Витражи: виды, особенности, изготовление. Стеклянные витражи




Витражи – это особый вид декора, который позволяет внешне обогатить и эффектно выделить любой интерьер. Но это не только заслуга витражного искусства, но и всего процесса воспроизведения. Изготовление витража - это очень кропотливая работа, на которую уйдет немало времени и сил. Не имея мастерства, вряд ли получится создать какой-нибудь шедевр, поэтому мастера своего дела ценятся очень дорого. Но сегодняшняя тенденция такова, что люди самостоятельно пытаются создать красивое украшение своего помещения, поэтому их интересует вполне резонный вопрос, а можно ли научиться этому искусству, и как сделать витраж своими руками?

Если человек талантлив в чем-либо - то он талантлив во всем. Если вы имеете огромное желание научиться этому мастерству и у вас есть для этого все данные, то ничего невозможного нет. Для начала давайте разберемся, какие виды витражей бывают.

Под определение витражей попадает несколько техник, исполнение которых, очень отличается друг от друга. Мы перечислим наиболее востребованные варианты, многие из которых зачаруют вас своей красотой и неповторимостью.

Итак, какие же витражи пользуются большой популярностью:

  • Пленочный витраж . Это наиболее бюджетный вариант оформления, но и самый современный. Только в этой технике можно создать псевдо-витражи, принцип которых держится на тонировке стеклянной поверхности специальными пленками. Среди преимуществ этого метода можно отметить использование в работе цельного стекла. Помимо удобства во время работы, это еще и безопасно, поэтому мастера часто прибегают к этой технологии. Витраж в таком исполнении весит очень мало, а его поверхность идеально ровная. Несмотря на это, отнести эту технологию к витражной очень сложно, так как это скорее аппликация, только вместо бумаги используется специальная лавсановая пленка.
  • Стеклянная мозаика . Витражи в этой технике выглядят очень эффектно, при этом сама работа несложная. Сначала необходимо подготовить цветные фрагменты закаленного стекла, и уложить их, сформировав задуманный рисунок. Такое изображение очень объемное, поэтому его принято использовать для оформления потолков и окон.
  • Витражи в стиле «фьюзинг». Изготовление такого декора требует специальных условий, так как вам придется использовать печи. Для начала необходимо составить эскиз рисунка, затем выложить, по нему, цветные фрагменты стекла, и отправить всю композицию в специальную печь для запекания.
  • Витражи по технологии Тиффани . Этот декор называется классическим. Чтобы понять, как это делается, необходимо посмотреть мастер-классы мастериц. Сначала они формируют небольшие фрагменты из стекла, нужной формы и цвета, скрепляя все части композиции медной фольгой.
  • Травленый витраж. Декор этого класса может изготовить только специалист, имеющий для этого не только материалы, но и соответствующий опыт и знания. При помощи агрессивной кислоты необходимо нанести контуры рисунка по стеклу. Это позволит прорисовать границы будущего творения. А дальше дело техники.
  • Псевдо-витраж или расписной декор. Его считают самым простым в исполнении. Все, что вам нужно для работы - это приобрести специальные краски для расписывания стекол, которые можно найти в каждом магазине. Там же можно посмотреть и трафареты, которые помогут сотворить шедевр.
  • Фацетные витражи . Эти элементы декора применяются мастерами в том случае, если крайне важно подчеркнуть архитектурные особенности интерьера, сыграв на преломлении искусственного и естественного света. Эта технология помогает создать иллюзию оформления стекла драгоценными камнями, что подчеркивает стиль и достаток владельца жилья.
  • Заливные витражи . Технология такого декора основана на ручном способе воспроизведения. Конечно, без художественного таланта это сделать очень сложно, поэтому многие обращаются к специалистам. Изначально нужно создать полимерный контур, который будет выглядеть в виде металлической протяжки. После того как он высохнет, рисунок можно заполнять краской или лаком для витражей.

Преимущества и недостатки

Как и остальные элементы декора, витражи могут иметь преимущества и недостатки.

К преимуществам витражного декора можно отнести:

  • Идеальную гармонию с любым стилем интерьера, будь то хай-тек или барокко.
  • Преломление света, что позволяет сделать их более мягкими и окутывающими. Благодаря этому качеству в интерьере достигается атмосфера уюта и тепла.
  • Не зависит от размера помещения. Чем хороши витражи, так это тем, что их можно использовать для всех помещений, независимо от их площади.
  • Витражный декор - это уже отличное украшение интерьера, поэтому загромождать помещение лишними предметами нет необходимости.

Отрицательной стороны витражи не имеют, ну, по крайней мере, дизайнеры никогда не называют этих недостатков. Но с точки зрения финансов, настоящее произведение искусства стоит очень дорого, поэтому позволить его может не каждый. Поэтому, это, конечно же - минус.

Практичность или целесообразность?

Большинство людей, решивших оформить свой интерьер элементами витражей, задаются одним и тем же вопросом, насколько это изделие практично, и целесообразно ли его устанавливать у себя дома. На этот вопрос можно найти ответ, послушав нескольких дизайнеров, советы которых касаются использования витражей в домашних условиях:

  • во-первых, использовать витражное искусство для оформления пола не стоит, но это больше касается просторных помещений, потому как ванну вы вполне можете украсить таким образом;
  • во-вторых, бытовые предметы интерьера, такие как светильники или столешницы, приобретут дополнительные функции и не потеряют своей актуальности, поэтому это большой плюс;
  • в-третьих, если витражи использовать для оформления потолка или ниш, то вы эффектно преобразите ваше помещение, придав ему нотку изысканности и вычурности.

Изысканность вашего помещения может пострадать, если вы ее перегрузите элементами этого декора, поэтому дизайнеры рекомендуют использовать их в качестве акцентов в помещении.

Изготовление витражей своими руками – начало начал

Для этой работы мало иметь теоретических знаний как минимум нужно еще и огромное желание научиться новому делу. Если вы заинтересовались этим занятием, первое что вам нужно сделать, это разработать эскиз будущего рисунка. Для этого необходимо соблюдать несколько требований:

  • все рисунки и эскизы необходимо рисовать в полный рост. Для этого возьмите соответствующего размера лист бумаги и картона;
  • прорисуйте на бумаге контуры будущего рисунка, чтобы было видно разделение изображения на отдельные зоны;
  • на листе картона укажите расцветку и материал, который будет использоваться в работе;
  • если это наборный витраж, то вам придется указать еще и направление стекольных волокон и пронумеровать детали.

Теоретически это может выглядеть очень сложно. Но попрактиковавшись немного, вы приобретете достаточно опыта и сможете создать поистине чарующий рисунок на своем зеркале или окне.

Внешне рисунок на бумаге выглядит как раскраска для малышей, только в каждой зоне стоит цифра, обозначающая определенный цвет или фактуру материала. Кроме цифр, там могут находиться стрелки или другие обозначения, которые должны помочь собрать картину и максимально облегчить вам рабочий процесс. Со временем, ваши рисунки будут сложнее и сложнее, что будет говорить о вашем мастерстве и приобретенных навыках, только тогда вы с уверенностью сможете сказать, что это ваше любимое занятие.

Современные технологии позволяют существенно экономить время на разработку эскизов и рисунков. Вы можете приобрести трафарет или скачать его с интернета. Единственной вашей заботой будет перенос рисунка на стекло.

Технология изготовления

Для того чтобы изготовить витраж своими руками необходимо определиться с его технологией. Но для начала найдите место для его расположения, где он будет использоваться: на окне, потолке, лампе или стеклянной картине. Каждый конкретный случай будет иметь свои нюансы выполнения, поэтому очень важно определиться с этим на начальном этапе.

За пределами мастерских, у себя дома, можно изготовить три вида витражей, которые нетребовательны к особым условиям. К такому декору относят:

  • витраж Тиффани;
  • пленочный витраж;
  • заливной витраж.

В отличие от фьюзинга вам не потребуется сложного оборудования и печей, да и мастерскую можно заменить обычной квартирой, вы ведь не будете разводить там химические и абразивные вещества. Но не будем забегать далеко вперед, для начала давайте разберем, как сделать витраж Тиффани. Специалисты утверждают, что Тиффани объединило несколько способов оформления, которые являются имитацией всех классических техник.

Мастерим витраж Тиффани

Для такого декора необходимо создать эскиз, по которому следует подготовить шаблоны необходимых деталей из картона. Их контуры нужно перенести на стекло и вырезать детали при помощи стеклореза. Затем следует этап шлифовки, чтобы края деталей не имели зазубрин. По периметру каждого элемента необходимо приложить медную фольгу, зафиксировав ее. После этого можно приступать к соединению всей картины, плотно сопоставляя каждый отдельный элемент, собирая своеобразную мозаику. Крайние элементы необходимо фиксировать небольшими гвоздиками, а стыки фольги следует обработать флюсом, спаять с одной и со второй стороны изделия, и установить в подготовленную раму, из металлического профиля. Для фиксации витража к раме используют припой.

Каждый этап изготовления такого витража имеет свои нюансы:

  • при разработке эскизов избегайте остроугольных и S-образных фигур, лучше, если это будут плавные линии с красивыми нежными изгибами;
  • в качестве основного материала опытные специалисты рекомендуют приобретать не цельное стекло, а бой, по крайней мере, пока вы не приобретете достаточный опыт в составлении витражей, и резке стекла;
  • для резки возьмите алмазный стеклорез, и потренируйтесь на более дешевом материале управляться с ними, это убережет вас от крупных расходов;
  • изготовление витражных элементов и формирование рисунка необходимо проводить одновременно, выполняя работу шаг за шагом. Только так вы сможете точно подобрать все детали и максимально их придвинуть друг к другу;

Если для сборки рисунка использовать поверхность с подсветкой, то вам будет намного легче выполнять эту работу.

