Качество образования и его оценка. Оценка качества образования в положениях и нормах федерального закона «Об образовании в Российской Федерации




Таким образом, мы перечислили элементы системы оценок качества образования. Рассмотрим детально эти позиции оценок, отраженные в таблице 1.

Система внутренних оценок

Самооценка обучающихся (п. 1) и обучающих (п.6) . До последнего времени этот вопрос в педагогике вообще не поднимался. Десятилетиями развивались формы и методы контроля и оценки со стороны педагога, образовательного учреждения и т.д. А вопрос – как научить обучающихся самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности остается совершенно открытым. Нет руководств для учителей, преподавателей. Нет соответствующего методического аппарата в учебниках и другой учебной литературе. Но в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Так что проблема требует решения в виде разработки соответствующего научно-методического аппарата самооценивания учащимися, студентами достижений в своей учебной деятельности, а также научно-методического аппарата самооценки педагогических кадров и руководителей ОУ.

Самооценка обучающихся и педагогов, естественно, не может и не должна быть институализированной.

Пп. 3,4,8 . Внутренний мониторинг качества . Во многих странах в учебных заведениях распространен так называемый «внутренний мониторинг качества ». Это регулярное, 2-3 раза в семестр, в полугодие проведение анкетирования среди учащихся, студентов, а также учителей, преподавателей. Анкеты содержат десятки вопросов, касающихся всех сторон жизни учебного заведения – качества преподавания каждого учебного предмета, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, работы библиотеки, мастерских, столовой, книжного магазина, спортивных сооружений и т.д. и т.п. По каждому задаваемому вопросу учащийся, студент проставляет соответствующую оценку (как правило, одну из трех или пяти – например, весьма удовлетворительно, удовлетворительно, неудовлетворительно, очень неудовлетворительно, ниже всяких стандартов). Эти анкеты обрабатываются на компьютере и представляются руководству ОУ. Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каждого учителя, преподавателя, других работников и всех служб и своевременно принимать соответствующие меры. Аналогичный опыт постепенно начинает распространяться и в России, например, в московском колледже №8, а также в целом ряде ВУЗов.

Пп . 2, 7, 12, 20. Внутренние оценки образовательных программ. В настоящее время образовательные стандарты разрабатываются на федеральном уровне с участием заинтересованных федеральных ведомств, а также ученых. На региональном, местном уровнях, уровне образовательного учреждения имеются лишь возможности вносить в содержание образования определенные изменения в соответствии с требуемой спецификой.

На сегодняшний день качество образовательных программ практически не оценивается. Разрабатываются образовательные стандарты, внедряются в образовательный процесс и «работают» там до следующей итерации переработки («модернизации») как чисто ведомственные документы .

К разработке содержания общего образования и раньше допускались и теперь допускаются только две категории специалистов. Первая – это ученые. Причем, ученые только фундаментальных наук: математики, физики и т.д., чаще всего представители Российской Академии наук. Вторая категория – это работники и ученые сферы образования – Министерства образования и Российской академии образования.

Но если общее образование должно быть для всех, если оно должно принадлежать всему обществу, то и определять его структуру и содержание должно все общество, а не только ученые и работники образования. То есть содержание общего образования должно быть определенным общественным соглашением. В частности, в комиссии по разработке содержания общего среднего образования и оценке этого содержания должны входить и директора заводов, и бизнесмены, и инженеры, и врачи, и художники, и строители и т.д. и т.п. – т.е. представители всех сфер человеческой деятельности и общественной жизни.

Только тогда совместными усилиями может быть определен необходимый инвариант общего образования, только тогда общему образованию, не снижая его уровня, может быть придана практико-ориентированная, деятельностная, а не нынешняя академическая направленность.

В значительной мере сказанное относится и к разработке и оценке стандартов высшего профессионального образования. Необходимо широкое привлечение к разработке и оценке государственных профессиональных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ работодателей (как крупного, так и среднего и малого бизнеса), союзов предпринимателей, профессиональных союзов, представителей политических партий, общественных организаций и т.д. На сегодняшний день, в частности, в стране скопился большой избыток менеджеров, юристов, экономистов и т.д. Но по большей части выпускники ВУЗов по этим специальностям как бы «специалисты вообще». А в действительности хороших, настоящих менеджеров, юристов и т.д. остро не хватает.

Пп. 11,19. Внутренние оценки образовательных учреждений (кроме внутреннего мониторинга качества).

Институциональный уровень оценки качества деятельности образовательных организаций (учреждений): лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

Экспертные комиссии по оценкам образовательного учреждения формируются и утверждаются государственным или муниципальным органом управления образованием. В составе комиссий, как правило, преобладают представители образовательных учреждений, эксперты из научно-методических учреждений, органов управления образованием.

Необходима разработка единых общефедеральных методик, механизмов оценки деятельности образовательных учреждений в процессе их лицензирования, аттестации и аккредитации, единого инструментария оценки (порознь – для учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, высшего образования), поскольку в регионах и муниципалитетах на сегодняшний день имеет место полный разнобой в этих механизмах.

Современная российская практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самооценки, самообследования ОУ. Этот процесс уже успешно развивается в системе высшего образования. Результаты самообследования рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества деятельности ОУ. И в дальнейшем роль самообследования, как эффективного инструмента оценки качества образования на институциональном уровне, должна возрастать.

В этом плане требует дальнейшего развития практика публичной отчетности ОУ о различных аспектах собственной деятельности. Стандарты такой отчетности должны, очевидно, отражать:

Миссию, цели учебного заведения, в т.ч. по отношению к качеству и стандартам;

Структуру образовательных программ, их содержание, длительность, входные требования для их прохождения;

Основные направления научных исследований, результаты деятельности научных школ (для ВУЗов);

Организацию системы качества;

Состав учащихся, студентов, их успеваемость, а также оценку обучающимися учебных программ;

Достижения выпускников, их успешность на рынке труда и/или в дальнейшем продолжении образования;

Основные финансовые показатели деятельности ОУ, уровень его ресурсного обеспечения.

В перспективе необходимо развитие независимых (внешних) оценок качества деятельности ОУ – оценок, полученных в результате независимых от образовательного учреждения/организации и от системы образования в целом (в т.ч. и от органов управления образованием) процедур, стандартизированных и универсальных (независимые эксперты, инструментарий оценки и т.д.).

Оценки индивидуальных достижений обучающихся (пп. 10, 15, 17).

На уровне образовательного учрежденияоценкакачества образования представлена двумя процедурами: государственной итоговой аттестацией выпускников (в общеобразовательной школе – ЕГЭ) и промежуточной и текущей аттестацией учащихся/студентов в рамках внутренней системы контроля качества образования.

