Какая у меня самооценка тест онлайн. Простой тест на самооценку и уверенность в себе




У каждого человека есть определенные представления о себе: насколько он умён, красив, коммуникабелен, смел и способен добиваться результата. Самооценка личности оказывает большое действие на наше поведение и принимаемые решения, достижения, и, как следствие, на всю нашу жизнь. Поэтому так много внимания в психологии уделяется процессу её исследования.

Психологические тесты на определение уровня самооценки предназначены для того чтобы выявить объективную степень оценки самого себя как личности в целом. На сегодняшний день существует множество методик для корректировки самоопределения, однако для того чтобы менять свой образ по данным методиками необходимо сначала определиться на каком уровне самооценка человека находится.

О самооценке

Человеку с низким уровнем самооценки крайне сложно реализовать себя в жизни, ему мешает большое количество комплексов и неуверенность в себе. Психологические тесты помогают выявить проблемы, связанные с оценкой своего Я, а значит, в дальнейшем эти проблемы можно решить или самостоятельно, или с помощью психологов.

Стоит отметить, что четкий уровень самооценки очень сложно определить, ведь разных ситуациях человек может мыслить и определять свое состояние по-разному. Поэтому при прохождении тестов следует анализировать только те ситуации, которые встречаются в жизни обыденно.

С помощью данного небольшого онлайн теста из 10 вопросов можно определить уровень самооценки: завышенный, нормальный или пониженный. Результат подскажет к какому из трёх индексов самооценки вы более близки и, возможно, даст стимул для качественных изменений в вашей жизни!

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

  • а) Очень часто
  • б) Иногда

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

  • а) Постараетесь победить его в остроумии
  • б) Не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

  • а) То, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда
  • б) Успехи часто зависят от счастливого стечения обстоятельств
  • в) В сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

  • а) Рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное
  • б) Тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его
  • в) Обидитесь, но не подадите вида

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

  • а) Да
  • б) Нет
  • в) Не знаю

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

  • а) Да
  • б) Нет
  • в) Не знаю

Узнайте, какая у вас самооценка (адекватная, завышенная или низкая)

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто - 1 балл;
б) иногда - 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора - 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда - 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств - 1 балл;
в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить - 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то
оригинальное - 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его - 4 балла;
в) обидитесь, но не подадите вида - 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) не знаю - 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам - 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся - 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) не знаю - 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) иногда - 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да - 5 баллов;
б) нет - 1 балл;
в) не знаю - 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
а) голубой - 1 балл;
б) желтый - 3 балла;
в) красный - 5 баллов.

Подсчет баллов

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе . У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль…

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас муча-сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если нет - знак «-» (нет)».

Текст опросника

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    У меня отсутствует уверенность в себе.

    Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    Временами я чувствую себя никому не нужным.

    Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

    Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов : Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от-10 до-4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 - о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 - о высокой самооценке.

Тест для исследования самооценки (Модификация л.П. Пономаренко)

Инструкция испытуемым . Известно, что личностные качества, присущие человеку, расположены на континууме, состоящем из полярных характеристик. На бланке (рис. 25) представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство проявляется у вас. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7. (При отсутствии бланков можно работать на листочках, предварительно расчертив их подобно табличке, представленной далее.)

На примере первой пары разберем, как работать с методикой. Если вы выбираете столбец под номером 1, это означает, что вы на 100% добрый человек (в вас нет ни 1% злости). Если вы считаете себя на 100% злым человеком, то должны выбрать столбец № 7. Столбец № 4 означает среднюю позицию (т.е. в вас 50% «доброты» и 50% «злости»). Столбец № 3 - вы скорее добрый человек, чем злой (примерно 65% «доброты» и 35% «злости»). Столбец № 2 - примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная справа, и на 20% - та, что слева. Выбор столбца № 5, соответственно, означает, что у вас немного больше выражено качество, представленное слева (в данном случае - примерно 65% «злости» и 35% «доброты»). Столбец № 6 - примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная слева, и на 20% - та, что справа. Итак, вы уже догадались, что, чем ближе расположен столбец к правой или левой стороне пары свойств, тем больше выражен этот полюс и, соответственно, меньше - второй.

Общительный

Замкнутый

Уверенный в себе

Неуверенный в себе

Раздражительный

Спокойный

Неоткровенный

Откровенный

Нерешительный

Решительный

Понимающий других

Не понимающий других

Симпатичный

Несимпатичный

Нуждающийся в поддержке других

Самодостаточный

Импульсивный

Уравновешенный

Подчиняющийся

Доминирующий

Активный

Пассивный

Целеустремленный

Беспорядочный

Ha I этапе работы по каждой паре вы выбираете номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у вас в настоящий период вашей жизни («Реальное Я»). Выбор обозначьте крестиком («х») в соответствующем квадратике.

