В чем состоит духовная жизнь человека и что это за понятие? О духовной жизни




На вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого пророка Илии на Пороховых священник Константин Морозов. Передача из Санкт-Петербурга.

– Дорогие друзья, сегодня мы будем говорить о том, что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. Отец Константин, что Вы думаете по этому поводу?

– В первую очередь нам стоит посмотреть на историю отношения к духовной жизни внутри Церкви в России, потому что очень долгое время – в монгольский и послемонгольский период – это понятие концентрировалось вокруг монастырей. Для приходского духовенства и для мирян оставалось лишь обыденное благочестие: молиться, поститься, вовремя в храм приходить... И так продолжалось довольно долго. Мы видим, что на протяжении этого времени святые – это в основном монашествующие люди. Это до сих пор сохранилось в сознании людей, и допустим, если на исповедь выйдут два священника, один из которых будет монах, а второй нет, то очередь выстроится именно к первому, поскольку в понимании многих монахи являются носителями духовной жизни, а представителям белого духовенства отводится роль тех, кто занимается поучениями в бытовом благочестии. Со временем мир стал меняться, и хотя в деревнях бытовое благочестие остается (понятно, что здесь и занавески меняют во время постов: с белых на черные), в больших городах происходит секуляризация церковной жизни. И только в ХIХ веке, к началу ХХ века, у нас появляется особая прослойка городского духовенства, которая начинает предлагать для своих пасомых совершенно иные образы духовной жизни, отличные от образа жизни монашествующих, так как жизнь, посвященная Богу, в монашестве, и жизнь, посвященная Ему в миру, кардинально различается. И в этом отношении на первый план выходит фигура отца Иоанна Кронштадтского, который, будучи приходским священником, становится старцем. К нему начинает стекаться в большом количестве народ, для того чтобы получить от него духовное назидание для себя, поскольку те советы, которые можно получить на страницах «Добротолюбия» или в поучениях святых отцов, предназначены для монашествующих и не подходят для тех, кто живет в миру. Это можно увидеть и в литературе, которая тогда была, когда на первый план в духовной жизни выходит «Домострой», где описывается бытовое благочестие. Мы видим то, что отец Иоанн Кронштадтский начинает применять не только определенную методологию в духовной жизни, но и давать советы о том, как вести такую жизнь. Конечно, мы все восторгаемся его дневниками, но ведь сама идея их вести возникла у него во время лекций по психологии, которые он слушал в Санкт-Петербургской духовной академии. Тогда профессора начинали говорить о том, что для того, чтобы проследить свою духовную жизнь, надо вести дневники. Став священником, отец Иоанн начинает этим заниматься, и его дневниковые записи стали для нас предметом понятия «духовная жизнь». Поэтому мы видим новый тип формирующегося духовенства, в которое начинают приходить представители интеллигенции и дворянства. В этом отношении оно пополняется такими яркими фигурами, как Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф, как многие другие, которые смотрят на духовную жизнь уже совсем с иных позиций.

Заслуга отца Иоанна Кронштадтского не только в том, что он начал вести дневники и показывать, что в духовной жизни необходимо отслеживать свои мысли, помышления и устремления сердца, – очень важно то, что он начинает призывать к частому причащению. Напомню, что раньше люди причащались иногда один раз в год. Феофан Затворник писал своей духовной дочери о том, что он благословил ее причащаться в двунадесятые праздники, но при этом он просил ее никому о том не говорить. То есть люди причащались очень редко, и было целым событием, когда кто-то причащался во время постов: Великого, Петровского, Успенского и Рождественского. А в обыденный воскресный день причастников было немного. Так что заслуга отца Иоанна Кронштадтского еще и в том, что он начал вводить Евхаристию в основу духовной жизни каждого человека и общины православного прихода. Конечно же, эта тенденция продолжается уже и в ХХ веке.

Поэтому говорить о том, что такое духовная жизнь для мирян, начали не так давно. До сих пор большинство мирян, приходящих к нам в Церковь, проходят через искус монашеской жизни: «Я бы хотел быть монахом. Вот у них все правильно, а у нас нет!» Это отношение сформировалось еще в монгольский и послемонгольский период, и многие люди до сих пор убеждены в том, что полнота духовной жизни есть только в монастырях, а в миру ее нет. Я уже приводил пример с исповедью, повторю еще раз: если бы вышел представитель из белого духовенства такой же одаренный, как Александр Шмеман, и ничем не выделяющийся священник из монашествующих, то все-таки народ предпочел бы монаха.

И конечно же, человек не понимает того, как ему настроиться на духовную жизнь. Перед ним встает огромное количество вопросов в связи с тем, что он пробует, потому что быт и жизнь человека посвящены не только ему одному, но и его домашней церкви, близким, родным, а следовательно, у него для духовной жизни остается не так много времени, как у монаха. И если раньше было принято бытовое благочестие, то и роль приходского священника сводилась только к тому, как человек поддерживает его. Мы и сейчас иногда можем видеть на исповеди такое, когда батюшка спрашивает: «А ты молишься каждый день? А ты готовился к Причастию?» И если слышит в ответ положительные ответы, то больше ничего не спрашивает у такого человека. Хотя на самом деле важно проследить то, с каким устремлением человек молится, как он осмысливает для себя важность Причастия, когда он к нему готовится. И те правила, которые он выполняет, нужны прежде всего ему самому, а не Богу. Мы до сих пор наблюдаем такую тенденцию.

Конечно, зная, что сейчас такого бытового благочестия не осталось, особенно после семидесяти лет безбожия, стоит вопрос о том, какова же роль современного приходского священника для своей паствы. А с другой стороны, возникает вопрос о том, какой должна быть духовная жизнь человека, живущего в секулярном мире, постоянно пользующегося Интернетом, человека, который, приходя из дома на работу, испытывает огромное количество искушений. К примеру, насколько для него должен быть важен пост, чем он должен быть для такого человека в первую очередь. Мы понимаем, что многие современные люди берут себе послабление на пост. Значит можно говорить о том, что пост, связанный с пищей, для большинства труден или не воспринимается ими. Поэтому мы можем пересмотреть наше отношение к посту как к средству воздержания от средств массовой информации, Интернета, телевизора, компьютера и всего прочего. То есть в этом отношении выходить на другой уровень в духовной жизни.

В то же время, говоря о духовной жизни человека, не хотелось бы уходить только в выполнение определенного бытового благочестия, когда человек для того, чтобы приблизиться к Богу, должен молиться, поститься, читать Священное Писание, хотя это, безусловно, очень важно, но это не является сердцевиной всей духовной жизни. Подчеркну еще раз свою мысль, что все-таки у большинства верующих вся их духовная жизнь вращается только вокруг того, насколько правильно они исполняют те или иные предписания. И если, к примеру, взять страшный грех блуда или прелюбодеяния, то у людей не возникает вопроса, почему Церковь его осуждает. Ведь здесь причина не в том, что человек с кем-то переспал, а в том, что он нарушил в первую очередь обеты, данные Богу при венчании, и именно поэтому он несет за это ответственность, именно поэтому это смертный грех. У нас все это размывается, внимание концентрируется на мелочах, а большие вещи уходят на второй план. Думаю, что в современных условиях это понимание духовной жизни очень важно доносить до человека.

– Вопрос от телезрительницы, который нам поступил через социальную сеть «ВКонтакте»: «Можно ли читать в день по кафизме из Псалтири? И насколько практика ее чтения связана с духовной жизнью?»

– Любая молитва связана с духовной жизнью. Мы видим, что псалмы всегда лежат в основе каждого богослужения, и на службах они регулярно либо поются, либо прочитываются. Поэтому это очень хорошая практика, когда человек за день прочитывает по одному псалму или целиком кафизму – у кого как получается. Это хорошо, но еще более важно, чтобы не только прочитывался тот или иной псалом, но и понимался его смысл. Поскольку для большинства людей при чтении псалмов на церковнославянском языке уходит этот смысл – о чем в них говорится, почему царь Давид написал именно этот псалом. Если вначале читать на русском языке, то будет понятным его содержание, поэтому я бы посоветовал в практике чтения Псалтири нашей телезрительнице использовать сначала русский текст псалма или кафизмы, а уже потом читать на церковнославянском языке, если он ей больше нравится.

