Чувство недостаточности, три вида человеческого мозга и три сигнальные системы. Триединая модель мозга Теория трех мозгов




Почему считается, что невербальные сигналы достовернее слов? Почему мы часто загораемся какой-то идеей, но затухаем, когда дело доходит до ее реального выполнения? Почему мы зависаем в соцсетях, вместо того чтобы убираться в квартире? Ответить на эти и другие практические вопросы нам поможет теория. А если быть точнее – теория Пола Маклина (Paul D. MacLean), согласно которой у человека можно выделить не один, а три мозга . Также мы рассмотрим модель А.Р. Лурии , название которой в чем-то созвучно модели Маклина: система трех функциональных блоков мозга .

Обращаем внимание на то, что в этой статье все вопросы рассматриваются с точки зрения практической психологии . Строение мозга с точки зрения нейробиологии остается за рамками материала.

Три мозга Маклина

Согласно теории Маклина, наш мозг можно разделить на три составляющие, или на три слоя , возникновение которых связано с эволюцией.

Практические выводы из модели Маклина

Знание теории трех систем мозга позволяет ответить на все вопросы, обозначенные во вступлении к статье. Здесь мы приведем ответы в общем виде, а с конкретными примерами, методами и способами вы сможете ознакомиться в соответствующих статьях нашего сайта. Главное, что выводы из этой теории позволят вам понять, с чем связано то или иное явление и как с ним можно бороться.

Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация

Например, почему говорят, что невербальные сигналы достовернее слов? Потому что за невербальные сигналы отвечает лимбический мозг , а за слова – неокортекс. Как мы говорили выше, неокортекс поддается нашему контролю, тогда как лимбический мозг – практически нет. Поэтому если на словах человек отвечает положительно, а его жесты выдают отрицательный ответ, это весомый повод усомниться в правдивости речи.

Умение считывать жесты других людей – безусловно полезный навык, который может дать много полезной информации. Однако в любом хорошем издании, посвященном этой теме, вам обязательно напишут: не ставьте на человека ярлыки прежде, чем выясните все обстоятельства . Например, считается, что если человек притрагивается к носу, значит, он врет. В некоторых случаях это так, но возможны и другие варианты. Скажем, 15 минут назад у этого человека внезапно пошла кровь из носа, и теперь он инстинктивно проверяет, все ли в порядке.

Противостояние лимбического мозга и неокортекса

Что касается прокрастинации , боязни нового, а также энтузиазма в теории и ничегонеделания на практике, то эти, как и другие подобные ситуации, объединяет противостояние неокортекса и лимбического мозга . Напомним, что последний не любит изменений, стремится оградить нас от эмоциональных травм и предпочитает сиюминутные удовольствия. Поэтому мы часто прокрастинируем задачи, которые в прошлом уже приводили к неудачам (лимбический мозг защищает нас от неприятных эмоций). Из-за него же порой нам так тяжело дается выход из зоны комфорта : никто не знает,
что может там ожидать, и лимбический мозг заранее настраивает нас против такого шага и против изменений (даже положительных).

С противоречием между этими двумя частями мозга связан и тот факт, что мы часто даем себе обещания, а потом не выполняем их . Дело в том, что обещания, цели и планы – прерогатива неокортекса. Но все это ведет к изменениям и/или откладывает сиюминутное получение удовольствия, что вызывает протест со стороны лимбической системы мозга. Вот вам что больше хочется: смотреть сериальчик или убираться? Кушать скучную полезную еду или лакомиться пиццей и шоколадным тортиком? Лимбический мозг бастует, и большинство из нас так или иначе поддается на его провокации. Поэтому мы зависаем в Сети с чипсами вприкуску, вместо того чтобы заняться уборкой и придерживаться диеты.

