Что же такое натуральные материалы? Природные материалы Виды соединений природных материалов




Изделия из дерева пользуются особой популярностью у любителей натуральных материалов. Они отлично украсят как интерьер домашних помещений, так и ландшафт приусадебного участка. Из древесины изготавливают оригинальные игрушки и предметы быта.

Поделки и украшения из натуральных материалов – ярчайший тренд последних лет. Многие рукодельницы также осваивают новые техники – поделки из дерева, камней или сухофруктов. Об использовании сушеных апельсинов для декора читайте в нашей статье.

Декор из натуральных материалов (дерева, шишек, сушеных фруктов) – это красиво, экологично и очень стильно. Одним словом – настоящий тренд. Если вы тоже хотите научиться делать такой декор – наш мастер класс о том, как засушить апельсины для декора – для вас.

Кресло-качалка – почти синоним уютного отдыха и комфорта. Что может быть лучше, чем отдыхать в таком кресле под мерный шум дождя за окном или треск горящих в камине поленьев? В нашей статье мы расскажем, как сделать кресло-качалку своими руками.

Создание поделок из лозы – очень старое ремесло, не утратившее своей актуальности и сегодня. Всем, кто хочет приобщиться к этому непростому делу, пригодится наша статья. В ней мы рассмотрим основные приемы лозоплетения на примере создания короба из лозы.

Плетение из лозы существует уже не одну сотню лет. За это время люди научились делать из гибких прутьев самые разные вещи – от шкатулок и корзинок до мебели. Сделанные своими руками вещи из лозы экологичны, долговечны и очень красивы. Однако лозоплетение – дело не из простых и требует наличия определенных навыков. О том, как сплести корзину из лозы своими руками, читайте в нашей статье.

Походы в лес за грибами и ягодами – эти приятные воспоминания из детства остаются на всю жизнь. Особенно, если малышам позволяют участвовать в сборе и для этого дают собственную маленькую корзинку. Не знаете, где такую взять? Сплетите ее из лозы. О том, как это сделать, расскажет наш мастер класс.

Чего только не делают умельцы из гибкой ивовой лозы – от корзин до мебели. Однако нелегкому процессу лозоплетения предшествует не менее важный процесс заготовки материала. Не зная основных ее правил, надеяться на хороший результат своего труда не стоит. Подробнее о заготовке ивовой лозы читайте в нашей статье.

Искусство карвинга – фигурного вырезания из овощей и фруктов – позволяет своими руками создавать настоящие шедевры. Будьте уверены, что даже обычный арбуз, украшенный таким изысканным способом, приведет ваших гостей в восторг. Подробнее о карвинге из овощей и фруктов читайте в статье.

Техника скелетирования листьев совсем не сложная, хоть и требует аккуратности и достаточного количества времени. Поделки из таких листьев получаются невероятно красивыми. Подробнее об этой технике мы расскажем в нашей статье и покажем, как можно применить такие листики в декоре.

Что такое природный материал? Зачем нужен природный материал?

Ответ на первый вопрос содержится в в самом вопросе. Природный материал - это то что мы находим в природе, окружающей нас. Природные материалы можно разделить на две группы: первая растительные и вторая минеральные. К первой группе относятся материалы растительного происхождения, ко второй — минеральные. Растительные природные материалы: мох, кора, листья, цветы, орехи, шишки, каштаны, грибы, соломка, желуди, тополиный пух и многое другое. Минеральные природные материалы: ракушки, камушки, песок, скорлупа, драгоценные камни.

Отвечаем на второй вопрос - зачем нужен этот природный материал. Для вдохновения и творчества. Те кто своим хобби выбрал работу с природным материалом, никогда не разочаруется в своём выборе. Ведь, прежде всего сырьё для работ бесплатно, только природе не следует вредить (брать лишнее). Самое лучшее под ногами: сухие веточки и коряжки, опавшие осенние листья, шишки, семена, семечки и многое другое. Своеобразный внешний вид природных материалов вдохновляет для творчества и создания необыкновенных произведений искусства. Мастера используют материал для изготовления декоративных панно, игрушек, различных поделок. Народные умельцы творят чудеса имея под рукой бересту, ракушки или кап (нарост на дереве).

