Какой умк выбрать. Учебно-методические комплексы – как средство обучения. Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»




От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский

Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу, обязательно познакомиться с учителем. Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок. Так как по этим учебникам и рабочим тетрадям ему и, возможно, родителям придется осваивать материал, получать базовые знания. А от их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.

Учебно-методический комплекс - это литература, наглядные пособия, иные средства по определенной дисциплине. Что может входить в него? В учебно-методический комплекс программы входят: книги для чтения, хрестоматии, пособия, сборники задач, статьи, монографии. Кроме того, сюда можно отнести также поурочные пособия, которые позволяют педагогу развивать индивидуальные особенности школьников.

Разновидности

Учебно-методический комплекс по истории предполагает как тематические, так и поурочные разработки. Например, в зависимости от уровня знаний и навыков обучающихся подбираются определенные задания, упражнения для каждого ученика. Для школьников с высокой мотивацией педагог готовит задания в виде сочинений-рассуждений (эссе), при выполнении которых у ребят есть возможность продемонстрировать учителю личную позицию по отношению к рассматриваемому историческому периоду, эпохе.

Пособия по курсу педагог применяет с целью сокращения времени на подготовку к занятиям, что актуально при высокой недельной нагрузке. Такие сборники востребованы у начинающих педагогов.

Школьный учебник

Учебно-методический комплекс дисциплины школьного курса сложно представить без книги. В настоящее время школьный учебник составляется с учетом возрастных особенностей детей, уровня углубленности в определенную научную область.

Выделим основные функции, которые выполняет это методическое пособие:

  • раскрывает основное содержание образования, содержит объем материала на отдельное занятие с учетом возрастных особенностей;
  • гарантирует последовательность изложения материала, предполагает его систематизацию;
  • упрощает процесс усвоения и закрепления знаний;
  • позволяет реализовывать воспитательные цели обучения определенной учебной дисциплине.

Электронный учебно-методический комплекс стал отличной альтернативой традиционным бумажным материалам. Им может воспользоваться не только педагог, но и обучающийся.

Структура учебников

В учебнике представлен текст, определяемый системой отбора конкретных фактов. Например, в школьном курсе химии 8 класса в книгу автор включает материал, связанный с неорганическими веществами, их свойствами, превращениями. Содержание подразделяют на главы, разделы, отдельные параграфы. Между ними должна соблюдаться логика и последовательность, плавный переход от простых фактов к сложному материалу.

Учебник делится на теоретический (основной) материал, справочную информацию, комментарии и примечания.

За основу текста берут информацию о наиболее важных понятиях и идеях, теориях, видах деятельности.

Сложность текста книги может быть языковой, логической, а также предметной. Например, историческое содержание связано с многочисленными терминами, понятиями , теоретическими выводами.

В качестве внетекстовых компонентов учебника вступают иллюстрации, задания и вопросы, различные документы, а также определенные указатели. Например, в курсе истории с помощью схем представлены образы прошлого: битвы, сражения, крепости.

Основной частью методического аппарата школьного учебника являются задания и вопросы к предлагаемым параграфам.

С их помощью учащиеся сознательно и глубоко усваивают содержание учебной дисциплины, а педагог получает возможность раскрывать содержание книги средствами знаковой и образной наглядности.

При оценке качества учебников эксперты используют определенные критерии:

  • его соответствие современным требованиям системы образования;
  • отражение в нем ценностей общества;
  • научность подходов к указанию фактов;
  • предоставление с разных точек зрения определенных фактов;
  • соответствие содержания требования программы по данной учебной дисциплине;
  • качество научной базы;
  • соотношение содержания и стиля изложения с возрастными особенностями учащихся;
  • методическая ценность книги, сочетаемость ее с другими пособиями.

Так как учебно-методический комплекс - это база для осуществления модернизации российского образования, на его целостность и системность обращается пристальное внимание.

