Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Русский язык — Звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки — видео — телеканал «Радость моя




1. Выделить звуки ф и в из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).

2. Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие).

3. Соотнести звуки с буквами ф, в.

5. Закончить предложение, выбрав подходящее слово: (влаги, флаги)

На домах развевались.... На полях достаточно....

6. Дифференциация ф - в словах - устно (поднять соответствующую букву):

фыркал, ворона, фиалки, флейта, повар, завернул, фокус, фургон, паровоз, провода, свитер, лифтер, сейф, посевы, туфельки, физкультура, форточка, портфель, телефон.

7. Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию 0 или ф):

ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, клюква, финики, весна, веет, фея, фабрика, фасоль.

а) коро-а, с-ёкла, -утбол, -олейбол, про-иль, про-ессия, кон-ерт, кон-ета, не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет, сло-а, ли-т, пла-ал, шар-ик, жира-ы, -онтан;

б) -а-ли, -е-рапь, -ы-их, -ести-аль, -у-айка, -ы-еска, с-ойст-о, -о-ремя, -ле-о, -ыли-ать, -альши-ый, -ое-ода, -ар-op, -ере-очка, по-орачи-ай, -тофа-ия, -одо-орот, -одоем, -доба-ок, -ехто-ание, -еще-ой, -до-оль, -ещест-о, -ейер-ерк, ал-а-ит.

(Предварительный анализ проходит с громким проговариванием слов, подниманием соответствующих букв, устным составлением словосочетаний или предложений.)

9. Работа с цифровым рядом: определение места данного звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру):

в - соловушка, перевод, водовоз, водопровод, вдевал, нефтепровод, вывел, волевой, выплывает, вывихнул, вовлечь, завинтить, вывинтить, взрывы, выровнял, выводы, взвод, проветривал, фарфоровый, шефство;



ф - филин, нефть, профессия, фуфайка, фланель, туфли, шлифует, кофейник, патефон, цифра, муфта, зефир, шарфы, шкафы, кофта, фарфор, фотография, конфеты, вафли, платформа, шофёр, телеграф, салфетка, телефон, светофор.

10. Предложения для анализа и записи:

Вера варит фасоль. У Вали фиалки. У Феди новая фуражка. Феня видела филина. Мы вышли к новой ферме. Фабрика выпускает много обуви. Вещи внесли в лифт. В августе поспевают овощи и фрукты. На фасоли и моркови появились вредители. Воют вьюги в феврале. Вьются флаги у ворот.

1. Выделение звуков л и б из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).

2. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие).

3. Соотнесение звуков с буквами п и б.

4. Чтение слоговой таблицы; запись слогов под диктовку.

5. Устный диктант (услышав слово, поднять соответствующую букву - п, б):

грибной, разбудил, плакаты, ступени, колобок, рябина, справка, колбаса, дупло, плавал, близко, пляска, рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук.

6. Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию п и б):

слабый, грубый, крупный, буквы, спорил, собрал, забота, платок, бумаги, пакет, букет, бант, пальто, сапоги, трубы, пастух, лопата, капли.

7. Выборочно записать из ряда диктуемых слов те, которые содержат:

п - свобода, плотник, борода, брюки, пшено, лампа, заботливый, кипит, пружина, лебедь;

б - правда, бужу, работал, поровну, зубной, зоопарк, забыл, запах, компот, клубок, скрипач.

8. Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названиях звуки п и б в четкой позиции. Проговаривая хором слова-названия, ученики вычленяют парные согласные, поднимая букву, после чего записывают этот ряд (15–20 картинок) заданными буквами, например:

9. После проверки можно выполнить обратное задание: собранные, перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так, чтобы картинки соответствовали готовой записи, например:

сапоги, альбом, библиотека...

10. Работа с цифровым рядом - определение места звука в слове (выдвинуть соответствующую цифру):

п - рапорт, лампа, апрель, попытка, покупал, пропуск, перепёлка, пропал, перепрыгнул, поспал, переползти, потеплело, пепел, потоп, припомнил, поторопился, прописка;

б - заботливый, приборы, бубен, барабан, победа, бабочка, белобока, бобровый, попробуй, подобрал, пробубнил, безопасный, безоблачный, безработица, безошибочный.

11. Вписать пропущенный слог па или ба:

Лю -, ры -, тро -, ли - , -ран, -латка, сдо -, -лец, -зар, - бушка, тру-, -рус, ло-та, при-вил, за-вы, -кет, -намка.

12. Дописать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

13. Записать глаголы с приставкой по-.

