Николай петрович старинский - биография, компромат, фотографии. Митрополит питирим старинкий по кличке "цыган"




Митрополит Питирим, в миру Николай Старинский - выходец из крепкого, как говорили в 30-х гг. прошлого века, кулацкого рода на Белоцерковщине. История жизни его отца поистине является свидетельством бурного 20-го века. Собирался стать монахом, бежал от раскулачивания в Гомель, в 36-м был арестован и сослан на строительством Транссиба в Хабаровск. Вернулся уже после войны, снова попытался уйти в монастырь, но епископ благословил на священничество. Так что Николай родился уже в семье сельского священника, служившего в окрестных крохотных и бедных селах.

Одним из самых ярких воспоминаний детства Питирима осталось сожжение церкви в его деревне Червоны Яры (Таращанский район Киевской области) в период обострения борьбы с религиозным опиумом в хрущевские времена. Для понимания характера владыки стоит упомянуть, что, рассказывая про это происшествие, Питирим непременно упоминает о скорой и бесславной гибели всех виновников богохульного акта.

Поповский сын поступил в киевский строительный институт и одновременно работал на стройке. Всю последующую жизнь Питирим использовал навыки хозяйственного, или как говорят нынче, делового подхода к жизни, без которого было невозможно стать прорабом даже в советские времена. Но одновременно стал ревностным прихожанином во Владимирском соборе, и в 1965-м поступил в Московскую духовную семинарию, затем последовало обучение в духовной академии, монашеский постриг и наречение Коли Старинского иеродиаконом Питиримом.

По завершению обучения был направлен в Киев, где обосновался в Почаевской лавре. Путь от скромного насельника до архимандрита лавры Питирим прошел за 14 лет. Затем в его биографии и произошло событие, которое враги и друзья митрополита объясняют очень по-разному.

В официальной биографии значится, что Питирим (Старинский) был осужден на шесть лет заключения за антисоветскую деятельность и пропаганду. Что и говорить, вполне уважаемая статья для священника, особенно если тонко намекать, что антисоветчина заключалась в распространении Библии среди паломников. Но сам Питирим в одном из своих интервью признал, что антисоветская литература действительно существовала, но у другого человека из почаевской братии.

А вот среди некоторых кругов в самой УПЦ, не скрывающих свою антипатию к «Цыгану» (эта кличка прилипла к Питириму со времен лагеря), поговаривают, что на самом деле наказание шло по статье за хозяйственные преступления. ОБХСС не одобрял деловой подход даже к церковной собственности.

Еще одно объяснение можно найти в Интернете. Оказывается, в то время Почаевскую лавру раздирали сугубо церковные противоречия, наместника Иакова (Панчука) чуть не в открытую обвиняли в «болезни католицизмом». Как водится, вражда церковников передавалась прихожанам, пока однажды какая-то больная женщина, из странниц, «воительница за веру Христову», во время службы в соборе не рубанула топором наместника Лавры. Топор был достаточно острый, но монашеский клобук смягчил удар, нанесенный слабой старушечьей рукой. Отделавшийся испугом архимандрит Иаков в открытую обвинил архимандрита Питирима в подстрекательстве.

Так или иначе, но Питирим принять смиренно неправый кесарский суд … отказывается и бежит в Казахстан, где год скрывается от правоохранительных органов у старца Алексия (Буланова), духовника Казахстанской епархии, человека чрезвычайно авторитетного в православном мире. По какой-то причине в 1982 году Питирим возвращается, получив от неких покровителей гарантии безопасности. Но покровители подвели, а может, направили Питирима на новый участок работы.

Суд приговаривает архимандриту к шести годам заключения. Тут стоит успокоить фанатичных поклонников: о магаданских лагерях и особых ужасах в отношении правозащитника речь не шла. К чести Питирима, он и сам не называет диссидентом или правозащитником. Он отбывал срок в одной из заурядных зон Черкасской области, и вышел досрочно, в 1986-м. Лагерная история оставляет простор для достаточно неприятных для Питирима допущений: начиная от, якобы, имеющихся с тех пор связей с уголовными структурами, которыми он, якобы, запугивал своих противников в епархии, до предположений о его сотрудничестве не только с КГБ (этого избежали очень немногие советские попы), но и с лагерным «кумом». Но, как мы сейчас видим, подобные слухи не мешают у нас становиться президентами, что уж говорить о митрополитах!

