Где похоронена дева мария мать иисуса. Мария, пресвятая дева




Женское начало, образ женщины-матери, дарительницы жизни почитается во всех мировых религиях. Так, в Древней Греции таким образом стала , в Азии молились богине Кибеле, в Египте верховное женское начало олицетворяла . Христианская религия не стала исключением. В образе Пресвятой Девы Марии заключены и божественное чудо зарождения жизни, и земной путь обыкновенной женщины, судьба которой оказалась далеко не безоблачной.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.


Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста - трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.


Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей - столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Рождение Иисуса Христа

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.


Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь она оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет она от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения - в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.


Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы она не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.


Дева Мария с младенцем Иисусом

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет вифлеемской звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сын Девы Марии был наречен . Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии же он иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Евангельские события

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем была в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие Ироду о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.


Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано скупо. Известно, что Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино.


Очевидно, что Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко Иисусу и сопровождавшим его приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами , Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что Иисусу суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.


В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.


Вознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.


На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.


После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря - день непорочного зачатия Девы Марии - в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.


Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Память (в православной традиции)

  • 25 марта - Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 2 июля - Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • 15 августа - Успение Пресвятой Богородицы
  • 31 августа - Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии
  • 8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
  • 9 сентября - Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы
  • 1 октября - Покров Пресвятой Богородицы
  • 21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 9 декабря - Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • 26 декабря - Собор Пресвятой Богородицы

Для понимания христианской традиции и самого Божественного образа Богородицы каждому христианину полезно знать такие истины: Пресвятая Дева Мария есть в прямом смысле - Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица; Она пребывает Приснодевою до рождения Иисуса Христа, в Рождестве и после Рождества; Богородица следует за Спасителем, как высшая сила всех небесных сил - святых апостолов и святых отцов церкви. К такому обобщению подводят книги Ветхого и Нового Заветов, сама земная жизнь Богородицы.

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья. У израильтян в ту пору даже священнослужители воспринимали бездетного, как наказанного свыше. Это подтверждает факт из жизни Иоакима. В праздник обновления Храма Иерусалимского он вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять - бездетность Иоакима была тому причиной. Он тяжело переносил свое горе, на какое-то время даже удалился в пустыню, где горько плача многократно обращался к Богу: "Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву". И тогда Иоаким услышал слова Ангела Господня: "Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана."

Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования".

Анне тоже явился Ангел Господен и тоже поведал, что родит она благословенную дочь. Небольшой южный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они с самого начала совместной жизни ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. И вот мечта сбылась, радости их не было предела.

9 декабря (Здесь и далее в жизнеописании даты приведены по старому стилю.) православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября - рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов.

В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах Храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.

После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Даже навестить малое дитя, пребываемое в Храме, было некому. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить Свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Как быть?

Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и поведал ему совет Всевышнего: "Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства".

Все так и случилось. Первосвященник Захария собрал неженатых мужей вблизи храма и обратился к Богу с молитвой: "Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы". Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как один посох расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица, слетев с посоха, стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захария сказал: "Ты примешь Деву и будешь хранить Ее". Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение свершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем святости и заботливым служителем Девы Марии.

Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.

Роскошествующий Рим, покоривший многие страны, изощрялся в наслаждениях, погрязал в разврате,извращениях, изуверстве, забыв о всех добродетелях. Катастрофа духа всегда приводит к катастрофе тела. Врачевателем же духа мог быть только Всевышний. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, Она еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына, но душа Ее уже сама готовилась к этой встрече. Таким образом Пресвятая Дева вещей сутью Своей единственная могла соединить вековые основы Ветхого завета с новыми христианскими законами жизни.

Для благовестия о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. Икона "Благовещение" (празднование 25 марта) раскрывает нам это великое деяние Господа. На ней изображен тихий слет с небес на Землю ангела в облике великолепного юноши. Он передает Деве Марии небесный цветок - лилию и произносит бесценные слова; "Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!" Смысл этих небесных слов в том, что Пресвятая Дева зачинает Сына, царству которого не будет конца. Прежде Она читала священные книги, в частности, пророка Исайи, о том, что некая Дева родит Сына Человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой Той женщины, и не помышляла о собственном божественном предназначении.

Современный человек может породить в своем разуме сомнение. Непорочное зачатие во все века вызывало вопросы. Но самое удивительное, что услышанная Благая Весть перво-наперво усомнила Саму Марию. "Как это будет со мной, когда Я мужа не знаю?" - были первые ее слова.

Факт действительно может показаться сомнительным, если постигать его холодным разумом. Но его надо принять не разумом, а душой. Непорочное зачатие или приснодевство Пресвятой Богородицы - есть соединение небесного и земного, духовного и материального. То был момент перерождения мирского человека в Святость, которой поклоняются люди вот уже два тысячелетия.

Проникновенно и возвышенно говорит об этом явлении московский митрополит святитель Филарет (1782-1867 гг.): "Дева готова стать матерью, Она склоняется пред Божественным назначением, но не хочет и не может изведать земного брака, этого общего пути к рождению на Земле... Одною любовью Божественной трепещет это сердце. Все - все помыслы, чувства, стремления - отданы невидимому, неприступному Богу. Он один только и мог быть Ее желанным, Ее нетленным женихом. И в тот миг, как Ей говорили о Сыне, Ее чистейшая душа, испуганная одной возможностью мысли о браке земном, с силою устремилась туда, в высоту, к единственно желанному и жданному Богу. И тогда свершилось таинственное, чудное, непорочное зачатие..."

Так подтвердились слова архангела Гавриила: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и Рождаемое свято, и наречется Сыном Божиим".

Материалисты не могут постичь этого чуда. Одни принимают только физику, другие делают шаг более смелый - в метафизику. Но как естественно и закономерно признать Божественное начало! Хотя понятие "начало" применимо к конкретному явлению, а Бог - это Вечность, у которой не может быть начала и конца. Бог это сила, утверждающая гармонию во Вселенной.

