Андрей Окара — свой среди чужих, чужой среди своих. Андрей Окара: Если бы не формальности, я бы стал Президентом Украины




Окара Андрей Николаевич колоритный персонаж, которого сложно не заметить. То и дело он появляется на телевидении, с легкостью меняет каналы и светится в самых разнообразных программах. В качестве эксперта его представляли в программе «Место встречи» и «Время покажет». Но главное, что он явно защищает «украинский вопрос» и с легкостью расставляет акценты в политике Украины. Кто же он такой? Где родился? И почему его персона часто связана с различными скандалами? О нем мы и расскажем далее в статье.

Окара Андрей Николаевич: актуальная биография

Андрей Николаевич родился в российском городе Подольске Московской области. Несмотря на место своего рождения, его нельзя назвать полностью россиянином. Как рассказывает сам герой, в его роду были этнические украинцы, ирландцы и даже донские козаки-староверы. Эту же информацию подтверждают и разнообразные источники, повествующие об авторе.

Обучение и студенческие годы

Андрей Николаевич учился в обычной средней школе в Подмосковье. После окончания он успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен на первый курс МГУ. Здесь он постигал основы и тонкости права, а также занимался самообразованием. Во время учебы многим запомнился необычайным упорством и огромной тяге к знаниям. Благодаря чему Окара Андрей Николаевич окончил вуз с красным дипломом. А позднее был приглашен в аспирантуру Института государства и права при Российской академии наук. Во время прохождения учебы в аспирантуре наш герой заинтересовался политическими вопросами. Особенно его прельщали социология, теория цивилизаций и геополитика.

Затем он защищал докторскую диссертацию на тему русского консерватизма 20-го века. В ней ему удалось затронуть вопросы политики, права и совместить их с консерватизмом.

Публикации в газетах и интернет-изданиях

Помимо увлечения политикой, философией и правом Окара Андрей Николаевич всерьез занялся журналистской деятельностью. Несмотря на то что у него не было профильного образования, Андрею удалось написать свыше 100 различных статей. Причем публиковал он их не только в российской, но и в украинской и в белорусской прессе. Из тем преобладают следующие:

  • политика (российско-украинские, частично белорусские отношения);
  • социальная философия;
  • геополитика и другие (описание стратегии «мягкой власти», позиционирование регионов, государственного развития).

В настоящее время наш герой ведет свой блог, а также является постоянным экспертом нескольких украинских и российских интернет-изданий. Например, его публикации можно найти на страницах сайтов: «Политик-hall», «Русский архипелаг», «Цензор.нет» и других.

Несколько слов о своих пробах пера

Кроме статей Андрей Николаевич написал и несколько литературных произведений. Невзирая на то, что они так и не стали бестселлерами, о них говорят, помнят и знают. Среди самых известных его произведений, пожалуй, выделяется фантастическая повесть «Запах мертвого слова», роман «Прогулки с Шевченко», «Оксанин миф Шевченко» и «Записки киевского доктора Фауста».

Все эти книги написал Окара Андрей Николаевич. Семья его на тот момент поддерживала, подбадривала и всячески поощряла. Воодушевленный семейной опекой, сам автор готов был писать и далее. Однако с писательской карьерой у нашего героя так и не сложилось. Его и без того небольшой репертуар более не расширялся, поскольку Андрей не стал писать дальше. Свои мысли он начал отображать в статьях, рецензиях и очерках. А позднее его стали приглашать на различные политические шоу и передачи.

Участие в шоу и телепрограммах

Благодаря своему огромному опыту и знаниям Андрей Николаевич часто становится героем различных передач, преимущественно политической направленности. К примеру, на многих шоу он был приглашенным экспертом, прекрасно разбирающимся в вопросах украинского кризиса.

По словам его оппонентов, он отвечает всегда четко, оперируя фактами и исключительно по делу. О нем говорят как о политологе, который «интеллигентно» ругается и спорит с оппонентами. Хотя его участие в шоу нередко становится скандальным и даже сопровождается дракой. А как вы хотели?! Шоу есть шоу. Именно так считает и сам Окара Андрей Николаевич. Ориентация нашего героя, например, стала одной из подобных скандальных тем.

В частности, в одной из передач, затрагивающих права сексуальных меньшинств, Андрея Николаевича, яростно защищавшего представителей однополой любви, обвинили в нетрадиционной ориентации. И это несмотря на то, что говорят, будто у него есть жена, дети. Окара Андрей Николаевич в тот день был возмущен нелестными словами в свой адрес, за что и дал оплеуху своему обидчику. И что греха таить, самому герою иногда перепадает на орехи…

Рукоприкладство во время прямого эфира

Во время прямого эфира «Специального корреспондента» 21 ноября 2014 года Андрей Окара получит пощечину от Константина Долгова. По словам участников инцидента, страсти накалились после того, как в рассказ коренного украинца Долгова о положении дел на Донбассе вмешался наш герой. В итоге, когда мнение оппонента Константина не совпало с умозаключениями Окары, свершился незапланированный конфуз, причем во время прямого эфира.

Несколько мифов и скандалов вокруг личной жизни

Помимо политического мнения наш герой неоднократно критиковался за определенные взгляды и поддержку нацменьшинств. Как мы и говорили выше, политолог поддерживал представителей ЛГБТ-сообщества и утверждал, что они также имеют свои права.

Из-за этой поддержки регулярно страдала личная жизнь Андрея Окары. Биография его, хоть и не содержит фактов, подтверждающих нетрадиционность ориентации автора, регулярно обсуждалась его недоброжелателями.

Андрея часто сравнивают с медийной звездой и критиком Сергеем Соседовым, с которым он имеет определенное визуальное сходство. Также нападкам подвергался и слишком "немужской", по мнению завистников, голос Андрея Окара. Жена у нашего героя, возможно, и есть. Вот только о ней ничего не известно. То же касается и детей. Сколько их, какого они пола, и есть ли они у него вообще. Сам же Андрей от каких-либо комментариев о семье воздерживается.

Свой или чужой: недопонимание со стороны однополчан

Как мы уже и говорили, Андрей регулярно обсуждает политическую ситуацию на Украине и в России. Несмотря на свою его явную «проукраинскую» позицию, нашего героя не слишком любят в стране его предков. Неизвестно, что не понравилось представителям службы безопасности Украины, но 18 апреля 2015 года политолога позорно депортировали на родину. Теперь его никто не пускает обратно.

Попытки сменить политический статус

Несмотря на всю свою любовь к политике, попасть в Госдуму Андрею так и не удалось. Баллотировался туда он во время выборов 2003 года. Но так и не прошел отбор.

