Очевидные и неочевидные преимущества физического труда. «Труд – смысл жизни Польза тяжелого физического труда от врачей




Хоть эти слова приписывают перу В. Белинского, их в свое время на разные лады воспроизводили многие: Маркс, Толстой, Геббельс и т.д.

Что несет в себе эта мысль и каким образом на человека действует физический и умственный труд? В чем различия между физическим и умственным трудом? Обо всем этом можно узнать в нашей статье.

Гигиена умственного и физического труда

В медицине, а точнее, в санитарно-гигиеническом деле существует отдельный раздел, который так и называется – гигиена труда. Ее задача состоит в том, чтобы изучить влияние разного рода работы на организм человека и разработать профилактические, гигиенические и лечебные мероприятия для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье работающих людей, а также стремится к тому, чтобы повысить их выносливость и производительность.

Ученые, которые занимаются этим вопросом, говорят о том, что важно различать понятия «работа» и «труд». Работа – это, скорее, термин из физики, который являет собой процесс преобразования одного вида энергии в другую. И когда говорят про работу и человека, то имеют ввиду его мышечный аппарат. Труд, в свою очередь, направлен на создание чего-то, ценностей; того, что имеет вес в социальной жизни (несмотря на то, что основой труда являются все те же физиологические процессы организма).

Фридрих Энгельс в своей работе, которая имеет всемирную известность, «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал, что трудовая деятельность, проходящая в благоприятных условиях, стимулировала развитие как человеческого тела, органов чувств, моторики рук, так и интеллекта и способности к абстрактному мышлению.

Сейчас не только специалисты всех стран мира говорят о том, что рациональное сочетание физического и умственного труда приводит к гармоничному существованию и позволяет человеческому организму развиваться во всех направлениях. В этом убеждены все люди, которые сумели совместить одно с другим.

Как бы там ни было, различия между физическим и умственным трудом существенны и нам предстоит ознакомиться с ними.

Для физического труда характерно вовлечение в процесс мышечного аппарата и различных систем организма. И основной характеристикой физического труда является тяжесть труда.

Тяжесть труда – это характеристика уровня трудового процесса, которая отражает величину нагрузки на опорно-двигательный аппарат и системы жизнеобеспечения организма (дыхательная, сердечно-сосудистая и т.д.).

Тяжесть труда имеет следующие характеристики, которые принципиально важны в процессе определения уровня нагрузки:

    Масса груза, который поднимают и перемещают

    Количество повторений

    Характер позы

    Глубина наклона тела

    Перемещение в пространстве

    Величина нагрузки в покое

Чем же физический труд полезен? В первую очередь, он помогает поддерживать тело в форме. Так или иначе. А это, к слову, повышает самооценку. Люди, занимающиеся ручным трудом, более приспособлены к жизни и «выживанию». Также польза физического труда заключается в том, что он делает человека более дисциплинированным и терпеливым. Да и что тут говорить, когда человек видит результат своих усилий и он приносит радость и пользу другим, то это делает его счастливым.

И не забывайте о таком полезном и приятном виде физической активности как... секс. А чем именно он так полезен для здоровья, вы можете прочесть в нашей статье .

Вред… помимо установленной гигиенистами категории «профессиональные болезни» (то есть, определенные заболевания, которые могут возникать от определенного вида деятельности), есть еще один существенный минус, который может таить физическая работа – травматизм. И он, как вы понимаете, может иметь существенные последствия.

Еще одна побочная реакция (присуща всем видам физической активности) – усталость. Сложно сказать, при какой разновидности занятий, усталость может принести больше вреда, но в случае физического труда, она может стать причиной травматизма. Поэтому очень важно рационально чередовать физическую активность и отдых (сон).

Особенности питания людей, занятых физическим трудом

Ручной труд, точнее, труд, который связан с физической нагрузкой, требует много силы, потому что во время его выполнения в расход идет мышечная энергия. Учитывая это, энергетическая ценность поглощаемых продуктов, как и количество белков, жиров, углеводов увеличивается пропорционально выполняемой работе.

