Североамериканское соглашение о свободной торговле (нафта). Североамериканская зона свободной торговли




НАФТА — комплексное региональное соглашение, объединяющее три страны, находящиеся на разных уровнях экономического, социального и политического развития; регулирует их отношения в различных аспектах — торговле товарами и услугами, инвестиционном сотрудничестве, охране интеллектуальной собственности, экологии. Соглашение подписано в 1994 г. с целью плавного сокращения торговых барьеров в различных отраслях экономики США. Канады и Мексики для обеспечения и облегчения доступа товаров и услуг на рынки стран-участниц и формально означало единую континентальную систему свободной торговли. НАФТА — зона свободной торговли, все условия которой распространяются только на членов НАФТА, а по отношению к третьим странам каждое государство вырабатывает самостоятельную внешнеэкономическую политику.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

К началу XXI в. на всех континентах земли сложились свои интеграционные блоки. Рассмотрим некоторые из них.

Северная Америка охвачена интеграцией в рамках НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли. Соглашение между Канадой, США и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 г. Феномен альянса состоит в объединении двух развитых стран с относительно отсталой страной. В период подписания договора (1992 г.) среднегодовой составлял в США — 23,2 тыс. долл., в Канаде — 20,7 тыс. долл., в Мексике — 3,5 тыс. долл. (или в 6,6 раза ниже, чем в США).

Инициатором и лидером объединения являются США, которые совместили свою финансовую и инновационную мощь с богатейшими природными и дешевыми трудовыми ресурсами Мексики, принципиально расширили рынки сбыта американской конкурентоспособной продукции. Американские пронизывают всю Северную Америку. Не последнюю роль играют геополитические амбиции США, которые рассматривают Мексику, как ворота в Латинскую Америку — старт для создания панамериканской зоны свободной торговли, охватывающей весь американский континент (FTAA).

Выигрыш Мексики в том, что устремившийся из США поток капитала, в особенности прямые инвестиции, позволили реструктуризировать экономику, дали импульс к развитию инфраструктуры (дорог, мостов, телекоммуникаций и др.). Удельный вес американских ТНК в общей сумме иностранных инвестиций составил примерно 2/3. На севере Мексики главными хозяйственными единицами стали «макиладорас» — сборочные предприятия американских ТНК. Это позволило Мексике резко увеличить объемы экспорта готовой продукции в США. Доля США в мексиканской внешней торговле повысилась до 90%. Ежегодно в США въезжает до 500 тыс. мексиканских брасерос. Их финансовые переводы на родину достигают 10 млрд. долл. в год, что сопоставимо с доходами Мексики от экспорта нефти.

Однако были и проигрыши: разорение мелких производителей, резкое падение курса песо, возрастание зависимости от конъюнктуры американского рынка. Валютный кризис был преодолен с помощью чрезвычайного займа , предоставленного под давлением США.

Канадско-американская зона свободной торговли была создана еще в 1988 г. Создание НАФТА увеличило товарооборот между Канадой и Мексикой, однако до сих пор сохраняются асимметричность их отношений и доминирующие позиции США.

В рамках НАФТА не создано наднациональных структур управления, подобных . Институциональная структура НАФТА включает в себя ряд комиссий и комитетов, главной из которых является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли трех стран.

Круг ведения трехстороннего договора включает в себя:
  • устранение барьеров в торговле товарами и услугами;
  • создание системы защиты прав интеллектуальной собственности;
  • либерализацию инвестиционных потоков (недискриминационный режим);
  • формирование механизма урегулирования споров между странами-членами.

Снижение тарифов происходит поэтапно, с сохранением протекционистских мер для «особо чувствительных товаров» каждой из стран. До сих пор сохраняются изъятия (исключения) из правил свободной торговли, особенно для сельскохозяйственной продукции. Так, Мексика защищает от импорта отечественное производство фасоли, США — овощи и фрукты, Канада — молочные продукты. Под изъятия в сфере услуг подпадают перевозки (авиа, морские, наземные), радиовещание, здравоохранение, юридические услуги и некоторые другие.

Важно, что в рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара. Это страна, где товар подвергся существенной переработке, а доля местного компонента не ниже 50%.

Соглашение не предусматривает создание таможенного союза, хотя включает элементы, выходящие за рамки Зоны свободной торговли.

