Функции культурной политики в зарубежных странах. З. особенности формирования культурной политики на современном этапе




Специфика культурной политики России как отражение федеративного государственного устройства:

В каждом конкретном регионе государственная культурная политика трансформируется в региональную с учетом природно-климатической, хозяйственной, исторической и этнокультурной специфики данного региона.

Факторы оказывающие влияние на культурную политику:

Государственное устройство;

Этническое разнообразие;

Религиозные конфессии;

Степень иностранного влияния в данной культуре;

Средства массовой информации.

Типология субъектов РФ:

Национальные республики;

Края и области;

Автономные округа;

Города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Обязательства государства в сфере культуры:

Конституция Российской Федерации;

Бюджетный кодекс РФ;

Основные принципы культурной политики РФ закреплены в Конституции Российской Федерации

Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Глава 11 Бюджетного кодекса РФ определяются статьи расходов, закрепленные за бюджетами разного уровня.

Статьи 84, 86 и 87 Бюджетного кодекса РФ закрепляют за федеральными, региональными и местными бюджетами расходы. На содержание учреждений культуры, находящихся в их собственности или ведении.

Статьи 37, 39 и 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре разграничивают компетенции федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области культуры.

В 1992 году (закон РФ от 9 октября 1992 г.) были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры.

Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле»

Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»

25 августа 2008 г. Правительством РФ была одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.

5.Модели культурной политики .

По характеру взаимоотношений между государством и культурой можно выделить две базовые модели.

В рамках первой из них государство непосредственно и активно участвует в функционировании сферы культуры, определяя приоритеты ее развития и распределяя соответствующие ресурсы. Социально значимые с точки зрения государства виды культурной деятельности, не обладающие коммерческим потенциалом (сохранение культурного наследия, развитие классического искусства, воссоздание фольклора и т.п.), существуют в основном на средства бюджетов разных уровней. Органы государственного управления имеют в своем составе разветвленные структуры, непосредственно занимающиеся вопросами культуры. Финансирование сферы культуры осуществляется преимущественно из бюджетных источников. Государство непосредственно руководит культурой, принимая решения о субсидиях, их размерах и адресности. Такая модель характерна для Германии, Франции, Австрии, Швеции.


Во второй модели государство вмешивается в вопросы развития культуры в незначительной степени и лишь в тех случаях, когда это необходимо сфере культуры (например, законодательное обеспечение охраны памятников, регулирование правоотношений в сфере культуры и т.п.). Роль государства в финансировании культуры из бюджетов различных уровней управления невелика и сводится в основном к оказанию финансовой помощи. Ведущая роль в управлении культурными процессами делегируется государством частному предпринимательству, неправительственным и приправительственным общественным структурам, различным фондам и некоммерческим организациям, существующим на средства частных лиц и предприятий. Государственный аппарат, курирующий проблемы культуры, сводится до минимума. Такой тип взаимоотношений между государством и сферой культуры получил наиболее полное воплощение в США, Англии, Финляндии.

Г.Шаргран и К.Маккахи (Канада), на основе обобщения реального практического опыта осуществления культурной политики различными государствами пришли к выводу о существовании как минимум четырех диспозиций в системе отношений “государство (правительство) – культура”: помощник, архитектор, инженер и меценат.

Позиция “архитектора” проявляется в государственном финансировании культуры через специальные органы управления последней. Культурная политика является в этом случае частью социальной политики и направлена на общее улучшение благосостояния народа. Примером таких взаимоотношений государства и культуры может служить Франция и другие западноевропейские страны.

Позиция “помощника” характеризуется тем, что финансирование культуры осуществляется государством в форме встречных субсидий, стимулирующих частные или коллективные вложения в данную сферу. Культуры. Наиболее полно такая модель реализуется в США.

Позиция “инженера” состоит в том, что культурная политика целиком подчиняется задачам воспитания и образования. Такая модель становится возможной при условии, когда государство является собственником материальной базы культуры. Наиболее полно такого рода ситуация реализовывалась в СССР и странах Восточной Европы до 90-х годов.

Позиция “мецената” реализуется на основе выделения государством субсидий на культуру, которые поступают в фонды финансового обеспечения и развития культуры и далее распределяются по решению специализированных советов, формируемых из наиболее известных и авторитетных деятелей культуры и искусства. Такого рода советы, распределяя средства госбюджета, не позволяют государству с его бюрократическими структурами вмешиваться непосредственно в творческий процесс, в деятельность организаций, получающих помощь. Данная модель зародилась в англо-саксонских странах и постепенно завоевывает все большее пространство.

Одна из первых попыток концептуально осмыслить сложившиеся модели культурной политики в их содержательном аспекте принадлежит А.Молю. В ставшей классической работе “Социодинамика культуры” он выделяет четыре модели:

1. “Популистская”, или “демагогическая” культурная политика, целью которой является наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей.

2. “Патерналистическая”, или “догматическая” культурная политика. Ее суть проявляется в том, что она есть продолжение и специфическое выражение некой “шкалы ценностей”, принятой на вооружение политической партией, религиозным течением или государством, которые хотят переделать мир к соответствие с определенной идеологией. В принципе, эта модель представляет собой частный случай предыдущей модели.

3. “Эклектическая”, или “культуралистическая” культурная политика, в задачу которой входит оснащение индивидов такой культурой, “которая была бы в некотором роде неискаженным отражением, уменьшенным слепком, “хорошей” выборкой в статистическом смысле из этой более общей человеческой гуманитарной и гуманистической культуры – культуры, которую философы, по-видимому, считают воплощающей смысл деятельности человека – завоевание мира силой своих идей”;

4. “Социодинамическая” культурная политика строится на учете факта существования “циклов культуры”, “динамического эффекта” – изменения общества во времени и в определенном направлении. А.Моль подчеркивает, что цель социодинамики культуры – выработать принципы воздействия на культуру, на ее эволюцию, ход которой может быть либо ускорен, что соответствует “прогрессивной” установке субъекта политики, либо замедлен, что есть свидетельство “консервативности” таких установок.

В этой модели содержится важный методологический принцип, позволяющий классифицировать модели культурной политики по иному основанию – критерием которого служит вектор политики – его направленность на изменение или сохранение (по А.Молю это выбор между “прогрессивными” и “консервативными” ценностями).

В зависимости от доминирующих ценностей общественной идеологии можно выделить три типа культурной политики:

1. “Либеральная” культурная политика, которая ориентирована на удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа субъектов культурной жизни. Задача культурной политики здесь – поддержка многообразия культурного пространства, ресурсное обеспечение культурной деятельности различных социально-классовых, половозрастных и других групп населения пропорционально их доли в структуре общества. Типичен в этом плане опыт Швеции, где культурная политика осуществляется как территориально, так и по возрастному, национальному и социальному признакам. Культурная политика строится с учетом особенностей возрастных (дети и молодежь, люди, находящиеся в домах для престарелых), социальных (иммигранты, инвалиды, люди, находящиеся в больницах, заключенные тюрьмах), этноконфессиональных и др. групп населения, их места жительства, работы и т.д.

2. “Элитарная” культурная политика, приоритеты и цели которой определяются (а ресурсы распределяются) в соответствии с тем, какие социальные силы (“культурная элита”) являются носителем базовых ценностей общества. Иными словами, культурная политика служит целям определенной социальной силы, воплощающей и утверждающей эти ценности.