Реклама:

Бренд: Метки: Отзывы:

Как изготовить карэмоно. Сухие, красиво изогнутые, веточки – карэмоно можно сделать своими руками. Карэмоно используют во флористике для составления декоративных композиций и букетов. Для изготовления веточек нужно весной или поздней осенью срезать прутики или ивы, или краснотала, или вербы. Затем прутики осторожно сгибать и наматывать на палку или бутылку. Намотанные ветки хорошо зафиксировать шпагатом или тканью (можно...

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду.

Шишки . Плоды хвойных деревьев - шишки - пре­красный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для из­готовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

Хвоя. Для поделки игрушек, например, ежа, лапок паука и когот­ков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.

Орехи . В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фиста­шки.

Лесные орехи распространены в лесах средней полосы. Их используют в качестве материала для изготовления головок игру­шечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (го­лова петушка, зайца и т.д.). Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно при­менять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках.

Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать.

Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный ма­териал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человеч­ков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) использу­ется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе поло­винки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.

Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев. Эту работу нужно делать только воспи­тателю.

Земляные орехи очень удобны в работе по изготовлению игрушек; они легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки жи­вотных (собачка, кошка). Хранить орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании.



Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую бле­стящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хра­нить каштаны желательно в прохладном месте.

Желуди . Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся ча­шечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует соби­рать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хо­роший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке).

Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природ­ного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в каче­стве шапочек для них.

Желуди хранят в прохладном и влажном месте.

Кора . Она различается по внешнему виду (цвету, тол­щине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении раз­личных сценок и отдельных игрушек из природного материала. По­мимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки-плоскодонки.

Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает осо­бенно красивый оттенок.

Березовая кора - береста, один из самых кра­сивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.

Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20-25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой.

Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полос­ки бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.

Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горя­чую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручи­ваться.

Ветки . Разнообразные ветки используются при изготовле­нии некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью луч­ше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток - работа, требующая времени, терпения, аккуратно­сти. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корни . Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают раз­личных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д.

Множество старых корней или их отростков можно найти у бере­гов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с уме­ренной влажностью.

Листья . Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять.

Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.

Шиповник, рябина . Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.

Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками.

Дляхранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твер­деют итеряют форму.

Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др.

Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.

Кукурузные початки . Для изготовления игрушек исполь­зуют и кукурузные початки.

Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен!

Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для ра­боты лучше использовать початки в период созревания кукурузы, то­гда все необходимые операции дети смогут выполнить самосто­ятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек ста­новится нежелательным.

Листья, отделенные от початков, также пригодятся в работе. Они мягкие и легко поддаются обработке. Из них можно сделать зайца, мышку, стрекозу, куклу, а также разнообразные сумочки, пояски, ленты, отделки для платья куклы, закладки для книг и т. д. Перед ра­ботой листья просушивают, закатывают в мокрую отжатую ткань (листья раскладывают при этом тонким слоем) на 2 - 3 часа, после чего вынимают то количество, которое необходимо для изготовления игрушки.

Солома . С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, па­хучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имею­щимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.

Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, прогла­женной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упа­ривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому акку­ратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя про­светов. В результате получают целые куски соломы. На них каранда­шом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ ра­боты с соломой. Для получения более художественного изображения контур избранной фигурки наносят на бумагу. После этого изображе­ние складывают по частям с учетом основных рельефных линий, что достигается путем варьирования направлений соломки. (С помощью воспитателя дети выполняют все виды работы.)

Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только на­правление волокон, но и оттенки.

Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо на­клеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, кра­сочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи ска­зок и др.

Рогоз . Многие жители юга хорошо знают яркое, коричне­вое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распростра­нены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза - интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются за­бавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы.

Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.

Декоративные тыквы . Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатыва­ется и, высыхая, хорошо сохраняется.

Трава . В качестве дополнения к поделке можно использовать раз­личные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.

Мох . При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко при­клеивается различным клеем.

Птичьи перья . В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные перья, утиные, гу­синые, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья про­мывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых инте­ресны по внешнему виду, оригинальны по форме - овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.

Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Су­хие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.

Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у Чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.).


26. Бумага и картон: производство, виды, особенности работы с бумагой .

Бумага и картон - самые доступные материалы. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

Газетная бумага - наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.

Писчая бумага в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Чертежная бумага - самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.

Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов - мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.

Папиросная бумага, тонкая, прозрачная, также будет полезна для некоторых работ.

Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном. Сорта картона можно различить по его цвету.

Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.

Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.

Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.

Цветной картон - тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.


27. Конструирование из бумаги: понятие, виды. Конструирование из бумаги в разных возрастных группах детского сада.

Конструирование из бумаги относится к ху­дожественной деятельности. Дети в основ­ном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжет­ных, театрализованных), поделки для украше­ния интерьера и т.п. Это могут быть как лите­ратурные персонажи ("Колобок", "Баба-яга", "Царевна-лягушка" и т.п.), так и придуманные образы ("солнечный человек", "вакса-клякса", "корзинка с волшебными цветами" и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бума­гой: сминание, разрывание, разрезание, сги­бание. Последние две являются более слож­ными и одновременно более распространен­ными в педагогической практике, и, начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими. А та­кую технику конструирования, как смина­ние и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше – в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки - бан­тик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами ("ори" – сгибать, "гами" – бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие – подарок.

Близка к этой технике и другая, также при­шедшая к нам из Японии, - киригами. Она включает в себя складывание бумаги и выре­зание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура – еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги - заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конст­рукции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Главными условиями разви­тия творческого конструирования из бума­ги являются:

1. Использование разной техники, начи­ная с более простых ее видов (сминание, раз­рывание).

2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овла­дения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).

В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной за­дачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные спосо­бы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструиро­ванию с использованием даже сложных ви­дов техники.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Обучение трехлетних детей необходимо начинать во второй половине учебного года. Прежде всего их нужно познакомить с разными свойствами бумаги.

Она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, глад, кой, шершавой и всевозможной окраски, и с ней можно по-разному действовать: мять, рвать клеить и создавать разные формы. С этой целью организуются игровые занятия для практи­ческого экспериментирования с бумагой.

На первом занятии детям раздают разную цветную бумагу (в основном, мягкую): гоф­рированную, писчую, газетную, столовые салфетки, рулоны туалетной бумаги (тоже разных цветов), папиросную и т.п. При этом обращают их внимание на особенности каж­дой и предлагают ее пощупать, помять, порвать, пошуршать ею и определить, какая бу­мага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и т.п.

Дети, как правило, занимаются этим с удо­вольствием. Они наслаждаются производи­мым шумом, изменением формы бумаги. В результате одни дети рвут из мягкой бумаги длинные полоски, другие – скатывают из нее маленькие комочки, третьи – пытаются сде­лать большой ком, сминая плотную бумагу, но он распрямляется и образует какую-то фигуру и т.п.

В конце занятия воспитатель вместе с деть­ми рассматривает результаты деятельности с целью их "опредмечивания".

Например, трое детей нарвали много длинных полосок разной ширины, и воспита­тель, подойдя к ним, спрашивает: "Что это та­кое? Может быть, это макароны, вот эти то­ненькие?" И, давая тарелочку (картонный кру­жок), предлагает их сюда положить. "А вот эти полоски потолще, они пригодятся для пост­ройки забора". И вместе с ребенком наклеи­вает их на серый картон, изображая забор. В распрямившемся белом комке воспитатель помогает детям увидеть птичку, сжав один ко­нец в форме хвоста, а другой - в форме клю­ва; пингвина, дорисовав глазки и сделав лап­ки, и т.п. Мячики других детей складывает в коробку и т.д.

На втором занятии дети из мягкой цветной бумаги (гофрированной, газетной, салфеточ­ной) делают путем сминания разные по вели­чине шарики (величина задается размером бумаги). Готовые разноцветные шары воспи­татель подвешивает на ниточках. Дети под­прыгивают, пытаясь дотянуться до них, дуют вслед за воспитателем на игрушки и любуются тем, как они вертятся.

На третьем занятии дети украшают одежду клоуна, делают для него разные предметы: султанчики, шары и т.п. Очень важно, что целостную форму, которую они создавали ра­нее, дети используют здесь в качестве дета­лей общей композиции.

На пятом году жизни продолжается знаком­ство с разными свойствами бумаги. К мягким, уже знакомым видам бумаги, добавляет­ся бумага более плотная: ватманская, бархат­ная, глянцевая, фольга.

Спектр пробующих действий с бумагой значительно расширяется. Детям дают фло­мастеры, краски в баночках и кисти, воду в та­зике. И дети путем практических действий оп­ределяют, какая бумага быстрее намокает, на какой краски и следы фломастеров расплыва­ются, а на какой – нет и т.п.