Политкорректность и неподкупность

Благодаря огромному опыту, знаниям и влиянию Окара регулярно становится ведущим экспертом в области политики и философии. По рассказам его многочисленных оппонентов, наш герой весьма политкорректен в отношении людей, не поддерживающих его точку зрения. Во-первых, он никому ее не навязывает. Во-вторых, он уважает мнение других. И наконец, он никогда не «топит» своих оппонентов умышлено и за деньги. По его мнению, это бестактно и неправильно. Тем более наш герой весьма неуважительно относится к «черному пиару» и не любит самоутверждаться за счет унижения других людей.

Отношение к религии и украинской культуре

Позитивно относясь к украинской культуре, Окара не мог не выделить и украинскую православную церковь. Ради этого он даже проводил лекцию по теме «Украинская Православная Церковь (Московского патриархата): между экзархатом и автокефалией».

В своем докладе автор поднимал вопрос существующей, по его мнению, украинской церковной проблемы. Он считал, что она невероятно важна для всего российского православия и требует тщательного рассмотрения в пределах церковно-политического сознания.

Однако привлечь внимание к религиозному вопросу автору и кандидату юридических наук так и не удалось. После лекции никто даже не задавал уточняющих вопросов. Отсутствие интереса к своему докладу Андрей объяснил тем, что, помимо заявленной темы, ему удалось коснуться куда более прозаичных и глобальных тематик. А для их рассмотрения необходимо отдельное время и новые доклады с упором на конкретику и факты.


Solaris & Rossia
(власть люмпена)
В начале 60-х гг. в Польше вышел роман Станислава Лема «Солярис». Литературоведы до сих пор спорят о том, что хотел сказать автор этим произведением? «Расшифровать» фантастический сюжет о странной планете (Солярис), которую обволакивала разумная протоплазма, убивающая или доводящая до самоубийства людей, знающая всё о каждом человеке, «вытягивающая» из тёмного человеческого подсознания спрятанные в его тайниках аномальные животные влечения и материализующие их – можно.
1. Если в названии Лемовской планеты Solaris переставить буквы получится слово L’Rossia. 2. В этом контексте легко «расщёлкивается» загадка, над которой полвека «бьются» Лемоведы: Почему в повести Станислава Лема (мёртвая) планета Солярис, вопреки законам грамматики польского языка, женского рода? Ответ: Потому что Россия – женского рода. Теневая власть полиции, чекистов, особистов в России за последние десятилетия окрепла и развратилась (в прямом и переносном смыслах) - Каждый день десятки странных полицейских патрулей выходят из ворот отдельного батальона патрульно-постовой службы Владивостокского УМВД. Это полицейское подразделение является центром гомосексуального сообщества владивостокских правоохранителей. Вопреки закону, квазисупружеские гомосексуальные пары, заботливо сформированные командиром батальона Анисимовым С.Ю. с утра до вечера занимаются пропагандой нетрадиционных гомосексуальных отношений среди несовершеннолетних г. Владивостока. Как поётся в известной песне про детство: «пропадали пропадом мы во дворах». Дворы, улицы, площади – вотчина детей, где они традиционно проводят свободное время. Попытка остановить «победное шествие вооружённых аномалов» может закончиться плохо. Согласно закону, демонстрация нетрадиционных отношений несовершеннолетним должна наказываться штрафом как для физических лиц, так и для организаций. На практике моя попытка помешать двум выродкам в полицейской форме (Седых А.С. и Мазурова А.С.) заниматься любовью на детской площадке закончилась плачевно для меня. Оказалось, что я, встав на защиту закона, сам нарушил закон «матерно ругаясь», о чём был составлен протокол, на основании которого меня оштрафовали на 500 рублей. Проводить медико-психиатрическую экспертизу на предмет выяснения гей-интимных отношений Седых А.С. и Мазурова А.С. «компетентные органы» наотрез отказались.
Два полицай-аномала получили «индульгенцию» за прошлые «педеральные» грехи и разрешение развращать детей Владивостока в будущем. Чем опасно поощрение именно этой «сладкой парочки»? Седых А.С. - активный педераст в этом гей-тандеме, ещё и дегенерат. Это не оскорбление, а медицинская констатация заболевания. (60% педерастов имеют сопутствующие психиатрические заболевания). У дегенератов нет моральных императивов. Их поведение определяется текущим опытом. Проще говоря, оставленные без наказания гей-игры полицая Седых А.С. на детской площадке, позволят ему перейти к более тяжким преступлениям -изнасилование ребёнка. (При доле в населении 4%, гомосексуалисты совершают 36% актов педофилии. - K. Freund «Pedophilia and Heterosexuality vs. Homosexuality» «Journal of Sex & Marital Therapy», №10, 1984; P.193-200). Североамериканские индейцы (до прихода европейцев) жили на одном месте по нескольку лет. После того как они загаживали прилегающую территорию, делая ее непригодной для проживания, племя снималось с места и переселялось в другой район. Жить сегодняшним днем – закон примитивных сообществ (племя, стая). Силовики, как разновидность примитивных сообществ, будут вести себя так же, «загаживая» свою «среду обитания», коей для них является население России. В результате, на территорию с немногочисленным населением, у которого ослабленный иммунитет и растущий процент гомосексуалистов, придут более развитые, окружающие Россию народы (европейцы, турки, монголы, китайцы и др.), которые и с племенем правоохранителей, а заодно и со всем аборигенным населением (россияне) поступят так же как европейцы поступили с североамериканскими индейцами – загонят в резервации. Таким будет закономерный финал грядущего полицейского правления в России.

Гайкин В.А. кандидат истор. наук. старший науч. сотрудник.

Андрей Окара / УНИАН

На сайте "Главред " состоялся чат с российским политологом Андреем Окарой . Общаясь с читателями, он рассказал, кто является поджигателем войны на Донбассе, когда возможно возобновление активных боевых действий в Донецкой и Луганской областях, зачем России война на востоке Украины, чем Путину грозит попытка отыграть ситуацию назад и отступиться от Крыма, как изменилось отношение россиян к происходящему в Украине с начала конфликта, что ждет Россию в случае дальнейшего падения цены на нефть, могут ли недавние события в Грозном стать началом третьей чеченской войны, а также когда станут возможными нормальные украинско-российские отношения.

Представляем стенограмму чата с Андреем Окарой.

Numerico: Считаете ли Вы, что постпутинская военная диктатура в РФ сможет быть достаточно прагматичной и проницательной, чтобы реально уничтожить весь конгломерат неототалитарных квазиполитических сект в виде последователей Фёдорова, Дугина, Кургиняна, Проханова и Старикова с Ашмановым, выполнивших роль действительных поджигателей межгосударственного конфликта?

