Великий Велесов день: самый значимый славянский праздник




Что такое Велесов день? Как его празднуют? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Если предложить человеку, слабо разбирающемуся в мифологии славян, назвать какого-нибудь бога, в любом случае будет назван Велес. Иногда упоминают Макошь, Перуна, Ярила, но Велеса - всегда. Тем не менее почти никто не слышал о праздновании его дня.

Традиция

Великий праздник славян - Велесов день - приходится на 11 февраля. Этот день считается серединой Зимы-матушки, когда природа ещё не готова пробуждаться от зимнего сна и находится в сладкой полудрёме. Вот в этот период и ходит славянский могучий бог Велес по лесам, по горам, не давая людям вместе с природой спать, тормоша обещанием начала славянского праздника.

Он играет на своей волшебной дудочке, согревая чудесным звуком замёрзшую матушку-Землю.

Почитают Велеса как великого и мудрого и покровителя тайн. По древней легенде, именно он познал все стихии и сокровенные тайны - побывал как в тёмных, так и в светлых мирах. Он путешествовал во всех измерениях, поэтому смог открыть людям базовые законы жизни и мироздания, показал, что вселенная может двигаться вперёд - этому богу славян равных не было. В традициях русской культуры его день считается особым.

Рождение

Итак, вы уже знаете, что Велесов день празднуется 11 февраля. В книге «Трагедия Бога Велеса», которую выпустило издательство «Северная сказка», описана дивная легенда об этом Боге и славянский праздник Велеса.

Легенда гласит, что Велес был рождён как светлый бог и воспитан тёмными творцами Нави. В его появлении на свет скрыта тайна судьбы, известная лишь Роду - предку. Он одновременно и свой, и чужой среди славянских богов. Велес - сын таинственной Земун, которая в сказаниях представлена особым созданием из иного мира. Велес является неоднозначным, загадочным и одним из самых сильных

Любовь

Чем хороши Велесовы дни? Велес в природе будит чувство любви, ощущение сверхсильного, но сладостного смятения души. И в мире всё просыпается для этой любви! Не зря этого бога называют чародеем - кто испытал на себе его чары, устоять не смог. Не только губительной была сила его для тех, над кем он властвовал, но и целебной. Ведь кто, кроме Велеса, может помочь толковыми советами и наставить на путь верный?

Кстати, у него имеется своя история любви. Это сказание о вечном чувстве, в котором есть и самопожертвование, и нежность, и созидающая сила, соединяющая на все времена. Встретил свою избранницу он случайно и сразу назвал своею. Очень любили друг друга Велес и Ягиня - пожалуй, в славянском эпосе это единственная история о вечной силе сердечных дел. Те, кому покровительствует этот бог, находят свою любовь страстной, мечтательной, романтичной, чувственной, и всеми силами её добиваются. Велесова Стреча - волшебный праздник славян, когда зима свирепствует, а весна несмело прячется, но дарит людям именно это ощущение сил, любви, надежды.

Праздник

День Бога Велеса - святой день, посвящённый Велесу Зимнему (Сивому Яру). В эту пору он «сшибает Зиме рог», в сёлах празднуют Коровий праздник (так как Велес является не только богом мудрости, но ещё и скотьим богом - владыкой любого живота), мастерят обереги на двор и скот, просят у Велеса защиты и покровительства, а добру всякому и скоту - приплоду. Буйные скоморохи, вещие волхвы, воодушевлённые сказители чтут своего Вышнего покровителя, премудрого бога особо: воспеваниями да волхованиями, прорицаниями да расхваливаниями, а паче того - получаемыми в радениях вышними прозрениями…

Древние гуляния

День рождения Велеса - великое торжество. Во времена двоеверия на Руси отмечали день праведного Власия (Велеса) - защитника животных, коровьего бога. Об этом в народе говорили: «У Власия и борода в масле», «Власий, сшиби рог с Зимы», «Власьев день - коровье гулянье». После Власия сразу начинались жестокие Власьевские морозы. А 15 февраля люди праздновали Онисима Зимобора (Онисима Овчара). Люди говорили, что в этот день зима время вспять поворачивает. Они ночью звали звёзды, чтобы лучше ягнились овцы, а утром «зорнили пряжу». Что это значит? Женщины первый моток пряжи выставляли «на зорю», чтобы все нитки (так же, как и судьба, которую богиня Макошь «прядёт») были белы, чисты и крепки.

Масло, так же как и молоко, входило в требы, даваемые Велесу.

Нынешнее Родноверие

Почему и сегодня многие отмечают Велесов день? Как праздновать его? Многие современные родноверческие общины отмечают Большой Велесов день 11 февраля. Это самый значимый святой день, и о нём уже немало написано. Малый Велесов день празднуется в узких кругах и в основном теми общинами, которые вещего бога называют своим духовным попечителем.

Предпраздничные часы

День Святого Велеса особенный. По преданиям, в этот день Велес сшибает Зиме один рог, творит скоту оберег - гонит смерть коровью и помогает людям пережить будущие Власьевские (Велесовы) морозы (как правило, очень суровые), после которых зима начинает отступать. В народе в этот период замечают: если оттепель наступит вместе с Велесовым днём, то весна будет тёплая. Если же нет, то ещё долго Морена-Зима будет во праве своём крепка…

Ко дню Велеса начинают готовиться заранее - с вечера предыдущего дня. По дому расстилают шкуры, на которые кладут очищенные и высушенные коровьи рога, по освящённым кувшинам разливают молоко.

На капище (либо там, где указали сведущие люди) начинают возводить жертвенник, заранее подготавливают шкуры, окуривая территорию дымом бычьего горящего волоса. Порой на шестах, размещённых вдоль сакральной ограды храма, экспонируются коровьи и бычьи черепа, воплощающие собой связь с миром иным, а также являющиеся сильными оберегами от злых сил.

Волхвы в одиночестве идут туда ночью и вершат там особые богослужения, дабы выяснить волю мудрого бога. Девушки в то самое время гадают, расчёсывая бычий волос гребешками. Перед тем как лечь спать, читают наговор-амулет на сон предстоящий.

Сновидения, ниспосланные в эту ночь Велесом, рассматриваются как вещие, и, по преданиям, всегда исполняются.

