Косовское поле. Историческая память в сербии. Граф Дракула vs. господарь Влад




15 июня 1389 года, в праздник весьма почитаемого сербами святого Вита, произошло знаменитое сражение на Косовом поле. Неподалеку от современной Приштины, в узкой долине реки Ситницы меж двух горных хребтов, погибли князь Лазарь, султан Мурад и еще тысячи православных и мусульман. Несмотря на отвагу и отчаянные старания первых, победу одержали османы. Эта битва во многом определила судьбу как Сербии, на пять столетий попавшей под власть турок, так и всего Балканского полуострова.

Битва была в самом разгаре, когда в турецком лагере появился сербский вельможа Милош Обилич. Он сообщил, что переходит на сторону турок и у него есть срочное сообщение для султана. Серба незамедлительно отвели в шатер Мурада, который с радостью встретил перебежчика и показал знаком, чтобы тот облобызал ему ноги. Однако Милош, оказавшись рядом с султаном, неожиданно вонзил ему в грудь спрятанный в складках одежды кинжал. "Удар пришелся в середину сердца; из-за этой раны варвар затем, спустя немного времени, окончил свою жизнь. Отважный христианин выполнил свое обещание и завоевал славную победу, окруженный столькими врагами. Среди пораженной и обескураженной толпы сатрапов и телохранителей Мурада он сражался в одиночку и поражал то одного, то другого, пока не добрался до своего коня. Он уже поставил ногу на левое стремя и сначала даже смог подняться в седло, но тут отряд янычар окружил славного рыцаря Христа, подобно многочисленной стае собак, и зарубил его, нанеся бесчисленное количество ран ". Так неизвестный итальянский автор XV века описывает самый драматический сюжет великой битвы. Но что же к ней привело?



Для увеличения изображения карты щелкните мышкой по карте

КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА

Осман I (1258-1326) - основатель династии, правившей до 1922 года

В конце XIII века бейлик (область правления) эмира Османа был незначительным владением кочевников-тюрок, расселившихся в византийской Малой Азии. Но уже его внук Мурад I (правил в 1359-1389 годах) был государем могущественной державы. Турки играли на противоречиях балканских государств, объединяясь с одними из них против других. Например, византийский император Иоанн VI оплатил их помощь в гражданской войне деньгами, присланными московским князем Симеоном Гордым на ремонт храма Святой Софии. В то же время, воюя против христиан, они провозглашали джихад, что привлекало в турецкое государство множество мусульман, желавших очиститься от грехов. Наконец, турки сумели создать совершенную для своего времени военную машину, обеспечившую победы над византийскими и западноевропейскими воинами-профессионалами. Основную силу османской армии составляли тяжеловооруженные конные сипахи и отличная пехота - знаменитые янычары.

Мурад I Богоподобный (1326-1389) - османский султан, погиб на Косовом поле

В то время как турки укрепляли свою мощь, на Балканах шли войны между слабеющей Византийской империей и желавшими занять ее место Сербией и Болгарией. Основным регионом, за который они сражались, была Македония, но каждая из сторон преследовала одну цель: покорение всего Балканского полуострова. Религиозного единства среди христиан тоже не наблюдалось: западные соседи насаждали католицизм, а в Боснии верх одержало богомильство . На фоне всех этих противоречий огромным преимуществом выглядело несокрушимое единство ислама.
В первой половине XIV века в последний раз взошла звезда средневековой Сербской державы. Ее король Стефан Дечанскии в 1330 году разгромил сильного болгарского царя Михаила Шишмана. Впрочем, он сам вскоре разделил судьбу соперника: его сверг с престола и задушил собственный сын - Стефан Душан (1331-1355), который в результате войн с Византией и Венгрией создал огромное государство. В состав этой державы входили не только сербские земли, но и Македония, Эпир, Фессалия, часть Фракии. Как часто бывает в таких случаях, за военными успехами потянулись культурные и правовые преобразования. В Косово, в городе Печ, в 1346-м образовалась впервые в истории сербская патриархия, а сам Стефан короновался как "царь и самодержец сербов и греков". Трудно сказать, как пошли бы его дела дальше, если бы он столкнулся с турками, но Душан рано умер, и держава затрещала по швам. Второй и последний сербский царь Стефан Урош V (1355-1371) после кончины был провозглашен святым, но при жизни не сумел удержать в руках созданной отцом державы.

Баязид I (1354-1403) - османский султан, победил на Косовом поле

В 1366-м бездетный Урош "ради мира в державе" передал титул наследника престола и реальную власть одному из своих приближенных - Вукашину Мрнявчевичу. Тот с братом Углешей попытался сохранить сербскую мощь. В 1371 году 2 они собрали большое войско из сербов, болгар, боснийцев, венгров и валахов и двинулись на турецкий Адрианополь. Но в ночь на 26,сентября в долине Марицы это нестройное ополчение было внезапно атаковано одним-единственным отрядом сипахов и уничтожено, братья погибли.
Теперь прямой и безопасный путь в сердце Балкан открылся для мусульман. Вот уже захвачены Западная Фракия, почти вся Македония. Сербии стало вовсе не до имперских амбиций - речь зашла о независимости. Отстаивать ее в лишившейся правителя стране взялся один только князь Лазарь Хребелянович, владетель Крушевца на Мораве. К этому времени ему шел уже пятый десяток лет, и он был давно известен народу как неплохой правитель и хитрый дипломат.

Лазарь Хлебелянович (1329-1389), последний "самодержавный господин" Сербии

Эти качества позволили Лазарю достичь заметных успехов. Ему удалось установить мир с соседями - воинственными болгарскими царствами Видинским и Тырновским, могущественным королем Венгрии и Польши Лайошем Великим, а также с Твртко Боснийским. Он привел сербскую церковь к соглашению с Константинополем (отношения были разорваны после того, как Стефан Душан отказался признавать церковную власть Константинополя) - вселенский патриарх признал сан патриарха сербского. Князь удачно выдал замуж дочерей - зятьями его стали Вук Бранкович, владетель Косова поля, тырновский царь Иван Шишман и правитель Черногории Георгий Балшич. С их помощью Лазарь стал подчинять прочих, непокорных феодалов и к концу 1370-х добился своего. При этом сам он не принял ни царского (императорского), ни даже королевского титула, а в грамотах стал называть себя "самодержавным господином сербов" и "самодержцем сербской земли", что было куда скромнее.
Тем временем, покончив с малоазийскими делами и подавив мятеж собственного сына, Мурад I смог с легким сердцем вернуться к балканским делам. Он перебросил в Европу большую армию, напал в 1382 году на Сербию и взял крепость Цателицу. В 1388 году турки разорили Тырново и заставили болгарского царя Ивана Шишмана признать себя их вассалом. А в июне 1389-го султан вторгся в Сербию. Пройдя через ущелье, турки перешли реку Мораву и заняли позиции на равнине на границе этой страны с Боснией и Албанией - во владениях Лазарева зятя и вассала Вука Бранковича. Здесь и сошлись полумесяц с крестом.

