Терские казаки история происхождения. Терские казаки или терцы. Народный фольклор казаков




Терка /Терки (Сунженский острог) на реке Терек (старорусск. Терка /Терки ) напротив впадения в него Сунжи (старорусск. Сююнча, Сунша ) . Однако, современные исследователи (напр. видный кавказовед Е. Н. Кушева) утверждают, что основание данного острога произошло не в 1577, а в 1578 году, также сегодняшней науке известно, что это было уже второе строительство острога Русским государством на этом месте .

История

Ранняя история

Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбе царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки (потомки донских казаков) , которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата (территория западного Прикаспия к северу от Терека называлась Ногайской степью). В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город , который под давлением Турции приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город , приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина . Примечательно, что от этого времени терские казаки ведут своё старшинство. Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальством была нечеткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604) , к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья Муромец . Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман-ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты-калмыки. Однако в результате походов иранской армии Хосров-хана (1651-1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки уходят в тень пророссийской Кабарды, которая ведет борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Однако именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими , то есть горными, живущими на Терском хребте , в междуречье Терека и Сунжи . Терские казаки приобрели своё своеобразие, восприняв элементы культуры, генотипа и антропотипа местных кавказских племен (осетин, черкесов, грузин, армян, кабардинцев, чеченцев и кумыков) .

Гребенское казачье войско

В 1711 году начинается некоторое оживление в среде гребенских казаков. Они начинают расселяться вниз по берегам Терека. Строятся новые станицы: Червлённая , Щедринская , Новогладовская, Старогладовская и Курдюковская . Эти городки (с конца XVIII века - станицы), названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись по левому берегу Терека. В 1717 году упоминается атаман Басманов, который во главе 500 гребенских казаков принимает участие в Хивинском походе князя Бековича-Черкасского . Казаки теряют свою вольность, превращаясь в упорядоченное войско, которое вначале подчинялось Астраханскому губернатору, а затем (с 1721 года) Военной Коллегии в Петербурге.

Взамен упраздненных старых русских крепостей на Северном Кавказе закладывается крепость Святого Креста (1723), после срытия которой в 1735 году строится Кизляр . Близ него расселяются донские казаки , которые позже образуют «Терско-Семейное войско» (отличное от гребенских казаков, но тоже терское войско). Известны следующие их городки-станицы: Александровская , Бороздинская , Каргалинская , Дубовская .

Русско-турецкая война

Астраханское казачье войско

В 1776 году Гребенское, Волгское, Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачье войско вошло в состав Астраханского казачьего войска . Послевоенное время используется для строительства новых станиц: Екатеринградская, Павловская, Марьинская и казачьих поселений при крепостях Георгиевской и Александровской за счет второй половины Волгского полка. В 1784 году, после принятия Грузии под протекторат России , закладывается Владикавказ в преддверии Дарьяльского ущелья - ключевом месте дороги, ведшей в Закавказье.

Кавказское линейное казачье войско

В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков .

В 1845 началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа . Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская , Терская, Карабулакская , Троицкая , Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки , Закан-Юрт , Алхан-Юрт, Грозненской, Петропавловской , Джалкинской, Умахан-Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.

Символика

Флаги Терских казачьих полков представлял собой синее полотнище с серебряным шитьем. Из надписей использовался лозунг: С нами Бог, из изображений икона Спаса Нерукотворного или чёрный двуглавый орел на фоне оранжевого медальона

В форменной одежде терские казаки используют чёрный и светло-синие цвета:

Религия

Терские казаки были христианами как православного, так и старообрядческого вероисповедания. Крупнейшим центром старообрядчества на Тереке продолжительное время оставалась станица Червленная . Они практиковали крещение, отвергали курение и бритье бород Также как и остальные великорусы терские казаки верили в чертей, русалок, леших и домовых

Войсковые части

  • 1-й Кизляро-Гребенской Генерала Ермолова полк . Дислокация - Грозный Терской области. Возглавлялся полковником.
  • 2-й Кизляро-Гребенской полк .
  • 3-й Кизляро-Гребенской полк .
  • 1-й Волгский Его Императорского высочества наследника Цесаревича полк . Дислокация - Хотин Бессарабской губ. (1.07.1903 г.), Каменец-Подольск (1.02.1913 г., 1.04.1914 г.).
  • 2-й Волгский полк .
  • 3-й Волгский полк .
  • 1-й Горско-Моздокский Генерала Круковского полк . Дислокация - м. Ольты Карской обл .
  • 2-й Горско-Моздокский полк .
  • 3-й Горско-Моздокский полк .
  • 1-й Сунженско-Владикавказский полк генерала Слепцова . Дислокация - ур. Хан-Кенды Елисаветградской губ .
  • 2-й Сунженско-Владикавказский полк .
  • 3-й Сунженско-Владикавказский полк .
  • Терские местные команды
  • Терская Казачья Артиллерия :
    • 1-я Терская казачья батарея
    • 2-я Терская казачья батарея
  • Собственный Его Императорского Величества Конвой 3 и 4 сотни. Дислокация - Царское Село (1.02.1913 г.). Штандарт был вывезен в годы Гражданской войны за рубеж, ныне находится в Лейб-Казачьем музее под Парижем.

Хозяйство

Численность

Расселение

Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе (бассейн реки Терек), которые были территориально объединены в отдела. Помимо станиц малым поселением считался хутор . К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской.