С другой стороны, неокортекс способен вдохновить нас, заразить энтузиазмом , чтобы мы начали что-то делать, и это ощущение распространяется и на эмоциональный мозг. Но, когда энтузиазм и вдохновение уходят, лимбическая система вспоминает о том, что пора бы расслабиться, и нас снова тянет к сиюминутным удовольствиям. Вот почем наше бодренькое начало скатывается все к тем же прокрастинации и ничегонеделанию.

Учитывая, что лимбический мозг отвечает за эмоции, а новая кора – за логику, противостояние этих двух систем прослеживается и в ситуациях, когда «умом человек понимает, что к чему, а сердцем чувствует по-другому». Только в таком контексте это должно звучать: «Неокортексом понимаю, но лимбическая система заставляет меня думать другому».

Какой вывод можно сделать?

Впрочем, все описанное выше еще не значит, что единственное, что нам остается – идти на поводу у лимбического мозга. Просто, чтобы добиться большего успеха за более короткое время, стоит учесть данное противоречие. Одна из самых частых рекомендаций – по возможности успокоить лимбический мозг, не вгонять его в панику .
Например, именно из-за его протестов у многих из нас не получается начать новую жизнь с понедельника или с 1 января. Резкие изменения (и страх неудачи) совершенно не нравятся лимбическому мозгу, и далеко не всем хватает силы воли противостоять его искушениям.

Поэтому часто эффективнее выходить из зоны комфорта постепенно и также постепенно бороться с прокрастинацией (если, конечно, у вас есть для этого соответствующие возможности). Небольшие шаги не вызовут столь яркого протеста лимбической системы. Кроме того, незначительные изменения, как правило, предполагают, что вы ставите перед собой такие цели, которых можно достичь в краткосрочной перспективе (например, «Учить каждый день по 10 новых иностранных слов»). Если вы их достигнете, это станет отличной мотивацией к тому, чтобы дальше двигаться в выбранном направлении. В то время как долгосрочные цели («Выучить иностранный язык») не дадут быстрых результатов, а значит, не станут мотиватором для лимбического мозга, ведь он хочет положительных эмоций здесь и сейчас, а не когда-то там в будущем.

Рептильный мозг: притуплен, но не забыт

Обратимся и к рептильному мозгу. В современном мире он охраняет нас, но активен далеко не в полной мере. Его бОльшая активность была необходима тогда, когда человек выживал в суровой природе. Сейчас он нам тоже, безусловно, нужен, но на него сваливается не так много работы, как раньше. Между тем иногда слишком активная его работа приводит к психологическим проблемам . Скажем, порой именно ему обязаны сильным страхам, всепоглощающей ярости и другим предельно ярким, но не всегда продуктивным чувствам.

Из-за схожести названий кто-то может предположить, что модель трех функциональных блоков по Лурии и система «Три мозга» по Маклину также схожи. У них действительно есть точки пересечения, однако в целом Лурия и Маклин подходили к мозгу с разных позиций, поэтому и концепции у них различны.

Так, основатель советской нейропсихологии Александр Романович Лурия и его коллеги
выделили три функциональных блока мозга, исходя из того, как в нем проистекают высшие психические функции : что при этом происходит, какие отделы мозга задействованы и за что конкретно они ответственны. Именно поэтому специалисты говорят, что данная модель представляет собой концепцию мозга как материального субстрата психики . Система из трех функциональных блоков показывает, почему пациенты с теми или иными поражениями могут с легкостью выполнять одни задачи, но испытывают затруднения при выполнении других.

Предлагаем в общих чертах рассмотреть модель А. Р. Лурии, чтобы понять, чем эта система отличается от модели «Три мозга» по Маклину и как у нас в голове осуществляются высшие психические функции.

Мозг как система из трех функциональных блоков


Подытоживая описанное выше, представим краткое описание системы трех функциональных блоков мозга по А. Р. Лурии:

  • первый блок – обеспечение условий для психической деятельности;
  • второй блок – получение и анализ «входящей» информации (в значительной степени от органов чувств);
  • третий блок – собственно психическая деятельность.


