Чем православное паломничество отличается от религиозного туризма? Паломничество - это путешествие к святым местам: история и современность. Паломнические поездки




Православное паломничество в правильном понимании этого слова – является неотъемлемой составляющей жизни Церкви. Христианское паломничество имеет глубокие древние традиции, истоки которых восходят к Ветхозаветной Церкви.

По слову Евангелия, Сам Господь со Своей Пречистой Материю и святым праведным Иосифом паломничал, ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи».

По преданию, Богородица, в преклонном возрасте совершает Свое путешествие на Кипр к праведному Лазарю, но по Промыслу Божьему Пресвятая Богородица посещает в начале Афон, а затем Кипр. Пожив немного у праведного Лазаря, благословив созданную апостолами местную Церковь, Богородица передала праведному Лазарю сшитый Её руками архиерейский омофор, возвратилась в Иерусалим.

Святые апостолы паломничали не только в Святой Земле просвещая язычников, но ходили в Святую Русь, крестя и просвещая славян: Апостол Андрей Первозванный, равноапостольные Кирилл и Мефодий - учителя Словенские, просветители славян.

Издревле паломничество было направлено, в первую очередь, к местам жизни Спасителя. Целью паломников также было посещение святых мест Палестины, поклонение святым мощам и чудотворным иконам. Христианское паломничество начинается со времени христианизации Римской империи.

Русь подключилась к паломническому движению в XI-XII вв., когда оно как церковное и общественное явление христианского мира давно уже сформировалось. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. К XI веку, когда появляются первые сведения о русских паломниках. О древнерусском паломническом движении на Руси можно судить из записок паломников и по редким сообщениям в других письменных источниках. О начале древнерусского паломничества можно узнать из «Повести временных лет» - древнейшей русской летописи (нач. XII столетия). «Временная повесть» сообщает исторические сведения о паломничестве. К первым паломникам относятся игумен печерский Варлаам(1060г),новгородец Добрыня Ядрейкович по возвращению принявший постриг в Хутынском монастыре(святитель Антоний архиепископ Новгородский) ,игумен Даниил. Преподобная Евфросиния Полоцкая посетила Святую Землю уже будучи игуменьей, в 1160-1170-е гг. и почила в Святой Земле, погребена была в Лавре прп. Феодосия Великого, супруга князя Владимира Всеволодовича Мономаха -англичанка Гида (посетила Святую Землю в 1097 г.). Сведения о последнем из названных паломничеств выявлены недавно. Княжеские паломничества стоят в одном типологическом ряду с известными паломничествами в Святую Землю византийских императриц: святой равноапостольной Елены, матери святого Константина Великого (IV в.), Евдокии-Афинаиды, супруги императора Феодосия II, основательницы университета в Константинополе (V в.), датской королевы Бодилы, жены короля Эрика I (начало XII в.), и некоторыми другими.

В XII в. паломничества на Руси имели характер важного социального явления, захватывавшего все слои населения. О социальном масштабе паломничества на Руси говорит и тот знаменательный факт, что они отразились в былинном эпосе - «О сорока каликах со каликою», вошедшую и в известный сборник Кирши Данилова.

"Калики перехожие", паломники -профессионалы, всю жизнь свою посвятившие на хождение с поклонением святым местам. Они являлись как бы посредниками между Русью и святыней Востока и Запада, они собирали свидетельства о новейших чудесах; они приносили из святых мест частицы мощей святых угодников Божьих, частицы древа Креста Христова, камни от Гроба Господня. И им за это устраивали особые пиры, они имели почетные места на свадьбах и погребениях. Паломничество развивалось по мере увеличения религиозного значения Руси. Пришло время, когда на Русь стали смотреть как на святую, как на наследницу Византии, и в Россию стали приходить паломники из иных стран, что возбуждало русских паломников к новым подвигам и путешествиям.

Особенности православного паломничества

По историческому происхождению слово "паломник" основано на производном от латинского palma "пальма" и означает "носителя пальмы", или, иначе говоря, путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы - ваий, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим.
. В обиходной народной речи "паломничество" часто заменялось другим, более понятным словом - "богомоль».
По мере возрастания духовности Руси этот подвиг стал более внутренним. Русские люди стали посещать свои родные святыни, стали стремиться в Киев, в Москву, на Соловки, где подвизались святые русские, где особенно видна благодать Божья. Почти все русские святые, от древних до подвижников наших дней, были паломниками, среди них как отмечалось выше прп.Ефросиния Полоцкая, свт.Феофан Затворник; вмч.вл.кн.Елизавета Федоровна и инокиня Варвара, их мощи пребывают в Гефсимании, обители Марии Магдалины; святые царственные стратотерпцы), почти все они ходили на поклонение к святым местам, в том числе и в Святую Землю, шли для того, чтобы заимствовать оттуда силу и святость.
Шли русские ходоки-паломники за тысячи верст к югу, чтобы «с Божией помощью посетить Иерусалим и видеть святые места…, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал».
«Бывает тогда радость великая всякому христианину, увидевшему святой город, плачут люди от радости. Никто не может не прослезиться, увидев желанную Землю,… где Христос претерпел мучения ради людей.
Возвращались паломники, принося с собой на родину, как самый драгоценный дар, впечатления увиденного: «Да будет же это описание причащающимся благословением от Бога, от Святого Гроба и от всех святых мест. И примут читающие мзду от Бога равно с теми, кто видел святые места Иерусалима. Блаженны видевшие и верившие, однако трижды блаженны те, кто не видел, но верил».
Паломничество, как пишет современный исследователь, "есть специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в повседневной жизни, соприкосновения со святыней". Определенная духовно-нравственная причина подвигает человека пуститься в нелегкий и протяженный путь для встречи со святыней и стяжания благодати. Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Прежде чем наступит момент достижения цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Дорога для паломника важна не только, и даже не столько, в ключе физических лишений, так же, как и церковный пост преследует в первую очередь не физиологические, а духовные цели. Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Путь богомольца географически петляет между городами и весями, но в духовном смысле он представляет собой восхождение в гору (по- славянски - горе), ввысь, к небу - в преодолении собственных немощей и мирских искушений, в стяжании смирения, в испытании и очищении веры.

Цель паломника - святыня, или, иначе говоря, некий объект духовного поклонения. Под общим понятием "святыня" подразумевается все, чему в православии принято воздавать честь и почитания: святые реликвии - частицы хитона Господня, или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью... Все многоразличные предметы, имеющие отношение к святости и освященные этой принадлежностью, обладающие благодатью, находящиеся во многих местах нашей страны, становились целью паломничеств. Таким образом, вся территория России к началу XX века оказывается испещренной сетью паломнических маршрутов. Верующий люд, богомольцы шли в долгие странствия, минуя многие губернии, на поклонение древним и новым святыням; тянулись в те или иные знаменитые обители; посещали Божьих людей, старцев и подвижников благочестия...

Виды паломничества можно классифицировать как 1) однодневные; 2) ближние и 3) дальние.

Однодневное паломничество может быть к какому-либо ближнему объекту - находящемуся недалеко монастырю, храму, святому источнику и т.п. С такими хождениями связана устойчивая традиция, бытующая в данной местности. Такое паломничество, как правило, не занимает более одного дня.

Ближние паломничества могут совершаться в пределах одной или нескольких ближайших епархий. "Если говорить о монастырях как цели посещения в таких паломничествах, то следует отметить, что, как правило, в епархиях существуют монастыри, более посещаемые паломниками и менее посещаемые ими. Чаще всего (богомольцев. - Ред.) влечет наличие святыни, известной в епархии и за ее пределами (икона, мощи, св. источник и др.), а также присутствие в монастыре какого-либо уважаемого человека, ведущего высокую духовную жизнь. Важным является и положение монастыря, удобное для посещения, а также добрая слава его, находящаяся в связи с религиозно-исторической памятью населения данной местности. Такое паломничество может длиться два и более дня, в зависимости от целей, которые ставит богомолец и дальности расстояния".