3. “Тоталитарная” (или патерналистская) модель культурной политики, в соответствии с которой единая государственная идеология навязывается всем субъектам культурной жизни. При этом культура рассматривается в качестве средства укрепления и расширения социальной базы государственной идеологии.

Доминирующие модели культурной политики определяют основные способы финансирования культуры. Сторонники либеральной культурной политики, отвергая любые вмешательства государства, отказывают культуре в финансовой поддержке и считают, что культура должна развиваться на базе самофинансирования и привлечения средств спонсоров и меценатов. Приверженцы элитарного и тоталитарного типа культурной политики ориентируются на ключевую роль государства в развитии культуры, и прежде всего в вопросах экономического, материально-технического, кадрового и другого ресурсного обеспечения сферы культуры. Между этими полярными позициями расположен весь спектр возможных стратегий финансирования культуры.

В зависимости от типа социально-культурной системы культурную политику можно описать в категориях “общество потребления” и “общество созидания” (И.Клеберг).

В “обществе потребления” культурная политика носит декларативный характер, поощряется коммерциализация культуры; сущность последней ограничивается “социально-терапевтической” функцией. Поддерживаются лишь те направления культурного развития, которые способствуют прогрессу в сферах промышленного производства и экономики.

Культурная политика “общества созидания” направлена на достижение “культурного благосостояния”, что подразумевает переход от потребительского к “творческому образу жизни”, поощрение активности личности в освоении и создании культурных ценностей. Культурная деятельность при этом рассматривается как движущая сила совершенствования социальной действительности, важнейшая форма самореализации личности, средство решения глобальных общественных проблем.

Если в “обществе потребления” культура играет инструментальную роль по отношению к другим сферам социальной практики, то культурная политика “общества созидания” демонстрирует противоположный подход к культуре, рассматривая ее как фактор улучшения социальной действительности, оптимизации и регулирования различных сфер общественной и государственной жизни.

По критерию соотношения процессов изменения и сохранения культурная политика может быть инновационно и традиционно ориентированной. В рамках первой модели приоритетом является создание условий для обновления и динамичного развития всех сфер культурной жизни. Вторая модель ориентирована, преимущественно, на поддержку механизмов культурной преемственности, сохранение исторически устойчивых базовых ценностей общества. В качестве примера культурной политики с яркой ориентацией на сохранение можно привести Японию. В основу государственной культурной политики здесь положен принцип преемственности, а развитие трактуется как восстановление и совершенствование традиционных социальных институтов и общественных форм бытия, которые должны быть переданы будущим поколениям в их подлинном виде. Включенность в национальную традицию создает культурную память народа, определяет глубину его исторического существования и перспективы.

Теоретический анализ показывает, что базовая модель культурной политики определяется типом культуры. Однако в процессе практического воплощения базовая модель претерпевает изменения (иногда весьма существенные), обусловленные необходимостью решения конкретных проблем, находящихся, как правило, вне пространства культуры в ее организационно-управленческом ракурсе (политических, экономических, социальных и т.д.).

Например, Великобритания, традиционно проводящая “элитарную” культурную политику, в последние годы активно практикует механизмы “либеральной” модели, в частности, стимулирует участие в культурных проектах и акциях частных компаний и отдельных лиц (используя, в том числе, возможности льготного налогообложения). В США в последние годы наблюдается явный сдвиг культурной политики от “либеральной” модели к “элитарной” и даже “патерналистской” (о чем свидетельствует, в частности, учреждение Национального фонда искусства, получающего средства из госбюджета и адресно распределяющего его в соответствии с решениями экспертов – наиболее известных и авторитетных в стране деятелей культуры и искусства). Аналогичный сдвиг наблюдается в Канаде, где правительство создало специальную государственно-общественную организацию, отвечающую за финансирование искусства.

Мировоззренческая доминанта культурной политики, позволяющая отнести ее к той или иной модели, зависит не только от типа социально-культурной системы, но и во многом является производной от тех проблем, которые переживает общество на конкретном этапе своего развития.

В частности, цели и приоритеты культурной политики стран Западной Европы, в центре которой лежит идея перехода от потребительского к творческому образу жизни, обусловлены размыванием в результате экспансии ценностей американского образа жизни самобытности европейской культуры – особого духовно-исторического комплекса, символом которого является Европа и который включает в себя совокупность культурных традиций и ценностей, определенный тип мышления и ментальности, моделей поведения, мировоззренческих и смысложизненных ориентации. По мнению идеологов культурной политики стран Западной Европы, в последние десятилетия под влиянием индустриального потребительского общества происходит утрата определяющих, конституирующих характеристик европейского типа культуры, прогрессирующее размывание ее ценностно-мировоззренческих основ.

В реальности культурная политика представляет собой определенное сочетание охарактеризованных выше моделей при доминировании одной из них. При этом элементы других моделей культурной политики или дополняют основной тип, высвечивая его своеобразие и решая факультативные задачи, или конфликтуют с основным типом. Кроме того, следует учитывать, что культурная политика носит исторический характер, она не представляет собой что-то раз и навсегда заданное. Любая модель культурной политики проходит стадии своеобразного “жизненного цикла”. Начинается каждый цикл чаще всего с осознания несоответствия культурной политики новым идеологическим, экономическим, политическим и иным реалиям, продолжается – поиском смысложизненных ее оснований и далее – через выработку адекватных новым ценностным установкам механизмов реализации политики – к новому осознанию ее несоответствия изменившимся условиям. Это в полной мере можно проиллюстрировать на опыте практически любой страны.

В частности, Франция демонстрирует относительно жесткий патернализм – здесь министерство культуры непосредственно управляет культурной деятельностью и само распределяет ресурсы. В Швеции есть не только центральное министерство, вырабатывающее культурную политику, но и научно-общественный Совет по делам культуры, воплощающий эту политику в жизнь. Культурную политику США можно условно охарактеризовать как либерально-инновационную, а в Англии – элитарно-традиционную.

Теоретический анализ показывает, что базовая модель культурной политики определяется типом культуры. Однако в процессе практического воплощения базовая модель претерпевает изменения (иногда весьма существенные), обусловленные необходимостью решения конкретных проблем, находящихся, как правило, вне пространства культуры, в ее организационно-управленческом ракурсе (политических, экономических, социальных и т.д.).

Например, Великобритания, традиционно проводящая “элитарную” культурную политику, в последние годы активно практикует механизмы “либеральной” модели, в частности, стимулирует участие в культурных проектах и акциях частных компаний и отдельных лиц (используя, в том числе, возможности льготного налогообложения).

В США в последние десятилетия наблюдается явный сдвиг культурной политики от “либеральной” модели к “элитарной” и даже “патерналистской”. Об этом свидетельствует, в частности, учреждение в 1965 году Национального фонда искусства (NЕА). За 20 с небольшим лет его бюджет возрос с 3 млн. долларов до 167 млн. долларов.

Национальный Совет по искусству, являющийся основным структурным элементом NEA, состоит из 26 человек, достигших высоких результатов в творчестве или на поприще общественной деятельности в сфере культуры. Все они назначаются указом Президента США на срок 6 лет. Основные функции Совета – разработка стратегии Национального фонда и решение вопросов поддержки проектов, программ в сфере культуры путем выделения грантов.