Если в полной средней школе тестовый инструментарий для оценки качества подготовки учащихся вводится организацией ЕГЭ, то для выпускников основной школы, для учащихся и студентов учреждений профессионального образования в большинстве субъектов РФ инструментарий оценки разрабатывается самими образовательными учреждениями – т.е. производители образовательных услуг сами оценивают качество своей «продукции» . Независимость оценочных процедур как основополагающий принцип организации контроля качества образования не реализуется.

Кроме того, в настоящее время в отечественной системе образования отсутствует «прозрачность» и открытость процедур оценки качества образования. Результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности. В России не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений, как во многих европейских странах.

Таким образом, существующая сегодня практика оценки качества подготовки выпускников российской системы образования носит ведомственный (отраслевой) характер. Ни в постановке целей обучения, ни в оценке степени их достижения обучаемыми не принимают участия ни общественные организации, ни родители, ни работодатели как потребители «продукта», произведенного в системе образования.

Как первоочередные меры оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся, очевидно, необходимо:

В общеобразовательной школе:

· завершение работы по созданию и нормативному закреплению условий проведения ЕГЭ в штатном режиме;

· внедрение новой практики проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов независимыми муниципальными комиссиями;

· дальнейшее развитие системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся 1 –8, 10 –х классов на основе применения компетентностного подхода к разработке тестового инструментария;

Распространение системы национального тестирования на другие уровни образования требует:

Разработки методологии и методики тестирования, ее адаптации применительно к специфике профессионального образования: начального и среднего (возможно воедино), высшего;

Создания контрольных измерительных материалов по циклам профессиональных дисциплин по всем направлениям подготовки;

Создания инфраструктур, обеспечивающих проведение тестирования в профессиональном образовании.

В перспективе целесообразно переходить к:

- разработке форм (инструментария и тестовых материалов), позволяющих фиксировать и оценивать внеучебную активность учащихся и студентов (портфолио);

Определению статуса и легитимизации документов, подтверждающих когнитивные и неучебные достижения учащихся и студентов, создания условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений.

Оценки качества деятельности обучающих (пп. 14, 18) . В настоящее время процесс, хотя и вызывает множество нареканий, более или менее упорядочен системами аттестации педагогических (общее, начальное и среднее профессиональное образование) и научно-педагогических (высшее образование) кадров.

Оценки органов управления образованием (пп. 5, 9, 13, 16). В настоящее время органы управления образованием оцениваются только лишь соответствующими администрациями регионов или правительством РФ в зависимости от подчиненности. Органы управления образованием сегодня не подлежат никакой оценке со стороны ни обучающихся, ни обучающих, ни образовательных учреждений, ни со стороны внешних субъектов – родителей, общественности, производственных структур, политических организаций и т.п.

Система внешних оценок

1. Органы власти (п.21). Формальные оценки функционирования системы образования со стороны органов управления как федерального, так и регионального и муниципального уровня (не говоря уже о территориальном) и соответствующие механизмы практически отсутствуют.Оценки осуществляются преимущественно волевым порядком. Так, постоянная смена региональных министров образования, руководителей региональных и муниципальных структур управления образованием, а, вслед за ними и значительной части работников аппарата управления образованием вызывает только недоумение.

Оценка качества деятельности органов управления образованием (или, что то же – оценка качества управления территориальными образовательными системами) – это, по сути, - оценка качества деятельности территориальных образовательных систем, поскольку за качество деятельности территориальной ОС отвечает соответствующий территориальный орган управления образованием. В соответствии с существующей в РФ структурой исполнительной власти можно выделить шесть уровней образовательных систем: федеральный, региональный, субрегиональный (межмуниципальный), муниципальный, территориальный уровень, уровень образовательного учреждения.

В качестве методологической основы для оценки качества деятельности территориальных образовательных систем (ОС) – территориальных в узком смысле, муниципальных, субрегиональных, региональных - может быть предложена так называемая потоковая модель ОС. Как любая система, образовательная система (ОС) характеризуется: составом (совокупность элементов), структурой (связи между элементами), целями и функциями . Кроме того, опять же как и любая система, ОС функционирует в некоторой внешней среде и описывается ограничениями , накладываемыми внешней средой, например, государственными образовательными стандартами, требованием доступности образования и т.д.

Единицей ОС следует считать образовательное учреждение (характеристиками которого являются: набор образовательных программ (ОП), пропускная способность ОП, их цена и качество и др.). Следует отдельно отметить, что органы управления образованием (ОУО) (региональные, муниципальные и др., а также органы управления собственно образовательных учреждений) не выполняют образовательной функции и должны рассматриваться как координирующие и «обеспечивающие». Это необходимо оговорить особо в виду сложившейся отрицательной традиции «вмешательства» работников органов управления в несвойственные им функции.

Выделим три типа структуры ОС (три основания для группировки образовательных учреждений в образовательную систему):

- территориальная структура : Федерация, регионы, субрегионы, межмуниципальные образования, муниципалитеты, территории;

- уровневая структура : учреждения общего образования (основная и полная средняя школа), профессиональные ОУ трех уровней и т.д.;

- профильная структура : для учреждений общего образования – их профили, для профессиональных ОУ – профильная направленность специальностей и профессий в соответствии с потребностями региональных, муниципальных, территориальных рынков труда.

– влияние профессионального образования на уровень занятости населения, безработицу, уровень НВП, и т.д.;

– влияние образования, в том числе профессионального образования на развитие гражданского общества, на снижение социальной напряженности, на количество правонарушений, и т.д.

В настоящее время оценки не формализованы. Процесс развивается за счет развития социального партнерства органов управления и ОУ с общественными организациями, развития наблюдательных, попечительских и др. советов.

Следует особо подчеркнуть, что важным фактором успешного развития региональных и муниципальных образовательных систем является широкое участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия – «прозрачность» деятельности территориального органа управления образованием, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования. Именно поэтому получаемая в рамках мониторинговых исследований информация о состоянии и тенденциях развития региональных и муниципальных систем образования должна быть представлена основным заказчикам и потребителям, социальным партнерам образования. Формат представления мониторинговой информации определяется особенностями готовности различных целевых групп к восприятию такого рода текстов: публичный аналитический доклад – для заинтересованных «непрофессионалов», серия популярных статей в СМИ – для «обывателей» (в хорошем смысле этого слова), брошюра с более обстоятельным и изложением выявленных фактов и закономерностей – для педагогического сообщества и т. д.

3. Производство (п. 23) .

– удовлетворенность качеством образованности выпускников учреждений общего и профессионального образования, их квалификацией;

– удовлетворенность уровнем образовательных программ, их соотношением по количеству выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, их соотношением по отраслям и профессиям (специальностям);

– удовлетворенность профессионально-квалификационной структурой выпускников профессиональных образовательных учреждений – соотношение потребностей в рабочих и специалистах по каждой профессии, специальности и их фактический выпуск из учреждений профессионального образования ;

Увеличение прибыли и рентабельности предприятий за счет снижения издержек на переобучение персонала, сокращение доли затрат на внутрифирменную подготовку в структуре себестоимости продукции и т.д.

