Порядок прекращения деятельности юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица




Признание юридического лица (индивидуального предпринимателя) несостоятельным должником (банкротом) и принятие в отношении него специальных мер, таких как прекращение деятельности фирмы (ликвидация) связаны со стойким и систематическим неисполнением им принятых на себя обязательств. Причины невыполнения обязательств могут быть самыми разными – от порочной структуры баланса до превышения обязательств над активами.

Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление им текущих платежей, а более конкретным – неудовлетворение требований кредиторов в течение 3 месяцев с момента истечения сроков исполнения обязательств.

Основания для ликвидации юридического лица

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ основаниями для прекращения деятельности фирмы, т.е. ликвидации юридического лица являются :

    решение его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    решение суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

    признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

    другие случаи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Приведенный перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим. Юридическое лицо может прекратить свое существование в результате:

    реорганизации путем преобразования, слияния, присоединения, разделения (при этом происходит переход прав и обязанностей в порядке правопреемства);

    ликвидации (при этом не происходит переход прав и обязанностей в порядке правопреемства).

Реорганизация

При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, которое охватывает не только обязательства, но и иные как имущественные, так и неимущественные права реорганизуемого предприятия.

В случае ликвидации и реорганизации путем присоединения юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае реорганизации путем преобразования, слияния, разделения юридическое лицо считается реорганизованным и прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации в форме выделения прекращения существования юридического лица не происходит, но происходит частичный переход прав и обязанностей в порядке правопреемства в отношении вновь возникших юридических лиц. Например, по общему правилу в добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его органа, уполномоченного на то учредительными документами, по собственному усмотрению этого органа. Однако решение о добровольном прекращении деятельности фирмы в связи с объявлением о своем банкротстве юридическое лицо вправе принять лишь совместно с кредиторами (согласно требованиям пункта 2 статьи 65 Гражданского кодекса РФ).

Принудительная ликвидация

Что касается принудительной ликвидации, то помимо общих правил, содержащихся в пункте 2 статьи 61, Гражданский кодекс РФ устанавливает основания принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Так, полные товарищества ликвидируются в случаях, предусмотренных статьей 81 (если в товариществе остается единственный участник) и пунктом 1 статьи 76 в следующих случаях:

  • а) выход участника из товарищества;
  • б) смерть участника;
  • в) признание участника безвестно отсутствующим, недееспособным, или ограниченно дееспособным;
  • г) признание участника несостоятельным (банкротом) или открытие в отношении него реорганизационных процедур по решению суда (всвязи с его неплатежеспособностью);
  • д) прекращение участвующего в товариществе юридического лица вследствие его ликвидации или реорганизации;
  • е) требование личного кредитора участника о выделе части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале товарищества, с целью обращения взыскания на это имущество); товарищества на вере - согласно пункту 1 статьи 86 (при выбытии всех участвующих в товариществе вкладчиков); общества с ограниченной ответственностью - согласно пункту 1 статьи 88 (если число участников общества превысит предел, установленный законом об обществах с ограниченной ответственностью, при условии, что такое общество не было преобразовано в акционерное в течение года), пунктам 3, 4 статьи 90(в случае нарушения обществом обязанности полностью оплатить свой уставный капитал в течение первого года деятельности общества, если общество в установленном порядке не уменьшило уставный капитал до размера фактически оплаченного, либо если стоимость чистых активов общества окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала); акционерное общество - абзацу 3 пункта 2 статьи 97 (если число участников закрытого акционерного общества превысит предел, установленный законом об акционерных обществах, при условии, что такое общество не было преобразовано в открытое в течение года) и пункту 4 статьи 99 (если стоимость чистых активов общества окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала).

Процесс ликвидации

Начальным этапом процесса ликвидации юридического лица является принятие решения о ликвидации и незамедлительное письменное сообщение об этом регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного юридического лица. В зависимости от основания ликвидации такое решение принимается учредителями (участниками) юридического лица или соответствующим органом. В едином государственном реестре юридических лиц делается отметка о том, что конкретное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).

Следующий этап - назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. С данного момента отмена решения о ликвидации возможна только по решению судебного органа, если иное не установлено законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ). Действия ликвидационной комиссии таковы: она помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ объявление о ликвидации юридического лица помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражающий состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. К таким данным относятся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Указанный баланс подлежит утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункт 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). В дальнейшем ликвидационная комиссия производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Такая выплата осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ и, как уже указывалось выше, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). Затем ликвидируемое юридическое лицо снимается с учета в налоговой инспекции и в отделениях внебюджетных фондов с выдачей справки установленной формы для последующего представления в регистрирующий орган. Назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора является одним из этапов процедуры ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается практически в любом случае лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, и действует в соответствии со статьями 63 и 64 Гражданского кодекса РФ. Состав ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен быть согласован с регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию данного юридического лица.

Если решение о ликвидации принимается судом, он вправе возложить ликвидацию на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица (генеральногодиректора и др.), то есть полномочия по управлению его делами. При этом полномочия, закрепленные в связи с ликвидацией за учредителями или участниками юридического лица прямым предписанием закона (например, утверждение ликвидационных балансов), к ликвидационной комиссии (ликвидатору) не переходят.

В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица и, соответственно, в силу статьи 854 Гражданского кодекса РФ любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению этой комиссии. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Указанная запись вносится государственным органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Для этого в регистрирующий орган следует представить следующий комплект документов:

    оригиналы учредительных документов юридического лица;

    газету с публикацией о ликвидации юридического лица;

    ликвидационный акт (протокол заседания ликвидационной комиссии, в котором предприятие признано ликвидированным);

    ликвидационный баланс, утвержденный уполномоченным органом с отметкой налоговой инспекции;

    заполненную ликвидационную карту;

    информационное письмо налоговой инспекции о снятии юридического лица с учета;

    справки всех внебюджетных фондов о снятии юридического лица с учета;

    справку о сдаче архива;

    справки о закрытии счетов юридического лица;

    печать и угловой штамп юридического лица (если таковой имеется) для уничтожения.