Образец: бежал - побежал.

Белил, бывал, болел, благодарил, беспокоил, боялся, бродил, брился.

голу-ой, -лавал, цара-ал, глу-окий, за-латил, -ри-авить, -о-еда, -ри-оры, -алу-а, -ро-овал, -о-ро-овал, -ро-лыл, -о-орол, -у-ен-цы, -од-ородок, -лаго-олучно, -асно-исец.

В -арке -ыли -ольшие ли-ы. Ре-ята -о-лыли к -ерегу. -очка -о морю -лывет. -ора -о-елить -отолки. В -оле зреют хле-а. У -елки -ередние ла-ы короткие, -осле -олезни -рат осла-ел. Выросла ре-а -олыиая, -ре-ольшая.

1. Выделение парных звуков из слов по предметной картинке (в начальной позиции), например дрова, труба.

2. Сравнение д и т по артикуляции (сходство и различие).

3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением.

4. Дифференциация г - д в слогах (устно и письменно).

5. Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно).

дачка - тачка

душ - тушь

удочка - уточка

дочка - точка

кадушка - катушка

6. Вписать пропущенные буквы т,д. С полученными словами составить предложения.

7. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:

У Алёнушки на сердце....

На крыльце подгнила... . (тоска, доска )

Ветер... последние листья.

Придвинь гостю.... (стул, сдул )

Брат... экзамен.

Я... хорошим учеником. (стал, сдал )

8. Найти ошибку в стихотворении:

Поэт, придумав строчку,

в конце поставил дочку.

9. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т,д):

Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.

10. Запись слов выборочная: только со звуком т: добежал, труба, ветка, одуванчик, вытри.

11. Добавить недостающий слог та или да.

б) письменно:

лопа -, приро -, ребя -, воро-, горо -, мач -, боро-, гуся-, темно - , меч-, посу-, глухо-, свобо -, просту -, звез -, забо -, холо -, бесе -, кар -.

12. Записать глаголы с приставкой до-. Устно составить с ними предложения.

Образец: тянул - дотянул.

Тащил, топил, топал, держал, дежурил, делал.

Подчеркнуть буквы г, л цветными карандашами.

13. Определить место звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру из ряда):

г - трактор, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожит, поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут, оттуда, подросток;

д - борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался, дожидались, добыча, раздобыл, отобедал, трудно, простуда, водосток, водопроводный, подбородок.

Т" - Д" (мягкие варианты)

1. Выделить мягкие фонемы из слов в начальной позиции.

те - де; те - де - те; ади - ати...

3. Записать их под диктовку.

4. Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию: день - тень дело - тело следит - слетит ходите - хотите

5. Выделить мягкие фонемы из слов - поднять соответствующие буквы:

затихли, задел, тени, стёкла, дивный, стихи, сеять, делить, девять, мать, лебеди, молодец, тетерев, надевать, дежурить, множитель, вдеть.

6. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т"-д")

ветер, девочки, стирка, водичка, декабрь, дерево, тёмный, стенка, деньки, гости, летит, неделя, октябрь, картина, середина, пластинка, лошади, разбудил.

7. Определить место в слове (выдвинуть цифру из ряда):

г"- растение, потемнеть, стены, дети, протянул, победитель, ребятишки, кровать, стебель, сырость, прелесть, спать, скорость, спортивный, растирать, тетерев, делитель;

д"- придём, разбуди, сидеть, переделать, победил, студень, трудился, одежда, стадион, ведёрко, разделить, лебеди, смородина, продержит, самодельный.

8. Изменить слова по образцу:

а) устно - с перекидыванием мяча;

б) письменно.

Образец: войти - войдите.

Погляди - иди - найди - отойди - приходи - уведи - проследи - наряди -зайди - перейди погоди...

Т-Д; Т"-Д"

9. Четко произнести чистоговорку:

Дятел на суку сидит, дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит - носом в небо угодит.

И-ё-, гу-еЗеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расхо-и-ся

в-руг ве-ер верховой:

качнё- кус-ы ольховые,

по-нимепыль цве-очную,

как облако: всё зелено,

и воз-ух, и во-а!..

Как молоком обли-ые,

с-ояса-ы вишнёвые,

тихохонько шумя-;

пригре-ы -ёплым солнышком,

шумяповеселелые

сосновые леса;

а ря-ом новой зеленью

лепечупесню новую

и липа бле-нолис-ая,

и белая берёзонька

с зелёною косой!

Шуми-рос-инка малая,

шумивысокий клён...