Дальние богомолья совершаются к святыням или подвижникам, известным по всей России и находящимся за пределами данной епархии. Направляясь в наиболее известные монастыри или за границу, русские паломники заходили попутно в другие обители, а подчас сознательно выбирали не самый близкий маршрут. Сегодня, как и в века назад, дальние богомолья совершаются в Святую Землю, на Афон, к мощам святителя Николая Угодника в г. Барии (надо отметить, что святитель Николай сам паломничал в Святую Землю и на Кипр), в Троице-Сергиеву лавру, в пещеры Киево-Печерской лавры, в Оптину пустынь, в Саров и многие иные святые места.

Богомолья различались не только расстоянием, но и причиной или целью. Человеком, пускавшимся в путь, двигало желание разрешить какой-либо вопрос, касающийся выбора дальнейшей жизни, получить наставление подвижника, совет, вразумление, укрепление в вере. На паломничество его могло подвигнуть отпадение от Бога и Церкви кого-то из близких и желание вымолить ему веру. Тяжкие грехи и ошибки молодости также являлись причиной совершения богомолья. Мы знаем множество примеров, когда цель паломничества заключалась в вымаливании здравия и исцеления для себя или своих родных. Бывали и так называемые обетные (по обету) богомолья, когда человек в смертельной болезни или в крайней опасности, например, на войне, давал Господу обещание, в случае, если ему будет суждено остаться в живых, совершить дальнее паломническое странствие.
Шли века, происходили войны, менялись границы, политические устройства государств, но не слабела связь России со Святой Землёй. Для России, единственным подлинным идеалом, который был идеал святости, не было ближе земли, чем Святая Земля. Всё это нашло воплощение в том, что в ХVII веке в окрестностях Москвы трудами патриарха Никона был основан Новоиерусалимский монастырь. Вокруг него возникли святыни Иерусалима, Палестины в миниатюре, где был и величественный храм Гроба Господня, и Гефсимания, и Елеон, и Фавор, и Иордан.
В средние века Иерусалимский Православный Патриархат оказался на территории Оттоманской империи. Непросто было в условиях господства ислама выжить православному меньшинству. И не только выжить, но и сохранить важнейшие христианские святыни. Борьба между различными конфессиями за обладание святыми местами с течением времени обострялась. Православная Церковь издавна занимала первенствующее положение среди различных христианских общин Святой Земли.
Однако представители других конфессий с помощью всевозможных средств постоянно пытались умалить значение Православной Церкви за счёт расширения своих прав. В этой ситуации Иерусалимской Церкви необходима была помощь, и ожидать её можно было только от России.
Помощь России заключалась и в направлении в Палестину денежных пожертвований на нужды Церкви и восстановлении её святынь, и в оказании влияния на правительство Порты. В конце Х VIII века роль России как гаранта прав православного населения Востока была официально признана Оттоманской империей.
С установлением относительной стабильности на Ближнем Востоке количество русских паломников в Святую Землю стало возрастать. В середине Х1Х века на одного паломника из Западной Европы приходилось до ста русских богомольцев. Главное, чем отличались русские паломники,- это особое благочестие. Многие из богомольцев шли в Святую Землю пешком. Другие, добравшись до Обетованной Земли на пароходе, на коленях ползли в Святой град. Большинство богомольцев отказывались передвигаться на ослах, лошадях, мулах, считая, что по Земле, которую пешком исходил Сам Спаситель, не пристало передвигаться иным образом.

Врачи и сотрудники русской больницы в Иерусалиме отмечали, что желание богомольцев стать участниками праздничных богослужений было настолько сильно, что многие из них совершенно не обращали внимания на серьёзные недомогания, связанные со здоровьем. Много предшествовало событий по созданию Русской Духовной Миссии, это вопрос тщательно изучался императором Николаем 1, послами и, конечно же, священнослужителями.
В феврале 1847 года император свой резолюцией положил начало Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
«В истории Русской Православной Церкви паломническая традиция прерывалась два раза: во время нашествия монголов в XIII веке и в советский период XX века. Первый раз паломничество восстанавливалось свыше ста лет. Сейчас прошло всего лишь шестнадцать лет после происшедших со всеми нами радикальных перемен, а мы уже видим, как начало свое возрождение массовое паломническое движение».
«Паломничество – это школа спасения души, постоянной борьбы с суетным миром во имя своего духовного призвания, история православия.» Паломничество было и остается многогранным явлением.

С 2-го ноября 2006 года по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора при монастыре создана паломническая служба, цели и задачи которой - возрождение давней и почитаемой в нашем христолюбивом народе традиции православного паломничества.
Для организации паломнических поездок по России разработаны тематические материалы: Крещение Руси; Святые обители земли Русской; Святые источники; Святые угодники Божии; в этих маршрутах стараемся отразить историческую связующую нить той или иной посещаемой обители от ее основания, разрушения, запустения, до возрождения и т.д.
По зарубежью – это, прежде всего Святая Земля, здесь по истине оживает Святое Евангелие.
Иерусалим – город трех религий и вселенского значения. Иерусалим- это, Гроб Господень; Гефсимания; Дорога VIA Долороса или Скорбный путь. Крестный путь- самая священная дорога для христианства.
Сион гора - западный холм Иерусалима, находится за стенами старого города. здесь произошли следующие Евангельские события. В доме водоноса была Тайная Вечера.
Тайная Вечеря и таинство Святого причастия, схождение Святого Духа на апостолов и создание первой Христианской Церкви.(Деян. Ап.2). На Сионской горе сбылись слова пророка Михея об Учении Господнем. Гора Сион является важнейшим и древнейшим (2в. н.э.) на Святой Земле местом христианского паломничества, здесь произошли следующии события: погребение царя Давида, отречение Петра, Успение Богородицы, погребение Иакова, брата Божьего и др.
Вифлеем; Небольшой город Вифлеем после Иерусалима является самым почитаемым городом для всего человечества, “домом Божественной благодати, местом воплощения Бога Слова, Вечного Источника Жизни, хлеба небесного”. Вифлеем расположен в семи километрах от Иерусалима. При разделении Земли обетованной при Иисусе Навине между 12 коленами израилевыми Вифлеем с некоторыми другими городами был отдан колену Иудину. Здесь на царствование был помазан Давид. За 700 лет до Рождества Иисуса Христа пророк Михей открыл иудеям, что местом рождения спасителя станет Вифлеем: « И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Ср. Мих.5,2). Древний Вифлеем вплоть до четвёртого века н.э. был маленькой и незначительной деревней, которую заселяли земледельцы и пастухи. В середине второго века Вифлеем стали заселять первые христиане. Тысячи паломников приходили в Вифлеем поклониться месту рождения Божественного Младенца.
Вифания - местечко Вифания, как во времена Христа, так и сегодня, расположено на единственной центральной дороге, которая поднимается от Иерихонской Долины и ведёт в Иерусалим. Таким образом, все кто хотел попасть в Иерусалим или Иерихон, должны были обязательно пользоваться этой дорогой. Христос часто ходил по ней, но то была не единственная причина. Вифания была родиной Его любимого друга Лазаря и сестёр его Марии и Марфы. (Мф.21,1-9. Лк.10,25-42). Здесь Спаситель был приглашён в дом Симона прокажённого (Мф.26,6-13). Но важнейшее событие связывающего Господа с Вифанией является чудо воскрешения Его друга Лазаря.
Назарет - На зелёных холмах Галилеи раскинулся Назарет – город Благовещения, родина Богородицы и Иосифа, отсюда Пресвятая Дева была Введена в Иерусалимский храм, сюда же Она вернулась с Иосифом после обручения. Здесь Архангел Гавриил предвозвестил Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Ев. Лк.1,26-38.) В Ветхозаветную эпоху, здесь существовало небольшое и ничем непримечательное поселение. В Назарет возвратилось Святое семейство из Египт, здесь прошли детские и юношеские годы Христа,- не упоминается ни в одном историческом документе, кроме Евангелия. Из Назарета Господь с Пресвятой Богородицей ходил в Кану Галилейскую на брачный пир к Симону Кананиту.

