Отмена интернатуры — подробности реформы медицинского образования. Каковы последствия отмены интернатуры
В медицинские вузы предлагают вернуть интернатуру. Такие поправки сегодня готовят в Госдуме. Ранее в рамках реформы медобразования интернатура была упразднена. Законодатели уверены, что новая система аккредитации, которая стала результатом проведенной реформы, не обеспечивает достаточной подготовки врачей. К катастрофическим последствиям может привести и обязанность молодого медика отработать три года в сельской местности после окончания учебы. После выпуска медик еще не вполне готов взять на себя ответственность за жизни пациентов, считают в Госдуме.
Соответствующие поправки в действующее законодательство готовит сегодня Сергей Фургал, первый зампред думского комитета по охране здоровья. Он предлагает возвратить интернатуру в качестве обязательной ступени медобразования. Напомним, с 2016 года по новому образовательному стандарту была упразднена интернатура для фармацевтов и стоматологов. В этом году не стало интернатуры и для тех, кто выбрал лечебно-профилактические и педиатрические факультеты. Все эти новшества распространяются на тех, кто поступил в медвузы с 2013 года.
Разрабатываемые же в Госдуме поправки направлены на возвращение медобразования к старой системе, которая предусматривает помимо шестилетнего обучения в вузе еще два года ординатуры или год интернатуры. Только после этого будущий медик может выбрать специализацию и продолжать обучение уже по ней. Новые же стандарты обязывают после шестилетнего обучения в вузе направлять молодых специалистов в сельскую местность для трех лет отработки. После этого медик может продолжить обучения в ординатуре.
Фургал отмечает, что с введением новых стандартов налицо вышел ряд проблем. Прежде всего, страна лишается узких специалистов. Кроме того, ухудшается ситуация с набором в медвузы, ведь немногие абитуриенты согласны отправляться после обучения в сельскую местность. К тому же, в сельских больницах катастрофически не хватает врачей-наставников. Вместе с тем, это не освобождает молодых врачей от ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Поэтому депутат предлагает наложить мораторий на реформу.
Вместе с тем, в Общественном совете при Минздраве не согласны с таким мнением. Так, по словам, председателя совета Натальи Аксеновой, вносить поправки сегодня еще преждевременно. Она отметила, что для прохождения аккредитации выпускник вуза с дипломом должен обладать уровнем подготовки, который превышает тот, который может дать интернатура. Данный экзамен принимается представителями профессионального сообщества, и является очень ответственным и серьезным. Такая система распространена во всем мире и это большой шаг вперед для отечественной системы здравоохранения, считает Аксенова.
Реформа образования идет семимильными шагами и внедряется уже не только в средней школе – новые стандарты обучения добрались и до системы высших учебных заведений. Новые изменения на этот раз коснулись медицинский образовательный учреждений.
Начиная с 2016 года в российских медицинских вузах отменяется интернатура. Это связано с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) третьего поколения. Но что это значит для простых обывателей? Специалисты в данной области утверждают, что такой подход к обучению будущих врачей может отрицательно сказаться на уровне подготовки целителей в белых халатах.
Уровень знаний врачей может снизиться
Ученые провели анализ уровня знаний выпускников медицинских вузов и отметили, что на данный момент, еще до грядущих изменений, он очень слабый. Получается, что теперь, едва получив диплом, новоиспеченные медработники, вместо прохождения интернатуры, обязаны приступать к работе в медицинских учреждениях в полном объеме.
Эксперты также отмечают, что дипломного образования для работы в поликлиниках может быть недостаточно. Многих волнует вопрос, смогут ли вчерашние студенты-медики оказать качественную помощь. Именно поэтому в новом стандарте обучения предусмотрена усиленная практическая подготовка будущих врачей, в том числе и на специальных медицинских симуляторах. А после получения диплома, каждый врач просто обязан раз в пять лет проходить дополнительное обучение и пополнять свои знания.
