Как живёт современный Бутан. Про интересное государство бутан Экономические показатели страны растут




Наутро Арун уехал с нашим барахлом в обратный путь.
Провинциальный Бумтанг удобно расположился в люльке гор на высоте 2600 м над ур моря, защищенный от всех ветров.
Местный люд нарезал всю землю долины на лоскуты рисовых полей.
Быстрая бирюзовая река щедро делилась водой. Под утренним солнцем ростки риса словно плыли по зеркалам.

Обращало внимание, что везде в Бутане быки паслись отдельно о коров. Так сказать раздельный выпас для девочек и мальчиков. Любопытно, почему.
Пытливость ума (или зуд в пятках) привела нас на пастбище с быками и лошадьми. Лошади очень фотогенично мотали гривами, утробно фыркая.
Из гущи взрослых быков вынырнул очаровательный теленок и уставился на нас совершенно детскими глазами. У всех лица рассиропились в нежности- и давай его гладить! Коровий детеныш был так мал, что про суровость людей просто еще не знал, а потому с восторгом отзывался на ласку.

Но когда он побежал следом хвостиком, приняв нас за многоликую мамку, огромный черный бык раздул ноздри, пару раз показательно ударил копытом о землю и, налив глаза праведным гневом…помчался за похитителями младенцев!


Как мы бежали!!! (вспомнился «Пес Барбос и необычный кросс»).
В ногу! В одном бешеном ритме! Сердце прыгало где-то в горле.
Остановились, только перемахнув ограду из колючей проволоки и очутившись на мусорной куче.
Чуть-чуть отдышавшись и отсмеявшись, пошли вдоль речки.

Местные никак не могли понять нашего веселья при виде зарослей конопли!
Росла она густо, целым полем, и даже самые примерные не утерпели от возможности сфотографироваться в этих зарослях…
Нет, наркоманов здесь нет. Просто растет себе, разрастается сорняком, никому не мешает. Может, мошку отгоняет. А может, просто никому в голову не приходит ее выпалывать с оглядкой на чье-то мнение.
Если ты чист помыслами, никакая конопля тебя не испортит.

На всех природных уступах скал стояли поминальные пирамидки.
Яркая бирюзовая вода дребезжала перекатами. В сосновых рощах густо зрела земляника, и хрустели под ногами гигантские шишки 45 размера.
Хвоя пружинила ортопедическим матрасом, предлагала прилечь. Хотелось остаться тут ночевать.
Кстати, ни один комар не встретился нам в этой стране. То ли их сдувает высокогорными ветрами (редкий комар долетит до середины Бутана! Прости, Гоголь…), то ли у них тут серьезные враги.

Там же, в долине Бумтанга мы спустились к знаменитому «пылающему озеру» Мебартцо.
Непонятно, почему его упорно называют озером. На самом деле это красивейший каньон с горной рекой Наринг.
Но спорить с легендой - пустое занятие.

По поверью в XV веке из воды озера появился монах с горящей лампой и со священными текстами в руке. Там же были обнаружены статуи Будды.
Место тут же было признано святым.
Постепенно все боковые уступы спуска к бурлящей реке были уставлены поминальными пирамидками, т.е. превратились в кладбище. А само место стало священным для паломников и любимым местом медитаций.

Центр Бумтанга состоит из пары улиц с 2х-этажными, разрисованными в национальном стиле домами. Чем дальше от столицы, тем больше суеверий.
А значит - больше фаллосов всех мастей и характеров.
Фаллосы улыбающиеся и грустящие, с крылышками и без оных.
Нарисованные и выструганные из полена, как Буратино.
Крошечные и похожие на турникет, на котором и отжиматься можно, и сумку в двадцать кг повесить…

Они уже не шокировали. Потому что мимо них ходили дети с ясными глазами и застенчивыми улыбками.
А раз они не видят в этом ничего странного, нам тем паче негоже сомневаться и конфузиться.

Всем был любопытен чужак, заморская птица. И так-то туристов не сильно густо, а уж в Бумтанг доезжают единицы.
Самые пытливые группы японцев и тайцев клубятся в основном вблизи больших городов.
На протяжении всего маршрута, от столицы до самой высокогорной деревушки мы слышали, что русских тут видят впервые в жизни.
И где же, любопытно, путешествуют те заявленные 200-300 россиян в год?...Чего-то не сходится ответ в задачке.