Исключение ликвидированного предприятия из реестра подтверждается свидетельством о ликвидации, выдаваемым регистрирующим органом ликвидационной комиссии (ликвидатору). В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Все документы ликвидируемого предприятия по личному составу (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости и другие) подлежат обязательной сдаче в архив по месту расположения предприятия. Кроме того, в архив сдаются документы по уставной деятельности предприятия (протоколы собраний учредителей и тому подобное). Подробный перечень и порядок оформления документов и сдачи их в архив следует уточнить в местном архиве.

После приемки документов архивом выдается справка установленного образца, которая впоследствии сдается в орган, осуществляющий регистрацию ликвидации предприятия . Документы, не подлежащие сдаче в архив, должны быть уничтожены по актам. Порядок хранения документов бухгалтерского учета определен Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, статьей 17 определено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Сроки хранения различных видов документов установлены согласно перечню типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (утв. Главным архивным управлением при Совмине СССР 15.08.88 (с изменениями от 27.06.96).

Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

Деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается в случаях:

    вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

    предоставления в регистрирующий орган заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

В первом случае государственная регистрация индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом соответствующего решения, а во втором - со дня получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации заявления о прекращении предпринимательской деятельности. Таким образом в случае добровольного прекращения предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель утрачивает свой статус предпринимателя с момента сдачи свидетельства о регистрации в орган, выдавший ему данное свидетельство.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган по месту учета о ликвидации (прекращении) своей деятельности в течение трех дней со дня принятия такого решения (пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ). Процедура признания предприятия банкротом в юридической практике неоднозначна, поскольку при этом возникают не соответствующие или вовсе противоречащие друг другу задачи:

    с одной стороны, требуется удовлетворить притязания основного кредитора, а если должник оказался в тяжелом финансовом положении, то возможна реализация всего его имущества; тогда должник фактически прекращает свое существование, и, следовательно, требования других кредиторов удовлетворить будет невозможно;

    с другой стороны, возникает проблема защиты интересов предприятия, прежде всего интересов работающих на нем людей.

Отличие реорганизации от ликвидации

С учетом этих факторов может последовать судебное решение не о ликвидации, а о реорганизации предприятия-должника. Реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых. Отличие реорганизации от ликвидации заключается в следующем. При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемому. При этом к вновь создаваемому юридическому лицу переходят все обязательства реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (в том числе задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате соответствующих налогов и сборов). А, например, право на осуществление отдельных видов деятельности, которыми реорганизуемое юридическое лицо занималось на основании специального разрешения (лицензии), к вновь создаваемому юридическому лицу перейти не может. Это связано с тем, что лицензия - документ сугубо индивидуализированый, который выдается на имя конкретного юридического лица. Таким образом, возникающему в процессе реорганизации «новому» юридическому лицу следует получать необходимые лицензии вновь, уже на свое«новое» имя.

Что касается ликвидации, то в этом случае перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица в порядке правопреемства не происходит. Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды реорганизации юридических лиц (статья 58):

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Слияние юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - правопреемника. С данного момента юридические лица, реорганизованные путем слияния, считаются прекратившими свое существование.

Присоединение юридического лица к другому юридическому лицу

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. То есть одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это «другое» продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица путем присоединения осуществляется путем регистрации прекращения деятельности юридического лица, присоединяющегося к другому юридическому лицу. Это «другое» юридическое лицо считается правопреемником присоединившегося юридического лица с момента прекращения существования последнего. Присоединенное юридическое лицо считается прекратившим существование с момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация прекращения деятельности присоединяющегося юридического лица осуществляется регистрирующим органом путем внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Одновременно в устав «другого» юридического лица вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к нему от присоединившегося юридического лица в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Соответствующие изменения устава также подлежат государственной регистрации.

Разделение юридического лица

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Иными словами, на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. Реорганизация юридического лица путем разделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование с момента государственной регистрации всех юридических лиц - правопреемников реорганизованного. Регистрирующим орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о новых юридических лицах, возникающих в результате разделения юридического лица.

Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Таким образом возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица (лиц), которое будет правопреемником юридического лица, из которого произошло выделение в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение юридического лица (лиц), не прекращает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица - правопреемника. В устав юридического лица, из которого произошло выделение, вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к выделившемуся юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Указанные изменения устава подлежат государственной регистрации.

Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида

Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида заключается в изменении организационно-правовой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В этом случае юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое. Преобразование юридического лица осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица. Преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (правопреемника).

Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых(при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами. Лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков (пункт 2 статьи 60 Гражданского кодекса РФ). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение об его реорганизации, утверждают передаточный акт или разделительный баланс. Составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.

Завершающим этапом процесса реорганизации, в зависимости от ее вида, является либо государственная регистрация вновь возникших юридических лиц (при слиянии, разделении, выделении и преобразовании) или внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (при присоединении). Для регистрации представляются учредительные документы вновь возникших или существующих юридических лиц, передаточный акт или разделительный баланс, а также другие документы.

1. Общие положения. Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц.

Основания прекращения – это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц.

Основания прекращения деятельности юридических лиц могут быть самые разные. Если, например, юридическое лицо было создано для достижения определенной цели, то по достижении этой цели оно прекращает свое существование. Истечение определенного срока, на который было создано юридическое лицо, также является основанием для прекращения его деятельности.