  • для пайки деталей необходимо взять 100-ваттный паяльник, жало которого будет никелированным. А в качестве припоя следует использовать легкоплавкое олово без канифоли;
  • при пайке стеклянных элементов избегайте больших участков захвата, чтобы предотвратить образование трещин на стекле, тогда вам придется изготовить такой же элемент заново.

Более детально это можно посмотреть на представленном видео:

Изготовление пленочного витража

Для изготовления пленочного витража вам понадобится меньше усилий, так как сама технология очень простая:

  • Сначала вам нужно очистить стекло и подложить под него заранее прорисованный эскиз. Свинцовой лентой следует проложить контуры, а ее концы закрепить последующими отрезками. Когда весь рисунок будет нанесен, его нужно прокатать валиком.
  • Теперь нужно перевернуть стекло. Протереть и по намеченным контурам подготовить пленочные элементы, приклеив их на обратную сторону. После этого следует взять специальный валик для пленки, и снова прокатать поверхность.
  • Места стыков пленки нужно проклеить свинцовой лентой, в точности повторяя контуры на другой стороне и снова прокатать валиком.
  • Готовое витражное стекло нужно протереть любым моющим средством.

Если вам кажется что такой витраж имеет незаконченный вид, его можно украсить различными стеклянными элементами, посадив их на клей.

Изготовление заливного декора

Для заливного витража вам нужно подготовить полимерный контур, акриловый лак или специальную краску для витражей.

Работа состоит из нескольких этапов:

  • Сначала нужно подготовить эскиз, который затем следует поместить под стекло. Как вариант, можно перенести рисунок исчезающим маркером, строгих указаний по этому поводу нет.
  • Рабочую поверхность стекла следует очистить и обезжирить.
  • Согласно нанесенному рисунку нанести границы эскиза полимерным контуром, образуя замкнутые области.
  • Когда контур подсохнет, можно приступать к заполнению этих областей, заливая их краской или лаком.

Более детально это можно посмотреть на видео:

Нанесение краски или лака нужно проводить очень аккуратно, чтобы не касаться контура рисунка. Размазывать краску по стеклу нельзя, она должна сама растечься по его поверхности, чтобы создать витраж, играющий светом.

В заключение можно сказать, что витражи, незаслуженно забытые еще несколько лет назад, становятся востребованными в наше время. Они не только украшают и возрождают наши интерьеры, но и делают их более уютными и эффектными. Большим преимуществом этого декора можно считать возможность использования нескольких техник в домашних условиях, не прибегая к помощи сложного оборудования, что позволяет человеку любоваться уголком роскоши у себя дома.

Витраж – желанное украшение любого интерьера. Но профессионально изготовленные витражи дороги. Между тем существуют разные виды витражных техник, и некоторые позволяют выполнять витражи своими руками. Простейшие дают возможность сделать, например, потолочный витраж, очень похожий на настоящий, если не присматриваться вблизи. А по более сложным, но доступным самолельщику, получается произведение, которое и специалист без разборки не отличит от «всамделишного».

Главный секрет техники

Технология изготовления любого витража не требует глубоких знаний. Но обязательно нужны точный глазомер, верная и твердая рука и предельная аккуратность. Мельчайшие погрешности, накапливаясь по мере изготовления, в итоге придают изделию не вполне приглядный, а то и просто неряшливый вид. Так что главные условия успеха – сноровка, смекалка, тренировка. Если после трех пробных композиций размером с большую книгу у вас получится хороший настоящий – вы самородок.

Об эскизах и ножницах

Основа любого витража – поэлементный эскиз. Эскизы витражей выполняются всегда в двух экземплярах. Если они сделаны на компьютере и распечатаны, проблем нет: распечатки абсолютно идентичны.

Однако для большого панно эскиз приходится рисовать вручную, а затем копировать на светокопировальном станке. Несмотря на столь серьезное название, простейший светокопировальный станок – просто лист стекла (который потом сгодится на основу), уложенный на два стула, и лампочка под ним.

Чтобы сделать витраж без ошибок, нужно твердо помнить: сборку ведут по ПЕРВИЧНОМУ, самому точному, эскизу, а копия с него пойдет на шаблоны. Иначе нестыковки неизбежны, а подгонка фрагментов по ходу дела усложняет и портит работу.

Ножницы нужны не простые, а специальные шаблонные, с тремя лезвиями. Третье вырезает полоску шириной 1,76 мм. Перед порезкой вторичный эскиз наклеивают на лист тонкого, но плотного картона (идеальный случай – электрокартон 0,5 мм) и режут уже бумажно-картонную слойку. Иначе при изготовлении фрагментов очень трудно будет обвести контур по мягкой бумаге.

При поклейке будьте внимательны – размокшая от любого клея бумага тянется при разглаживании, а клеить нужно по всей плоскости. Каждый готовый шаблон выверяется по первичному эскизу. Кстати, кусочки обоих эскизов еще до порезки нужно единообразно пронумеровать.

Классический, или стеклянный витраж – это окно из множества разноцветных стекол, прозрачных или молочных; молочных в данном случае значит – непрозрачных окрашенных в массе. Матовое стекло «зашершавлено» с одной стороны, и на изломе прозрачно.

Фрагменты витража иногда называют витражными смальтами, чтобы не путать со смальтами, из которых набирается стеклянная . Витраж и произошел от мозаики. Иногда даже говорят просто «смальта», т.к. витражей делается много больше, чем мозаик из стекла. Далее в тексте смальта – везде витражная смальта.

Каждая смальта обрамляется П-образным профилем из свинца, олова, меди или латуни. Затем смальты укладываются прямо на первичный эскиз, и швы пропаиваются. Получается окно в переплете из Н-образных профилей. На него тут же накладывают раму из латунного уголка, для прочности, и пропаивают уже по контуру. Полученную картину вставляют в оконную раму или в проем с подсветкой сзади. В таком случае смальты берут матовые или молочные.

На рисунке в предыдущем разделе – один из величайших мировых витражных шедевров, витраж в южном окне собора св. Винцента в Блуа. На рисунке выше – современные витражи классического типа. И там, и там используется комбинированная техника с применением фьюзинга, см. далее. Классический витраж очень сложен в работе, трудоемок и не особо прочен. В распашные окна их не ставили – могли рассыпаться от хлопка открытой створки.

От простого к сложному

Пленка и потолок

Пленочный витраж (первый слева на след. рис. ниже) относится к фальшвитражам: на стеклянную основу, прозрачную, матовую или молочную, тем или иным способом наносится рисунок с имитацией бордюров между смальтами. В данном случае это просто пленка-самоклейка; об имитации контурных бордюров поговорим ниже, это совсем не сложно.

Витраж из пленки сделать не сложнее, чем просто что-то оклеить самоклейкой. Главное – хорошо обезжирить стекло раствором моющего для посуды в воде 1:5-1:20 и затем промыть дистиллированной водой. Пузырьки на пленке прокалываются иголкой и за сутки-двое без следа спадаются.

Современные пленки достаточно долговечны, но вблизи сразу видно, что это только имитация. А с обратной стороны он вообще вида не имеет. Поэтому пленочные витражи чаще всего устанавливают на потолок. Там они как раз на своем месте – дешево и сердито.

Ранее потолочные витражи были мало распространены: основа тяжела, хрупка, а при обрушении чрезвычайно травмоопасна. По свойствам материала витраж на стекле вообще не должен быть висячим. Сейчас наилучшая основа для потолочных витражей – акрил.

Попробуйте согнуть или сломать компьютерный диск. Это есть прочность акрилового пластика при толщине всего около 1 мм. Лист акрила 3х3 м толщиной 2-3 мм человек подбрасывает рукой, и под собственным весом он не провисает многие годы. А вдруг вывалится – тихо планирует, покачиваясь. И пленка на акриле держится очень прочно. Правда, акрил гораздо дороже стекла.

Заливной

Вторая поз. слева – витраж красками, или заливной. С лица он уже очень похож на настоящий, но с изнанки все равно заметна подделка, даже если ее оформить заодно с лицом в зеркальном отражении.

Технику заливного витража мы далее рассмотрим подробнее: из умелых рук такие композиции выходят очень эффектными с лица, но получить их не так-то просто. Для полноты эффекта нужно двойное прохождение световых лучей сквозь стекло-основу; следовательно – гладкая или фактурная отражающая поверхность под ней. Поэтому самое распространенное применение заливной техники – витраж на зеркале.

Дело в том, что краска при правильной заливке образует мениск, см. далее. Лучи, прямые и отраженные от зеркальной пленки, проходят через его участки с разной кривизной, и витраж играет красками вовсю. Сказывается и дифракция на границах бордюра, поэтому его лучше делать темным, но блестящим, также см. далее. Особенно эффектно «заливное» на акриловых зеркалах с отражающей тантал-ниобиевой подложкой.

Тиффани

Витраж-тиффани (след. слева направо поз.) – это уже самый настоящий, полноценный витраж из стеклянных смальт. Отличие от классики только в том, что переплет изготавливается не из литых или кованых желобков, а формируется прямо по торцу смальты из металлической паяющейся фольги (фолии), которую в Средние Века делать еще не умели.

При использовании латунной фольги, твердых легкоплавких припоев (которых в старину тоже не было) и полуактивных флюсов тиффани получается вполне прочным. Он пойдет и как витраж на окно, в т.ч. распашное или французское, и в дверь. Техника тиффани позволяет «витражить» объемные прямоугольные и криволинейные конструкции. Для этого боковые грани смальт выполняются скошенными под 45 градусов или под требуемым по кривизне углом. Промышленного оборудования для этого не требуется. Технику тиффани мы также разберем далее.

