Эмоциональный интеллект — ключ к успешному взаимодействию с другими людьми. Принцип действия интеллекта. Вы хорошо читаете эмоции других людей




еще никто не придумал.

Интеллект знаний известен всем! Многие из нас проходили тесты ради интереса, а в современных компаниях предлагается прохождение таких тестов для соответствия определенной должности.

Многим не очень приятно вспоминать о результатах своих тестов, а кто-то гордится ними. Имеет ли это значение? Насколько важен уровень интеллекта? И что означает термин «эмоциональный интеллект»? Чем он отличается от интеллекта знаний?

Тест на IQ

Доказано, что тесты на IQ не являются окончательной оценкой всех возможностей мозга, да и мерилом знаний их назвать сложно.

Примером тому может быть общепризнанный гений А. Пушкин, который был безнадежным двоечником. Интересно, как бы он смог сдать тест? Но это не отменяет его гениальности. А Моцарт или Шекспир смогли бы выдержать такие тесты? Люди саванты (кому неизвестно − люди с абсолютной памятью) могут творить чудеса, удивляя всех, но в жизни они совершенно не приспособлены, социум для них – темный лес, каков результат их интеллекта знаний?

Выдающиеся личности, не имеющие определенных знаний, а таких много и было и есть, разве могут попасть в разряд глупых людей? У них всего лишь сбой в нейронной сети мозга. Но такой показатель совсем не говорит о том, что стремиться к наукам нет смысла.

Это говорит только о том, что каждый из нас мог встречать человека, у которого за плечами три класса общего образовательного курса, а они очень умны, и даже некоторые мудры, с ними интересно беседовать, и это заслуга далеко не умственных способностей. Вот в этом и кроется тайна эмоционального интеллекта.

Понятие интеллекта

Так что такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения любых задач.

Способность задействовать свои знания, эмоции, и ощущения является основой определения эмоционального интеллекта, говоря другими словами − мудрости. Это загадка, которая никем не разгадана, но прекрасно нами чувствуется в людях, да разве только в них? Глядя на собак, мы можем определить какая с умными глазами, а у какой − глупый вид.

Без всяких тестов можно выяснить, насколько человек умен. Минута общения может указать на уровень развития человека. Как выяснилось, образованный, знающий и мудрый человек – это абсолютно разные понятия. Чтобы было более понятно, вспомните, сколько образованных людей оказалось на улице в годы перестройки, сколько их спилось или подалось в блудную жизнь.

Дальше, возьмем, как сейчас выражаются, «ботанов». Кто их слушает, кому интересен человек, манипулирующий фактами, с лицом без эмоций, бубнящий себе под нос? А ребенок, который в первый день присутствия в школе может проявить свое лидерство? В этом кроется вторая загадка эмоционального интеллекта – как люди преподносят свои знания и почему их интересно слушать.

Принцип действия интеллекта

В современном мире фактор успеха напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта. По статистике, уровень безработицы и преступности гораздо выше среди людей с низким интеллектом.

Мир загадочен, а человек − его главная загадка, и от животных его отличает совсем немногое:

  • язык;
  • сознание;
  • тщеславие;
  • право выбора.

И когда речь идет о серьезном вопросе, то выбор остается за человеком, ему решать как поступать и только в его власти собственное развитие эмоционального интеллекта.

Связь эмоций и переживаний человека впервые была установлена Аристотелем, а Рене Декарт назвал эмоции основой души, но никто не давал им конкретной классификации. Изучением эмоций, по мнению многих ученых, было связано с Дарвином, который положил начало миру человеческих эмоций. Многие открытые им закономерности до сих пор имеют место быть.

Эмоциональный интеллект заключается не только в умении считать, но и в умении сопереживать, что выводит человека на уровень зеркальных нейронов. Скажем, это такое построение мозга, которое включается тогда, когда человек не совершает что-либо, а только наблюдает за действием со стороны.

Например, предстоит серьезный разговор, который решает вашу судьбу. Вы должны сконструировать схему предстоящего разговора с этим человеком, т. е. как бы покинуть свой мозг и внедриться в мозг оппонента. Другими словами, посмотреть на себя глазами своего оппонента.

