Верования цыган: пара слов. Цыгане: кто они и откуда пришли? Малоизвестные факты об одном из самых загадочных народов




Несмотря на общепринятое мнение, цыгане верят не только в вольный ветер и лихого коня. В большинстве своем они придерживаются религиозных убеждений народа, на земле которого живут. В буддизм, христианство и ислам эти люди привносят часть своей самобытности, о которой много знает Роман Лукин, сотрудник Центра проблем религии и общества при РАН.

Особенности цыганских верований и традиций

Даже придерживаясь официальной религии, цыгане не считают себя связанными какими-то условностями. Католики, например, почитают реального святого Блаженного Сеферино и не менее рьяно - выдуманного персонажа Сару Кали. Тот, кто придерживается православия, уважает Святого Георгия и Николу Угодника.

Российские цыгане достаточно набожны, обязательно крестят детей и венчаются в церкви. В домах у живущих оседло таборов можно заметить углы с несколькими иконами. Представители этого народа стараются соблюдать все предписанные церковью ритуалы, но и о своих обычаях не забывают.

Церковное венчание для цыган значит несоизмеримо больше, чем регистрация в ЗАГСе. Но до того, как молодые пойдут в церковь и освятят свой брак, табор шумно играет «цыганскую свадьбу». Без соблюдения этой традиции брак не считается действительным. Только «цыганская свадьба» узаконивает отношения пары в глазах единоверцев и соплеменников.

Главные религиозные праздники и обряды

Из христианских праздников в таборах особенно почитают Пасху и Рождество. В Турции главным торжеством у цыган считается Хыдырлез, который на Балканах носит название Эдерлези. Празднуют его ночью 5 мая, когда возносят молитвы Святому Георгию.

В России на Радоницу цыгане оправляются на кладбища, но не для того чтобы почтить память своих усопших, а чтобы просить милостыню. Такое «праздничное попрошайничество» распространено у цыган-влахов. Милостыню просят не для того, чтобы поправить материальное положение - многие попрошайки и сами неплохо обеспечены, - а чтобы предоставить ближнему возможность сделать доброе дело и стать таким образом на шаг ближе к Богу.

В мусульманских странах цыгане более избирательны в плане соблюдения религиозных традиций. Например, женщины никогда не закрывают лиц, а мужчины не делают обрезания, как того требуют исламские догмы.

Цыганские легенды

Как и многие другие народы, цыгане создают свои мифы. Согласно одному из них, сам Иисус разрешил цыганам подворовывать за то, что они украли один из гвоздей, которым его собирались прибить к кресту. Эту сказку придумали много веков назад на Балканах. С тех пор кочевой народ верит, что воровство и мошенничество - не грех.

Цыгане искренне убеждены, что Господь многое им прощает за веселье и певческий талант. Остальным народам Он подарил по стране, а вольным цыганам - весь мир. Вот такая своеобразная у этого кочевого племени трактовка религии. Вера в Единого Бога прекрасно уживается у него с разными выдумками и заветами предков.

Какая религия у цыган? Пестрые у них не только наряды. Религиозные взгляды у них тоже весьма разнообразные. Они преимущественно зависит от места их проживания. Хотя, конечно же, в каждом правиле бывают исключения.

Где живут цыгане, исповедующие православие?

К примеру, у тех, которые живет в России, превалирующая религия православие, как и у основной части россиян. Как и в основной части стран СНГ. У румын - тоже православие.

В каких примерно странах живут цыгане-мусульмане?

Люли (цыгане, живущие на территории Таджикистана) преимущественно придерживаются исламской веры. Как и многие живущие в Средней Азии и Северной Африки.

А где проживают цыгане-католики и протестанты?

У цыган, проживающих в Польше и других европейских странах, основная религия - католицизм. Та же ситуация с протестантизмом. В странах, где распространена эта религия, они ее и придерживаются.

В искусстве

В фильме «Цыганка Аза» нередко упоминалось Солнце, да еще в качестве божества. Кто знает, может, они поклонялись Солнцу и шли вслед за ним? Во всяком случае, кто-то из этого народа вполне мог.

Легенда, которая распространена среди цыган

Среди этого народа распространена и красивая легенда. Когда римляне решили распять Христа, они приказали кузнецу (который, конечно же, был цыганом) сделать пять больших гвоздей, то есть выковать, они были нужны для исполнения казни. Четыре - для рук и ног, а пятый - для сердца. Он, конечно, сделал попытку отказаться, но его, при помощи кнутов, заставили выполнить эту работу.

Когда казнь началась, цыган незаметно проглотил пятый, предназначенный для сердца, гвоздь. За это Господь возлюбил всех цыган и покровительствует им до сих пор.

Другая версия менее поэтична: цыган просто украл пятый гвоздь, и за это Бог разрешил цыганам воровать.

Как и среди любого народа, среди цыган тоже есть атеисты. Особенно это типично в наше время. А в принципе, это самый верующий народ. Они регулярно посещают церковь, и выполняют все обряды, типичные для той страны, в которой живут. Особенно это типично для старшего поколения.

Что можно сказать в качестве вывода?

Быт и обычаи цыганского народа в многом похожи на обычаи тех стран, в которых они проживают. То есть, у этого народа способность приспосабливаться ко всему. В том числе и к религии того государства, в котором они живут на данный момент. Официальной религии, которой придерживается этот народ во всех странах проживания, у них нет.

Для начала ознакомимся с литературной традицией. По приведённым ниже цитатам можно судить, что писали о религиозности цыган последние двести лет:

Они не исповедуют никакой религии, а следуют фетишизму, т. е. поклоняются предметам, полезным для их жизни: палаткам, телегам и кузницам; веруют как турки в предопределение. В христианских землях они прикидываются христианами, в Турции магометанами, а с евреями они жиды. 1
Михаил Когэлничану. 1837 г.

У цыган нет и следа религии и если один восточный писатель утверждает, будто "на свете есть семьдесят две веры с половиною", понимая под "половиною" веру цыган, то это неправда, потому что у них вовсе нет никакой веры. 2
"Свет в картинках". 1880 г.

Ничего не понимая в христианской вере, цыган обыкновенно охотно принимает её, но только лишь наружно. Он даже и не различает при этом, какую он принимает веру - для него все веры одинаково непонятны; он и смотрит только, которая для него выгоднее. 3
А. Шиле. 1878 г.

