Эвфония (звуковой состав поэтической речи). Качественный звуковой состав слова Система гласных звуков. Законы, действующие в области гласных




  • 3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами.
  • 5. Структура предмета языкознания: основные направления и разделы науки о языке.
  • 6. Проблема объекта в языкознании. Дайте общую характеристику основных подходов языкознания к своему объекту(генетического, психологического, структурного)
  • 7. Разграничение категорий языка в речи. Проблема выделения языка как научного объекта.
  • 8. Необходимые внешние условия существования языка (мышление, коммуникация, общество). Связь внешних факторов и знаковых функций языка.
  • 9. Базовые системные оппозиции языка: язык – речь, структура - функция, форма – содержание.
  • 10. Связь языка и мышления как теоретическая проблема языкознания.
  • 11. Языки мира. Виды классификации языков (генеалогическая, типологическая). Понятие языковой семьи, группы языков. Понятие языкового типа.
  • 12. Системная организация языка. Язык как знаковая система. Связь структурного и функционального аспектов языковой системы.
  • 13. Функциональная сторона языка. Основные языковые функции. Характеристика основных языковых функций и их роли в формировании структурного (внутреннего) аспекта языка.
  • 3 Подхода к языковым функциям:
  • 3) Существуют 3 языковые функции:
  • 14. Относительная устойчивость и относительная изменчивость языковой системы. Понятие языковой диахронии и синхронии. Факторы языковых изменений.
  • 15. Принципы структурной иерархии языка: иерархия языковых уровней
  • 18. Язык как общественное явление. Общественная природа языка. Статус и функции языка в обществе. Связь языка и культуры.
  • 19. Общенациональный литературный язык - вершина исторического становления языка. Краткая характеристика внутреннего состояния и условии общественного функционирования.
  • 20. Понятие нормы. Уровни нормативной кодификации языка (литературная норма, стилистическая норма).
  • 21. Литературная норма языка. Краткая характеристика, условия возникновения языка, отношение к системе языка и языковому узусу.
  • 22. Основные типы языковых состояний. Аспекты функциональной дифференциации языка в обществе.
  • 23. Принципы и уровни изучения звуковой материи языка. Фонетика и фонология. Звуковой состав языка и языковая просодия.
  • 24. Звуковой состав языка. Принципы артикуляционного изучения звуков.
  • 25. Системная характеристика звуков. Понятие фонемы: функции фонемы и ее отношение к звукам речи.
  • 26. Внутреннее фонологическое содержание фонемы: интегральные, дифференциальные и нейтральные признаки фонемы.
  • 27. Фонологическое варьирование фонемы в речевом окружении: виды фонологических изменений фонемы (позиционные и комбинаторные изменения).
  • 28. Языковая просодия, уровни изучения. Суперсегментные звуковые единства. Словесное ударение (основные виды).
  • 29. Языковая просодия, уровни изучения. Фразовая интонация: составляющие факторы. Фразовое ударение в высказывании. Проблема экспрессивного выделения.
  • 30. Слово в системе языка: статус, системная функция, коммуникативная необходимость.
  • 31. Основные направления научного изучения языковой лексики.
  • 32. Структура языкового знака. Аспекты языкового отношения
  • 33. Понятие лексической семантики. Структура лексического значения. Значение и смысл. Феноменология лексического значения в речи
  • 23. Принципы и уровни изучения звуковой материи языка. Фонетика и фонология. Звуковой состав языка и языковая просодия.

    Материя языка: звуковой состав (языковое звучание; с емантический состав языка.

    Материей языка является знак. Означаемое и означающее ограничивают друг друга в знаке.

    Звуковая материя языка вырабатывается в процессе знаковой деятельности.

    Звучащая речь изучается на 2х уровнях:

    1. Фонетика – изучает отдельные звуки и их сочетания.

    2. Просодика – дисциплина, изучающая языковую просодию (низший уровень – словесное ударение, принципы фонации слова; второй уровень – фразовая интонация);

    Фонема – условный языковой сигнал, сигнал – безусловный

    Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонация. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

    Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.

    Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

    Фонология. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

    Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

    Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

    Основное понятие в фонологии - фонема . Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, потомок французских дворян Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка. Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

    Звуковой состав языка:

    гласные (совокупность гласных звуков называется - вокализм)

    по артикуляции гласные звуки распределяются:

    По месту подъема (переднего ряда, среднего ряда, заднего ряда)

    По степени подъема языка (нижнего, верхнего, среднего подъёма)

    Дополнительные показатели: лабиализация (у, о), назализация, длительность звучания, фактор напряжённости.