На этом и основывается весь успех социальных взаимоотношений. Доказано, что такие зеркальные системы испорчены у людей, больных аутизмом, возможно, это и объясняет их эмоциональную глухоту.

Уровень образования людей с развитым интеллектом

С какой стороны подойти к вопросу о том, как развить эмоциональный интеллект? Конечно, со стороны образования. Вот только образование должно основываться не на знаниях, а на понимании.

Это значит, что изучая определенный предмет, человек должен точно понимать, что эти знания ему нужны. А информацию, которая понадобится однажды, можно найти в интернете за две минуты, при этом, не засоряя свой мозг ничем лишним.

Человек должен философски относиться к информации, которая ему ежеминутно поступает. Без гуманитарной подготовки он не поймет того, что делает, он не оценит правильно мир, не поставит перед собой правильные цели, и не сможет расставить ценностные акценты. И все это значит, что к развитию эмоционального интеллекта человек не готов.

Навыки управления эмоциями

Развитие эмоционального интеллекта включает в себя, по меньшей мере, четыре основных навыка:

  1. Умение управлять собой. Эмоциональный интеллект подразумевает под собой управление своими действиями в различных эмоциональных состояниях. В порыве гнева мы способны совершать поступки, о которых потом жалеем, страх парализует наши действия, когда они требуют безотлагательного решения. Радость расслабляет и приводит к потере бдительности. Развивая эмоциональный интеллект, вы сможете действовать правильно в любой ситуации.
  2. Понимание своих эмоций. Каждая эмоция человека должна быть осмыслена. Анализируя ту или иную свою эмоцию, вы сможете понимать причины их возникновения. Это немаловажная ступень в развитии эмоционального интеллекта, так как появится возможность правильно использовать свои возможности и свои , решая важные вопросы.
  3. Контроль эмоций окружающих. Улавливать эмоциональный интеллект других людей можно только с помощью наблюдательности и умения слушать. Развитие эмоционального интеллекта в этом направлении приведет к пониманию того, что чувствует ваш оппонент.
  4. Умение управлять отношениями. В этом аспекте развитие эмоционального интеллекта несколько затруднительно. В нем участвует эмоциональная связь, контролировать которую сложнее, чем личный эмоциональный интеллект. Существует понятие, что, чем сильнее эмоциональная связь, тем проще донести свои мысли. Но вопрос любви никто не сможет объяснить. В ней чем сильнее эмоциональные отношения, тем труднее общаться (не всегда, конечно).

По утверждению психологов, усовершенствовать эмоциональный интеллект во временном эквиваленте можно только в одном навыке. Но даже амбициозный человек может убедиться в том, что один усовершенствованный навык повышает способность продвинуться на ступень выше.

Учимся управлять собой

Исследования показали, что на питание мозга человека расходуется 25% энергии, а на питание мозга маленьких детей – 50%.

Следовательно, это дорогостоящая для человека игрушка, особенно если он бессмысленно работает на мозг, а не наоборот. Поэтому здравомыслящие люди должны задуматься над тем, что мозг должен отрабатывать, затраченную на него энергию организма.

Мы должны уяснить, что мозг работает вхолостую, соответственно, и энергию потребляет зря, если у нас отсутствует или слабо развит эмоциональный интеллект, то есть если мы не умеем управлять собой и своими эмоциями.

А для развития этого навыка следует уяснить три основных правила:

  • ни под каким предлогом не давать себе спуску;
  • научиться говорить самому себе только правду;
  • уметь быть снисходительным и доброжелательным к людям.

Влияние рефлексии на наш интеллект

Способность самому на себя посмотреть и оценить называется рефлексией.

Например, что-то я слишком шумный, или почему я молчу, когда нужно говорить, или как нелепо я выгляжу, когда не знаю что сказать. То есть это способность оценивать свое поведение, тактику, статус в данный момент. Эта способность (составляющая эмоционального интеллекта), некоторым людям дана с рождения, но большинство людей или пытаются ее в себе развить, или их совершенно не интересует этот вопрос. Зависит это от многих факторов, но основной фактор, конечно − генетический.

