Сравнительная характеристика героев сказок гауфа карлик нос. Психоаналитическая интерпретация сказок "Красивая жена", "Карлик нос" и "Медведь – липовая нога". Смысл и значение сказки




Безусловно, первое, что бросается в глаза при беглом знакомстве с биографией этого немецкого писателя, – ее краткость. Прожил Вильгельм Гауф полных 24 года, хотя жизнь у него сложилась вполне счастливая, без чрезмерных любовных мук и участия в дуэлях. Появился на свет сказочник в 1802 году. Первым жизненным испытанием мальчика стала смерть отца, которого посадили в тюрьму по несправедливому обвинению в подготовке мятежа. Считается, что этот штрих биографии впоследствии найдет отражение в сказке «Маленький Мук». Вильгельм Гауф после случившегося переехал в дом деда. Там мальчик впервые получил образование – в старинной библиотеке среди десятков стеллажей.

Обучался будущий сказочник на факультете теологии и философия. Естественно, молодой человек не стремился стать пастором. Не отличался он особым смирением, а всегда был в душе забиякой, мятежником. Он даже организовал орден «факелоносцев», надевал несколько экстравагантные красные штаны и даже не преминул перекрасить ноги святому Георгию (то есть его статуи). Причиной же, по которой Вильгельм Гауф выбрал именно это направление учебы, была стара как свет – бедность. Полноценное образование в семье будущего писателя могли позволить только одному ребенку. Им оказался не Вильгельм, а его старший брат. И только учеба на теологическом факультете в те времена предполагала стипендию.

Покинув альма-матер, молодой человек нанялся репетитором в один из домов. Посещение Парижа, Брюсселя, Бремена – эти и другие поездки успел совершить Вильгельм Гауф. Сказки, которые он сочинял специально для детей баронессы фон Хёгель, заставили поверить писателя в свои силы и выпустить «Альманах...» в 1826 году. Однако дебютом в искусстве слова стал отнюдь не сборник сказок. До этого был издан роман «Человек с Луны», и эта проба пера, надо признаться, вызвала небольшой скандал. Дело в том, что Вильгельм Гауф опубликовал свою книгу под именем одного популярного в те времена беллетриста, проза которого служила образцом безвкусной литературы. Однако она пользовалась популярностью, а значит, когда читатели видели на обложке знакомое имя, не задумываясь покупали «Человека с Луны». И каково же было негодование публики, когда она обнаружила не знакомое чтиво, а ироничную пародию на него! Гауфа разоблачили, его обязали заплатить штраф. Ну и что, зато он стал настоящей знаменитостью! После издания двух «Альманахов...» (третий увидел свет уже после смерти писателя) Вильгельм Гауф продолжает работать. Создает стихотворения, новеллы, становится редактором «Утреннего листка» и... женится на кузине, которую давно любил.

Сюжет.

В одном безымянном городе Германии жил сапожник. Его жена Ганна и сын Якоб успешно торговали на рынке овощами. Когда к их лотку однажды подошла безобразная старуха, Якоб рассердился на её привередливость и раскритиковал женщину. На это старуха обещала, что и он станет таким же. Дело в том, что она оказалась ведьмой, и её звали Травозная (нем. Kräuterweiss - знающая толк в травах).

Когда Якоб помог ей донести покупки, в своём доме, где прислуживали антропоморфные морские свинки и белки, Травозная накормила его вкуснейшим супом. Он заснул и увидел сон про то, как семь лет служил старухе в обличье белки и даже стал отличным поваром. Когда мальчик проснулся и вернулся на рынок, оказалось, что действительно прошло семь лет, а он превратился в уродливого карлика. Родители не признали его и не поверили ему. Тогда Якоб устроился к герцогу гурманов младшим гоф-поваром (в качестве испытания он приготовил датский суп с красными гамбургскими фрикадельками). Герцог ел его стряпню да нахваливал.

