Великий государь Иван III Васильевич. Иван III Васильевич. Биография. Правление. Личная жизнь




1. Государь

Московский государь Иван III Васильевич получил у историков прозвище Великий. Карамзин ставил его даже выше Петра I, ибо Иван III сделал великое государственное дело, не прибегая к насилию над народом.

Объясняется это в общем просто. Дело в том, что мы все живем в государстве, создателем которого является Иван III. Когда в 1462 году он вступил на московский престол, Московское княжество еще отовсюду было окружено русскими удельными владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Так что в конце своего княжения, в 1505 году, Иван III имел по всем границам Московского государства уже одних лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар.
Это обстоятельство естественным образом изменило всю политику Ивана III. Ранее, окруженный такими же, как он сам, удельными владыками, Иван Васильевич был одним из многих удельных князей, хотя бы и самым сильным. Теперь, уничтожив эти владения, он превратился в единого государя целого народа. Коротко говоря, если поначалу его политика была удельной, то затем она стала национальной.
Став национальным государем всего русского народа, Иван III усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он также перешел в наступление против Литвы, от которой Москва до тех пор только оборонялась. Он даже заявил претензии на все те русские земли, которыми со второй половины 13 века владели литовские князья. Называя себя «государем всея Руси», Иван III разумел не только северную, но и южную, и западную Русь, присоединить которые к Москве он считал своей обязанностью. Иными словами, закончив собирание русских удельных княжеств, Иван III провозгласил политику собирания русского народа.
В этом и заключается важное историческое значение княжения Ивана III, которого с полным правом можно назвать создателем национального русского государства - Московской Руси.

2. Человек

Первый русский царь и «государь всея Руси» Иван III обладал крутым нравом - мог снять голову знатному боярину просто за то, что тот «умничает». Именно с таким обвинением в 1499 году взошел на эшафот ближний боярин государя Семен Ряполовский. Недаром в народе Ивана III прозвали Грозным (правда, в истории это прозвище закрепилось за внуком Ивана III и его полным тезкой - Иваном IV Васильевичем. Так что не перепутайте). В последние годы жизни Ивана III его особа приобрела в глазах подданных почти божественное величие. Женщины, говорят, падали в обморок от одного его гневного взгляда. Придворные под страхом опалы должны были развлекать его в часы досуга. А если посреди этого тяжелого веселья Ивану III случалось задремать в кресле, все кругом замирали - иногда на целые часы. Никто не смел кашлянуть или размять затекшие члены, чтобы, не дай бог, не разбудить великого государя.
Впрочем, такие сцены объясняются скорее раболепием придворных, нежели характером самого Ивана III, который по натуре вовсе не был мрачным деспотом. Боярин Иван Никитич Берсень, вспоминая своего государя, позже говаривал, что Иван III был добр и до людей ласков, а потому и Бог помогал ему во всем. В государственном совете Иван III любил «встречу», то есть возражение против себя, и никогда не наказывал, если человек говорил дело. В 1480 году, во время нашествия на Русь хана Ахмата, Иван III покинул войско и возвратился в Москву. Престарелый ростовский архиепископ Вассиан, рассердившись за это на государя, начал, по словам летописца, «зло говорить ему», называя его бегуном и трусом. Иван III со смиренным видом вытерпел укоризны рассерженного старца.
В своих эстетических вкусах Иван III был тонким ценителем искусства, в том числе западноевропейского. Он первый из московских государей широко раскрыл ворота Кремля перед деятелями итальянского Возрождения. При нем в Москве творили выдающиеся итальянские архитекторы, создавшие те самые кремлевские дворцы и храмы, которыми мы любуемся до сих пор. А в московских летописях появились миниатюры, копирующие фрагменты гравюр великого немецкого художника Дюрера.
В общем, недурной был человек Иван III Васильевич.

