Понятие и виды выборов. Муниципальные выборы. Избирательное законодательство РФ. Что будем делать с полученным материалом. Плюсы и минусы пропорциональной системы




Выборы – основной способ воздействия граждан на власть. Почему все же стоит ходить на выборы?

Материалы по теме:

Несколько очевидных причин, чтобы воспользоваться своим голосом.

Почему все же стоит ходить на выборы?

  1. Первая и самая важная причина. Право голоса, право выбора дано верховным законом - Конституцией - всем гражданам России. Реализация этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством, влиять на власть и даже менять ее.
  2. От того, кого выберем, зависит наша дальнейшая жизнь.
  3. Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.
  4. Максимальная явка - залог честных выборов.
  5. Избирательный участок находится в шаговой доступности от места проживания. Среднее время на голосование для избирателя - минут пятнадцать, с учетом дороги. Неужели вам жалко всего 15 минут своего времени для хорошего дела? Вы настолько ленивы и апатичны?
  6. Волеизъявление - это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.
  7. И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

Впервые за десять лет в этом году представилась возможность москвичам избрать своего мэра.

С.Собянин, из интервью « Первому каналу »

Возможность выбора дается гражданам довольно редко - раз в несколько лет, если мы говорим о думских и президентских выборах, или выборах главы города (в тех регионах, где эта должность выборная). Это - настоящая, хоть и редкая, возможность сделать что-то для того, чтобы сделать свою жизнь, свой город, свою страну немного лучше. Попытаться, по крайней мере.

Некоторые несознательные граждане считают, что от того, опущен ли бюллетень в урну, ничего не зависит, потому что у нас все «не так» или «не этак»... Хочется таким гражданам задать вопрос: «А вы попробовали что-то сделать, чтобы приблизить момент, чтобы было «так»?» Ведь у вас был шанс, пусть маленький, но вы им не воспользовались, вы не выразили свою волю. И кто вам виноват теперь, что что-то «не так»?

Установка видеокамер на избирательных участках довольно наглядно показала, что голосуют все, даже те, кто на выборы не ходил. В ряде регионов нашей страны были замечены и сняты на видео вбросы в урны пачек бюллетеней. Эти бюллетени - голоса тех, кто выборы проигнорировал. Логика проста: хоть избиратель и не пришел, но бюллетень-то на него есть, почему же его не использовать... Хотите такого «выбора» - тогда не ругайтесь, что вас что-то не устраивает.

Попробуем развеять несколько устойчивых предрассудков.

Ходить на выборы - надо!

Участие в выборах - гражданский долг гражданина и его право выразить свою позицию по отношению к власти - действующей или будущей. Не нравится действующий чиновник и/или, наоборот, очень нравится определенный кандидат - есть возможность его поменять на того, кого вы считаете более эффективным управленцем. И чем больше тех, кто с вами согласен, тем выше шанс сменить неугодного.

«Я никому не верю, поэтому на выборы не пойду»

Порог явки - т.е. минимальное количество проголосовавших, необходимо для признания результатов выборов на конкретном участке действительными, - был отменен несколько лет назад. Это значит, что даже если свою волю выразит всего один человек, результат будет действительным. И этот результат может вам не понравиться... Придите на участок и проголосуйте за партию или кандидата, наиболее близких вам по убеждениям.

«Никому не верю, но приду и испорчу бюллетень»

Недействительные (испорченные) бюллетени не распределяются между кандидатами. Таким образом можно проголосовать за того, чья позиция совсем не близка.

«Зачем идти на выборы, если результаты все равно будут подделаны?»

Вот потому и надо, что чем выше явка избирателей, тем сложнее фальсифицировать результаты выборов. А из-за того, что вы на участок не придете, вы сами лично даете отличную возможность использовать ваш бюллетень за вас. Не давайте такой возможности! Для честных выборов необходима максимальная явка, необходим каждый голос.

«Власть принимает решения, которые нужны ей, а мнение народа никого не интересует»

Если бы народ активнее высказывал свое мнение, таких мыслей бы не было. Да, изменения происходят не сразу и не вдруг. Это постепенный процесс. Но именно в ваших силах его не только запустить, но и продолжать влиять на принятие властных решений.