    Гласные со сложной артикуляцией (дифтонги, трифтонги), полугласные звуки (Й)

    согласные (совокупность согласных звуков - консонантизм). В рус.яз. – 43 согл.звука.

    Признаки согласных звуков:

    По месту образования:

    губные (губно-губные, губно-зубные) – п,м,ф

    переднеязычные (дорсальные – т,д; апикальные – t,d, какуминальные –р(рус))

    среднеязычные (палатальные) – щ,ж,ш

    заднеязычные (велярные) – г,к,х

    увулярные (сближение мягкого нёба с задней частью языка)

    фарингальные (ng)

    гортанные

    По способу образования:

    смычные (мнгновенные, взрывные) – п,б,д,т

    щелевые (фрикативные) – в,ф,щ,ш,ж

    смычно-щелевые – ц,ч

    аффрикаты

    смычно-проходные (сонорные звуки) – м,н,л,р

    Отдельно: сонорные и шумные (звонкие, глухие), твёрдость и мягкость, придыхательность.

    Фонологией звуки рассматриваются как элементы языковой системы. Звуки порождаются в речи в соответствие с определёнными системой языковыми категориями и распознаются нами по типическим свойствам звучания.

    Звук оценивается с точки зрения его системных характеристик как фонема (языковой инвариант звучания). В речи мы имеем звучание, в языке – фонемы.

    Просодические нормы языка

    Словесное ударение и фразовая интонация

    Слог состоит из одного или нескольких звуков, которые хар-ся опр.положением в звуковом такте. Звуковой такт (звуковая синтагма) – совокупность неск-х слогов, объединённых одним ударением, это часть звуковой фразы. Звуковая фраза – наиболее крупный сегмент звукового потока, отделяемый от других фраз паузой, образует некоторое звуковое целое благодаря общей информации. В каждой фразе выделяем интонационную схему.

    Ударение в слове – выделение фонетическими средствами одного слога в составе группы слогов.

    Виды ударений:

    Экспираторное (выдыхательное, динамическое, силовое, ударение за счёт силы выдоха)

    Долготное

    Тоновое ударение (за счёт движения яз.тона на фоне нейтрального или др.тона)

    Ударения: фиксированные, нефиксированные (одноместное, разноместное); подвижное, непожвижное

    Фразовая интонация: мелодика, темп, ритм, интенсивность (громкость) – спокойная и эмфатическая, пауза.

    Интонац.схемы есть в каждом языке.

    "

    Сущ., кол во синонимов: 2 звуковой состав (2) фонетика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Микросхемы звукогенераторов специализированные микросхемы для генерации звука. Они могут использоваться для воспроизведения звуковых эффектов и синтезированной музыки (см. chiptune) в компьютерах, игровых системах (консолях, автоматах) и бытовой… … Википедия

    ГОСТ Р 54746-2011: Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия - Терминология ГОСТ Р 54746 2011: Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия оригинал документа: 3.3 звуковое давление (sound pressure): Переменное давление, создаваемое источником шума,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Не следует путать с Мюнхенским симфоническим оркестром. Мюнхенский симфонический звуковой оркестр (англ. Munich Symphonic Sound Orchestra) немецкий музыкальный коллектив под управлением Бориса Йожича (Boris Jojic), типичный… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология. … Википедия

    - (греч. phonetikos, от phone звук). Учение о звуках человеческого голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНЕТИКА в грамматике, учение о звуках. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    РАСПРОСТРАНЕНИЕ П. ЯЗ. П. язык принадлежит к группе зап. славянских яз. и вместе с кашубским и вымершим полабским яз. составляет их лехицкую группу (см. «Славянские языки»). Область распространения П. яз. состоит прежде всего из собственно Польши … Литературная энциклопедия

    ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ - обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия

    Язык китайцев (См. Китайцы), официальный язык КНР. На К. я. говорит 95% населения страны (свыше 730 млн. человек, 1970, оценка) и китайское население Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, Малайзии, Таиланда, Сингапура и др. (свыше… … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Звуковой плакат "Русский и английский алфавит" (ЗП-7196)
    • Звуковой плакат "Говорящая азбука" (ЗП-6517) , . Представляем Вашему вниманию уникальную новинку - развивающие звуковые плакаты, которые содержат стихотворения, занимательные и поучительные рассказы о животных, звуки, издаваемые ими, а…
    17 ..