В настоящее время оценки не формализованы. Процесс развивается за счет развития социального партнерства с предприятиями, союзами работодателей, предпринимателей, с торгово-промышленными палатами и т.д.

4. Личность, в т.ч. родители, семья (п. 24). Как таковые оценки со стороны населения отсутствуют. Необходим «внешний мониторинг качества» образования:

– удовлетворенность/неудовлетворенность получаемым (или не получаемым) образованием – уровнем осваиваемой образовательной программы и качеством обучения, а также условиями обучения – комфортность, личная безопасность и т. д.;

– удовлетворенность/неудовлетворенность полученным (или не полученным) образованием – уровнем образовательной программы и качеством полученного образования;

– уровень капитализации полученного общего и профессионального образования, выражающийся в повышении личных доходов (зарплаты) человека.

Кроме того, одной из оценок деятельности системы образования являются показатели, насколько семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечена возможность выбора условий освоения образовательных программ, соответствующих типу физических и интеллектуальных ограничений молодого человека.

Отдельный вопрос – удовлетворенность полученным образованием выпускников школ и профессиональных ОУ по прошествии определенного времени. Эта информация может быть получена посредством социологических опросов в рамках мониторинга.

5. Система образования (п. 25):

– преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов для продолжения образования;

– степень удовлетворенности образовательных учреждений каждого последующего уровня уровнем подготовленности выпускников ОУ предшествующего уровня: основное общее образование – старшая ступень средней школы, учреждения начального и среднего профессионального образования; старшая ступень общеобразовательной школы, учреждения начального и среднего образования – ВУЗы;

– снижение ресурсных затрат на переучивание, доучивание, дотягивание обучающихся.

Оценки не формализованы. Пока что имеют место лишь отдельные случаи взаимодействия ОУ между собой и, соответственно, взаимооценок. Система взаимодействия отсутствует.

В заключение приведем еще один печальный факт. В Законе РФ «Об образовании», принятом еще в 1992г. предусмотрена внешняя оценка качества образования: «…объективный контроль качества подготовки выпускников… обеспечивается государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием в соответствии с государственными образовательными стандартами» (статья 15 (п.5)). Эта формулировка должна была бы стать важнейшим шагом на пути демократизации образования. Но уже 15 лет (!!) эта государственная аттестационная служба не только не создана, но о ней никто даже «не заикается»! Она невыгодна самой системе образования – ни учителям, ни руководителям ОУ, ни органам управления образованием – никто не хочет, чтобы их деятельность оценивал кто-то со стороны. Пусть лучше все останется как есть – на уровне «междусобойчика». А внешние структуры «потребителей» образования – общественные организации, политические партии, бизнес и т.д. в России, к сожалению, еще не настолько оформились, чтобы активно воздействовать на этот процесс.

Как видим из этого краткого (и далеко неполного) анализа, оценка качества образования включает в себя массу компонентов и требует решения многих проблем: законодательных, научных, методических, организационных, управленческих и т.д.

Московский регистр качества образования представляет собой специализированную информационно-аналитическую базу. Она предназначена для обеспечения эффективного контроля состояния учебного процесса на всех уровнях. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется мониторинг качества образования, какие мероприятия в него входят, какую информацию получают участники и как ее используют.

Основные цели

Система оценки качества образования функционирует на основе принципов:

  1. Доступности.
  2. Структурированности.
  3. Прозрачности.
  4. Гибкости.
  5. Объективности.
  6. Модульности.

Целями создания информационно-аналитической базы выступают:

  1. Повышение доступности и открытости сведений об образовании для семьи.
  2. Осуществление объективного анализа результатов обучения.
  3. Повышение качества образования.
  4. Обеспечение участия родителей и учеников в контроле педагогического процесса.
  5. Повышение прозрачности образования на всех уровнях, начиная с конкретного учреждения и заканчивая городской системой в целом.

Пользователи

Московский регистр качества образования работает в режиме онлайн. База функционирует на портале www. new.mcko.ru. Пользователями выступают:

  1. Родители детей, воспитывающихся в ДОУ.
  2. Педагоги средних образовательных учреждений.
  3. Школьники и их родители.
  4. Педагоги, работающие в ДОУ.
  5. Представители администраций детских садов и школ.
  6. Профессиональные эксперты.
  7. Департамент образования.
  8. Окружные управления.
  9. Столичный центр качества образования.

Структура

Московское качество образования доступно на базе облачных технологий. Возможность работать с данными имеет неограниченное количество пользователей. Для каждого из них формируется личный кабинет. Мониторинг качества образования осуществляется за счет:


Регистр качества образования включает в себя:

  1. Базы данных.
  2. Сервисы.
  3. Инструменты.

Система оценки качества образования позволяет регулировать объем и содержание поступающих данных, используя настройки личных кабинетов пользователей в пределах их полномочий и прав. Персональные страницы родителей снабжаются наборами инструментов и сервисов. По своей структуре и содержанию информации они отличаются от личных кабинетов иных категорий пользователей.

Получение доступа

Для желающих контролировать качество образования в школе или ДОУ генерируется индивидуальный логин и пароль. Эти сведения родители получают в том учреждении, которое посещает их ребенок. Любому желающему предоставляется логин и пароль при обращении к воспитателю или классному руководителю. По статистике, на настоящее время более 185 тысяч родителей зарегистрированы в базе и имеют свои кабинеты.

Преимущества

Родители, зарегистрированные в базе, могут анализировать и контролировать качество образования по различным направлениям. В частности, они получают доступ к результатам:


Кроме этого, система качества образования предоставляет методические и аналитические материалы. Изучение последних позволяет принимать участие в решении управленческих задач на уровне учебного заведения. Благодаря наличию наборов сервисов и инструментов родители не только могут проанализировать качество образования, но и провести с содержанием учебного процесса. На портале созданы условия для самоанализа, участия в значимых мероприятиях, общения с другими пользователями.

Отличительные черты

Столичный регистр качества образования представляет собой единую информационную городскую базу. Она основывается не только на результатах статистики и предоставлении сведений. Портал сформирован в соответствии с экспертными, объективными оценками. Он позволяет пользователю работать с содержанием учебного процесса, анализировать, определять, на каком уровне находится качество образования. Также немаловажно и то, что родители могут управлять состоянием учебного процесса в соответствии с полученными результатами. В системе используются числовые показатели, понятийный аппарат, аналитические данные.