Сидеть на кухне, охаивая власть - непродуктивно. Это просто бесполезные сотрясения воздуха. К тому же, не проголосовав, морального права обсуждать ситуацию у вас нет, т.к. вы не приложили никаких усилий для ее изменения.

Не оправдывайте собственное бездействие. Идите на выборы и голосуйте - потому что это единственный действенный рычаг народного влияния.

С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования - своеобразный элемент демократии - первобытный по характеру.

В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.

Что же касается народовластия в Российской Федерации, то это понятие раскрывается в следующих положениях ст. 3 Конституции РФ:

Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

Власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Непосредственная демократия) - это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия - это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. своих избирателей.

Власть, избранная народом, является легитимной, т. е. легальной (законной).Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis - законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами, поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой части населения страны. Легальность свидетельствует о юридическом, законодательно обоснованном типе правления.

Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Литература:

  1. Трусов Н.А., ГореваТ.В.. Избирательное право России. Деятельность полиции по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации: учебное пособие / Н.А. Трусов, Т.В. Горева. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России,2015.
  2. В. П. Пугачев, А. И. С оловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

С одной стороны , главное предназначение парламента заключается в том, чтобы принимать законы, регулирующие жизнь государства и общества. Для этого имеют значения программы партий, деловые и моральные качества самих депутатов, точная расстановка сил: блокирующее меньшинство, простое большинство или конституционное большинство.

Однако нетрудно заметить, что с этой точки зрения предстоящие выборы не имеют ровно никакого значения. Совершенно никакого. Уже достаточно давно в Думе принимаются законы, подготовленные исключительно в недрах правительства и администрации президента. Большинство депутатов голосует так, как им велят (или дозволяют) руководители партийных фракций (редкие исключения никакой роли не играют). Все партии за исключением КПРФ и ряда отдельных депутатов голосуют единым образом, как бы это не пытался опровергнуть Жириновский во "Временах" у Познера (у большинства в парламенте такой запас прочности, что часть депутатов иногда запросто могут позволить продемонстрировать самостоятельность своих позиций). У реальной оппозиции либеральному курсу нет никаких шансов получить в Думе даже блокирующее меньшинство. А мнимая оппозиция всегда будет действовать в пределах выделенных ей для этого лимитов.

В общем, данная сторона вопроса не представляет абсолютно никакого интереса. Законодательная деятельность парламента декоративна и носит технический характер.

Вот, к примеру, депутат нынешнего созыва А. Крутов честно признается: "Знаете, я когда-то был Народным депутатом СССР. Это было давно. Я помню те выборы, помню людей, которые ходили голосовать, ходили агитировать без всяких денег. Люди горели, они думали, что вот сейчас мы изменим эту жизнь, которая нам всем опостылела. Они верили в это. Они были искренними, шли на митинги, на собрания, собирались тысячи людей. И вот за эти годы мы, политики, их обманули, предали. Когда я пришел в Государственную Думу, мне казалось, что я смогу внести какое-то нравственное начало в политику. Оказалось, что это очень сложно. Что я имею в виду, говоря "нравственное начало"? Все те законопроекты, которые предлагались нами и мною, касались нравственных и духовных сфер нашего общества, так и не были приняты. Ни один, за исключением немногих половинчатых".

И если даже вдруг при новом ее составе появятся серьезные разногласия, то только потому, что по команде от закулисной власти в стенах парламента будет разыгрываться какая-нибудь новая политическая комбинация, которая от результатов самих выборов если и будет зависеть, то сугубо тактически. Скорее же наоборот - планируемые и программируемые результаты выборов зависят от того, что именно планируется разыграть в дальнейшем. Скажем, Грызлову по какому-нибудь важному кадровому вопросу скажут так проголосовать, а Миронову не так, а как Зюганов заведомо проголосует. В результате: пятьдесят на пятьдесят, после чего, гладишь, и революцию какую-нибудь красно-желтую замутить можно будет...

В общем, какой-то смысл от результатов выборов только в этой стороне искать можно. На хорошие, нужные стране и народу законы надежды никакой. На администрацию президента надежды больше, чем на парламент. Там хоть что-то реально решить могут.