С этой целью, во время разработки гигиенических норм питания людей было выделено 4 группы интенсивности труда, в зависимости от которых и определяли, какое количество питательных веществ должен получить той или иной человек, исходя из его возраста, пола и рода занятий. Это если сильно углубляться, но в целом вы должны знать, что людям, которые интенсивно работают физически, необходимо употреблять: куриные яйца, кисломолочные продукты, фрукты (бананы, киви, ананасы), устрицы и лосось, крупы (овсянка в приоритете), орехи и сухофрукты, томатный и апельсиновый сок, имбирь, черный шоколад, мед.

Сколько тратится калорий (ккал) при различных видах активности, можно легко найти в интернете, все эти данные представлены в виде разнообразных и удобных для восприятия таблиц.

Чтобы знать, как правильно организовать режим умственного труда и извлечь из него максимальную пользу, нужно знать его критерии.

Напряженность интеллектуального труда характеризуется:

    Объемом информации, которую нужно обработать/запомнить

    Скорость поступления информации

    Скорость принятия решения

    Степень ответственности за принятое решение и возможные ошибки

При умственном труде основная нагрузка приходится на головной мозг (точнее, на его кору).

Представители умственного труда ведут сидячий образ жизни и чаще всего не занимаются ни физическими нагрузками, ни спортом. Гиподинамия, психофизиологическая утомляемость, напряжение зрительного, слухового анализаторов, нервное напряжение – все это сопровождает людей, которые трудятся умственно.

Польза умственного труда заключается в том, что человек постоянно стимулирует свой мозг и «прокачивает» его способности: память, абстрактное мышление, фантазию и т. д.

Особенности питания людей, занятых умственным трудом

Люди, уделом которых является интеллектуальный труд, как правило, ведут малоподвижный образ жизни, во время организации их питания это нужно учитывать. Потому, составляя их меню, нужно помнить, что содержание белков, жиров и углеводов, наряду с энергетической ценностью продуктов, должно быть существенно ниже, чем у людей, занимающихся физическим трудом. При этом, количество витаминов и минералов должно быть идентичным, потому что интеллектуальный труд требует достаточного количества гормонов и ферментов.

Людям, занимающимся умственным трудом, нужно налегать на рыбу (лосось), зеленые листовые овощи (шпинат, капуста), яйца, морковь, помидоры, свеклу, коричневый рис, овсяную крупу, фасоль, чернику, орехи и семечки (грецкие, миндаль, тыквенные), авокадо, яблоки, виноград, черный шоколад, зеленый чай. Так любимый всеми кофе попробуйте иногда заменять на более .

Как вы видите (а может быть, уже успели ощутить на себе) - нельзя заниматься одним видом работы. Нужно чередовать. Физический труд с умственным (чтение книг, решение различных задач, искусство) и умственный с физическим (посещение тренажерного зала, бассейна, занятие бегом, фитнесом, каким-то видом единоборства).

Даже самый здоровый и жизнерадостный человек порою испытывает упадок сил. Попробуйте внедрить в свой распорядок дня .

Но также важно помнить об, чтобы давать возможность организму отдохнуть от вашей бурной деятельности и набраться сил для новых свершений.

физический труд, умственный труд,

“Труд сделал из обезьяны человека”, – эта расхожая фраза как нельзя лучше говорит о том, что даже наша интеллектуальная деятельность напрямую зависит от физической активности. Чем больше времени вы проводите, сидя у телевизора или за компьютером, тем большей опасности себя подвергаете. Не сегодня – завтра придут проблемы со здоровьем, возникающие из-за малоподвижного образа жизни, а мозг отвыкнет от “практики”.

Научно доказано, что любители физической активности и те, кто привык к физическому труду намного превосходят ленивых людей по умению быстро принимать решения, находить выход из сложной ситуации, у них лучше развита память и логическое мышление, чаще всего такие люди смотрят на мир с позитивом.

На сегодняшний день болезнь Альцгеймера, основными признаками которой являются потеря памяти, нарушение речи и мыслительных процессов, неспособность ухаживать за собой, распространяется среди пожилого населения планеты все шире и шире. Вы могли заметить, что наши дедушки и бабушки, которые ведут активный образ жизни, например, много времени проводят в хлопотах по даче или загородному дому, чувствуют себя лучше, чем те, кто просто сидит дома. Проще говоря, движение – это жизнь.