    ЭВФОНИЯ (ЗВУКОВОЙ СОСТАВ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ)

    Человеческая речь осуществляется при помощи звуков, различная комбинация которых дает слова и предложения. В практической речи эти звуки почти не задерживают на себе внимания. Поняв речь, мы забываем, как, она звучит. Иное дело в речи поэтической, где имеется установка на выражение. Здесь звуки речи приобретают большее значение и в некоторых условиях даже могут во впечатлении заслонить восприятие значения.

    * Эвфония включена Б. Томашевским в раздел стилистики, тогда как более привычно включение ее в стиховедение. В науке 20-х гг. существовало и более широкое понимание поэтической фонетики. Б. И. Ярхо определял ее как «учение об эстетически примененных звуках речи» (Ars poetica , с. 12) и включал в нее просодию, стихологию (ритм, системы стихосложения, теория клаузул, рифма) и собственно эвфонию (Методология точного литературоведения, с. 214–215).

    При изучении звуков человеческой речи мы должны учитывать следующие моменты: произносимые нами звуки есть не только отвлеченные звуки, которые мы только слышим, – это есть результат некоторой произносительной работы, в которой участвуют наши органы произношения. В восприятии звуков у нас сливаются воедино и представления о звучании, и представления о способе производства этих звуков. Звучание (акустическая сторона) совершенно неотделимо от произношения (артикуляция). В человеческом языковом звуке акустика и артикуляция – две стороны одного и того же. Поэтому, если мы употребляем слово «звук», то разумеем под этим словом не одну только музыкальную сторону речи, но также и представление о движении языка, мускулов гортани, напряжении голосовых связок, выдохе и т.п.

    Звуки следует различать по их роли в системе языка. Некоторые особенности произношения, как большая или меньшая скорость речи, повышения или понижения голоса, характеризуют собой фразу в целом и объединяются в понятии «интонация». Другие моменты, как качества звука (различные гласные и согласные звуки), ударение (сравни «замок» и «замок»), определяют отдельные слова и их формы (явления фонетические в узком смысле слова).

    Наконец, в среде всех этих явлений можно учитывать моменты количественные (к которым применимо сравнение: больше или меньше, например, усиление звука, т.е. ударение, длительность звука, высота музыкального тона), с одной стороны, и качественные – с другой (качественные явления – типичные, несравнимые: свойства звуков «а», «о», «л», «п» не сравниваются между собой. Звук «п» типичен, он не может быть более «п» или менее «п»). Эти качественные типы звуков именуются фонемами*

    * Элементы фонемы, учитываемой только с ее музыкально-звуковой (слуховой) стороны, именуются акусмами; элементы артикуляции (движения органов речи) называются кинемами, комбинации того и другого – кинакемами.

    Среди фонем следует различать гласные звуки (произносимые с приоткрытым ртом) и согласные (в произношении которых органы речи более или менее тесно смыкаются, и к основному звуку примешиваются шумы от трения воздуха о сомкнутые органы произношения).

    Гласные различаются: ударные (полного образования) – «и», «э», «о», «ы», «а», «у» и неударные (редуцированные) – те же звуки в неударенном положении с присоединением звуков, слышимых, когда мы произносим «а» и «о» не под ударением (например, в словах «закон», «говорю» – звуки, изображаемые буквою «о», различны в зависимости от того, находятся ли в слоге непосредственно перед ударяемым или в каком-нибудь другом месте слова), а также «е» в неударенном положении (звук близкий к «и»).

    Гласные отличаются высотой тембра. Самый высокий (пронзительный) звук – «и», самый низкий (глухой) – «у».

    Кроме того, из гласных выделяют лабиализованные «о» и «у», при произношении которых сближаются губы.

    Из числа согласных выделяют в особую группу «сонорные», приближающиеся по своему характеру к гласным – носовые «н» и «м» и язычные «л» и «р». Среди сонорных особое место занимает звук «р», представляющий как бы ряд голосовых взрывов, сопровождающихся дрожанием кончика языка. Остальные сонорные получаются при неподвижной установке органов речи.

