Технические характеристики танка маус. Исторические сведения о сверхтяжелом танке «Maus. Тактика игры на танке Maus




Сегодня мы узнаем об истории создания танка, сравним с другими тяжами 10 уровня, рассмотрим танк изнутри, места пробития Мауса и не немножко тактики игры на данном танке.

Историческая справка танка Maus

«Маус » (нем. Maus — «мышь», также применялись наименования Panzerkampfwagen «Maus» и Porsche 205) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Последний Тяжёлый танк немецкой ветки. Самый бронированный и самый живучий танк в игре, обладающий вдобавок очень точным и мощным орудием. Гроза всех танков на поле боя, но в силу очень низкой подвижности желанная мишень для арт-САУ противника.

Сравнение Maus с другими тяжелыми танками 10 уровня

Характеристики

Maus (Германия) E100 (Германия) ИС-7 (СССР) Т30 (США) AMX 50B (Франция)
Прочность 2800 2400 2150 2200 2100
Масса (т) 188.98 129.69 68.19 64.45 62.21
Мощность двигателя (л.с.) 1750 1200 1050 860 1200
Максимальная скорость (км/ч) 20 30 50 35 65
Скорость поворота (град/сек) 15 20 28 28 32
Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм) 200/185/160 200/130/150 150/150/70 102/76/51 170/30/30
Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм) 220/210/210 240/150/150 240/185/94 279/127/102 100/50/30
Урон базовым снарядом 490/490/630 490/490/630 490/490/640 750/750/950 400/400/515
Бронепробиваемость базовым снарядом (мм) 246/311/65 246/311/65 260/303/68 276/320/90 267/351/65
Скорострельность орудия (выстр/мин) 4.62 4.8 5 3.64 6.86
Скорость поворота башни (град/сек) 16 20 28 36 36
Обзор (м) 460 460 460 460 460
Дальность связи (м) 820 820 820 850 850
Тактика игры Защита базы, "Стальная стена" Танк поддержки Танк прорыва Танк поддержки Штурмовой танк, Снайперский танк.

Плюсы:
. Отличная броня.
. Точное и мощное орудие.
. Самое большое количество здоровья.
. Масса 190 тонн.

Минусы:
. Маленькая скорость (20 км/ч).
. Медленный поворот башни.
. Плохие углы наклона.
. Огромные размеры (практически невозможно замаскировать).
. Желанная цель для артиллерии.

Уязвимые и слабые места Мауса

Все «жизненно важные» модули находятся в верхней части танка. Следовательно, как уже говорилосьMaus очень уязвим к попаданиям от артиллерии. В то же время как от других танков снаряды либо рикошетят или не пробиваю броню, то фугасы арты могут нанести серьезный урон нашему танку.

Ниже показана правильная поза при бое 1 на 1: надо танк поставить ромбом и отвернуть башню на 35-40 градусов в противоположную сторону поворота корпуса тем самым подставив «щеки». Это самый непробиваемый вариант, так как в таком положении угол наклона брони Мауса увеличивается и танк сложнее пробить. В таком положении Маус становиться невероятно рикошетным и не пробиваемым.

Зоны пробития Мауса

Рассмотрим два примера:

  1. если вы на топовом СТ
  2. на топовом ТТ.

В первом случае. Не стоит стрелять ни в нижний бронелист, ни в колпак на крыше. В это место вам не хватит бронепробиваемости.

Если же вы видите Мауса повёрнутого боком к вам шансы пробить сильно увеличиваются, мы можем пробить его только в кормовую броню и только под прямым углом. А так же стоит стрелять не более чес со 100 метров, ибо, если стрелять с дальнего расстояния снаряд сильно теряет свою бронепробиваемость.

Ну и самое проблематичное место у Мауса - это характерная «шишечка» в центе кормы башни, которую даже советский легкий танк Т 50-2 может пробить не говоря о нашем орудии. Это вам сильно поможет, ибо, башня Мауса крутится медленно, а мы быстрые и возможность заехать за спину Маусу, закрутить, нанося регулярный урон, увеличивается.

Броню корпуса с тыла мы тоже пробиваем, но тут шансы пробить танк гораздо ниже. Также мы регулярно пробиваем под башню Мауса, нанося неплохой урон и получаем шанс сломать оборудование поворота башни.

Во втором случае если мы играем, допустим, на Маусе и встречаем такого же противника, что в случайных боях большая редкость, да и сильно мешают другие танки, но все же рассмотрим и эту ситуацию. Если противник повернут к вам передом то стоит стрелять в нижний бронелист, но только под прямым углом мы будем стабильно пробивать.

Так же стоит упомянуть «щеки» - это места по обе стороны от маски орудия. Как раз то место где выпуклая башня Мауса имеет к нам минимальный угл, что дает нам возможность пробивать.

Если же танк стоит к нам под углом, то тут начинают играть самые разные факторы такие как «удача» и «великий белорусский рандом» (ВБР) ибо без них вам Мауса не пробить. Если танк стоит под углом, а башня смотрит на нас, то стоит работать по башне, а именно по «щекам». Если и башню отворачивает, то тут только «голду» заряжать и работать по нижнему броне листу или в корпус ближайшую к нам часть.

Если танк стоит к вам бортом, то тут мы можем пробивать его в любое место и в башню и в корпус, ибо сила «мыши» в том, как её поставить.

Тактика игры на танке Maus

Защита базы

Занимаем удобную позицию для защиты от артиллерии, т.к именно она является основным противником Мауса. Главное, чтобы на базе остался еще кто-нибудь, потому что мышь легко "закружить". Остальное зависит только от меткости, благо точное оружие позволяет часто попадать.

"Стальная стена"

Едем вперёд, закрывая собой слабо бронированных товарищей, желательно заручиться поддержкой таков с мощным орудием или ПТ-САУ. Такая тактика применима только в городе или узких проходах (ущельях), т.к для вражеской артиллерии вы цель №2, конечно, после дружественной артиллерии. На открытой местности вы быстро превратитесь в груду горящих обломков.

Оборудование, снаряжение и боекомплект для Мауса

Выбор оборудования: вентиляция или противоосколочный подбой , досылатель и стабилизатор вертикальной наводки . Досылатель очень полезен всем тяжелым танкам, а стабилизатор уменьшит разброс при поворотах и без того точного орудия.

Снаряжение - стандартное - аптечка, ремкомплект и огнетушитель.

Тяжелые высокоуровневые танки

Т30 - во первых, желательно бить его когда он на перезарядке. Ехать к нему только ромбом и с отвернутыми щеками. Стрелять только в корпус на всех дистанциях. И стреляйте ББ, ОФ можно тока издали ему в пушку, чтобы критануть. Не заезжайте в клинч, иначе будет туго. Если всё таки он заехал к вам в клинч, НЕ СТРЕЛЯЙТЕ ЕМУ В МАСКУ ОРУДИЯ, ОНА НЕ ПРОБИВАЕТСЯ! Стреляйте в командирскую башенку, влево и вправо от маски орудия.

ИС-7 - С дальних дистанций бить только ОФ - не пробивается издали. На средних и ближних дистанциях выцеливаемнлд. Можно отправить ОФ в цель мехвода - кританетемехвода.А медленный ис-7 - мертвый ис7. Старайтесь не подпускать в клинч лоб в лоб. Если всё таки заехал Вам в клинч, то стреляйте В ПРАВЫЙ ЗВОНОЧЕК НА ЛЮКЕ. В ЛЕВЫЙ НЕ СТРЕЛЯЙТЕ - С ПАТЧА 0.7.0 В НЕГО НЕ ПРОХОДИТ ДАМАГ! И запомните: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДАВАЙТЕ ПРИТЕРЕТСЯ К ВАШЕМУ БОРТУ. Будет очень сложно стряхнуть его. Если заехал, то просите помощи у союзов, и бейте в правый звоночек. А чтобы не заехал, бейте его в гусли.