Не было ни одного прохожего, кто бы не улыбнулся и не кивнул приветственно!
Они с радостью позировали и поднимали на руки своих детей.
У мамаш совершенно отсутствует страх сглаза. Чем больше чужак проявляет внимание к ним и их детям, тем им приятнее.
Ну да, с такой-то фаллосовой «защитой»!

Кстати, за последние дни все так привыкли к членомании, что при виде розового фаллоса в полдома величиной, перевязанного кокетливой ленточкой, никто уже даже головы не повернул!

За ужином по обыкновению долго сидели и разговаривали с Тань-Динь. Спросили, о чем она мечтает. Девушка замешкалась, а потом ответила, что государственная идеология…запрещает мечтать. Потому что при неосуществлении мечты человек страдает. А этого не должно быть в стране счастливых людей!
Парадоксальное умозаключение!
Откровенно говоря, этот довод не убедил.

Ели салат из черных грибов под веселым названием «уши гостей» и слушали девушку Тань-Динь, запрещавшую себе мечтать. Но мечты бились в ее глазах целыми стаями. Уж бесхарактерными девушек Бутана не назовешь!
Провокационно спросили, какое отношение в стране к внебрачным детям.
Оказалось, тут это большим грехом не считается. Дети - цветы жизни, и никакого негатива внебрачная беременность будущей маме не приносит. Ей по обычаю помогает вся семья: и родные, и двоюродные, и троюродные.
Запрещено предохраняться и прерывать беременность. В аптеках Бутана вы не найдете ни одного контрацептива!
Жизнь нельзя убивать и препятствовать замыслу богов!
По той же причине нельзя самим планировать рождаемость детей - это большой грех. Это не дело человека.
А дети пусть рождаются! Стране не хватает детей!(хотя нам так не показалось).

Любопытно: если родился блондин с голубыми глазами, но никто не увидел маму с иностранцем, то ребенок тут же признается бутанцем.
Но если девушку засекли хоть раз до рождения ребенка с иностранцем, ребенок не получит гражданства никогда! А значит, и мать будет вынуждена покинуть страну.
А это самое страшное для бутанцев наказание.

Все, кто получает образование за границей (в отличие от наших), мечтает вернуться назад.
Потому что без своих гор, свежего ветра, своей культуры бутанец начинает чахнуть и терять самоуважение.
За всю историю страны только два иностранца получили гражданство!
Причем, один - лишь прожив 50 лет в Бутане. Оба внесли большой вклад в развитие страны.
Но сейчас и это невозможно.

Продолжительность жизни в Бутане высокая.
90 лет - самый обычный возраст. Есть масса долгожителей, которым за 100.
К самой старой женщине 114 лет королевская чета ежегодно ездит с подарками в гости.

Монастырь «Гнездо Тигрицы» в г. Паро не пропускает ни один турист.
Это едва ли не самое святое место в Бутане.
Если хотите почувствовать себя ВИП- персонами, чтоб не толкаться локтями с другими страждущими, придется встать в полшестого утра.
От подножия горы (2200м) до Гнезда Тигрицы предстоит подняться на высоту 3100м. Именно там под облаками и парит монастырь, издалека отсвечивая яркими красками.

По легенде в VIII веке гуру Ринпоче прилетел на эту скалу на летающей тигрице и три месяца медитировал в пещере, недосягаемой для простых смертных.
И с тех пор это место святое.
С XII века там стали строить дзонг (монастырь). Строили вручную. Тащили на собственных спинах весь строительный скарб.
Но адовы усилия воспринимались строителями с радостью, потому что причастие к столь великому событию не могло не наполнять их души гордостью и смирением.

Статую Ринпоче делал мастер в Непале. Он «услышал» призыв статуи отвезти ее на эту скалу.
Статуя очень тяжелая! Было даже решено для транспортировки распилить ее на две части.
Но вызвался доброволец, который поднял ее и принес к гнезду тигрицы на спине.

Шли мы налегке, понимая, что с каждым метром, возвышающимся над уровнем моря, нагрузка возрастает многократно. Как один человек смог дотащить тяжеленную статую по крутому откосу - остается загадкой.
Жаль, невозможно показать саму статую. Всю фототехнику у входа в монастырь мы сдали, и под присмотром 16 видеокамер «свободно» ходили по территории причудливого комплекса.