    Остальные согласные делятся на две группы – звонкие, произносимые полным голосом («в», «б», «д», «з», «ж», «г»), и глухие, произносимые шепотом («ф», «п», «т», «с», «ц», «ш», «ч», «к», «х».)* Между звонкими и глухими имеются соответствия – каждому звонкому соответствует глухой и обратно («б» и «п», «в» и «ф» и т.д.). Звуку «ч» соответствует звонкий, слышимый в слове «прежде» на месте орфографического «д», звуку «х» – южно-русское «г», сохранившееся в литературном говоре под влиянием «семинарского» произношения в словах религиозного происхождения «Господь», в косвенных падежах слова «бог» – «бога», «богу», «боги» и т.п.**

    * В конце слов и перед глухими согласными буквы «б», «в» и т.д. обозначают глухие звуки, например «столб», «рожь», «второй», «раз» – столп, рош, фторой, рас.

    ** Звонкий соответствующий звуку «ц» почти отсутствует в русском языке, но знаком всем по грузинским фамилиям «Думбадзе», «Чхеидзе» и т.п. Иногда этот звук появляется при столкновении конечного «ц» с начальным звонким согласным, напр.: «мудрец большой».

    С другой стороны, те же звуки делятся на взрывные (мгновенные) и фрикативные (длительные). К первым относятся: «п», «т», «к», «б», «д» и «г», ко вторым – «ф», «с», «ш», «в», «з», «ж». Промежуточное положение занимают аффрикаты, начинающиеся со взрывного звука и заключающиеся фрикативными («ч», «ц», отчасти «дь» и «ть», звучащие как «д (з) ь», «т (с) ь» со слабым призвуком «з» и «с»).*

    * «ть» (т мягкое) соответствует одновременно и твердому «т» и твердому «ц». Впрочем, встречается «т» мягкое и без пазвука в комбинации с мягким «л»: «тля», «петли». То же и по отношению к «д» («для», «медлить»). Впрочем, в современном произношении «д» и «т» в таких положениях стремятся к отвердению.

    Все согласные (в том числе и сонорные) делятся на твердые и мягкие, например «н» и «нь», «р» и «рь», «с» и «сь», «б» и «бь». Твердые и мягкие имеют в русском правописании одно и то же буквенное обозначение, но в середине слов перед гласной за твердыми согласными пишутся гласные «а», «о», «ы», «у», за мягкими – «я», «ё», «и», «ю». Перед согласными и в конце слов твердые обозначаются одной буквой, а к мягким приписывается знак «ь».

    Следует отметить, что буквы «ш», «ж» и «ц» в русском языке всегда обозначают твердые звуки (ср. камыш и мышь, жирный и жаворонок, целый и конец), а «ч» и «щ» (буква, обозначающая сложный звук «шч») – всегда мягкие («меч» и «ночь», «щи» и «пощада»).

    Классификация согласных совершается по признаку артикуляции, т.е. по тем органам, которые принимают участие в их образовании (при этом не учитывается язык, как участвующий в большинстве звуков, – вернее учитывается орган, к которому язык примыкает).

    Различают согласные губные («в», «ф», «б», «п»; среди сонорных – носовое «м»), зубные («д», «т», «з», «ц», «ж», «ш», «ч»; среди сонорных – «н») и задненёбные («г», «к»). С другой стороны, по акустическому эффекту выделяют свистящие («з», «с» и «ц») и шипящие («ж», «ш» и «ч»).

    Гласные и согласные звуки, объединяясь между собой, образуют слоги. В каждом слоге есть более сильно произносимый звук, к которому примыкают слоги. Звук этот именуется слоговым. Обыкновенно слоговым звуком является гласный, и каждому гласному соответствует один слог. Впрочем, иногда гласный звук может и не образовать слога и явиться «неслоговым». Таково, например, «у» в некоторых иностранных словах: «Фауст», «клоун», а также в белорусском и малорусском языках на месте русских «в» и «л» (воук–волк, дзеука–девка и т.п.). Весьма распространенным является в русском языке и неслоговое (й). Звук этот входит в состав орфографических гласных я, ё, ю, е (йа, йо, йу, йэ)*, когда они стоят в начале слов, или после гласного, или в начале раздельно произносимого слога (яма, ёлка, юг, ехать, объявление, объем, приют, отъезд, вьюга, линия и т.п.). Он же изображается буквой «и» после гласных (сарай, чайка, пойдем, войско). В некоторых положениях** звук этот можно считать согласным (звонкий фрикативный средненёбный звук). В таком случае его именуют йотом.

    * Эти же буквы после согласных обозначают только мягкость предшествующего согласного: няня-ньаньа, рёв-рьов, люлька-льулька и т.п.