Например, в педагогической практике появился перечень Федеральный учебников, в который включены только те материалы, которые в полной мере подходят под требования ФГОС второго поколения.

Отличительные параметры учебников нового поколения

Например, для книги по истории в рамках новых требований можно отметить:

  • использование культурологического и цивилизационного подхода;
  • использование образной системы;
  • информационная насыщенность;
  • выразительность и яркость изложения основного материала;
  • придание дополнительным текстам статуса полноценного информационного источника;
  • ценностные акценты текста;
  • формирование новых видов заданий и вопросов.

Специфика учебников нового поколения

Основы учебно-методического комплекса заложены в виде логической связи понятий, внутренней преемственности между учебниками одной предметно-методической линии. Это способствует лучшему понимают и осознанию содержания книги. Например, в химии с 8 по 11 класс используется комплект О. С. Габриеляна. Помимо учебников, его учебно-методический комплекс - это совокупность сборников задач и упражнений, пособий для проведения практических и лабораторных работ, а также настольная книга для педагога. Чем отличаются обновленные школьные учебники? Так как учебно-методический комплекс - это совокупность разных сборников, задания, предлагаемые в сборнике для лабораторных работ, перекликаются с основным материалом, излагаемым по данной проблеме в учебнике.

Изучаемый материал предлагается на примерах, понятных и доступных современным школьникам, что положительно отражается на формировании поисковых навыков, совершенствования саморазвития и самовоспитания.

Практическая ценность

Задачник по физике, химии, биологии, который входит в учебно-методический комплекс, направлен на осмысление особенностей окружающего мира, использование теоретических знаний в практической деятельности.

Учебно-методический комплекс специальности предполагает не только основной, но и дополнительный материал, привлечение разнообразных интернет-ресурсов.

Специфика методического аппарата

Его можно считать ключом для применения информации, включенной в основные пособия. В таком аппарате должны содержаться элементы, мотивирующие школьников на освоение нового учебного материала. Они помогают ребятам выделять цель работы, ставить перед собой конкретные задачи, обобщать результаты, делать выводы. Справочный материал, содержащийся в учебно-методическом комплекте по любой дисциплине, способствует формированию навыков научного поиска.

Задания творческой направленности позволяют отрабатывать теоретические основы в реальной жизни.

Для учителя химии

В учебно-методический комплекс школы входят материалы по разным учебным дисциплинам. Для того чтобы понять, чем должен пользоваться современный педагог, чтобы в полной мере выполнять требования Министерства образования и запросы государства, рассмотрим учебно-методический комплект по химии. В базовом курсе в настоящее время используется несколько методических линий. Наиболее распространенной является комплект О. С. Габриеляна.

Помимо учебника, составленного с учетом возрастных особенностей для 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, автором создана настольная книга для учителя химии. В таком пособии подробно рассмотрены наиболее сложные разделы, даны рекомендации по методике обучения им школьников.

В качестве дополнительной литературы педагог использует книгу для внеклассного чтения, в которой изложены биографии великих химиков, факты открытия новых элементов, создании важных научных теорий.

Для отработки практических навыков О. С. Габриеляном разработано пособие для проведения практических работ и лабораторных экспериментов. Подготовку к выпускному экзамену по химии ребята вместе с педагогом могут вести, вооружившись сборником задач, в который включены все основные задания, предлагаемые старшеклассникам на ЕГЭ.

О. С. Габриелян разработал методический комплект и для профильного обучения химии, изначально включив в учебник задания второго уровня сложности из тестов ЕГЭ.

Инновации в методических материалах

После модернизации российского образования практически во всех учебных предметах появились полные предметные линии.

Среди новшеств отметим включение в учебные пособия заданий творческого характера, позволяющих развивать универсальные учебные навыки школьников.

К примеру, в истории и обществознании появилась рубрикация текста, стали выделять ключевые понятия и главные мысли. Подобные новшества способствуют формированию навыков выделения важнейшей информации, ее обобщения.

