Австралийские дикие племена. Генофонд австралийских аборигенов хранит ключ к тайне выхода человека из африки




Аборигены Австралии

Австралийские аборигены относятся к австралоидной расе, для представителей которой характерны массивное выступание вперед лицевой части черепа, темная кожа, рост волос на лице и теле, широкий нос, волнистые волосы. Численность коренного населения Австралии составляет (на 2001 г.) 437 тыс. человек. Аборигены живут в удалённых от городов районах Северной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, некоторая часть - в городах.

Языки аборигенов

К началу европейской колонизации численность австралийцев составляла около 700 тыс. человек, объединенных примерно в 500 племен, говоривших более чем на 260 языках.

Австралийские языки имеют большое количество диалектов, которые сильно отличаются друг от друга, взаимопонимание между носителями некоторых из них невозможно. Автохтонные языки (то есть языки коренного населения) Австралийского материка не имеют четких генетических связей с другими языками. Их можно разделить на две основные группы: языки пама-нюнга, (характерны для южной части Австралии), и не-пама-нюнга (языки севера и северо-запада).

Предположительно, все языки Австралии являются родственными и произошли от единого протоавстралийского языка, однако эта гипотеза пока детально не доказана. Сведения о языках Тасмании еще более фрагментарны. Там существовало примерно девять общин, каждая из которых говорила на своем языке.

абориген с диджириду

Коренным австралийцам было свойственно многоязычие, взрослое население знало не менее трех языков. Со времени начала колонизации материка европейцами получили развитие новые языки — так называемые «пиджины».

Для аборигенов Австралии был характерен полигинный брак (многоженство), муж чаще всего был старше своей жены.

Быт и культура аборигенов

традиционная живопись аборигенов

Традиционными занятиями австралийских аборигенов являлись охота, рыболовство и собирательство, у населения островов Торресова пролива - ручное земледелие. Австралийцы охотились на животных и птиц, ловили рыбу, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, птичьи яйца, мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков и ракообразных. У австралийцев не было домашних животных, за исключением собаки динго.


Все орудия изготавливались из камня, раковин, костей и дерева. Использовались охотничье оружие (копья), палки-копалки и корытца для переноски растительной пищи, мешки, сумки, веревки. В состав костюма аборигенов входили плетеные пояса, браслеты, головные уборы из перьев. Аборигены не применяли для охоты лук и стрелы, не использовали яд для копий.

В то же время, они знали ядовитые растения, подсыпали их в водоемы, чтобы отравить рыбу, эму и других птиц. Огонь добывали трением двух палок друг о друга. Использовались зернотерки, на которых растирались твердые корни и зерна, раскалывались орехи, дробились кости животных. Корни, клубни, семена вымачивали в воде или подпекали в костре. Змей сворачивали кольцом и запекали в золе. Мелких животных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на части и жарили на раскаленных камнях.

Аборигены вели полукочевой образ жизни. При длительных остановках строили шалаши из жердей, веток, камней, земли. Женщины занимались собирательством, мужчины охотились на крупную дичь. Женщины собранную ими пищу делили только внутри своей семьи. Крупное животное, принесенное мужчиной, делили между всеми членами производственной группы из нескольких семей, таким образом, мясную пищу получал широкий круг родственников. Когда пищевые ресурсы в радиусе 10-13 км от стоянки истощались, группа переходила на новое место.

Верования Аборигенов Австралии

флаг аборигенов в исполнении Австралии

Религия аборигенов Австралии связана с ритуальной жизнью племен и отражает тотемические культы, обряды инициации, интичиума (магического размножения животных своего тотема) и календарные обряды. Представления о космосе развиты слабо. Наиболее распространены мифы, объясняющие происхождение природных объектов - озер, холмов, деревьев и т.п. В мифологии выделяется «время сновидений», когда мифические герои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных, растения. Затем они превратились в священные предметы - скалы, деревья.

Мифические герои - это тотемные предки, прародители определенной породы животных или растений и, одновременно, определенной человеческой группы; в тотемических мифах встречаются кенгуру, собаки, змеи, крабы, эму, опоссумы. В мифах тотемные предки вводят различные обычаи и обряды, учат людей пользоваться каменным топором, добывают огонь. У северных племен есть образ матриархальной прародительницы, символизирующей плодовитую землю, у племен юго-востока - патриархальный всеобщий отец, живущий на небе.

Политика правительства в отношении аборигенов -

Колонизация, сопровождавшаяся истреблением австралийцев, вытеснением их в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к снижению их численности — до 60 тыс. в 1921 году. С XIX в. по 1960-е годы правительство Австралии забирало из семей аборигенов детей-полукровок и отправляло в лагеря по ассимиляции. Там они должны были научиться жить в белом обществе. В ходе этой государственной кампании в лагеря по ассимиляции было отправлено примерно 50 тысяч детей. Положение аборигенов стало улучшаться во второй половине XX века.

В 1967 г. ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, обретение прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев в условиях самоуправления, охраняющие их культурное наследие.

фотография 1906 года

В 2010 г. премьер-министр Австралии Кевин Радд принес официальные извинения коренным жителям Австралии за действия, которые совершили по отношению к аборигенам белые колонизаторы.

Официальные извинения от премьер-министра Кевина Радда

В настоящее время темпы роста численности аборигенов превышают средне-австралийские. Аборигены живут в отдаленных местностях и часто составляют там большинство населения. Так, свыше 27% населения Северной территории приходятся на долю аборигенов. Однако их уровень жизни ниже средне-австралийского. Немногие аборигены сохраняют жизненный уклад своих предков. Традиционные охота, рыболовство и собирательство утрачены.

марка Абориген Австралии

Смотреть видео Аборигены Австралии:

«Либералы были и остаются идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но которая боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть помещиков. Либералы ограничиваются поэтому «борьбой за реформы», «борьбой за права», т.е. дележом власти между крепостниками и буржуазией» Ленин, 1911г.