…Цыгане вообще не отличаются религиозностью и скорее суеверны, чем набожны. Как отмечали многие исследователи цыганской жизни, на вопрос: "Какой вы веры?" цыгане отвечали: "А какой тебе надо?". 4
Надежда Деметер. 1995 г.

Интересно, скажем, что в российской глубинке они вполне могут быть православными: ходят в храм, истово крестятся. Если они завтра откочуют в Татарию - они будут примерными мусульманами. Они как бы "боятся быть уволены. 5
Николай Климонтович. 1997 г.

По большому счёту литературу о религиозных взглядах цыган можно разделить на два течения. Они не оформлены в строгие школы, поскольку часто один и тот же автор в первом абзаце склоняется к одной системе взглядов, а далее, не моргнув глазом, защищает другую. Такая путаница характерна для цыгановедения. Но, давайте всё же проведём разграничение. Теорий две:
1. Цыгане, это язычники. Но они это скрывают, принимая для вида иную веру.
2. Цыгане, это конформисты, которые с необыкновенной лёгкостью меняют религию, руководствуясь лишь выгодой.
Согласитесь, это не одно и то же. В первом случае у цыган есть своя религия. Пусть они по соображениям безопасности её скрывают - но всё же она есть.
Языческая религия? В современном мире это не криминал. Только в Индии восемьсот миллионов человек поклоняются языческим богам - что отнюдь не мешает правительствам заключать с этим государством дипломатические договоры, а простым людям любить индийское кино… Итак, если представить себе, что цыгане (народ индийского происхождения) по инерции верили бы в Раму и Кришну, в этом не было бы ничего страшного.
Вторая теория гораздо опаснее. Согласно ей, на цыганах негде клеймо ставить. Они безбожники, лицемеры. Они не верят ни во что, но при этом притворяются верующими.
Сейчас я разберу обе системы взглядов по порядку.

Начну с цыганского "язычества".
В том, что первоначально цыгане были язычниками, сомнений нет. Их предки, кочуя по Индии, исповедовали ту же веру, что и всё население этой жаркой восточной страны… Если мы взглянем на мир в целом - окажется, что очень многие народы в ту далёкую эпоху поклонялись идолам, духам предков и тому подобному. Язычниками были тогда предки современных шведов, норвежцев, литовцев, эстонцев, латышей, поляков, ирландцев. Я не говорю уже о наших собственных пращурах. Даже в тех странах Запада, которые официально приняли христианство сравнительно быстро, продолжали существовать языческие общины, вызывавшие немало беспокойства у господствующей церкви.
Но ведь коренные народы Европы всё же уверовали во Христа, не так ли?
Уверовали. Кто-то раньше цыган, кто-то одновременно, а кто-то даже позже… И ещё большой вопрос, чей "христианский стаж" длиннее!
Когда таборы дошли до Византии, они уже не держались за языческие культы. Их обращение в православие письменно зафиксировано уже в 1322 году Симоном Симеонисом и Хуго Просвещённым. Однако цыгане приняли христианство не в Византии, а гораздо раньше - находясь в Армении. Во всяком случае именно из армянского языка в цыганский язык вошли некоторые слова из церковного обихода. Так слово "патради " (от армянского "патараг"- богослужение) - встречается во многих диалектах европейских цыган, где оно означает Пасху. На Балканах цыгане употребляют армянское слово "хунг " (ладан). Индийское слово "тришула" (трезубец Шивы) трансформировалось на территории Армении в крест ("трушул " - у европейских цыган, а у армянских "тресул "). Итак, нам, русским, не следует забывать, что цыгане приняли христианство лет на двести раньше нас. Уверен, что этот хорошо известный учёным факт покажется нашему обществу поразительным.

С момента выхода из Византии ничто не указывает, будто хотя бы часть таборов поклонялась индийским божествам. Конечно, когда кочевники появились в Западной Европе, не все поверили их версии о паломничестве во искупление грехов. И простые обыватели, и дворяне, и церковники судачили, что незваные гости, это на самом деле: безбожники, язычники, идолопоклонники, магометане…6 Именно так, через запятую всё это и говорилось, хотя атеизм, язычество и ислам - конфликтующие мировоззрения.
Кто же одержал верх: сплетники или здравомыслящие европейцы? Не в последнюю очередь это зависело от самих цыган. Именно их повседневное поведение склоняло церковь и прихожан к той или иной политике. Смею утверждать, цыгане с честью "выдержали экзамен" на религиозную лояльность. Во всяком случае, инквизиция их не тронула (подробнее об этом см. ).
Давайте разберём ситуацию на примере одной конкретной страны.
В Швеции цыгане были встречены настороженно. Поначалу их приняли за осколок монголо-татарской орды, перед которой трепетал в ту пору весь Запад. Считая, что имеют дело с язычниками, шведы даже называли пришельцев "татарами" - потребовалось сто лет, чтобы этот ошибочный термин был вытеснен словом "цыгане". Соответственно, и церковь поначалу разделила подсознательный страх перед языческим Востоком. В 1560 году, спустя полвека после появления кочевников, было принято постановление, строго воспрещающее духовенству иметь с ними дело… Между тем, время шло. Светские власти Швеции по примеру соседей приняли антицыганские законы, которые, к слову сказать, исполнялись небрежно. Королева Христина обсуждала со своим придворным советом, не выслать ли цыган в Америку, однако это была лишь дискуссия. На практике цыган приравняли к "бродягам и беднякам", отправляя на галеры только тех, кто был схвачен с поличным на воровстве и тому подобном. Одним словом, кочевые таборы и общество как бы присматривались друг к другу. Уже в 1686 году церковь осознала свою ошибку. Когда принимался новый Церковный Кодекс, в его третий раздел был включён параграф, согласно которому разрешалось крестить цыганских детей, а самих цыган, ежели таковые захотят осесть в конкретном месте, допускали в состав паствы. Смягчение церковной позиции оказало влияние на общество в целом.7
Итак, постепенно ситуация нормализовалась. Смуглые матери, как и положено христианкам, приносили детей в церковь для того, чтобы совершить таинство крещения. Священники совершали обряд. Такая ситуация устраивала кого угодно… кроме цыгановедов западной школы. Разве можно допустить, чтобы люди доверяли кочевому народу? И вот уже Чарльз Лелан пугает доверчивую публику подробностями, которые известны лишь ему. По его словам, цыгане Скандинавии раз в год собираются под покровом ночной тьмы дабы "раскрестить" всех детей, которых родители за последнее время крестили с целью выманить подарки у чужаков. По этому случаю устраиваются дикие оргии. Кочевники поклоняются маленькому идолу, который сохраняется вожаком их племени в величайшем секрете.8 Это писалось в XIX столетии, но и в наши дни вы можете встретить во вполне респектабельном издании пещерные представления о религиозных взглядах цыган. Розмари Элен Гуили пишет:
"Мир цыган населён разными духами и божествами. Дель одновременно и бог и "всё, что наверху" - небо, небеса и небесные тела. Фараун - бог, который, говорят, когда-то был великим фараоном в давно потерянной земле цыган, "Маленьком Египте". Бенг - дьявол, причина всех зол. Подобно христианам, цыгане представляли дьявола уродом с хвостом, похожим на рептилию и возможностью менять вид. Существуют легенды о сговоре с дьяволом. Поклонение Луне и огню сильно у цыган; очевидно, они никогда не поклонялись солнцу, во всяком случае серьёзно. Луну отождествляют с богом Алако, защитником цыган, забирающим их души после смерти. Сначала Алако был Дундра, сыном бога, посланного на землю, чтобы обучить людей закону: он поднялся на Луну, когда закончил свою миссию, и стал богом. Огонь считается священным, способным лечить, защищать, сохранять здоровье и наказывать зло.
Культ Биби - поклонение богине типа греческой Ламии, которая душит горгио - не цыганских детей, заражая их холерой, туберкулёзом и тифом.
Цыгане также практикуют поклонение фаллосу и неодушевлённым предметам, таким как наковальня. Лошадь и медведь считаются богоподобными существами".9
Не спрашивайте, откуда у исследовательницы такая, мягко говоря, непроверенная информация. Разговоры о верованиях цыган всегда велись по принципу: "Одна баба сказала". Вот цитата из работы зарубежного цыгановеда, который, правда, не разделял теорию о "богоподобности" лошади, и писал нечто прямо противоположное:
"Это принесение коня в жертву также замечено у цыган Российской Империи. В 1830 году один русский помещик поведал мне, что цыгане в окрестностях Москвы и на Дону устраивают жертвоприношение лошадей и едят часть их мяса, исполняя древнейший обряд идолопоклонства".10
Безымянный помещик поведал - цыгановед записал. Теория доказана!.. Конечно, русские цыгане удивятся, если услышат, что у них имелся такой обычай. Но кому интересно их удивление и возмущение? Бумага всё стерпит.

