Жизненный кризис. Кризисы человека




В жизни человека бывает не один и даже не два кризиса. Причем им подвержены все люди, и практически каждый из нас на определенном этапе своей жизни ощущает и переживает примерно одно и тоже.

Помочь справиться с критической ситуацией поможет осознание того, что не только вы испытываете на себе воздействие кризиса.

Самым первым жизненным кризисом является кризис одного года . На этом этапе жизни человек вырабатывает общее мнение об окружающем мире, решая, заслуживает ли все, что его окружает, доверия, а люди – любви. Этот этап является основой, определяющей дальнейшее развитие личности.

Следующий кризисный период наступает в возрасте трех лет . Кризис проявляется в том, что маленький человек начинает «показывать характер», проявлять упрямство, стараться показать себя как личность, так как именно в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя именно так.

Семь лет – очень важный и сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходить социальное определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого опыта общения со сверстниками.

В возрасте двенадцати-четырнадцати лет ребенок впервые начинает четко осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Начинается борьба с родителями за собственную свободу и самостоятельность. Ребенок усиленно пытается доказать папе и маме, что он уже вырос и не нуждается в помощи и советах, а все ограничения его свободы воспринимаются остро и агрессивно.

Не миновал кризис и молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати лет . В эти годы человек окончательно расстается с детством, оставляя этот чудесный период своей жизни позади. В это же время человек понимает, что необходимо бороться за «свое место под солнцем» и он вступает в эту нелегкую борьбу, предварительно определив направление движения.

В возрасте от двадцати семи до двадцати девяти лет человек обычно начинает соизмерять свои мечты и реальность, которые очень редко совпадают. Обычно именно в этот период в жизни человека происходят последние кардинальные изменения, как в личной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности.

Когда человек достигает возраста тридцати пяти – тридцати семи лет , то попадает в кризисный период, известный всем как кризис среднего возраста. В это нелегкое время под сомнение ставятся все достижения, человек переоценивает свою жизнь, меняются внутренние ценности и жизненные приоритеты.

В пятьдесят три – пятьдесят пять лет человек сталкивается с так называемым кризисом предпенсионного возраста. Этот период жизни является одним из самых сложных и тяжело преодолимых. Люди в этом возрасте очень остро переживают потерю привлекательности, а, кроме того, их очень сильно пугает изменение социального статуса и материального положения.

Возраст от шестидесяти пяти до шестидесяти семи лет можно охарактеризовать как период подготовки к смерти. Человек становится более свободным в своих предпочтениях, потребностях, в творчестве и в личной жизни. На этом жизненном этапе происходит сбор всех своих достижений в «узелок». Этот период также характерен тем, что человек как бы существует в двух измерениях, находясь сразу в двух мирах одновременно.

В сто лет человек сталкивается с последним кризисом в своей жизни. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что появляется ужасная усталость от жизни, ощущается пустота и не желание жить полной жизнью. Появляется навязчивое желание умереть, для того чтобы прекратить эту «бессмысленную» жизнь.

Возрастные кризисы – это закономерные для каждого человека переходные этапы, знания о которых крайне востребованы. Если личность, проживая конкретный период, не достигает поставленных возрастом целей, появляется ряд проблем общего и психологического рода. Каждый хочет прожить счастливо и долго, притом пребывать до последнего в уме, сохранять активность. Лишь желания, однако, здесь мало, психологи уверены – влияет на полноту жизни именно успешность прохождения возрастных кризисов.

От какого возраста начинаются кризисы, имеют ли возрастные ограничения, как разворачиваются кризисы у разных полов? При кризисе обычно не хочется действовать, как обрести снова желание двигаться?

Понятие возрастного кризиса

Как раскрывается понятие кризиса, какова его симптоматика, временные рамки? Как отличить кризис от других психологических проблем, обычной усталости? Слово кризис от своего древнегреческого корня означает решение, поворотный пункт, исход. Действительно, кризис всегда связан с принятием какого-то решения, необходимости изменений. Человек осознает наступление кризисного периода, когда подытоживает достижение целей, поставленных ранее в жизни, и неудовлетворен результатом – смотрит в прошлое и анализирует, что он не получил.

За всю жизнь мы проходим несколько кризисных периодов, и каждый из них приходит не внезапно, а через накопление неудовлетворенности вследствие расхождений ожидаемого и реально наступившего. Потому и известен больше других, ведь человек прожил большую часть жизни и начал задумываться о прошедшем и достижениях, а часто и сравнивать себя с другими.

