Печенег человек. Мирные и враждебные сношения с мусульманским Востоком




Второе место после византийской торговли занимала торговля с мусульманским востоком, которая велась при посредстве двух приволжских народов, Хазар и Камских Болгар, руссы ходили к этим народам из Азовского моря Доном до того места где он сближался с Волгою и где стояла хазарская крепость Саркел, построенная с помощью византийских зодчих. Тут Русь переволакивалась из Дона в Волгу и затем отправлялась или вниз по этой реке в столицу хазарского царства Итиль, или вверх до города Великие Болгары.

Итиль лежал на обоих берегах Волги недалеко от ее устьев. Здесь на одном из островов находился дворец хазарского кагана, окруженный стенами. Каган, его двор и некоторая часть народа исповедовали еврейскую религию; остальные жители Хазарии были частью мусульмане, частью христиане, более всего язычники. Только на зиму обитатели Итиля собирались в этот город; а летом большинство их расходилось по окрестным равнинам и жило в палатках, занимаясь скотоводством, садами и земледелием. Главную пищу их составляли сарацинское пшено и рыба. В столицу Хазарскую стекались купцы даже из отдаленных стран Европы и Азии. Между прочим, здесь была часть города, занятая русскими и вообще славянскими торговцами. Приезжавшие сюда русские гости обыкновенно платили в пользу кагана десятину, или десятую часть своих товаров. Многие из Руссов служили также наемниками в его войсках. Между Хазарией и Камской Болгарией лежала страна Буртасов, в которой русские торговцы выменивали меха пушных зверей, особенно меха куньи.

Камская Болгария имела своим средоточием город Великие Болгары, который лежал немного ниже Камского устья на левой стороне Волги, в некотором расстоянии от самой реки. Здесь жил Болгарский царь, который принял с своим народом мусульманскую веру, и с тех пор этот край вступил в деятельные торговые сношения с мусульманской Азией.

Сюда приходили не только арабские купцы, но и разного рода ремесленники, между прочим зодчие, которые помогли Болгарам построить каменные мечети, царские дворцы и городские стены. Любимою пищею Болгар служили конина и просо. Источники не бросают почти никакого луча света на происхождение этого царства. По всей вероятности, оно было основано подвинувшеюся сюда с юга небольшою частью великого Славяно-болгарского племени. Эта горсть Славян, последующими народными движениями совершенно оторванная от своих соплеменников, мало-помалу смешалась с туземными обитателями Финского и Турецкого корня. Но она долго оживляла этот край своим предприимчивым, торговым характером; а в X веке, по-видимому, еще сохранила отчасти и свою народность; по крайней мере арабский путешественник Ибн Фадлан иногда Камских Болгар именует Славянами.

Арабы, посещавшие Итиль и Великие Болгары, оставили нам любопытные рассказы о Руссах, которых они там встречали. Особенно занимательны рассказы Ибн Фадлана, который находился в числе послов, отправленных багдадским халифом к Альмасу, царю Камских Болгар, в первой четверти X века. Он описывает Руссов людьми высокого роста, статными, светлорусыми, с острым взором; они носили короткий плащ, наброшенный на одно плечо, секиру, нож и меч с широким волнообразным клинком франкской работы и были очень склонны к крепким напиткам. Жены их носили на груди металлические украшения (сустуги?) с кольцом, на котором висел нож, а на шее составленные из монет (преимущественно арабских) золотые и серебряные цепи, число которых определялось состоянием мужа; но особенно они любили ожерелья из зеленых бус (доселе любимое украшение великорусских женщин).

Приплыв к Болгарской столице, Руссы прежде всего направлялись к своим идолам, которые имели вид столбов или болванов с человечьими головами; подходили к самому высокому из них (конечно, к Перуну), падали ниц, молили его о помощи в торговле и клали перед ним свои приношения, состоявшие из съестных припасов, каковы мясо, хлеб, молоко, лук, и, кроме того, из горячих напитков, т.е. меда или вина.

Затем они строили себе на берегу Волги большие деревянные помещения и располагались в них по 10 или по 20 человек со своими товарами, которые преимущественно состояли из пушных мехов и невольниц. Если продажа идет туго, купец в другой и в третий раз несет подарки главному идолу; в случае продолжающейся неудачи он кладет приношения перед меньшими идолами, которые изображали жен и детей главного бога, и просит их о ходатайстве. Когда же торговля пойдет удачно, то русский купец убивает несколько волов и овец, часть мяса раздает бедным, а остальное кладет перед идолами в знак своей благодарности. По ночам приходят собаки и пожирают это жертвенное мясо; а язычник думает, что сами боги удостоили съесть его приношение.

Замечательны погребальные обычаи Руссов, по описанию того же Ибн Фадлана. Бедного покойника они просто сожигали в маленькой лодке, а богатого – с разными церемониями. Фадлану удалось присутствовать при погребении одного знатного и богатого Русина. Покойника сначала положили в могилу, где оставили его на десять дней, а между тем занялись приготовлениями к торжественному погребению, или к тризне. Для этого наличное имущество его разделили на три части: одну треть отделили семье, другую на погребальные одежды, а третью – на вино и вообще на погребальное пиршество (от этой третьей части названное тризною). Так как у каждого Русина, а особенно у богатого, было по нескольку жен или наложниц, то обыкновенно одна из них вызывалась умереть вместе со своим господином, чтобы вместе с ним попасть в рай, который представлялся языческой Руси прекрасным зеленым садом. В день, назначенный для погребения, вытащили из воды ладью покойного и поставили ее на четырех столбах; в ладье устроили ложе с подушками, покрытое коврами и греческою парчою. Затем вынули мертвеца из могилы; надели на него шаровары, сапоги, куртку и кафтан из греческой парчи с золотыми пуговицами, а на голову – парчовую шапку с собольим околышем; посадили его на ложе и подперли подушками. В ладью положили благовонные растения, плоды, вино, собаку, рассеченную на две части, двух коней и двух быков, разрубленных на куски, а также зарезанных петуха и курицу; о бок с покойником положили и все его оружие. Когда день стал близиться к закату, какая-то старуха, называемая "ангелом смерти", ввела в ладью невольницу, вызвавшуюся умереть вместе с своим господином; с помощью нескольких мужчин начала душить ее веревкой и докончила ножом. В это время другие мужчины, стоя подле ладьи, ударяли в свои щиты, чтобы не было слышно криков девушки. Тогда ближайший родственник покойного взял зажженную лучину, задом приблизился к ладье и зажег сложенные под нею дрова. Затем и другие начали бросать туда же дрова и горящие лучины. Огонь, раздуваемый сильным ветром, быстро охватил судно и превратил его в пепел вместе с трупами. На том месте Руссы насыпали курган и поставили на нем столп, на котором начертали имя покойника и имя русского князя.