Ординатуру никто не отменял
Однако ординатура остается. То есть, студент, оканчивая университет, работает некоторое время врачом, набирается практического опыта, а затем поступает в ординатуру по своему профилю. Пока что фигурирует цифра три года. В документах ничего не написано, но уже неоднократно в устной форме обговаривался именно этот срок. Ровно столько времени понадобится врачу для прохождения «курса молодого бойца» в первичном звене (будь то амбулаторный прием пациентов или другая работа в поликлинике).
Затем, если у врача возникнет желание, он сможет поступить в ординатуру. При этом сроки последней также решили увеличить. В зависимости от специальности, последипломная подготовка составит от года до пяти лет.
Проблема кадров решена
Как заявляют члены координационного совета, отмена интернатуры в 2016 году обеспечит практически полное решение проблемы, относительно нехватки кадров в области медицины. ФГОС третьего поколения полностью изменит характер подготовки студентов-медиков. С теоретического сегмента акцент будет смещен в сторону практики. В поликлиники страны хлынут молодые специалисты со своим багажом знаний и свежей точкой зрения на многие медицинские вопросы. Кроме того, медработники обязаны будут проходить аккредитацию специалистов в области медицины.
Новые медицинские модели
Новые модели обучения повсеместно реализуются как в школах среднего образования, так и в высших учебных заведениях. В результате упразднения интернатуры в 2016 году может полностью измениться схема обучения в медицинских учреждениях России.
Обновленный образовательный стандарт требует отмены интернатуры, в зависимости от ряда важных причин, одной из которых является нехватка количества докторов на амбулаторных участках в муниципальных клиниках. В научные планы новой медицинской модели входит повышение уровня знаний студентов-медиков за счет расстановки акцентов на практическую подготовку и профессиональные дисциплины. Под началом преподавателей, молодые специалисты будут проводить работу с пациентами, получая необходимый практический опыт.
Раз в пять лет врач должен проходить курс повышения квалификации, который заключается в посещении лекций в вузе на протяжении двух-четырех месяцев. Данный способ получения знаний не является оптимальным, поэтому планируется внедрение зарубежной системы, которая предусматривает посещение тренингов и мастер-классов ведущих специалистов, активное участие в семинарах, научных конференциях и т.д. Таким образом, осуществляется непрерывное обучение, врач повышает свой уровень знаний постоянно, а это является залогом его успешного развития.
Получение диплома в медицинском ВУЗе еще не означает, что можно приступать к самостоятельной работе: прежде чем, начать карьеру врача, от молодого специалиста требуется обязательное прохождение интернатуры по одной из многочисленных врачебных специальностей. Занимает это от одного до двух лет и требует определенных разноплановых усилий, так как молодого врача могут не устраивать специальность, место прохождения интернатуры, необходимость платы за обучение
Платное и бесплатное прохождение интернатуры
Если Вы обучаетесь в ВУЗе по контракту, то рассчитывайте, что, скорее всего прохождение интернатуры будет также платное, без каких-либо гарантий трудоустройства. Учеба на бюджетной основе обычно подразумевает дальнейшее бесплатное обучение в интернатуре, с последующим обязательным трудоустройством.
Следует также учитывать, что цены на обучение (в том числе прохождение интернатуры) в разных медицинских ВУЗах (и даже на различные специальности) могут существенно отличаться. Поэтому при возможности сравните их заранее (в том числе с помощью интернета).
Ориентируйтесь на то, что ежегодно сумма оплаты за обучение в интернатуре увеличивается на 5-15%, и если Вам предстоит учиться полтора или два года, позаботьтесь, чтобы в контракте оговаривалось, что сумма меняться не будет. К тому же можно сразу внести оплату за весь период прохождения интернатуры.
Вместе с тем, даже при обучении в ВУЗе по контракту есть теоретическая возможность прохождения интернатуры бесплатно. Для этого надо найти лечебное учреждение, администрация которого готова взять Вас к себе на работу по определенной специальности и оплатить обучение в интернатуре. Да, обычно это отдаленные от областных центров места и специальности не самые престижные, но зато бесплатно!
Кстати, если Вы согласитесь на такой вариант, совсем не обязательно после прохождения интернатуры ехать в эти дали на работу. Поступление на учебу в клиническую ординатуру или на очную форму аспирантуры освобождает от обязательной отработки трех лет по месту распределения. Правда при этом администрация больницы может взыскать с Вас деньги за обучение в интернатуре, но такое случается крайне редко, обычно есть все возможности расстаться мирно.