НАПРАСНАЯ ЖЕРТВА
Собравшиеся на Косовом поле войска насчитывали с обеих сторон приблизительно по 30 000 человек, однако точное их число определить сейчас, конечно, невозможно. В любом случае сражение получилось грандиозным по меркам средневековой Европы, где воинские отряды были, как правило, невелики. Армию мусульман возглавляли сам султан и его сыновья, Баязид и Якуб, христианскую - князь Лазарь Хребелянович. Кроме того, на стороне сербов воевали боснийцы во главе с воеводой Влатко Вуковичем, отряды албанцев и герцеговинцев, поляков и венгров, а также валахов князя Мирчи Старого. Силы сторон были почти равны, но у турок, в отличие от христиан, имелось единое командование - Лазарь не распоряжался своим войском так полновластно, как Мурад.
Согласно "Югославской энциклопедии" Косовская битва покрыта густым мраком неизвестности. Если верить песням и поздним летописям, она длилась три дня, но, вероятно, это всего лишь символическое число. Очевидно одно - сражались долго и исход боя был неясен. Возможно, именно это и подтолкнуло Обилича к решению убить султана.



Эту сцену изображали по разному. Автор сербской гравюры XIX века считает, что султан пал в бою

Весть о гибели вождя могла посеять панику, но старший сын Мурада Баязид не растерялся. Он велел скрыть смерть отца и убить соперника, брата Якуба, сам же повел турок в атаку и сумел одержать верх над сербами. Смерть старого султана решила и судьбу князя Лазаря, которого турки взяли в плен и по приказу Баязида казнили. Единственный в средневековой сербской истории правитель, павший на поле боя, был погребен в монастыре Раваница и вскоре канонизирован.
Позже, в XVII веке, сложатся знаменитые песни Косовского цикла. В них доблестный князь и "господа сербская" принимают вызов султана и выходят на бой. Храбрый воевода Милош, которого напрасно подозревали в измене, пробирается в лагерь врага и поражает там Мурада. А настоящим предателем оказывается зять Лазаря - Вук Бранкович: он в решающий момент уводит с поля своих воинов и становится главным виновником разгрома соотечественников. Однако, по мнению современных историков, на Бранковича возвели напраслину. Он не только не изменял Лазарю, а, наоборот, по мере сил еще долго сопротивлялся султану после 1389 года. Возможно, что в народной памяти так преломилась протурецкая политика наследников Лазаря.
Христиане не считали Косовское сражение безнадежно проигранным и, возможно, имели на то основания. Силы мусульман после сражения настолько истощились, что Баязид не смог продолжать войну. Поначалу Сербия не потеряла даже ни одной из своих земель. Вдове Лазаря Милице пришлось лишь признать вассальную зависимость и платить дань, а Оливера, младшая дочь погибшего князя, отправилась в султанский гарем. Но главное - с гибелью Лазаря Хребеляновича исчез последний стержень, удерживавший государство от распада. Соседи Сербии окончательно ослабели и попали под полную власть турок, а сами сербы стали сражаться бок о бок с турками против прежних союзников. Нам сейчас кажется странным такой выбор, но был ли он у сербов вообще? После 1389-го они уже не могли играть самостоятельную роль на полуострове, да и особых оснований доверять католикам, многократно разорявшим и грабившим земли православных, у них тоже не имелось.

НА СТОРОНЕ ВРАГА
Турецким успехам не помешал даже страшный разгром, учиненный им на востоке Тимуром, который 25 июля 1402 года под Анкарой обратил в бегство огромное войско Баязида - упорнее всех в тот день на стороне султана держались янычары и сербы. Османская империя на некоторое время распалась, и наследники Баязида 15 лет враждовали друг с другом. Но этот шанс на Балканах уже некому было использовать. После смерти Стефана, сына Лазаря, власть над Сербией перешла к Георгию Бранковичу, сыну Вука, но ее уже мало кто признавал. Турция, Венгрия, Босния, Венеция со всех сторон теснили страну и отрывали от нее куски: в 1439 году после трехмесячной турецкой осады пала сербская столица Смедерево, венгры взяли себе Белград, порты на Адриатике достались венецианцам. Георгий отчаянно лавировал между соседями, пытаясь спасти хоть что-то. В 1444 году, когда Венгрия одержала несколько побед над мусульманами, он с готовностью выступил посредником между воюющими сторонами, но на большее уже не осмеливался. И когда знаменитый полководец Янош Хуньяди решил закрепить успехи и нарушил перемирие, Георгий не только не примкнул к нему, но даже помог султану. Когда на помощь к венгерскому королю спешило войско албанцев во главе с легендарным Скандербегом, Георгий задержал его. Католическая армия вся полегла под Варной. Так сербы в очередной раз сыграли роль в закреплении мусульманской власти на Балканах, чему - как это ни парадоксально звучит в настоящее время - пытались помешать албанцы.
В 1448 году Янош Хуньяди с 30-тысячным войском решил дать туркам новый бой, и вновь на Косовом поле. По легенде, рассказанной сербским янычаром Константином, перед сражением венгерский воевода, "увидев мощь и огромную силу турецкого султана, написал ему такое письмо: "Султан, у нас нет столько людей, как у тебя, и хотя я их имею меньше, поистине знай то, что они добрые воины, стойкие, искренние и мужественные". Султан же отвечал: "Я предпочитаю иметь полный колчан обычных стрел, а не шесть или семь позолоченных". Начался бой утром в четверг, и бились они вплоть до вечера субботы " - как мы видим, опять три дня. Христиане были разгромлены наголову...


Средневековая башня - это все, что осталось на холме близ города Призрена на Косовом поле. Архангельский православный монастырь на его склоне был разрушен и сожжен албанцами в 2004 году

Еще несколькими годами позже новый султан, Мехмед II, взял наконец Константинополь. В 1454-м мусульмане захватили Приштину. В 1459-м вновь - и в последний раз - врагу сдалось Смедерево.
Турецкое владычество на Балканах привело к появлению в Европе мусульманских народов (албанцы, болгары-помаки, боснийцы обратились в ислам) и к влиянию турок на европейские дела, нередко определяющему, причем не только в XV- XVI веках, когда Европа была одержима "турецкой угрозой", но и вплоть до появления "восточного вопроса", который стал доминантой внешней политики Российской империи. В течение всего XIX века - даже в Первую мировую войну - Россия воевала за Проливы. Наконец, именно благодаря тому, что турки сумели закрепиться на Балканах, в настоящее время идет речь о вступлении Турции в Европейский союз. Так одно сражение определило судьбы многих народов и продолжает определять их по сей день.

Битва на Косове. Картина Адама Стефановича. 1870 год Wikimedia Commons

И в XIX, и в XX веке, да и, наверное, сейчас, самый главный национальный миф в Сербии — это косовский миф, центральной частью которого является миф о бит-ве на Косовом поле, случившейся в июне 1389 года.

В XIV веке единого сербского народа — в нашем сегодняшнем понимании того, что такое нация, — не существовало. На юго-востоке Европы жило христиан-ское (как православное, так и католическое) население, говорившее на южно-славянских диалектах, и было несколько крупных независимых государствен-ных образований: Болгарское царство, Боснийское королевство, княжество Зета (там, где сейчас находится Черногория) и великолепное Сербское государство.

В середине XIV века правитель Сербского государства Стефан Душан очень сильно расширил его территорию и провозгласил себя царем сербов и греков. У него был практически византийский замах, но после его неожиданной смер-ти начался кризис, а после смерти его сына Уроша царство окончательно рас-палось на соперничающие мелкие княжества и королевства. Все эти княжества лавировали, пытаясь поддерживать более-менее мирные и выгодные им отно-шения с другими крупными игроками: на севере это были венгры, ближе на Адриатике — Венеция и престол папы римского.