Большой вред цыгановедению нанесли выдумки нашего соотечественника Елисеева. Как известно, он выпустил книжицу, согласно которой в цыганском фольклоре сохранились имена индийских богов Брахмы и Лакшми. Опять-таки не буду останавливаться здесь на разоблачении данной фальсификации. Желающие могут обратиться к отдельной СТАТЬЕ на эту тему.
Защитники умирающей теории нашли выход. Вот уже несколько десятилетий в околонаучной журналистике бытует тезис, что у цыган есть свой языческий Бог - Дэвэл … Читатель, не разобравшись, может и поверить. Ведь есть же в цыганско-русском словаре звательная форма от слова дел , звучащая девла .11 Но я не могу удержаться от ехидного комментария. "Почему, - спрашиваю я своих оппонентов, - вы остановились на достигнутом? С таким же точно основанием можно было бы утверждать, что свой личный Бог - "Дио" - имеется у итальянцев. И у англичан есть отдельное языческое божество - они называют его "Год". И у французов тоже - "Дьё". И у испанцев - "Диас". Долго можно перечислять, вот только будет ли такой подход объективным?"
К сожалению, и сейчас некоторые российские авторы последовательно отстаивают абсолютно ложную точку зрения, будто у цыган нашей страны имеется целый пантеон языческих богов. При этом они не могут познакомить нас ни с одним живым язычником, ссылаясь обычно на то, что сами-то их встречали, но давно, и в глухой провинции… да и вообще, цыгане, это очень скрытное племя. Свои тайны они открывают только тем, кому доверяют беспрекословно.
Надо ли говорить, что это нонсенс. Вера в Бога не есть нечто постыдное. Вся история человечества показывает, что верой гордятся, о её постулатах охотно рассказывают чужакам. Этнографическая наука не знает народов, которые при отсутствии религиозных гонений скрывали бы свои истинные верования. В особенности это относится к нашей родине. Вряд ли можно назвать нетерпимой царскую Россию, в которой легально сосуществовали христианство, ислам, буддизм, ламаизм и шаманские культы. Так какой был смысл цыганам таить своё язычество (если бы оно реальности существовало)? Точно то же самое можно сказать про Россию наших дней. Государство и общество вполне терпимо взирают на возрождение традиционных религий и даже на появление множества экзотических сект. Чего цыганам бояться? Сатанисты - и те разгуливают совершенно открыто!
Итак: ни один цыган не подтверждает, что поклоняется Дундре или Фарауну, ни одна русская женщина, вступившая в межнациональный брак, не столкнулась с чем-то непривычным в религиозной сфере. Что же это за народ такой? Все как один - конспираторы похлеще разведчиков или профессиональных революционеров!..
(Только не надо выдавать за язычество веру в существа, аналогичные нашим домовым, лешим, русалкам. Подобные персонажи заимствованы у русского простонародья в течение двухвековых этнокультурных контактов. Если записывать леших в языческий пантеон, то давайте для начала откажем коренному народу в праве называться христианским.)

Итак, с первой теорией мы вроде бы разобрались. Но прежде, чем расстаться с ней, я процитирую интереснейший фрагмент. Это как бы мост. Связующая нить. Плавный переход к теории номер два. Западный цыгановед Чарльз Лелан, посетивший Россию в конце восьмидесятых годов XIX столетия, вынужден был, стиснув зубы, признать, что наши цыгане - православные. Посмотрите, однако в какой форме сделано это признание:
"Я обнаружил, изучив сей предмет, что русские цыгане исповедуют христианство. Но церковь греческого обряда, насколько я видел, практически немногим лучше идолопоклонства. Поэтому я не могу считать их образцом евангельской религиозности".12
Как видите, уважаемые мои русские читатели, с точки зрения западного исследователя наше православие, это, по сути - то же язычество. Вы обиделись? А теперь попробуйте поставить себя на место цыган. Там, где русский верующий выслушивает один печатный навет, они выслушивают тысячи. Для того, чтобы лучше понять цыган давайте устроим маленький психологический эксперимент. Представим, что западный журналист, побывав в Москве, напишет следующее:
"Со стороны русский человек выглядит православным (это воплощается в иконах, молебнах и храмах). Но в глубинах варварских душ сидит впитанный с молоком матери культ, который тщательно скрывают от непосвящённых. Ибо русские поклоняются пупку кита, изрыгнувшего всё живое".
Конечно, для россиян такая статья - лишь плохо написанная фантастика. А цыганам стоит посочувствовать. О них в таком ключе пишут вот уже несколько столетий. И останавливаться не собираются…