– Отец Константин, когда мы говорим о духовной жизни, то не подразумевается ли здесь, что это какая-то отдельная жизнь, которая отличается от нашей повседневной, обычной?

– В наши дни это стало подразумеваться, потому что, как я уже говорил, наш быт оторван от религиозной составляющей. Если раньше соблюдение бытового благочестия было центром жизни, то это говорит о том, что жизнь русского народа строилась на основании церковного календаря. Сейчас это абсолютно не так. Поэтому в этом отношении у нас духовная жизнь строится иначе: когда я прихожу в храм – это одно, а моя обыденная жизнь – это совсем другое. Мы не воспринимаем свою жизнь как определенное служение, как посвящение Богу, и в этом основная причина того, почему у нас не происходит этой смычки между духовной и обыденной жизнью. У большинства людей такое понимание: вот здесь я могу вести себя как хочу, а когда я буду в храме, то я должен вести себя, говорить и думать по-другому. Допустим, среди своих невоцерковленных, не очень религиозных коллег я говорю, думаю, иногда шучу абсолютно по-иному, моя жизнь вращается вокруг совсем других понятий, я измеряю все другими категориями – в отличие от того, когда я в воскресенье прихожу в храм. В этом определенная особенность духовной жизни людей, с одной стороны. А с другой – мы понимаем, что человек не может «перепрыгнуть» из первого класса сразу в десятый. Через такое искушение сейчас проходят практически все люди, когда думают примерно так: «Вот был такой подвижник, монах, который мне нравится. Он совершал это, это и это. Значит я буду читать большое количество акафистов, молитв, делать много поклонов...» Потом человек понимает, что ему этого не выдержать, и тогда он падает духом, начинает унывать. А почему? Потому что взял на себя слишком много.

Поэтому в духовной жизни, как и в любом другом деле, нужна поэтапность: вначале я должен взять на себя немного, а потом постепенно увеличивать нагрузку. Это подобно тому, как дети приучаются к молитвенному правилу. Я всегда говорю: «Ты сначала читаешь вечером «Отче наш», потом «Богородице Дево, радуйся...», а потом «Отче наш» и «Богородице Дево...» вместе. Затем молитвенное правило расширяется, и ты уже добавляешь сюда Символ веры, затем еще что-то...» Так ребенок потихоньку расширяет свое молитвенное правило, которое становится для него естественным, потому что он не брал на себя сразу все молитвенное правило, а каждый раз постепенно добавлял себе по молитовке. Здесь должно быть точно такое же поступательное движение человека. Он не может сразу из того, каким он был до церковной жизни, стать таким, каким он должен быть в Церкви. Поэтому, еще раз повторюсь, должен быть поэтапный подход к духовной жизни. Это подобно тому, как люди идут в гору: спринтеры, даже если они обгонят человека, идущего вверх обычным шагом, выдохнутся где-то на подступах к вершине, их дыхание будет сбито, и наверх они уже не поднимутся. А человек, который идет тихо, спокойно, с размеренным дыханием, шаг за шагом доберется до вершины горы. Почему? Потому что у него все выстроено в определенной последовательности. А у нас же обычно делается один шаг вперед и два шага назад. Поэтому выстраивание каких-то воздушных замков в своей духовной жизни – это дело ненужное. И думать о том, что вот я стану великим подвижником, тоже не надо. Господь от нас требует не этого, а того, чтобы наша духовная жизнь была регулярной и постоянной. В этом основа любой духовной жизни. Если мы будем регулярно исполнять небольшое послушание – взятое на себя молитвенное правило, постоянно причащаться, то у нас будет нормированная духовная жизнь, которая не будет колебаться из стороны в сторону.

– Вопрос от телезрителя из Москвы: «Скажите, пожалуйста, есть ли такое понятие, как «обрядоверие»? И если есть, то что это такое и насколько оно может вредить или помогать в подлинной духовной жизни христианина?»

– Обрядоверие, конечно же, есть. Это происходит тогда, когда мы думаем, что исполняя те или иные условия обряда, мы каким-то образом достигаем каких-либо целей в общении с Богом. Управление Богом с помощью обрядов – вот что такое обрядоверие. Сюда же относятся всевозможные приметы, знаки и символы, которые я вижу. Например, черная кошка через дорогу перебежала – значит будет плохой день. Это момент того, что совершённый обряд ведет человека или в ад, или в рай. Допустим, говорят, что если живого человека отпели, то он умрет. Это недопустимо в духовной жизни, потому что мы спасаемся не из-за обрядов, а благодаря вере.

С другой стороны, мы можем сказать, что мы всю жизнь облекаем в тот или иной символ. Так что обрядность есть. Молодой человек дарит девушке цветы, и этим жестом он показывает, что любит ее. Что это такое, если не обряд? Или перед тем как сесть за стол, человек моет руки, хотя это религиозный обряд. Мы всё облекаем в обряд, но не он сам по себе важен, главное то, что наполняет его, что он несет в себе.

Недавно я перечитывал циркуляры архиепископа Михаила (Мудьюгина), написанные им, когда он был в Вологде. В одном из них он запрещал отпевание тех людей, которые не были прихожанами, то есть не были церковными людьми. Он пишет, что таинство отпевания должно совершаться только над церковными людьми, над теми, кто исповедовался и причащался. А если они не были таковыми, то как же мы можем совершить над ними христианское таинство – обряд погребения, если они сами себя отлучили от Церкви, так как не причащались? Таким образом, говорит он, это будет способствовать тому, что человек будет приходить в храм, зная, что его не отпоют, если он не будет этого делать. С другой стороны, и родственники этих людей станут способствовать их духовной жизни. Я так немного вольно пересказываю его циркулярное богословское мнение, но в принципе это верно: таинство совершается над христианином, и в данном случае это не говорит о том, что душа попадет в рай или ад. Таинство отпевания совершается над усопшим, пишет владыка, дабы высказать уважение телу усопшего, которое является храмом души. Здесь владыка Михаил очень четко определяет сторону обряда – это определенное действие, совершаемое над телом усопшего как над храмом души.

Так что обрядоверие не должно в духовной жизни играть значимой роли. Хотя с другой стороны, такого выражения своей жизни только с помощью тех или иных обрядов у нас нет.

– Вопрос от телезрительницы из Новосибирска: «Меня интересует, почему в постные дни, в среду и пятницу, нужно есть горячую пищу без растительного масла, хотя оно называется постным?»

– Во-первых, потому что это полагается по монашескому уставу. Мы понимаем, что для такого поста, во всей его строгости, растительное масло не употребляется. Но это все-таки монашеские требования.

– И иной климат.

– Да, и писалось это для других климатических условий. Поэтому понятно, что данные требования к современным людям неприменимы. С другой стороны, мы понимаем, что основа любого поста – это не только ограничения в еде, а самое главное заключается в духовном делании. В этом отношении в среду и пятницу, как в особые дни, мирянам надо положить осмысление и своей недели, и всей своей жизни. Это очень удобно, потому что среда – это середина недели, а пятница – ее конец. Если мы будем в среду отслеживать то, как мы прожили понедельник и вторник, а в пятницу станем думать о том, как провели четверг, и будем размышлять о том, что будем делать в субботу и воскресенье, то эти два дня послужат для нас очень хорошим толчком для того, чтобы анализировать свои духовные устремления и настроения. Потому что в духовной жизни в первую очередь внимание уделяется именно мыслям, поскольку любая мысль стремится к воплощению. Если мы задумаемся, то увидим, что эта энергия мысли безудержна, любая мысль хочет воплотиться, стать реальностью, и именно здесь происходят падения. Как утверждают святые отцы, когда мы начинаем высказывать свои мысли, когда бываем одержимы той или иной греховной мыслью, то наше падение начинается тогда, когда происходит ее полная реализация в действии. Именно поэтому к мыслям такой важный подход во всей святоотеческой литературе. И для мирян я бы в первую очередь взял на вооружение эти два дня: среда и пятница как осмысление всей своей жизни.

– Мне кажется, что вопрос нашей телезрительницы включал в себя и такое: по какому признаку те или иные продукты считаются постными? Есть ли некая духовная составляющая здесь? К примеру, чистота или нечистота тех или иных продуктов?