Между тем с юго-востока в Европу довольно быстро продвигались османы. В 1352 году они переправились через Дарданеллы и вышли на европейскую землю, а уже в 1389-м дошли до Косова поля — это место находится недалеко от Приштины, то есть примерно в центре Балканского полуострова, если в качестве его северной границы взять Дунай. После распада Сербского царства Косово поле вместе с большой частью Косово принадлежало воеводе Вуку Бранковичу. Но турок там встретили не только его войска, а объединенное войско независимых южнославянских княжеств. Возглавлял его Лазарь Хребе-лянович, один из сербских князей; с ним сражался боснийский король Твртко; были там и другие отряды. Кстати, на стороне османов в этой битве тоже воевали некоторые славянские отряды, которые к тому моменту уже вошли в орбиту Османской империи.

В 1389 году, 28 июня по новому стилю, в День святого Вита, произошла битва на Косовом поле, которая фактически закончилась ничьей: османский султан Мурад I был убит, Лазарь взят в плен и убит, и все стороны понесли страшные человеческие потери. Но у османов еще были войска на востоке, а сла-вяне потеряли свои последние силы. Поэтому в самом конце XIV — начале XV века все еще остававшиеся независимыми княжества потеряли независи-мость — и начались 500 лет османского владычества.

Легенда о Косовом поле

Османы продолжили идти на север, захватили практически весь Балканский полуостров, за исключением узкой полоски земли вдоль Адриатики, дошли до Вены и несколько раз неудачно ее осаждали. Австро-турецкие войны про-должались до конца XVIII века.

Во время войны 1683-1699 годов отряды австрийской армии ненадолго про-дви-нулись далеко на юго-восток, вплоть до Скопье, и местное славянское на-селение их очень поддерживало: потому что они были хоть и католики, но все-таки христиане. Тем не менее австрийской армии пришлось снова отступить назад. Тогда жители территории, которая теперь называется Косово и Метохия, боявшиеся возмездия со стороны османов, получили специальное разрешение императора Леопольда I на то, чтобы уйти вместе с армией. Под предводитель-ством патриарха Арсения Черноевича они переселились в южные области Венг-рии (сегодня этот регион находится на севере Сербии и называет-ся Воево-дина). Это событие называют Великим переселением сербов, посколь-ку оно затронуло огромную массу славянского населения; в 1740 году подня-лась его вторая волна.

Переселенцы основали в Воеводине монастыри, которые стали важными цент-рами знаний и письменности. Там продолжала развиваться традиция эпиче-ских поэм и песен, исполнявшихся гуслярами, которая была характерна вообще для всей балканской народной культуры. Эти песни были очень попу-лярны и в XVIII, и в XIX веке; они существовали во множестве региональных вариан-тов, и, конечно, их знали все жители этих венгерских территорий, куда пересе-лились сербы.

Внутри этой традиции в XVIII веке сформировался так называемый косовский цикл, в основе которого лежала легенда о битве на Косовом поле. Сюжет такой: Лазарю Хребеляновичу перед битвой явился святой Илия и предложил выбрать между победой в битве или вечным спасением сербского народа. Лазарь, как хороший правитель и христианин, конечно, выбрал вечное спасение. Эта леген-да положила начало мифу, который называется мифом о Небесной Сербии, суть которого в том, что сербы — богоизбранный народ (это, естественно, свой-ство далеко не только сербского национального самосознания, почти все евро-пей-ские нации в том или ином виде подчеркивают свою богоизбранность).


Смерть Мурада I. 1870-е годы Mary Evans / DIOMEDIA

Этот миф содержит много интересных деталей. Например, Вук Бранкович, кото-рый изначально выступал на стороне Лазаря, в середине битвы, видя, что победа славянскому войску не светит, перешел на сторону османов, чтобы сохранить своих людей. В сербской мифологической интерпретации он — предатель, который подвел Лазаря к пленению и унизительной смерти. Вуку Бранковичу противопоставляется Милош Обилич, мифологический персонаж, который в конце битвы притворился, что сдается османам, а когда предстал перед султаном Мурадом I, зарезал его, за что, конечно, был растерзан на месте султанской охраной.

Возрождение косовского мифа

В начале XIX века на сербских территориях, которые находились под властью Османской империи, началось антиосманское движение, и в конце концов Сербское княжество получило автономию (формально оставаясь в составе империи). Там начали появляться политические и государственные институты: зародилась какая-то парламентская жизнь с политическими партиями и нача-ли формироваться представления о том, куда сербы идут и чего хотят, в том чи-сле и в территориальном плане — что именно должно входить в Сербское государство.

Вообще, центр сербской интеллектуальной жизни находился на севере, в Нови-Саде и Будапеште. Но эти территории оставались в составе Австро-Венгерской империи, и там сербы жили в довольно мирных условиях: у них было образо-вание на сербском языке, церковная автономия и свой «сабор» — выборный орган церковно-культурной автономии. Кроме того, Австро-Венгрия была слиш-ком мощным государством, чтобы с ним соперничать, — и, соответ-ствен-но, расширение территории за Дунай было малореалистичным.

А вот на юге было Косово, которое все еще оставалось в составе Османской империи. И тут им пригодился этот самый косовский миф — потому что мало того, что Косово — это центр средневекового Сербского государства, где нахо-дятся все сербские монастыри и святыни, но там еще и произошла Косовская битва, где была решена судьба сербского народа на 500 лет вперед и где сербы были отмечены Богом. Конечно, в песнях косовского цикла перечислялись раз-ные князья, участвовавшие в битве, но в первую очередь она воспринима-лась как битва и поражение именно единого сербского народа.

Вук Караджич. Фотография Анастаса Йовановича. 1850-е годы Wikimedia Commons

В середине XIX века сербский лингвист, фольклорист и просветитель, главный деятель национального литературного возрождения, автор реформы сербского языка Вук Караджич среди прочего издал сербские народные песни, и в том числе песни косовского цикла. Это была не первая публикация этих текстов, но благодаря Караджичу возникала их стандартная, как бы официальная версия.

На протяжении всего XIX века — то есть весь период национального становле-ния и строительства государства — вся сербская национальная идеология, неважно, правая или левая, бесконечно использовала в качестве аргумента то, что Сербия — избранная, она долго страдала ради высшей цели, и теперь это дает ей моральное право на то, что было нужно данной политической силе в данный момент.

Наконец, по итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Сербское кня-жество формально получило независимость и в 1882 году провозгласило себя королевством. Пик возрождения косовского мифа пришелся на период балкан-ских войн 1912-1913 годов, когда территория Косово была присоединена к Серб-скому королевству.

Интересно, что миф о битве на Косовом поле возник не только у сербов. Албан-цы, которые тоже участвовали в битве, запомнили ее немного иначе. В XIX веке албанцы боролись за освобождение от Османской империи, и в их интерпрета-ции легендарный Милош Обилич, якобы зарезавший султана, из серба превра-тился в возможного незаконнорожденного сына албанской матери — а значит, в символ многовековой борьбы за восстановление албанской независимости.