Исторические отделы

Кизлярский отдел располагался на современных территориях северной части Дагестана (Кизлярский и Тарумовские районы) и Чечни (Грозненский, Гудермесский, Наурский и Шелковской район Александрийская , Александро-Невская , Бороздинская, Барятинская , Гребенская , Грозненская , Дубовская , Ермоловская , Ильинская , Калиновская , Каргалинская , Кахановская , Курдюковская , Николаевская , Петропавловская , Савельевская , Старогладовская , Червлённая , Шелковская , Щедринская

Моздокский отдел располагался на территории Северной Осетии Моздокский район), Кабардино-Балкарии (Прохладненский район), Ставропольского края (Курский район), Чечни (Наурский район) и включал в себя следующие станицы: Галюгаевская , Государственная , Екатериноградская , Ищерская , Курская , Луковская , Мекенская , Наурская , Новоосетинская , Павлодольская , Приближная , Прохладная , Солдатская , Стодеревская , Черноярская

Сунженский отдел располагался на территории Ингушетии (Малгобекский, Сунженский район], Чечни (Ачхой-Мартановский , Грозненский и Сунженский район), Северной Осетии (Ардонский, Дигорский, Кировский , Моздокский , Пригородный район), Кабардино-Балкарии Майский район и включал в себя следующие станицы: Александровская , Ардонская (совр. Ардон), Архонская , Ассиновская , Вознесенская , Воронцово-Дашковская (Комгарон) , Змейская , Карабулакская (совр. город Карабулак), Котляревская , Михайловская, Нестеровская , Николаевская , Пришибская , Самашкинская совр. Самашки , Слепцовская , Сунженская (Сунжа), Тарская (Тарское), Терская , Троицкая , Фельдмаршальская (совр. Алхасты)]]

Пятигорский отдел располагался на территории Ставропольского края (Предгорного и Кировского района) и включал в себя следующие станицы: Александрийская, Боргустанская , Георгиевская, Горячеводская , Ессентукская , Зольская , Кисловодская, Лысогорская, Марьинская , Незлобная, Новопавловская, Подгорная, Старопавловская, Урухская

Современные отделы

Ныне отделы терского казачьего войска именуются «окружными казачьими обществами» (ОКО)

Современные терские казаки возглавляются войсковым атаманом . Во главе округов стоят окружные атаманы в чине полковника . Во главе общин, представляющих отдельные населенные пункты (станицы), стоят атаманы в чине сотника или есаула . Более низшим званием являются подъесаулы и вахмистры . Существует институт товарищей атамана (помощников)

Культура

Среди терских казаков был распространен русский былинный эпос («старинные песни»), в котором упоминаются Илья Муромец , Алёша Попович , Добрыня Никитич , Дюк Степанович, князь Владимир, Киев , «каминая Масква », Хвалынское море . Также хорошо представлена песенная культура с Терским регионом связана знаменитая казачья песня Любо, братцы, любо и казачья лезгинка «Ойся ты ойся »

Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет , папаху, башлык , черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками

В культуре

Быт и нравы терских казаков описаны в повести Л. Н. Толстого «Казаки». Они предстают людьми решительными, ментально сходными с представителями кавказских народов. Нравы терцев описываются в нижеследующей цитате:

Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там. Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением.

См. также

Примечания

Комментарии

Источники

  1. Илл. 345. Обер-офицер и Всадник Терского Конно-иррегулярного полка (в парадной форме). 13 октября 1860. // Балашов Петр Иванович и Пиратский Карл Карлович
  2. Илл. 544. Конные полки Терского войска. (Казак и Обер Офицер парадная форма) 16 декабря 1871. // Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. Балашов Петр Иванович и Пиратский Карл Карлович . - СПб. : Военная типография, 1857-1881. - До 500 экз. - Тетради 1-111: (С рисунками № 1-661). - 47×35 см.
  3. М. А. Караулов "ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО в прошлом и будущем
  4. Устав Войска
  5. Терское войсковое казачье общество
  6. , с. 6, 171.
  7. , с. 459.
  8. , с. 474 (№ 53325)..
  9. , с. 6, 126, 171, 181.
  10. , с. 259, 366.
  11. Откуда ты, казак лихой?
  12. Google Книги . Н. М. Карамзин : . «ОЛМА Медиа Групп », 2003. Всего страниц: 621
  13. Первые казачьи поселения на Северном Кавказе в XVI-XVII вв.
  14. Кавказская война. В 5-ти томах. - Том 1. От древнейших времён до Ермолова. Кавказ до Петра
  15. ГЕРОЙСКАЯ ОБОРОНА НАУРСКОЙ СТАНИЦЫ В 1774 ГОДУ
  16. Упраздненные или включенные в состав других казачьи войска
  17. А. В. Потто «Кавказская война» (в 5-ти томах) Том 1. От древнейших времён до Ермолова ШЕЙХ-МАНСУР
  18. Войсковая летопись
  19. Казаки в ВОВ

Джигитовка, газыри, шашка и лезгинка, как все это связано с казаками? Уже около пяти веков на Кавказе живут казаки. Терские казаки искусно владеют шашкой и джигитовкой, носят газыри и танцуют свою казачью лезгинку.

«Между серыми камнями,
По ущельям среди скал
Серебристыми волнами
Бурный Терек пробегал.
Начинаясь у Казбека,
Наверху среди снегов,
Он уж больше чем три века,
Поит терских казаков».

Гимн терских казаков

Опыт горцев

Поселившись на Кавказе, казаки быстро приспособили для себя горскую одежду и оружие. А такое холодное оружие как шашка, взятая на вооружение от кавказцев, стало ассоциироваться с казачеством. Один из известных исследователей терского казачества Иван Попко отметил: «Вообще, все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: «что хорошо выдумано, то полезно и перенимать»».

Казаки были призваны селиться на отдаленных рубежах отечества, то есть все время находиться в состоянии боевой готовности, способные отразить нападение противников. Ратной службой был славен казак, своей миссией «часового отечества». Лев Толстой, увидев воочию жизнь казаков на Кавказе, написал: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру».

Беглые люди

Терское казачье войско было сформировано в 1860 году, однако, первое появление казаков на Тереке относится к 1520 году, когда здесь появились казаки-поселенцы во главе с атаманом Андреем Шандрой. Поселившиеся возле рек стали называться «терскими» казаками, а которые поселились ближе к Кавказским горам – «гребенскими».

