиболее чтимые иконы — к примеру, икона праздника, престольная икона, Царские Врата, церковная утварь", — рассказал Карпунин.

© Sputnik / Анна Нефедова

Традиции

Он также подчеркнул, что цветочное убранство храма не является обязательной традицией православия.

"В целом не нужно заваливать храм цветами. Человек приходит в церковь молится, а не рассматривать богатое убранство, тем более что в православном храме и так хватает золотого декора, композиции из цветов используются для привлечения внимания к той или иной иконе", — пояснил специалист.

Говоря о каких то запретах на использование цветов в храмовой флористике, Карпунин отметил, что особых табу нет — за исключением того, что цветы в храме не должны сильно пахнуть. "Что касается видов растений, то здесь используются и розы, и лилии, и герберы. Главное, чтобы они долго продержались в свежем виде. Но это уже наши, флористов секреты. Мы говорим, что цветы должны быть хорошо отпиты, обработаны специальным средством", — сказал он.

Особые требования

Флорист рассказал, что каждый церковный праздник требует своих цветов для оформления храма и в первую очередь это касается колора цветка.

"На Святую Троицу — это белые, зеленые и желтые цветы и растения. Белые цветы, к примеру, символизируют божественный нетварный свет", — рассказал Карпунин.

© Sputnik / Анна Нефедова

В маленькой минской домовой церкви — Храме иконы Божьей Матери Всецарица специалист провел практический семинар по храмовой флористике, обучение проходили несколько белорусских мастериц, которые будут украшать минские церкви цветами. Поскольку мастер-класс прошел накануне праздника Святой Троицы, то и колор цветов был соответствующий.

Карпунин отметил, что цветы подбираются в соответствии с расцветкой одежд священнослужителей. К примеру, на Пасху, Рождество Христово, Богоявление священники в белом, соответственно и цветочное убранство — белое. В целом, цветовая гамма облачений священнослужителей состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный.


Цветы в православном храме не только уместны, но и желательны. Их красота напоминает человеку о совершенстве небесном, о райском саде. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события.

Традиция украшения цветами православных храмов на Руси насчитывает по меньшей мере несколько столетий. Однако формы и приемы цветочного оформления с развитием искусства флористики в последнее десятилетие претерпели значительные изменения.

В наши дни для цветочного оформления применяются современные материалы, позволяющие создавать особенно красивые элементы, идеально гармонирующие со строгим и величественным убранством православного храма. Православная архитектура и декор складывались на протяжении многих веков, и та гармония, которую мы видим, заходя в храм, результат продуманного, сбалансированного решения всех элементов. Цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, ни в коем случае не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий духовный смысл богослужения.

Православные традиции украшения храма цветами

Существуют определенные традиции цветочного оформления храмов, тесно связанные с православной символикой. Украшение храма приурочивается к традиционным православным праздникам или другим значимым событиям. Цветами обычно оформляют царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. В алтаре обрамляют гирляндой архиерейское кресло и орлец. Иногда цветочные композиции размещают у горнего места или возле престола, но так, чтобы они не мешали церемонии богослужения. К праздничному украшению алтаря в православной церкви относятся строго. В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что «алтарь — главная святыня каждого христианского Храма и в различные моменты богослужения знаменует Рай небесный с Древом Жизни, чертог Небесного Царя, Гроб Господень, Сионскую горницу, Скинию завета». Согласно православному канону, женщина не имеет права заходить в алтарь, поэтому его должны оформлять мужчины-флористы. Женщины же могут заниматься украшением этого святейшего места только в особых случаях и со специального благословения священника.

Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства.

Цветы и зелень призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника. Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. И здесь тоже решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы , геликонии , стрелитции , протеи, не используются в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют стилю его архитектуры и внутреннего убранства. К вопросу об использовании даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Нежелательно украшать храмы большим количеством цветов с сильным запахом, который перебивает традиционный аромат кадильниц и может вызвать аллергическую реакцию у прихожан.

В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю. Гораздо лучше обратиться к исконно русским формам и традициям. В прежние времена для украшения храма использовались простые симметричные букеты и гирлянды, сплетенные из цветов. Современные техники позволяют создавать пышные элементы с использованием меньшего количества растений, значительно продлить срок их декоративности.

Технология создания цветочных композиций для украшения храма

Для создания цветочных композиций и гирлянд сегодня применяется оазис. Это искусственный пористый материал с капиллярной структурой, прекрасно впитывающий и долго удерживающий влагу. Его можно приобрести во флористических или цветочных магазинах. Существуют специальные готовые формы на пластиковой основе для создания венков и гирлянд, которые значительно облегчают работу над цветочным оформлением и позволяют легко создавать сложные элементы.

Традиционный цвет оазиса, предназначенного для составления композиций из живых цветов, — темно-зеленый. Это делает кусок оазиса практически незаметным под растениями.