Теперь о второй теории, гласящей: "Цыгане - это лицемеры".
К сожалению, в научной литературе бытует предвзятое мнение, будто кочевой народ менял религию под влиянием корысти. Основывались этнографы на том, что в каждой стране цыгане "подстраиваются" под господствующую церковь. Из их рассуждений выходит, будто, заехав в незнакомые места, глава семейства собирал всех у костра и произносил речь: "Хватит молиться по-старому. Здесь другие порядки. С завтрашнего дня делаем вид, что поверили в другого бога!"
Скажете бред? Не может учёный рассуждать так примитивно? Может. Пошло всё это ещё с основателя цыгановедения Грельмана, который так и заявил: "Цыгане просто перенимают религию страны, в которой живут. Где цыгане выберут место стоянки, там и берут религию. Ни один цыган не знает ничего об основах вероисповедания, ему так же легко в каждом новом месте поменять свою веру, как другим людям переменить одежду".13
Вслед за Грельманом тот же постулат повторили его многочисленные последователи, причём чуть ли не слово в слово. С середины XIX века стало хорошим тоном добавлять для полноты комплекта притчу о кочевнике, которого спросили, какой он веры. Ответы разнятся в зависимости от страны, где происходит дело. Украинский цыган - к примеру - будто бы отвечал: "А якой тоби, батечку треба?".14
Русский вариант вы уже прочитали в эпиграфах в изложении Надежды Деметер (которая печатно выражала удивление тем, что практически все цыгане крестят своих детей).15
В Сербии, по словам местного этнографа Тихомира Джорджевича, цыган миролюбиво говорил собеседнику о своей вере: "Какой хочешь, господин".16
Итак, Джорджевич согласился с прочими учёными по вопросу о равнодушии цыган к религии. А далее - уж не знаю, как это у цыгановедов получается! - привёл в своей книге подробности, расшатывающие предвзятую теорию. И немудрено. Отцы-основатели писали о кочевом народе вообще, а Джорджевичу пришлось рассказывать о своей родине. Если вкратце, то ситуация в Сербии выглядела так. В эпоху османского ига духовное влияние на цыган имели и православная церковь, и мечеть. Те кочевники, что пришли с юга, носили турецкие имена и подчинялись магометанской обрядности, а пришельцы из Валахии были крещены и носили влашские, а также сербские имена. Часть цыган веками жила в городских предместьях, общаясь главным образом с турками. Только естественно, что эти люди искренне уверовали в Аллаха.
Между тем, власть Порты шаталась. Начиная с 1830 года этнические турки начали понемногу покидать Сербию, а после того, как в 1878 году была провозглашена независимость от Османской империи, турецкого населения практически не осталось. Отсюда логически проистекали как минимум два последствия. Первое - исчезли мечети и муллы. Второе - лишившись внешнего исламского влияния, оказавшись в чисто православной среде, цыгане-мусульмане по всем постулатам цыгановедения должны были тут же сменить веру "как платье".
Произошло ли это? Джорджевич (как идти против истины?) признаёт, что нет. Вместо массового перехода в православие произошёл необъяснимый казус. В ряде областей цыгане-мусульмане постепенно утратили исламскую обрядность. Ни праздники, ни рождение ребёнка, ни похороны уже не сопровождались соответствующими церемониями. И при всём при том люди из описываемых общин продолжали считать себя мусульманами, а когда им указывали на отсутствие обрядов, отговаривались, что это-де их "фараонова" вера.
В 1892 году не выдержала душа у епископа Мелентия, который стал настаивать на переводе "безбожников" в православие. Цыган начали в массовом порядке крестить. Опять-таки, согласно мифу о наплевательском отношении этого народа к вопросам веры, всё должно было пройти гладко. Но часть цыган почему-то отпиралась, а некоторые, хоть и были крещены, предпочли уехать подальше - лишь бы не называться новым христианским именем. В местах, где их никто не знал, они скрывали, что прошли обряд крещения.17 Словом, когда в Джорджевиче говорит честный этнограф, он признаёт именно стойкость религиозных убеждений. В своих очерках он немало места уделяет проживающим в Сербии мусульманским группам. Они были известны под разными именами: коране рома турецкого происхождения и "бели цыгани" (пришедшие из Боснии). Все эти люди, несмотря на православное окружение, крепко держались за веру отцов, праздновали байрам и рамазан (хотя, как и во всём исламском мире их женщины не закрывали лицо чадрой).18
Давайте честно ответим себе на один вопрос. Искренне ли верит человек, если он жертвует материальным лишь из-за духовного принуждения? Те, кого епископ Мелентий насильно обратил в православие, покинули обжитые дома, расстались с родными, знакомыми и соседями, прервали налаженный десятилетиями бизнес. Ради чего? Вопрос чисто риторический, поскольку ответ заранее ясен.

Цыганка в храме. Фото: Ив Лереш.

Критерий истины - практика. Поскольку в литературе распространён постулат, будто цыгане меняют веру, исходя из выгоды, надо просто посмотреть, что происходило в реальности. Представьте себе, в Османской империи соответствующий эксперимент был проведён. Сразу после завоевания христианских земель турки-османы приняли дифференцированную налоговую шкалу. Уже в 1530 году было объявлено, что налог с православных цыган будет 25 ачке. Но те из них, кто примет ислам, будут платить на три ачке меньше.20 Это не было пустым сотрясением воздуха. Был отлажен эффективный механизм по сбору налогов (так называемый "цыганский санджак"). Чтобы правильно оценить результаты, попробуем рассуждать с цифрами в руках. Для этого нам потребуется временной скачок в конец XVII века. Суть османской политики за полтора столетия не изменилась. Так же, как при Сулеймане Великолепном с цыган, поклонявшихся Аллаху, брали меньший налог. Цыган-христианин платил шесть грошей, а мусульманин - пять. Каков же итог? Оказалось, что в регистре от 1695 года мусульманами значатся только 10.000 цыган из 45.000.21 Менее четверти! Как видим, налоговый пресс не сильно повлиял на тот самый народ, который, будто бы руководствуется лишь выгодой. На Балканах мифу о безразличии цыган к религии был нанесён сокрушительный удар. Веками десятки тысяч людей сохраняли верность православию, находясь под властью мусульман. И не соблазнились налоговыми льготами.