Икона "Благовещение" помогает смертному человеку принять эту духовную суть и соединяет нас с Божественным миром. В Назарете, где архангел Гавриил благовестил Деве Марии, в IV веке был воздвигнут храм в память о Благовещении. В алтаре горят неугасимые лампады, бросая свет на слова, в коих заключена суть величайшего таинства: "Yic Verbum caro fuit" ("Здесь слово плоть бысть"). Над престолом - образ Благовещения и рядом вазы с белыми лилиями. Цветок, который был в руках архангела Гавриила, символизирует чистоту.

Надо представлять состояние Девы Марии, которая должна объяснить своему мужу причину уже видимого плодоношения. Возвышенное и греховное стояли на одних весах в ее воображении. В душе земного человека назревала тяжелейшая драма. А каково было состояние Иосифа, который благоговел пред Марией, но видел изменения в Ее фигуре и страдал от терзавших его вопросов?! Конечно, Дева Мария могла рассказать Иосифу все как было... Но поверит ли он, что во чреве Ее сокрыт Божественный плод? И как сказать о Себе, как о Святости? Всем подобным предполагаемым объяснениям, вопросам и ответам Дева Мария предпочла молчаливое страдание. Ведь Она осознавала факт вознесения смертного человека на недосягаемую высоту.

Праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, проявил необыкновенное добросердечие. После долгих терзаний, разных предположений и колебаний, он решает тайно вручить Деве Марии разводное письмо без указания причины развода. Святитель Иоанн Златоуст так поясняет этот поступок: "Иосиф выказал в этом случае удивительную мудрость: не обвинял и не укорял Деву, но думал только отпустить Ее". Он очень хотел сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона, тем самым удовлетворить требование своей совести. И только он решился свой план с письмом осуществить, как явился к нему во сне ангел Господень. Разрешились вмиг все противоречия и недомолвки Господним откровением.

Наиболее полно и многообразно представлены в духовной литературе, в иконописи Рождество Христово и вся дальнейшая Его земная жизнь. О ней за два тысячелетия написано такое количество книг, которое не поддается исчислению привычными тиражами. Не было на Земле другой подобной жизни, которая бы притягивала к себе с такой непоколебимейшей силой людские души. На протяжении гигантского отрезка времени (в привычном человеческом понимании) в честь Иисуса Христа на Земле не прекращалось горение лампад и свечей. Если черные силы взрывали храм Божий, то свеча горела в какой-нибудь хижине. Если она гасла в одной части света, то неизменно сияла пламенем пред чистым образом - в другой. Во все времена великий духовный подвиг Христа, о котором обязаны знать все люди на свете, оставался высшим идеалом служения Богу-Отцу и служения Бога-Сына - человечеству. Жизнь Иисуса Христа была живым примером исполнения двух первейших библейских заповедей: возлюбить Бога и возлюбить ближнего.

Несоблюдение этих заповедей человечеством ведет его к погибели. Жизнь убеждала в этом неоднократно. Зло как бы мигрирует по планете во времени. История фиксирует: мракобесия язычников разных мастей, свирепость династии Иродов, жестокость Нерона, изуверства иезуитов, пагубные последствия доктрин философов типа Ницше, обман лжепророков и погибельные соблазны новых "царей" и так называемой демократии. Где не соблюдаются заповеди Господни, туда вторгается зло, там процветает ложь, а вера в Бога становится фальшивой; где не соблюдаются заповеди Христа-Спасителя, там постоянны кровопролития, а любовь к ближнему проявляется только на словах; где не соблюдаются заповеди Всевышнего, там власть роскошествует, а народ бедствует. Такое общество обречено на погибель.

Если представить, что на землю не пришел бы Иисус Христос, то в противовес злу не было бы вообще никакой силы, и человечество давно бы закончило свое существование. Спаситель явился на землю в период правления царя Ирода. Что связывают люди с этим именем, ясно. Во все времена и по сей день иродами называют самых гнусных правителей. Кто выступает против них, тот следует заветам Христа.

На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать - Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме ("Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице) Лк. 2:7". Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Прознав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние - повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский - Спаситель. 14000 невинных детей - мальчиков - пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?!

Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, как оно содрогало душу, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса...

После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.

Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Впрочем, есть в преданиях одно чудесное исключение... О нем позже. Суть христианского учения Божия Матерь искала не в словах, а в самой жизни. Кстати, это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Иосифа-обручника Дева Мария похоронила, когда Иисус был в отроческом возрасте. Иосиф тоже скромно и благородно исполнил свой жизненный подвиг. Именно подвигом должна быть жизнь каждого из нас, суть жизни в том и заключена, чтобы с достоинством исполнить данное Богом предназначение каждому человеку. Как исполнить? Следовать совести. Совесть должна быть поводырем жизни - предпосланная Богом, хранимая человеком. Своим бытием, материальными и духовными стараниями учила жить людей Богородица, пробуждая в человеке Совесть - голос Бога. Матери Бога - Богородице, стоя перед иконой - Ее образом, человек открывает свою душу, доверяет тайны, шлет покаяние за грехи, надеясь на Ее милость и посредничество перед Богом. И Богоматерь соединяет частицу этого Божественного начала в человеке с Всевышним.

Немногословной Деве Марии однажды все-таки пришлось выступить перед людьми с чудеснейшей проповедью, предание о которой дошло до наших дней. Богородица намеревалась посетить Кипр.

Корабль пересек Средиземное море, и вот-вот должен был показаться желанный остров. Но вдруг на корабль обрушилась буря, и он стал неуправляем, его понесло в другую сторону света, словно по воле небесного Кормчего. Корабль попал в Эгейское море, промчался между многочисленными островами и остановился по воле Всевышнего у подножия Афонской горы. Та местность буквально кишела идольскими капищами с громадным храмом Аполлона в центре, где свершались разные гадания и языческие волхования.

Но вот Богоматерь сошла с корабля на землю, и отовсюду к Ней стал стекаться народ с вопросами: кто такой Христос и что принес Он на Землю? И тогда Она вынуждена была долго рассказывать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо.

Она открыла людям суть учения Иисуса Христа - о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему - как о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие.

После столь прочувствованной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение. Оставляя Афон, Богородица благословила новообращенных христиан и изрекла пророчество: "Эго место да будет моим жребием, данным мне от Сына и Бога Моего. Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием и сохраняющими заповеди Сына и Бога Моего. Они будут иметь в изобилии и с малым трудом все необходимое для земной жизни, и не оскудеет к ним милость Сына Моего. До скончания века Заступницей Я буду месту этому и ходатаицей о нем пред Богом Моим".