– Если говорить о чистоте или нечистоте продуктов, то апостол Павел нам уже ответил на этот вопрос: «Что Господь очистил, не почитай нечистым», то есть любой продукт чистый, коль его сотворил Господь. Так что здесь нет никакой проблемы для христиан. Единственное, что христианин не может употреблять по апостольскому правилу, это кровь, то есть стейк с кровью или кровяную колбасу мы, конечно, есть не можем, а все остальное – пожалуйста.

Что же касается городского жителя, то здесь бывает такая ситуация, когда многие начинают выслеживать состав продуктов: постные они или нет, входит в состав сухое молоко или нет, добавлено ли яйцо и т. д. То есть начинается вот такое «лазанье» по продуктам. Даже что касается печенья, которое люди употребляют в Великий пост, многие смотрят на этикетки. Хотя мы понимаем, что сейчас мы живем совсем в другом ритме.

Я об этом как-то с Вами говорил, что современному человеку вечером тяжело молиться, особенно совершать вечернее правило. Большинству людей трудно его выполнять, потому что современный человек ложится спать часов в 11-12 вечера. Понятно, что встать на молитву в 12 часов ночи ему уже невмоготу. Раньше люди ложились спать, как это было обычно в деревнях, не так поздно: часов в 9-10 вечера, но не позже. Так, может, перенести вечернее правило на более ранний срок, даже если ты еще пока не ложишься спать?

– Как в семинарии...

– Да, а потом продолжить свои дела. Ритм жизни города и села очень сильно отличается, и в этом отношении возникает большое количество вопросов, которые касаются в том числе и продуктов. Раньше солдатам, к примеру, дозволялось поститься первую неделю Великого поста, а потом они уже ели мясо. И кузнец ел в пост мясо, поскольку у него была очень тяжелая физическая работа. Если мы знаем темп городской жизни, то, что те продукты, которые мы сейчас вкушаем (об этом много говорится по телевизору и радио), не очень подходят под нормы экологически чистых, то здесь встает вопрос о том, насколько важно подходить к еде с такой четкостью и принципиальностью. На мой взгляд, лучше уделить время чтению каких-либо духовных книг или размышлениям о своей духовной жизни, чем выискивать, рассматривая на этикетках, является ли это печенье постным или нет. В этом отношении современный человек стоит в иных условиях, поэтому прилагать ему те нормы и правила, которые диктуют нам каноны предписания постов, конечно же, невозможно.

– Вопрос от телезрительницы, который нам поступил через социальную сеть «ВКонтакте»: «Как все-таки можно совмещать духовное с земным?»

– Здесь необходимо уточнить вопрос: а что она сама подразумевает под мирским, а что под духовным? Обычно я вспоминаю случай, который рассказывал отец Софроний (Сахаров), когда он впервые побывал на Афоне: «Я зашел в трапезную, поел и, уже уходя, заметил монаха, который мыл тарелки за братией. Я обратил внимание на то, как он это делал. Было такое ощущение, что он творит литургию на своем месте. Мне подумалось, что, наверное, этот брат, приехав на Афон, думал о великих монашеских подвигах, а его поставили мыть тарелки, потому что кто-то это должен делать. И я понял, что любое дело, которое мы делаем, мы должны совершать так, как будто мы творим литургию».

В этом отношении мы можем свести ответ на вопрос к следующему: нельзя разграничивать духовное и светское. Все в этом мире духовно, главное, как ты к этому подходишь. Если ты относишься к своей работе, к семейным отношениям как к совершению душеспасительных особых действий, то они для тебя и будут таковыми. Здесь как раз и кроется разграничение, о котором мы с вами говорили: то, что духовная жизнь – это одно, а обычная жизнь – совсем другое. Поэтому тут человеку стоит задуматься именно над тем, что его и обычная, и церковная жизнь должна быть одним и тем же: стремлением в любом действии угодить Богу. Была такая история у западных святых: мальчик кидал мяч, его остановили и спросили: «Что ты будешь делать, если придет Христос?» Он ответил: «Продолжу кидать мяч, потому что если я могу сделать это перед Богом, то я буду продолжать это делать. А если я этого не могу, так зачем мне это делать?» Ребенок так воспринял игру в мяч. И мы должны любое дело чувствовать так, что мы его совершаем перед лицом Божьим.

– Хочется задать еще один вопрос от телезрительницы: «Не является ли стремление к святости эгоизмом? Все мирское стало неинтересным, а ближние обвиняют меня в том, что никого не люблю. На них остается меньше времени, потому что хочется только вести духовную жизнь: ходить в храм, общаться с единомышленниками».

– Общение со своими близкими – это непосредственная задача христианина. Господь сказал: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Поэтому задача христианина – это свидетельствование о Христе своей жизнью, и если Ваши близкие чувствуют, что Ваша жизнь никаким образом им о Христе не говорит, то стоит задуматься о том, а живете ли Вы вообще духовной жизнью. Поскольку в данном вопросе заключается еще и сектантский подход: «Я живу духовной жизнью, а они плохие, не живут так, поэтому мне с ними неинтересно. Мне интересно только с теми, кто думает о Боге, кто говорит о Нем и заботится о своей духовной жизни». Мы должны понимать, что апостолам в первую очередь было интереснее не с язычниками, которые впервые услышали о Христе, задумались о том, что им возвестили, о том, что Христос умер и воскрес. И нам должно быть интересно. Если каждый из нас будет свидетельствовать своей жизнью в первую очередь домашним, близким, родным о Христе, то это и будет тот плод, который мы можем принести Христу в своей повседневной жизни. Конечно, рассуждая о духовной жизни, мы должны понимать то, в каких условиях она проходит, при каком стечении обстоятельств, и на один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Здесь слушательница должна задуматься о том, почему близкие говорят ей, что она уделяет им мало времени. Может быть, она действительно зачиталась и для родных у нее не осталось времени? А Христос сказал нам, кто наш ближний, и если они ей оказывают любовь, милосердие, то они являются ее ближними, а значит она должна относиться к ним с любовью и пониманием.

– Любовь и духовная жизнь, наверное, это очень близкие понятия?

– Евангелие, рассказывая нам о духовной жизни, говорит нам о любви. Первая и основная заповедь звучит так: возлюби Бога своего и ближнего своего, как самого себя. И изначально, рассуждая о духовной жизни, мы в первую очередь будем говорить о любви. Это основа любого духовного делания.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Евгения Осипцова

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности и .

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей , а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его и .

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают . Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и , науку и , искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности , как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей , к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире .

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты .

Духовная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в Иисуса Христа человека, порождаемая Божественной благодатью Святого Духа при согласии свободной человеческой воли. Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет. Начало духовной жизни полагается в таинстве крещения, где человеку обильно подается благодать для духовного возрождения. В таинстве крещения в христианине закладывается благодатное семя духовной жизни, развить которое зависит как от Бога, так и от произволения человека. Если человек «свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу», то духовная жизнь «станет собственною человеку, явится в полном своем виде» (св. Феофан Затворник). Духовная жизнь человека слагается из Божественной благодати и человеческой свободы. От человека требуются усилие воли в борьбе с грехом и стяжании добродетелей. От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в сотрудничестве Бога и человека. Духовная жизнь протекает в Церкви, поскольку в ней (в ее таинствах и богослужениях) пребывает и подается сама Божественная благодать. Целью духовной жизни является соединение с Богом (об́ожение), т.е. бесстрастие, святость и совершенство.

Священник Константин Пархоменко:

Святые всех веков христианской эры утверждают: если вы хотите начать духовную жизнь, то должны помнить о четырех ее составляющих и продвигаться во всех четырех направлениях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре составляющие духовного пути суть:

  • участие в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, и, прежде всего, Таинстве Евхаристии;
  • индивидуальная молитва;
  • чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным;
  • доброделание.
Современный подвижник отец Александр Мень сравнивал важность следования этим принципам для нашего духовного равновесия с важностью ножек для равновесия стола. Он говорил: если у стола одна ножка отсутствует, то стол качается, но еще может кое-как стоять, но если убрать еще одну или более ножек, то стол непременно упадет. Так и в нашей жизни, если забывается одна составляющая духовного пути, то наша духовная жизнь начинает качаться и хромать, если забываются и другие, то мы неизбежно теряем равновесие и наша духовная жизнь рушится. Подразумевается не полное забвение какого-либо пункта духовной жизни, а меньший упор на нем, придание ему меньшего значения по сравнению с другими. В этой связи данный пример можно привести и в несколько ином виде: пока стол нашей духовной жизни крепко стоит на заботливо приспособленных к нему равных ножках, все в порядке. Но если хотя бы одна из ножек оказывается меньше других, то равновесие нарушается, стол начинает качаться и становится непригоден для использования.