На оазисе можно создавать напольные композиции для размещения при входе в храм, возле иконы праздника, по обеим сторонам от царских врат или в алтаре. Специальные пластиковые формы, заполненные оазисом, удобны для наиболее простого выполнения гирлянд, обрамляющих царские врата, иконы и другие элементы декора храма.

Работать с оазисом очень просто и удобно. Для того чтобы пропитать оазис, его кладут на поверхность воды, налитой в плоский, но достаточно глубокий сосуд. По мере насыщения влагой оазис постепенно погружается в воду. Не рекомендуется поливать флористическую пену водой сверху или надавливать на нее, чтобы ускорить погружение. Повторное использование оазиса для живых цветов также нежелательно, поскольку отверстия от стеблей образуют в нем пустоты, которые будут препятствовать обеспечению новых растений влагой. Увлажненный оазис помещается в сосуд, предназначенный для композиции (например для гирлянды; кстати, в отличие от самого оазиса, пластиковые формы можно использовать многократно), или в специальную форму.

Если оазис ставится в глубокий сосуд, например для создания напольной композиции в высокой вазе, то он просто вырезается строго по размеру емкости. В других случаях оазис необходимо закрепить в сосуде. Для этой цели наиболее часто используется специальная липкая лента «анкор», наклеивающаяся крестообразно поверх куска оазиса и фиксирующаяся на краях вазы. Затем следует подготовка выбранных для композиции растений: удаляются лишние листья и шипы, подрезается на необходимую длину стебель.

В предварительной обработке нуждаются практически все растения. Основная ее цель — создать условия, обеспечивающие максимальный срок жизни срезанных цветов. Срез делается под косым углом, в качестве инструмента предпочтителен острый нож. Чем больше площадь среза, тем свободнее растение сможет поглощать влагу и соответственно сохранять свою свежесть. Чтобы получить ровную поверхность, цветы подрезаются одинаково, в случае сложной ступенчатой композиции длина стеблей зависит от местоположения цветка. Следует помнить, что срезанные цветы боятся сквозняков, прямых солнечных лучей, повышенной температуры и сухости воздуха, резких перепадов температуры. Все эти факторы могут неблагоприятно сказаться на их стойкости. Очередность постановки цветов определяется по принципу — сперва более крупные, затем мелкие. В получившейся композиции не должно быть выраженных пустот.

Перед тем как поместить в оазис цветы, его декорируют зеленью. Для этой цели подойдет практически любая декоративная зелень, наиболее часто используются аспарагус , рускус, листья галакса. Прежде чем приступить к работе над созданием композиции, рекомендуется выполнить на бумаге предварительный рисунок — эскиз. Это позволяет наиболее четко представить внешний вид будущей аранжировки, оценить ее достоинства и избежать многих ошибок при ее выполнении. Пропорции композиции задаются правилом золотого сечения, которое универсально для всех видов искусства: «целое относится к своей основной части, как эта основная часть относится к меньшей части». Руководствуясь этим несложным правилом, легко вычислить, например, необходимую высоту композиции, исходя из параметров вазы. Затем выбирается форма композиции. Это одна из ключевых характеристик, оказывающая огромное влияние на общий вид и впечатление от цветочной аранжировки. Форма композиции определяется ее назначением, характером цветов, формой сосуда.

В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы. Круглая форма хороша в тех случаях, когда нужно, чтобы композиция хорошо смотрелась со всех сторон, например при размещении возле аналоя или у входа в алтарь. Такие композиции, как правило, симметричны, но это не означает, что они однообразны. Материал должен быть распределен так, чтобы букет был красивым со всех сторон, но при этом он может быть необычным и оригинальным. Вертикальную форму можно создать, используя соцветия в виде колоса. Высокие вертикальные композиции хорошо смотрятся возле входа в храм, около икон или по обеим сторонам царских врат. Практически каждый значимый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления.

Цветочное оформление православных праздников

Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет — самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии , хризантемы и гипсофила с добавлением зелени — прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет — символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне — один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз , хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков — розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне . Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье — белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.

Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день.

Светлое Воскресение Христово — важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.

Троица — один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.

На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.

Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале — из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань — кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты — профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

Мастер-класс «Украшение храма на Пасху» с подробным описанием и фото:

Что нам для этого понадобится:
1. Оазис флористический зеленый, 8 штук (один берите запасной).

2. Нож канцелярский.
3. Шпажки длинные по 15 см, бамбуковые, 1 уп.
4. Анкор-лента.

5. Аспидистра, 1 уп.