Выйти из лагеря досрочно Питириму помог митрополит Никодим, он же выделил протеже приход в Тернопольской области. Так началась новая жизнь Николая Старинского: наместник Киево-Печерской Лавры, епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский. В 1993 году назначен архиереем Николаевской и Вознесенской епархии.

Епархия ему досталась не из легких: храмов мало да и те бедные, население и растущая буржуазия жертвовать на церковь не слишком расположены, к тому же, николаевские церковники имели в УПЦ дурную репутацию, изведя своими интригами предыдущего епископа Варсонофия. Питирима тут приняли поначалу высокомерно и пренебрежительно, как «западенского» выходца с тюремным прошлым. И вскоре поплатились за это. Новый епископ быстро взял епархию стальной хваткой. О степени установленного им контроля людям, знающим внутрицерковный быт, многое скажет следующий факт: Питирим сам назначал, кому из священников служить панихиды и какие, изымая себе продукты и иные подношения мирян, а потом наделяя священников по своему разумению. Говорят, значительная часть подношений даже продавалась.

Любой храм окружен людьми, принимающими самое живое участие в его внутренней жизни, и далеко не всегда они готовы подчиниться любому распоряжению настоятеля или епископа. За 17 лет руководства (окормления) Питиримом епархией таких осталось очень мало. Неблагонадежные священники лишались приходов на месяцы, а то и годы, в лучшем случае - ссылались в бедные и далекие села. Нужно напомнить людям, далеким от православной церкви, что приход и службы являются единственным источником дохода для правильного священника. Парадокс: Питирим, воспринимаемый всеми как последовательный сторонник Москвы, активно насыщал южную епархию выходцами с Тернопольщины, неприхотливыми, приученными к послушанию и фанатично верными. Никто никогда не смог доказать связей Питирима с КГБ, но работать с кадрами он умеет так, что любая спецслужба позавидует.

Немногочисленная оппозиция поначалу активно распространяла истории о выращивании и торговле луком под эгидой епископа, о каких-то историях с отписанными дачами и т.д. И таяла, таяла, таяла. А вот влияние епископа, а затем архиепископа в Николаеве росло. Росло и количество храмов и приходов. Восстановился Свято-Михайловский Пелагеевский монастырь, уникальный не только для юга Украины. И для этого действительно очень много сделал Питирим. Поговаривают, что Пелагеевский монастырь стал для Питирима настоящей крепостью: во всяком случае, во время приезда Кашпировского и иных, враждебных церкви персон, владыка стремительно ретируется в свое надежное убежище.

В отличие от других церковных иерархов, владыка Питирим очень требователен к создателям храмов и часовен, прославлять их не спешит, а если не уверен в своем полном контроле, может и притормозить возведение нового храма, сколь бы значителен он не был. Так, только из-за жесткой позиции Питирима заморожено строительство уникального, не имеющего аналогов в мире храма святой Екатерины в Яхт-клубе, инициатором и создателем которого является предприниматель Панна.

Задолго до получения сана митрополита Питирим стал очень влиятельным человеком в Николаеве. Любой архиерей должен находить общий язык с местными властями, как минимум, для получения землеотводов для церкви. Питирим сумел вернуть епархии архиерейский дом, расположенный рядом с кафедральным собором, несмотря на то, что во времена советской власти там размещался Дом учителя, получить участок под новой собор в одном из самых дорогих районов города, не говоря уже об уступках помельче. Но года четыре назад его отношения с мэром Владимиром Чайкой испортились. Чайка не простил владыке поддержки конкурента, Виктора Загоруя, протеже тогдашнего губернатора Алексея Гаркуши. А Питирим, как истинный князь церкви, не считал, что он должен отчитываться перед мэром в своих действиях. Кроме того, общеизвестная бесцеремонность мэра в напоминании своих благодеяний вкупе с его катастрофическом невежестве в понимании православия, теплоты в отношении этих двух людей добавить не могла.