Однажды карлик Нос, как его сейчас называют, среди прочего купил на рынке гусыню Мими (которая в результате оказалась заколдованной девушкой). Она помогла ему испечь паштет «Сузерен» для герцога и его гостя - князя, а также найти для паштета очень нужную приправу - травку Вкусночиху (нем. Niesmitlust - чихай с удовольствием), в которой Якоб узнал компонент того самого супа. В своей комнате он понюхал травку и вернулся в прежнее состояние.

Сначала они с гусыней отправились к отцу Мими - волшебнику Веттербоку, который отблагодарил Якоба. Последний вернулся к родителям с приличной суммой денег.

Смысл и значение сказки

Через весь текст сказки «Карлик Нос» проходит идея торжества справедливости, преимущества внутреннего мира перед внешним. Главный герой сказки - ребёнок, похищенный ведьмой и превращённый ею в уродливого карлика. Сбежав от неё, он пытается возвратиться домой. Но родители не узнаю́т его. Работая на королевской кухне, он спасает девочку Мими, превращённую ведьмой в гусыню. Дружба помогает им преодолеть все препятствия и освободиться от колдовских чар.

Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа «Карлик Нос»

Разработан учителем начальных классов

Кулешиной Валентиной Ивановной

МБОУ «Школа№2» г. Семенов

Нижегородской области

2016 год

Урок внеклассного чтения по сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»

Предмет: литературное чтение

Учебник: «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац, УМК «Планета знаний»,часть 1, 2014 год

Тема урока:

Цель: развивать навыки анализа прозаического текста

Задачи:

участвовать в диалоге;

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы:

Методы:

Планируемые результаты УУД:

Предметные

    смысловое чтение;

Личностные

Метапредметные(познавательные, коммуникативные,регулятивные)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Ход урока

1.Организационный момент. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже солнце.

А вы какими мечтаете стать?

Мы мечтаем стать сильными, умными, смелыми, добрыми, отзывчивыми…

А кто вас учит быть такими?

Учителя, родители, герои книг, сказок.

Сейчас мы с вами прослушаем музыкальный фрагмент, и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

О чем же пойдет разговор на нашем уроке?

В сказках и в каждом человеке борются два качества.Какие?

Добро и зло.

Что для вас добро?

-Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

А еще ласковое солнышко.

-Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

И темная туча на небе, закрывшая солнце.

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Назовите свою любимую сказку.

Я предлагаю пройтись сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках.

-Что такое сказка? Дайте определение.

-СКАЗКА- повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

-С какими видами сказок мы знакомились на уроках?

Какую сказку вы дома читали?

Кто назовет тему нашего урока?

(Добро и зло в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»)

Кто является главным героем?

3.Актуализация знаний.

Карлик Нос.

Почему Карлик? (Он был маленьким)

Где еще мы применяем слова в значении « карлик»?

1.Карлик-это маленький человек(90-100 см, вес 10-15 кг)

2.Гном. - Чем гном отличается от карлика? (Гномы живут под землей- «Белоснежка и семь гномов»)

3.Карликовое растение (карликовая береза в тундре 20-80 см)

4.Государства в Европе (Андора, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, город Ватикан, Мальтийский орден)

5.Планеты-карлики (Церера, Плутон, Эрида, Макемаке, Хаумеа)

Почему главным героем Гауф делает не обычного человека, а карлика?

- Люди всегда замечают тех, кто не похож на них.

Особенно бывают нетерпимы и жестоки к человеческому уродству.

Такому человеку очень тяжело приходится в жизни. Наверное, Гауф как раз и хотел показать, как трудно быть не таким, как все, но ещё хуже, когда тебя за это ненавидят.

Хотел показать и осудить жестокость людей, неприглядность их поведения.

4.Обобщение и систематизация знаний

(доклады детей)

(1, 2 слайды) -Вильгельм Гауф- немецкий сказочник. Послушаем доклады детей.