Это не говорит о том, что если в семье не было близких людей с высоким эмоциональным интеллектом, то и у вас его не будет. Отнюдь, просто детям, рожденным с даром эмоционального интеллекта, знания достаются значительно легче, они уже умеют рационально использовать как знания, так и отсеивать ненужную информацию, в том числе и контролировать свои эмоции. А многие из нас, работая над собой, могут добиться не меньших результатов и максимально развить свой эмоциональный интеллект. Все зависит от нашего желания и поставленных целей.

Закон всемирного тяготения, или как эмоции влияют на события в нашей жизни

В далеком прошлом те, кто манипулировал людьми и был посвящен в эту тайну, изо всех сил старались сохранить власть и не делились своими знаниями.

Поэтому большинство людей до сих пор пребывают в неведении, живут по шаблону: ходят на работу, выполняют свои обязанности, возвращаются домой. Они не могут повысить эмоциональный интеллект только потому, что на это нет ни сил, ни знаний.

Вселенная, в которой мы живем, располагает определенными законами. Многие мы знаем, о других слышали, а о некоторых даже не имеем представления. Один из таких законов говорит о том, что все, что нас окружает в жизни, и даже то, на что мы привыкли жаловаться, притянуто нами самими. Этот закон основывается на законе всемирного тяготения.

Кто-то может попытаться опротестовать закон тем, что аварию он не притягивал, или нервного клиента тоже не выбирал, или еще что-либо, казалось бы, от нас независимое, но концепцию придется принять, усвоив некоторые знания.

Большая наша часть автоматически притягивает к себе все что случается, так как в нашем понимании мы не можем управлять всем. Наши мысли и чувства на автопилоте, и отследить их невозможно. Как их можно отследить? Так рассуждает большинство из тех, у кого проблемы с эмоциональным интеллектом. Да, все мысли отследить невозможно, это может свести с ума, так как в мозге проносится миллионы мыслей, но зная систему управления эмоциями, а это значит, повысив свой эмоциональный интеллект, мы сможем понимать то, о чем думаем. Ведь мысли вызывают эмоции, тот удивительный дар, который помогает понять, что именно мы привлекаем к себе.

Управление своей жизнью с помощью двух эмоций

С точки зрения многих психологов существует только две эмоции. Одна отвечает за то, когда хорошо, а другая – когда плохо. Названий множество, но по сути, будь то гнев, обида, злость или страх, то нам плохо.

Соответственно, эмоциональный блок говорит нам что-то, о чем мы в данный момент думаем, и абсолютно не соответствует тому, чего мы хотим.

Говоря другими словами, мы настроены на негативную частоту или излучаем негативные вибрации. Чувства надежды, любви, счастья – это позитивные чувства эмоций, а значит, что мы излучаем позитивную частоту, сигнализирующую о том, что текущие мысли соответствуют нашим стремлениям и целям.

Замечали ли вы, когда вы сделаете себе утренний кофе в плохом настроении, то он совершенно невкусный. С плохим настроением вряд ли вы найдете приятного собеседника, да и любимая работа может стать каторгой, если вас переполняют негативные эмоции. Извергая их на окружающих, вы не найдете человека, который поддержит вас. Ваши слезы вызовут только жалость или сочувствие, но проблемы вашей не решат.

Нет, это не призыв сдерживать негативные эмоции, а призыв избавляться от них.

Вывод

То, что мы чувствуем идеально отражает то, что нас ожидает. Не зря мы пользуемся словами «день не задался», все эмоции, все чувства решают весь день. А стоит только сменить эмоции, то появится возможность изменить не только день, но и всю жизнь. Думая и ощущая, мы всегда творим. Изменяя свое сознание, мы издаем сами свою вселенную.

Когда нам плохо, мы всегда можем это изменить. Например, послушать свою любимую музыку, увлечься своим любимым занятием. Нет такового? Так это первый сигнал для того чтобы заняться повышением своего эмоционального интеллекта.

