Апостол лука. Святой апостол и евангелист лука




С вятой апостол и евангелист Лука родился в Антиохии Сирийской. Он получил высокое и разностороннее греческое образование, был врачом и хорошо владел искусством живописи. Услышав о Христе, святой Лука прибыл в Палестину, где горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников он был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 13). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус (Лк. 24,13-35).

Святой апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла и с тех пор был его постоянным спутником, разделяя с ним все трудности благовестнического подвига. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла (+ ок. 67) святой Лука покинул Рим и продолжил проповедь в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде. В городе Фивы он мученически окончил земной путь на 85-м году жизни во время гонения Домициана.

Апостол Лука написал Святое Евангелие в 62-63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении Евангельской проповеди.

Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, повествующую о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Спасителя. Богословским предметом Книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое Христовой Церковью от Вознесения и Пятидесятницы до второго пришествия Христова.

По Преданию Святой Церкви, апостол Лука написал первые иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, при виде которых Пресвятая Богородица, благословляя образы, пророчески произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Апостол Лука написал также иконы святых первоверховиых апостолов Петра и Павла.

Иконографическим символом святого Евангелиста Луки является телец, жертвенное животное у древних евреев.

Из всех четырёх евангелистов именно апостола Луку можно назвать историком в строгом смысле этого слова. Его двухчастный труд - Евангелие и Деяния святых апостолов - добросовестный и чёткий рассказ о событиях в их последовательности; он выполнен в соответствии со всеми требованиями исторического жанра. Кроме того, писания Луки - замечательное литературное произведение, написанное на отменном греческом языке.

Среди современных исследователей и толкователей нет единого мнения: кто из евангелистов написал свой труд раньше - Матфей или Марк? Зато можно с уверенностью сказать, что Лука был по времени третьим. Наверняка ему был хорошо знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками. Эти три Евангелия часто называют синоптическими; это греческое слово не имеет в данном случае отношения к прогнозу погоды, а означает, что три автора «смотрели вместе». Их тексты гораздо ближе друг к другу, чем к Евангелию от Иоанна, написанному намного позже и совсем по-другому,- он как раз стремился дополнить синоптиков и подробно рассказать о том, о чём они промолчали.

Матфей и Марк были свидетелями многих евангельский событий, а вот о Луке такого не скажешь. Предание называет его одним из 70-ти апостолов, но Евангелия его не упоминают, и уж никак не видно по его собственному тексту, чтобы он говорил как очевидец. Мы встречаем его самого только в книге Деяний, и то не с самого начала, где он сопровождает апостола Павла (который, кстати, тоже никак не участвовал в евангельской истории). Упоминается он и в некоторых посланиях Павла как его самый верный и близкий спутник и даже как личный врач. Из тех же источников мы знаем, что Павел страдал каким-то серьёзным заболеванием, так что помощь Луки была ему необходима. Кстати, взгляд врача виден и на страницах его Евангелия: описывая исцеления больных, Лука уточняет, какой именно болезнью они страдали.

Но, казалось бы, какое право имел такой человек рассказывать об Иисусе, когда ещё были живы и всем известны непосредственные свидетели тех событий? Но и сегодня далеко не всегда мы знаем о случившемся от очевидцев, чаще нам рассказывают об этом историки. Таким историком был и Лука. Как он сам говорит в предисловии к своему Евангелию, о жизни Иисуса тогда повествовали многие (и наверняка не все честно), так что стоило тщательно расспросить очевидцев, сравнить все доступные источники и составить наиболее полное и достоверное повествование. Именно так он и поступил. Видимо, этот текст был создан в Риме в начале 60 х годов, и скорее всего под руководством Павла.

Как и о других синоптиках, мы знаем о Луке довольно мало. Родился он, по преданию, в Антиохии Сирийской, это был один из крупнейших городов того времени, где сразу после Воскресения возникла христианская община. Вероятнее всего, он был не евреем, а греком (единственным среди всех новозаветных авторов!), и уж во всяком случае он получил хорошее образование и прекрасно писал по-гречески. Предание называет его врачом и художником (иконописцем, как принято говорить в церковной традиции), именно он написал первый портрет, или икону, Богородицы. В этом нет ничего необычного: в те времена такой узкой специализации, как сегодня, не было, и человек, сведущий во врачебном искусстве, вполне мог разбираться в живописи и историографии.