Елеонская гора- Вершина Вознесения, здесь сконцентрированы все христианские места паломничества. Церкви и монастыри связаны для христиан с двумя важнейшими событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Ев.Мф.24,Лк.21) и Вознесением.

Святая гора Фавор – место славного Преображения Христа. (Ев. Мф.17,1-9). Незадолго до Своих Страданий сюда вместе с учениками пришёл Господь, чтобы показать им перед часом испытаний Свою Божественную Славу.

Иордан - место Крещения Спасителя. Река Иордан тесно связана с историей Святой Земли и со многими событиями Ветхого и Нового Заветов. На её берегах сформировались двенадцать колен Израиля, прежде чем войти в Землю Обетованную

Иорданская пустыня - Иерехон, место встречи Закхея с Господом, гора Искушений и т.д.
Животворящий Крест Господень –события Ветхого Завета связанные с праведным Лотом и праведным Авраамом, три посоха данные Лоту произросли в триединое древо – образ Святой Троицы, при окончании строительства Иерусалимского храма, царь Соламон решил использовать это дерево Лота, но использовать его не смогли т.к. оно постоянно меняло свои размеры то увеличивалось, то сокращалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительный страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали."

Особое значение имеют тематические программы: православная Италия и православный Кипр они продолжают соприкосновение со святынями связанные с Земной жизнью Спасителя и Богородицы.

Завершить свое повествование хочется отрывком Ивана Ильина о паломничестве.

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 20)

"Богомолье! Вот чудесное слово для обозначения русского духа… Как же не ходить нам по нашим открытым, легким, разметавшимся пространствам, когда они сами, с детства, так вот и зовут нас - оставить привычное и уйти в необычайное, сменить ветхое на обновленное, оторваться от каменеющего быта и попытаться прорваться к иному, к светлому и чистому бытию; отойти странником в новую страну, где по-новому увидеть Бога и в земном, и в небесах и, вернувшись в свое жилище, обновить, освятить и его этим новым видением?… Нам нельзя не странствовать по России: не потому, что мы «кочевники» и что оседлость нам «не дается»; а потому, что сама Россия требует, чтобы мы обозрели ее, и ее чудеса, и красоты, и через это постигли ее единство, ее единый лик, ее органическую цельность; и более того: чтобы мы научились, созерцая ее, видеть Бога - и в природе, и в ее истории, и в осевших гнездах ее праведности (от Киевской Лавры до Китежа, от Соловков до гор Кавказа).
Да, богомолье искони было на Руси началом просвещения и духовного очищения. Не только потому, что древние православные монастыри были живыми очагами и праведности, и образованности, но и потому, что русский человек, уходя к святым местам через леса и степи, «уходил» ко святым местам своего личного духа, пробираясь через пустоту своей, религиозно еще не возделанной, души…
Богомолье! Оно выражает самое естество России - и пространственное, и духовное… Это ее способ быть, искать, обретать и совершенствоваться. Это ее путь к Богу. И в этом ее путь к святости.
Русь именуется «святой» не потому, что в других странах нет святости… Русь именуется святой и не потому, что в ней нет греха и порока; или что в ней «все» люди - святые… Нет.
Но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизится к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском ее… - и для этого оставить все земное и обыденное, царство заботы и мелочей и уйти в богомолье"
Русский мыслитель, профессор, писатель и философ
И. А. Ильин (1883-1954)

Используемая литература:

1.О паломничестве и странничестве. иеромонах Серафим (Параманов)
2.Древнерусское паломничество XI – XV вв. (комментарий в свете веры)
3.У истоков русского паломничества. Назаренко А. В.,доктор исторических наук,
председатель Научного совета РАН «Роль религии в истории»,
ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Москва
4.Тезисы из выступления свт.патриарха Кирилла на Общецерковной конференции по Паломничеству (2008год). Москва.
5.Подготовительный материал по паломническим поездкам.

Подготовила Н.С. Малиновская

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

О Христе:

Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия . Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.

Археологические раскопки в Иерусалиме

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме , на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

  • Однодневным.

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

  • Ближним.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

  • Дальним.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Паломничество к Туринской плащанице, Италия

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре . Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

О других местах паломничества:

  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Киево-Печерская лавра

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.

Современное паломничество

Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне - не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

  • Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.
  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.
Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество - это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал про паломничество. Множество людей, представителей одного вероисповедания, едут к священным местам, которые чтятся той или иной религией. Делают они это поодиночке или группами - неважно. Главное, иметь чистые намерения и покорное тело, а также душу, полную раскаянья, и сердце, отличающееся искренней верой. Паломничество - это стремление заблудших агнцев Божьих поклониться святым землям и городам.

Немного истории

Из глубоких древних, незапамятных времён пришёл в современный язык термин «паломничество». Это производное от слова «пальма». Ветви этого дерева привозили со священных территорий первые христиане, что отправлялись туда для получения благословения Всевышнего. Обычно ехали они во время великого праздника накануне Пасхи, который прославлял вхождение Христа в Иерусалим. В России и других православных странах он называется «Вербным воскресеньем». Но не стоит думать, что паломничеством занимались только христиане. Например, в древней Индии местные жители пару раз в году ездили на земли, где, согласно легендам, обитали те или иные божества. Таким способом они пытались впитать энергетику почитаемых существ, что осталась здесь в каждом камне и дереве. А в Греции паломники изо всех уголков страны ехали в Дельфы: в местном храме жила прорицательница Пифия, которая предсказывала судьбу от имени высших сил.

Суть паломничества немного видоизменилась в Средневековье. Именно тогда оно стало таким, каким мы знаем его в наши дни. В период расцвета христианской религии люди начали массово отправляться в Иерусалим, чтоб посетить возведённый ещё при императоре Константине. В XV веке для путешественников из Европы разработали указатели и специальные маршруты: от реки Роны до берегов Иордана. Крестовые походы окончательно укрепили традицию паломничества на территорию Святой земли. Известно, что в наши дни около 200 миллионов людей ежегодно соблюдают обряд.

Основные виды и суть паломничества

Верующие отправляются в опасный, длительный и тяжёлый путь не только ради молитвы и прощения за совершённые грехи. Часто их цель намного благородней: найти смысл жизни, познать своё предназначение, обрести благодать, показать преданность религиозным убеждениям. Иногда желания паломников абсолютно земные: попросить долгожданного малыша, исцелиться от болезни, избавиться от душевных страданий. В любом случае такое путешествие предполагает определённое отношение человека к действительности. Идея абсолютно проста: добровольно взять на себя трудности, принять тяжёлые условия дороги, провести некоторое время в ограничениях, чтоб достигнуть высшей цели. Это символизирует отказ человечества от материальных ценностей и физических удовольствий ради духовных и вечных идеалов.

В зависимости от различных признаков выделяют виды паломничества. Это могут быть зарубежные и внутренние города или к священным местам в лоне дикой природы, добровольные и обязательные, индивидуальные и групповые, длительные или кратковременные путешествия. Кстати, что касается временного отрезка, то раньше, согласно с православными канонами, настоящим паломничеством считалась поездка, которая длилась не меньше 10 дней. Путешествия также могут совершаться в любое время года или быть приуроченными к конкретному празднику.