Читайте познавательную литературу, развивайтесь. Подумайте о том, кого вы любите, об окружающем вас прекрасном, обратите внимание на своих домашних животных, они несут положительные эмоции, удерживайте эти мысли и эмоции в себе. Только положительные эмоции смогут помочь повысить эмоциональный интеллект, а соответственно, улучшить и вашу жизнь.

Виктория Шиманская - психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики» , партнер Лаборатории EQ-factor , ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ - об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой - это единственный путь пересечения обоих», - сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ . Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ - это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» - стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом - создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов - драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром - например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес - в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы - это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик - или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста - того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя - реализацией «стратегии творца».

Согласно Википедии, – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) – это термин, придуманный двумя исследователями, Питером Салавой и Джоном Майером, и популяризированный Дэниелем Гоулманом в его одноименной книге 1996 года.

Книга состоит из пяти частей, шестнадцати глав и шести приложений в конце. Рассмотрим каждую часть отдельно, заостряя внимание на наиболее интересном.

Часть первая. Эмоциональный мозг

В нас удивительным образом уживаются два ума – рациональный и эмоциональный. Рациональный ум представляет собой инструмент постижения, который мы способны осознавать. Он богат мыслями, более заметен по своему результату в виде знания, отражает способность ума обдумывать и размышлять.

Эмоциональный ум – другая система познания, мощная и импульсивная, порой нелогичная.

Подобный механизм познания, вероятно, сложился за миллиарды лет эволюции. Эмоции и интуиция управляли нашей мгновенной реакцией в ситуациях, когда нам грозила смертельная опасность. В то время как перерыв на раздумья нам был нужен для того, чтобы понять, чего мы хотим достичь в жизни.

В идеале должно существовать равновесие между рациональным и эмоциональным, когда эмоции питают и воодушевляют нас на действия рационального ума. И наоборот, рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций.

Все страсти человека находятся, по сути, в ведении миндалевидного тела (amygdala). Оно является большим специалистом по части эмоций. Если работа миндалевидного тела разобщается с остальным мозгом, это проявляется в поразительной неспособности оценивать эмоциональную значимость событий; это явление иногда называют «аффективной, или эмоциональной, слепотой».

Так, в состоянии аффекта человек совершает как ужасные, так и безумные поступки. Он может причинить боль другому, либо же, не задумываясь, броситься в воду или горящий дом, чтобы спасти того, кого он даже не знает. Миндалевидное тело может заставить нас резко начать действовать, тогда как чуть более медлительный, но более осведомленный неокортекс лишь «разворачивает» свой тоньше проработанный план реагирования.

Можно сказать, что главная задача разумного человека – подружить миндалевидное тело и неокортекс. Это противостояние между чувством и мыслью, сердцем и головой желательно время от времени прекращать.

Возьмем, например, способность эмоций срывать процесс мышления. Есть такое понятие «оперативная память» – объем внимания, который позволяет удерживать данные, необходимые для решения проблемы. Это могут быть задачи на логическое мышление на экзамене или затяжная дискуссия. За это отвечает предлобный кортекс. Однако сильные эмоции вроде тревоги и гнева могут создавать невральные помехи, что негативно влияет на оперативную память. Именно поэтому мы совершенно не можем мыслить во время подобных аффектов.

Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта

Это самая большая и важная часть книги, в которой Гоулман предлагает наибольшее количество своих идей и ценных наблюдений, поэтому на ней мы остановимся подробнее.

Невозможно безошибочно предсказать успех в жизни студента с высоким коэффициентом интеллекта (IQ). Разумеется, некоторая связь существует, однако она ничего не гарантирует.

Не менее важны и другие характеристики, по большей части, именно эмоциональный интеллект. Он состоит из множества навыков, к примеру:

  • Уметь сдерживать порывы, несмотря на провалы и неудачи.
  • Иметь способность выработать для себя мотивацию «на ровном месте».
  • Уметь откладывать получение мгновенного удовлетворения.
  • Настойчиво стремиться к достижению цели.
  • Не давать страданию лишить себя возможности думать.
  • Контролировать свое настроение.
  • Уметь отвлекаться от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном.
  • Надеяться и верить в себя.

