Крест в священной топографии соловецкого архипелага. Поклонные кресты соловецких островов




Две тысячи лет - это только та история, которая была ознаменована крестоношением Спасителя. На самом же деле история креста гораздо глубже, гораздо древнее. Есть прообразы креста в виде жезла Моисея, которым он осенил воды, и израильтяне перешли через Мертвое море. Авраам нес хворост для приношения Исаака в жертву, - это тоже образ креста. Хворост он нес на плечах, сам он - как вертикальная перекладина, а дрова - как горизонтальная перекладина. Образ креста - древо спасения - Ноев ковчег. И также мы находим изображение креста в других цивилизациях.

Есть такое изречение, что промысел Божий был настолько глубок, что он предуготовлял появление креста на земле в разных цивилизациях, в разных народах, в разных образах и видах. А потом уже он появляется как виселица, как орудие для казни. И после распятия Иисуса Христа на самом кресте он освещается как символ спасения для христиан. А его духовный смысл, богословие креста, раскрывается в подвигах мучеников, исповедников, подвижников.

Интересно, что на Соловках было очень много крестов. На всем пространстве Севера, в тех местах, где христианство осваивало Север, везде стояли кресты: на перекрестьях дорог, на морских путях, на возвышенностях. Это был символ, который освящал пространство, направлял людей, - по нему же можно ориентироваться, в лесу, например. Сам перекресток дороги есть тоже символ креста, пересечение. Это место, где человек испытывает некое сомнение, куда идти. Также это некая мера пройденного пути, где человек останавливается, совершает молитву, успокаивается, принимает решение, приходит в определенное состояние, укрепляется и движется дальше. Считается, что на Руси первый крест был установлен апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, в знак того, что Русь православит - правильно славит Христа. На этом месте сейчас Киево- Печерская лавра.

В традиции кресторезания все символично. Сруб, так называемый рундук, который удерживает крест, символизирует, что Иисуса Христа распяли на горе Голгофа. Мы ничего не придумываем, у нас нет такого дерзновения, мы повторяем те кресты, которые были сделаны когда-то. Конечно, тексты систематизируем, обобщаем, но все это материал, который был в древнехристианской традиции. Свобода проявляется несколько в другом, что ты обдумываешь саму структуру креста, как что размещать, в каком порядке; какие-то декоративные элементы. Когда само бревно размечаешь, делаешь крест из круглого бревна, он получается в определенных геометрических формах, и эти формы мы так пилим, что бревно меняется постоянно, здесь шире, там уже, по всей длине. Получается, что один и тот же рисунок надо вписывать в разные размеры, он переходит, перетекает на другую сторону бревна. То есть здесь так много разных интересных моментов творчества. Изображение креста в его разных видах - это наука ставрография, графика креста. И ставрология - это сущность креста, смыслы, которыми он наполняется. Есть богословие креста. Каждый крест богословски цельный, наполнен определенной темой. Крест победительный, крест святилен, крест тропарион, крест милостивый (элеймон на греческом). Это очень древняя традиция - посвящать крест одной теме. Эту тему нужно в нем выразить, и по смыслу крест должен эту тему показать. Это ставрология креста. Есть археология, есть история креста в Священном Писании. Все это отдельные науки, которые нам приходится вместе соединять и систематизировать. Так что тема креста очень глубокая. Богословы считают, что если понять смысл креста, то поймешь и Ветхий Завет, и Новый Завет. Крест есть ключ к пониманию и Ветхого, и Нового Завета. Это понял даже разбойник, который через крест в рай попал.

Мы за время работы пришли к выводу, что существует два креста. Один Крест - на котором был распят Христос, а все остальные кресты - напоминают об этом кресте. Так мы классифицируем. Есть формы, которые пытаются растолковать что-то, пояснить какие-то богословские смыслы. Символы - они и существуют для того, чтобы нам легче было перейти от земли к небу.

Георгий Кожокарь, кресторезных дел мастер

Вехи истории Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря

21 января 1990 года впервые после лагерного времени на Соловках была отслужена Божественная литургия. Совершил ее игумен Герман в жилой квартире в здании бывшей Биологической станции на Сельдяном мысу. Теперь именно в этом здании работает монастырская Кресторезная мастерская.