Австралия и Океания - одной из самых маленьких частей света, её площадь около 9 миллионов км 2 , причем 7,7 млн. км 2 приходится на Австралийский континент, остальное на островные государства Океании. Население тоже не отличается большим количеством: около 25 миллионов человек, большая часть - население Австралии, Тасмании и Новой Зеландии. Состав историко-культурного региона Австралии и Океании - государства Австралия, Новая Зеландия, Вануату, Карибати, Микронезия, Науру, Маршалловы острова, Папуа Новая Гвинея, Палау, Соломоновы острова, Самоа, Тонга, Тувалу и Фиджи.

Австралия и острова Тихого океана были исследованы европейскими мореплавателями намного позже других континентов. Название материка Австралия - плод ошибочной теории ученых 16 века, которые считали что Новая Гвинея, открытый испанцами, и архипелаг островов Огненной Земли, открытой Магелланом, на самом деле это северные отроги нового материка, как они его называли «неведомая южная земля» или по латыни «терра аустралиус инкогнита».

Условно Океанию делят на несколько частей, которые кардинально отличаются как в культуре, так и в этническом составе.

Так называемые «Острова черных» - Меланезия, острова в западной части Тихого океана, ранее бывшие материковой частью Австралии, самый большой из них Новая Гвинея.

Ко второй части, Полинезии или «Многочисленные острова» относится самая южная часть западных островов в составе с Новой Зеландией, также с большим количеством крупных и малых островов, хаотично разбросанных в океане, напоминая по форме треугольник. Его вершина на севере - Гавайи, на востоке - остров Пасхи, на юге - Новая Зеландия.

Часть под названием Микронезия или «Мелкие острова» лежит на севере от Меланезии, это Маршалловы острова, острова Гилберта, Каролинские и Марианские острова.

Коренные племена

Когда европейские мореплаватели в эту часть мира, они застали здесь племена коренных жителей, которые относились к австрало-негроидной группе народов, находящихся на различных этапах развития.

(Папуас из Новой Гвинеи)

Заселение австралийского континента и близлежащих островов в основном происходило за счет племен, приплывших сюда в «поисках счастья» с Индонезии, а также с запада Тихого океана и длилось на протяжении многих столетий.

Новую Гвинею заселили переселенцы с Юго-восточной Азии, принадлежащие к австралоидной расе, затем этот регион еще несколько раз настигала волна миграций, в итоге всех потомков различных «волн» миграций в Новую Гвинею называют папуасами.

(Папуасы в настоящее время )

Еще одна группа переселенцев заселивших некоторую часть Океании, вероятно относившаяся к расе южных монголоидов, попала сначала на остров Фиджи, затем Самоа и Тонга. Тысячелетняя изоляция данного региона сформировала здесь уникальную и неповторимую полинезийскую культуру, которая распространилась на всей Полинезийской части Океании. Население имеет пестрый этнический состав: жители гавайских островов - гавайцы, в Самоа - самоанцы, на Таити- таитяне, в Новой Зеландии - маори и т.д.

Уровень развития племен

(Освоение европейскими колонизаторами Австралии )

Ко времени проникновения европейцев на Австралийские земли местные племена жили на уровне каменного века, что объясняется удаленностью континента от древних очагов мировых цивилизаций. Аборигены охотились на кенгуру и других представителей отряда сумчатых, собиратели плоды и коренья, оружие у них было из дерева и камня. Самое известное приспособление австралийских аборигенов для охоты на дичь - бумеранг, палица из дерева в виде серпа, летающая по кривой траектории и возвращающаяся к своему владельцу. Жили племена австралийцев родовым общинным строем, союзов племен не существовало, каждое племя жило по отдельности, иногда возникали военные конфликты за землю или по другим причинам (например, из-за обвинения в злокозненном колдовстве).

(Современные папуасы по уровню развития уже не отличаются от европейцев, умело перевоплотившисьв актеров национальных традиций )

Население острова Тасмания отличалось по внешности от австралийских аборигенов, они имели более смуглый цвет кожи, курчавые волосы, пухлые губы, что делало их схожими с негроидной расой, проживающей в Меланезии. Находились на самом низком уровне развития (каменный век), работали мотыгами из камня, охотились деревянными копьями. Проводили время в собирательстве плодов, ягод и кореньев, охотились. В 19 веке последние представители тасманийских племен истреблены европейцами.

Уровень технического развития всех племен, населявших Океанию, находился примерно на одном уровне: они пользовались орудиями труда из камня, деревянным оружием с наконечниками из обработанного камня, в ходу были ножи из кости, скребки из морских ракушек. Жители Меланезии пользовались луком и стрелами, выращивали земледельческие культуры, разводили домашних животных. Очень хорошее развитие получил рыболовецкий промысел, жители Океании отлично передвигались по морю на большие расстояния, умели строить прочные сдвоенные лодки с поплавками и плетеными парусами. Были достигнуты успехи в гончарстве, в плетении одежды и в сооружении предметов обихода из растительных материалов.

(К середине XX века коренные полинезийцы уже слились с европейским укладом и современной жизнью общества )

Полинезийцы имели высокий рост, смуглую кожу с желтоватым отливом, вьющиеся пряди волос. Занимались они в основном разведением земледельческих культур, выращиванием различных корнеплодов, одним из главных источников питания и отличным материалом для изготовления одежды, предметов обихода и самых различных приспособлений была кокосовая пальма. Оружие - палицы из дерева, камня и кости. Высокий уровень развития судостроения и мореплавания. В общественном строе существовало разделение труда, деление на касты (ремесленники, воины, жрецы), существовало понятие собственности;

(Также, нынешние Микронезийцы )

Население Микронезии представляло собой смешанную этническую группу, внешность которых была смесью признаков жителей Меланезии, Индонезии и Полинезии. Уровень развития общественного строя промежуточный между строем жителей Меланезии и Полинезии: разделение труда, выделялась группа ремесленников, велся обмен в виде натурального (раковины и бусы), знаменитые деньги острова Яп - огромные каменные диски. Формально земля была общей, а на самом деле принадлежало племенной знати, богатство и власть находились в руках старейшин, их называли юроси. Получается, что у жителей Микронезии к появлению европейцев еще не было своего государства, но они было очень близки к его созданию.