Дальнейшая история Афона до сего дня подтверждает, что над тем местом во все века ощущается и материализуется Божественное покровительство.

Благодеяния Богородицы подобные афонским столь бесконечны, что из них можно составить целую летопись. Этому и посвящены многие иконы Божией Матери. О них рассказ впереди. К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей.

Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица повелела соответствующим образом подготовить Свои покои: украсить стены и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи. Она увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому, что беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.

Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти - самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего. По преданиям можно представить необыкновенную картину.

В обозначенный срок весь храм облистал никем и никогда невиданный небесный торжественный свет. Словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других бесплотных сил, с праведными душами праотцев и пророков.

Поднявшись с ложа Богородица поклонилась Сыну Своему и Господу со словами: "Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему..."

Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.

Митрополит московский святитель Филарет в письмах о почитании Пресвятой Богородицы (М. 1844 г.) так объясняет своим соотечественникам этот торжественный момент перехода от земной жизни к жизни вечной Девы Марии: "И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздание за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни."

На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг - подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.

Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо: сияющий венец - Божественная сфера, как защитным колпаком сокрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению.

В Священном Писании мы нигде не найдем повествования о смерти Девы Марии. Смерти не произошло. Конечно, в том понимании, как это случается с обычным человеком, когда тело предается земле, а душа - Богу. Уход из земной жизни Богоматери святая православная Церковь называет Успением. И воспевает Успение Богородицы так: "Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое".

Успение означает то, что Дева Мария после тяжкого многолетнего бодрствования опочила сладким сном, преставилась к вечному источнику жизни, став Матерью Жизни, избавляя молитвами Своими от мук и смерти души смертных, вселяя в них Своим Успением живое предощущение вечной жизни.

Апостол Фома, как гласит предание, прибыл в Гефсиманию лишь на третий день после погребения Пресвятой Богородицы. Много скорбел и плакал по этому поводу и очень жалел, что не был удостоен Ее благословения. И тогда другие апостолы позволили ему открыть гроб, чтобы совершить последнее прощание. Был отвален камень, открыт гроб, но... тела Девы Марии там не оказалось. Апостолы стали молить Господа о том, чтобы Он открыл им Свою тайну.

К вечеру святые апостолы сели за трапезу. Как было принято между ними, они оставили одно место не занятым, а пред ним положили кусок хлеба, чтобы после трапезы, творя благодарение Господу, прославляя имя Святой Троицы, этот кусок хлеба вкусить всем, как дар благословенный с молитвою: "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!" Все думали и говорили за трапезой только о чудесном исчезновении тела Богородицы. Трапеза была окончена, все встали и по обычаю подняли хлеб, отложенный в честь Господа... Устремив вверх глаза, готовясь к молитве, все увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. И услышали от Нее: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!".

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым - двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним. Всего их вместе взятых в году - двенадцать. За каждым праздником стоит великое духовное событие, отражением которого является бесконечное множество икон.

Но в то же время сами иконы Пресвятой Богородицы имеют особую жизнь, особую историю, они хранят чудеса и до сих пор благодатно воздействуют на человека.

Перед толкованием икон Пресвятой Богородицы интересно и полезно будет представить Ее земной облик по описаниям очевидцев, дошедшим до нас в священных книгах. Но главную черту Пресвятой Девы, определяющую все Ее духовное содержание, святой Григорий Неокесарийский так определил: "У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный". Безупречные духовные качества Богородицы все Ее современники без исключения ставят на первый план.

Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: "Она была не многоречива, любительница чтения... Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты.".

Святой Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: "Когда я введен был пред лице Богообразной светлейшей Девы, меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух - не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы".

Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: "В Ней соединялось естество ангельское с человеческим".

Из преданий, воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так его нарисовал: "Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные".

Во все времена святые отцы церкви выражали свой неподдельный восторг пред образом Пречистой Богородицы нашей Приснодевы Марии. Например, великий богослов православной церкви святой Иоанн Дамаскин (VII в.) говорит: "Ее столько возлюбил Бог - высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею, и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств".

Именно эти свойства, конкретно определенные и названные почтенными летописцами церкви, святыми отцами и современниками Девы Марии, присутствуют в каждой иконе Богоматери, соответствующей тому или иному событию в Ее жизни, тому или иному празднику Богородицы, тому или иному явлению, связанному с Ней.

Наипервейшим иконописцем, оставившим наиболее точный облик Богородицы, был ученик апостола Павла и его помощник святой евангелист Лука. Видеть лик Божией Матери пожелали благочестивые верующие. Святой Лука пишет образ Девы Марии и преподносит его Ей непосредственно. Она, увидев первую икону Богоматери, а точнее свой образ, невольно изрекла: "Благодать родившагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!". Ее благословление и сделало иконы Божией Матери благодатными - дарящими верующему человеку благо, избавление от порока, наполняющими душу божественным светом.

История первой иконы уникальна. Она долгие годы находилась в Антиохии, где верующие впервые назвали себя христианами. Далее святой образ перемещается в Иерусалим, а потом попадает в Константинополь к святой царице Пульхерии (в середине первого тысячелетия). Вместе со своим супругом императором Маркианом они возводят в Константинополе в честь Богородицы три великолепных храма - Халкопратейский, Оди-гитрии и Влахернский. В храме Одигитрии помещают икону, писанную святым евангелистом Лукою.

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божией Матери русскими людьми - особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. Ведь Всевышний - не только великий благодетель, но и грозный судия. У русских, имеющих в характере такую ценнейшую черту, как покаяние, всегда с Боголюбовью соседствовала Богобоязнь. Как у матери родной, просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи, на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница - Матерь Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке совесть. Когда поэт говорит, что "умом Россию не понять", он имеет в виду именно Совесть. Эту ранимую и совершенно не материальную "структуру" - божественную сущность русские доверили Богородице.