Внутренний анализ

Он осуществляется образовательным учреждением в течение всего учебного года самостоятельно. Это необходимо для обеспечения контроля и наличия возможности принимать управленческие решения в соответствии с полученными результатами. В школьной практике это выражается в проведении тестирований, разнообразных проверочных и контрольных работ, срезов знаний, в том числе и дистанционно. В ДОУ реализация указанных задач осуществляется посредством продолжительного наблюдения за развитием воспитанника. В ходе мониторинга регистру фиксирует все показатели и достижения ребенка. Эти результаты обрабатываются в автоматическом режиме. Система выстраивает динамику, указывает на стабильные успехи, выявляет и показывает проблемные сферы. В результате родители получают полную информацию о развитии их ребенка.

Внешний контроль

Он выполняется Департаментом образования как планово, так и по заявкам руководителей школ. Такой контроль необходим для объективизации показателей детей согласно требованиям педагогических стандартов. Регистр обеспечивает многофакторный автоматический анализ данных. Эту информацию впоследствии используют родители, госслужащие, коллективы педагогов, управленцы. Посредством этого внешнего и внутреннего анализа осуществляется комплексный контроль, позволяющий своевременно и объективно определить уровень, на котором находится качество образования.

Независимость анализа

Объективность внешней оценки обеспечивается за счет:

  • Использования на всех действующих уровнях единых материалов для проверки, сформированных в соответствии с базой стандартизованных заданий. Последние проходят содержательную и тестологическую экспертизы.
  • Сравнения внешнего и внутреннего контроля.
  • Использования стандартизированной единой технологии проведения проверок знаний, компьютерной обработки результатов с применением приемов математической статистики.

Предусмотренные мероприятия

Необходимо отметить, что столица - не единственный город, в котором осуществляется такая оценка качества образования. Стандарты разработаны для всех регионов страны. Так, успешно введен в 2014/2015 учебном году регистр качества образования Тульской области. Среди мероприятий, включенных во внешний контроль, стоит отметить:


В рамках программы также предусматривается:

  • Определение готовности учащихся продолжать получение образования на следующих этапах.
  • Оценка знаний детей по предметам.
  • Сопровождение внедрения ФГОС в основной и начальной школах.
  • Межпредметная и метапредметная диагностика достижений учащихся.
  • Организационное и методическое сопровождение международных исследований.

Уровни пользования

Работа системы основывается на трех элементах:

  1. На этом уровне учебное заведение не добавляет никаких сведений в базу, а использует только те данные, которые в нее внес Департамент образования.
  2. Статистическое поле. На этом уровне учебное заведение может получить отчеты при введении внутренней оценки.
  3. Управленческое поле. Если учреждение использует инструменты внутреннего и внешнего анализа, система выдает подробные материалы, по которым определяется качество образования в ДОУ или учебном заведении.

Управленческое поле

На этом уровне можно увидеть не только стабильные достижения, проблемные зоны, обнаружить факторы, повлиявшие на получение ребенком тех или иных результатов, но и сформировать дальнейшее направление развития или разработать программу по оперативной помощи обучающемуся/учебному заведению. Невозможно вручную или какими-либо иными традиционными методами невозможно просчитать и проанализировать показатели, достигнутые всеми детьми класса либо учебной группы по существующим темам, элементам программы, умениям, которые закладываются в педагогический стандарт. Регистр качества даст оценку за несколько секунд в автоматическом режиме. Это, в свою очередь, позволяет преподавателю вносить оперативные корректировки в свою работу, исключать натаскивание, которое зачастую малоэффективно. Учитель, основываясь на полученных результатах, разрабатывает личностно-ориентированный подход к обучению. Родители, в свою очередь, получают четкое понимание ситуации. Для них формируются условия для компетентного участия в контроле и управлении процессом обучения, создания индивидуального плана и направления развития для ребенка. Только при наличии сведений о зонах стабильного успеха и проблемных местах, работая над устранением сложностей и совершенствованием навыков, можно существенно повысить качество личных результатов. При простом подсчете оценок нельзя объективно проанализировать ситуацию и осуществить адекватное управление процессом.

Нововведения

С 2012/2013 учебного года родители пользуются уникальным для Москвы и всей страны сервисом онлайн-информирования о результатах участия ребенка в независимой внешней диагностике. При этом взрослые смогут увидеть не только сами показатели, но и направленность мероприятий. Кроме этого, родители получили доступ к карте освоенных или неосвоенных контролируемых элементов образования. Им также предоставляются рекомендации и все разъяснения относительно внешней диагностики качества педагогического процесса. Если указанные показатели отсутствуют в личном кабинете, это означает, что учебное заведение не участвует во внешней диагностике.

Особенности персональных страниц пользователей

Инструменты, присутствующие в кабинетах родителей, направлены на установление взаимодействия школы и семьи. Сегодня, несмотря на достаточно высокую развитость мобильных технологий, не всегда коммуникация между образовательным учреждением и родителями можно считать продуктивной, удобной и доступной. Основной причиной такой ситуации выступает занятость взрослых. У родителей зачастую ненормированный день, частые совещания, командировки, переговоры и прочие служебные моменты. Информационная база позволяет школе и семье взаимодействовать в реальном времени, не нарушая распорядка отдыха либо работы взрослых. В личном кабинете присутствует сервис, который позволяет родителям увидеть и распланировать их участие в тех или других мероприятиях, связанных с учебным процессом или внеклассной деятельностью.

Электронное портфолио

Оно позволяет учесть индивидуальные потребности в сфере образования для каждого ученика. При этом каждый родитель может участвовать в создании портфолио своего ребенка. Взрослые, таким образом, не только видят его, но и могут заполнять. Такое участие семьи позволяет повысить конкурентоспособность ребенка. Электронное портфолио показывает:

  1. Все способности ребенка.
  2. Динамику его развития.
  3. Конкретные успехи.

Этот инструмент позволяет откорректировать учебный процесс, своевременно оказать адресную поддержку обучающемуся. Родители, в свою очередь, отслеживают результаты, определяют качество образования. Немаловажно то, что спектр достижений ребенка может быть необычайно широк. Собрать все достижения учащегося на бумажных носителях иногда просто невозможно.

Регистр качества образования Тульской области

В базе данных предусмотрена возможность осуществлять управление многопрофильными учебными заведениями, имеющими по несколько зданий, большой детский и педагогический состав, разнообразные ресурсы. Портал www. tula.mcko.ru обеспечивает:

  1. Внутренний самостоятельный аудит учебного заведения.
  2. Выгрузку результатов, аналитических моделей и сохранение параметров.
  3. Фиксацию содержания и хода образовательного процесса.
  4. Учет педагогической деятельности.
  5. Фиксацию профессиональных достижений учителей.
  6. Учет личных достижений детей при освоении ими общеобразовательных программ на всех уровнях.
  7. Составление многомодульной, аналитической и для разных пользователей.
  8. Взаимодействие между субъектами.