3. Конец вольности Господина Великого Новгорода

Во второй половине XV века Новгород все больше терял свою былую независимость. В городе образовались две партии: одна стояла за соглашение с Литвой, другая - за соглашение с Москвой. За Москву стояло преимущественно простонародье, за Литву - бояре во главе с посадником Борецким. Поначалу верх в Новгороде взяла литовская партия. В 1471 году Борецкий от имени Новгорода заключил с литовским великим князем и одновременно королем польским Казимиром союзный договор. Казимир обещался защищать Новгород от Москвы, дать новгородцам своего наместника и соблюдать все вольности новгородские по старине. По сути, партия Борецкого совершила национальную измену, предавшись под покровительство иноземного государя, к тому же католика.
Именно так на это дело и смотрели в Москве. Иван III писал в Новгород, убеждая новгородцев отстать от Литвы и короля-католика. А когда увещевания не подействовали, московский государь начал приготовления к войне. Походу на Новгород был придан вид похода на еретиков. Как Дмитрий Донской вооружился на безбожного Мамая, так, по словам летописца, и благоверный великий князь Иван Васильевич пошел на этих отступников от православия к латинству.
Шибко надеясь на литовскую подмогу, новгородские бояре позабыли создать собственную боеспособную армию. Этот недосмотр стал для них роковым. Потеряв в боях с передовыми отрядами московского войска две пешие рати, Борецкий наскоро посадил на коней и двинул против Ивана III тысяч сорок всякого сброда, который, по выражению летописи, отроду и на лошади не бывал. Четырех тысяч хорошо вооруженных и обученных московских ратников оказалось достаточно, чтобы в битве на реке Шелони разбить наголову эту толпу, положив тысяч 12 на месте.
Посадник Борецкий попал в плен и был казнен как изменник вместе со своими сообщниками. А Иван III объявил новгородцам свою волю: чтобы быть в Новгороде такому же государству, как на Москве, вечу не быть, посаднику не быть, а государить по московскому обычаю.
Окончательно Новгородская республика перестала существовать спустя семь лет, в 1478 году, когда по приказу Ивана III вечевой колокол был увезен в Москву. Однако прошло еще не меньше ста лет, прежде чем новгородцы смирились с утратой своей вольности и стали называть свою Новгородскую землю - Русью, а себя - русскими, как и остальные жители Московского государства.

4. Самодержец всея Руси

Иван Васильевич был женат два раза. Первой его женой была сестра его соседа, великого князя тверского, Марья Борисовна. По смерти ее в 1467 году Иван III стал искать другой жены, подальше и поважнее. В то время в Риме проживала царственная сирота - племянница последнего византийского императора Софья Палеолог (напомню, что в 1453 году Константинополь завоевали турки). При посредничестве римского папы Иван III выписал византийскую царевну из Италии и женился на ней в 1472 году.
Оказавшись рядом с такой знатной женой, Иван III стал брезговать тесной и некрасивой кремлевской обстановкой, в которой жили его предки. Вслед за царевной из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В то же время при московском дворе завелся новый - строгий и торжественный церемониал по образцу византийского.
Почувствовав себя как бы наследником Византийской державы, Иван III начал по-новому писать свой титул, опять же на манер греческих царей: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и иных земель».
Софья Палеолог была на редкость полной женщиной. Вместе с тем она обладала чрезвычайно тонким и гибким умом. Ей приписывали большое влияние на Иван III. Говорили даже, что именно она побудила Ивана сбросить татарское иго, потому что стыдилась быть женой ордынского данника.

5. Свержение ордынского ига

Произошло это без громких побед, как-то буднично, почти что само собой. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале правления Ивана III по границам России существовала уже не одна, а целых три самостоятельных татарских орды. Истощенная усобицами Золотая Орда доживала свой век. В 1420-х-30-х годах от нее откололись Крым и Казань, где возникли особые ханства со своими династиями. Пользуясь разногласиями среди татарских ханов, Иван III исподволь подчинил Казань своему влиянию: казанский хан признал себя вассалом московского государя. С крымским ханом у Ивана III была прочная дружба, так как оба они имели общего врага - Золотую Орду, против которой и дружили. Что до самой Золотой Орды, то Иван III прекратил с ней всякие отношения: не давал дани, не ездил на поклон к хану, а однажды даже бросил на землю и растоптал ханскую грамоту.
Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой. В 1480 году он привел свое войско на реку Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но у Литвы и без того был хлопот полон рот. Литовской помощи Ахмат не дождался, а московский князь встретил его с сильной ратью. Началось многомесячное «стояние на Угре», так как противники не решались вступить в открытый бой. Иван III приказал готовить столицу к осаде, и сам приезжал с Угры в Москву, боясь не столько татар, сколько своих братьев - они были с ним в ссоре и внушали Ивану III подозрение в том, что изменят в решительную минуту. Осмотрительность и медлительность князя показались москвичам трусостью. Духовенство заклинало Ивана III не быть «бегуном», а храбро стать против врага.
Но решительного сражения так и не произошло. Простояв на Угре с лета до ноября месяца, Ахмат с началом морозов убрался восвояси. Вскоре он был убит в очередной усобице, его сыновья погибли в борьбе с Крымским ханством, и в 1502 году Золотая Орда прекратила свое существование.

Так пало ордынское иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия. Но беды от татар для Руси на этом не прекратились. Крымцы, казанцы, как и более мелкие татарские орды, постоянно нападали на русское пограничье, жгли, разоряли жилища и имущество, уводили с собой людей и скот. С этим беспрестанным татарским разбоем русским людям пришлось бороться ни много ни мало еще около трех столетий.