21 августа 1992 года, когда в обитель возвращались мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, был установлен первый поклонный крест у подножия Секирной горы - у лестницы, ведущей к Свято-Вознесенскому скиту. Это стало началом деятельности Мастерской.

Образцом послужил один из обретенных - во время специально предпринятой экспедиции по островам было найдено около 30 крестов. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на Голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

За двадцатилетний период Кресторезной мастерской было установлено 25 крестов от 6 до 12 метров как в России, так и за рубежом. В предстоящий праздник Крестовоздвижения .

В 2004 году был установлен крест в бухте Благополучия на том самом месте, где и ранее стоял крест, поставленный братией монастыря. На нем вырезаны более 170 изречений о кресте, он двусторонний, - читается как со стороны моря, так и со стороны монастыря. Высота креста около 9 метров.

Один из наиболее памятных крестов - это Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв м резьбы. 25 июля 2007 года от соловецкой пристани начался водный крестный ход Соловки-Бутово. 12-метровый поклонный крест отправился в Москву Его везли по Беломоро-Балтийскому каналу, затем по системе рек и озер до Волги и далее, каналом Москва-Волга, в столицу. Путь пролегал по водно-транспортным путям, созданным руками заключенных. Чин освящения креста совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий, специально прибывший для этого на Соловки. На Бутовском полигоне крест был установлен 7-го и освящен 8 августа, в день начала массовых расстрелов, прокатившихся по всей стране в 1937 году. Соловецкий крест связал два наиболее памятных места крестных страданий российских новомучеников.

Несколько лет именно на Крестовоздвижение мастерская устанавливает крест, - начиная с Валаама, где в 2008 году был установлен 12-метровый крест на о. Чаячьем напротив Никольского скита. Это произошло в праздник прямо перед Всенощным бдением.

На следующий год было установлено два креста в один день: 7-ми и 9-метровый. Один в НовоГлаголево под Москвой, а другой в поселке Саперный рядом с Приозерском в Ленинградской области. Так началась традиция воздвигать крест на Крестовоздвижение.

Также мастерская создала крест для общины русских поморов в Норвегии, который они установили на своем кладбище. Были сделаны реконструкции намогильного и поклонного крестов, а также изготовлен дарственный крест от братии Соловецкого монастыря православной общине города Вардье.

Мастерская изготавливаются два типа крестов: поклонные большие и малые кресты, которые размещались традиционно над входом в дом, в помещение по четырем сторонам света, в молитвенном углу и т.д.

Электронный адрес Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря: [email protected]

    Кожокарь Г.Г. «Установка креста – дело соборное»

    Четверть века назад отец Иоанн (Крестьянкин) благословил основать на Соловках кресторезную мастерскую. Зачем? Об этом рассказывает главный кресторез архипелага Георгий Георгиевич Кожокарь.

    Кожокарь Г.Г. Крест. Школа отца Иоанна

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) стоит у истоков возрождения Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Именно к нему за благословением и советами приезжали первые насельники обители. Он же благословил и создание Соловецкой кресторезной мастерской. Сегодня в день тезоименитства отца Иоанна о нем вспоминает главный кресторез Соловков Георгий Георгиевич Кожокарь

    Кожокарь Г.Г. Рождение Креста

    Личность Георгия Кожокаря, который много лет живёт на архипелаге и возглавляет кресторезную мастерскую, привлекает не только своей историей, но и особым отношением к выбранному делу. Газета «Северный рабочий» публикует интервью с ним о вере, смысле существования и символизме традиции кресторезания.

Выставка на Бутовском полигоне продлится до 1 июля. Это очень обидно, потому что она замечательная. Жаль, мало кто сможет ее увидеть. Поскольку я немного в теме, чувствую ответственность за просвещение интересующихся и готов провести экскурсию для желающих.

«Крест - мучеников похвала»



С первых веков христианства крест из орудия позорной казни превратился в символ славы, и образ Креста, устремленного в небо, возвысившегося над адом, является выражением сущности христианства. В нем находит совершенное выражение Любовь Божественной Троицы - добровольная жертва Бога за спасение рода человеческого.

Лаконичный язык символики Креста сложился издавна и легко узнаваем: это символы страстей - копие, прободившее ребра Христа и копие с губкой (трость), на котором воины подали напоенную уксусом губку, табличка над головой Христа, гора Голгофа, череп Адама, гвозди, Солнце и Луна...