Значительно проще, если Вы закончили обучение в ВУЗе на бюджетной основе. В таком случае прохождение интернатуры должно быть бесплатным, плюс обязательная ежемесячная выплата зарплаты врача-интерна (сумма достаточно символическая, но все-таки).
Тем не менее, бдительности не теряйте! Вполне может быть, что бесплатное обучение в интернатуре Вы пройдете, а на работу поедете очень далеко от своего дома. Или наоборот: Вы житель областного центра, на период прохождения интернатуры остаетесь в родном городе с последующим трудоустройством, но специальность - совсем не то, о чем Вы очень и очень мечтали. Вот здесь и может пригодиться обучение в интернатуре по контракту, как запасной вариант, чтобы остаться дома и с желаемой специализацией.
Прохождение интернатуры: очная и заочная часть
Очная часть обучения в интернатуре всегда проводится на базе профильной кафедры медицинского ВУЗа, а значит в крупных городах, чаще областного значения.
Но даже здесь могут быть свои отличия, если, например, обучение в интернатуре предлагают две (или более) конкурирующие кафедры, с разным уровнем оснащенности оборудованием и укомплектованности подготовленным персоналом больницы. Поэтому надо заранее узнать (в том числе у предыдущих поколений врачей-интернов), где прохождение интернатуры будет оптимальным, и продумать, как это осуществить.
Сложнее с заочной частью обучения в интернатуре: ведь в начале карьеры врача Вас могут направить как в центральные районные больницы, так и в больницы небольших городов.
Страшного в этом вроде бы и ничего нет, но, попав для прохождения интернатуры в город «на краю географии», Вам дополнительно надо будет решать как минимум вопрос проживания и поездок домой. Ну а как максимум - объективно сравнивать уровень районной и областной больниц, мягко говоря, не корректно.
Поэтому - опять же заранее - лучше продумать варианты, как остаться для заочного прохождения интернатуры в областном центре.
Прохождение интернатуры – как, чему и у кого учиться?
Следующий вопрос, логично вытекающий из предыдущего обсуждения - кто и чему научит молодого врача в начале карьеры?
А вот тут все или почти все зависит от Вашей инициативы, настойчивости, любознательности, работоспособности. Потому что когда у врача-интерна есть стремление пройти обучение в интернатуре с максимальной пользой, он изыщет для этого возможности в любой, даже в самой, казалось бы, неподходящей обстановке. И, соответственно, наоборот.
Чтобы прохождение интернатуры оказалось достойным началом карьеры врача, постарайтесь в отделении, за которым Вы закреплены на заочной интернатуре, определить одного-двух «идеальных специалистов». Это те, кто работают не менее пяти-десяти лет, пользуются заслуженным авторитетом у коллег и пациентов, не потеряли интерес к тому новому, что происходит в медицине, и при этом охотно отвечают на вопросы профессионального характера и вообще делятся врачебными знаниями и опытом.
Чем больше Вы будете находиться рядом с ними на работе (включая и ночные дежурства, посещение которых при прохождении интернатуры не ограниченно), тем быстрее сможете войти в доверие (в хорошем смысле этого слова). Потому что иначе выполнение многих манипуляций в период прохождения интернатуры вообще могут не доверить, так как за врачебные ошибки интерна ответственность несет заведующий отделением и кафедральный куратор интернатуры.
Но в начале карьеры врача лучше несколько месяцев простоять в операционной вторым или третьим ассистентом хирурга, чем знать ход выполнения операции только по книгам или конспектам.
А если врач видит, что интерн проявляет искренний интерес к своей будущей профессии - появляется реальная возможность научиться многому не только в теории, но и на практике. Тем более что минимальный срок обучения в интернатуре - один год, половина из которого приходится на заочную часть, а этого уже достаточно, чтобы освоить азы специальности.
Успехов Вам и удачи!