Обычно люди средней физ.подготовки поднимаются к гнезду за 3 часа.
Предыдущая группа Тань-Динь из Сингапура поднималась 5 часов (и 5 часов спускалась, что уж совсем удивило! Мы слетели вниз напрямую по головокружительному откосу птицами!)
Наша компания легко преодолела этот путь вверх за 2 часа (это с огромным количеством остановок для фотографий).
Но эти горделивые подсчеты могли бы вызвать у бутанцев лишь недоумение.
В таких святых местах буддист никогда не спешит.

Рядом с нами под раннее пение птиц поднимались еще два бутанца. Молодые парни в джинсах, кроссовках и с модными стрижками. Но это всего лишь внешняя оболочка. Восходили они, распластываясь через каждые два-три шага - с молитвами и не говоря друг другу ни слова. Только страстный, не слышимый никому другому диалог с Учителем…
…Мы возвращались назад, а парни все обнимали святую землю с благоговением в глазах, не заботясь о чистоте и сохранности одежды и обуви.

По пути нам предложили внимательно всматриваться в туманную даль. По заверениям местных, многие видят тут летающего Дракона.
Питается он горным чистым снегом, приманить его можно не парной говядиной, а молитвами и чистыми помыслами.
Все понимали, что это всего лишь легенда, но невольно каждый до рези в глазах всматривался вдаль…
Лишь где-то в туманной дымке пряталась таинственная Джомолхари (чуть больше 7000 м), хорошо видная в ясные дни из Гнезда Тигрицы.

Сотни черных и голубых бабочек порхали вокруг нас. Странно, но такое невероятное скопление красавиц наблюдалось только здесь. Словно чистые души прежних поколений помогали восхождению.
Серпантин дороги пламенел миллионами молитвенных цветных флажков. Они громко разносили слова молитв на ветру, усиливая торжественность обстановки.

Кто такая была Летающая Тигрица?
Гуру Ринпоче (драгоценный Учитель) вселил чистую душу смертельно больной девушки, которая долго молилась и призывала Ринпоче, в тело тигрицы. Некоторые уверяют, что она была его женой. Но наша Тань-Динь серьезно заверила, что это всего лишь вымысел.
Она была невинной девой, с радостью перевоплотившаяся в крылатую Тигрицу для великого Учителя, которого почитают в Бутане вторым после Будды.

Гнездо Тигрицы прилепилось к высокой скале, словно его строили не люди, а ласточки.
Но «страшная опасность» пути к монастырю так гипертрофированно накручена, что после этих басен путь кажется легок и приятен!
Цветные флажки волнующе трепещут, водопад падает вниз так картинно! А сами ступени, вырубленные в скале, хоть и неровны, но вполне проходимы.
По официальной версии Гнездо Тигрицы состоит из семи отдельных монастырей. Но на самом деле можно сбиться со счету, лазая по крутым лестницам и закоулкам этого подвешенного на 900 м над уровнем г. Паро и на высоте 3100м над ур моря монастыря.
Несмотря на небольшой объем, монастырь имеет такую замысловатую конструкцию, что не соскучишься.

Раз я, отдернув плотную цветастую занавеску на двери в скале, попала на кухню, где летали облака муки, и улыбающиеся монахи месили тесто для лепешек.
В другом зале торжественно, под густой барабанный ритм возносились молитвы.
На площадке без перил, отвесно обрывающейся в холодящую пропасть, мальчишки-подростки в малиновых тогах жевали местную жвачку-«долму», улыбались оранжевыми ртами и шумно играли, пытаясь монеткой попасть в лунку.

Но в остальных залах ощущаешь себя в совершенном уединении от мира людей (про видеокамеры мы узнали только на выходе и СЛУЧАЙНО!).
Никаких «музейных работников» ни в одном из залов нет, и поначалу создается впечатление, что все это богатство с серебряными чашами, фигурками из слоновой кости и позолоченными статуями никак не ценится самими монахами.

Теперь-то я понимаю, что этим нехитрым способом проверяют душу пришельцев на человечность и чистоту…
Например, моему мужу благообразный старик-монах вдруг подарил маленький шитый золотыми нитками сувенир прямо с алтаря!
А в чайном зале кафе, что расположилось на подступах к монастырю, нас напоили чаем с булочками и почему-то наотрез отказались взять за это деньги!...
Мы понимали, что это знак уважения, но чем его заслужили - так и не поняли…
Бутан продолжал удивлять и восхищать.