После того как все участники выполнят это задание, можно приступать ко II этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть. Например, вы оценили себя как человека, доброго на 100% (крестик под столбцом с № 1), но в жизни это часто мешает и вы хотели бы, чтобы в вас поровну были представлены «злость» и «доброта». В таком случае вы на II этапе выбираете позицию столбца № 4 и обозначаете свой выбор кружочком. Может случиться, что вы удовлетворены тем положением, которое есть, - в таком случае поставленный на I этапе крестик просто обведите кружком. После того как вы еще раз просмотрели все 15 пар и по каждой из них отметили кружком позицию, отвечающую вашему «идеальному Я», приступаем к III этапу работы.

Обработка результатов. По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок. Например, по первой паре вы оценили себя как человека, доброго на 80 % (крестик в столбце с № 2), а хотели бы, чтобы «доброты» и «злости» было 50х50 (кружок в столбце с № 4). В этом случае разница будет составлять 4-2 = 2. Эту цифру запишите рядом с первой парой. Если крестик в столбце с № 7, а кружок - под № 6, разница 7-6 = 1. Если позиция крестика и кружка совпадает, разница будет 0. Эту цифру также следует записать рядом с соответствующей парой.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Интерпретация

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительны. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Сравнивая себя с другими, они приходят к неутешительным выводам, не любят принимать комплименты, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Обычно такие люди тонко чувствуют переживания других, ранимы, впечатлительны, «тонкокожи». Часто (если низкая самооценка не сопряжена с гиперкомпенсаторным стремлением демонстрировать всем собственную значительность) они больше заботятся об удобстве других, чем о собственной пользе, могут пожертвовать своими интересами ради другого человека. Бывает, что этим пользуются окружающие. Надо сказать, что с такими людьми другим хорошо, однако сами они часто страдают.

В некоторых случаях пониженная самооценка приводит к стремлению са­моутвердиться за счет других, болезненной склонности видеть за поступками других людей желание уязвить или обидеть. Иногда может проявляться немотивированная агрессивность и вспышки гнева.

Скорее всего, истоки низкой самооценки следует искать в стиле воспитания в семье. Вероятно, родители (или кто-нибудь один из них) были слишком строги или критичны, или часто сравнивали вас с другими, или предъявляли высокие требования к вашим достижениям. Этого уже не изменить, и путь к зрелости лежит через осознание и проработку своих детских «комплексов».

Если вы набрали балл более 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» - вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!

Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке . Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Результат менее 10 баллов может интерпретироваться по-разному. Иногда это свидетельствует о скрытом нежелании участвовать в тестировании, формальном выполнении задания. Низкий балл может говорить о защитной реакции, а также демонстрируемой высокой самооценке («У меня все хорошо, отстаньте») или свидетельствовать об отрицательном отношении к тестированию, нежелании быть откровенным. Такой балл набирают также люди, не склонные к самоанализу и рефлексии, не любящие заглядывать внутрь себя.

Если человек отвечал искренне и действительно считает, что его «реальное Я» почти не отличается от «идеального Я», можно говорить о завышенной самооценке , т.е. такие люди уверены в собственной непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении.

Мало кто может взглянуть на себя со стороны и оценить объективно свою самооценку. Наш тест поможет вам на мгновение стать сторонним наблюдателем, чтобы понять, к чему вам следует стремиться.

Ранее мы опубликовывали статью о том, как избавиться от синдрома отличника . Это главный противник трезвого, правильного взгляда на мир и нормальной самооценки. Если вас преследует плохое настроение, депрессии и неудачи, попробуйте понять, нет ли у вас такого синдрома, прочитав соответствующую статью.

Тест на самооценку

Данный тест очень прост. Вам будут предложены 8 вопросов, после ответа на которые вы подсчитаете количество баллов и поймете, какова ваша самооценка. На каждый вопрос должен быть дан лишь один вариант ответа.

Вопрос 1: как ты относишься к неудачам? Что ты делаешь в случае провала?

а) расстраиваюсь, впадаю в депрессию;
б) расстраиваюсь, но ищу пути выхода из ситуации;
в) не переживаю, поскольку в этом нет смысла.

Вопрос 2: как ты можешь описать себя?

а) меня повсюду преследуют неудачи;
б) я стараюсь учиться на своих ошибках;
в) я победитель по жизни.

Вопрос 3: ты — ...

а) пессимист;
б) реалист;
в) оптимист.

Вопрос 4: если ты занят и у тебя много дел, а коллеги тебя попросят помочь им решить какую-то трудную задачу, то...