Давайте посмотрим к чему приводит малоподвижный образ жизни и отсутствие физической нагрузки.

  • Сердечная мышца слабеет, снижается ее сократительная функция и циркуляция крови;
  • Кости становятся ломкими;
  • Снижается мозговая активность, ухудшается память, затрудняются мыслительные процессы;
  • Возрастает утомляемость;
  • Появляется бессонница и раздражительность, развиваются болезни нервной и пищеварительной систем;

Физический труд прекрасно поможет воспитать характер ребенка, сделать его аккуратным, целеустремленным, трудолюбивым. Когда вам в следующий раз понадобиться занять чем-то своих детей, чтобы не мешали, не торопитесь давать им в руки планшет или сажать за компьютер. Лучше поручите несложное полезное дело – пусть сначала польют цветы, протрут пыль, расставить посуду на столе и т.д. Ребенок, который привык разделять семейные обязанности с родителями, вырастет самостоятельным и ответственным человеком.

Как правило, главный наш враг в достижении любой цели – это лень, откладывание казалось бы несрочных дел на завтра. Уверена, что многие хотя бы раз в жизни жалели, что не сделали что-то, а возможность была. Помните, какие ощущения вы испытывали, зная, что все было в ваших руках? Как же избежать в будущем таких ошибок и мотивировать себя на физический труд?

Расскажи всем

1. Для начала сообщите всем вокруг, что сегодня, к примеру, планируете провести дома генеральную уборку (для верности можно даже заранее пригласить гостей). Да-да, пусть мама, папа, подруги, друзья и коллеги узнают, что сегодня вас ждет масштабная акция чистоты. Если вы не хотите, чтобы окружающие сочли вас врунишкой, а гостям самим не пришлось мыть посуду и собирать рукавами пыль со столов, вам придется исполнить то, что обещали.

Помощь друга

2. Заручитесь поддержкой близкого человека, друга. Попросите помочь вам в уборке, поездке за покупками, чисте бассейна и т.д. После трудового дня вы сможете вознаградить себя и своего помощника походом в кино, купанием в чистом бассейне и т.д.

Не пытайтесь съесть слона целиком

3. Если поставленная задача кажется вам слишком сложной, разбейте ее на части. Скажите себе: “вымою полы, потом выпью чай и займусь стиркой”. Главное сделать первый шаг. Уверена, потом вы втянетесь и труд доставит вам удовольствие.

Представьте будущее

4. Каждому знакомо, как тяжело заставить себя собирать вишню с раскидистого дерева, подвязывать помидоры, полоть сорняки под жарким солнцем, когда хочется лежать на пляже… Помечтайте, окунитесь в будущее, представьте результат – как здорово будет есть зимой вишневое варенье, пить домашний томат.

Помните, что труд – это ваше личное достижение, а его результаты полезны не только для окружающих, но и для вас.

Остановитесь

5. Попробуйте замереть на 10 минут: ровно сесть на стуле или постоять без дела, смотря на стену. Такое бездействие надоест вашему мозгу и телу раньше, чем через 10 минут и желание заняться чем-то полезным не заставит себя ждать.

Награда и наказание

6. Такая самомотивация подойдет для волевых людей. Поставьте цель погладить накопившееся белье и назначьте себе поощрение и наказание одновременно, учитывайте, что и то и другое должно быть действительно важным для вас. Справитесь с задачей – можете есть свое любимое пирожное, нет – не видать вам очередной серии любимого сериала.

Меняем отношение

7. Смотрите на мир проще и позитивнее – не надо ругать окружающих за свои неудачи и провалы. Попробуйте разобраться в себе: может, вы не справляетесь со своей работой не потому что неспособны или глупы, а потому что она вам не подходит, вы не испытываете интереса к ней? В любом деле можно найти мотивацию, подходящую вам. Посадите цветы не потому, что так мама сказала, а потому что, когда они расцветут, вы сможете любоваться их красотой, вдыхать их аромат, дарить любимым, украшать свой дом.