Крайне интересна ситуация в нашей стране. Она позволяет побить последнюю краплёную карту из колоды фальсификаторов.
Как мы знаем, русские цыгане ещё в XIX веке непременно держали иконы в "красном углу" шатра, соблюдали посты, и так далее.
- Понятное дело, притворялись… Хотели угодить русским. - ухмыляется пишущая братия.
А так ли? Сама история позаботилась, чтобы цыгане могли достойно возразить на расхожие обвинения. После победы октябрьской революции партия начала усиленно насаждать материалистическое мировоззрение. Священников сажали и расстреливали, храмы взрывали или устраивали там хранилища картофеля. Монастыри приспосабливались под концлагеря или тюрьмы. Коммунисты всячески третировали верующих, а школьная программа была атеистической по своей сути. Нельзя сказать, чтобы эта политика была неэффективной. Все народы СССР в той или иной мере испытали её влияние. У некоторых из них доля атеистов в определённый период доходила до 50-60 % (не по официальным рапортам, а в действительности). Только цыгане не подчинились этому поветрию. Казалось бы, именно теперь, когда и правители, и большая часть населения единодушны в своём безбожии, цыгане осознают свою выгоду.
- Какой ты веры, цыган?
- А какой тебе надо?
Нет, никто не слышал от этого народа таких слов. Невзирая на прямую опасность, кочевники продолжали держать на почётном месте иконы, отмечали церковные праздники, венчались, крестили детей, и хоронили покойных с отпеванием. Оседлые цыгане, в том числе коммунисты и комсомольцы вели себя так же… Да, они не афишировали свою веру. Но посты соблюдали, молились, и когда их впрямую спрашивали, не скрывали своё православие.
Нельзя сказать, чтобы партия упустила цыган из виду. На их родном языке выпускались антирелигиозные брошюры, суть которых сводилась к фразе "религия сыр удушливо газо "22 (перевод, надеюсь, не требуется?). Результат был нулевым. Одно это показывает, чего стоят рассуждения о безразличии цыган к вере, об их "конформизме", "стремлении к выгоде".
Жестокий коммунистический эксперимент имел побочный эффект - опровергнут один из самых стойких мифов цыгановедения. Причём, стойкость убеждений проявили не только цыгане-христиане, но и цыгане-мусульмане. Крымы и мугат (они же "люли") не позволили партии исковеркать свой духовный мир. Навязать им атеизм не удалось.
Кстати, и в последние годы можно найти доказательства стойкости веры. Представители многих этногрупп мигрируют далеко от мест своего традиционного обитания. Так цыгане Средней Азии последние 10 лет часто приезжают в Россию. Я много общался с ними, но они никогда не пытались выдать себя за православных. Напротив, они искренне рассказывали о своей вере в Аллаха. Значительная часть этногруппы кырымитика рома перебралась в начале 1930 годов с Крымского полуострова в Россию. Однако до сих пор случаи перехода из мусульманства в православие единичны.
И наоборот. Многие семьи сэрвов оказались в Узбекистане, а часть плащунов в Азербайджане. Как они были православными, так и остались. Хотя прожили в мусульманской среде несколько десятилетий. Это к вопросу о смене религии "как одежды"…
Ещё несколько слов о "неискренности" цыган в вопросах веры.
Самые почитаемые праздники у этого национального меньшинства - религиозные. Давайте на секунду допустим, что цыгане, как говорят журналисты, маскируются и притворяются. Тогда почему на этих праздниках практически не бывает русских? Если мы имеем дело со спектаклем, рассчитанным на легковерных, следовало бы праздновать Пасху и Рождество напоказ, приглашая всех соседей!
Есть ещё одно доказательство крепости религиозных устоев. Во время цыганского суда от человека, стоящего на своём, требуют забожиться на иконе. Если он поклялся перед Богом, то, как бы ни были сильны доказательства его вины, словам оправдания положено верить. А ведь от решения цыганского суда зависят не только денежные вопросы, но и вся дальнейшая жизнь цыгана, репутация детей, и так далее.

Вот мы и дошли до конца рассуждений. Как видим, всё настолько ясно, что и спорить не о чем. Приходится только удивляться теории, которая ухитрилась двести лет развиваться в полном противоречии с фактами.


1. Когалничан. Очерк истории, нравов и языка цыган. Северная пчела. Спб., 1838. № 82. С.327.
2. Свет в картинках. 1880. № 8. С. 140.
3. Шиле А. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1878. № 11. С. 34-35.
4. Деметер Н. Цыгане:миф и реальность. М., 1995. С.74.
5. Климонтович Н. Цыганский очерк. Русский телеграф. 29.10.1997.
6. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 376.
7. Etzler Allan. Gypsies in Sweden. JGLS (3). XXV. Рarts 3-4. Р.82, 83.
8. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 428.
9. Гуили Р. Э. Энциклопедия ведьм и колдовства. М., 1998. С.616, 617.
10. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 104.
11. Цыганско-русский и русско-цыганский словарь (кэлдэрарский диалект). М., 1990. С.63.
12. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 65
13. Grellmann H.M.G. Historischer Versuch uber die Zigeuner. Gottingen, 1787. P.102.
14. Шиле А. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1878. № 11. С. 34-35.
15. Деметер Н. Цыгане:миф и реальность. М., 1995. С.74
16. Ђорђевић Тихомир Р. Наш народни живот. Кн.7. Београд, 1933. С. 53.
17. Там же. С. 52-57.
18. Ђорђевић Тихомир Р. Наш народни живот. Кн.6. Београд, 1932. С. 90-97.
19. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 76-7.
20. Там же С. 79-80.
21. Состыр эмэ ачьям бидэвлытка. М., 1934. С. 38.

Вот что писал советский цыганский лингвист и этнограф Лекса Мануш (Александр Дмитриевич Белугин, 1942 – 1997) в своей статье «Культ Шивы и цыгане», опубликованной в №6 журнала «Советская этнография» за 1979 год.

Вопрос о религии цыган является одной из проблем, представляющей несомненный интерес как для учёных (цыганологов и религиеведов), так и для широкого круга неспециалистов. Когда речь заходит о цыганах, чаще всего, пожалуй, приходится слышать: «А какой они веры? Какая у них религия?»