Более прославленного имени нет на Руси, нежели Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии. С самого начала русской истории Богоматери посвящаются главные кафедральные храмы. Византийские мастера воздвигают по повелению Самой Божией Матери в Киево-Печерской лавре Успенский собор. Воз-желание Богоматери пребывать на Руси засвидетельствовано в Киево-Печерском патерике. И с тех пор люди на Руси стали считать свое Отечество - Домом Пресвятой Богородицы.

Почитание Богородицы свершается в первую очередь через иконы. Только в церковном месяцеслове числится около трехсот почитаемых икон Божией матери. Каждая имеет свое имя. Почти нет дня в году, чтобы этот день не был освещен празднованием той или иной иконы Божией Матери.

Исход великих исторических событий связан с чудотворным влиянием икон Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на Угре - Владимирская; в Смутное время при изгнании поляков из Москвы - Казанская; при утверждении правящей династии Романовых - Феодоровская; в Полтавской битве - Каплуновская. В 1917 году, в день отречения царя-мученика Николая II от престола, как бы Сама Божия Матерь, явившись неожиданно в образе Державной, взяла на Себя преемство власти Державы Российской. Но многие люди не сохранили этот святой образ, не сохранили и самих себя.

Для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо, как благословение родной матери. Народ вверял Богородице душу и всего себя. К иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали им часто собственные имена, как человеку.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Из Евангелия мы немного знаем о Марии, Матери Божией: помимо рассказа о Благовещении, о рождении Иисуса Христа и о Его детстве, Она появляется на страницах Писания лишь в нескольких эпизодах. Но церковное предание донесло до нас свидетельства о Богородице первых христиан, которые передавались из уст в уста. Вот некоторые из них.


Благовещение-Рождество-Христово-Сретение.-XII-в.-монастырь-святой-Екатерины-Синай

Знаете ли вы, сколько лет было Иосифу, мужу Марии?

Современный западный кинематограф любит представлять Иосифа Обручника как мужчину в возрасте 30-40 лет. Православное предание говорит о другом: «Из потомков Давида, что очень чтилось у евреев, были избраны и двенадцать безженных старцев; и их жезлы были положены во святилище. Между ними был и Иосиф. И его жезл прозяб за ночь; и даже на нем, по свидетельству блаженного Иеронима (340-419 гг.), была видена голубица, слетевшая свыше. Отсюда было познание, что Пречистая Дева вручается Иосифу на хранение. Старцу Иосифу в то время было, думают иные, около восьмидесяти лет» (митрополит Вениамин (Федченков)).

У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах

А знаете ли вы, чем была занята Пресвятая Дева в момент Благовещения?

«Ангел нашел пречистую Деву не вне дома и горницы своей, не на улицах городских посреди народа и мирских бесед, не суетящуюся дома в житейских попечениях, но упражняющуюся в безмолвии, молитве и чтении книг, как ясно показывает и иконное изображение Благовещения, представляя Деву Марию с положенною пред Нею и раскрытою книгою, в доказательство непрестанного упражнения Ее в чтении божественных книг и богомыслии. В то самое время, когда явился к Деве небесный благовестник, Она, как полагают богомудрые отцы Церкви, имела в уме слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве зачнет» (Ис. 7: 14), и размышляла, каким образом и когда будет то странное и необычное для девического естества зачатие и рождение» (святитель Димитрий Ростовский).

Ангел пришел благовествовать Марии. Знаете ли вы, что и кто есть ангел?

«Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Знаете ли вы, почему Дева Мария именуется «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»?

«Потому, что Она приняла в Своей утробе Богочеловека, Сына и Слово Божие, Который воспринял от Неё человеческую природу и соединил со Своим Божественным естеством в Своей ипостаси» (старец Ефрем Филофейский).

Храмовая икона Благовещенского собора Московского Кремля. XVII век.

Знаете ли вы, почему Богородица изображается на иконе Благовещения с цветком лилии?

Цветок лилии символизирует собой чистоту. За свою несравненную чистоту и целомудрие Она была избрана Богом и удостоена великого чуда – осталась девой при зачатии Спасителя и после Его рождения.

Знаете ли вы, как выглядела Пресвятая Богородица?
Описание внешнего облика Пресвятой Богородицы дал церковный историк Никифор Каллист:
«Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, – свидетельствует святой Амвросий. В беседах с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту Ее души».

Есть ли где-то икона Богородицы, написанная с Нее при ее земной жизни?
Пресвятая Богородица так же, как и Спаситель, явила свой нерукотворный образ в городе Лидде еще при жизни.
Апостолы Петр и Иоанн проповедовали в Самарии, где новообращенные соорудили в городе Лидде храм во славу Пресвятой Девы. По возвращении в Иерусалим апостолы умоляли ее освятить этот храм своим посещением и благословением. Она дала на это согласие и, отослав их назад, сказала: «Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!» Когда апостолы прибыли в Лидду и вошли в храм, то увидели на одном из внутренних столпов неизвестно кем написанный образ Божией Матери. Причем ее лик и детали одежды были выполнены с поразительным искусством и точностью. Позже туда прибыла и Пресвятая Дева. Увидев Свой образ и множество молящихся перед ним, Она возрадовалась и даровала иконе чудотворную силу.

Знаете ли вы, что Богородица приходила на гроб Своего Сына?
Иудеи, ненавидевшие христиан, не хотели, чтобы ко гробу Спасителя приходила Матерь Божия, которая преклоняла там колени, плакала и воскуряла фимиам. Первосвященники выставили стражей и приказали им строго следить, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту. Если же Мать Иисуса нарушит запрет, Ее велено было немедленно убить. Стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву, но сила Божия скрыла Ее от дежуривших на Голгофе воинов. Они ни разу не видели Богородицу, хотя Она продолжала приходить туда. В конце концов, стражники под клятвою доложили, что ко гробу никто не приходит и охрану сняли.

В момент Благовещения Мария читала и размышляла над словами пророка Исайи

Знаете ли вы, сколько лет прожила на земле Пресвятая Дева Мария?
Церковные авторитеты – преподобный Андрей Критский, святой Симеон Метафраст, святитель Димитрий Ростовский, преосвященный Порфирий Успенский, а также видные церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин – утверждают, что Пречистая Дева дожила «до крайней старости». Согласно подсчетам, основанным на участии в погребении Богородицы Дионисия Ареопагита (57 г.), к моменту Успения Матери Божией было 72 года.

