Система согласных и гласных фонем разных языков. Состав и система согласных фонем современного русского литературного языка. Состав и система гласных фонем современного русского литературного языка




Армянский алфавит состоит из 39 букв, а звуковая система армянского языка содержит 36 звуков. Можно сказать, что каждая буква армянского алфавита обозначает один звук, кроме букв ե, ո, և, которыми обычно обозначаются сочетания звуков (йе, во, йев).

В армянском языке 6 гласных и 30 согласных звуков.

Гласные армянского языка незначительно отличаются от гласных русского языка. Это ա (а), է (э), ի (и), ու (у), օ (о), ը, который произносится примерно как второе "о" в русском слове "розочка".

Гласные армянского языка классифицируются по ряду (т.е. образуются ли они в передней, средней или задней части ротовой полости) и по подъему (т.е. находится ли язык ближе или дальше от неба).

Передний ряд

Средний ряд

Задний ряд

Верхний подъем

Средний подъем

Нижний подъем

В отличие от русского языка безударные гласные армянского языка не становятся более краткими и неопределенными по произношению.

Несмотря на большое количество согласных звуков армянского языка, армянская устная речь не кажется изобилующей согласными, так как любое скопление согласных (на письме) произносится с вкраплениями ը, ср. "встреча" (четыре согласных и один гласный образуют первый слог) и Մկրտիչ (Мкртич - первые три согласных произносятся как два слога).

Буквой Ը ը обозначается неогубленный звук . Произношение ը похоже на произношение "а" или "о" в русском языке во втором предударном слоге, как в словах: молоко, таракан, доработать.

Очень важно научиться правильно произносить звук ը, т.к. он активно участвует в слогообразовании и слогоделении, он слышится (произносится) при скоплении согласных (например, между труднопроизносимыми согласными) и пишется при переносе. Это явление, по грамматической традиции армянского языка, называется "скрытым слогом" (գաղտնավանկ), ср. призвук, который слышится в словах "рубль, храбр" между "б" и "ль", "б" и "р". В армянском языке, когда слово начинается даже с двух согласных, между ними появляется этот призвук. Это не связано с "трудностями произношения", а является отличительной чертой армянской артикуляции. Ср.: в русском произношении "дно" - односложное слово, а в армянском произношении դնել - двусложное, "мне" - односложное, մնալ - двусложное.

Слово может заканчиваться "скрытым" слогом при скоплении в конце слова двух и более согласных, когда последний согласный - сонант, например ն или ը: այսինքն, տետր. Так, в слове մենք нет "скрытого" слога, оно односложное; в слове նրանք ը слышится между ն и ր, с которых начинается слово, а не между ն и ք, которыми заканчивается слово, т.к. ք не сонант; в слове քույր нет "скрытого" слога, хотя оно заканчивается на сонант ր, т.к. перед ним стоит не согласный, а полугласный յ. В слове այսինքն призвук слышится после ք, перед конечным ն.

Два (и более) согласных, с которых начинается слово, произносятся со "скрытым" слогом - звуком ը между ними, кроме сочетаний սկ, ստ, սպ, սթ, սփ, շտ, զբ, զգ. Иногда перед ними, в начале слова можно услышать ը, но чаще всего слова, начинающиеся с этих сочетаний, произносятся без ը.

Система согласных звуков армянского языка значительно больше отличается от русской. Это բ (б), դ (д), գ (г), պ (п), տ (т), կ (к), փ (пհ), թ (тհ), ք (кհ) - т.е. п, т, к с придыханием, ֆ (ф), վ (в), ս (с), զ (з), շ (ш), ժ (ж), հ (придыхание), մ (м), ն (н), յ (й), ռ (р "твердое"), ր (р "мягкое"), լ (л), ձ (дз), ջ (дж), ծ (тс), ճ (тш), ց (ц), չ (ч), խ (х), ղ (х звонкое, похожее на "г" в украинском или южнорусском варианте).

В сравнении с русским языком система армянских согласных характеризуется наличием:

1) системы аффрикат (составных согласных ձ, ծ, ց, ջ, ճ, չ). В русском языке их всего две - "ц" и "ч".

2) глухих придыхательных փ, թ, ք.

3) двух заднеязычных щелевых согласных - глухого խ (х) и звонкого ղ.

4) гортанного придыхания հ.

В армянском языке согласные не различаются по твердости-мягкости.

В отличие от русского языка, в армянском нет обязательного оглушения звонких согласных в конце слова.