11.1. Предпосылки и история создания НАФТА

Объединение — одна из крупнейших в мире региональная зона свободной торговли с территорией 21,78 млн км 2 , населением более 450 млн чел. и совокупным ВВП около 16,5 трлн долл. США в 2008 г. (на момент формирования соответственно 390 млн чел. и 8.04 трлн долл.).

Соглашение о создании НАФТА — итог более чем полувекового движения этих стран, и особенно США и Канады, к торгово-экономическому и политическому объединению (табл. 1). На протяжении XX в. постепенно размывались экономические границы между США и Канадой путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне заключено американо-канад- ское соглашение о свободной торговле (ФТА), призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на внутренний рынок США.

Таблица 1. Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

Соглашение

Основная идея

Принятие «Плана Эббота»

Стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики

Соглашение о совместном военном производстве

Внедрение американских стандартов в канадское производство военной техники

Соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения (Автопакт)

Стимулирование интеграции многих других отраслей. Стремление к либерализации рынка товаров и капитала

Конец 1970-х гг.

Линия на организацию торгово-политического объединения США. Канады и Мексики

Первоначально — энергетический союз трех стран. С 1979 г. изучаются перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли

Американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА)

Формирование зоны свободной торговли между двумя странами в течение 10 лет

1992 г. (1994 г.)

Подписано (вступило в силу) Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА)

Формирование зоны свободной торговли товарами между тремя странами, рассмотрение вопросов торговли услугами. движения инвестиций, права интеллектуальной собственности

Особенности и основные направления деятельности НАФТА

Ключевые положения соглашения о НАФТА (табл. 2):

  • Поэтапная отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.
  • Смягчение режима для североамериканских капит&то&тожений в Мексике.
  • Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.
  • Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.
  • Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохраняют национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Но во взаимной торговле после переходною периода в 10 (в некоторых случаях — 15) лет в этой экономической зоне должно осуществляться свободное обращение товаров, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Предусматривается улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление зашиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Таблица 2. Ключевые положения соглашения о НАФТА

Аспекты предпринимательской деятельности, регулируемые соглашением о НАФТА

Ключевые моменты Соглашения

Доступ к рынкам

Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.

Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами.

Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику

Инвестиции

Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике.

Либерализация деятельности американских и канадских банков на в Мексике.

Пять основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам; свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом: право обращаться в Международный суд в случае нарушения Соглашения

Государственные закупки

Установление справедливых правил для осуществления государственных закупок

Права интеллектуальной собственности

Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность.

Определен универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий.

Учреждены самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки

Разрешение споров

Создание американо-канадской арбитражной комиссии и механизма для урегулирования споров

Улучшение и развитие торговли услугами. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые

Временный въезд для бизнесменов

Перемещение представителей деловых кругов

Одновременно НАФТА устанавливает протекционистские правила против внеконтинентальных производителей в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА имеет ряд ограничений (исключений):

  • Устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции, и различие графиков снижения пошлин. Это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям. В Соглашении все товары разбиты на три большие группы — промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и тек- стильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров предусмотрено и осуществлено немедленное снятие пошлин.
  • Содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.
  • Содержит исключения из режима свободной торговли. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе: право Канады на защиту некоторых секторов, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг и т.д.); право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупок сельскохозяйственных товаров.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран-участниц интеграционного блока. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров были устранены в течение 10 лет. Примерно половина мексиканских пошлин устранялась при вступлении Соглашения в силу. В дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США ввозились в Мексику беспошлинно. Со своей стороны Мексика получила облегченный доступ к большей части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространялось почти на 90% промышленных изделий.

В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устранялись в течение 10 лет. Во взаимной торговле США и Канады была договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанных в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 г.

Выводы

В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Положение Соглашения в области инвестиционного сотрудничества устанавливает недискриминационный режим для инвесторов стран-участниц при создании предприятий (ПИИ), приобретении компаний, их расширении и управлении. Инвесторы имеют право на репатриацию прибылей и капитала, на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, на урегулирование споров в правительственном арбитраже. Такое устранение барьеров привело к значительному росту инвестирования внутри НАФТА.

Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают . Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций в периоде 1994 по 2008 г. увеличился в 6 раз. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США — Канада, США — Мексика.