Затем дети, сминая, скручивая в жгуты и разрывая бумагу, сами делают разные фор­мы и вместе с воспитателем "опредмечива­ют" их. Они наклеивают их на чистые листы бумаги и дорисовывают красками, фломасте­рами. Например, желтый комочек – цыпле­нок (ребенок рисует палочку – клюв, воспи­татель дорисовывает лапки); другой желтый комочек – одуванчик, к которому ребенок вместе с воспитателем приклеивает стебе­лек, сделанный из скрученной в жгутик бумаги.

Все детские работы (листы с наклеенными и дорисованными фигурками) вывешиваются на ленте в групповой комнате, и воспитатель вместе с детьми рассматривает их. Дети гордятся своими работами, и задача воспитателя – поддержать каждого, дополнив созданный в совместной деятельности со взрослым образ словесным кратким и инте­ресным для детей описанием.

На следующем занятии перед детьми рас­полагаются силуэты корзинки и дерева, сде­ланные из скрученной мягкой бумаги. И воспи­татель говорит детям, что она приготовила де­рево, которое может стать красивой яблоней, если дети постараются и сделают для нее лис­точки и яблочки, а под ней – травку и корзинку для красивых цветов, которые дети могут сделать сами.

Затем дети решают, что бы они хотели сде­лать, сами выбирают цвет и размер бумаги. Потом, сминая и разрывая бумагу, готовят детали общей композиции. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает. А далее он вместе с детьми составляет вначале одну композицию "Корзина с цветами", а затем и другую компо­зицию - "Яблоня". Обе композиции использу­ются для украшения групповой комнаты, вес­тибюля и др.

На четвертом и пятом занятиях дети, исполь­зуя разную бумагу и разную технику работы с ней, а также элементы рисования, создают об­щие композиции на темы "Зима" и "Лето", как бы оживляя предварительный рассказ воспитателя.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Обучение детей шестого года жизни ходит в три этапа.

Первый этап. Его основной целью является продолжение освоения детьми уже известной им техники (оригами и киригами) и новой: "объемная (бумажная) скульптура".

Дети осваивают три новых способа техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (по лученного из квадрата) к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам; и один наиболее простой для них способ новой техники – объемная фигура – закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.

Все эти новые способы конструирования включают в себя операции, усвоенные детьми ранее. Так, первый и четвертый – основыва­ются на способе складывания квадрата попо­лам с совмещением противоположных сторон и углов, а второй и третий – на способе скла­дывания квадрата по диагонали. Это значительно облегчает детям процесс усвоения бо­лее сложных способов.

Чтобы дети овладели новыми способами, необходимо провести не менее четырех заня­тий по общей схеме.

Так, вначале для знакомства детей с новыми способами конструирования используют игровую ситуацию типа "Загадочные превращения квадрата", которая модифицируется примени­тельно к каждому из отобранных способов.

Далее дети сначала выполняют способ кон­струирования и получают определенную гео­метрическую фигуру, а затем им предлагают задачи, решение которых способствует введе­нию способов в процесс изготовления разных поделок.

Для этого воспитатель показывает детям дополнительные бумажные детали разной формы, величины, цвета, предлагая им рас­смотреть их и соотнести с полученной фигу­рой, назвать, какую игрушку из этого можно сделать. После этого дети создают названные ими поделки.

Для получения разнообразных и вариатив­ных поделок детям раздают различные набо­ры деталей, объединение которых с одинако­выми геометрическими фигурами дает воз­можность получить разные образы.

Дополнительные детали, используемые на первых занятиях, носят конкретный характер (листочки, ушки разных форм, крылышки, ко­лючки из мягкой бумаги и т.п.) и в определен­ной степени подсказывают образ. На последующих занятиях детям дают более абстрактные детали (мелкие полоски, кружки, овалы и т.п.). Их соединение с исходной фигурой требует от детей активного включения воображения.

На первом занятии дети на основе сделан­ной ими фигуры (прямоугольника с отогнуты­ми к центру сторонами) и включения допол­нительных деталей создают такие поделки, как: телевизор, кроватка, стол, корзиночка, домик.

На втором занятии на основе сделанной другой фигуры (треугольника с отогнутыми к соответствующим сторонам углами) и ис­пользования новых деталей дети создают вы­разительные мордочки разных животных (за­яц, волк, медведь, лиса), цветы тюльпаны и др.