6. Державный полет российского орла

Диковинная птица появилась в российской государственной символике не случайно. С давних времен она украшала гербы и знамена многих великих держав, в том числе Римской империи и Византии. В 1433 году двуглавый орел утвердился также в гербе ГАбсбургов, правящей династии Священной Римской империи, которые считали себя преемниками власти римских кесарей. Однако на это почетное родство претендовал и Иван III, женатый на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, а после свержения ордынского ига принявший титул «самодержца всея Руси». Именно тогда на Руси появилась новая родословная московских государей, якобы ведущих свое происхождение от Пруса, легендарного брата императора Октавиана Августа.
В середине 80-х годов XV века император Фридрих III Габсбург предложил Ивану III стать вассалом Священной Римский империи, обещая взамен пожаловать ему королевский титул, но получил гордый отказ: «Мы Божьей милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставления на королевство, как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». Чтобы подчеркнуть свою равночестность императору, Иван III принял новый государственный символ Московской державы - двуглавого орла. Брак московского государя с Софьей Палеолог позволил прочертить независимую от Запада линию преемства нового герба - не из «первого» Рима, а из Рима «второго» - православного Константинополя.
Древнейшее в России изображение двуглавого орла оттиснуто на восковой печати Ивана III, привешенной к грамоте 1497 года. С тех пор державный орел знаменует государственный и духовный суверенитет России.

7. Западные веяния

Первого государя всея Руси Ивана III Васильевича некоторые историки называют также первым русским западником, проводя параллель между ним и Петром I.

Действительно, при Иване III Россия шла вперед семимильными шагами. Монголо-татарское иго было сброшено, удельная раздробленность уничтожена. Высокий статус московского государя был подтвержден принятием титула государя всея Руси и престижным браком на византийской царевне Софье Палеолог. Одним словом Россия стала полноправным суверенным государством. Но национальное самоутверждение не имело ничего общего с национальной замкнутостью. Напротив именно Иван III как никто другой содействовал оживлению и укреплению связей Москвы с Западом, с Италией в особенности.
Приезжих итальянцев Иван III держал при себе на положении придворных «мастеров», поручая им строение крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. В летописи сохранились имена этих людей: Иван Фрязин, Марк Фрязин, Антоний Фрязин и т. д. Это не однофамильцы и не родственники. Просто мастеров-итальянцев в Москве называли общим именем «фрязин» (от слова «фряг», то есть «франк»). Особенной известностью среди них пользовался выдающийся итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, построивший в московском Кремле знаменитые Успенский собор и Грановитую палату (названную так по случаю отделки ее в итальянском стиле - гранями). Вообще при Иване III трудами итальянцев Кремль был отстроен и украшен заново. Еще в 1475 году один побывавший в Москве иностранец писал про Кремль, что «все строения в нем, не исключая и самой крепости, деревянные». Но уже спустя двадцать лет иностранные путешественники стали именовать московский кремль по-европейски «замком», ввиду обилия в нем каменных строений. Так стараниями Ивана III Ренессанс расцвел и на российской земле.
Кроме мастеров в Москве часто появлялись послы от западноевропейских государей. И, как было видно на примере императора Фридриха, первый русский западник умел разговаривать с Европой на равных.

8. Ересь «жидовствующих»

В XV веке над Западной Европой летали хлопья человеческого пепла. Это было время самых жестоких преследований ведьм и еретиков. По самым скромным подсчетам число жертв инквизиции исчисляется десятками тысяч. В одной только Кастилии великий инквизитор Торквемада сжег около 10 тысяч человек. К сожалению, Россия тоже не избежала общего поветрия. При Иване III огненные спектакли ставились и у нас, хотя они и не были столь масштабными.
Ересь «жидовствующих» была занесена в Россию извне. В 1470 году новгородцы, напрягавшие последние усилия, чтобы отстоять свою независимость от Москвы, пригласили к себе по сговору с польским королем православного киевского князя Александра Михайловича. В свите князя прибыли в Новгород лейб-медик еврей Схария и еще два его начитанных в богословии соплеменника. С них все и началось. В спорах с русскими попами заезжие сторонники Торы (то есть Ветхого Завета) выдвигали нехитрый силлогизм: они апеллировали к словам Христа, что он «пришел не разрушить закон, но исполнить». Отсюда следовал вывод о первенстве Ветхого Завета над Новым, иудейства над христианством. Убогая мысль новгородских священников свихнулась на этом силлогизме. Всего год пробыли три ученых еврея в Новгороде, но этого хватило, чтобы их беседы глубоко вонзились в души новгородских попов. Они стали исповедовать странную смесь иудейства и христианства, за что и получили свое название «жидовствующих».
Секта жидовствующих была хорошо законспирирована. Поэтому новгородскому архиепископу Геннадию не сразу удалось вывести еретиков на чистую воду. В конце концов надломился и раскаялся один из «жидовствующих», поп Наум, который и сообщил о доктрине и культе своих единоверцев. Началось церковное расследование. По вопросу о наказании виновных в ереси мнения в Русской Церкви разделились. Часть духовенства призывала действовать на еретиков одним духовным увещеванием, без физического наказания. Но победили те, которые стояли за физическую казнь. И вдохновил их именно иностранный пример. В 1486 году через Новгород проезжал посол австрийского императора. Он рассказал архиепископу Геннадию про испанскую инквизицию и встретил с его стороны большое сочувствие.
Геннадий устроил еретикам особое истязание в стиле испанской инквизиции. Люди Геннадия посадили арестованных задом наперед на коней, на головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и с надписью: «се есть сатанинское воинство». Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, шутовские шлемы были зажжены на головах еретиков. Сверх того, некоторые из них были еще биты публично, а несколько человек сожжены заживо.
Это действо и стало первым инквизиционным опытом Русской православной церкви. К чести русского духовенства надо заметить, что ему довольно быстро удалось преодолеть это позорное искушение. Так что, в отличие от инквизиции католической, наши отечественные церковные трибуналы не стали постоянным явлением, а их жертвы исчисляются единицами.