Косовская битва в XX веке

Политическая роль косовского мифа сохранялась и в XX веке: каждый раз, когда в Югославии возникали противоречия разных национальных интере-сов — сербов и хорватов, сербов и боснийских мусульман, сербов и албанцев, — сербы всегда в первую очередь использовали косовский аргумент, поскольку это якобы давало им моральное право на главенство.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 года. 1914 год DeAgostini / DIOMEDIA

Это усилилось одним совпадением: 28 июня — то есть в годовщину битвы — произошло несколько исторических событий, три из которых были особенно важными. Во-первых — убийство Франца Фердинанда, австрийского эрцгер-цо-га и наследника австро-венгерского престола. После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Босния перешла под управление Австро-Венгрии, хотя фор-мально оставалась частью Османской империи. В 1908 году Австро-Венгрия, воспользовавшись случившимся в Стамбуле кризисом, аннексировала Боснию, и она стала и де-факто, и де-юре частью Австро-Венгерской империи. Сербское национальное движение между тем видело все основания для того, чтобы при-соединить часть боснийских территорий к Сербскому королевству, и в Бос-нии действовали сербские националистические радикальные группы. 28 июня 1914 года, то есть в самый важный день для сербского национального самосо-знания, Франц Фердинанд поехал в Сараево, столицу Боснии, с официальным визитом. Судя по всему, он выбрал этот день случайно, но сербские нацио-на-листы восприняли это как еще один плевок в лицо. Группа студентов попыта-лась убить Франца Фердинанда, и совершенно случайно у них это получилось.

Бой на Косовом поле является крупным сражением между объединенными войсками Сербии и Боснийского королевства с султаном Мурадом I и его турецкой армией. Произошло это 15 июня 1389 года. Косово поле находится недалеко от современной Приштины. Их отделяет 5 километров. Бой принес большие потери обеим сторонам.

Что предшествовало

Султан Мурад I с войсками, одержав победу при Черномене (1371) и при Савре (1385), продолжил наступать на сербские земли. Османская империя хотела подчинить себе Ближний Восток, Северную Африку и Юго-Восточную Европу. И это им удалось через некоторое время. Но сербы хотели им во что бы то ни стало помешать.

Серьезным недостатком Сербского царства являлось то, что оно распалось на несколько небольших образований, которые постоянно враждовали друг с другом. Вполне естественно, что они были неспособны отразить вражеские атаки. Сербские и албанские князья, образовав коалицию под предводительством князя Лазаря Хребеляновича, всячески противостояли османским войскам.

Косово являлось центральной частью сербских земель. Это был перекресток важных путей, который открывал туркам ряд маршрутов для движения дальше в сербские земли. Здесь и произошло важное сражение.

Мурад I проложил сюда путь через земли своих вассалов в Македонии.

Силы сторон

Османское войско насчитывало примерно 27-40 тыс. человек. К ним относились янычары (2-5 тыс. чел.), всадники личной гвардии султана (2,5 тыс. чел.), сипахи (6 тыс. чел.), азапы и акынджи (20 тыс.) и воины вассальных государств (8 тыс.).

Князь Лазарь Хребелянович возглавлял армию из 12-33 тыс. солдат.

Непосредственно князю подчинялось 12-15 тыс. человек. Вук Бранкович вел за собой 5-10 тыс. чел. Столько же воинов находилось под командованием боснийского вельможи Влатко Вуковича. Помощь сербам оказали рыцари из Венгрии и Польши. Кроме того, им на выручку пришли госпитальеры - рыцари Ордена святого Иоанна. В итоге в сербской армии были отряды из Боснии (отправил Твртко I), валашские, болгарские, хорватские и албанские дружины.

Слабым местом сербской армии являлось отсутствие центрального командования. Кроме того, войско не было сбалансированным по своему составу. Пехота слабо прикрывала тяжелую кавалерию в латах. Последняя составляла основную часть войска.

Сербы не имели такого военного опыта, как которая уже 30 лет одерживала победы в сражениях.

Сражение

Косово поле - место, которое помнит битву 15 июня 1389 года. В этот день армия под предводительством князя Лазаря Хребеляновича противостояла армии, которая значительно превышала по численности. В песнях Сербии указывается, что сражение продолжалось в течение трех дней.

Со стороны I вел турецкие войска, принц Баязид взял командование правым флангом, а принц Якуб - левым. Впереди построения на флангах стояли 100 лучников. Янычары занимали центральные позиции, за которыми среди солдат гвардии находился султан.

Князь Лазарь командовал центром, правый фланг вел Вук Бранкович, а Влатко Вукович - левый. Весь фронт сербской армии занимала тяжелая конница, конные лучники были на флангах.

Чтобы представить ход событий на Косово, карта может наглядно показать расположение войск.

К сожалению, в сербских и турецких источниках данные о сражении настолько противоречивы, что историки не могут воссоздать бой. Известно, что первыми в бой кинулись сербы, невзирая на численное превосходство противника. Кавалерия клином вошла в турецкие позиции. В это же время начался обстрел сербских позиций турецкими лучниками. Сербам удалось прорвать левый фланг османской армии. Последняя понесла тяжелые потери. Но в центре и на правом фланге подобных успехов не было. Через некоторое время сербская армия смогла несколько оттеснить турок в центре. Правый фланг османской армии под командованием принца Баязида быстро перешел в контратаку, оттеснил сербов, нанеся серьезный удар по пехоте. Спустя некоторое время оборона сербской пехоты была прорвана, поэтому та начала отступать.

Легкая турецкая кавалерия в скором времени нанесла удар контратакой. Пехота пошла на закованных в броню сербских всадников. Первым удалось опрокинуть конницу.

Без главнокомандующих...

Вук Бранкович, спасая свои войска, покинул Косово поле. Его действия породили различные трактовки. Одни считают, что Вук спасал своих воинов. Другие убеждены, что он отступал, боясь вовсе потерять свою армию. Но в народе считают, что князь предал Лазаря, своего тестя. Влатко Вукович увел остатки своих отрядов и отрядов Лазаря.

Князя Лазаря взяли в плен и казнили в этот же день.

Сербский воевода смог проникнуть в стан турок, объявив себя перебежчиком. Он смог убить османского султана в самом начале боя. Милош заколол Мурада ножом, но охрана султана не дала ему уйти.

Баязид I теперь возглавлял турецкое войско. Как только он узнал о случившемся, принц отправил гонца к старшему брату Якубу. В послании было сказано, что султан Мурад отдает новые приказы. По прибытии Якуба к Баязиду он был задушен. Теперь принц Баязид является единственным наследником Мурада.

Победителей нет

Битва на Косовом поле 1389 году только формально принесла победу туркам. Но поле боя не досталось никому. Хоть сербы и проиграли невероятно сильному противнику, но при этом они проявили отчаянную отвагу. Это привело к большим потерям у турок. Они больше не могли продолжать боевые действия, поэтому быстро вернулись на Восток, не забыв про Косово поле.

Битва привела к рождению множества легенд. Многие из них связаны с тем, что командующие войсками были убиты еще до завершения боя. Поэтому ни один из них так и не узнал исхода боя. Обстоятельства их гибели быстро обросли легендами.

Например, существует ряд версий о том, как был убит султан Мурад. Одна из них утверждает, что он погиб от руки сербского воина, который притворился мертвым. Но в сербских хрониках можно найти больше информации. Официальная версия такова, что его убил князь Милош Обилич. Есть предание, что он возглавлял Это сообщество ставило своей целью убийство султана.

Последствия битвы в Косово

Сербия смогла сохранить свою независимость, но потери после боя были очень велики. И требовалось много времени, чтобы собрать новую армию. Спустя некоторое время османская армия вернулась и покорила Сербию - в 1459 году. А затем пошла дальше, почти дошла до Вены. Присоединение сербских земель к османской империи остановило политическое и экономическое развитие страны. А культурное развитие сербов окончательно перевернулось.