На третьем занятии полученная детьми но­вая фигура – треугольник с отогнутыми к про­тивоположным сторонам углами и дополни­тельные детали дают им возможность сделать разноплановые конструкции: шапочку, ведро, чашку, чайник, лейку, колокольчик и др.

На четвертом занятии дети, закручивая пря­моугольник в цилиндр и добавляя детали по своему выбору, получают бусы, божью коровку, бабочку, дерево, фонарик и др.

Для того чтобы цилиндр получился ровным, квадрат можно разрезать пополам (по линии сгиба) и каждый из прямоугольников перед склеиванием предварительно либо намотать на карандаш, либо провести по краю стола. Вторым путем можно и выпрямлять скручен­ную бумагу.

Таким образом, дети, на каждом занятии используя одну и ту же основу и дополнитель­ные детали, сами создают разные поделки. При этом одни из них строят образ путем толь­ко мысленного объединения основы и дета­лей, а другие – путем практического примеривания, прикладывания разных деталей.

Процесс построения образа у многих детей сопровождается речью: "Ой, я сразу узнала, что это зайчик, вот его ушки, а это глаза, голу­бые и круглые, зайчик чего-то испугался..." Та­кие речевые высказывания имеют важное зна­чение для понимания и передачи характера со­здаваемых образов. Они также помогают ре­бенку эмоционально включиться в практичес­кую деятельность. Некоторые дети уже на этом этапе пытаются самостоятельно видоизменить полученную основу, чтобы поделка стала более выразительной. Так, одни дети обрезают верх­ние углы для получения округлых ушей медве­дя, другие – надрезают стороны прямоугольника для получения резных ножек стола и т.п.

Располагая по-разному одни и те же дета­ли, дети могут получать новые образы. Все это говорит о творческих проявлениях детей.

Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности при обработке и поведение в готовой . Может оказаться, что интересный по форме природный материал плохо поддается обработке: либо очень тверд, либо крошится и ломается. А бывает, наоборот, что красивый и податливый материал через какое-то время деформируется или меняет свой цвет, и поделка приходит в негодность. Чтобы не расстраиваться потом, вы должны знать, как при помощи клея, лака или красителей можно улучшить или даже изменить свойства многих природных материалов.

В различных поделках один и тот же природный материал может выступать как основной или как вспомогательный.
Отдельные детали: ручки, ножки, бороды человечков, обувь, клювики птиц, морские волны выполняются из так называемых вспомогательных материалов. Например, ножки, ручки, носы делаются из палочек и веточек, бороды - из мха и лишайника, обувь - из половинок желудей или кедровых орешков, семян или чурбачков, волны - из бересты (рис. 13), шляпки - из зеленой оболочки лесных орехов (рис. 6), а головки птиц - из фасолинок (рис. 14).

С каждой новой сделанной поделкой приходит опыт, благодаря которому вы сами будете находить варианты изготовления тех или иных деталей. Подбирая различные природные материалы, вы увидите, какой разный получается результат и как это интересно - комбинировать различные материалы.

ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ .


Для изготовления ручек и ножек к фигуркам человечков и лап у животных прекрасно подходят веточки сирени, кизила и других пород деревьев и кустарников, у которых молодые побеги по форме напоминают рогатки (рис. 7). А из веточек вербы и краснотала замечательно получаются лапки птиц, так как кора у них красного цвета.

Сучки, из которых будут делаться конечности человечков, желательно подбирать так, чтобы рогатки имели утолщения, похожие на суставчики. При изготовлении ножек кора с сучков счищается частично. Если вы оставите немного коры внизу сучка-«ножки», то получится «носочек», а если вверху, то - штанишки. Одновременно веточки выступают в роли соединительных элементов, штырьков, при помощи которых отдельные детали поделки соединяются друг с другом. Но некоторые породы деревьев имеют слишком мягкую древесину, которая, высыхая, становится ломкой и хрупкой. Поэтому в лесах средней полосы и северных районах России рекомендуем собирать ветки ели, сирени и березы, а на юге еще и веточки граба и кизила, так как именно на них легко подобрать необходимые сучки. Не обламывайте живые ветки, поищите и в любом лесу вы найдете дерево с сухими веточками! Но будьте внимательны, не берите пересохшие, ломкие ветки.