Е100 - на всех дистанциях выцеливайте ему НЛД - туда он неплохо горит. На ближних дистанциях бейте в НЛД и рейку на башне. Теперь самое главное - старайтесь заехать с ним в клинч. Заехали? Тогда тупо бейте в рейку, и отворачивайте «щеки». С е100 у меня само мало проблем.

Теперь ПТ:

Обьект 704 - бейте ему в звезду, там хорошо пробивается. Можете ещё пульнуть ему под пушку - Там у него БК.

Ягдтигр - тут только 1 совет - бейте в низ корпуса, а не в верх.у него верх корпуса, то есть рубка, очень хорошо бронированы, а корпус нет.

Т95 - с дальних и средних дистанций бить только ОФ.В ближних бить по люкам на крыше - проходит весь дамаг.

ИСУ-152 - Стреляйте в любое место, кроме маски орудия.

Фердинанд - стеляйте слева и справа от пушки, там лучше пробивается. Можете ещё стрелять ему в самый нижний бронелист, тоже пробивается.

Т28 - также как и т95.

СТ

Т-54 - не давайте притереться к вашему борту. Бейте ОФ по гусеницам, и давите лбом. Сбивайте гусеницы, и арта сделает своё дело. Не бейте в башню, она очень рикошетная!

Сверхтяжелые танки MAUS и E-100
Германия

Отцом этой гигантской машины можно по праву считать фюрера III Рейха Адольфа Гитлера, который в конце 1941 года приказал сконструировать и построить сверхтяжелый танк и задал его основные тактико-технические характеристики. 8 июля 1942 года состоялось совещание, касавшееся развития танковых войск, на котором присутствовали Гитлер, Альберт Шпеер и профессор Фердинанд Порше, которым фюрер поручил начать работы над танком, вооруженным пушкой калибра 128 или 150 мм. Еще один вариант, предложенный Гитлером, - штурмовое орудие с пушкой калибра 180 мм. Кроме мощного орудия, машина должна была получить хорошее бронирование: лобовая броня - 200 мм, борта - 180 мм, башня - 200 мм.

Порше, как обычно, без колебаний принял предложение Гитлера. Однако существовали серьезные экономические и сырьевые трудности, которые, без сомнения, должны были сильно задержать появление танка, поскольку как проектные работы, так и серийный выпуск танка в большой степени зависели от дефицитного сырья, стали и цветных металлов. Кроме того, среди танкистов было широко распространено мнение о том, что боевые качества такого гигантского танка будут неудовлетворительными. Но, не смотря на все это, работы над танком начались. 8 июня 1942 года было определено, что профессор Порше будет отвечать только за проектно-техническую сторону работ, а внедрением разработки в производство будет ведать Альберт Шпеер.

Первоначально на танк предполагали установить дизель, который, в отличие от карбюраторного двигателя, был более экономичен и, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин, а дизельные двигатели были устойчивее к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель Даймлер-Бенц, ведь применяя уже готовый двигатель можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. С самого начала Шпеер подробно оговорил конструктивные особенности нового танка, обозначенного как Тип 205 Маус.

В состав конструкторского бюро, которое должно было начать работы над танком, вошло множество специалистов, в том числе:

Инженер Карл Рабе (Rabe) - начальник конструкторского бюро фирмы Порше;
-инженер Эрвин Комеда (Komeda) - конструктор корпуса;
-инженер Леопольд Шмидт (Schmidt) - конструктор ходовой части и гусениц;
-инженер Ульрих (Ulrich) - конструктор планетарной коробки передач;
-инженер Вальтер Шмидт - конструктор механических узлов;
-инженер Отто Цадник (Zadnik) - конструктор, электрооборудования (в сотрудничестве с фирмой Сименс (Берлин));
-инженер Карл Фролих (Frohlich) - начальник отделения коробки передач в КБ Порше;
-инженер Шлихтер (Schlichter) - ответственный за ходовые испытания танка;
-инженер Герберт Кес (Kaes) - ответственный за связь с фирмами-поставщиками вооружения и с полигоном в Кумерсдорфе;
-инженер Вилли Мюллер (Mueller) - представитель фирмы Порше в Берлине;
-Карл Генсбергер (Gensberger)- водитель-испытатель (именно он проводил испытания тяжелого танка VK 4501 - Тигр (Р)).
Профессор Порше вскоре пришел к выводу, что на новом танке лучше всего использовать комбинированную силовую установку, которую уже применяли на танке VK 4501 Тигр (Р). Данная силовая установка состояла из двигателя внутреннего сгорания, приводящего в движение генератор электрического тока. Генератор вырабатывал ток для электродвигателей, которые и вращали колеса. Хотя Гитлер и был против подобной схемы на Тигре (Р), но на новой машине такая схема была принята. На танке Тип 205 был использован один двигатель внутреннего сгорания и один, так называемый, спаренный генератор, в то время как на Тигре (Р) было установлено два ДВС и два генератора.

Главное управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) для инспекции, проводимых работ, и контроля за сроками исполнения направило полковника Генеля (Haenel), который, впрочем, был полностью некомпетентен в вопросах конструирования столь больших танков и единственной его обязанностью было следить, чтобы работы были завершены к 5 мая 1943 года.

В конце ноября 1942 года Порше стало известно, что в ближайшее время фирма Даймлер-Бенц не сможет предоставить нового дизеля, предназначенного для танка Тип. 205. Единственным двигателем, который можно было использовать, был карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения типа Даймлер-Бенц МВ 509 (МВ 509 был вариантом авиационного DB603). Новая силовая установка потребовала изменений в конструкции корпуса и модификацию соединения с генератором электрического тока.

3 января 1943 года Гитлер потребовал от Порше отчета о состоянии работ над танком Тип 205. Во время их встречи Порше показал деревянный макет будущего танка, который вызвал живой интерес фюрера, хотя прежде Гитлер относился к этому проекту весьма спокойно.

12 января 1943 года Heereswaffenamt определил производителей и поставщиков узлов и агрегатов танка. Фирма Крупп АГ изготавливала корпус и башню, Даймлер-Бенц - двигатель внутреннего сгорания, Сименс-Шукерт - электродвигатели и генераторы, Шкода - ходовую часть, Альмеркише Кеттенфабрик - прочее оборудование. Кроме того, на фирме Алькетт должна была производиться окончательная сборка танка.

21 января 1943 года состоялись очередные переговоры Heereswaffenamt и Альмеркише Кеттенфабрик. Военные настаивали на ускорении работ, чтобы как можно скорее направить новый танк на Восточный фронт. Один из представителей WaPruef 6 (департамент бронетанковой техники) - инженер-полковник Книпкамп (Kniepkamp) поставил вопрос о маневренности танка, на что Фердинанд Порше ответил, что управлять танком Тип 205 будет не труднее, чем Тигром или Пантерой.

2 февраля 1943 года профессор Порше был в Берлине, где он встретился с полковником Генелем, и последний сообщил, что танк Тип 205 кроме артиллерийского вооружения, должен быть оснащен огнеметом и запасом горючей смеси в 1000 литров. Несмотря на возражения главного конструктора, Heereswaffenamt настаивал на изменении вооружения.