9. Россия при Иване III

Ко времени царствования Ивана III Васильевича и его сына Василия III относятся первые подробные записки иностранцев о России, или о Московии, если придерживаться их терминологии.

Венецианца Иосафата Барбаро, человека торгового, поразило прежде всего благосостояние русских людей. Отметив богатство увиденных им русских городов, он записал, что и вообще вся Русь «обильна хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами».
Другой итальянец, Амброджо Кантарини, особо подчеркнул значение Москвы как международного торгового центра: «В город, - пишет он, - в течение всей зимы собирается множество купцов из Германии и Польши». Он же оставил в своих записках интересный словесный портрет Ивана III. По его словам, первый государь всея Руси был «высок, но худощав, и вообще очень красивый человек». Как правило, продолжает дальше Кантарини, и остальные русские «очень красивы, как мужчины, так и женщины». В качестве правоверного католика, Кантарини не преминул отметить неблагоприятное мнение москвичей об итальянцах: «Считают, что мы все погибшие люди», то есть еретики.
Еще один итальянский путешественник Альберто Кампензе составил для папы Климента VII любопытную записку «О делах Московии». Он упоминает о хорошо поставленной московитами пограничной службе, о запрете продажи вина и пива (кроме праздничных дней). Нравственность московитов, по его словам, выше всяких похвал. «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, - пишет Кампензе. - Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».
Как видим, пороки Запада в Москве конца XV - начала XVI века были не в моде. Впрочем, общий прогресс очень скоро коснулся и этой стороны московской жизни.

10. Конец правления

Конец правления Ивана III был омрачен семейными и придворными интригами. После смерти его сына от первого брака Ивана Молодого, государь полагал передать всю власть его отпрыску - своему внуку Димитрию, для чего в 1498 году совершил над ним первый в русской истории обряд венчания на царство, в ходе которого на Димитрия были возложены бармы и шапка Мономаха.
Но затем взяли верх сторонники другого наследника - Василия, сына от второго брака государя на Софье Палеолог. В 1502 году Иван III «положил опалу» на Димитрия и матерь его, великую княгиню Елену, а Василий наоборот был пожалован великим княжением.
Оставалось найти для нового наследника достойную супругу.
Венец и бармы Мономаха Иван III полагал равными по достоинству королевской и даже императорской коронам. Женившись сам вторым браком на племяннице последнего византийского императора, царевне Софье Палеолог, он и детям своим подыскивал невест царского происхождения.
Когда его старшему сыну от второго брака Василию приспело время жениться, Иван Васильевич, не отступая от своих правил, начал свадебные переговоры за границей. Однако всюду, куда бы он не обратился, ему пришлось выслушать непривычный для его уха отказ. Дочь Ивана III Елена, выданная за польского короля, в письме отцу объясняла неудачу тем, что на Западе не любят греческой веры, считая православных нехристями.
Делать было нечего, приходилось породниться с кем-нибудь из своих холопов. Страдавшее от такого унижения государево сердце утешили ловкие придворные, указавшие на примеры из византийской истории, когда императоры выбирали себе жену из девиц, собранных ко двору со всего государства.
Иван Васильевич воспрянул духом. Суть дела, конечно, не менялась, но государева честь была спасена! Таким вот образом и случилось так, что на исходе лета 1505 года Москва оказалась битком набита красавицами, трепещущими от близости необыкновенного счастья - великокняжеского венца. Ни один современный конкурс красоты не может сравниться по масштабам с теми смотринами. Девиц-то было ни много, ни мало - полторы тысячи! Повивальные бабки придирчиво осмотрели этот прелестный табунчик, а затем признанные годными к продолжению государева рода предстали перед не менее разборчивым взором жениха. Василию приглянулась девица Соломония, дочь знатного московского боярина Юрия Константиновича Сабурова. 4 сентября того же года была сыграна свадьба. С тех пор этот, так сказать, стадный способ женитьбы вошел в обычай между московскими государями и продержался почти двести лет, вплоть до царствования Петра I.
Свадебные торжества стали последним радостным событием в жизни Ивана Васильевича. Спустя полтора месяца он скончался. Василий III беспрепятственно занял отеческий престол.