11. Списать, вставляя пропущенные буквы:

а) -е-и гос-или у -ё-и в -еревне. -я-я угос-ил -е-ей мё-ом. Ребя-ишки пус-или ло-очку по во-е. Скоро при-ё- ле-о. -е-и пой-ув лес за яго-ами. -у-убы. Бу-уи желу-и.

б) -е-и си-япод с-арым -убом. В пол-ень -ам гус-ая -ень. И-ё- с -опором -я-я Ви-я. Он бу-еруби-ь сухие сучки, «-е-и, о-ой-и-е от -ерева. Сук упа-ё-».

12. Слуховой диктант:

а) Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в тёплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток.

б) Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Даль задёрнута сизой дымкой тумана. Падают с деревьев последние листочки. Стаи птиц готовы к дальним перелётам. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка-зима.

13. Вписать в данные ниже глаголы пропущенную приставку от-; подчеркнуть т, д.

Дышался

У ро-и-елей и -е-ок вся о-еж-а из моне-ок. (Рыбы.)

(В. Фетисов.)

15. Тексты для графического диктанта.

Тают льдинки на стекле. Дикая утка ведет утят. Сова видит в темноте.

а) Море покрыто льдом. И остановились быстроходные пароходы. Нет им дальше дороги. А ледокол идёт. Подминает под себя льдины, ломает их. Среди льдов теперь длинный коридор. Идут за ледоколом пароходы.

б) Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы в гнезде. Садовник ходит от дерева к дереву. Он снимает спелые плоды и кладёт в корзину. Корзину накрывают скатертью и несут в машину. Там её ставят на переднее сиденье. Эти чудесные яблоки отправляют в столицу на выставку.

а) поднять соответствующую букву;

б) впивать буквы в прорези текста, отпечатанного на карточке.

Ри -ня -ул мокрый ве-ер, съе-ая снег. Ночью, наконец, хлынул -ож-ь, и так зас-учало в окно, что Никита проснулся, сел в крова-и и слушал, улыбаясь.

Чу-есен шум ночного -ож-я. «Спи, спи, спи», - -оропливо с-учал он по с-ёклам. И ве-ер в -емно-е порывами рвал -ополя пере-омом.

Ники-а перевернул по-ушку холо-ной с-ороной вверх, лёг опя-ь и ворочался поо-еялом, ус-раиваясь у-обнее.

К у-ру -ож-ь прошёл, но небо еще было в -яжёлых -учах. От снега не ос-алось и сле-а. Широкий -вор был покрысиними лужами. Весь ос-рый, чис-ый, воз-ух был полон шумом па-ающей во-ы...

Ломая лёд, река выхо-ила из берегов, кру-ила ль-ины, вырванные с корнем кус-ы, шла высоко через пло-ину и па-ала в ому-ы. (По А. Толстому )

1. Выделить звуки с и з из слов в начальной позиции.

3. Соотнести звуки с буквами с, з.

5. Дифференцировать с и з в словах (устно, поднимая буквы): заявление, событие, самовар, узнал, присяду, позвони, присвоил, слагаемое, разность, отрезок, действие, признак, слоги, звуки,

мимоза, озорник, растение, незабудка, капризный, карусель.

6. Записать слова в две колонки (по наличию с, з):

зонт, свекла, глаза, закат, восемь, сентябрь, август, узнал, уснул, зрелый, спелый, успел, весло, везла, весна, осень, класс, присел, спасибо, увязли, тазик, песок, паста, змейка, смелый.

7. Определить место звука в слове (выдвинуть цифру из ряда):

а) посёлок, спасли, спаслись, свисток.собрался, касса, смастерил, класс, самосвал, расписание, рассадил, соскучился, страус;

б) засмеялся, записка, засорился, развесил, взвесил, заслонился, приспособился, здесь, пустозвон, рассказал, застеснялся, сосед, присоседился, разносился;

а) зазвали, паровозы, заноза, заказал, завязал, развязал, зазвенел, разрезал, заморозил, замазал, звезды, разузнал, зазвонил, рюкзак, разгрузил, разморозил;

б) заскочил, зазнался, здравствуй, скользит, слезы, послезавтра, сказал, разрисовал, растрезвонил, сознание, сразу, сюрпризы, сообразил, совхозы.

8. Образовать отданных глаголов новые посредством приставки за-:

Образец: вязать - завязать

светить - ... солить-... стелить - ... нести - ... звонить - ... возить -

носить - ... сыпать - ... сорить - ... просить - ... сунуть - ... ползти - ...