Что есть духовная жизнь? Это и счастье, это и трудность. А вот преподобный Силуан говорит, что человеку с Богом трудно. То есть - трудное счастье?

О душевном и духовном

Ну что, если говорить о духовной жизни – наверное, вот вы уже ее проводите, эту духовную жизнь. И вот пришли сюда для того, чтобы ещё в большей мере подкрепить свои знания, в большей мере утвердиться в духовной жизни, в большей мере приобщиться Христу.

Человек состоит из духа, души и тела. Дух - это сердцевина души . А плоть наша - вот это тело… если бы не было души, не было бы духа, не было бы и тела - оно не было бы живо. Мы бы уже не находились здесь, на земле, мы бы стези свои не проходили. То есть - жизнь в духе, жизнь с Богом – так, прежде всего.

Говорят: вот какой душевный человек - хороший. Но душевный, как нам говорит Священное Писание - ещё не есть духовный. Дух оживотворяет, возводит человека и направляет его…

Есть в Священном Писании понятие духовности. Там приводятся плоды духа - любовь, радость, мир, долготерпение, кротость. И сказано, что такой человек находится в духе, с Богом.

Когда мы говорим, что человек духовный – мы, наверное, разумеем, что он имеет особые добродетели. И так мы говорим не только о святых. Мы говорим, что такой человек имеет дарования духа, и вот эти дарования он проявляет в жизни.

Особенно это видно в Церкви, когда человек служит Христу. Когда человек эти дарования призван раздавать, потому что это его служение, это его жизнь такая, это его труд. Либо просто иногда к человеку духовному, облечен ли он какими-то полномочиями, либо просто живется Христом, в Боге - тянутся люди для того, чтобы получить эти дарования духовные.

Но вот мы уже сказали, что это и счастье, это и труд, это и сложность. Это всё это вместе составляет сердцевину человека, когда он живет, трудится, дает плоды и сам получает радость.

Готовимся ко встрече со Христом

Действительно, можно быть сытым, богатым, довольным. Но жить без Бога - можно так? Можно. Вокруг нас люди во множестве так живут. Мы пришли сюда для чего? Для того чтобы ещё в большей мере обогатиться, но уже духовно. Для того чтобы иметь опору.

В вечерних молитвах, которые мы читаем, есть такие слова: «Упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе».

Мы прославляем Бога, мы опираемся на Святую Троицу.

Человеку трудно жить - тогда, когда он выбирает свой путь, когда он идет по этому пути, или тогда, когда у него встречаются сложности, трудности. И где искать помощь, где искать опору? Конечно же, в Боге. Но для того, чтобы получить от Бога помощь, мы сами должны идти к Нему. Мы должны сами эту встречу для себя как бы организовать.

И вот эта наша встреча со Христом - она будет таковой, какими мы придем ко Христу. Для того чтобы быть готовыми от Него получить помощь, мы должны с Вами что-то делать. Должны быть готовы принести Христу свою жизнь, свои дарования - о святых, например, говорится, что был верен даже до смерти.

Святые много потрудились для того, чтобы возлюбить Христа, возлюбить добродетель и возненавидеть грех. Можно победить в самом себе грех только тогда, когда его возненавидим. Побеждаем тогда, когда боремся. И все это тоже будет такой образ духовной жизни.

Ты - мне, я - Тебе?

Но иногда мы рассуждаем, что если духовная жизнь, то должны быть плоды ее в нас. Должны быть дарования. Бог должен дать нам какую-то помощь оказать, наградить нас за наш труд. Бывает такое потребительское отношение? Бывает, конечно. Иногда мы искренни, а иногда говорим: «Поставлю свечу, сделаю поклоны, прочитаю ещё что-то, и Бог должен мне помочь».

Может быть и так. Может быть, и такие отношения могут поначалу строиться. Но это тогда, когда мы в начале пути - когда мы ждем за свой труд награды. Может такое быть - Бог нас знает, жалеет нас, милует и награждает нас. Подчас незаслуженно награждает. Потому что мы не заработали этого. Но Он, любя и желая, чтобы мы пришли к Нему, дает нам это пока авансом.

И вот мы, обращаясь к Нему, говорим: «Господи, я Тебя люблю». Но за этим не должно стоять: «И Ты меня должен любить». Я люблю Бога, потому что Бог - мой Творец. Бог - мой Отец, Бог - мой Промыслитель, Он - мой Учитель, Он - Путеводитель по жизни моей.

И мы знаем святых, мы знаем просто верующих людей, которые жизнью своей являют нам такие примеры, и нам надо им подражать.


Кому нужны правила?

Но это легко или трудно? И легко, и трудно. Кажется - буду жить так. Сегодня мы решили, а завтра получается сложно. Так вот: в духовной жизни нужно постоянство. И вот почему есть правило? Иногда люди спрашивают: «А зачем же нужны правила? Богу разве нужны правила?»

Богу правила не нужны. Правила нужны нам. Богу нужно сердце наше. Господь говорит: «Сыне, даждь мне сердце твое». А для того, чтобы сердце было с Богом, для того, чтобы мы всегда помнили о Нем, есть такие правила - правила церковные. Если говорить о личной, о частной жизни человека - то это молитвенное правило. Мы знаем, что есть молитвенное правило, которое читается утром и вечером.

Мы всегда должны обращаться к Богу. И дело даже не в том, сколько мы прочитаем молитв утром и вечером, а как мы их прочитаем.
Подвижники веры, благочестия, святые люди много говорят о том, что мы должны предстоять пред Богом. Не просто прочесть законное число молитв, а каким образом прочесть? Мы должны осознать, что же мы говорим Христу, услышит ли Он нас, если мы будем обращаться к Нему недолжным образом в молитвах?

Молитвы чьи мы имеем? Вот вы с молитвословом знакомы, я думаю, да? Знаете, что надписание есть над молитвой? Там написано имя святого, чья это молитва. Эти имена могут быть нам знакомы, а могут быть и незнакомы. То есть это молитвы, которые составили святые.


Подвизаясь, исполняя Евангелие в жизни, живя с Богом, они приносили Господу молитвы хвалебные - благодарили Бога, они Господу приносили молитвы покаянные - каялись в своих согрешениях, они приносили Господу молитвы просительные - просили о помощи, просили о том, чтобы Бог всегда был с нами. И вот это вот прежде всего. И мы начинаем свой день молитвами, просим у Бога помощи, и заканчиваем тоже молитвой, потому что в течение дня многое случилось у нас, и вот мы у Него просим и прощения, и благословения на следующий день, и помощи во всех наших последующих делах и начинаниях.

Евангельское слово врачует наши немощи

Вот это вот такая краткая характеристика, может быть, некоторых штрихов нашей духовной жизни в этом плане. Мы должны читать, употребляю слово «должны». Хотя личная свобода, личное отношение к Богу, у каждого оно, естественно, есть, и каждый по-своему может рассуждать. Но преподобный Серафим говорит, что мы должны знать Священное Писание так, чтобы ум наш как бы плавал в нем. Вот когда мы читаем Святое Евангелие, то у нас есть особый настрой.


Слова Божественного Евангелия - они врачуют наши немощи. И вот когда это делается постоянно, насколько это возможно для каждого из нас, то тогда Слово Божье пребывает в нас, а мы пребываем в нем, мы в Слове Божьем всегда найдем ответ на все наши недоумения, на все наши вопросы мы получим ответ. Высветляется, очищается, есть разные примеры, когда Евангелие врачует страсти и пороки человека. Один человек был одержим недугом пьянства, и вот он получил совет от одного монаха, что ему нужно читать Священное Писание тогда, когда ему захочется выпить. И он стал так практиковать.