Во время очередной встречи, состоявшейся 10 февраля 1943 года, все фирмы, участвующие в проекте высказались против установки на танк огнемета, поскольку это повлекло бы за собой увеличение массы танка на 4900 кг (до 179300 кг). В свою очередь увеличение массы танка потребовало бы изменения конструкции ходовой части. Первоначально предполагалось использовать на Маусе такую же подвеску, что и на Тигре (Р), а при возрастании массы конструкцию шасси пришлось бы изменить.

В конце февраля 1943 года в Техническом институте в Штутгарте были успешно проведены испытания силовой установки и системы охлаждения двигателя. Руководил испытаниями профессор Камм (Kamm).

6 апреля 1943 года министр вооружений Альберт Шпеер ознакомился с ходом работ над танком Тип 205 Маус. К этому времени уже был готов полноразмерный деревянный макет танка. Порше получил указание разобрать макет и перевезти его к 10 апреля 1943 года в Берхтесгаден для демонстрации фюреру, однако, когда макет был уже разобран, перевозку отменили.

6 мая 1943 года макет был вновь разобран и вывезен в Волчье логово - штаб-квартиру фюрера в Растенбурге, где 14 мая он был продемонстрирован Гитлеру. Вождь 111 Рейха не упустил возможность улучшить танк и приказал вооружить его не 128-мм, а 150-мм пушкой. 8 июня 1943 года фирма Круппа получила заказ на изменение конструкции башни под более мощную пушку.

В ходе разработки отдельных узлов и агрегатов происходили постоянные задержки. Эти задержки объяснялись разобщенностью фирм, выпускающих узлы танка, их вертикальной подчинённостью и отсутствием горизонтальных связей между ними. Например, работы над электромагнитной коробкой передач были начаты только после личного обращения инженера Карла Рабе в Верховный штаб Вооруженных сил (Oberkommando der Heeres), а директор предприятия Zahnradfabrik в Фридрихсгафене инженер фон Видман (von Wiedman) ни за что не хотел начинать работ без прямого приказа сверху.

С 16 июля испытания двигателя были начаты вновь, а в начале августа 1943 года было принято решение о постройке второго опытного образца, обозначенного как Тип 205/2. Серийные танки Маус должны были приводиться в движение дизелем Даймлер-Бенц МВ 517.

1 августа 1943 года на предприятии Альмеркише Кеттенфабрик Гм6Х была начата сборка первого прототипа, обозначенного как Тип 205/1. Сборка была начата с опозданием из-за того, что с поврежденных бомбардировками заводов Круппа вовремя не поступили необходимые узлы.

27 октября 1943 года состоялось совещание, посвященное определению сроков начала серийной постройки танка, но ни профессор Порше, ни Карл Рабе не смогли четко их определить. Во время совещания размер первой серии был определен в 152 танка.

24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд танка Тип 205/1. К этому моменту башня еще не была готова, и вместо нее на танк установили груз, соответствующий массе башни. Пробная поездка состоялась без ведома Министерства вооружений. Другим серьезным нарушением было фотографирование танка, что тоже было строжайше запрещено. Прототип показал весьма неплохую маневренность, когда смог выехать из тесного для него монтажного зала. Управлял танком 205/1 Карл Генсберг. Один из механиков нарисовал краской на лобовой броне мышку и написал MAUS, что было очень остроумно, принимая во внимание огромные размеры танка. По мнению людей, которым довелось управлять танком, Маус был легче в управлении, чем даже РzКрfw IV.

В начале 1944 года танк Тип 205/1 был направлен в Бёблинген (Boeblingen), где начались испытания ходовых качеств машины. Между 11 и 14 января опытный образец был погружен на специальную четырнадцатиосную платформу и перевезен из Берлина на полигон. Прибыв к станции назначения, Маус сполз с платформы по приставному пандусу и ночью (23:30) проехал около 5-ти километров до ангара в Гинденбург Кезерне, принадлежавшего 7-му запасному танковому батальону (7 Panzer Ersaz Abteiluпg). На следующий день были проведены испытания рулевого управления и пробные пробежки по полигону (всего около 2000 метров). Испытания показали, что танк, даже проваливаясь в грунт на 500 мм, сохраняет свои ходовые качества. Движение танка производилось на пониженных передачах, поскольку КПП была еще недостаточно доработана. Во время заднего хода выявился чрезмерный провис гусеницы. Для его устранения были внесены изменения в механизм натяжения гусеницы. Параллельно с испытаниями шел заключительный монтаж механизмов и приборов танка. 21 января 1944 года за испытаниями наблюдали представители экспериментального центра полковник Эссер (Esser) и майор Хоффман (Hoffman), а 31 января 1944 года полигон посетил сам Фердинанд Порше. Ход испытаний подробно документировался и снимался на кинопленку. 1 и 2 февраля были проведены осмотр и регулировка механизмов танка, а 3 февраля 1944 года в присутствии представителя WaPruef 6 инженера Шмидта (Schmidt) были проведены очередные ходовые испытания (около 2000 метров). Всего к 3 февраля 1944 года танк Тип 205/1 прошел около 16 километров. В период с 4 по 25 февраля был проведен очередной цикл испытаний: Перед этим с 2 по 6 февраля была полностью проверена система смазки узлов и агрегатов танка. 7 февраля прототип прошел около 20 км (причем 8 км на танке проехал сам профессор Порше), а на следующий день еще 22.4 км.

Следующий цикл испытаний состоялся между 25 февраля и 17 марта 1944 года в Бёблингене. 25 февраля 1944 года были проведены ходовые испытания по кругу диаметром 4000 метров. 1 марта танк двигался по кругу диаметром около 4100 метров. Во время этой поездки была проверена проходимость танка. Маус оказался способным преодолевать уклон до 25°. 9 марта 1944 года танк проехал еще 5200 метров. В это же время проводились испытания специальной передачи для движения по наклонной поверхности. На этот раз Маус смог двигаться по склону крутизной до 43°. 10 марта 1944 года на полигон в Бёблингене прибыл второй прототип 205/2. В этот день танк 205/1 прошел 8200 метров. Кроме этого танк 205/1 был использован для буксировки второго опытного образца, который прибыл в Бёблинген без двигателя и башни.

14 марта 1944 года прототип 205/1 преодолел водную преграду глубиной 1 м и склон крутизной 43°. В ноябре 1943 года была готова пушка 12.8 cm KwK 44 калибра 128 мм, предназначенная для танка Маус. Позже обозначение пушки было изменено на 12.8 cm KwK 82. Испытания орудия проходили на полигоне в Меппене (Meppen). 6 июня 1944 года на прототипе 205/1 была установлена башня, а 3 октября 1944 года установлено вооружение и полностью укомплектованный Маус был испытан на полигоне в Кумерсдорфе.

Второй прототип 205/2 был почти готов к 10 марта 1944 года. Однако на танке еще не были установлены башня и двигатель. Лишь в октябре 1944 года на него установили дизель Даймлер-Бенц МВ 517. Сразу после монтажа двигателя танк был направлен в Кумерсдорф. Во время испытаний двигателя из-за неправильного соединения двигателя с генератором лопнул карданный вал. Ошибка в сборке узла была вызвана спешным ходом работ. В Кумерсдорфе испытывались оба прототипа, но достоверной информации об этих испытаниях нет. Неизвестно также, проводились ли опытные стрельбы.

В середине 1944 года на танк 205/2 были установлены экспериментальные опорные катки с отверстиями, при помощи которых хотели хоть как то снизить массу машины, однако, вскоре они были вновь заменены на цельнолитые.

В 1944 году, вероятно, был собран третий опытный образец танка Маус.