География

В последнее время новой психологической базой и географической направленностью отличатся паломничество: это не только поездка к святым местам, но и путешествие в оздоровительных целях. Поэтому представители разных конфессий отправляются на Восток, чтоб познать там новую для себя религию и секреты народного лечения, которыми так славятся эти земли. В Индии, Китае, Японии, Тибете и Непале они селятся при храмах: общаются с монахами, посещают с их разрешения богослужения, перенимают у них целебные практики. Например, в Дели и его округе очень популярна аюрведа - комплексная наука, специализирующаяся на омоложении, лечении организма. Направлено учение на восстановление гармонии человека и Вселенной, так как именно нарушение этого баланса провоцирует развитие физических и душевных недугов. Вместо этого многие туристы посещают Китай для занятий «цигун» - это комплекс дыхательных и двигательных упражнений, помогающих пополнить запас энергии и душевных сил. Цель таких поездок - не только помочь исцелиться, но и обогатиться нравственно и духовно.

Что касается конкретно религии, то в наши дни основные места паломничества в мире такие:

  • Республики СНГ. Некоторые из них (Россия, Украина, Беларусь) являются центром православия.
  • Европа . Тут доминируют течения католицизма и протестантства.
  • Северная и Латинская Америка. Преобладает христианское верование.
  • Африка . Распространён ислам, но встречаются и христианские центры.
  • Азия . Ей присущ ислам, а также иудаизм и буддизм.

На каждом континенте есть свои святые памятки, которые являются обязательными для посещения и просмотра.

Христианское паломничество

Более двух тысяч лет представители христианского мира желают увидеть Святую землю - Иерусалим. Тех, кто совершает православное паломничество, Гроб Господень манит и влечёт как никакое другое место на планете. Эта территория - колыбель всего христианства, переполненная красотой палестинских пейзажей, тайной ночных богослужений и дивной атмосферой сакральных памяток. Израиль - сам по себе священная страна. О нём мы узнаём уже с первых страниц Библии: на этой земле родился Христос, тут он взрослел, проповедовал и был казнён. Паломничество к Гробу Господню было распространено ещё во времена древней Руси. Но основоположницей современного направления по праву считается мать императора Константина, святая Елена. Будучи в преклонном возрасте, она отправилась сюда на поиски креста, на котором окончилась земная жизнь Иисуса. Открытие «истинного и честного» распятия неизменно связывают с этой исторической личностью.

Религиозное паломничество всегда совершается по благословению церкви. Это не только поездка на Святую землю, но и постоянные молитвы, раскаянье, духовная работа над собой, очищение и смирение. Путь паломников обычно начинается в Негеве: бескрайние просторы пустыни ассоциируются с обликами патриархов и важными событиями из Ветхого Завета. В основе пути - посещение Иерусалима. Отсюда можно организовать туры в Галилею, Вифлеем, Иерихон, к Мёртвому морю и другим священным местам. Этот маршрут - условный. Каждый паломник может дополнить его другими интересными местами.

Основные святые места

Иерусалим - священный город не только для православия, но и для представителей иудаизма и ислама. С ним связано множество событий, в том числе рождение и смерть Христа. С каких же объектов начинать тут православное паломничество? Во-первых, обязательно следует посетить К сожалению, от него остались всего лишь руины - в том числе и знаменитая Стена Плача. Во-вторых, отправьтесь на Масличную гору и в Гефсиманский сад - тут Иисус молился перед тем, как был арестован. В-третьих, важно для паломников увидеть храм Страстей Господних: он построен в XX веке, но просто идеально воссоздаёт архитектуру тех времён, когда этими улицами ходил Христос.

Вифлеем - ещё одна христианская святыня. На арабской территории расположен храм Рождества Христова. Он выстроен вокруг большого грота, в котором среди скота появился на свет маленький Спаситель. Что самое интересное - каждая христианская конфессия имеет своё место в этой церкви. Не забывайте и про посещение Назарета - Галилеи. Именно здесь Мария узнала от ангела, что вскоре станет матерью долгожданного Мессии. В этом же городе поселился немного подросший Иисус, который вернулся со своими родителями из Египта, где спасался от преследований Ирода. В Галилее он провёл всё детство и юность, совершил первые чудеса и нашёл верных последователей и учеников.

Паломничество в Европу

Первая страна, куда стоит отправиться, это, конечно, Италия. Её столица Рим - Вечный город, арена утверждения мирового христианства. Здешние православные и католические церкви - популярные места паломничества, ведь именно их стены хранят множество святынь, связанных с апостолами. Например, в соборе Святого Петра хранятся реликвии и мощи великого ученика и последователя Иисуса. Также здесь находятся могилы других верных последователей христианской церкви, не говоря уже о непревзойдённых шедеврах и памятниках мирового искусства. В другом итальянском городе - Лорето - обязательно посетите базилику, которую называют подлинным домом Марии. Согласно легенде, небесные ангелы, чтоб защитить мать Христа, несколько раз переносили её дом: в конечном счёте он оказался в Лорето.

Третьим по значимости важным местом для паломничества считается Сантьяго-де-Компостела в Испании. В местном соборе расположена гробница святого Иакова, поэтому охрана дороги к этой реликвии была делом чести многих королей и Если же вы захотите совершить паломничество в монастырь, то обязательно выберите Афон. Святыня, расположенная на греческом полуострове, - одно из самых загадочных мест на планете, что окутано множеством легенд и мифов. Говорят, сама Мария проповедовала тут веру в Христа. С тех пор монахи, ушедшие от мирской суеты, живут и молятся на Афоне. А каждый человек, попавший сюда, чувствует особенную благодатную атмосферу, которой пронизан каждый клочок земли.

Что посмотреть в России?

В нашей стране расположено также множество святынь, в которых уставшая и заблудшая душа может найти приют, обрести покой, получить благословение. Русское паломничество начинается с Соловецкого архипелага, где находится известный монастырь - культурный и духовный центр Севера. В советское время его использовали для содержания заключённых, но после окончания того печального времени в эти стены вновь повернулся былой дух древности. Чтобы проникнуться священной атмосферой, в Соловках нужно прожить минимум неделю. Обязательно стоит побывать и в Троице-Сергиевой лавре - самом крупном монастыре России. Это не только сокровищница древнерусского искусства, но и памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что касается Дивеевского монастыря, то его называют ещё одним земным уделом Богородицы. В XVIII столетии его под свою опеку взял иеродиакон Серафим, ставший впоследствии почитаемым русским святым. Здесь покоятся его мощи, обладающие чудодейственной силой. Не упустите возможности набрать целебной воды из источника на территории монастыря. Говорят, она помогает при любых физических и душевных недугах. Ещё один популярный у паломников монастырь - Псково-Печерская обитель. Он расположен в подземельях. Пещеры используют в качестве усыпальниц, так как останки людей тут не разлагаются. Рядом построена Успенская церковь, в которой хранятся чудодейственные иконы.

Хадж в исламе

Именно так называется паломничество мусульман. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый представитель этой религии. Тех, кто прошёл нелёгкий путь, называют «хаджи». Для совершения путешествия мусульманин обязан достичь совершеннолетия, исповедовать ислам, быть психически здоровым и достаточно состоятельным, чтобы содержать не только себя во время паломничества, но и свою семью, оставшуюся дома. Во время хаджа ему нельзя курить, пить алкоголь, наслаждаться интимными отношениями, заниматься торговлей и так далее.