Это трудно, сложно, конечно, но, тем не менее, когда ему было трудно, он просил других, чтобы они читали Евангелие, прямо над ним, подчас - над засыпающим. И получалось так, что-то закроют учреждение, в котором эти спиртные напитки продаются, то ещё какие-то причины - и постепенно-постепенно он утратил этот греховный навык. Слово Божие его исцелило.

Женщина была одержима гневом и получила совет от духовника читать Евангелие. И вот когда она читает Слово Божие, но это же всегда нелегко, всегда надо себя заставить, понудить, и вот постепенно это дух гнева, дух такого напряжения, раздражения у неё уходил. И так вот многом, и мы знаем, что это настрой, это добрый настрой, это доброе отношение, это доброе отношение и к себе, и к другим, и, прежде всего, к Богу, оно дается тогда, когда мы это Слово Божие принимаем в себя, в своё сердце.

Поститься полезно или вредно?

Но мы знаем о постах и о постных днях, да? Полезно или вредно поститься? Весьма полезно. Для фигуры так это нужно. Ну, а для того, чтобы, прежде всего, мы врачуем не только тело, мы врачуем душу. Вот посты, постные дни, они установлены Церковью для того, чтобы мы могли помогать телу, чтобы тело было нашим помощником, а не просто соперником души. И есть установленные правила - правила, которые освящены Церковью. Не просто я пощусь тогда, когда я хочу, потому что разные есть посты, разные есть воздержания, но, прежде всего, воздержание ради Бога. И вот тогда, когда это есть, то тогда, конечно, мы получаем плод.

Ну, мы знаем вот о постах - Великий пост, Петровский пост перед праздником Петра и Павла, пост Успенский, пост Рождественский. Каждый из них имеет свой устав о пище, каждый имеет устав о богослужении, особенно значим, мы знаем, Великий пост. И вот это вот всё приносит плод человеку. Но всё это - посты, молитвы - всё это должно совершаться в Церкви, потому что Церковь - это богоучрежденный институт. Это не просто храм, в который мы ходим или не ходим, это не просто богослужение, это не просто подчас тяжелое стояние в храме.

Разные встречи в храме

Бывает же тяжело на службе? Я думаю, нам тяжело бывает. А вам? Тоже тяжело бывает. Так что тут должен быть иногда просто навык. Особенно вот если поначалу, то дверь церковная, она такая тяжелая, с такой ручкой, открывается она тоже непросто, тоже Храм Божий - дом молитвы, да? И вот для нас он должен стать постепенно нашим домом, нашим родным, куда мы приходим, и где встречает нас Христос, где встречает нас благодать Божья.

Но подчас встречи бывают разные. Иногда люди, а это нередко, они жалуются на бабушек, которые - бабушки встречают их так, довольно строго и говорят: «Вот тут платок, а тут брюки, а тут вот не так стоишь, не так свечку держишь», - бывает такое, да? И как же вы помирились с этими бабушками? Ну я не говорю в адрес людей, которые, не ко всем обращаюсь, а вот, в частности, к молодежи, наверное. У вас не было таких встреч с такими сердитыми бабушками?

Поняли, что они от ревности, они сразу хотят, чтобы мы все стали хорошими, и сразу. Ну, бабушки тоже, они не сразу стали бабушками. Но вот вы знаете, если говорить о бабушках, то, наверное, это известно сейчас, пишут об этом и говорят, вот есть такой митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Управляет он Московской областью, Московская епархия. И вот однажды, когда у владыки, а он часто по своему послушанию прежде бывал за границей, спросили там: «А что же будет у вас с Церковью, если у вас сейчас в основном пожилые люди, бабушки, а что же будет, когда они все умрут?» - это были годы, наверно, ещё так 60-70-еминувшего века. Он так шутливо ответил: «А наши бабушки бессмертные».

Ну вот, бабушки, тем не менее, к сожалению, может быть, умирают, но они оставляют нам опыт, они оставляют нам свою веру, они оставляют нам церковность, потому что наши бабушки - они большой подвиг несли. Они, там где они могли, где у них получалось, они отстаивали наши храмы, просто буквально ложились вот там под трактор, под машину и препятствовали закрытию храма. Они хранили иконы из закрытых храмов, они хранили веру. Потому что они эту веру передавали вольно или невольно, даже молча, даже не поучая, они передавали эту веру своим детям. А дети - уже своим внукам.

И это часто приходилось слышать, когда говорят: «Вот у меня скончались родители, и я пришла в Церковь»-то есть «я пришла в Церковь по примеру прежней своих родителей», да? А мы наследуем эту веру, эту церковную культуру. И так, что вот это вот важно, конечно. Важно, когда мы приходим в Церковь, мы сами должны вот эту духовную культуру черпать, черпать.

Уважение к печатному слову

И вот замечательно, что вы здесь собрались, вы пришли сюда за этим, правда? Мало что-то знать, хочется знать больше, хочется иметь упорядоченные знания, да? Чтоб это не просто бы кто-то где-то сказал, где-то прочел. У русского человека большое уважение, ну вот теперь это немножко уходит уже, это теперь уже где-то здесь вот, в этих машинах, а прежде вот так оно и было, ну так оно и есть ещё, большое уважение к печатному слову. Вот я в свое время помню, что книг было духовных мало, конечно, мало их, можно было найти с трудом, может быть, где-то у кого-то.

Буквально такие вот библиотеки, а их, конечно, у простых людей не было, может быть, у священника, может быть, в духовных ещё школах, то, что было. А вот так вот русский человек, к каждому печатному слову он относился с большим благоговением. И вот то, что читалось, то врезывалось в память человека, и вот этот человек, христианин, церковный человек, он исполнял это своей жизнью. И вот это вот важно для нас. Подчас вот можно слышать мысли, которые говорят: «А почему так? А зачем это?» - вопросы уместные, человек же не может бессмысленно войти в Церковь, человек не может просто.

Вера прежде всего, да - область сердца. Но есть область ума, когда человек осознает, осмысливает, рассматривает, критически к чему-то относится, можно это. Но для того, что бы вот, осмыслив и поняв правильно, потом уже жить по-христиански, жить так, как учит Святая Церковь. Потому что есть, к сожалению, такое, когда говорят: «А вот неправильно. А вот человек грешит. А вот священник не так живет, а вот он нас учит».

«Хочу» и «надо»

Ну, всё в жизни бывает. Человек есть человек, человек оступается, и тот же священник, имея благодать нас поучать, наставлять, совершать таинства, иногда, может быть, он как человек несовершенен. Святые там, правда? А здесь есть люди, которые стремятся к святости, и вот это нелегко бывает, мы сами знаем по собственному опыту. Так что в каждом из нас два человека: что ни хочу, как говорит апостол Павел, то делаю, а что хочу, то не делаю.

Есть четверостишие такого одного старичка, умершего теперь, он говорит:

Не люблю я слово «надо»,
А люблю «хочу».
«Надо» мне совсем не надо,
Надо лишь «хочу».

Так вот так вот у нас бывает, что хочу, и вот так мы иногда живем. А Церковь - это институт богоучрежденный. Рождение Церкви - это Святая Троица, Пятидесятница. Пятидесятница, когда Дух Святой в 50-йдень после воскресение сошел на апостолов. И каждый, вот как вы помните, деяния их описываются, и каждый заговорил из этих людей, пришедших в Иерусалим, каждый заговорил на разных языках. И там было даже недоумение, как они, почему они на разных языках?

Может быть, они, как там говорится, что, может быть, они нетрезвы? Может быть, они напились сладкого вина? Но каждый заговорил на тех языках, которые были в это время в Иерусалиме. И потом, вот как мы знаем, апостолы пошли с проповедью Евангелия по всему миру.

Почему мы говорим, что наша Церковь истинная? Какое мы имеем право так утверждать? Потому что Церковь нашу учредил сам Христос. Он говорил апостолам, что Он пошлет Духа Святаго им вот после своего воскресения, и так они будут проповедовать Евангелие, Благовестие во всем мире. Апостолы передали это учение своим ученикам - мужам апостольским, пресвитерам. И вот так вот, почему мы говорим, епископ имеет власть рукоположить священника, совершать таинство хиротонии. И вот это вот, это преемство от Христа через апостолов передается нам.