И последнее: есть такое слово – надо. Необходимость бытового физического труда – это прямая обязанность каждого человека. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Без трудовой деятельности немыслимо представить себе развитие и совершенствование всех способностей человека, функций организма, немыслимо здоровье и счастье человека, радость его жизни. Труд, как писал Энгельс, является «высшим из известных нам наслаждений». Трудовая деятельность - естественное условие человеческой жизни.

Труд, здоровье и старость

Одно время существовало мнение, что труд старит человека. Сейчас ни один ученый так не считает. Никому не придет в голову ставить знак равенства между работающим организмом и работающим механизмом. В первом случае работа служит стимулом жизнедеятельности и развития, естественным условием жизни, во втором - механизм постепенно изнашивается.

Старение организма происходит не от работы, а вызывается закономерностями, заложенными в природе самой жизни. Вне труда человеческий организм теряет способность к продолжительной жизни.

«Ничего не делать - это несчастье стариков», - писал 82-летний Виктор Гюго.

Истории не известны долгожители-бездельники. Вот почему врачи рекомендуют вышедшим на пенсию заняться каким-либо видом общественно-полезной деятельности: воспитанием молодежи, участием в благоустройстве жилой местности, помощью в работе общественных советов. Следовательно, чело.веку в любом возрасте важно не избегать труда, ошибочно полагая, что ничегонеделание сохранит здоровье, а стремиться к соблюдению во время труда установленных требований гигиены.

Здесь, очевидно, уместно вспомнить слова И. П. Павлова, который считал, что люди наносят себе вред, переутомляются и заболевают вследствие того, что, будучи не знакомы с законами высшей нервной деятельности, допускают нарушения нормального течения физиологических процессов в нервной системе.

Проблема утомления человека

Проблема утомления выходит далеко за пределы физиологии и медицины. Она является важной социальной проблемой, так как без рациональной организации труда утомление переходит в хроническое переутомление, влечет за собой потерю трудоспособности, способствует возникновению заболеваний.

Все виды труда, как установили гигиенисты, оказывают положительное воздействие на организм человека при условии, если труд будет соответствовать возрасту, правильно организован, разумно сочетаться с отдыхом и, конечно, с двигательной активностью. При всем этом, однако, определенное предпочтение все-таки остается за трудом, связанным с физическими нагрузками. Особо подчеркнем: посильными, соответственно общему развитию организма, опять-таки возрасту и, конечно, они не должны быть чрезмерными.

Неправильно думать, что для достижения долголетия нужно обязательно заниматься только физическим трудом. Да это практически и нереально. Различные виды труда существуют как общественно-экономическая необходимость. Поэтому гигиенистами найдены достаточно надежные способы устранения отрицательного влияния на организм человека, занятого только одним видом труда, например умственным.

Так, представителям профессий, не связанных с физической активностью, рекомендованы различные двигательные упражнения и особенно производственная гимнастика.

Затрачивают на нее считанные минуты, а эффект при этом достигается вполне, ощутимый - она оказывает благотворное влияние на протяжении многих часов труда, повышая работоспособность, улучшая деятельность центральной нервной системы, кровообращения, дыхания.

Полезен ли физический труд? Исследования специалистов

Больше того, исследования специалистов подтверждают, что с возрастом эффективность производственной гимнастики не только не снижается, а, наоборот, резко повышается. У людей гимнастика стимулирует деятельность внутренних органов, улучшает процессы обмена веществ.

Многочисленными наблюдениями за большими контингентами работников производственных предприятий неопровержимо доказан и такой важный факт: постоянно занимающиеся физическим трудом в два-три раза реже представителей умственного труда страдают атеросклерозом, гипертонической болезнью, коронарной недостаточностью.

Об этом же говорят и результаты изучения жизни людей старше 80 лет, проведенные учеными-медиками в течение длительного времени в различных городах и республиках нашей страны. При этом была четко прослежена важная закономерность: практически все долгожители постоянно, всю жизнь занимались . Перешагнув 80-летний рубеж, они продолжали посильно работать, много двигаться, не прерывать своих связей с обществом.