Юридические лица, основанные на частной форме собственности и созданные в любой организационно-правовой форме, прекращают свое существование не только по основаниям, предусмотренным в законе, но и по основаниям, которые могут быть дополнительно определены их уставами или положениями.

Способы прекращения – это предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Так, прекращение государственных организаций, являющихся юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они были образованы. Юридические лица любой организационно-правовой формы, основанные на частной форме собственности и созданные по желанию их учредителей, в таком же добровольном порядке могут прекратить свою деятельность.

Таким образом, способы прекращения юридических лиц принципиально не отличаются от способов их возникновения.

Возможно, однако, и принудительное прекращение деятельности юридических лиц, т.е. против воли их учредителей. На основании решения суда хозяйственные общества прекращают свою деятельность, если они признаны банкротами, систематически и грубо нарушают действующее законодательство, если учредительные документы признаны недействительными, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 19 ЗУ «О хозяйственных обществах»). Решением суда объединение граждан (общественная организация или политическая партия) распускается (прекращает свою деятельность) в случаях, если деятельность его принимает характер, подрывающий безопасность государства, ограничивающий общепризнанные права человека, в других случаях, предусмотренных ст. 4, 22 и 32 ЗУ «Об объединениях граждан».

Формы прекращения – это предусмотренные законом приемы прекращения деятельности юридических лиц.

Юридические лица прекращаются путем реорганизации и ликвидации.

2. Реорганизация юридических лиц. На протяжении многих десятилетий реорганизация рассматривалась в качестве способа прекращения юридического лица, отличного от ликвидации наличием правопреемства. Такой подход был предопределен нормами ст. 37 Гражданского Кодекса УССР от 1963 года. В законодательстве отсутствовали даже легальные определения, как самой реорганизации, так и отдельных ее форм.


В результате кодификации ХК Украины сохраняет традиционный для нашего законодательства термин «реорганизация» и закрепляет возможность прекращения деятельности субъекта хозяйствования путем его реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) (ст. 59). В то же время в ГК Украины отсутствует обобщающий термин «реорганизация». Он заменяется перечнем ее форм: слияние, присоединение, разделение, преобразование (ч. 1 ст. 104). Это объяснялось стремлением разработчиков ГК Украины применять европейские правовые конструкции, которым не присущ данный термин, а в правовых нормах указываются отдельные формы реорганизации или их перечень, либо используется словосочетание «прекращение, которое не влечет ликвидацию».

Главной целью реорганизации является не прекращение субъекта права, а напротив, непрерывность осуществления хозяйственной деятельности, сохранение и продолжение целостного имущественного комплекса либо в виде создания нового субъекта, либо «…путем включения к уже существующему субъекту». Однако всегда, при любой форме реорганизации, ее результатом является появление в коммерческом обороте нового либо обновленного целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов).

Анализируя процесс реорганизации, можно выделить свойственные ему элементы и создания, и прекращения. Создаются новые субъекты путем реорганизации в четырех правовых формах – при слиянии, выделении, разделении, преобразовании. Элементы создания в указанных формах прослеживаются в появлении: новой имущественной базы организации – нового размера уставного фонда, измененного качественного состава целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов), а также субъекта (субъектов) реорганизации.

Прекращаются субъекты также в четырех формах – при слиянии, присоединении, разделении, преобразовании. К элементам ликвидации можно отнести, в частности, закрытие банковских счетов, снятие с учета в налоговых органах, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГР), сдача печатей и штампов на уничтожение.

Как видим, элементы создания и прекращения одновременно имеют место только при слиянии, разделении и преобразовании, тогда как в остальных формах реорганизации – только один из элементов: либо только прекращение (при присоединении), либо только создание (при выделении).

Права и обязанности правопредшественника в зависимости от формы реорганизации могут переходить к разному количеству правопреемников. При слиянии и присоединении они переходят в полном объеме только к одному правопреемнику, а не к нескольким (как при разделении) или к одному или нескольким (как при выделении). Это, с одной стороны, является общей чертой таких правовых форм укрепления положения на рынке как слияние и присоединение, с помощью которых решается экономическая задача – капитализация хозяйственных обществ. С другой стороны – их отличительной чертой от таких форм реорганизации как разделение и выделение.

Итак, признаками реорганизации являются:

1) появление нового либо обновленного целостного имущественного комплекса юридического лица;

2) создание одного (или более) юридического лица (лиц) и (или) прекращение одного (или более) юридического лица (лиц);

3) наличие правопреемства между реорганизуемыми юридическими лицами (правопредшественниками и правопреемниками) .

Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица, когда его дела и имущество не ликвидируются, а переходят к другому юридическому лицу, обязанному выполнять функции прекратившего свое существование юридического лица.

Существует 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии одного юридического лица с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят по передаточному акту к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица к новым юридическим лицам переходят по разделительному акту в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица (происходит изменение организационно-правовой формы: государственное предприятие в АО).

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, комиссию по прекращению юридического лица (выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица):

– с момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица;

– комиссия выступает от имени юридического лица, которое прекращается;

– комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных органах СМИ («Урядовий кур’єр», или специально созданный печатный орган от государственной регистрации) информацию о том, что юридическое лицо находится в состоянии реорганизации и о порядке и сроке заявления требований к нему (этот срок не может быть менее 2 месяцев);

– комиссия по прекращению принимает все возможные меры по выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о прекращении юридического лица.

Юридическое лицо считается прекратившим свое существование со дня внесения в Единый государственный реестр предприятий и организаций записи о его прекращении (ст. 104 ГК, ст. 59 ХК – записи о прекращении его деятельности). Прекращение деятельности юридических лиц осуществляется, как правило, в том же порядке, в котором они были созданы (исключение – банкротство).