Толщину сучков подбирают в соответствии с размером фигурки. Если палочки несут дополнительную функцию - соединения деталей, то нужно, чтобы они были и не слишком толстыми (сложно будет вставлять), и не слишком тонкими (могут сломаться, не выдержав веса фигурки).

Для изготовления башмачков от толстых веточек отпиливают маленькие чурбачки. Затем раскалывают их пополам (рис. 8 а) и в каждой половинке просверливают отверстия, в которые затем вставляются палочки (рис. 8 б). Кору оставляют только в том случае, если человечка нужно «обуть в лапти». Для этого кору на чурбачках надрезают «клеточками» и кончиком ножа осторожно снимают с части клеточек в шахматном порядке. Получается очень похоже на старинную русскую обувь - лапти.

Из толстых и тонких палочек можно смастерить ПЛОТИК С ПАРУСОМ из листа клена или кусочка бересты (рис. 9). Для этого лучше всего подойдут ветки осины, ивы или черемухи.

Сначала заготовьте три «бревнышка» одинаковой длины с заостренными концами (деталь 1). В каждом просверлите по два отверстия. Затем возьмите две тонкие палочки (деталь 2), сделайте в них три сквозных отверстия и шесть коротеньких колышков (деталь 3).
Из веточки с сучком вырежьте руль (деталь 4). А из длинной тонкой веточки, расщепив ее посередине на две трети длины, сделайте мачту (деталь 5). Подготовив все детали, соберите их так, как показано на рисунке 9, предварительно вставив в прорезь мачты кленовый лист или прямоугольный кусок тонкой бересты. После сборки плотика в среднем бревнышке сделайте дырочку и вставьте в мачту.

КОРНИ РАСТЕНИЙ.


Корни бывают разнообразной формы, поэтому их можно использовать в различных поделках и композициях. Но в основном они служат для имитации деревьев в небольших композициях. Лучше всего для этого подходят высушенные корни маленьких елочек. Пригодны для поделок и корни крыжовника, смородины. Корни этих кустарников хорошо поддаются обработке: легко режутся, сверлятся, хорошо склеиваются. В некоторых изделиях они выступают как основной материал. Например, из большого корня можно сделать необыкновенную напольную вазу.

ЛУКОВИЦЫ РАСТЕНИЙ.


Это скоропортящийся материал. Но луковицы вполне подходят для поделок, которые не претендуют на длительное хранение, например игрушек для новогодней елки. Из них также можно сделать оригинальные и забавные игрушки и фигурки. Основное их достоинство - простота изготовления и доступность материала в любое время года (рис. 10).

Луковицы легко разрезаются ножом и протыкаются шилом. Форма луковиц позволяет создавать поделки мгновенно, почти ничего не доделывая. Например, на рисунке 10а показана головка ЧИППОЛИНО . Достаточно только приделать луковке глаза, нос и рот - и головка готова! Так же делаются головы СТАРИЧКА и МАТРЕШКИ (рис. 10 6, в). Если насквозь через всю луковицу продеть толстую нитку с петелькой на одном конце и завязать узелок в нижней части луковицы, то фигурку можно будет повесить на новогоднюю елку.

КОРА ДЕРЕВЬЕВ.


Для поделок годится любая кора. Все зависит от конкретной композиции и фантазии автора. Наиболее ценной считается сосновая, дубовая, липовая и березовая кора.

Толстая березовая (или сосновая) кора подойдет для изготовления любой подставки. Ее используют и для создания отдельных деталей (рис. 11), вырезают лодочки, скалы, различные фигурки. Например, попробуйте сделать ЛОДОЧКУ (рис. 12). Из куска сосновой коры вырежьте корпус лодочки (деталь 1) и руль (деталь 2). Сделайте из двух кусочков бересты паруса (детали 3 и 4), а из отструганной палочки - мачту (деталь 5). Соберите лодочку так, как показано на рисунке 12.

Из бересты хорошо получаются морские волны (рис. 13), косынки, шляпки, сумочки, ведерки, лапки птиц (гусей, уток, цапель).

Кора долго сохраняет мягкость, пластичность, цвет, легко обрабатывается. Но, заготавливая кору для поделок, вы должны иметь в виду, что, например, сосновая кора, высыхая, расслаивается на отдельные пластинки. Поэтому, чтобы она лучше сохранила свои свойства, ее надо проклеить и покрыть лаком.