Но есть у выборов и вторая сторона , не столь очевидная, но в некотором смысле, даже более важная. Выборы очень ясно показывают политические настроения в обществе, и, в свою очередь, активно формируют эти настроения.

Например, провал СПС и "Яблока" ясно показывает не столько, быть может, окончательный провал либерально-демократических идей, сколько полный провал и неспособность доморощенных демократов к их практической реализации, сплошной блеф и обман. И даже безграничная поддержка либералов СМИ не способна скрыть этого. Неудачи национал-патриотических сил тоже показывают не столько идеологическую, сколько практическую их слабость и неспособность к политическому объединению, вся сила которых легко перекрывается информационной блокадой, бессмысленность игры по чужим правилам. Относительно высокий и стабильный уровень поддержки КПРФ показывает, что рано, да и не нужно списывать со счета социалистические идеи и настроения. Анализ результатов голосований в Думе показывает то, что одномандатники, как правило, голосуют лучше, чем партийцы и т.д. Т.е. по динамике изменения поддержки тех или иных кандидатов, тех или иных партий можно было достаточно точно судить о смене и векторе изменения настроений в обществе. Сами избиратели также, основываясь на общих результатах, где осознанно - где интуитивно, вносили поправки в свои позиции.

Теперь же и этого не будет. Не будет второй составляющей, придающей хоть какой-то смысл парламентским выборам.

Результаты нынешних выборов решающим образом зависят уже от самой системы выборов. По-хорошему, парламент должен формироваться исключительно по одномандатным округам. Не партии о трех головах, с неизвестным внутриутробным наполнением, мы должны выбирать, а конкретных людей, которых мы знаем и уважаем. История российского парламентаризма показала, что именно по одномандатным округам в Думу попадали яркие личности, относительно независимые, способные отстаивать (в т.ч. внутри фракций) свое мнение. И даже партии, формируя, свои партийные списки, считались с этим, в результате чего такие люди проходили в т.ч. и по этим самым партийным спискам.

Постепенно все изменилось. Сначала стали зачищать от слишком строптивых сами партии, воздвигли серьезные информационные и финансовые препятствия на пути независимых кандидатов, потом же и вовсе решили зачистить Думу от одномандатников, заодно запретив участие в выборах объединениям и поставив непреодолимый 7 % барьер на пути новых партий (не путать со старыми под новыми названиями). Вроде еще и демократия, а вроде уже и нет... Но тогда что и зачем?

Психология избирателя такова, что он не хочет отдавать свой голос впустую, заведомо непроходным (и неважно по каким причинам) партиям. На это и рассчитаны все рейтинги, которые усиленно муссирую средства массового информирования и программирования. Стадный инстинкт и привычка болельщиков (которых, как правило, много у лидеров чемпионата и мало у аутсайдеров) заставят многих из нас отдать свой голос не той партии, которой мы действительно симпатизируем, а действовать методом исключения: за эту не буду ни за что, за эту - никогда, за эту и за ту нет смысла, остается только вот эта. А дальше последний вопрос: идти или не идти...

Хотелось, скажем, мне один хороший союз поддержать, а после того, как ни разу не увидел его рейтинга по телевизору, да еще и узнал, что ряд уважаемых кандидатов отказалось войти в его списки - так и мне расхотелось. Не вижу смысла без рейтинга и без хорошей компании.

Как знать, быть может, если бы мы все, невзирая ни на какие рейтинги, проголосовали за того, за кого хотим - наши кандидаты, наша партия была бы в Думе, а так мы даже никогда не узнаем: а сколько нас таких, которые пошли на вполне разумные компромиссы с совестью. Ну, пусть бы оказалось нас меньше 7 % - к следующему разу подтянулись бы, а так... Бы, да кабы. Вот это самое плохое в новой системе выборов - они лишают нас надежд и на будущие выборы тоже.

Если и есть какой-то смысл в грядущих парламентских выборах, так это только тот, что они должны показать полную свою бессмысленность для народа, и для страны. А дальше думать надо...
г. Новосибирск

Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса и его принципы.

Основные этапы и элементы избирательного процесса.

Избирательные системы.

Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выбо­ ры - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формиру­ются центральные и местные представительные органы го­сударственной власти, определяются кандидаты на вы­борные должности (от президента или главы прави­тельства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

    президентские

    парламентские,

    муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

    очередные,

    внеочередные,

    дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес вы­боров в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и зна­чением самих этих органов. Если, к примеру, в Великоб­ритании выборными являются только нижняя палата пар­ламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяю­щее значение для стабильного функционирования полити­ческой системы, то в недемократических странах они не ока­зывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопар­тийной системой или с системой одной доминирующей пар­тии они в основном не приводят к власти новые политичес­кие силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

В политологической литературе можно встретить ут­верждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не ока­зывающим решающего влияния на политические процес­сы государства. Они лишь создают видимость причастнос­ти граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандида­тов на выборные должности является в основном прерога­тивой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предос­тавляется лишь право выбора между кандидатами, утвер­жденными конкурирующими партиями. И все же боль­шинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осущес­твления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К ним можно отнести следующие:

    смена власти мирным путем;

    осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои пред­ выборные программы партии и отдельные кандидаты;

    легитимация и стабилизация политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некото­рых других структур власти;

    политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток полити­ческой информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

    рекрутирование политической элиты. В результате вы­боров обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

Формирование эффективно действующей оппози­ции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избира­ тельное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избира­телями и представительными учреждениями, порядок от­ зыва депутатов.

Избирательное право основывается на принципах все­общности, равенства, прямого (косвенного) и тайного го­лосования. Данные принципы закреплены и в Конститу­ции Республики Беларусь (ст. 64 - 68).

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые гражда­не, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз - это условие, ограничивающее участие граждани­на в осуществлении тех или иных политических прав), та­ких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несовместимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут изби­раться лица, занимающие определенную государственную должность.

Таким образом, существующие цензы в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цен­зы, государство с их помощью устанавливает избиратель­ный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан госу­дарства, которые по закону наделены правом голоса.

Принцип равных выборов основывается на трех услови­ях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации - два голоса. Это обусловлено дей­ствующими в данных странах разными типами избиратель­ных систем.

Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или по числен­ности населения). Поскольку численность населения посто­янно меняется в связи с миграциями, смертностью и т.п., на практике "нарезка" абсолютно равных по численности насе­ления избирательных округов невозможна. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избиратель­ных округов не должна превышать 2 %.

В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародова­ние в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право канди­датов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.

Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представитель­ных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Да­ния, Республика Беларусь, Российская Федерация), пре­зидентов Беларуси, Италии, России.

При косвенных (непрямых) выборах граждане избира­ют выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов изби­раются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии.

Принцип тайного голосования предполагает исключе­ние контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гаран­тируется гражданам свобода выбора и защита их от возмож­ного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каж­дому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран.

Выборы - это избрание чиновников населением. Данная процедура является важнейшей формой гражданского участия в политической и общественной жизни страны. Сегодня в большинстве государств мира есть те или иные выборы, благодаря которым формируется и меняется легитимная власть.

Понятие выборов

Избирательное право - ключевой подвид конституционных прав, закрепленных в главном законе - Конституции. Без него невозможно представить свободное гражданское общество. Голосование - осуществление жителей страны власть чиновникам).

По своей сути понятие выборов неразрывно связано с В каждой стране регулярные голосования проводятся согласно устоявшемуся законодательству.

Избирательное законодательство РФ

В современной России на выборах избираются депутаты всеобщего и местных парламентов, президент, мэры городов и главы субъектов Федерации. Имеется несколько источников избирательного права страны. Это нормативные акты (законы), которые регулируют порядок проведения голосования.

Понятие выборов и их место в жизни страны определяются Конституцией Российской Федерации, уставами областей, краев, городов, а также конституциями республик, состоящих в Федерации. Это законодательство на протяжении всего периода современной истории РФ остается основой ее избирательной системы.

Существуют и специализированные нормативные акты. В первую очередь это Федеральный закон, принятый в 2002 году. Ключевое его назначение - гарантия гражданам Российской Федерации сохранения их избирательных прав. В этом Федеральном законе описываются процедуры голосования, а также принципы проведения агитационных кампаний. За годы своего существования документ переживал несколько редакций и правок. Тем не менее, несмотря на все видоизменения, основная его сущность осталась прежней.