Волжская торговля, свидетельствуя о богатстве и роскоши мусульманских стран, возбуждала предприимчивых, жадных к добыче Руссов попытать иногда счастья на берегах Каспийского моря. По известию арабского писателя Масуди, в 913 году собралась на Азовском море русская судовая рать, заключавшая в себе будто бы до 500 ладей и до 50 000 человек. Рекою Доном Руссы поднялись до волока, около которого находилась хазарская крепость (вероятно, Саркел), и послали к хазарскому кагану просить пропуска в Каспийское море, обещая отдать ему половину всей будущей добычи. Каган согласился. Тогда Русь перебралась на Волгу, спустилась в море и рассеялась по его юго-западным берегам, убивая жителей, грабя их имущество и забирая в плен женщин и детей. Народы, там обитавшие, пришли в ужас; им с давнего времени не случалось видеть неприятелей; только купцы да рыболовы посещали их берега. Наконец собралось большое ополчение из соседних стран: оно село на лодки и направилось к островам, лежавшим против Нефтяной земли (Бакинская область), на которых Русь имела сборное место и прятала награбленную добычу. Руссы устремились на это ополчение и большую часть его избили или потопили. После того они в течение нескольких месяцев свободно распоряжались на каспийских берегах, пока такая жизнь им не наскучила. Тогда они поплыли обратно в Волгу и послали хазарскому кагану условленную часть добычи. Хазарское войско состояло отчасти из мусульман. Последние сильно озлобились на Руссов за пролитую ими мусульманскую кровь и испросили у кагана позволение отомстить за нее, а может быть, они желали отнять и другую часть добычи. Враги собрались в числе 15 000, загородили дорогу Руссам и принудили их выйти на берег. После трехдневной битвы большая часть Руси была избита; только 5000 ушли на судах вверх по Волге и там были окончательно истреблены Буртасами и мусульманами из Камской Болгарии.

Этот набег Руси на каспийские берега был не первый; но по своей опустошительности он сделал ее имя грозным между восточными народами, и писатели арабские стали часто упоминать о ней с этого времени; подобно тому, как со времени нападения на Константинополь в 860 г. заговорили о Руси писатели византийские.

Около той же эпохи, именно в конце IX века, в степях Южной России поселились новые кочевые орды, которые стали беспокоить своими набегами все соседние народы. Это было турецкое племя Печенегов, издавна обитавших в стране между Уралом и Волгою. Чтобы удалить от своих границ таких беспокойных соседей, Хазары заключили союз с их соплеменниками Узами, которые кочевали далее к востоку. Узы потеснили Печенегов и заняли их места; а Печенеги в свою очередь двинулись на запад и напали на Угров, которые обитали в степях Азовских и Днепровских, Угры не выдержали их напора и перешли в Дунайскую равнину, или древнюю Паннонию, где они в союзе с Немцами разрушили Славяно-Моравскую державу и основали свое Венгерское королевство. А Печенеги между тем захватили огромное пространство от нижнего Дуная до берегов Дона. Они делились в то время на восемь больших орд состоявших под управлением родовых князей. Четыре орды поселились на запад от Днепра, а остальные четыре – на восток. Они заняли также степную часть Таврического полуострова и стали, таким образом, соседями греческих владений на северных берегах Черного моря. Чтобы удержать их от нападений на эти области, византийское правительство старалось быть с ними в мире и посылало богатые подарки их старшинам. Кроме того, с помощью золота оно вооружало их против других соседних народов, когда последние грозили опасностию северным пределам империи, именно против Угров, Дунайских Болгар, Руссов и Хазар. В мирное время Печенеги помогали торговым сношениям Руси с Корсунскою областью, нанимаясь перевозить товары; изобилуя скотом, они продавали Руси большое количество коней, быков, овец и пр. Но в случае враждебных отношений Печенеги много мешали сообщениям Руси с ее владениями Азовскими и Таврическо-Таманскими, а также торговым сношениям с Греками. Особенно они пользовались Днепровскими порогами, чтобы нападать и грабить русские караваны. Кроме того, эти хищные наездники врывались иногда в самую Киевскую область и опустошали ее. Киевская Русь обыкновенно не могла предпринимать дальних походов, если она находилась во вражде с Печенегами. Поэтому киевские князья должны были или вступать в упорную борьбу с этим народом, или привлекать его к своему союзу и в случае войны с соседями нанимать вспомогательные печенежские дружины. Русь пользовалась и тою враждою, которая существовала между Печенегами и их восточными соседями Узами: последние своими нападениями на Печенегов нередко отвлекали силы последних в другую сторону и тем доставляли Киевской Руси свободный путь к берегам Черного и Азовского морей.

Вторжение многочисленных турецких кочевников в южную Россию имело для нее важные последствия. Они особенно потеснили жилища славяноболгарских племен, т.е. Угличей и Тиверцев. Часть этих народов была оттеснена в область верхнего Днепра и Буга, где примкнула к своей Карпатской, или Древляно-Волынской, ветви; а другая часть, оставшаяся в Черноморье и отрезанная Печенегами от Днепровской Руси, мало-помалу потом исчезает из истории. Истребляя греческие и славянские поселения, уничтожая нивы, сожигая остатки лесов, Печенеги расширили область степей и внесли в эти края еще большее запустение .


Источники и пособия для истории Хазар: Френа – De Chasaris excerpta ex scriptoribus arabicis. Petropol. MDCCCXXII. Сума – О Хазарах (с датского перевод Сабинина в Чтен. Об. Ист. и Др. 1846. № 3). Стриттера – Chasarica в Memor. Pep. т. III. Дорна – Tabary"s Nachrichten liber die Chasaren в Memoires de l"Acad, des sciences. Vl-me serie. 1844. Григорьева – о Хазарах в журнале "Сын Отечества и Северн. Архив" за 1835, т. XLVIII и в Журн. М. Н. Пр. 1834. часть III. Лерберга – Исследование о положении Саркела. Языкова "Опыт в истории Хазаров". Труды Российской Академии. Ч. I. 1840. Хвольсона – Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах и пр. Ибн Даста. СПб. 1869. Гаркави – Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб. 1870. Его же – Сказания еврейских писателей о Хазарах и Хазарском царстве (Труды Восточ. отдел. Археол. общ. ч. XVII, 1874 г.). Мои соображения о двойственной народности Хазар в исследовании "Русь и Болгаре на Азовском поморье". Письмо Хаздая и ответ Иосифа см. в. Чт. Об. И. и Др. 1847. VI и у Белевского Monumenta. I т.

Из истории и древностей Камско-Волжских болгар: Френа – Alteste Nachrichten iiber die Wolga Bulgaren в Mem. de l"Acad. Vl-me serie. Лепехина о Болгарских развалинах в его Путешествии. Ч. I изд. 2-е. СПб. 1795. 266 – 282. Кеппена – о Волжских болгарах в Жур. М. Н. Пр. 1836. ч. XII. Эрдмана – Die Ruinen Bulgars в Beirage zur Kenntniss des Inneren van Russland т. I. Григорьева – Булгары Волжские в Библиотеке для чтения. 1836 г. Ноябрь. (Труды ориенталиста Григорьева о Хазарах и Булгарах перепечатаны в Сборнике его исследований "Россия и Азия". СПб. 1876). Березина – Булгар на Волге в Учен. Известиях Казан. Универс. 1853 н. Вельяминова-Зернова "Памятник в Башкирии" (труды Восточ. отд. Археолог. Общества. IV. СПб. 1859). Хвольсона – Известия Ибн Даста. Гаркави – Сказания мусульман, писат. Савельева – Мухаммеданская Нумизматика в отношении к Русской истории. СПб. 1846. Charmoy – Relation de Massoudy et d"auters auteurs в Mem. de l"Academie 1834. Невоструева – "О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств" и "Ананьинский могильник". (Труды первого Археологич. съезда. М. 1871). Относительно государственного и частного быта Хазар и Камских Болгар хотя мы имеем довольно много известий, преимущественно арабских; но они так сбивчивы и разноречивы, что более точное изображение этих народов ожидает еще исследователей, и мы ограничиваемся пока только необходимыми указаниями. О славянстве болгар, кроме Фадлана, говорит и Масуди (Гаркави в Жур. М. Н. Пр. 1872. № 4).