(3,4 слайды) - Гауф прожил очень короткую жизнь, всего 25 лет (1802 – 1827), но не потерял даром ни часа. Он был стройный, красивый, с тёмно-синими глазами на бледном лице, весёлый, остроумный, общительный, скромный, добрый. Родился он в Германии в семье со средним достатком. Когда ему исполнилось 7 лет, умер отец, и мать с детьми переехала к деду, в доме которого была богатая библиотека. Мальчик отдавал предпочтение запутанным историям и рассказам о старине, которые по вечерам пересказывал сестрёнкам, переиначивая по-своему и добавляя красочные подробности. В 18 лет он поступил на богословский факультет одного из крупнейших в Германии университета. Окончив его в 1824 году, стал домашним учителем в семье барона и баронессы Хюгель. Маленькие воспитанники Гауфа стали первыми слушателями его первых сказок.

Обучаясь в университете, Гауф был предводителем студенческих компаний, Его любили за красноречие и остроумие. Студенты устраивали весёлые пирушки, пели громко песни и мешали спать горожанам, перевешивали (меняли) вывески на лавках. Ни одно из развлечений не обходилось без Гауфа. Но эти развлечения Гауф как-то резко оборвал. Он как будто чувствовал, что жить ему недолго, и полностью погрузился в мир литературного творчества. Уже в 1826 году выходит 1-ый «Альманах сказок» и два романа, которые принесли ему известность. Успех книг позволил осуществить давнюю мечту: Гауф отправился в путешествие. Исколесил всю Германию, побывал за границей. Но прошёл год – и Гауф, один из самых молодых и прославленных писателей Германии, умирает в 25-летнем возрасте от нервной горячки.

(5,6,7 слайды ) Его литературная деятельность – три года, но написал он не только три «Альманаха сказок» («Караван», «Александрийский шейх», «Харчевня в Шпессарте»). Его перу принадлежат любовные стихотворения, баллады, песни, романы. Он редактировал журнал, писал статьи. Он автор многих рассказов (новелл), даже написал мемуары. Удивительно, сколь много Гауф успел всего за три года творчества. Лучшие сказки его вошли в Золотой фонд мировой литературы. Хотя он писал сказки для детей, многие из них входят в круг взрослого чтения.

Вот мы и подошли к главному вопросу. О чём заставляет задуматься сказка Гауфа «Карлик Нос»?

Эта сказка поднимает вопросы об уважении к человеку. Любого человека нужно уважать, независимо от того, как он выглядит.

Она о жестокости и доброте, вероломстве, зависти и жадности.

Она заставляет людей задуматься о том, какие они на самом деле. Прочитав эту сказку, люди, наверное, захотят быть лучше и добрее.

Ещё она поднимает вопрос о внешней и внутренней красоте человека.

Нужно ценить людей за их духовный мир, а не за то, красивы они или уродливы внешне.

Это сказка и для взрослых: в ней говорится, что мы, взрослые, должны учить вас, детей, разбираться в людях и своим поведением подавать положительный пример.

Действительно, сказка Гауфа намного серьёзнее, чем думается сначала. Она ставит вопросы, которые должны волновать прежде всего взрослого человека, т. к. именно он является воспитателем детей. Это вопросы о внутренней и внешней красоте, об уважении к людям, о терпимости, о защите человеческого достоинства, о благородстве, о желании сделать мир и людей в нём добрее и красивее душой. Сказка поднимает важные нравственные проблемы.

5.Физкульпауза . Встанем, раскроем наши ладошки, глубоко вздохнем и представим, что мы с вами оказались в волшебном мире сказки Гауфа «Карлик Нос».

А начиналось все так…(Учитель зачитывает отрывок)

6.Инсценирование эпизода «На рынке».

Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

(8 слайд) - Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.)

Участники: автор, Хана, Якоб, волшебница. Сценка со слов “Однажды Хана, как всегда, торговала на базаре” до слов “Якоб... пошел следом за старухой. Они направились на окраину города, где жила старуха”).

И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.

7.Контрольная ситуация и коррекция

Сейчас проверим, как вы внимательно читали сказку.

(9-15 слайды) Литературная викторина по сказке “Карлик Нос”

1. Кем был отец Якоба?

    Садовником

    Поваром

    Сапожником

2. Овощи которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба

    Арбузы

    Капуста

    Морковь

3. Зверёк, в которого превратила колдунья Якоба

    Белка

    Кошка

    Хомяк

4. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи?