Медицина всегда считалась одной из важнейших сфер социального обеспечения населения. В нашей стране к представителям этой профессии относятся с большим уважением, ведь каждый знает, что именно от людей в белых халатах во многом зависит здоровье граждан.
Любому медику для того чтобы получить право на личную практику приходится преодолевать сложный путь обучения. Только после приобретения глубоких знаний и необходимого опыта начинающий врач может устанавливать диагноз, назначать процедуры и препараты, одновременно принимая на себя полную ответственность за состояние здоровья пациента.
В связи со спецификой профессии к медицинскому образованию принято уделять повышенное внимание. Здравоохранение относится к тем направлениям, где помимо поддержания устоявшихся традиций, необходимо также поощрять инновации.
Необходимость изменений в системе здравоохранения
Практически каждый день научное сообщество выдает новые методики лечения заболеваний и разрабатывает уникальные формулы препаратов для того, чтобы эффективнее справляется с разного рода заболеваниями.
Знания, предоставляемые в медицинских университетах еще пару десятков лет назад, уже не могут составить необходимую базу для современного профессионала. В правительстве понимают это и стараются модернизировать данную сферу образования, хотя и получается это с большим трудом.
Чиновники от профильного министерства каждый год норовят внедрить кардинальные изменения в образовательный процесс начинающих медиков, называя ныне действующую систему морально устарелой и требующей глобального реформирования.
Еще одним поводом задуматься о качественных изменениях системы здравоохранения стали систематические жалобы граждан, недовольных качеством медицинского обслуживания и степенью подготовки молодых специалистов.
Как стало известно из официальных источников, именно принесет долгожданные изменения в медицину. Коснутся они каждого звена отрасли от образования до приема и обслуживания больных.
Наиболее неожиданными станут инновации в сегменте последипломного обучения – интернатуре. Широко распространенная практика, без которой ранее медик не мог получить право на практическую деятельность, может уже совсем скоро отойти в историю.
Причины отмены интернатуры
Начало реформирования медицинской сферы было положено еще в далеком 2011 году, когда на уровне правительства утвердили новый федеральный стандарт образования. В соответствии с этим документом, предполагается поэтапная модернизация системы обучения отечественных сотрудников здравоохранения.
Если ранее в годы, проведенные в университете, студенты изучали по большей части теорию медицинских наук, а практические навыки добывали в период прохождения интернатуры, то сейчас подход к данной концепции кардинально меняется.
Согласно новым стандартам, молодые люди, поступившие в профильный ВУЗ, будут приобретать все необходимые знания, начиная уже с первого курса. Достигаться это будет путем полного перестроения системы подготовки, делая ставку, прежде всего, на практику.
Научная и исследовательская деятельность теперь станет неотъемлемой составляющей учебного процесса. Студенты будут осуществлять практические занятия с настоящими пациентами прямо в своих ВУЗах или городских медучреждениях.
Это крайне важно в плане формирования высококлассного специалиста, способного максимально эффективно воплощать в жизнь полученные знания при непосредственном контакте с больным.
Каждый такой урок пройдет под чутким руководством преподавательского состава с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.
Этапы отмены интернатуры
Согласно установленному правительством плану реформирования сферы медицинского образования, отмена интернатуры пройдет в три этапа.
Первыми под нововведение попадут студенты стоматологических и фармацевтических специальностей: их избавят от необходимости прохождения последипломной практики уже сначала осени 2016 года.
Вторыми на очереди станут педиатры и терапевты: их реформа коснется в 2017 году. Финальным этапом отмены интернатуры станет 2018 год, и под него попадут уже все оставшиеся специалисты.
Данные изменения абсолютно не коснутся . Этот практикум часто путают с интернатурой, хотя функции у них немного разнятся.
Ординатура нужна, прежде всего, специалистам узкой направленности, таким как хирурги, неврологи, дерматологи или гинекологи.
Молодые доктора, выбравшие данную специализацию, по-прежнему будут на протяжении двух лет доказывать свою профессиональную пригодность и только после истечения этого срока смогут получить специальный сертификат, допускающий к самостоятельной практике.