С появлением казаков на важных торговых путях, Турция и Персия обратилась к Московским властям с жалобой, что казаки дорогу закрыли, с купцов берут оброк, а иных грабят.

На что Москва отвечала: «Сами знаете, что на Тереке и на Дону живут воры, беглые люди, без ведома Государева, не слушают они никого, и нам до казаков какое дело».

Граница на замке

Но дело все-таки было, уже с 1577 года по приказу царя на Кавказ стали переселяться волжские и донские казаки, ставшие оплотом будущего Терского казачьего войска. Постепенно терцы переходят на службу царю, появляются казачьи разъезды и станицы.

К началу XVIII века на Терке было построено 88-километровая кордонная линия. Главной целью царской России было обезопасить границы от нападений горцев и турков, и тем самым постепенно расширять границы России.

При Петре I Гребенское казачье войско стало иррегулярным воинским формированием, подчинившись Военной коллегии. По указу Петра I из числа терских казаков создается Аграханское казачье войско, а в 1736 году создаются Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачьи войска. В 1786 году Россия и Турция договорилась о разделе границ по реке Кубань, для обороны новой границы Терское и Гребенское казачьи войска получили новое имя – Кавказской линии казаков.

Кавказская война

Свою известность казаки «линейцы» получили во времена Кавказских войн. Вот тут-то и понадобились все знания и умения терских казаков, которые с малых лет познали все тяготы жизни на Кавказе. За проявленные подвиги казаки «линецы» были направлены для охраны самого императора в Собственный Его Императорского Величества Конвой. А уже через год войско стало частью России. Казаки получили право на землю, леса и рыбные промыслы. В том же году был назначен первый наказной атаман – генерал–лейтенант Петр Верзилин. По окончанию Кавказской войны, в линейном войске насчитывалось более 10 000 казаков. Для более эффективного управления войском, по инициативе главнокомандующего войсками и наместником Кавказа Александром Барятинским, было принято решение об упразднении Кавказского линейного войска и создания в 1860 году Кубанского и Терского казачьих войск.

Русско-турецкая и Гражданская

Терские казаки принимали активное участие в Русско-турецкой 1877-78 гг. и Русско-японской и первой мировой войнах. Всего в Терской области находилось 70 казачьих станиц, что составляло более 250 000 казаков. Оказавшись в огне Гражданской войны, терское войско выступило против Красной Армии, а в 1920 году терские казаки, как и другие казачьи войска, массово покинули Россию.

25 августа в день святого Варфоломея, который считается покровителем терских казаков, можно услышать терскую казачью песню «полно вам, снежочки», которая так отчетливо напоминает о кавказских казаках:

«С песней разудалой мы пойдем на смертный бой,
Служба наша, служба – чужедальня сторона.
Служба наша, служба – чужедальня сторона,
Буйная головушка казацкая судьба».

Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.

Происхождение терских казаков

Казаки-горцы – почти исчезнувший этнос. По одной из версий, Терское Казачье Войско официально объявило о своем существовании в 1415 году. Терские казаки пополнялись притоком представителей местных народов: осетин, чеченцев, ингушей, кабардинцев и других.

Об их происхождении имеются противоположные мнения. Одни считают их потомками волжских казаков, а также новгородцев и рязанцев, другие – предками этих волгских казаков, изначально живших на Кавказе со времен Мстислава Удалого (XI век). Всех кавказцев тогда называли черкасами, посему это название распространилось и на казаков (гребенских, азовских, днепровских). Если бы Мстислав передал свое северокавказское (бывшее ) княжество преемнику, то мы бы получили четвертую Русь – черкасскую, что, впрочем, и случилось, в виде казачества, но без их государства.

Впервые казаки появились на Северном Кавказе в 1578-1579 годы, когда по требованию Турции русская крепость на реке Сунже была снесена. Чтобы вести наблюдение за ситуацией в регионе, власти направили сюда казачьи отряды с Волги. Московские цари в то время признавали эти земли «вотчиной кабардинских князей». Поэтому русский казачий отряд существовал здесь многие годы без прямой поддержки метрополии. Согласно документам 16 века, казаков взял под свое покровительство чеченский правитель Ших-Мурза Окуцкий – верный союзник Москвы. Они находились на временной службе, поэтому жили без хозяйства и без семей. Число казаков в то время на Северном Кавказе, по данным военных реестров, колебалось от 300 до 500 человек.

По мнению исследователей, основывающихся на сведениях «Книги Большому Чертежу » и «Сказании о Гребенской иконе», авторство которого приписывается митрополиту Рязанскому Стефану, гребенские казаки – произошли от донских казаков, живших в XVI в. между рр. Донец и Калитва, у Гребенских гор. В 1582 казаки в количестве 300 чел. во главе с атаманом Андреем прошли через рр. Маныч, Кума и Терек в ущелье Кавказских гор и поселились в с. Гребни, на берегу горной р. Акташа. В 1623 Гребенские казаки в составе кабардинского посольства прибыли в Москву с повинной (возможно, по поводу их участия в нападениях на южные границы Московского государства). В 1631 отказались от совместных действий с царским войском против ногайцев, но уже в 1633 участвовали в походе воевод князей Туренина и Волконского на Казыев улус, в Моджары. В 1651 помогали строить острог на р. Сунжа, а через 2 года им была объявлена «царская милость за осадное сиденье» в этом остроге во время нападения кумыков.

Переселение на правобережье Терека

Около 1685 года, под давлением часто нападавших горских народов (чеченцы и др.), гребенцам пришлось оставить предгорья и селиться ближе к Тереку - на его правом берегу. В «Хронике гвардейскихъ казачьихъ частей» сообщается другая дата переселения гребенцов на правый берег Терека - 1680 год. Также в «Хрониках …» имеется дополнение о том, что гребенцы переселились на правый берег Терека в районе впадения в него Сунжи. Здесь, казаки жили в урочищах Павловом и Кошлаковском. Число гребенцов постепенно увеличивалось за счёт прибывавших с рек Дона и Кумы казаков, построены два укреплённых городка в Кабарде (старорусск. Черкасская земля): Кажаровцы в Большой Кабарде и Татар-Туп в Малой Кабарде. Позднее возникли еще два поселения: Новогладкий и Червленый.