    ** Перед ударным гласным: «яма», «ёлка», «юг», «ехать».

    Кроме свойств звука и произношения, относящихся к предложению и слову, следует отметить еще свойства, связанные с характером речи говорящего, с его голосом. Мы различаем речь, произнесенную звонко и произнесенную глухо, произнесенную плаксиво или вкрадчиво и т.п. В этих характеристиках голоса мы отмечаем то, что именуется тембром голоса. Каждый человек обладает своим тембром, который он может менять лишь в своих, довольно тесных пределах, главным образом в зависимости от эмоционального качества речи.

    Разработка тембра, чрезвычайно важная для актера и декламатора (а также для оратора), обычно остается без внимания в творчестве писателя, так как чрезвычайно трудно в художественных произведениях указать, каким тембром следует произносить данное произведение, и, кроме того, невозможно рассчитывать, что в голосовых средствах любого читателя может оказаться необходимый тембр.

    Отмечу еще одну сторону произношения. Наш произносительный аппарат может производить также и музыкальные звуки (пение). Голосовые связки в этом случае иначе ставятся, чем при говорном произношении. В музыкальном произношении основные тоны речи выделяются над шумами речевых звуков (у неопытного певца с плохой «дикцией» невозможно разобрать слов), в обыкновенном говоре – шумы заглушают музыкальные тоны. Некоторые произведения требуют произношения, близкого к пению, музыкального, другие, наоборот, – ясно выраженного «говорного». Обыкновенно сам текст подсказывает, взять ли нам «напевный» тон или «говорной». Так, читая гоголевскую прозу «Чуден Днепр при тихой погоде», мы несколько приближаемся к напевности произношения, в то время как обычный чеховский рассказ требует говорного стиля. Например, совершенно немыслимо слышать напевное чтение таких фраз: «Шум поднялся страшный... С маленького столика попадали бутылки... Кто-то ударил по спине немца Карла Карловича Фюнф... С криком и смехом выскочило несколько человек с красными физиономиями из спальной; за ними погнался встревоженный лакей». («Корреспондент».)

    Весь звуковой материал человеческой речи в художественном произведении организован, упорядочен. Эта организация вообще бывает вторичной, т.е. механически получается в результате осуществления речи в нужных автору синтаксических формах, в нужной ему лексике. Но иногда внимание направляется непосредственно к звучанию. При этом приходится учитывать, на что обращено внимание автора. Если организованы количественные моменты произношения, то мы получаем ритмическую речь; совокупность приемов организации ритмической речи составляет эвритмию. Если внимание направлено на качество звуков, то мы имеем эвфонию в узком смысле этого слова.

    Человеческая речь осуществляется при помощи звуков, различная комбинация которых дает слова и предложения. В практической речи эти звуки почти не задерживают на себе внимания. Поняв речь, мы забываем, как, она звучит. Иное дело в речи поэтической, где имеется установка на выражение. Здесь звуки речи приобретают большее значение и в некоторых условиях даже могут во впечатлении заслонить восприятие значения.

    При изучении звуков человеческой речи мы должны учитывать следующие моменты: произносимые нами звуки есть не только отвлеченные звуки, которые мы только слышим, - это есть результат некоторой произносительной работы, в которой участвуют наши органы произношения. В восприятии звуков у нас сливаются воедино и представления о звучании, и представления о способе производства этих звуков.

    Звучание (акустическая сторона) совершенно неотделимо от произношения (артикуляция). В человеческом языковом звуке акустика и артикуляция - две стороны одного и того же. Поэтому, если мы употребляем слово «звук», то разумеем под этим словом не одну только музыкальную сторону речи, но также и представление о движении языка, мускулов гортани, напряжении голосовых связок, выдохе и т.п.

    Звуки следует различать по их роли в системе языка. Некоторые особенности произношения, как большая или меньшая скорость речи, повышения или понижения голоса, характеризуют собой фразу в целом и объединяются в понятии «интонация». Другие моменты, как качества звука (различные гласные и согласные звуки), ударение (сравни «замок» и «замок»), определяют отдельные слова и их формы (явления фонетические в узком смысле слова).

    Наконец, в среде всех этих явлений можно учитывать моменты количественные (к которым применимо сравнение: больше или меньше, например, усиление звука, т.е. ударение, длительность звука, высота музыкального тона), с одной стороны, и качественные - с другой (качественные явления - типичные, несравнимые: свойства звуков «а», «о», «л», «п» не сравниваются между собой. Звук «п» типичен, он не может быть более «п» или менее «п»). Эти качественные типы звуков именуются фонемами.