Бывает, словом кризис человек прикрывает свои другие душевные недомогания, не имеющие отношения к прохождению возрастных этапов. Если возрастные кризисы у детей легко наблюдаются, то у взрослого человека временные рамки могут сдвигаться, обычно каждому этапу отводится лет 7-10, притом один может проходить практически бесследно, другой же будет очевиден даже окружающим. Однако содержание кризиса в каждом возрасте универсально, с учетом временных сдвигов в одном кризисе могут находиться, например, люди 30 и 35 лет, решая приблизительно одинаковые проблемы.

Кризисы возрастного развития стоит отличать от личностных биографических кризисов, связанных с такими объективными условиями как, например, окончание школы, потеря родных или имущества. Кризисы возрастного развития характерны тем, что внешне у человека все нормально, плохо, однако внутри. Человек начинает провоцировать перемены, иногда разрушительные, чтобы изменить жизнь и внутреннюю ситуацию, окружающие же могут не понимать его, считать проблемы человека надуманными.

Возрастные кризисы в психологии

Еще Выготский говорил, что идеально адаптированный ребенок далее не развивается. Взрослый человек буквально застрахован от такого застоя – как только он как-то освоился в жизни, возникает кризис, требующий перемен. Затем наступает период достаточно длительного затишья, сменяющийся опять новым кризисом. Если кризис заставляет человека развиваться, то, что есть развитие? Чаще оно понимается как некий прогресс, улучшение. Однако существует явление патологического развития – регресса. Мы же говорим о развитии, которое приносит изменения более высокого порядка. Через некоторые кризисы практически все проходят благополучно, тогда как кризис, например, середины жизни, часто ставит человека в тупик и разворачивает в его развитии. Хорошо суть кризиса передает китайский иероглиф, содержащий сразу два значения: опасность и возможность.

Психологи определили общие возрастные закономерности кризисов, что позволяет нам не лишь подготовиться заблаговременно к ним, а и успешно проходить каждый этап, в полноте осваивая задачи каждого прекрасного возраста. В буквально каждом возрастном этапе в обязательном порядке есть необходимость принятия решения, которая задается преимущество обществом. Решая задачи, человек проживает свою жизнь более благополучно. Если же решения человек не находит – у него возникает определенное количество проблем, уже более острого характера, с которыми нужно справиться, в противном же случае это грозит не лишь невротическими состояниями, но и выбиванием из колеи жизни. Каждый этап имеет так названные нормативные кризисы, некоторые из каких, как, например, кризисы 20 и 25 лет, довольно слабо описаны, другие же, кризисы 30 и 40 лет, известны практически каждому. Такой известностью эти кризисы обязаны своей часто неясной разрушительной силой, когда человек, находящийся в видимом благополучии, вдруг начинает резко изменять свою жизнь, совершать безрассудные поступки, связанные с крушением более ранних смыслов, на какие он уповал.

Возрастные кризисы у детей хорошо наблюдаемы и требуют внимания родителей, поскольку непрохождение каждого кризиса наслаивается на следующий. Детские кризисы особенно сильно впечатываются в характер человека и часто задают направление всей жизни. Так, ребенок без базового доверия может оказаться во взрослости неспособным к глубоким личным отношениям. Не ощутивший самостоятельность в детстве человек не имеет возможности опереться на личные силы, остается инфантильным и всю жизнь ищет замену родителю в супруге, начальстве или же стремится безвольно раствориться в социальной группе. Ребенок, не наученный трудолюбию, во взрослости испытывает проблемы с , внутренней, внешней дисциплиной. Если упустить время и не развивать навыки ребенка – далее он будет иметь ряд комплексов и испытывать из-за этого сложности, ему потребуются усилия в разы больше. Огромное количество взрослых не прошли подростковый возрастной кризис, не взяли ответственность полностью за свою жизнь, их естественный бунт был приглушен, теперь же неразрешенным проходит красной нитью через всю жизнь. Даже в кризисе средины жизни детство напоминает о себе, поскольку наибольшее количество теневых контекстов сформировались в детстве.

В каждом кризисе человеку нужно побыть отведенное ему должное время, не пытаясь обойти острые углы, прожить темы кризиса в полноте. Имеют место однако гендерные различия в прохождении кризисов. Особенно это заметно в кризисе средины жизни, когда мужчины оценивают себя по карьерным достижениям, финансовой обеспеченности и другим объективным показателям, а женщины – по семейному благополучию.