Устно составить словосочетания с некоторыми из глаголов.

9. Четко повторить:

На скамейку Зоя села,

справа - Слава, Сева - слева.

Ослик был сегодня зол -он узнал, что он осёл.

Поля -а-еяли ов-ом и кукуру-ой. В -овхо-е -о-рели арбу-ы. У о-ера гу-тые -аро-ли. -де-ь пока-али-ь -елёные в-ходы. Ра-дал-я -ильный -тук. -агремел -а-ов. В -о-новом ле-у -моли-тый -апах. Одели-ь -еленью ку-ты, -апели -вонко -оловьи. -а-крипел под поло-ьями -нег. -иние -треко-ы в-летали над о-окой.

1. Выделить звуки к, г из слов (в начальной позиции).

2. Сравнить по артикуляции (сходство, различие).

3. Соотнести звуки с буквами к, г.

4. Дифференцировать звуки в слогах типа: га - ка - га ака - ага и др. (устно и письменно).

горка - корка

галька - калька

игра - икра

гость - кость

грот - крот

Включить их в предложения (устно).

6. Устный диктант слов (поднять букву к или г по наличию звука):

согнул, крепость, кирпич, около, лягушка, магазин, огромный, грачи, крапива, глубина, кувшин, приказ, газовый, рукавицы, слагаемое, бумага, главный.

7. Записать слова в две колонки (по наличию к, г):

загар, крыша, грозный, глаза, прыгал, прыжок, кино, закат, молоко, берега, глина, сказал, гром, берлога, грубый, крупный.

8. Определить место звука в словах (с опорой на цифровой ряд):

г - Гриша, Григорий, глагол, загадка, гигант, прыгалки, гогочет, круглый, разгрыз, разогнул, заглавие, гагара, пригрелся, маргаритки, кругом, разговор, разбегусь, пуговица, велогонка, килограмм;

к - кубики, коврик, крепкий, коробок, крыша, крышка, каблуки, морковь, морковка, крокодил, клубок, сказка, глубоко, колокол, колокольчик, гармошка, глазки, грелка, клубника, скороговорка, заголовок.

9. Вставить пропущенный слог га или ка:

а) устно с перекидыванием мяча;

б) письменно:

ду -, ру-, но - , -пуста, доро -, гор - , - зета, вил - , загад -, раду - ,- вет-, ро -, бо -тыри, голуб - , -тер, -лоши, -раж, верев -, заряд-, сто-, отва-, палат-, - мыши, -лит-, -пель-, -нав -.

10. Дописать недостающее слово:

Весь чердак уже …

бьются голуби.... (в окне, в огне)

Раздался детский....

Золотился на солнце каждый... . (колосок, голосок)

11. Повторить хором загадку, запомнить, разгадать.

Летели галки, стояли палки.

Если на каждой палке сядет по галке,

то для одной галки не хватит палки.

Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок.

Сколько было палок? Сколько было галок?

(Ответ: три и четыре.)

12. Прослушать стихотворение:

Пишет Миша-Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты дедовы портреты!

Нет, - сказал сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктовку в школе,

а думал о футболе.

Оттого-то КОЛ превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ получил он КОЛ!

(С. Погореловский.)

В чем заключалась ошибка Михаила? Какие два значения имеет слово кол?

13. Объяснить смысл пословицы; записать ее по памяти:

Не гони коня кнутом,

а гони коня овсом.

14. Предложения для графической записи:

За окном гудит вьюга. Декабрь год кончает. Волк скрылся в глубоком овраге. Иголки мы кладём в коробку. На пригорке краснеют ягодки. Мы любим играть в городки и кегли. Ёжик надел на колючки яблоко. Рябины покрыты гроздьями красных ягод.

15. Отгадать загадку, записать графически ее текст под диктовку (диктуется построчно):

На пригорке у пеньков

много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

держит красный огонёк.

Разгибаем стебельки,

собираем огоньки.

(Земляника ) (В. Фетисов.)

1. Выделить звуки ш и ж из слов в начальной позиции.

2. Сравнить по артикуляции (сходство, различие).

3. Соотнести звуки с буквами ш, ж.

4. Дифференцировать звуки в слогах (в произношении; по слуху; в записи).

5. Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию:

шить - жить

шаль - жаль

шесть - жесть

крушил - кружил

тушил - тужил

Составить предложения с ними (устно).

6. Дифференциация ш и ж в словах:

а) устно (поднять соответствующую букву):

жаворонок, порошок, полушубок, прожил, пришить, макушка, мужество, прошумел, сложение, инженер;

б) письменно (записать в две колонки):

кружил, груши, жаба, ждать, галоши, шуба, слушать...