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК Украины содержит перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Основаниями добровольной ликвидации являются истечение срока, на который оно было создано, достижение целей организации, для которых она создана, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами (п. 1 ч. 1 ст. 110 ГК Украины).

Принудительная ликвидация проводится по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом (например, в случае осуществления ею деятельности, противоречащей уставным документам или запрещенной законом; непредоставления на протяжении года налоговым органам документов финансовой отчетности; наличия в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению и т.д.).

Для некоторых видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. ГК Украины предусматривает дополнительные основания ликвидации отдельных видов юридических лиц действующих в рамках тех или иных организационно – правовых форм. Например, согласно ч.1 ст. 141 ГК Украины число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законодательством Украины. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Часть 2 ст. 38 ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности» устанавливает, что основанием для постановления судебного решения о ликвидации является несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона. Это общее основание конкретизируется для хозяйственных обществ. В законодательстве предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов организации ниже уровня минимального размера уставного капитала . Так, общество с ограниченной ответственностью подлежит также ликвидации в случае, если его участники в течение первого года деятельности общества не оплатили полностью сумму своих вкладов или в случае уменьшения стоимости чистых активов ниже уровня, установленного законом (ч. 4 ст. 144 ГК Украины). Аналогичная норма только относительно акционерных обществ содержится в ч. 3 ст.155 ГК Украины.

Еще примером установления в законодательстве дополнительных оснований может быть ст. 83 ЗУ «О хозяйственных обществах», а также ч.1 ст. 139 ГК Украины, которые предусматривают, что коммандитное общество прекращается в случае выбытия из него всех участников с полной ответственностью. При таких обстоятельствах теряется весь необходимый состав коммандитного общества, и оно перестает соответствовать своей форме. Однако при таких обстоятельствах его полные участники имеют право преобразовать коммандитное общество в полное.

Учредительными документами может быть предусмотрена ликвидация полного общества в случае выбытия из него любого из участников. Согласно ч. 1 ст. 132 ГК Украины полное общество ликвидируется в случае, если в обществе останется один участник. Ликвидация и полного, и коммандитного общества имеет место в случае, если остается один участник общества в связи с тем, что эти организационно – правовые формы обществ являются объединением двух лиц для ведения предпринимательской деятельности. Однако этот участник имеет право в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником общества, преобразовать его в другое хозяйственное общество. Это мудрое решение законодателя, поскольку нецелесообразной является ликвидация, например, полного общества, которое было создано двумя лицами и приносит стабильный доход в случае смерти одного из участников. Однако, если оставшийся участник не воспользуется предоставленной возможностью преобразования хозяйственного общества, он будет вынужден смирится с его ликвидацией.

Статья 36 ЗУ «О ценных бумагах и фондовом рынке» закрепляет, что деятельность фондовой биржи прекращается в том случае, когда ее членов стало меньше десяти. Если в фондовой бирже осталось десять членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Это дополнительные основания прекращения фондовых бирж, а в остальных случаях деятельность фондовой биржи прекращается в соответствии с законодательством Украины об акционерных обществах и иных видах хозяйственных обществ.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 111-112 ГК Украины, ст. 60 – 61 ХК Украины и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 112 ГК Украины. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо является ликвидированным.

Особенности ликвидационной процедуры в случае банкротства юридического лица установлены ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Контрольные вопросы

1. Дайте определение юридическому лицу. Каковы признаки юридического лица?

2. Раскройте понятие «организационное единство юридического лица» и определите органы управления юридического лица. Что такое«корпоративная демократия»?

3. В чём выражается имущественная обособленность юридического лица? Раскройте понятие и значение уставного фонда.

4. Раскройте значение самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц и особенности ответственности некоторых юридических лиц (казённые предприятия, полные общества, коммандитные общества, общества с дополнительной ответственностью).

5. Какие способы создания юридических лиц выделяются в науке гражданского нрава?

6. Какими законодательными актами регулируется создание юридических лиц?

7. Кто имеет право на учреждение юридического лица? Кто является учредителем и участником юридического лица?

8. Какие права и обязанности возникают у участника юридического лица?

9. В чем заключается значение государственной регистрации юридических лиц? Что такое Единый государственный реестр?

10. Определите порядок регистрации юридических лиц и основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

11. Определите органы, управомоченные принимать решения о признании недействительной записи о проведении государственной регистрации, и правовые последствия принятия такого решения.

12. По каким критериям можно классифицировать юридические лица?

13. Назовите организационно-правовые формы юридических лиц.

14. Какие виды хозяйственных обществ Вы знаете? Охарактеризуйте особенности их правового положения.

15. Понятие кооператива. Виды кооперативов.

16. Особенности статуса и ответственности казённого предприятия.

17. Правовое положение учреждения.

18. Что такое реорганизация юридического лица?

19. В чём заключается ликвидация юридического лица? Каковы ее правовые последствия?

20. Порядок ликвидации юридического лица: правовое положение ликвидационной комиссии, порядок удовлетворения требований кредиторов.

Прекращение юридических лиц складывается из двух весьма разных процедур, а именно реорганизации и ликвидации. Всё это вместе складывается в прекращение юридического лица.

Реорганизация – это способ прекратить юридическое лицо с переходом его прав и обязанностей другому лицу. Единым термином это называется «правопреемство». Оно всегда присутствует при реорганизации.

Ликвидация – это способ прекращения юридического лица без правопреемства, то есть совершенно необратимый способ.

Реорганизация.

Реорганизация происходит в следующем порядке:

1. Принятие решения о реорганизации.