Фацет

Фацетный витраж, предпоследняя поз. – непременный признак престижного интерьера. Фацет – широкая, под малым углом, оптически точная полированная фаска на толстой, от 6 мм, стеклянной пластине. Угол фацета должен быть точно согласован с оптическими свойствами стекла, чтобы получилась т. наз. алмазная грань, дающая наибольшее светопреломление.

Смальты фацетных витражей изготавливаются прозрачными, бесцветными или окрашенными, из специальных сортов стекла – поташного (легкого, с меньшим показателем преломления) и свинцового (тяжелого, с большим лучепреломлением). Особенно эффектны фацетные витражи из умело подобранных комбинаций того и другого (кронфлинтовые фацеты).

Собираются фацетные смальты в специальных, штучно изготавливаемых профилях из прочного алюминиевого сплава, из-за большого веса. В целом фацетный витраж требует высокого мастерства и промышленных условий для изготовления. Чаще всего смальты заказывают партиями на оптико-механических предприятиях, а собирают уже в условиях мелкого/среднего производства.

Фьюжн

Фьюзинговый витраж, или витраж-фьюжн (от англ. fuse – плавить, плавиться; последняя поз.) изготавливается из разогретых до размягчения (300-1200 градусов, в зависимости от сорта стекла) смальт, выложенных по трафарету на жаростойкую плоскость. Весь набор прокатывается, благодаря чему получаются плавные переходы цветов, что в прочих витражных техниках недостижимо.

Фьюжн – высший пилотаж витражного искусства. Даже при изготовлении роботами в промышленных условиях вследствие прокатки каждое изделие уникально. Большие витражи-фьюжн стоят огромных денег; правда, с развитием роботизации цены неуклонно падают, здесь, как говорится, на два круга, впереди всего мира идет Китай. Сама же техника фьюжн известна издревле; именно по ней изготавливались и изготавливаются смальты с лицами и т.п. для классических витражей.

Видео: витраж с применением фьюзинга

Делаем простой витраж

Имитации

О пленочном витраже уже сказано, да и сложного ничего в нем нет. Но, прежде чем переходить к красочному, расскажем об имитации свинцового переплета; она общая и в том, и в другом случае. Приличная на вид имитация витража во многом определяется именно похожестью накладного бордюра на натуральный металлический переплет.

Бордюры

Сымитировать переплет классического витража и для пленки, и для краски, можно тремя способами:

  • Поклейкой границ фрагментов свинцовым скотчем. Специально продается для витражных дел;
  • Формированием контуров из мягкой проволоки, см. ниже;
  • Наведением контуров контурной пастой.

Первый способ

Свинцовый скотч – самый настоящий, без кавычек, скотч: ленточка шириной около 1/8 дюйма из свинцовой фольги, клеящий слой, такой же, как на обычном скотче, и защитная пленка. Разматывая рулончик, выкладывают по контуру, обрезают, снимают защитную пленку, накладывают, придавливают – все. Для пленочных витражей – после поклейки, для заливных – перед заливкой.

Второй способ

Контур выгибают из проволоки и приклеивают (пленка – после; заливка – до) ПВА. Но не простым, а посудным. Он немного дороже «бумажного», и на этикетке указано: «Для склейки изделий из стекла и фарфора». Химически активные клеи не годятся, особенно циан-акрилатный «Суперклей». Он ко всему еще и необычайно жидкий, затекает всюду, где не нужен.

Проволоку по этой технике традиционно используют алюминиевую и потом патинируют, как для тиффани, см. далее. Но автор этой статьи неоднократно с успехом использовал медный обмоточный провод в высокопрочной эмалевой изоляции (эмальпровод). Он легче гнется, а в радиомагазинах и на радиобазарах его можно найти с изоляцией буквально всех цветов радуги, см. рис., диаметром от 0,02 до 2,5 мм круглый и от 1 до 16 мм плоский (шину).

Шина встречается редко и стоит дорого. Но каждый выгнутый из круглого провода контур можно выровнять и слегка сплющить, сильно сжав в слесарных тисках между двумя ровными плоскими пластинами из стали толщиной 8-12 мм. Изоляция даже чуть ли не довоенного ПЭВ от этого не портится.

Особенно хороши меднопроволочные контуры для заливных витражей на зеркалах; об этом уже говорилось. Если же нужна матовость и патина – достаточно поширкать по готовому наждачкой, и обнажившаяся медь скоро сама покроется самой что ни на есть настоящей, не наведенной патиной.

Третий способ

Готовим контурную пасту по рецепту:

  1. Посудный ПВА – 50 мл.
  2. Натуральная черная тушь (самая лучшая – голландская) – 20-30 мл.
  3. Алюминиевая пудра (серебрянка) – 30-40 гр.

В ПВА вводим тушь, тщательно размешиваем и мелкими порциями при помешивании добавляем серебрянку до получения сметанообразной пасты. Если нужен переплет под латунь – серебрянку заменяем бронзовой пудрой. От соотношения туши с серебрянкой зависит «свинцовость»; ее проверяют пробной, вполне высохшей каплей.

Пасту готовят по мере надобности, она не хранится. При использовании нужно все время помешивать – серебрянка всплывает наверх. Наносят по контуру художественной кисточкой, набирая обильно, чтобы легла колбаской равной толщины, тут нужен хороший навык. Удобнее для новичка – малый кондитерский шприц-пистолет, но потом, даже после промывки, для использования по прямому назначению он непригоден.

Видео: английский пленочный витраж своими руками

«Заливное»

Заливной витраж выполняется в такой последовательности:

  • Готовим сборочный стол: ровный щит, обтянутый белой бязью, фетром, байкой или фланелью.
  • Кладем на него трафарет – пронумерованный первичный эскиз.
  • Обезжириваем стекло – основу и кладем на трафарет. Берем за торцы руками в новых текстильных перчатках; пользоваться присоской и оставлять пальцы на лице нельзя.
  • Выгибаем, ровняем и подплющиваем контуры, по очереди по одному от левого (для левшей – правого) верхнего угла.
  • Подгоняем по мере надобности и приклеиваем посудным ПВА. Сушим сутки.
  • Заливаем краской (см. ниже). Смежные ячейки одного колера заливаются поочередно по мере высыхания предыдущих: вдруг протечет, высохший потек легко снять лезвием безопасной бритвы.
  • Сушим еще сутки после заливки последней ячейки, вставляем в рамку из металла – готово к установке!

О приготовлении красок см. след, а пока остановимся на заливке; это самая ответственная процедура. Краску наливаем обильно пропитанной кисточкой или шприцем изнутри по контуру, но ни в коем случае не касаясь бордюра (см. рис.)! Краска должна сама растечься в мениск естественным образом! Если колер вышел жидковат, по высыхании наливаем еще раз таким же способом.

Налив/долив краски в середину недопустим. Если там нужно пятно погуще, его нужно оконтурить и налить туда больше. В таком случае два налива в обрамление (по внешнему и внутреннему контурам) делаются без промедления один за другим.

Дело в том, что «блямба» посередине нарушит светопреломление. Возникнет известный фотографам «эффект бокэ», и одиночный такой элемент нарушит цельность восприятия композиции. А если их будет много, то весь витраж получится неряшливым.

Краски

Самодельные витражные краски известны четырех видов:

  1. На ПВА и анилине – самые простые в приготовлении и самые нестойкие;
  2. Советско-раритетные – на клее БФ-2 и пасте для шариковых ручек;
  3. Желатин-анилиновые – непрочны и на прямом солнечном свету выгорают, но дают идеальный мениск;
  4. Нитромасляные – самые дорогие, но имеют все достоинства без недостатков.

Первая. ПВА-анилиновые краски готовятся просто: вдвое-втрое разбавляем дистиллированной водой 50-100 мл посудного ПВА. Затем, в горячем дистилляте – анилиновый краситель для ткани по инструкции к таблетке, и процеживаем через миткаль, газ или тоненькие женские колготки. Капаем несколько капель в ПВА эмульсию, размешиваем, капаем каплю на стекло и проверяем колер. Засветлен – добавляем раствор пигмента; перетемнен – эмульсии.

Вторая. БФ-2 разводится вдвое ацетоном и в раствор по каплям добавляется ручечная паста с размешиванием. Колер проверяется пробной каплей, как выше указано. Дает отличный мениск, стойка, ярка, но – увы! – оборот чистого ацетона ограничен, т.к. он используется в кустарном нелегальном производстве наркотиков. А заменить нитрорастворителем или спиртом нельзя.

Третья. 6 гр. пищевого желатина разводятся в 200 мл. дистиллята при 40-50 градусах. Раствор анилинового красителя, такой же, как и для первой краски, добавляют по каплям после остывания до той же температуры и так же проверяют колер. Прочность и стойкость к выгоранию можно несколько увеличить, по высыхании покрыв прозрачным акриловым лаком. Анилин с ПВА – нельзя, поплывет.

Четвертая. Готовим состав из 60% по объему прозрачного мебельного нитролака и 40% 647 растворителя. Художественную масляную краску выдавливаем прямо из тюбика шариками с горошину размером, размешиваем, проверяем колер на каплю. Пригодна под покрытие акрилом; при этом прочность – акриловая, а стойкость – практически неограничена.

Примечания:

  1. Иногда краска не размешивается, а творожится. Это значит – производитель обманщик: приготовлено не на натуральном конопляном масле.
  2. Колеры можно смешивать, как делают художники, но соблюдая правила смешивания минеральных масляных красок. Иначе может получиться, как с картинами Озерова.