Исторические примеры

Известно много . Это - выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, обогатившие культуру и науку бесценными плодами своего творчества. Как правило, они были людьми неустанного и регулярного труда, всю свою долгую жизнь, иногда до последнего дня продолжали работать. Так, И. В. Мичурин прожил 80 лет, Л. Н. Толстой - 82, Вольтер - 84, Т. Эдисон - 84, И. П. Павлов - 86, древнегреческий врач Гиппократ - 104, выдающийся советский химик Н. Д. Зелинский - 92, народный поэт Казахстана Д. Джамбул - 99 лет.

Да что исторические примеры. Наверное, каждый, оглянувшись вокруг себя, может найти тому многочисленные подтверждения.

Интересно сказал немецкий врач XVIII века X. Гу-феланд: «Нет ни одного примера, чтобы какой-нибудь лентяй дожил до преклонного возраста». Это очень точная мысль. Ведь труд приучает человека к дисциплине, порядку, вносит в его жизнь определенную организованность. В свою очередь, эти качества положительно влияют на сам процесс труда, повышают его эффективность. Недаром трудовому воспитанию в нашей стране придается исключительное значение. Это нашло свое отражение, в частности, в постановлениях партии и правительства по коренной перестройке школы и дальнейшему развитию системы народного образования.

Вообще идея трудового воспитания возникла давно. Еще выдающийся английский мыслитель-гуманист Томас Мор высказал пожелание, чтобы воспитывалось в процессе труда. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что труд полезен для здоровья и долголетия.

Это интересно:

Как часто мы становимся свидетелями и невольными участниками споров о том, какой труд тяжелее — умственный или физический. Мы не будем на страницах этого интернет-журнала пытаться ответить на этот вечный вопрос, а лучше проанализируем, как влияет тяжелый физический труд на организм человека? Есть ли положительные моменты или все достоинства нивелируются негативным влиянием тяжелого труда на здоровье мужчины? И, конечно, попробуем разобраться, как бороться с негативными последствиями чрезмерных нагрузок.

Что такое тяжелый физический труд?

Определимся с самим понятием. Труд водителя не является тяжелым физическим, хотя и связан с длительной статической нагрузкой. То же самое можно сказать о сапожнике или хирурге — статические нагрузки, безусловно, вредят нашему организму, но причислять представителей подобных профессий к работникам тяжелого физического труда будет большой ошибкой.

Тяжелый труд неразрывно связан с интенсивными динамическими и статическими физическими нагрузками при подъеме, перемещении и удержании тяжестей. Согласно этому определению в данную категорию попадают погрузочно-разгрузочные работы, многие виды работ в строительном секторе, сталкиваются с тяжелым физическим трудом работники металлургических предприятий. По определению тяжелым является труд в горно-добывающей отрасли; по сей день осталось место физическому труду и в сельском хозяйстве.

Последствия тяжелого физического труда

Физические нагрузки нашему организму необходимы — они способствуют формированию мышечного каркаса и опорно-двигательного аппарата. Мужчина, который знаком с физическим трудом не понаслышке, как правило, крепок и телом, и духом. Но с одной оговоркой — до поры, до времени.

Тяжелый физический труд не проходит бесследно. Очень скоро развивается гипертрофия тех мышечных групп, которые испытывают повышенную нагрузку. Одновременно наблюдается недоразвитие мышц, на долю которых приходится минимум усилий. Усиленная работа мышц приводит к формированию контрактур, хроническому спазму мышечных волокон, а это в свою очередь, сказывается на смежных структурах — спутником тяжелого физического труда являются воспаления сухожилий, связок и суставов (тенденит, бурсит и артрит).

Не будем забывать и о дегенеративных изменениях в суставах (артрозы), для которых характерен иной механизм развития. Их причина — повышенная функциональная нагрузка на суставные ткани; дистрофические изменения по типу артрозов характерны для суставов нижних конечностей. Возможно развитие эректильной дисфункции.

К последствиям тяжелого физического труда относятся травмы, разрывы связок и сухожилий, вывихи и переломы. Конечно, разговор об опорно-двигательном аппарате был бы неполным без упоминания болезней позвоночника. Остеохондроз и другие дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночного столба не минуют ни одного работника тяжелого труда.

Страдает и сердечно-сосудистая система: длительный физический труд сопровождается гипертрофией сердечной мышцы, что со временем приводит к расширению желудочков и вторичной недостаточности клапанного аппарата. Постоянные физические нагрузки сказываются и на дыхательной системе. В целом можно сказать, что физический труд способствует быстрому истощению ресурсов организма и преждевременному старению.