    Среди фонем следует различать гласные звуки (произносимые с приоткрытым ртом) и согласные (в произношении которых органы речи более или менее тесно смыкаются, и к основному звуку примешиваются шумы от трения воздуха о сомкнутые органы произношения).

    Гласные различаются: ударные (полного образования) - «и», «э», «о», «ы», «а», «у» и неударные (редуцированные) - те же звуки в неударенном положении с присоединением звуков, слышимых, когда мы произносим «а» и «о» не под ударением (например, в словах «закон», «говорю» - звуки, изображаемые буквою «о», различны в зависимости от того, находятся ли в слоге непосредственно перед ударяемым или в каком-нибудь другом месте слова), а также «е» в неударенном положении (звук близкий к «и»).

    Гласные отличаются высотой тембра. Самый высокий (пронзительный) звук - «и», самый низкий (глухой) - «у».

    Кроме того, из гласных выделяют лабиализованные «о» и «у», при произношении которых сближаются губы.

    Из числа согласных выделяют в особую группу «сонорные», приближающиеся по своему характеру к гласным - носовые «н» и «м» и язычные «л» и «р». Среди сонорных особое место занимает звук «р», представляющий как бы ряд голосовых взрывов, сопровождающихся дрожанием кончика языка. Остальные сонорные получаются при неподвижной установке органов речи.

    Остальные согласные делятся на две группы - звонкие, произносимые полным голосом («в», «б», «д», «з», «ж», «г»), и глухие, произносимые шепотом («ф», «п», «т», «с», «ц», «ш», «ч», «к», «х».) Между звонкими и глухими имеются соответствия - каждому звонкому соответствует глухой и обратно («б» и «п», «в» и «ф» и т.д.). Звуку «ч» соответствует звонкий, слышимый в слове «прежде» на месте орфографического «д», звуку «х» - южно-русское «г», сохранившееся в литературном говоре под влиянием «семинарского» произношения в словах религиозного происхождения «Господь», в косвенных падежах слова «бог» - «бога», «богу», «боги» и т.п.

    С другой стороны, те же звуки делятся на взрывные (мгновенные) и фрикативные (длительные). К первым относятся: «п», «т», «к», «б», «д» и «г», ко вторым - «ф», «с», «ш», «в», «з», «ж». Промежуточное положение занимают аффрикаты, начинающиеся со взрывного звука и заключающиеся фрикативными («ч», «ц», отчасти «дь» и «ть», звучащие как «д (з) ь», «т (с) ь» со слабым призвуком «з» и «с»).

    Все согласные (в том числе и сонорные) делятся на твердые и мягкие, например «н» и «нь», «р» и «рь», «с» и «сь», «б» и «бь». Твердые и мягкие имеют в русском правописании одно и то же буквенное обозначение, но в середине слов перед гласной за твердыми согласными пишутся гласные «а», «о», «ы», «у», за мягкими - «я», «ё», «и», «ю». Перед согласными и в конце слов твердые обозначаются одной буквой, а к мягким приписывается знак «ь».

    Следует отметить, что буквы «ш», «ж» и «ц» в русском языке всегда обозначают твердые звуки (ср. камыш и мышь, жирный и жаворонок, целый и конец), а «ч» и «щ» (буква, обозначающая сложный звук «шч») - всегда мягкие («меч» и «ночь», «щи» и «пощада»).

    Классификация согласных совершается по признаку артикуляции, т.е. по тем органам, которые принимают участие в их образовании (при этом не учитывается язык, как участвующий в большинстве звуков, - вернее учитывается орган, к которому язык примыкает).

    Различают согласные губные («в», «ф», «б», «п»; среди сонорных - носовое «м»), зубные («д», «т», «з», «ц», «ж», «ш», «ч»; среди сонорных - «н») и задненёбные («г», «к»). С другой стороны, по акустическому эффекту выделяют свистящие («з», «с» и «ц») и шипящие («ж», «ш» и «ч»).

    Гласные и согласные звуки, объединяясь между собой, образуют слоги. В каждом слоге есть более сильно произносимый звук, к которому примыкают слоги. Звук этот именуется слоговым. Обыкновенно слоговым звуком является гласный, и каждому гласному соответствует один слог. Впрочем, иногда гласный звук может и не образовать слога и явиться «неслоговым». Таково, например, «у» в некоторых иностранных словах: «Фауст», «клоун», а также в белорусском и малорусском языках на месте русских «в» и «л» (воук-волк, дзеука-девка и т.п.).