7. Определить место звука в слове (выдвигая цифру из ряда):

ж - ножницы, жажда, жжёт, жижа, пожиже, жужжал; важный, оружие, желток, вежливо, бережок;

ш - шашка, шалаш, шуршит, шуршишь, шишки, шалунишка, шелушить, нарушаешь, крошишь, шепчешь.

И про на-их двух чи-ей,

двух е-ей и двух у-ей

знают в на-ем новом доме

все двенадцать эта-ей.

(С. Михалков.)

9. Повторить правило написания слогов ши и жи, вписать указанные слоги в данные ниже слова:

После до-дя боль-ие лу-и. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-е всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.

Пу-истая вата плывёт куда-то.

Чем вата ни-е, тем до-дик бли-е. (Облака )

Оглушение звонких согласных

Тема . Оглушение звонких согласных в середине слова.

Цель . Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.

1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):

а) чашка - ложка

б) ветка – лодка

В каждой паре слов выделить третий звук:

а) в обоих словах слышится (произносится) ш;

б) в обоих словах слышится (произносится) г. Сравнить написание рассмотренных слов.

Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство," звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о).

Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный (см.табл.):

2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):

3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка.

4. Проверить сомнительные согласные в словах:

…-Лавка

…-полоска

Шубка

…-селедка

…-Матрешка

…-обложка

…-Тетрадка

…-сказка

…-Плитка

Стоит избу-ка на курьих но-ках. В ка-ке дождевая вода. Собака спит в бу-ке. На этой гря-ке растёт морко-ка. На опу-ке зеленеют берё-ки. На выру-ке поспела сла-кая малина. Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

6. Вставить после проверки пропущенные согласные:

Ры-ка мелка, да уха сла-ка. Садись ря-ком да поговори ла-ком. На мы-ку и ко-ка зверь.

По у-кой доро-ке гусиным ша-ком гусиное войско шагает гу-ьком.

Явился в жёлтой шу-ке прощайте, две скорлу-ки! (Цыплёнок.)

Падают с ве-ки золотые моне-ки. (Листья .)

Похлопочет над цве-ком и поделится ме-ком. (Пчела .)

(А. Рождественская.)

7. Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов:

Шка (чашка, кошка, вышка, мышка, кашка,сушка, пышка)

Шка (клюшка, плошка, брошка, плюшка, крошка, крышка)

Шка (рубашка, катушка, подушка, лягушка, окрошка, засушка)

Шка (братишка, покрышка, верхушка, картошка, старушка)

Жка (ножка, ложка)

Жка (пряжка, стёжка, кружка)

Жка (стрижка, фуражка, стружка, сережка, варежка, обложка)

Жка (сыроежка, застёжка, подножка)

Дка (лодка, кадка, будка, дедка)

Дка (грядка, грудка, сводка, прядка)

Дка (загадка, соседка, отгадка, посадка, беседка)

Дка (разведка, проводка)

Тка (нитка, сетка, ветка, ватка, детка)

Тка (клетка, плитка, глотка, плётка)

Тка (пилотка, палатка, попытка)

Тка (таблетка, конфетка, кроватка)

Ска (краска, сноска, описка)

Ска (коляска, записка, полоска, вывеска)

Ска (прописка, колбаска, подвеска, подписка)

Зка (вязка)

Зка (указка, смазка, слёзка, сказка, связка)

Зка (берёзка, завязка, вырезка, замазка)

Зка (погрузка, подрезка)

8. Наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов проводится аналогично изложенному ранее рассмотрению случаев оглушения в середине слов.

Проверить сомнительный согласный в конце слова:

а) устно - с перекидыванием мяча либо с подниманием соответствующей согласной буквы;

б) письменно (выборочно).

Образец: лёд - ледок (д).

п - б - суп, краб, зуб, сугроб, прорубь, залп, ястреб, сруб;

д - т - сад, завод, крот, мёд, народ, невод, лёд, труд, пилот;

ш - ж - малыш, шалаш, рожь, ландыш, нож, ёрш, ёж;

с - з - мороз, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус;

ф - в - клюв, шкаф, обувь, шарф, морковь, посев, жираф, бровь;

к - г - стук, утюг, овраг, флаг, берег, шаг, друг, фартук.

Слова для справок:

лев, лов; рад, род, ряд; снег, стог, слёг, слог; враг, визг; глаз, груз, грыз; след, стыд, свод; горб, гриб, герб, груб, грёб; друг, долг.