Принять такое решение могут:

· Учредители юридического лица (участники юридического лица);

· Орган юридического лица, к компетенции которого учредительными документами отнесён этот вопрос. Чаще всего это общее собрание.

· В случаях, предусмотренных законом, решение о реорганизации может производиться по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. По их решению чаще всего касается разделения и объединения (в связи с необходимостью соблюдения антимонопольного законодательства). Если государство принимает решение о реорганизации, а юридическое лицо не начинает в установленные сроки реорганизацию, то государство обращается в суд и тогда осуществляется насильственно, принудительно.

Реорганизация происходит в пяти формах:

1) Слияние.

2) Присоединение.

3) Разделение.

4) Выделение.

5) Преобразование.

Слияние:

Новое юр.лицо

1 юр.л. 2 юр.л, 1 входит в его состав.


Выделение:

Юридическое лицо принимает решение и из него выделяется юридическое лицо. Выделение – это способ в котором нет прекращения. То есть это скорее форма создания, чем прекращение.

1 юр.л. 2 юр.л., новое, выделившееся из первого юридического лица.

Разделение.

Из одного юридического лица образуются два и первоначальное прекращается. Обратное соединению.


Юридическое лицо ООО ОАО «Солнышко».

При слиянии, преобразовании и присоединении оформляется передаточный акт, а при выделении и разделение – разделительный баланс.

Статья 59.

Порядок реорганизации.

1. Принимается решение о реорганизации. Об этом решении юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней сообщает в ФНС как в регистрирующий орган. В этом сообщении (уведомлении) должно быть указано с обязательным указанием даты, с которой начинается реорганизация, и формы реорганизации.

2. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись, что данное лицо находится в процессе реорганизации.

3. Сведения о реорганизации необходимо опубликовать. Закон требует, чтобы публикаций было как минимум две с периодичностью один раз в месяц. Происходит это после того, когда появилась запись в реестре. Закон определяет и средство массовой информации, в которых это стоит сделать – это должно быть опубликовано в соответствующих СМИ, которые публикуют сведения о регистрации. «Вестник государственной регистрации».

В публикации должны быть указаны сведения о каждом участвующих в реорганизации юридическом лице, сведения о создающимся юридическом лице (то, которое будет только образовано, его ещё нет), форма организации, порядок и условия заявления требований кредиторами. А в некоторых случаях и ряд ещё.

4. Заявление требований кредиторов. Этот этап не является обязательным всегда, потому что его может не быть в том случае, если кредиторы решают не обращаться с требованием. Это статья 60 ГК РФ.

У кредиторов реорганизуемых юридических лиц существуют следующие права:

1) Потребовать досрочного исполнения обязательств от своего контрагента, находящегося в реорганизации.

2) Если досрочное исполнение обязательств невозможно, требовать прекращения обязательства и возмещения вызванных этим убытков. Теперь закон требует, чтобы требования перед этими кредиторами возникли до публикации уведомления о реорганизации.

3) ГК в части 3 статьи 60 закрепляет специальное правило: «Кредиторы юридического лица – ОАО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до публикации сообщения о реорганизации вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательств и возмещения убытков в случае, если реорганизуемого юридическое лицо, его участники или третьи лица не предоставят достаточного обеспечения исполнения соответствующих обязательств». Требования эти могут быть заявлены не позднее 30 дней после публикации.

Если все обязательства реорганизованного юридического лица будет происходить до реорганизации – всё прекрасно. А если после… В этом случае ГК говорит о том, что вновь образованные юридические лица становятся солидарными должниками между собой (если юридическое лицо прекратилось) и с тем изначальным юридическим лицом, если оно не прекратилось.

5. Реорганизация будет окончательно завершена после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении реорганизуемых и создании новых юридических лиц в процессе реорганизации.

Ликвидация юридического лица.

Сейчас мы говорим о ликвидации без банкротства.

Основания для ликвидации:

1. Гражданский кодекс предусматривает отдельно основания для ликвидации по инициативе учредителей, такую ликвидацию иногда пытаются назвать «добровольной».

2. Основания для ликвидации по решению суда. Такую ликвидацию иногда называют «принудительной».

Основания для добровольной ликвидации. Они даны не исчерпывающе и не могут быть исчерпывающими и выглядят следующим образом:

1) Либо в связи с достижением цели, ради которых создавалось юридическое лицо;

2) Либо недостижимость цели;

3) Либо с истечением срока, если вы создавали юридическое лицо на определённый срок;

4) И ряд других.

То есть по любой причине. Эту причину никто не будет устанавливать. «Не хотим, не можем больше и вообще надоело» – так можно написать, будет что-то вроде «недостижимостью цели».

Основания для принудительной ликвидации.

Предусмотрены в части 2 статьи 61 ГК РФ:

1. В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

2. В связи с осуществлением юридическим лицом деятельности без лицензии.

3. В связи с осуществлением деятельности, запрещённой законом либо с нарушением Конституции РФ.

4. Либо с совершением иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

5. Для некоммерческих организаций – если будет установлено систематическое осуществление ими деятельности, противоречащей уставным целям.

6. И в иных случаях, предусмотренных законом.

Порядок ликвидации:

1) Принятие решения учредителями юридического лица или соответствующим органом юридического лица, а в предусмотренных случаях – государственными органами, о ликвидации. Об этом решении следует письменно немедленно (незамедлительно) отправить уведомление в ФНС – регистрирующий орган. ФНС вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в ликвидации.

2) Участники юридического лица или его орган назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора, если один человек, а не комиссия), а также принимают решения о порядке и сроках заявления требований кредиторами и решают иные организационно-ликвидационные вопросы.

3) С момента, когда создана ликвидационная комиссия, к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (по сути – полномочия постоянно действующего исполнительного органа).