Назад Арун повел по тропе, практически отвесно падающей вниз.
Даже бывалые альпинисты весело, но озадаченно обещали намылить ему шею.
Если догонят.
Впрочем, неслись мы по густому лесу в отличном настроении, петляя по отвесному серпантину, и никто даже не подумал свернуть на удобную тропу.
Удивились быстроте, с которой очутились внизу.
Этой дорогой туристов не водят. Она только для местных.

Г.Паро - ловушка для облаков. Они тут получают постоянную прописку. Поймать день с абсолютно синим небосводом - задача мало выполнимая.
Для снимков это плохо, а для кожи - хорошо. Местные жители и так (даже под фильтром облаков) отличаются крайне смуглым оттенком кожи. А уж индийцы, работающие на дорогах, и вовсе чернее черного.
На такую тяжелую, не требующую высокой квалификации работу бутанцы не идут.
Но охотно нанимают индийцев, которые целыми семейными кланами мигрируют в Бутан в поисках заработка.
Только в Бутане мы видели, с каким философским терпением они разбивали вручную речные камни для дорожной щебенки. Долотом и молотком. Как в доисторические времена.

В наполовину разрушенном монастыре XVII века, прежде известном, как городская тюрьма, теперь активно завоевывают пространство деревья и кустарники (такую же картину я наблюдала после войны в Абхазии).
С высоты главной башни вся долина была, как на ладони.
18 июня в Бутане - большой праздник. День, когда Будда сошел на землю. Принято ходить в монастыри и зажигать огни.

Семья Аруна собрала сухих веток и хвои, зажгли костер на высокой стене монастыря. Сизый дым летел со стены, а бабочки без боязни плясали в нем. И все это действо было не хулиганством, а данью традициям.

Наши дни всю поездку были плотно напичканы событиями. Но нам этого показалось мало.
Поехали приобщиться к национальному виду спорта - стрельбе из лука.
Отдаются ему тут со страстью. Стреляют мастерски!
На одну из таких тренировок мы случайно попали даже глубокой ночью и подивились дорогим, мастерски сработанным лукам и стрелам, которые летели на 150-200 метров в цель!
В стране вообще поставлен упор на спорт среди молодежи. В каждом районе - по нескольку стадионов.

На чемпионские титулы мы не претендовали, но прикоснуться к детству показалось заманчиво.
Для большего куражу всех переодели в национальную одежду.
Соткана она только вручную и только из натуральных волокон, но оказалась тяжелой и неудобной.
Наши стрелы летели, как змеи в воде, виляя из стороны в сторону.
Что вовсе не уменьшило наши восторги.

Заключительный вечер скрашивал ансамбль народного танца, приехавший «по вызову».
Мы сидели в плетеных креслах под открытым небом, а на поляне с декорацией гор за спиной артистов танцевали и пели девчонки и парни Бутана.
Между номерами по поляне слонялся персонаж в маске (вроде нашего клоуна, заполняющего паузу в цирке) с огромным красным фаллосом в руке. Им он и дирижировал оркестром.
Если б мы были новичками в этой стране, то подумали б, что делалось это специально на потеху иноверцев. Но после двух недель погружения в культуру Бутана смешков сие действо уже не вызывало.
Поскольку нельзя было не узнать почитаемого хулигана - божественного безумца Друкпа Кунли.

Мы всматривались в спокойные лица танцующих.
Достоинство и самоуважение сквозили в каждом движении и каждом взгляде.
Индекс Общенационального Счастья молодежи Бутана рос на наших глазах.
И был не пропагандой или пожеланием, а сегодняшней былью.
Кадин-че тебе, счастливый Бутан! Живи в радости!

Бутан стал первой страной в мире, законодательно перешедшей на органическое земледелие. Также 60% территории отдано под национальные парки, а основой жизни в стране является «традиция». В Бутане «мировое сообщество» на практике обкатывает возможное будущее Земли – экологическую диктатуру.

В мировые СМИ информация о жизни в нищей монархии под названием Бутан попадает редко. А зря. В стране уже 30 лет идёт эксперимент по «устойчивому развитию» под присмотром высоколобых интеллектуалов из Первого мира.