При этом на архиерейских приемах перед великими праздниками можно регулярно встретить и экс-губернатора, народного депутата Николая Круглова, и кое-кого из депутатов областного и городского совета. Наибольшее количество сторонников Питрима можно встретить среди депутатов-регионалов и витренковцев, но и в ярдах других партий и беспартийных все большее количество людей с большим вниманием прислушиваются к словам церковного владыки. В 2008 году местный еженедельник «Николаев за неделю» даже поставил владыку Питирима на седьмое место в рейтинге самых влиятельных людей Николаева (выше главы областной налоговой, губернатора и председателя облсовета!).

Возведение Питирима в сан митрополита резко повысило его вес, не только в структуре УПЦ Московского Патриархата, но и, в особенности, в городе Николаеве. Тем более с учетом новой политики активного влияния на общественную жизнь, которую проводит Патриарх Кирилл. В феврале 2010-го, в отличие от предыдущих выборов, листовки «За Януковича» в храмах не раздавали, что отнюдь не означает смену политических симпатий или отказ от наставления мирян столь важном деле, как политика. Просто происходит это в форме, менее заметной для светской прессы. Учитывая, что Патриарх Кирилл претендует на особую роль во влиянии России на Украину, новоиспеченному митрополиту также забот добавится.

А вот в части награждения Питирима званием «Человек года», по-моему, просматривается не столько желание самого митрополита в общественном признании (это как если человек, получивший погоны генерала, будет вожделеть юбилейной медальки), сколько попытка Владимира Чайки сделать шаг к примирению. Сегодня иметь в своих врагах митрополита Питирима - роскошь непозволительная для политика.

Биография

Архиепископ Питирим (Старинский) родился 19 марта 1944 года в селе Червоные Яры Таращанского района Киевской области. В 1964 году поступил в Московскую духовную семинарию, затем в Московскую духовную академию. Окончил ее со степенью кандидата богословия в 1972 году. В 1969 году пострижен в монашество с наречением имени Питирим и рукоположен во иеродиакона. По окончании академии, (с 1972 года), - насельник Свято-Успенской Почаевской Лавры. В 1974 году рукоположен во иеромонаха, в 1986 году возведен в сан архимандрита. По доносу почаевского наместника Иакова (Панчука) (ныне уже покойный филаретовский митрополит Луцкий и Волынский УПЦ-КП) начинает преследоваться КГБ. Вынужден скрываться от преследований в Казахстане.

По возвращении в Украину, 1марта 1982 года был арестован прямо во Владимирском соборе Киева и осужден к 6 годам лишения свободы за антисоветскую агитацию. Правозащитник вышел на свободу уже при Горбачеве в 1986 году, благодаря ходатайству митрополита Никодима (Руснака) перед властями. С 23 февраля 1992 года - наместник Киево-Печерской Лавры. Священный Синод Украинской Православной Церкви решением от 25 августа 1992 года определил архимандриту Питириму быть епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. 26 августа 1992 года в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, епископы Херсонский и Таврический Иларион и Белоцерковский Ипполит совершили хиротонию архимандрита Питирима во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского. В 1993 году Преосвященный Питирим назначен правящим архиереем Николаевской епархии, которую окормляет до сих пор.

  • Он сторонник-противник
  • Он сторонник-противник

    Владыка, Вы хорошо помните 50-60 годы, период разрухи и лечения раны, нанесенной Великой Отечественной войной. Как тогда возрождалась Церковь?

    - Она возрождалась из пепла, и яко финикс, процвела. В послевоенные годы к ней относились положительно. Если кто помнит из старых киевлян, здесь первым уполномоченным был Федотов. Избирали тогда на такие должности не ярых атеистов, которые бы разрушали Церковь. Уполномоченный был бывшим семинаристом. Приезжая к моему отцу на приход, говорил: Батюшка, у вас тут чуть-чуть непорядок, и здесь что-то нужно подтянуть, всегда проявляя тактичность и воспитанность. Когда к власти пришел Хрущев, то в погоне за коммунизмом он начал упразднять все приходы, и доупразднялся до того, что в нашем селе церковь просто сожгли. Мы сильно горевали. Это был большой деревянный казацкий храм 1750 года. На нем висела охранная доска, говорящая о том, что церковь является памятником архитектуры. С началом Великого поста в 1962 году сельсовет приказал вырвать ее из храмовой стены и сдать на хранение, а в Чистый Четверг сделали верующим такой подарок.