Человек всю жизнь стремится преодолеть хаотическую сущность природы: «вписать» ее в существующие рамки, подчинить правилам. Один из наглядных примеров – бескрайние поля, которые, если смотреть на них с высоты птичьего полета, напоминают не то полосатый махровый халат, не то красочную иллюстрацию из учебника по геометрии. Особую любовь к таким ландшафтам питает Алекс МакЛин (Alex MacLean) – один из популярнейших аэрофотографов в мире.


Алекс МакЛин «болеет» небо с далекого 1975 года, когда впервые поднялся над землей на своем четырехместном самолете Cessna 182. С тех пор страсть к полетам не утихает, в небе фотограф провел уже более 6000 часов, не выпуская из рук камеру. МакЛин – архитектор по образованию, возможно, поэтому ему так импонируют ровные линии на разноцветных полях или же причудливые узоры на безлюдных равнинах.


Фотограф с воодушевлением рассказывает о каждом из полетов, признаваясь, что в кабине самолета можно даже почувствовать аромат цветов. МакЛин сейчас проживает в городе Линкольн (штат Массачусетс), он ежедневно совершает по несколько вылетов, каждый из которых может длиться по два-три часа. Иногда он выбирается и на дальние расстояния, проводя за штурвалом по шесть-восемь часов. Правда, дальние перелеты по стране Алексу не по душе: слишком подолгу приходится кружить над каждым понравившимся объектом.


Примечательно, что, помимо эстетического значения, фотографии Алекса нередко могут иметь и практическое применение: так, в объектив мастера нередко попадают местности, где чрезмерное загрязнение окружающей среды чревато экологическими бедствиями.

Триединая модель головного мозга МакЛина Автором этой модели является американский нейрофизиолог Поль МакЛин (Paul D.MacLean). Он говорил о том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке. Центральная часть, или ствол мозга - это так называемаый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга. Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии. Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем, но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно. И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга , отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить. У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 - 4 годам она утраивается.

26. Ритуальное поведение, сравнительный анализ.

Ритуализованные компоненты поведения – видотипичные, генетически фиксированные сигналы (позы, телодвижения, звуки), выполняемые подчеркнуто демонстративно, в определенной последовательности в виде ритуалов с четким информативным содержанием.

Ритуальные формы поведения. У животных при их взаимодействии в различных ситуациях, установлении общения существенную роль играют ритуалы - стандартные формы поведения особей одного вида, позитивные или негативные демонстрации движений, информационные воздействия. Ритуальное поведение представляет комплекс поведенческих приемов, которые возникают у животных в процессе общения в тех или иных целях. В ритуальном поведении как сигнальные раздражители используются какие-либо эволюционно преобразованные формы поведения, чаще всего смешанной активности, или различные черты морфологии животного. В ответ на эти сигнальные раздражители другие особи вида реагируют соответствующим образом.