    Весьма распространенным является в русском языке и неслоговое (й). Звук этот входит в состав орфографических гласных я, ё, ю, е (йа, йо, йу, йэ), когда они стоят в начале слов, или после гласного, или в начале раздельно произносимого слога (яма, ёлка, юг, ехать, объявление, объем, приют, отъезд, вьюга, линия и т.п.). Он же изображается буквой «и» после гласных (сарай, чайка, пойдем, войско). В некоторых положениях звук этот можно считать согласным (звонкий фрикативный средненёбный звук). В таком случае его именуют йотом.

    Кроме свойств звука и произношения, относящихся к предложению и слову, следует отметить еще свойства, связанные с характером речи говорящего, с его голосом. Мы различаем речь, произнесенную звонко и произнесенную глухо, произнесенную плаксиво или вкрадчиво и т.п. В этих характеристиках голоса мы отмечаем то, что именуется тембром голоса. Каждый человек обладает своим тембром, который он может менять лишь в своих, довольно тесных пределах, главным образом в зависимости от эмоционального качества речи.

    Разработка тембра, чрезвычайно важная для актера и декламатора (а также для оратора), обычно остается без внимания в творчестве писателя, так как чрезвычайно трудно в художественных произведениях указать, каким тембром следует произносить данное произведение, и, кроме того, невозможно рассчитывать, что в голосовых средствах любого читателя может оказаться необходимый тембр.

    Отмечу еще одну сторону произношения. Наш произносительный аппарат может производить также и музыкальные звуки (пение). Голосовые связки в этом случае иначе ставятся, чем при говорном произношении. В музыкальном произношении основные тоны речи выделяются над шумами речевых звуков (у неопытного певца с плохой «дикцией» невозможно разобрать слов), в обыкновенном говоре - шумы заглушают музыкальные тоны. Некоторые произведения требуют произношения, близкого к пению, музыкального, другие, наоборот, - ясно выраженного «говорного».

    Обыкновенно сам текст подсказывает, взять ли нам «напевный» тон или «говорной». Так, читая гоголевскую прозу «Чуден Днепр при тихой погоде», мы несколько приближаемся к напевности произношения, в то время как обычный чеховский рассказ требует говорного стиля. Например, совершенно немыслимо слышать напевное чтение таких фраз: «Шум поднялся страшный... С маленького столика попадали бутылки... Кто-то ударил по спине немца Карла Карловича Фюнф... С криком и смехом выскочило несколько человек с красными физиономиями из спальной; за ними погнался встревоженный лакей». («Корреспондент».)

    Весь звуковой материал человеческой речи в художественном произведении организован, упорядочен. Эта организация вообще бывает вторичной, т.е. механически получается в результате осуществления речи в нужных автору синтаксических формах, в нужной ему лексике. Но иногда внимание направляется непосредственно к звучанию. При этом приходится учитывать, на что обращено внимание автора. Если организованы количественные моменты произношения, то мы получаем ритмическую речь; совокупность приемов организации ритмической речи составляет эвритмию. Если внимание направлено на качество звуков, то мы имеем эвфонию в узком смысле этого слова.

    Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика — М., 1999 г.

    1. Знакомство с понятием «звук речи».

    Ученики вместе с учителем слушают различные звуки и л общей беседе устанавливают разницу между физическими звуками (стук, скрип и т.п.), звуками, которые издают животные, и звуки речи. Выясняется, что звуки речи свойственны только человеку.

    Мы уже знаем, что речь состоит из слов. Теперь попробуем определить из чего состоят слова.

    Учитель обращается к словам разных языков, предъявляет уче­никам те из них, которые, имея общее значение, совсем не похо­жи по звуковому составу, например: ночь и найт, мяч и бил. Срав­нив их, ученики пробуют объяснить, чем же они не похожи. Учитель, принимая активное участие в общем разговоре, подсолит их к выводу, что эти слова состоят из разных звуков.

    Теперь детям можно задать вопросы: а что же такое звуки речи? Как и при помощи чего они образуются? Свободные отпеты на такие вопросы покажут начальный уровень осознания учениками понятия «звук» и их способность чувствовать артикуляцию.

    2. Наблюдение звукового состава слов.

    Учитель предлагает ученикам медленно произносить слова, ста­раясь протягивать каждый звук, и при этом смотреть друг на друга. Можно также использовать небольшие зеркала, глядя и которые ученики смогут увидеть движения речевых органов при произне­сении разных звуков. Чтобы дети явственно заметили движения губ и языка, нужно подобрать слова, при произнесении которых эти движения будут хорошо заметны, например: молоко, павлин.