Образец: цветущий луг (луга), горький лук (луковица).

Пруд - прут, плод - плот, молод - молот, лёд - лёт, рот - род, сток - стог, серб - серп, гриб - грипп.

Кто любит тру-, того люди чтут. Бро-ь да гларя-ком живут. На языке мё-, а под языком лё-. Спасибо, моро-, что снегу нанё-. Без ру-, без но-, а рисовать умеет. Пей, ешь, а правду ре-ь. Какокорень, такои пло-.

Три мудреца в одном тазу

пустились по морю в грозу.

Бу-ь попрочнее старый та-,

длиннее был бы мой расска-.

(С. Маршак.)

Восемь но-, как восемь ру-,

вышивают шёлком кру-.

Мастер в шёлке знает тол-.

Покупайте, мухи, шёл-! (Паук.)

(В. Фетисов.)

12. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки по наличию звонкого или глухого согласного:

а) кни-ка, кры-ка, ча-ка, ко-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, пря-ка, теле-ка, покры-ка, серё-ка, доро-ка, опу-ка, кру-ка, стру-ка;

б) була-ка, кно-ка, коро-ка, попра-ка, су-ки, мо-ки, клу-ки, про-ка, лоша-ка, ве-ка, коля-ка, ре-кий, ни-кий, ре-кий, сле-ки, шка-чик, рука-чик, бли-ко, гла-кий;

в) но-, гла-, страу-, голо-, докла-, сапо-, кру-, вол-, вра-, стол-, мое-, тор-, малы-, бага-, похо-, камы-, гара-, солда-, шар-, уло-, прили-, рука-, рыболо-.

В русском языке существуют звонкие и глухие согласные звуки. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук является глухим, а какой звонким.

Для чего это нужно?

Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.

Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

  • К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
  • Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.

  • Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.

Пары звонких и глухих согласных

Звонкие и глухие звуки и обозначающие их буквы противопоставлены в русском языке и образуют пары:

  1. б-п,
  2. в-ф,
  3. г-к,
  4. д-т,
  5. з-с,
  6. ж-ш.

Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, ц, ч, щ. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.

Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными звуками

Как же получается, что буквы в русском алфавите могут обозначать несколько звуков?

Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Оглушение может происходить и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Пишем звонкие согласные, а произносим: прут , бут ка.

И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если после него идет звонкий звук: молотьба, но произносим маладь ба. Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка. Проверочное слово подбираем так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.

Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться. Еще один способ – создание фразы с определенным набором звуков.

Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучение и правильное восприятие мелодики языка.

Видео-урок про звонкие и глухие согласные:

Тралик и Валик о звонких и глухих согласных звуках

Еще один видео-урок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Тема урока: «Парные согласные звонкие и глухие».

Тип урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.
  • овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.
  • развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
  • воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование:

  • аудиокассета с записью музыки
  • учебник « Русский язык» 2 класс автор А.В. Полякова
  • сигнальные карточки для обратной связи (светофор, веер с буквами)
  • схемы-опоры
  • иллюстрации к сказке «Золушка»
  • карточки с заданиями
  • программа «Школьный наставник» на ПК.

ХОД УРОКА

Класс разделен на две группы, на уроке присутствовали учащиеся 1-й группы, так как урок проходил в компьютерном классе.

I. Организационный момент (межпредметные связи)

Звучит музыка.

– Какая музыка прозвучала? (Волшебная)
– Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? (В сказках)
– Мы сегодня совершим путешествие в волшебную страну. Страну сказок и сами попробуем стать волшебниками.

«Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди».

II. Чистописание (актуализация знаний)

– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.

б – ? т – д? – ш з – с г – ? ? – ф

– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Покажите веером пропущенную букву.
– Запишите парные согласные в тетрадь.

III. Словарная работа

– Загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки. (Учитель показывает иллюстрации с отгадками.)

Без рук рисует, Хвост пушистый,
Без зубов кусает. Мех золотистый
(Мороз) В лесу живет
В деревне кур крадет.
(Лиса)

Что за зверь лесной Он всю зиму в шубе спал.
Встал как столбик Лапу бурую сосал.
Под сосной А проснувшись, стал реветь
И стоит среди травы Это зверь лесной … (медведь)
Уши больше головы.
(Заяц)

– Выделите орфограммы в записанных словах.
– Обменяйтесь тетрадями. Ошибки у товарища исправляйте карандашом.

(Учитель показывает карточки со словами.)