Таким образом, ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях, можно разделить на две группы: ритуалы угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более сильных сородичей. К. Лоренц (1994) выделил несколько основных особенностей таких ритуалов. 1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела. Весьма интересно, что подобное поведение часто демонстрируют доминантные животные. Так, при встрече двух волков или собак, более сильное животное отворачивает голову и подставляет своему сопернику область сонной артерии, выгнутую навстречу укусу. Вороны в такой ситуации подставляют своему сопернику глаз. Смысл подобной демонстрации заключается в том, что доминант сигнализирует таким образом: "Я тебя не боюсь!" Однако аналогичные позы демонстрируют и более слабые животные. Галка подставляет под клюв птицы, которую нужно умиротворить, свой незащищенный затылок - обычную мишень при серьезном нападении с целью убийства. У многих видов птиц оперение на таких участках тела имеет особую окраску. У галок оно шелковисто-серое, а у тех врановых, которые крупнее и темнее, на затылке имеется более светлое пятно. Как указывает Н. Тинберген, подобным же образом демонстрируют умиротворение и чайки. Они отворачивают от противника клюв, подставляя противнику белоснежный затылок, или пятно на затылке, имеющее особый рисунок на светлом фоне. У многих животных умиротворяющим сигналом служит приглашение к грумингу. Так, у многих видов грызунов подчиненное животное позволяет доминирующему вылизывать свой мех. Разрешая высокоранговой особи дотрагиваться до себя, низкоранговая тем самым проявляет свою покорность и переводит потенциальную агрессивность доминанта в другое русло. Красные амадины - маленькие птицы, относящиеся к семейству ткачиковых, для умиротворения агрессивно настроенного соседа прибегают к так называемой "демонстрации приглашения к чистке пера". При встрече двух птиц, одна из которых склонна к нападению, вторая нагибает или высоко задирает голову и при этом топорщит оперение горла или затылка. Агрессор реагирует на подобное действие совершенно определенным образом. Вместо того чтобы напасть на соседа, он покорно начинает перебирать клювом распущенное оперение его горла или затылка. Это лишь один из немногих примеров, который показывает, что телесный контакт между отдельными особями у общественных видов служит необходимым звеном в регулировании взаимоотношений между членами сообщества. У амадин он непосредственно связан с процессами установления тесных связей или с устранением антагонизма между особями в группе. Огромную роль груминг играет в сообществах обезьян. Однако у них чисткой меха занимается не доминант, а напротив, подчиненные животные. Подсчет числа всех внутригрупповых контактов, связанных с взаимным уходом за мехом, отчетливо показал, что наиболее высокопоставленный самец-лидер значительно чаще всех остальных пользуется услугами со стороны прочих членов группы, тогда как животное, последнее в системе иерархии, чаще всех остальных ухаживает за мехом своих собратьев. Среди подопытных обезьян удалось выделить пары, между которыми отношения, связанные с грумингом, наблюдаются чаще, чем этого следовало бы ожидать исходя только из иерархических отношений. Взаимоотношения между такими особями основываются на более тесных индивидуальных связях, на большей взаимной привязанности. Умиротворяющие действия отмечаются и у общественных насекомых. Так, в колониях некоторых видов ос, где самки объединены в систему иерархии, признаком подчинения при встрече служит отрыгивание пищи, которую доминирующая оса тут же поедает. Когда два муравья сталкиваются "лицом к лицу", одно из насекомых нередко "облизывает" другому голову и брюшко. Предполагается, что это способствует переносу выделений, имеющих в пределах каждой колонии свой специфический запах. По-видимому, именно благодаря этому запаху муравьи способны легко отличать членов своего муравейника от чужаков. В более острых ситуациях, когда низкоранговым животным грозят серьезные травмы со стороны доминантов, они могут проявлять реакцию "отдавания себя на волю сильного". Так, например, собаки и волки в подобных случаях падают на спину, подставляя противнику наиболее уязвимые места: живот и гениталии, издавая при этом характерный визг. Эта поза часто сопровождается мочеиспусканием. Широко распространены подобные демонстрации и у обезьян. В такие моменты низкоранговые макаки-резусы припадают к земле и теряют всякую возможность каким-либо способом противодействовать своему мучителю. Аналогичная демонстрация наблюдается и у горилл: особь, неспособная