    Скорлупки

    Тапочки

    Хрустальные башмачки

5. То, чем колдунья заколдовала Якоба?

    Кольцо

    Иголка

    Травка

6. Одна из профессий, которую освоил Карлик Нос в доме колдуньи

    Водонос

    Охотник

    Плотник

7. Сколько лет провёл Якоб в доме колдуньи?

    5 лет

    3 года

    7 лет

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей.

Теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью.

Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила.

Прочитайте отрывок.

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься - надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха, а что он за это получил?

Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки,натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт.

Он приобрел друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям.

Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

-А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Прочитайте об этом.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке - ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.

- Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! - подумал Якоб. - То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.

Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. А что именно?

Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок.

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо вознаграждение.

Где идет борьба добра и зла?

Добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться, если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими.

Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

(16 слайд) - Гусыня Мими - тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник - традиционный персонаж всех волшебных сказок.

В каких еще сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье?

У Жуковского в «Сказке о царе Берендее» - уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» .Финист превращается в сокола.

Итак, чудесный помощник-это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

-А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

Нет традиционного зачина и концовки;

Нет в конце свадебного пира;

Нет магического числа “три”:

Нет традиционных эпитетов

Один вариант, но разные переводы

Герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным - это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.

Понятие о литературном герое . Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более конкретен, чем герой народной сказки.

-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

В начале сказки мы испытываем интерес, в конце - симпатию и большое уважение.

- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

Когда отец побил и выгнал его.

Когда кочаны превратились в головы.

- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

Несправедливость родителей, жестокость старухи, обжорство герцога.

Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.

8. Аналитическая работа с философскими понятиями.

-Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

- Мы с вами путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча .

- Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь.

- Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро в сказке «Карлик Нос». И мы сейчас вместе обсудим, что же больше совершил Якоб- добра или зла.

(17 слайд) Работа в парах (зачитать отрывки)

Зло (минус)

Добро (плюс)

1. Служба у ведьмы

минус : жил без родителей 7 лет в изгнании.

плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.

2. Превращение в карлика

минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать.

плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.

3. Встреча с разгневанными родителями

минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына.

плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.

4. Служба у герцога

минус: опасения за свою жизнь.

плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.

5. Избавление от чародейства

минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром.

плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.

6. Вывод

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Якоб справился с теми испытаниями, которые выпали на его долю.

Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей.

(18 слайд) -Внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.

(19 слайд) 9.Рефлексия деятельности(работа в группах)

- Я приготовила для вас волшебный сундучок с заданием. Работаем в группах.

Соберите пазлы и подберите отрывок к иллюстрации и зачитайте этот отрывок.

Распределите картинки по порядку сказки.

В волшебном сундучке для вас есть письмо. Хотите узнать что в нем? Это письмо Якоба, он разрешил нам его прочитать.

А как вы думаете, кому он может писать? Давайте послушаем.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Я понял, как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и в душе! Если быбыло можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать вместе с матушкой на рынке. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Спасибо за твои уроки и прости, если сможешь…»

- Чему учит автор данной сказки?

10.Самооценка.

У вас на партах лежат капельки- желтые, солнечные и темные, дожливые. Если вам урок очень понравился, добавим желтые капельки к нашему символу- солнышку, а если возникли какие-то вопросы, что-то непонятно, то синие к темной тучке.

Оценки детей за работу.

11.Домашнее задание .

Сравнить две сказки и найти сходство в сказке Гауфа «Карлик Нос» и «Снежная королева» Г.Х.Андерсена.

12.Итог урока.

Ребята, а вы любите получать подарки? А дарить? Давайте вместе с литературными героями подарим нашим гостям песню «Дорогою добра», а я желаю вам и в жизни идти по пути добра и дарить людям только радость.