Система согласных и гласных фонем разных языков

  1. План:
  2. Понятие о фонетики
  3. Согласные фонемы
  4. Гласные фонемы

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

1.Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка относятся:

Ударение (словесное и фразовое)

Интонация.

  • Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи .

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков.

Например: галка - галька,

бой - вой,

рот - крот,

Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на согласные и гласные.

  • Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.

Согласные различаются:

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч"], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании.

Например: роза - роса и роз - рос [рос - рос].

Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.

Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

По способу

По месту

губные

зубно-
губные

зубные

средне-
небные

задне-
небные

Взрывные

Фрикативные

Аффриканты

Сонорные

взрывные

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

(["], ["] - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).

Долгие и двойные согласные. В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука - мягкие шипящие ["] и ["] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рΛ удък] долгий звук возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пΛ"елкъ], [ыл], [л"ц"ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.

Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).

Звуковые законы в области согласных звуков:

  1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

  1. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости . Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"и е с"т"и - в"и е с"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"и е м"ешку - фп"ьр"и е м"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

  1. Ассимиляция согласных по мягкости . Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ"ор]) и перед частицей ([рос - л"и]; ср. [рΛсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"кс"т"], [в"и е з"д"е], [ф-ка "ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"и е л"ит"], [ръс"т"и е нут"], [б"ьез"-н"и е во), [б"и е с"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"кр"], [д"в"кр"], [т"в"кр"], [с"п"кт"], [с"-н"им], [ис"-пкч"], [рΛз"д"кт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"кн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

  1. Ассимиляция согласных по твердости . Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мълΛт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).
  2. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/.htm Ассимиляция зубных перед шипящими . Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат"], [рΛат"] (сжать, разжать); [ыт"], [рΛыт"] (сшить, расшить); ["от], [рΛ"от] (счет, расчет); [рΛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Λ"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

  • Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:

1) степень подъема языка

2) место подъема языка

3) участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
Таблица гласных звуков современного русского литературного языка

Звуковой закон в области гласных звуков.

Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Для гласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются степень подъема языка и наличие/отсутствие лабиализации. Поэтому можно установить следующий состав гласных фонем, каждая из которых будет характеризоваться различной комбинацией этих двух признаков:

<и> верхнего подъёма, нелабиализованная

<у> верхнего подъёма, лабиализованная

<э> среднего подъёма, нелабиализованная

<о> среднего подъёма, лабиализованная

<а> нижнего подъёма, нелабиализованная

Признак степени подъёма языка является дифференциальным: по этому признаку каждая гласная фонема обязательно противопоставляется хотя бы одной другой; признак наличие/ отсутствие лабиализации также является дифференциальным, т.к. он противопоставляет <и> и <у> в зоне верхнего подъёма и <э> и <о> в зоне среднего подъёма; для <а> этот признак оказывается интегральным, т.к. в зоне нижнего подъёма нет лабиализованной гласной фонемы.

Система согласных фонем русского языка .

Для согласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются: 1) степень участия голоса и шума: 2) место образования шума: 3) способ образования шума: 4) наличие/отсутствие палатализации (твёрдость – мягкость). Поэтому можно установить следующий состав согласных фонем русского литературного языка, в котором каждая фонема будет характеризоваться определённым набором четырёх перечисленных признаков.

сонорные губные (губно-губные) смычно-проходные (носовые) твёрдая <м> мягкая <м’>
переднеязычные ’’ ’’ <н> ’’ <н’>
’’ смычно-проходные (боковые) ’’ <л> ’’ <л’>
’’ дрожащие ’’ <р> ’’ <р’>
среднеязычные щелевые ’’ ’’
шумные глухие губные (губно-губные) смычные ’’ <п> ’’ <п’>
переднеязычные ’’ ’’ <т> ’’ <т’>
’’ аффриката ’’ <ц>
’’ ’’ ’’ <ч’>
(зубные) щелевые ’’ <с> ’’ <с’>
(нёбно-зубные) ’’ ’’ <ш> ’’ <ˉшۥ>
губные (губно-зубные) ’’ ’’ <ф> ’’ <ф’>
заднеязычные смычные ’’ <к> ’’ <к’>
’’ щелевые ’’ <х> ’’ <х’>
шумные звонкие губные (губно-губные) смычные ’’ <б> ’’ <бۥ>
(губно-зубные) щелевые ’’ <в> ’’ <вۥ>
переднеязычные (зубные) смычные ’’ <д> ’’ <дۥ>
’’ щелевые ’’ <з> ’’ <зۥ>
(нёбно-зубные) ’’ ’’ <ж> ’’ <ж‾>
заднеязычные смычные ’’ <г> ’’ <гۥ>


Таким образом, в современном русском литературном языке насчитывается 37 согласных фонем, каждая из которых отличается от всех других по совокупности четырех конститутивных признаков, определяющих эти согласные.