Отрывки из описания Ибн-Фадлана сохранились в т. наз. Большом Географическом Словаре, который был составлен арабским географом Якутом, жившим в XIII веке. См. Френа – Ibn Foszlan"s und anderer Araber Berichte uber die Russen. St. P. 1823. С рассказом арабского писателя согласуется в общих чертах известие нашей летописи о языческом погребении у русских славян. "Когда кто умирал, говорит она, то над ним творили тризну; потом воздвигали большой костер, сожигали на нем мертвеца; собравши кости, клали их в небольшой сосуд и ставили его на столпе при дороге". О том же обычае сожжения трупов у славян упоминают и другие арабские писатели X века, именно Масуди и Ибн Даста. Последний говорит, что при этом жены покойного изрезывают себе ножами руки и лица в знак печали, а одна из них добровольно подвергает себя удушению и сожигается вместе с ним. Пепел собирают в сосуд и ставят на холме (вероятно, в кургане, который насыпали в честь покойника). По истечении года родные собирались на этой могиле с кувшинами меду и устроивали пиршество в память умершего (У Хвольсона 29). Но собственно о Руссах Ибн Даста рассказывает, что когда у них умрет знатный человек, то ему выкапывают большую могилу в виде покоя и кладут туда вместе с покойником его одежду, золотые обручи, съестные припасы, сосуды с напитками и монеты; туда же помещают живою и любимую его жену, и затем отверстие могилы закладывают (ibid. 40). Это известие указывает, что одновременно с сожжением существовал у Руссов и другой обычай погребения, т.е. закапывание в землю. Но, конечно, различие в обычаях и в их подробностях относилось к разным ветвям, к разным местам жительства русского племени. Ибн Даста по всем признакам разумеет здесь ту Русь, которая жила на берегах Боспора Киммерийского, т.е. в Тмутараканском крае, в стране собственно Черных Болгар, и упомянутый обычай относится столько же к этим последним, сколько и к Руссам Боспорским. В этом мнении еще более утверждает нас Масуди. Он также говорит об обычае русских славян сожигать покойников вместе с его женою, оружием, украшениями и некоторыми животными. А о болгарах замечает, что, кроме сожжения, у них существует обычай заключать покойников в какую-то храмину вместе с его женою и несколькими рабами. (Гаркави, 127). Ясно, что тут идет речь о катакомбах; а подобные катакомбы найдены около Керчи, т.е. в стране Черных Болгар. Между прочим, любопытна в этом отношении катакомба с фресками, открытая в 1872 г. Копии с фресок и объяснения к ним г. Стасова см. в Отчете Импер. Археологич. Комиссии. СПб. 1875 г. (Некоторые замечания о том же см. в моих " Разысканиях о начале Руси "). Наиболее подробное и критическое рассмотрение всех относящихся сюда известий заключается в исследовании А.А. Котляревского "О погребальных обычаях языческих славян". М. 1868. Произведенные в 1872 – 73 г. проф. Самоквасовым в Черниговском краю раскопки некоторых курганов, заключавших в себе глиняные сосуды с перегоревшими костями, а также пережженные остатки металлических украшений и оружия, замечательным образом подтвердили достоверность арабских известий и свидетельства нашей летописи о погребальных обычаях у древних Руссов. Он также нашел в Приднепровье и языческие могилы с целыми остовами, свидетельствующие, что одновременно с сожжением трупов существовал и простой обычай погребения. Данные, выведенные из этих раскопок, были сообщены им на Третьем археологич. съезде в Киеве, в 1874 г. и потом в сборнике Древняя и Новая Россия за 1876 г. №№ 3 и 4.

Френа Ibn Foszlan"s и пр. стр. 244. Наиболее обстоятельное известие о походе 913 года находится у арабского писателя X века Масуди в его сочинении "Золотые луга". Так как Хазары не имели флота, по замечанию арабских писателей, то мы думаем, что неприятели могли загородить Руссам дорогу и принудить их к полевому бою или при проходе через город Итиль, или при волоке из Волги в Дон-. Вероятно, битва происходила и там, и здесь. Очевидно, Русь была отбита от волока, и потому остатки ее принуждены уходить вверх по Волге. Поход 913 года показывает, что Руссам хорошо был известен судовой путь к южным берегам Каспийского моря, и действительно, по вновь открытым известиям у восточных писателей, Руссы еще прежде того совершили два набега в Каспийское море: первый около 880 г. и второй в 909 г. См. Каспий, или О походах древних русских в Табаристан – академика Дорна. 1875. (Приложение к XXVI тому Записок Акад. Наук).

Что касается торговли и вообще сношений Руссов с мусульманским востоком, то наглядным памятником этих сношений служат многочисленные клады с арабскими, или так наз. куфическими, монетами. Они обнимают время арабских халифов от VIII до XI века. Эти клады были находимы на пространстве почти целой России, а также в Швеции и Померании. Ясно, что Руссы уже с VIII века служили деятельными посредниками в торговле между восточными мусульманскими народами и Прибалтийскими краями. Григорьева – "О куфических монетах, находимых в России и Прибалтийских странах" в Зап. Од. Об. И. и Др. том I. 1844 г. и в "Мухаммед, нумизматике" Савельева.

Главным источником для истории и этнографии печенегов служит Константин Багр. в своем сочинении De administrando imperio. Потом следуют Лев Граматик, Кедрин, Анна Комнен и некоторые др. См. Стритера Memor. Pop. т. III. часть 2-я. Сума – "О Пацинаках" в Чтен. Об. И. и Д. 1846. кн. 1-я. Васильевского "Византия и Печенеги" в Журн.М.Н. Пр. 1872 г. №№11 и 12.

печенеги (лат. и виз. пацинаки, пачинакиты, араб. банджак).

Язык

огузкая подгруппа тюркской языковой семьи [Баскаков].

Время существования

С 889 г. выходят на историческую арену, появляются первое упоминание в иточниках, под своим именем. По XII век., когда печенеги были фактически полностью ассимилированы венграми и болгарами. На Руси последний раз упоминаются в летописях под 1151 г., но уже входят в союз «черных клобуков». В византийских хрониках (историка императора Византии Иоанна Киннама) упомянуты в 1155 г.