Отраслевая структура взаимных инвестиций США, Канады и Мексики различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным образом сосредоточены в сфере услуг — банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти страны инвестируют преимущественно производственный сектор.

Положительно воздействуют на экономику принимающей страны только при наличии четкой и грамотной правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. При отсутствии такой программы ПИИ могут негативно повлиять на дальнейший экономический рост страны.

Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризонапьный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Каналы и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг (финансовый сектор, торговля, транспортная сфера, здравоохранение и коммуникации) и в вопросах зашиты интеллектуальной собственности.

Асимметричность развития НАФТА включает асимметрию: промышленных потенциалов стран-участниц, проистекающую из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран; уровней развития между высокоразвитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой; интенсивности двусторонних экономических отношений (США — Канада, США — Мексика); отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой.

В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Карибский и Центральноамериканский регионы в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам, не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции.

Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о зоне свободной торговле между США и Канадой (1988). НАФТА представляет собой первое региональное торговое соглашение между двумя высокоразвитыми странами и развивающейся страной. Участники НАФТА не намерены трансформировать зону свободной торговли в таможенный союз, ибо около 70% американской внешней торговли приходится на страны за пределами НАФТА, и США хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

Создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

  • географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и канадских ТНК в США;
  • усилением конкурентных позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

НАФТА обладает четкой организационной структурой; ее центральным институтом является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при сто интерпретации. С целью стимулирования торговли и инвестиций, обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА было создано более 30 рабочих групп и комитетов, которые ежегодно представляют отчет Комиссии. Основные области, в которых велась работа по созданию норм, включали в себя происхождение товаров, субсидии и торговлю сельскохозяйственными товарами, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы.

Рабочие группы и комитеты НАФТА, используя обсуждение проблем па ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров. Администрирование положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА. Основываясь на Канадско- американском соглашении о свободной торговле, НАФТА включает в себя уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими стран- участниц, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационных пошлин, замещая тем самым юридическое рассмотрение в каждой из трех стран.

В отношении разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах, установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. На национальные секции НАФТА возложена ответственность и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами вне НАФТА. Так, еще в 1997 г. на канадскую секцию Секретариата НАФТА была возложена ответственность за разрешение споров в рамках канадско- израильского и канадско-чилийского соглашений о свободной торговле.

НАФТА была создана для содействия экономическому росту путем усиления конкуренции на внутреннем рынке и поощрения инвестиций из внутренних и внешних источников. Структура НАФТА имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. В НАФТА есть только один центр экономической силы - это США, который в разы превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Моноцентричность североамериканской интеграции облегчает управление, и страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам, что создает среду потенциальных конфликтов.

Североамериканская интеграция характеризуется асимметричностью экономической зависимости США, Канады и Мексики. Экономики Канады и Мексики тесно связаны с экономикой США, но слабо взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интеграции. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы и соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находились в разных стартовых условиях. Если Канаде удалось несколько приблизиться по главным макроэкономическим показателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, с долговыми и валютно-финансовыми кризисами, заметно отстает от партнеров по всем базовым показателям.

К моменту создания НАФТА экономики стран-участниц были в значительной степени взаимосвязаны в результате широко развитой предпринимательской интеграции. В НАФТА процесс интеграции шел "снизу вверх": сначала высокого уровня достигали межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения. Микроэкономическая интеграция сформировалась на основе встречных товарных потоков и переплетения американских и канадских капиталов, вывоза американских инвестиций в Мексику и расширения взаимной торговли североамериканской "тройки", которая достигала 30-40%.

На американский рынок поступало 75-80% канадского экспорта, доходы от которого составляли около 20% ВВП Канады. Американские инвестиции в экономику Канады достигали 3/4 в общем объеме иностранных инвестиций Канады; канадские инвестиции в США - десятую часть. 70% мексиканского экспорта осуществлялось в США, откуда поступало 65% импорта в Мексику.