Иван 3-й Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия 2-го Темного и дочери князя Ярослава Боровского - Марии Ярославны. Больше известен князь Иван 3-й под именами Иван Святой и Иван Великий. В краткой биографии Ивана 3-го необходимо упомянуть о том, что он с самых молодых лет помогал незрячему отцу. Стремясь сделать законным новый порядок передачи власти, Василий 2-й назвал своего сына Ивана великим князем еще при жизни. Все грамоты того времени составлялись от имени двух князей. Уже в семь лет Иван Васильевич был обручен с дочерью князя тверского Бориса - Марией. Планировалось, что этот брак станет символом примирения соперничающих княжеств Тверского и Московского.

Впервые возглавил войско князь Иван 3-й Васильевич в возрасте 12 лет. И поход на устюжскую крепость оказался более чем успешным. После победоносного возвращения Иван обвенчался со своей невестой. Иван 3-й Васильевич совершил победоносный поход в 1455 г., направленный против вторгшихся в русские пределы татар. А в 1460 г. смог закрыть татарскому войску путь на Русь.

Князь отличался не только властолюбием и настойчивостью, но и умом, рассудительностью. Именно великое княжение Ивана 3-го стало первым за долгое время, не начавшимся с поездки за получением ярлыка в Орду. В течение всего периода правления Иван 3-й стремился к объединению северо-восточных земель. Силой или с помощью дипломатии князь присоединил к своим землям территории Чернигова, Рязани (частично), Ростова, Новгорода, Ярославля, Димитровска, Брянска и т.д.

Внутренняя политика Ивана 3-го была сосредоточена на борьбе с княжеско-боярской аристократией. В период его властвования было введено ограничение на переход крестьян от одного помещика к другому. Это разрешалось только в течение недели до и недели после Юрьева дня. В армии появились артиллерийские части. С 1467 по 1469 г. Иван 3-й Васильевич вел военные действия, направленные на подчинение Казани. И в результате поставил ее в вассальную зависимость. А в 1471 г. присоединил к Русскому государству и земли Новгорода. После военных конфликтов с Литовским княжеством в 1487-1494 гг. и 1500-1503 гг. территории государства были расширены за счет присоединения Гомеля, Стародуба, Мценска, Дорогобужа, Торопца, Чернигова, Новгорода-Северского. Крым в этот период оставался союзником Ивана 3-го.

В 1472 г. (1476) Иван Великий прекратил выплату Орде дани, а Стояние на Угре в 1480 г. ознаменовало окончание татаро-монгольского ига. За это князь Иван получил прозвище Святой. На период правления Ивана 3-го приходится расцвет летописания и зодчества. Возведены такие памятники архитектуры, как Грановитая палата и Успенский собор.

Объединение множества земель требовало создания единой правовой системы. И в 1497 г. был создан Судебник. Судебник Ивана 3-го объединял правовые нормы, ранее отраженные в и уставных грамотах, а также в отдельных указах предшественников Ивана Великого.

Иван 3-й дважды был женат. В 1452 г. вступил в брак с дочерью тверского князя, которая умерла в тридцатилетнем возрасте. По мнению некоторых историков, она была отравлена. От этого брака остался сын Иван Иванович (Молодой).

В 1472 г. он женился на византийской царевне Софье Палеолог, племяннице Константина 9-го, последнего византийского императора. Этот брак принес князю сыновей Василия, Юрия, Дмитрия, Семена и Андрея. Стоит отметить, что второй брак Ивана 3-го стал причиной сильной напряженности при дворе. Часть бояр поддерживали Ивана Молодого, сына Марии Борисовны. Вторая часть оказывала поддержку новой великой княгине Софье. В то же время князь принял титул государя всея Руси.

После смерти Ивана Молодого великий Иван 3-й короновал своего внука Дмитрия. Но интриги Софьи скоро привели к изменению ситуации. (Дмитрий умер в тюрьме в 1509 г.) Перед смертью Иван 3-й провозгласил своим наследником сына . Князь Иван 3-й умер 27 октября 1505 г.

Иван 3 Васильевич начал свое правление как князь Московский, фактически, как один из многих удельных князей Руси. Спустя 40 лет он оставил своему сыну государство, объединившее всю северо-восточную Русь, размеры которого в несколько раз превышали территорию Московского княжества, государство, освобожденное от ига дани татаро-монголам и ошеломившее всю Европу своим появлением.

Детство и юность

Создатель российского государства царь Иван 3 родился в 1440 году, 22 января. Отец, Василий 2, ― Великий московский князь, мать ― дочь серпуховского удельного князя Ярослава Мария. Прадедом его был . Детство Ивана 3 прошло в Москве.

Отец, человек смелый и целеустремленный, несмотря на слепоту, сумел вернуть себе престол, потерянный во время междоусобных распрей. Он был ослеплен по приказу удельных князей, из-за чего был прозван Темным. С раннего детства Василий 2 готовил своего старшего сына к престолу, уже в 1448 году Иван Васильевич стал называться Великим князем. С 12 лет он начинает принимать участие в военных походах против татар и непокорных удельных князей, а в 16 становится соправителем отца. В 1462 году, после смерти Василия Темного, его сын принимает бразды правления Великокняжеством.