Видео: мастер-класс по заливному витражу

Тиффани

Витражи-тиффани на порядок или два сложнее в работе вышеописанных, поэтому разберемся с ними поэтапно. Сложности и тонкости есть на всех этапах, кроме, пожалуй, патинирования. И пренебрежение техникой на любом из них испортит работу. Кроме того, необходимо обзавестись некоторым специальным инструментом и материалами.

Инструмент

Стеклорез

Главный залог успеха при работе по тиффани – стеклорез, ведь нужно вырезать мелкие криволинейные куски стекла, а витражное стекло очень вязкое. Поэтому стеклорез нужен только алмазный. Советчики обходиться роликовым победитовым вряд ли сами способны в форточку.

Алмазные стеклорезы бывают двух видов: с острием (алмазные карандаши) и с криволинейной режущей гранью. Первые пригодны только для прямых резов, а вторые и для криволинейных. Вид режущей части и способ реза указываются в сертификате на инструмент, а по виду – стеклорез с кривой гранью обязательно массивный, с обушком для обстукивания/надлома, см. рис. После реза карандашом надрезанный кусок просто отламывается.

С рук покупать нежелательно – в 90% случаев продают потому, что алмаз надколот и звонкого реза (см. ниже) не дает. Есть еще пилки для стекла – тонкие стальные полоски с алмазным напылением. Ими получаются вполне приличные кривые резы больших деталей (стекол для шкафов и т.п.), но для смальт они непригодны – нельзя вырезать малый радиус.

Примечания:

  1. Алмаз, чтоб вы знали, хоть и рекордсмен по твердости, но хрупок. Древний миф о рабах, которым обещали свободу, если разобьют алмаз молотом на наковальне – только миф. Колется, даже уроненный на каменный пол. Поэтому стеклорез нужно хранить в штатном футляре и обращаться с ним бережно.
  2. Стеклорезы разных производителей весьма и весьма отличаются по качеству реза. Признак хорошего – футляр из натуральной кожи с фетровой подкладкой.

Паяльник

Пайка тиффани производится капиллярным способом, поэтому электро/радиотехнический паяльник с длинным красномедным жалом непригоден. Нужен инструмент с бронзовым никелированным жалом; оно служит только для нагрева, а припой в процессе пайки к нему не прилипает. Узнать такой можно по изначально короткому белому блестящему жалу (см. ниже на рисунке с паяльными принадлежностями), а в продажу они идут под маркой Long Life. Мощность – 100 Вт, не более и не менее.

Абразив

Для доводки смальт после порезки желательно иметь шлифмашинку для стекла, см. рис. Но стоит она немало, и в любом случае для точной доводки нужны три шлифовальных бруска номер 220-240 и шириной 12-20 мм: квадратный, полукруглый и треугольный. Последний необходим и при наличии машинки для выборки острых внутренних углов; в рисунках, скажем, с листьями, без них обойтись очень трудно.

Примечания:

  1. Для смальт объемных витражей шлифмашина совершенно необходима. Руками невозможно точно выдержать требуемые углы скоса боковых граней.
  2. Желательно еще иметь алмазный надфиль чечевицеобразного сечения – для доводки тех же уголков на очень мелких фрагментах.

Бруски нужно искать из натурального граната или корунда, тяжелые и очень крепкие. «Песочные» чудеса порошковых технологий не стекло точат, а сами об него стачиваются. Но обтачивать смальты даже на самом лучшем бруске нужно под слоем воды, для чего брусок при обточке погружают в миску, противень или какой-то еще подходящий поддон.

Лопатка для патины

Лопаточку для нанесения патины делаем сами – из зубочистки и кусочка плотного поролона шириной 5-6 мм и толщиной 3-4 мм. Насаживаем его на зубочистку и закрепляем тонкой мягкой проволочкой.

Материалы

Стекло

Смальты дли тиффани можно сделать из обычного стекла, покрасив его, как для «заливного». Но лучше купить специальное витражное стекло. Просвечивающее, матовое или молочное. В листах оно стоит дорого, но те же фирмы продают по дешевке бой (материал-то ценный), а нам много и не надо.

Примечания:

  1. Заказывать сразу порезку на смальты по эскизу не надо. Дорого, и не подгонишь потом. Резать смальты нужно самому.
  2. Поскольку тиффани собирается на пайке, температуру которой краска не держит, то его из простого стекла нужно сначала полностью собрать, а уж потом заливать. Можно с двух сторон разным колером, что даст переливы картины при взгляде с разных сторон.

Фолия

Фольга для обрамления смальт – фолия – продается в художественных магазинах специально для витражей наряду со свинцовым скотчем. Единица товара – рулончик ленточки 4-7 мм. Резать на полоски лист фольги самому нежелательно: витраж выйдет неаккуратным.

Пайка

Материалы для паечных работ показаны на рисунке, там же и паяльник. Обратите внимание на надпись: «Без канифоли». Нитевидный припой с канифолью внутри (гарпиус) для пайки витражей непригоден. Паяльный флюс (это баночка на рис.) нужен с бурой или другой полуактивный, для пайки электроники. Остатки активного флюса (с ортофосфорной кислотой и пр.) удалить из переплета невозможно, и он в конце концов будет разъеден.

Обычно для пайки тиффани рекомендуют припой ПОС-61 вследствие его легкоплавкости – 190 градусов. От обычных оловянно-свинцовых припоев (240-280 градусов) смальты, бывает, трескаются. Но ПОС-61 непрочен, очень мягок. Есть еще ПОС-61М с присадкой меди, 192 градуса, но он лишь чуть прочнее.

Наилучшие припои для тиффани – с присадками кадмия: ПОСК-50-18 (145 градусов, на рисунке) и Авиа-1 (200 градусов, прочность – как у дюраля). ПОСК-50-18 послабее, но все же много прочнее ПОС-61/61М. Он недорог, в отличие от «Авиа-1» легко доступен.

Патина

Сейчас в художественных и строительных магазинах продают кузнечную патину разных видов. Покупать лучше текучую, готовую к употреблению. Готовить самому состав из порошка будет лишь чуть дешевле, но сложно, а качество покрытия – хуже.

Этапы работы

Эскиз/трафарет

Уже при выбора рисунка нужно учитывать особенности технологии и ее слабые места. S-, N- и глубокие U-образные изгибы краев смальт недопустимы: из-за разности ТКР стекла и металла смальты по ним начнут со временем вылезать и выпадать. Идеальная смальта – область, ограниченная выпуклыми гладкими кривыми. Если же немонотонный изгиб нужен, его нужно набрать из кусочков, пусть и одного тона, см. рис. Вдруг готовая композиция из-за переплета получается мельтешащей/аляповатой – ничего не попишешь, нужно менять или дорабатывать рисунок.

Примечание : рисунки для витражей – отдельная область живописного искусства. В интернете есть много готовых под разные техники, но если хочется свой собственный уникум, нужно обратиться к художнику-витражнику или поискать в себе творческие способности.

Резка смальт

Сначала нужно сделать основание, такое же, как для заливного витража. При правильном резе остаток отламывается от малейшего толчка, поэтому сразу выводить его на свес не нужно: после надреза под стекло за рез подсовывают тонкую рейку, и несильно надавливают пальцем на остаток. Не отломился – можно обстукивать на весу.

Попробуйте разрезать кусок обычного оконного стекла. Если рез скрипучий, видна царапина, а для надлома нужно несколько раз обстукивать, за смальты браться рановато.

При правильном резе стекло издает тихий тонкий звон, а трещина не видна совершенно. Для надлома достаточно легкого нажима или слегка тюкнуть снизу. Чтобы получить такой рез, нужно выдерживать угол наклона инструмента в направлении реза (около 45 градусов, или по спецификации к стеклорезу) и держать его строго перпендикулярно в поперечном направлении.

Второе условие – строго постоянное усилие нажима. Навык по углу и силе должен быть отработан до полного автоматизма при порезке линий любого вида. Это называется – поставить руку.

Примечание: точный угол и нажим индивидуальны для каждого алмазного стеклореза. Поэтому стекольщики-асы чужими инструментами не пользуются и в аренду их не предлагают.

Но и это еще не все. Кривой рез по кривой сам по себе никогда не потрескается, хоть ты тресни. Уйдет и сторону и, по Первому закону Мерфи, как раз туда, где навредит больше всего. Что делать?

Вспомогательные резы по касательной, тем гуще, чем кривее, см. рис. Общее правило – стрела прогиба между двумя соседними вспомогательными резами не должна превышать двух толщин стекла. Кстати, это обстоятельство тоже нужно учитывать при разработке трафарета. Поэтому, если заказываете рисунок художнику, то обусловьте сразу и трафарет. Впрочем, хорошие мастера к рисунку придают трафарет безо всякого.

Если на смальте есть угол, от его клювика обязательно нужна касательная к наименее выпуклой стороне. Из сказанного следует важный вывод: не пытайтесь вырезать сразу много одноцветных смальт из большого куска. Почти весь дорогой материал уйдет в отход. Вообще, смальты режут по одной по мере заполнения трафарета, см. ниже.

Тут встает вопрос: а как обводить смальтовые шаблончики? Резак стеклореза – не лезвие бритвочки или монтажного ножа, он довольно-таки толстенький. А вот для этого и нужны трафаретные ножницы. Ширина третьего, срединного, лезвия как раз и учитывает получающийся отступ.

Набор в композицию

Перед началом набора витража трафарет на сборочном щите закрепляют ровными рейками слева (для левшей – справа) и вверху. От соответствующего дальнего верхнего угла и ведут укладку смальт, см. слева на рис.