Название выставки взято из похвального слова Кресту Господню святителя Иоанна Златоустого: «Крест - верных утверждение и бодрствующих утешение! Радуйся, кресте, оружие днем и охрана ночью! Крест - милостыни поощрение и жестокосердия наказание. Радуйся, кресте, всех крепкая помощь и упования крепкая порука! Крест - начало спасения и утверждение Царства. Радуйся, кресте, опора апостолов и проповедь пророков! Радуйся, кресте, похвала мучеников и проповедание преподобных! Крест - нуждающихся помощь и подвизающихся союзник. Радуйся, кресте, скорбящих отрада и благоденствующих ограждение!». Так великий проповедник обозначил внутреннюю связь между Крестом Голгофским и крестом мученическим, принимая который на себя сотни тысяч исповедников Православной Веры в годы безбожных гонений от советской власти остались верными Единому Подвигоположнику, вместе с ним «смертию смерть поправ». Поэтому тема Креста и традиции Его почитания имеют такое значение на Бутовском полигоне под Москвой, месте особого почитания подвига Новомучеников Русских.

Экспозиция условно делится на пять частей: деревянные символические резные кресты-иконы, работы Соловецкой кресторезной мастерской; эскизные проекты поклонных крестов (в центральной части выставки); стенд с фрагментами древних поморских соловецких крестов; фотографии установленных поклонных крестов и видеоряд о деятельности мастерской.


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Система символов очень емка, особенно когда речь идет о символических изображениях Креста, где в отличие от икон Распятия Христова рассказ о Голгофской Жертве идет на языке предельно формализованных знаков, условных обозначений, криптограмм и богослужебных текстов. При переводе иконографических образов в пластику рождается новый изобразительный язык, дающий возможность создавать тематические программы с многоуровневой символикой. Так, изображение головы Адама - не только изображение ветхозаветного события, но и символ омывания кровью Христа первородного греха Адама и его Искупления.

Все четыре измерения, которые присутствуют на земле, символически присутствуют и на кресте. Высота креста олицетворяет устремление человеческой души в небо, осуществляя связь между небом и землей и надежду на спасение. Ширина, т.е. раскинутые на Кресте руки Спасителя символически обозначают власть Христа над Землей и миром. Глубина - то, что уходит в землю, обозначает власть над адом. Долгота - измерение за крестом, - бесконечная глубина земного пространства.

Православной Церковью признаются все виды крестов, и известны сотни их разновидностей: якорный, буквенный, просфорный, 4-х, 7-ми, 8-миконечный… Назначение Креста не меняется ни от формы, в которой он выполнен, ни от надписей, которые украшают его, ведь в любом случае это - напоминание человеку об искупительной жертве Христа. Насыщенными ключевыми образами Крест призван материализовать духовное начало в человеке, чтобы разбудить его сердце и приобщить его к высоким христианским ценностям.

Назначение крестов может быть самым разнообразным: нательный крест есть у каждого верующего, наперсный у священника, в храме - аналойный, для домашней молитвы - келейный, на кладбище - поминальный. Среди русских резных поклонных крестов прошлого выделяют памятные, межевые, придорожные, приметные, обетные, благодарственные, каждый из которых ставился по особому случаю. Но назначение любого креста едино: это проповедание Христа и принесенной Им Гологофской Жертвы, а, значит, напоминание о том, что смерть побеждена и Небо отверсто каждому христианину.

На Севере России до начала XX века сохранилась традиция изготовления символических крестов различных форм и назначения. Только на островах Соловецкого архипелага поклонных поморских крестов насчитывалось около трех тысяч. Большинство из них были уничтожены во время деятельности Соловецкого концлагеря.

Но сама традиция не погибла. В 1992 году по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) началась деятельность Кресторезной мастерской на Соловецких островах под руководством Георгия Кожокаря.

Сегодня в мастерской на Соловках создают не только большие многометровые кресты, но и работы меньших размеров: кресты-иконы, кресты-доски, раскрашенные по старинной традиции - их изготовлено более 800.