постоять за себя, распластывается на земле, опускает голову и прячет конечности под брюхо. Животное, принявшее такую позу, фактически полностью отдает себя на милость победителя, который имеет теперь возможность беспрепятственно нанести удар в любую уязвимую часть тела поверженного противника. Поза полной покорности создает непреодолимое психологическое препятствие для нападения, и агрессор, как правило, немедленно прекращает враждебные действия. Такие же функции выполняют и некоторые акустические сигналы животных, например резкий визг и другие крики, издаваемые животными при ощущении боли. 2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения. Распространенный вариант ритуала умиротворения у птиц - этоимитация позы птенца, выпрашивающего корм. У представителей семейства собачьих часто встречается демонстрация, при которой подчиненное животное, издавая характерные звуки, стремится лизнуть доминанта в углы рта. Эта поза напоминает щенячьи действия, направленные на выпрашивание корма у взрослого животного. Описанная выше демонстрация "отдавания себя на волю сильного" у собак и волков также в большой степени является воспроизведением детского поведения. Подобные же демонстрации имеют весьма широкое распространение в брачных играх животных. 3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании. Эти действия типичны для многих обезьян. У различных видов макаков и павианов господствующее животное, пытаясь запугать особь более низкого ранга, принимает перед ней позу, идентичную позе самца в момент совокупления. Одновременно третируемое животное, демонстрируя свою покорность, имитирует предсовокупительную позу самки. При этом истинная половая принадлежность обезьян, выясняющих свои отношения, не играет никакой роли. В некоторых случаях эта взаимная демонстрация приводит к прямому телесному контакту, который для несведущего наблюдателя выглядит как нормальное совокупление. Ритуальный поворот задней части тела означает признание более высокого ранга другой обезьяны. Поза подставления является врожденной, и обезьяны демонстрируют ее с самого раннего возраста без всякого обучения, даже при воспитании в изоляции от сородичей. Как уже упоминалось, те части тела, которые животные демонстрируют в знак угрозы или подчинения, окрашены особенно ярко и заметно, чем подчеркивается выразительность церемонии. Использование сексуального поведения в конфликтах, связанных с субординацией, довольно широко распространено в животном мире как у видов строго общественных, так и у одиночных. Так, нечто подобное можно видеть и в момент территориального конфликта между двумя самцами у некоторых одиночных видов птиц. Например, одним из типичных звеньев брачного поведения у малого зуйка служит так называемое "ритуальное рытье гнезда". Самец ложится на землю и, резко выбрасывая назад лапки, делает углубление в песке. Самка, наблюдающая за ним с небольшого расстояния, подходит к вырытой ямке и ложится в нее, в то время как самец, стоя над ней, широко разворачивает хвост и издает особый брачный крик. Наблюдая враждебное столкновение двух самцов малого зуйка на границе их территорий, нередко можно видеть, как эти птицы, находясь на расстоянии в несколько десятков сантиметров друг or друга, одновременно ложатся на землю и с типичными брачными криками начинают рыть ямки в песке. 4. Ритуализация агрессивности оказывается особенно важной в жизни и сохранении тех видов, которые располагают органами, способными нанести смертельный удар. Так, например, самцы южноафриканских скорпионовых пауков, вступая в конфликт друг с другом, никогда не пускают в ход свои хелицеры - крючкообразные выросты челюстей, на концах которых открываются протоки ядовитых желез. Вместо этого они наносят друг другу совершенно безболезненные удары сильно удлиненными передними конечностями. Точно так же ядовитые зубы многих видов змей, служащие для умерщвления добычи, никогда не используются в качестве оружия при враждебных столкновениях между соперничающими самцами. Множество наблюдений показывает, что агрессивные столкновения в группах грызунов гораздо чаще приводят к гибели конкурентов, чем в группах хищников, например, волков. Это происходит именно благодаря хорошей ритуализации их поведения. Кроме ритуализации поведения, у животных существует множество внешних приспособлений, служащих специально для демонстрации различных состояний. Как показывают исследования, рога копытных животных, на первый взгляд представляющие собой грозное оружие, обычно таковым не являются, а используются их обладателями главным образом для устрашения противника во время брачных турниров.