Свершения

Постепенно, медленно, где дипломатической хитростью и уговорами, а где войной, Иван 3 подчиняет Москве почти все русские княжества. Сложным и трудным было подчинение богатого сильного Новгорода, но в 1478 году сдался и он. Объединение было необходимо ― раздробленная Русь, зажатая между татарами с востока и Литовским княжеством с запада, со временем просто прекратила бы свое существование, раздавленная соседями.

Объединив русские земли, почувствовав силу своих позиций, Иван 3 прекращает выплачивать дань Орде. Хан Ахмат, не стерпевший этого, в 1480 году предпринимает поход на Русь, закончившийся провалом. Татаро-монгольскому игу, жестокому и разорительному, был положен конец.

Освободившись от опасности со стороны Орды, Иван Васильевич идет войной на Литовское княжество, в результате которой Русь продвинула свои границы и на запад.

За годы правления Ивана Васильевича Русь стала сильным, независимым государством, заставившим считаться с собой не только ближайших соседей, но и всю Европу. Иван 3 первым в истории стал именоваться «государь всея Руси». Он не только расширил границы Русского княжества, при нем произошли и внутренние изменения ― принят свод законов «Судебник», поощрялось летописание, итальянскими зодчими были отстроены кирпичный Московский Кремль, Успенский Собор, Грановитая палата.

Жены и дети

Интересные факты биографии создателя русского государства содержит его личная жизнь.

В 1452 году, двенадцатилетним, Иван Васильевич был обвенчан с десятилетней Марией Борисовной, дочерью тверского князя. В 1958 году у них родился сын ― Иван. Ничем не примечательная, тихая Мария Борисовна неожиданно умерла в 29 лет. Великий князь, находившийся в ту пору в Коломне, по какой-то причине на похороны в Москву не приехал.

Иван 3 решил жениться вновь. Его заинтересовала Софья Палеолог, племянница погибшего византийского императора Константина. Кандидатура византийской царевны была предложена папой римским. После трехлетних переговоров, в 1472 году, Софья приехала в Москву, где сразу же обвенчалась с Иваном 3.

Семейная жизнь, вероятно, была удачной, судя по многочисленному потомству. Но в первые годы брака Софья, к неудовольствию Ивана Васильевича, рожала только девочек, три из четырех, к тому же, умерли в младенчестве. Но, наконец, 25 марта 1479 года, великая княгиня разродилась мальчиком, которого назвали Василием.

Всего с 1474 по 1490 год у пары родилось 12 детей.

Жизнь Софьи в Москве омрачала нелюбовь к ней горожан и знатных бояр, которые были недовольны ее влиянием на Ивана 3 и негативным отношением к пасынку, Ивану Ивановичу Молодому. Она сделала все, чтобы наследником Ивана Васильевича был признан Василий, их долгожданный первый сын. И она дождалась этого. Иван Иванович Молодой умер в 1490 году (как поговаривали, отравленный по приказу Софьи), его сын Дмитрий, в 1498 году пышно коронованный на великое княжение, через 4 года был подвержен опале и заточен в тюрьму. И в 1502 году Иван 3 объявляет Василия своим соправителем.

«Собирателем земель русских» и Иваном Великим назвали благодарные потомки своего правителя Ивана III Васильевича. А превозносил этого государственного деятеля даже выше, чем . Он, великий князь Московский, правил страной с 1462 по 1505 годы, сумев увеличить территорию государства с 24 тысяч километров квадратных до 64 тысяч. Но главное – он, наконец, сумел избавить Русь от обязанности каждый год выплачивать Золотой Орде огромный оброк.

Родился Иван Третий в январе 1440 года. Мальчик стал старшим сыном великого Московского князя Василия II Васильевича и Марии Ярославны, внучки князя Владимира Храброго. Когда Ивану было 5 лет, отец попал в плен к татарам. В Московском княжестве немедленно был поставлен на престол старший из рода потомков – князь . Для своего освобождения Василий II вынужден был пообещать татарам выкуп, после чего князя отпустили на свободу. Прибыв в Москву, отец Ивана вновь занял престол, а Шемяка отправился в Углич.

Многие современники оказались недовольны действиями князя, который только ухудшил положение народа, увеличив дань для Орды. Дмитрий Юрьевич стал организатором заговора против великого князя, вместе с соратниками взял Василия II в плен и ослепил его. Приближенные Василия II и его дети сумели скрыться в Муроме. Но вскоре освобожденный князь, к тому времени получивший прозвище Темный из-за слепоты, отправился в Тверь. Там он заручился поддержкой великого князя Бориса Тверского, обручив шестилетнего Ивана с его дочерью Марией Борисовной.