В ходе Русско-турецкой войны 1686-1700 годов гребенские казаки снова привлечены в состав русского войска: гребенцы принимали участие во вторжении на территорию Крымского ханства - так называемых Крымских походах 1687 и 1689 годов, а также в Азовских походах Петра I в 1695 и 1696 годах.

Переселение на левобережье Терека

В 1711 году гребенцы участвовали в походе графа Ф. М. Апраксина против Малой ногайской Орды. Граф выступил на Кубань из Терского города и с помощью кабардинцев и гребенских казаков «сильно погромилъ» малых ногайцев. Тогда же он уговорил гребенцов переселиться с правого берега Терека на левый и образовать своими городками линию, которая «послужила бы связью между ниж. Кабардой и гор. Теркомъ». В 1712 году гребенские казаки переселились на левобережье Терека, где основали пять укреплённых городков.

В армии Императорской России

После переселения гребенцов с правого берега Терека на левый, из них сформировали Гребенское казачье войско. Вхождение в состав иррегулярных войск Российской империи произошло либо в 1711 году, либо в 1712 году. В 1716-1717 годах гребенские казаки участвовали в Хивинском походе - военной экспедиции российской армии в Хивинское ханство под командованием князя А. Бекович-Черкасского.

©сайт
создано на основе открытых данных в интернете

Согласно историческим сведениям первоначально в слово «казак» вкладывался социальный смысл: человек, по злой необходимости отделившийся от своего рода-племени, лишившийся своего скота, кочевой и потому ставший бродягой, скитальцем. От тюркского: бездомный, изгой, вольный человек. Уже в раннем Средневековье это название, не имея еще этнического наполнения, было поистине международным.

В «Словаре географическом Российского государства» (XVIII–XIX вв.) недвусмысленно подчеркивается преемственность этого социального явления на Руси: «Пока татары южными Российского государства странами владели, о российских казаках ничего слышно не было. Они начались уже по истреблении татарского владения в тех же местах, которые татарам подвластны были: ибо, как между татарами находились казаки, но и русские, заняв их жилища и приняв их обычаи, казаками были прозваны». И далее здесь же: «Везде появились казаки, и название сие сделалось общим всем конным войскам, легковооруженным, из платы служащим».

Историки терского казачества считают, что первыми поселенцами на Тереке были новгородские ушкуйники и рязанские казаки. Сначала в XIV в. появились новгородские ушкуйники – вольные дружины, которые, совершая походы на лодках (ушкуях), через Хволынское (Каспийское) море проникали в устье Терека и поднимались вверх. Женились они на женщинах из местных обитателей Кавказа и селились у «гребней» гор, при впадении Аргуна в Сунжу. В первой четверти XVI века через Дон и Волгу на Терек устремились рязанские казаки. После того как в 1520 г. рязанский удел отошел к Москве, «молодеческая» часть рязанского казачества, служившая там в качестве порубежной стражи, привыкшая к свободе и своеволию, поднялась с места и ушла на далекий Терек, к недосягаемому в то время для Москвы подножию Кавказского хребта, и поселилась там. Переселение казаков на Терек не оспаривалось ни кумыками, ни кабардинцами. Более того, прибывшей вольнице были предложены места по предгорьям. Казакам местность понравилась, рядом с рекой – лес, дальние гребни гор, и у подножья – ровные поляны, травы в пояс. Коси сено, паси скот, паши землю, сей хлеб. И безопасно – никакая царская погоня не достигнет.

Однако это укрывательство продолжалось недолго. Местное население очень страдало от посягательств на земли Кавказа со стороны крымских ханов и турецких султанов. Казаки не раз помогали соседям обороняться, но силы были неравны. Крымский хан и турецкий султан заставляли покориться Большую Кабарду, а Малой грозил Шамхал Тарковский. Казаки, видимо, и намекнули горским князьям попросить помощи у московского государя Иоанна Васильевича.

Первое посольство черкесских князей прибыло в Москву в 1552 г.

В 1555 г. в Москву отправилось посольство кабардинских князей. Существует предание, что с этим посольством в Москву прибыла и «станица» гребенских казаков, которых Иоанн принял милостиво, пожаловал «рекою вольною Тереком, от самого гребня до синя моря Каспицкого», велел им служить там свою службу государственную, беречь новую свою кабардинскую вотчину.

В 1557 г. в Москву прибыло посольство от старшего, наиболее влиятельного и почитаемого кабардинского князя Темрюка Идаровича с просьбой, «чтобы их государь пожаловал, велел им себе служить и в холопстве учинил». Просьба эта была уважена и закреплена в 1561 г. браком Ивана IV с дочерью Темрюка – Кученей, принявшей после крещения имя Мария.

В 1559 г. на Тереке появляются первые царские войска для защиты кабардинцев от Шамхала Тарковского. В 1563 г. в помощь царскому тестю Темрюку Идаровичу посылаются из Астрахани 500 стрельцов и 500 казаков и воевода Плещеев строит в Кабарде первый полурусский-полукабардинский город на правом берегу Терека, возможно, в Нижнем Джулате, на высоком мысу отрога Кабардинского хребта, возвышающемся над Тереком напротив бывшей станицы Пришибской (ныне г. Майский, КБР). В устье Сунжи строится военный город – Терка, который по требованию Турции в 1571 г. был оставлен. В 1577 г. там же, на Сунже, но в другом месте была построена вторая Терка. Турецкий султан потребовал оставить и ее, но она пустовать не стала. Ее заняли казаки Вольного Терского казачества. Этот год и стал официальным в рождении Терского казачьего войска.