Однако, несмотря на длительную историю цыганологических исследований, в этой области достигнуто пока очень мало, хотя чуть ли не в каждой монографии по цыганам авторы касаются этого вопроса. Правда, как правило, в разделах, посвящённых религии, сообщается лишь о.том, что цыгане верят в бога, которого они называют devel ’дэвэл’, и что его антиподом является дьявол, называемый ими beng ’бэнг’ Чаще всего констатируется также факт распространения среди цыган официальной религии той или иной страны, в которой они проживают, т. е. деление их по вероисповеданию на православных, католиков, протестантов или мусульман. У балканских цыган при этом наблюдается весьма интересное сочетание ислама и христианства. Многие исследователи отмечают также наряду с формальным вероисповеданием цыган пережитки магических, анимистических и прочих верований и обрядов. Так, в частности, Э. Хорватова указывает на то, что в религиозных представлениях цыган первоначально преобладали анимизм и демонология. Стремление постичь иерархию христианских святых во главе с триединым богом привело к симбиозу двух различных по развитию систем - полидемонизма и монотеизма. Некоторые из исследователей обнаруживают в религии цыган и следы вынесенного из Индии культа предков, самые основы которого, по мнению А. П. Баранникова, цыганами, однако, давно забыты.

Отдельные исследователи склонны вообще отрицать наличие у цыган какого -либо религиозного чувства, прямо провозглашая их явными безбожниками, лишёнными какой бы то ни было религии, другие же, наоборот, отмечают у них редчайшую приверженность к церкви, вызывающую удивление самих священников. На обе эти диаметрально противоположные точки зрения среди исследователей религии цыган указывают в своей книге Г. Моде и 3. Вёльффлинг. Однако, как справедливо писал по этому поводу Е. Фицовский, говоря о мнимом «безбожии» цыган, цыганологи путают два разных понятия. Не уважая существующих религиозных систем и не создав собственной, цыгане тем не менее верят в бога, дьявола и в загробную жизнь, о чём свидетельствуют хотя бы их погребальные и поминальные обряды. Кроме того, ими усвоен и некоторый реквизит христианской церковной обрядности (здание церкви, «святая» вода, распятие, лики святых), который используется в связи со специфически цыганскими ритуалами.

Также Лекса Мануш отмечал, что у предков цыган, представлявших собой арианизированное коренное население северо-западной Индии, причислявшееся в кастовой системе древней Индии к варне шудра или даса, несомненно до их миграции в начале второй половины I тысячелетия на запад, существовал наряду с агамическими культами и культ Шивы. Термин dasa (даса), являвшийся одним из этнонимов неарийских племен, встретившихся арьям по приходе в Индию, позднее приобрел в санскрите значения ’демон’, ’злой дух’, ’дикарь’, ’варвар’ и, наконец, ’раб’. В диалектах балканских и некоторых влашских цыган это слово сохранилось в значении покорённых некогда турками южнославянских народов - сербов, хорватов и болгар. В качестве самоназвания цыгане восприняли санскритское название члена касты певцов и музыкантов doma ~ domba, давшее позднее в диалектах азиатских цыган dom, у армянских цыган lorn, а у европейских - rom, причем в диалектах балканских цыган оно еще сохраняется с церебральным согласным - rom. Можно предположить, что принятие предками цыган этого термина в качестве самоназвания было связано с их практикой служения Шиве, который известен и как Натараджа (Nataraja), т. е. царь танца.

Цыгане – один из самых загадочных народов нашей Родины. Какая религия у цыган? Есть ли православные цыганские батюшки? Кто принесёт Православие в табор?

Через полмира – в Россию

Почему цыганское племя покинуло свою историческую родину Индию, северо-западные земли Раджастана, Гуджарата и Кашмира – доподлинно неизвестно. Одна версия гласит, что виной этому Могольское завоевание, другая сообщает, что группу цыганских ювелиров и музыкантов подарили персидскому шаху и часть их потомков переселилась в Европу, третья полагает, что цыгане – потомки пленников, приведённых Македонским из Индии. Язык цыган на две трети состоит из слов санскрита, остановка в Византии добавила греческих слов, в остальном он зависит от страны проживания.

В дореволюционной Российской Империи мужчины-цыгане занимались куплей-продажей и обменом лошадей, кузнечным делом, плетением корзин, а женщины – ворожбой и гаданием, вышивкой. Цыганские песни и танцы издавна вызывали интерес у окружающих народов. Поэтому немало цыган ещё до революции вошли в российские хоровые коллективы или создали собственные, успешно выступающие на отечественной сцене и гастролирующие. Русские дворяне были без ума от цыганских песен и красавиц-цыганок.

После революции новая власть попыталась сделать цыган оседлыми, это во многом удалось. Тем не менее, цыгане любят надолго покидать дом и помнят кочевой быт.
В годы Великой Отечественной войны много молодых цыган ушли на фронт. После войны оседлый образ жизни приняли 90% кочевых семей. А сегодня кочует только один процент российских цыган. Профессии у них тоже, по большей части, обычные, но есть особая склонность к творчеству. Не только сценическому, но и литературному, художественному.

В наших краях цыганских посёлков нет, этот народ для нас экзотика. Порой по улицам райцентра снуёт машина с прицепом, цыгане-мужчины скупают железо. Металлолом сдают на переплавку. Или появляются цыганки с большими клетчатыми сумками, предлагающие местным жителям недорогие вещи. На Пасху в храм откуда-то приезжают цыганские семьи. Их куличи вызывают восторг у местных прихожан своими размерами – огромные, сразу на всю семью.

А в городе Балаково, который расположен недалеко от моей малой родины, цыган много и они принимают активное участие в жизни церковной общины.

Религия цыган

Все российские цыгане – христиане, большинство православные. Но есть свои особенности.