«Наша мастерская занимается изготовлением крестов на основе работ, созданных нашими отцами, - подчеркивает Георгий Кожокарь, - и всё же, это новые кресты, они относятся уже к другому, нашему поколению - хоть и изготавливаются в традиции православных крестов Соловков, Русского Севера. Мы выполняем их из дерева и металла, как делались кресты в старые времена. Выдерживаем пропорции, которые использовали наши отцы, изучаем символику, используем ее - но и идем дальше, создаем новые формы. Мы не стараемся воспроизводить образцы один в один, вкладываем свое понимание, свое прочтение первоисточника, современное видение традиционной символики и пластики креста».


Крест, установленный заключенными во времена СЛОН (Соловецкого Лагеря Особого Назначения) на острове Анзер, мыс Колгуев 3 мая 1933 г.


Ступень лестницы на Секирную гору, где был размещен штрафной изолятор СЛОН в Вознесенском скиту упраздненного Соловецкого монастыря. 1930-е гг.


Крест, вырезанный на лемехе главы храма Вознесения Господня, что на Секирной горе.

Многометровые резные поклонные соловецкие кресты освящают пространство Европейской части России - от Соловков на Белом море до Сочи на море Чёрном; от Самары на Волге до Санкт-Петербурга на Неве.

В центре этого символического креста на карте нашего Отечества, близ Москвы воздвигнут наиболее известный Бутовский поклонный крест высотой 12 метров, на котором выполнено около тридцати квадратных метров тонкой резьбы. Он был доставлен от пристани Соловецкого монастыря до Бутово, за движением этого крестного хода наблюдала вся страна. Величественный крест на специальном постаменте, установленном на барже и украшенном цветами, торжественно везли по Беломоро-Балтийскому каналу, затем по системе рек и озер до Волги и далее, каналом Москва-Волга, в столицу. Путь пролегал по рукотворным водным артериям, созданным руками заключенных ГУЛАГа. Установка Креста на подмосковном Бутовском полигоне - месте приведения в исполнение 21 тысячи расстрельных приговоров в годы репрессий, была приурочена к 8 августа - дате начала массовых казней в 1937 году.

В подготовке выставки приняли участие Соловецкая кресторезная мастерская, Приход храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово» и Московская международная киношкола.

Руководители проекта: Прот. Кирилл Каледа, Георгий Кожокарь, Игорь Гарькавый, Михаил Виноградов. Оргкомитет выставки выражает благодарность всем потрудившимся в ее подготовке и монтаже. В частности: Ольге Керзиной, Александру Првуль, Сергею Кузнецову, Никите Кожокарю, Владимиру Бердюгину, Елене Гуваковой, Маргарите Мамаевой и др.

Для посетителей экспозиция будет открыта 1 июня с 15 до 17 часов. Далее выставка будет открыта до 1 июля - по выходным 12 до 17.
Вход свободный.

В рабочие дни - посещение выставки по согласованию с паломнической службой Прихода. Во время богослужения экспозиция закрыта. Для заказа экскурсий по выставке просьба обращаться по телефону паломнической службы Прихода 89099746299.

Дополнительную информацию можно получить на сайте Прихода храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове www.martyr.ru.
Вопросы и предложения просим направлять на почту [email protected]

Нет во всей Центральной России места более трагичной истории, чем поляна в подмосковном лесу близ деревни Дрожжино, получившая в середине 30-х годов XX века название «Бутовский полигон». Здесь, наряду с аналогичным полигоном в Коммунарке и тюрьмой особого режима в Суханово , в период с 8 августа 1937 года по 19 сентября 1938 было расстреляно 20 762 человека: священников, крестьян и рабочих.

Пик сталинского «большого террора» пришелся на 1937-1938 года и менее чем за два года по всей стране без суда и следствия были убиты около 700 000 человек - из них подавляющее большинство были специалистами различных областей науки и промышленности, культуры и искусства - цвет русского общества.