Значимость вертикали школьных книг

Завершенная предметная линия позволяет выстраивать учебный курс по мере повышения его сложности. Методологическое единство, целостность содержательной линии - это база для работы педагога в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

Существенное количество иллюстраций, схем, графиков способствует формированию наблюдательности, осмыслению теоретического материала, рассматриваемого на уроке.

Заключение

Учебно-методический комплекс является мощным инструментов в деятельности современного учителя, направленной на формирование в подрастающем поколении навыков поисковой и исследовательской деятельности. В связи с тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях применяют информационные технологии, многие учебные пособия, справочные материалы, сборники задач предлагаются не только в бумажном, но и в электронном виде. Развивающие диски, содержащие творческие задания, помогают педагогам развивать познавательный интерес к преподаваемому предмету.

« Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечить достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ» (Закон «Об образовании», ст. 14, п. 5)

«Ст. 32 К компетенции образовательного учреждения относятся:

23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».

Упомянутые статьи Закона «Об образовании» дают образовательным учреждениям достаточную свободу в определении учебно-методического комплекса для использования его в своем образовательном учреждении. С июня по октябрь 2010 года федеральный экспертный совет РАО будет проводить экспертизу учебников начальной школы на соответствие их новому стандарту начального общего образования. Федеральный перечень на 2010–2011 учебный год опубликован в журнале «Вестник образования», 2009, № 4. В нем перечислены все учебники, используемые в настоящее время в начальных классах Санкт-Петербурга, кроме учебников В.А. Закожурниковой и др. (русский язык), Е.Н. Дерим-Оглу (окружающий мир), М.В. Головановой и О.Ю. Шараповой (литературное чтение), которые по данным центра начального образования СПбАППО использовались в 2009/2010 учебном году.

Образовательному учреждению следует составить перечень и характеристику учебно-методических комплектов и учебников, планируемых к использованию в следующем учебном году. Гриф МОиН «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами и действует 5 лет, гриф «Допущено» – о разрешении на апробацию – дается на 4 года. Информация об издательстве, выпускающем учебник важна, так как в настоящее время встречаются ситуации, когда одним и тем же автором (например, А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Э.И. Александрова, Л.Ф. Климанова, Н.А. Чуракова) написаны учебники, входящие в разные учебно-методические комплекты. Позиционируя себя учреждением, реализующим полностью УМК (УМК создается на основе общей концепции), школа тем самым в определенной степени облегчает себе прохождение процедуры лицензирования и аккредитации. Самостоятельно составленный учителем комплект учебников потребует от него (учителя) написания образовательной программы для своего класса, где потребуется объяснить совместимость учебников и показать линии их соединения (обосновать их концептуальную совместимость). Такая образовательная программа должна быть обсуждена на заседании методического объединения, утверждена решением педагогического совета образовательного учреждения.



Выделим критерии, на которые следует ориентироваться учителю, определяющемуся в выборе УМК.

· Уровень соответствия базового учебного материала требованиям «Примерных основных образовательных программ начального общего образования». Это означает, что материал, включенный в программу автором, должен изучаться полностью в соответствии с авторской программой (иначе программа будет не выполнена). Материал, превышающий требования стандарта, не должен стоять на обязательном контроле со стороны районных и городских управленческих или методических служб, но требует административного контроля за качеством преподавания и результатами обучения. Вместе с тем допустимо включение материала на расширение представлений детей о культурологическом аспекте человеческого знания, о связи данной науки с другими областями человеческой культуры (занимательный материал).

· Наличие в учебнике вопросов и заданий, стимулирующих детей к освоению нового учебного материала, обеспечивающего познавательную мотивацию.

По технологическому компоненту (содействию данного учебника реализации межпредметных программ).