Смальты вырезают строго по одной, иначе весь набор расползется, не дойдя до половины. Вырезав одну, доводят и выверяют ее по трафарету (нужен отступ внутрь от контура в 0,5-0,7 мм на пайку). Затем обертывают фолией и завальцовывают ее края круглой деревяшкой или пластиком (средняя поз.) После завальцовки той же гладилкой проглаживают боковую грань; для внутренних острых углов удобно пользоваться школьной пластиковой линейкой с клиновидным краем или пластиковым ножиком из набора одноразовой посуды, и довальцовывают.

Теперь смальту укладывают на место уже до пайки, плотно поджимают к предыдущим или бортику, и проверяют по трафарету шаблон для следующей. При необходимости подрезают шаблон изогнутыми маникюрными ножницами, и только тогда возвращаются к стеклу со стеклорезом. На заполненной части видимых просветов между смальтами не должно быть, правая поз. на рис.

Примечание: самые лучшие витражи получаются при наборе на светокопировальном станке, покрытом бязью или байкой. Малейшая щелка сразу видна.

Обжим и флюсовка

По укладке всех смальт композицию аккуратно обжимают по горизонтали рейками теперь уже справа (слева) и снизу. Если смальты при этом начинают выпирать углом вверх – доглаживают и довальцовывают фолию, придавливают сверху. После этого приступают к флюсовке.

Использованные шаблончики смальт выкладывают рядом со щитом сообразно композиции и нумерации. Особой точности не нужно, лишь бы кусочки не перепутались. Теперь на этот промежуточный трафарет переносят фрагменты, начиная с угла, противолежащего начальному, т.е. в порядке, обратном сборке. Так нужно, чтобы флюс на торцах смальт не пересох.

Далее смальты по одной переносят обратно на рабочий трафарет точно так же, как собирали. При этом фолиевое обрамление промазывают тонким слоем флюса (он имеет консистенцию вазелина) при помощи спички или зубочистки. Собрав композицию вновь на старом месте, опять обжимают, но правую (левую) и нижнюю рейки теперь уже закрепляют гвоздиками. Можно приступать к пайке.

Пайка

Главное условие при пайке – не делать сразу много. Из-за разницы в ТКР стекла и металла при перегреве вся композиция может вспучиться и развалиться. За один раз нужно пропаивать участок в одну-две мужские ладони, затем дать остыть, и паять дальше. Ведут пайку в порядке укладки.

Паяют тиффани капиллярным способом. Вначале по контуру очередной смальты на шов с шагом 1-1,5 см капают кусочки нитки припоя шириной в жало паяльника. Операцию проводят на весу, не касаясь ниткой припоя и жалом фолии. Это кропотливая, изнурительная и ответственная работа, поэтому не торопитесь, делайте перерывы для отдыха.

Затем швы пропаивают. Каждую каплю или колбаску припоя на шве греют, пока она вся разом не уйдет в шов и не растечется по нему внутри. Если флюс испарится и выгорит раньше, этого может не случится, так что флюсуйте не скупясь, но без грязи. Недостающего флюса в процессе пайки можно добавить, то только по остывании паяемого участка. Рассыпать набор не нужно, флюс можно наложить сверху и немного подогреть, чтобы затек в шов.

Видео: техника работы с витражом тиффани (eng)

Обрамление

В обрамление композиция также впаивается. Вклеивать на эпоксидке или акриле не нужно: из-за разницы в ТКР витраж более 5-7 лет не продержится. Делают обрамление из латунного или бронзового уголка.

Рамка должна быть цельной; допустимо одно паяное соединение в накладкой на стыке контура. Поэтому П-образный профиль не годится: как в него, цельный, витраж засунешь? Можно, правда, по кускам подсунуть под витраж, но тогда по углам нужны косынки на пайке, которые будут видны на готовом изделии. Впрочем, опять же – дело вкуса. Можно сразу согласовать рисунок с косынками.

Рамку изнутри школьным ластиком зачищают до блеска (полуактивный флюс пленку окисла на латуни не растворяет) и тщательно промывают ватным тампоном, обильно смоченным спиртом. Затем протирают новой, которой еще не пользовались, микрофибровой салфеткой для очков.

Теперь рамку изнутри, а кромку витража с лица и сбоку, промазывают флюсом, рамку накладывают на композицию, и паяют, как смальты, по кусочкам. По остывании витраж осторожно переворачивают, накладывают флюс на изнаночную щель между краем композиции и рамкой, прогревают до растекания, и пропаивают щель. Осталось промыть от остатков флюса и запатинировать.

Промывка

Изводить литры спирта на удаление остатков флюса теперь не нужно: с их удалением прекрасно справляются моющие средства для посуды. Особенно отрадное обстоятельство для непьющего: от «него, родимого» при спиртовой промывке такой духан…

Промывают витраж (уже витраж) в ванной под душем поролоновой губкой, пропитанной моющим. Особо прикипевшие остатки флюса снимают зубной щеткой. Поддаются они не сразу, поэтому простая операция получается кропотливой: нажимать сильно или срезать нельзя. Нередко витраж приходится сутки вымачивать в ванне, в которую бухнута целая бутылка «Фейри», пока флюсовый нагар не раскиснет и не сойдет под губкой.

Патинирование

Заключительный этап – патинирование переплета. Операция несложная: отливаем в мелкую расходную емкость, набираем на лопаточку и наносим на переплет. Излишки по высыхании смываются тем же моющим для посуды губкой под душем безо всяких сложностей.

Нюанс при патинировании всего один: едкая и вредная это штука, готовая к употреблению кузнечная патина. Поэтому работать нужно в проветриваемом помещении, в защитных перчатках, очках, и, желательно, в респираторе-лепестке.

После промывки от остатков патины и просушки витраж готов – можно вставлять в раму на место и любоваться.

О матировании

Пленочные и заливные витражи, используемые с подсветкой сзади, хорошо смотрятся, если изнанка основы матовая. Самодельщикам иногда предлагают рецепты химического матирования, но сии рекомендатели, похоже, сами этой химии не нюхали, раз живы: при химическом матировании используются смертельно опасные летучие компоненты – плавиковая (фтористоводородная) кислота и ее соединения. Матирование кремневой кислотой ничуть не лучше: нужна концентрированная серная кислота, и тоже образуются ядовитые летучие продукты.

Самый простой способ самостоятельного матирования изнанки основы – взять, да и наложить изнутри пластиковую кальку. Держится более 10 лет. Если же матовая основа видна с двух сторон, то есть трудоемкий, но совершенно безвредный способ:

  • Покупаем 10-50 г, смотря по площади, корундового порошка самой мельчайшей фракции (0,05 мм).
  • Рассыпаем мелкими кучками по площади стекла.
  • Капаем в каждую кучку льняное, рапсовое, пальмовое масло или веретенку до получения кашицы; перечень – в порядке предпочтения.
  • Растираем с легким нажимом лощилом из цельной, не двоеной, сыромятной кожи; хорошо подойдет кусок старого грубого широкого поясного ремня.
  • Трем лицевой (гладкой) стороной лощила, чередуя продольно-поперечные и круговые движения. При некотором навыке таким способом удается получать даже матовые стекла для фототехники.
  • Остатки абразива смываем водой с моющим для посуды и губкой.

Примечание: смывать нужно в поддон, а не ванну, иначе сантехника погибла.

Видео: передача об изготовлении витражей тиффани

Напоследок – об алюминии

Кто-то, прочтя статью, вспомнит: погодите, а вот остекление мебели? Чем не витраж? В стандартных дюралевых профилях, дешевых, красивых, блестящих. И гнуть их можно.

Нет, там не витраж. Витраж – отдельное транспортабельное изделие в цельной раме, паяной или литой. Ну ладно, спаяем. Алюминий паяется, и даже без аргона – есть специальные «скребущие» припои (ЦОП, к примеру) и не особо едкие флюсы на олеиновой или пальмитиновой кислоте.

Да, но температура нужна 350-400 градусов, стекло в плотном контакте с металлом такую не держит. Если же очень медленно нагревать весь набор на огнеупорном щите, от разницы ТКР он пучится и распадается. Дать припуски на температурное расширение – расседается и разваливается при остывании.

Так что «взаправдашние», не на клею и смолах, витражи в алюминиевом переплете пока не получаются. Если же кто-то придумает, как их делать – это, безусловно, будет революция в витражном искусстве: алюминиевые сплавы легки, а по прочности сравнимы со сталью.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Изготовление настоящего витражного стекла требует кропотливой работы и профессиональных навыков. Стоят такие витражи очень дорого, и сделать их в домашних условиях не всегда представляется возможным. По классической технологии, фигурно вырезанные разноцветные кусочки стекла укладываются в ажурную рамку из латуни или свинца. Методом Тиффани – каждый элемент мозаики окантовывается по контуру медной фольгой и спаивается в монолитное полотно.

Существует несколько способов создания витражей на стекле своими руками с минимальными материальными затратами и не требующие от вас особого мастерства. Для заливного метода потребуется алюминиевая проволока и витражные краски. Еще проще изготовить витражное стекло наклеиванием полупрозрачной самоклеящейся пленки.

Особенно эффектно смотрятся витражи на окнах, выходящих на южную сторону. Солнечный свет выгодно проявляет композиционную цветовую гамму витражного стекла.

Эскиз и подготовительные работы для создания витражного стекла

  1. Для создания эскиза витражного окна, фото можно найти в интернете, потребуется лист миллиметровой бумаги или кальки. На бумагу тонким карандашом наносится орнаментальный рисунок будущего витража.
  2. Выберите подходящий вам по вкусу и гармонично вписывающийся в интерьер узор витража. Это может быть геометрический узор, цветы, орнамент из птиц или насекомых. Простор для фантазии неограничен. Не забудьте пометить цвета на бумажном шаблоне.
  3. Орнаментную решетку можно сделать из алюминиевой проволоки не менее 1.6 мм толщиной или специальной свинцовой ленты на самоклеящейся основе. Такая лента выпускается различной толщины и бывает тонированной под цвет меди, латуни или серого свинца.