Прибывали сюда и казаки поволжские. Попав в опалу и не желая терять свои вольности, они разбежались со своих мест. Существует предание о Ермаке: он ушел на север к Строгановым, одни ушли на Яик, а большинство – на Терек. XVII в. в истории края ознаменовался значительным притоком в терские станицы беглых крестьян из России. Бежали сюда, как в безопасное убежище, и представители кавказских народов – те, кому было тесно на родине, кого преследовали сами общества. «Все это были люди того же пошиба, что и русские вольные казаки», и поэтому последние легко с ними дружились и уживались.

Контактность казаков-терцев с местными северокавказскими народами сказалась как на антропологическом своеобразии и облике казачества, так и в характере материальной и духовной культуры населения казачьих районов. Влияние местных обычаев отразилось в убранстве дома, одежде, украшениях, некоторых бытовых традициях; куначество, свадебные обряды… Различное влияние на казаков прослеживается в области военного искусства: вооружении, военной тактики и стратегии, организации войск.

На первых порах для казачества большое значение имело государево жалованье, но с возрастанием роли земледелия росло значение земельных наделов, которые правительство жаловало казакам за военную службу. Рядом жалованных грамот правительства, особенно грамотой 1793 г., государство, выступившее верховным собственником земель страны, передавало земли казачьих общин им же в вечное пользование: казачьи общества или войска передавали землю в такое же пользование казачьим станицам, от которых уже казаки получали ее по паям. Так вместо денежных налогов за землю казаки начинают платить натуральный налог путем отбывания воинской службы со своим конем, оружием, амуницией. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и с честью исполняли свой долг защитников Отечества.

Л етописи указывают на то, что первые служивые казаки вместе с астраханскими стрельцами прибыли на Терек в 1563г. по приказу Ивана Грозного для помощи его тестю кабардинскому князю Темрюку в местных междоусобицах.

И сторики И.Д. Попко и В.А. Потто склонялись к тому, что казаки пришли из Червленого Яра Рязанского княжества и объединили свои разрозненные общины вокруг первого русского городка на реке Сунже в 1567г. Городок этот был заложен на гребнях кавказских гор и дал название гребенским казакам.

Д ругой исследователь, Е.П. Савельев, полагал, что предками казаков были азы, потомки ариев, населявших Приазовье (отсюда и созвучное название «казак»). Азы исповедовали христианство, имели Сарскую и Подонскую епархии даже под игом Золотой Орды. Началом истории гребенских казаков историк считал поселение донских казаков на реке Акташе, куда они были вытеснены из городка Гребни, располагавшегося на Дону. Точных указаний на то, где стоял городок, нет, а покинули его казаки атамана Андрея Щадры под давлением отрядов атамана Ермака, усиливавшего свою власть на Дону.
Г ребенцы сохранили свое историческое название, а также предания о том, как их предки накануне Куликовской битвы поднесли князю Дмитрию Донскому хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребенской, которые и помогли ему в бою против Мамая.
В середине XVI века Московское государство уже имело четко выраженные военно-политические и экономические интересы на территории Северного Кавказа. В Москву неоднократно прибывали посольства от горских народов (пятигорских черкасов, кабардинцев, грузин), просивших у сильного соседа защиты от своих врагов. Так начали строиться первые русские гарнизоны, закреплявшие новые московские владения на Кавказе.

В 1571г. князь Воротынский подготовил первый Устав сторожевой казачьей службы, который поделил казаков на городовых, полковых, сторожевых и станичных.
В 1577г. астраханским воеводой Лукьяном Новосильцевым одно из первых гарнизонных укреплений Кавказа было перестроено в мощную крепость Терки, в которой несли службу царские ратники и вольные казаки. Они поддерживали народы, присягавшие на верность России, контролировали переход караванного пути через Терек и Сунжу, несли охранную, разведывательную службу, были проводниками для отрядов русских князей.
В этом же году вольные гребенские казаки поступили на регулярную службу в гарнизон Терки, было установлено старшинство Терского Казачьего Войска, а уже на следующий год, после заявления о своем намерении охранять южные рубежи России, они получили от Ивана Грозного первую жалованную грамоту.
Н ачалась регулярная служба терских казаков России. Вступить в Терское войско мог любой подданный Российской Империи независимо от этнического происхождения и вероисповедания, на службу в войско охотно шли и местные горцы. Однако Гребенское войско оставалось исключительно христианским.
В начале XVIII века терские казаки отражали большое количество кровопролитных набегов многих горских народов на свои селения. В 1712г. обострились отношения России с Турцией, в связи с попытками выйти к Черному морю. Чтобы укрепить положение русских позиций, воеводой П.А. Апраксиным была организована пограничная линия по течению Терека. Туда, на протяжении 80 километров с берегов Сунжи были переселены терские казаки. Ими были созданы станицы Червленная, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская.
В 1722г. во время Персидского похода царем Петром I была заложена крепость Святого Креста и началась организация новой кордонной линии по реке Сулак. За верную службу царь пожаловал Гребенскому войску «крест и бороду», разрешив им исповедовать старообрядческую веру и не брить бороды. Высшие казачьи чины, «казачьи головы», стали именоваться ротмистрами и получали дворянство. Во всех войсках упразднялись выборные атаманы, а наказные назначались царской администрацией.
В 1763г. для укрепления русских позиций была возведена крепость Кизляр, и из переселенных в нее астраханских казаков образовалось Терское Семейное войско, Новое укрепление было построено и в урочище Мездоу, в котором из служивших казаков и привлеченных к службе местных дружественных кабардинцев был сформирован Моздокский гарнизон, ставший впоследствии Моздокским казачьим полком.
К азачьи войска мужественно обороняли свои территории, несли регулярную воинскую службу, придерживаясь заповеди: «Самим не нападать, но казачьи потери возмещать сторицей». Так, в 1774г. население станицы Наурской героически отразило нападение горцев, во много раз превосходящее защитников по численности, и нанесло им сокрушительное поражение. В легендарной обороне станицы участвовали и женщины.