Чего может достичь человек с высоким IQ, который при этом сорит деньгами налево и направо, легко поддается негативным эмоциям, вступает в конфликты и хамит начальству? Коэффициент умственного развития почти не дает объяснения, почему у людей с примерно равными задатками, образованием и возможностями совершенно разные судьбы. На первых порах многие из них вырываются вперед, но затем почему-то идут вниз. Они несчастны, склонны к депрессии и не умеют уживаться с людьми (в том числе в супружеской жизни).

Бывает такое, что люди с коэффициентом интеллекта 160 работают на тех, у кого он 100. Почему так происходит? Скорее всего, по той причине, что академический ум в одиночку не способен подготовить человека к хаосу окружающего мира. Ему нужно прежде всего выработать характер (составная часть эмоционального интеллекта), терпение и научиться справляться с разными состояниями.

Гоулман приводит характеристики Говарда Гарднера, которые считает ключевыми для развития эмоционального (межличностного) интеллекта:

  • Управление эмоциями . Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
  • Знание своих эмоций . Здесь крайне важно – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, за кого выйти замуж или на ком жениться, и заканчивая тем, за какое дело взяться.
  • Распознавание эмоций в других . Это эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы.
  • Самомотивация . Суть этого навыка в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции – отсрочивать удовлетворение и подавлять импульсивность. Это умение привести себя в состояние вдохновения – такие люди оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
  • Поддержание взаимоотношений . Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Такие люди отлично справляются с делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с окружающими.

Управление эмоциями становится для нас повседневной задачей, потому что очень часто, особенно в свободное время, нам важно управляться со своим настроением. Мы испытываем боль, когда находимся в плохом настроении и при этом понимаем, что это негативно влияет на наши взаимоотношения с окружающими.

Головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Что же можно сделать? Как минимум – оказать влияние на то, как долго она будет действовать.

Когда эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допустимого временного предела, они постепенно переходят в мучительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, депрессию, неукротимую ярость. Вот почему важно научиться контролировать свое состояние, пока оно не стало окончательно привычным.

Одно из самых неприятных, длительных и болезненных чувств – это беспокойство. Почему оно возникает? Мощными спусковыми механизмами являются мучительные образы в нашей голове.

Хроническое беспокойство принимает вид шаблонных закоснелых идей, а не творческих озарений, которые действительно подвигают к разрешению проблемы. Однако даже от него можно избавиться, если начать работать над собой. Самое главное, что вы должны сделать – развить самосознание, то есть уловить вызывающие беспокойство эпизоды как можно раньше. В идеале – тогда, когда мимолетный образ катастрофы только запускает цикл тревожности и беспокойства. Также нужно выявить, в каких ситуациях и местах вас посещают эти мысли и избегать/пресекать/стараться справляться с ними. И наконец, применять методы релаксации. Напряжение и тревожность – это привычки, с которыми можно справиться при помощи другой привычки – расслабляться.

Часть третья. Эмоциональный разум в действии

Эта часть посвящена, в основном, отношениям в браке. Гоулман настаивает, что корни всех проблем стоит искать в детстве.

Мальчикам и девочкам преподают совершенно разные знания о том, как контролировать эмоции, поскольку на темы, связанные с эмоциями, за исключением гнева, родители говорят чаще и больше с дочерями, а не сыновьями. Таким образом, девочки получают гораздо больше информации об эмоциях, чем мальчики.

Девочки, играя вместе, разделяются на маленькие замкнутые группы, в которых сводится к минимуму враждебность и всячески поощряется сотрудничество, тогда как мальчики для игры объединяются в большие группы, где царит дух соперничества.

Вот и получается, что уже в детстве мальчики понимают, что нужно свести к минимуму проявление эмоций, тогда как девочки преуспевают как в выражении чувств, так и считывании их у других.

Можно предсказать, будет ли брак крепким, по наличию грубой критики. В здоровом браке муж и жена открыто и спокойно выражают недовольство. Но если возникает грубая манера, это значит, что брак уже повис на волоске (хотя некоторые пары понимают это спустя несколько лет или не понимают вообще).