а) ты поможешь им, ведь у тебя нет другого выбора;
б) ты поможешь им, если у тебя с ними хорошие отношения и ты свободен;
в) ты им в любом случае не станешь помогать.

Вопрос 5: если ты не справляешься с чем-то важным, то...

а) попробуешь сделать все сам;
б) поставишь коллег и друзей в известность о том, что тебе нужна помощь, и продолжишь заниматься поиском решения;
в) сделаю так, что мою работу выполнит кто-то другой.

Вопрос 6: если кто-то встанет нарочно перед вами в очереди, что вы будете делать?

а) ничего, ведь, возможно, он или она спешит;
б) вежливо скажете человеку, что он не прав. Если получите отказ, то попробуете решить проблему по-другому;
в) у вас отняли личное время, поэтому не остановитесь, пока человек не встанет в очередь по правилам.

Вопрос 7: если вы бы вам предложили работу, связанную с управлением персоналом, то что бы вы сделали?

а) отказались, поскольку это очень трудно, и на вас будет лежать большая ответственность;
б) взяли бы время на раздумья, чтобы оценить свои возможности и спросить совет у близких и друзей;
в) сразу бы согласились.

Вопрос 8: как часто вы знакомитесь с людьми по своей инициативе?

а) почти никогда или никогда;
б) редко, время от времени. Должна быть веская причина или моя заинтересованность;
в) знакомлюсь всегда, когда нахожусь в соответствующем настроении.

Если вы набрали от 8 до 16 баллов включительно , то ваша самооценка является заниженной, и уверенности в себе, вероятно, не хватает. В данном случае рекомендуем прочитать статью о том, как повысить самооценку и развить уверенность в себе . Помните, что ваш случай очень распространен и тысячи людей каждый день по всему миру избавляются от неуверенности различными путями.

Если ваши баллы находятся в диапазоне между 17 и 31 , то у вас все в полном порядке. Старайтесь продолжать смотреть ан мир трезвым взглядом и оценивать свои возможности максимально объективно. Скорее всего, вы хороший друг и товарищ, а также имеете свои увлечения, которые приносят вам удовольствие. Получить от жизни еще больше вам поможет статья о правиле 20 минут, которая расскажет о том, как научиться вырабатывать полезные привычки .

Старайтесь не впадать в крайности, уметь ставить себя на место других людей, но и не забывать о себе. Счастье и гармония заключены в балансе между самопожертвованием и эгоизмом, которые представляют собой две крайности одного печального финала — одиночества. Работайте над собой, ведь в самосовершенствовании и заключена вся наша жизнь. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Исследование самооценки личности.

Вариант I
Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

  1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  14. Общительность – способность легко входить в общение.
  15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
  16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
  17. Откровенность – открытость, доступность для людей.
  18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
  19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
  20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

  1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
  2. Гордость – чувство собственного достоинства.
  3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
  4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
  5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
  6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
  7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
  8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
  9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
  10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
  11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
  12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
  13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
  14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
  15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
  16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
  17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
  18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
  19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
  20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность

  1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
  2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
  3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
  4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
  5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
  6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
  7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
  8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
  9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
  10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
  11. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
  12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
  13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
  14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
  15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
  16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
  17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
  18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
  19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
  20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

  1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
  2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
  3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.
  4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
  5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  6. Нежность – проявление любви, ласки.
  7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
  8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
  9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
  10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
  11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
  12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
  13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
  14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
  15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
  16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
  17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
  18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
  19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
  20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально . Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р ).

Подсчитайте количество идеальных качеств , выписанных вами (И ; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

С = (Р / И) * 100%.

Уровни самооценки
Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
Мужчины
0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67
Женщины
0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69
Вариант 2
Инструкция к тесту

Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал » под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я » под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Образец бланка к тесту
Обработка результатов теста

В колонке №3 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например : такое свойство как «аккуратность» в первой колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте, а во второй (Я) – на 7; d будет равно 1-7=-6; такое качество как «принципиальность» и в первой, и во второй колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а во второй – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д.

В колонке №5 подсчитывается сумма d 2 , то есть:

Σd 2 = d 1 2 + d 2 2 + d 3 2 + … + d 20 2 ;

R = 1 – 6Σd 2 /(n 3 – n) , где

  • n – количество сравниваемых пар

В случае n=20 формула приобретает следующий вид:

R = 1 – 0,00075Σd 2

Значения R будут находится в пределах [-1; +1].

Уровни самооценки
Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
[-1; 0] (0; 0,2] (0,8; 1]
Интерпретация результатов теста

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной . При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень » и «выше среднего уровня » (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень » (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной , т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита , она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения . С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы , отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам . Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Источники
  • Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480