Методы профилактики

2. Поднимать тяжести следует плавно, за счет усилий мышц ног, при выпрямленном в струну позвоночнике. Ни в коем случае не поднимайте груз за счет разгибания спины!

3. При переносе тяжести вес груза должен быть распределен равномерно на обе руки, особенно если вы переносите тяжести регулярно и на большие расстояния. Если несете предмет перед собой — прижмите его к туловищу.

4. Не поворачивайте корпус за счет позвоночника, когда переносите тяжести. Делайте поворот только за счет ног!

5. Не наклоняйтесь, держа в руках тяжести. Если надо поставить груз на землю — присядьте или просто бросьте тяжелый предмет.

И все-таки следует помнить — труд облагораживает человека. А тяжелый труд, поднятие тяжестей — совсем не женское занятие. Но все следует делать с умом и в меру. Оставайтесь мужчинами в любой ситуации и берегите себя одновременно!

Статья: «Труд в жизни человека»

Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.

Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.

Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.

Труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения. Многие люди осваивают в своей жизни ни одну, а две, три и больше профессий. Имея разные специальности можно работать на совершенно разных предприятиях и остановить свой выбор на той работе, которая окажется наиболее подходящей и будет любимой. Продавец может стать учителем, а сантехник может стать ученым. Все находится в руках каждого человека. Каждый сам выбирает свою профессию и где ему трудиться.

Отношение к труду выражается в ряде черт характера, из которых в первую очередь надо отметить трудолюбие . Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, часто независимо от формы, в какой труд выражается. Конечно, и для такого человека имеются более или менее интересные виды работы, но ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, ведущий к созданию общественно полезного продукта. Если трудолюбивый человек лишен возможности работать, он испытывает беспокойство, скуку, даже страдания.

Все чаще мы слышим слово «трудолюбие» как дома, в школе, так и на работе. Но все ли понимают истинное его значение?

Трудолюбие, это дословно - любить труд

    Черта характера человека, который положительно относиться к процессу труда в любом его отношении;

    Способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду;

    Не просто трудиться сутками, но и получать удовольствие от процесса труда и последующего вознаграждения;

    Синонимами слова являются – усидчивость, старательность, прилежность, усердность.

Развивать в себе такое качество, как трудолюбие, значит прокладывать себе путь к успеху и удачной жизни.


Преимущества трудолюбия:

Трудолюбивый человек получает настоящее наслаждение от работы и от результата.

Как правило, любая работа не будет его угнетать;

    Трудолюбие помогает достичь высочайших результатов и высот;

    Любовь к труду заряжает человека положительной энергией;

    Трудолюбие подталкивает нас к совершенству и новым открытиям;

    Трудолюбивый человек – ответственный. А значит, ему можно доверять работу любой сложности, не боясь просрочек или некачественного выполнения.


Поговорки и пословицы о трудолюбии:

    Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат. (русская народная пословица)

    Не котёл варит, а стряпуха (русская народная пословица)

    Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра (русская народная пословица)

    Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель)

    Труд - целительный бальзам, он - добродетели источник. (И. Гердер)


Это интересно:

В Словении рабочий день начинается в семь часов утра, поэтому в десять ночи города замирают, т.к. жители уже давно легли спать.
Самые трудолюбивыми из всех живых существ на планете оказались пчелы и муравьи.

Любовь к труду, как правило, связана с добросовестностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом, равно как и с аккуратностью . Эти черты проявляются также и в хорошей организации, в дисциплине труда, в тщательном планировании и обдумывании трудовых операций.

Труд как средство удовлетворения общественных нужд стал для передовых советских людей первой потребностью. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду не только у себя, но и у других людей.

Трудолюбивые ученики так характеризуются учителем: «Учится с видимым удовольствием, даже наслаждением. С любовью выполняет каждое задание, часто трудится сверх положенного. По нескольку раз переделывает работу, добиваясь хорошего выполнения. Рабочее место в школе и дома содержит в образцовом порядке». «Не любит сидеть без дела. Вечно чем-нибудь занят. Очень усерден: никогда не выполняет работу наспех, небрежно, как-нибудь».