Паломничество мусульман начинается с облачения человека в белые одежды, которые, будучи для всех одинаковыми, скрывают его общественный и социальный статус. Первым обрядом является обход вокруг Дома Аллаха - Каабы - главной святыни мусульман, расположенной в Мекке. После этого человек семь раз бежит дистанцию между священными холмами Марва и Сафа, после чего пьёт целебную воду из источника Зам-Зам. Только после этого он отправляется в долину Арафат, что раскинулась недалеко от Мекки. Кульминация обряда - непрестанные молитвы в этой местности. Ритуал сложный, так как паломник должен простоять неподвижно под палящим солнцем с полудня до заката. Выдержав испытание, он допускается к общей коллективной молитве. На следующий день человек направляется в другую долину - Мину. Тут он бросает семь камней в столб - символ Сатаны, берёт участие в обряде жертвоприношения и возвращается в Мекку для последнего обхода вокруг Каабы.

Мекка и Медина

Это главные города паломничества для мусульман. Согласно Корану, в Мекке родился пророк Мухаммед, там он начал свою священную миссию - пророчество. Как уже говорилось, в этом городе находится Кааба - ритуальный камень, к которому съезжаются сотни тысяч мусульман ежегодно. Валун расположен во внутреннем дворе Большой Мечети - одного из главных исламских минаретов. Религиозная доктрина гласит: каждый верующий должен побывать на её территории. Обычно такое путешествие совершается в лунный месяц Зуль-Хиджжа. Мусульмане уверены, что паломничество и лишения - синонимы. Поэтому, несмотря на присутствие в Мекке множества комфортабельных отелей, они останавливаются в бедных палаточных лагерях, разбитых просто на сырой земле.

Медина - ещё одно важное место для человека, исповедующего ислам. В переводе с латыни его название звучит как «лучезарный город». Его посещение входит в обязательную программу хаджа, так как именно здесь находится могила Мухаммеда. Кроме того, город стал первым населённым пунктом, в котором восторжествовал ислам. Здесь построена Большая Мечеть Пророка, вместимость которой достигает 900 тысяч человек. Оборудовано здание автоматической системой зонтиков для создания тени, а также современным кондиционированием и эскалаторами.

Святые места буддистов

Для представителей этой древней религии паломничество - это способ достичь высшего блаженства, вдохнув священный воздух на сакральных территориях. Они, кстати, находятся в Тибете, Китае, Бурятии, но наибольшее их количество всё-таки расположено именно в Индии - колыбели буддизма. Первое по всеобщей посещаемости место - дерево Бодхи, под которым, согласно легенде, любил медитировать Будда. Именно в тени зелёного насаждения он достиг величайшей Нирваны. Вторая важная памятка - город Капилавасту: в нём Будда провёл детство, познал все стороны неприглядного существования человека. И принял решение: отречься от цивилизации ради постижения путей спасения и священной истины.

Паломничество по святым местам у буддистов не обходится без визита в Королевский дворец возле Патны. На холме, расположенном рядом, Будда рассказывал последователям о своём учении. Шикарные хоромы буквально окружены достопримечательностями. Рассматривая их, не забудьте и о последнем в списке, но не по значимости, месте, - Сарнатхе. Тут Будда прочитал свою первую проповедь. Паломники со всего мира съезжаются в Варанаси, чтоб сквозь века ощутить сакральные слова святого, наполненные вечной мудростью и глубоким жизненным смыслом.

Цитата месяца

Радость по Богу бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвышается от самых препятствий.

Святитель Иоанн Златоуст

Календарь

Братья и сестры, мы дожили до очередного сокровенного момента, который случается каждый год, - до наших всеобщих именин. Начинаются они сегодня со дня слепого Вартимея и продолжаются Неделями о фарисее, о блудном сыне и далее. Надеюсь, никто из нас не скажет, что он не слепец духовный и не блудный сын? Поэтому предлагаю запастись подарками и дарить всем, отрезвляя и себя в понимании собственной сути.

Флористика - одно из самых прекрасных направлений для творчества, а храмовая флористика в разы увлекательнее и интереснее, но в то же время ответственнее, ведь она имеет множество строгих правил и нюансов. А из своего опыта я бы отметила, что у храмовой флористики есть даже духовные задачи.

Смысл православного паломничества

А.Е. Черкасова, руководитель паломнического сектора с 2009 по 2017 гг.

Наверно, не ошибусь, если скажу, что каждый человек, осознающий себя православным, хотя бы раз отправлялся в паломничество. И не всегда мы задумываемся: а зачем? что это нам дает? Просто нам нравится паломничать, нам интересно, и мы едем. Я неоднократно замечала, что, бывая в других городах и странах с самыми разными целями, я невольно сворачивала с проторенных туристических путей туда, где можно было встретиться с православной святыней. Как будто ноги сами несли меня к монастырю или храму...

С недавних пор организация паломнических поездок стала одной из составляющих деятельности воскресной школы при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Теперь мы совершаем наши путешествия вместе — преподаватели и учащиеся воскресной школы, а с нами и другие прихожане. Назрела пора поставить перед собой вопрос: в чем смысл паломнической деятельности?

На мой взгляд, можно выделить 4 группы аспектов этого смысла, а именно духовные, познавательные, психологические и социальные аспекты. На каждой из этих групп остановлюсь отдельно.

1. Духовные аспекты

Стремление к паломничествам является внешним проявлением богоискательства, свойственного человеческой душе. Мы едем в монастыри и храмы, которые являются местами особенного присутствия Божия. Это означает, что в святых местах нам легче ощутить Божественное присутствие. Поэтому паломнический путь, куда бы он ни вел — в Сергиев Посад или в Шамордино, в Дивеево или на Святую Землю, — это дорога к Богу.

Позвольте, но ведь когда мы говорим о поездке, например, в Сергиев Посад, мы имеем в виду — к преподобному Сергию, в Дивеево — это значит, что к преподобному Серафиму, не так ли? Верно. Но любой православный святой, на встречу с которым мы направляемся, являет собой пример жизни во Христе. И те монастыри, которые спокон веков служат центрами притяжения народа Божия, населены нашими современниками, избравшими многотрудный путь служения Христу, поэтому встреча с монахом напоминает нам о Том, ради Кого этот человек оставил мир.

Сердечное устремление к горнему миру при взгляде на отдаленно возвышающийся монастырь выразительно передал А. С. Пушкин :

«Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!..»

Другой важный духовный аспект состоит в том, что во время паломнических поездок мы прикладываемся к мощам святых. Когда мы делаем это, то приобретаем себе небесного друга и заступника. Конечно, можно молиться святому, к мощам которого мы не прикладывались, и рассчитывать на его предстательство за нас перед Богом. Так, например, мы молимся святителю Николаю, хотя мало кто из нас был у его мощей в Италии, и тем не менее, мы знаем, как он нам помогает. И все же, когда мы молимся тому святому, к мощам которого мы прикладывались — будь то преподобный Корнилий Молчальник, чьи мощи находятся в Переславле, будь то Пимен Угрешский, будь то любой другой угодник Божий, — то духовным подспорьем для нас является опыт личной встречи с ним.

Мне в этом отношении повезло. Моя небесная покровительница — святая благоверная княгиня Анна Кашинская, и я имею возможность посещать ее так часто, как позволяют мне житейские обстоятельства. Кашин, где лежат ее мощи, по меркам нашей цивилизации находится рядом.

Прикладываясь к мощам любого православного святого, мы свидетельствуем о незримой связи между Церковью земной и Церковью небесной. Мы, часть Церкви странствующей, выражаем наше стремление к общению с теми, кто живет в Церкви торжествующей. И святитель Николай, и благоверная княгиня Анна Кашинская, и сонм других угодников Божиих, и мы вместе с ними составляем Церковь единую и нераздельную, с единым Главой. Как возвышает нас осознание этого факта! И насколько этот факт нас обязывает!..

В паломничествах мы испытываем на себе действие Божией благодати, сохраняющей и возрождающей нашу духовную жизнь. Именно поэтому мы возвращаемся из паломничеств словно обновленными, исполненными сил для последующей жизни. Господь укрепляет нас для продолжения борьбы со страстями, утверждает во всем добром.