Вскоре Василию удалось восстановить власть в Москве, а после смерти Шемяки междоусобицы окончательно прекратились. Обвенчавшись в 1452 году с невестой, Иван стал соправителем отца. В его подчинении оказался город Переславль-Залесский, а в 15 лет Иван уже совершил первый поход против татар. К 20-ти годам молодой князь возглавил войско Московского княжества.

В 22 года Ивану пришлось взяться за правление самостоятельно: Василий II преставился.

Правление

После смерти отца Иван Третий унаследовал самый большой и значимый удел, в который входили часть Москвы и самые крупные города: Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород. Братьям Ивана Андрею Большому, Андрею Меньшому и Борису попали в управление Углич, Вологда и Волоколамск.

Иван III, как и завещал отец, продолжил политику собирательства. Он консолидировал государство Российское всеми возможными средствами: где дипломатией и уговорами, а где и силой. В 1463 году Иван III сумел присоединить Ярославское княжество, в 1474-ом государство увеличилось за счет земель Ростовских.


Но это было только началом. Русь продолжала шириться, обрастая огромными просторами Новгородских земель. Потом на милость победителя сдалась Тверь, а за ней постепенно перешли во владение Ивана Великого Вятка и Псков.

Великий князь сумел победить в двух войнах с Литвой, взяв во владение немалую часть Смоленского и Черниговского княжеств. Дань Ивану III платил Ливонский орден.

Значимым событием во время княжения Ивана III стало присоединение Новгорода. Великое Московское княжество пыталось присоединить Новгород еще со времен Ивана Калиты, но удавалось только обложить город данью. Новгородцы стремились сохранить независимость от Москвы и даже искали поддержки у Литовского княжества. От конечного шага их удерживало только то, что православие в этом случае подвергалось опасности.


Однако с водворением литовского ставленника, князя Михаила Олельковича, в 1470 году Новгород подписал договор с королем Каземиром. Узнав об этом, Иван III отправил в северный город послов, а после неподчинения через год начал войну. Во время Шелонской битвы новгородцы были разбиты, но от Литвы никакой помощи не последовало. В результате переговоров Новгород был объявлен вотчиной московского князя.

Спустя шесть лет Иван III предпринял еще один поход на Новгород, после того как бояре города отказались признавать его государем. Два года великий князь вел изнурительную для новгородцев осаду, в конечном счете окончательно подчинив себе город. В 1480 году началось переселение новгородцев в земли Московского княжества, а московских бояр и купцов – в Новгород.

Но главное – с 1480 года великий князь Московский прекратил платить дань ордынцам. Русь, наконец, вздохнула от 250-летнего ига. Примечательно, что добиться освобождения удалось без кровопролития. Целое лето войска Ивана Великого и хана Ахмата простояли друг против друга. Их разделяла только река Угра (знаменитое стояние на Угре). Но битва так и не состоялась – ордынцы ушли ни с чем. В игре нервов победило войско русского князя.


А еще во время правления Ивана III появился нынешний Московский Кремль, возведенный из кирпича на месте старой деревянной постройки. Был написан и принят свод государственных законов – Судебник, сцементировавший молодую державу. Также появились зачатки дипломатии и передовая для своего времени поместная землевладельческая система. Начало формироваться крепостное право. Крестьяне, которые раньше переходили от одного хозяина к другому свободно, теперь были ограничены сроком Юрьева дня. На переход крестьянам выделялось определенное время года – неделя до и после осеннего праздника .

Благодаря Ивану Третьему Великое княжество Московское превратилось в крепкое государство, о котором узнали в Европе. А сам Иван Великий оказался первым российским правителем, назвавшимся «государем всея Руси». Историки утверждают, что нынешняя Россия в своей основе имеет тот фундамент, который своей деятельностью заложил именно Иван III Васильевич. Даже двуглавый орел – и тот перекочевал на герб державы после правления Великого князя Московского. Еще одним заимствованным у Византии символом Московского княжества стало изображение Георгия Победоносца, поражающего змия копьем.


Утверждают, что доктрина «Москва – Третий Рим» взяла начало во времена правления Ивана Васильевича. Что и неудивительно, ведь при нем размеры государства увеличились почти в 3 раза.

Личная жизнь Ивана III

Первой супругой Ивана Великого была княжна Тверская Мария. Но она умерла, родив мужу единственного сына .

Личная жизнь Ивана III изменилась спустя 3 года после смерти жены. Брак на просвещенной греческой принцессе, племяннице и крестнице последнего императора Византии Зое Палеолог, оказался судьбоносным как для самого государя, так и для всей Руси. Крещенная в православии привнесла в архаичную жизнь государства много нового и полезного.


При дворе появился этикет. Софья Фоминична Палеолог настояла на перестройке столицы, «выписав» из Европы знаменитых римских зодчих. Но главное, что именно она упросила мужа решиться на отказ платить дань Золотой Орде, ведь бояре чрезвычайно боялись такого радикального шага. Поддержанный верной супругой, государь разорвал очередную ханскую грамоту, которую ему принесли татарские послы.