Традиции и обычаи местных жителей

(Традиционные музыкальные инструменты аборигенов )

В Австралии каждое племя принадлежало к определенной тотемной группе, т. е каждое племя имело покровители среди представителей флоры и фауны, которые строго запрещалось убивать или есть. Верили древние австралийцы в мифических предков, которых представляли на половину людьми, наполовину животными, в связи с этим очень распространенным было проведение различных магических ритуалов, например, когда юноши, пройдя испытание мужества и выносливости, становились мужчинами и получали звание воина или охотника. Главным общественными развлечениями в жизни австралийских аборигенов были ритуальные праздники с песнопениями и танцами. Корробори - традиционный церемониальный танец австралийских мужчин-аборигенов, во время которого его участники раскрашенные определенным образом и украшенные перьями и шкурами животных, показывая различные сцены охоты и бытовой жизни, мифологические и легендарные сюжеты из истории своего племени, таким образом общаются с богами и духами предков.

В Полинезии широко развиты различные сказания, мифы и легенды о создании мира, различных божествах и духах предков. Весь мир у них делился на божественный или священный «моа» и простой «ноа», мир моа принадлежал лицам царских кровей, богатой знати и жрецам, для обычного человека священный мир был табу, что значит «особо помеченный». Культовые храмы полинезийцев под открытым небом «марае» сохранилась и до наших дней.

(Геометрические рисунки и орнамент аборигенов )

Тела полинезийцев (племен Маори, жителей Таити, Гавай, острова Пасхи и др.) густо покрывал особый геометрический орнамент, который был для них особенным и священным. Само слово «татау», что означает рисунок, имеет полинезийские корни. Раньше татуировки могли носить только жрецы и уважаемые люди полинезийского народа (только мужчины), рисунки и орнаменты на теле рассказывали о его хозяине, какого он роду племени, его общественное положение, род деятельности, его главные достижения в жизни.

В культуре полинезийцев были развиты ритуальные песнопения и танцы, на весь мир известен популярный таитянский танец «тамуре», который исполняют группа мужчин и женщин, одетые в пышные юбки из прочного волокна растения гибискус. Еще одни знаменитый полинезийский танец «отеа», который узнаваем по роскошным движениям трясущихся бедер танцовщиц.

(Типичное жильё местных племен )

Полинезийцы считали, что общение людей происходит не только на физическом уровне, а еще и духовном, т.е. при знакомстве люди еще соприкасаются душами, поэтому вес ритуалы и обычаи построены в соответствии с этим утверждением. В семьи очень чтят общинные устои, для полинезийцев понятие семьи под названием «фетия», включающим в себя большое количество родственников с обеих сторон, может распространяться на целый поселок или деревню. В таких семейных образованиях сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, ведется совместное хозяйство, решаются общие финансовые проблемы, У женщин полинезиек особое место в обществе, они доминируют над мужчинами и являются главой семьи.

Большинство папуасских племен Новой Гвинеи и сейчас живет, соблюдая обычаи традиции своих предков большими семьями до 30-40 человек, глава семьи мужчина, он может иметь много жен. Традиции и обычаи племен папуасов сильно разнятся, ведь их существует очень большое количество (около 700).

Современность

(Побережье современной Австралии )

На сегодняшний день Австралия и Океания - одна из наименее заселенных частей света. Плотность населения Австралийского континента - 2,2 чел/км 2 . Австралия и Новая Зеландия - государства, имеющие переселенческий тип формирования населения. Здесь в основном преобладают потомки переселенцев из Великобритании, в Новой Зеландии они представляют 4-5 всего населения государства, её даже называют «Британия южных морей».

Австралийские аборигены проживают в центральной части Австралии на малоплодородных землях. Коренные жители Новой Зеландии племена Маори составляют около 12%всех жителей страны. На остовах Полинезии наблюдается преобладание коренного населения: папуасов и других полинезийских народностей, также здесь проживают потомки европейских переселенцев, выходцы из Индии и Малайзии.

(Нынешние туземцы не против к гостеприимству и рады попозировать гостям материка )

Современная культура народов Австралии и Океании в различной степени сохранила свою самобытность и уникальность. На отдаленных островах и территориях, там, где влияние европейцев было минимальными (в глубине Австралии или в Новой Гвинеи) народные обычаи и традиции местного населения осталась практически неизменными, а в тех государствах, где влияние европейской культуры было более сильным (Новая Зеландия, Таити, Гавайи), народная культура претерпела значительную трансформацию, и сейчас мы можем наблюдать только остатки некогда самобытных традиций и обрядов.

Сложностью не отличалось.

Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи. Для земляной печи копали яму глубиной в полметра и разводили в ней костер, куда клали камни. Когда костер прогорал, уголь и пепел удаляли; в яме оставляли лишь раскаленные камни. Туда клали крупную дичь, рыбу и овощи. Больших черепах обкладывали раскаленными камнями и готовили прямо в панцире.

До прихода европейцев, диета аборигенов была хорошо сбалансирована и содержала оптимальное для организма соотношение белков, жиров и углеводов. Многие блюда, запеченные в земляной печи, удовлетворили бы любого гурмана. Удивительно приятный напиток приготовляли из нектара цветов, опущенных в воду. Очень вкусны орехи макадамии, ныне пользующиеся коммерческим спросом. Другие деликатесы – ящерицы, личинки, бабочки и медовые муравьи, вряд ли устроят белых австралийцев. Но наиболее отталкивающим выглядит употребление в пищу человеческого мяса.