СЕМЕНА-КРЫЛАТКИ.


На клене, грабе, ясене и липе осенью созревают семена-крылатки - необходимый для поделок природный материал (рис. 15). Заготавливают семена-крылатки, когда они созрели, но еще имеют зеленоватый цвет и скреплены попарно. Если их собрать в этот период, то они сохраняются в «рабочем» состоянии долгое время.

Хранить семена-крылатки надо в картонной коробке, отдельно от другого сырья, и следить за тем, чтобы они не пересохли, не потрескались.

Из семян-крылаток делаются ушки животных (зайцев, белок), головки и хвостовое оперение птиц (рис. 17), различная одежда [юбочки (рис. 16), платьица] для человечков и многое другое.

СОЦВЕТИЯ ЧЕРТОПОЛОХА И РЕПЕЙНИКА


Необыкновенно выразительный и интересный в поделках природный материал (рис. 18 а). Из них можно делать головки человечков (рис. 18 6), мордочки зайцев, котов, собак и других животных. Собирать соцветия чертополоха и репейника довольно сложно из-за тонких острых иголок, покрывающих как само соцветие, так и стебель, листья. Собрав соцветия чертополоха, их надо обязательно обработать дома жидким столярным клеем, иначе, высыхая, они раскроются и разлетятся тысячью пушинок.

Будьте аккуратны и во время работы с соцветиями репейника. Многочисленные мелкие крючочки на чешуйках репейника крепко цепляются за одежду и друг за друга.

ПЛАУН, МОХ, ЛИШАЙНИК


Плауны часто встречаются в сырых моховых лесах. Плаун - интересный и часто используемый поделочный природный материал. Из него хорошо получаются дополнительные элементы, например рога оленя (рис. 19 а) или косички девочки (рис. 19 б).

Мох и лишайники растут в хвойных и смешанных лесах. Лишайники часто покрывают деревья, свисая с ветвей или оплетая ствол. Это замечательный природный материал для изготовления бород и усов человечков, создания композиций сказочного дремучего леса.

Заготовленные плауны, мхи и лишайники, перед тем как использовать в поделках, необходимо хорошо просушить в подвешенном состоянии или в гербарной папке.

Как это правильно сделать, рассказывается в статье «Вторая жизнь растений».

ПЛОДЫ ВОДЯНЫХ ЛИЛИЙ.


На месте отцветших красивых белых и желтых водяных лилий, которые часто встречаются в тихих речных заводях рек и озер, завязываются оригинальной формы плоды (рис. 20 а). Эти плоды очень мясистые и для поделок годятся только хорошо высушенными. Высыхая, они несколько сморщиваются, но это придает им еще более интересную форму.
Из таких плодов получаются замечательные поросячьи рыльца (рис. 20 б).

ОЛЬХОВЫЕ ШИШКИ.


В конце лета на ольхе образуются гроздья плодов - шишечек, по своей форме напоминающих неспелые ягоды малины. Если эти шишки собрать в конце июля и обработать клеем, то получится прекрасный поделочный природный материал, из которого можно будет потом сделать кулачки человечков, лапки животных и головки птиц.



Это универсальный поделочный природный материал, из которого издавна на Руси делались разнообразные и красивые изделия и игрушки. Для поделок, представленных на этом сайте, вам понадобится солома ржи, овса и пшеницы как дополнительный, вспомогательный материал. Солома прекрасно поддается обработке: разглаживается, режется и окрашивается.

Для создания поделок вам понадобится солома и круглая, и расплющенная, тщательно разглаженная. Тем, кто незнаком с обработкой соломы, позволим себе дать несколько полезных советов.

Для работы надо выбирать свежую ровную солому, не смятую, не подгнившую и не заплесневевшую. Ее собирают вручную. Стебли соломы очищают от листьев и ножницами обрезают корни. Для хранения стебли соломы следует разрезать на части (по узлам) и аккуратно уложить в коробку.

Плоская соломка делается из круглых и ровных стеблей. Их кладут в кипяток, посуду закрывают крышкой и оставляют запариваться на несколько часов. Вынув из воды после запаривания, солому разрезают вдоль маленькими ножницами или острым ножом (рис. 21 а, б). Затем разрезанную солому разглаживают с обеих сторон горячим утюгом (рис. 21 в). Если гладить долго, то можно изменить цвет соломы от золотистого до темно-коричневого.