· Способность учебников из данного комплекта оптимизировать реализацию программы «Чтение. Работа с информацией». Иллюстративный ряд учебников должен помогать осмыслению сущности изучаемых явлений, процессов, содержать разнообразные виды наглядности, предусматривать различные варианты работы с ней.

· Строение учебной книги (насколько методический аппарат учебника позволяет детям ориентироваться в его содержании: система условных знаков и обозначений по организации работы в заданием, наличие или отсутствие справочного материала и форма его предъявления). Данный аспект будет способствовать формированию УУД.

· Многофункциональность заданий в учебнике. В идеале необходимо, чтобы каждое задание в книге или тетради на печатной основе позволяло и учителю и ученику увидеть и осознать потенциал для формирования универсальных учебных действий (метапредметных в первую очередь).

· Организация материала в учебнике и рабочей тетради к нему для совершенствования умения, самоконтроля и самооценки результата тренировки. (регулятивные и личностные результаты).

· Наличие или отсутствие системы контроля и оценивания достигаемых учащимися достижений и уровень соответствия составленных контрольно-измерительных материалов к учебнику требованиям, отраженным в «Оценке достижений» (тетради для самостоятельных и контрольных работ, контрольные страницы в тетрадях на печатной основе).

Все вышеперечисленные критерии в случае их соответствия являются гарантией достижения планируемых результатов (конечно же, при правильной эффективной организации образовательного процесса).

По кадровому компоненту:

· Готовность учителя к работе по данному УМК (обучение или необходимость повышения квалификации в случае, если по этому комплекту учитель работает много лет по устоявшимся методикам).

· Оптимизация человеческого потенциала. В случае если нет рядом коллеги, работающего по тем же учебникам, учитель может остаться один на один со своими профессиональными проблемами. При большом разнообразии учебников в параллели сложнее осуществлять управленческие функции администрации школы. Оптимально в каждой параллели предусмотреть возможность использования не более двух различных УМК. В таком случае, если обучающийся ребенок оказывается в ситуации академической неуспеваемости в овладении предметными знаниями и умениями по программе повышенного уровня, целесообразнее предлагать продолжение обучения в параллельном классе, чем в другой школе. В условиях подушевого финансирования «расставание» с каждым учеником автоматически обозначает потерю денежных средств на его обучение.

По экономическому компоненту:

· Факт наличия учебников в библиотечном фонде (в случае если успешно пройдена экспертиза в РАО). На 2010/2011 учебный год экспертиза еще не будет завершена, и потому есть возможность пользоваться учебниками из школьной библиотеки в полной мере.

· Стоимость полного комплекта учебников на одного ученика (сравните цены в разных магазинах, зайдите на прайс-лист издательства). На приобретение новых комплектов деньги придется просить у Попечительского совета школы, и, возможно, другие траты ему покажутся более значимыми.

Завершая рассмотрение этого вопроса, следует отметить, что идеального УМК нет и, наверное, в принципе быть не может. В учебниках отражается не только личность авторов, но и проецируется на них личность учителя и обучающихся. Потому, сделав свой выбор УМК, учитель должен понимать, что он берет на себя обязательства, используя выбранное средство, достичь максимально возможных результатов при помощи своих профессиональных умений. Смена учебников во время 4-летнего обучения учеников одного класса – показатель непрофессионализма.

Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования - один из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО. Поэтому целесообразно обозначить принципы выбора учебно-методических комплектов (УМК).

Учебно-методические комплекты - это открытые системы учебных пособий, обеспечивающие личностно-ориентированный уровень обучения в условиях общеобразовательной школы. Учебно-методические комплекты содержат различные структурные элементы: учебники, тетради для учащихся, тетради оценки качества знаний, хрестоматии, методические пособия, рабочие программы, комплекты тестовых заданий, компьютерные программы, электронные приложения и т.п.

Согласно статье 18 Федерального закона РФ " "Об образовании в Российской Федерации" " п. 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Таким образом, учителя имеют право выбирать УМК в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. В одном образовательном учреждении в разных классах обучение может осуществляться по параллельным УМК.