Происхождение

Первое упоминание (китайские хроники) протопеченегов под именем «кангар» относится к I–II вв. до н.э. Место обитания указывается бассейн реки Сырдарьи. Еще позже (386-618 гг.) также в китайских хрониках упоминается государство Кангюй, захваченное в 641 г. Западнотюрским каганатом. Очередное упоминание орды «кангар» относится к концу IX веку, объединившую разрозненные племена кочевников заволжских степей. Тогда же начинает складываться печенежский союз, который был фактически зажат со всех сторон недоброжелательными соседями:

  • кипчаки – с востока
  • гузы – с юго-востока
  • волжскими болгарами и венграми – с севера

По антропологическому типу печенеги были в основном европеоидами, что может свидетельствовать, что печенежский союз сложился на основе сарматских племен [Плетнева], в отличие от их соседей огузов.

История

889 г. Хазары, видя усиление печенегов, привлекают на свою сторону огузов. Огузы громят печенегов и вопреки желанию Хазарии вытесняют их с плодородных пастбищ. По словам византийского историка императора Константина Багрянородного, огузы «пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны … ». «пачинакиты же, — пишет он, — обратись в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения». Печенеги, лишенные пастбищ двинулись через Хазарию, круша все на своем пути. Как раз в это время прекращают существования многие поселки и городища Хазарии. Именно печенеги нанесли непоправимый урон Хазарскому каганату, чтобы через 150 лет он окончательно прекратил существование.

Дальше существует две версии развития событий:

  • Первая . В этом же году печенеги нападают на венгров (мадьяр) – союзников хазар, в Леведии. Леведией называлась страна, охватывающая нижнее течение Дона и Северное Приазовье, и видимо, Прикубанье. После поражения венгры переселяются в Аталькузу (междуречье Днепра и Днестра). [обе страны упоминаются у Константина Багрянародного]
  • Вторая . Леведия и Аталькуза – это название одной и той же страны [Артамонов, Гумилев]. Поэтому в 889 г. печенеги всего лишь переправились через Волгу и поселились в низовьях Дона.

895 г. Болгарский царь Симеоном заключил союз с печенегами, дабы отомстить венграм, которые годом ранее опустошили всю Болгарию. Союзники нападают на Аталькузу, когда венгры находились в походе. Были перебиты все дети, женщины и старики. Вернувшиеся венгры застали страну в запустении и, по одной версии [Плетнева], сначала двинулись на север в сторону Киева, где были встречены прохладно, и им пришлось откочевать за Карпаты в Паннонию (современная Венгрия). По другой версии , они сразу же двинулись через Карпаты, сначала в район современной Трансильвании, а уже оттуда захватили Паннонию [Артамонов].

896 г. Все тот же союз болгар и печенегов наносит поражение Византии и территория печенегов распространяется до реки Сирет.

Конец IX – начало X вв. Печенеги выходят к устью Дуная, громят города уличей по нижнему течению Днепра, а также разоряют славяно-тиверские города в Приднестровье. После этого они фактически становятся хозяевами Северного Причерноморья.

Тогда же в арабских источниках, находим деление печенегов на три части: тюркские, хазарские и заволжские. Тюркские жили — в междуречье Дона и Дуная, хазарские — в предкавказье, на нижнем Дону и его притоке Маныче, заволжские — остались под властью гузов в районе озера Челкар [Плетнева].

915 г. Первое упоминание печенегов у стен Киева. Заключен мир с князем Игорем.

920 г. Князь Игорь уже идет походом на печенегов, однако, более подробных сведений о нем не сохранилось.

940 г. Совместный поход печенегов и русичей князя Игоря на Византию. Т.к. император Роман откупился, князю пришлось разрешить печенегам разграбить болгарские земли.

948-952 гг. Написан труд «Об управлении империей» Константина Багрянородного, один из значительных трудов по истории печенегов. На тот момент они играли значительную роль во внешней политике Византии. Именно в этом труде узнаем о племенном составе печенегов.

Состав орды:

  • Племя Иртим (в расширенном варианте — Иавдиертим ) соответствует тюрк. Йабды Эрдим — «отличающееся заслугами».
  • Племя Цур (расширенный вариант — Куарцицур ) соответствует тюрк. Куэрчи Чур — «голубой чур» (где «чур» — должностное лицо).
  • Племя Гила (расширенный вариант — Хавуксингила ) соответствует тюрк. Кабукшин Йула — «йула цвета древесной коры» (где «йула» или «гила», «дьюла» у мадьяр, — должностное лицо с весьма высоким титулом).
  • Племя Кулпеи (расширенный вариант — Сирукалпеи ) соответствует тюрк. Суру Кул-бэй — «серый кулбэй» (где «кул» — часть титула или имени, а «бэй» — «господин»).
  • Племя Харавои соответствует тюрк. Кара Бэй — «черный господин».
  • Племя Талмат (расширенный вариант — Вороталмат ) соответствует тюрк. Боро Толмач — «темный переводчик».
  • Племя Хопон (расширенный вариант Гиазихопон ) соответствует тюрк. Яазы Копон (где Йазы — собственное имя, встречающееся еще раз у Константина ниже и в перечне имен печенежских «архонтов», а «копон» — титул должностного лица).
  • Племя Цопон (расширенный вариант Вулацопон ) соответствует тюрк. Була Чопон (где Була — собственное имя, а «чопон» — «чабан», т.е. пастух).

Отмеченный во многих племенных названиях элемент цвета — весьма характерное для кочевых народов явление.

Карта. Печенеги в середине X века по данным Константина Багрянородного.

Середина X в. Великий князь Венгрии Токсон (Такшонь) был женат на печенежке и ко двору был приглашен хан Тонузобу, а его орда получила кочевья на северной границе, по реки Тисе.
В это же время еще два хана Билу и Баксу со своими ордами были поселены в Венгрии и им отдали город Пешт.

965 г. Возможно, печенеги, совместно со Святославом участвуют в его походе на Хазарию. Предположение основано на том, что пройти через печенежские земли без разрешения и ведома самих печенег, не представлялось возможным. Печенеги достигают своего могущества, теперь они владеют территорией от Карпат и Дуная на западе, до Волги на востоке.

968 (969) г. Большой поход печенег на Русь. Княгиню Ольгу с малолетними сыновьями спасли войска воеводы Претича, подошедшие на помощь Киеву. Произошел обмен оружием, между военачальниками и подтверждение мира.

970 г. Святослав совершает поход в Византию. Битва при Аркодиополе, в которой участвуют и печенежские войска (которые, кстати, погибают одними из первых). Существует две противоречивые версии о том, кто победил в этой битве. Но наиболее авторитетная является та, которая говорит о победе византийцев.

971 г. Святослав вернулся в Болгарию для подготовки нового набега на Византию. Но позже в битве под Доростолом он был разбит. По возвращение обратно в Киев, ему приходиться зимовать в Белобережье, вблизи Днепровских порогов (ныне район Запорожья), ввиду того, что пройти через враждебные степи не было возможности.

Смерть Святослава в битве с печенегами. Миниатюра из «Хроники Иоанна Скилицы» (скорее всего XII-XIII вв.)