Во всяком случае, именно его Евангелие, единственное из четырёх, рассказывает так подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Иисуса: как вместе с семьёй Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Иосиф к тому моменту давно умер, так что рассказать обо всём этом ему могла только Дева Мария - может быть, рассказывала Она как раз в то время, когда он писал Её портрет?

Точность и внимание к деталям характерны для Луки. Например, только он рассказывает о благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте. В этом нет ничего удивительного: ученики Иисуса почти все разбежались, а кто оставался у Креста, едва ли прислушивался к словам разбойников, распятых вместе с Ним. Но Лука нашёл и такого свидетеля, который расслышал и запомнил разговор Иисуса и того самого покаявшегося разбойника, которому была обещана скорая встреча в раю.

Как Матфей приводит в деталях ветхозаветные пророчества, как Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, так Лука особенно подробно говорит о Его жертвенной смерти и её спасительном значении для человечества. Именно поэтому его символом был избран телец - жертвенное животное.

Но главное отличие этого Евангелия от остальных - это его литературное изящество. Лука сочетает разные стили (к сожалению, в современных переводах эта черта его книги обычно пропадает): тут мы видим и изысканную греческую прозу, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения. Лука явно писал для взыскательной и образованной эллинистической публики, которую надо было не просто удивить новыми мыслями, но и преподнести им эти мысли в изящной форме, иначе они и слушать не станут.

Вершина его литературного мастерства, пожалуй, притчи. Именно у Луки мы встречаем те истории, которые прекрасно знакомы даже людям, не открывавшим Библии: например, о блудном сыне или о богаче и Лазаре. Притчи вообще занимают существенную часть в этой книге: это небольшие истории, для понимания которых не нужно обладать какими-то глубокими познаниями из истории или палестинской географии, да и вообще почти ничего не нужно знать, чтобы понять общий смысл… а вот проникнуть в глубину бывает уже не так просто. Перед нами проходит череда бытовых сценок, которые легко запомнить, но сделать из них однозначные выводы получается не всегда. Почему, например, Христос похвалил неверного управителя, который списал должникам своего господина часть долга? До сих пор толкователями предлагаются разные ответы.

Лука, как мы видим, не стремится к прямой назидательности (поступай хорошо и не поступай плохо), он, скорее, выражает свою мысль метафорами. Вот притча о блудном сыне… Но разве этот сын - её главный герой? Беспутный юноша, который оскорбил отца, растратил его деньги, а потом к нему вернулся - это очень понятный образ, такое в жизни порой действительно происходит. Тут и говорить особо не о чем. Но притча эта заставляет нас удивиться другому: совершенно нелогичным кажется поведение отца. Он не препятствует своему дерзкому сыну уйти, терпеливо ждёт его возвращения и принимает сразу же, как только видит. Имеет право сурово наказать его, но прощает, не дав даже договорить, и возвращает прежнее достоинство. Не так ли ожидает нашего покаяния Небесный Отец? Вот и выходит, что притча вовсе не о блудном сыне, а о терпеливом и бесконечно любящем отце.

А может быть, она ещё и о старшем брате? Он так старательно выполнял все повеления, он был образцовым сыном - и ему, конечно, совсем не понравилось, что отец проявил милость к этому распутному юноше, которого он и братом своим не хотел теперь называть. Разве это справедливо? Но оказывается, что быть сыном отца можно только в том случае, если твой самый беспутный брат остаётся для тебя братом. Да и о многом другом можно было бы говорить в связи с этой притчей, она не похожа на басню, в которой только одна, всем очевидная мораль. Эта история даёт нам сразу много уроков, раскрывается разными своими гранями в зависимости от того, как мы посмотрим на неё.

А ещё Лука - мастер художественной детали. Вот он описывает, как Иисус исцелил десять прокажённых и они пошли в Храм, чтобы отныне жить среди прочих людей, здоровыми и счастливыми. Только один возвращается поблагодарить Целителя… «И это был самарянин». Презираемый иноплеменник, чужак! Может быть, остальные девять терпели его лишь пока все они были прокажёнными изгоями, а теперь они идут в Храм, куда самарянину хода нет, и ему ничего не остаётся, как отделиться от них? А может быть, он вспомнил о простой человеческой благодарности именно потому, что ему невозможно было исполнить обряд? И как вообще так получилось, что самый дальний, самарянин, вдруг стал самым ближним, как и в другой притче, говорившей о милосердии? Есть над чем задуматься.