Многие россияне искренне считают, что Путин будет вечным, по крайней мере, на ближайшие десятилетия. Но если он вдруг в ближайшее время перестанет быть президентом, то не факт, что после него будет военная диктатура. А если эта военная диктатура и будет, то не факт, что она окажется эффективной и сможет что-то контролировать. Проблема нынешней российской политической системы в том, что она выстроена вокруг харизматичного президента. Если из нее эту фигуру изъять, то начинается лавиноподобное явление, известное в русской истории как Смута. Ее мощность такова, что вряд ли какая-то военная диктатура смогла бы удержать ситуацию в стране под контролем. Механизм Смуты хорошо известен, и отсутствие в нынешней политической системе альтернативы Путину создает угрозу мощного и всеобъемлющего хаоса в России после Путина. Поэтому центробежные силы пока дремлют или не проявлены в условиях "путинского консенсуса". Однако этот консенсус чем дальше, тем больше будет распадаться. Если возникнет военная диктатура в ситуации "без Путина", скорее, она будет не бороться с этими сектами, а пытаться их использовать в своих целях.

Теперь по персоналиям, упомянутым в вопросе. Если имеется в виду депутат Госдумы Евгений Федоров, то это – театр одного актера. Причем в репертуаре этого театра лишь одна пьеса – о том, что Запад захватил всю Россию и что всё руководство России – это марионетки "мирового правительства". А единственный вопрос, ответ на который у Федорова меняется: является ли Путин такой же марионеткой, как все остальные во власти, или же Путин – не марионетка?

Стариков - графоман, штампующий книги о заговорах Запада против России и о том, как англосаксы оболгали Сталина и заставили Гитлера напасть на СССР. Последняя или предпоследняя книга называется "Украина. Хаос и революция - оружие доллара". Но всё это чтиво хорошо продается. Что характеризует не столько автора, сколько его читателей.

По Дугину. Мне неизвестно, чтобы лично профессор социологического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Дугин (чья фамилия по матери Ануфриенко), прославившийся фразой, что украинцев надо убивать, убивать и убивать, принимал какое-то личное участие в событиях на Донбассе. Однако его воспитанники, среди которых Павел Губарев и Евразийский Союз Молодежи, действительно, стали поджигателями войны. Благодаря тому, что последователи Дугина, оказались не очень продвинутыми людьми, Харьковская, Одесская, Николаевская и Днепропетровская республики умерли, так и не родившись.

Сергею Ервандовичу Кургиняну должны быть благодарны все патриотичные украинцы за его деятельность по деактуализации Игоря Стрелкова-Гиркина и за то, что он подробно, иногда с исчерпывающей откровенностью пояснял, как много военной техники российское "гражданское общество" отправило воевать на Донбасс. Кургинян – яркий представитель специфической тенденции, наблюдаемой сегодня в Москве: интересные, оригинальные интеллектуалы вдруг на глазах превращаются в теле-големов, в солдат телепропаганды, в пародии на себя самих двухлетней давности.

Александр Андреевич Проханов и созданная им газета "Завтра" стали лабораторией, в которой выросли и бывший военный корреспондент этой газеты Александр Бородай, и Игорь Стрелков-Гиркин, и многие другие идеологи и практики войны на Донбассе. Более того, следует понимать, что и тот, и другой действовали в значительной степени по собственной инициативе и инициативе своего олигарха Малофеева – без постоянного согласования своих действий с Кремлем. "Прохановцы" действительно являются поджигателями этой войны и даже бравируют этим (о чем свидетельствует недавнее скандальное интервью Игоря Стрелкова Проханову и газете "Завтра"). Нуждается в понимании их мотивация, а она такова: на самом деле они не сепаратисты, они не поддерживают сепаратистский терроризм. Они наоборот – борцы с сепаратизмом, потому что Украина решила сбежать из "Русского мира", а они жестко борются с этим. Разумеется, для них не существует никаких ни государственных, ни культурных, ни религиозных границ – для них есть только великая империя, а Украина – это выдумка врагов России. Вернуть Малороссию и Новороссию в состав великой империи – это одновременно и их бизнес-проект, и миссия.

Так вот, всех этих "ымперцев" и тоталитаристов власть готова по максимуму использовать. Но сами они частью истеблишмента и "акционерами" ЗАО "Российская Федерация" никогда не станут. Но если в России вдруг случится военная диктатура, то подобные сектоподобные структуры станут основой нового политического режима.

Кстати, символично, что мы с вами разговариваем в день 20-летия подписания Будапештского меморандума. Но по поводу истории с этим меморандумом все настолько очевидно, что сказать нечего. Остается только промолчать. Или объявить минуту молчания – по поводу безвозвратно ушедшей системы мировой безопасности.

gf_43: Правда ли, что Путин – заложник ситуации и не может отступиться от Украины, прежде всего, потому, что это сильно ударит по его рейтингу и не будет воспринято абсолютным большинством российских граждан? И правда ли, что в России есть люди, которые жаждут еще более решительных и жестких действий со стороны России по завоеванию Украины, а Путин их сдерживает?

Путин действительно – заложник ситуации. Но эту ситуацию он создал сам. Путину сложно отыграть ситуацию назад, но возможно. В ситуации с Крымом отыгрывание ситуации назад (Россия уходит с полуострова) будет означать его политическую смерть.

Относительно людей, которые жаждут решительных и радикальных действий от Путина: они есть, я лично таких знаю. Но я не стал бы говорить, что Путин их как-то специально сдерживает. Как представляется, он всё больше им доверяет. Иное дело, что более решительные и жесткие действия могут означать для Путина очень быстрый политический крах.

Dinka: Пане Андрію, як вам працюється в Росії з огляду на те, що ви відверто висловлюєте проукраїнську позицію? І друге – чим ви пояснюєте таку активну підтримку політики Кремля по відношенню до України з боку відомих російських культурних діячів, артистів тощо? Люди щиро це роблять? Дякую.

Я не думаю, що моя позиція є проукраїнською, проросійською, проєвропейською, проамериканською, прокитайською чи проєвразійською. Моя позиція спрямована на об"єктивний незаангажований аналіз того, що я бачу і про що знаю. Крім того, я виходжу з того, що війна є безперечним злом. Особливо російсько-українська війна.