    Это было дело рук директора местной школы. Вместе со своими единомышленниками, дождавшись окончания чтения Страстных Евангелий, он выбил в храме окна и закинул в средину пылающие тряпки, пропитанные бензином. Все это видел один из местных жителей. Спустя несколько дней директор сильно заболел и слег в могилу, а через две недели рядом с ним положили и сына, который в то время проходил службу в армии. Через три-четыре года из виновников безбожного поступка не осталось в живых ни одного. Мой отец два года оставался без прихода. Мы переживали, что снова начнется история 1930-х. Потом ему дали приход в селе Скибинцы. Но это уже был киевский период моей жизни. Я пошел в столицу и начал работать и учиться в строительном институте. Дата пострига: 1969 г. Биография:

    Родился в с. Червоные Яры Таращанского р-на Киевской обл. Украины.

    После окончания средней школы и строительного техникума в 1964 г. поступил в МДС, затем — в МДА.

    В 1969 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.

    В 1972 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

    С 1972 г. насельник Успенской Почаевской лавры.

    В 1974 г. рукоположен во иеромонаха. В 1983 г. осужден за антисоветскую деятельность и приговорен к 6 годам лишения свободы.

    В 1986 г. досрочно освобожден. В 1986 г. возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Кременецкого Богоявленского монастыря. С 23 февраля 1992 г. наместник Киево-Печерской лавры.

    26 августа 1992 г. в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского. В 1993 г. назначен епископом Николаевским и Вознесенским.

    В июле 2009 г. возведен в сан митрополита.

    Образование:

    1964-1968 гг. — Московская духовная семинария.

    3 сентября. ПРАВМИР. 2 сентября в Николаеве, в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном на ул. Лягина, произошло нападение на митрополита Николаевского и Очаковского Питирима. Об этом сообщает Николаевская областная интернет-газета Новости-Н .

    Около полудня в храм вошел неизвестный мужчина средних лет, подошел к митрополиту, и в агрессивной тональности начал обвинять его в том, что он живет неправедно, не думает о своей пастве, что Господь отберет у него все неправедно нажитое имущество: дом, машину, дачу и т. д. За все это, как выразился неизвестный, «гореть тебе в аду». При этом неизвестный периодически хватал Питирима за руки и за рясу.

    На защиту владыки бросилась одна из храмовых старушек, которая попыталась оттащить агрессивно настроенного неизвестного от священнослужителя.

    Сам митрополит тоже не растерялся и позвонил по мобильному телефону руководству милиции г. Николаева.

    К моменту прибытия наряд патрульной службы и участкового неизвестный уже скрылся. Личность его устанавливается. Существуют предположения, что речь идет о человеке с определенными психическими отклонениями.

    В настоящее время собираются материалы для обращения суд по ст. 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях – «мелкое хулиганство».

    Митрополит Николаевский и Очаковский Питирим (Николай Петрович Старинский) родился 19 марта 1944 года в селе Червоные Яры Таращанского района Киевской области в семье священника.

    В 1951-1961 году учился в средней школе. В 1964 году закончил Киевский строительный техникум.

    В 1965 году вступил в Московскую Духовную семинарию, а в 1968 – в Московскую Духовную академию. В 1969 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона. Закончил МДА с ученой степенью кандидата богословских наук в 1972 году. Тема научной работы: “Святитель Димитрий Ростовский, его богословские труды и пастырская деятельность”.

    С 1972 года – насельник Свято-Успенской Почаевской Лавры. В 1974 году иеродиакон Питирим принял сан иеромонаха, в 1986 году – сан архимандрита.

    26 августа 1992 года состоялась хиротония архимандрита Питирима в епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского.

    22 июня 1993 года Преосвященный Питирим назначен епископом Николаевским и Вознесенским.
    23 ноября 2000 года возведен в сан архиепископа.
    27 июля 2009 года возведен в сан митрополита.

    Решением Священного Синода УПЦ от 25 августа 2012 (Журнал №75) в связи с созданием Вознесенской епархии Правящему Архиерею Николаевской епархии определено именоваться «Николаевский и Очаковский»

    Награжден орденом РПЦ прп. Сергия Радонежского II ст., орденами УПЦ: прп. Нестора Летописца I ст., “Рождество Христово – 2000” I ст., «1020 лет Крещения Киевской Руси», орденом святителя Димитрия Ростовского (Туптала) – 25 августа 2012 г.