Возрастные кризисы имеют еще и непосредственное отношение к острой теме возраста, поскольку повсеместно считается, что все хорошее может присутствовать лишь в молодости, это убеждение всячески подогревается средствами массовой информации и часто даже благодаря противоположному полу. Значительные внешние изменения, когда уже не удается убедить окружающих и себя в собственной юности, поднимают массу психологических проблем, некоторые люди как раз на данном этапе через внешность осознают необходимость и внутренних личностных перемен. Если же человек пытается несоответственно своему возрасту молодиться – это говорит о непройденных кризисах, неприятии своего возраста, тела и жизни в целом.

Возрастные кризисы и их характеристика

Первый кризисный этап, соответствующий возрасту с рождения до года, соотносится с доверием окружающему миру. Если у ребенка нет возможности от рождения быть в объятиях близких людей, в нужный ему момент получать внимание, заботу – даже став взрослым, он будет с трудом доверять окружающим людям. Причины болезненной осторожности относительно других часто кроются именно в тех детских неудовлетворенных потребностях, о каких мы пытались сказать родителям своим громким криком. Возможно, родителей и вовсе рядом не было, что становится предпосылкой базового к миру недоверия. А потому важно, чтобы до года рядом находились близкие люди, какие смогут удовлетворить детскую потребность по первому крику. Это не прихоть, не баловство, а необходимость, присущая данному возрасту.

Второй этап, который обычно выделяют психологи – возраст от 1 до 3 лет. Тогда происходит становление автономии, ребенок часто хочет сделать все сам – ему важно удостовериться, что он способен на это. Часто мы встречаемся при этом с , упрямством, каких не было раньше, отторжением и неприятием взрослого, попытками ребенка установить себя выше взрослого. Это естественные моменты для данного периода, его обязательно нужно пройти. Взрослые должны обязательно ставить перед ребенком границы, рассказывать, что делать можно, что нельзя, почему. Если же не будет границ – вырастает маленький тиран, который впоследствии мучает своими проблемами всю семью. Также важно поддерживать ребенка, позволять делать ему самостоятельно что-то. Также сейчас закладывается понятие , дети часто интересуются их половыми органами, приходит осознание отличия от противоположного пола. Важно не одергивать ребенка, не стыдить за естественный интерес.

В следующий период, от 3 до 6 лет, присваиваются основы трудолюбия, любовь к бытовым делам. Ребенок уже может выполнять практически всю бытовую работу под присмотром взрослого сам, если при этом не дать возможности ребенку проявлять свою инициативность – впоследствии он не привыкнет, устанавливая цели, достигать их. Если ребенок захотел помыть пол, полить цветы, попробовать пылесосить – научите его. Но это делать нужно не понуканиями и приказаниями, а игрой. Приобретают большую важность ролевые игры, вы можете играть куклами, с книжными героями, даже самостоятельно сделать фигурки, например, из бумаги, разыграть сценку, какая будет интересна вашему ребенку. Водите ребенка в кукольный театр, чтобы он наблюдал, как взаимодействуют персонажи. Получает информацию ребенок именно через родителей, от них зависит развитие ребенка правильным и гармоничным образом.

Последующий период – период кружков, от 6 до 12 лет. Ребенка сейчас необходимо по максимуму нагружать тем, чем он хочет заниматься. Необходимо знать, что сейчас его тело хорошо запоминает принятый опыт, все навыки, освоенные в данный период времени, ребенок сохранит на всю его жизнь. Если будет танцевать – он будет красиво танцевать всю жизнь. С пением, занятиями спортом так же. Возможно, он чемпионом не станет, но сможет раскрыть дальше свои способности в любом периоде жизни в дальнейшем. Когда есть возможность водить ребенка на кружки – делайте это, занимайте насколько возможно время занятиями. Полезно интеллектуальное развитие, ведь сейчас ребенок получает основную информацию, которая пригодится ему далее, поможет сформировать мышление.