НАФТА характеризуется абсолютным доминированием американской экономики. В 1992 г. США превосходили Канаду по уровню развития производительных сил (ВВП/на душу населения) на 12,2%, Мексику - в 6,7 раза. Доля США в совокупном населении НАФТА (372 млн чел.) составила 68,5%, Канады - 24, Мексики - 7,5%; в совокупном ВВП "тройки" (6743 млрд долл.) - 87,8%, Канады - 7,3, Мексики - 4,9%; в совокупном экспорте (834 млрд долл.) 76,8, 18 и 5,2%, в совокупном импорте (876 млрд долл.) - 76,4, 17,5 и 6,1% соответственно.

Страны - участницы НАФТА имели собственные политические амбиции, интересы и экономически обоснованные причины для участия в зоне свободной торговли. США рассчитывали на повышение конкурентоспособности в результате использования региональных сравнительных преимуществ на основе объединения высоких технологий и инвестиций с дешевой рабочей силой и природными ресурсами, а также снижения издержек производства посредством переноса в Мексику трудоемких, материалоемких и других экологически дорогостоящих производств.

Зона свободной торговли обеспечивает расширение экспорта американских товаров и услуг в сопредельные государства и новые рабочие места, свободный доступ для инвестиций, защиту прав интеллектуальной собственности. Экономика Канады издавна тесно связана с США; она крайне заинтересована в притоке американских инвестиций и технологий, в расширении экспорта товаров на американский рынок, в получении надежного доступа на мексиканский рынок, а в будущем - и на весь быстрорастущий латиноамериканский рынок. Анализ ожидаемых последствий вступления в НАФТА для канадских обрабатывающих и добывающих отраслей подтвердил вероятность повышения нормы прибыли и приобщения к выпуску наукоемкой продукции.

Вступая в НАФТА, Мексика рассчитывала ускорить темпы роста, провести реформы и в обозримом будущем приблизиться к развитым странам. Ожидался рост заработной платы, занятости и расширение экспорта в результате свободного доступа на крупнейший в мире американский рынок, а также на канадский рынок. Мексике был обеспечен поток инвестиций из стран-партнеров и в связи с либерализацией и улучшением инвестиционного климата - ожидаемый приток капиталов из третьих стран.

Официальные цели НАФТА согласно договору (ст. 102) заключались в следующем:

  • устранение барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами-участницами;
  • установление условий для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • значительное расширение возможностей для привлечения инвестиций в страны-члены;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования соглашения для урегулирования споров;
  • установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения.

Соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), но оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА, в частности, приняты соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству - Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.

В рамках НАФТА созданы условия для свободного движения товаров, услуг, капитанов, профессионально подготовленной рабочей силы. Устранение таможенных барьеров предусматривалось за 12-15 лет в четыре этапа; происходит постепенная ликвидация и других ограничений на обмен товарами, кроме продукции сельскохозяйственной, текстильной и некоторых других отраслей. На первом этапе часть тарифных ограничений была немедленно устранена; другая их часть подлежала устранению на втором этапе - в течение первых пяти лет, на третьем - в течение 10 лет; на четвертом этапе - 15 лет. Тарифные ограничения на автомобили и текстильные товары подлежали устранению в течение 10-12 лет.

Каждая страна получала свое детальное расписание введения нулевого тарифа и отмены всех ограничений в торговле с партнерами с учетом национальных особенностей. На первом этапе США и Канада устранили тарифные ограничения на 80% мексиканского экспорта, исключая нефть и нефтепродукты. В свою очередь Мексика ликвидировала 43% импортных ограничений на американские товары и 41% - на канадские товары, из которых 4/5 составили машины, оборудование, электронные детали, транспортные средства и химические товары.

На втором этапе США и Канада ликвидировали тарифные ограничения на товары, которые составляли 80% мексиканского экспорта (без нефти). Мексика устранила тарифные ограничения на 2500 видов товаров, доля которых в экспорте США и Канада составляла 18-19%. С 1 января 1999 г. 60% внутренней торговли должно было осуществляться беспошлинно, но эго произошло только в 2003 г.

список стран входящих в НАФТА

  1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement) соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза) . Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

    Первым шагом стал план Эббота, принятый в 1947 г. , целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

    Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

    В сентябре 1988 после нелгких трхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

    Подписание соглашенияВ свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

    Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г. , сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

    Ведущую роль в организации играет США, которое использует данное соглашение для более глубокого проникновения на рынки Латинской Америки.

    Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

    Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

    В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

    Цели НАФТА:

    снятие таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
    создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
    привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
    обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
    создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
    создание базы для будущей трхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
    создание единого континентального рынка.