4) Выявление кредиторов и дебиторов юридического лица. Главный акцент на кредиторов, а не на должников.

Для выявления кредиторов должны быть приняты следующие меры:

1. Все известные кредиторы должны быть письменно уведомлены о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в тех же СМИ («Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации, где в обязательном порядке указываются сроки и процедура подачи заявления от кредиторов и эти сроки не могут быть меньше 2 месяцев с момента публикации.

3. На этом же этапе, соответственно, необходимо выждать этот срок и создать все требования кредиторов, которые будут заявлены.

4. Все заявленные требования кредиторов рассматриваются ликвидационной комиссией и независимо от признания или непризнания их обоснованности должны быть включены в промежуточный ликвидационный баланс.

5. Ликвидационная комиссия готовит промежуточный ликвидационный баланс, а он, в свою очередь, утверждается органами или учредителями юридического лица. В этом балансе должно быть отражено всё имущество, имеющееся у юридического лица – причём в широком смысле имущество: как активное, так и пассивное. В нём должны быть отражены все поданные заявления кредиторов и результаты их рассмотрения. Если требования кредиторов не обоснованы, то требования включаются в промежуточный баланс, а рядом пишется, что требования необоснованны и не будут удовлетворены. Кредиторы могут обжаловать это в суд.

5) Промежуточный (субсидиарный) этап. Если в промежуточном ликвидационном балансе выявляется недостаточность денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. Тогда на этом этапе может происходить оценка иного имущества и реализация его с публичных торгов.

6) Удовлетворение требований кредиторов. Удовлетворение происходит в порядке очерёдности, очереди предусмотрены статьёй 64 ГК РФ.

Принцип очерёдности складывается из двух правил:

1. Удовлетворение требования кредиторов каждой следующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущих.

Одной из самых сложных операций считается прекращение деятельности юридического лица. Как отменить ликвидацию ООО и аннулировать деятельность юридического лица, важно знать каждому, кто работает в сфере бизнеса.

Понятие «юридическое лицо» все чаще встречается в развивающемся обществе. Кого можно объединить под этим понятием? Юридическое лицо – это организация, являющаяся самостоятельным субъектом гражданства, имеющая собственный баланс, гербовую печать и расчетный счет, а также свой устав, и в случае банкротства она ответственна за принадлежащее ей имущество.

Многие предприниматели, столкнувшись с трудностями рыночных отношений, невольно задумываются о том, чтобы прекратить деятельность организации. Чаще всего именно из-за того, что бизнес перестал приносить прибыль, предприниматели закрывают свою деятельность. Однако существуют и другие причины самостоятельного закрытия фирм, некоторые из них:

  • Сокращение прибыли, как уже было сказано, чаще всего это возникает из-за конкуренции на рынке.
  • Достижение начальных целей, ради которых была создана организация.
  • Утрата интереса к компании или возникновение новых идей, требующих создания нового ООО.
  • Нарушения в работе хозяйственной или налоговой сфер. В таком случае самостоятельная ликвидация происходит для избегания наказания.
  • Продажа активов.
  • Умышленное избежание долговых обязательств.

Полное прекращение деятельности после окончательной ликвидации необязательно. В случае изменении структуры также можно применить ликвидацию общества.

Закрытие юридического лица происходит при:

  • Полном прекращении деятельности компании.
  • Слиянии или реорганизации компаний.
  • Продаже чистого актива другой фирме. В данном случае происходит ликвидация пустого юридического лица.

Рассмотрим все варианты закрытия фирмы.

Аннулирование деятельности ООО

Если общество переживает не самые лучшие времена и бизнесмен не имеет возможности исправить ситуацию, приходится сталкиваться с вопросом ликвидации компании.

Самостоятельное аннулирование деятельности происходит при обращении учредителя в ИФНС и удалении его из реестра. В таком случае происходит и закрытие общества, и закрытие юридического лица. После исключения ООО из ЕГРЮЛ организация перестает существовать.

Если ликвидация предприятия происходит через судебное разбирательство, то есть по иску других служб, то данное юридическое лицо также прекращает свою деятельность.

В случае назначения административных штрафов судом предприниматель обязуется их выплатить даже после прекращения деятельности.

Ликвидация юридического лица

Как показывает практика, юридическое лицо может завершить свое существование независимо от организации. Аннулирование юридического лица без закрытия организации происходит в случаях, если:

  • Изменяется организационно-правовая форма юридического лица, то есть структура организации.
  • Слияние нескольких компаний. В этом случае предыдущие закрываются и образуется новое юридическое лицо.
  • Прикрепление к организации. Как и в предыдущей ситуации, предшествующие юр. лица закрываются и присоединяются к вышестоящему.
  • Разделение юр. лица может наблюдаться в случае раскола организации, предыдущая фирма ликвидируется, и создаются новые.

Как и общество с ограниченной ответственностью, юридическое лицо может быть закрыто самостоятельно или принудительно.

Самостоятельное аннулирование деятельности происходит по вердикту его участников или уполномоченных органов в соответствии с документами.

Принудительное аннулирование деятельности возможно в ходе судебного разбирательства. В государственный реестр вносят запись об аннулировании деятельности ООО, если суд признает, что совершенные организацией нарушения неустранимы или деятельность незаконна.

Прекращение деятельности «пустого» юридического лица

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда ликвидируют пустое юр. лицо. Такая ситуация может возникнуть, если у предпринимателя появились определенные проблемы, вследствие которых он решил продать свое дело.

Не каждый предприниматель готов приобрести готовое юридическое лицо, в таком случае, скорее всего, произойдет слияние организаций. Чтобы избежать проблем, предыдущий владелец продает чистые активы компании.

Активом организации называют имущество, которое является собственностью компании.