6. Гвоздика. На такую композицию у нас пойдет более 200 штук, поэтому обращайте внимание на количество их в упаковке. Возьмите лучше больше, чтобы потом не ломать голову, где взять недостающие цветы.
7. Секатор.
8. Деревянная опора. Ее можно купить в любом хозяйственном магазине (к примеру, подойдет держак для лопаты) или строительном гипермаркете. Смотрите, чтобы по диаметру подошла к подсвечнику.

2 . Готовим цветы
После покупки нужно обрезать все листики на стеблях и косо укоротить каждый стебель на 1-2 см, поставить отпаиваться в воду комнатной температуры, которая должна быть не холодная и не теплая, чтобы находились там не менее 6-7 часов.
По истечении времени берем гвоздику и секатором снова косо обрезаем ножку, оставляем стебель около 4-5 см. Просмотрите цветы, при необходимости оборвите засохшие лепестки.

3 . Готовим оазис

В глубокую емкость с водой кладем оазис. Не потопляем его!
Ждем пока он сам пропитается водой. Вынимаем. Так готовим все кирпичики.

4 . Крепим оазисы к опоре (держак, черенок)

Берем 2 оазиса и ставим их с одной стороны палки и еще 2 — напротив.
Серединку в оазисах вырезаем канцелярским ножом (режется все очень легко, как по пластилину), прислоняем к палке и фиксируем их анкором. Лента клейкая, не бойтесь, ничего не отпадет. Это первый ярус.
Для второго яруса — берем 1 кирпичик оазиса и внутрь него в центре, вставляем 2 шпажка с разных концов. Шпажки вводим не полностью, а до половины. Берем теперь этот кирпичик и ставим его (предварительно вырезав серединку) сверху над 1 оазисом с первого яруса. Тоже самое делаем с остальным 3 кирпичиками.
Как видим, с помощью шпажки верхние слои 4 оазисов зафиксированы с нижними 4-мя. Но для надежности их нужно тоже зафиксировать анкором.
Эту же действие повторяем для третьего яруса.

Пасхальное яйцо из цветов

5. Проверьте еще??раз все ли прочно держится, ничего не отпадает, чтобы потом не волноваться, что где-то может что-то улететь.

6. С помощью ножа аккуратно придаем форму яйца нашей конструкции.
Обрезаем оазис по бокам и сверху. Режется все очень легко.

7. Берем лист аспидистры и сгибаем его пополам (не переламываем!), верхушку подгибаем под низ, скрепляем степплером.

Теперь вставляем снизу в оазис. Таким образом размещаем все листья по кругу. Наша композиция будет выглядеть так, будто находится на траве. Когда закончили с аспидистрой, переходим к гвоздикам
.

8 . Намечаем контуры яйца: в оазис сверху и по бокам вставляем гвоздики. Все цветы должны находиться на одной высоте. Далее заполняем все пространство по оазису. Цветы располагаем так, чтобы между ними не проглядывала основа оазиса.

А вот и сама композиция.

Все очень очень легко, не так ли?

Хочу написать пост про храмовую флористику и рассказать, как делаются некоторые элементы.
Сложного мало, нужно только купить определенные губки-оазисы в магазине (7 цветов, Азалия, это сеть магазинов, можно найти ближайший) и цветы на оптовом рынке возле метро Рижская. Прямо за метро. К каждой композиции нужна своя губка.
На рынке тоже продаются губки, но только такие


Хорошо подойдут обложить плащаницу.

Как красиво украсить цветами плащаницу:
Губки (фото сверху, лучше брать тонкие и длинные и к ним подложку) намочить (сначала положив вокруг плащаницы и поняв, сколько нужно). Мочить лучше в тазу, как губка утонет, значит она готова к работе.
Можно сделать на рамке, рамка и фото ниже, на рамке проще, так как оазисы крепятся друг к другу непрерывно

Цветы (хризантемы, розы, гипсофилу, зелень для закрытия "голых" мест - лучше салал, он типа нашей березы, отличная зелень забивалка голых мест) нужно обрезать, чтобы оставались стебли от бутона - 10-12 см.
И пихать все это со всех сторон в губку, как цветы напихаете и покажется, что достаточно, в оставшиеся дырки пихайте зелень, она прекрасно их закроет. Можно еще и гипсофилу купить.

Салал

Гипсофила

В конце украшения, у Вас должно получиться вот так

Из таких же губок делают и композиции на иконы, только сначала делают легкую рамку, к ней на хомуты крепят разрезанные вдоль напополам оазисы (можно завернуть их в тонкую пищевую пленку, чтобы не стекала вода, а можно просто поставить и она стечет:

Гирлянда. Гирлянда - это то, что на фото ниже.

Чтобы ее сделать, нужно купить вот такие губки-оазисы - паровозики

И по той же техноголии засовывать в них цветы.

А такую гирлянду делают из тех же оазисов, как и на плащаницу и ставят их близко друг к другу:

В общем, сложного ничего нет, пробуйте, все получится))