Это небольшая страна с населением 750 тыс. человек, слепленная из нескольких племён англичанами. К примеру, сейчас Бутаном правит лишь пятый по счёту король из династии Вангчуков. Имя этого правителя Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (официальный титул – Король Дракон), ему всего 32 года, и он считается самым молодым правящим монархом в мире (до того, как КНДР возглавил диктатор Ким Чен Ын, Кхесар Вангчук был вообще самым молодым высшим правителем в мире).

Как и его папаша по имени Сингье, Кхесар получил хорошее образование в Англии (закончил отделение политологии в Оксфорде). Но несмотря на это, никакой вестернизации в Бутане нет. Более того, оксфордский выпускник, наоборот, старательно насаждает в стране архаику.


(Король Бутана с женой)


К примеру, телевидение в стране было разрешено только в 1999 году, но и сегодня оно представляет из себя склейку из госпрапаганды и буддистских молитв. В госучреждения не только работники, но и посетители обязаны приходить в народной одежде (в дни праздников ВСЁ население должно заматываться в национальные тряпки). Также контролируются стрижки у людей (у мужчин запрещены длинные волосы). Въезд праздных иностранцев в страну ограничен: в год им выдаётся только10-12 тыс. виз, но простых туристов здесь не ждут: за 1 день пребывания в Бутане иностранец обязан платить в казну 250 долларов. В стране под страхом 10-летнего тюремного заключения запрещён прозелитизм – официально разрешены только две религии: буддизм (75% населения) и индуизм, вот в них и разрешено верить.

Как давно мечтают российские элиты, в Бутане установлена двухпартийная система: одна партия представляет западных бутанцев, а вторая – восточных. Все «крайности» в политике, в виде коммунизма, либерализма, национализма и т.п. – запрещены. Периодически охранка короля (под управлением отставных английских вояк) вылавливает оппозиционеров и бросает их в тюрьмы. Обычный срок нахождения политических активистов до суда в тюряге – 3-4 года, такое длительное заключение оправдывается тем, что оппозиционеров судят «специальные судьи» - они должны иметь высшее образование, а таковых в Бутане – всего 2 судьи.



В соответствии с человеколюбивой буддистской религией, в 1990-е в Бутане была проведена масштабная этническая чистка: из страны были выгнаны 20% населения (около 140 тыс. человек) – этнические непальцы. В Индии до сих пор в лагерях беженцев живут 108 тыс. бутанских непальцев, остальных разобрали западные страны.

Но все эти ужасы бутанской диктатуры нисколько не смущают Первый мир. Наоборот, западные элиты не устают нахвалить жизнь в Бутане, и, более того, многие интеллектуалы внушают своим согражданам, что так, как существует эта тибетская монархия, должны жить и они.

Дело в том, что в Бутане уже почти 30 лет Западом проводится эксперимент по т.н. «устойчивому развитию» («экологическое равновесие»). Со времён парамасонского Римского клуба, Первый мир настойчиво талдычит, что «ресурсы планеты ограничены, и надо жить по средствам». Туда же добавляются экологические страшилки, виновником которых объявлена западная цивилизация – озоновая дыра, глобальное потепление, обмеление водоёмов, опустынивание и т.д. А вот Бутан – это прообраз будущего мира.


(В Бутане поощряются 3 вида спорта: бодибилдинг, стрельба из лука и метание подковы)


Бутан стал первой страной в мире, где в качестве официальной метрики развития общества объявлено «Валовое национальное счастье» (ВНС). Валовый внутренний продукт (ВВП) – это обман, внушают западные интеллектуалы и их кураторы, и нужны другие способы измерения состояния государства.

К слову, ВВП Бутана составляет около 2,5 тыс. долларов на человека в год, и по этому показателю страна является одной из беднейших в мире. Зато в пресловутом ВНС – Бутан на 8-м месте в мире, опережая ВСЕ западные страны (в лидерах по ВНС латиноамериканские страны, к примеру, такие как Колумбия, где 20 лет идёт гражданская война, а власть фактические принадлежит крайне правым и левым боевикам и наркомафии).