Русская фонологическая система носит ярко выраженный консонантный характер. Это значит, что в ней определяющую роль играют согласные, а гласные находятся к ним в подчиненных отношениях: 1. Сам состав согласных фонем (37) более чем в семь раз превышает состав гласных (5). Это означает еще и то, что для образования слов и их форм у согласных во много раз больше возможностей, чем у гласных. Информативность согласных русского языка во много раз выше информативности гласных. Совершенно ясно и то, что большой состав согласных фонем создает практически неограниченные возможности для образования слов и их форм и для различения слов по одной, двум и т.д. фонемам. 2 . Определяющая роль согласных проявляется еще и в том, что в потоке речи согласные оказывают влияние на гласные, в результате чего обнаруживается варьирование аллофонов гласных фонем . Обратного влияния – гласных на согласные – в русском языке нет, вернее, оно очень незначительное, поэтому можно говорить, что согласные фонемы большей частью выступают в одном аллофоне, а гласные – в нескольких.



Важнейшей типологической особенностью русского языка в области согласных является объединение большинства согласных фонем в два соотносительных ряда: парных твердых-мягких согласных и парных глухих – звонких фонем; вне этих двух рядов остаются только единичные фонемы.

Твердые-мягкие (15 пар фонем): <н – н’>, <б – б’>, <ф – ф’>, <в – в’>, <т – т’>, <д – д’>, <с – с’>, <з - з’>, <к – к’>, <г – г’>, <х – х’>, <м – м’ >, <н – н’ >, <р –р’ >, <л –л’>.

Эти фонемы сходны по всем присущим им конститутивным признакам, кроме твердости или мягкости.

Глухие – звонкие (12 пар фонем): <п – б>, <п’ - б’>, <ф – в>, <ф’ - в’>, <т - д>, <т’ - д’>, <с - з>, <с’ - з’>, <ш - ж>, <‾ш’ - ‾ж’>, <к - г>, <к’ - г’>. Они тоже сходны по всем признакам, кроме глухости или звонкости.

За пределами твердых - мягких пар находятся <ж>, <ш>, <ц>, <чۥ>, <шۥ>, <жۥ>.

За пределами глухих - звонких пар находятся <м - мۥ>, <н – нۥ>, <р – рۥ>, <л – лۥ>, <х – хۥ>, <ц>, <чۥ>. Фонема <ј> занимает особое положение: это щелевая, среднеязычная, звонкая, мягка согласная фонема; она имеет два аллофона: [ĭ ] (гласный) и [j] (согласный).

Синтагматическая ось образуется линейной последовательностью фонем и имеет свои законы, свои особенности, связанные с распределением, или дистрибуцией (лат. Distributus -распределенный), единиц звуковой системы, с возможностями и ограничениями в сочетаемости этих единиц друг с другом.

Распределение фонем на синтагматической оси системы определяет отличие позиционной мены фонем от позиционных изменений звуков речи как аллофонов фонем, которые одновременно противопоставляются чередованием единиц звуковой системы. Рассмотрим каждое из этих явлений.

Система гласных фонем

Для русских гласных максимально независимой, сильной позицией является изолированная позиция и позиция под ударением. Однако под ударением гласная может оказаться в разном фонетическом окружении: в позиции абсолютного на- чала слова, в положении между твердыми согласными, после мягкого согласного перед твердым согласным и в позиции между мягкими согласными. Например:

Как показывают вышеприведенные данные, во всех позициях всегда высту-

пают четыре гласных – А, О, У, Е, что дает возможность считать их самостоя- тельными фонемами. Гласные же И и Ы являются взаимозаменяемыми и никогда не встречаются в одной позиции, поэтому многие лингвисты считают их одной фонемой /и/.

Мысль о том, что звук Ы не является самостоятельной фонемой, высказывал и И.А. Бодуэн де Куртенэ, который считал фонему /и/ изменяемой, т.е. такой, ко- торая в нашем представлении как бы раздваивается на два звукотипа И/Ы (к И[ы]ре, педи[ы]нститут, игра, но: сыграть). В древнерусском языке /ы/ была са- мостоятельной фонемой, исторически восходящей к /u:/, а не к /i/; её функцио- нальное ослабление связано с формированием ДП согласных твердость / мяг- кость, который вызвал ослабление дифференцирующей функции ДП ряд глас- ных. Большинство представителей МФШ объединяют И/Ы в одну фонему или признают её существование только в подсистеме заимствованных слов.