Каннибализм

Каннибализм у австралийских аборигенов встречался у многих племен, но практиковался нечасто. Иногда, при нехватке пищи или из ритуальных целей, убивали новорожденных детей, чаще девочек, причем убитых не хоронили, а съедали. Встречались и чисто ритуальные формы каннибализма: поедание трупов умерших родичей, поедание воинами тел и, особенно, сердец убитых врагов и обряд поедания человеческого мяса при инициации (посвящении юноши в мужчину). При всем том, аборигены Австралии не были регулярно практикующими людоедами, их каннибализм не носил систематический характер и не служил подспорьем в питании. Живший среди аборигенов Сид Кайл-Литтл пишет:

«Туземцы Ливерпул Ривер не убивали людей для еды. Они ели человеческое мясо из суеверия. Если они убивали стоящего человека в бою, они съедали его сердце, веря, что наследуют его храбрость и силу. Они съедали его мозг, потому что знали, что там находятся его знания. Если они убивали быстрого бегуна, они съедали часть его ног, надеясь приобрести его скорость».

Интересны объяснения самих аборигенов причин людоедства. В 1933 г. старый вождь с острова Ям поведал журналисту Колину Симпсону, что при инициации ему дали мелко нарубленное человеческое мясо, перемешанного с мясом крокодила. Юноше стало тошно. Целью было «сделать сердце сильным изнутри». Симпсон также описывает, как при рождении ребенка супруги, уже имевшие первенца, ритуально убили новорожденного и накормили его мясом старшего ребенка, чтобы сделать его сильным. Среди других племен родственники съедали кусочки жира покойника из уважения к его памяти. «Мы съели его, – объясняет абориген, – потому что знали его и любили его».


4.4. Семья и брак

Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи . Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью.

Брак обычно устраивали старшие. Молодой человек имел мало шансов получить невесту по вкусу. Невесту ему выбирали влиятельные пожилые мужчины рода. В племени тиви юноше, прошедшему инициацию, обычно обещают в жены еще не родившуюся дочь от сверстницы из «правильной» фратрии: она уже замужем за мужчиной, по возрасту годящимся ей в отцы. С этого момента юноша начинает «зарабатывать» невесту, доставляя ее матери часть добытой дичи. Но жизнь идет, и молодой человек не только мечтает о грядущем счастье, но оглядывается по сторонам и лет в тридцать, если он хороший охотник, женится на женщине, часто старшей по возрасту, вдове одного из усопших патриархов. Позже он обзаводится более молодой вдовой.


Женщина племени ларракия. Северная Австралия. Шрамы на спине означают, что она вдова. Юные женщины сначала поступают в гаремы престарелых мужчин, а когда вдовеют, то выходят замуж за молодых мужчин. Чем больше печаль по усопшему мужу, тем больше рубцов… и привлекательности для молодых мужчин. T.A. Joyce and N.W. Thomas. Women of all nations. 1908. London: Cassel and Co. Фото: Dr. Ramsay Smith and P. Foelsche. Wikimedia Commons.

Лет в пятьдесят, мужчина, наконец, соединяется со своей нареченной. Обычно к этому времени у него, – теперь уважаемого члена племени, на подходе еще несколько невест. Наш герой достиг вершины общественного положения. Его жены родили или собираются родить дочек, поэтому женихи всячески «его обхаживают. Они приносят вкуснейшее мясо дюгоня и жирных гусей». Патриарх проводит старость в почете и достатке. Когда он умирает, его вдовы достаются молодым, еще не женатым мужчинам. Круг замыкается. Но все это относится к умным и умелым мужчинам – недотепа, чаще всего остается без жены.

Сходным образом устраивалась брачная жизнь во всех племенах. Различались лишь детали. В одних племенах жених отдает часть добычи матери невесты, в других – отцу; где-то он дает лишь долю добытого, в других местах преподносит самое лучшее. Решение о помолвке обставляется церемонией. В племени лоритья помолвка объявляется в присутствии всех членов рода. К жениху, лет 12-и – 15-и, а то и пяти, подходит мать невесты и заявляет: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!». А родственники жениха потрясают дубинками и приговаривают: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!».


4.5. Сексуальные отношения

Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее.

У некоторых племен, в частности, аранда в Центральной Австралии, спустя месяц после обрезания проводили продольное рассечение члена. Для этого частично возбужденный член разрезали вдоль уретры, чтобы сделать его подобным члену самца эму с продольной ложбинкой или раздвоенному члену сумчатого зайца валлаби. После такой операции рассечённый член при возбуждении выворачивался наружу и сильно утолщался, что, по мнению аранда, может доставить женщине не меньше удовольствия, чем самка валлаби получает от двурогого члена самца. Обряд продольной надсечки не был связан с контрацепцией, как раньше считали, ведь по понятиям аборигенов семя вообще не связано с зачатием. Они отрицали физическую роль отца и матери и верили, что психические силы отца вызывают из мира сновидений тотем зачатия духа ребенка, который вселяется в мать. Там он и растет до рождения.

Ритуал дефлорации (лишения девственности) описан у нескольких племен Австралии. Аборигены Земли Арнхем еще в 40-е гг. ХХ в. изготовляли для посвящаемых девушек укрытие с входом, известным как священное влагалище. Там девушки, скрытые от мужских взоров, жили некоторое время. Старшие женщины учили их песням, танцам и священным мифам. На рассвете последнего дня девушки совершали ритуальное купание. К этому времени мужчины уже изготовили бумеранги с уплощенными концами. Девушек, мужчин и бумеранги натирают красной охрой, символизирующей кровь. Мужчины бумерангами дефлорируют девушек или имитируют дефлорацию, если девственность уже утрачена. Затем мужчины и девушки совокупляются. В другом племени будущий муж и его «братья» похищают намеченную для брака девушку, по очереди имеют с ней секс, а затем отводят на стоянку к мужу. Описан ритуал, когда мужчины лишают девушку девственности пальцами или палкой в виде члена. Затем, они по очереди совокупляются с ней, собирают собственное семя и выпивают его.

Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.

Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.

Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.

Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами. Вот так, согласно Спенсеру и Гиллену (1927), это выглядело на празднике племени аранда :

«Старый мужчина, глава тотема тьяпелтьери , привел с собой одну из жен и, оставив ее в кустах, подошел к мужчине тотема тьюпила из племени воргайа , одному из племенных отцов женщины. Пошептавшись с ним некоторое время, он отвел его в место, где была спрятана женщина, и тот лег с ней. Тем временем мужчина тьяпелтьери вернулся на место церемонии, сел и стал петь вместе со всеми мужчинами. Тьюпила вернулся и сзади обнял его, а в ответ мужчина тьяпелтьери потер его ноги и руки … и потом он пригласил других мужчин тьюпила , (племенных отцов женщины) и мужчин такомара (племенных братьев женщины), но они все отказались».

Тут характерно, что мужчина фратрии тьюпила , принявший предложение, был гостем, а мужчины тьюпила , отклонившие предложение, местные. То есть, предложение женщины отклоняли, если мужчины живут рядом.

Кроме праздничных развлечений, группы мужчин аранда нередко совершали походы к соседям с целью найти и убить колдуна, наведшего порчу на членов рода. Обычно они предлагали предполагаемому колдуну женщину. Если тот принимал дар и сближался с женщиной, – значит, он безобидный человек. Но если он отвергал женщину, – участь его была печальна. Так с помощью женщин аборигены скрепляли узы дружбы между соседними племенами и наказывали врагов. В отличие от более «культурных» народов, аборигены почти не знали гомосексуализма. Одним из исключений были бора на севере Квинсленда, где подобно папуасам мальчики при инициации имели оральный секс с мужчинами и глотали их семя.


4.6. Аборигены сегодня

Нравы австралийских аборигенов, описанные в этой главе, почти исчезли. В ходе европейской колонизации племена Южной, Восточной и Юго-Западной Австралии вымерли или потеряли культуру. Наблюдения из жизни аборигенов относятся к племенам Центральной и Северной Австралии конца XIX – середины ХХ в. Сейчас и они во многом изменили образ жизни. Но набирает силу движение по возрождению культурных традиций аборигенов. Разумеется, не ритуального каннибализма и убийств колдунов, а понимания природы, знания легенд, своей истории и родословной, песням и танцам корробори под звездами у костров.

Внешний облик, языки

Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и развитое надбровье. У мужчин обильный рост волос на лице и теле. Телосложение худощавое, несколько астеничное; рост средний, иногда высокий. Объем мозга один из самых низких в мире, что не раз использовали для доказательства умственной отсталости аборигенов. Но нужно помнить, что объем мозга положительно связан с мышечной массой тела (поэтому у мужчин мозг больше, чем у женщин), а масса тела у аборигенов мала.


Атака с бумерангом. Племя луритья. Центральная Австралия. 1920.


Аборигенка с ребенком. Западная Австралия. 1916. Национальный музей Австралии.

Несмотря на обширность континента, локальные различия невелики. Аборигены юга Австралии ниже ростом, чем северяне, более широконосы и волосаты. Племена в низовьях реки Муррей исключительно волосаты: длина волос на груди и теле мужчин доходит до 10 см, и даже у женщин растут борода и усы. В Центральной Австралии, у детей, при очень темной коже, нередки светлые, даже белокурые волосы. С возрастом, волосы темнеют и приобретают каштановый или рыжеватый оттенок. Чистокровные аборигены Тасмании (ныне остались только метисы) имели курчавые, как у папуасов, волосы и самый широкий нос в мире.

Австралийские аборигены подразделялись на племена. К концу XVIII в. (времени прихода европейцев) в Австралии жило 400–700 племен. Численность племени составляла от 100 до 1500 человек. Каждое племя имело свой язык или диалект языка, обычаи и территорию проживания. Крупные племена, занимающие большую территорию, могли говорить на родственных диалектах одного языка. В свою очередь, соседние племена также нередко говорили на разных диалектах одного языка. До начала колонизации европейцами в Австралии насчитывалось около 200 самостоятельных языков, не считая диалектов.


Материальная культура

Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети собирали орехи, семена, ягод, съедобные коренья, птичьи яйца, насекомых и личинки. Женщины готовили пищу и переносили нехитрый скарб во время кочевок. Аборигены вели кочевой образ жизни и спали в наскоро возведенных шалашах и под открытым небом. Лишь при продолжительных стоянках строили постоянные шалаши. Одежды у них почти не было, – носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена – бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки.


Религиозные воззрения

В отличие от примитивного быта, духовная культура австралийских аборигенов была довольно развитой. Окружающий мир воспринимался ими как единство духов, людей, животных и природы. Центральное место занимала мифология цикла Времена снов, объединяющая прошлое, когда произошло сотворение мира, настоящее и будущее. Важную роль в актах творения имел Радужный Змей, создатель гор и пещер. Вселенная аборигенов состояла из неба, земли и подземного мира. Лучшим местом было небо, где жили души умерших и божественные существа. На небесной равнине много воды и царит изобилие. Звезды – это костры стоянок небесных жителей. Сильные шаманы могут путешествовать на небо и возвращаться на землю. Аборигены почитали и боялись шаманов, владевших магией и колдовством. Но и простые люди прибегали к магическим обрядам для удачной охоты, любовных успехов и нанесения вреда врагу.

Перед голландцами, первыми ступившими на берег Terra australis incognita предстали аборигены Австралии, представители древнейшей на планете цивилизации. Коренное население не слишком дружелюбно относилось к европейцам, которые с той поры «зачастили» в Новую Голландию, как ее назвал первооткрыватель Виллем Янсзон.

Еще Птолемей нарисовал этот материк на своей карте. Астроном, астролог и географ был убежден, что где-то на юге существует кусочек суши, населенный людьми, и имя ему – Terra australis incognita – «Неведомая южная земля». Именно под таким названием Австралия долгое время фигурировала на картах, будоража умы исследователей, вовлекая в соблазн мореплавателей. Лишь в начале 17 века (1606) догадки Птолемея подтвердились.