Приобретите специальную палитру витражных или анилиновых красок. Для второго варианта – покупается набор разноцветной самоклеящейся пленки.

Изготовление контурной ажурной решетки витража

Для контура применяется алюминиевая проволока, свинцовая лента на липкой основе или рельефная краска для витражных стекол.

  1. Обрабатываемый лист стекла располагается на горизонтальной поверхности и обезжиривается ацетоном. По шаблону орнамента при помощи круглогубцев из алюминиевой проволоки выгибаются разделительные контуры. Выгнутую проволоку отбивают немного молотком для придания большей плоскости и надежного примыкания к стеклянной поверхности.
  2. Под лист стекла подкладывается эскиз витража в натуральную величину. Проволока обильно смазывается клеем ПВА, подгоняется по контурам рисунка и придавливается грузом. Перед приклеиванием проволоку можно покрасить золотистой, бронзовой или, под цвет меди, акриловой краской.
  3. Свинцовая лента на самоклеющейся основе выгибается и прижимается к стеклу по месту, ориентируясь на контуры эскиза витража под стеклом. Затем лента прокатывается резиновым валиком.
  4. Также для контура можно использовать специальную рельефную краску. Тюбики с такой краской оснащены насадками различного диаметра, при накладке она не расползается и застывает ровным бортиком.

Процесс изготовления витражного стекла наливным методом

Этот метод хорош в тех случаях, когда обрабатываемое стеклянное полотно можно расположить строго горизонтально.

  1. Подготовьте к работе анилиновые краски. Сухие краски разводятся дистиллированной водой, размешиваются и тщательно процеживаются сквозь марлю. Затем смешиваются с эмульсией ПВА до консистенции сливок. В таком виде краски хорошо накладываются на стеклянное полотно и хорошо на нем держатся.
  2. Для проверки насыщенности тона, наносится слой краски на кусочек стекла и оставляется до просыхания. Осветляется тон добавлением эмульсии, а насыщается разведенным в дистиллированной воде пигментным красителем.
  3. Раствор красок наносится от края контура к середине фрагмента. Добавляя кисточкой новые мазки краски, следите за толщиной слоя. От этого зависит насыщенность витражной картины. После нанесения первого слоя дается время для полной полимеризации, затем наносятся следующие слои до достижения нужной насыщенности.
  4. Покрыв одним цветом нужные участки витража, кисточка тщательно промывается, обезжиривается и протирается насухо. Наливка следующего колера производится после просыхания соседних участков для предотвращения наплывов и смешивания красок разных цветов.
  5. Полностью просохшее витражное стекло покрывается прозрачным лаком. Лак дополнительно сцепит разрозненные витражные элементы и придаст полотну блеск. По периметру оконного или дверного проема наклеивается резиновый уплотнитель. При установке витражного стекла в проем, резиновый уплотнитель сгладит неровности и обеспечит плотное примыкание к раме.

Техника аппликационного витража из самоклеящейся пленки

Наливной метод не годится для установленных окон. Изготовить витраж пластикового окна можно методом аппликации. Это самый легкий способ сделать витраж своими руками.

Для работы с пленкой понадобятся:

  • монтажный нож и ножницы;
  • резиновый валик;
  • маркер и карандаш;
  • обезжиривающее средство;
  • набор цветной самоклеящейся пленки.

Процесс витражной аппликации пленкой:

  1. Оконное стекло тщательно моется и обезжиривается. Обезжирить можно ацетоном или спиртовым раствором. По эскизу в натуральную величину вырезаются витражные детали из разноцветной пленки.
  2. К обратной стороне стекла на двойной скотч крепится эскиз витражного рисунка. По абрису контурных линий приклеивается свинцовая лента и прокатывается резиновым валиком.
  3. Межконтурное пространство аккуратно заполняется вырезанными по шаблону цветными деталями из клейкой пленки и разглаживается резиновым валиком. Наклеиваются детали осторожно, попутно разглаживая и выгоняя пузырьки воздуха. Небольшие пузырьки воздуха, образовавшиеся под пленкой, устраняют проколом их иглой и разглаживанием валиком. Детали делаются с небольшим допуском по контуру и подгоняются путем подрезки ножом по месту.
  4. Подобную процедуру можно произвести и с обратной стороны стекла. В этом случае снизится пропускная способность света. Двусторонние витражные окна рекомендуется устанавливать на южной стороне помещения.

Витраж на стекле - отличный способ украсить интерьер, придать окнам и вставкам межкомнатных дверей благородства и изысканности. И если раньше это был очень трудоемкой и дорогостоящий процесс, доступный только единичным мастерам, то сегодня это реально сделать своими руками. Витражи делают разными способами, но нет смысла осваивать самые трудоемкие методы, какими пользовались несколько веков назад для украшения соборов и дворцов. Подобного эффекта несложно достичь, благодаря применению наклеек или техники росписи по стеклу специальными красками.

Использование витражей в интерьере

Прошло много веков с тех пор, как изобрели стекло для витража, а человечество до сих пор восхищается узкими и длинными окнами храмов и соборов, дворцов и домов богатой знати Позднего Средневековья. В те времена любые стекла были дорогой роскошью, тем более - витражные. Их делали на основе ячеечного металлического узора, в который вставляли точно соответствующие узору отрезки смальты и цветного муранского стекла.

Слово «витраж» латинского происхождения, где vitrum - в переводе «стекло», но теперь оно используется для обозначения цветных рисунков на стекле. До сих пор многочисленных паломников и экскурсантов исторических памятников впечатляют изображения святых на стекле, пропускающем свет через цветные ячейки. Разбить витражное стекло с библейскими сюжетами в православном храме или католическом соборе считалось кощунствам, тем более что создавались они десятилетиями.

Витражная живопись давно вышла за рамки культовых сооружений. Сегодня снова в моде витраж на стекле, при этом сюжеты используются самые разнообразные. Художники, специализирующиеся на витражной живописи, предлагают все новые и новые техники, удешевляющие процесс создания сияющих красками стеклянных вставок.

Этот особый высокохудожественный декор способен придать интерьеру квартиры более дорогой и респектабельный облик. И сегодня витражи широко применяется везде, где только уместны:

  • оконные стекла;
  • большие плафоны потолочных светильников;
  • фальш-окна с подсветкой;
  • межкомнатные двери;
  • стеклянные перегородки для зонирования больших площадей;
  • изящные столешницы небольших столиков в гостиной;
  • безрамное остекление внутренних помещений;
  • светопроницаемые ширмы между 2-мя смежными комнатами;
  • многоуровневые и подвесные потолки;
  • раздвижные дверцы шкафов;
  • каминные экраны;
  • настольные, напольные и настенные светильники;
  • *светопроницаемые вставки в потолках;
  • вставки на стенных нишах;
  • арт-объекты и сувениры.

Можно выбрать прозрачные или непроницаемые витражные стекла, в зависимости от общей задачи. Если важно, чтобы свет частично проникал в помещение, но не было видно в подробностях происходящее за перегородкой, избирают непрозрачное стекло для витража:

  • витражная ширма в ванной комнате (в душевой);
  • стеклянная перегородка между кухней и ванной;
  • непроницаемые межкомнатные двери со вставкой в спальне;
  • перегородка между туалетом и ванной.

Внимание: Стоит учитывать, что цветной непроницаемый витраж только частично пропускает свет, поэтому он неуместен в квартире, где и без того недостаточное освещение. Но на южной стороне сделанный своими руками витраж станет уместным светофильтром, например, витражи на стекле, фото:

Достоинства и недостатки витражных вставок

Освоить искусство витражной живописи под силу каждому, что желает делать витражи на стекле своими руками. Технологию росписи по стеклу полезно освоить для оформления личного пространства, а потом можно использовать как дополнительный заработок. И хотя красивый витраж - настоящее искусство, не обязательно быть художником, многие мастера используются готовые эскизы для замысловатых рисунков с четкими границами на стекле.

Самостоятельное изготовление витража - увлекательный процесс, напоминает детские «разукрашки», где в пределах готовых контуров каждую ячейку рисунка заполняют определенным цветом. И еще это напоминает детский калейдоскоп с цветными стекляшками между зеркалами, где так увлекательно наблюдать восхитительные узоры.

Важное преимущество - каждый витраж уникален, даже если использовали готовый эскиз. Любое изображение получается в результате выбора той или иной техники, способа нанесения и подбора красителей и границ ячеек.

Получение выбранной картинки витражей на стекле - интересное занятие, которое способен освоить даже школьник. Его интересно делать всей семей, соблюдая осторожность в работе со стеклом, край которого можно временно оклеить малярным скотчем. Если работать акриловыми красками, то не нужно каких-то особых приспособлений. Традиционная техника изготовления витражей из стекла и металла требует отдельной мастерской. А некоторые способы травления стекла предполагают использование химреактивов.

Рисунок на стекле, при грамотной организации работ и при наличии готового эскиза, можно завершить довольно быстро. А если есть художественные навыки и тонкий вкус, то изготовление трафаретов и витражей на стекле своими руками - отличное хобби или способ творческой самореализации. В таком случае можно попробовать, какие витражи будут наиболее интересны:

  • рисованные;
  • резанные;
  • клееные;
  • паянные.

Самые простые способы нанесения рисунок имеют свои недостатки - рисунок может оказаться нестойким. Самое простое незакрепленное изображение приходится делать между 2-я стеклами в рамке, сохранив в качестве сувенира, чтобы не смывалось. Но это больше относится к детскому творчеству. А если решено украсить квартиру настоящим произведениями искусства, используя специальные краски по стеклу, витраж должен быть изящным и привлекательным. Вряд ли выйдет с первого раза «нечто» особенное, придется несколько раз потренироваться, чтобы потренироваться для освоения техники.