Солому можно окрасить и другим способом - просто прокипятив ее в растворе анилинового красителя. Насыщенность цвета зависит от длительности кипячения. В этом случае вы можете получить любой выбранный вами цвет.

Полина Легостаева

Природные материалы – это самые доступные материалы , которые только можно придумать. В детском саду очень часто используют природный материал для изготовления различных поделок. Причем, сбор природных материалов – это еще и очень полезное времяпрепровождение. Так на обычной прогулке со своим ребенком очень легко вовлечь его на поиски «сокровищ» . Безусловно, вашему чаду будет интересно, а самое главное, познавательно собирать, находить интересные на вид листики, замысловатые палочки, разные по величине шишечки. Одно это уже привносит незаменимый вклад в развитие ребенка . Ведь в процессе такого труда дети познают мир, познают природу в самых её мелочах .

В группах раннего развития применение и использование природного материала отличается своей простотой и несложностью от поделок, которые изготавливаются в более старших группах . Дети раннего развития пока еще не способны выполнять сложные работы, так как у них еще не достаточно развито воображение , не так богат словарный запас. Поэтому основной упор при работе с природным материалом в таких группах приходится на тактильные ощущения детей. Рассматривая и ощупывая листочки и шишки, поглаживая камушки, дети развивают художественный вкус , творческое воображение, проявляется нестандартность взгляда на обычные вещи. Работая с природным материалом , ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, конструкторские способности, координация движений, сноровка, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение.

Занятия с природным материалом обычно проводят в первой половине дня. Это дает возможность достаточно быстро заинтересовать ребенка и вовлечь его в работу. В группах раннего развития достаточно сложно работать со всеми детьми одновременно. Поэтому оправдано использовать подгрупповой метод работы : брать 3-5 детей, что позволит видеть каждого ребенка и тем самым легче будет осуществлять индивидуальную помощь, контроль за действиями ребят. Еще одна особенность занятий с малышами – это временные рамки : максимальное время проведения творческих работ не более 10 – 15 мин. Это связано с тем, что ребятишки быстро устают, у них теряется интерес, рассевается внимание. Так же в группах раннего развития не следует проводить занятия по замыслу, особенно на первых порах, когда дети еще не научились соотносить замыслы со своими возможностями, когда у них еще несовершенны практические умения, недостаточно развито умение анализировать предстоящую работу. Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Только лишь в этом случае творчество принесет полезные результаты, а неподдельный интерес ребенка к данному виду ручного труда будет являться основой формирования положительного отношения к труду в целом.

А теперь рассмотрим некоторые виды растительного материала , наиболее часто используемые для поделок в детском саду.

Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объемных игрушек. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Собирать шишки желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму.

В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные , грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки. Скорлупа грецких орехов используется для поделки лодочек , тележек, черепах, жуков и т. п. Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал для изготовления лапок лесных зверьков, кулачков лесных человечков. Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных (голова петушка, зайца и т. д.)

Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол.

Плоды дуба – желуди бывают разной формы и величины. Они созревают в сентябре – октябре, и рекомендуется их собирать, когда они созрели и падают. Для изготовления игрушек используют сами желуди и чашечки (плюски, на которых они держатся. Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала . Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, причем голову можно смастерить из маленького желудя, а туловище - из продолговатого.

Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки : рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки сосны , ели, сирени.

Корни иногда своими причудливыми формами напоминают животных или части их тела. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д. Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек, При сборе этого материала нужно напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья также можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Собранные листья кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом.

Из семян клена и ясеня можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца. Из семян кабачков, тыквы, арбуза и дыни можно изготовить красивую аппликацию. Собирать семена лучше осенью.

Можно отметить общую схему последовательности изготовления поделок :

1)Рассматривание и анализ образца игрушки.

2)Установление поэтапной последовательности ее изготовления.

3)Выбор способа соединения частей игрушки.

4)Подбор материала и инструментов .

5)Изготовление игрушки.

6)Анализ и оценка поделок.

Подвести итог своей беседы, я бы хотела словами В. А. Сухомлинского :

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Творческие занятия с природным материалом в группах раннего развития

Легостаева Полина

г. Великий Новгород

МАДОУ №72 «Светлячок»