  1. Цыгане очень суеверны. Они, ворожа, сами пылко и наивно верят в ворожбу. Бранясь между собой, позже приходят в смятение от своих пожеланий. На форуме «Диаконник» священники делятся впечатлениями о своих прихожанах-цыганах. Оказывается, темпераментные гости из табора часто каются в проклятиях и клятвах, сказанных сгоряча: «Влетает плачущая цыганка “Вай-вай, батюшка, скорее прочитай молитву, опять я сноху прокляла!» А другая в обиде на мужа поклялась не готовить ему обед, в результате и дети остались без еды. Через три дня всей семьёй пришли в храм спасаться от непосильного обещания молитвой святого Василия Великого.
  2. Источник суеверия – необразованность. Часто цыгане, пышно отмечая христианские праздники, вовсе не знают Библии. У них нет чёткого представления о том, что Всевышний запрещает, а что дозволяет. В результате, например, на похоронах в могилу кладут предметы роскоши – вплоть до телевизоров, ковров, дорогих вин и ноутбуков. В то же время приглашают священника совершить отпевание, об этом есть рассказ протоиерея Александра Дьяченко.
  3. Необразованность – следствие ранних браков и закрытости от чужаков.
    Цыгане живут замкнуто, если их много, то собираются на одной улице или в одном посёлке. Общение с инородцами у них чисто деловое, а в личную жизнь, в дом пускают немногих близких людей. Прежде нужно заслужить их доверие.
    Общение только в своём кругу даёт мало нового в культурном плане. Миссионеры о цыганах почти не вспоминают. Молодёжь покидает школу в 12-14 лет, вступая в ранний брак. Как правило, в ЗАГСе пары не регистрируются, следовательно священник по закону не имеет права их венчать. В лучшую сторону от ближневосточных мусульманских свадеб эти действа отличаются тем, что почти нет, или вообще нет разницы в возрасте невесты и жениха. Здесь девушку не отдадут за старца. Брачуются симпатичные мальчик и девочка и вскоре начинают обзаводиться детьми, обеспечивать семью.

Семья цыган в православном храме в Вербное Воскресенье

Не религиозного, ни светского образования многие цыгане не получают.

Но, между нами говоря, на что тогда списать религиозную необразованность русских, которые являются клиентурой тех же гадалок и не знают Библии? Чем оправдать блуд нашей молодёжи?…

Проблемы цыганского племени – отражение проблем прочих россиян, но со своей национальной спецификой.

В посёлке Внуково, где я когда-то квартировала, живёт цыганка. Я познакомилась с этой весёлой женщиной лет шестидесяти на платформе, ожидая электричку. Цыганка поведала, что занимается ворожбой, в том числе снимает порчу. Считала, что делает это с Божьей помощью. Ездит молиться за своих клиентов к Матроне Московской. А гадает всего за 500 рублей. Цыганка пригласила меня в гости, предложила раскинуть карты. Соблазн был велик. Я едва удержалась от визита – каждому хочется узнать будущее. Но от недостатка клиентов добрая женщина и без меня не страдала. Многие русские обращались к ней за помощью постоянно.

Проповедь в цыганской среде

Конечно, цыганская вера, смешанная с народными суевериями, нуждается в коррекции. К тому же многим неизвестны точные моральные нормы Православия. О них надо говорить.
В цыганской среде есть основа для глубокой религиозности – почтение к традициям, семейные ценности.

По наблюдениям очевидцев, у цыган есть чему поучиться остальным россиян.

  • Уважению к пожилым людям, к слову старца.
  • Многодетности, любви к детям.
  • Общинности, взаимоподдержке.
  • Самоуправлению, решению проблем на сходе.

Моральная атмосфера в цыганском поселении, в клане, объединяющем семьи, зависит от старших родственников и авторитетных людей. Но у этой медали есть две стороны. Если лидеры настроены на честный бизнес, то и в таборе всё путём. Если нет – горе и своим, и чужим.

Цыгане на службе в православном храме в Свиблово, Москва

Раз на раз не приходится – где-то зарабатывают фото- и видеосъёмкой, строительством, торговлей, музыкальными выступлениями, а где-то преступлениями. Влияет и окружение – есть запрос на гадание, есть запрос на героин – найдутся и те, кто всё предоставит.
Меня удивляет позиция прессы: если некто торгует наркотиками, то его покупатели – невинные овечки, совращённые с пути истинного. Думаю, здесь вина обоюдная.

К сожалению, со стороны православных людей нет целенаправленного миссионерства в среде цыган, как и в среде многих других наций. Статьи не заменят реального диалога, когда люди встречаются лицом к лицу. В интернете много пишут о истории цыган, о культуре, о криминале. Но если искать видео на тему миссионерства, то, как правило, сняты они представителями других христианских конфессий и сект. Им есть что сказать о своих успехах, о деятельности в цыганской среде, которая длится более десятилетия. Многие цыгане вовлечены в их организации, восторженно свидетельствуют о Христе. А со стороны православных только батюшки поругивают гадалок, предостерегая паству.

Полдня я искала сколь-нибудь содержательное видео о цыганах и православии, но чаще натыкалась на ролики протестантов, евангелистов, баптистов…

Вот рассказ одной украинской проповедницы, христианки, но не православной, которая просвещала цыган Закарпатья. Оксана Сердюк: «Что было нелегко сделать – было трудно делиться вестью о Христе со взрослыми. Причина была в том, что они боялись нам довериться. Думали, что мы, как многие другие люди, хотим их высмеять, и еще раз напомнить какое положение в обществе они занимают. Но легко было доносить Радостную Весть детям, подросткам и молодежи. Они всегда были нам доступны и были с ними почти 24 часа в сутки на протяжении всего месяца. Это послужило тому, что многие из них отдали свои юношеские жизни Христу! До тех пор я никогда не думала, что “свяжусь” с цыганами. Это было так неожиданно и странно для меня. Но факт остается фактом, и я не смею ни о чем жалеть, наоборот, я очень полюбила их. Сейчас они частичка моего сердца. Служить цыганам – супер!»

Другой украинский проповедник, увидев табор, сначала оробел, он отошёл от него на три километра, но нашёл в себе силы вернуться к кострам, возле которых отдыхали цыгане. И служение его продолжается уже 16 лет. Теперь цыгане рассказывают о встрече с ним со слезами на глазах – они счастливы, что этот человек с Библией в руках когда-то стал их другом.

А сколько цыганских заблуждений нужно развеять.

Протоиерей Димитрий (г.Кинешма) делится в своём блоге: «Не раз слышал от русских цыган (русска рома) мысль, что по-цыгански молиться нельзя – Бог, мол, не слышит» .

Протоиерей Михаил (Ростовская обл.) отмечает: «В цыганских семьях невестками жестко командует старшая свекровь. Были случаи, когда заплаканные цыганки возвращали в храм иконы и крестики, купленные без “благословения”, были и “уводы” со службы» .

Дело священника – служба в храме, он не может объять необъятное – тысячи людей в таборах, почти не ведающих о Христе. Нужна иницитива со стороны верующих мирян.
Вот редкое, но отрадное явление. В Петербурге действует православный цыганский культурно-миссионерский центр. Подробности в видео.