В структуру NEA входят также отделы программ по направлениям (танцевальное искусство, дизайн, искусство меньшинств, народное искусство, смешанные формы искусств, художественные программы, литература, средства массовой информации, музеи, музыка, театр, оперно-музыкальный театр, изобразительное искусство), которые осуществляют непосредственную связь между NЕА, с одной стороны, и организациями культуры и художниками – с другой, путем распространения информации о политике и приоритетных направлениях деятельности Фонда, сроках подачи заявок и требованиях к их оформлению и т.п.

Экспертные советы формируются из специалистов, обладающих глубокими знаниями и опытом в конкретных областях культурной жизни. Эти советы делятся на стратегические, которые определяют приоритеты поддержки тех или иных направлений культурной жизни, и советы по присуждению грантов, которые рассматривают заявки и разрабатывают рекомендации по расходованию фондов. Аналогичный процесс наблюдается в Канаде, где правительство создало специальную государственно-общественную организацию, отвечающую за финансирование искусства.

Примером неоптимального соединения элементов “конфликтующих” моделей является современная культурная политика России, которая некритично заимствует ценности, цели и приоритеты либеральной модели (с ее индивидуализмом, плюрализмом, попустительской ролью государства) и тем самым противоречит мировоззренческому ядру российской культуры (которое включает противоположные либерализму ценности сохранения, социальности, высокой значимости государства).

В настоящее время существует большое число типологий моделей политики в сфере культуры, что объясняется разным подходом к определению ее целей, механизмов реализации и результатов.

Так, Абрахам Моль различает четыре группы культурной политики, предлагая в качестве основания для классификации социостатические и социодинамические характеристики моделей культурной политики.

Социодинамическая политика в сфере культуры, в противовес социостатической, соответствует непрерывным изменениям и отражает новое содержание культуры в каждую эпоху.

«Социодинамическая» политика, по А.Молю, имеет два направления: «прогрессивное» и «консервативное». «В первом случае субъект такой политики стремится ускорить, во втором - наоборот - замедлить ход эволюции культуры».

Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Она разделяется, в свою очередь, на три подгруппы:

  • * Популистская или демагогическая, целью которой является наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей.
  • * Патерналистская или догматическая, в соответствие с которой право и основные каналы распространения культурных ценностей принадлежат «административному совету», располагающему точной шкалой ценностей существующих и создаваемых культурных благ. Политика в сфере культуры в этом случае служит целям определенной политической партии, религиозного течения или государства в целом.
  • * Эклектическая», задачей которой является оснащение каждого человека индивидуальной культурой, представляющей собой неискаженное отражение, «хорошую» выборку из более общей гуманитарной и гуманистической культуры.

Данная классификация моделей культурной политики не является исчерпывающей. Более того, она не учитывает политической специфики государства, в которой реализуется, а также не берет в расчет собственно субъектов реализации культурной политики.

Все эти факторы учтены в концепции моделей культурной политики, предложенной М.Драгичевич-Шешич. В качестве критерия для выделения предлагаемых моделей культурной политики белградский культуролог предлагает, с одной стороны, « характер политического устройства государства, с другой - место государства и других акторов в реализации культурной политики». Вводя эти два базовых критерия, автор получает четыре модели, принципиально различающиеся между собой. Обязательной характеристикой модели либеральной культурной политики, по мнению автора, является частное владение средствами производства и распространение культурных товаров. Рынок культурных товаров играет здесь решающую роль. Центральное место на нем принадлежит культурной индустрии и ее стандартизированным культурным продуктам, созданным для большинства членов общества - аудитории массовой культуры. Роль частных фондов является решающей и для развития искусства.

Предложенная модель либеральной культурной политики, однако, не содержит анализа роли государства.

Неотъемлемой чертой модели государственной бюрократической или просветительской культурной политики являлось доминирование государства, которое с помощью аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов контролировало сферу культуры. Подобно всем остальным сферам социальной жизни культуру ориентировала и планировала центральная власть. Такая модель была типичной для социалистических стран. Государственная модель, по мнению автора, присуща Франции и Швеции. Достигнув предела своего развития, такая политика превращала писателей в «инженеров человеческих душ» и направляла художников «украшать» самые большие городские здания рисунками, воспевающими прогресс и достижения. Институциональная культура и традиционные учреждения культуры оказывали доминирующее влияние, ставившее под угрозу креативно-инновационное измерение в культуре. Вместе с тем государство гарантировало финансовую защиту сферы культуры.

На мой взгляд, при всех недостатках данной модели,финансовая защита государством культурной сферы является позитивным моментом подобной культурной политики.

По мнению автора модель национально-освободительной культурной политики наиболее типична для бывших колоний, но сегодня она отличает государства Восточной Европы. Основной чертой ее является развитие или утверждение оригинальных культурных традиций, подавлявшихся в колониальный или в социалистический период, что нередко ведет к таким последствиям, как «закрытая культура», национализм и даже шовинизм. Часто это сопровождается неприятием художественных работ, выполненных в предыдущие периоды, отрицанием культуры национальных меньшинств, альтернативного и экспериментального искусства. «В странах третьего мира в рамках этой модели стоит задача подъема общекультурного уровня. В большинстве случаев европеизированное меньшинство - национальная элита - противопоставлено основной части населения, все еще живущей в традиционной культуре. Это порождает конфликт между элитарной культурной моделью, ориентированной на универсальные ценности, и популистской, основывающейся на национальных ценностях, часто связанных с религией.»

Мне педставляется, что приведенная оценка зациклена на негативных сторонах модели, в расчет не принимается, что национально - освободительная культурная политика все же направлена на развитие национального самосознания, хотя, конечно, способы, которыми это достигается, спорны. Однако поставленных целей можно достичь, не прибегая к запрету альтернативного или экспериментального искусства.

Особый интерес представляет предложенная автором модель культурной политики переходного периода. Согласно М.Драгичевич-Шешич, отличительной чертой культурной политики переходного общества является то, что она даже демократические ориентиры реализует через структуры государства, не способные в одночасье отказаться от командно-бюрократических методов. Это приводит к достаточно противоречивым последствиям, которые чаще всего смещают культурную политику к националистическому фокусу и закрывают культуру от цивилизованного мира.

Имеются и другие подходы к рассмотрению моделей культурной политики в современном мире, которые в качестве критериев для выделения предлагают наличие общественной поддержки или идею самостоятельного выживания.

Именно такое различение моделей культурной политики предложил руководитель исследовательского института культурной политики из Бонна Андреас Визанд. Он выделяет две основные модели развития культурной политики. Первая основывается на традиционной идее общественной поддержки искусства и культуры, а вторая - на рыночной модели.

Согласно А.Визанду, в Европе конца XX века происходило движение от модели культурной политики государства всеобщего благосостояния к признанию модели культурной политики рыночного типа.

Некоторые страны колеблются между новыми тенденциями и традиционными представлениями.

Рассматривая модель культурной политики, построенной на принципах общественной поддержки, профессор Визанд в числе основных ее характеристик выделял следующие:

  • * Интерес власти сфокусирован на традиционно главных институтах культуры, таких как музеи, театры, библиотеки и культурные центры, которые и получают финансирование. Творческие деятели при этом выполняют роль миссионеров, несущих «истину», а экспериментальная культура считается малозначительной.
  • * Главной целью является поддержание институционального баланса в культуре и искусстве при помощи течений, получивших признание.
  • * Поскольку основным источником финансирования считается государственный бюджет, необходимы инструменты государственного регулирования, каковыми выступают планирование и составление программ.
  • * Политика в основном осуществляется на общенациональном уровне; международные культурные связи происходят только в рамках дипломатических отношений.
  • * Для контроля власть создает всякого рода художественные советы.