После нового постановления правительства от 31 июля 1937 года “Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов” в тюрьмах Москвы начались массовые расстрелы и столичные кладбища перестали справляться с огромным потоком захоронений. Тогда правительство распорядилось сделать в ближнем Подмосковье два полигона-спецобъекта: «Бутовский» и «Коммунарка». В Коммунарку привозили так называемых «политических» - неугодных офицеров Красной армии и членов партийного аппарата, представителей дворянства, инженеров, работников культуры и искусства. В Бутово по ночам на грузовых машинах с надписью «хлеб» везли простых крестьян, рабочих, представителей духовенства, бывших белогвардейцев и прочих «антисоветских элементов». После расстрела тела бросали в глубокие и широкие рвы, общая длина которых составляла порядка 900 метров. Родственникам казненных ничего не сообщалось - им оставалось только строить домыслы, но догадаться об истинной причине исчезновения близких было несложно.

После 1938 года бушующие по всей стране аресты и расстрелы пошли на спад, как и советская промышленность, оставшаяся практически без специалистов. Правительство СССР во главе со Сталиным спохватились и даже начали вести репрессии против «троек» НКВД, якобы казнивших слишком много невинных людей. Нашли и «козла отпущения» - наркома внутренних дел СССР Ежова Н.И., обвинив его во всех бедах и затем расстреляв, но было уже слишком поздно - стране в прямом смысле угрожал голод.

Бутовский спецобъект продолжал использоваться для захоронения заключенных, казненных в московских тюрьмах, но на самом полигоне расстрелы больше не велись. Вместо этого буквально сразу за забором построили дом отдыха для старших офицеров НКВД: Берия и его соратники по выходным здесь выпивали и закусывали черной икрой - в нескольких метрах от останков тысяч невинных жертв.

Даже после прочтения этих строк нашему современнику сложно представить, что все эти события действительно имели место не только на бумаге, но и в реальной жизни наших родителей, дедушек и бабушек. Трудно поверить, глядя на современную Москву и Подмосковье, что всего несколько десятилетий назад, ровно здесь же, где мы сейчас живем достаточно мирно и свободно, сами выбираем свой жизненный путь и решаем на каком море отдохнуть летом, могли происходить подобные ужасы - вот уж действительно все познается в сравнении. И если мы не властны изменить страшные страницы прошлого, то в наших силах не совершать ошибок в будущем и достойно почтить память предков.

После распада СССР вплоть до 1995 года Бутовский полигон находился под охраной войск госбезопасности, велось расследование и изучение огромного архива личных дел убитых, на основе которых впоследствии была создана «Книга памяти». В 1994 году родственники погибших установили поклонный крест у одной из братских могил, а через год неподалеку был заложен небольшой деревянный храм.

В последующие годы на Бутовском полигоне был создан большой мемориальный комплекс, а имена жертв навеки высечены в камне.

Построили и новый большой храм, освященный в 2007 году в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В притворе храма была устроена экспозиция, где и сейчас, словно в Освенциме, можно увидеть многочисленные личные вещи убитых: очки, обувь, книги, узелки. Эти предметы лучше всех письменных свидетельств открывают перед посетителями страницы нашей истории.

Гуляя вокруг красивого храма и любуясь его остроконечными шатрами с золочеными маковками, сложно не обратить внимание на огромный деревянный крест, установленный на возвышении чуть поодаль. Серая от дождей и вьюг древесина креста покрыта прекрасным резным узором, каждый элемент которого словно хочет нам что-то сказать.

Этот Большой Поклонный крест посвящен прославлению подвига святых Новомучеников и Исповедников Российских и увековечению памяти всех пострадавших в годы репрессий. Он был освящен на Соловках 25 июля и установлен на Бутовском полигоне 7 августа 2007 года, в память 70-летней годовщины начала массовых казней 1937-1938 годов. Крест создан в кресторезной мастерской Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря под руководством мастера Георгия Кожокаря, по образу традиционных крестов Русского Севера. Такой крест является раскрытой книгой, но для того, чтобы услышать его послание, нужно понять многочисленные символы и знаки. Он - икона и молитвослов одновременно, памятник прошлого и свидетель нашего покаяния.

Высота креста составляет 12,5 метров, а ширина 7,5 метров. Подобно Голгофскому кресту он является «трисоставным». Вертикальная перекладина изготовлена из сибирского кедра, горизонтальная из карельской сосны, а косая перекладина - из кипариса. Копье и трость выполнены из соловецкой сосны.