Принц Баязид, который теперь стал султаном, несомненно, был отличным полководцем. Он больше известен как Баязид Молниеносный. При этом он проводил совсем не так, как его отец. Новый султан прекратил на покоренных территориях насильственную ассимиляцию. Местные власти стали управлять провинциями.

Проигрыш как победа

История Косово показала, что проигрыш в войне и потеря войска может поднять национальный дух и самосознание народа. И даже когда турки 300 лет владели сербскими землями, сербы смогли сохранить национальную самоидентификацию. Более того, им удалось сохранить православие, в то время как их соседи албанцы почти массово приняли ислам.

Некоторые историки полагают, что если бы турки одержали победу, то это ускорило бы покорение Балкан. А смерть султана Мурада и невероятное сопротивление южных славян дали им возможность сохранить свои народности и религию. Европа не подверглась тому, чему могла бы. Косово, Сербия целиком, приняли на себя существенную часть удара.

Важность битвы для сербов

Несмотря на то что сербы понесли поражение, бой в 1389 году был очень важен. Его важность заключается в объединении существующих сербских княжеств. По сути, Косово поле - место, где началась история единого государства Сербии. Многие исследователи утверждают, что эта битва одна из самых неизвестных и непонятных. Часть утверждает, что эту историю создали легенды и домыслы, подтвержденные источниками XIV века.

Сербские историки полагают, что первоначально был ряд вариаций Косовской битвы. Со временем они объединились в одну.

Почему история превратилась в легенду?

Возможно, что миф был создан для того чтобы воздействовать на поколения сербов. В основе легенды лежит библейская история. Князь Лазарь часто сравнивается с Иисусом Христом.

Религиозный мотив также остается в легенде. Длительность боя - 3 дня, поэтому можно провести параллель с Голгофой. А смерть почти всей сербской армии мученическая.

Поэтому практически все народные песни и эпос воспевают воинов как мучеников. А высшей ценностью Сербии стал венец мученичества, т. е. акцент делается на духовном смысле событий, поэтому сербы и ощущают себя победителями. И дает вдохновение в жизни новому поколению.

Косово поле (Косово Поље) - котловина в Южной Сербии, где 15 июня 1389 года близ города Приштины произошло решающее сражение между объединенными войсками сербов и боснийцев (15-20 тысяч человек), которые возглавлял князь Лазарь, и армией турецкого султана Мурада I (27-30 тысяч человек). В объединенные войска, помимо отряда князя Лазаря, входили отряды боснийского воеводы Влатко Вуковича и сербского феодала Бука Бранковича. Сначала войска князя Лазаря несколько потеснили турок. В разгар боя сербский феодал Милош Обилич пробрался в шатер Мурада и убил его. Командование турецкими войсками принял сын Мурада Баязид. Сражение окончилось победой турок. Князь Лазарь попал в плен и был убит турками. После битвы на Косовом поле Сербия превратилась в вассала Турции, а в 1459 году была включена в состав Османской империи. Битва на Косовом поле, подвиги сербских воинов, героически сражавшихся против армии турок, нашли свое отражение в сербском героическом эпосе.

В. Г. Карасев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература: Шкриваниh Г., Косовска битка, Цетиње, 1956.

С середины XIV века усилилась угроза турецкого завоевания балканских стран. В 1352 году османы нанесли поражение отрядам греков, сербов и болгар, сражавшихся на стороне византийского императора. В том же году турки переправились через Дарданеллы и взяли крепость Цимпе, а в 1354 году захватили Галлипольский полуостров. Затем турки проникли в Восточную Фракию, ставшую опорной базой их наступления на Балканский полуостров. Феодальные же правители балканских государств, сражаясь с турецкими войсками в одиночку, постоянно предавали друг друга, а иногда прибегали к помощи самих же турок для борьбы с соседями, способствуя тем самым реализации стратегических османских интересов.

Турецкое государство в то время было сильным и имело многочисленную, хорошо организованную армию, состоявшую в основном из конницы иррегулярной или легкой и регулярной. В 1329 году у турок появился пехотный корпус янычар, окончательно сформировавшийся в 1362 году. Он как бы составлял "ядро" боевого турецкого порядка или же имел значение общего резерва для нанесения решающих ударов.

Турецкая экспансия на Балканы активизировалась с конца 50-х годов XIV века, особенно в период правления султана Мурада I. В 1359-1360 годах османы заняли Фракию, затем овладели Адрианополем и начали развивать наступление в юго-западную часть полуострова. После того, как в 1371 году турки разбили войско македонцев, их опустошительным набегам стали подвергаться болгарские, а затем сербские и боснийские земли.

Ввиду реальной опасности турецкого вторжения в Сербию и Боснию властители этих земель стали проявлять стремление к сплочению и консолидации. Так, сербский князь Лазарь Хребелянович, в 70-е годы объединивший все северные и центральные сербские области, стремился к подчинению своей власти некоторых владетелей в собственных областях и к прекращению в сербских землях феодальной междоусобицы. Политика князя "привела к некоторому укреплению внутреннего положения в стране. Объединение под властью князя Лазаря значительной части населенных сербами земель могло положить начало их внутренней консолидации в прочное единое государство". (История Югославии. Т. 1. М„ 1963. С. 108.)

Осуществляя завоевательную политику Турецкого государства, султан Мурад 1 в 1382 году напал на Сербию и взял крепость Цателицу. Не имея достаточных сил для отпора, Лазарь был вынужден откупиться миром и принять на себя обязательство в случае войны давать султану 1 тысячу своих воинов.

В скором времени сложившаяся ситуация перестала устраивать обе стороны. Туркам хотелось большего. В 1386 году Мурад взял г. Ниш. В свою очередь, сербы еще надеялись разорвать оковы унизительного мира. В ответ на военные приготовления турок Лазарь объявил о начале общего восстания. В 1386 году сербский князь нанес поражение турецким войскам у Плочника. Одновременно он усилил дипломатическую активность: были налажены отношения с Венгрией (сербский князь обязался доставлять ей дань); удалось получить военную помощь от боснийского владетеля Твартка, направившего в Сербию войско во главе с воеводой Влатко Вуковичем. Из сербских феодалов в коалиции приняли участие Вук Бранкович, владетель южных областей Сербии, и некоторые другие. Сербский князь также получил поддержку от владетелей Герцеговины и Албании.

Таким образом, в состав союзного войска входили сербы, боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары и поляки. Его численность колебалась в пределах 15-20 тысяч человек. Слабой стороной войска союзников являлось отсутствие внутреннего единства. К несчастью, Лазаря окружали раздор и измена. Интрига исходила от Вука Бранковича, мужа старшей дочери князя.

Турецкая армия под командованием Мурада насчитывала от 27 до 30 тысяч человек.

Решающее сражение между сербами и турецкой армией произошло 15 июня 1389 года на Косовом поле - котловине в Южной Сербии, близ г. Приштина, с двух сторон окруженной горами и прорезанной посередине р. Ситница. Накануне битвы, 14 июня, в обоих станах, турецком и сербском, проводились военные советы. Многие турецкие военачальники предлагали прикрыть фронт верблюдами, чтобы их экзотическим видом привести в замешательство сербскую конницу. Однако Баязид, сын султана, возражал против применения этой мелочной хитрости: во-первых, это означало бы неверие в судьбу, до того благоволившую оружию Османов, а, во-вторых, верблюды сами могли испугаться тяжелой сербской кавалерии и привести в расстройство основные силы. Султан согласился с сыном, мнение которого разделял великий визирь Али-паша.