972 г. По весне ослабленные воины князя не смогли прорваться из окружения. Святослав и его дружина были истреблены. Печенежский хан Куря приказал из его черепа изготовить чашу, обтянутую кожей и обшитую золотом.

978 г. Начало княжения Владимира Святославовича в Киеве. Идет укрепление пограничных областей с Диким полем, южнее Стугны. Строятся «змиевы» валы, цель которых предотвратить длительный захват русских земель и превращением их в кочевые угодья. Одновременно печенеги усиливают натиск на русское порубежье.

993 г. Печенеги перешли Сулу, и встали на берегу Трубежа, на другом берегу встал Владимир со своей дружиной. Спор решился в поединке богатырей. Победил русский поединщик, печенеги были рассеяны. На месте битвы был основан Переяславль.

996 г. Новых поход печенегов на Русь. Владимир терпит поражение, недооценив противника. Тактика немного меняется. Теперь они подходят к какому-то городу и берут его измором, угоняя людей в рабство.

997 г. Печенги подходят к Киеву и осаждают Белгород-Киевский – крепость под Киевом. Князь Владимир в это время находился в отъезде, собирая новую дружину после уже упомянутого разгрома, годом ранее. Здесь и происходит знаменитый «кисельный случай», описанный в летописях. После долгой осады, когда продовольствия в крепости оставалось на исходе, жители решили обмануть кочевников. Пригласили их к себе на переговоры и продемонстрировали как из колодцев они черпают кисель и «медовую сыту». Напоили, накормили пенежских переговорщиков и заявили им буквально следующее: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги поверили и осада была снята. На самом же деле эти продукты буквально последнее, что удалось жителям крепости насобирать со всех амбаров и хранилищ.

Конец X в. На территорию Венгрии переселились несколько орд печенегов, в результате они были расселены не только на границе, но и в центре Венгрии.

1010 г. Внутри печенегов происходит распря. Часть печенегов во главе с Тирахом приняли ислам. Тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и в Добрудже приняли христианство византийского образца.

1015-1019 гг. Междоусобная война на Руси между Святополком и Ярославом – сыновьями Владимира.

1015 (1016) г. Любеческая битва Ярослава против Святополка в союзе с печенегами. Святослав разбит варяжскими дружинами сводного брата.

1019 г. Битва на реке Альте под Переяславлем, длилась весь день и носила ожесточенный характер. Ярослав Мудрый наносит окончательное поражение Святополку с печенегами. Урон был нанесен достаточно серьезный, что дало передышку Руси.

1032 г. Ярослав начал ставить города и восстанавливать порубежные укрепления.

1036 г. Печенеги подошли к Киеву. Ярослав привел варяго-словенские войска с севера и дал бой печенегам. Битва была жестокая и длилась целый день. В итоге печенеги были полностью разбиты. После этого события печенеги частью входят в союз племен, названных берендеями (позднее черными клобуками), частью откочевывают к границам византийской империи, на Дунай. Их места обитания между Днепром и Дунаем постепенно начинают занимать торки (гузы), а позднее . Отдельно как народ, печенеги упомянуты еще в 1151 году в Повести временных лет.

1049 г. Проникновение торков (гузов) в страну печенегов.

Середина XI века. Печенеги вытеснены с левобережья Днепра гузами (торками). В это время, очевидно, происходят глобальные изменения в степях Северного Приченоморья. Место печенегов занимают торки и половцы, но печенеги не изчезают со страниц русских летописей и постоянно участвуют то тут, то там в различных междоусобных войнах князей. Причем выступая чаще в союзе с торками или в объединении племен, называемых берендеями и черными клобуками. Скорее всего, в это время они обитают на южных границах русских княжеств, находясь в той или иной степени вассальной зависимости от русских князей (в летописях их называют «свои поганые»).

1048 г. Тирах, преследуя своего заклятого врага Кегена, переправился через Дунай в стоставе 80 тыс. воинов и начал грабежи и насилия на территории Византии. В ответ император Константин Мономах поручил руководство армией Кегену, который учинил немало вреда своим соплеменникам. Еще же больший урон нанесла непогода и пристрастие варваров-печенегов к пьянству. В итоге полудеморализованная армия Тираха сдалась в плен, как и сам печенежский предводитель.

1049-1050 гг. После победы над печенегами император дал им земли с условием занятся земледелием, а также взял в армию печенежскую конницу. Но печенеги, будучи свободолюбивыми, недолго оставались покорными. Корпус печенежской конницы дезертировал из армии и вернулся в Болгарию, где печенеги снялись с места и откочевали в местность между Балканскими горами и Дунаем (страна «Сто холмов»). Оттуда они совершали свои грабительские набеги. Попытка их усмирить обернулась поражением императорской армии под начальством Никофора. Имепратор пытался усмирить печенегов, послав к ним Кегена (который был до этого ранен и находился на излечении в императорском дворце). Но привеженцы Тираха убили его.

1053 г. Войска византийцев под начальством Михаила и Василия Монаха перешли Балканские горы, но в ночном сражении были разбиты печенегами.

1059 г. Византийцы переходят Балканские горы и один за другим приводят к покорности орды печенегов.

1063 г. Вторжение узов (огузов) в переделы империи (называется цифра в 600 тыс.). Но вскоре часть их умирает от голода и болезней, часть переселена правительством в Македонию, часть смешивается с печенегами на Дунае.

1071 г. Битва византийцев и сельджуков при Манцикерте. Часть печенежко-огузких войск переходит на сторону сельджуков, и это в какой-то степени сыграло роковою роль в поражении императора Романа, который к тому же попал в плен.

1074-1078 гг. Печенеги участвуют в борьбе за власть между тремя претендентами, попутно грабя оседлое население. В то время их предводителем является Татуш.

1088 г. Император Алексей Комнин совершил большой поход на Дунай, чтобы усмирить или уничтожить печенегов. Сражение произошло около города Дерстра. Но византийцы бежали с поля боя увидев Татуша, который привел 36 тыс. половцев на помощь. Одна при дележе добычи половцы и печенеги рассорились и последние были разбиты.

1090 г. Происходят очередные стычки византийцев и печенегов. Император Алексей Комнин призвал на помощь половцев в составе 40 тыс. всадников под предводительством Тугоркана и Боняка.

1091 г. Печенежские войска подошли к Константинополю. 29 апреля состоялась решающая битва при Люберне. Печенеги были разбиты византийско-половецким войском. После сражения все пленные печенеги вместе с женами и детьми были истреблены византийцами. Весь день и всю ночь печенегов убивали византийские солдаты. Целый народ фактически прекратил существование. Анна Комнина писала: Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день. Это событие также нашло отражение в византийской песне: «Из-за одного дня скифы (так византийцы называли печенегов) не увидели мая».
Остатки некогда большой орды (по некоторым оценкам она составляла 600 тыс. человек) были поселены на востоке от реки Вардара и позднее составили в византийском войске отдельное подразделение.

1094 г. Половцы в Подунавье снова нападают на печенегов, которые не приняли участия в войне 1091 г. Множество их было перебито.