В состав вещественного актива входят все материальные ценности компании, включая жилые и не жилые построения, оборудование и инструменты для работы, а также земельные участки.

В состав невещественного актива входят финансовые вложения, счета в банке, ценные документы и наличные средства в кассе компании.

Также существуют оборотные активы, которые полностью обеспечивают деятельность предприятия в циклах.

В случае, если фирму продают без продажи юридического лица, новый владелец покупает чистые активы. Чистый актив это стоимость предприятия без учета долгов.

Если юридическое лицо выставляет на продажу чистые активы организации, учредитель несет ответственность за действия, совершенные в период руководства. Юридическое лицо обязуется рассчитаться со всеми долгами до продажи активов во избежание наказания.

После приобретения актива другим владельцем его предыдущий владелец должен обратиться в федеральную налоговую службу для того, чтобы аннулировать свою деятельность. После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи юридическое лицо перестает существовать.

Итак, чтобы закрыть юридическое лицо, не обязательно закрывать бизнес, можно его продать, но стоит учесть, что ответственность за совершенные ранее действия остается на предыдущем владельце. Для того чтобы правильно и грамотно завершить процесс ликвидации, нужно внимательно изучить все нюансы процедуры.

Прекращение предпринимательской деятельности юридического лица предполагает его выбытие из соответствующих гражданско-правовых отношений. Информация о субъекте исключается из ЕГРЮЛ. Рассмотрим далее порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Актуальность вопроса

Прекращение деятельности юридического лица регламентируется законодательством. Процедура предполагает несколько этапов, в ходе которых осуществляется анализ работы, составляется документация, решается вопрос о погашении обязательств, если они были у субъекта. Существование юрлиц не ограничивается временными рамками. Однако в ряде случаев возникает необходимость завершить работу. Так, ликвидация предприятия может обуславливаться несостоятельностью, невозможностью погашать обязательства в установленные сроки. В таких случаях процедуру проводят через суд.

Основания прекращения деятельности юридического лица

Процедура завершения работы компании может являться добровольной или принудительной. В первом случае в качестве основания будет выступать решение органа юрлица либо учредителей. Принудительная процедура начинается по постановлению судебной инстанции. Прекращение деятельности юридического лица, проводящееся по решению учредителей либо уполномоченного органа компании, может обуславливаться:

  1. Истечением периода, на который была сформирована фирма.
  2. Достижением цели, поставленной при создании компании.
  3. Уменьшением либо увеличением количества членов ниже или выше числа, установленного в уставе или законе.
  4. Признанием недействительной регистрации организации судом вследствие допущенных при ее образовании неустранимых нарушений правовых актов.
  5. Несостоятельностью.
  6. Снижением цены чистых активов до уровня ниже минимального объема уставного капитала.
  7. Прочими обстоятельствами.

Решение судебной инстанции принимается, если:

  • Выявлено нарушение закона в процессе функционирования организации.
  • Осуществлялась деятельность, которая запрещена нормами, или не предусмотренная в уставе и пр.

Способы прекращения деятельности юридического лица

Законом определены различные процедуры, в результате которых компания завершает свою работу. В законодательстве предусматривается прекращение деятельности юридического лица путем:

  1. Реорганизации. Этот вариант предусматривает завершение работы одной компании и создание на ее базе новых. Все обязанности и права первоначальной организации при этом переходят к преемникам.
  2. Ликвидации. В этом случае существовавшая компания завершает свою работу без создания иных фирм. Ликвидация предприятия предполагает полное погашение имеющихся обязательств.

Нюансы

Как выше было сказано, прекращение деятельности юридического лица может осуществляться по решению уполномоченного органа либо собрания учредителей. Это зависит от организационно-правового типа компании. В ООО и АО этот вопрос включен в компетенцию общего собрания. Некоторые виды прекращения деятельности юридического лица предполагают получение согласования Госкомитета по антимонопольной политике. К таким случаям, в частности, относят преобразование, присоединение и слияние. Нормативные акты, регламентирующие конкуренцию и монополии, допускают принудительное прекращение деятельности юридического лица в форме выделения и разделения.

Такое решение принимается Госкомитетом и его территориальными подразделениями. Компании, которые получили соответствующее предписание, должны провести необходимые процедуры в определенный срок. Если фирма этого не сделает, Госкомитет направляет исковое заявление о прекращении деятельности юридического лица в суд. В этом случае будет назначен внешний управляющий, которому поручается провести установленные мероприятия. Учредительная документация вновь образующихся компаний, разделительный баланс согласовываются и утверждаются судебной инстанцией и затем регистрируются по общим правилам.

Нормы ГК

Одна из распространенных причин, обуславливающих прекращение деятельности юридических лиц, - банкротство. Порядок проведения процедуры регламентируется ст. 61-64 ГК. Признание компании несостоятельной влечет ее ликвидацию. Процедура включает в себя следующие этапы:

  1. Размещение в официальных изданиях информации о начале процесса и сроке, в течение которого кредиторы могут заявить о своих требованиях. Он не должен составлять меньше двух месяцев с даты публикации. При этом назначается ликвидационная комиссия, которая занимается выявлением всех кредиторов, рассылает им письменные уведомления, предпринимает меры, направленные на получение дебиторской задолженности.
  2. Формирование промежуточного баланса. Он составляется по окончании срока, предоставленного кредиторам для заявления требований. В балансе содержатся данные об имуществе компании, приводится перечень претензий контрагентов, результаты их рассмотрения. Этот документ должен быть утвержден учредителями либо уполномоченным органом компании по согласованию с учреждением, осуществляющим госрегистрацию фирм.
  3. Составление ликвидационного баланса. Он формируется после окончания всех расчетов с кредиторами.
  4. Внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия.