    Вывод о способах произнесения звуков пока делается и свобод­ной форме: кто-то из детей может сказать «рот говорит», кто-то - звуки получаются, потому что губы и язык двигаются» и т.д. На последующих уроках учитель подводит учеников к более точному пониманию работы артикуляционного и голосового аппарата.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Чтобы успешно оперировать звуками, нужно научиться пони-Мать и чувствовать движения губ и языка, работу голосовых связок. Этому содействуют упражнения артикуляционной гимнастики, приведенные на с. 158.

    4. Наблюдение механизма образования отдельных звуков речи, Участия губ, языка и голоса.

    Ученики под руководством учителя произносят разные звуки речи, обсуждают и устанавливают способ образования каждого из них: в каком положении при этом находятся губы и язык, участвуют ли голосовые связки.

    Рассматриваются особенности произнесения, например, звука [м]. Губы плотно сомкнуты. Язык не принимает решающего участия. Убедится в этом можно, произнося звук с языком, поднятым кверху, опущенным книзу или сдвинутым в сторону. Работу


    Так уже с самого начала на примере знакомства с звонкими звуками ученики готовятся к усвоению парных согласных. В заключение делается вывод, что в образовании звука участвуют губы и голос, а язык лежит спокойно.

    Аналогично рассматривается произнесение звука [с]. Здесь главную роль играет язык: его кончик упирается в нижние зубу если изменить его положение, звука не получится. А вот губы практически не участвуют: звук получается и при вытянуты, при растянутых губах. Голос тоже не участвует. Звук [с] произносится только шепотом, при включении голоса получается другой звук - [з].

    Таким образом анализируется произношение примерно шес­ти-восьми звуков. В результате дети с помощью учителя делают вывод: каждый звук речи произносится по-своему; если изменил положение языка, губ, включить или выключить голос, то меня­ется и звук.

    Поскольку в дальнейшем ученики достаточно часто будут воз­вращаться к наблюдению за движениями языка, губ и участием голоса, целесообразно познакомить их с термином «артикуля­ция» - работа или положение органов речи при произнесении звуков речи. Но не следует требовать от учеников обязательного использования этого термина в их собственной речи. Достаточно, если им будет пользоваться учитель, а дети будут его понимать.

    В заключение целесообразно предложить ученикам произнести несколько коротких слов, сначала наблюдая в зеркале, как при этом движутся губы и язык, а потом проговорить эти же слова без зеркала, концентрируя внимание на движениях своего артикуля­ционного и голосового аппарата. После чего еще раз повторяете сделанный ранее общий вывод - слова состоят из звуков.

    5. Знакомство с графическим изображением звуков.

    Учитель просит учеников вспомнить любой звук, но не произ­носить его вслух. Дав 10 -20 с на размышление (прием, приучающий детей держать паузу между заданием или вопросом и ответом), учитель предлагает одному из учеников произнести задуманный им звук, например [а].

    Затем следует задание задумать и назвать два других звука, выполняется так же, как и первое. Вызванный ученик например, звуки [у], [м].

    Как вы думаете, сколько звуков произнесли Митя и Алеша вместе? (Три.) Повторите эти три звука. ([а], [у], [м].)

    А теперь вспомните и подготовьтесь произнести еще три новых звука. Молчите, пока я не спрошу кого-нибудь из вас.

    После паузы один из учеников произносит, например, звуки [л], [п],[и].

    Здесь уже не все смогут ответить правильно: кому-то трудно посчитать в уме, а кто-то просто забыл предыдущие звуки. Вот если бы они были зафиксированы на доске или на бумаге, тогда ответить на вопрос было бы легко.

    Учитель показывает ученикам, что звук обозначается точкой или маленьким кружком. Сначала был произнесен один звук, потом- Дна, потом -три. Их запись выглядит так: о о о о о о.

    6. Формирование умения определять количество звуков.

    Учитель просит учеников послушать звуки, которые он произ­несет, и сказать, сколько они услышали звуков: [a] [м]. (Два.) Оба звука обозначаются в тетради кружками, расположенными через клеточку.

    А сколько звуков я произнесла теперь: [ос]? (Тоже два.)

    Пропустите вправо три клеточки и начертите их на той же строчке рядом друг с другом, но уже без пропуска клеточки.