Или рассказ о том, как после Тайной Вечери Иуда торопится совершить предательство. Лука завершает этот рассказ всего тремя словами: «Была же ночь». Казалось бы, излишнее напоминание, и так мы уже знаем из всего повествования, что время позднее… и только тут мы понимаем, что речь идёт не просто о времени суток, но о тьме, которая сгустилась над городом Иерусалимом, вошла в душу Иуды и надеется теперь взять верх и над Иисусом. Он и горстка учеников, слабых и непонятливых, - вот единственный свет в этой ночи, но она обязательно сменится рассветом.

Чтобы этот рассвет увидели люди из разных стран и народов, Лука и отправился с Павлом в одно из его миссионерских путешествий, которое он подробно описал в Деяниях, постоянно используя местоимение «мы» и ничего при этом не говоря лично о себе. Тоже яркая черта характера! Насколько детально изображён Павел, его неизменный учитель и спутник с момента их совместного выхода на проповедь, настолько неприметен в этой книге сам автор.

После смерти апостола Павла Лука продолжил миссионерство в Италии, Галлии, Далмации, Греции, бывал он и в Африке. В этих землях он проповедовал Евангелие, основывал христианские общины и исцелял людей, уже не только как врач, но и как апостол. Он принял мученическую кончину в старости, в греческом городе Фивы, где его распяли на растущей маслине за неимением готового креста. Там же было похоронено его тело, а позднее, в IV веке, оно было перенесено в Константинополь. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы. Память апостола отмечается 22 апреля и 18 октября (по старому стилю).

Выше было сказано, что в Евангелиях о самом Луке не говорится ничего. Это так, но всё же есть одна зацепка… В самом конце своего Евангелия Лука упоминает некоего безымянного ученика Иисуса, который вместе с другим учеником, Клеопой, вскоре после Воскресения (о котором они ещё ничего не знали) шли из Иерусалима в селение под названием Эммаус. По дороге они беседовали обо всех произошедших в Иерусалиме событиях: их надежды на то, что Иисус установит Своё Царство здесь и сейчас, не оправдались. И вдруг они встретили странного человека, который стал расспрашивать их, чем они так опечалены. А потом он объяснил им, начиная с ветхозаветных пророчеств, что именно так и должен был пострадать Христос ради спасения людей.

Так они вели учёные беседы по пути, а вечером Клеопа и неназванный ученик пригласили своего спутника разделить с ними трапезу. И когда он благословил и преломил хлеб, они узнали Его голос, Его руки, Его лицо - это и был воскресший Учитель! Пока Он беседовал с ними по дороге, у них «горело сердце», но разум был слишком занят сложными богословскими вопросами, чтобы вот так просто узнать Его - для этого потребовалось получить преломлённый Им хлеб, принять участие в одной трапезе с Ним.

Похоже, что эту историю рассказал действительно очевидец - так много он привёл деталей, так увлечён он был своим повествованием. И может быть, второго ученика, чьё имя не названо в рассказе, действительно звали Лука? Во всяком случае, этот рассказ повествует обо всех тех, кто получил хорошее образование, собрал множество исторических фактов, задумался над их интерпретацией… и всё-таки для главного, решающего вывода потребовалась живая и непосредственная встреча с Учителем. И этот урок апостола и евангелиста Луки мне особенно дорог и близок.

Андрей Десницкий


18 (31) октября - память апостола и евангелиста Луки.

Еще при жизни Христа святой Лука воспринял от Господа нашего спасительное слово и в числе 70-ти учеников был послан на проповедь Евангелия. Апостол Лука – сподвижник апостола Павла в его миссионерских трудах.
В 62-63 годах в Риме святой Лука написал Евангелие, в котором наиболее полно и в хронологическом порядке изложил все, что было известно современникам об Иисусе Христе.
Согласно преданию, апостол и евангелист Лука написал первые иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла .

В Риме святой Лука написал свое Евангелие (от Луки) и книгу Деяний святых Апостолов .
В Евангелии Лука изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали "бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова".
Святой апостол Павел одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла.



После двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука сопутствовал апостолу Павлу.
В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол Павел сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание. Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме.

Проповедь Евангелия После Кончины Апостола Павла.

После мученической кончины первоверховного апостола Павла, святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

В Италии, Далмации, Галлии, Македонии.

По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии а также в соседней с Македонией Ахаии. В Македонии святой Лука и ранее трудился нисколько лет.

В Египте.

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию, и в Египте (в Фиваиде) многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года.


О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия перенести мощи святого Луки в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение.
Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершалось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами.