Если в вашем браке кто-то за невинный проступок получает клеймо «невнимательного эгоиста», вам нужно пересмотреть свои взаимоотношения. Также существует так называемый мимический знак презрения: он создается сокращением-особой мышцы, растягивающей углы рта в сторону (обычно влево), и одновременным закатыванием глаз. Когда на лице одного из супругов появляется подобная гримаса, у другого при безмолвном обмене эмоциями частота сердечных сокращений с минуту увеличивается на два-три удара. Можно сказать, что между супругами в этот момент происходит скрытый разговор – и он причиняет огромный вред. Последним гвоздем проблемы в браке является молчание.

Часть четвертая. Окна возможности

Сотни проведенных исследований показывают, что то, как родители обращаются с ребенком, серьезно и долго сказывается на его эмоциональной жизни. И лишь недавно стали появляться исследования, которые показали: если у родителей высокий эмоциональный интеллект – это огромное благо для ребенка.

Одни родители терпеливо объясняют своим детям, что так делать нельзя и указывают на ошибки, чтобы они их исправили. Другие теряют терпение и выходят из себя моментально, называя своего ребенка бестолковым, выражают явное презрение.

Наиболее распространенные негативные манеры родительского поведения:

  • Занятие слишком пассивной позиции . Начитавшись книг по психологии, такие родители сделали неправильный вывод: они не вмешиваются, когда их ребенок переживает бурю эмоций. Они считают, что жизнь прекрасна в любом случае, даже если приносит страдания.
  • Полное игнорирование чувств . Любые эмоции ребенка такие родители считают ерундой или дополнительным источником беспокойства для себя, чем-то несущественным. В итоге ребенок подавляет все эмоции и совершенно не умеет давать им ход и справляться с ними.
  • Манера напускать на себя презрительное равнодушие, демонстрируя явное неуважение к чувствам ребенка . Такие родители могут запретить ребенку вообще обнаруживать гнев и наказывают его при малейших признаках раздражения.

Правильной манерой поведения будет следующее: при проявлении сильной эмоции следует подойти к ребенку, разъяснить ему, что это за эмоция и как с ней справиться. Используйте фразы вроде этой: «Ты рассержен из-за того, что Томми задел твое самолюбие?».

Часть пятая. Эмоциональная грамотность

Чтобы объяснить преимущества эмоциональной грамотности, нужно осознать минусы эмоциональной безграмотности:

  • депрессия;
  • психические травмы;
  • хроническое беспокойство;
  • подавленность, неверие в свои силы.

Что такое депрессия? По сути, это всего лишь состояние, в которое человек вводит сам себя. Он очень сильно старается для этого.

  • Применяет мысли: «Я тупой», «Что бы я ни сделал, ничего не получится».
  • Привлекает физиологию: медленно дышит, мало улыбается, сковывает свое тело.
  • Плохо питается: ест жирную пищу, полуфабрикаты.

Пессимистический взгляд на жизнь делает людей (особенно детей) чрезвычайно восприимчивыми к депрессии. Дети, которые вырабатывают пессимистический взгляд на жизнь, приписывая неудачи в своей жизни какому-то ужасному недостатку в самих себе, начинают превращаться в жертвы подавленного настроения, реагируя на неудачи.

Мы испытываем эмоции 24 часа в сутки, даже когда спим, но при этом лишь очень малая часть людей умеет ими по-настоящему управлять. Эти люди являются знатоками эмоций, они хорошо понимают и справляются со своими чувствами, а также расшифровывают чувства других людей. Какие преимущества это умение несет за собой? Повысив свой эмоциональный интеллект, вы сможете добиться успехов во многих сферах своей жизни (от личной до общественной) и научитесь решать проблемы, не вовлекая ненужные эмоции. Кроме того, есть большая вероятность, что вы будете довольны своей жизнью, потому что сможете понять, в чем нуждается ваша психология в любой момент времени. Вы научитесь мотивировать себя буквально на ровном месте - при помощи обычных мыслей. Вам не нужны будут внешние факторы, чтобы быть счастливым, потому что вы умеете направлять свои эмоции в нужное вам русло и добиваться желаемого настроения.