В скоре, в 1784 году, была заложена Владикавказская крепость. Удачное географическое положение привело к быстрому развитию крепости и ее поселений, и в 1861г. она была преобразована в г. Владикавказ, ставший административным центром Терской области, в котором разместились органы управления Терского Казачьего Войска.
И з Гребенского, Терского Семейного, Волгского, Моздокского, Хоперского и Терского казачьих полков была образована Кавказская линия поселенных казаков. С этого момента служивших на этой линии казаков стали называть «линейцами».
В начале XIX века все мужское казачье население считалось военнообязанным с 15-летнего возраста. Каждая семья выделяла одного служилого казака, который нес службу на протяжении 25 лет и получал жалованье. Остальные жалованья не получали и сами обеспечивали свое содержание.
С 1816 по 1827 гг. войсками на Кавказе командовал генерал А.П. Ермолов. Время его командования выпало на первую половину долгой и кровопролитной Кавказской войны, которая велась преимущественно силами казачьих полков. Генерал Ермолов в 1818г. заложил станицу Грозная, ставшую впоследствии городом Грозным. Он же окончательно отменил выборы войсковых атаманов и заменил их наказными, первым из которых был назначен полковник Е.П. Ефимович.
К азачьи полки служили интересам России не только в Кавказской войне. Подразделения линейцев направлялись на войну с Персией (1826-1828 гг.) и Турцией (1828-1829 гг.).
В этот же период, а точнее в 1828г., из знатных кавказских горцев был сформирован конский взвод для конвоя Его Императорского Величества. Этот взвод был преобразован в Кавказский эскадрон и в 1881г. расформирован.