Период подростковый, следующий затем, наверное, самый тяжелый, поскольку большинство родителей прибегают к психологам именно в связи со сложностями общения с ребенком-подростком. Это период самоидентификации, если человек его не пройдет, то в дальнейшем может остаться ограниченным в его потенциалах. Подрастающий человек начинает задумываться, кто он и что несет в мир, каков его образ. Именно в подростковом возрасте рождаются разные субкультуры, дети начинают прокалывать себе уши, изменять внешность иногда даже до саморазрушения, могут появиться необычные увлечения. Подростки прибегают к интересным формам одежды, какие привлекают внимание, подчеркивают или, наоборот, открывают все недостатки. Эксперименты с внешностью могут быть безграничны, все они повязаны с принятием ребенком своего тела, какое в этом возрасте значительно меняется. Это нравится или же не нравится подростку, проблемы у каждого строго индивидуальны, потому родителям есть смысл осторожно поговорить о комплексах, связанных с изменением его внешности.

Родителям стоит тщательно следить за поведением подростка, когда они уверены, что выбранная им форма одежды не подходит ребенку – стоит мягко подсказать ему это, а также смотреть, кем окружен подросток, кто входит в компанию, ведь то, что он возьмет из окружающего мира, будет играть доминирующую роль в дальнейшем. Также важно, чтобы перед глазами у подростка были примеры достойных взрослых, которые бы ему нравились, поскольку впоследствии он сможет перенимать их поведение, манеры, привычки. Если такого примера нет, например, семья состоит лишь из матери и сына – нужно давать ему возможность общаться с родственниками его же пола, чтобы он знал, как должен вести себя мужчина. Важно, чтобы подросток нашел свой стиль, свой образ, каким он хочет выразить себя этому миру, каковы его цели, планы. Именно сейчас взрослым стоит это все с ребенком обсудить. Даже если ребенок, кажется, не хочет вас слушать – все равно он наверняка к вам прислушивается, ваше мнение весомо для него.

В следующий период от 20 до 25 лет человек полностью отделяется от родителей, начинает самостоятельную жизнь, потому этот кризис часто заметен больше других. Это кризис отделения, однако, есть и противоборствующее ему стремление к слиянию. На данном этапе важно начать близкие личные отношения с человеком противоположного пола. Если таких отношений нет – значит человек не прошел предыдущий подростковый период как должно, не понял, кто есть он, кого хочет рядом видеть с собой. Данному возрасту вопросы отношений сверхактуальны, важно учиться общаться с противоположным полом. Важны также дружба и профессиональные контакты, поиск нового круга общения, в какой человек уже входит, как взрослая личность. Возьмет ли он ответственность за личные шаги? Ошибки будут непременно, важно, как будет человек действовать – вернется ли под родительское крыло или найдет замену родителям в партнере, тем самым снова регрессируя в детство, или же станет отвечать за принятые решения с их последствиями. Новообразованием этого кризиса является ответственность. Сложностью данного возраста является все еще довлеющий образ социальной приемлемости, когда от еще совсем молодого человека ожидается, что непременно он будет успешен в учебе, работе, будет иметь глубокие отношения, хорошо выглядеть, иметь много хобби, будет активен, деятелен. Конфликт в том состоит здесь, что начать угождать социальной желательности означает потерять себя, не позволить раскрыться личностным, индивидуальным потенциалам, не произойдет отделение, человек будет идти по накатанной, протоптанной ожиданиями окружающих для него дороге, не возьмет максимальную ответственность за свою жизнь.

Социальная неприемлемость на описываемом этапе часто свидетельствует, что личность находится в контакте с собой. У парней это получается лучше, поскольку социум отводит им больше возможностей для этого. Сопротивление авторитетам, оставшееся с подросткового возраста, здесь выходит уже за рамки семьи, вместо мамы с папой человек начинает сопротивляться, например, начальству. Один из сценариев прохождения данного кризиса – предопределенная судьба, когда семья заранее наметила, расписала путь человека. Часто это профессиональное направление, однако может оказаться и семейная жизнь в консервативных традициях. В данном сценарии человек не использует возможность отделения от родителей, словно минует кризис 20 лет, обманывая его, однако тема личностного самоопределения и отделения остается, возвращаясь к человеку иногда и через 10-20 лет, уже, будучи наболевшей. Непройденный кризис накладывается на следующий, и выбирать направление придется уже зачастую имея семью, детей, что на голову сложнее. Затянутое профессиональное самоопределение, когда приходится менять сферу работы лет к 30, начиная с новой – также оказывается непростой задачей.