Интересна история водружения креста на Бутовском полигоне. Кто-то может подумать, что столь массивный крест доставили в Подмосковье по частям, а затем собрали, но это было не так. Крест попал в Подмосковье по воде, в результате одного из самых больших в истории водных крестных ходов, соединивший Соловецкие острова и Бутовский полигон - «две русские Голгофы».

Поклонный крест прошел на корабле по водам Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского и канала имени Москвы - по водным системам, созданным ценой нечеловеческого труда, а нередко и жизни многих тысяч заключенных. Таким образом крест стал памятником не только пострадавшим на Соловках и Бутовском полигоне, но и всем жертвам советских репрессий в разных частях нашей страны.

Координаты полигона: 55°31"58"N 37°35"43"E

"Воздвижение крестов на Соловецких островах - традиция давняя. Еще в древние времена монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, ибо это спасительное знамение победы Сына Божия над смертию было для них малой церковью, присным напоминанием о цели иноческого подвига. Поэтому и первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало водружение Поклонного Креста . Это событие изображается на многих иконах, в том числе и на чудесно обретенной около десяти лет назад при возрождении обители...

"...крест этот ужасный, все пропорции нарушены... он установлен в память расстрела 1933 года. Это были уголовники, они терроризировали весь лагерь – грабежи, побои, убийства. Да и расстреляны они были на Секирке, а не здесь... А табличку украли, наверное. (Юрий Бродский . Соловецкий пос. 1999).

Иеромонах Лонгин о поклонных крестах Соловков

Перед закрытием монастыря в 1920 году на Соловецких островах насчитывалось около 3000 крестов: обетных, поклонных, придорожных, отмечающих памятные события (в Старой Сосновке крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, получившей позднее наименование "Сосновской"). В духе этой многовековой традиции и решено было воздвигнуть на московском подворье крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких. (Н.Копылова. В память о новомучениках и исповедниках Соловецких. Московский журнал, № 4, 04.2001 )

Зачем на Русском Севере ставят кресты

Севернорусские и соловецкие кресты - интереснейшие памятники культуры, оказались на грани исчезновения. "А ведь испокон веку жизнь русского человека нельзя было представить без деревянного креста. И хотя невелик он, по сравнению с церковью, велика была сила его эмоционального воздействия. Крест это и памятник крестьянской письменности, архитектуры, культа, и навигационный знак поморов, нанесенный на лоцманские карты.

Кресты, которые на Русском Севере сохранились до нашего времени, в основном датируются XIX веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге.

Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные... Ставились кресты по разным случаям. Сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь... Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать "на крест" отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры...(Ледяева Марина. В Малых Карелах установят "Хранителя Вселенной". Газета "Правда Севера", Архангельск, 31.05.2000 )

Кресты устанавливают строго по старинной Соловецкой традиции

Памятники старины на Соловецких островах
На Б. Соловецком острове Амбар валунный в Сосновой губе | Дорога Монастырь - Новая Сосновка | Дорога Монастырь - Реболда | Дорога Монастырь - Сергиевский скит | Изба на м. Белужий (основание) | Кирпичный завод | Колодец у часовни преп. Зосимы | Крест в губе Долгая (основание) | Кресты монастырские на м. Перечь-Наволок | | Поселок Реболда | Тоня Березовая | Тоня Новая Сосновка | Тоня Старая Сосновка | Часовня Варваринская (основание) | Часовня Печерская (основание) | Часовня преп. Германа (основание) | Часовня преп. Зосимы (основание) | Часовня Филимоновская (основание) Гидротехнические сооружения Гидросистемы Большого Соловецкого острова | Судоходная озерно-канальная система | Дамба на оз. Красное (большая) | Дамба на оз. Красное (малая) | | | Памятники других островов Древние памятники домонастырского периода


Информ. сообщение. Ото всюду обо всем.Правда Севера, Архангельск, 20.01.2004 )
Новые кресты на Соловках

"В конце XX - начале XXI века послушники монастыря установили на Соловках 20 поклонных крестов, например, на месте уничтоженной в 1930-е годы Варваринской часовни. По словам наместника Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Иосифа, "кресты напоминают о былом величии обители, так как устанавливаются на месте утраченных храмов, часовен, памятных мест". " (Автор не известен. На Соловках создается Музей креста как символа христианства. Религия и общество. NEWSru.com. Москва. 09.02.2011 )