Таинства Церкви

Церковь сильна чем? Каждый может говорить: «А я верую, и нужна ли мне Церковь?» - я верую, и Церковь мне нужна. В Церкви есть таинства. Мы знаем таинства, но самое первое - крещение, да? Мы крещены, и вот мы таким образом вошли в Церковь. Таинство крещения соединяется с таинством миропомазания. «Печать дара Духа Святаго», - говорит священник. И он запечатлевает органы чувств, все мысли и чувства человека, вот этого младенца, если крестят младенца, или взрослого, освещается.

Таинство покаяния - мы идем по жизни, крестившись, отреклись от сатаны и всех дел его и служений его и гордыни его, но всё равно же мы немощные, слабые люди, согрешаем. Поэтому есть покаяние. Причастие, когда мы соединяемся со Христом, тела и крови Христова вкушаем. Вот по этому поводу мы основываемся на Священному Писании. Христос, когда на тайной вечере с учениками своими был, он говорит: «Сие есть тело Мое», - преломил и преподал ученикам». - «И сия есть честная», - преподав вино, сказал, - «Честная кровь Моя». Тела и крови Христовых приобщились ученики.

Люди иногда рассказывают такие случаи, что они сомневаются, что это хлеб и вино. Истинна ли тело и кровь. И вот такие случаи, что женщина одна, она, причастившись, почувствовала во рту вкус мяса и крови. Пришла в ужас, конечно, стала сразу каяться. И всё это у неё прошло, это состояние. Ну это необычное, вот, почему человек не может, конечно, быть, вот… А почему тело и кровь - потому что вот так преподал Христос.

Одна женщина, просфорница, она рассуждала так, что «ну как же, это просфора, я сама пеку эти просфоры, приношу на службу» - и вот у неё тоже подобное было состояние. Так что тело и кровь Христовы истинно, это образ веры. Это не просто, протестанты, они рассуждают так, что под видом хлеба и вина, а мы в православии говорим: «Истина тело и истина кровь» - мы причащаемся, не соединяясь со Христом в таинства причастия, мы не можем наследовать жизни вечной.

В Церкви, я говорю о таинствах сейчас и всем, в церкви есть таинства священства, когда священной степени диакон или священник без хиротонии от епископа не моет принять священную степень, есть таинство ещё освящения или соборования, когда через помазание маслом семь раз перед чтением Священного Писания прощаются грехи, забытые грехи прощаются, и дается здравие телу и душе. И вот таким образом семь таинств Церкви, присутствия, благодать Духа Святаго.

Ну, а если просто говорить о богослужении, о церковных песнопениях, то, конечно, где мы так ещё почерпнем такую благодать и силу, как не в храме Божием, да? домашняя молитва - она необходима, перед Богом мы должны предстоять, сердце наше, прежде всего. А здесь мы молимся все. Церковь говорит: «Миром Господу помолимся». И мы все, хор отвечает: «Господи помилуй». Преподобный Феодосий Печерский говорит, что одно церковное «Господи помилуй» больше наших вот таких частных молитв.

Все возможно верующему

Ну, а если мы именуемся христианами, а христианами стали называться впервые последователи Христа в Антиохии, если мы именуемся христианами, то и вся жизнь наша должна быть христианской. Каждое наше дело, каждое наше слово должно быть в Боге. Прежде, чем мы начинаем, прежде, чем мы совершаем, мы должны рассудить, будет ли это угодно Господу, правильно ли будет это по-христиански, будет ли во славу Бога, не будет ли мне в осуждение?

Ведь разные мотивы есть в жизни. Жизнь непростая, трудности, сложности, проблемы - у каждого есть они. Вот и надо рассудить так, чтобы, как апостол говорит: «Едите ли, пиете ли, иное ли что творите - всё творите во славу Божию». И тогда жизнь наша, какую бы мы жизнь ни проводили, кто бы мы ни были в жизни - были бы космонавты, священники, ученные, просто человек, который копает землю, мама, которая растит своих детей и занимается домом, кем угодно человек бы ни был - артистом, художником - всё будет во славу Божию, если это будет вот как раз вот принцип «Я живу по-христиански, каждое дело я совершаю во славу Божию». Тогда будет жизнь со Христом.

И жизнь, она может быть сложной, трудной, но всё возможно «о укрепляющим мя Господе». Тогда вот она и будет духовной, если мы говорим о духовной жизни, вот как нам поставили вопрос, что мы должны говорить о духовной жизни.

Крещение и монашество

Вот нам ещё нужно делать, чтобы мы были не только говорящие, но чтобы мы были делатели, потому что от слов своих мы оправдаемся или осудимся. Самое первое - это мы в Святом Крещении либо сознательно, если во взрослом возрасте крестимся, либо через своих восприемников, как я уже говорил, отрицаемся сатаны и всех дел его и служений его и гордыни его.

И вы видели, наверное, на Крещении, что младенец если это, на руках у крестных, и крестные, священник говорит, чтобы они повернулись лицом на запад и говорили: «И дуни, и плюни на него», - то есть вот видимым образом, и даже такое, - на дьявола. А потом уже несколько раз, трижды спрашивается, сочетался ли он Христу. И за младенца либо сам крещаемый отвечает: «Да, сочетался Христу», - и читает символ веры потом. Вот, а потом уже погружается в купель: «Во имя Отца аминь. И Сына аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время снисходит Дух на крещаемого.

Много таких примеров из истории Церкви, когда просто язычники, актеры изображали Крещение в театре. И вот один из них, такой Генезий, который отрекся от своих родителей христиан, потому что они были христиане, а он был язычник, и он ушел от них и отказался. И потом он в театре представлял Крещение, и вот на него снизошел в это время Святой Дух, получается, помимо его воли, помимо его призвания, и он вышел из купели, исповедовал себя христианином. И был замучен за Христа, не отказался от Бога. Так что в таинстве сообщается нам сила Духа Святаго, а мы должны её разумно использовать.

Вот в монашестве, когда человек постригается в монашество, его спрашивают, вольною ли волею он приходит, понимает ли он, как бы, что он делает, ради чего он это делает. Постригаемый приносит обеты - нестяжания, послушания, целомудрия. И его спрашивают: «Исполнишь ли? Сделаешь ли?» - и он не просто отвечает, не говорит как-то растерянно «Не знаю», положим, он не говорит «Сделаю», а он говорит: «Ей, Богу содействующу, честный отче». То есть, «Если Бог будет мне помогать, то я это буду исполнять, исполню». И так вот каждый из нас, живя с Богом… Сейчас, минуточку, будут вопросы, да. И, может быть, ответы.

И каждый из нас, живя с Богом, вот тогда так мы можем жизнь свою построить.

Что такое духовная жизнь

В маленьком Томашполе живет книголюб К. Г. Киселев.

В еще меньшем Писцове живет Валентина Майорова.

Вот что она рассказывает о себе в письме.

«Мне - 32 года (ужас!).

Работаю библиотекарем пять лет. Дети: Мая - 12 лет, Машенька - 2 года. Муж - шофер, 37 лет ему.

Но это все сухие анкетные данные. А если рассказывать о себе подробней, то я страшно люблю мою работу, ужасаюсь тому, что нашла ее не в ранней юности, а относительно недавно. Сейчас у меня в жизни две основные науки. Первая - общение с людьми: наука богатейшая и поучительнейшая. И книги!

И книги… Это настоящее море. И мне удалось добыть из этого моря лишь маленький камешек. Оно плещется передо мной, неизведанное, и зовет, зовет…

Если бы не моя лень! Можно было бы черпать и черпать из этого моря…»

В этом же письме (одном из первых писем ко мне Валентины Майоровой) рассказывает она и о том, что у нее - как у читателя - было несколько периодов в жизни. Античный период, когда она увлекалась Софоклом, Еврипидом, Катуллом. Декабристский период, когда она жила судьбами первых русских революционеров. Чеховский период. Блоковский… Сейчас она переживает период толстовский.

Но, наверное, нужно хотя бы коротко рассказать о селе Писцове. Оно расположено в Ивановской области. Ему 450 лет. Жили в нем некогда - уже на покое - царские писцы, то есть люди, которые были переписчиками рукописей и рукописных книг, а иногда и мастерами-иконописцами. Оно и слыло как обитель царских писцов. В нем сохранились четыре церкви, одна из которых, как говорят старики, была построена во времена Ивана Грозного.