Изменение избирательного законодательства носит циклический характер. Оно редактируется в качестве ответа на меняющуюся политическую конъюнктуру. Например, в 2004 году были отменены выборы губернаторов, а уже через несколько лет их вернули. Единичные правки могут вноситься специальными распоряжениями и Российской Федерации. Некоторые детали избирательного законодательства находятся в компетенции Центральной избирательной комиссии и Государственной Думы. Поэтому выборы зависят еще и от их постановлений и решений.

Прямые и косвенные выборы

В большинстве государств приняты прямые и демократические выборы. Это означает, что чиновников определяет непосредственно гражданин. Для проведения голосования работают избирательные участки. Житель страны фиксирует свой выбор в бюллетене. Волеизъявление народа определяется по сумме этих бумаг.

Помимо прямых, есть еще и противоположные им косвенные выборы. Самым известным примером подобной системы являются США. В случае косвенных выборов избиратель делегирует свои полномочия выборщикам (а те позже транслируют волю своих избирателей и заканчивают выборы). Это довольно сложная и запутанная система, принятая в разных странах во многом из-за приверженности к традициям. Например, в США президента страны избирают не граждане, а Точно так же двухстепенно формируется верхняя палата индийского парламента.

Альтернативные и безальтернативные выборы

Две системы выборов (альтернативная и безальтернативная) определяют характер всей избирательной системы, вне зависимости от ее остальных особенностей. В чем их сущность и разница? Альтернативность предполагает, что у человека есть выбор между несколькими кандидатами. При этом граждане отдают предпочтение диаметрально противоположным программам и политическим идеям.

Безальтернативные выборы сводятся к единственной партии (или фамилии) в бюллетене. Сегодня подобная система практически исчезла из повсеместной практики. Тем не менее безальтернативные выборы сохраняются в странах с однопартийной системой, где власть может быть авторитарной или тоталитарной.

Мажоритарная избирательная система

В мире сегодня существуют самые разные виды выборов. Хотя в каждой стране сложилась своя уникальная практика, можно выделить несколько ключевых тенденций. Например, одна из самых распространенных избирательных систем - мажоритарная. При подобных выборах территория страны делится на округа, и в каждом из них проводится свое голосование (с уникальными списками кандидатов).

Особенно мажоритарная система эффективна при избрании парламента. Благодаря ней в попадают депутаты, которые представляют интересы всех без исключения регионов страны. Как правило, кандидат баллотируется от округа, уроженцем которого он сам и является. Оказавшись в парламенте, такие депутаты будут иметь четкое и ясное представление об интересах людей, проголосовавших за них. Именно так в наилучшей форме выполняется представительная функция. Важно соответствие принципу о том, что на самом деле в парламенте голосует не депутат, а избравшие его и делегировавшие ему полномочия граждане.

Виды мажоритарной системы

Мажоритарная система делится на три подвида. Первый - принцип абсолютного большинства. В этом случае для того, чтобы победить, кандидату необходимо набрать больше половины голосов. Если с первого раза такого кандидата определить не получается, то назначаются дополнительные выборы. В них участвуют два человека, в активе которых наибольшее количество голосов. Такая система чаще всего характерна для муниципальных выборов.

Второй принцип касается относительного большинства. Согласно нему, кандидату для победы достаточно любого математического преимущества над противниками, даже если эта цифра не преодолевает порог 50%. Гораздо реже встречается третий принцип, касающийся В этом случае устанавливается конкретное необходимое для победы количество голосов.

Пропорциональная избирательная система

Распространенные виды выборов основываются на партийном представительстве. Согласно этому принципу, функционирует пропорциональная избирательная система. Она формирует выборные органы власти посредством партийных списков. Избираясь в округе, кандидат также может представлять интересы (например, коммунистов или либералов), однако в первую очередь он предлагает гражданам свою собственную программу.