На совете союзников многие предлагали навязать неприятелю ночной бой. Однако возобладало мнение их оппонентов, находивших численность союзной армии достаточной, чтобы одержать победу в дневном сражении. После совета сербский князь устроил пир, во время которого снова выявились разногласия, взаимная неприязнь и обиды. Вук Бранкович продолжал интриговать против Милоша Обилича, женатого на младшей княжеской дочери. Лазарь поддался наущениям Бранковича и дал знать другому зятю, что сомневается в его верности. В 6 часов утра 15 июня началась ожесточенная битва. Вначале сербы потеснили турок и к 2 часам дня уже стали одолевать их, но затем стратегической инициативой прочно завладели турки. С сербской стороны правым крылом командовал тесть князя Лазаря Юг Богдан Вратко, левым Вук Бранкович, в центре находился сам Лазарь. Со стороны турок на правом крыле был Евренос-Бег, на левом Якуб (старший сын султана); центром собирался командовать сам Мурад. Однако султан был смертельно ранен Милошем Обиличем, доказавшим таким образом свой патриотизм и личную преданность сербскому князю. Командование основными силами турецкой армии принял на себя Баязид, приказавший убить старшего брата Якуба.

Турки стремительно обрушились на левое крыло союзной армии. Вук Бранкович, ранее обвинявший свояка Милоша в измене, сам проявил малодушие и по существу изменил общему делу, отступив со своим отрядом за р.Ситница. За ним побежали боснийцы, атакованные конницей Баязита.

Затем Баязид обратился на правое крыло сербов, где непоколебимо стоял Юг Богдан Вратко. Он мужественно сражался, но погиб в ожесточенной и кровавой схватке. После него, один за другим, командовать принимались все его девять сыновей. Они тоже героически сражались, но пали в неравном бою.

Князь Лазарь бился насмерть. Однако, когда он отъехал переменить утомленного коня, произошло несчастье. Войско, привыкшее видеть его впереди, и думая, что он убит, дрогнуло. Попытки князя восстановить порядок ни к чему не привели. Неосторожно заехав вперед, он был окружен неприятелем, ранен и отведен к умиравшему Мураду, по приказу которого его умертвили вместе с Милошем Обиличем.

Сербы, лишившись своих доблестных вождей, отчасти деморализованные изменой Бранковича, потерпели полное поражение. Баязид, сделавшись султаном после смерти отца, опустошил Сербию, а вдова Лазаря, Милица, принуждена была отдать ему в жены дочь Мильеву.

Так была утрачена государственная независимость Сербии, превратившейся после поражения в вассала Турции. В 1459 году страна была включена в состав Османской империи и, таким образом, попала под многовековой турецкий гнет, задержавший экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа. Ни одно событие сербской истории не оставило такого глубокого скорбного следа, как поражение на Косовом поле.

Однако и туркам победа досталась дорогой ценой:, они понесли большие потери, а смерть Мурада и убийство наследника престола вызвали в Османском государстве временные неурядицы.

В дальнейшем Баязид I, прозванный Молниеносным, продолжал завоевательную политику своих предшественников. Он захватил Болгарию (1393-1396), Македонию, фессалию, совершил опустошительные набеги в Морею (1394) и Венгрию (1395). Разбив в битве при Никополе на Дунае (1396) войско крестоносцев, Баязид подчинил Боснию, принудил платить себе дань Валахию, укрепил турецкие позиции на Балканском полуострове, установил фактическую диктатуру над Византией.

Использованы материалы книги: "Сто великий битв", М. "Вече", 2002

Далее читайте:

Весь мир в XIV веке (хронологическая таблица).

Литература

1. Военная энциклопедия. -СПб., Изд. И.Д. Сытина, 1913. -Т.13. - С. 214-215.

2. Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. - Изд. 2-е. - В 14-й т. - СПб., 1855. - Т.7. - С. 424-425.

3. История Югославии: В 2-х т. / Под ред. Ю.В. Бромлея и др. - М., 1963.-Т. 1.-С. 110.

4. Советская военная энциклопедия в 8-й т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1977. - Т.4. - С. 403.

Это было в дни красивые, давние,

Когда сербы погибали славно.

В Косове потеряли главу,

Но сербства отстояли славу.

Сербская народная песня

С мечтой об империи

В середине XIV века Сербия была настоящей региональной сверхдержавой, занимая обширные территории на Балканах и в Подунавье и даже угрожая независимости некогда могущественной Византийской империи, вассалами которой сербские государи были на протяжении всего XII века. Но обо всём по порядку.

Основатель сербской династии Неманичей, великий жупан Рашки (область в восточной Сербии) Стефан Неманя сумел в конце XII века добиться независимости от Византии, объединив под своей властью сербские территории на Балканах. При преемниках Стефана I Сербия добилась статуса королевства (первым королём Сербии в 1217 году стал сын Немани Стефан II Первовенчанный), автокефалии Церкви (1219) и продолжила расширять свою территорию за счёт византийских владений и менее расторопных соседей.

В правление Стефана IV Душана (1331−1355) Сербская держава достигает своего наивысшего расцвета. Душан стремился объединить под своей властью южнославянские и византийские земли, претендуя на наследие Восточной империи, чьё могущество давно кануло в лету. В 1346 году он короновался как царь сербов и греков, основанного им Греко-Сербского царства. Это был период наивысшего расцвета сербской государственности: в стране распространилась византийская культура, были кодифицированы законы, чеканилась серебряная монета, основывались новые города и монастыри, была основана сербская патриархия, а к слову царя прислушивались други и недруги.

Стефан IV Душан и его империя (пунктиром выделена территория современной Сербии). Изображения с сайтов wikimedia.org и senica.ru

После неожиданной смерти Душана Сильного в 1355 году, его империя стала стремительно распадаться. Страну раздирали междоусобицы, греческие окраины быстро отделились от славянского центра. Очень скоро на месте единой державы оказалось множество мелких владений — даже сама Сербия была поделена между кланами влиятельных феодалов. А на разделённую сербскую державу уже обратил свой взор куда как более могущественный правитель, чем византийский император, кичившийся своей славной историей, но сохранявший лишь тень былой силы, или венгерский король, с которым успешно воевал почивший Душан. На богатые земли Фракии, Греции и Сербии алчно взирал турецкий владыка Мурад I.

Грядущая буря

Приемник Душана Великого — Стефан Урош V тщетно пытался сохранить империю отца. Бесконечные интриги вельмож (и даже собственной матери), неудачные войны с претендентами и стремительное продвижение турок на Балканы поставили крест на идее единого греко-сербского царства. Осенью 1371 года владетели приграничных к османским территориям княжеств Вукашин, добившийся титула короля и ставший соправителем Уроша V, и Углеша Мрняевичи были разгромлены турками в битве на реке Марице недалеко от Адрианополя. В том же 1371 году умер не оставив наследников Стефан V — единственный, кто мог хотя бы формально сплотить воедино сербскую державу. Для Сербии наступали мрачные времена.