Эта несколько необычная история села близ города Иванова, ныне полузабытая, почти легендарная, все же, как мне кажется, отразилась на духовном складе его сегодняшних жителей. Ныне живет в Писцове 4500 человек. В нем: ткацкая фабрика, вырабатывающая миткаль - будущий ситец, две школы, восьмилетняя и десятилетка, две библиотеки, фабричная и поселковая. В поселковой и работает Валентина Ивановна Майорова.

Больше всего в жизни она любит книги и письма. Для нее это самые естественные и необходимые формы общения с людьми - и сегодняшними и теми, кто жил давным-давно. Ее письма подруге, с которой она училась когда-то в школе, напоминают обширный дневник.

О чем же пишет она в этом дневнике, обращенном к человеку, родственному ей по духу?

«Твоя личная жизнь, твои секреты с мужем, твои отношения с родственниками меня не интересуют. Извини, если это тебе неприятно. Мне интересны твои мысли о книгах, о кинофильмах, о встречах с незнакомыми людьми, мысли о воспитании, о детях.

Помнишь, наша переписка однажды выдохлась. Она выдохлась, потому что я не могу долго дышать одними лишь „домашними новостями“…»

Может показаться, что человек, это написавший, живет в некоем абстрактном мире и равнодушен к той житейской стороне человеческого существования, к той повседневности, которая без душевного участия и сердечного внимания к ней порой делается нестерпимо серой.

Но она же пишет через несколько дней:

«В это воскресенье у меня в библиотеке было чаепитие. Балдин А. П. - читатель и Поляков Н. А. Беседа за чашкой чая. Изумительные личности. Оба незнакомы, но нашли моментально тему разговора. Полякову 76 лет, он клад для краеведа, всю жизнь исследует историю Писцова. Несмотря на запущенный вид, это обаятельнейший человек. Умный и духовно тонкий. Кстати, он бывший учитель начальных классов, затем был садоводом при фабрике. Жена у него умерла молодая, он всю жизнь верен ей, живет один, когда-то написал работу: „Декоративные растения“. Сейчас выращивает цветы, выписывает семена из разных уголков страны. Ежемесячно откладывает деньги на семена. А? Сейчас он уже постарел.

Почему мы бываем порой жестоки со слабыми, но умными людьми?! И иногда вкрадчиво льстивы с сильными, но неумными и пустыми. Почему? Капелька внимания: старая рубашка, чашка горячего чая, таблетка от гриппа - разве это тяжело, непосильно?

Наше небрежное ироническое отношение к людям, порой внешне неряшливым, но духовно богатым, не добившимся видимого успеха, но сохранившим человеческое достоинство, видят наши дети.

Не будут ли и они смотреть на нас, стареньких, тоже небрежно и заносчиво. Посмотри, как мчатся дни, месяцы, годы.

Ночью, утром я встаю иногда с такой любовью к жизни, жадностью к ней, что дух захватывает! Хочу любить людей, делать им добро, писать им письма, получать и беречь каждую весточку от них, потому что это уже не повторится!!! Это уже не повторится…

Я хочу, чтобы после меня остались дневники, письма к людям и от людей (поэтому самое интересное переписываю), хочу, чтобы меня помнили не как негостеприимную хозяйку, недобрую бабу, насолившую кому-то, хочу остаться в памяти людей моими, может быть, наивными попытками внести что-то необычное в их жизнь.

Затрагивают ли мои письма что-то самое глубинное в тебе, освещают ли твое повседневное существование?»

В третьем письме она опять кажется для «повседневности» недоступной.

«…Сейчас меня осенила мысль: помнишь, вы спрашивали, почему я молчу, когда вы беседуете о чем-то. А я теряюсь, не понимаю, о чем говорить. Я не умею об этом говорить. Мне не хочется обсуждать житейские подробности или врываться без спросу в чью-то жизнь.

Мне интересны наши с тобой мысли. Для мыслей и существует письмо. О наших домашних делах мы можем рассказать в двух письмах. Дальше будет уже повторение. А мысли - это нечто ни с чем несравнимое, это что-то вечно живое, постоянно рождающееся в нас и нас обогащающее».

Письмо это было написано на рассвете - в три часа утра. Вот о чем рассказала она в нем на последующих страницах.

«Вещи, тряпки - хорошо в меру. И я лично люблю это, когда есть деньги и можно открыто купить в магазине.

Вещь меня радует целый день, ночь, особенно радует, когда ее надену. У нас с ней возникает как бы взаимная любовь, а потом любовь угасает и она становится старым, немного надоевшим товарищем. Не больше.

Остальное: крупные вещи - ковры, паласы, полированная мебель меня не трогает даже в мои тридцать с лишним лет, когда вроде бы надо обзаводиться всем этим.

Нет, нет и нет. Я не думаю обо всем этом. Наверное, потому что у меня есть иные ценности: книги, общение с людьми, познание их.

Вот вчера у меня была соседка, разговорились - о книгах. Я ей рассказала, что я люблю и за что. Как она озарилась изнутри! Как ей не захотелось уходить от меня! Она вся засветилась. И хоть, по-моему, ей не о чем было мне рассказать, она не уходила долго, задавала вопросы и делалась все мягче, все человечнее.

А заговори мы о вещах? В разговоре бы таилась зависть к более „обеспеченным“, боль за ущемленные возможности. Не так ли? Подумай!»

Может создаться впечатление, что Майорова - человек «не от мира сего».

Нет. Она о себе рассказывает в тех же письмах, обращенных к подруге:

«Утром стирка, готовка - все как у всех женщин, потом работа, где выкраиваешь драгоценные минуты для писания открыток одноклассникам, а уж после работы опять семья, готовка, уборка и т. д. и т. п. И опять и опять. Сельский быт - нелегкий. И что же - получается замкнутый круг, когда некогда заняться тем, что для тебя интереснее всего?

Нет, порой достаточно какой-то маленькой „духовной новости“, чтобы этот круг разорвался. Вот я читаю в „Литературной России“, что текст известной песни „Живет моя отрада в высоком терему“ сочинен писцовским поэтом Рыскиным С. Ф.

Он жил в начале века, и мне ничего о нем неизвестно! Но ведь, наверное, у нас еще сохранились люди, помнящие что-то о Рыскине. И мне хочется бежать к тому же Полякову, к старикам и старухам.

Послушай: ты никогда не задумывалась над тем, что такое духовная жизнь? Ведь духовная жизнь, наверное, это не только думанье о чем-то высоком. Духовная жизнь - это и мое письмо к тебе о Рыскине, и моя тревога о том, что его окончательно забудут, и мои открытки одноклассникам».

О чем же она писала одноклассникам?

Когда Валентине Майоровой исполнилось тридцать лет, задумала она устроить встречу «тридцатилетних». Жизнь разметала бывших одноклассников, с тех пор как окончили школу, все они не встречались ни разу, то есть встречались, конечно, но мимоходом, порознь, не было это общей встречей - и встречей торжественной.

Майорова долго думала и решила.

«…Ведь не будешь писать: берите с собой вина или самой тратить массу денег на вино. И я нашла выход, по-моему, хороший - чай с баранками, картошка, солонина. Людям нужно общение, а не пьянство. Картошка есть, огурцы есть, хлеб и баранки куплю. Хочется, до чего же хочется собрать одноклассников. Хочется встряхнуть людей, чтобы они покинули собственные гнездышки ради этого одного дня. Казалось бы никчемного, ненужного, глупого…

Вот и краду у работы драгоценные минутки для открыток моим одноклассникам. Может быть, и это - духовная жизнь?»

Встреча состоялась.

«…Сейчас во мне после нее пустота. Хочется чем-то заняться, кому-то быть нужной…

Расскажу тебе подробнее о том, как все это было устроено. Во-первых, составила „опись“ выпускников - и по памяти, и по школьным журналам. Потом стала искать адреса этих 32 теперь уже совершенно взрослых семейных людей. Потом написала им всем открытки.