В случае с партийными списками и пропорциональной системой дело обстоит иначе. Такое голосование на выборах ориентируется на политические движения и организации, а не на отдельную личность политика. Накануне выборов партии составляют свои списки кандидатов. Затем после голосования каждое движение получает в парламенте количество мест, пропорциональное отданным голосам. В представительный орган попадают кандидаты, занесенные в списки. При этом предпочтение отдается первым номерам: широко известным в стране политикам, общественным деятелям, популярным ораторам и т. д. Основные виды выборов можно охарактеризовать и иначе. Мажоритарные - индивидуальны, пропорциональные - коллективны.

Открытые и закрытые партийные списки

У пропорциональной системы (как и у мажоритарной) есть свои разновидности. В число двух основных подвидов входит голосование по открытым партийным спискам (Бразилия, Финляндия, Нидерланды). Такие прямые выборы - это возможность для избирателя не только выбрать партийный список, но и поддержать конкретного члена партии (в некоторых странах поддержать можно двоих и больше). Так складывается рейтинг предпочтения кандидатов. В подобной системе партия не может единолично решать, какой состав ей выдвинуть в парламент.

Закрытые списки используются в России, Израиле, Европейском союзе и ЮАР. В данном случае гражданин имеет право проголосовать только за понравившуюся партию. Конкретные люди, которые попадут в парламент, определяются самой политической организацией. Избиратель в первую очередь голосует за общую программу.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

Все виды выборов обладают своими преимуществами и недостатками. Пропорциональная система положительно отличается тем, что голоса граждан не пропадают просто так. Они идут в общую копилку партии и влияют на политическую повестку дня. Есть в этом правиле и важное обстоятельство. В каждой стране принят определенный порог. Партии, не прошедшие эту отметку, в парламент не попадают. Поэтому наиболее справедливыми в данном случае считаются выборы в Израиле, где минимальный порог составляет всего лишь 1% (в России 5%).

Недостатком пропорциональной системы считается частичное искажение принципа народовластия. Списочные избранники неизбежно теряют связь со своими избирателями. Если кандидатов определяет партия, им не нужно доказывать людям собственную компетенцию. Многими специалистами закрытые списки критикуются за подверженность всевозможным политтехнологиям. Например, существует «принцип паровоза». Используя его, партии ставят впереди своих закрытых списков узнаваемых в народе людей (звезд кино, эстрады и спорта). После выборов эти «паровозы» отказываются от своих мандатов в пользу малоизвестных партийных функционеров. Истории известно множество случаев, когда закрытость партий приводила к диктатуре внутри организации и засилью бюрократии.

Смешанные выборы

Избирательная система может совмещать два основных принципа (мажоритарный и пропорциональный). При этой конфигурации она будет считаться смешанной. В России при избрании парламента сегодня действуют именно такие прямые всеобщие выборы. Половина депутатов определяется по спискам, другая половина - по одномандатным округам. Смешанная избирательная система будет применена на 18 сентября 2016 года (до этого она использовалась на выборах в Госдуму до 2003 года включительно). В 2007-ом и 2011-ом действовал пропорциональный принцип с закрытыми партийными списками.

Смешанной системой называют и другие форматы избирательной системы. Например, в Австралии одну палату парламента избирают по партийным спискам, а другую - по одномандатным округам. Также существует смешанная связанная система. Согласно ее правилам, места в парламенте распределяются по одномандатному мажоритарному принципу, но голосование проходит по спискам.

Преимущества и недостатки смешанного принципа

Любая смешанная система отличается гибкостью и демократичностью. Она постоянно меняется и предлагает стране несколько способов сформировать состав представительных органов. Избирательные участки в этом случае могут стать местом сразу нескольких выборов, проходящих по разным принципам. Например, в России голосование на муниципальном уровне городов все чаще проводится именно в таком формате.

Смешанные прямые выборы - это важный фактор размельчения политической системы. Поэтому специалисты считают ее серьезным испытанием для стран с молодой несостоявшейся демократией. Раздробленные политические организации вынуждены создавать коалиции. Партийное большинство в парламенте в таком случае практически не достижимо. С одной стороны, это мешает принятию решений, с другой стороны, подобная картина - наглядный образец разносторонности общества, в котором есть множество групп с разными интересами. Смешанность избирательной системы и большое количество мелких партий были характерны для России и Украины 1990-х гг.