Основы НЛП

Теоретические основы НЛП
http://becmology.blogspot.ru/2011/06/blog-post_30.html

НЛП – это мостик между сознанием и подсознанием, который облегчает доступ к заложенной в нас информации.

НЛП учитывает следующие психофизиологические особенности человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
  • фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
  • любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
  • неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы;
  • у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, вследствие чего, услышав их, объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
  • людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
  • активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
  • то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
  • известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
  • люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
  • чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  • «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  • лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
  • слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лежа;
  • пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые – вечером;
  • люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  • стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса);
  • при передаче информации 7% информации сообщается посредствам слов (вербально), 30% – выражается звучанием голоса и более 60% идет по прочим невербальным каналам (мимика, жесты, взгляд).

Базовые пресуппозиции

В основу теории НЛП положены так называемые пресуппозиции – аксиоматические убеждения об устройстве человека и мира, используемые также как инструмент, облегчающий, по мнению авторов, достижение целей.

Базовые пресуппозиции по Ричарду Бэндлеру:

  1. Карта – не территория.
  2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  4. Калибровка – умение понимать чувства людей. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно представить в терминах визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
  5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  6. Обратная связь вместо неудачи – все результаты определенного поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  7. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете.

1. Карта – не территория . Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Поскольку информации поступает очень много, мы сознательно или бессознательно удаляем то, на что нам не хочется обращать внимание. Мы фильтруем информацию, опираясь на опыт прошлого, а также на собственные ценности и убеждения. Результат подобной фильтрации оказывается неполным и неточным, поскольку в самом начале многие важные элементы были удалены, а остальные обобщены или искажены. Отфильтрованная информация образует нашу внутреннюю карту, которая влияет на физиологию человека и «состояние бытия». Естественно, что такая карта влияет и на наше поведение.

Рис. Модель НЛП

У каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные – более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают – правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в Киеве, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.

И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщом не станет. Так вот, большинство проблем возникает, когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И в какой-то мере все то, чем занимается НЛП – это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приемы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты – поиском более широкого взгляда на ситуацию. Действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в нее попало.

2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением . Все что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений. Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели. Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали – говорили, бегали, ругались, смотрели фильм – все это служит определенной цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьем кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» – истерики, депрессия, аллергии – практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в темном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности . Когда мы общаемся, часть информации мы передаем при помощи слов, вербально, а часть при помощи голоса, жестов, поз, мимики – невербально. Иначе говоря, вербальная информация – это содержание, а невербальная – форма этого самого содержания, которая передает отношение, оценку, контекст восприятия. Невербалика и содержание создают смысл. В общении невербалика занимает около 85%, а вербальная информация всего 15%.

4. Калибровка – умение понимать чувства людей . Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка – умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всем теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит. Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть . В НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или, наконец, написать этот доклад, – либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере, думая так, вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня все равно ничего не получится», «я не создан для счастья».

Термин «Сигнальная система» был введён нобелевским лауреатом академиком Иваном Павловым. Павлов определил, что Сигнальная система – это система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира .
Позднее, когда нейробиология в своих исследованиях шагнула неизмеримо дальше, ведущий американский специалист по мозгу Пол Маклин (Paul D.MacLean) предположил, что человеческий мозг состоит из трёх слоёв, каждый из которых соответствует определённому этапу в эволюции человека. Эти три вида мозга насажены друг на друга как как в матрёшке:

«Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трёх совершенно разных личностей, плотно взаимодействующих между собой ». Человеческий мозг, считает МакЛин, «равнозначен трём взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, своё собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Итак, сообразно этой теории все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
1. ретикулярный (рептильный) мозг
2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг
3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).
Рептильный мозг - это самый древний мозг, вернее его часть. Он сформировался более 400 миллионов лет назад. Он содержит в себе первобытные страхи и инстинкты, он реагирует первым и его задача- сохранить нам жизнь. Как ни странно, но учёные считают, что под действием именного этого мозга чаще всего принимаются решения. Убегать или драться, затаится или активно преследовать – «заслуга» именно рептильного мозга. Большинство поведенческих реакций также «произрастают» из него например: агрессия, безразличие, хладнокровие, желание властвовать и обладать. Здесь «живут» наши поведенческие шаблоны и привычки, то что мы соотносим с понятием инстинктивного. Кроме того, именно рептильный мозг отвечает за выживание и поэтому этот мозг отрицает все новое и неизвестное. Он восстаёт против любых изменений, не понятных ему. Запомним эту важную функцию в дальнейшем мы к ней ещё вернёмся.
Лимбическая система (средний мозг) – «эмоциональный мозг» . Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции. Поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом. Обратим внимание этот мозг наделяет нас возможностью помнить - вот сразу и имеем фильтр и протест против изменений, нелёгкая это штука - переобуславливание нейронных электронов. Этот же эмоциональный мозг просеивает информацию на уровне «свой-чужой». Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ, алкоголю и наркотикам
Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго . Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто посылают сигналы, которые в последствие не всегда верно интепретируются.
Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс ). Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Масса неокортекса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку.
Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще. Что мы называем интеллектом. Это именно тот мозг, где «прописана» авторская программа. Исходя из общего размера мозга и его извилин - там есть где разгуляться! Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей. На этом этапе начинается анализ, выявление закономерностей, выделение различий. Это то. Что мы называем сознанием. Это та часть мозга, которая «хочет», «может», «должна» (и другие модальные глаголы), недовольна и пытается взять под «свой контроль».