В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части - Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г. Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА включают:

снятие барьеров и стимулирование движения твоаров и услуг между странами-участниками соглашения;

создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты. Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

Роль Мексики в НАФТА. Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА. Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

Соглашение НАФТА - это NAFTA, North American Free Trade Agreement. Так называется интеграционное экономическое объединение, членами которого являются Канада, США и Мексика. По своему характеру этот блок больше всего похож на Европейский Союз. Зона НАФТА является важнейшей частью современного мирового хозяйства. Без нее не сложилась бы современная североамериканская экономика.

Предпосылки возникновения

Появлению НАФТА предшествовало несколько важных событий. Первым из них можно назвать «План Эббота». Он появился в 1947 году и был призван стимулировать инвестирование США в экономику Канады. 12 лет спустя соседние страны заключили новое соглашение, касавшееся совместного военного производства. Благодаря ему Канада приняла американские стандарты в этой сфере экономики.

Затем, в 1965 году, был принят еще один договор о либерализации в торговле в области автомобилестроения. Так раз за разом между странами заключались все новые соглашения во все новых отраслях экономики. Постепенно в этот процесс включили и Мексику. В 1980 гг. интеграция впервые коснулась энергетики. Претворению в жизнь этой повестки активно способствовали американские президенты Рональд Рейган и Джордж Буш-старший. НАФТА - это плод именно их усилий.

Появление зоны свободной торговли

В 1988 году было принято CUSFTA - канадско-американское соглашение о свободной торговле. Согласно договоренности, страны собирались в течение десяти лет создать единое интегрированное пространство. НАФТА - это прямое развитие идей CUSFTA. Данный союз формировался параллельно с похожими союзами в Европе. Таким образом, это был не случайный политический шаг трех стран, а часть всеобщего универсального процесса.

Ключевой датой для появления НАФТА стало 7 октября 1992 года. В тот день соответствующее соглашение подписали президенты Мексики и США, а также премьер-министр Канады. Как и договаривались стороны, зона свободной торговли НАФТА появилась в январе 1994 года.

Последствия

К чему конкретно привело появление NAFTA? Учреждение союза позволило снять барьеры в торговле и эффективнее содействовать свободному обмену услуг и товаров между тремя странами. В рамках североамериканской зоны были установлены справедливые условия конкуренции. Также расширились возможности для инвестирования.

Североамериканская зона свободной торговли НАФТА способствовала защите прав интеллектуальной собственности. Внешнеэкономические отношения США, Канады и Мексики подверглись либерализации. За несколько лет были ликвидированы почти все инвестиционные и торговые препятствия, мешавшие развитию хозяйственных связей соседей.

Сразу после появления НАФТА североамериканские государства снизили пошлины для торговли продовольственными и промышленными товарами. Затем был взят курс на полный отказ от таможенных выплат. В 1998 году они исчезли в канадско-американской торговле, а в 2003 году - и в торговле с Мексикой.

Несостоявшееся расширение

Уже в 1994 году возникли первые проекты по расширению союза. Многие экономисты и политики считали, что НАФТА - это организация, которой по пути с Чили. Официальные переговоры о вступлении южноамериканской страны в зону свободной торговли начались летом 1995 года. Эта идея сразу же приобрела как противников, так и сторонников.

Само латиноамериканское государство не раз демонстрировало серьезное желание присоединиться к НАФТА. Так, в Чили были значительно снижены тарифы. Падение остановилось на отметке в 15%. В 1997 году Сантьяго и Оттава завершили переговоры, в результате которых был подписан договор о сотрудничестве в области окружающей среды и охраны труда. Считалось, что подобный шаг станет прологом для вступления Чили в НАФТА. Однако этого так и не произошло. Организация так и осталась исключительно североамериканской.

Изменения в американской экономике

В результате появления НАФТА США получили значительные выгоды. Во многих отраслях сложилась ситуация, когда для Штатов закупать товары за границей стало даже выгоднее, чем в самой стране. Показательна и статистика. К примеру, в канадской провинции Онтарио доля экспорта в соседнюю страну составила 40% от собственного валового продукта, а в Квебеке - 24%.