Знаете ли вы, почему родители Пресвятой Девы многие годы терпели поношение?
Родители Девы Марии долгое время были в поношении из-за своей бесплодности. Считалось, что это свидетельствовало о наказании Божием за грехи. Подобное обстоятельство доставляло не только скорбь родителям, не могущих иметь детей, но и немало неудобств со стороны народа: Иоакиму препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку он не создал потомства израильскому народу. Анну также уничижали за бесплодие окружающие. Поскольку было известно, что от семени Давидова родится Спаситель, то каждая семья надеялась, что это произойдет именно через ее потомков. А потому не иметь способности к продолжению рода означало утратить этот шанс.

Знаете ли вы, каким ремеслом владела Божия Матерь?
Согласно Преданию, в период жизни при храме Дева Мария трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Когда же Она была отдана на сохранение Иосифу Обручнику, возникла необходимость в изготовлении новой завесы для Иерусалимского храма. Часть работы по этому поручению от первосвященника исполнила Дева Мария. После Благовещения Архангела Гавриила Пресвятая Дева отправилась к своей родственнице – Елизавете (Лк. 1: 39-56). Согласно преданию, по пути Она зашла в Иерусалим, чтобы отдать часть завесы, которую к тому времени уже изготовила.

К моменту Успения Матери Божией было 72 года

А знаете ли вы, что Иосиф по закону должен был судить Марию за то, что она забеременела не от него?

Ангел, по сути, возвестил Марии такую беременность, для которой не было никаких законных оснований. И по закону полагалось за такое побить камнями, ведь не было подобных прецедентов, чтобы дева зачинала без мужа, и, соответственно, по логике такая беременность могла возникнуть только от прелюбодеяния. Во всяком случае Марию ждал позор на всю жизнь. Но Она просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Но Марии еще не было известно, как отнесется к такому событию Иосиф: он был помолвлен с девушкой, и вдруг – беременность! Сначала старец хотел просто тихо расторгнуть помолвку, ни о чем не расспрашивая свою невесту и никак не пытаясь Марию наказать: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1: 19). Но, впрочем, рождение ребенка вне брака и так поставило бы Ее вне общества, дальнейшая Ее судьба была бы ужасна. И снова потребовалось явление ангела, но на этот раз уже Иосифу, чтобы он принял Ее с Младенцем во чреве и назвал Марию своей женой: «Но, когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1: 20). Не часто нам приходится рассуждать о мужестве и выдержке Иосифа. Однако стоит обратить внимание на то, что в глазах всего израильского общества Иосиф был мужем Марии и считался отцом Иисуса, и только сами Иосиф и Мария знали, на какую жертву пришлось пойти названному отцу Христа.

Содержание статьи

МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа , в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых. Этимология имени «Мария» (евр. Мариам) предлагалась разная: «прекрасная», «горькая», «непокорство», «просвещающая», «госпожа» и «возлюбленная Богом». Ученые отдают предпочтение последнему значению, которое восходит к древнеегипетскому языку и может быть объяснено четырехвековым пребыванием евреев в Египте.

Жизнь.

Евангельское повествование о жизни Марии начинается с рассказа о явлении ей в Назарете архангела Гавриила , возвестившего, что она избрана Богом в качестве матери Мессии. Хотя она и была обручена с Иосифом, однако оставалась девственной, о чем свидетельствует ее вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел объясняет ей, что ее осенит сила Всевышнего, и Мария дает свое согласие: «Да будет Мне по слову твоему». Сразу после этого она отправилась навестить свою родственницу Елисавету, которая прежде была бесплодна и которой ангел возвестил, что она в преклонных годах родит сына – Иоанна Крестителя .

Придя к Елисавете, Мария воспела хвалебную песнь – «Величит душа Моя Господа» (лат. Magnificat), напоминающую песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар 2:1-10). Когда же она вернулась в Назарет, Иосиф, узнав, что она ожидает ребенка, хотел ее отпустить без огласки, однако явившийся Иосифу ангел открыл ему великую тайну.

В соответствии с декретом Цезаря Августа о переписи населения Мария и Иосиф (будучи из рода Давидова) отправились в Давидов град Вифлеем, где в стойле для скота Мария родила Иисуса. Пастухи, которым ангелы возвестили о рождении Младенца-Христа, пришли поклониться ему и застали Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. На восьмой день ребенок был обрезан и получил имя Иисус, которое дал ему архангел Гавриил. На сороковой день Мария и Иосиф пришли в иерусалимский Храм, чтобы очиститься по Закону Моисееву и посвятить Сына Господу, принеся в жертву двух горлиц или двух молодых голубей. При совершении этого обряда старец Симеон взял младенца на руки и предсказал Марии ее будущее участие в страданиях Сына: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Предупрежденный во сне о том, что Ирод хочет погубить младенца, Иосиф вместе с Марией и Иисусом бежал в Египет и оставался там до смерти Ирода.

Евангелия ничего не сообщают о Марии в период жизни Иисуса Христа в Назарете, если не считать эпизода, случившегося, когда Иисусу было 12 лет. Родители привели его в Иерусалим на праздник Пасхи и, потеряв его там, три дня не могли его найти. Обнаружив его в Храме среди законоучителей, мать спросила, почему он остался там, и Иисус ответил: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2:49).

Мария была со Христом в начале его общественного служения, когда, по ее просьбе, он превратил воду в вино во время брачного пира в Кане. Некоторое время она была вместе с ним в Капернауме. На Голгофе она стояла возле креста, и Иисус препоручил ее заботам апостола Иоанна. После вознесения Христа Мария вместе с апостолами и учениками ожидала в Иерусалиме сошествия Святого Духа, и в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на них в виде огненных языков. Никаких сведений о последующей жизни Девы Марии в Новом Завете не приводится.

Согласно преданию, она одно время жила в Эфесе или поблизости от него, однако ее основным местом жительства был, по-видимому, Иерусалим. Считается, что она умерла в Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа.

Теология.

Основные элементы мариологии (раздела теологии, посвященного Деве Марии) сложились еще в эпоху ранней патристики. Так, еще до Никейского собора (325) многие крупные церковные писатели, включая Игнатия Антиохийского , Юстина Мученика , Иринея Лионского и Киприана, писали о роли Девы Марии в искуплении человечества.