В конце 1944 года Гитлер приказал прекратить все работы над сверхтяжелыми танками. Этот приказ касался как Мауса так и разрабатываемого параллельно танка того же класса Е-100. Огромная конструкторская и организационная работа пропала даром, хотя стоит признать, что при разработке танка было предложено много новаторских идей, однако непреодолимые сырьевые трудности 111 Рейха с самого начала сделали выпуск сверхтяжелых танков совсем нереальным. Стоит сказать, что как показала история развития послевоенного танкостроения, будущее было за средними и тяжелыми танками. Для такого монстра как Маус здесь места не нашлось.

Боевое применение
Весной 1945 года оба (или все три?) опытных образца Тип 205 находились в Кумерсдорфе. Все прототипы были подготовлены для уничтожения, если на полигон войдет Красная Армия. В последний момент пришел новый приказ, согласно которому: необходимо было использовать танки в обороне полигона, который был занят Красной Армией 21 апреля 1945 года. Полуразрушенный танк 205/2 был захвачен в районе железнодорожной станции в Кумерсдорфе. Неизвестно, был ли танк взорван экипажем или поврежден в бою. О том, как были использованы в обороне полигона остальные танки, никаких данных нет.

Танк Маус в музее в Кубинке
Во второй половине августа 1945 года специальная трофейная команда переправила два танка Тип 205 в частично разобранном состоянии из Кумерсдорфа в Штетин. Вероятнее всего это были 205/1 и 205/2. Позднее оба танка были перевезены паромом в Ленинград и дальше на танковый полигон в Кубинке.

Там из двух танков был собран один, который испытывался в 1951-1952 годах. Танк Тип 205 Маус, экспонируемый в Кубинке, состоит из корпуса 205/1 и башни 205/2.

Техническое описание
Корпус
Корпус танка был сварен из стальных гетерогенных бронеплит (поверхности бронеплит была придана повышенная твердость при помощи углеродистых добавок цементации). Внутри корпус был разделен поперечными перегородками на пост управления, где располагались механик-водитель и стрелок-радист, I-е силовое отделение, II-е силовое отделение и III-е силовое отделение. Кроме того, корпус был разделен и на продольные отделения.

В правом продольном отделении располагались топливный бак емкостью 800 литров, масляный и водяной радиаторы двигателя, водяной радиатор электрогенератора, нагнетательный вентилятор с воздушным фильтром, система выхлопа - глушитель, радиатор глушителя и выхлопная труба. В этом же отделении находился вспомогательный двигатель типа 241 , вспомогательный электрогенератор, ящики с инструментами и аккумуляторы. Здесь же был установлен электродвигатель и стеллажи с боеприпасами к пушке калибра 128 мм.

В среднем продольном отделении находились места механика-водителя, стрелка-радиста, главный двигатель вместе со спаренным генератором, трансмиссия, двухтактный пускам и тормозная система.

Левое продольное отделение было полностью идентично правому.

Силовая установка
У танка Тип 205 Маус была комбинированная силовая установка. Двигатель внутреннего сгорания вращал электрогенератор, который вырабатывал ток для приводящих танк в движение двух электродвигателей.

Двигатель Даймлер-Бенц МВ 509, двенадцатицилиндровый, четырехтактный, V-образный (угол развала цилиндров 60°), с впрыском топлива, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя - 795 кВт/1080 л.с. Ход поршня - 180 мм, диаметр цилиндра - 162 мм, рабочий объем - 44540 см3. Степень сжатия в левом блоке цилиндров 1:5.9 (0.1), в правом - 1:6.1 (0.1). На каждом цилиндре было по два впускных и выпускных клапана. Очередность воспламенения топливо-воздушной смеси в цилиндрах: 1-11-2-9-4-7-6-8-510-3-12. Система зажигания Бош ZM С R 8 (9-4040Е), свечи зажигания - Бош DW 225 ЕТ 7 с антипомеховой системой UKW 9-4080 В. Стартер пригодился в действие двухтактным двигателем Ридель ALM Geraet NQ 9-7033 В.

Впрыск - Бош PZ 12 НР 120/22 (9-2200 В 1) с инжекторным соплом Бош (9-2122 D) и Лоранж (9-2261 С). На каждый цилиндр приходилось одно сопло. Топливный насос зубчатого типа Эрих Гретц ZD 1000 В (9-2134 В 2) имел рабочее давление от 1.3 до 1.8 кПа и производительность 500 литров в час.

На двигателе был установлен зубчатый масляный насос высокого давления Даймлер-Бенц Zahnradpumpe, который при температуре 750°С имел рабочее давление 2.8 кПа при 2300 об/мин и производительность 42 кг/мин. Главный масляный насос спаренный зубчатый Даймлер-Бенц производительностью 65 кг/мин при 2300 об/мин.

Другие вспомогательные узлы двигателя: вспомогательный масляный насос коробки передач и основной масляный насос коробки передач производительностью 45 кг/мин при 2300 об/мин. Система охлаждения была оснащена насосом вихревого типа Даймлер-Бенц производительностью 54 м3/час при 2300 об/мин. Дополнительный водный насос производительностью 18 м3/час при 2300 об/мин был предназначен для охлаждения выхлопной системы. Также на танке применялся гидравлический насос типа Тефес А 30055/7331.

Электрогененратор вырабатывал ток для двух электродвигателей мощностью по 400 кВт/544 л.с. каждый.

Трансмиссия и ходовая часть
Крутящий момент электродвигателей передавался на ось ведущего колеса через тормозную систему и понижающую передачу. У ведущего колеса было по две планетарных бортовых передачи. Кроме того, применялось сцепление, позволяющее отключить двигатель от оси ведущего колеса, например при внезапной блокировке гусеницы во время быстрого движения. Опорные катки были сгруппированы по двое в тележки. Тележки подвешивались на одном маятнике и снабжались специальной системой амортизации. С каждого борта было по шесть пар таких тележек. В состав ходовой части входили также направляющие колеса, которые могли изменять свое положение и таким образом осуществлять натяжение гусеницы.

Башня
Башня сваривалась из гетерогенных бронеплит. Боковые плиты были наклонены под углом 30°, а задняя плита - 15°. В башне размещалось вооружение танка, состоящее из орудия калибра 128 мм и спаренной с ним пушки калибра 75 мм. Обе пушки имели общую маску. Вертикальная наводка пушки осуществлялась при помощи механического устройства с ручным приводом. Один полный оборот маховика изменял угол возвышения на 1 °, а вообще он менялся от -7° до +23°. В одном блоке с пушками был и пулемет MG 34.

Башня вращалась на трех парах роликовых подшипников, а в горизонтальной плоскости башню поддерживали еще шесть пар так называемых башенных несущих подшипников. Был предусмотрен механизм, позволяющий опустить башню с подшипников, в этом случае стык башни и корпуса становился водонепроницаемым. Герметичность башни дополнительно обеспечивала резиновая прокладка, расположенная на ободе основания башни.

Вращение башни осуществлялось при помощи электрического привода, а для аварийной ситуации был предусмотрен ручной привод. Использовались две скорости вращения башни: быстрая - 8°/сек и медленная - 4°/сек. Во время марша башня блокировалась тремя стопорами. Кроме стопоров неподвижность башни обеспечивало специальное пневматическое устройство.

На вращающемся полике башни были установлены стеллажи для снарядов к обеим пушкам. На дне башни размещался компрессор, предназначенный для продутия ствола 128-мм орудия. Компрессор работал от электрического двигателя постоянного тока мощностью 1000 Вт и напряжением 48 В.