Самоанализ урока внеклассного чтения

Тема урока: Понятие добра и зла в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»

Цель: развивать навыки анализа прозаического текста, обобщить и углубить знания обучающихся о сказке

Задачи урока:

учиться определять основные качества героев;

участвовать в диалоге;

пользоваться разными источниками информации;

воспитывать интерес к литературным произведениям;

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы: частично- поисковый, сравнение, беседа

Планируемые результаты УУД:

Предметные

    обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Гауфа «Карлик Нос», постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;

    смысловое чтение;

Личностные

    духовно-нравственное воспитание учащихся;

    осознание нравственной глубины данного произведения;

    нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор;

    совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

    развитие творческих способностей;

Метапредметные(познавательные,коммуникативные,регулятивные)

познавательные

приобщение детей к основам мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;

создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

    развитие воображения; совершенствование навыка чтения;

    развитие литературных способностей;

коммуникативные

    умение работать в группах, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера;

регулятивные

    планировать свое действие в соответствии с поставленной целью;

Данный урок пятый из раздела «Авторские сказки»

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Решение задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 4-го класса УМК "Планета знаний."

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы: частично- поисковый, сравнение, беседа

С моей стороны соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения "ученик-учитель", "ученик-ученик".

Надеюсь, что дети осознали глубокий нравственный смысл этого произведения, кто-то на уроке, кто-то позже...

Тема: «В. Гауф «Карлик-Нос»

Цель урока : познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа.

Задачи урока :

Сопоставить сказку Гауфа с волшебной сказкой, которая принадлежит фольклору;

Выявить особенности жанра литературной сказки вообще и данной сказки в частности:

Воспитывать чувство сопереживания

Ход урока:

    Орг. момент

Нет сказки причудливей. чем сама жизнь

Г. Х. Андерсен

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф - величайший немецкий писатель-сказочник.

Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет, но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.

    Выступление подготовленных учащихся :

1)Родился Вильгельм Гауф в немецком городе Штутгарде в начале ХIХ века. В 1802 году семья господина Гауфа, министерского чиновника, была большой и очень дружной. Все особенно любили маленького выдумщика и проказника Вильгельма. Мама читала ему на ночь самые интересные книги, какие только можно было купить в книжных лавках, и мечтала увидеть сына в будущем известным ученым или писателем.

2)В гимназии и университете Вильгельм был лидером в среде своих одноклассников. Все любили его за красноречие и остроумие. Неистощимый выдумщик. он затевает проказы,которые никому не приходят в голову, кроме него.

3)Рано потеряв отца, Вильгельм понял, что в дальнейшей жизни он должен рассчитывать только на себя.

Еще в ранней юности, будучи студентом,он... пишет. Сочиняет стихи, повести, романы и даже мемуары. И в 20 лет он уже признанный писатель.

Закончив семинарию. оп становится домашним учителем в одной дворянской семье. И. обучая детей разным наукам, сочиняет для них сказки. А скоро и взрослые с увлечением слушают волшебные истории Гауфа и советуют выпустить сказки отдельными сборниками, которые и увидели свет в 1825 году.

Истоки сказки Гауф видит в неуемном желании человека «вознестись над повседневностью» ,с одной стороны, а с другой - в стремлении к творчеству и сопереживанию. Ибо только дух творчества дает ощущение свободы, стирает грань между явью и вымыслом.

Именно поэтому сказка в творческом наследии Гауфа была любимейшим жанром.

    Беседа по произведению

- Но ведь не только Гауф с удовольствием избирает именно этот жанр, что же заставляло и других писателей – сказочников создавать свои произведения?

Особенности жанра литературной сказки :

Сказки в большинстве своем хорошо заканчиваются;

Многих писателей радует возможность создания светлой атмосферы, господствующей сказочном мире;

Как и в народной сказке, в сказках литературных всегда добро побеждает зло:

Следить за событиями сказки очень увлекательно, но развлекая, сказка учит.

А чтобы ответить на вопрос, чему же учит нас эта сказка Гауфа, за что наказан герой, какие испытания ему нужно преодолеть, мы должны обратиться к содержанию этой сказки.

4.Рассмотрение иллюстраций

Рассмотрим иллюстрации средневекового города, ведь все действие сказки разворачивается в германском городе, где жили сапожник Фридрих со своей женой Ханной. Она продавала на рынке плоды и овощи со своего маленького огорода, ей помогал сын Якоб, стройный, красивый мальчик. , довольно высокий для своих двенадцати лет.