Сторонники признания самостоятельности фонемы /ы/ – СПФШ – находят,

хоть и ограниченный, но существующий в русском языке ряд слов, в которых зву-

ки И и Ы выступают в одной позиции: «операция Ы» / союз И; ыкать – икать; ыка- нье – иканье; а суффикс –ыня формирует новые слова от основы на мягкий со- гласный (гусь – гусыня, сударь – сударыня), Кроме того, в качестве доказатель- ства самостоятельности /ы/ используются заимствованные топонимы с началь- ным Ы: Ыйсон, Ындин, Ыныкчанский.

Выделение Ы целесообразно в практике преподавания РКИ, так как Ы не встречается во многих европейских языках и представляет сложность при усвое- нии артикуляционной базы русского языка. Таким образом, в зависимости от при- знания самостоятельности Ы, в современном русском языке выделяют шесть / пять гласных фонем – / а, о, е, у, и/ы /.

Традиционно в системе гласных фонем русского языка различительными,

дифференциальными признаками считались ряд, подъем и лабиализация глас- ных. Развитие у согласных ДП твердость/мягкость привело к ослаблению и утрате различительной способности ряда, который в современном русском языке явля- ется значимым только при различении фонем /и/ – /ы/. Для остальных фонем ряд является интегральным признаком. Подъем и лабиализация сохраняют свои дифференцирующие функции, так как могут образовывать одномерные (по одно- му признаку) оппозиции: /и/ – /у/, /е/ – /о/ – лабиализация (лик – люк, вес – вёз);

/е/ – /и/, /о/ – /у/, /а/ – /и/ – подъем (петь – пить, дол – дул, пять – пить). Гласный

/а/ включается в оппозицию только по подъему, лабиализация является для фо- немы /а/ интегральным признаком, так как в системе гласных фонем русского языка нет лабиализованной фонемы нижнего подъема.

Система согласных фонем

Для характеристики системы согласных фонем необходимо рассмотреть, сколько фонем встречается в максимально независимой, сильной по всем ДП признакам позиции. Такой позицией является позиция начала слова перед глас- ными непереднего ряда (например: бор – вор – гор – дол – жор – зол – кол – лом

– мор – нор – пол – ром – сор – тол – фон – хор – цок – шор; Бёрн – вёл – дёрн – зёрна – ёлка – лён – мёл – нёс – пёс – рёв – сёл – тётя – Фёдор – чёрт – щёк). Бесспорным для всех лингвистов является выделение в данной позиции 32 фо- нем, выделение ещё пяти согласных фонем является спорным и решается в разных фонологических школах с учетом различных аргументов.

Спорным является вопрос о фонемной сущности мягких заднеязычных со- гласных /к’, г’, х’ /. В древнерусском языке заднеязычные согласные вообще не могли смягчаться (хытрый, Кыев, гыбель), поэтому чередовались с мягкими со- гласными другого образования (лик – личина – лицо, берегу – бережёшь, тихо – тишина). В современном русском языке мягкие заднеязычные встречаются только перед гласными переднего ряда, где их мягкость может быть не фонологической, а фонетической, обусловленной передним рядом гласных: кит, кинуть, гибель, гибкий, химия, хитрый; кедр, кепка, генерал, гель, хек (сравн.: рука – руки – руке - рукой). Мягкие заднеязычные не встречаются в позиции перед гласными непе- реднего ряда (кя, гя, хя, кё, гё, хё, кю, гю, хю) и в конце слова, поэтому, по мнению части лингвистов, есть все основания считать мягкие заднеязычные согласные не самостоятельными фонемами, а вариантами, аллофонами твердых фонем /к, г, х/.

Система гласных и согласных фонем в СРЯ. Три аспекта их изучения.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система согласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения согласные звуки рассматриваются по следующим признакам:

по месту образования звуков (губно-губные; губно-зубные; переднеязычные, среднеязычный, заднеязычные, например: [б ] – губно-губной, [р ] – переднеязычный и т.д.);

по способу образования (смычные, щелевые, смычно-проходные (носовые и боковые); дрожащие, аффрикаты, например: [б ] – смычный, [с ] – щелевой и т.д.);

по участию средней части языка (мягкие и твердые согласные, например: [б ] – твердый, [б ’ ] – мягкий и т.д.).

согласные фонемы противопоставлены по двум дифференциальным признакам: по звонкости – глухости, мягкости – твердости.