Щодо культурних діячів, які підтримали Путіна. Є такі, хто робив це щиро. Їх особливо шкода, бо коли люди втрачають розум і перетворюються на зомбі, це дуже сумно. Є й такі, хто так діє не через власні переконання, а через розрахунок – така, значить, у них професія. Якщо згадати лист діячів культури на підтримку Путіна, що з"явився у березні, то багато хто з них робив це задля підтримки власного театру чи власних мистецьких проектів. Бо феномен кріпосного театру і кріпосного кінематографу є не лише реаліями ХVІІІ століття, а й реаліями століття ХХІ. Крім того, більшість акторів – це, як правило, не дуже розумні люди, вони живуть не раціональним мисленням, а емоціями, тому не слід чекати від них чогось надзвичайного – щоб кожен з них був мудрим та розумним. Але сумно, коли цим займаються не тільки актори, а й режисери і продюсери, бо ці люди не просто грають ролі, а створюють моделі поведінки для широкого загалу.

polit_ua: З вашої точки зору, війна на сході України – це війна між ким і ким: громадянська війна в Україні, війна між Росією і Україною, війна між Росією і Заходом?

Думаю, що це новий тип війни – "гібридна війна". А правильне її визначення звучить так: російсько-українська гібридна війна. Для України ця війна є також вітчизняною, бо йдеться про відстоювання незалежності і цілісності власної держави. За великим рахунком, ця війна проти Росії, але веде її ніякий не "вашингтонський обком", а сам Кремль. І результати цієї війни можуть бути фатальними для Росії – у нинішньому вигляді і нинішніх кордонах.

polit_ua: Навіщо Росія так вперто продовжує підживлювати технікою та людськими ресурсами сепаратистів на Донбасі, коли вже чимало країн світу проти неї, коли по ній б"ють санкції, коли втрачена репутація тощо? Навіщо їй ця війна?

Гадаю, що ця війна – це реалізація технології "керованого хаосу": чим гірше буде Україні, тим вищою буде легітимність того політичного режиму, який існує зараз у Росії.

Gallina: Как бы вы прокомментировали случившееся вчера в Грозном? Что это может значить и какие последствия иметь?

Хотел бы ошибаться, но это похоже на начало третьей чеченской войны. В худшем варианте – новой общекавказской войны. Боеспособные части российской армии – в Крыму или Ростовской области. Политические и финансовые амбиции Кадырова и чеченской элиты растут, а возможности Кремля их удовлетворить – уменьшаются.

Gallina: Чего можно ожидать от новосозданного Министерства информации, как думаете?

Этот вопрос нужно задавать Юрию Стецю. Мое понимание таково, что подобное министерство не должно быть фабрикой по изготовлению "темников" для украинских СМИ, но должно мобилизовать международные возможности Украины проводить собственную информационную политику, особенно на Донбассе, в Крыму, на Западе и в русскоязычном мире за пределами бывшего СССР. Нужно ли ради выполнения этой задачи создавать министерство или их можно решать в формате СНБО, будет зависеть от той стратегической модели и целеполагания, которые сформулирует Юрий Стець. Насколько я понимаю, пока такого концептуального и стратегического видения у них нет, хотя я могу ошибаться.

Gallina: Как вы оцениваете назначение иностранцев на должности министров украинского правительства?

Я это оцениваю позитивно. Тут есть и высокие риски, и большие возможности. Это вызвано необходимостью создать ситуацию "креативной деструкции", потому что эти люди не интегрированы в украинские коррупционные схемы. Подробнее мое понимание этой ситуации описано в комментарии на блоге "Эха Москвы": http://echo.msk.ru/blog/okara/1449490 - echo/ .

Joker: Изменилось ли как-то отношение россиян к событиям в Украине с начала конфликта, или по-прежнему практические единодушная поддержка действий Кремля?

В России все больше и больше углубляется раскол между людьми, относящимися по-разному к происходящему. Это, правда, раскол не 50/50, а, наверное, 85/15. В Москве это соотношение другое: поддерживающих действия Кремля тут меньше, чем 85%. Чем ниже падает рубль, тем хуже и грустнее, но людей воспитывают в таком направлении – мол, это всё Запад против нас воюет, давайте потерпим, а дальше будет лучше, главное, что мы едины, и у нас есть наш замечательный президент, и "мы сильны как никогда!", как сказал Путин в послании Федеральному Собранию РФ.

Joker: Андрей Николаевич, как вы считаете, как скоро между Украиной и Россией станут возможны нормальные добрососедские отношения и сотрудничество на равных условиях, и возможны ли в принципе после всех последних событий?

В принципе, это возможно. Но мы к тому времени уже умрем.

Vopros: Учитывая стремительное падение цен на нефть, происходящее с курсом рубля и действие введенных санкций, как считаете, что может ждать Россию в дальнейшем, если такие тенденции сохранятся?

Думаю, что российскую экономику может ждать системный кризис. А ситуация сейчас будет такая, как у Советского Союза перед его развалом. Чем ниже цена на нефть, тем больше падает рейтинг российской власти, тем ниже уровень ее легитимности. А дальше, если цены на нефть совсем-совсем упадут, то будут смута и хаос.

y-grek: Прогнозируете ли вы активизацию боевых действий на Донбассе в ближайшее время, чтобы, так сказать, разрешить ситуацию до наступления серьезных холодов? Неужели что одна, что другая сторона смирится с перспективой в зиму и сильный мороз жить в окопах, в постоянном напряжении и ожидании атак?

Андрей Окара: Это зависит от многих факторов. Мне кажется, со стороны ДНР и ЛНР серьезных атак можно ждать, когда прогноз погоды будет обещать долгий период с температурой от минус 2 до минус 7 градусов мороза, то есть без больших заморозков и без оттепелей. Если прогноз погоды пообещает, скажем, двухнедельный такой период, то вероятность атаки увеличится. Если будет длительная оттепель, то танки и БТРы увязнут.

y-grek: Андрей, какие, по-вашему, цели в отношении Украины преследует Кремль, продолжая войну на востоке нашей страны?

Кремль отрицает свое участие в войне на востоке Украины, но у него есть четкое понимание, что неуспешная разваливающаяся и воюющая Украина – это фактор, который повышает легитимность нынешней российской политической системы, а успешность Украины, успех реформ и ее развития, наоборот, подрывают эту легитимность. Так что ослабление Украины – это усиление Кремля (подчеркиваю, это не усиление России, а усиление Кремля!).

Stepan_: Оценивая нынешнюю линию поведения Киева по отношению к оккупированным частям Донбасса, в частности, решение о прекращении соцвыплат в регионе, как думаете, этими шагами мы приближаем возвращение Донбасса под контроль Киева, или наоборот, еще больше отталкиваем его от Украины?