В системе, кроме прочего, присутствуют электронные дневники педагогов и обучающихся.

Прозрачность и понятность анализа

Результаты, которые дает оценка качества образования, представлены в виде:

  1. Форм с показателями проверочных работ. В них присутствуют сведения по каждому ребенку и всему классу в целом.
  2. Детализированной карты освоения учениками проверяемых компонентов содержания образования, метапредметных и предметных умений.
  3. Динамики учебных достижений и индивидуального развития детей.
  4. Аналитических материалов, сформированных в соответствии с результатами диагностики образовательного заведения. Они позволяют сопоставить данные конкретного учреждения со средними показателями по городу или округу.
  5. Рекомендаций по совершенствованию, согласно факторному анализу полученной информации по образовательному процессу.

Заключение

Учитывая сведения, приведенные выше, становится несомненной важность введения регистра в регионах страны. Информационно-аналитическая база позволяет всем заинтересованным пользователям увидеть результаты работы педагогического коллектива учебного заведения. При этом формируется объемная целостная картина, которая находится в прямой зависимости от достижений каждого ребенка в отдельности. Регистр позволяет учесть всех воспитанников и обучающихся. Информационно-аналитическая база сформирована на основе преемственности и учета личной динамики, адресности используемых подходов. Например, электронное портфолио создается с трех лет. Пополнять его можно вплоть до 18-летнего возраста.

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки качества образования общеобразовательного учреждения.

Выполнила:

Должность: заместитель директора по УВР

МОУ СОШ №9 с. Веселое

Лапистова Оксана Валентиновна

2014г.

Введение………………………………………………………………………3

  1. Основные принципы управления качеством……………………….…4
  2. Нормативная база по вопросу оценки качества образования……...6
  3. Общие вопросы управления качеством образования…………………..6
  4. Цель создания в общеобразовательном учреждении системы управления качеством…………………………………………………....9
  5. Объекты и способы оценки образовательных результатов учащихся.10

  6. Функциями ШС УКО являются…………………………………….….10

  7. Система оценки качества образования в образовательном

учреждении…………………………………………………………….11

  1. Принципиальная модель управления в общеобразовательном учреждении с включением в нее системы управления качеством…12

Введение

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном раз витии профессионального потенциала работников образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России:

Расширяющаяся быстрыми темпами гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы, что требует развития у личности уже на ранних стадиях получения образования способности к постоянному овладению новыми компетенциями;

Переход управления экономическими и социальными процессами на электронные информационно-коммуникационные технологии, нарастающий «информационный бум» в области экономики и промышленного производства. Это ориентирует общее образование на формирование содержания, которое было бы направлено не только на получение фундаментальных или специализированных знаний, но и на освоение креативных и социальных компетентностей, формирование готовности и мотивации к переобучению

Переориентация социальной политики российского государства на воспроизводство и развитие человеческого капитала. Это требует введения новых активных форм организации образовательного процесса при регулярном участии обучающихся в олимпиадах, исследованиях, проектах разного уровня, а школ и педагогов в национальных конкурсах в области образования;

Вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс) требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

Сохраняющееся неравенство стартовых возможностей для обучения детей у семей, имеющих разный социальный статус и проживающих в различных по уровню социально-экономического развития территориях. Это определяет необходимость выравнивания стартовых возможностей за счет предъявления единых требований к качеству образования и эффективного управления процессами, обеспечивающими исполнение в полном объеме предъявленных требований. Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами воспитанники и обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество.

Согласно части 29 статьи 2 Закона №273-ФЗ, качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам и (или) потребностям физического лица или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Качество образования это совокупная характеристика, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса и образовательных результатов нормативным требованиям, социальным запросам и личностным ожиданиям.

Управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой.

1.Основные принципы управления качеством можно обобщить следующими положениями.

1. Работа, направленная на повышение качества, должна выступать обязательной составной частью стратегии образовательного учреждения. Процесс повышения качества осуществляется на основе конкретных программ. В частности, каждым учреждением могут быть разработаны свои критерии оценки эффективности работы в области качества.

2. Все участники образовательного процесса должны быть партнерами.

3. Необходимо создание системы информации о качестве образования.

5. Необходимо создание системы управления по качеству.

В современных разработках по реализации систем управления качеством как основа используются принципы всеобщего управления качеством:

1. Сделать процессы улучшения качества образования постоянной целью. При этом необходимо обеспечить: рациональное размещение ресурсов, удовлетворение долгосрочных потребностей, конкурентоспособность, развитие, обеспечение занятости.
2. Принять новую философию. Необходимо изменить стиль управления, ни в какой ситуации не "почивать на лаврах" и не "опускать руки", постоянно улучшать качество всех систем, процессов деятельности внутри образовательного учреждения.

2. Прекратить зависимость работы от инспекции. Для этого необходимо устранить массовые инспекции как способ достижения качества. Достижение этой цели возможно только при условии, если вопросы качества стоят для ОУ на первом месте.


3. Постоянно улучшать систему деятельности ОУ. Постоянное и непрерывное улучшение качества образования, совершенствование системы образования, планирования, оперативное решение возникающих проблем. Результатом улучшения системы являются: постоянное снижение затрат на переподготовку и обучение педагогического коллектива, контроль качества.

4. Обучать на рабочем месте. Для проведения обучения всего учреждения на рабочем месте необходимо вводить современные методы обучения.

5. Учредить институт помощи со стороны руководства (администрации) с целью оказания помощи в решении поставленных задач.

6. Искоренить страх. Работник образовательного учреждения не должен бояться перемен, он должен стремиться к ним.

7. Устранить барьеры. Профессиональные барьеры не должны служить основанием для разделения коллектива на отдельные группы. Кадры организации должны действовать как единая команда. Только в этом случае требование непрерывного обеспечения качества может выполняться.

8. Избегать пустых лозунгов. Пустые лозунги эффективны только на коротком промежутке времени. В то же время низкое качество имеет место не потому, что работающие там люди не в состоянии хорошо работать, а потому, что существующая в учреждении система давно не обеспечивает его качественными условиями профессиональной деятельности.


9. Дать возможность гордиться принадлежностью к конкретному учреждению. Трудно иметь чувство гордости за свою работу, если учреждение не имеет хорошую репутацию.

10. Поощрять образование и самосовершенствование. Самостоятельное восхождение к вершине профессионального мастерства, продвижение по служебной лестнице должны определяться компетентностью специалистов, уровнем знаний.

11. Вовлекать каждого члена коллектива в работу по преобразованию ОУ. Убежденность руководства в процессе достижения качества является одним из основных условий успеха. Руководство должно действовать, а не ограничиваться декларацией процессов повышения качества .

Эти принципы, впервые предложенные Э.Демингом, реализуются при условии:

Управления развитием человеческих ресурсов организации;

Управления взаимодействием руководителя с подчиненными;

Управления взаимоотношениями между различными подразделениями;

Управления мотивационной сферой интересов сотрудников.