Внимание: Помните, что любое стекло может разбиться, в том числе и витражное. Поэтому желательно сначала подумать, есть ли вероятность, что вставки будет разбита. В некоторых случаях лучше использовать готовую виражную пленку, которая не даст разлететься осколкам, например, если не осторожно хлопнуть стеклянной дверью.

Разновидности техник для выполнения витражной живописи

Витраж на стекле раньше выполнялся самым трудоемким методом, когда делали металлический узор, состоящий из ячеек. Потом в каждый свободный промежуток вставляли кусок стекла определенного цвета, вырезанного точно по форме каждой ячейки. Сложнее всего было делать симметричные изображения - металлическая узорная сетка могла не совпадать по очертаниям, и каждый фрагмент резался отдельно. Стекла нужно было закрепить, да еще и так, чтобы не было щелей, пропускающих воздух и воду.

Классический паяный метод используется и сегодня, но в бытовых условиях применимы менее дорогие, трудоемкие и недорогие техники витражной росписи стекла. К наиболее популярным техникам сегодня относятся:

  • матированный витраж;
  • «Тиффани»;
  • в технике «кастнг»;
  • в технике «фьюзинг»;
  • в технике Plastic Lead;
  • матированные витражи;
  • пленочные витражи SGO;
  • фацетная техника;
  • техника «травления»;
  • техника «моллирования»;
  • лазерная гравировка;
  • роспись акриловыми красками;
  • комбинированные витражи.

О том, как сделать витраж на стекле своими руками наиболее доступными методами, стоит разобраться подробнее.

1. Складываем кусочки вырезанных цветных стекол, которые образуют мозаичное полотно. Каждый фрагмент композиции вставляют в металлическую рамку-трафарет, сделанный из жести или листовой меди. Металлические части придется спаять, но это приходится делать без стекла поэтому важно продумать, как закрепить стекла в этих ячейках. Готовый рисунок будет напоминать настоящее дорогостоящее витражное стекло.

2. Отрезки цветной полупрозрачной пленки выкладываются на стекле, как аппликация, продуманным заранее узором - по контурам, нарисованным специальным исчезающим маркером. Далее по границам тюбиком наносится специальная краска в виде темного бордюра, или любым смолистым раствором, который быстро схватывается. Готовое изображение закрывается другим стеклом, точно такого же формата и осторожно склеивается по краям. Двойное стекло с внутренним рисунком довольно практично, его вставляют в рамку или деревянную оконную раму.

Подобный метод - вставки из тонкого цветного стекла (прозрачного, матового или пескоструйного) тоже вставляют между двумя стеклами. Такие двойные или тройные цветные стекла для витражей получаются наиболее тяжелыми, поэтому для дверок мебели не рекомендуются.

3. В продаже можно найти готовую цветную смальту, которую в виде нарезанных и ошлифованных по краям фрагментов просто наклеивают на стекло. Подойдут также пластиковые кристаллы или искусственные «камешки» для вышивки с плоской тыльной стороной, а также мелкие самоцветы или плоские бусины. Их можно посадить на стекло «жидкими гвоздями», например, в виде виноградной лозы. Таким способом несложно отделать вазы, стеклянную посуду и сувениры. Подойдет метод для тех вставок, которые не нужно часть чистить - камешки и смальту можно случайно соскоблить. Тем не менее, такой сверкающий кристаллами Hand-made витраж на стекле выглядит роскошно, особенно с подсветкой.

4. Рисунок на гладком или пескоструйном стекле наносят специальными красками, которые предполагают термическую обработку. После обжига в печи получается стойкий витражный рисунок, которые не боится чистки.

Подобный метод - имитация витражной росписи, где используются акриловые краски без обработки в печи. Рисунок получится стойкий, но мыть такие стекла не стоит. Подобные витражи с успехом используются в окнах с двойными рамами рисунком во внутрь, где стекла не моют часто, как снаружи.

Где взять трафареты для витражей?

Красота первоначального эскиза определяет конечный результат. И если попытаться самостоятельно «что-то там» нарисовать, вряд ли такой витраж будет высокохудожественным. Даже если взять выигрышнее сюжеты - розы, павлины или рыбки, важно соблюдение пропорций рисунка, цветовой баланс и общая композиция.

Выбор сюжета должен быть оправдан функциональностью помещения. Для спальни подойдут фантазийные цветы, ангелы, красивые полуобнаженные девы, амазонки, леопарды. В гостиную подойдет изящная абстракция, симметричные орнаменты, которые гармонируют с общей темой помещения. Если подыскивают подходящие для ванной витражи на стекле, трафареты подбирают с аквариумными рыбками, что-то на морскую тематику.

Для перегородки проходного коридора подойдет любое абстрактное изображение или нейтральная тематика, например, жар-птица. Изображение для определенной стилистики интерьеров подбирается в соответствии с характерной тематикой для такого дизайна:

  • ветка сакуры - для японского стиля;
  • завитки «рокалии» - для рококо;
  • росчерк хлыста - типичен для модерна;
  • замысловатая абстракция - Арт-деко и пр.

Лучше всего использовать готовые трафареты, которые можно приобрести:

  • в магазинах для художественного творчества;
  • у художников, владеющих этой техникой;
  • распечатать популярные «картинки» из интернета (пострадает уникальность ваших витражей).

Для тех, кто умеет рисовать, лучше всего взять за основу понравившиеся иллюстрации, выбрать подходящий сюжет и разработать свой эскиз.

Внимание: Важно учитывать масштабирование изображений, поскольку при переносе мелкого эскиза на большое стекло получится искажение пропорций и много пустого пространства. Поэтому небольшой эскиз предварительно расчерчивают на квадратики - для более качественного увеличения рисунка.

Иногда на этапе завершения приходится дорисовывать элементы для заполнения пустот. Готовые трафареты для витражей в натуральную величину не требуют доработки. Традиционно, красиво смотрятся витражные рисунки, где сочетаются тонкая графическая рамка и растительный орнамент.

Совет: Не спешите трафаретный рисунок заполнять красками. Если есть выбор - поэкспериментируйте с цветом на черновиках. Иногда замена фона или центральных элементов не только меняет общее впечатление от рисунка, но и формирует ауру в помещении с витражами. Например, холодные синие или фиолетовые цветы стоит поменять на оттенки теплой гаммы для гостиной или на холодные - для ванной.

Какие использовать краски для витражей?

1. Раствор на основе нитролака НЦ-2141 (или аналогичный, другой маркировки). Понадобятся художественные масляные краски и растворитель. В отдельной емкости разводят нитролак с добавлением растворителя (меньше половины). В готовую эмульсию добавляются величиной с горошину художественной краски или каплю пигмента для строительных работ. Интенсивность краски поверяем на стекле, если мало - добавляем еще. Стекло нужно предварительно обезжирить, протирая растворителем типа ацетон. Качественный лак для виража должен быть прозрачный, хорошо растекающийся, не сворачивающийся на стекле проплешинами.

2. Раствор на основе клея БФ-2. Эмульсию разводят на основе растворителя и любой краситель, растворимая на спирту. Например, используют пасту из стержней шариковой ручки - синюю, фиолетовую, зеленую и красную. Клей и растворитель размешивается в стеклянной баночке, куда по капле вводят краситель до требуемой насыщенности. Пробуем кисточкой на контрольном стекле.

3. На желатиновой основе и красителей для тканей. Желатин (5-6 гр.) в виде клейстера заваривают горячей водой, куда понемногу вводят разведенную жидкую краску. Можно сначала нанести изображение, потом очертить границы, но лучше сначала сделать сетку «разукрашку». Такой рисунок требует закрепления - после высыхания виража стекло покрывают бесцветным нитролаком.

Витражная роспись силикатными красками используется художниками для термообработки. Специальными химическим компонентами создают на витражах зеркальную или матовую поверхность. Некоторые техники недоступны при домашней росписи, например, гравированный витраж, который создается на специальном оборудовании.

Простейший метод - использовать готовую витражную или зеркальную самоклейку.

Три «кита», позволяющие сделать хороший витраж: глазомер, аккуратность, уверенность. Если одну ошибку или погрешность заметит не каждый, то две-три уже придадут изделию неряшливый вид, а то и вовсе испортят всю работу. Именно по этой причине стоит потренироваться на небольших композициях и только потом браться за реализацию масштабных проектов.

Эскиз+ножницы

Изготовление любого витража начинается не даже не с подбора идеальных для работы материалов, а с создания поэлементного эскиза в двух экземплярах. Для ускорения и упрощения работы, эскиз можно создать на компьютере, а затем распечатать. Но, увы, большое панно потребует создания эскиза в ручном режиме. Чтобы получить две одинаковые копии, нужно использовать светокопировальный станок. Нет, это не сложное устройство, которое придется брать в аренду, а достаточно простое приспособление. Его можно соорудить двумя способами. Прикрепить первый экземпляр эскиза к стеклу в светлое время суток, приложить второй лист, зафиксировать его и при помощи карандаша перенести изображение на чистую бумагу. Если же площадь окна не позволяет, то на обычные кухонные табуретки кладется лист стекла, на пол ставится настольная лампа, а ее свет направляется вверх, то есть на стекло. На стекло кладется эскиз, сверху чистый лист и переводится рисунок.