Он подает нам силы разными способами. И в частности, здесь нельзя не вспомнить о святой воде. Мы любим набирать ее и, если есть купальня во святом месте, то и окунуться в нее трижды с головой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. А также иногда мы привозим землю — например, с того места, над которым был чудесным образом явлен Животворящий Крест Господень в 1423 году (сейчас это место находится на окраине Ивановской области, а сам Животворящий Крест — в селе Годеново Ростовского района Ярославской области, куда едут паломники со всей России).

Хотя наши устремления ведут нас в мир духовный, но мы не можем видеть духовный мир телесными очами. Мы материальны. И святая вода, и землица со святого места помогают нам хотя бы отчасти преодолеть эту пропасть между материальным и духовным. Они являются «проводниками» благодати Божией. И возможность взять с собой из святого места водичку из колодца, вырытого некогда тем или иным преподобным старцем, — это важнейшее подспорье для нас, пребывающих ныне в Церкви земной.

Наконец, для многих паломническая поездка является хорошим условием для того, чтобы в первый раз приступить к Таинству Исповеди и Причастия. Человек ходит в храм, более или менее регулярно или вовсе не регулярно, он что-то слышал о Таинствах Церкви, и даже видел, как другие причащаются, но сам как-то проходил мимо. Нет, он не имел ничего против, но до сих пор не было повода собраться с мыслями и принять решение. И вот он видит объявление: «Воскресная школа приглашает принять участие в поездке...» «Дай поеду, — думает он. — И заодно исповедуюсь и причащусь.» Может быть, в другом храме, где никто тебя не знает, это сделать психологически проще, чем в своем, куда человек ходит время от времени. И вот он едет, и исповедуется, и причащается.

Да и для воцерковленных людей паломническая поездка может быть поводом подготовиться к принятию Святых Христовых Таин. Я помню, когда мы с воскресной школой ездили в Оптину Пустынь, то причастников было — половина автобуса. Это радостно!

Большое значение имеет также исповедь во время паломнической поездки. И не только для того, чтобы неосужденно причаститься Святых Христовых Таин. Для человека, который пока не встретил своего духовного отца, важна сама встреча со священнослужителем, его живое и участливое слово, его христианская любовь, его совет.

Конечно, духовная составляющая смысла паломнической деятельности является наиболее ценной. Но обратимся теперь и к другим аспектам.

2. Познавательные аспекты

Каждый сознательный православный христианин призван к тому, чтобы быть носителем Священного Предания. Следовательно, мы должны знать жизнь Церкви в разных ее проявлениях. Это и архитектура, и иконопись, и особенности богослужебной практики в разных монастырях. Это также благочестивые обычаи и традиции, жития святых и, говоря более широко, — история нашей Церкви.

Паломничества позволяют расширить наши представления о мире, выйти за границы своего прихода и приобрести такие познания о Церкви, которые невозможно получить, сидя дома на диване или даже отправляясь еженедельно на богослужение в ближайший храм. Паломнические поездки дают нам живые иллюстрации к занятиям в воскресной школе. Одно дело — прочитать, другое дело — увидеть. Увидишь один раз Софию Киевскую или Успенский собор во Владимире — и запомнишь навсегда, и восславишь Бога за то, что сохранил для нас эти замечательные памятники архитектуры.

Когда я еду в паломничество, я не в полной мере знаю заранее, с какими именно гранями православной жизни мне предстоит соприкоснуться. Паломничество привлекает перспективой неожиданной встречи, неожиданного впечатления.

Как-то раз, беседуя со знакомой монахиней, подвизающейся в одном из коломенских монастырей, я спросила: «Как называется Ваша одежда?». Я показала на ее черное одеяние. Монахиня ответила мне, а потом добавила: «Когда я умру, меня вот так положат, и вот так здесь застегнут». Она показала на себе и своей одежде, как именно это будет выглядеть, когда она ляжет в гроб. И меня поразило, с каким спокойствием она об этом сказала. Как если бы речь шла о том, что она сейчас отправится пить чай с булкой.

Я предполагала узнать один из аспектов монашеского быта, а получила ответ, характеризующий православное отношение к смерти и в определенной степени указывающий на цель монашеского подвига — подготовку к вечной жизни. Ответ оказался намного масштабнее и глубже моего скромного вопроса. И дан он был с улыбкой.

Захоронение не упоминается в православных книгах, посвященных Переславлю (по крайней мере, в тех, которые я держала в руках), не говоря уже о светских изданиях. Никаких признаков особенного почитания этого места не обнаруживается. Рядом находится до сих пор не восстановленный храм Петра Митрополита. Глядя на него, трудно поверить, что он когда-то был одним из самых красивых храмов города.

Это наводит меня на размышления о том, что в наших паломничествах мы привыкли ходить проторенными дорогами. Куда все, туда и мы. Поэтому к мощам преподобного Сергия — очередь.

Отчасти, такой подход оправдан тем, что, следуя проторенному пути, мы наверняка обретем святыню, признанную всем православным миром. Но, пожалуй, полезно иногда осмотреться шире, чтобы не обойти стороной угодника Божия, чье имя не так известно. Для этого важно не только смотреть в ту сторону, куда показывают все экскурсоводы, но еще и самостоятельно читать книги о городах, в которые мы совершаем наши паломнические поездки, и самостоятельно ездить, смотреть, думать. И тогда нечаянная встреча с малозаметной святыней обрадует нас и запомнится надолго.

Познавательный процесс, связанный с паломничествами, может и, на мой взгляд, должен иметь отдаленные проявления. Помимо того, что мы узнаем от экскурсовода и что видим своими глазами во время поездки, мы, вернувшись домой, беремся за книги. Так, паломничества наводят нас на мысль о том, что полезно знать историю своей страны и историю Русской Православной Церкви. Зная историю, или, по крайней мере, основную ее канву от Рюрика до современности, человек приобретает целостный взгляд на прошлое, и ему гораздо проще понять и запомнить разрозненные факты, которые он узнает из паломнических поездок.

Например, в одной из башен коломенского Кремля находилась в заточении Марина Мнишек. Если вы побываете в Коломне, то экскурсовод наверняка сообщит вам об этом. Но если вы не знаете, кто такая была Марина Мнишек, то слова гида — пустой звук для вас. Вы не обратите на это внимание и скоро забудете. А у того человека, который знаком с историей, сообщение экскурсовода вызовет обширный смысловой ряд, относящий его к событиям начала XVII века.

Поэтому, увлекшись однажды паломничествами, я довольно быстро пришла к заключению, что смогу вынести познавательный смысл из своих поездок только в том случае, если каждый новый узнаваемый мною факт, касающийся истории того или иного монастыря, или города, или жизни того или иного святого, ложится на общую картину истории Отечества, хранящуюся в моей памяти.

Говоря о познавательном значении паломничеств, хочется отметить открытость наших монастырей миру, открытость, без которой наш познавательный интерес едва ли бы был удовлетворен. Вспоминается, как мы с учащимися воскресной школы были в паломнической поездке в Коломну, и по пути заехали в Богородице-Рождественский Бобренев монастырь. Нас там никто не ждал. Один из храмов был открыт, другой закрыт. Я знала, что оба храма действующие, но на время между службами один из храмов закрывают. Нам, конечно, хотелось посмотреть оба. Тогда я позвонила в братский корпус с помощью домофона, один из насельников монастыря выслушал меня, через минуту вышел с ключами, открыл храм и с полчала рассказывал нам о монашеской жизни вообще и о жизни Бобренева монастыря в частности. Это был молодой иеродиакон, который, помнится, очень сетовал, что вот сколько людей учится в воскресных школах — а в монастырь жить почти никто не приходит. Такое внимание к нам явило образец православного гостеприимства.