Есть несколько факторов. Во-первых, отказ от выплат означает очень жесткий удар по Кремлю и кремлевской политике. Именно потому российская пропаганда все время повторяет, что история с пенсиями – это геноцид. Получается, что Россия или должна содержать пенсионеров Донбасса, или должна начать какое-то жесткое наступление на Киев. Безусловно, сами пенсионеры крайне негативно на это реагируют. Но я не представлю, как Украина может гарантировать получение пенсионерами пенсий в условиях, когда государство не контролирует эти территории. Новый министр соцобеспечения Павел Розенко заявил, что боевиками было "отжато" много инкассаторских машин – десятки миллионов гривен ушло бандюкам – вместо пенсионеров. В данной ситуации проблема политического режима в Украине в том, что они не достаточно ясно объяснили две вещи: первая, что государство отказывается от своих обязательств временно и когда будет возможность, пенсии будут выплачены. Вторая – что государство идет на такой шаг, потому что оно технически не может обеспечить выдачу этих пенсий. Моральный момент этой ситуации таков: подозреваю, что многие пенсионеры, оказавшиеся ныне без пенсии, вспомнят, как весной этого года они устраивали пикеты и заслоны против украинской военной техники, которая шла в сторону Донецка и Луганска.

Vopros: Ваше видение того, как дальше будут развиваться события на Донбассе? Долго ли этому региону оставаться "горячей точкой"?

По моим подсчетам, если бы не контратака (российских войск – Ред. ) конца августа и иловайский "котел", то ситуация была бы разрешена в конце сентября или октябре, а ЛНР и ДНР закончили бы свое существование. Но поскольку этого не произошло, в нынешней ситуации эта проблема, которая может растянуться на год-полтора, а в худшем варианте – до трех лет.

Vopros: На ваш взгляд, есть ли у Украины шанс вернуть в свой состав Крым? Вы, как россиянин, считаете, что Крым – чей? А то многие российские оппозиционеры вроде поддерживают Украину, но в вопросе Крыма все-таки говорят, что он – российский.

Я считаю, что Крым – это фактор, с которого может начаться развал России. Крым – это фактор, из-за которого Россия отказалась от модернизации и перешла на рельсы псевдомобилизационного типа развития. Считаю, что нынешнее положение Крыма и Севастополя убивает их как уникальный регион. Возвращение Крыма в состав Украины возможно при сочетании трех факторов: 1) Путин – не президент России; 2) внутри России начался системный кризис; 3) в Украине начались изменения к лучшему – успех реформ, модернизация.

Sergei Piskarev: Андрей, скажите, почему правительство Украины само не провело референдумы в Крыму и на Донбассе, как это было в Шотландии и Испании? В Шотландии не было закона, но его приняли – и нет проблемы. И не понадобились танки. А в Канаде в 1976 году постоянно были выступления, приняли два языка – и всё успокоилось. Почему у нас не хотят таких изменений, а хотят войны?

Возможно, если бы украинская власть имела машину времени и могла бы заглянуть в будущее, то так бы и поступили. Все мы крепки задним умом. То, что политика Украины, начиная с 1991 года, по отношению к Крыму и Донбассу была отвратительной и неэффективной – это очевидно. Хотя очевидно также и то, почему это было именно так. В частности, донецкий клан не давал никакой возможности проводить Киеву на Донбассе альтернативную политику, в том числе гуманитарную. Но теперь после всего, что случилось, вопросы о двух языках и федерализации Украины сняты с повестки дня навсегда.

Sergei Piskarev: Скажите, на месте Путина вы бы уступили давлению США и ЕС?

Я очень-очень сильно не хотел бы оказаться на месте Путина.

Sergei Piskarev: Андрей, скажите честно, если демократа, как Ющенко, поставить в России, то она распадется на десять государств и более. Тогда будет гражданская война похлеще, чем сейчас. Нам это не выгодно, как соседям. Так почему вы против Путина?

Я – не за и не против Путина. Я – против неадекватных действий и недальновидной, а временами и преступной политику, которую проводит российская политическая элита в отношении России, лишая ее будущего. Вопрос о том, может ли Россия не распасться без жесткой авторитарной власти, является ли авторитаризм непременным условием сохранения страны в нынешних границах, – это один из главных вопросов российской общественной мысли на протяжении последних столетий, поэтому ответить на него коротко я не готов. Но готов к сложному и концептуальному его обсуждению – в ином формате.

Pangelina: И ранее можно было столкнуться, мягко говоря, с пренебрежительным отношением россиян к украинцам. Но думалось, как в пословице – в семье не без урода. А тут случился 2014 год. И уже понимаешь, что это не микроскопический нарыв, а гангрена, поразившая значительную часть организма.

Именно поэтому рок-баллада "Никогда мы не будем братьями" стала мега – хитом.

Действительно, в российском отношении к Украине и украинцам доминируют иррациональные, сложновыразимые чувства. Вот Путин в послании Федеральному Собранию назвал Корсунь сакральным местом для русской истории – поэтому "Крымнаш".

Cfyz: Какая политология может быть в России? Одна правящая партия, отсутствие оппозиции, великорусский шовинизм, отсутствие диалога о внутренней и внешней политике, наличие абсолютной власти, диктатура Путина. Что делать политологам в таких условиях?

Политология – это, во-первых, обсуждение и осмысление текущего политического процесса и, во-вторых, это научные теоретические и прикладные исследования. Относительно первого, в России политическая экспертиза и политология превратились в пропаганду, от чего проиграла, прежде всего, сама власть, потому что, вместо трезвого и объективного анализа, она получает то, что ей хотелось бы слышать. Многие убийственные для России решения по поводу Украины стали возможными именно потому, что в России отсутствует независимая политическая экспертиза. Однако политология как наука в России развивается намного успешнее, чем в Украине. В России существует несколько научных политологических журналов, существует РАПН – Российская ассоциация политической науки, президент которой Оксана Гаман-Голутвина, кстати, родом из Киева. Две недели назад прошел большой конгресс РАПН, на которой одной из обсуждаемых тем, кстати, была тема, связанная с Украиной. Ничего подобного в Украине нет: нет ни научных политологических журналов, ни такого большого сообщества академических политологов, и это очень плохо. Конечно, отсутствие политики как конкурентного процесса в России подрывает и существование политологии как осмысления политического процесса, превращая политологов в пропагандистов. Но на академическую политическую науку это существенного влияния не оказывает.

Sergei Piskarev: Если включить логику, кто сбил "Боинг" – понятно. Ввели санкции – этого США и хотели. А почему многие винят Путина? Или это от "тупизма": света нет в подъезде – виноват Путин?

По поводу "Боинга" у меня есть всего лишь один вопрос. Игорь Гиркин-Стрелков сразу после крушения самолета написал в интернете, что армия ДНР сбила вражеский украинский самолет АН-26. Вопрос: где остатки этого сбитого АН-26?