Маска пушки - литая, прицел расположен слева. Стволы пушек были стабилизированы в вертикальной плоскости. На башне располагались два люка и два воздушных фильтра диаметром 180 мм типа СН 2/40. Воздушные фильтры имели электрический привод. Кроме этого, там были установлены два вращающихся перископа, две пусковые установки для дымовых гранат Schnellnebelkertzen 39, прицел и дальномер E-Messer.

В задней стене башни имелся люк, предназначенный для погрузки боеприпасов. В крышке люка находилась бойница для стрелкового оружия. В задней части башни находились крепления для 25 выстрелов раздельного заряжания калибра 128 мм.

Для освещения внутри башни служили три лампочки накаливания мощностью 5 Вт и напряжением 12 В. Кроме того, было предусмотрено гнездо для переноски. Прицел подсвечивался отдельной лампой. Связь между членами экипажа обеспечивал танкофон или в аварийной ситуации сигнальные лампы и переговорная труба.

Вооружение
Основным вооружением танка Тип 205 Маус было орудие 12.8 cm KwK 44 L/55 калибра 128 мм, боезапас 68 выстрелов раздельного заряжания (25 выстрелов было размещено в башне и 43 в корпусе). Также в башне была установлена пушка 7.5 cm KwK L/36 калибра 75 мм, боезапас 200 выстрелов (125 в башне и 75 в корпусе). Дополнительное вооружение - два пулемета Рейнметалл-Борзиг MG 34 калибра 7.92 мм, боезапас 1000 патронов в четырех патронных ящиках.

Было предусмотрено место для установки зенитного вооружения, состоящего из пушки Маузер MG 141/15 калибра 15 мм или Маузер MG 151/20 калибра 20 мм.

Противопожарное оборудование
Силовая установка танка снабжалась автоматической противопожарной системой. Для тушения огня был предназначен сжатый углекислый газ, хранившийся под давлением 190 атм. в двух баллонах по 6 кг каждый. Всего в баллонах было 3000 литров углекислого газа.

Если температура в силовом отделении превышала 160° то срабатывала автоматика. Сначала опорожнялся первый баллон, а затем и второй. В случае поломки автоматической системы, открыты баллоны можно было вручную. От баллонов газ подавался по стальным трубам диаметром 10 мм к выпускным соплам диаметром только 3 мм.

На приборных досках у места механика-водителя и стрелка-радиста были установлены контрольные лампочки, сигнализирующие о пожаре в двигательном отсеке. При пожаре механик-водитель переводил двигатель на холостой ход. Водитель при сильном пожаре мог открыть резервный баллон с углекислым газом одновременно с основным.

Маус после подготовки мог преодолевать водные преграды по дну. На танке было установлено три водоотводящих насоса (в электрогенераторном, тормозном и двигательном отделениях).

Также совершенно нерациональным представляется использование в ходе боевых действий, имеющих маневренный характер, откровенно медлительного танка очень больших габаритов, с весьма ограниченной тактической подвижностью и непомерно высокими требованиями к дорожному покрытию и прочности мостов, по которым он смог бы передвигаться. Учитывая все это, концепция разработки супертяжелых танков представляется совершенно иррациональной. Тем более, что по объему затраченных на него материалов, массе, огневой мощи немецкий супертяжелый танк можно было бы (конечно, очень приблизительно) сравнить с четырьмя гораздо более практичными танками «Пантера». В чем же причины, которые склонили Гитлера и его ближайших соратников к принятию решения о проектировании и строительстве супертяжелых танков?

Конечно, можно вспомнить, что значительная часть населения III Рейха верила в комплекс пропагандистских мифов о близком к завершению или существующем «чудесном оружии», которое окажет спасительное влияние на ход войны. Часто в своих выступлениях вожди Рейха заявляли о наличии арсеналов тайного нового оружия, применение которого на поле битвы должно было позволить Германии переломить невыгодный для нее ход военных действий. Поэтому интересам руководства III Рейха вполне отвечала бы программа создания какого-либо особенного «супертанка», новой «боевой колесницы» для непобедимых немецких войск. Кроме того, новый танк, созданный на высочайшем техническом уровне, мог бы посеять страх в рядах врагов и укрепить веру в победу собственных войск. Вероятно, можно допустить, что это было важным аргументом в принятии решения относительно проектирования супертяжелых танков. Контролируемые утечки информации об их строительстве и деятельность вражеской агентуры давала надежду на то, что враг будет обеспокоен, а собственное общество получит еще одно ободряющее и укрепляющее дух известие, на этот раз о «супертанках».

Тем не менее существует и более рациональное объяснение факту разработки германских супертяжелых танков. Уже к концу 1941 года и особенно после вступления в войну Америки, руководству III Рейха стало понятно, что, несмотря на значительные сырьевые и промышленные ресурсы, захваченные ими к этому времени в Европе, Германия никогда не будет иметь промышленного потенциала, равноценного соединенным силам промышленности США, Великобритании и СССР. Выход из этого положения виделся в том, чтобы сконцентрироваться на самых современных, даже можно сказать — революционных, видах вооружений, с высокими боевыми возможностями, которые бы не нужно было производить в больших количествах. Их ограниченное число должна была компенсировать их боевая эффективность. В авиации таким революционным вооружением виделись реактивные истребители и бомбардировщики, по своей скорости намного превосходящие обычные винтовые самолеты, развитие ракетных технологий привело к созданию баллистической ракеты «Фау-2», перспективными модификациями которой планировалось обстреливать не только Лондон, но даже и Нью-Йорк, а в сфере бронетехники таким чудо-оружием, по всей видимости, считался «неуязвимый» супертяжелый танк.

Вообще можно сказать, что начать производство тяжелых танков Германию вынудил опыт первых месяцев войны в СССР. Здесь выявилось качественное превосходство новых советских танков КВ и Т-34 над германскими машинами. Именно это заставило германское командование предпринять срочные меры по резкому повышению боевых свойств своих танков.

Сложившаяся к этому времени ситуация в общем-то не удивительна, если вспомнить, какие задачи ставились перед танками германским военным командованием. Перед войной немцы, в отличие от, например, французских генералов, считавших танки в первую очередь средством прорыва глубокоэшелонированной обороны противника (для чего им было необходимо мощное бронирование и вооружение, а это в свою очередь влекло за собой большой вес конструкции и как следствие — относительно небольшую скорость передвижения), рассматривали танки в качестве средства развития тактического успеха и превращения его в оперативный. По их мнению, победа должна была достигаться маневром и действиями по уничтожению артиллерийских батарей, штабов, тыловых подразделений, подходящих подкреплений прямо на марше и блокированием линий коммуникаций противника. Исходя из этих задач, главным для немецких танков считались скорость и маневренность, а бронирование полагалось достаточным и противопульное. Эта концепция блестяще оправдала себя во Франции — и именно в таком духе планировался и Блицкриг в СССР. Но в ходе вторжения в СССР оказалось, что основные средние немецкие танки Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV, не говоря уже о легких Pz Kpfw.I и Pz. Kpfw.II, практически по всем параметрам уступают советским КВ и Т-34. В результате немцам пришлось вплотную заняться проектированием и постройкой более мощных и тяжелых танков — Pz. Kpfw. V «Пантера» и Pz. Kpfw. VI «Тигр». Хорошо забронированные и вооруженные, они представляли собой грозную силу, но из-за большой массы и довольно сырой конструкции их подвижность, скорость и запас хода не шли ни в какое сравнение ни с советскими танками, ни с Pz. Kpfw. III или Pz. Kpfw. IV. По сути дела, «Пантера» и «Тигр» являлись не средством развития тактического успеха, а истребителями танков противника. Эти их качества блестяще продемонстрировал Михаэль Виттман — один из самых успешных танковых асов Второй мировой войны. В знаменитом бою у Виллер-Бокаж 13 июня 1944, где ярко проявилось как мастерство Виттмана, так и техническое превосходство танка «Тигр» над машинами союзников, он в течение 15 минут на своем «Тигре» № 007 уничтожил 11 танков, 2 противотанковых орудия и 13 бронетранспортеров, полностью разгромив разведку 7-й бронетанковой дивизии англичан, так называемых «пустынных крыс», которые доставили немало хлопот даже самому Роммелю еще в Африке. Из-за действий Виттмана британский прорыв был ликвидирован.