Святой Лука Пишет Прижизненный Образ Пресвятой Богородицы.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: – Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут.
http://www.calend.ru

Апостол Лука - это один из главнейших звеньев некой длинной цепи, которая берёт своё начало ещё со времён жизни первого пришествия Иисуса. Будучи учеником самого Спасителя, он отдавал Ему всю свою любовь и служил ему с невероятной преданностью и самоотверженностью. Также он всегда считал, что лечить больных людей - это величайшее дело человечества, никак не относящееся к обогащению и славе.

Вы наверняка слышали многочисленные истории о том, что через свои лики Святые до сих пор исцеляют многих безнадёжно больных людей. Так и Святой Апостол Лука, который и по сей день, по рассказам многих излеченных, помогает отчаявшимся людям выздоравливать, являясь им во сне или посылая к ним тех врачей, которые реально смогут помочь. В это сложно поверить, не правда ли? Но, как известно, чудеса на земле, так или иначе, происходят. А верить в них или нет, право каждого. А мы в свою очередь постараемся разобраться, кем был Святейший Лука, почему же он выбрал именно профессию лекаря, какие чудеса он творил, а также чем занимался помимо всего прочего.

Апостол Лука. Биография Святейшего

Святой апостол и евангелист Лука родился в Сирийской Антиохии. Он являлся одним из 70 учеников Иисуса Спасителя, был сподвижником Святого Павла и истинным врачом с золотыми руками. Когда по городу прошёл слух о том, что Христос был послан на землю, Лука незамедлительно направился в Палестину, где со всей душой и любовью принял учение Христа Спасителя. Апостол Лука был послан Богом одним из самых первых из всех 70 учеников. Он, собственно, первым и проповедовал о Царствии Господнем.

С юных лет будущий Апостол Лука, житие которого было полностью посвящено Всемогущему, занимался наукой. Он полностью изучил иудейский закон, ознакомился с философией Греции, а также в совершенстве познал искусство врачевания и два языка.

Во время распятия Иисуса Христа Святой Апостол Лука стоял и, скорбя, наблюдал за этим страшным для всего христианского общества событием, в отличие от многих других учеников, которые предали и отреклись от него. За эту нескончаемую верность Лука был одним из первых, которому довелось наблюдать за Воскрешением Господним, о котором он узнал вместе с Клеопой, повстречав ожившего Иисуса по пути из Еммауса.

После того как Господь отправился в Своё Царство, Лука с прочими апостолами продолжили проповедовать Его Святое Имя, получив перед этим Божье благословение.

Но вскоре христиан и апостолов начали изгонять из Иерусалима, поэтому многие покинули город и отправились ведать о Боге в другие страны и города. Лука же решил посетить свой родной город Антиохию. По дороге он решил рассказать о Боге в городе Севастия, где неожиданно для себя увидел нетленные мощи Иоанна Предтечи. Апостол Лука пожелал забрать их с собой в свой родной город, но преданные христиане отказали ему, ссылаясь на вечную преданность и почитаемость Святого Иоанна. Тогда Лука забрал от мощей только руку, над которой когда-то молился сам Иисус, приняв от неё крещение, и с этим несметным богатством отправился на родину.

Совместные труды и дружба с Апостолом Павлом

В Антиохии Луку встретили с радостью. Там он вступил в число соратников Святого Проповедника Божьего Павла и стал помогать ему проповедовать имя Христово. Они рассказывали о Боге не только иудеям и римлянам, но и язычникам. Павел всем сердцем полюбил Луку. А тот, в свою очередь, считал его своим отцом и величайшим наставником. В то время, когда Павла заключили в темницу, Лука до последней минуты был с ним и облегчал его страдания. Как говорит предание, он лечил головные боли, слабое зрение и другие болезни, настигшие в то время Павла.

После долгих страданий Святой Апостол Павел умер, а Лука отправился в Италию, а после этого посетил Грецию, Далматию, Галию, Ливию, чтобы проповедовать слово Божие. Он принял много страданий за то, что рассказывал людям о Господе.

Смерть Луки

После того как Лука вернулся из Египта, он стал проповедовать в Фивах, под его началом была построена церковь, в которой он исцелял больных от душевных и телесных болезней. Здесь же Лука - Апостол и Евангелист - умер. Поклонники идолов повесили его на оливковом дереве.

Похоронили Святого в Фивах. Господь, ценивший своего ученика, во время его похорон послал на его могилу дождь из целительного каллурия (примочка от глазной болезни). Больные, которые долгое время приходили на могилу Святого Луки, в тот же миг получали исцеление.