Североамериканская зона свободной торговли НАФТА расширила рынок сбыта для американских компаний. Поставки полуфабрикатов и материалов из Мексики и Канады в США стали значительно устойчивее. Американские корпорации снизили издержки собственного производства, так как смогли использовать дешевую и доступную рабочую силу.

В целом США заметно усилили свои конкурентные позиции, а их внутриэкономическое развитие оказалось под долгосрочным положительным воздействием. В 1993-1997 гг. товарооборот с Мексикой увеличился в 2,5 раза, а с Канадой - в 2 раза. Сегодня приблизительно треть американской внешней торговли приходится на две эти страны. Беспошлинный статус распространен уже на 2/3 всего экспорта Штатов в этом регионе. Благодаря преобразованиям 90-х страны, входящие в НАФТА, заметно повысили свою конкурентоспособность по отношению к Японии и Европейскому Союзу.

НАФТА и Мексика

Что североамериканское соглашение о свободной торговле НАФТА дало Мексике? Договор 1992 года поспособствовал ее интеграции в глобальную экономику. Также был разрешен вопрос о внешнем долге, из-за которого в 1980-е страна несла серьезные финансовые потери. Соглашение по свободной торговле требовало значительных средств. Мексиканское правительство смогло получить от США крупные кредиты для их реализации. Рынок страны стал стартовой площадкой для многих иностранных инвесторов, желавших в дальнейшем попасть в Штаты или Канаду. Приток зарубежного капитала в Мексику в 1990 гг. увеличился в два раза.

Критика

Противники вступления Мексики в НАФТА утверждают, что выгодами от соглашения пользуется только малая прослойка элиты, тогда как обычные рабочие почти не ощутили преимуществ от членства в союзе. В стране сохраняется относительно низкая оплата труда. Иностранные инвесторы рвутся туда во многом именно по этой причине, так как малые затраты на персонал дают большую прибыль.

Также мексиканские противники НАФТА считают, что, вступив в союз, страна стала еще более зависимой от Штатов. Таким образом, возможный отход от установившейся политики реструктуризации и либерализации окажется затруднительным, а возвращение к самостоятельности в экономике - и вовсе невозможным.

Перемены в Канаде

Присоединяясь к НАФТА, Канада имела вполне конкретные задачи. Приоритетной целью было расширение возможностей для попадания компаний на американский рынок. Канадские экспортеры собирались усилить собственные экспортные возможности и получить неограниченный доступ в Мексику для своих капиталов. Латиноамериканская страна отлично подходила и подходит для вывода туда производств трудоемкого характера.

В Оттаве также делалась ставка на то, что развитая экономика США поможет структурным реформам в самой Канаде. Социальное и финансовое развитие страны действительно ускорилось. В НАФТА Канада занимает более значительное место, чем Мексика, но менее заметное, чем США. Поэтому соседи Штатов часто выступают с солидарными точками зрения, таким образом защищая свои интересы перед Вашингтоном. Подобные казусы несколько раз повторялись в 1990 годы. Мексика получала поддержку от Канады, когда возникала угроза обвала мексиканского песо.

Проблемы и вызовы

Разумеется, у зоны свободной североамериканской торговли есть и свои минусы. В США (а также в меньшей степени в Канаде) произошла потеря рабочих мест. Она была вызвана переносом части производства в мексиканскую юрисдикцию. Это обстоятельство заметно отразилось на занятности во многих отраслях промышленности США. Больше всего пострадали химическое и текстильное производство, а также автомобилестроение.

В Мексику свои производства перенесли крупнейшие американские корпорации: «Дженерал Моторс», «Крайслер», «Гесс» и т. д. Против подобной политики выступают профсоюзы, которые периодически устраивают массовые акции по всей стране. Расширение товарооборота между Канадой, США и Мексикой, а также рост импорта американских товаров из соседних стран приводят к увеличению дефицита в торговом балансе США.

Для Штатов с возникновением НАФТА не в лучшую сторону изменилось положение на рынке сельскохозяйственных товаров. В этой отрасли усилилась конкуренция Мексики. Особенно эта закономерность заметна на примере бананов, томатов и цитрусовых культур. Увеличение поставок аграрной продукции из Мексики требует модернизации контроля над качеством товаров. Связано это в том числе и с тем, что в латиноамериканской стране в сельском хозяйстве используются запрещенные в США пестициды.