1116 г. Где-то на Дону (точный район неизвестен) произошла двухдневная битва между половцами, с одной стороны, и торками (гузами) и печенегами с другой. Победу одержали половцы.

1117 г. Побежденная орда торков и печенегов пришли к князю Владимиру под его защиту. Есть предположение (Плетнева), что это орда некогда охраняла городок Белую Вежу на Дону. Но, чуть ранее русские отогнали половцев от своих границ, два раза взяв их городки (1107 и 1116 гг.), и те в свою очередь отошли на Дон и выбили оттуда печенегов и торков. В пользу этого говорят археологические изыскания — именно в это время происходит запустение Белой Вежи.

1121 г. Предположительно (по мнению профессора Михаэля Ангольда), остатки печенегов и огузов были выгнаны из южнорусских степей и они вторглись на территорию Византии.

1122 г. Битва при Верии (современная Стара-Загора в Болгарии). Император Иоанн II Комнин нападает на печенегов, расположившихся лагерем. Пока битва происходила в поле печенеги имели перевес, но в конечном итоге войска императора добрались до укрепленного лагеря печенегов и с помощью тяжелой варяжской гвардии разгромили кочевников. Остатки печенегов включены в армию Византии.

1155 г. Печенеги упомянуты (византийский историк Иоанн Киннам), как союзники императора Мануила I Комнина в битве при Андрии на юге Италии против нормандского короля Сицилии Вильгельма I Злого.

XII век. Печенеги теряют свою национальную идентичность, хотя некоторые их группы еще сохраняются на территории королевства Венгрии. Но в последующие десятилетия они были ассимилированы венграми и болгарами.

Общественное устройство

Рис. Конская узда печенгов X-XI вв.

Во главе восьми фем, которые, очевидно, можно считать объединениями типа орд, стояли ханы – архонты, как называет их Константин Багрянородный, или, согласно русской летописи, князья. Орды делились на 40 частей, т. е. в каждую орду входило пять родов. Эта структура печенежского общества была прослежена этнографами и у некоторых ныне существующих народов. Роды возглавлялись архонтами более низкого разряда — меньшими князьями. Роль племенных и родовых князей сводилась в условиях военной демократии к роли военачальников. Константин Багрянородный записал имена первых ханов, под главенством которых печенеги захватили восточноевропейские степи:

  • Ваицу (орда Иртим),
  • Куркутэ (Гилы),
  • Каидум (Харавои),
  • Гиаци (Хопон),
  • Куел (Цур),
  • Ипаоса (Кулпеи),
  • Батан (Цопон),
  • Коста (Талмат).

Главы орд Иавдиертим, Куарцицур и Хавуксингила были наиболее могущественными, и также назывались «кангар». Скорее всего именно они стояли во главе печенежского союза в момент его образования и движения на запад.

Власть в орде наследовалась двоюродными братьями или детьми двоюродных братьев, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии. Из постороннего же рода никто не вторгается и не становится архонтом» – так описывал обычаи наследования власти у печенегов император Константин. Это может служить доказательством существования у печенегов матриахата, по крайней мере, его пережитков.

Князья (ханы), по совместительству и военачальники, обладали исполнительной властью. В экстраординарных случаях печенеги, как известно из более поздних (XI в.) источников, собирали «сходку», являвшуюся, по существу, народным собранием – органом военной демократии.

Торговые отношения

Печенеги занимали важное место в торговых отношениях местных областей. Особенно интенсивные связи их были с крымскими городами Византии (в частности, Херсонеса). Печенеги продавали в Крым шкуры и воск (поставлялся из Руси). На Русь печенеги поставляли быков, овец, коней.

Восточные авторы отмечают наличие у печенегов посуды из серебра и золота, богато украшенного оружия, серебрянные пояса. Также печенеги богато украшали и уздечки своих коней, что не удивительно для настоящих кочевников. Наличие таких искуссно сделанных вещей, говорит о высоком уровне мастерства печенжских ювелиров.

Источники

  • Артамонов М.И. История хазар, Л.1962, с. 336-352;
  • Василевский В.Г. Византия и печенеги (1048-1094),Труды В. Г. Васильевского. Том I. СПб., 1908;
  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь, М., 1989. (Глава XIII. На степной границе (1036-1061));
  • Константин Багрянородный «Об управлении империей», М.: Наука, 1991, главы 1-6, 37;
  • Плетнева С.А. Половцы, М.: Ломоносов, 2010, с. 12-30;
  • Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV-XIII): Учебное пособие, Воронеж, 2003, с. 103-135;
  • Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская русь, СПб.: Алетейя, 2003, с. 45-66.

Кто, такие печенеги?

ПЕЧЕН?ЕГИ, сложный по этническому составу степной народ, в состав которого входили как тюркские, так и, вероятно, угорские племена в 8-9 вв.
Наименование «печенеги» встречается в русских летописях; в сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (10 в.) они называются «патсинокитаи». Печенеги продвинулись в восточно-европейские степи из области Нижнего Заволжья на рубеже 8-9 вв. Однако трудно определить точную дату именно этого фрагмента текста книги: вероятнее всего, где-то около 950.
В стратегических построениях правителей Византии этот народ, занимавший степное пространство от Днепра до Дуная, приобрел большое значение из-за того, что Империя благодаря ему могла сдерживать военную активность варягов-русов и славян, совершавших частые нападения на окраинные византийские земли, особенно в пределах Балканского полуострова и Причерноморья.
Для того чтобы безопасно нападать на византийские города, варяжские и древнерусские княжеские войска должны были обычно договориться с печенегами о праве прохода через занятые теми территории. В противном случае всегда была опасность нападения с тыла на движущиеся или сражающиеся армии. Так, в 972 на днепровских порогах погиб киевский князь Святослав Игоревич, которого печенеги ждали в засаде. Печенежский князь Куря изготовил из черепа Святослава чашу, из которой в дальнейшем пил на торжественных пирах.
Печенежская кочевая среда достаточно слабо изучена с точки зрения организации и структуры власти. Границы племенных владений часто смещались в зависимости от характера взаимоотношений с соседствующими с ними государствами и племенами - торками, хорватами, аварами и др. В структуре владений существовали определенные принципы. В частности, разделение на четыре основных территориальных группы, каждая из которых подразделялась еще на два. В языковом отношении, определенно, преобладающим наречием было тюркское, в частности, в названиях племен представлен такой тюркский термин как «иртим» - половина, но далеко не вся терминология самоназваний может быть идентифицирована как тюркская. Несомненно наличие угорской лексики. Военная организация связана с широким применением конницы, но очевидно также, что какие-то рейды совершались по воде. Скорее всего, применение транспортных речных судов для ведения военных действий заимствовано печенегами у ближайших славянских соседей. До конца 10 в. печенеги были значительной силой в степной и равнинной Юго-Восточной Европе. В 1036 потерпели значительное поражение от Ярослава Мудрого. Затем их, так же как и аваров, смывает очередная волна тюркских вторжений. Остатки печенегов откочевали в Венгрию.