Еда

В день торжества хозяйки в каждом доме готовят обрядную еду - кашу, обильно приправленную маслом. Об этом в народе говорят: «У Власия (Велеса) - борода в масле!» А ещё бабы ставят на столы предварительно сваренные медовые напитки. Лишь телятину и говядину запрещено употреблять в этот день.

Приготовленные яства освящаются на жертвеннике, после чего их расставляют на столе. Рядом с капищем, в специально приготовленной избе, организовывается совместная трапеза членов общины.

В Велесов день на долю волхвов выпадает много трудов. Помимо принесения треб, совершения ритуалов восхваления Бога, жертвоприношений, когда освящённое молоко течёт ручьём по жертвеннику, им приходится организовывать само торжество, которое открывается изречением обрядовых кощун.

Борьба

В этот день можно поглядеть и на Велесову боротьбу, именуемую Медвежьей (так как медведь, по преданиям, в образе Хозяина Леса олицетворяет один из ликов скотьего бога, а также является одним из божественных зверей, предназначенных Велесу). Схватка борцов Велесовой боротьбы не похожа на яростные воинские поединки, творимые в Перунов день. Она не изобилует большим количеством приёмов, представляя собой благодушное любование той силой, которую дарит человеку матушка-Земля не для уничтожения своих сородичей, но ради творческого труда на честном поприще.

Как правило, перед Чуром (сакральной капищной фигурой) Велеса на круг выходят два здоровенных мужика, нагих по пояс, друг друга охватывают руками и, изо всех сил упираясь и кряхтя, стремятся завалить соперника на снег. Волхвы при этом произносят наговор на волотову силу: «Велесе-боже! До ны сниди, Волотову силу (имярек) дажди! Гой!»

Зрители в это время вспоминают стародавнюю быль о борцах, в которой рассказывается об одном мужичке, живущем в соседней деревне. Он был хил с виду, но перед каждым боем ложился на землю, в снег лицом, и просил Мать-Сыру Землю подарить ему немного силушки её неодолимой, после чего любого богатыря побеждал. Этим он и вызывал ликование всего наблюдавшего за состязанием.

Победившего борца чествуют всем миром и, угощая пивом, называют «Велесовым ставленником» - во славу неиссякаемой силы земли, могучего бога и только начинающей просыпаться, ещё незримой воочию солнечной весенней яри…

Ночные бдения

Ночь, которая следует за Велесовым днём, считается подходящей для зачатия сильных духом и телом малышей. Перед тем как расположиться на супружеской постели из настланных шкур, женщины своим мужьям расчёсывают волосы заговорёнными гребешками. Это действие должно уберечь мужчин от разных недугов в течение года и наделить их мудростью и силой самого Велеса. Волхвы же уходят одни в ночь, глазеющую на них яркими звёздами - глазами пращуров, в чащу леса, где устанавливают шест с бычьими рогами, водружёнными на него, и до самого утра радеют, бьют в звонкие бубны, воспевая вещего бога.

В эту пору в берлоге Лесной Хозяин на другой бок поворачивается, Весна-Дева на погранзоне Мироколицы встречается со Зимой-Старухой и даёт ей первый бой.

Обряды

В Велесов праздник женщины пьют крепкий мёд и бьют мужей доской для прядения льна. Это предвещало, что коровы будут ласковые и послушные.

Одним из праздничных обрядов является отпугивание Смерти Коровьей. Для этого люди выбирают повещалку. Она должна ходить по домам и сообщать: «Пора лихость унять коровью!» Повещалка с собой носит рушник. Все девушки моют руки и вытирают их этим рушником. Мужчинам же повещалка говорит: «Из избы не выходить ради беды великия». После этого все женщины выходят из деревни.

Повещалка бьёт в сковороду и громко кричит: «Ай, ай, ай!», а за ней идут девушки с дубинами, ухватами и топорами. Женщины должны быть одеты в одни рубахи и иметь распущенные волосы. Далее повещалка читает клятву на Коровью Смерть. После этого на неё надевают реальный хомут, соху и запрягают. Люди зажигают лучины, а повещалке нужно три раза опахать капище и селение.

Этот обряд интересен тем, что процессии нельзя попадаться на пути. Если же таковой встретился, то его будут безжалостно бить палками, будь то зверь или человек. Считается, что он-то и олицетворяет Коровью Смерть, которую пытаются прогнать.

После завершения церемонии организовывалась постановка - бой Марены и Велеса. Под возгласы «Велес, сшиби рог с Зимы!» переодетый в Велеса должен был свалить рог с богини смерти и зимы Марены.

Даты

Наши предки Велесов день праздновали 28 февраля. Многие общины сегодня отмечают его 11 февраля, никак не объясняя своей позиции. В действительности оба варианта имеют право на существование, однако многие специалисты говорят, что верна первая дата. Они делают такой вывод, основываясь на том, что текстовые источники, в которых упомянута эта цифра, намного древнее изыскательных работ, в которых указано 11 февраля.

Это был светлый, положительный праздник, крайне зрелищный и эффектный. В этот день волхвы проводили сакральные церемонии, неизвестные многим людям и недостижимые в иное время. Велеса всегда называли «попечителем Мидгарда» (наравне с другими богами Великой Расы), а потому в календаре античных славян его день был одним из ключевых.

День Снопа

Что собой представляет День Снопа Велеса? С этого дня, 12 июля, начинают заготавливать сено: «Коси коса, пока роса - роса долой, и мы домой!» Велес учил наших пращуров землю пахать, сеять злаки, на полях страдных жать солому, в жилище сноп ставить и поклоняться ему как Отцу божьему.

В этот день боготворили сноп, который был связан последним. Косари полагали, что в нём во время косьбы селился дух поля, а значит, суть Велеса. Существовала такая пословица: «Вспахать до Велесова дня, взборонить до Перунова дня, посеять - до Спаса». Велес покровительствовал всем сельскохозяйственным работам.

В день Снопа также чтили божественный камень Алатырь (либо два камня - Божиху и Бога: камни Бури Яги и Велеса). Под Алатырем размещён вход в пекло. Вспоминали огнищане о том, что лишь Велес мог от входа отвалить Алатырь, и потому почившие попасть не могут в Навь, минуя Велеса.