Принципы выбора УМК могут быть следующие:

1. Соответствует ФГОС НОО.

2. Отражает специфику региональной системы образования.

3. Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ.

Ключевые идеи, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК, соответствующие ФГОС НОО и ФГОС ООО:

Воспитание гражданина - обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укреплённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Формирование ценностных ориентиров - предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности обучающихся, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти ценности конкретизируются в соответствии с особенностями содержания, развивающим и воспитательным потенциалом каждого учебного предмета.

Обучение в деятельности - предполагает, что достижение указанных в ФГОС ООО, примерных программах по предметам и реализуемых в УМК целевых установок и основополагающих принципов обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД) посредством реализации системно-деятельностного подхода. УУД выступают в качестве основы образовательного процесса. Содержание и методическое обеспечение УМК предусматривает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Синтез традиций и инноваций - означает опору на лучшие, проверенные временем традиции отечественной школы в сочетании с проверенными практикой образовательного процесса инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны. В УМК, соответствующих ФГОС НОО и ФГОС ООО последовательно применяются такие инновации, как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными видами информации, создание портфолио учащихся, новые формы оценки достижений обучающихся и т.п.

Направленность на результат - в современном понимании означает целенаправленную и последовательную деятельность для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Для этого в структуру и содержание УМК заложена система заданий, направленных на включение обучающихся в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Вариативность - УМК обеспечивает возможность использования в работе с разными категориями обучающихся.

Работая по Образовательной Системе «Школа 2100» могу отметить, что учебники информатики Образовательной системы «Школа 2100» не похожи на те, по которым я работала раньше. Использование рекомендованных приемов и технологий позволяет мне максимально реализовать образовательные возможности этих учебников. В их основе лежат следующие образовательные технологии:

Технология проблемного диалога . Она предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

Технология формирования правильного типа читательской деятельности . Она учит продуктивному чтению: умению вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, концептуальную, подтекстовую), самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. Главными приёмами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся . Она напрямую связана с комфортностью обучения. Наши дети учатся самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности, мы дифференцируем оценку и отметку, предлагаем задания на трех уровнях: необходимом, программном и максимальном.

Пропедевтический курс «Информатика в играх и задачах»(1-6) можно условно разбить на несколько блоков: вводный блок (1-2й классы), основной блок (3-4 классы), переходный блок (5-6 классы). Таким образом, курс «Информатика в играх и задачах» для 5-го класса открывает завершающий этап курса «Информатика в играх и задачах». По учебникам - тетрадям для 5-6-го класса можно как продолжить изучение пропедевтического курса, так и начать и полностью пройти укороченный вариант курса.

Основное назначение пропедевтического курса «Информатика в играх и задачах» - подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, особенно его наиболее логически сложных разделов -таких, как алгоритмы и исполнители, элементы формальной логики, формализация и моделирование. Поэтому в пропедевтическом курсе «Информатика в играх и задачах» приоритет отдан таким темам базового курса, как формализация и моделирование, алгоритмы, величины, элементы логики высказываний. Т.о, цель курса - дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Учебный материал ориентирован на знакомство учащихся с информационным моделированием процессов, объектов и логических рассуждений, на формирование начальных навыков создания формализованных описаний:

Процессов;

Нелинейных участков процессов;

Связей между описаниями нескольких процессов;

Состояний объектов;

Классов объектов;

Поведения объектов класса;

Структуры объектов и систем;

Связей между классами и подклассами объектов;

Связей между различными состояниями объекта;

Простых и сложных высказываний;

Связей между высказываниями-условиями и высказываниями-заключениями.

Во-первых, цели развития мышления учащихся достигаются в большей степени именно при освоении способов описания объектов и логических рассуждений.