Уклад жизни аборигенов Австралии

Согласно одной из версий, аборигены Австралии появились на этой земле 40-60 тыс. лет назад. Некоторые ученые уверены, что материк, от которого тогда еще не отделились Тасмания и Новая Гвинея, был заселен еще 70 тыс. лет назад. Аборигенов Австралии можно считать первыми мореплавателями, ведь они прибыли на континент по морю.

Типичная внешность австралийского аборигена

На протяжении 40 тыс. лет уклад жизни австралийских аборигенов практически не меняется. Если вы не европейцы, постепенно заселившие территорию Австралии, коренные жители континента до сих пор не узнали бы о существовании письменности, телевидения и радио. Справедливости ради стоит отметить, что в самом сердце «аборигенских» территорий – магическом и таинственном аутбэке, аборигены Австралии не поменяли древних привычек.

Ритуальные обряды австралийских аборигенов

В этом бесплодном и засушливом районе проживает практически 17% аборигенов Австралии, самое крупное поселение – 2500 человек. Здесь нет школ, немногочисленных детей обучают при помощи радио, медицинскую помощь жителям оказывают лишь с 1928 года.

Как выглядят аборигены Австралии?

Если посмотреть на фото аборигенов Австралии, то можно увидеть темнокожих людей с копной пышных курчавых волос и широким основанием носа. Лицевая часть черепа имеет немного выпуклую форму. Австралийские бушмены, как иногда называют коренных жителей зеленого континента – очень щуплые, но мускулистые.

Австралийские аборигены — бушмены

Интересный факт. Если посмотреть на фото аборигенов, живущих к северо-востоку от Австралии, на Соломоновых островах, то практически 10% из них – блондины с очень темной кожей. Почему? «Постарались» европейские мореплаватели? Особый ген? Ученые много спорили, но лишь недавно было доказано, что на цвет волос этих аборигенов Австралии действительно повлиял генетическая мутация тысячелетней давности. Блондины-европейцы тут не причем.

Фото аборигенов Австралии явственно подтверждают, что их вполне можно считать тремя отдельными расами. В провинции Северный Квинсленд живут самые древние представители австралоидной расы – аборигены баринеанского типа, отличающиеся самым темным цветом кожи.

Шрамирование — характерный вид украшения тела австралийских аборигенов

Долину самой крупной австралийской реки Муррей населяют аборигены Австралии мюррейского типа. Это – люди среднего роста с весьма обширным волосяным покровом на голове и теле. Ученые считают, что они относятся ко второй волне мореплавателей-переселенцев.

Бумеранг — традиционный вид оружия австралийского аборигена

На севере зеленого континента живут самые высокие аборигены Австралии, относящиеся к третьей волне переселенцев. Кожа у них темнее, чем у мюррейцев, растительность на теле практически отсутствует, копна волос тоже не отличается особой густотой.

На каких языках говорят аборигены Австралии?

Язык аборигенов Австралии к тому моменту, как на берега зеленого континента высадились первые европейцы, состоял из 500 наречий. Их вполне можно было считать собственными диалектами или даже отдельными языками, настолько они были не похожи один на другой.

Австралийским аборигенам присуще сухопарое, жилистое телосложение и высокий рост

Сегодня у каждого из племен аборигенов Австралии свой язык. Его мелодика не похожа ни на один из европейских, азиатских или африканских. На данный момент лингвисты насчитывают более 200 диалектов. Подавляющее их большинство существуют лишь в устной речи, письменность развита лишь у нескольких племен.

Традиционные танцы австралийских аборигенов — подражание повадкам животных

Интересный факт. Практически все племена аборигенов Австралии владеют английским. В 2007 году для коренного населения зеленого континента был открыт телевизионный канал, вещание на котором ведется именно на языке Шекспира. Наречий настолько много, что это – единственно приемлемый вариант.

Святыни и обычаи аборигенов Австралии

Главный объект поклонения всех австралийских бушменов – священная гора Улуру. «По совместительству», это самое таинственное место зеленого континента. Аборигены Австралии считают (высота – 348 м) – дверью между мирами. Ученые считают, что возраст местной святыни – 6 млн. лет. Естественно, названий у скалы несколько. Европейцы именуют ее Айрес-Рок или Эйрс, и экскурсии к святому месту являются весьма популярными.

Священная гора для австралийских аборигенов — «сердце Австралии» гора Улуру

Рядом с Улуру по сегодняшний день аборигены Австралии совершают свои обряды. Согласно поверью, подниматься на ее вершину – святотатство, способное навлечь на человека гнев духов, населяющих потусторонний мир, и предков, перешедших «Вечный Период Сновидений». Стоит отметить, что несколько несчастных случаев, произошедших с «нечестивыми» туристами, вполне подтверждают этот факт.

Декоративно-прикладное творчество австралийских аборигенов

Главное изобретение аборигенов Австралии – бумеранги. Считается, что управлять этим оружием охоты может исключительно истинный воин. Специально для туристов на восточном побережье зеленого континента (местечко Тжапукай) коренные жители создали некоторое подобие национального парка для туристов, где «неумелых» иностранцев учат обращению с исконным оружием всех австралийских племен. На словах это – легко, но на деле не очень. Скорость полета тяжелого бумеранга может достигать 80 км в час. Не рассчитал силу броска, не так замахнулся – удар по голове может иметь серьезные последствия.

Музыка аборигенов Австралии

Музыка австралийских аборигенов – это обрядовые, бытовые и этнические песнопения. В племенах, населяющих северные районы зеленого континента, распространено индивидуальное пение под аккомпанемент ударных инструментов. На юге и в центральной части Австралии – групповое пение.

Традиционная дудка австралийских аборигенов — диджериду

Многие музыкальные инструменты аборигенов Австралии имеют сакральное (священное) значение. Это – магическая гуделка, материалом для которой служат камень и дерево, с нанесенными на них священными знаками. Звуки, которые она издает, вряд ли можно назвать очень приятными для слуха.