По звонкости – глухости противопоставлены 12 пар согласных фонем:

<б> <б ’ > <в> <в ’ > <г> <г ’ > <д> <д ’ > <ж> <ж# ’ > <з> <з ’ >

<п> <п ’ > <ф> <ф ’ > <к> <к ’ > <т> <т ’ > <ш> <ш# ’ > <с> <с ’ >, т.е. 24 фонемы.

Внепарными по этому признаку являются 13 фонем:

<м> <н> <р> <л> <м ’ > <н ’ > <р ’ > <л ’ > <х> <х ’ > <ц > <ч>.

В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых позициях они нейтрализуются. В основе выделения позиций лежит противопоставленность фонем.

Сильные позиции согласных фонем по звонкости – глухости:

1) перед всеми гласными фонемами: <с ýд> <з ýд> ;

2) перед сонорными фонемами: <с рáм> <з рáза > ;

3) перед фонемами <в>, <в ’ >: <с вóи> <з вóн> ;

4) перед фонемой : <б ’ j от> <п ’ jот>.

По мягкости – твердости противопоставлены 15 пар согласных фонем:

<б> <в><г> <д> <з> <к> <л> <м> <н> <п> <р> <с> <т> <ф><х> <б ’ ><в ’ ><г ’ ><д ’ ><з ’ ><к ’ ><л ’ ><м ’ ><н ’ ><п ’ ><р ’ ><с ’ ><т ’ ><ф ’ ><х ’ >, т.е. 30 фонем.



Внепарными в системе по признаку мягкости – твердости являются 7 фонем: <ж>, <ш>, <ц>, <ч>, <ш# ’ >, <ж# ’ >, . В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых они нейтрализуются.

Сильные позиции согласных фонем по признаку мягкость – твердость:

1) позиция конца слова: <брáт>,<брáт ’ > ;

2) позиция перед всеми гласными: <т ’ эма>, <атэл ’ jэ> ;

3) для переднеязычных фонем позиция перед заднеязычными и твердыми губными: <под бáвит ’ >, <свáд ’ ба> ;

4) для фонем <л> <л ’ > позиция перед всеми согласными фонемами: <вол нá> <вол ’ нá> .

Такова парадигматика фонем. Таким образом, в современной фонологической системе 37 согласных фонем. Синтагматика фонем проявляется в слабых позициях.

характеризуются исторические чередования согласных, участвующие в современном слово- и формообразовании. Например, рука – ручной . В образовании прилагательного участвует не только аффиксация, но и чередование к – ч (чередование в этой группе слов морфонологизировано).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику согласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, когда речь идет о смыслоразличительной функции согласных <д óм>, <т óм>, о противопоставленности согласных по двум дифференциальным признакам: звонкость – глухость, мягкость – твердость (§ 37, 38), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (§ 49, В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992).

Система гласных фонем современного русского языка.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система гласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения гласные звуки характеризуются по месту подъема языка (выделяются следующие группы: гласные переднего ряда – [и ], [и э ], [ь ], среднего ряда – [ы ], [а ], [α ], [ъ, ], заднего ряда – [о ], [у ]), по степени подъема языка (гласные верхнего подъема – [и ], [ы ], [у ], гласные верхне-среднего подъема – [и э ], [ь ], гласные среднего подъема – [э ], [ъ, ], [о ], гласные нижнего подъема – [а ], [α ]), по участию губ (лабиализованные гласные звуки – [о ], [у ], нелабиализованные – все остальные).

С фонологической точки зрения гласные фонемы характеризуются по двум дифференциальным признакам: по степени подъема языка (гласные фонемы верхнего подъема – <и>, <у>, фонемы среднего подъема – <э>, <о> , фонема нижнего подъема – <а> ) и по лабиализации (гласные лабиализованные – <о> , <у> , гласные нелабиализованные – <и>, <э>, <а> ). Эти признаки выявляются в абсолютно сильной позиции: át (в начале слова, под ударением, перед твердой согласной фонемой).

В данной позиции в современном русском языке выделяется пять гласных фонем: <а>, <о>, <у>, <и>, <э>.

С морфонологической точки зрения рассматриваются исторические чередования гласных. При этом анализируется их участие в современном слово- и формообразовании. Например, обусловить – обуславливать . Чередование о//а – средство формообразования. Чередование морфонологизировано. Тебе – тобою – (чередование е//о – не морфонологизировано, т.е. не является средством формообразования).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику гласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, где речь идет о смыслоразличительной функции гласных фонем (дом – дам – дым ), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992. § 49).