Cfyz: Путин вторжением в Украину начал кампанию за Великую Россию. Скажите, какие критерии определения этого величия? Размер территории, экономики, уровень жизни народа? Или есть какие-то особенные критерии – ну, типа, Святая Русь, "русский пир", победа в войне и прочее?

Эти критерии иррациональны, а главный из них – чтобы Россия стала творцом не только мировой политики, но и мировой истории. У руководства Кремля с началом этой кампании возникло ощущение, что Россия становится центром мира, генератором новых ценностей и создателем "Тысячелетного Царства Правды и Справедливости" на Земле.

Cfyz: Скажите, на России у руководства страной есть умные люди? Кого бы назвали, если таковые есть?

Раз мы обсуждаем этих людей, а не они нас, значит, всё-таки, умные они, а не мы… Русская классическая литература началась не с Пушкина и Гоголя, а с комедии Грибоедова "Горе от ума".

Олександр Вікторович: Какая идея в русских националистов? У них есть шансы прихода к власти в России?

Националисты есть разных видов. Есть этнонационалисты, а есть – националисты-шовинисты. Многие этнонационалисты не осуждают политику Кремля и выражают солидарность с Украиной. Шовинисты – наоборот. Есть ли у них шансы прихода к власти в России? Такое впечатление, что многие из националистов-шовинистов уже у власти. Подчеркну, что, несмотря на то, что власть часто прикрывается имперской риторикой и имперской образностью, ничего имперского за последний год я в России не вижу, потому что имперскость предполагает универсализм. А то, что генерирует власть, включая концепт "Русского мира", больше похоже на шовинизм.

Татьяна Ларина: Андрей! Скажите, на кого бы из известных политиков Вы бы сегодня поставили, кто бы лучше других мог справиться с ситуацией, благодаря умению, знаниям и политической воле? Если вы никем не заангажированы, то надеюсь получить честный ответ.

Если речь идет о России, то в России, по моим подсчетам, на данный момент всего лишь два политика: Путин и Кадыров. Остальные – это либо бюрократы, либо пропагандисты, либо откровенные клоуны. Если говорить об Украине, то это слишком долгий разговор. Главный мой критерий для оценки украинских политиков – это то, в какой мере они являются или могут стать проводниками реформ и субъектами инновационного развития Украины.

Pangelina: Россия понимает, что больше нет двух братских народов?

Одновременно – и да, и нет. С одной стороны, продолжается такая тема: мы же вас любим, мы хотим, чтобы вы не попали в рабство к "вашингтонскому обкому", мы с вами – один народ. С другой стороны, по российским каналам рассказывают, что украинцы – это нацисты, фашисты, "бендеровцы" и убийцы. Поэтому ухудшение отношения к украинцами фиксируется всеми соцопросами уже несколько лет подряд. Но я думаю, что когда придет окончательное понимание того, что нет больше братских народов, что с международным правом в марте случилась беда, что с российским обществом случилась гуманитарная катастрофа, это будет очень холодный душ и шок для всех россиян. Однако осознание всего этого еще впереди.

Cfyz: Смотрю на состояние отношений Украины и России – такое впечатление, что Россия попала в расставленные сети Госдепа. США только и ждали вторжения России в Украину, чтоб ввести санкции против России, сплотить Европу против России и, тем самым, опустить экономику России на дно и поставить ее на свое место в рейтинге – ну, где-то на 60-е позиции.

В целом, подобная интерпретация мне кажется достаточно адекватной и реалистичной: в феврале и марте я искал ответ на вопрос – почему Украина не оказывает вооруженного сопротивления "зеленым человечкам" в Крыму? Помимо общеизвестных фактов, был фактор, о котором предпочитают не говорить: определенные просьбы Запада, адресованные тогдашнему руководству Украины, не противодействовать жестко и дать России захватить полуостров. В результате Запад получил уникальную возможность легитимным образом радикально ослабить Россию. Крым выступил в качества крючка с наживкой, который проглотила Россия. Как бы то ни было, это геополитическое айкидо. Но ведь никто не принуждал Россию глотать эту геополитическую наживку! А теперь Россия пошла вразнос.

Надежда Майная

Сергей Ковтуненко, Наталья Мелещук, Андрей Неезжалый, Виктория Самойлова

Российский политтехнолог Андрей Окара запомнился нашим гражданам в первую очередь потому, что он - единственный из российских специалистов этого профиля, который безупречно владеет украинским языком. Также безупречно он владеет и своей профессией.

- Андрей, скажите, почему вы решили стать политтехнологом, а не, скажем, художником или космонавтом?

Художники создают изображения - визуальные образы, я же создаю слова и смыслы, которые так или иначе касаются политики и общества. Относительно космоса - именно этим занимались мои родители, поэтому стать космонавтом или, скажем, инженером в оборонной отрасли вполне бы мог. Но я окончил юрфак МГУ, аспирантуру Института государства и права РАН и защитил диссертацию по политико-правовым идеям русского консерватизма XX века. Когда я учился в МГУ и писал диссертацию, время от времени занимался какими-то политическими процессами, а после защиты этот процесс очень серьезно занялся мной.

- То есть вы хотите сказать, что вас купили? Что от вас хотели и хотят политики?

Знаете, это как в косметическом салоне (хоть сам я никогда там не бывал): приходит человек со страшной мордой, а ему делают пилинги и лифтинги. И после этого он словно после компьютерного редактора "Фотошоп". Вот я этим иногда и занимаюсь, только через "Фотошоп" пропускаю не морду, а внутреннее содержание человека. На этом, кстати, и основан мой политтехнологический метод - я не "гример" и не "пластический хирург", я занимаюсь душой. Иначе говоря, не хочу делать то, что делают абсолютное большинство имиджмейкеров и политтехнологов - впаривать "пиплу" (электорату, населению то есть) "андроидов" (это так часто политиков на сленге называют).

Я претендую на то, чтобы политик стал не привлекательным "виртуальным фуфлом", телевизионной рекламной "обманкой", а настоящим политическим деятелем - "отцом" (ну или "матерью") Отечества. То есть главная цель - изменить, возвысить душу человека и расширить его мысленный и волевой горизонты. А это, знаете ли, в случае успеха сразу же отражается на лице - почище всяких операций. Ведь, как известно, глаза - зеркало души. Или заменяющего ее протеза.

- К слову, о косметологии, делали вы когда-нибудь обратные вещи - черный PR и так далее?