Каждый человек мечтает о том, чтобы научиться мыслить ясно. Но что это значит? Вы не сможете донести свою точку зрения, если будете раздражены и разгневаны, потому что в такие моменты ваше сознание засорено эмоциональным мусором, который мешает вам думать. Если вы управляете своими эмоциями, то сможете управлять и своим разумом.

К тому же вы наверняка знаете, какие катастрофические последствия несут в себе негативные эмоции. Они могут вас лишить всего - здоровья, жизни, денег, репутации и счастья. В то время как человек, управляющий своими эмоциями, здоров и весел, он радуется жизни и смотрит на все проблемы как на новые возможности.

Что такое эмоциональный интеллект?

Традиционный тест на измерение интеллекта IQ был неспособен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, необязательно достигали своих целей и наоборот - не очень умные люди каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Поэтому в обществе возник вопрос: «Так что же влияет на качество жизни, достижения счастья и успеха?». И многие психологи считают, что нашли ответ - речь о повышении уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (ЭИ, emotional intelligence) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач.

Существует и менее научное определение, которое дали Говард Бук и Стивен Стайн: это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интутивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Говоря проще, ваш эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, когда вы уравновешены в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. В этой связи, эмоциональный интеллект можно разделить на два элемента: понимание своих и чужих эмоций.

Применение эмоционального интеллекта в жизни

Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень.

Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение - пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее - этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать.

Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему - это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха.

Как развить эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого.

Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Мы коснемся этого момента, но советуем пройти курс по духовным практикам, а особенно урок о медитации. Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля.

В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя.

Вам нужно будет понимать, как устроена ваша психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра - это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь.

Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос.

Книги для повышения своего эмоционального интеллекта:

  • Эмоциональный интеллект. Дэниел Гоулман .
  • Эмоциональный интеллект в бизнесе. Дэниел Гоулман .
  • Азбука эмоционального интеллекта. Ирина Андреева .
  • Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. Мартин Селигман.
  • Медитация и осознанность. Энди Паддикомб .
  • Сила позитивного мышления. Норман Винсент Пил .
  • Преимущества EQ: эмоциональная культура и ваш успех. Стивен Стайн, Говард Бук.

Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Прелесть эмоциональных реакций в их универсальности, они похоже работают во всех человеческих культурах. Люди любой расы одинаково испытывают счастье, горе, удивление, злость и бессознательно показывают их в теле и мимике. У каждой эмоциональной реакции есть свои проявления в теле. Например, эмоция удивления имеет три отличительных признака: увеличение глаз, открытие рта и вдох. Такие реакции связаны с необходимостью человека активно действовать в нестандартной ситуации: глаза лучше концентрируются на предмете, а вдох готовит к возможной активности мышц для обороны или бега.

Эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своему значению, они помогают принять правильное, рациональное решение, что в корне полностью противоречит тому, чему часто нас учат – необходимости подавлять , избегать их. Люди с высоким IQ и аналитическим способностям часто незаслуженно отрицают роль эмоций.

Ошибочность такого подхода можно показать, доказав, что эмоциональные реакции имеют вполне конкретную роль. Если мы швырнем в такого аналитика скомканной бумажкой, то даже будь он гением, способным вычислить ее траекторию крайне быстро, он бы не успел сделать точные вычисления и принять на их основе аналитическое решение, пока она до него долетит, тогда, как его природная реакция успеет заставить его инстинктивно отклониться. А если вместо комка бумаги будет весомый камень? Подобно этой примитивной ситуации, в сложных и важных ситуациях также комплекс эмоций способен оперативно включить нужное поведение.

Что такое эмоциональный интеллект?

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального , также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный. Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха. Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше , не проявляют и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Как развить эмоциональный интеллект?

Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям – как в фильме «Теория лжи».

Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья. Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций. Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции – если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся. Специальное изучение эмоций человека по микровыражениям позволяет получить как информацию, как выглядит каждая эмоция, так и навыки на практике оперативно их распознавать.

После этого навыка обязательно нужно обратить внимание и на развитие контроля и умения выражать эмоциональные реакции. Важно научиться различать эмоции для получения правильной картины мира. Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию. Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции.

Также, когда мы понимаем эмоции, мы можем прогнозировать поведение других людей. Особенно важен навык распознавания и управления эмоциями для различного рода руководителей и лидеров коллективов, ведь нужно в каждый конкретный момент отдавать себе отчет, в каком эмоциональном состоянии сейчас подчиненные: если расстроены, опечалены, с низкой энергетикой, то в этот день стоит заняться, например, сверкой документов и проверкой отчетности. Если же люди в коллективе брызжут энергией и полны радости – можно заняться мозговым штурмом, провести собрание.

Но что делать, если нужно провести именно сейчас, а эмоциональное состояние коллег не соответствует? Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности. Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться – словно тренер спортивной команды. Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам.

У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер. Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия. Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации. Все силы его уходят на поддержание непроницаемого эмоционального фасада, который, безусловно, иногда нужен, но как постоянный режим очень затратен.

Следуя предупреждающей стратегии, можно продумать действия наперед, и направить другого сотрудника на встречу, которая эмоционально выводит вас из себя. Если все же вы пошли на встречу, и вас вывели, то следуя реактивной стратегии вы можете вдохнуть и выдохнуть, посчитать до трех и спокойно изложить свое негодование на бумаге.

Эмоциональный интеллект ребенка

Развитие эмоционального интеллекта актуально даже для маленького ребенка, и этим вопросом могут задаться его родители, а также учителя. Марк Брекет из Йельского университета ведет специальную программу для детей, одобренную для проведения в школах. Программа предполагает сначала обучение учителей, которые затем сами учат детей. Роль повышения знаний об эмоциях у детей сложно недооценить, ведь низкий эмоциональный интеллект впоследствии становится источником негативных эмоций и первого плохого опыта, который может запечатлеться на всю дальнейшую жизнь. Благодаря такому обучению у детей будет выбор. Они смогут либо испытывать то счастье, которое хотят, либо отдавать отчет себе в плохих эмоциях и стараться изменить их. Таким образом, низкий эмоциональный интеллект, унаследованный в семье, можно преобразовать с помощью обучения, важного не менее, чем классическое школьное образование, направленное на расширение знаний и повышение IQ.

Также эмоциональному интеллекту ребенка посвящена одноименная книга авторов Джона Готтмана и Джоан Деклер. Она предлагает родителям методику, по которой они смогут выявить свой стиль воспитания, а также с помощью книги скорректировать его, чтобы ребенок научился гармонично проявлять эмоции и развил свой EQ, проживая счастливую жизнь.

Авторы книги подробно рассматривают 4 типа родителей с соответствующими им стилями воспитания ребенка: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный. Для эмоционального воспитания детей, прежде всего родитель должен иметь высокий уровень EQ, и книга помогает развить его благодаря серии последовательных шагов. Например, для развития к эмоциям ребенка родителю предлагается вначале понять, что испытывает ребенок, затем без влияния от того, какого знака эта эмоция – отнестись к ней как к положительной возможности сближения. Затем родителю рекомендуется активно выслушать и подтвердить ребенку, почему его эмоция обоснована, согласиться, что ее причины закономерны. После этого грамотный родитель постарается помочь ребенку назвать свою эмоцию, тем самым осуществляя профилактику . И в итоге совместно с ребенком определить, как можно выразить его чувства экологично относительно к себе, к другим, чтобы это было приемлемо и не разрушительно, а ребенок имел полную разрядку эмоции, а, следовательно, и решение эмоциональной проблемы.

Казалось бы, что проще? Однако даже самый любящий родитель совершает массу ошибок в своем воспитании детей, и в первую очередь они повязаны с негативными бессознательными установками, усвоенными от его родителей. И даже, несмотря на желание не повторять их это не так просто без специального внимания к личному стилю воспитания и его корректировке.