Этот мальчик и будет героем нашей сказки.

Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

- Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.

Физминутка для глаз

    Выборочное чтение.

И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей, теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью. Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила. (найдите отрывок в тексте)

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься - надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха,а что он за это получил?

Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки н натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт, друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям. Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

-А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке - ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.

Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! - подумал Якоб. - То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.

Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, но лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок.

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо воз- награждение.

Особое отличие литературных сказок, особенно, если мы говорим о сказках Г.Х.Андерсена, В. Гауфа, Ш. Перро в том, что добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться, если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими. Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

- Гусыня Мими - тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник - традиционный персонаж всех волшебных сказок. Интересно, что во многих литературных сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье: у Жуковского в «Сказке о царе Берендее» - уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» Финист превращается в сокола.

Закрепление

Итак, чудесный помощник - это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

Нет традиционного зачина и концовки;

Нет в конце свадебного пира;

Нет магического числа “три”:

Нет традиционных эпитетов

Один вариант, но разные переводы (об искусстве перевода мы поговорим, когда будем изучать баллады Жуковского).

И. наконец, герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным - это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.

Понятие о литературном герое . Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более психологичен, чем герой народной сказки.

-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

(В начале сказки мы испытываем интерес, в конце- симпатию и большое уважение)

- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

(Когда отец побил и выгнал его.)

(Когда кочаны превратились в головы).

- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

(Несправедливость родителей. жестокость старухи, обжорство герцога).

Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.

Вопросы к уроку:

- Как вы хотели бы закончить сказку?

- Обозначьте ключевые сцены.

(Ключевые сцены:

1 Встреча со старухой на рынке.

2.Превращение в доме колдуньи.

3.Возвращение Якоба в город в образе карлика.

4.Изгнание из дома.

5.У герцога на службе.

6.Вызволение Мими.

7.Поиск травки и избавление.)

- Выявите особенности литературной сказки Гауфа.

Домашнее задание

Задачи:

Образовательные: развивать навыки анализа прозаического текста;
Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
Развивающие: развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Оборудование:

  • распечатанный текст сказки;
  • музыкальное сопровождение.

Опережающее домашнее задание:

  • письма к злой ведьме;
  • рисунки по сказке;
  • инсценировка двух отрывков.

Оформление доски:

А.С.Пушкин писал: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

Не было бы счастья, да несчастье помогло (пословица)

Ход урока:

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Добрый день, уважаемые ребята и гости. Сегодня мы с вами на уроке литературы вместе с героями сказки Гауфа " Карлик Нос" окунемся в волшебный мир сказочного королевства; попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечный вопрос бытия: что есть зло и добро в нашей жизни и литературной сказке.

А сказка великого немецкого писателя начиналась так:

«Господа! Думаю, неправы те, кто считает, что времена фей и волшебников давно прошли, а в историях, рассказанных на базаре, нет правды ». Давайте посмотрим, какначинался мультфильм, сравним с нашей инсценировкой, а потом для себя решим: есть ли в сказках правда, стоит ли их читать или смотреть…(просмотр небольшого фрагмента мультфильма.)

Мы посмотрели только что фрагмент из мультфильма, а теперь предлагаю насладиться инсценировкой отрывка из сказки Гауфа "Карлик Нос". Разные искусства, не повторяя друг друга, освещают один и тот же сюжет по - разному, помогают глубже и ярче понять материал, заинтересовать читателя…

1. Инсценирование эпизода

Сцена № 1. На рынке

Якоб: Пожалуйста, сюда, господа! Взгляните на отменную капусту, душистую приправу! Ранние груши, яблоки и абрикосы! Покупайте, господа! У моей матушки низкие цены!

Травница : Вы ведь, Ханна, торговка овощами?

Ханна: Да, это я. Что вам угодно?

Травница: Посмотрим, посмотрим, прежде всего, траву, да есть ли у тебя то, что мне надобно. Дрянь товар, ничего подходящего из того, что мне нужно, пятьдесят лет назад куда как лучше было. Теперь все дрянь!