  1. Нормативная база по вопросу оценки качества образования:
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;

  1. Общие вопросы управления качеством образования

Управление качеством образования входит в общую структуру управле ния образованием. При этом важным является то, что управление качеством никак не нарушает устоявшуюся и показывающую свою эффективность линейную структуру управления, в которой единоначалие руководителя играет определяющую роль. В свою очередь, введение управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления – регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности. Регламенты, подробно прописывающие последовательность выполнения операций, сами операции, способы, отдельные приемы и действия, являются основой для обеспечения качества образования, так как в значительной степени гарантируют эффективное исполнение принятых управленческих решений. Практический опыт внедрения систем управления качеством образования в развитых странах Европы (в том числе России и стран СНГ) позволяет выделить основные стадии управления качеством.

Схема 1. Цикл Деминга

1. Проектирование школьных систем управления качеством образования (ШС УКО) и планирование управления качеством образования (План) – формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества).

2. Управление качеством образования – процесс формирования качества, представляющий совокупность систематических действий по изучению потребностей заказчиков образовательных услуг, разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами.

3. Мониторинг процессов и коррекция (Контроль и Воздействие) – процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления. На практике выполнение главной задачи управления качеством образования во многом зависит от мониторинга качества и его основы – оценки качества. Таким образом, управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Схема 2. Треугольник управления качеством (модель управления качеством)

4. Целью создания в общеобразовательном учреждении системы управления качеством образования является обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей. Кроме того, система управления качеством необходима современному общеобразовательному учреждению для:

Повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами;

Развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации профессиональной деятельности работников;

Улучшения в целом системы управления в общеобразовательном учреждении;

Оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;

Повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения;

Создания современных безопасных условий образовательной деятельности;

Обеспечения широкого участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением.

5. Объекты и способы оценки образовательных результатов учащихся:

Виды образовательных результатов учащихся не являются специальным объектом рассмотрения настоящей работы, она обращена к видовому разнообразию экспертиз данных результатов, которые рассматриваются на примере региональной образовательной системы. Данные виды внешних экспертиз чрезвычайно важны в виду их непосредственного или опосредованного влияния на измерение качества образования и в связи с возможностью использования этих материалов при оценке общих результатов работы школы. К числу подобных экспертных инструментов могут быть отнесены:

Процедуры государственной аттестации школы (тестирование учащихся),

Диагностические контрольные работы,

Сведения о поступлении выпускников школы в ВУЗы,

Федеральный широкомасштабный эксперимент (мониторинг достижений),

Международные сравнительные исследования,

Централизованное тестирование,

Анализ отсроченных образовательных результатов,

Исследование «Социальный портрет выпускника».

Оценка качества образования выделяется посредством:

Внешнего контроля и стимулирования деятельности школы через процедуры лицензирования и государственной аккредитации, установления рейтинга школы;

Механизма согласования, основанного на совместной деятельности внешних экспертов администрации и педагогического коллектива

6. Функциями ШС УКО являются:

Обеспечение школьного стандарта качества образования как общественного договора между субъектами образовательного процесса;

Определение критериальной основы качества образования в общеобразовательном учреждении;

Подготовка аналитических отчетов и публичных докладов о качестве образования в ОУ;

Стимулирование инновационных процессов в образовательном учреждении для поддержания и постоянного улучшения качества образования;

Определение направлений развития образовательного учреждения, повышения квалификации педагогических работников.

7. Система оценки качества образования в образовательном учреждении представляет

совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих оценку образовательных ресурсов, образовательного процесса, образовательных результатов и выявление факторов, влияющих на их качество.

Все возможные объекты ШС УКО условно можно разделить на три группы.

  1. Принципиальная модель управления в общеобразовательном учреждении с включением в нее системы управления качеством

Схема 1. Модель управления с включением системы управления качеством

К первой группе относятся те объекты, которые должны быть определены и установлены руководством ОУ:

Политика в области качества образования;

Организационная структура;

Поддержание контактов с внешними экспертными организациями, к числу которых относятся лицензирующий и аккредитующий орган, учреждения, осуществляющие внешний аудит качества образования, ассоциации экспертов и отдельные эксперты и т.д.

Вторая группа

объекты, связанные с проектированием, планированием, содержанием и организацией образовательных и рабочих процессов:

Образовательные программы ОУ (основные и дополнительные);

Учебные планы и программы; формы, методы, технологии обучения;

Внеучебная деятельность.

К третьей группе относятся элементы, связанные с ресурсами и оценкой результата:

Ведение записей и контроль документации по качеству;

Обеспечение образовательной деятельности (правовое и организационно- распорядительное, финансовое, материально-техническое, кадровое и т.д.);

Система оценки качества образования.

Принципиальная модель управления в общеобразовательном учреждении с включением в нее системы управления качеством представлена на схеме 3.

Структурные элементы модели управления качеством образования в ОУ:

  • Управляющий совет - содействует определению стратегических направлений развития системы образования ОУ;
  • Педагогический Совет - осуществляет координацию деятельности участников образовательного процесса;
  • Методический совет - разрабатывает комплекс показателей, характеризующих состояние кадрового потенциала, материально-технического обеспечения образовательного процесса, уровень развития обучающихся в соответствии с ФГОС;
  • Информационно-аналитический центр

Обеспечивает информационно-методическое и технологическое сопровождение,

Проводит мониторинговые исследования.

Собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию,

Фиксирует положительные тенденции и риски,

Создает и обновляет базы данных ОО.

  • Координационный совет - разрабатывает и организует реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения.

Проектирование ШС УКО и планирование управления качеством образования

В процессе проектирования ШС УКО происходит формирование нормативных, организационных, методических и критериальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества. Через проектирование система управления качеством получает свое институциональное оформление. Шагами проектирования являются:

1. Установление потребностей и ожиданий заказчиков (потребителей) и других заинтересованных сторон. Наряду с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), результаты первого шага являются основой для разработки основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. В рамках ФГОС гарантируется общедоступность образования, однако их исполнение не является предельной функцией общеобразовательного учреждения. Вариативная часть образовательной программы (учебного плана), которая, по сути, является «лицом школы», в полной мере должна ориентироваться на запросы непосредственных потребителей образовательных услуг. Для ее составления общеобразовательному учреждению крайне важно идентифицировать из всех потенциальных потребителей, тех, кто является потребителем полного па- кета образовательных услуг школы. Именно под них будет задаваться «планка» качества образования. При этом образовательная программа общеобразовательного учреждения является основным объектом управления качеством образования.