Очень плодотворный период начинается с 25 лет, когда приходит возможность получить жизненные блага, на какие он рассчитывал, будучи подростком. Обычно в этом периоде очень хочется быстро получить работу, создать семью, родить детей, сделать карьеру. Воля и стремление закладываются с детского возраста, если этого не произошло – жизнь может оказаться скучной и бесперспективной. Кризис перекликается с темой , когда человек задается вопросом, за что себя он может уважать. Тема достижений и их коллекционирования здесь находится на пике. К 30 годам происходит оценка предыдущей жизни, возможности уважать себя. Интересно, что на данном этапе чаще свойственно обустраивать внешнюю часть жизни, формируя дерево социальных связей, тогда как интроверты делают опору на их собственные личностные ресурсы и глубокие отношения в ограниченном кругу. Если есть значительный перекос, когда, например, человек длительно занимался социальными контактами, преуспевал на работе, делал карьеру, создавал круг общения и имидж в обществе – теперь он начинает больше задумываться о домашнем комфорте, детях, семейных отношениях.

Напротив, если первые 10 лет зрелой жизни были посвящены семье, что часто является женским сценарием, когда девушка вышла замуж, стала матерью и домохозяйкой – то данный кризис требует выйти из гнезда в мир внешний. Чтобы пройти данный кризис, человеку нужно иметь коллекцию достижений. Она имеется у каждого, однако не каждый себя способен уважать, что часто бывает при концентрации на недостатках. Также на этом этапе есть возможность работать личностно над собой, поменять жизнь на ту, какой она понравится. Посмотрите, чего вам не хватает. Возможно, это близкий человек, подумайте, каким он должен быть, какого человека вы хотели видеть рядом, и насколько сами вы отвечаете образу любимого человека, которого задумали для себя. Если вас не вполне устраивает работа, вы хотите поменять сферу деятельности, но как это сделать не представляете – попробуйте начать с хобби, увлечения, какое вы сможете перевести в разряд постоянной работы. Также подумайте, как вы отдыхаете, что несет ваш отдых вам – хорошее или же плохое. Ведь отдых занимает большую часть личного времени, и его нехватка отрицательно отзывается на качестве жизни, складываются различные дистрессовые ситуации, которых не было бы, если вы бы хорошо и полноценно отдыхали. В этот период часто человек уже становится родителем и хочет помочь детям прожить жизнь лучше. Поразмышляйте, какие основы вы заложите в них, проходя собственную жизнь, что вы получили в вашем детстве, чего не хватило, есть ли доверие миру, если же нет – что помешало ему сформироваться.

Следующий кризис средины жизни обласкан вниманием не только психологов, а и обывателей. У большинства в середине жизни все стабилизировано, когда же человек вдруг начинает по непонятным для окружающих, а иногда и даже себя самого причинам маяться – он оказывается в запутанной ситуации. Начало кризиса сопровождается состоянием скуки, потерей интереса в жизни, человек начинает совершать какие-то внешние перемены, какие не приводят к желанному облегчению, внутри ничего не изменяется. Первичной должна быть именно внутренняя перемена, которая, если произошла, может не нести за собой перемен внешних. О кризисе средины жизни снято множество фильмов, когда мужчины чаще заводят любовниц, а женщины уходят в детей, что не меняет ситуацию. Успешное же прохождение кризиса связано не с внешними попытками перемен, а внутренним абсолютным принятием жизни, что дает прекрасное, гармоничное состояние души. На этом этапе уже не стоит вопрос достижений и самооценки, но лишь принятия себя, жизни, какими они есть. Принятие не значит, что все остановится – напротив, развитие пойдет лишь интенсивнее, поскольку человек прекращает войну внутри себя. Перемирие с собой высвобождает много сил для более продуктивной жизни, открываются все более новые возможности. Человек задает вопросы о миссии своей жизни, еще притом может многое успеть, обнаружив свои истинные смыслы.

Кризис 40 лет инициирует духовный поиск, ставит перед человеком глобальные вопросы, на какие нет однозначных ответов. Этот конфликт связан с психологической структурой Тени – теми непринимаемыми контекстами, какие человек бесконечно вытесняет, пытаясь врать даже себе. Подрастающие дети не дают возможности человеку был младше, чем есть, требуя от родителя мудрости. Экзистенциальность этого кризиса подкрепляется переживаниями скоротечности времени, когда уже не получится писать черновики, приходится жить начисто, и радует то, что возможность для этого еще есть.