Наверное, Иван и Софья действительно любили друг друга. Муж прислушивался к мудрым советам своей просвещенной жены, хотя это не нравилось его боярам, ранее имевшим безраздельное влияние на князя. В этом браке, ставшем первым династическим, появилось многочисленное потомство – 5 сыновей и 4 дочери. К одному из сыновей, перешла государственная власть.

Смерть Ивана III

Иван III пережил свою любимую жену только на 2 года. Его не стало 27 октября 1505 года. Великого князя похоронили в Архангельском соборе.


Позже, в 1929 году, в подвальную палату этого храма были перенесены мощи обеих жен Ивана Великого – Марии Борисовны и Софии Палеолог.

Память

Память об Иване III увековечена в ряде скульптурных монументов, которые находятся в Калуге, Нарьян-Маре, в Москве, в Великом Новгороде на памятнике «Тысячелетие России». Биографии великого князя посвящены несколько документальных фильмов, в том числе и из серии «Правители Руси». История любви Ивана Васильевича и Софьи Палеолог легла в основу сюжета российского сериала Алексея Андрианова , где главные роли сыграли и .

Князь Иван Васильевич 3-ий был сыном Василия Васильевича 2-го Темного из династии Рюриковичей. Правление Ивана 3-го запомнилось объединением вокруг Москвы существенной части русских земель, превращением ее в центр русского государства. Помимо этого, важным достижением было полное освобождение Руси из-под власти ненавистной Золотой Орды. Был принят нормативно-правовой акт или свод государственных законов - Судебник, - а также проведены реформы, которые заложили поместную систему землевладения, отличавшуюся от вотчины.

Иван Великий появился на свет в январе 1440 года. Его прямым именем было Тимофей, но в честь Иоанна Златоуста княжича нарекли Иваном. Первое упоминание об Иване 3-ем как о «великом князе» приходится примерно на 1449 год, а в 1452 году он становится главой войска, которое успешно освободило крепость Кокшенгу. Правивший недолгое время государством Д. Шемяка был отравлен, а длившаяся кровавая развязанная не без его участия, пошла на убыль.

Правление Ивана 3-го начинается совместно с его отцом. Он управляет Переславлем-Залесским, который в то время был одним из ключевых городов в Московском государстве. На формирование его взглядов оказывают влияние военные операции и походы. Являясь сначала номинальным командующим, в дальнейшем он возглавлял войско, которое закрыло путь на Москву вторгшимся татарам.

В 1462 году начинаются годы правления Ивана 3-го, когда после болезни и смерти отца он получает право наследования престола и большую часть государственной территории. Он владеет 16 городами, а Москва принадлежит ему наравне с братьями. Исполнив волю умирающего отца, он разделил землю по завещанию между всеми сыновьями. На правах старшего сына, он вступает на престол. Годы правления Ивана 3-го начинаются с выпуска золотых монет, которыми он ознаменовал начало княжения.

Внешняя политика страны в этот период была направлена на объединение земель Руси (северо-восточных регионов) в единое Московское государство. Хочется отметить, что именно такая политика оказалась для Руси чрезвычайно удачной. Правление Ивана 3-го, которое отмечено в истории началом объединения земель русских, устраивало не всех. К примеру, оно противоречило литовским интересам, поэтому отношения с имели напряженный характер, а приграничные стычки происходили постоянно. Успехи, которые были достигнуты благодаря расширению страны, способствовали росту и развитию международных связей с Европой.

Еще одним важным моментом отмечено правление Ивана 3-го. Это оформление для Российского государства независимости. Номинальная зависимость от Золотой Орды была прекращена. Правительство заключает союз с Крымским ханством, активно выступая на стороне противников Орды. Умело сочетая военную силу и дипломатию, Иван 3-й успешно ориентирует внешнюю политику в восточном направлении на

Стоит отдельно отметить Многое было сделано для объединения российских княжеств. Также были окончательно прекращены выплаты дани ордынскому хану, что принесло немалую выгоду Руси.

Сложные времена начались в 1480 году, когда Литовский князь вошел в союз с ханом Орды, а выступил на Псков на фоне мятежа литовцев. Ситуация разрешилась в результате кровопролитной битвы в пользу Русского государства, которое получило желанную независимость.

Русско-литовская война, представляющая собой противостояние между двумя государствами, длившееся с 1487 по 1494 год, закончилась заключением мирного договора, в ходе которого России перешла большая часть завоеванных земель, включая крепость Вязьма.

Также можно отметить и положительные итоги правления Ивана 3-го во внутренней политике. В это время закладываются основы в управлении приказной и поместной системы, проводится централизация страны и борьба с раздробленностью. Эпоха ознаменовалась и культурным подъемом. Расцвет летописания, возведение новых архитектурных сооружений повсеместно происходили в этот период времени. Это лишний раз подчеркивает, что Иван 3-й был незаурядным правителем, а его прозвище «Великий» наилучшим образом его характеризует.