Считается, что печенеги вышли из Кангюя (Хорезма). Этот народ представлял собой смешение европеоидной и монголоидной рас. Язык печенегов относился к тюркской группе языков. Существовало две ветви племен, каждая из которых состояла из 40 родов. Одна из ветвей - западная - располагалась в бассейне рек Днепр и Волга, а другая - восточная - соседствовала с Русью и Болгарией. Печенеги занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Главой племени был великий князь, рода - меньший князь. Выбор князей путем племенного или родового собрания. В основном власть передавалась по родству.

История печенежских племен

Известно, что изначально печенеги странствовали по Средней Азии. В то время торки, половцы и печенеги принадлежали к одному народу. Записи об этом можно найти как у русских, так и арабских, византийских и даже некоторых западных летописцев. Печенеги совершали регулярные нашествия на разрозненные народы Европы, захватывая пленников, которых либо продавали в рабство, либо возвращали на родину за выкуп. Некоторые из пленников становились частью народа. Затем печенеги стали переселяться из Азии в Европу. Заняв бассейн Волги до Урала в 8-9 веке, они были вынуждены бежать со своих территорий под натиском враждебных племен огузов и хазар. В 9 веке им удалось согнать венгров-кочевников с низин Волги и занять эту территорию.

Печенеги нападали на Киевскую Русь в 915, 920 и 968 годах, а в 944 и 971 участвовали в походах на Византию и Болгарию под предводительством киевских князей. Печенеги предали русскую дружину, убив Святослава Игоревича в 972 г. с подачи византийцев. С тех пор началось более, чем полувековое противостояние Руси печенегам. И лишь в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось разбить печенегов под Киевом, завершив череду бесконечных набегов на русские земли.

Воспользовавшись ситуацией, торки напали на ослабленное войско печенегов, согнав их с занятых земель. Им пришлось мигрировать на Балканы. В 11- печенегам было разрешено поселиться на южных границах Киевской Руси для ее защиты. Византийцы, неустанно пытавшиеся привлечь печенегов на свою сторону в борьбе против Руси, расселили племена в Венгрии. Окончательная ассимиляция печенегов произошла на рубеже 13-14 веков, когда печенеги, смешавшись с торками, венграми, русскими, византийцами и монголами, окончательно потеряли свою принадлежность и перестали существовать в качестве единого народа.

Термин «ассимиляция», происходящий от латинского similus – похожий, аналогичный, – буквально означает «уподобление». Этим словом называют процессы со сходной механикой в совершенно разных областях знания: в биологии, лингвистике, социологии и этнографии.

Ассимиляцией называется вся совокупность созидательных процессов в организме – как на уровне клетки, так и всего живого тела. В ходе обмена веществ, поступающие в него сложные вещества расщепляются на простые, которые усваиваются (то есть, обретают структуру, свойственную данному организму). Этот процесс усвоения с созданием новых сложных веществ и называется ассимиляцией. Он всегда сопровождается накоплением энергии. Ассимиляция уравновешивается диссимиляцией – обратным действием, во время которого происходит выброс энергии. Доказано, что обмен веществ происходит у и подростков интенсивнее, чем у людей старшего возраста.

Ассимиляция в социальных процессах

В народов мира было множество примеров ассимиляции – определенного энтокультурного сдвига, когда одна группа заимствовала черты другой, утрачивая свои отличительные признаки. Ассимиляция может носить добровольный характер, например, в результате знакомства с другой, более развитой, привлекательной культурой, или насильственный. Принудительное уподобление чаще всего становится следствием завоевания народности (колонизации или включения в состав более крупного государства), в результате чего среди ее представителей насаждаются обычаи и нравы, религия и повседневные нормы доминирующей культуры. Примером ассимиляции может служить политика мультикультурализма современных государств Западной Европы, которая пропагандирует светский характер и стирание межэтнических особенностей.

Ассимиляция в лингвистике

Лингвистика также использует термин «ассимиляция» для описания фонетических особенностей некоторых языков. Уподобляются друг другу звуки одного типа – гласные или . Так, в требуют, чтобы на стыке двух согласных соседствовали два звука, уподобленных по признаку или глухости, твердости или мягкости. Примером может служить правило чередования гласных в приставке без-/бес-: безграмотный и бесправный. Это не обязательно отражается на письме: слово «сдать» читается как [здать] – последующий звук влияет на предшествующий, поэтому такой тип ассимиляции называется регрессивным. Прогрессивная ассимиляция в встречается гораздо реже, зато ее можно найти в английском. К примеру, в cats последняя буква читается как [с], а не [з], так как следует за глухим звуком [т].

Видео по теме

Источники:

  • ассимиляция в биологии

Племена половцев были южными соседями Киевской Руси. По данным некоторых источников половцы были прародителями таких народов как казахи, башкиры, крымские татары и карачаевцы. В начале XI века этот кочевой народ обосновался в причерноморских степях, выгнав оттуда торков и печенегов.

Инструкция

Кочевники-пловцы дошли до низовьев Дуная и стали хозяевами великой степи, которая стала носить название Половецкая . Половцы были отличными наездниками и вояками. Надев на себя шлемы и доспехи, вооружившись луками, саблями и копьями, войска половцев смело шли в бой. Они вели бой так: устраивали засаду, дождались появления противника, а затем резко и неожиданно устраивали разгром. До начала монголо-татарского нашествия племена половцев совершали набеги на южную Русь. Они варварски грабили избы, опустошали плодородные земли, захватывали пленных, которых превращали в рабов или продавали на рынках. Пленников они часто возвращали назад за награду в виде серебра и золота. Награбленные богатства командиры половецких войск делили поровну между собой.

Вопреки некоторым представлениям, не были оборванцами-разбойниками, то и дело разорявшими земли своих соседей. Историки нередко называют этот народ «аристократами степей». Несмотря на кочевой образ жизни у половцев были свои города. Только их города не стояли на месте, а передвигались по миру. Половцы занимались скотоводством. Как только кони и овцы опустошали луга, племена перебирались на новое место. Степная природа создавала прекрасные условия для кочевого образа жизни и выпаса скота. Однако в холодные зимы из-за отсутствия прочных утеплённых жилищ кочевникам приходилось несладко.

Питались половцы преимущественно тем, что получали благодаря выращиванию скота. Их основной рацион составляли молоко, мясо и просо. Любимым напитком половцев был кумыс. Домашний скот не только кормил, но и одевал своих хозяев. Из шерсти из шкур животных половцы ткали рубахи, шили кафтаны и штаны. Домашнее хозяйство чаще всего вели женщины, в то время как мужчины участвовали в набегах и военных походах.

Половцы были язычниками. Они поклонялись силам природы и животным, олицетворённым в виде тотемов. Верховным божеством половцев был Бог грозы и молнии – Тенгри-хан. К нему народ относился с почтением и страхом. Из-за боязни быть наказанными, люди не осмеливались стирать свою одежду. Среди них существовало поверье, что Тенгри-хан, заметив человека за стиркой, сразу убьет его громом. Не желая гневить божество, богачи незамедлительно выбрасывали грязную и пропахшую одежду. Бедняки не могли себе этого позволить, поэтому ходили в засаленных оборках, и от них всегда жутко пахло. На особом счету у половцев были шаманы. Они считались проводниками в загробный мир и посредниками между миром людей и миром мертвых. Шаманы умели предсказывать будущее, излечивать недруги и общаться добрыми и злыми духами.