Особенности расчетов с кредиторами

В случае если у предприятия недостаточно средств для погашения обязательств, ликвидационная комиссия организует реализацию его имущества с публичных торгов. Выплаты сумм, вырученных от реализации, осуществляется по очередности, определенной ст. 64 ГК, согласно промежуточному балансу с даты его утверждения. Исключение составляют кредиторы 5-й очереди. Им выплаты производят по окончании месяца с даты утверждения баланса.

Исключения

Указанные выше положения не распространяются на казенные предприятия и учреждения. При недостаточности средств у указанных субъектов погашение обязательств осуществляется в судебном порядке за счет имущества собственника. Оставшиеся объекты после расчетов передаются участникам общества, которые обладают вещными правами на них либо обязательственными правами в отношении компании, если другое не устанавливается нормативными актами либо учредительной документацией.

Формы завершения деятельности

Реорганизация юрлица может производиться путем:

  1. Слияния. В этом случае несколько компаний объединяются в одну. Она по передаточному акту получает обязанности и права первоначальных фирм.
  2. Присоединения. В этом случае происходит "поглощение" одного предприятия другим. К последнему обязанности и права также переходят по передаточному акту.
  3. Разделения. Оно предполагает формирование на базе одного юрлица нескольких самостоятельных организаций. К ним обязанности и права первоначальной фирмы переходят в соответствии с балансом.
  4. Выделения. В данном случае из существующей компании отделяется организация. При этом первоначальная фирма сохраняется. К выделенному предприятию обязанности и права переходят по разделительному балансу.
  5. Преобразования. Оно предполагает изменение организационно-правового типа компании. Переход прав и обязанностей осуществляется по передаточному акту.

Реорганизация признается законченной после госрегистрации вновь образованных юрлиц. Данное правило не распространяется на процедуру присоединения. Она считается оконченной с момента включения в Госреестр записи о завершении деятельности поглощенной компании.

Документы

Обязанности и права переходят ко вновь образованным компаниям на основании передаточного акта либо баланса. В указанных документах должны присутствовать положения, касающиеся правопреемства. В них включаются сведения обо всех переходящих обязательствах, оспариваемых в том числе, перед имеющимися кредиторами, а также обо всех должниках. Акт или баланс утверждаются тем, кто принимал решение о проведении реорганизации. Документы предоставляются в орган, уполномоченный на проведение госрегистрации. В случае невозможности определить правопреемника у вновь сформированных предприятий возникает солидарная ответственность перед кредиторами.

Госрегистрация

Только после ее проведения компания будет признана реорганизованной. Правила госрегистрации зависят от формы процедуры. Для постановки на учет компании, реорганизованной путем слияния, в уполномоченный орган предоставляют:

  1. Учредительную документацию всех субъектов, участвующих в процессе.
  2. Протоколы с собраний (проводимых отдельно в каждой компании и совместных).
  3. Договор о слиянии и передаточный акт.
  4. Подтверждение факта публикации о начале процедуры в официальных изданиях.
  5. Доказательство письменных уведомлений кредиторов.
  6. Копии балансов компаний.
  7. Наименование вновь образующейся фирмы.
  8. Характеристика формирования капитала компании.
  9. Данные паспорта руководителя образующейся фирмы.
  10. Юридический адрес нового предприятия.

Дополнительно (при необходимости) предоставляется документ, подтверждающий согласование или уведомление антимонопольного органа. При реорганизации путем присоединения госрегистрация выполняется по правилам, предусмотренным для регистрации изменений, которые вносятся в учредительную документацию.

Специфика правопреемства

При реорганизации особое значение имеет объем обязанностей и прав, которые переходят по балансу или акту. Правопреемство может быть:

  1. Частичным. При этом переход обязанностей и прав осуществляется как к нескольким, так и к одному субъекту. Такая ситуация имеет место при выделении.
  2. Полным с переходом обязанностей и прав к одному преемнику. Эта ситуация имеет место при преобразовании, присоединении и слиянии.
  3. Полным с переходом обязанностей и прав к нескольким субъектам в соответствующих долях. Такое правопреемство характерно для разделения.

Момент перехода

Вопрос о его определении возникает практически у всех реорганизуемых субъектов, а также у их кредиторов. Последних, в частности, беспокоит процесс погашения обязательств. В действовавшем ранее ГК указывалось, что переход имущества осуществляется в день, когда подписан передаточный акт или утвержден разделительный баланс. В нормах нового Кодекса данный подход исключается. Между принятием учредителями или уполномоченным органом решения о реорганизации и непосредственной процедурой проходит определенный период. В ст. 57 ГК четко установлен момент, в который субъект считается реорганизованным. При разделении, выделении, слиянии, преобразовании им выступает дата госрегистрации вновь созданных компаний. Правопреемство не основывается на каком-либо договоре. Оно выступает как следствие реорганизации. Из этого следует, что определяющее значение при установлении момента перехода обязанностей и прав будет иметь факт госрегистрации. До ее окончания преемство невозможно, поскольку еще не создан принимающий субъект. Аналогичным образом обстоит дело с присоединением. В этом случае реорганизация также считается оконченной после включения соответствующей записи в Госреестр о прекращении работы присоединенного субъекта.

Заключение

Для предотвращения нарушений при оформлении правопреемства в ходе реорганизации в ГК предусматривается специальное правило. В соответствии с ним, при отсутствии в разделительном балансе либо акте о передаче положений о переходе обязанностей и прав, госрегистрация вновь образованных компаний не осуществляется. При возникновении неопределенности в решении вопроса о правопреемстве, действует законодательное положение о солидарной ответственности фирм. Оно обеспечивает дополнительные гарантии для кредиторов и обязывает юрлиц в любом случае исполнять свои обязательства.