Титул «Богородица» (греч. Theotokos) был впервые официально принят в полемике против Нестория на Эфесском соборе (431), однако сама эта концепция восходит к раннему послеапостольскому периоду. Библейским основанием этой концепции служил присутствующий в евангелиях двойной мотив: Иисус Христос – истинный Бог и Дева Мария – истинная Матерь Иисуса. Игнатий Антиохийский (ум. 107) писал: «Мария носила во чреве нашего Бога Иисуса Христа в согласии с божественным планом спасения». Определение «Богородица» получил распространение после 3 в. Его использовал Ориген (ок. 185 – ок. 254), а Григорий Назианзин ок. 382 писал: «Тот, кто не признаёт Пресвятую Марию Матерью Божьей, отлучен от Божества».

Несторианский тезис о том, что Мария не могла быть Матерью Божьей, поскольку она породила лишь человеческое естество Христа, вызвал возражения со стороны защитников христианской ортодоксии (правоверия), указывавших, что она зачала и родила не только «естество», но и «лицо» (личность). А поскольку Дева Мария зачала и родила второе Лицо Троицы, то она есть поистине Матерь Божья.

В силу своего божественного материнства Дева Мария превосходит своим достоинством всех тварных существ и в святости уступает лишь своему божественному Сыну. В церкви ее прославляют особым почитанием, обозначаемым греческим термином «гипердулия» (в отличие от почитания, оказываемого другим святым, – «дулия»), и поклонением («латрия»), воздаваемым только Богу. Древние церковные писатели подчеркивали связь между божественным материнством Марии и полнотой ее благодати, усматривая свидетельство этого в приветствии ангела: «Радуйся, благодатная». По их мнению, для того, чтобы сделаться Матерью Божьей, она должна была удостоиться особого божественного расположения.

В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается как логическое условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя. По словам папы Пия IX (1854), «Пресвятая Дева Мария была уже в самый момент ее зачатия, через исключительный дар благодати и привилегию, дарованную ей всемогущим Богом ради заслуг Иисуса Христа, Спасителя человечества, оставлена незапятнанной первородным грехом». Это означает, что мать Иисуса Христа была предохранена от общего всему человечеству порока отчуждения от Бога, унаследованного от Адама в результате его грехопадения. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой – как утверждает католическая теология (в отличие от протестантской) – не было удостоено никакое другое тварное существо.

Ни у греческих, ни у латинских отцов церкви мы не находим прямого учения о непорочном зачатии Девы Марии, хотя в скрытом виде оно подразумевается. Отцы церкви учили, что Мария отличалась исключительной чистотой нравов и святостью жизни. Кроме того, Дева Мария рассматривалась как прямая противоположность Еве. Однако представление о непорочном зачатии Девы Марии должно было приобрести более ясные очертания, прежде чем стало догматом католической церкви. Особую роль в разработке этой концепции сыграл Дунс Скот (ок. 1264 – 1308), который выдвинул идею пред-искупления (praeredemptio), чтобы примирить свободу Девы Марии от первородного греха с зачатием ею Христа.

С непорочным зачатием Девы Марии была связана также и ее свобода от любых греховных желаний. Освобождение от бремени первородного греха само по себе не означает восстановления изначальной целостности человека или обретения им некоего иммунитета, предохраняющего от вожделения, которые были утрачены человеком после грехопадения. Хотя само по себе плотское влечение не является греховным, оно, тем не менее, подразумевает нравственный порок, так как может вести ко греху, возбуждая страсти, которые ведут к нарушению Закона Божьего, – даже тогда, когда человек им не уступает и формально не делает ничего дурного. С другой стороны, может возникнуть вопрос, каким образом мать Иисуса Христа, будучи свободна от искушения, могла стяжать себе заслугу пред Богом. Католичество отвечает на это, что она – в той же мере, в какой и ее Сын, – могла направить свою свободу и на другие цели, помимо обуздания страстей, в частности – на любовь к Богу и на упражнение в терпении, милосердии и послушании законной власти.

Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Августин считал, что понятие личной греховности не рименимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог.

Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание ее девственности некоторыми гностиками (в частности, Керинфом, ок. 100) и языческими критиками христианства (в частности, Цельсом, ок. 200). При этом речь шла о трех моментах ее девственности: зачатии Девой Марией Сына без участия мужчины, рождении ею Христа без нарушения девственности и сохранении ею девственности после рождения Христа.

Вера церкви в девственное зачатие Иисуса выразилась во многих древних исповеданиях веры. В Апостольском символе веры (начало 2 в.) говорится об Иисусе Христе, «Который был зачат Святым Духом, рожден Девой Марией». Библейское обоснование этого учения обнаруживается в пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея относит к Деве Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева [хальма] во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [Бог с нами]». С самого начала христиане истолковывали это пророчество как относящееся к Мессии, поскольку знамение исполнилось. Последующее возражение, состоящее в указании на то, что греческий перевод еврейской Библии (Септуагинта), появившийся ок. 130 до н.э., ошибочно передала смысл еврейского слова «хальма» греческим словом parthenos («дева»), а не словом neanis («молодая женщина»), в настоящее время признано несостоятельным. Так же понимал этот термин и Матфей, ссылаясь на пророчество Исайи (Мф 1:23). Кроме того, в ветхозаветном языке «хальма» означает незамужнюю девушку, достигшую брачного возраста, которая – в соответствии с еврейскими моральными представлениями – должна была сохранять девственность. Да и сам контекст требует смысла «дева», поскольку чудесное знамение имело бы место лишь в том случае, если бы зачала и родила именно дева.

Все отцы церкви разделяли представление о девственном зачатии Христа Марией. Начиная с Юстина Мученика (ок. 100 – 165) все церковные писатели единодушно защищали мессианскую интерпретацию пророчества Исайи, которая дается в Евангелии от Матфея и подтверждается в Евангелии от Луки.