Достоинства изменений в системе подготовки врачей
Столь радикальные изменения в системе подготовки медицинских специалистов получили достаточно неоднозначные отзывы. Как оказалось, люди смогли отыскать в такой инновации как преимущества, так и недостатки, хотя позитива было в разы больше.
Главными достоинствами изменений считают:
- сокращение времени подготовки специалиста (студенты намного раньше могут приступать к трудовой деятельности, не теряя времени на дополнительное образование);
- избавление от дефицита кадров в медучреждениях (поскольку медицинские вузы будут быстрее подготавливать врачей, рынок труда быстро заполнится);
- повышение уровня знаний молодого доктора (делая ставку на практику, ВУЗ сможет предоставить более глубокие знания студенту во время занятий).
Внедряя такие изменения, правительство сможет одновременно ускорить выпуск готового медперсонала и повысить его профессиональный уровень, что и требуется отечественной системе здравоохранения.
Видео-новость
Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/
Перед студентами последних курсов медицинских университетов и институтов нередко встают различные вопросы: «В чем разница между интернатурой и ординатурой?» или «Зачем вообще медику последипломное образование?» Разобраться в этом вопросе достаточно просто.
Учебный процесс в любом высшем образовательном заведении считается полностью завершенным, когда выпускник получит соответствующий диплом, подтверждающий уровень его профессиональных знаний. Документ об образовании гособразца в первую очередь говорит о том, что новоиспеченному квалифицированному специалисту открыта прямая дорога на рынок труда и вакансий.
вуза после выпуска
Однако с выпуском студентов высших медицинских учреждений дело обстоит несколько иначе. Здесь каждому выпускнику придется узнать, чем отличается интернатура и ординатура. Самостоятельно принимать ответственные решения, связанные с лечением больных, человеку, окончившему вуз, пусть даже с красным дипломом, сразу не позволят.
И хотя трудоустроиться вчерашнему студенту в поликлинику или больницу вполне реально, выполнять свои врачебные обязанности он сможет только под пристальным вниманием своего куратора, научного руководителя. Вот тогда и начинается следующий переходный период от студенческой скамьи к профессиональной трудовой деятельности - ординатура и интернатура. Разница между этими двумя понятиями невелика.
Значение прохождения интернатуры и ординатуры
На самом деле и то, и другое является прохождением этапа становления индивидуализма и независимости доктора после вручения диплома. Кроме того, такой подход закреплен на законодательном уровне ещё в 1994 году. Приказ Министерства здравоохранения РФ утвердил порядок допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности. Чтобы отправиться в независимую врачебно-профессиональную жизнь, выпускник вуза должен получить ещё одну важную корочку - сертификат о профпригодности, который и станет символичным пропуском в самостоятельное врачевание.
Ординатура и интернатура (что это такое, знают все студенты медицинских учебных учреждений и ждут с нетерпением начала прохождения данных этапов) - основная задача, стоящая перед дипломированными специалистами, выполнение которой необходимо для завершения последипломного образования и комплексной профессиональной подготовки.
Более подробно об интернах
Интернатурой называют первостепенное прохождение послевузовской подготовки состоявшихся молодых специалистов, выпускников учебных образовательных заведений высших уровней аккредитации медицинского или фармацевтического профиля. Нередко поступали в интернатуру бывшие студенты специализированных формы собственности. Как правило, интернатуру проходят в местах, где максимально совмещены элементы практического обучения специалистов, и лечение амбулаторных и стационарных больных.
Что такое интернатура и ординатура в стоматологии, проще понять на примере Именно здесь проходят завершающий этап учебы по соответствующим направлениям будущие дантисты высочайшего класса. Получив сертификат на право занятия данной деятельностью, бывшие интерны могут трудоустроиться в любую стоматологическую клинику частной или государственной форм собственности или открыть свое лечебное учреждение.
Ординатура - это...
Какая разница между интернатурой и ординатурой, можно узнать, выяснив значение и второй категории.
Ординатура также представляет собой вид профильной последипломной подготовки людей, завершивших обучение в медицинских высших образовательных учреждениях. Её основной направленностью считают стремление к достижению высочайших умений и навыков, необходимых для оказания полноценной специализированной помощи на должном уровне.