Подобная модель культурной политики, однако, может порождать следующие проблемы:

  • ? Условия для инноваций минимальны. Новые образцы художественной и культурной деятельности, в особенности представленные молодым поколением, часто отвергаются.
  • ? Лица, ответственные за разработку политики и её воплощение в жизнь, имеют недостаточное представление о культурном развитии и культурных инновациях. Предпочтение отдается традиционным формам культуры и искусства.
  • ? Инструменты для гибкого планирования вырабатываются с трудом.
  • ? Доминирует административное принятие решений; влияние администраторов является чересчур значимым, а роль художников - ограниченной.

Рыночно ориентированная модель культурной политики, по мнению Визанда, характеризуется следующими подходами:

  • * Культура, как и другие секторы общественной жизни регулируется рынком.
  • * Политика, в основном, ориентирована на экономическое развитие.
  • * Традиционные барьеры между высокой и массовой культурой становятся несущественными.
  • * Основным термином культурной политики является «менеджмент культуры», основывающийся на идеях «смешанной культурной экономики» и коммерческого спонсорства, которые обещают больше, чем могут дать.
  • * Особое внимание уделяется развитию культуры на местном уровне, хотя фактически усиливается транснациональная политика, например, в Европе.
  • * Важную роль в формировании политики играет культурная элита, прежде всего - из мира искусства. Ее деятельность обеспечивают эксперты - маркетологи и из сферы бизнеса.

Ограничения рыночной модели выделяются следующие:

  • ? Та художественная и культурная деятельность, что требует постоянного финансирования, но не способна доказать свою экономическую состоятельность (даже в свете непрямых эффектов), представляется бесперспективной.
  • ? Преобладает критерий рентабельности; свобода творцов часто подавляется, поскольку сами они не в состоянии найти спонсоров, то есть партнеров с совпадающими интересами.
  • ? Международная ориентация часто имеет отношение только к ограниченному числу стран и затрагивает чаще всего индустрию развлечений, контролируемую транснациональными, большей частью - американскими корпорациями.
  • ? Интересы аудитории и паблисити нередко переоцениваются, а это может вести к разбалансировке рынка как экономически, так и в плане содержания продукции.
  • ? Экспертные органы часто выполняют лишь формальные функции, а власть менеджеров, проявляющих не очень большой интерес к содержанию художественного творчества, может оказаться слишком велика.

«Однако какая бы модель не выбиралась в качестве базовой для той или иной страны, следует помнить, что часто это лишь формально провозглашенные принципы, которые в реальности сильно корректируются неформальными правилами»,- отмечает в своей статье «Культурная политика: основные концепции и модели» Лев Востряков.

  • 2. Конспект лекций
  • Раздел 1. Введение в дисциплину
  • Тема 1. Культурная политика как предмет современных социогуманитарных исследований. Задачи, основные понятия и термины культурной политики
  • 1. Культура как объект культурной политики.
  • 2. Характеристика базовых понятий. Важнейшие параметры культурной политики
  • 3. Методология исследования культурной политики
  • 4. Государственная политика в области культуры. Цели культурной политики
  • Тема 2. Определение понятия «культурная политика»: современные концепции и подходы
  • 1. Подходы к формированию и осуществлению культурной политики
  • 2. Основные определения понятия «культурная политика»
  • 3. Типология культурной политики
  • Раздел II. Государственная культурная политика России
  • Тема 3. Институционально-организованные формы и механизмы, объекты и субъекты культурной политики
  • 1. Субъекты и акторы культурной жизни и их интересы
  • Тема 4. Культурная политика в России-ссср-рф
  • 1. Особенности формирования отечественной государственной политики в области культуры
  • 2. Культурная политика Советской власти
  • 3. "Перестройка" в России
  • 4. Приоритеты культурной политики переходного периода
  • Раздел III. Основные направления культурной политики и ее структурные взаимосвязи
  • Тема 5. Структура и функции современной культурной политики
  • 2. Культурная политика как неотъемлемая часть всех направлений государственной политики
  • 3. Внешняя культурная политика России
  • 5. Механизмы осуществления внешней культурной политики
  • Тема 6. Культурная политика в социокультурном развитии региона
  • 1. Цели, принципы и средства региональной культурной политики
  • 2. Управление развитием культуры на региональном уровне
  • 3. Общественно-добровольные формирования, учреждения и организации в социально-культурной сфере.
  • Раздел IV. Основные направления реализации культурной политики за рубежом.
  • Тема 7. Культурная политика стран Запада
  • 1. Культурная политика стран Запада: общая характеристика
  • 2. Инструментальный подход к культурной политике в странах Запада конца 1980 – начала 90-х годов
  • 3. Основные элементы современной модели культурной политики стран Запада
  • 4. Культурная политика Евросоюза
  • 5. Стратегия культурной политики Северной Европы
  • 6. Финансирование культуры в европейских странах: подходы и методы
  • Тема 8. Культурная политика стран ближнего зарубежья, Балтии и Грузии
  • 3. Общие задачи стран снг в формировании межгосударственных отношений в культурной политике
  • 4. Русские в ближнем зарубежье
  • Раздел V. Основные направления реализации культурной политики
  • Тема 9. Культурная политика в художественной сфере. Охрана культурного наследия
  • Тема 10. Молодежная культурная политика
  • Тема 11. Российская культурная политика: современные проблемы и новые
  • 3. Практические занятия
  • Тема 1. Предмет, основные понятия и термины, задачи культурной политики.
  • Тема 2. Современные концепции культурной политики и ее определения
  • Тема 4. Культурная политика в России-ссср-рф
  • Тема 5. Структура и модели культурной политики России. Функции современной культурной политики
  • Тема 6. Культурная политика в социокультурном развитии региона
  • Тема 7. Культурная политика стран Запада
  • Тема 8. Культурная политика стран ближнего зарубежья, Балтии и Грузии
  • Тема 9. Культурная политика в художественной сфере. Охрана культурного наследия
  • Тема 10. Молодежная культурная политика
  • Тема 11. Россия в глобальном мире: тенденции развития культурной политики
  • 4. Самостоятельная работа
  • Тема 1. Предмет, основные понятия и термины, задачи культурной политики.
  • 5. Образовательные технологии
  • 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  • 6.1. Вопросы для самопроверки
  • Тема 1.
  • Тема 2.
  • Тема 3.
  • Тема 4.
  • Тема 5.
  • Тема 6.
  • Тема 7.
  • Тема 8.
  • Тема 9.
  • Тема 10.
  • Тема 11.
  • 6.3. Примерный перечень вопросов к экзамену
  • 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 9. Глоссарий
  • Поволжский государственный университет сервиса
  • 2. Характеристика базовых понятий. Важнейшие параметры культурной политики

    Размышления о культуре и культурной политике следует начинать с того, что в принципе речь идет не только о «качественно близких» терминах, но и взаимозависимых пластах идей, лежащих в их основании. Проблемы культурной политики – это проблемы государственного и общественного статуса культуры, и даже те, кто говорит о ее слабости или вовсе отсутствии в современной России, глубоко заблуждаются. Ошибочность подобных утверждений коренится в существующих в обществе широких расхождениях между представлениями о самоценности культуры как таковой, значении культуры для становления человека, роли и функциях культуры в обществе, наконец, возможностях культуры как фактора, ускоряющего социальные преобразования.