Во-вторых, в теоретической и практической информатике появились такие перспективные направления, как «Объектно-ориентированное программирование (ООП)» и «Экспертные системы (ЭС)»

Так как в «Школе 2100» для каждого учебного предмета формулируются линии развития - качества личности, развиваемые средствами этого учебного предмета. То новый учебник информатика нацелен на формирование умений для жизни в информационном обществе (Homo Informaticus - человек информационного общества).

Учебники информатики для 7-9 классов разделены на модули. С каждым модулем связан перечень осваиваемых умений. Учитель сам подбирает под доступное число часов необходимый набор модулей, получает рабочую программу. Размеры модулей квантованы. Квант 8-9 уроков (для обеспечения взаимозаменяемости модулей). Материал дан с избытком: общий объем всех уроков по модулям в учебнике одного класса позволяет проводить до 3 уроков в неделю. Модули разделены на 2 части по 8-9 уроков: минимум и дополнение до нормы.

Определяем проблему урока. Это подводит к теме (вопросу, цели) урока: обсуждение проблемы в предложенном материале и формулирование главного вопроса урока (всем классом, в группе или в паре). Сравнение своего варианта вопроса с авторским. Авторские вопросы к параграфам расположены в «Содержании» под названиями параграфов и выделены курсивом.

Вспоминаем то, что знаем. Так обозначены вопросы и задания по изученному материалу, который необходим для открытия нового знания.

Решаем проблему, открываем новые знания. В группе, в паре или совместно с учителем, ведя диалог, осуществляется поиск решения проблемы.

Применяем новые знания. Так обозначены задания на применение новых знаний.

Таким образом, учебники информатики образовательной системы "Школа 2100" для 7-9 классов реализуют требования стандарта и подход к разноуровневому обучению.

Литература:

  1. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Информатика в играх и задачах» / А.В. Горячев, Н.И. Суворова, Т.Ю. Спиридонова-М: Баласс,2013
  2. Информатика. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: в 2-х кН./А.В. Горячев, Л.А. Макарина, А.В. Паволоцкий, Н.С. Платонова. -М: Баласс, 2014 (Образовательная школа 21000).
  3. Материалы вебинара потеме «Содержание и особенности преподавания непрерывного курса информатики в начальной и основной школе в условиях реализации ФГОС на примере учебников ОС «Школа 2100».

Все государственные школы нашей страны обучают детей по учебно-методическим программам, которые должны соответствовать ФГОС - Федеральным государственным образовательным стандартам. Однако само их содержание, впрочем, как и методики преподавания могут значительно отличаться. «Литтлван» попытался разобраться, как же происходит формирование тех или иных учебных программ для начальных классов, какие из них официально разрешены для применения, и чем они отличаются друг от друга.

Учебные программы: общие положения

Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос, по какой программе будут учиться их дети, и могут ли они как-то повлиять на ее выбор. Согласно действующему законодательству и образовательным стандартам каждая школа вправе создавать собственную. Однако в ее основе может быть только учебная литература, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253 (с последующими изменениями, последнее - от 21 апреля 2016 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Так называемый «федеральный перечень» представляет собой не разрозненный набор учебников, а несколько завершенных предметных линий, которые, в свою очередь, являются составной частью определенных программ - учебно-методических комплексов (УМК). У каждого из них свои принципы и особенности. Создается УМК одним коллективом авторов с конкретным научным руководителем.

Таким образом, выбрать определенную учебную программу родитель может лишь косвенно - заранее узнав, в какой школе обучают по учебникам понравившегося УМК, и, при возможности, записав туда своего ребенка (о правилах приема в 1 класс - мы писали здесь и здесь). Некоторые школы, в которых в параллельных классах обучение идет по разным УМК, проводят тестирование детей для определения более подходящей для них программы.

Какие УМК разрешены сегодня?

На сегодня в федеральном перечне перечислены учебники, которые входят в следующие учебно-методические комплексы:

  • «Школа России»,
  • «РИТМ»,
  • «Перспектива»,
  • «Начальная школа XXI века»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова,
  • «Начальная инновационная школа».