Кризис 50-55 лет снова ставит человека на развилку, по одной дороге он может идти к мудрости, по другой же – к маразму. Человек делает внутренний выбор, будет он жить или доживать, что дальше? Социум сообщает человеку, что зачастую он больше не в тренде, на разных позициях приходится уступать место подрастающей молодежи, в том числе и в профессии. Часто здесь человек стремится быть нужным другим, уходит полностью заботиться о внуках или цепляется за работу, боясь отойти на задворки. Однако гармоничным исходом из кризиса будет отпустить все, сообщить себе прежде, что вы отдали все возможные социальные долги, никому ничем не обязаны, теперь вольны делать, что хотите. Для такого принятия жизни и желаний нужно пройти все предшествующие кризисы, ведь потребуются ресурсы материальные, ресурсы отношений и самовосприятия.

Особенности возрастных кризисов

Что если человек не отмечает в своей жизни прохождения кризисов, значит ли, что их не было? Психологи убеждены, что кризис психологический так же естественен, как изменения тела человека с возрастом. Не отдавать себе отчет в том, что сейчас они проживают психологический кризис, могут люди с низким уровнем , невнимательностью к себе, когда свое неблагополучие он задвигает подальше. Либо же человек всячески сдерживает переживания внутри себя, боясь разрушить свой положительный образ перед окружающими, показать себя личностью с проблемами. Такое непроживание, игнорирование кризиса впоследствии дает объединение всех непройденных этапов, подобно лавине. Нужно ли говорить, что это тяжелый исход, огромная психологическая нагрузка, с какой справиться человек подчас оказывается не в силах.

Еще один вариант нетипичного течения кризисов наблюдается часто у сверхчувствительных личностей, открытых к переменам, трансформациям личности. Они склонны к профилактике, и при появлении первых симптомов наступающего кризиса, стараются сразу сделать выводы, адаптироваться. Кризисы у них протекают мягче. Однако такой предвосхищающий подход не дает в полноте погрузиться в урок, который несет человеку кризис.

Каждый кризис содержит в себе то, что поможет человеку на дальнейшем отрезке жизни, дает опору для прохождение следующих кризисов. Человек не развивается линейно, он развивается ступенчато, и кризис – как раз тот момент рывка в развитии, после которого наступает период стабилизации, плато. Кризисы помогают личности расти, мы не растем по доброй воле, самостоятельно выходить из состояния равновесия не хочется, да и, кажется, незачем. Потому психика задействует наши внутренние конфликты. Благодаря кризисам человек хоть и неравномерно, но растет всю жизнь.

Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, тесно связан с некой определенной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса более глобально. В психологии понятие кризиса относится, прежде всего, к внутреннему миру индивида. Какими бы жизненными ситуациями ни был вызван кризис, он затрагивает куда более фундаментальные, жизненно важные ценности и нужды человека.

Нормативно-возрастные психологические кризисы

Под нормативно-возрастным кризисом понимается критический период индивидуального психологического развития при переходе в последующий период возрастного развития, характеризующийся качественными психологическими преобразованиями в сферах сознания, деятельности, социального взаимодействия личности.

Исходя из данного определения, можно понять, что нормативно-возрастной кризис аллегорически представляется в форме так называемого испытания, экзамена, который очень важно сдать, чтобы индивид мог получить доступ к абсолютно новому периоду своего развития, который связан с возрастом, причем не только биологическим, но и психологическим.

Периодизация нормативно-возрастных кризисов не в последнюю очередь связана с разделением жизни на пять ступеней развития субъективности человека, на каждой из которых находятся и период становления событийности, и период становления самобытийности. И если под первым названным периодом подразумевается кризис рождения и стадия принятия, то второй - это кризис развития и стадия освоения.

Первая стадия - это оживление. Для нее характерно «становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов». При входе в эту стадию, как правило, присутствует «кризис рождения», когда младенец становится индивидуальным существом и по этой причине испытывает значительные трудности при качественном изменении его бытия. После разрешения кризиса (он заканчивается на третьей неделе жизни) ребенок переходит в стадию новорожденного, которая также заканчивается определенным кризисом в возрасте 3,5-7 месяцев, характеризующимся, главным образом, возникновением потребности в общении и взаимоотношениях между новорожденным и взрослым, другими словами, ребенок становится адресатом для непосредственно-эмоционального общения с взрослым. После кризиса новорожденности следует этап младенчества, который заканчивает собой стадию оживления.