Взаимопроверка (работа в парах)

– У кого нет ошибок? Просигнальте светофором.
– У кого 1-2 ошибки?
– Ребята, вам надо выучить слова. (Проблемная ситуация)
– На какое правило записаны слова? (Написание безударной гласной непроверяемой ударением. Написание парных согласных на конце слова.)

IV. Тема урока (целеполагание, опора на субъектный опыт ребенка).

– Назовите слова с парной согласной?

мороз медвед ь

– Какие вы знаете парные согласные?
– Назовите их.

б – п д – т ж – ш з – с г – к в – ф

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с парными согласными.)
– А сейчас вы можете прочитать тему нашего урока. Соединив гласные и согласные на обеих страницах книги. (Парные звонкие и глухие согласные)

– Сегодня мы продолжим работу над парными согласными, и эта волшебная книга и сказочные герои нам будут помогать. А из какой сказки герои вы мне назовёте сами. (Мотивация обучения. Межпредметные связи)
Послушайте историю.
Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках.
– Как звали прекрасную незнакомку? (Золушка)
– Кто автор сказки? (Шарль Перро)
– Мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке? (Да)
– Тогда я вам предлагаю стать «волшебниками» и вместе с Феей превратить: тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера, ящериц в слуг, а Золушку в прелестную девушку. Волшебство произойдёт, если мы с вами покажем свои знания при выполнении заданий. Будем старательными, активными, трудолюбивыми. (Учитель показывает стенд со сказочными героями).

V. Закрепление (актуализация знаний)

– Мачеха записала свои задания в книгу. Откроем первую страничку.

Задание 1. Сгруппируйте буквы.

– Чем похожи записанные буквы? (Согласные)
– Можно ли их сгруппировать? (Да)
– В какие группы? Запишите.

Проверка, групп по табличкам после записи учащихся (самооценка).

– У кого так? (Показывают светофором.)
– У кого не так исправьте.
– Молодцы! (Проблемная ситуация)
– Какие согласные требуют проверки? (Парные согласные)
– Почему? (Парный согласный на конце слова или перед согласным оглушается.)
– Послушайте стихотворение.

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих
Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить.

– Молодцы ребята. Мы справились с 1 заданием. И вместе с Феей превратили тыкву в карету. Откроем вторую страничку книги. Мачеха предлагает вам понаблюдать над словами. Поработать в парах. (Анализ и синтез. Проблемная ситуация)

I группа II группа

сказка ошибочка
шубка мыши
снежки дождливый
холод голуби
рукав леса
враг огородный

– Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и 2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.)
– В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой)
– В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной)
– Вам предложены 2 варианта. Прочитайте. (Таблички на доске.)

– В каком из этих вариантов парный согласный будет в сильной позиции? (В 1-м варианте парные согласные в сильной позиции)

– Если согласный стоит в сильной позиции то это будет какое слово?

(Таблички вывешиваются после ответов учащихся.)

– Какая группа слов подойдет к 1 варианту? (II группа)
(В слабой позиции, слова I группы)
– Что происходит с согласным в слабой позиции? (Он оглушается)
– Какие слова требуют проверки? (Слова I группы)
– Молодцы! Ваша работа помогла превратить мышей в лошадей. Откроем другую страничку. Мачеха дала новое задание: «Выбери букву и докажи свой выбор». Но сначала прослушайте стихотворение.

Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой
Что не поймешь ни звука
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных
Мы различим на слух.
Перед прекрасным гласным
Вот звонкий, вот глухой
И каждый вокруг согласен
Побыть самим собой.

– Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. После согласного должен стоять сонорный звук.)
– Записывайте с комментированием, показывая букву веером.
– Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

(Запись слов учащимися с комментированием)

– Как проверить парный согласный в слабой позиции.

Вывод учащихся: Изменить слово, чтобы буквы были перед гласным или перед сонорным.

– Вот и крысу мы смогли превратить в кучера. Вы очень хорошо работали ребята, настало время отдохнуть.

Физкультминутка

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая, отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

– Откроем следующую страничку. Вот и новое задание. У Золушки есть карета, есть лошади, есть кучер, но нет красивого наряда. Выполнив это задание, мы сможем превратить Золушку в таинственную незнакомку. И тогда она встретиться с принцем на королевском балу.

VI. Индивидуальная работа учащихся

– Вы сейчас будете выполнять тест.

Повторение правил по технике безопасности.
Работа учащихся на компьютере.

Тест – 1 (15) (Программа «Школьный наставник»).