После победы на Марице османы заняли Македонию и часть Сербии, приведя под свою руку местных владетелей. Очередь оставалась за северными землями бывшей Сербской державы, государи которой вместо консолидации перед лицом могучего врага продолжали воевать друг с другом. Вскоре самой заметной фигурой здесь стал сербский князь Лазарь Хребелянович.

Лазарево возрождение

В течение 1370-х князю удалось победить или примириться с наиболее влиятельными соперниками, существенно расширив зону своего влияния, в том числе захватив богатые месторождения серебра — Рудник и Ново Брдо (в балканских рудниках добывали до 1/3 всего золота и серебра Европы). Впрочем, о восстановлении империи Душана мечтать не приходилось — под контролем Лазаря находилась едва ли четверть от прежней греко-сербской державы, далеко не все даже собственно сербские области признавали верховенство князя.


Карта Балкан в 1370-х. Сербия показана единой, однако в действительности она была разделена на 5 крупных владений. Изображение с сайта wikimedia.org

С другой стороны, самую активную поддержку Лазарю оказывала сербская церковь, ведь благодаря его стараниям византийский патриарх снял анафему, наложенную на Сербию после провозглашения сербского митрополита патриархом, и даже согласился признать сербский патриархат. Неудивительно, что именно в князе Лазаре балканские народы видели того, кто может противостоять турецкой экспансии на полуострове и остановить полчища грозного Мурада. Столица Лазаря город Крушевац стал центром сплочения антиосманских сил. Предстояла решительная схватка.

Начало войны. Лазарь собирает силы

Поводом к войне с султаном послужили взятие турками Софии и оккупация древнего сербского города Ниша. Тем более, что князь Лазарь с опаской смотрел на всё возрастающее влияние османов в регионе, как местные правители активно нанимаются к ним на службу, пополняя и без того многочисленное султанское войско. Стало понятно, что князю придётся или покориться Мураду, или пойти на него войной, ведь положение ухудшалось день ото дня. Сербский князь призвал соседей консолидировать усилия в борьбе с османами, однако, откликнулись далеко не все. Болгарский правитель попытался было соединиться с Лазарем, однако Мурад решительными действиями опередил его, разбил и заставил выйти из альянса. Сербскому князю приходилось рассчитывать лишь на местные силы. Летом 1389 года противники встретились на Косовом поле, неподалёку от Приштины. Кто же были эти противники?

Помимо собственно княжеских контингентов, помощь Лазарю оказал Твртко I — боснийский бан, короновавший себя королём Сербии и Боснии под именем Стефан (имя считалось королевским, и Твртко старался, таким образом, легитимизировать свою власть). Ещё одним государём, сражавшимся на стороне Лазаря, был Вук Бранкович, на территориях которого и произошло сражение. И хотя позднейшая сербская традиция представляет его как предателя благодаря которому Мураду удалось одержать верх, нет никаких оснований причислять его к перебежчикам или изменникам, тем более, что и после Косова поля он продолжил действовать против турок.

Войско сербов ограничивался лишь местными силами: ни венгры, ни болгары, ни другие европейцы не присоединились к войску князя Лазаря, вопреки утверждениям поздних турецких хроник, стремившихся преподнести Косовскую битву как победу над сонмом неверных и торжество ислама. Более того, венгерский король Сигизмунд сам собирался вторгнуться в Боснию летом 1389 года, намереваясь взять реванш у Твртко I за прошлые поражения.


Мурад и Лазарь Хребелянович Изображения с сайтов dersanlatimlari. files. wordpress.com и wikimedia.org

Султан Мурад также выступил против непокорных сербских князей не один, тем более что турки формально не имели общей границы территориями Лазаря или Вука Бранковича: между противниками лежала полоса вассальных турецких владений, образованных после побед Мурада над сербами и болгарами. К султану примкнули его сербские, балканские и греческие вассалы, в том числе албанцы, надолго ставшие верными слугами султана и опорой турок в регионе (впрочем, это больше относится к XVI веку, когда албанцы стали активно принимать ислам и пользовались всеми привилегиями наравне с турками). Определение состава противоборствующих армий представляет определённые трудности, так как в позднейших хрониках и летописях распространилось такое количество мифов, что «докопаться» до истины становится трудно.

Силы сторон. Мифы и реальность

Ещё плачевнее обстоит дело с определением численности контингентов, которые собрались на Косовом поле летом 1389 года. Средневековые источники пестрят громкими цифрами, которым, однако, не стоит доверять безоговорочно. Так участник , французский рыцарь Филипп Мессьер утверждал, что при Косовом поле пало не меньше 20 000 воинов, что вряд ли соответствует действительности. Для сравнения, в Никопольском сражении, куда как более представительном с точки зрения состава участников, в общей сложности принимало участие «всего лишь» 30 000 тысяч человек — цифра для Средних веков внушительная.


Турецкие и балканские воины. Конец XIV — начало XVвв. Изображение с сайта pinimg.com

Позднейшие хронисты пошли ещё дальше: в книгах появились сообщения о 100 000 сербов и 300 000 турок, собравшихся при Косовом поле. Размах больше соответствующий войнам Новейшего времени, чем неорганизованному, с точки зрения современных армий, Средневековью. Так описывает численность турецкой армии сербский фольклор: Если б стало наше войско солью, // Плов турецкий был бы недосолен. (из песни «Разговор Милоша Облича с Иваном Косанчичем»). Поэтично, но к реальности отношения не имеет.

На самом деле численность турецкой армии, вероятно, не превышала 15 тысяч, сербские владетели собрали около 10 тысяч воинов (цифры даются без учёта нестроевых и обозных слуг, число которых в XIV веке вполне могло превосходить число комбатантов).

Косово Поле

Место сражения было выбрано не случайно: всхолмлённая равнина неподалёку от Приштины, ограниченная с флангов реками, позволяла несколько нивелировать численное превосходство турецкой армии, упреждая охват сербов с обеих сторон. Отсюда открывалась дорога на север, в земли князя Лазаря и к Дунаю и на восток, в земли Вука Бранковича, на Боснию и к берегам Адриатики.

Армии противников встретились 15 июня 1389 года — в день святого Вита или Видовдан, как его называют в Сербии. Мученик Вит один из самых почитаемых в Сербии святых, в этот день в 1389 году ему возносились молитвы о даровании сербам победы над неверными сарацинами. Что же случилось тем летним днём?

Косово поле это тот характерный пример сражения, более интересного своим влиянием на умы современников и потомков, чем вкладом в историю военного искусства. О ходе самого сражения судить трудно, так как за 600 лет оно обросло самыми невиданными легендами. Можно сказать, что сражение было упорным, ведь не зря в народном фольклоре поётся о «трехдневной битве». Думается, что сначала сомкнутые ряды сербских всадников столкнулись с турецким авангардом, традиционно состоявшим из застрельщиков и лёгкой конницы, который они легко разбили, однако, как только Лазарь и его соратники вступили в бой с сипахами (тяжёлой турецкой кавалерией) дело приобрело скверный оборот.


Предполагаемая схема сражения. Изображение с сайта dvc. academic.ru

Какое-то время сербы бились так отчаянно, что горстка смельчаков врубилась в стан врага и сумела добраться до самого султана. В письме флорентинцев, написанному вскоре после Косовской битвы, Тврко Боснийскому упоминаются 12 знатных мужей, поклявшихся пробиться к лагерю Мурада, и один из них, кто «вонзил меч в горло и поясницу» сарацина. Последующая сербская традиция сохранила предание о Милоше Обличе, который под видом перебежчика прошёл в турецкий лагерь и заколол султана во время аудиенции. Образ Милоша является одним из самых героизированных в сербской истории.