    Культура выполняет в обществе множество социально значимых функций. Помимо адаптационной, коммуникативной, регулятивной, интегративной и других функций, не менее значимой выступает и познавательная функция «осмысления действительности». Культура – это не только система ценностей, регулирующая всю жизнедеятельность человека, но и уникальный социокультурный опыт хозяйствования, традиции воспитания и образования.

    Идея культурной политики связана с понятием культуры и процессами масштабной политизации культурных факторов, характерными для конца ХIХ – начала ХХ столетия. Можно сказать, что расширительная трактовка культурной политики (по отношению к базовой идее культуры) возникает в тот момент, когда становится очевидным, что любое слово является действием или может им стать при определённых условиях. Интерсубъективное взаимодействие и коммуникация начинают трактоваться как способ передачи, принятия и усвоения смыслообразующих рамок. Растёт интерес к процессам понимания и рефлексии. Человеческая практическая деятельность и социальное действие начинают рассматриваться как производное от процессов коммуникации, её содержания и форм организации. Растёт интерес к процессам мышления, отвечающего в процессах коллективной мыследеятельности за формирование нового содержания, а значит и новых возможных рамок самоопределения.

    С этой точки зрения, культурная политика призвана производить новые смыслы в коммуникации и понимании, создавать культурные гештальты и «перцептивные конфигурации», конструировать новые представления и формировать пространства для возможных и допустимых в данных рамках поступков и действий.

    3. Методология исследования культурной политики

    Современный период обновления общества, вызывающий к жизни новые явления, в том числе и в духовной сфере, нуждается в научном анализе, помогающем понять их, найти средства адекватного воздействия на них, определить возможные перспективы развития. Проблематика культурной политики в России не обойдена вниманием философов и культурологов, политологов и историков, искусствоведов и экономистов, представителей других гуманитарных наук. Однако фундаментальных работ, посвященных ее анализу как специфического феномена, крайне недостаточно.

    Методологической установкой советской культурной политики было превращение культуры в инструмент социального конструирования, способный выполнять инструментальную роль, суть которой – массовое производство «нового» человека, главной чертой которого является политическая сознательность и лояльность тоталитарному государству. Подчинявшая себе все стороны жизни советская идеология обладала нивелирующей, наднациональной силой, охватывающей и такую индивидуалистическую сферу как художественное творчество. В качестве одной из ее целей являлось стимулирование процесса слияния культур народов России в процессе их развития в единую и однородную социалистическую культуру.

    Осмысление феномена культурной политики предполагает учёт сущностных характеристик обоих его компонентов – культуры и политики, а также необходимость и возможность их сопряжения. Культурную политику можно определить как особого рода деятельность, которая включает в себя такие компоненты как:

    Определение целей и направлений развития культуры в соответствии с интересами субъектов разного уровня (государств, различных социальных групп и т.д.);

    Выбор средств достижения поставленных целей;

    Организация и осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

    Дальнейшие шаги в осмыслении феномена культурной политики и её значения в жизни общества связаны с тем или иным пониманием культуры. К настоящему времени в культурологии сложилось несколько подходов к определению культуры. Проблему культурной политики можно рассматривать как результативный способ оценки их методологического потенциала. Так, согласно эвристическому подходу (название условное) сущность культуры усматривается в творчестве и, соответственно, в свободе, поскольку творчество является высшим выражением человеческой свободы.

    Весьма влиятельной концепцией является аксиологическая, согласно которой культура есть совокупность духовных и материальных ценностей. Этот подход позволяет определить само «вещество», из которого состоит культура, её субстрат.

    Не менее, а быть может, и более влиятельной, чем аксиологическая, является семиотическая концепция, согласно которой культура есть система знаков, кодов, шифров, образующая искусственно созданную человеком реальность. В этой концепции отмечен важнейший момент культуры, а именно сама форма её существования, её бытования.

    Существенный вклад в постижение сущности культуры вносит функциональный подход, с позиций которого культура определяется как внебиологически выработанный способ человеческой жизнедеятельности.

    Ситуацию существенным образом меняет антропологический подход, с позиций которого культура определяется как способ саморазвития человека. Здесь содержится указание на то, что главной функцией культуры является творение, созидание человека.

    Из всех представленных выше походов к определению культуры наиболее предпочтительным с точки зрения осмысления феномена культурной политики является антропологический подход, с позиций которого главной целью культурной политики является развитие и реализация человеческого потенциала как главного ресурса того или иного общества. Нельзя не отметить при этом, что антропологический подход в последнее время получает признание не только в сфере культурологии, но и в сфере политологии.

    В понятиях культура, искусство, социально-культурная деятельность, культурная политика не всегда четко и правильно понимается их сущностный смысл и значение. Между тем, без такого понимания невозможно решение проблем управления социально-культурной сферой.

    Необходимо отметить, что в течение нескольких последних десятилетий происходит постоянное переосмысление роли и места культуры в жизни, как всего мирового сообщества, так и отдельного человека. В условиях же демократизации российского общества и либерализации экономики понятие культурной политики стало остро нуждаться в уточнении.

    По имеющимся данным, попытки дать точное толкование понятию "культура" предпринимались не менее 500 раз. Одно перечисление этих определений заняло бы много времени, поэтому ограничимся обращением к одному из определений.

    Культура - это чрезвычайно сложное многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура - ядро, основа, "душа" общества; материальные и духовные ценности общества; способ жизнедеятельности людей, их отношения между собой; своеобразие жизни наций и народов; уровень развития общества; накапливаемая в истории общества информация; совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций; религия, мифология, наука, искусство, политика; особая знаковая система.

    Слово "политика" обозначает совокупность продуманных действий, направленных на достижение социально допустимых и значимых целей. Различные сферы социальной жизни имеют свои собственные цели, поэтому мы можем говорить об экономической политике, образовательной политике и политике здравоохранения. Когда речь заходит о социально значимых целях в культуре, мы имеем дело с понятием "культурная политика".

    Определений культурной политики немало, как и понятия "культура". Одно из них гласит: "культурная политика - это не локальная деятельность того или иного ведомства, а совместная деятельность всех причастных к культуре структур по осуществлению некоей единой, взаимосвязанной в своих частях общегосударственной культурной политики".

    Культурная политика - система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

    Как правило, к компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:

    систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);

    систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т.п.);

    систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа как общего, так и специализированного профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, "культурно-просветительский" туризм по историческим объектам и районам, "народная самодеятельность" в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т.п.; одним из активно развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);

    популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;

    международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.

    В содержание культурной политики входит весь комплекс вопросов, связанных с разработкой программ культурного строительства, программных технологий социокультурной деятельности, включающих обоснование приоритетных направлений и механизмов. Любая модель культурной политики в конкретных исторических условиях выступает своеобразной системой взаимодействия различных управленческих структур и направлена на установление законодательных и финансовых мер для сфер культуры, осуществляя важную функцию государственного и общественного регулятора. Являясь органичной частью социальной политики, культурная политика вырабатывает научно обоснованные концепции культурного движения, соответствующие планы и рекомендации. Она призвана формировать у руководства страны внимание к культурному уровню людей, умение гибко реагировать на сложности культурных реалий, создавать эффективные механизмы руководства на основе взаимосвязи культурной и социально-экономической сторон жизни, повышать эффективность воздействия культуры на социальную практику, на развитие социокультурной жизни.