Христианская традиция идет дальше. Дева Мария не только зачала без всякого плотского сношения, но ее физическая девственность не была нарушена даже при рождении Христа. Когда монах Иовиниан (ум. 405) стал учить, что «дева зачала, но дева не родила», он был тут же осужден на соборе в Медиолане (Милане) (390) под председательством св. Амвросия, напомнившего стих Апостольского символа веры : «рожден Девой Марией». Положение о том, что ее девственность осталась неповрежденной и в момент рождения Иисуса, было включено в определение «приснодевственности» Марии на V Вселенском соборе в Константинополе (553). Не вдаваясь в физиологические подробности, древние писатели прибегали к различным аналогиям, уподобляя рождение Христа из запечатанной утробы прохождению света сквозь стекло или порождению мысли человеческим умом. В энциклике Mystici Corporis (1943) Пий XII описывал Деву Марию как «Ту, Которая дала чудесное рождение Христу, Господу нашему».

Считается, что Мария оставалась девственной и после рождения Христа. Учение о девственности post partum (после родов), отрицавшееся в древней церкви Тертуллианом и Иовинианом, решительно защищалось в христианском правоверии, в результате чего был выработан термин «приснодевственная», закрепленный на V Вселенском соборе в Константинополе. Начиная с 4 в. общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась».

Достоверных свидетельств относительно времени, места и обстоятельств смерти Девы Марии не сохранилось, однако факт ее смерти был признан древней церковью. Ефрем, Иероним и Августин считали этот факт несомненным. Однако Епифаний (315–403), который внимательно изучил все имеющиеся источники, пришел к заключению, что «никому не ведомо, каким образом Она покинула этот мир». Хотя это положение догматически не закреплено, однако большинство современных теологов верит, что Дева Мария умерла. Они признают, что она не была подвержена закону смертности – в силу своей свободы от первородного греха, однако считают, что телесность Девы Марии должна была быть сходной с телесностью ее Сына, который позволил себя умертвить ради спасения людей.

В 1950 папа Пий XII провозгласил, что «Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу...» Католическое учение о вознесении Девы Марии зиждется на двоякой традиции: на утвердившемся издревле веровании и на том, что католический епископат с полным единодушием принял эту догматическую истину в качестве части вероучения.

Отцы церкви трех первых веков почти не обсуждали тему вознесения Девы Марии. Отсутствие практики поклонения ее мощам, озабоченность христологическими спорами, а также – упоминания о вознесении Богородицы в апокрифических сочинениях позволяют объяснить причину молчания древней церкви об этом предмете. Евсевий Кесарийский писал в своей Хронике , что «Дева Мария, Матерь Иисуса Христа, была взята на небеса, что, согласно немалому числу писателей, было открыто нам Богом». Литургическим подтверждением этого учения служит тот факт, что папа Григорий I (590–604) назначил 15 августа днем празднования вознесения Девы Марии на небеса, заменив этим праздником праздновавшееся ранее успение Богородицы.

Теоретические основания, на которых отцы церкви и позднейшие богословы основывали учение о нетленности и преображении тела Девы Марии, заимствованы из Откровения. Поскольку она не была подвержена греху, ее плоть не должна была подвергнуться тлению. Ее божественное материнство устанавливало телесную и духовную связь между ней и Христом, а ее соучастие в искупительном подвиге ее Сына предполагало соответствующую причастность к плодам искупления, включающим в себя прославление тела и души.

С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. Однако в этом посредничестве имеются два аспекта, которые следует различать. В теологической доктрине Римско-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который есть источник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству. Однако лишь вероятным и допустимым следует считать мнение, согласно которому после вознесения Марии на небеса никакая вообще благодать не сообщается людям без ее содействия и участия. При этом соучастие Девы Марии в осуществлении плана спасения может пониматься двояко.

Во-первых, Мария по своей воле содействовала Богу в осуществлении Его замысла, приняв с покорностью весть о боговоплощении, дав рождение Сыну и став духовной соучастницей подвига его Страстей и Смерти. Однако Христос один принес искупительную жертву на кресте. Мария оказала ему в этом моральную поддержку. Поэтому, как гласят некоторые постановления Римско-католической церкви, нельзя говорить о ее «священстве». Согласно принятому в 1441 на Флорентийском соборе постановлению, Христос «один одолел врага рода человеческого». Подобно этому, он один стяжал прощение для всех детей Адама, включая Деву Марию. Ее роль в этом «объективном искуплении» и заслуга в деле спасения была непрямой и вытекала из ее готовности служить делу Христа. Она страдала и приносила жертву вместе с ним, у подножья креста, однако действенность ее жертвы всецело зависела от действенности жертвы ее Сына.

Во-вторых, Мария соучаствует в деле спасения тем, что через свое материнское посредничество сообщает искупительную благодать Христа людям. Католические теологи обозначают это термином «субъективное искупление». Это не означает, что каждый человек в обычной молитве может прямо испросить себе благодать через Деву Марию или что ее заступничество абсолютно необходимо при даровании божественных благословений, но означает, что, по божественному установлению, благодати, которые заслужил Христос, сообщаются людям посредством действительного заступнического посредничества его Матери. Будучи плотской Матерью Божьей, она есть духовная матерь для всех членов Тела Христова – церкви ее Сына.

Мариология и экуменизм.

Подобная многогранность характерна не только для католического богословского учения о Деве Марии, но и для мариологии других христианских церквей, а за пределами христианства – для ислама.

Божественное материнство Девы Марии признавалось, истолковывалось или отрицалось в зависимости от отношения к божественности Христа. Мусульмане отвергают обозначение «Богородица», считая его святотатственным. «Ведь Мессия, – писал Мухаммед в Коране, – Иса, сын Марйам, только посланник Бога». Его мать родила лишь пророка, поскольку «Бог – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (Сура 4, 171).

Восточные православные церкви верят в то, что Дева Мария была подлинно Богоматерью, что она превосходила своей святостью не только всех людей, но и ангелов, что она была во плоти взята на небеса и теперь является заступницей за людей перед Сыном.

Протестантские формулы вероисповедания отдают предпочтение выражению «Матерь Иисуса», – даже в тех случаях, когда они, в принципе, признают божественность Христа. Они исповедуют также девственность Марии и прямо отождествляют тайну ее девства с божественным материнством, как это делал, например, Кальвин, который в своем Наставлении писал: «Сын Божий чудесно сошел с Небес, но так, что при этом Он не покидал Небеса. Он восхотел быть чудесно зачатым во чреве Девы». Сходных взглядов придерживаются и протестантские теологи, например К. Барт.