Осень

После того как завершится осенний Велесов день, начинается ночь. У древних славян - это Марина (Велесова) ночь - волшебная ночь с 31 октября на 1 ноября, когда Белобог бесповоротно передаёт Чернобогу Коло Года, а Врата Нави широко распахнуты в Явь до первых петухов. Грядущий день (1 ноября) очень часто называют Мариным днём.

В соответствии с народными верованиями, в эту ночь души пращуров навещают своих внуков-правнуков, живущих в Яви, последний раз в году. После этого они до будущей весны улетают в светлый Ирий.

Могуч и славен… Велес-бог! Вот так и никак иначе!

Велес (Волос) один из старших богов славянского пантеона, внук Перуна, сын Сварога, брат Даждьбога – Ярилы.

Как же получилось, что называют его «Тёмным Богом»?

Почему славят его, коли он – тёмный?

В привычном для нас понятии, слово «тёмное» ассоциируется с чем-то страшным, неразумным, животным началом. А тут – Бог! Да ещё из «эшелона верхней власти», так сказать. Давайте разбираться!

Началось всё давным-давно.

После того, как Лада разделила поднебесный мир на свет и тень.

Был свет и была тень.

Но день не сменялся ночью, в одной половине был вечный день и вечное лето, в другой половине – вечная ночь и вечная зима.

Вот тут и задумали боги, как сделать так, чтобы всего в людском мире было поровну. И поручили эту задачу Велесу. Кто лучше бога-оборотня смог бы справиться с этим?

Обернулся Велес в чудовищно-огромного крылатого змея, взлетел, как мог высоко, да и с этой высоты ввинтился в землю. Словно гигантским коловоротом пробивал он в толще земли ходы и пещеры, выбрасывая за собой огромные камни, заставляя сдвинуться неподвижную твердь.

Могутной его силе его толчков уступила неподвижная до селе земля и… повернулась!

С тех пор, раскрученная Великим Змеем она так и крутится, сменяя день ночью, а ночь – ясным днём.

В какую сторону рыл Велес, в ту сторону и начала вращаться земля.

С того времени день стал сменятся ночью; за зимою проходили весна и лето, сменяясь на осень и зиму…

Вот так: вдох – выдох; радость – печаль; жизнь – смерть.

Это даже не однообразное повторение одних и тех же циклов, это – основа всей жизни.

Происходит это коловращение вслед за движением солнца по небесному своду – посолонь, по часовой стрелке. Значит, против часовой стрелки будет – осолонь.

Вот этот-то закон правильности движения и дал всем живущим на земле Великий Велес, это он привёл сотворённый Родом мир в движение.

Выброшенные им на поверхность камни стали горами, а там, где извивалось в могутной натуге тело змеево, пролегли русла рек.

Потому и славят Велеса, брата Хорса, как Великого Бога, Бога Всего Сокрытого, Тёмного Бога.

Вплоть до IX в. стоял на Чудском озере Тёмный Храм – капище Велесово, о чём рассказал нам летописец в житие Авраамия Ростовского: «Чудские люди ходют поклоняться идолу камену, называют его Велесом Великим и Великим Змием. Одевают его в шкуры волчии, а голову режут медвежию.»

Существовало капище и недалеко от г. Владимира на реке Колочке, где впоследствии и был основан Николаевский монастырь, который люди ещё долгое время называли «Волосовым монастырём».

В Македонии есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка. Тут надо сказать, что Илья-пророк в христианстве «принял на себя обязательства» Перуна.

А в Хорватии есть небольшой городок Волоско, расположенный как раз под горой Перун.

Стоял кумир Велеса и в пантеоне князя Владимира.

Только стоял он опричь других богов, не на возвышенности, а под нею, на Подоле, на самом берегу реки Почаины.

Почему же столь почитаемого бога не ставили на возвышенностях, как других богов, а отводили ему место внизу, словно изгнаннику?

Никакого изгнания нет! Велес – не просто бог-брат Богу-Солнцу, он сам Правитель Нижнего мира – Нави, Бог Луны, страж реки Смородины (Ра-река) и хранитель Чёрного камня Познания.

А Солнце с Луной вместе не встречаются, потому и стоит Велесов идол супротив идола Даждьбога и отца их – Перуна.

Надо сказать, что понятия «Правь», «Явь» и «Навь» - единая триада нерушимости мира. Грубо можно объяснить так: «Явь» - это реальность, в которой мы живём; «Правь» - истинные законы, которые управляют Вселенной; «Навь» - потусторонний мир, который совершенно не является миром мёртвых, как многие себе представляют, мир мёртвых находится в Нави, как и множество других, «тонких» недоступных нашему пониманию, миров.

Во всяком случае, именно так трактует эти понятия историк, знаток древнеславянского фольклора, активный участник перевода «Велесовой книги» Ю.П. Миролюбов.

И всё это обширное «хозяйство» управляется одним-единственным Тёмным (Скрытым) богом – Велесом.

Согласно ведическим учениям, после смерти человека, его душа 9 дней ищет лунный луч, по которому сможет прийти к вратам Нави, где её встретит Навий Бог, которому повинуются все низшие боги.

Дни общего поминания покойных на Руси назывались Навьими днями, и приходились они либо на воскресенье, либо на понедельник, либо на вторник Фоминой недели (Радоница, Красная горка).

До наших времён сохранилось поверье, что перед Новым Годом ворота между Навью и Явью широко открываются, и умершие предки приходят невидимо в наш мир, посмотреть на нас, своих потомков.

Отсюда и обычай богато накрывать праздничный стол – радовать достатком и хлебосольством предков.

Но строгий Бог Всего Сокрытого мог смиловаться и отпустить душу и в неурочный день, допустим, рано умерших родителей к свадьбе их ребёнка.

Вот так поётся об этом в одной из старинных песен-причитаний:

Пусти меня, Месяц, пусти меня, Ясный, на деревню тучкою!

На деревню тучкою, частым тёплым дождичком!

Частым тёплым дождичком, красною зарёю!

Дай увидеть, Месяц мой, Свет-звезда блескучая,

Как украсят к свадебке милое дитя!

Теперь понятно, почему считается доброй приметой, когда во время венчания, или на свадебном пиру прольётся частый мелкий дождик?