Перечень должен обновляться один раз в три года или чаще. Так, с 2014 года, в том числе и на основании отрицательных заключений экспертов, из него были убраны учебники распространенных ранее во многих школах УМК: «Школа 2000», «Школа 2100», «Диалог», «Гармония». А в развивающей системе обучения Л. В. Занкова сейчас рекомендованы только пособия по изобразительному искусству!

Однако стоит иметь в виду, что все книги и тетради, которые перестают входить в федеральный список, могут быть использованы для обучения еще в течение 5 лет после вступления в силу соответствующих актов. Кроме того, с течением времени некоторые завершенные предметные линии учебников в рамках одной УМК могут исключаться и заменяться в перечне рекомендованных на новые (издается соответствующий приказ Минобрнауки РФ).

Еще один нюанс. Сами преподаватели начальной школы имеют законное право выбирать, по каким учебникам строить образовательный процесс (и следовать этому выбору все 4 года обучения). При этом они необязательно относятся к одной определенной УМК. Главное, повторимся, чтобы все учебники были перечислены в федеральном перечне.

Особенности

Этот проект издательства «Просвещение» на данный момент, пожалуй, самая распространенная в российских школах система учебников. УМК существует с 2001 года и с тех пор не раз обновлялась и дополнялась. Его особенность - направленность на формирование универсальных учебных действий у ребенка. В качестве плюсов «Школы России » родители на Littleоne.ru отмечают простоту, последовательность и «понятность» подачи материала (наличие правил, алгоритмов решения задач), а также то, что она больше всех похожа на то, как учили в «советском детстве». При этом простоту программы, сравнивая с другими УМК, относят и к ее недостаткам. Некоторые отмечают также со знаком минус то, что во время обучения мало задействовано воображение и собственное логическое мышления. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , , , , , , .

«РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление», что весьма четко определяет особенность этого УМК. Программа интегрирует все предметы начальной школы и строится на принципах раскрытия индивидуальности каждого ученика, привития ему способности мыслить творчески и самостоятельно. Ее основой является переработанная, дополненная и приведенная в соответствие с ФГОС УМК «Классическая начальная школа» (ранее весьма распространенный, сейчас его учебники исключены из списка рекомендованных). Эта УМК встречается в начальной школе довольно редко сейчас, отзывов по ней немного. Учебники выпускает издательство «Дрофа». Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , .

Еще один комплекс учебников, издаваемых «Просвещением». С 2010 года научным руководителем этого УМК является Людмила Георгиевна Петерсон, лауреат Премии Президента РФ в области образования. В отличие от исключенной из федерального перечня «Школы 2000» данный УМК, при некоторых схожих принципах, вызывает бOльшую симпатию родителей. Основу его составляет идея, что учитель лишь подталкивает к знаниям, «открыть» их должен ребенок сам. При этом некоторые говорят, что программа сложна для среднестатистических детей и во многом рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную внеурочную работу. Другие же родители, наоборот, относят к плюсам УМК его сложность, направленность на познавательную активность и рекомендуют для детей с математическим складом ума. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , , , .

Согласно методике этого УМК каждый ребенок выступает в роли исследователя и является равноправным субъектом процесса обучения (а не «выслушал-запомнил-повторил»). В программе предполагается много заданий на фантазию и смекалку. Систему учебников выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она является частью системы УМК «Алгоритм успеха». Родители детей, обучающихся по программе, отмечают в качестве минусов ее запутанность и непоследовательность подачи материала. Другие относят к плюсам продолжительный период адаптации ребенка к школе, отличие от «советской школы», сильную филологическую составляющую и называют УМК «вполне адекватным и интересным». Большинство сходятся во мнении, что легче обучаться по программе будет тем детям, кто поступил в 1 класс, уже умея читать, но при этом, не умея писать. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. ,