Однако успешное применение супертяжелых «танков прорыва» Германией на заключительной стадии Второй мировой войны представляется крайне сомнительным, особенно принимая во внимание решительное преимущество авиации союзников в воздухе, а также формирование в рамках ВВС специализированных сил, которые имели в своем распоряжении самолеты и вооружение, предназначенные для уничтожения бронетехники и живой силы противника на земле. Дополнительным аргументом против использования таких колоссальных танков на тогдашнем поле боя была легкость их обнаружения, небольшая подвижность и скорость, что при тогдашнем прогрессе в разработке необычайно эффективного бронебойного оружия обеспечивало высокую вероятность уничтожения такого танка при использовании относительно дешевых боеприпасов. А супертяжелые танки, как мы все понимаем, были весьма и весьма дороги.

По всей вероятности, супертяжелые танки оправдывали бы себя на поле брани только в двух случаях. Во-первых, там, где они могли бы действовать из хорошо замаскированных засад — и были бы в этом случае необычайно эффективными (правда, только до момента выявления неприятелем места их размещения, потому что, располагая превосходством в воздухе, противник быстро расправился бы с медлительными колоссами). Во-вторых, в ходе массированного танкового наступления, вроде того, которое имело место на Курской дуге, но только если при этом господство в воздухе было бы на стороне германских войск. В противном случае эти танки, медленные и имевшие исключительно высокий силуэт, стали бы легко обнаруживаемой целью для артиллерии и авиации противника — и, хотя наверное их броня выдержала бы множество попаданий, тем не менее судьба их была бы предрешена.

Танк, собранный из двух поврежденных «Маусов», обнаруженных в Кумменсдорфе, в экспозиции музея в Кубинке

И все же, несмотря на все рациональные соображения, идея создания супертяжелого танка владела фюрером III Рейха Адольфом Гитлером, как известно, питавшим слабость к циклопическим сооружениям. И именно его можно считать «отцом» самого большого и самого тяжелого танка Второй мировой войны. А главным конструктором немецкого супертяжелого танка, получившего впоследствии имя «Маус» («Мышь»), стал профессор Фердинанд Порше, австрийский инженер-конструктор и любимец Адольфа Гитлера, живший в 1875-1951 годах прошлого века. Фердинанд Порше наиболее известен в качестве фактического творца знаменитого легкового автомобиля «Жук», хотя ради справедливости нужно отметить, что первоначальные эскизы этого автомобиля он выполнил совместно с Гитлером, который, собственно, и был автором идеи создания «народного автомобиля» («Volkswagen»). С Гитлером Порше познакомился в начале тридцатых годов, будучи тогда руководителем небольшого конструкторского бюро в Штутгарте, со временем выросшего в мощную автомобильную фирму. Конструирование сверхтяжелого танка не стало для Фердинанда Порше первым опытом создания бронеобъектов. До этого он уже спроектировал и построил свой вариант тяжелого танка «Тигр» VK.4502(P), который хотя и проиграл в конкурсе танку фирмы «Хеншель VK.4503(H) — и в результате не был запущен в серийное производство, но послужил базой для мощного самоходного орудия Sd Кfz 184, названного в его честь — «Фердинанд». Располагая достаточным опытом разработки бронетехники, Порше без колебаний взялся спроектировать новый танк, концепция которого была ему предложена непосредственно Адольфом Гитлером. Идею создания супертяжелого танка Гитлер выдвинул на совещании, посвященном вооружению германских бронетанковых войск, прошедшем 8 июня 1942 года. Надо сказать, что Гитлер и раньше уже носился с идеей разработки таких «монстров», что видно по протоколам аналогичных совещаний, касавшихся вооружения немецкой армии и проходивших в 1941 году. Однако во время июньского совещания фюрер не ограничился только разговорами, но прямо приказал начать опытно-конструкторские работы над сверхтяжелым «танком прорыва».

В результате был утвержден проект сверхтяжелого танка, под названием «Мамонт» («Mammut»). Машина должна была вооружаться орудиями калибра 150-мм в передней башне и 128-мм в кормовой. Мощное бронирование должно было иметь толщину по бортам корпуса и башен — 180 мм и достигать толщины 200 мм в их передней части. При боевой массе танка 160 т, его максимальная скорость должна была составлять 15 км/час.

Хотя профессор Ф. Порше, как уже упоминалось, без колебаний взялся за осуществление проекта, но, забегая вперед, скажем, что на пути его планов сразу же встал тотальный дефицит материальных ресурсов, ощущавшийся в тот период в III Рейхе. Данные проблемы сопровождали работы до самого конца, существенно сдерживая их развитие и в значительной мере обусловив отказ от запуска танка в серийное производство. Постройка такого колосса и дальнейший его запуск в серийное производство потребовал бы сосредоточения огромного объема дефицитных материалов (сталь, цветные металлы и т.д.), имевших для экономики III Рейха стратегическое значение. Существенной была и огромная «прожорливость» проектируемого танка — потребляемого им топлива могло бы хватить нескольким обычным бронемашинам. Но пока, несмотря на эти препятствия, опытно-конструкторские работы шли вперед.

За инженерные, исследовательские и проектные вопросы проекта отвечал Фердинанд Порше, а за проблемы, связанные с запуском танка в производство — как прототипов, так и серийных машин, нес ответственность рейхсминистр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер. Проект начал реализовываться силами конструкторского персонала предприятий Порше. На фирме Порше он получил рабочий шифр «Тип 205» (Projekt Nr.205), а название танка трансформировалось из «Мамонта» («Mammut») в … «Мышонка» («Mauschen»). Где-то на этом же этапе «Мамонт» потерял и одну из башен.

«Маус» на железнодорожной платформе, для его перевозки должна была использоваться специальная четырнадцатиосная платформа

В своей работе конструкторы практически ничем не ограничивались, если не считать дефицита сырья. Единственные (уже упоминавшиеся выше) требования касались калибра орудий и толщины брони, а также имелось пожелание Шпеера об оснащении танка дизельным двигателем. Дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин, а сами дизельные двигатели были устойчивее к морозам, что было очень важно в суровых климатических условиях Восточного фронта. Кроме того, дизель по сравнению с карбюраторным двигателем был более экономичен и, следовательно, не требовал установки более объемных топливных баков. Таким образом, конструкторы могли совершенно свободно отдаться творчеству. В результате возник танк, не только удовлетворяющий выдвинутым требованиям, но и воплотивший в себе самые передовые технические решения. Так, несмотря на неудачу с запуском в производство спроектированного им тяжелого танка «Тигр» (P) — VК 4501, Фердинанд Порше решил в новом сверхтяжелом танке использовать аналогичную комбинированную силовую установку, состоящую из двигателя внутреннего сгорания, приводившего во вращение генератор электрического тока, который запитывал тяговые электродвигатели левого и правого бортов. Хотя при такой конструкции силовой установки для ее производства требовалось большое количество остродефицитной электромеханической меди, Фердинанду Порше удалось убедить в рациональности такого решения даже самого Гитлера.