Так что приходилось Велесу заниматься и многими земными делами.

Почитали его и как Владыку лесов и животных.

Кому, как не ему, могущему обращаться и в волка, и в змея, и в медведя понимать язык и чаяния всех гадов земных и тварей бессловесных?

Но нужна была ему и добрая жена-хозяюшка, самому ему в помощь.

Была, была такая красавица! Звали её Асова (Азова), была она покровительницей и духом Азовского моря.

А свою земную резиденцию установил Волос на острове Буяне (Руяне), ибо такова была воля его светлоокой супруги. Почему?

Потому, как лежал на этом острове Бел-горюч камень, который не позволял Тёмному Богу «оборачиваться» в зверьё всякое.

Этих «оборотов» побаивались не только обычные люди, но и сама Азовушка, т.к. часто случалось, что в образе зверя переставал Велес различать чёрное и белое, и был способен принести не столько явной пользы, сколько сотворить страшное зло…

Но как случилось, что стали называть Велеса «скотьим богом», если изначально был он покровителем лесного зверья и Охочьим (Охотничьим) богом? А все божества плодородия, скотоводства и растениеводства находились под волею Яра, так как он являлся подателем всех земных благ? Даже день первого выгона скота на пастбища приурочивали ко дням празднования Ярилиных гулянок!

О! Это целая история!

Как все мы помним, у брата его – Даждьбога была колесница, влекомая белоснежными, златокрылыми то ли конями, то ли волами, то ли львами. Так вот, Великий Велес как-то раз этих, то ли коней, то ли быков украл! Показалось-де Волосу, что плохо присматривает братец за своей скотинкою.

Украл он тех коней-волов и отогнал их в Кавказские горы.

И наступила на земле великая засуха.

Обратились люди с мольбою к Небу вернуть им тучи-волы, иначе ждёт всё живое на земле погибель мучительная.

Крепко тогда поссорились братья-боги, так крепко, что пришлось вмешиваться их родителю – Перуну.

Задал он большую трёпку обоим, отбил у Велеса коней-волов, и Даждьбог успел напоить иссушенную землю.

Помнят об этом люди и славят победу Хорса в день первой майской грозы, прося его получше охранять скотину «от похитчиков: от медведя лютого, да от волка хищного!»

А Велесу, чтобы не повторялось больше подобного, передал Перун заботу над «всем скотьём, и над диким, и над домашним».

Так Тёмный Бог Всего Сокрытого стал ещё и богом материального благополучия.

У многих народностей бытовал обычай спрашивать вместо обычного приветствия: «Добры ли твои стада? Полны ли табуны? Не пусты ли нетели?»

Другое название богатства и достатка – «скотъ».

В Древней Руси, впрочем, как и в других краях, скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия и богатства, а так же – важным объектом торговли.

О состоятельности человека судили и по количеству скота, которым он владел.

Вот и вышло, что Волос стал не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. По сему, в культе Велеса важную роль играют шерсть, волос, перо и жир.

Как отмечал один из крупнейших исследователей славянского язычества и культуры академик Б.А. Рыбаков: «Ранее, до самого средневековья, слово «скотъ» означало «имущество, деньги». «Скотником» именовался *финансовый чиновник*, стоящий между старостой поселения и казной – «скотней».

А непосредственно сама домашняя скотина именовалась «худоба», это, так сказать, «для отвода злого глаза».

Боги – богами, но… На Аллаха надейся, а верблюда привязывай!

Во время свадебного обряда молодых сажали на тулуп, вывернутый шерстью наружу, на брачную постель стелили шкуры, чтобы супруги жили богато.

В деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар полевым божествам.

Волхвы – первоначально жрецы только бога Велеса, называются так от слова «волохатый», то есть «мохнатый» или «волосатый», из-за обычая этих жрецов совершать обряды в шкурах или шубах, вывернутых мехом наружу, в подражание самому Велесу.

У западных славян встречается название Велеса-Волоса, как «Волховец»; у восточных – «Волох».

Амулеты в виде медвежьей или волчьей лапы, головы, а так же медвежью и волчью шерсть было принято вешать не на себя, а в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил.

Согласно «христианско-славянскому обычаю», после крещения Руси, функции Тёмного Бога взяли на себя аж двое святых!

В народных верованиях задачи Велеса по уходу за скотом «унаследовал» св. Власий.

В день св. Власия, который частенько называют «коровьим» или «воловьим» праздником, к этому святому обращаются с просьбами: «Святый Власий! Дай в дом на счастье гладких телушек, да толстых бычков!»

Вплоть до середины ХIX века, если случался падёж скота, то икону св. Власия обносили вокруг всего села трижды.

До этого же времени сохранялся праздник «Волоссе» или «Волосье» - этот праздник справляли, чтобы скот был тучным, а лён – высоким.

Есть ещё одно название этого же праздника – «День льняного волоса» или просто «Льняной день».

Праздник приходится на один из дней Масленицы.

Тягловый скот в этот день получает «освобождение от работ», ему несут всякую *вкусняшку*, перестилают подстилку, вычёсывают и лелеют.

Молодёжь развлекается объезжанием молодых лошадей или бычков, а люди постарше заготавливают к ночным Велесовым, пардон, Власьим святкам много жирной, мясной пищи, хотя на масленичной неделе мясо есть ещё не положено.

Но готовят столько, чтобы хватило и родне, и соседям, и гостю случайно зашедшему, и отнести на перекрёсток дорог, чтобы удача спешила со всех сторон!

(Кстати, Повелителя Нави ещё величали Властителем трёх дорог… Ну, да это я к слову!)

В этот день пекут оладьи. Пекут, да приговаривают: «Пеку оладки, чтобы тёлки были гладки!», а большие вареники, которые называют «волами» или "валуями", обильно поливают сметаною или маслом, чтобы новорожденные хорошо сосали и молока хватало.

Блины так же не оставались "пустыми". В них заворачивали начинку из яйца, из творога, мясную, овощную, крупяную. Закатывали блины трубочкой и выкладывали по кругу. Называлась такая красота - "скиба", "скибочка".

Второй святой, которого мы знаем – св. Николай.