2. Определение принципов и механизмов, направленных на постоянное улучшение функционирования системы управления качеством. Общеобразовательному учреждению необходимо постоянно повышать результативность ШС УКО. Основным принципом улучшения является формулирование и постоянное следование политике и целям в области качества К главным механизмам можно отнести: мотивирующую роль результатов измерений и аудитов, объективный и результативный анализ, корректирующие и предупреждающие действия.

3. Разработка политики и целей общеобразовательного учреждения в области качества. Потребности образовательного учреждения выражаются в его политике, формулируемой как миссия, и в целях, закрепляемых в локальных актах учреждений, в том числе, и в Программах развития. На сегодняшний день в некоторых ОУ Новосибирской области такие документы существуют под разными названиями: Концепции и Стандарты качества, Декларация о качестве и т.д.

4. Установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества Это важный этап проектирования, так как при оценке эффективности системы управления качеством необходимо получить ответы на четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:

Выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?

Распределена ли ответственность между работниками для реализации процесса?

Внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры в процессе?

Эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов? Если в ходе данного этапа все действия осуществлены правильно, то можно уверенно говорить о том, что общеобразовательное учреждение может функционировать в оптимальном режиме.

5. Установление и определение необходимых ресурсов и обеспечения ими для достижения целей в области качества. В системе управления качеством ресурсы, в первую очередь, необходимы для поддержания ее работоспособности, а также для постоянного повышения ее результативности. Предъявляются особые требования к кадровым ресурсам, ресурсам инфраструктуры и к ресурсам, обеспечивающим образовательный процесс. Данные требования являются основой структуры принимаемого в общеобразовательном учреждении стандарта качества.

6. Разработка нормативов качества, методов и инструментария для измерения результативности и эффективности каждого процесса. Нормативы качества представляют собой перечни критериев, ориентированных на удовлетворенность потребителей образовательных услуг. Соответственно, при выборе методов и инструментария измерения результативности необходимо, прежде всего, обращать внимание на те, которые связаны с активным вовлечением в процедуры членов Совета общеобразовательного учреждения, родителей (представителей) обучающихся, органов самоуправления, действующих в учреждении.

7. Разработка процедур мониторинга образовательного и рабочих процесса на основе установленных методов и инструментария. По существу необходимо разработать эффективную школьную систему оценки качества образования (ШCОКО). К процедурам мониторинга процессов относятся:

Измерение процессов, осуществляемое регулярно на основе контроля успеваемости и аттестаций обучающихся;

Внутренние и внешние аудиты, проводимые через запланированные интервалы времени. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита. В ходе внутренних аудитов аудиторы не должны проверять свою собственную работу;

Анализ полученных результатов для принятия решений о том, где необходимо провести улучшение процессов.

8. Определение средств, необходимых для предупреждения рисков, возникающих при реализации образовательной программы Основным продуктом, который реализует общеобразовательное учреждение, является его образовательная программа. Чтобы минимизировать возможные риски, способные ухудшить качество, образовательная программа должна сбалансировано учитывать требования ФГОС, запросы потребителей и потребности самих работников общеобразовательного учреждения. Эффективным средством предупреждения рисков является процедура коррекции, которая устраняет причины несоответствия в интересах всех заинтересованных сторон. Если же несоответствия вызваны объективными причинами и не могут быть устранены путем коррекции, то необходимо осуществить волевые руководящие действия, направленные на предупреждение или минимизацию возможных последствий.

Принципы управления качеством образования

Управление качеством строится на основе восьми принципов, которые определяют всю деятельность общеобразовательного учреждения, ориентированного на качество образования.

1. Ориентация на потребителя образовательных услуг Системы образования и отдельные общеобразовательные учреждения созданы и существуют исключительно в интересах заказчиков и потребителей образовательных услуг, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности и запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Поэтому важной стороной деятельности систем образования является институционализация консолидированного заказа (запроса) на образование, а общеобразовательные учреждения должны быть крайне заинтересованы в формировании и исполнении такого заказа (запроса).

2. Лидерство руководителя Руководители образовательных учреждений обеспечивают единство цели и направлений деятельности. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в процесс достижения целей и решение задач образовательного учреждения.

3. Вовлечение работников Работники всех уровней обеспечивают успех деятельности образовательного учреждения. Их полное вовлечение в различные процессы и процедуры, обеспечивающие качество образования, дает возможность образовательному учреждению эффективно использовать их профессиональные и личностные способности.

4. Процессный подход Достижение качества образования становится реальностью, когда деятельностью образовательного учреждения и ресурсами управляют как непрерывным и цикличным процессом.

5. Системный подход к управлению Выявление взаимосвязанных образовательных процессов, понимание и управление ими как системой обеспечивает эффективное достижение целей.

6. Постоянное улучшение процессов Постоянное улучшение образовательных процессов для удовлетворения ожиданий потребителей образовательных услуг является неизменной целью деятельности образовательного учреждения.

7. Принятие решений, основанное на фактах Эффективные решения основываются на анализе данных и информации о качестве образования.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками ресурсов и информации Системы образования, образовательные учреждения, и основные заказчики на оказание образовательных услуг, одновременно являющиеся и поставщиками ресурсов в образовании, взаимозависимы. Их отношения, направленные на достижение взаимной выгоды, выявляют ценности образования, которые закрепляются консолидированными заказами на образование.


Система оценки качества образования (СОКО)

Критерии и оценки качества образования

Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели).

Что необходимо для оценки?

При использовании в образовательном контексте понятия «качество» последнему часто приписывают различные значения. Так, для педагогов оно может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся - соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками. Для родителей - связано с развитием индивидуальности их детей. Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями обучающихся, которые могут найти свое выражение в гражданской позиции, в гуманистической или технократической направленности их профессиональной деятельности. Таким образом, понимание «качества» образования часто бывает противоречивым.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. В таком случае под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качество образования не тождественно качеству обученности. Для оценки эффективности работы школы, учитывая уровень знаний учащихся за определенный период, необходимо проанализировать, какой контингент приходит учиться в эту школу, какие условия для работы педагогов созданы, каков кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение и т.д.

Принципами создания системы оценки качества образования могут быть следующие:

    более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые внепредметные компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.), удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, количество пропусков занятий и др.), дальнейшее образование и карьера выпускника;

    открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур его оценки;

    принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в образовательном учреждении;

    минимум показателей в системе управления образованием;

    соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

Критерии оценки качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения, и их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров. Оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев.

Критерии оценки качества образовательного процесса

Критерии

Показатели

Уровни проявления

Сроки проведения диагностики

1. Успешность обучения

1.1. Соответствие знаний, умений и навыков государственным и региональным образовательным стандартам.