В последние годы появляются отдельные данные относительно тесных взаимоотношений печенежской знати и русской народности. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в начале Х века детально описал внешний вид печенегов. Они были европейдами невысокого роста, темнолицыми брюнетами и имели гладко выбритое зауженное лицо.

Печенегами называли на Руси авангард половецкого войска. Учитывая занятия кочевников ремеслами (выделка и пошив одежды и обуви из кожи и меха, обработка художественного металла, изготовление масла и сыра, варка заслуга – пивного настоя) и торговлей, а также службой на русских князей, подобная культура одеваться становится понятной. В отдельных местностях печенегов и половцев отождествляли, в других – разводили, что объясняется определением родовой принадлежности к определенному родовому клану (родство) или отсутствием таковой с другими кошами (родовыми кланами) или шалашами (племенами).

Имеют признаки принадлежности к определенным кланам – держат колчан, рог, кинжал или меч, чашу. Средневековые половецкие аналоги разного пола изображались в сидячем или стоячем положении. Мужские статуи были в доспехах: с луками, колчанами, саблями, в шлемах или высоких головных уборах степняков (попутно вспомним еще одних их сородичей – черных клобуков – киевских князей; и ковуев – гвардия черниговских князей).

Культура Печенегов

Женские статуи имели свои аксессуары – зеркала, сумочки, прижатые до пояса, головные уборы, богато украшенная одежда. Вплоть до XVIII века на Украине они назывались «бабы» (от тюрк. вавы – предки, родители, попутно вспомним производное от этого бабай – дух предков), «мамаи», «болвани». Исследователи их связывают с идолами капищ. Высекались они из песчаника, известняка, гранита или мела.

Происхождение этнонима до конца не ясное. Печенеги и , как и соседи — аланы, были ответвлениями народа одного корня. Название этнонима половцы переводится как «степняк», калька от «язычник» (йазик – ники), печенеги – «свояк» (от паджанак), торки – «родственники жены» (торкин).

В начале X века «Повесть временных лет» сообщает: «…придоша Печенези первое на Рускую землю и створише миръ съ Игоремъ и доша къ Дунаю». Две сотни лет народы воевали, скрепляли отношения брачными союзами вместе с заключением мира. В дальнейшем судьбы печенегов и их сородичей берендеев, черных клобуков и русов переплелись. Святополк киевский женился на дочери половецкого хана Тугоркана.

Жизнедеятельность Печенегов

Жизнедеятельность печенежского этноса лучшее отслеживается по исследованию черных клобуков. Так, известно, что «военная и административная власть была неразрывной. Обе функции сосредотачивались в руках одного лица.

Фактически общественно-политическая организация у черных клобуков, как и у других кочевых народов, имела деление на десятки, сотни, тысячи, тумены во главе с вождями – военачальниками, которые занимали военную и гражданскую власть».

В дальнейшем «социальная структура черных клобуков соответствовала структуре общества Киевской Руси, потому что они были вассалами русских князей и «гражданами» государства.

Структура была следующей: верхушка кочевого общества – «лепшие мужи», князья, иначе беки, что были во главе рода.

Верховными собственниками черных клобуков были русские князья, которым они служили.

Сосредоточение черных клобуков находилось также вокруг Чернигова, Переяславля, Белой Башни.

Кочевые народы постепенно укоренялись, их занятиями среди состоятельных представителей становятся торговля и посредничество между Хазарией, Русью, Византией и греческими колониями, в том числе работорговля.

Менее состоятельные оседают на земле.

Родовой строй

Интересным был государственно-родовой строй печенегов. Известно, что власть в каждом племени передавалась в пределах одного рода по разным семьям. На равных с этим существовало народное вече, называемое «коментон». Все выше обозначенные этносы и племенные союзы находились в постматриархальном состоянии, главным фактором их дипломатических отношений между собой и окружением (соседями) были дипломатические браки. Ведь в тюркской среде было четкое понимание того, что наследник престола – сын и воспитанник матери. Поэтому политические династические союзы подчинялись далекоидущим целям.

Государственный строй

Древнерусские Князья, женившись на печенежках, получали титул каган (суверен). По «Слову о полке Игореве» известно, что Игорю досталась белая хоругвь на серебряном древку и красное знамя. А уж Святослав перенял и привычки одеваться, носить сельдь, вести «кочевой» образ жизни. Появляется эпитет «буйный», «буй» – от тюркского – знатный, славный, знаменитый, именитый, уважаемый, который попадает в употреблении верхушки, воспринимается как часть уважительного церемониала в этикете.

Древнерусские князья перенимали привычки, традиции, отношение к победам печенегов. Судя по многочисленным отрывкам летописей, степняки, кочевавшие между своими «летниками» и «зимовниками», понемногу оседали в глинобитных домах русичей.

С другой стороны имело место сосуществование на паритетных началах, где добрососедские отношения поддерживались встречами печенежских, половецких, торкских, чорноклобукских и других военачальников и русской княжеской верхушки. По традиции преподносились подарки – ткани, мех, ювелирные изделия, оружие.
Военные делегации печенегов (поклонялись языческому богу неба) с царской роскошью принимал византийский император-христианин Алексей Комнин и пытался закрепить союзнические отношения ценными подарками. Уже в 1091 году с помощью половцев он разгромил их собратьев печенегов.

Важной частью отношений были контрибуция и выкуп (при жизни на войне, от плена, за испорченное чужое имущество или жизнь). Ценностными в таких случаях считались золото, серебро, лошади, домашние животные. Мир кочевников покупался, то есть всему была своя цена, за которую можно было всегда договориться о результате. Важную роль «разменной валюты» в двусторонних отношениях составляли женщины (половцы могли иметь по несколько жен и наложниц), невольники, «кощеи» – взятые в плен предводители других кошей (семей кочевников).

Законодательство

На основе обычного права русичей, значительно дополненного обычным правом народов Степи, до начала XII века был сформирован кодекс законов «Русская правда». Главный правовой свод древнерусского сообщества объединял нормы гражданского, процессуального, уголовного, семейного, брачного, опекунского и других отраслей права. На то время большая часть этого кодекса разрабатывалась с традициями обычного права племенного союза, закрепленного кровью потомков.

Правящие элиты

Итак, недолгое соседство древних русичей и кочевников, в первую очередь с печенегами и половцами, положило начало многим династическим союзам. Отдельные русские правители рождались в половецких и печенежских станах. Они переняли уклад жизни и культурные традиции того края с детства. Большую роль в отношениях играли половецкие и печенежские женщины, которые воспитывали будущих глав государства.

Смешивание между народностями сопровождались сочетанием титулов верхушки (печенежских ханов на Руси называли «князьями», в обратных взаимоотношениях фигурировала приставка «кагау»). Встречая посольства печенегов их одаривали богатой княжеской одеждой во время заключения мирных договоров. Почтительными эпитетами народы обменивались и в обращениях, что подкреплялось дружественными культурными отношениями.