Якоб: Послушай, бессовестная старуха! Сначала ты копаешься своими противными пальцами в корзине, мнешь зелень и суешь пучки под длинный нос, кто это видел, уже их не купит, а потом обзываешь наш прекрасный товар дрянью, а ведь повар самого герцога закупает у нас овощи.

Травница: Ах, сыночек, сыночек! Тебе, значит, не нравится мой нос, мой красивый длинный нос! Погоди, у тебя появится такой же нос и вытянется до подбородка.

Якоб: Не тряси так противно головой. Шея у тебя такая тоненькая, вроде капустной кочерыжки, того гляди, надломится, и твоя голова полетит прямо в корзину! Кто у нас купит такой товар!

Травница: О, тебе нравится моя тонкая шея? Так у тебя вовсе ее не будет, а голова уйдет в плечи!

Ханна: Не болтайте ерунды, если вам надо что-то, так покупайте, а то разгоните всех покупателей.

Травница : Ладно, так и быть, я куплю у тебя эти шесть кочанов, но мне тяжело их нести одной, позволь сынишке отнести покупку до моего дома, а я отблагодарю его щедро, как он того заслуживает.

Якоб: Мама, я не хочу идти с ней до ее дома, посмотри, какая она отвратительная и страшная.

Хана: Не говори так, сынок, просто помоги ей и возвращайся.

Травница (дома отбросила палку и пригласила за стол): Присаживайся, сынок, ты верно с дороги очень устал, я сейчас наварю и накормлю тебя таким супчиком, который ты запомнишь на всю жизнь и тогда получишь все, что тебе во мне понравилось. Кстати, можешь и сам стать искусным поваром. А травки волшебной тебе не найти! И не вспомнить прошлое! Отчего не было ее в корзине твоей матери?! Это хорошо! Это навсегда! Мне нужны такие помощники.

2. Беседа по эпизоду из сказки В.Гауфа "Карлик Нос"

Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)

Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)

Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)

3. Инсценирование второго эпизода

Давайте посмотрим еще эпизод-сценку и назовем ее "Возвращение ".

Якоб: Здравствуй, матушка, тебе грустно, это ведь я, твой сын!

Ханна: Ступай отсюда, мерзкая уродина, ты за свои проделки не получишь ни гроша. Нечего врать, уродливая обезьяна!

Якоб: Должно быть, Бог лишил ее разума! Как мне довести ее до дома? Посмотрим, узнает ли меня родной отец.

Отец: Господи, кто это пришел?

Якоб: Добрый вечер, мастер, как поживаете?

Отец : Очень плохо. Все валится из рук, старость не за горами. С работой не справляюсь, а помощников нет. Нанять подмастерьев не по карману.

Якоб: Но у вас есть, кажется, сынок, разве он вам не помогает?

Отец : Бог ведает, где он сейчас, семь лет как его украли на рынке. Жена всегда хвалилась им, рассказывая о красоте и ловкости сынишки. Я предупреждал ее: злых людей много, береги сына. Ханна - добрая душа - отпустила с уродливой женщиной сынишку донести товар и с той поры не видела его.

Якоб: Вы говорите, с тех пор прошло семь лет?

Отец: наведывается в город раз в пятьдесят лет, она, похоже, и увела его. Может, вы желаете заказать пару туфель или футляр для своего носа?

Якоб: При чем тут мой нос?

Отец : Я бы непременно заказал футляр, который убережет тебя от всяких неприятностей. Уверен, вы постоянно натыкаетесь им на дверные косяки и повозки.

Якоб: Мастер, а нет ли у вас под рукой зеркала, чтобы мне поглядеть на себя.

Отец: У вас не та внешность, чтобы ею любоваться и смотреться в зеркало. Оставьте меня и ступайте прочь! Через улицу живет цирюльник, у него зеркало в два раза больше вашей головы.

Якоб : Доброе утро, Урбан, окажите любезность, позвольте мне взглянуть на зеркало?