Впрочем, не следует обольщаться по поводу глубины нашего познания современных монастырей во время паломнических поездок. Мы лишь касаемся жизни православных обителей, скользим по поверхности даже тогда, когда имеем достаточно времени, чтобы помолиться за богослужением от первого возгласа священника до отпуста. А чаще бывает, что мы только на час или того меньше приезжаем в монастырь: посмотреть, написать записки, приложиться к святыням. Что можно за это время узнать? Монашескую жизнь подлинно знают только сами монахи, да и то не все. Мы же выносим из наших поездок некоторое отдаленное представление о ней. И на том спасибо.

3. Психологические аспекты

Мы проводим жизнь в ежедневном ритме одних и тех же занятий, в кругу одних и тех людей, проделываем один и тот же путь на работу и обратно. И время от времени чувствуем усталость от однообразия.

Паломничества становятся для нас способом приобретения новых впечатлений, в которых нуждается наша психика. Это благочестивый вид отдыха.

У нас, горожан, часто дает о себе знать потребность выехать из среды своего привычного обитания и попасть на природу. Может быть, это подсознательная тоска по тому миру, который сотворил Господь. Ведь там, где жил Адам до грехопадения, не было мегаполисов, не было пробок на третьем кольце, воздух был чист и свеж, и вокруг пели птицы. Вот в нас и копится усталость от рукотворного мира, созданного человеком.

Не напрасно психологи ввели в оборот такой термин — «ландшафтотерапия». С одной из башен Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова открывается прекрасный вид на озеро Неро, с ограды Горицкого монастыря (правда, недействующего) в Переславле-Залесском — на Плещеево озеро. И на таких обзорных площадках всегда много людей. Красота природы притягивает.

Кроме того, есть еще один аспект паломнических поездок, который я отношу к области психологии. К священникам, проживающим в монастырях, а особенно к тем, кто в силу тех или иных причин стал известен православному народу далеко за пределами своей обители, идут люди со своими горестями и проблемами, и ждут они под дверью кельи, чтобы хоть ненадолго увидеть батюшку. Батюшка выслушает, батюшка утешит, батюшка обласкает. Причины понятны: человек не может справиться со своими проблемами сам, он запутался, может быть — оступился, и ему нужна поддержка.

Трудно, порою невозможно провести четкую грань между духовным и душевным в такого рода отношениях. Довольно часто православные совершают подмену, эксплуатируя душевный уровень отношений со священником и не выходя на духовный уровень. Жалуются на болезни, на непутевых детей, на бедность, на что угодно, и не спрашивают: «Отче, как мне спастись? Как мне победить грех? Как мне противостоять страстям?»

Конечно, это отдельная тема, которую можно было бы назвать «Взаимоотношение пастыря и пасомого», и ее следовало бы рассмотреть вне связи с темой паломнических поездок. Но в связи с паломничествами, может быть — не групповыми, а индивидуальными, эта тема тоже актуальна.

4. Социальные аспекты

Православный приход как часть Церкви имеет образ семьи со своим отцом — настоятелем — и членами, объединенными совместной молитвой, коллективным трудом (послушаниями), общей трапезой. Организованный отдых может и должен являться одной из составляющих, которые связывают эту семью определенными узами. Паломничество становится совместно прожитым событием для учащихся воскресной школы и других прихожан. Короткий отрезок времени, пока длится поездка, является общей частью жизни, дарит общие впечатления.

В суете житейских и приходских дел мы зачастую не имеем возможности узнать друг друга поближе. Паломничество дает такую возможность. Дорога к святыням занимает несколько часов, и всякий участник поездки может провести это время в простом человеческом общении. Родители едут с детьми, взрослые учащиеся воскресной школы — со своими товарищами из одной группы или из других групп. Дети общаются с другими детьми, родители — с другими родителями. Прихожане, не посещающие воскресную школу, знакомятся с теми, кто ходит на наши занятия. Возникают связи товарищества и дружбы. Проявляется простой человеческий интерес друг к другу. В этом заключается немаловажное социальное значение паломнических поездок.

Таким образом, православные паломничества оказывают комплексное, многогранное и сильное воздействие на человека.

Когда я еду в паломничество на легковой машине, то часто беру с собой своих детей. На обратном пути дети спят на заднем сидении. Устали: впечатлений было много...

Дай Бог, чтобы та смысловая нагрузка, те впечатления, тот опыт, которые мы выносим из наших поездок, послужили к преобразованию нашей души и личностному росту.

Стихотворение «Монастырь на Казбеке».

Любовь к монастырям и святым местам вызвала у русских людей обычай, который называется — странничество или паломничество. Множество русских людей, мужчин и женщин, старых и молодых, с котомкой за плечами, с посохом в руке и с молитвою на устах, терпеливо во всякое время года шли из одного монастыря в другой. Они часто несли туда свое горе и в стенах обители находили помощь, отраду и утешение. Многие предпринимали паломничество в Святую Землю – Палестину и др. дальние места.

Наши предки сознавали, что монастыри являются рассадниками веры и духовного просвещения, что они являются оплотом Православия, без которого не могло бы быть и самой Руси.

Православие, в лице Церкви, создало русское единство, явившееся как следствие религиозного единства, создало общерусскую письменность, общерусскую историческую науку и духовно-нравственный закон.

Хочу привести Вам одно интервью с нашим воронежским священником сделанное несколько лет назад. Тогда отец Виктор Празднечный был руководителем паломнической службы Воронежской епархии

– Отец Виктор, вы были участником общецерковной конференции «Православное паломничество: Традиции и современность », проходившей в Москве в конце минувшего года. Ваше выступление, посвященное медицинским аспектам мотивации православного паломничества, имело большой резонанс. В чем, собственно заключается проблема?

– В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что интеллигенция наша больна неверием, а народ – суеверием. Это пагубное явление сегодня приобретает новые нетрадиционные формы. Весьма часто современные представления о болезнях и здоровом образе жизни влияют на те устремления, с которыми наши соотечественники отправляются в паломнические поездки.

Мы сейчас ежедневно слышим о всевозможных методиках очищения организма, диагностиках, оздоровительных сеансах и принципах здорового образа жизни. Причины распространения этих явлений в России различны. Во-первых, следует отметить значительную открытость наших культурных границ для инокультурных влияний. Например, такое слагаемое типично американского образа жизни, как фитнес, уже укоренилось в российской действительности. Косвенно влияет на ситуацию государственный курс на улучшение демографической ситуации в нашей стране и оздоровление ее народа, то есть возрастает интерес к процессу оздоровления как таковому. Наконец, это закономерный результат установления в России рыночных отношений и формирования богатого рынка медицинских услуг разного вида и качества. Оздоровительно-лечебный бум во многом спровоцирован рекламными кампаниями по продвижению на российский рынок, привлекательный своими масштабами, западных фармацевтических препаратов и биодобавок. Хочу подчеркнуть, что на Западе употребление витаминов и биодобавок уже отчасти имеет ритуальный характер: ежедневный прием оранжевой капсулки по утрам и синенького драже перед сном дает человеку ощущение жизненной стабильности и удовлетворения от процесса якобы самосовершенствования.

– Каким же образом эта ситуация сказывается на мотивации православного паломничества?

– Не только паломничества, но и религиозного туризма. Меня, как православного священнослужителя, весьма тревожит деятельность частных предпринимателей, занимающихся религиозным туризмом. Не все из них остаются в рамках приемлемого для такой формы деятельности культурологического рассказа. Порой в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые россказни околодуховной тематики, ведется торговля «чудесными» предметами, пропагандируются псевдоправославные «духовные практики». В результате у туристов создается карикатурное представление о православном паломничестве и церковной жизни в целом. Формируется потребительский подход. Например, в автобусах нашего города можно встретить рекламные объявления такого содержания: «Поездка в город Муром к святым Петру и Февронии для тех, кто хочет выйти замуж». Далее предлагается список паломнических поездок, которые помогают в лечении глазных болезней, бесплодия, беснования и даже пристрастия к шоколаду!