Такие заказы были, но нет, не делал. На моем месте другие точно сказали бы: "Да, я "замочил" многих известных политиков в России и в Украине, которые вообще стали просто пылью". Но я говорю: нет, никого не "замочил", хотя, на самом деле, многие заслуживают.

- Вас зазывали, покупали ваши услуги на президентских предвыборных гонках и изучали ли вы украинский язык?

Нет, украинский язык я не учил, несмотря на то, что родился и живу в Москве. Он мне передался естественным образом - от моих предков. Относительно выборов - да, меня приглашали и продолжают приглашать, причем самые разные, часто диаметрально противоположные силы - даже такие, которые готовы друг друга порвать и уничтожить. Я не считаю себя "технологом по вызову" - мне интересно заниматься такими вещами, в которых я могу ощутить себя субъектом, а не просто нанятым советником.

Поэтому для меня принципиально важно, с каким человеком или с какой силой предстоит иметь дело. Могу только с теми, чьи убеждения, жизненные взгляды и отношение к политической реальности мне близки. Я обязательно должен увидеть в человеке какую-то внутреннюю правду.

- В чем главный просчет российских политтехнологов на прошлогодних президентских выборах в Украине?

Россияне, которые занимались Януковичем, считали: Украина - это как бы продолжение России. Они не учли особенностей украинской политической культуры, политического менталитета. На самом же деле здесь все работает по-другому - прежде всего, админресурс. Кстати, оранжевая революция случилась прежде всего благодаря российским политтехнологам, которые хотели выиграть с помощью специфических - российских - админресурсных технологий. Они были уверены в том, что побеждает тот, кто контролирует подсчет голосов, и в том, что власть над телевидением - это основное. А оранжевая революция состоялась тогда, когда в людях проснулись казацкие стереотипы поведения, и ключевым регионом стала здесь Центральная Украина - гетманщина.

Когда тебе очень активно кого-то впаривают, стучат по мозгам, хочется всех этих "стучальщиков" послать очень-очень далеко. И люди послали. В этом и есть главное значение революции для украинского народа: впервые за последние десятилетия, а то даже и столетия очень многие люди были готовы рисковать не просто своей безопасностью, но и собственной жизнью. В сознании многих сложилась почти апокалиптическая картина: если придет к власти Янукович, "Небо" упадает на "Землю", мир перестанет существовать - как после ядерной войны. Именно вот это ощущение и заставило людей вести себя в нехарактерной для украинцев парадигме - когда считают, что "моя хата с краю" и что если будут бить, то главное - чтобы не ногами и не палками.

А во время революции в этих самых "маленьких украинцах" сыграл дух сопротивления. Это и стало принципиально важным опытом - духовным, политическим, психологическим - для Украины и украинского народа.

- Вы подошли к политике вплотную, есть ли у вас высшая цель - ну, например, попасть в Госдуму?

А я, кстати, баллотировался в Госдуму - на выборах 2003 года. Однако сегодняшняя Госдума - это никакой не высший законодательный орган России и не субъект политического процесса. Реально это - отдел администрации президента. Думаю, если бы не некоторые формальности и если бы моя жизнь протекала большей частью в Украине, я непременно стал бы президентом Украины - ну, не сейчас, а лет через десять.

- Отличается ли российская политика от украинской, и если да, то чем?

Принципиально отличается. В России политики становится все меньше и меньше - кстати, не факт, что это плохо, особенно для нынешнего периода. Есть лишь один политик - Путин, один политтехнолог - Сурков, и один политтехнолог по ближнему зарубежью - Павловский. В Украине же прямо противоположная ситуация - каждый персонаж из политикума сам себе политик. В России есть одна "руководящая и направляющая" линия партии сторонников президента, в Украине же - сплошное "Гуляйполе" - ни у кого нет контрольного и даже блокирующего пакета политических "акций", но каждый украинский политик считает себя генералом собственной армии, а то и "фюрером".

Разумеется, такая политика основана на очень сложной системе компромиссов, договоренностей и многоходовых комбинаций, а не на "ценных указаниях" из администрации. В этом смысле украинская политика - интересный и крайне захватывающий процесс! Впрочем, лично мне грустно, что Президент Ющенко, его окружение и большая часть соратников по оранжевой революции оказались такими слабаками, что так бездарно "спустили" человеческую энергию народа и все революционные надежды.

Кстати, если бы Ющенко позиционировал себя и во внутриукраинской, и во внешней политике как человек, который пришел всерьез и надолго, к нему бы и относились принципиально иначе. Сейчас же его не рассматривают как главную договороспособную сторону! Главная проблема Ющенко в России: практически никто из российского политического сообщества не верит в то, что он всерьез и надолго. Тем более в последние месяцы, когда он теряет рейтинг, харизма расточается, легитимность, на которой основывалась его власть, постепенно куда-то улетучивается.

Виктору Андреевичу не нужны интеллектуалы - это его большая ошибка. Оно чувствуется и по содержанию его публичных выступлений, и по всему властному "риторическому дискурсу", не говоря уже о разных там стратегиях и концепциях развития. Это заметно даже по сравнению с временами Кучмы - Медведчука и с временами Ющенко - Зинченко, когда все-таки интеллектуалов зазывали работать в администрацию (Госсекретариат). То есть эта власть считает, что она протянет и без умных людей. А жаль.

На сегодняшний день с кем бы вы работали, если бы поступило предложение? То есть с какими политическими силами, названиями, брендами?

Возможно, тут я буду оригинален, но эти политические силы, политики и их предвыборные проекты должны соответствовать моему представлению о честной, порядочной и компетентной политике. Вы, конечно, можете сказать, что такой не бывает. И будете отчасти правы. Но лично я хочу, чтобы такая была. И, кажется, даже знаю, как это делается. Украине срочно необходимы политические силы нового поколения, люди новых взглядов, новых возможностей и новых ценностей - которые готовы строить новую Украину на принципиально иных основах.

Люди, которые понимают необходимость стратегий развития государства, которые имеют четко выраженную субъектную геополитическую позицию (а это предполагает отказ от интеграции в НАТО, кстати), которые готовы заниматься именно политикой, а не торговать. Иначе говоря, для которых "ценные указания" из Вашингтонского и Брюссельского "обкомов партии" не являются истиной в последней инстанции.

- Такие есть?

Знаете, недавно один мой старший друг - известный украинский политтехнолог и политолог, принимавший участие в "делании" Кучмы лет десять назад, - сказал мне, что я еще пока не нашел "своего" политика. "Своего" - это и в смысле поколения, и в отношении политической энергетики. Вот они нашли в "их" время - в 1990-е годы - того же Кучму, Марчука, Мороза или Пустовойтенко. А нам это еще только предстоит.