В отличие от танка «Тигр» (P), где устанавливалось два двигателя внутреннего сгорания и два генератора, на «Тип 205» было решено поставить один дизельный двигатель и сдвоенный электрогенератор. В ходе дальнейших испытаний «Типа 205» такая система показала вполне удовлетворительную работоспособность.

Со стороны Главного управления вооружений сухопутных войск за проектными работами присматривал полковник Генел. Правда, единственной его функцией оставалось следить, чтобы Порше успел представить прототип танка к 5 мая 1943 года. То есть руководство III Рейха считало, что такая новаторская, сложная и громадная боевая машина будет спроектирована и изготовлена в течение года, а если считать от момента принятия решения на начало производства работ Гитлером, то на протяжении всего 13 месяцев!

Фюрер лично интересовался прогрессом работ над танком. 3 января 1943 года он пригласил профессора Порше доложить о ходе работ над новой конструкцией. С нескрываемым удовлетворением осмотрев деревянную модель танка, которую привез Порше, он... не сделал никаких поправок, что было, вообще-то говоря, не в его стиле. Правда, ради соблюдения исторической справедливости следует сказать, что Фердинанд Порше был его любимцем, и Гитлер соглашался даже с его поправками в своих проектах, как это было во время работы над эскизами «Фольксваген — Жук». Тогда именно Порше внес поправки в первоначальные наброски фюрера, придав задней части «Жука» тот характерный округлый, спадающий назад профиль, тогда как Гитлер предполагал в этом месте выступающий багажник, в стиле конструкции типа седан.

После визита Порше к Гитлеру Главное управление вооружений сухопутных войск (Herreswaffenamt) очень быстро — уже 12 января 1943 года — назначило производителей и поставщиков конкретных узлов «Тип 205». В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, «Сименс» — за элементы трансмиссии, а предприятия «Шкода» отвечали за изготовление шасси танка. Общую сборку и монтаж оборудования должны были выполнять предприятия фирмы «Алкетт» («Altmarkishe Kettenfabrik GmbH» — сокращенно «Alkett»), расположенные в Берлине.

В ходе строительства прототипа, конечно же, не обошлось без споров и различных трений. Военные требовали как можно более быстрого ведения работ, чтобы танк как можно скорее очутился на фронте. С другой стороны, они сомневались в эффективности концепции системы управления танком, очевидно, хорошо помня проблемы проекта VК 4501 (P). Однако Порше доказал, что управление танком «Тип 205» будет адекватным и не более сложным, чем на тяжелых танках типа «Тигр». Затем военные потребовали, чтобы «Тип 205» вооружили кроме орудий также и мощным огнеметом с запасом огнесмеси в 1000 литров. Порше не согласился на такую модификацию вооружения, аргументируя это тем, что при таком дополнительном оборудовании масса танка, и так огромная, вырастет еще на 4900 кг. В результате «Тип 205» затянул бы почти на 180 тонн!

В феврале 1943 года, в Техническом Институте в Штутгарте, были успешно испытаны силовая установка танка и система охлаждения двигателя. А 6 апреля 1943 года был готов деревянный макет нового танка в масштабе 1:1, с которым ознакомился рейхсминистр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер. Сам Гитлер осмотрел макет лишь 14 мая 1943 года в своей штаб-квартире в Растенбурге, в так называемом «Волчьем Логове». Вот как об этом вспоминает Гейнц Гудериан в своей книге «Воспоминания солдата»: «14 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемета для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить ее. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку, в конце концов, неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…

В конце концов, выбор пал на вариант — 128-мм пушка KwK 44 L/55 и 75-мм пушка KwK 40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, состоявшую из 150-мм и 75-мм пушек.

С этого момента работы перешли в практическую плоскость. Однако, несмотря на общее одобрение проекта как самим Гитлером, так и Шпеером, в ходе его дальнейшей реализации постоянно возникали задержки — слишком много различных фирм субподрядчиков было привлечено к этому проекту, а координация их работы оставляла желать лучшего.

Тем не менее 1 августа 1943 года на предприятии «Алкетт» началась сборка первого прототипа «Мауса», который получил обозначение «Тип 205/1». Всего несколькими днями позднее было принято решение о начале монтажа второго прототипа — «Тип 205/2», хотя сборка и первого прототипа задерживалась изза бомбардировок союзниками предприятий Круппа.

Важной для будущего всего проекта «Маус» стала дата 27 октября 1943 года, когда в ходе совещания, посвященного серийному производству танка, было принято решение о выдаче заказа на постройку 152 «Маусов». За серийными сверхтяжелыми танками закреплялось обозначение — Panzerkampfwagen VIII «Maus». При этом ни Порше, ни Рабе не сумели определить хотя бы приблизительный срок окончания отработки конструкции танка.

Это было связано с тем, что в конструкцию было заложено много передовых, еще не проверенных решений. Так, например, предполагалось, что серийные танки «Маус» будут оснащаться танковым дизелем разработки фирмы «Даймлер-Бенц» — МВ 509. Это был модернизированный вариант двигателя MB 507, разработанного в 1942 году для установки на опытный образец танка Pz.Kpfw.V «Пантера», но который так и не попал в серийное производство. Для установки в опытный сверхтяжелый танк «Маус» этот двигатель предполагалось модернизировать, за счет наддува увеличив его мощность с 720 л.с. до 1100-1200 л.с. Но доработка двигателя затягивалась, и уже в конце 1942 года Порше стало понятно, что в ближайшее время он его не получит. Поэтому в качестве временной меры на первом прототипе пришлось использовать доработанный авиационный карбюраторный двигатель DB-603А2 той же фирмы. Замена силовой установки в свою очередь потребовала внесения изменений в конструкцию корпуса и модификацию его соединения с генератором электрического тока.

Продолжение следует

Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В мире техники многие проекты «зарубаются» еще на этапах финансирования или испытаний. Постройка вооружения – это вообще отдельная тема. Машины там создаются либо с целью запугать вероятного противника, либо с вполне конкретной целью. Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus», который разрабатывался в период с 1942 по 1944 гг, относится к обоим вариантам. Впрочем, его разработка все равно была свернута. Однако рассказать о танке «Маус» не будет лишним, ибо он является уникальным в своем роде.

В первую очередь, уникальностью Maus является его огромный вес из-за повешенной на него брони. «Маус» разрабатывался в качестве машины прорыва, поэтому вес танка составлял почти 190 тонн. Не секрет, что в третьем Рейхе было множество талантливых инженеров, часть из которых после войны трудилась на благо других стран. Танк Maus разрабатывался под непосредственным руководством небезызвестного Фердинанда Порше.

Архивное фото — Maus на железнодорожной платформе

Маус на испытаниях в Беблингене. На борту изображены перевернутые серп и молот

Из-за огромного веса новой машины, конструкторами были использованы гусеницы шириной 1100 мм, что обеспечило давление на грунт не выше, чем у . При этом во время испытаний «Маус» показал, что опасения относительно его проходимости по пересеченной местности были напрасными.

В создании Maus помимо Porsche принимали участие еще несколько компаний, каждая из которых отвечала за свою часть проекта. За корпус и башню была ответственна фирма «Крупп», компания «Даймлер-Бенц» занималась изготовлением двигателя, а «Сименс» отвечала за электронику и трансмиссию. После доставки основных частей, общая сборка проходила на заводе фирмы «Алкетт».