1.2. Адекватность результатов обучения учебным возможностям учащихся

Соответствует стандарту;

превышает стандарт;

Ниже стандарта;

выше учебных возможностей;

адекватно учебным возможностям;

ниже учебных возможностей

Дважды в течение учебного года (первое и второе полугодие)

2. Сформированность общеучебных (учебно-познавательных) навыков

2.1. Осознанность умения.

2.2. Самостоятельность применения.

2.3. Полнота умения

Сформировано;

частично сформировано;

Не сформировано

На окончание начальной школы, на начало основной школы, по окончании 7-го, 9-го класса

3. Сформированность положительной мотивации учения

3.1. Социальная мотивация: широкие социальные мотивы; узкие социальные мотивы; собственно школьная мотивация; мотивация со стороны семьи.

3.2. Познавательная мотивация: ситуативный интерес; узкий познавательный интерес к отдельным учебным предметам; познавательный интерес; широкая познавательная потребность

Оптимальный;

Достаточный;

низкий

На начало основной школы (5-й класс), в 7-м классе, по окончании основной школы (9-й класс)

4. Сформированность ценностного самоопределения учащихся

4.1. Качества личности учащихся в соответствии с целями школы, моделью выпускника

Ярко проявляются;

проявляются;

слабо проявляются;

не проявляются

На начало основной школы, по окончании 7-го, 9-го и 11-го классов

5. Сформированность профессионального самоопределения выпускников основной и средней школы

5.1. Наличие плана в основном и альтернативном вариантах

5.2. Обоснование профессионального выбора в соответствии со своими возможностями, желаниями и востребованностью профессии в обществе

Высокий;

средний;

низкий

Один раз за учебный год в 9, 10 и 11-м классах

6. Сформированность умений адаптироваться и взаимодействовать в коллективе

6.1. Эмоционально-психологическая комфортность в коллективе.

6.2. Взаимодействие по достижению общеколлективных целей.

6.3. Усвоение общеколлективных мотивов деятельности

Лидеры:

принятые;

не принятые;

отверженные

Один раз в год в 7, 9, 11-м классах

Критерии 3,4,5 могут рассматриваться как показатели образовательных достижений и как факторы, влияющие на эти достижения. По каждому критерию можно использовать несколько методик, их целевые установки должны соответствовать целям образовательного процесса. Трудоемкость обработки данных должна быть минимальна, как и затраты времени на сбор данных.

Роль оценки

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

    оценка качества не должна сводиться только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования);

    оценка качества образования осуществляется комплексно, образовательное учреждение рассматривается во всех направлениях его деятельности.

Система мониторинга позволяет оценить качество образования, если определены стандарты, есть измеряемые величины, установлены критерии, по которым возможно судить о достижении стандартов, ведется сбор данных и оценка результатов, принимаются соответствующие меры.

Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении. Для этого необходимо четко представлять себе содержание и цели стандартов (как стандартов содержания образования, так и стандартов конечного результата, который достигнут обучающимися). Примером нормативов, которые относятся к условиям, обеспечивающим успешное выполнение стандартов, является и наличие необходимого числа учебников и квалифицированных преподавателей, соответствующего материально-технического обеспечения учебного процесса и т.д.

Таким образом, оценка качества образования учебного заведения предполагает контроль как уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и деятельности преподавателей. Поэтому не менее важна для эффективного руководства школой и аналитическая оценка качества преподавания отдельного учителя.

Система управления качеством (система качества) - это организационная структура, включающая взаимодействующий управленческий персонал, реализующий функции управления качеством установленными методами. Внедрение системы качества позволяет организовать и проводить плановую, регулярную работу по качеству. При наличии необходимой материальной базы, современной технологии и квалифицированного, заинтересованного персонала, это повышает стабильность качества всей выпускаемой продукции. Создать систему качества означает разработать и внедрить её в деятельность предприятия.

При создании системы качества требуется выполнить значительный объём работ, который будет зависеть от размеров предприятия, особенностей производства и характера выпускаемой продукции и от того, насколько действующая на предприятии организация работ по качеству соответствует рекомендациям стандарта ИСО 9001 , или соответствующего отраслевого стандарта.

При разработке системы качества надо ответить на три основных вопроса:

Что надо делать при управлении качеством;

Кто всё это будет делать;

Как, какими методами это делать, по каким документам.

Норма качества образования – выявленная и зафиксированная документально система требований к качеству образования, соответствующих потребностям личности, общества, государства.

Оценка качества образования есть мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества.

Мера качества – отображение качества как совокупности или множества свойств на множество чисел или ценностных смысловых (семантических) единиц, формируемых как шкалы предпочтения. Оценка качества есть мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Оценка качества образования организуется как важнейшая функция управления качеством образования (обеспечения заданного нормами уровня качества образования) с учетом ранга образовательных систем и ступеней непрерывного образования. Выделяются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений. Внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, систем оценки абитуриентов, систем психодиагностики и социодиагностики в учебных заведениях, а также в системах самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений.

3. Понятие и функции системы оценки качества образования.

Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качественное образование позволяет обеспечить каждому ребенку наилучшие стартовые условия для того, чтобы в будущем он стал успешен.

Критерий хорошей образовательной системы (её высокого качества) - это мера, в которой наименее обеспеченные члены общества имеют возможность преуспеть.

Оценивание (assessment) - это процесс сбора и оценки информации о том, что учащийся знает, понимает и умеет, он направлен на принятие обоснованного решения, что делать дальше в образовательном процессе.

Оценка качества образования - это

объективная оценка:

образовательных достижений обучающихся,

оценка эффективности реализации образовательного процесса в образовательном учреждении,

оценка эффективности деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

ЦЕЛИ СОКО

1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника.

2) Сертификация выпускников (подтверждение завершения обучения).

3) Селекция – отбор для продолжения обучения или получения рабочего места.

4) «Оценка» результатов деятельности педагогов.

5) Оценка деятельности образовательных учреждений и систем.

6) Оценка деятельности национальной образовательной системы.

Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.

Эффективная система оценки строится на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения качества обучения. Также широко используются экспертные оценки и социологические опросы.

Процедуры оценки ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин.

Образовательные результаты:

компетентности,

здоровье ученика,

мотивация к обучению,

гражданская позиция,

умение позитивно взаимодействовать с другими

самоуважение,

уважение к семье и обществу,

забота о других и забота об окружающей среде…

Анализ результатов оценки учебных достижений проводится с учётом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.

Комбинация внутренней и внешней оценки– базовый подход для оценки деятельности школы.

Виды программ оценки. Оценка на уровне класса: вопросы тесты наблюдение(формирующее оценивание), государственные экзамены (выпускные, вступительные), крупномасштабные исследования (национальная оценка, международные сравнительные исследования) (Итоговое оценивание)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВАЛЬДМАНА ответ)

4. Структурные компоненты системы оценки качества образования. Цель, объекты, субъекты, предмет, процесс, процедуры, показатели, критерии, результаты ОКО.