Тягу массового потребителя к чудесам умело подогревают всевозможные «доктора» и народные целители, часто действующие юридически и финансово вполне законно, но чья практика замешана на магии. Многие из них уже ведут свою деятельность во всероссийском масштабе через телевидение и печатные издания и выступая с выездными лекциями. Архиепископ Уфимский Никон недавно обращался к руководству Первого телеканала с протестом против пропаганды с экрана деятельности лже-целителей и лже-докторов, получивших посредством телевидения многомиллионную аудиторию.

Распространение магии является, на мой взгляд, реакцией на семидесятилетнее господство в России безбожия. В церковной практике это выражается в том, что часто в храмы приходят люди не для молитвы и участия в таинствах, не для знакомства с основами православного вероучения, а для совершения сложных, необычных ритуалов, при которых якобы должно исполниться просимое.

Например, одной онкологической больной врач посоветовал по пятнадцать минут стоять в центральной части храма, непосредственно под куполом. Другой врач, диагност, заявил, что работает только с детьми старше семи лет, потому что до этого возраста ребенок безгрешен. Показательна сама дикая смесь естественнонаучных и духовных понятий, вторжение доктора в сферу не его компетенции. Среди рекомендаций, даваемых различными «специалистами» подобного рода, встречаются требования поставить столько-то свечей к таким-то иконам, умывать младенца святой водой, а то и совершать с ее помощью гигиенические процедуры! Предписывается также поститься в качестве некоей религиозной диеты или, наоборот, не поститься, потому что это очень вредно. Один врач, например, уверял пациента, что от поста начинается туберкулез. Некоторые рекомендуют больным побывать на исповеди в качестве сеанса психотерапии. Кстати, нередко слышишь, как, желая похвалить священника, люди говорят, что он хороший психолог. Тем самым таинство покаяния низводится до уровня рационального общения с приятным человеком. Бывает и наоборот: предписывается не исповедоваться, так как это ведет к саморазрушению личности и к болезни, причем называется и сама болезнь – рак. То есть будешь исповедоваться – будет у тебя такая болезнь. Иногда больной призывается искупаться столько-то раз в святом источнике или нескольких источниках. Многие паломники видят главную цель паломничества в купании в источнике и даже уходят ради этого с богослужения. Или напротив, купаться в источниках пациентам псевдодокторами воспрещается, так как это может привести к различным инфекционным заболеваниям. А размеры посуды, которую паломники берут для воды из источников, наводит на мысль, что она используется скорее не в качестве духовного средства, а как продукт особых экологических свойств.

К сожалению, среди наших соотечественников часто имеет место неправославное понимание природы болезней и, соответственно, путей исцеления. В обществе, зараженном крайним рационализмом с одной стороны и мистицизмом с другой, потенциальные паломники не свободны от языческих по сути комплексов. Эти комплексы выражаются в вопросах, на которые постоянно приходится отвечать людям, сопровождающим паломнические группы, например: «В каком именно месте можно вылечиться от болезни?», «Какой источник от какой болезни помогает?», «Какой источник самый “сильный”»?» (имеется в виду «энергетически» самый сильный), «Как и от чего лечиться освященным мелом?», «От каких болезней надо заваривать освященную травку?», «В каких пропорциях можно разбавлять освященную воду, чтобы она не утратила своих целебных свойств?».

В поездках по монастырям задается много вопросов об известных тамошних духовниках, причем именно в связи с возможностью предсказаний. Часто в целовании мощей видят не исповеднический акт, не испрашивание молитвенной помощи у святого, а некий аналог физиопроцедуры. Как следствие, люди стремятся задержаться у мощей подольше – не для молитв, а для получения большей «дозы энергии». Некоторые для большей эффективности норовят приложиться к святыне больным местом.

Можно заметить, что экспансия рационализма в духовную жизнь паломников выражается в их стремлении измерить благодать физическими и математическими характеристиками, пропорциями, дозами и интенсивностью. Благодать представляется не как дар Божий, а как вполне достижимый результат конкретных действий. Мистицизм проявляется в том, что паломник надеется получить желаемое одной силой своего желания и какой-нибудь причудливой последовательностью ритуальных действий. Заметно, что паломникам очень важны материальные знаки, свидетельствующие о пребывании в том или ином месте, и эти знаки порой также используются в магических манипуляциях.

– Как вы считаете, в чем причина такого отношения к паломничеству?

– Думаю, что современное человеческое сознание сопротивляется проповеди Евангелия, ведь следование за Христом предполагает в первую очередь изменение самого себя, а это – большой труд. Этот труд заключается не в самоублажении, а в понуждении себя к несению креста, в преодолении плотского начала духовным. Этого сейчас люди стараются избежать всеми силами.

Несомненно, существует зависимость между оздоровлением духа в паломничестве и оздоровлением организма, но это явление совершенно иного – духовного – порядка. Нельзя купить себе здоровье за стоимость паломнической поездки. Если человек жил греховной жизнью, которая привела его к болезни, то нужно понимать, что одномоментно исцеление не наступит, хотя подсознательно многие такую мысль лелеют, считая: вот я съезжу, все снова будет как раньше, и я вернусь к прежней жизни – жизни в грехе. Это самообман. Паломничество приносит пользу только тем, кто переосмысливает свою жизнь, начинает жить по евангельским заповедям. Тогда человек действительно меняется. Он возвращается из паломничества уже другим человеком.

Кстати, многие священники, участники нашей конференции, об этом говорили. Изменение возможно, если человек внутри себя обрел цельность. В начале конференции выступал архимандрит Спиридон из Элладской Православной Церкви, и он высказал прекрасную мысль: «Паломничество помогает человеку обрести корни своей личности», то есть помогает человеку собрать свою личность, нравственно воссоздать себя прикосновением к святости.

– Характеризуя проблему, вы сказали, что многое происходит от неграмотности, невежества людей, но отчасти такой потребительский поход к паломничеству культивируется разными псевдомедицинскими структурами. Может ли Церковь что-то противопоставить этому явлению?

– В настоящий момент это большая проблема. Ее, безусловно, нужно решать, и здесь нужны совместные усилия Церкви и общества. Нужно понять, какой смысл мы, считая себя верующими людьми, должны вкладывать в понятие «здоровье». Надежда на то, что соотечественники осознают это, у нас есть, иначе бы мы не проповедовали. По статистике сейчас в России 14 % воцерковленных людей, а пять лет назад было всего 4,7 %. Это говорит о том, что люди постепенно становятся не просто исполнителями обрядов, а осознанно верующими людьми.

Конечно же, быстро изменить восприятие людей нельзя. К сожалению, порой люди едут в паломничество, совершенно не представляя, что это такое. Они не брали до этого в руки Евангелие и не знают, что там сказано. Многие не вполне осознают, Кто для них Христос – учитель, пророк или Бог Слово, «пришедый в мир нас ради и нашего спасения». С этого объяснения и нужно начинать. Нужно вести разъяснительную работу для детей и взрослых на приходах, в органах печати, причем не только епархиальных, а по возможности и в светских. Нужно рассказывать именно о сути паломничества, о значении паломничества. В идеале, я думаю, нужно собирать паломников перед отправкой в путь и рассказывать им о месте, в которое группа собирается поехать, о том, с какой целью православный человек вообще совершает паломничества. Преодоление суеверий и невежества возможно только через духовное просвещение, так было всегда, и это не утратило своего значения сегодня.

Паломник Волгограда