Празднуют его 19 декабря по ст.ст. Прежде всего св. Николай – покровитель охоты и лесных жителей, а уж только потом – Санта Клаус! «На Николу и медведь в лесу – добрый хозяин!» Интересно, а почему такое совпадение?

А ещё св. Николай покровитель ростовщиков и всяческой торговли. Опять совпадение? А что тогда делать с «Николеной бородой», которую оставляют на поле точно так же, как и «Волосову»? Оставляют, да приговаривают: «Вот волос Миколе на бородку!»

Сейчас уже можно спорить, откуда взялись смутные воспоминания о 9-ом дне и о 11 февраля. К каким дням относятся Малые Велесовы Святки, а к каким – Большие?

В памяти народной остались лишь особо памятные Велесовы дни: 22-25 декабря, само собой – 31 декабря; 2, 6 января (Никола-зимний); 24 февраля (Никола-поворотник); 22 мая (Никола-вешник); 12 июля (Власий-косник); 18-20 августа (Николина борода).

В России «День охотника» отмечают 2 октября, по странному стечению обстоятельств в этот же день славяне отмечали «Вуков (Волков) день», после чего начинался охотничий сезон.

А на одной весьма любопытной иконе рядом со св. Власием изображено загадочное существо с медвежьей головой.

А клятву Святослава помните?

Клялись воины и гневом Велеса, ибо гнев тот был страшен.

«Если предам я клятву свою, то пусть стану золотом!» Это не просто слова.

Золото – это то, чем безраздельно владеет Бог земных недр, Великий Змей, Правитель Нави.

Фактически обозначает эта клятва одно: «Пусть смерть моя будет безвременной, пусть стану я вечным рабом Тёмного бога!»

А, учитывая тот факт, что Велес был ещё и покровителем воинских доспехов…

Слишком глубоко ушёл в подсознание культ Великого Бога.

Многое забылось, многое исказилось.

Но неужели мы не вспомним о том, что был этот «тёмный», расчётливый, а иногда и теряющий разум бог, – покровителем поэзии и музыки?

Кому, как не теряющему разум, писать по ночам стихи и сливаться в своих мечтах с текущей от лунного света музыкой?

«Чу ли воспети было, веще Бояне, Велесов внуче…»

(ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ)

Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему). О сию пору Велес «сшибает рог Зиме », в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог - Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому - приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога, своего Вышнего Покровителя - особо: волхованиями да прорицаниями, воспеваниями да славлениями, а паче того - обретаемыми в радениях Духовными прозрениями...

В пору двоеверия на Руси 11 лютеня/февраля отмечали день святого Власия - покровителя скота, «Коровьего Бога».

">

">

О сём в народе говорили: «Власьев день - Коровий праздник », «Власий - сшиби рог с Зимы », «У Власия и борода в масле ». Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.

Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) - 15 лютеня/февраля. В этот день «зиме время вспять поворотить »; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше ягнились, а поутру бабы «зорнили пряжу » - выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.

">

">">

">

Масло (равно как и молоко) издревле входило в требы, приносимые Велесу.

Велесовы дни месяца лютеня/февраля

">">

">">">

1. Месяц лютень - Кологодный удел Велеса

"> ">

В Лета Вращении месяцу лютеню (февралю) покровительствует Велес - Вещий Бог. О сию пору выделяют два Велесова Святодня: ">

">

1. Большой (Великий) Велесов день - 11 лютеня ; ">

2. Предшествующий ему Малый Велесов день - 3 лютеня . ">

Также Велесу посвящены семь дней - вторые Велесовы, или Волчьи, Святки (Малые Зимние Святки) - между Велесом Малым (3 лютеня) и Велесом Великим (11 лютеня):

3 лютеня - Велес Велес Волчий Сват (или Велес Сбруйник), ">

">

4 лютеня - Велес Студёный,

">

5 лютеня - Велес Корович (или Велес Коровятник),

">

6 лютеня - Велес Телятник,

7 лютеня - Велес Лукавый, ">

">

8 лютеня - Велес Серповидец, ">

9 лютеня - Велес Житный Дед, ">

10 лютеня - Велес Зимобор, ">

11 лютеня - Велес сшиби рог с Зимы. ">

Вскоре после них празднуются: ">

15 лютеня - Велес Овчар, ">

16 лютеня - Ярило-с-Вилами и Именины Кикиморы (Марин день). ">

">

"> ">

2. Празднование Велесовых дней в эпоху двоеверия ">

">">

В эпоху двоеверия на Руси отмечали: ">

3 лютеня - Симеон и Анна, а тако же Малый Власий («Семён с Анной сбрую починяют », «Власий коней седлает ») - по поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи; ">

4 лютеня - Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору », «Никола Студный - Волчий Сват, маковый закат ») - время «звериных свадеб»; ">

5 лютеня - Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит ») - в деревнях творили обереги на скот; ">

6 лютеня - Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы »); ">

7 лютеня - святой Лука («Пришёл Лука - пеки пороги с луком ») - луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;

">

8 лютеня - Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето », «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»);

9 лютеня - Никифоры-Панкраты («Пришёл Панкрат - хлебом не богат », «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами », «На Никифора лапти плетут »); ">

">

10 лютеня - Прохор («На Прохора Зима заохала », «Пришли Прохор да Влас - никак, скоро весна у нас »). ">

11 лютеня - день святого Власия - покровителя скота («Власьев день - коровий праздник », «Власий - сшиби рог с Зимы », «У Власия борода в масле »). Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы. ">

Вскоре - 15 лютеня - отмечали Онисима Зимобора, или Онисима Овчара - покровителя овец («На Онисима Овчарника Зима становится безрогой », «На Онисима Зимобора - Зиме время вспять поворотить »). ">

16 лютеня - отмечали Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору, как её называли в народе. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило - с вилами ». Ибо, по поверьям, о сию пору Младой Ярило - Сын Велесов - «воздевает Зиму на вилы ». "> ">

">

3. Празднование Велесовых дней в современном Родноверии

"> ">">

Большой Велесов день - 11 лютеня - широко празднуется большинством современных Родноверческих Общин. Это один из наиболее значимых Святодней в году, и о нём уже написано немало. Подробнее об Уряде празднования Велесова дня - см., напр., наши: «Коло года » , «Велесов день » , «Славление Велеса » и др.