В IV веке император Греции, узнав о целительной силе умершего Луки, послал своих служащих доставить мощи Святого в Константинополь. Через некоторое время произошло чудо. Анатолий (царский постельничий), который практически всю свою жизнь лежал в постели из-за неизлечимой болезни, услыхав, что мощи Апостола Луки несут в город, приказал отнести себя к ним. От души помолившись и дотронувшись до гроба, мужчина мгновенно исцелился. После этого мощи Луки были перенесены в церковь, построенную во имя Святых Апостолов Божьих.

Почему Святой Лука стал именно врачом?

Все ученики Божьи творили добро совсем не для получения славы и известности, как это делают многие колдуны, а во имя Господа и спасения людей. Мало того, Святые продолжают творить чудеса и по сей день через Церковь и свои лики, продолжая тем самым доброе дело Иисуса Христа.

В своих проповедях Святой Апостол и евангелист Лука всегда объяснял, почему он решил стать именно врачом. Ему не нужна была ни слава, ни деньги, он просто хотел помочь человеку своим даром и облегчить его страдания. Он говорил людям: «Вы когда-либо думали, почему Бог послал апостолов на землю не только проповедовать Евангелие, но и лечить больных людей? Господь всегда считал, что исцеление и проповедь являются самыми важными делами человека. Он сам лечил, изгонял демонов и воскрешал. А теперь это задача апостолов. Господь всегда считал, что болезнь - это самая серьёзная проблема человечества, которая приводит к отчаянию, самой страшной боли, разрушая тем самым жизнь. Взамен Спаситель просил только любовь и милость, а также сострадание к болеющему человеку. А тот врач, который будет заниматься медициной от души и с любовью, будет благословен самим Господом, ведь он продолжит дело всех Святых Апостолов».

Деяния Святого Луки в наше время. Сила молитвы

Лука Апостол и Евангелист был поистине Святым. Он пришёл в наш мир, чтобы творить добро и исцелять людей. Это дар предоставил ему сам Господь.

Несмотря на то, что Апостол Лука, житие которого проходило в любви и сострадании к болящему, давно уже отошёл в мир иной, многие источники сообщают о его подвигах и в наше время.

Первое чудо исцеления произошло в мае 2002 года. Женщина, русская эмигрантка, проживающая в Греции, рассказала о том, что Святой Лука исцелил её. Врачи поставили ей диагноз: сахарный диабет и серьёзное заболевание позвоночника, при котором одна из рук её атрофировалась. Несмотря на все докторские предписания и долгое, мучительное лечение, женщине ничего не помогало. Она решила больше не посещать врачей, в силу их беспомощности, и предпочла обратиться к Богу. Спасением её стала молитва Апостолу Луке и акафист, которые она с верой читала каждый вечер. Через некоторое время к ней во сне явился Святой и сказал, что исцелит её. Наутро женщина подошла к зеркалу и спокойно подняла руку. Доктора не верили своим глазам, ведь болезнь эта фактически считалась неизлечимой.

Следующий случай был зафиксирован в городе Ливадия. Некая госпожа рассказывала, что в то время, когда они с мужем находились в командировке, их сын попал в страшную аварию, после которой врачи стояли на том, чтобы ампутировать мальчику обе ноги. Но после появления одного врача, который взял на себя всю ответственность по проведению операции, мальчик лишился только пятки на одной из ног. Судьба ребёнка, как говорили врачи, была предрешена. Все в один голос утверждали, что он вскоре не сможет ходить и подготавливали родителей к тому, что всё-таки нужно дать согласие на ампутацию ног. Но мама и папа мальчика стояли на своём, веря в то, что Господь им поможет.

Через некоторое время ребёнок рассказал родителям о неком Луке, который являлся каждый день ему во сне и повторял одни и те же слова: «Встань и иди к маме с папой!». Родители, ничего не зная о Святом, стали расспрашивать врачей об этом человеке, но, как оказалось, никто под таким именем в больнице не работал. Тогда один из докторов достал из своего кармана икону с ликом Святого Луки и сказал: «Вот кто помогал вам всё это время».

С тех пор родители каждый день читали акафист Апостолу Луке и молились ему без перерыва. А мальчик, на счету которого было уже больше 30 операций, стал наконец ходить.

Следующее исцеление произошло в 2006 году. Одна женщина жаловалась на боли в ухе, но к врачам решила не обращаться. Вместо этого она пошла за помощью в церковь. Там ей посоветовали молиться и читать акафист Апостолу Луке. Женщина молилась постоянно, и наконец ей во сне явился сам Святой и сказал: «Сейчас я буду тебя оперировать». После этого женщина почувствовала лёгкий безболезненный прокол, а наутро обнаружила, что ухо её вовсе не беспокоит.