Каждый народ рождает праведников. На православном форуме я увидела размышления одной девушки о её знакомой цыганке. Живёт она честно и горячо верит в Христа. Однажды в их краях был Крестный ход и у этой пожилой женщины, шедшей вместе со всеми, случился сердечный приступ. Недавно она перенесла инфаркт. Но несмотря на тяжёлое самочувствие, цыганка не покинула Крестный ход и вела себя стоически. «Мне до такого искреннего упования на Бога далеко!» – отмечает рассказчица.

Жизнь ставропольских цыган, включая крещение младенца и мнение священника о них в этом фильме.

Своими покровителями, любимыми святыми, цыгане считают Николая Угодника, Георгия Победоносца, Василия Великого. Конечно, Христа и Божью матерь.

От сердца – к сердцу


Евгений Черняев

Корреспондент: «Здравствуйте, Евгений. Я автор православного издания «Елицы Медиа». Пожалуйста, расскажите нашим читателям о проблемах миссионерства в цыганской среде. Как Вы пришли к этой идее? Как всё начиналось? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе Вашей деятельности?»

Евгений Черняев, миссионер (г.Москва): «Я всегда мечтал быть молодежным пастором, и никогда не думал заниматься цыганами, был достаточно брезгливым человеком и не любил грязь. Однажды, во время моего обучения в семинарии, одна знакомая позвала меня сходить послужить в табор, засвидетельствовать, как я пришёл к Богу. Когда я туда пришёл, мне было не по себе. Кругом грязь, грязные дети, кричащие на непонятном языке, кидающие в тебя камни. Грязные стаканы, грязная посуда, я боялся даже попить воды. Но что меня поразило, это радость при видимой нищете. Я сказал, как они могут радоваться живя такой жизнью?..

Потом я пришёл ещё несколько раз в табор с этими миссионерами, а потом эти миссионеры пропали и я остался один, и в тот момент у меня произошёл перелом, я полюбил этот народ, такая любовь излилась в моё сердце к ним, что я понял: я не могу их оставить, и продолжил ходить один. Со временем Бог дал мне команду, мы стали еженедельно, помимо Богослужений в таборе, проводить уроки для детей, учить их читать и писать, привозить их по воскресеньям в церковь, делать медицинские осмотры, оказывать гуманитарную помощь, проводить лагеря для цыган, устраивать их в школу.

С какими трудностями пришлось столкнуться?

Достаточно тяжело стать своим для цыгана, если ты не цыган. Не один пуд соли пришлось съесть вместе с ними, прежде чем они хоть маленько начали доверять.

Они достаточно замкнуты и маргинализированы, не имеют и элементарного образования и навыков, много наркотиков и пьянства, отсутствие жилья и документов.


Евгений Черняев с цыганскими детьми

Когда я привёз детей первый раз в церковь, то церковь с подозрением смотрела на цыганят, а те на прихожан, понадобилось немало времени, чтобы примирить их. Отсутствие документов делает сложным процесс их перемещения по Москве. И нам постоянно надо арендовать транспорт. Люди часто не любят и бояться цыган, что в свою очередь даёт дефицит служителей и пожертвований. На сегодняшний день мы мечтаем о собственном микроавтобусе для служения, что значительно бы облегчило нашу жизнь.

Ещё одна значительная трудность, это культурная. Допустим, родители могут своему вполне взрослому сыну или дочери запретить ходить в церковь, или муж жене. Отсутствие образования и профессии делает сложным выбор для заработка, чаще всего это попрошайничество или музыканты в метро, электричках и переходах. Чему меня научило цыганское служение – это любить их и служить им, ничего не ожидая, потому что разочаруешься, надо много терпения и много труда.

Сегодня тебе кажется, что вот, уже пробуждение в таборе, а завтра приходишь и на служении сидят два-три человека. На мой взгляд, здесь даже больше подходит служение от сердца к сердцу».


Христианский миссионер Евгений Черняев с табором

Нужны священники-цыгане

Цыганский этнос нуждается в священниках, которые говорят на его языке, думают по-цыгански, знают цыганские обычаи и менталитет. Тогда влияние Православия на этот народ будет приносить больше добрых плодов.

Пока в России есть только один священник-цыган Элизбар Иванов. Юность будущего пастыря, тогда мальчика Эдуарда, прошла в неблагополучной криминальной среде, в семье атеистов. Интерес молодого человека к Православию сделал его гонимым родственниками. Поначалу семнадцатилетний паренёк был вынужден молиться, скрываясь на чердаке, а затем и вовсе в чистом поле. Впору вспомнить мучеников за веру. Юношу поддерживал только местный пожилой священник – отец Андрей Лазарев.
Наркоторговля в городе процветала, соплеменники Эдуарда распространяли наркотики, но и сами садились на иглу, умирали. Русские товарищи пили, спивались. Православие стало спасением для Эдуарда. Потом он повёл к этому спасению своих ближних, сумел изменить их взгляды. Всех окрестил. Сила воли плюс сила веры творят чудеса.

Слева отец Элизбар Иванов, справа отец Андрей Лазарев

В одном из интервью отец Элизбар рассказывает: «Я вспоминаю первые свои годы в храме. Надо мной все друзья, которые уже переженились, смеялись, маме доложили. Она начала пугать меня, что наложит на себя руки, если я не оставлю веру, что пойдет в церковь и переругается со всеми священнослужителями. Лучше бы мне отдать все книги церковные и обратно вернуться к цыганской жизни. Но я ей ответил: «Мама, я и так цыган, ты не беспокойся, но вот веру я никогда не оставлю. Потому что вера мне дала многое. Вера дала мне то, что я не стал наркоманом или пьяницей, вера позволила понять, что значит быть человеком и относиться по-человечески к каждому. Вера мне дала узнать, где находится душа, где находится любовь, а самое главное, что вера мне дала, – понимание, что Бог есть».

Посмотрите документальное видео о судьбе иерея Элизбара, послушайте самого героя и его наставника, отца Андрея.

Что я отметила в рассказах проповедников, священников о миссионерстве – прежде всего, нужна любовь к ближним. Не экономьте на любви. Она рождает заинтересованность и решимость войти в среду чужой нации. Она вызывает отклик в сердцах незнакомых людей и делает их единомышленниками, братьями и сёстрами во Христе.

Как полюбить незнакомых людей? Наверное, нужно больше думать о них, примерять на себя их проблемы, стараясь понять: почему они живут так, а не иначе? И как изменить их жизнь и мышление к лучшему?

Христианское миссионерство – дело любви, безотносительно конфессии.