Малый Велесов день - 3 лютеня - празднуется более узко и преимущественно теми Общинами, которые почитают Вещего Бога своим Вышним Покровителем.

">

">">

Каждый человек, чтящий обычаи Предков и живущий по Родовому Искону, предстоя пред Велесом во Святодень Его, может в первую очередь обращаться к тому Лику Вещего Владыки, который наиболее соответствует складу его души.

Так, например, для людей, живущих преимущественно плотскими интересами (Труженическое Сословие), Велес - Скотий Бог - является, прежде всего, Владыкой Живой Природы, а также Покровителем животного («скотьего») начала в самом человеке, связанным с физическим выживанием, продлением своего Рода и т.п.

Для тех «деловых» людей, жизненные интересы которых сосредоточены преимущественно на обретении богатства и мирской выгоде (Купеческое Сословие), - Велес является, прежде всего, Богом-Подателем богатства, Покровителем торговли, выгодных сделок и т.п. Как писал один из крупнейших исследователей Славянского Язычества и культуры Древней Руси академик Б.А. Рыбаков: «Вплоть до средневековья слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство. Слово "скотолюбие" означало "корыстолюбие"; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна » .

">

">">

Для тех, в чьей жизни главными целями является не материальная выгода, а Честь и Слава (Воинское Сословие), - Велес является, прежде всего, Грозным Разрушителем Препятствий (Велес - Третий Лик в Великом Сварожьем Триглаве, объединяющем Сварога-Творца , Перуна-Охранителя и Велеса-Разрушителя всего сущего), Могучим Богом, с Чьим Именем связаны такие понятия, как Воля , Власть , Величие и т.п.

И, наконец, для тех, в чьей жизни Духовные цели главенствуют над всеми остальными (Жреческое Сословие), - Велес является, прежде всего, Духовным Началом (как во Всемирьи, так и внутри самого человека), владычествующим над животной («скотьей») природой, Вещим Наставником, ведущим следующих Его Стезями по Духовному Пути Самопознания...

">

">">">

Слава Роду! ">">">

">">"> ">">

Велесе-Боже! До ны сниди,

Волотову силу [имярек] дажди! Гой!

">">">">

Тут же кто-нибудь из зрителей непременно вспомнит стародавнюю быль о борцах: дескать, когда-то жил в соседней деревне один мужичок, хилый с виду, но перед каждым поединком ложился он наземь, лицом в снег, и просил Мать Сыру Землю даровать ему хотя бы самую малую толику силушки её необоримой, после чего побеждал любого здоровяка - чем и вызывал ликованье всего честного народа, присутствовавшего на состязании...

Борца-победителя чествуют всем миром, угощают пивом и нарекают «Велесовым избранником» - во славу Могучего Бога, неиссякаемой силы земли и только начинающей пробуждаться, ещё не зримой воочию весенней Солнечной яри ...

">">

Ночь, следующая за Велесовым днём, считается благоприятной для зачатия сильных телом и духом детей. Перед тем, как лечь в супружескую постель из настланных шкур, женщины расчёсывают своим мужьям волосы заговорёнными гребешками, что должно уберечь их в течение года от различных недугов и наделить силой и мудростью самого Велеса.

Волхвы же одни уходят в ночь, глядящую на них ясными звёздами - очами Предков , во самую крепь лесную, где ставят шест с водружёнными на него бычьими рогами и радеют до самого до утра, во кобны-бубны звонкие свои бия, Вещего Бога воспевая, колославу сию многократно повторяя:

">">

Веле-Веле-Велесе го-о-ой,

Веле-Веле-Велесе гой!

Веле-Веле-Велесе го-о-ой,

Веле-Веле-Велесе гой!

Велесе есе го-о-ой,

Велесе есе гой!

Велесе есе го-о-ой,

Велесе есе гой!..

">">">">">">">">">">

О сию пору Лесной Хозяин поворачивается в берлоге на другой бок, Дева-Весна встречается на пограничье Мироколицы со Старухой-Зимой и даёт ей первый бой (2 лютеня-месяца - на Громницу), а Русско-Славянская Родноверческая Община «Родолюбие» (коя была основана на Велесов день в лето 1998 от н.х.л.) празднует свой день рождения...

">"> ">">">

Слава Роду! ">">

">"> ">">">"> ">">">">">">">">">">

День снопа Велеса отмечался 12 июля, а зимний праздник этого божества – 11 или 28 февраля. Узнайте о том, как проходило празднование. Ниже находятся тексты славлений, славянских молитв и заговоров, обращенных к Велесу.

В статье:

День снопа Велеса 12 июля - что это за праздник

День снопа Велеса отмечается 12 июля . Такое название этот славянский праздник получил за то, что с этого дня наши предки приступали к покосу и заготовке сена. Занимались этим видом работ в то время, пока роса еще лежала на травах. Сохранился даже приговор, с которым в старину косили сено:

Коси коса, пока роса - роса долой, и мы домой!

12 июля, в летний день, посвященный Велесу, почитался славянами последний сноп с поля. По преданиям, в него переходил дух поля, а значит, и дух этого божества. Каждая семья также брала по снопу с поля и устанавливала его в доме, как оберег от бед на целый год, до следующего покоса.

День Снопа Велеса

В этот же день заканчивали пахоту и приступали к подготовке к посеву озимых культур. Наши предки старались вспахать землю до летнего Велесова праздника, взборонить - до , засеять - до Спаса.

Кроме этого, 12 июля почитался камень Алатырь, который и сейчас упоминается в каждом втором заговоре. Под этим сакральным камнем находится вход в Навь, и только сумел отвалить его от входа. Ранее души умерших не могли попасть в загробный мир. Установленный в честь этого божества камень на перекрестке трех дорог в летний праздник покрывали бычьей шкурой. Ее поливали родниковой или колодезной водой. Она стекала по шкуре в подставленные местными целителями кувшины. Такую воду использовали для лечения больных.

В день снопа Велеса проходили и выборы жертвы богу Перуну . Грозному славянскому богу было недостаточно еды и питья, а также принесенных в жертву животных. Он требовал человеческой крови. Как правило, в жертву Перуну приносили пленных врагов, а если таковых не было, выбирали жертву из рабов.