Все выше рассказанные истории - лишь малая часть того, что сотворил Святой Лука, икона и молитвы к которому по-настоящему чудотворны. Но самое главное - это не выдумки, это реальные истории излеченных больных. Эти рассказы в очередной раз демонстрируют божественную силу и любовь Луки к людям.

Иконы, которые написал Апостол Лука

Иконы Богородицы - это важнейшая работа Святого. Их на счету Луки больше 30. Одной из таких является икона Девы Марии с Младенцем на руках, на которую она в своё время послала милость.

Следующая икона, которую написал Апостол Лука, стала «Чёрная Мадонна» Ченстоховская, которая является главной польской святыней. Ей ежегодно поклоняются около 4,5 миллионов верующих. Написана икона, согласно преданию, в Иерусалиме на верхней доске обеденного стола, сделанной из кипариса. Она почитается как католиками, так и православными.

Фёдоровская икона также была написана Святым, она освящала образ Александра Невского. Ею в своё время был благословлен на царствование сам Она стала символом королевской семьи. Перед этой иконой все женщины молятся о благополучных родах.

Следующие иконы, написанные Апостолом Лукой, - Петра и Павла. Изобразив этих первостепенных Апостолов, Лука положил начало написанию картин во Славу Божью, лики всех Апостолов, Пресвятой девы Марии, для украшения церквей и для спасения больных верующих, которые будут почитать иконы и молиться с верой перед ними.

О чём молятся Святому Луке?

Молитва Апостолу Луке читается при различных недугах, особенно при каких-либо заболеваниях глаз. Помимо этого, Святой считается покровителем всех врачей, ведь не зря Апостол Павел называл его в своё время «возлюбленным врачом».

В делах духовного воспитания, перед прочтением Библии или любой другой литературы, связанной с просвещением ума и духа, поможет Апостол Лука, икона которого, как говорится в молитве к нему, «пробудит в человеке премудрость и страх».

Евангелие, написанное Лукой

Третья книга Нового Завета написана Святым Апостолом Лукой, примерно, в 62-63 годах во время пребывания его в Кесарии. Книга, как известно, создавалась под руководством Апостола Павла. Написана она красивым греческим языком, ведь не зря её считают самой лучшей книгой всех времён и народов. В отличие от двух прежних Евангелий, Лука повествовал в своей книге о рождении Иоанна Предтечи, о некоторых неизвестных деталях рождения Спасителя, и даже затронул римскую перепись населения. Апостол подробно описал отрочество Иисуса, видения, которые представлялись пастухам, чувства разбойника, распятого рядом со Спасителем, а также поведал о Еммауских путешественниках. Евангелие от Луки включает в себя множество различных поучительных притч, среди которых - «О блудном сыне», «О добром Самаритянине», «О несправедливом судье», «О Лазаре и богаче» и т. д. Также Лука описывает подвиги и поступки, которые совершал Христос, тем самым доказывая, что он является Истинным Человеком.

В своей книге Апостол Лука подробно описывает всю хронологию, исследует факты, а также хорошо применяет устное предание Церкви. Евангелие от Луки отличается учением о спасении, которое совершил Иисус Христос, а также о вселенском значении проповеди.

Также Святым Лукой в 60 годах была написана Книга Деяний Святых Апостолов, в которой он подробно описывает все труды и подвиги, совершённые учениками Божьими после Вознесения Иисуса Христа на небо.

Иконы Апостола Луки

Среди икон, изобразивших Апостола Луку, многие сохранились и по сей день. Написаны они были с XV-XVIII века, а хранятся в музеях и храмах. В каждом из образов отмечается бесконечная преданность к Господу, а сами иконы несут положительную энергетику и любовь. Именно поэтому большинство людей верят в мощь лика Святого Луки, а, как правило, кто верит, тот исцеляется.

Хранит две иконы, которые были написаны в XVI веке, одна из них изображает Луку, пишущего ту самую с Младенцем на руках.

В кирилло-Белозёрском музее есть изображение Луки XVI века, которая носит название «Лука Апостол и Евангелист».

В Храме Святого Великомученика Солунского на иконостасе находится чудотворная икона Святому Апостолу Луке.

В храме Святого также хранится Святое Изображение Апостола, а в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы на царских воротах расположена древнейшая икона Святого Луки в окладе.

Мощи Святого Луки. Где хранятся?