Тайной покрыта смерть сына Мурада Якуба, якобы погибшего в бою, командуя одним из флангов турецкого войска. Злые языки, однако, утверждали, что как только наследник престола Баязид узнал о смерти отца, он тут же отдал приказ верным людям заколоть брата, дабы избежать междоусобицы. Так или иначе, на Косовом поле пал султан Мурад и его сын Якуб. Баязид же не растерялся и сумел сохранить нити управления армией, видимо, скрыв гибель отца. Напор сербов к этому моменту иссяк, и турецкие воины контратаковали неприятеля. Отчаявшись добиться победы, отряды Лазаря дрогнули. Сам князь попал в плен и был казнён прямо на поле боя вместе с другими пленниками, в отместку за тяжёлые потери османской армии. Так оба командующих сложили свои головы на Косовом поле.


Существует множество картин, миниатюр и гравюр, посвящённых Косову полю. Это, например, часть миниатюры из Лицевого Летописного Свода Ивана Грозного (1560−70гг.) Изображение с сайта wikimedia.org

После сражения турки отступили с поля боя и покинули Сербию, что дало право хронистам объявить сербов победителями, ведь согласно воззрениям Средних веков кто отступает, тот и проиграл. Скорее всего возвращение османов на свои территории было вызвано смертью султана. Наследовавший трон Баязид (будущий победитель крестоносцев при Никополе в 1396) не рискнул продолжать поход и вернулся в столицу, так как едва весть о смерти Мурада разнеслась по округе, как нарождающуюся империю стали сотрясать волнения и бунты. Баязиду было не до Сербии. По крайней мере пока.

Последствия сражения

Но если сербам и можно «засчитать» тактическую победу (пусть и пиррову), то стратегические последствия битвы были совсем не в их пользу. Земли Лазаря, самого сильного сербского князя, остались без правителя, так как его сын Стефан был ещё слишком молод (ему едва исполнилось 12 лет). Управление делами пришлось взять на себя Милице — вдове Лазаря. Она заключила с Баязидом мир, признав турецкий сюзеренитет. Отныне Сербия была обязана платить дань и выставлять войско на помощь султану. Чтобы скрепить мир, за Баязида была выдана младшая дочь Лазаря Мильева. Союзник Лазаря Вук Бранкович (оклеветанный последующими сербскими авторами и вошедший в историю Сербии как предатель) продолжал войну с султаном до 1391 года, но и он был вынужден покориться.


Картина одного из виднейших югославских художников Петара Любарды «Косовский бой» (1953). Изображение с сайта wikimedia.org

Так, на долгие 500 лет, прервалась история независимой Сербии. Стефан Лазаревич стал преданным слугой султана, помогая ему во время бесконечных походов и сражений, разделив радость победы при Никополе и горечь поражения при Анкаре (турки были разгромлены Тамерланом, а Баязид скончался в плену). Спустя полвека Сербия окончательно перестанет существовать как государство, а её территория будет поделена между более удачливыми соседями. Большая часть страны надолго останется под турецким владычеством, которое закончится лишь после русско-турецкой войны 1877−78 годов, по итогам которой Сербия (хотя бы частично) была освобождена и получила независимость.

В народной памяти

Лазарь Хребелянович стал одним из самых почитаемых персонажей сербской истории, символом борьбы за её независимость и решимости умереть, но не пасть ниц перед могучим врагом. Князь Лазарь был сразу же причислен к лику святых и перезахоронен в Раванице, где его тело пребывает и поныне. События Косова поля стали сюжетом для множества народных легенд и песен, которые сочинялись сербами, едва успело закончиться сражение. Битва стала символом твёрдости сербского духа и, одновременно с этим, гибели государственности, о возрождении которой мечтали многие поколения сербских интеллектуалов и простых крестьян.


Церковь Вознесения в Раванице, где покоится тело князя Лазаря. Изображение с сайта brodyaga.com

Интересно, что, несмотря на всё то значение, которое придавали этому сражению сербские интеллектуалы (а может и благодаря этому) даже сам исход битвы не определён до конца. Источники, написанные по горячим следам, сообщают нам о победе сербов, тогда как позднейшие труды говорят о поражении войска Лазаря и утрате Сербией независимости.

Народная память исказила, приукрасила, а порой и изменила до неузнаваемости реальные события. Так, в фольклорной истории смешались повествования о Косовской битве 1389 года и сражении 1448 года, произошедшего неподалёку от Косова, а ход сражения оброс многочисленными параллелями с Евангелием. Последний пир князя Лазаря, например, сравнивается с Тайной Вечерей, а предательство Вуки Бранковича, вряд ли имевшее место в реальности, отсылает к предательству Иуды Искариота.

Память о события конца XIV века живёт в сербах и по сей день. О том, что значило и значит Косово поле для простого серба красноречиво говорит следующий небольшой эпизод. Когда во время Второй Балканской войны в 1912 году сербы заняли Косово, то солдаты, по сообщению иностранных наблюдателей приходили на Косово поле «падали на колени и целовали землю».


Празднование годовщины Косовской битвы. Флагом Сербии и изображением князя Лазаря украшен Газиместан — турецкий мемориал, воздвигнутый на месте, где по преданию был убит султан Мурад. Изображение с сайта histmag.org

С другой стороны тот миф, которым окружены события 1389 года, сыграл с сербами злую шутку. Во время распада Югославии образ бесчеловечного врага в лице турок был спроецирован на мусульманское население Косова, Боснии и Албании. Мусульмане отвечали тем же, ведь у них есть свой «Косовский миф». Война мифов переросла в войну настоящую, с реальными жертвами, беженцами и гуманитарными катастрофами. Поучительна и сама судьба Косова поля, которое не меньше других пострадало в годы войны — монастырь, построенный на месте сражения был разрушен, а память о павших осквернена. Сейчас предпринимаются попытки дать непредвзятый и взвешенный анализ тем событиям, абстрагируясь от национальных интересов и героической традиции. Остаётся надеяться, что учёным удастся сформировать более объективный взгляд, на события 600-летней давности.

Изображение лид: Адам Стефанович «Бой на Косове», 1870 г. Изображение с сайта cdn. historycollection. co

Изображение анонс: Битва при Косовом поле Изображение с сайта serbiaonline.ru

Использованные источники и литература:
Сербские народные песни и сказки из собрания Вука Стефановича Караджича М., 1987;
Bojović Boško The Battle of Kosovo and Kosovo. History and Memory Zminica, 2008;
Ćirković S. The Kosovo Field — June 15, 1389 // The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Emmert Thomas A. Prologue to Kosovo: The Era of Prince Lazar// The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Emmert Thomas A. The Kosovo Legacy // The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Turnbull S. The Ottoman Empire 1326−1699 Oxford, 2003;
Курукин И. Рана в шесть столетий глубиной. Битва на Косовом поле (1389);
Листая страницы сербской истории… (Колл. авторов) М., 2014;
Ломоносов М. В. Албано-славянские контакты: конфликты, исторические мифы и производство кризисов // Вестник Пермского Университета Вып. 1 (15), 2011;
Ломоносов М. Ю., Колобов А. В. Косовский миф и его хронология // Исторический вестник университетов Любляны и Перми № 1, 2007;
Чиркович С. История сербов М., 2009.