И самой большой радостью было для меня, что мои открытки разбудили воспоминания, всколыхнули лучшие чувства в людях. Вот тебе любопытная подробность. Нашей встрече особенно обрадовались „посредственные“ ученики, даже „двоечники“, а лучшие - напустили на себя равнодушие и были в самом деле сухи.

А я накануне все накупила, постаралась ни о чем не забыть. И вот из дома нашего бывшего классного руководителя, Нины Михайловны, где мы встретились, все мы пошли в школу. Снег, март, распутица, весна и… наши гвоздики. На крыльце школы нас ожидали учителя и те одноклассники, которые немного опоздали. Все целуемся, смеемся. Нина Михайловна - такая маленькая, молодая.

А мы - такие полные, и постарели, постарели! Ведь всем по тридцать. В 13.00 восемнадцать человек и пять учителей вошли в наш класс. Сели, кто с кем и где сидел раньше.

Я написала на доске: „Здравствуй, школа, здравствуйте, учителя, не умирай, юность!“ Раздался звонок. Нина Михайловна достала журнал 1965 года. После вступительных слов началась перекличка. Нина Михайловна так ее начала: „Дорогие дети! Для меня вы навсегда останетесь детьми…“

Потом Лидия Васильевна (директор) подвела итог нашим деяниям. Обошли все классы, вертелись перед зеркалом, обстановка - как в перемену. Фотографировались на крыльце школы, пошли к памятнику погибшим землякам, возложили цветы. В 16 часов сели у меня за столы. Читали Есенина, мой дневник, который я вела в восьмом классе, пели пионерские песни, плакали, танцевали и опять плакали.

А назавтра восемь человек встретились у Нины Михайловны, ели горячие пироги, ватрушки, пили чай, пели под гитару Есенина, Высоцкого и Окуджаву и - простились… Может быть, навсегда!»

Валентина Майорова в полном смысле слова общественный человек, то есть самые, казалось бы, личные, даже интимные ее душевные состояния не отделимы от жизни окружающих людей, общества.

Маркс писал о том, что коммунизм осуществит возвращение человека к себе самому как человеку общественному, то есть человечному.

У Майоровой общественное от человечного неотрывно.

Этим я вовсе не хочу ставить ее в неловкое положение, утверждая, что она человек будущего. Она сегодняшний человек. С самыми земными, обыденными заботами, огорчениями и надеждами. Но сочетание общественного и человечного, «мирового» и личного сообщают ее заботам, огорчениям и надеждам высокий гуманистический смысл.

Иногда она задумывается о том, чем стала бы ее жизнь, если бы ушла из нее ежедневная работа в библиотеке, семья, дети, житейские хлопоты, нелегкий быт. И вдруг открывает нечто, казалось бы, неожиданное, даже парадоксальное: если убрать это «земное», казалось бы тяжко житейское, то не будет и высокой духовной жизни. Останется пустота.

«4.30 утра. Пою, переворачиваю дите. Мне сейчас вспомнилось вот что. Живу в Иванове, может быть, март. Еду в центр на троллейбусе, стою у окна в конце салона. Смотрю на людей, которых мы обгоняем. Снег огромными хлопьями падает за окном. И вдруг… Среди снега, падающего на всех, женщина с… зонтом. Черным, огромным. Страшным. Зачем? Прячется от снега…

Прячется от жизни. Вот я и надумала: у тех, кто прячется от жизни с ее повседневностью и утомительными заботами, не может быть ничего милого, умного, потрясающего.

У тех, кто прячется от обязанностей перед людьми, и родными и неродными, не может быть и духовной жизни. И в конце концов тоже раскроешь большой черный страшный зонт, чтобы спрятаться и от себя, от себя внутренней, чистой, хорошей, доброй.

Вот она странная логика жизни. Вначале прячемся от „низкого“, потом - от „высокого“.

Еще воспоминание. Тот же город Иваново. Камвольный. Разговорилась с одной пожилой (62–63 г.) женщиной.

Стройная, подвижная, островнимательная и… рассеянная.

Что поразило? „Я до работы бегаю бегом.

В душе я чувствую такие приливы молодой силы!“ Вот тебе и раз.

Человек, песчинка в людском море, а подишь ты, вопреки возрасту, вопреки всему - бежит. Думай, что хочешь! Кто она, эта женщина. Если ты нытик, то увидишь в ней дуру, выживающую из ума. Если ты фантазерик, уважаешь необычное, - то она: твоя мечта. Подумай, к кому относишься ты сама.

Она: мое воспоминание - минутка. Это мои самые дорогие воспоминания, на вес золота. Минутки из моей тридцатилетней жизни. Жизни в повседневности. Жизни - в жизни…»

Во имя чего Валентина Майорова пишет эти обширные письма-дневники? Конечно, ради «науки общения». Но существует у нее и еще одна цель, которой она стесняется, но все же иногда что-то о ней рассказывает.

«Не хочу, чтобы наши письма исчезли, может быть, через двадцать или тридцать лет их будут читать наши дети и внуки, их будут читать уже в третьем тысячелетии нашей эры и, читая, лучше нас поймут. Может быть. Нет, это не гордыня. Мне кажется, что нужно создавать семейные архивы. Мы уйдем в Лету. Пусть наши дети научатся чувствовать и жить, как мы. Ведь мы неплохо живем…

Я тешу себя мыслью, что это и через тридцать лет интересно будет читать…»

Сейчас у Валентины Майоровой «толстовский период». Она читает Л. Н. Толстого и воспоминания о нем.

«Его внутренний мир становится мне все ближе и все понятнее. Вот уж воистину человек, который был не „внешним“, а „внутренним“!»

Константин Григорьевич Киселев живет в маленьком Томашполе. Валентина Ивановна Майорова в еще меньшем Писцове.

В отличие от Киселева Майорова не стремится к созданию большой личной библиотеки. Ей кажется, что в доме должно быть не больше 40–50 книг, самых нужных, совершенно незаменимых. По возрасту она может быть поздней дочерью Киселева. И все же: до чего же похожи они друг на друга - не только любовью к книгам, нет, похожи любовью к людям.

Из книги Без обезьяны автора Подольный Роман Григорьевич

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Хороший человек, славный мальчик, приятный юноша, замечательная личность, герой, гений.:Так человека хвалят.А за что? И всюду ли за одно и то же?И всюду ли, всегда ли за одно и то же ругают?Конечно, нет. За примерами ходить недалеко. Каждый

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

Что такое хорошо, а что такое плохо? Возник у меня как-то с ребятами разговор о двух очень разных, ни в чем не похожих друг на друга сочинениях. Одно из них они слышали по радио, другое - в концертном зале. В исполнении первого принимали участие певцы-солисты, хор и большой

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

19. Особенности культуры Нового времени. Наука и техника. Духовная жизнь человека С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович Шишова Наталья Васильевна

Из книги Китай, Россия и Всечеловек автора Григорьева Татьяна Петровна

Из книги Кандинский. Истоки. 1866-1907 автора Аронов Игорь

Духовная эволюция (от горизонтали к вертикали) А по словам Гесиода: Прежде всего во Вселенной Хаос зародился… (но) должна быть среди существующего некая причина, которая приводит в движение вещи и соединяет их. Аристотель. Метафизика, 1, 4 Почему наступило разочарование в

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Из книги Табасаранцы. История, культура, традиции автора Азизова Габибат Нажмудиновна

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

«Что такое жизнь и для чего люди живут?» Три трагических истории произошли в окрестностях Петербурга всего за несколько недель августа и сентября 1910 года. Объединяло их то, что во всех случаях жертвами стали молодые девушки. Причем две из них ушли из жизни добровольно,

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО НУЖНЫЕ, ХОТЯ И «ДРУГИЕ» О хорошей и плохой речи полезно знать многое. В этих заметках пока говорилось о правильности ее, чистоте, точности и богатстве. Но, по-видимому, существуют и другие ее качества? И может быть, эти «и другие» не менее

Из книги На шумных улицах градских автора Беловинский Леонид Васильевич

3.3. Духовная культура Древнего Китая Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных

Из книги автора

Глава 6 Духовная жизнь горожан В городе торговали, в городе служили, в городе учились, в городе работали, производили «материальные ценности». Но ведь не хлебом единым жив человек. Нужно и отдохнуть, и развлечься, и отвлечься от мелких земных забот. Возможностей для этого в