Одна из частиц мощей Святого хранится в Храме Николая Святителя. Ежедневно туда приходят молиться тысячи верующих.

Капелла Апостола Луки хранится в Храме Святой Истины в городе Падуи, которая украшена фресками известного художника. Дж. Сторлато.

Глава Святейшего покоится в соборе Святого Мученика Вита в Праге. Частицы мощей хранятся в трёх афонских монастырях: Святого Пантелеймона, Иверском, Диосиниате.

Если вы хотите приблизиться к Святому и ощутить всю мощь его облика, посетите храм Апостола Луки. Адреса и маршруты можно легко узнать.

Апостол Лука, икона которого несёт в себе целебную силу, был одним из самых любимых учеников самого Господа Бога, который один из немногих не предал Его и после Его вознесения на небеса продолжал проповедовать Его доброе имя, за что и обрёл мучительную смерть. Но подвиги его на этом не заканчиваются и по сей день, это доказывают реальные истории исцелившихся, которые порой не поддаются никакой логике. Но везде говорится о сильной вере и любви. Из этого можно сделать вывод, что верить нужно всегда, особенно в безвыходных ситуациях.

Апостол Лука Евангелист

Апостол Лука Евангелист

Родился 5 апреля 2 года нашей эры . По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. С юных лет посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки. Сам Лука был врачом по профессии.
Был среднего роста, круглолицый, суховатый и всегда имел болезненный желтый цвет лица. Имел жену и двоих детей, которые рано умерли от оспы.
Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим. Лука сподобился увидеть и услышать Иисуса. Семя евангельского учения пало на сердце Луки, по выражению евангельской притчи, как на добрую землю, и принесло плод сторичный. Принадлежа к лику семидесяти апостолов, избранных Самим Господом, Лука ходил пред лицем Христа, своею проповедью уготовляя путь Ему и уверяя людей, что пришел в мир давно ожидаемый Мессия.

Во время спасительных страданий Господа, когда поражен был Пастырь и рассеялись овцы стада Его, отторглись от Христа многие избранные Им ученики - Лука же был верным и скорбел душою об Учителе.
За эти сердечные слезы Иисус даровал Луке неописанную радость, о чем сам апостол рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени. В день Воскресения Христова Лука с другим апостолом, Клеопою, шли в селение Еммаус, близ Иерусалима. В это время приблизился к ним Сам Воскресший Иисус. Но глаза их были удержаны, и они не узнали Его. Господь спросил, о чем они рассуждают и отчего так печальны. Лука и Клеопа с душевной тоскою рассказали о вольных страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя. «А мы надеялись было, - продолжали они, - что Он есть Тот, который должен избавить Израиля... Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба, и не нашли тела Его, и, придя, сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив».
Тогда Господь ответил: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем в Писании. Идя и беседуя с Господом, Лука из собственных уст Его почерпнул глубину неизреченной премудрости, и, как добрый ученик Христов, научился тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие народы в веру Христову. Но в то время апостол еще не узнал божественного Спутника.
И лишь когда Христос, возлежа с Лукой и Клеопой за вечерней трапезой, взяв хлеб, благословил, преломил и подал, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Иисус стал невидим. Тут пламень божественной любви, сокрытый доселе в сердце Луки, обнаружился словами: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание?» И, встав в тот же час, Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о явлении им на пути воскресшего Господа. Во время этого рассказа в горнице, где они собрались, явился сам Христос и преподал всем мир и наставление (Лк. 24:13-49).
По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан.
В Антиохии Лука вступил в число сотрудников апостола Павла и сделался участником в трудах и страданиях его. Он с Павлом проповедовал имя Христово не только иудеям, но и язычникам, и был в Риме, как это видно из книги Деяний апостольских. Апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его братом, возлюбленным врачом. И Лука любил всем сердцем Павла и почитал как учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола, он был с ним во время предсмертного заключения его в темнице, о чем писал оттуда Павел к Тимофею: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною». (2 Тим. 4:6-10).
Быть может, Лука своим врачебным искусством облегчал болезни узника, страдавшего, как говорит предание, головной болью, слабостью зрения и другими телесными недугами.
После страдальческой кончины первоверховного апостола Павла Лука проповедовал слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции.
Евангелие было написано им в Греции в 41 году на основе воспоминаний, рассказов очевидцев событий еще при жизни Иисуса и собственных наблюдений за Христом и его учениками.
Лука был очень осторожным в высказываниях, поэтому писал и говорил только то, в чем был абсолютно уверен, никогда от себя ничего не добавляя.
Кроме того, Лука был самым первым иконописцем, как считается согласно древним преданиям. На первой своей иконе Лука нарисовал образы Иисуса и его учеников. Второй его иконой был образ Божией Матери с младенцем на руках. Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция) и Киккская «Богоматерь» (хранится в монастыре Киккос, о. Кипр).


Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Уже в глубокой старости апостол Лука, принявший в продолжение своей жизни многие страдания за имя Христово, посетил Ливию, прошел ее всю и прибыл в Египет. Здесь он умножил паству Христову, обращая язычников в святую веру.
Возвратясь из Египта, Лука проповедовал Евангелие в греческом городе Фивах, устроил там церкви, поставил иереев и диаконов, и, излечив многих как от телесных, так и душевных болезней, наконец принял в этом городе мученический венец от идолопоклонников.
При императоре Домициане за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Произошло это в Греции, в Ахайе, 8 мая 71 года . Лука принял мученическую смерть. Через месяц ему исполнилось бы шестьдесят девять лет.

Святой Лука был погребен в Фивах, и Господь, прославляя и по смерти своего апостола и евангелиста, в ознаменование его врачебного искусства ниспосылал дождем на место, где упокоилось тело его, целительный каллурий - лекарственную примочку от глазной болезни. При гробе Луки, по молитвам угодника Божия, верующие получали исцеления и от многих других болезней. Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов.
Мощи были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами .

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец , держащий Евангелие.


Евангелист Лука и его символ, телец, на странице Остромирова Евангелия

Дни памяти

В православной церкви (по новому стилю): 17 января, 31 октября;
- в католической церкви: 18 октября.

Святые мощи

При жизни святого его святость выражается либо в чудесах, либо в исцелении людей, либо в массовом обращении к Богу. Когда душа святого отходит к Господу, то остается тело умершего – мощи. Самые первые мощи – это были мощи мучеников. Православная церковь установила почитание мощей по трем причинам. Во-первых, останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Во-вторых, почитание мощей имеет литургическое значение. Мощи святых являются залогом их участия в молитвах. Вот почему древняя Христова церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Третьим основанием служит учение православной церкви о мощах как носителях благодатных сил. Дело в том, что человек, сподобившийся святости, всю жизнь стяжал благодать Духа Святого и его тело после кончины является источником благодати Духа Святого. Люди, приходя к мощам, хотят получить частичку этой благодати.

На Святой горе Афон (Греция), в Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится глава апостола и евангелиста Луки.




Свято-Пантелеимонов монастырь. Афон

"В течение многих столетий честная глава святого апостола и евангелиста Луки как великое достояние христианского мира хранится в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре святой горы Афон".


Святыня Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря - серебряная чаша с Честной главой апостола и евангелиста Луки


Храм св. Евангелиста Луки. Крым, Бахчисарайский район, Лаки.

Лаки - так называлось греческое село в Крымской глубинке.
Храм св. Евангелиста Луки – это полуразрушенный храм, в котором образовался монастырь. Монахи своими силами его восстанавливают. Когда-то на этом месте была греческая деревня. Храм св. Евангелиста Луки был построен жителями села в 1904 г. На месте старой деревянной церкви 16 века. Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов. Евангелист Матфей изображён ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Изображения евангелистов Иоанна и Луки и их символов орла, означающего высоту евангелического учения, и тельца, подчёркивающего жертвенное искупительное служение Спасителя, едва различимы.

23 марта 1942 года деревня Лаки была уничтожена гитлеровскими карателями. Недалеко от монастыря стоит камень с мемориальной доской. На ней 47 фамилий сожжённых жителей села...

О чем молятся апостолу Луке

Святому Луке молятся в различных недугах, но в особенности при болезни глаз. Кроме того, он является покровителем врачей и иконописцев, так как он был по образованию врачом (именно его апостол Павел назвал «врачом возлюбленным») и он же первым «положил начало доброму и досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы».
Евангелиста Луку просят при изучении иконописания, об исцелении глазных болезней, помощь при посадках в огороде.

Тропарь Луке Евангелисту

Апостольских деяний сказателя
и Евангелия Христова светла списателя,
Луку препётаго, славна суща Христове Церкви,
песньми священными святаго апостола похвалим,
яко врача суща, человеческия немощи,
естества недуги и язи душ исцеляюща
и молящася непрестанно за души наша.

Молитва апостолу и евангелисту Луке

О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Святой Лука является Небесным покровителем иконописцев. См.


Copyright © 2015 Любовь безусловная