В 1832г. из состава Сборно-Линейного полка назначалась команда Лейб-гвардии Кавказских линейных казаков в Собственный Его Императорского Величества конвой. Этот год стал переломным для линейцев. Согласно указу от 25 октября 1832г., их войска, за исключением Черноморского войска, были объединены в Кавказское линейное войско, штаб которого располагался в Ставрополе. Первым наказным атаманом войска стал генерал-лейтенант Петр Семенович Верзилин.
В 1837г. сформировался Ставропольский казачий полк.
В 1845г. началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа. Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская, Терская, Карабулакская, Троицкая, Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт, Грозненской, Петропавловской, Джалкинской, Умахан-Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.
В этом же году было утверждено первое «Положение о Кавказском линейном казачьем войске», регламентировавшее порядок управления и службы в войске.
С падением Гуниба и пленением атамана Шамиля в 1859г. в Кавказской войне произошел перелом, и сопротивление горцев было, в основном, подавлено. Год спустя Владикавказскому, Моздокскому, Кизлярскому, Гребенскому и двум Сунженским полкам были пожалованы Георгиевские знамена «За военные подвиги против непокорных горцев».
С окончанием боевых действий Кавказская линия была разделена на правую - Кубанскую линию и левую - Терскую. Территория Кавказской области разделилась на Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Правопреемником Кавказского линейного войска назначалось Терское Казачье Войско, за которым также закреплялась зона административного управления - Терская область. Военное и гражданское руководство в области возлагалось на наказного атамана, а центром стал город Владикавказ.
В ойна закончилась, мир установлен, и служба служилого казака значительно сократилась. С 1870г. на полковую службу выставлялось только то количество казаков, которое было необходимо для комплектования полков и батарей, По окончанию службы казак получал полную отставку. С неслужилого разряда казаков стал взиматься войсковой налог, использовавшийся для финансовой поддержки служилых.
К началу царствования Александра III в 1881г. численность казачьего населения в Терской области достигала 130 тыс. человек обоего пола, а на действительной службе состояло 5,6 % мужчин войскового сословия. В этом году за многовековую героическую службу России Терское Казачье Войско было награждено Георгиевским знаменем с юбилейной Александровской лентой.
2 4 декабря 1890г. для Терского Казачьего Войска установился день войскового праздника - 25 августа (7 сентября по новому стилю), день апостола Варфоломея, святого покровителя Войска.
В Первой мировой войне 1914-1918гг. участвовало 18 тыс. терских казаков, которыми комплектовались 12 конных полков, два пластунских батальона, две батареи, две гвардейские сотни, пять запасных сотен, 12 команд, то есть все полки первой очереди Терского Казачьего Войска.
Д о 1917г. казаки проживали в 70 станицах, входящих в четыре полковых отдела ТКВ: Кизлярский (21 станица), Моздокский (15 станиц), Пятигорский (14 станиц), Сунженский (20 станиц). Во всех 70 станицах невойсковое население составляло примерно четверть.
К азачьим станицам принадлежали обширные земельные территории. Так, в 1916г. Терская область занимала более 6,5 миллионов десятин, или примерно 72 тысячи кв. метров. Войсковые же земли занимали около двух миллионов десятин, то есть почти треть территории Терской области. В эту часть входили пашни, станицы, запасные земли, лесные угодья.
Т радиционную основу казачьей экономики до XVIII века составляло скотоводство, рыболовство и охота. Позже в связи с ростом численности казачьих общин возросли потребности в продовольственном обеспечении, и казаки освоили землепашество. К концу XIX столетия земледелием занималось 80% населения Терской области. Значение скотоводства не теряло своего значения, так как войску требовалось постоянное пополнение строевыми и рабочими лошадьми. Терские конезаводчики вывели кабардинскую породу лошадей, отличавшуюся красотой и выносливостью.
Д оход в казну войска и в казачьи семьи приносило виноделие, получившее широкое распространение в терских станицах. В станице Шелковской имелся войсковой сад, казакам давались ссуды на распространение виноградарства.
Т ерское Казачье Войско владело 1625 кв. верстами морских вод Каспийского моря, водами Терека, Сунжи, Малки. Развивалось рыболовство - пополнялись доходы казны войска и станиц. Разводили тутового шелкопряда, сначала в домашних условиях, а в 1735г. в станице Шелковской был построен шелковичный завод.
К азачьи семьи также занимались пчеловодством и немного кустарными промыслами. В каждой станице были свои плотники, столяры, кузнецы и пр.
В начале XX века общинный образ жизни и ведения хозяйства казачества сдерживал капитализацию экономики. Кроме того, по-прежнему дорого обходились затраты на обмундирование и содержание войсковых лошадей. По-прежнему казаки несли тяготы долгой 18-летней службы, были ограничены в правах выхода из общин. Казачество оставалось малограмотным.
Р азличные проблемы и противоречия умело использовались революционными партиями, среди которых на Северном Кавказе особенно популярна была партия социалистов-революционеров (эсеров). Под их влиянием среди казаков стали распространяться идеи «расказачивания»(свобода выхода из казачьего сословия и из общин и пр.). Первая мировая война еще больше обострила существующие противоречия. В результате массовой мобилизации многие казачьи семьи остались без мужчин и не могли обрабатывать свои земельные участки, многие вынуждены были батрачить.
Н а фронте и в тылу казаки с надеждой встретили известие о Февральской революции и о передаче власти Временному правительству. С отречением от Российского престола Николая II, а затем и его брата Михаила закончилась служба казаков Российской Империи, начался новый этап в истории казачества.
В революциях 1917г. и последующей Гражданской войне решался вопрос о праве землевладения. Казакам были чужды интересы дворянства, имевшего большие поместья и отстаивающего власть монархии. Не совпадала их точка зрения и с пролетариями, добивавшимися ликвидации частной собственности. Радикальные лидеры казачества даже предлагали создать самостоятельное государство Казакию на основе объединения всех казачьих войсковых территорий, но большинство казаков понимало свою неразрывную связь с Россией и не поддерживало идеи отделения казачьих областей.
И ногородцы и горцы были самыми явными противниками казачества в вопросе о земле и претендовали на полное перераспределение всех войсковых земель, что сильно осложняло обстановку в Терской области.
В марте 1917г. во Владикавказе проводился войсковой круг терского казачества, на котором был избран войсковой атаман подъесаул М.А. Караулов.
С итуация стремительно менялась: образовался «Союз горцев», который объявил территории национальных округов Терской области самостоятельным государством, независимым от России.
П ытаясь прекратить политическое противостояние на Тереке, атаман Караулов пошел на заключение союза с теми горцами, которые выступали за сохранение Северного Кавказа в составе России. Была организована Терско-Дагестанская республика, которой до начала 1919г. руководили войсковой атаман и войсковой круг (правительство), председателем которого являлся П.Д. Губарев.
В начале октября 1917г. во Владикавказе была созвана конференция Астраханского, Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, в которой участвовали делегации от калмыков и Союза кавказских горцев и народов Дагестана. 21 октября 1917г. конференция приняла решение об образовании «Юго-Восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей» для борьбы с «анархо-большевизмом». Члены Союза выступали за сохранение единого российского государства в форме федеративной республики.
О днако намеченные реформы Союзом не были реализованы из-за Октябрьской пролетарской революции и начавшейся Гражданской войны. Не получив широкой народной поддержки, правительство Союза прекратило свою деятельность в начале 1918г.
С оюз возрождался еще, при поддержке Белого движения, но ненадолго - в 1919-1920 гг.