Зимний День Велеса - 28 или 11 февраля

День Велеса славяне праздновали не только летом, но и зимой. Сейчас сложно установить точную дату этого праздника. В наше время славянские общины все еще спорят по поводу правильности двух дат - 11 и 28 февраля . Праздник начинался вечером, после заката.

Празднование зимнего дня Велеса

Празднование начиналось с прочтения жрецами славлений в знак благодарности Велесу за то, что он подарил людям. После славлений и молитв приносились требы. По завершению обрядовой части праздника наступало время хороводов вокруг большого костра. В честь Велеса устраивалась и праздничная трапеза, в которой принимало участие все поселение, от мала до велика.

День Велеса в феврале отличался большей зрелищностью, чем летний праздник в его честь. Устраивались различные огненные представления, состязания мечников и лучников, кулачные бои в честь божества. По поверьям, 28 или 11 февраля Велес отбивает рога Зиме, и она теряет свою силу.

Ведьмы в этот светлый праздник во все времена пытались навредить людям, имея на это свои причины. На Велесов день они делали заломы на полях, чтобы испортить урожай. Для того, чтобы защититься от происков обиженных селянами ведьм, по углам поля втыкали стебли чертополоха.

Заговор на исполнение желания - Велес поможет в любом деле

Славянский бог Велес может открыть пути к исполнению любого желания, если правильно попросить его об этом. Разумеется, никакого чуда не будет. Вам все еще будет нужно предпринимать действия, которые нужны для достижения выбранной цели. Однако пути будут открыты, то есть, движение к цели будет легким и беспрепятственным.

Заговор на исполнение желания к Велесу - привлекающий, то есть, использовать его для удаления чего-либо из своей жизни или наказания врагов нельзя. Можете попросить прибыли, здоровья, помощи в открытии в своего дела, удачного супружества - чего угодно, но только положительного характера. Проводится обряд на растущей луне, начинать нужно с понедельника. Время - рассвет.

Обряд проводится на протяжении семи дней. Потребуется для него высокая свеча из натурального воска. Ее цвет может быть любым, кроме черного. Нужны также 7 иголок и 7 небольших ключей. Ключи подбирайте легкие - они будут висеть на иглах, воткнутых в свече. Можно брать сувенирные и даже в виде элементов для бижутерии. Придется запастись также берестой и медом.

Если домашнего алтаря у вас нет, придется его сделать. Отведите подходящий столик под это дело и предупредите домашних, чтобы ничего не трогали.

Начните с четкой формулировки вашего желания. Заранее напишите его на бересте так, словно желаемое событие уже произошло. Например: «я получил повышение» или «я выхожу замуж за достойного человека» .

Произнесите славление Велесу, текст которого найдете ниже, и зажгите требный огонь, или принесите малую требу. Требный огонь или малая треба - это восковая свеча в честь божества. Запаситесь семью свечами на все время обряда, они должны каждый раз догорать до конца.

Обмажьте свечу медом и установите ее на бересте с написанным желанием. В равных промежутках воткните в свечу иглы, на каждую из них повесьте по ключу. Теперь от требного огня зажгите обмазанную медом свечу и читайте заговор:

Как огонь горит, как вода течет, как птицы летят, как звери бегут

Так то Велес дороги открывает, замки отпирает, преграды убирает.

Семь дней свеча горит, семь ключей на ней висит -

Ключи падают, замки открывают, дороги моему желанию отпирают

Во славу Велесову, по моему слову, слово моё крепко. Истинно!

После заговора произнесите вслух свое желание. Свеча должна гореть, пока не упадет верхняя игла с ключом. После этого ее нужно погасить пальцами. Упавшие иглы и ключи не трогайте, пусть лежат на алтаре все семь дней. Когда упадет последний ключ, сожгите бересту у домашнего алтаря. Пепел от нее, иглы, ключи и воск от ритуальной свечи храните под порогом или возле входной двери так, чтобы никому не попадались на глаза.

Молитвы Велесу - по окончанию дела, перед сном и за умерших

В старину по окончанию любого дела читалась молитва Велесу, дабы труд принес только хорошие результаты:

Ты венец делу всему и жизням земным, Велесе, Боже наш! Пусть наполнится сердце мое радостью от сотворенного, ибо деяния мои с сердцем чистым и помыслами светлыми. Пусть проявятся дела мои плодами благостными и славой роду моему! Благослови, Велесе, пусть будет так!

Обращение к Велесу в молитве перед сном поможет видеть пророческие сны, а также защитит от любого зла, которое подстерегает спящего:

Ночь на землю ступает, Велес по зорям похаживает! Боже наш, он Ведами владеет и дорогу к Нави знает. Молю Отца Велеса, душу мою беречь во сне, басуров отгонять и плохие мысли не пускать. Пусть вижу я сны добрые и пророческие, чтобы в ладу и покое сердце мое пребывало. Пусть сон мой будет сладким как у ребенка здорового и бодрого, ибо во сне здоровье жизненное суще. Пусть будет так! Слава Велесу!

Как открывателю дороги в Навь, которая была завалена Алатырь-камнем , этому божеству молятся и за умерших. Славянская молитва Велесу за усопших родственников и друзей:

Владыка наш, Боже всезнающий - Велес! Славу тебе пою во время радости и печали. О Тебе помню, потому что Ты податель мудрости, богатства и оберег душам нашим на пути в Мир Иной. Отче над Богами темными-таемными, обрати взгляд свой на душу Внука Даждьбожьего (имя). Пусть дух его наберется силы в Нави, Душа очистится от скверны и поднимется в Явь. Здесь же мы встретим родича нашего песнями и славами. Тебя, Боже, Велес, почитая. Сколько звездам сиять в Диве ночном, сколько Солнцу светить во Сварге Синей, столько и Внукам Даждьбожьим славить и выполнять завещания Твои, Владыка наш. Слава Велесу!

Колославы Велесу - славянские мантры

Колослав - это короткий текст, который полагается произносить до тех пор, пока сердце не преисполнится восторгом и благодарностью. Они схожи с тибетскими мантрами, и действуют на подсознание и мироздание приблизительно так же.