    Государственная политика в области культуры базируется на признании основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности народов и утверждении их достоинства.

    Главной целью культурной политики гражданского общества является содействие формированию личности, обладающей "высокой" культурой, сочетающей в себе национальные, общесоциальные и общечеловеческие ценности.

    Приоритетами культурной политики являются: создание в стране единого культурного пространства, интенсификация процесса освоения и использования социокультурного опыта для социальной адаптации людей в окружающей культурной среде, качественное улучшение жизненных условий людей, обеспечивающих культурное развитие населения. Не менее важно сохранение народной культуры, связанной с национальными традициями, фольклором, уникальной музыкой, народными промыслами и ремеслами. Это особенно актуально, так как в нашей стране сохранилось более полутора сотен различных этнических и этнокультурных групп. В предпоследней из проведенных переписей (1989 г.) в стране было зафиксировано около 130 этнических групп, последовавшая за ней промежуточная перепись (1994 г.) учла уже более 140 этнических групп. Последняя перепись (2002 г.) еще более обогатила палитру этнического разнообразия страны, выделив 192 этнические группы. В целом народы страны сохранили в местах своего исторического проживания культурное своеобразие, собственную национальную культуру, хотя трудно не заметить развивающиеся процессы культурного синтеза.

    Специфика России заключается в том, что все группы в той или иной степени вовлечены в русскую культуру, так как в стране широко распространено национальное русское двуязычие, то есть каждая народность использует и русский и свой исконный язык. Русская культура является основным транслятором культурной унификации для остальных народов РФ. Отсюда возникают две проблемы. Первая - опасность русификации этнических меньшинств, то есть исчезновение многочисленных "туземных" культур, богатством которых Россия по праву может гордиться. Вторая - угроза унификации общей для всех русской культуры. В результате будут трансформироваться и культуры этнических меньшинств.

    Нынешнее российское руководство проводит политику культурного плюрализма в том, что касается многочисленных нерусских народов страны. Часть из них сохраняет свою этнокультурную самобытность в рамках федеративной системы, другие имеют возможность воспользоваться правом на культурную автономию. Надо учесть, что любая политика подобного рода базируется на реальных финансовых возможностях государства. Но главным здесь выступает система провозглашенных и утвержденных на законодательном уровне ориентиров. В результате возможны органичные межкультурные заимствования, не разрушающие, а укрепляющие ткань универсума локальных культур.

    Особое место занимают проблемы улучшения общего и специального образования, культурного воспитания молодого поколения, обеспечение необходимых условий для совершенствования международного культурного сотрудничества.

    Понятно, что культурная политика - не застывший социальный феномен на все времена. Ее характеризует гибкий и реалистический подход, постоянные качественные изменения, учитывающие, что процесс культурного движения не может быть однородным и неизменным. Следует учитывать и позитивный опыт, накопленный в обществе, и принципиальные социально-духовные изменения, и новую систему государственных мер, направленных на стимулирование духовной жизни общества.

    Размытость ценностных, нравственных и эстетических ориентации, характерная для современной социокультурной ситуации, весьма негативно сказывается не только на сознании и душах людей, но и на содержании и направленности культурной политики. И потому, в центре внимания культурной политики - максимальная приближенность к жизни, постановка конкретных вопросов культурного обновления, гармоничное сочетание элементов культурного наследия и культурных инноваций.

    Культурная политика является составной частью общей государственной и общественной политики. Она столь же, если не менее, важна для государства, как политика экономическая и социальная, т.к. с ее помощью осуществляется активное и целенаправленное государственное регулирование сферы культуры и социально значимой культурной активности. При этом ни в коей мере нельзя умалять в этом процессе роли государства, обязанного быть "просветителем" и отвечать за решение основных задач культурной политики, за координацию всех сфер культурной жизни и стимулирование культурной активности широких социальных слоев.

    Это обусловлено растущим осознанием того, что государственная политика немыслима без решения задач в области культуры и образования, вне приобщения широких слоев населения к достижениям культуры, науки, научно-технического прогресса. Культурная политика непосредственно зависит от общего курса социально-экономического и политического развития страны, особенностей ее социокультурной ситуации.

    Чтобы развиваться и передаваться от поколения к поколению, культура нуждается в поддержке со стороны политической власти и государства. В свою очередь, чтобы утверждаться и поддерживаться, политическая власть нуждается в культуре. Можно сказать, что культура и политика испытывают взаимное притяжение и взаимную потребность друг в друге. У политиков особый интерес вызывает искусство, составляющее сердцевину и высшее выражение культуры. Тесные отношения между политикой и культурой существовали всегда. Уже в Древней Греции ее правитель

    Перикл (V в. до н.э.), при котором Эллада достигла своего наивысшего расцвета, уделял исключительное внимание искусству и культуре. Во многом благодаря этому и возникло «греческое чудо».

    Культурная политика: две модели

    Государство, выступающее главным инструментом политики, является таковым и по отношению к культуре. Оно входит в систему управления культурой, занимая в этой системе высший уровень. Другими основными уровнями управления являются региональный и муниципальный. Современной формой участия государства в культуре является культурная политика, которая представляет собой координацию и регулирование всей культурной деятельности, связанной с сохранением и функционированием исторического и культурного наследия, обеспечением равного для всех доступа к культуре, поддержкой искусства и всех видов творчества, а также с культурным присутствием в других странах и влиянием на них. Государство оказывает финансовую (бюджетную), административную, юридическую и моральную поддержку практически всем видам культурной деятельности. Культурные функции государства являются логическим ответом на естественные, необходимые и исключительно важные потребности людей и общества. Культурная деятельность является содержанием культурной политики.

    К настоящему времени на Западе сложились две модели культурной политики, которые отражают во многом противоположные взгляды на отношения государства и культуры. Первую представляет Франция. Эта модель означает один из вариантов максимально возможного участия (вмешательства) государства в управление культурой. Вторую модель представляют США, где отношения государства и культуры сведены к минимуму. Остальные западные страны занимают промежуточное положение между этими двумя полюсами.

    Можно считать, что культурные политики США и Франции являются антиподами. Однако такое положение нельзя назвать случайным или кем-то преднамеренно созданным. Его объяснение следует искать в совершенно разных исторических путях, которые прошли две страны.

    Культурная политика Франции

    Франция является древней нацией, в формировании которой определяющую роль всегда играю сильное и централизованное государство. Оно выступало воплощением общего интереса, несводимого к отдельным интересам, которые господствуют в частной сфере. В течение примерно пяти последних веков (с конца XV в.) участие государства в культурной жизни последовательно возрастало. Франциск 1 (XVI в.) утверждал французский язык вместо латыни, поощрял поэтов и художников, окружал себя не только французскими, но и зарубежными учеными и художниками, пригласил к себе Леонардо да Винчи и Дж. Россо. Людовик XIV пошел еще дальше. Он защищал Мольера от цензоров «Тартюфа». При нем поддержка развития и распространения французского языка и культуры внутри страны и за рубежом впервые приобретает сознательный, продуманный и организованный характер.