Урбан: Вон оно стоит. Вы самый красивый парнишка. Шея - как у лебедя, руки - как у королевы, а уж носик - курносик, каких свет не видывал! Наверное, вы им гордитесь! Ну да ладно! Ступайте к зеркалу, пусть не говорят люди, что я из зависти не дал собой полюбоваться!

Якоб: Да, моя бедная мать не смогла узнать своего сына. Я стал безобразным карликом, я помню ту встречу с женщиной. Все, что я осудил и осмеял в ней, досталось мне: длинный нос, скрюченные пальцы. Все потешаются надо мной, но ведь старуха испортила только внешность, а изменить душу не смогла. Я думаю и чувствую иначе, стал чуточку умнее, мудрее что ли... Меня не пугает уродство, я стерплю, намного хуже, что меня прогнали собственные родители. Я постараюсь вернуть их любовь и внимание...

4. Беседа по сказке.

Большое спасибо актерам, давайте разберемся в прочитанном.

Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

Как удалось Якобу бежать с плена?

Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?

Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история .)

..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

Как заканчивается сказка?

5. «Озвучь мультфильм»

Расположите иллюстрации последовательно по сюжетам и подберите по три ярких цитаты к ним.

Этот вид деятельности учит ребят быстро находить данный эпизод, подбирать убедительные, яркие цитаты и выразительно озвучивать их, не теряя заданного темпа, продолжая путешествие в волшебный мир сказки; при этом создается особый, неповторимый и творческий микроклимат, наполненный радостью и игрой.

6. Аналитическая работа с философскими понятиями.

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Зло (минус) Добро (плюс)
1. Служба у ведьмы
минус : жил без родителей 7 лет в изгнании. плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.
2. Превращение в карлика
минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать. плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.
3. Встреча с разгневанными родителями
минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына. плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.
4. Служба у герцога
минус: опасения за свою жизнь. плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.
5. Избавление от чародейства
минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром. плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.
6. Вывод

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее ».

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

7. Проверка домашнего задания. «Послание Якоба злой Травнице».

Представим, что мы в образе Якоба можем пообщаться с Травницей и передать ей наши послания, в которых сообщим все то, что думаем о ней и о себе... Если бы мы могли это сделать, то, возможно, событий, описанных в этой сказке, и не произошло.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Прости, если можешь..." (Сережа К.)

"Как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и душе!" (Арсения Ф.)

"Если бы можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Пусть будет все как есть! Мне интересны всякие приключения!" (Лана С.)

8. Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их…

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

  • Чья душа в грехе, та и в ответе.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  • Самолюб никому не люб.
  • Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
  • За каждым вечером следует утро.
  • Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
  • Язык человека может принести ему славу, и позор.
  • Жить прожить - не поле перейти.
  • Один битый двух небитых стоит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодиться.

(Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)

9. Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.

Название произведения: Карлик Нос

Год написания: 1826

Жанр: сказка

Главные герои: Якоб - сын сапожника, превратившийся в карлика по кличке Нос, Мими - дочь колдуна, превращенная в гусыню, старая колдунья- травница.

Сюжет

Жена и сын сапожника торговали на рынке свежими овощами с их огорода. Однажды к ним пришла за покупками безобразная старуха с огромным носом. Она попросила мальчика помочь донести ей корзину до дома. Там она угостила его вкусным супом, после чего мальчик заснул. Во сне он увидел, что работал на старуху-колдунью в течение семи лет, превращенный в белку. Проснувшись, он побежал домой, но отец и мать его не узнали, они сказали, что их сын пропал семь лет назад, а этот безобразный карлик с огромным носом вовсе не их дитя. Тогда Якоб устроился поваром на кухню к герцогу, очень любившему вкусно покушать. Там он встретился с Мими, которая помогла юноше отыскать волшебную траву, необходимую не только для приготовления особого блюда для обжоры – герцога, но и для освобождения от злых чар. После того как Якоб и Мими вновь стали людьми, они отправились к отцу девушки во дворец.

Вывод (мое мнение)

Как и во всех волшебных сказках, герои должны доказать, что они достойны счастья. А это можно сделать, только не изменив себе и своему слову, быть честным, добрым и ясно видеть цель, к которой стремишься.