По большей части, посвящены богам, в которых верили наши давние предки. Так, колославы Велесу традиционно напевались во время праздничных хороводов в его честь, а также тогда, когда нужна была помощь этого божества.

Гой есе Велесе! Велесе есе гой, гой!

Как и тибетские мантры, колославы Велесу можно напевать или читать про себя, мысленно.

Текст славления Велесу

Славления Велесу читаются перед принесением требы , обращением за просьбой к божеству и после того, как получили дар от него:

В ночи Велес идет по Сварге, по молоку Небесному, идет к своему чертогу. А на Заре возвращается к воротам. Там мы Ждем его, чтобы начать песни и славить Велеса от века и до века. И славить его Храмину, которая блестит многими Огнями, И становится вся жертвенницей чистой. Это Велес научил Праотцев наших орати землю, засевать Целины и жать снопы колосистые на стружденных полях, и ставить сноп при огнище в доме, и почитать Его, как Отца Божьего, Слава Велесу!

Свод здравы Велеса - что это такое

Свод здравы Велеса - это отдельная часть комплекса славянской гимнастики, учение о которой было восстановлено врачом и спортивным инструктором, специалистом в восточных единоборствах и нетрадиционной медицине В.Э. Мешалкиным . Славянская здрава была разработана совместно с врачом-неврологом Е.Р. Баранцевичем .

Велесов день и сейчас отмечают сторонники языческой веры, правда современное празднования немного отличается от старославянского.

Старые верования

Вера славян и других древних народов основывалась на незнании природных явлений, которые подкреплялась страхом к божествам. Чтобы получить благосклонность богов и отвести от себя гнев, проводились всевозможные традиции и обряды.

Особое внимание славяне уделяли богу Велесу, которому приписывали следующие качества:

  • покровитель искусства музыки и поэзии;
  • бог торговли;
  • покровитель скота;
  • бог мудрости.

Велеса считали самым могучи божеством, приписывая безграничную власть и силу. Считается, что после путешествия по темным и светлым мирам, Велес обрел великую мудрость. Покровитель искусства воплощался во множестве образов, что позволяло наблюдать за людьми и их деяниями.

Люди верили, что могущество Велеса позволяло завладеть телом и разумом человека. Если под влияния бога попадали трудящиеся и честные люди, Велес старался направить их к успеху и благосостоянию. В то время как для злых и жадных бог мудрости заготавливал наказание свыше.

В ряде исторических источников Велеса преподносят как могущественного и справедливого бога характеризуя благосклонным к людям. Чаще всего покровителя искусства олицетворяли в образе юноши с дудочкой, а также в облике грозного и могучего медведя (ведь на то время косолапый считался бесспорным хозяином лесов).

Известны интересные легенде о загадочном и могущественном боге. Так, в одной из них рассказывается о кровопролитном сражении между полянами и древлянами. Битва «за границу» проходила с неимоверной жестокостью, что даже Перун был не в силах остановить конфликт, пуская молнии на поле брани. Появившийся Велес заиграл на дудочке волшебную мелодию, которая в миг остановила сражение.

Время празднования

Велеса иногда называют Скотьим богом, благодаря его покровительству над живностью. Именно данной силе посвящен Велесов день.

Празднуют в середине зимы - 24 февраля по григорианскому календарю, который применяется на сей день, или 11 февраля по юлианскому, который использовался до конца XVI века. Чтобы знать какого числа празднуют необходимо помнить о разнице исчисления календарей, такие отличия иногда приводят к путанице.

Славяне верили, что в середине зимы Велес ходит по земле играя на дудочке. Мелодия разносится по просторам не давая замерзнуть людям, скоту, а также земле, которая укрыта снежным одеялом.

Основными традициями Велесового дня являлись:

  • Молодые девушки пили густой мед, чтобы коровы были ласковее.
  • Доски для пряжи льна использовались не только по назначению. Поколотив мужа такой доской жена прививала супругу послушность.
  • Приношение в жертву масла изготовленного из коровьего молока.

Основной ритуал

Отдельного внимание заслуживает ритуал «опахивания», который являлся основой всего праздника. Начинался обряд из определения женщин, которые исполняли ключевую роль. Таких женщин называли «повещалками». Стоит отметить, что ритуал исполняли исключительно женское население.

Повещалки ходили по домам и зазывали женщин, при этом строго воспрещая мужчинам выходить из домов. Вооружившись палицами и сковородками девушки следовали к краю села. Выйдя из села повещалка разрывала на себе рубашку и громко и четко произносила слова, которые должны были отпугнуть «коровью смерть». Затем повещалок впрягали в соху и опахивали село 3 и более раз.

Стоит отметить и некую жестокость ритуала. Например, встретить подобное шествие считалось дурной приметой, а женщины с жестокостью избивали людей попавшихся на пути, считая, что в них затаилась коровья смерть. Из-за подобного нередко забивали до смерти.

Еще одно проявление жестокости заключалось в следующем: женщины, которых посчитали виновными или подозревали в злых поступках завязывали в мешок с котом и петухом, затем мешок топили или закапывали. Выбраться из такой ловушки не представлялось возможным.

Завершением ритуала служило «противостояние» Велеса и Марены. Люди призывали Велеса «сбить рог» у зимы. Ряженый в образ Велеса человек исполнял ожидаемое действие. Праздник заканчивался веселыми гуляньями и богатым застольем. Важно, чтобы на столах не было блюд приготовленных из говядины.

Наши дни

Современное социальное строение мира не позволит проводить ритуал Велесового дня полноценно, ведь то что в древние времена могли посчитать за норму (в частности избиение случайно попавшегося человека, или утопление девушек), сейчас несет криминальную ответственность.

На сегодня сторонники язычества придумали как праздновать подобные торжества без горьких последствий для себя и окружающих. Например, организовывают мероприятия, на которых водят хороводы вокруг костра. Можно послушать увлекательные рассказы и теории волхвов о эзотерике. На сценах происходят соревнования поэтов в словесном мастерстве. Образы Велеса используют в музыке: ряд фолк-, рок- и метал-групп посвящают песни покровителю искусства.

Такое времяпровождение на свежем зимнем воздухе пойдет лишь на пользу для здоровья, а также подарит новые незабываемые эмоции.