    Следующей важной вехой на пути дальнейшего расширения и углубления отношений между политической властью и культурой стала Великая французская революция (1789-1794), означавшая первую в истории человечества серьезную попытку создания культурной политики. Революция кладет качаю демократии. Народ объявляется сувереном власти, ему вменяется контроль над ее исполнением и теми, кто это делает. Под воздействием революции происходят радикальные изменения, охватывающие практически все области культуры. Прежде всего провозглашаются новые высшие ценности: разум, добродетель, гражданская доблесть, народ, нация. Начинается процесс демократизации культуры. В этом плане большое значение имела выдвинутая программа, ставившая задачу сделать французский язык достоянием всех французов, устранить множество местных наречий и диалектов. Философ-просветитель Кондорсе считан, что «лингвистическое равенство должно быть одним из первых завоеваний революции». Выполнение данной программы потребовало примерно 100 лет. Новая власть также ставит задачу ликвидировать неграмотность и невежество, устранить разрыв между искусством и народом, обеспечить равный доступ к культуре.

    В ходе преобразований устанавливается совершенно новый, высокий статус художника — отчасти в благодарность за то, что многие писатели и художники возвышали и защищали революционные идеи и даже участвовали в революции. В соответствии с принятыми декретами (1793) впервые утверждается авторское право, призванное защищать «более священную, более персональную собственность из всех других видов собственности». Возникают термины произведения искусства и культурного наследия, а также вводится понятие народного образования, которое делает акцент на воспитании критически мыслящего гражданина. Осуществляется переход от поддержки властью искусства к широкой культурной миссии, охватывающей всю культуру. Издается декрет (1789) о национализации культурного наследия, вследствие чего Королевская библиотека превращается в Национальную библиотеку, а королевский дворец Лувр становится Центральным музеем искусства (1791).

    Многие направления культурной деятельности, вызванные Великой французской революцией, находят свое продолжение в XIX в. Особое внимание при этом уделяется сохранению культурного наследия, практическому приближению народа к культуре. В этих целях вводится светское, обязательное и бесплатное школьное образование (1882). Ф. Гизо вводит понятие исторического памятника и разрабатывает принципы его охраны.

    В XX в., особенно во второй его половине, взаимодействие культуры и политики становится еше более интенсивным и широким. В 1959 г., когда президентом был де Голль, во Франции впервые создастся министерство культуры, которое в течение 10 лет (1959-1969) возглавлял известный писатель А. Мальро. Именно в этот период впервые складывается настоящая культурная политика, которая обусловливает все формы и виды культурной деятельности: сохранение исторического и культурного наследия, зашита и развитие французского языка, финансовая, административная, юридическая и моральная защита художников, их социальная защита, художественное и культурное образование, обеспечение равного доступа и участия в культуре, поощрение частного меценатства и т.д.

    Эпоха А. Мальро считается апогеем французской культурной политики. Особые ее достижения связаны со значительным сближением культуры и народа, возвышением народа до уровня высокой культуры. В этих целях проводится демократизация и децентрализация высокой культуры, создается сеть домов культуры и молодежи и центров культурной деятельности, с помощью которых осуществляется ликвидация одиозного разрыва между центром и провинцией, и прежняя привилегия становится общим благом.

    Особого выделения заслуживает также эпоха президента-социалиста Ф. Миттерана (1981 — 1995), когда министром культуры был Ж. Ланг. В этот период доля бюджетных расходов на культуру удваивается (с 0,5 до 1%), благодаря чему возможности культурной политики существенно возрастают. Вместе с тем в 1980-е и последующие годы наблюдается некоторое смещение центра внимания с вопросов доступа и освоения культуры на проблемы искусства и творчества, т.е. с публики на художника. Культурная политика при этом проявляет интерес в первую очередь к тому искусству, которое тесно связано с культурной индустрией: кино, книга, диск. Что касается публики, то здесь также происходят изменения: на первый план выходит «новая публика», под которой имеется в виду молодежь. Поэтому культурная политика уделяет основное внимание таким явлениям, как мода, комиксы, реклама, электронная музыка, рок, джаз и т.д.

    Следует отметить, что проводимая Францией культурная политика принимается далеко не всеми как за рубежом, так и внутри страны.

    В частности, французский исследователь М. Фумароли выступает против вмешательства государства в культуру, считая, что «демократизированная культура убивает естественное в культурном, стерилизует культуру, ставит ее на протезы, сближает ее с модой и мюзик-холлом». Подобный взгляд характерен для представителей либерализма и особенно неолиберализма, которые отвергают вмешательство государства не только в культуру; но и в экономику, выступают за слабое и «скромное» государство, отказывающееся от какого-либо регулирования, выходящего за рамки собственно политики. Однако другие выдвигают убедительные аргументы против подобной позиции. Считается, что выбор Франции в качестве привилегированного случая при рассмотрении отношений между политикой и культурой является очевидным. Во многом благодаря активной и амбициозной культурной политике Франция в течение трех столетий — с середины XVII в. и до середины XX в. — была признанной ведущей культурной державой. Ж. Риго полагает, что французская культурная политика представляет собой «завершенную парадигму системы отношений между политической властью и культурой в демократическом государстве».

    Культурная политика США

    США демонстрируют совсем иной тип отношений между культурой и политикой, который по сути противоположен французской модели, являясь продуктом совершенно иной истории. Америка представляет молодую нацию, которая изначально складывалась в борьбе против английского государства, в противостоянии какому-либо единому центру, что привело к федеральному устройству государства. В основе американской идентичности лежат ценности индивидуальной инициативы и ответственности, которые порождают сдержанное и настороженное отношение ко всякой централизованной системе. Основополагающие мифы американского народа покоятся на образе пионера-первооткрывателя и человека, который сделал себя сам {self made man).

    Важная особенность американского государства состоит в том, что рост его населения шел исключительно быстро: 4 млн в 1790 г., 76 млн в 1900 г., 200 млн в 1960 г., около 300 млн в 2000 г. Такой рост обеспечивался в основном за счет нескольких волн иммигрантов, этнический состав которых был весьма разнородным. Проводимая при этом политика «плавильного котла» (meltingpot) должна была превратить множество исходных этнических групп в некое единое целое, но не принесла желаемых результатов. В этнокультурном плане США остаются достаточно разнородными. Этому способствовало то, что до недавнего времени английский язык в Соединенных Штатах не освящался в качестве обязательного официального языка на федеральном уровне. Только в 1986 г. Калифорния придала английскому языку официальный статус, за которой последовали еще 22 штата. В итоге, в отличие от Франции, Америке не удалось стать государством-нацией с единой культурой.

    Американская элита выступает против вторжения или участия государства в управлении культурой. Она убеждена в том, что государство подавляет творческую инициативу, гасит художественное вдохновение, навязывает некий эталон хорошего вкуса. Отчасти поэтому в США нет министерства или ведомства, которое ведало бы делами культуры на высшем, федеральном уровне. Управлением культуры в Америке занимаются штаты и города. Многие американские авторы считают, что в Соединенных Штатах нет никакой культурной политики, хотя это не совсем так.