Вторая стадия развития субъективности человека - это одушевление, то есть, «развитие собственных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей». Вступление в эту стадию начинается с кризиса младенчества, причиной которого является то, что ребенок попадает в такое же четырехмерное динамичное пространство, что и взрослый, что становится причиной появления «Я сам» - феномена-спутника субъективности, которая начинает складываться к 11-18 месяцам. За кризисом младенчества далее идет раннее детство, которое завершается кризисом в 2,5-3,5 лет, первым признаком которого становится негативизм, не проявляемый ранее ребенком. Причиной этого кризиса становится противоречие внутри ребенка между потребностью действовать самому и потребностью в соответствии требованиям взрослых. Это первый кризис, полностью проходящий внутри субъективности ребенка. Если этот кризис не разрешить, а чаще всего главным инструментом в его разрешении служит игра, в которой ребенок получает роль, которую он может проецировать на взрослых, то у ребенка есть риск стать аутистом. После преодоления этого кризиса наступает период детства.

С кризиса детства (5,5-7,5 лет) вступает в действие третья ступень субъективности - персонализация, то есть «оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и к другим людям». В этом же возрасте происходит потеря свойственной детям непосредственности и наивности. Дети лишаются ситуативности реакций, и их поведение становится значительно более независимым от влияний среды, намного более осознанным и произвольным. В то же самое время происходит формирование чувства собственного достоинства и потребности в уважении социума, главным образом, представленного близкими родственниками. Главным же местом кризиса является формирование самосознания ребенка.

После кризиса наступает время отрочества, кризис которого наступает уже в возрасте 11-14 лет. Максимально типичной его чертой является противоречивость поведения. Самосознание подростка производит новую потребность: потребность в обретении индивидуальности, в обладании свойствами, отличными от окружающих. В целом же сущность кризиса развития составляют противоречия внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании. После его преодоления индивид входит в юность, на которой завершается третья ступень субъективности.

Следующая ступень - это ступень индивидуализации, а именно «обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и собственной жизни». Этот кризис приходит в период после окончания школы, когда требуется выбрать вектор своей будущей профессии и, собственно, жизни, то есть, это кризис самоопределения. В результате кризиса юности «рождается» молодость, чей кризис наступает, как правило, приблизительно в возрасте 27 лет. Этот кризис формируется в связи с осознанием того, что как таковая молодость миновала и необходима рефлексивная оценка прожитых лет. В связи с этим подведением итогов часто формируется чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду со страхом перед ними. Этот глубинный анализ своей личности, равно как и ее последующий пересмотр, служат предпосылками для последующей переоценки ценностей, необходимой для осознания своего подлинного места в жизни. Итогом кризиса служит переход во взрослость, которая завершает 4 ступень субъективности.

Пятая ступень субъективности - универсализация - это ничто иное как восхождение. Вхождение в него начинается с кризиса взрослости (39-45 лет) или так называемого «кризиса среднего возраста». Связан он с тем, что физические силы индивида убывают, и продолжение активной жизни прошлых лет становится весьма затруднительной.

Все это дает очередной толчок к переоценке старых ценностей и к обретению новых ценностей, становящихся флагманом для последующих духовных изысканий, которые превалируют в периоде зрелости, следующим за кризисом взрослости, кризис которой приближается в 55 лет. Биологически этот кризис обуславливается предпенсионным возрастом, значительным снижением физических и интеллектуальных способностей и осознанием этого. Ценности, обретенные во время кризиса взрослости, уже не оспариваются, но активно и в полной мере усваиваются именно в этом возрасте. Это ведет к качественно новой переоценке личности не только в профессиональном плане, как было ранее, но и вообще. В этом возрасте духовное окончательно получает статус неизмеримо выше физического. Еще одним признаком возраста становится принятие мысли о смерти как о должном. После этого кризиса следует старость, завершаемая смертью, то есть концом физической жизни индивида.

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кто-то вообще себе места не находит. Форма, длительность и острота кризисов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Это помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Гораздо менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Они возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности

Первый подобный кризис приходится примерно на 16-20 лет. В этом возрасте человек уже является формально и считается взрослым. Более того - взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее.

Следующий возрастной кризис приходится примерно на 30- летие. В это время человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают "делать карьеру", другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий "смысл жизни", что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце.

Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное - смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие - в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.

Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век - завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.