Получается, что послевузовскими периодами подготовки являются и ординатура, и интернатура. Разница между двумя понятиями содержится в утвержденной приказом министра здравоохранения РФ номенклатуре специальностей в медицинской и фармацевтической сфере.
Различия двух видов подготовки
Более подробно можно сказать о существующем разграничении между интернами и ординаторами, где первые проходят подготовку по основным специальностям, а вторые обучаются за период прохождения в ординатуре и получают углубленные знания.
Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит положение, подтверждающее, что ординатура и интернатура отличия имеют лишь в ходе последипломного обучающего процесса. Интерны и ординаторы, повышая свой квалификационный уровень, приобретают статус слушателей высших образовательных профильных заведений. По сути, они формально приравнены к статусу студентов вузов.
Чтобы понять наверняка, что такое ординатура и интернатура в медицине, следует обозначить цель прохождения данных видов подготовки.
Особенности прохождения интернатуры
В основном обучение в интернатуре предопределяет профессиональное будущее выпускника медицинского вуза. Интерн, получивший сертификат, как правило, продолжает свою врачебную деятельность в муниципальных или частных клиниках, в амбулаторных условиях.
К основным видам обучения, которые проходит выпускник медицинского университета, для того чтобы самостоятельно лечить людей, можно отнести следующие:
- кураторство пациентов, заполнение соответствующей документации непосредственно под контролем руководителя интернатуры;
- периодические дежурства с последующим предоставлением доклада на утренней «пятиминутке»;
- приобретение опыта в работе диагностических подразделений медицинского учреждения, в блоках или интенсивной терапии.
Ординатура и интернатура (разница здесь не играет никакой роли) включают в себя обязательную наработку навыков выполнения лечебных процедур. Кроме того, и интернам, и ординаторам необходимо посещать научные общества, принимать активное участие в конференциях.
Специфика занятости ординаторов в ходе обучения
Стоит выделить еще несколько позиций, по которым отличаются ординатура и интернатура. Разница заключается, например, в том, что интерны проходят за год определенное количество аудиторных занятий, число часов которых суммарно не должно превышать 120. При этом готовят высококвалифицированных ординаторов согласно разработанным учебным планам.
Созданием таких учебных программ в основном занимаются выпускающие кафедры. Обязательными пунктами плана обучения являются:
- самостоятельное кураторство больных пациентов;
- так же, как и интерны, ординаторы приобретают много врачебного опыта в лабораторных, диагностических (УЗИ, КТ, МРТ, ЭКГ, энцефалография, эндоскопия и множество других видов обследования) отделениях;
- для хирургов-ординаторов главным требованием в процессе прохождения ординатуры считают участие в проведении операций;
- участие в практических семинарах.
Особенностью обучения в ординатуре также можно назвать то, что некоторые дни в неделе, согласно учебным программам, отводят для самостоятельного дисциплинарного изучения.
Различны сроки прохождения интернатуры и ординатуры. В течение 1 года проходит обучение в интернатуре, по истечении которого интерн сдает экзамены и получает соответствующий сертификат. Ординаторов готовят на протяжении 2 лет.
Что такое аспирантура
Интересным фактом является то, что многие люди до сих пор путают, что такое интернатура, ординатура и аспирантура. И если с первыми двумя терминами все определено, то в аспирантуру после окончания вуза могут поступить не только выпускники-медики. Этот вариант последипломного обучения подходит тем, кто решил связать своё будущее с научной работой и исследованиями в той или иной сфере. Написание диссертации, её защита и присвоение научной степени кандидата наук - то, что в итоге получат успешные и трудолюбивые аспиранты.
Заключение
Достаточно много общих моментов в ходе обучения имеют ординатура и интернатура. Что это такое и для чего вообще необходимо проходить последипломную подготовку, станет понятно не только специалистам и выпускникам медицинских учреждений.
Для того чтобы брать на себя ответственность за здоровье пациентов, прогнозировать состояние больных и своевременно корректировать лечение, необходима качественная квалификационная подготовка. Именно поэтому интерны и ординаторы проходят долгий путь обучения.