За 2-3 часа австралийский абориген может обеспечить себя пропитанием, находясь в пустынной местности, — в пищу идут гигантские черви и личинки насекомых

Бумеранг — это оружие, придуманное австралийскими аборигенами

Духовным инструментом считается диджериду, над созданием которого потрудилась сама природа. Это – ствол дерева (эвкалипта или бамбука), сердцевина которого полностью выедена термитами. Длина его варьируется от 1 до 3 м. Другие названия «термитного» инструмента – йедаки и дидьериду. Украшают инструмент тотемные рисунки определенного племени аборигенов Австралии.

Австралийские аборигены считаются возможно самой древней из живущих на Земле цивилизаций. И в то же время одной из самых малоисследованных и понятых. Прибывшие в "Австралию" (тогда она называлась "Новая Голландия") в 1788 году английские колонисты назвали её коренных жителей "аборигенами", заимствовав этот термин из латыни: "ab origine" - "от начала".

До сих пор точно не установлено, и вряд ли когда-нибудь точно будет установлено, когда именно и каким образом попали предки современных аборигенов на этот материк. Но принято считать, что коренные жители Австралии попали сюда через море примерно 50,000 лет назад с территории нынешней Индонезии.

До прихода европейцев в Австралию, аборигены жили по всей территории Австралии и насчитывали около 250 народностей с собственными языками (которые не относятся ни к какой другой языковой группе), большинство из которых в настоящий момент уже "вымерли". Аборигены вели первобытный образ жизни (собирали плоды, охотились на птиц и животных, ловили рыбу, жгли костры и жили в лесах, пустынях, саваннах) на протяжении тысячелетий вплоть до недавнего времени. В то же время нельзя однозначно сказать, что австралийские аборигены являлись первобытными людьми, поскольку у них существовала своего рода религия (верования, мифология "Времени Сновидений", церемонии, традиции, инициации) и поддерживалось собственное культурное наследие (аборигенская музыка, танцы, наскальные рисунки, петроглифы). Аборигены Австралии имели определенные понятия об астрономии, хотя толкование и название звезд и созвездий совсем не совпадало с европейской астрономией.

Самое поразительное, пожалуй, насколько сильно отстал "прогресс" аборигенской цивилизации от европейской, находясь на значительном удалении от Европы и в особых климатических условиях. Эта разница насчитывает, возможно, несколько десятков тысяч лет. Некоторые племена сохраняли такой образ жизни до начала 20 века на удаленных островах севера Австралии, продолжая жить в уединении с природой.

С приходом европейцев жизнь и будущее аборигенов Австралии коренным образом изменились бесповоротно. С 1788 года начинается чёрная полоса в истории исконных жителей Австралии. Большинство коренных жителей Австралии изначально мирно и с интересом встречали пришельцев из Европы, хотя некоторые племена встречали колонистов "в штыки". В течение первых 2-3 лет около половины (а в некоторых случаях и больше) всех австралийских аборигенов, имевших контакт с европейскими пришельцами, вымерли от неизвестных им болезней и вирусов (занесенных европейцами), от которых у коренных жителей Австралии не было никакого иммунитета. Самыми распространенными заболеваниями, от которых гибли аборигены, были оспа и корь.

Кроме того, колонисты убивали аборигенов, прогоняли их с исконных земель, издевались над ними, насиловали их женщин, травили ядом, насильно переселяли и насильно отбирали у них детей. Государственная политика насильственного отъёма детей из аборигенских семей под титулом "Ассимилиция коренных жителей Австралии" продолжалась вплоть до 1970-го года (а в некоторых местах и дольше). Этих детей аборигенов, лишенных собственных родителей, сейчас называют "Украденным Поколением". Большую долю 20-го века у аборигенов Австралии не было даже гражданства до 1967 года.

В наши дни ситуация стала меняться в лучшую сторону. Начиная с 1998 года, 26 мая в Австралии отмечается как "День Сожаления" (или "День Прошения Прощения") перед австралийскими аборигенами за все то, что им пришлось пережить и претерпеть, начиная с 26 января 1788 года, когда английский капитан Артур Филипп основал первую британскую колонию в Австралии. Долгое время австралийское правительство отказывалось принести публичное извинение перед аборигенами за несправедливости, геноцид и целенаправленную политику по искоренению аборигенской расы, которые проводились в течение 19 и 20 веков. Однако 13 февраля 2008 года премьер-министр Австралии Кевин Радд впервые публично принес извинения всем австралийским аборигенам от имени парламента Австралии. Это был важный шаг в "примирении" аборигенов с другой частью населения Австралии. Хотя это извинение было принесено на английском языке и не переведно ни на один из аборигенских языков, что априори можно считать несправедливостью и уничижением аборигенов. Сейчас аборигены не любят вспоминать и говорить на тему "Украденного Поколения", которая является для них "больной".

В наши дни аборигены проживают по всей территории Австралии, хотя в больших городах их редко можно встретить. Большинство аборигенов теперь говорят на английском языке и живут в центральных и северных территориях Австралии. Среди аборигенов распространено злоупотребление алкоголем и наркотиками, среди них выше смертность и преступность и очень высокиий уровень безработицы, что опять же отчасти "стимулируется" государством.

В то же время, среди аборигенов Австралии есть выдающиеся личности: известные спортсмены, талантливые музыканты, ученые, бизнесмены и политики. К сожалению, таких немного. Обычно сами аборигены предпочитают, чтобы их не называли "аборигенами", поскольку все они относятся к разным народностям (племенам) и не любят, когда их обобщают этим термином.

Где посмотреть аборигенов в Австралии? Как увидеть австралийских аборигенов? Где живут аборигены в Австралии?

Большинство австралийских аборигенов в наши дни живут в восточных и северных территориях Австралии (штат Новый Южный Уэльс и штат Квинсленд), хотя их можно найти практически в любом городе. Примерная численность аборигенов составляет около 520,000 человек, т.е. 2,5% от населения Австралии. Практически в каждом городе Австралии есть "центр аборигенской культуры", где можно соприкоснуться с этой культурой, а иногда и встретить аборигена.