  1. Важно помнить, что сборка витража всегда должна делаться по первому эскизу, а второй его экземпляр используют как шаблон для изготовления элементов. Это делается для сведения к минимуму риска нестыковок и подгонки фрагментов.
  2. Если вы твердо намерены сделать витражный шедевр, то заранее приобретите шаблонные ножницы с тремя лезвиями (первые две разрезают эскиз, а третье отрезает полоску шириной чуть меньше двух сантиметров).
  3. Перед тем, как приступать к разрезанию эскиза, его лучше наклеить на тонкий плотный картон, чтобы в дальнейшем легче было обводить контур по мягкой бумаге.
  4. Когда начнете клеить, не забывайте, что размокшая от клея бумага будет немного тянуться.
  5. Не забудьте выверить шаблон по главному (первому) эскизу.
  6. Чтобы немного облегчить работу, особенно если витраж предполагает большое количество мелких деталей, все фрагменты полотна лучше пронумеровать на обоих эскизах еще до этапа разрезки.

Стеклянный витраж

Стеклянный витраж - признанная и проверенная веками классика. Он состоит из десятков разноцветных стекол, которые могут быть прозрачными, молочными и матовыми. Молочные стеклышки непрозрачны, а просто окрашены в какой-либо цвет. Матовые же искусственно «шершавят» с одной стороны. Каждая часть витража - смальта - обрамлена свинцовым, латунным, оловянным или медным профилем в виде буквы П. При изготовлении стеклянного витража каждая смальта аккуратно выкладывается на первичный эскиз, а затем производится запайка швов. Полотно выглядит как переплет фрагментов. Для увеличения прочности его оформляют латунными уголками, создавая рамку, и паяют по контуру. Получается полноценная картина, которую вставляют в проем и устанавливают сзади подсветку. Второй не менее распространенный вариант - установка такого витража в оконной раме. Недостатками классических витражей являются трудоемкость изготовления и хрупкость.

Пленочный витраж

Пленочный витраж - это имитация классического витража. На основу из прозрачного, матового или молочного стекла наносят рисунок, между фрагментами которого делают бордюры. Вместо смальт используют самоклеящуюся пленку. Сделать такой витраж под силу даже новичку, нужно лишь немного аккуратности и усидчивости. Секрет успеха - предварительная обработка стекла спиртом для обезжиривания поверхности. Можно вместо спирта использовать 1 чайную ложку средства для мытья посуды, разведенную в стакане воды. После такой обработки обязательно стекло следует промыть дистиллированной водой.

Если при изготовлении пленочного витража не удалось полностью избавиться от пузырьков воздуха, то их можно проколоть иголкой и аккуратно прогладить. Уже через сутки-двое вы и сами не найдете, где раньше были пузырьки.

Современные самоклеющиеся пленки красивы, долговечны. Издалека витраж смотрится эффектно, но вблизи сразу видно, что это всего лишь имитация. Кроме того, такой витраж красив только с одной стороны. Именно из-за этого пленочные витражи чаще всего оформляют потолочные окна. Еще совсем недавно витражи на потолках рисковали делать немногие. Разбившееся стекло может нанести вред жизни и здоровью людей, случайно оказавшихся в комнате. Впрочем, для потолочных витражей в последнее время активно используется акриловая основа. Акриловый пластик имеет толщину всего 1 мм, он легкий и чрезвычайно прочный, с годами практически не провисает, а если вдруг вывалится из рамы, тихо упадет на пол в комнате, ничего не повредив. Пленка великолепно сцепляется с акрилом, прочно держится. Недостаток материала - его стоимость. Он на порядок дороже обычного стекла.

Заливной витраж

С лицевой стороны заливной витраж сложно отличить от классического, но изнанка сразу же раскрывает все карты. Такие композиции смотрятся весьма эффектно, но их изготовление потребует большого опыта и терпении. Чтобы получилось по-настоящему красиво, нужно обеспечить гладкую или фактурную отражающую поверхность под стеклом-основой, тогда световые лучи будут проходить сквозь полотно дважды. Именно по этой причине заливные витражи часто выполняют на зеркале. Правильно залитая краска образует мениск, а лучи света проходят прямо и отражаются от зеркальной пленки. Разная их кривизна из-за такого преломления дает разнообразие длины световых лучей, а потому витраж буквально играет всеми цветами радуги. Бордюры в заливных витражах обычно делают темного цвета, но с эффектом металлик. Самыми дорогими считаются подобные витражи, где основой являются акриловые зеркала с дополнительной танталниобиевой подложкой.

Тиффани-витраж

Это уже полноценный витраж, собранный из десятков стеклянных смальт. Отличается от классического стеклянного витража он лишь тем, что переплет сформирован фолией - металлической паяющейся фольгой, а не литыми или коваными желобками. В пик расцвета витражного искусства, то есть в Средневековье, фолию делать еще не умели. Тиффани-витражи достаточно прочные, при необходимости ими декорируют даже распашные или французские окна, а также двери. Еще одним достоинством таких композиций является возможность заполнять криволинейные и объемные конструкции.

Фацетный витраж

Такие витражи сейчас особенно популярны у обеспеченных людей, которые не скрывают свой достаток. Фацет - это полированная фаска на 6-миллиметровой стеклянной пластине. Фаска обычно достаточно широкая, а угол фацета зависит от оптических свойств стекла. Точный математический расчет мастера позволит создать так называемую алмазную грань, гарантируя максимальное преломление света. Фацетные витражи могут быть:

  • окрашенными;
  • бесцветными;
  • прозрачными;
  • поташными (из легкого стекла с небольшим показателем преломления);
  • свинцовыми (из тяжелого стекла с высоким показателем преломления).

Самыми дорогими являются крофлинтовые фацеты - комбинация поташных и свинцовых.

Фацетные смальты собираются по отдельности, так как имеют большой вес. Для этого используются индивидуальные алюминиевые профили. К сожалению, изготовления фацетного витража возможно только в промышленных условиях.

Фьюзинговый витраж

Такой витраж изготавливают из смальт, которые предварительно разогревают до 300-1200 градусов (температура размягчения зависит от типа стекла) и выкладывают согласно эскизу на жаростойкую поверхность, затем прокатывают. Фьюзинговый витраж - это плавный переход цветов, который недостижим в иных техниках. Фьюжн-витражи большого размера стоят очень дорого.

2 способа создания витража своими руками

Большинство витражей, которые вы можете изготовить дома, являются имитацией, зато они оригинальны, уникальны, а их создание - увлекательнейшее занятие. Чтобы создать хороший как пленочный, так и красочный витраж, необходимо знать о тонкостях имитации переплета-бордюра.

Бордюры можно изготовить тремя способами:

  • свинцовым скотчем;
  • мягкой проволокой;
  • контурной пастой.

Свинцовый скотч представляет собой ленту в 1/8 дюйма шириной, изготовленную из свинцовой фольги, клеящего слоя и защитной пленки. Рулончик аккуратно разматывают, выкладывают согласно границам фрагментов на эскизе, обрезают. Затем нужно снять защитную пленку, наложить на полотно и придавить. При создании пленочного витража работа со свинцовым скотчем - один из завершающих этапов, при создании заливных - один из начальных.

Мягкая проволока выгибается по контуру и приклеивается посудным ПВА (должна быть соответствующая маркировка на этикетке). Такие бордюры в заливных витражах делаются до работы с краской, в пленочных - по завершении выкладки рисунка. Проволоку можно использовать специализированную медную, но может подойти для работы и обычный эмальпровод, который легко найти в магазинах радиодеталей. Для создания особого эффекта проволоку можно слегка обработать наждачной бумагой.

Контурная паста - это особая смесь посудного клея ПВА (50 мл), черной туши (25 мл) и серебрянки (35 мл). Сначала нужно смешать клей и тушь, а потом понемногу добавлять серебрянку (алюминиевую пудру), пока не получится смесь, по консистенции похожая на сметану. При необходимости серебрянку можно заменить бронзовой пудрой. Контурную пасту наносят сразу после приготовления тонкой кисточкой, добиваясь, чтобы она легла равномерным бордюром по всем контурам. Новичкам лучше использовать небольшой кондитерский шприц.

1 способ создания простого витража

Имитация заливного витража предполагает последовательное выполнение ряда операций.

  1. Организация рабочего места. Ровный щит обтяните белой мягкой тканью (бязь, фланель, байка, фетр), положите на него первичный пронумерованный трафарет.
  2. Обезжирьте стекло, на котором планируется сделать витраж, положите его на эскиз.
  3. Оформите контур любым удобным для вас способом. Удобнее работать от верхнего левого края полотна. Оставьте контур подсохнуть примерно на сутки.
  4. Приступайте к заливке краской. С ячейками, расположенными рядом и требующими заливки одним цветом, работайте поочередно, дожидаясь, когда высохнут соседние. Если краска протекла на соседний фрагмент, аккуратно снимите ее лезвием.
  5. После завершения заливки оставьте стекло просушиться на сутки-двое.

Краску удобнее всего заливать шприцем, не касаясь бордюра. Она сама растечется по стеклу. Если краска слишком жидкая, то можно повторить заливку, когда первый слой полностью высохнет. Колеры для витража можно изготовить самостоятельно (рецепты как минимум четырех проверенных составов легко найти в Интернете). Сейчас в продаже в магазинах материалов для рукоделия или в торговых точках товаров для художников продаются замечательные витражные краски всевозможных цветов.

2 способ создания простого витража

Второй способ имитации витража - использование пленки. Пленка так и называется витражной, ее достаточно легко найти в продаже. Второй эскиз нарезается на фрагменты, которые поочередно становятся шаблонами. Из пленки необходимо вырезать отдельные детали и последовательно выложить их на обезжиренное стекло. Затем с каждого фрагмента необходимо удалить защитную пленку и приклеить его на нужное место. Завершающим этапом работы станет оформление контура удобным вам способом.