    Рождественское послание Высокопреосвященнейшего митрополита Николаевского и Очаковского Питирима

    боголюбивым пастырям, всечестному иночеству
    и всем верным чадам Николаевской епархии
    Украинской Православной Церкви

    Днесь восприемлет Вифлеем
    Седящего присно со Отцем

    Стих из службы Рождества Христова

    «Да возвеселятся небеса, и радуется земля» (Пс 95, 11), прославляя Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Вселенная, веселися - Бог из Девы воплотился! Днесь празднуется явление Бога во плоти - «явися благодать Божия, спасительная всем человекам» (Тит 2, 11).

    Воспоминая Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Церковь призывает весь мир: «Христос рождается - славите! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися!»

    Почему ликует святая Церковь, прославляя Рождество Христово? Потому что оно еще здесь, на земле, дарует нам особую благодатную жизнь. Через Свое Рождество Господь открыл нам вход в Царствие Небесное. Сколько любви и милосердия, сострадания внес Спаситель в человеческую среду, полную греха, зависти и неправды! Человеческий разум не может разъяснить всю силу добра, которое соделал Господь Своим Воплощением всем людям.

    Еще в древние времена языческие философы предугадывали, что в мир приидет Кто-то необыкновенный. Все ожидали, что явится Тот, Кто изменит, Кто одухотворит всю вселенную. И апостол Павел пишет: «Многочастне и многообразне древле Бог, глаголавший отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне» (Евр. 1, 1-2). И вот пришло «чаяние языков», обновление жизни. «Взошла звезда над Вифлеемом» - родился Спаситель мира и коренным образом изменилась духовная жизнь всего человечества.

    «Свет Разума осиял всех людей», «седящих во тьме и сени смертной», и просветил их сим светом, даруя надежду на спасение.

    «Нині у Віфлеємі дивна нови́на: Марія Діва родила Сина» (украинская колядка). Над вифлеемским полем пастушков воссияла благодать Божия - явился Ангел Господень, и сказал пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И многочисленное воинство небесное воспело: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 9-14).

    Когда же ангелы вознеслись на небо, тогда пастушки с радостным чувством сказали друг другу: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лук. 2, 15). И они первыми поклонились Христу, хотя были не знатными людьми.

    Когда это происходило, город Вифлеем был переполнен людьми, приехавшими на перепись населения со всех концов страны. И так случилось, что все были заняты какими-то важными личными делами, а Христу Богу нашему даже не нашлось места в гостинице. И престарелый святой Иосиф Обручник с Мариею должны были заночевать в пещере, куда загоняли скот в ненастную погоду. Вот здесь и родился Христос - Спаситель мира.

    И сейчас среди шума мирской суеты не дадим земным заботам заглушить главное в нашей жизни, дадим место нашему Спасителю и примем Его в свое сердце с той любовью, которая стремится помочь и утешить нуждающихся наших братьев.

    Поспешим же с волхвами к Богомладенческим яслям и принесем с поклонением Ему наши дары. Персидские звездочеты принесли все что имели лучшего. И нам следует принести Богу самое ценное - чистое золото нашей любви, фимиам наших светлых чувств и драгоценную смирну наших добрых побуждений.

    Не будем забывать, что Рождество Христово есть прежде всего день священный, Богодарованный день, который мы чтим, вспоминая о Божественной Любви, не пожалевшей Единородного Сына Своего для спасения всего человечества.

    Поспешим же к Нему, чтобы Он освятил нас Своей благодатью. Пойдем к Нему, чтобы согреться Его милосердием любви о спасении душ наших, чтобы, исполняя евангельские заповеди, мы были детьми Божиими. Поспешим же, как пастушки, в смирении сердец наших помолиться Подателю жизни об умножении любви среди народа Отечества нашего, чтобы благодать Рождества Христова осенила нашу жизнь, посылая нам мир и благоволение.

    Поздравляю Вас, возлюбленные братья и сестры, со светлым праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Помолимся же Господу Богу, Новорожденному Младенцу Христу, чтобы Он даровал нам новое лето благости Своей. Да будет оно летом времени мирного и благодатного.

    Христос рождается - славите; Христос с небес - срящите!

    + Питирим
    Митрополит Николаевский и Очаковский
    Рождество Христово 2017-2018 гг.
    г. Николаев