Если же говорить о частичном совпадении с моими представлениями о должном, то из украинских политиков хочется назвать Виктора Мусияку, Александра Зинченко, Юлию Тимошенко. Мне симпатичны некоторые действия Инны Богословской и Богдана Губского по консолидации "продвинутой" интеллектуальной элиты, хотя от экспериментов первой нередко веет сектантством, а от деятельности второго - олигархическим официозом.

- Ющенко вы исключили из списка вообще?

Да это не я его исключил - это сам Виктор Андреевич исключил себя из списка моих симпатий! Он мне интересен как человек - это Гамлет, Дон Кихот и Франкенштейн "в одном флаконе"! Вот его все ругают - за увлечения украинскими древностями, а у меня как человека, живущего далеко от Украины, очень трогательное и сентиментальное отношение к украинской культуре. Знаете, этим летом я был на Сорочинской ярмарке - это Полтавщина, родина Гоголя. И на ее открытие, а это всегда очень эффектное театральное действо, приехал Ющенко со свитой.

Поглазеть на него собралось очень много людей. Ну, он начал рассуждать - почему еще его прадед из сумского села ездил сюда, в Великие Сорочинцы, "ярмаркувать", что он тут находил такого интересного. А потом шутливо так заставил полтавских губернатора и председателя облсовета снять официозные и неуместные в той обстановке галстуки. Потом достал книжку Гоголя и начал вслух читать - отрывок из "Сорочинской ярмарки". И мне тогда показалось, что из всех присутствующих, а там собралось много тысяч народу, это интересно лишь двум людям - самому Ющенко и мне.

И тогда я понял, что Виктор Андреевич - это "органический человек" - очень редкий, надо сказать, тип, особенно в политике. И только помня это, можно понять и скандал с его сыном, и почему он так зависим от своего ближайшего окружения - всех этих кумовьев, и почему он искренне верит в то, о чем говорит. Жаль, что при всей органичности его так мало интересуют политика и государственное строительство...

-----------------

Окара Андрей Николаевич

Кандидат юридических наук. Автор работ по истории политических и правовых учений, истории культуры, философии и политологии. Сфера научных интересов: социальная философия, идеология, геополитика, массовые коммуникации, социальное проектирование.

Список публикаций:
Сто лет одиночества Путина / 06.12.2003 /
Сто лет одиночества Путина / 04.12.2003 /
"Жизнь после жизни" Леонида Кучмы: "Чаушеску", "Ельцин" или "Шеварднадзе"? / 01.12.2003 /
О субэтнической гордости великороссов / 20.11.2003 /
Геополитический инцест / 04.11.2003 /
"Украинский Путин": новогодний подарок "старшего брата" / 21.10.2003 /
Путин в Полтаве-2 / 17.09.2003 /
Путин в Полтаве / 15.08.2003 /
Історія української літератури: Made in U.S.A. / 25.06.2003 /
Царь и Бог (#4). Новая модель большого евразийского пространства. Окончание / 25.03.2003 /
Стиль "Сталин" / 05.03.2003 /
Царь и Бог (#4). Новая модель большого евразийского пространства / 26.02.2003 /
"Волшебные слова" "великой дружбы" / 03.02.2003 /
Заложники Центропы / 24.12.2002 /
Потаенный Шевченко / 24.10.2002 /
Дурманящие иллюзии "Серединной Европы" / 22.10.2002 /
Россия - великий "оператор"? / 02.07.2002 /
Литература в ожидании Традиции / 28.06.2002 /
Украина движется в НАТО / 30.05.2002 /
Царь и Бог #3. Алексей Степанович Хомяков: еще одно "наше все" / 24.05.2002 /
Причерноморье: "rimland" Большой Евразии / 13.05.2002 /
Цивилизационная идентичность как тема для избирательной кампании / 08.05.2002 /
Украинский политический Интернет: ускорение процессов или кладбище смыслов? / 04.04.2002 /
Царь и Бог (#2). [Восток - Запад]. Окончание / 02.04.2002 /

Родился 8 января 1959 года в г. Подольск, Московской области, РСФСР. Этнический украинец, родился и живет в Москве. Вместе со Станиславом Белковским - единственный известный российский политолог, свободно владеющий украинским языком. Окончил юрфак МГУ, аспирантуру Института государства и права РАН и защитил диссертацию по политико-правовым идеям русского консерватизма XX века. Автор более 100 публицистических статей в украинской прессе

Защитив диссертацию стал время от времени заниматься политическими процессами, и в результате, по его словам, эти процессы очень серьезно занялись им самим. Сферой своих практических и концептуально-теоретических интересов Андрей Окара считает решение политических и политтехнологических задач, политические науки, социальную философию, геополитику, а также теорию цивилизаций. Считает, что в Украине политиков много, а государственных деятелей - лишь несколько за всю историю. Поэтому надеется встретить достойного политика, из которого можно было бы воспитать не менее достойного государственного деятеля. Пока все усилия были тщетными, но надежда не умерла

Личное дело

О Глебе Павловском

Контрреволюция по Павловскому - это танки, давящие оранжевые палатки на Крещатике вместе с их обитателями. Глеб Олегович сетует: мол, российские технологи пришли на Украину с избирательными технологиями, а западные - с технологиями революции. Но, объективно оценивая его украинскую публичную и кулуарную деятельность, приходится соглашаться с теми, кто считает, что фактически на Украине Павловский занимался разжиганием гражданской войны, а никаким не предвыборным «пиаром». Попытка настроить друг против друга различные регионы, попытки разделить страну на три геокультурные зоны, из этой же серии и популизм о том, что почти весь украинский ВВП производится в Донбассе, Днепропетровске и Запорожье, а остальные регионы - «оранжевые» паразиты и бездельники. О сепаратизме я просто молчу. Российские «публичные» политтехнологи, если судить по реальным результатам деятельности, а не по их собственным уверениям, на Украине работали не просто против интересов России, но прямо на интересы США и НАТО. Ведь в контексте украинской политической культуры нет абсолютных метафизических предпосылок, на которых бы строилась независимая геополитическая позиция. Поэтому чем больше со стороны России «нажимать» на Украину, чем больше стараться ее унизить, «опустить», запугать или «построить», тем сильнее там становятся прозападные, проамериканские и пронатовские настроения. И то же НАТО в сознании украинцев обретает ореол возможного защитника перед «российской» угрозой. Хотя нам-то с вами понятно, что на самом деле все эти угрозы мнимы, а за ними - лишь хамство и неадекватное понимание отечественной истории с российской стороны. Но на Украине не готовы разбираться в этих деталях и думают - кто бы защитил от «русского медведя»