Схема Panzerkampfwagen VIII Maus

Экипаж танка составлял шесть человек, среди которых были командир танка, командир орудий и два заряжающих, располагающиеся в башне. Водитель и радист находились в нижнем отсеке. На вооружении у Maus были две пушки, калибром 128 мм (в дальнейшем планировалось увеличить до 150 мм) и 75 мм, а также стандартный немецкий пулемет MG-42, калибра 7,92-мм.

Одним из минусов танка Maus (как и его плюсов в других областях) является его тяжесть. Поэтому автомобильные мосты становились достаточно сильной преградой при преодолении рек. Из-за этого немецкие инженеры предложили переправлять танки парами по дну реки. Электрический кабель, соединяющий танки, позволял одной машине руководить другой, которая была загерметизирована и без экипажа переправлялась на другую сторону.

Кабина управления с кожаными сиденьями

Впрочем, этим мощным танкам так и не довелось поучаствовать ни в одном из боев. Из-за того, что Германия однозначно проигрывала во Второй Мировой войне к концу 1944 года было решено прекратить финансирование проекта, потому что все равно стало уже невозможным серийное производство танка. Всего было выпущено два опытных образца.

Оба из них в конце войны немецкое командование решило уничтожить, из-за невозможности их эвакуации. Однако каким-то значимым повреждениям подвергся лишь один. Воспроизведенный по восстановленным чертежам другой экземпляр находится и по сей день в Бронетанковом музее в Кубинке.

Уничтоженный самими немцами один из опытных Maus

Отреставрированный танк Maus в музее в Кубинке

Сверхтяжелый немецкий танк «Мышонок »

Инж.- подполковник Е. Е. ГЕРКЕВИЧ

В середине 1944 г. завод Алькетт в Берлине закончил сборку двух опытных образцов сверхтяжелого танка «Мышонок» (Maushen ) с электро-трансмиссией , который по своим габаритам и весу резко отличается от всех ранее известных тяжелых танков. Машина была спроектирована под руководством проф. Порше (Штутгарт), а в изготовлении ее принимали участие крупные фирмы: Крупп (корпус и башня с вооружением), Шкода (ходовая часть), Даймлер Бенц (двигатель), Сименс-Шуккерт (электротрансмиссия ) и др. Опыт-ные танки прошли заводские испытания и в ок-тябре 1944 г. были переведены на Куммерсдорфский танковый полигон для дальнейших ходовых и артиллерийских испытаний.

Ниже приводится краткое описание этого немецкого танка, а на стр. 39 его тактико-техническая характеристика.

Фиг . 1. Схема танка «Мышонок»

В передней части корпуса танка непосредст-венно за отделением управления (фиг . 1) расположен двигатель с системами охлаждения и питания. От двигателя крутящий момент передается двум последовательно расположенным главным генераторам (фиг . 2). Блок главных и вспомога-тельного генераторов размещен в нижней части корпуса под боевым отделением.


Фиг . 2. Блок генераторов

Двигатель соединен с генераторами посредством шестеренчачатого редуктора с передаточным отношением 1:1,05. Два тяговых электромотора, питаемые главными генераторами, смонтированы в верхней части кор-мового отсека корпуса (фиг . 3).

Каждый генератор питает током свой мотор независимо от другого и управляется по схеме Леонарда. Вспомогательный генератор служит для питания током главных генераторов. Кроме этих генераторов и двух тяговых электродвигателей, в электрическую часть трансмиссии входят: два контроллера-реостата, генератор-возбудитель, аккумуляторная батарея, коммутационный (переключающий) ящик и другая аппаратура управления.


Крутящий момент от тяговых электромоторов передается к ведущим колесам механической частью трансмиссии — промежуточ-ным, двухступенчатым ре-дуктором (фиг. 4) и двухрядным, планетарным бортовым редуктором (фиг. 5), на котором смонтирована разъемная ступица ведуще-го колеса.

Промежуточный редук-тор выполнен в виде гитары из цилиндрических шестерен и имеет две передачи: i 1 =1,0 и i 2 -1,912.

Управление переключением передач — гидравлическое. На промежуточных редукторах смонтированы диско вые фрикционные тормозы; управление тормозами также гидравлическое.


Фиг . 3. Схема расположения электромоторов в корпусе танка

Фиг . 4. Схема промежуточного редуктора

Планетарный двухрядный бортовой редуктор имеет передаточное число первого планетарного ряда 5,357, второго — 4,75. Общее передаточное число механической трансмиссии: на первой пе-редаче i 1 =25,5; на второй передаче i 2 =50.


Фиг . 5. Схема планетарного бортового редуктора

Переключение передач с первой на вторую производится при неподвижном танке.

Броневой корпус и башня танка (фиг. 6) выпол-нены из листов катаной брони. Преобладающая толщина броневой защиты — 175—200 мм. Соеди-нение броневых листов — в шип, усиленное гужонами и сваркой. Характерно для этого танка — расположение гусениц в карманах корпуса между бортовыми листами.

Танк вооружен спаренной установкой 128-мм пушки РАК-44 и 75-мм пушки kWk-40, смонтированными в маске башни. В башне же установлены два пулемета:

МГ-42 калибра 7,92 мм и крупнокалиберный (20 мм) зенитный пулемет.


Боекомплект расположен на стенах боевого отделе-ния и башни. В боевом от-делении размещаются ко-мандир танка, наводчик и два заряжающих. Водитель и радист размещены в отделении управления в передней части корпуса. В крыше башни танка смонтированы периско-пический прибор наблюдения и дальномер. Прицел спаренной установки — телескопический.

В отделении управления установлен перископический смотровой прибор водителя (слева) и перископический прибор кругового вращения ра-диста (справа).


Фиг . 6. Схема бронирования

Моторная установка танка, выполнена в двух вариантах. На одном из образцов установлен бензиновый двигатель авиационного типа ДВ-603 мощностью 1350 л. с., на другом 12-цилиндровый дизель-мотор мощностью 1000 — 1200 л. с .


По имеющимся сведениям установка обоих упомянутых выше двигателей была временной мерой, до изготовления специального танкового дизельмотора мощностью 1800 л. с .

Ходовая часть танка защищена наружной бортовой броней толщиной 95 мм. Расположение ведущих колес —заднее, зацепление — цевочное. Подвеска — балансирно-пружинная .

На каждом борту корпуса между внутренней и наружной бортовой броней расположено шесть опор, на которых смонтированы по две балансирных тележки с двумя катками каждая. Тележки амортизируются спиральны-ми пружинами (буферного типа). Таким образом каждый борт опирается на 24 катка. Диаметр катка с внутрен-ней амортизацией—550 мм.

Гусеница имеет траки двух типов: основные сплошные и промежуточные—из трех звеньев каждый. Число траков в каждой гусенице— 112. Ши-рина сплошного трака — 1100 мм.

Скоростные показатели танка «Мышонок» срав-нительно невысоки — скорость движения по шоссе 20 км/час, по местности — 10 км/час.

Проходимость танка, судя по высокому удельному давлению (1,2 кг/см 2 при погружении на 100 мм), также невысока.

Танк оборудован приспособлением для подводного хождения.

Несмотря на ряд принципиальных недостатков, из которых основным является недостаточная огневая мощь при больших габаритах и боевом весе, танк «Мышонок» представляет интерес для отечественного танкостроения как первый опыт создания сверхтяжелого танка.




См. Также:


(Вестник танковой промышленности, № 5-6, 1946)


(Вестник танковой промышленности, № 10-11, 1945)