К азачьи области не признали созданный 7 ноября 1917г. Совет народных комиссаров. Атаманы казачьих войск публично в телеграфном обращении высказались о том, что власть в казачьих областях остается в войсковых правительствах. Под руководством генерала Алексеева и генерала Корнилова на Дону началось формирование Добровольческой (Белой) Армии для борьбы с большевизмом и продолжения войны с Германией. Казаки составляли в ней до 50%.
В Терской области до колоссальных размеров разросся бандитизм, которому способствовали брошенные и забытые части русской армии, сражавшиеся в Первую мировую войну на Турецком фронте. Вооруженные и деморализованные солдаты без должной организации и дисциплины отказывались подчиняться кому-либо. На казачьи станицы начались нападения чеченцев, которые добились изгнания всего русского населения из Хасав-Юртовского округа.
В скоре принятый СНК декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» отменил правовые основы социального положения казаков и лишил их особых прерогатив в наделении землей и угодьями. Рушилась вековая самоорганизация казачества.
В декабре 1917г. Совет Союза казачьих войск в Петрограде был разгромлен по указанию СНК. Многие его члены вернулись на Дон и приняли участие в Белом движении. После окончания Гражданской войны Совет выехал за границу, где стал оплотом для казаков-эмигрантов.
В декабре 1917г. на железнодорожной станции «Прохладная» деморализованными «революционными» солдатами был расстрелян атаман Терского Казачьего Войска М.А. Караулов и его спутники. Они были обвинены в попустительстве горским националистам. Новым атаманом ТКВ был избран войсковой старшина ГА. Вдовенко.
И з-за неэффективного сопротивления революционным силам, власть в области перешла к советам рабочих, которые учредили Терскую советскую республику. По указанию чрезвычайного комиссара Юга России Г.К. Орджоникидзе из революционных солдат и «красных горцев» создавались специальные отряды, которые занимались принудительным выселением казачьих семей из станиц, заселявшихся потом горцами и неказачьим населением.
Н ападавшие грабили и жестоко убивали переселенцев. По станицам пронеслись казачьи восстания под началом Г. Бичехарова, И.Е. Эрдели, Г.А. Вдовенко. Советской власти наносились сокрушительные удары и 26 июня 1918г. она на Тереке пала. Почти месяц спустя казаки станицы Луковской при поддержке крестьян и казаков других станиц с боями взяли Моздок.
О днако положение было неустойчивым. Под командованием А.3. Дьякова на Тереке действовала «Казачья Красная Армия Сунженской линии», в которую входило около 7 тыс бойцов. В ноябре 1918г. белые заняли Ставрополь, и Северо-Кавказский фронт распался на множество «местных» мелких фронтов. До конца 1918г. в районе КМВ, Владикавказа и Ставрополя действовал казачий партизанский отряд полковника А.Г. Шкуро.
С оветская власть была выбита с территории Терской и Кубанской областей, а также Ставропольской губернии. Ожесточенные бои продолжались еще семь месяцев. Погибло около 40% состава личных частей с обеих сторон.
В январе 1919г. большевики применили тактику «расказачивания», в которую они вкладывали совсем иной смысл, чем эсеры. Директива Оргбюро ЦК РКП(б) предписывала всем комиссарам вести беспощадную борьбу с казачеством путем его поголовного истребления. Шел массовый террор: конфисковывался хлеб и все продукты, проводилось полное разоружение, переселение, расстрелы посмевших ослушаться...
И , хотя эта директива признавалась ошибочной и была отменена пленумом ЦК РКП(б) от 16 марта 1919г., аппарат репрессий советской власти против казаков продолжал действовать. Большевики добивались физического уничтожения казаков, полного искоренения их семей и станиц. Массово расстреливали тех, кто отказывался служить в Красной Армии.
М ногие казаки отступали вместе с белогвардейцами в Крым, бежало туда и гражданское население.
С 1920г. российское казачество разделилось на две большие части - казаков, оставшихся в России, и казаков-эмигрантов. В результате Первой мировой войны, революций и Гражданской войны казачество потеряло около половины своей численности.
В тяжелых условиях эмиграции были частыми эпидемии и голод. Многие из покинувших родину казаков умерли в первые же годы, другие бежали в Бразилию, Югославию, Болгарию, Грецию, Турцию. В советскую Россию в 1922-1925 гг. вернулось около 30 тысяч казаков, которые подверглись массовым репрессиям.
В 1924г. в Париже был учрежден Казачий Союз, объединивший казачьи станицы зарубежья. Он координировал решение экономических, культурных и других проблем, оказывал помощь творческой интеллигенции. За рубежом действовали «Союз казачьих писателей», «Литературная казачья семья», «Кружок казаков-литераторов», «Общество изучения казачества», издавалось более 100 журналов и газет.
Р аскол в эмиграции произошел в связи с нападением Германии на СССР. Некоторая часть казаков выступала на стороне немецкой армии, но многие казаки, оставаясь патриотами, вступали в отряды сопротивления на территориях оккупированных государств, в которых они проживали.
В феврале 1920г. 1-й Всероссийский съезд Трудовых казаков под влиянием В.И.Ленина принял резолюцию, в которой говорилось, что «казачество отнюдь не является особой народностью или нацией, а составляет неотъемлемую часть русского народа. Поэтому ни о каком отделении казачьих областей от остальной Советской России, к чему стремятся казачьи верхи, тесно спаянные с помещиками и буржуазией, не может быть и речи... » (Казачество России. Историко-правовой аспект: документы, факты, комментарии. - М., 1999.- С. 244-245).
В месте с тем продолжалась политика насильственного выселения казаков из мест их исторического проживания. 27 марта 1920г. из 72 тысяч членов казачьих семей, выселяемых за Терек из трех станиц, прибыло к пунктам назначения только 35 тысяч. «Красные горцы» нападали на колонну, и, не встречая сопротивления конвоиров, рубили шашками безоружных казаков, женщин, стариков и детей. Этот день и сегодня считается Днем поминовения терских казаков, репрессированных советским государством.
М ужчины в возрасте от 18 до 50 лет выселялись на Север, в Донбасс, их жены и дети выгонялись из домов, сжигались станицы, а имущество перераспределялось среди новых поселенцев и советских активистов. Казачество, как «враг революции», было лишено всех гражданских прав.
В 1927г. Северо-Кавказский край не выполнил необоснованно завышенный план хлебозаготовок, и продотряды выселили на Север и Урал 10,5 тыс. семей (более 50 тыс. человек), среди которых было и много казаков. В связи с этой «борьбой против внутренних врагов» по приказу ОГПУ, в начале 1930-х гг. на Дону, Кубани и Тереке пронеслись восстания. В районе КМВ развернулось партизанское движение, но в ответ на людской протест советская власть ответила новыми репрессиями и депортациями казачьего населения в различные области страны.
О днако, без казаков, обвиняемых в срыве коллективизации, территориальные части теряли свою численность, а регион терял боеспособность. Поэтому казаки снова стали проходить службу в регулярных воинских частях. В 1930-х гг. по постановлению ВЦИК казаками укомплектовывались кавалерийские дивизии и части, конные корпуса.
С первых дней Великой Отечественной войны участие в боевых действиях принимал 152-й Терский казачий полк и 5-я Ставропольская казачья дивизия им. М.Ф. Блинова. В июле 1941г. на территории Северного Кавказа сформировались кавалерийские казачьи сотни для содействия истребительным батальонам НКВД в борьбе с бандитизмом, охраны подходов к железнодорожным станциям и путям, линий телеграфной связи. В декабре 1941г. в истребительных отрядах было около 6,5 тыс. пеших бойцов и 1,7 тыс. всадников. В период временной оккупации Северного Кавказа немецкими войсками истребительные отряды входили в партизанские отряды, действовавшие в горно-лесных массивах.
Д есятки лет казачество формально было предано забвению в СССР. Но никогда не забывали своих корней потомственные казаки, передавали детям и внукам историю, культурные и военные традиции предков. С середины 1980-х гг. демократические преобразования в стране создали, наконец, условия для объединения потомков российских казаков и возрождения того, что жестоко, несправедливо и бездумно разрушалось в начале XX века.
К азаки сотни лет были и остаются преданными и верными защитниками России. И, несмотря на перенесенные беды и боль, они сохранили свою историю, традиции и законы, первым и главным из которых всегда остается любовь к Отечеству.
В озрождается казачество, и Россия вновь обретает давнего друга, надежного защитника своих рубежей.