Мариология служит предметом серьезного изучения для идеологов экуменического движения. Православные, англиканские и протестантские теологи горячо обсуждают вопрос о том, могут ли такие учения, как учение о непорочном зачатии Девы Марии и о ее вознесении, быть включены в христианское вероучение, если они не были прямо возвещены в библейском Откровении. Они признают, что эти догматы могут послужить серьезным препятствием на пути к христианскому единству.

Отражение в искусстве и литературе.

Жизнь и добродетели Девы Марии вдохновляли художников на создание замечательных произведений христианского искусства и литературы.

Самое древнее из сохранившихся изображений Пресвятой Девы – фреска в римских катакомбах Присциллы на Виа Салариа. Эта фреска (конец 1 в. или начало 2 в.) изображает Марию сидящей с младенцем Иисусом на руках, а рядом с ней – мужскую фигуру, возможно, пророка со свитком в руке, указывающего на звезду над головой Девы. Еще три изображения Девы Марии в той же катакомбе датируются 2 и 3 вв. На одном из изображений на гробнице христианской девственницы Мария с Младенцем запечатлена как пример и образец девственности, на другом представлена сцена поклонения волхвов в Вифлееме, а третье принадлежит к числу менее распространенных изображений сцены благовещения. Аналогичные сюжеты представлены на изображениях (все – ранее 5 в.), обнаруженных на кладбищах Домитиллы, Каллиста, святых Петра и Маркелла и св. Агнесы.

Живописные и скульптурные изображения Девы Марии, относящиеся к раннехристианской эпохе, подчеркивали ее отношения с Иисусом, как Девы и Матери, прослеживая их чаще всего в одной из евангельских сцен, начиная от благовещения и заканчивая сценами распятия или погребения Христа. Эфесский собор (431), на котором было принято направленное против Нестория учение о божественном материнстве, положил начало новому этапу художественного осмысления образа Девы Марии на Востоке, а затем, в самом скором времени, – и в Италии, Испании и Галлии. С этого момента Мария чаще изображалась не в бытовых евангельских сценах, а как Небесная Царица, облаченная в золото и величественно восседающая на престоле.

Романское искусство усвоило и развило византийскую иконографию Пресвятой Девы, однако если на Востоке преобладали изображения молящейся Богородицы («Оранта») с воздетыми руками, то западные художники и скульпторы предпочитали изображать ее как «Престол Премудрости». Адаптация византийской иконографии происходила медленно, но была существенной. Она позволила перейти от строгих восточных линий к большей мягкости, проникнутой человеческим чувством. В изобразительном искусстве всех великих исторических эпох, начиная с раннего Средневековья, историки обнаруживают художественное отображение той важной роли, которую Пресвятая Дева играла в теологии.

В эпоху готики она была «Матерью Искупителя»; здесь подчеркивалось прежде всего милосердие и любовь Спасителя и его Матери, как участницы подвига искупления, осуществленного ее Сыном. Это искусство соответствовало «эпохе веры» и времени, когда церковь была занята реформированием своей внутренней жизни и церковной дисциплины. В эпоху Возрождения преобладающей темой становится образ «Матери и Младенца», воплощенный в прославленных творениях Фра Анжелико, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Фра Филиппо Липпи, Боттичелли, Корреджо, Дольчи, Перуджино, Тициана и Верроккьо в Италии, Ван Эйка, Мемлинга и Рубенса во Фландрии и Ханса Хольбейна Младшего и Дюрера в Германии. Для барочного стиля было типично изображение Девы Марии в роли «Победительницы Сатаны», а в современную эпоху – в образе «Посредницы Благодати», подкрепленном исторической ассоциацией Пресвятой Девы с ее откровениями, возвещенными в Лурде и Фатиме, а также – таким мистикам, как Маргарита Мари Алакок, Катрин Лабуре, Дон Боско и Кюре Арсский.

Тема Девы Марии стала частью литературной культуры всех народов, включая и азиатские – как исламские, так и неисламские, однако особое внимание ей уделялось в романских странах и во Франции. Писатели разных вероисповеданий отмечали облагораживающее влияние веры в чистый образ Девы Марии на западный образ жизни и литературу. Одним из признаков, характеризующих, с их точки зрения, высокоразвитую цивилизацию, является чувство уважения к женщине. В этом смысле, почтительное преклонение перед Девой Марией как идеалом женственности оказало большее влияние на изменение положения женщины в обществе, чем любое другое положение христианской религии.

Простите мое невежество, но у меня вот какой вопрос. В обетовании Господь сказал, что Спаситель явится в мир от рода Давида. В Евангелии дается подробнейшая родословная Иосифа, мужа Пресвятой Девы, который действительно был потомком Давида. Но ведь Иосиф был только отчимом Христа. Слышала версию, что Сама Пречистая также происходила из колена Иудина, т.к. по закону, все браки должны были совершаться в пределах своего рода. Но... Праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи, называемая в Библии родственницей Марии, также упоминается как дочь Ааронова. Значит, Иисус не происходил из колена Иудина? Разрешите мои сомнения. Спаси Вас Господи!

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский, отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии (2Цар.5:14; 1Пар.3:5; 14:4). Нафан упомянут как предок Иисуса Христа у св. евангелиста Луки: Маттафаев, Нафанов, Давидов (Лк.3:31). А так как св. евангелист Матфей называет не Нафана, а Соломона, то исследователи считают, что в Евангелии от Луки родословие Спасителя дается по Матери. В конце родословия указан Иосиф, так как род ведется по мужской линии, а мать не могла быть указана как звено в цепочке наследования.

Пресвятая Богородица и св. прав. Елисавета были двоюродными сестрами по материнской линии. Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский. Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, 9 сентября ).

Законом не запрещались браки между представителями разных колен. Так царь Саул, происходивший из колена Вениаминова, выдал свою дочь Мелхолу за Давида (1Цар.18:27), который принадлежал к колену патриарха Иуды. Ограничение существовало для невесты, которая при отсутствии братьев была наследницей. Не допускалось, чтобы земля переходила из одного колена к другому: вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих (Чис.36:6-7).