Войти в программу вам поможет инструкция, которая лежит на парте.
В тесте читайте внимательно задание, будьте внимательны при выборе проверочного слова, пользуйтесь алгоритмом, опорой. Кто закончит работу за компьютером, будет выполнять задание по карточке. На карточке записаны два задания, вы выбираете любое.

– А сейчас прошу приступить к выполнению теста.

Тест – 1(15) . «Как проверить оглушенный согласный»

Задание. Каким словом можно проверить оглушенный согласный в двух других?

ДУБОК ДУБ ДУБКИ

лодка лодки лодочный
сосед соседка соседи
зубастый зуб зубки
замазка мазать мазать
лошадиный лошадка лошадь
юбки юбочка юбка
морковка морковочка морковь
шубка шуба шубки
хрупок хрупкий хрупко
дубок дуб дубки
глазки глазок глаз
ходка ходок находка
города город городской
ловкость ловок ловкий

Итоги теста:

– Кто выполнил тест без ошибок? У кого 1-2 ошибки? У кого больше 3 ошибок? (Учащиеся сигналят светофором.)
– Ребята, у кого больше 3 ошибок не переживайте мы еще будем работать над этой темой и ваши результаты улучшатся. Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.

(Пока ребята путешествовали, на стенде происходили превращения и вывешивались иллюстрации: с каретой, лошадьми, кучером и встреча принца с таинственной незнакомкой.)

VII. Работа по карточке

Задание на выбор

Текст 1. Исправь ошибки. Озаглавь текст.

У Васютки ужки чутки.
Усы длинные, шупка шелковая.
Гласки огневые, кокти цепкие.
Ласкоф Васька, да хитер.
Днем на солнышке лежит и всё скаски говорит.

Текст 2. Вставь слова подходящие по смыслу. Озаглавь текст.

Выпал пушистый ______ .
Весь _______ белый.
Ударил сильный _______ .
У дома намело большой _________ .
Наш _______ застыл.
Береги __________ в большой __________ .

Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с, са д/т, пру д/т, моро з/с.

– Кто выбрал 1 текст?
– Кто выбрал 2 текст?
– А кто придумал название?
– Вы сдадите работу, а я проверю и узнаю, как вы с ней справились.

VIII. Итог урока

– Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)
– Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? (Проверять)
– Кто назовёт способы проверки?
– А кому мы сегодня помогли? (Золушке попасть на бал)
– Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.

IX. Домашнее задание по выбору (ситуация выбора)

  • стр. 138 упр. 317 (учебник).
  • придумать рассказ с парными согласными.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский язык 2 класс Парные звонкие и глухие согласные. © Романцева И.С., учитель санаторной школы-интерната ГОУ «Балтийский Берег» СПб 2011 уч.г.

Парные согласные звонкие глухие П Ф К Т Ш С Б В Г Д Ж З

http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

наря [т] - горо [т ] - наряд город http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

следы след пруды пруд рукава рукав Проверочные слова Слова, которые проверяем http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

Мороз и солнце; день чудесный! моро ы – моро з з http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

большой маленький пру пру д и к д? http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

что? какой? мё ме д о вый д? http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

что? что делать? бе г а ть бе г? http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций что делаю? бе г у

Утром выпал мягкий пушистый.… . Толстый … сковал ручей. лёд снег http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

1 уровень. Сегодня лёгкий моро … . Гладкий лё … покрыл луж… на дорожках. Я вышел в са … и зале… в сугро … . В варежки попал сне… . 2 уровень. Сегодня лёгкий марос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

Сегодня лёгкий м. ро … . Гладкий лё … покрыл луж… на дорожках. Я вышел в са … и зале… в сугро … . В варежки попал сне… . о з д и д з б г http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

1. Словно пёрышки жар- птицы, Весь сверкает и искриться, Запорошил лес, лужок Зимний беленький… 2. Летом ходит без дорог Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. 3. Он катки для нас устроил, Снегом улицы занес, Изо льда мосты построил, Кто же это? Снежок Медведь Дед Мороз http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

4. Во дворе - горой, А в избе – водой. 5. В круглом окне Днем стекло разбито, К вечеру вставлено 6. Что за нелепый человек Пробрался к нам в двадцатый век? Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла? Сугроб Прорубь Снеговик http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

Найти слово с парным согласным на конце изменить слово чтобы после согласного стоял гласный http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций

Парные согласные – самые опасные! В слове ты их проверяй – Рядом гласный подставляй! http://www.deti-66.ru/ Мастер презентаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - закрепление по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова". Урок - путешествие по океану орфографических знаний. На протяжени...

Данный урок русского языка проводится в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"...

Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...