Лень, небрежность как черты характера , выражающиеся в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, в формальном выполнении заданий, - пережитки барски пренебрежительного взгляда на труд . Если эти черты встречаются и у некоторых наших школьников, то это свидетельствует о недостатках воспитательной работы с ними.

Особую ценность приобретает трудолюбие в сочетании с такой чертой характера, как инициативность . Инициативный человек не удовлетворяется выполнением, хотя бы и самым добросовестным, порученного дела. Это человек с развитым чувством «нового», человек личного почина . Он творчески относится к труду. Не удовлетворяясь старыми формами работы, он стремится внести в труд что-то новое, найти более совершенные, более производительные методы работы. Это и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников, деятелей науки и техники. Инициативность советских людей проявляется как на производстве, так и во всей нашей общественной жизни, в любом общественном начинании. Инициативность передового советского человека глубоко отличается от частнособственнической предприимчивости. Она исходит из общественных побуждений, а не из корыстных, эгоистических целей отдельного человека.

В 17 в на Руси было всего 200 разных профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей.

И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Название профессий может сохраняться старым, а содержание труда сильно изменяется. Изменяется настолько, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию.

Мир профессий многообразен. И здесь каждый должен быть сам разведчиком.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов.

По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Скотоводство и земледелие не могли обойтись друг без друга.

Затем выделились различные ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становится все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.

Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовным ценностей (научных, художественных от материальных).

В современном обществе существует, как мы уже сказали раньше, более 40 тысяч родов деятельности.

Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Профориентационная игра спасатели.

Эта специальность становится все популярнее. Это и не удивительно, ведь представители данной почетной профессии помогают людям справиться с той или иной сложной ситуацией.

Материалы: бинты, бумага, карандаши, детская игровая аптечка в которой игрушечные медицинские инструменты.

1. Для проведения игры нужно выбрать независимое жюри и разделиться на две команды- спасателей и людей, которых нужно спасать.

2. Далее спасателям предлагается несколько ситуации, в которых они должны проявить свою смекалку:

Ситуация №1 :Несколько человек пострадали в небольшой аварии на шоссе, до ближайшего населенного пункта далеко, спасателям необходимо оказать первую помощь(при ушибах царапинах и растяжениях).

Ситуация №2 :Несколько дачников попали в наводнение, спасателям нужно придумать несколько способов переправы.

Можно придумать еще несколько критических ситуаций, в которых спасатели могли бы себя проявить. Главное спасатели должны справиться с проблемой весело и с выдумкой.

Итог: В процессе игры ребята научились согласовывать свои действия, работать в команде, принимать совместное решение. После окончания игры в совместном обсуждении ребята сделали акцент на том, что играть было не легко и что работа спасателя более ответственная, чем думали ребята.

Профориентационная игра журналист.

Цель: данная игра способствует развитию умения работать в группе, развивает воображение, способствует установлению положительных отношений в группе, знакомит с особенностями профессии.

Участникам этой игры предлагается сыграть роль журналиста, который берет интервью у какой либо известной личности.

Материалы: Бумага, ручки, микрофон (игрушечный).

1. Перед началом игры следует сначала назначить главного редактора журнала, который впоследствии оценит результаты игры. Всем остальным нужно разделиться на пары, в которых один будет исполнять роль журналиста, а другой - известной личности. Та пара, которая наиболее успешно справится с заданием, становится победительницей.

Ребята распределили между собой роли и брали интервью у Штирлица, всем известного Вовочки, у учителя математики на тему ЕГЭ.

Итог: В этой игре ребята были очень активны, многие заметили что когда брали интервью им не всегда хватало воображения и и умения получить желаемый результат, в завершение всеми был сделан вывод что даже самые простые на первый взгляд профессии имеют свои особенности.

Список литературы

1.Макаренко А.С. Воспитание в труде // Соч.: В 7 т. М., 1957. Т.4.

2.Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски / Че- ляб. гос. ун-т. Челябинск, 1988.

3.Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к тру- ду. М., 1959.

4.Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск., 1977. – 256 с.

5.Справочник профессий Электронный ресурс . – Режим доступа: .