Чтобы не просто "поглядеть" на аборигенов, но узнать о них побольше, понять их, и хотя бы немного познакомиться с их культурой и знаниями и историей, я предлагаю Вам приехать в Австралию и побывать на одной (а можно и не одной) из наших индивидуальных экскурсий.

На наших экскурсиях русскоязычный гид расскажет Вам подробно о прежней и нынешней жизни аборигенов в Австралии, об их мифологии и знаниях, об их проблемах и культуре. Мы знаем разные места, где сможем показать Вам настоящих австралийских аборигенов. На некоторых наших экскурсиях Вы сможете увидеть аборигенские танцы, услышать музыку в исполнении аборигенов на традиционных аборигенских инструментах (см. Диджириду), посмотреть как они бросают бумеранги и копья на охоте, и просто пообщаться с настоящими австралийскими аборигенами. Наши русские гиды в Австралии также знают места, где можно увидеть подлинные древние наскальные рисунки и петроглифы аборигенов (от 2000 до 20,000 лет), точильные камни и камни для разведения огня (не в музее!), аборигенские пещеры и церемониальные места, которыми пользовались аборигены в течение тысячелетий.

Всё это Вы можете сами увидеть своими глазами со мной или нашими русскоязычными гидами в Австралии и больше узнать про аборигенов Австралии.

Наши экскурсии в Австралии, на которых Вы можете увидеть настоящих аборигенов, поговорить с ними или посмотреть следы их жизнедеятельности (рисунки, следы, петроглифы, аборигенские места, пещеры):

Сидней :

  • Экскурсия с русским гидом на Север от Сиднея в национальный парк Куринг-Чейс - S5
  • Обзорная экскурсия по Сиднею с частным русским гидом на индивидуальном автомобиле - S2 (полный день)
  • Голубые Горы и парк австралийских животных - тур с русским гидом - S4
  • Путешествие в столицу Австралии - Канберру - тур с русским гидом - S9

Мельбурн :

  • Обзорная экскурсия с русским гидом по достопримечательностям Мельбурна на полный день - М2
  • Турпакет экскурсий из Мельбурна с русскоязычным гидом на 4 дня -TPM4-5-8-2012

Кернс :

  • Экскурсия в Куранду на фуникулёре с русскоговорящим гидом - CR07
  • Экскурсия из Кэрнса с русским гидом по австралийским диким животным и в тропическoe плоскогорье Tablelands на полный день - 10 часов - CR08
  • Многодневный Тур-пакет 3 дня/2 ночи с экскурсиями и проживанием из Кернса с русскоговорящим гидом - TPCR01

Культура австралийских аборигенов

Музыка

Австралийские аборигены испокон веков умели изготавливать музыкальные инструменты. Самый известный из них - Диджириду - труба длиной от 1 до 2-х метров из сука или ствола эвкалипта, проеденная термитами по центру. Очень тяжело научиться на ней играть: для этого требуется очень много практики и нужны сильные лёгкие. Хорошие аборигенские исполнители на Диджириду могут играть на ней беспрерывно в течение часа (без остановки и паузы). Во время игры на Диджируду часто исполнитель разнообразит игру гортанными звуками или языком для придачи дополнительного эффекта и подражает звукам животных и птиц, т.к. кукабарра (смеющаяся кукабурра).

Танцы

Аборигены часто в своих танцах имитируют разных коренных животных Австралии, т.к. кенгуру, валлаби, эму, змея, подражая их походке и движениям.

Многие танцы похожи друг на друга и сопровождаются игрой на диджириду и ударных палках. Некоторые танцы используются аборигенами только в определенных целях или время года, есть ритуальные танцы.

Наскальные рисунки и петроглифы аборигенов

По всей Австралии насчитывается около 50,000 мест, где обнаружены следы аборигенской живописи (рисунки на камнях или петроглифы, выбитые в камне, либо отпечатки ладоней и пальцев, сделанные при помощи охры -высохшей растертой глины с песчанником). Однако в целях избежания вандализма, большая часть этих мест держится в секрете и недоступна для посещения неспециалистами. Есть некоторые места, где все же можно увидеть наскальные рисунки аборигенов.

Для того, чтобы увидеть эти рисунки или петроглифы и познакомиться с аборигенской культурой, мы приглашаем Вас на наши русскоязычные экскурсии с русскими гидами в Австралии. Мы знаем эти места и готовы их показать Вам на наших экскурсиях в Сиднее, Мельбурне и Кернсе.

Бумеранги, щиты и копья

Австралийские аборигены изобрели уникальный вид оружия - бумеранг. Слово бумеранг происходит от аборигенского слова "Вомурранг" или "Боумарранг", что значит "возвращающаяся палка для метания" на языке аборигенского племени Турувал (Turuwal). В основном бумеранги использовались для охоты на птиц, но и применялись как оружие в конфликтах с другими племенами или для охоты на крупных животных. Для того, чтобы бумеранг вернулся, необходимо обладать навыками: уметь его бросать под определенным углом, правильно держать, вовремя отпустить и учитывать ветер. Также, у правильного бумеранга должны быть некоторые срезы на конечностях, без которых он не сможет вернуться.

Аборигены также пользовались разными метательными копьями на охоте и в конфликтах, и некоторые из них могут бросать копья на расстояние до 100 метров с точным попаданием в цель размером с кокосовый орех.

Щиты в основном были узкими и использовались для церемониальных целей и танцев, но и могли применяться для защиты от нападений других племен тоже.

Если Вы хотите посмотреть как правильно бросать бумеранг или копье, попробовать самому бросить бумеранг и познакомиться поближе с аборигенской культурой, мы приглашаем Вас на наши русскоязычные экскурсии с русскими гидами в Сиднее, Мельбурне и Кернсе.

Copyright 2012 Samoorai International