    Американское государство проявляет интерес к культуре, но в основе этого интереса находится деление культурного пространства натри составляющие. Первая охватывает культуру вообще, понимаемую в антропологическом смысле, как совокупность нравов и обычаев, присущих данному сообществу. Эта культура складывается и функционирует стихийно, естественным образом и не нуждается в каком-либо вмешательстве извне. Вторая составляющая фактически совпадаете массовой культурой, которая является продуктом культурной индустрии, образующей отдельный сектор экономики и подчиняющейся законам рынка. Американская массовая культура безусловно является господствующей, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. Ре господство становится все более глобальным. Рыночный характер массовой культуры делает участие в ней государства не обязательным и, возможно, ненужным.

    Третья составляющая включает в себя главным образом традиционную художественную культуру, классическое искусство. Здесь участие государства или какая-либо другая внешняя поддержка представляются необходимыми. Хотя в США культура и искусство находятся в ведении штатов и городов, принятый в 1887 г. закон позволяет федеральному правительству выделять соответствующие субсидии, а с 1960-х гг. практика дотаций становится все более широкой. Распределением субсидий занимаются три специальных агентства: Национальный фонд искусства и культуры, Национальный фонд гуманитарных наук и Институт музеев и библиотек. Финансовую помощь культуре и искусству оказывают также многие частные фонды, наиболее известным из которых является Фонд Рокфеллера.

    Культурная политика других стран

    Англия и Германия, как отмечалось выше, в плане взаимодействия государства и культуры занимают промежуточное место между Францией и США. Что касается Англии, то она никогда не отказывалась от вторжения политической власти в культуру. В частности, известный Британский музей — первый государственный музей, занимающийся хранением, исследованием и распространением культурных ценностей, был основан в 1759 г., что на четверть века раньше Лувра.

    Вместе с тем центральная власть воздерживается от прямого участия в делах культуры, предпочитая делать это опосредованно, «на расстоянии вытянутой руки». При таком подходе распределение выделенных на культуру субсидий осуществляет не само правительство, а специально созданные для этого коллегиальные органы, принимающие необходимые решения и наделенные достаточно широкой свободой в своих действиях. Наиболее известными среди таких органов являются Художественный совет Великобритании и Британский совет.

    В то же время в 1992 г. государство создает Департамент по национальному наследию, который участвует в заседаниях правительства и выполняет функции, характерные для министерства культуры. Он осуществляет британскую культурную политику за рубежом, под его опекой находятся всевозможные советы и офисы, а также Британская библиотека и Би-би-си. Департамент уделяет больше внимания сохранению культурного наследия, чем поддержке современной культуры и искусства.

    Германия, как и Америка, устроена по федеральному принципу: место американских штатов в ней занимают земли. Хотя в Германии нет министерства культуры на федеральном уровне, внешняя культурная политика и некоторые другие функции (сохранение культурного наследия, зашита художественной собственности, социальная поддержка художников) отнесены к компетенции федерального правительства. В целом управление культурой осуществляется главным образом на уровне земель и коммун крупных и средних городов, а не на федеральном уровне. Из общего годового бюджета, выделяемого на культуру, более половины приходится на коммуны городов, около 40% — на земли, тогда как в распоряжении федерального правительства остается примерно 7%. Тем не менее роль центральной власти в управлении культурой последовательно возрастает, несмотря на сопротивление земельных правительств.

    Необходимость культурной политики

    В целом есть все основания считать, что участие государства в жизни культуры является объективной необходимостью. В особенности это касается современной, действующей, живой и искусства. Сегодня доля самофинансирования театра или симфонического оркестра составляет примерно 10% от требуемых для нормальной деятельности расходов. Частное инвестирование (меценатство), вопреки распространенному мнению, составляет еще меньше, всего лишь 3-5% государственного финансирования. Так что без финансовой и другой поддержки государства культура и искусство просто не смогут выжить.

    Основное обвинение государства со стороны его противников состоит в том, что его вторжение в искусство ведет к отрицанию свободы творчества, без которой рождается официальное, посредственное и бесплодное искусство. Однако государство вовсе не вторгается в само творчество, оно создает материальные и другие условия, без которых творчество не может состоятся. В действительности культура и искусство обычно страдают не столько от вмешательства государства, сколько от того, что это вмешательство часто бывает не вполне достаточным. Наиболее остро это ощущается в кризисные времена, когда финансирование культуры резко сокращается. Именно такая ситуация наблюдается в последнее время, что по-особому ярко проявляется в США.

    Второе тысячелетие США закончили с падением расходов на культуру. В новом тысячелетии эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась. Подавляющее большинство американских штатов вступило в новый период с большим бюджетным дефицитом, который по конституции для них, в отличие от федерального правительства, иметь запрещается. Чтобы хоть как-то уменьшить дефицит, 42 штата в течение двух лет (2002-2003) сократили расходы на культуру на 60 млн долл. (с 410 до 350 млн). Заметим, что доля расходов на культуру и искусство в бюджете штата составляет 0,06%. В связи с войной в Ираке (2003), лишь для начала которой президент Буш запросил у конгресса около 75 млрд долл., ситуация с финансированием культуры еще более ухудшилась. Для сокращения бюджетного дефицита некоторые штаты прибегают к беспрецедентным мерам. Так, в Аризоне и Миссури ликвидируются комиссии по культуре, а Нью-Джерси пошел еще дальше, упразднив совет по культуре и комиссию по истории, а также фонд, через который оказывается помощь культурным учреждениям, испытывающим трудности. Губернатор Флориды (брат президента Буша) выразил намерение закрыть библиотеку штата. В Калифорнии бюджет на культуру и искусство в 2004 г. составил примерно треть бюджета 2000 г.

    Не менее сложной оказывается ситуация с разного рода благотворительными фондами и дарителями. Только между 2001 и 2002 гг. обшая сумма, которая образуется от 60 наиболее крупных дарителей, упала с 12,7 до 4,6 млрд долл., или в 2,7 раза. При этом число редких даров, превышающих 1 млрд долл., сократилось на четыре. Весьма ощутимо уменьшились субсидии Фонда Рокфеллера — главного американского фонда. Практически все другие фонды также оказались в свободном падении. В частности, 16 фондов, находящихся в районе Сан-Франциско, сократили в указанное время свои пожертвования на 11 млн долл., а в 2003 г. — еще на 25 млн долл. В Нью-Йорке, который всегда занимал привилегированное положение, расходы на искусство в 2003 г. сократились на 6%, а в 2004 г. — еще на 11,5%, вследствие чего бюджет города в плане культуры вернулся к уровню 1999 г. Особая угроза для финансирования культуры и искусства связана с тем, что сокращаются или вовсе отменяются налоговые льготы для тех, кто занимается благотворительной деятельностью. Эти льготы всегда составляли главный мотив для благотворителей. Начавшийся в 2008 г. финансово-экономический кризис поставил культуру и искусство на грань выживания. К. Левин, член комиссии по культуре Нью-Йорка, оценивает складывающуюся ситуацию как критическую. Она выражает серьезное беспокойство, что под тем или иным предлогом финансирование культуры и искусства может вообще полностью прекратиться.

    В европейских странах положение с финансированием культуры и искусства выглядит ненамного лучше. Во Франции, даже в лучшие времена, примерно пятая часть помещений Версаля по финансовым причинам оказывается закрытой для посетителей. Имеющийся в версальском дворце театрально-концертный зал, акустика которого считается одной из лучших в мире, десятилетиями остается закрытым — по тем же финансовым мотивам.