Эта модель человеческого мозга по сути также моделирует (подчёркиваю здесь нет абсолютно прямой аналогии, поскольку концептуальные построения не могут быть абсолютно корректны, а границы между феноменальными мыслеформами - условны) индивидуальное сознание и соотносится с классификацией Сигнальных систем по Дракону.
Нулевая сигнальная система – здесь происходить лишь осознавание энергетических феноменов основы (наполненность, пустотность и осознание). Эти феномены не содержат информацию, поэтому мозг на неё не реагирует (отсутстсвуют сигнальные связи нервной системы и мозга), а осознование не индивидуальная функция тем более мозга, оно - имперсонально.
Первая сигнальная система. Первая реакция мозга на физические, психические и ментальные феномены. Их можно назвать энерго-информационными. Ментальная-нервная реакция происходит, сигналы поступают в рептильный мозг. Это проявленный мир, но в нём нет названий, нет описаний, нет регистрации и тем более анализа.
Вторая сигнальная система. В лимбическом (млекопитающем мозгу) появляется возможность регистрации мысли за счёт того, что происходит разделение на мысль и «что-то ещё» - ментальную пустоту. Как кадр в кинопленке ограничен прозрачной границей – отсутствием изображения, но именно это изображение позволяет выделить закрашенный кадр и зарегистрировать его. И поэтому он регистрируется, схватывается, осознается и удерживается. Именно в этом мозгу происходит регистрация ментального феномена - мысли. Нам представляется это словно мы «начали думать». В первой сигнальной системе мысли также присутствуют, но никто не знает ни про сами эти мысли, но рептильный мозг не осознаёт, что это мысли. Во второй сигнальной системе происходит регистрация, но и здесь млекопитающий мозг вовсе не претендует на то, что он автор мыслей и имеет отношение к их зарождению.
И только в третьей сигнальной ситстеме , что как понятно соответствует «венцу эволюции мозга» - неокортексу (коре головного мозга) происходит то пресловутое «заражение», ибо именно здесь появляется (обратим внимание не «зарождается», а именно контекстно интерпретируется) мысль о «я» или «авторская программа». И теперь вся интерпретация происходит через призму авторского контекста.

Но все 3 части головного мозга работают между собой очень связано, чётко и синхронно. Появление «авторской программы» тестируется обязательно лимбическим мозгом, а затем «спускается» в рептильный отдел. Естественно ни средний мозг, ни тем более нижний его отдел и слыхом не слыхивали ни о каких «Я-программах», поскольку зародились значительно раньше в эволюционном развитии чем кора головного мозга, где эта программа «прописана». И вот эти разделы мозга как могут информируют нас о «сбое», «вирусе», «самозванце». Отсюда и появляются чувственные отклики, реакции эмоционального мозга, которые, опять же неокортекс интерпетирует как чувство недостаточности , на самом же деле организм "просит синхронизации " между всеми тремя «взаимосвязанными биологическими компьютерами».