Одним из главных параметров в ВНС является экология и «гармония с окружающим миром». И вот с этими параметрами в Бутане всё в порядке. Оптимальным образом жизни человека тут объявлена работа на земле. Но можно было бы и не объявлять: 80% населения тут и так крестьяне, а заводы в Бутане запрещены. Основу экономики составляют ГЭС, они дают 60% экспортной выручки (электроэнергия продаётся в Индию). Промышленная рубка лесов запрещена (только больные и старые деревья). 60% территории объявлены национальными парками, и в них запрещена любая хозяйственная деятельность. За такую любовь к дикой природе западные фонды дают Бутану десятки миллионов долларов ежегодно. В планах короля сделать 80% территории страны неприкосновенной зоной.


(Призывы жить по канонам "Валового Национального Счастья")


Дороги и транспорт тоже объявлены индустриальным злом. В стране насчитывается всего 25 тыс. машин, и ими в основном пользуются чиновничество и высшая знать. Чтобы простолюдину купить машину, нужно доказать, для чего ему она, и 95% заявок на автомобиль отвергаются. Зато перевозка грузов и людей на лошадях и ослах, наоборот, поощряется – и природа в порядке, и круговорот веществ в природе (навоз) осуществляется.

Какие ещё параметры «Валового национального счастья» введены в Бутане?

Образование на базе интернатов по всей стране. Это примерно как в СССР обстояло дело с обучением северных народов, когда детей забирали из семей и отдавали в отдалённые спецшколы.

Обязательное обучение английскому языку, использование учителей-добровольцев из западных стран. В основном учителя – западная молодёжь, едущая заодно и за «просветлением» в ашрамы. С них не берутся те самые 250 долларов в день за пребывание в стране, а они бесплатно обучают местную ребятню.

Ключевые посты в ведомствах «по вопросам модернизации», экологии, медицины и управления отданы иностранцам. Иностранцы обслуживают местную основу экономики – гидроэлектростанции. Местное же население должно либо охранять лес, либо работать на полях.

Государственное финансирование религиозной деятельности.

Поддержание чистоты на улицах городов и поселений. Обязательное выращивание цветов перед домом.

Строительство минимального количество автодорог, и только для связи между крупнейшими дзонгами (буддистскими монастырями), чтобы не повредить окружающей среде.

Старики после 70 лет отдаются в приюты при монастырях (чтобы не «нагружать семейный бюджет» их детей; пенсий в Бутане нет).

Полная ликвидация безработицы. Сейчас в стране зарегистрировано всего 6 тыс. безработных (1,5% трудоспособных). Безработных отправляют на общественные работы – в основном сажать деревья в горах, а также охранять их.

Запрет курения по всей стране, за нарушение – 3 месяца тюрьмы. Употребление алкоголя только по праздникам (15-20 дней в году).


(Бутанский королевский центр медиа и демократии)


Последнее новшество в рамках «Валового национального счастья» - полный переход на органическое земледелие. С 2013 года в Бутане запрещены пестициды, гербициды, минеральные удобрения. Удобрять землю можно только навозом и прочей органикой. Следить за внедрением органического земледелия будут швейцарцы и англичане. Газета The Guardian уже радуется , что Бутан стал первой в мире «углеродно-нейтральной» страной («сколько из природы берётся, столько в неё и отдаётся»).

«Весь мир сейчас наблюдает за Бутаном, где реализуется модель альтернативной экономики», - умиляется Стивен Паттисон, представитель Англии в международной организации ЮНИСЕФ.


(Так выглядит "устойчивое развитие" в Бутане)


В России очень популярны размышления, что будет, когда в стране закончится нефть, а человечество в развитых странах, освобождённое роботами, будет печатать себе товары на 3D-принтерах. Вот Бутан и будет. В первом мире сохранится вэлфер, а россияне в рамках неолиберально-традиционалистской модели (в правительстве Чубайс, а на улице хоругвеносец) будет ковырять землю и охранять лес.

Но и на Западе «бутанская модель устойчивого развития» предполагает свёртывание демократии и серьёзное ограничение права свободного выбора. Человек теряет субъектность, вместо него появляется обезличенный нарушитель, решившийся закурить или выморить клопа дихлофосом.

Блог Толкователя много писал о загрязнении Земли, а также об альтернативном видении будущего; в некоторых прогнозах жизнь в России выглядит не так уж плохо:

В южноафриканском Дурбане прошла Климатическая конференция, на которой продлено действие Киотского протокола, регулирующего выбросы СО2. Однако гораздо больший вред людям наносит не углекислый газ, а мелкие частицы в воздухе – аэрозоли. Печальное лидерство по их концентрации принадлежит Китаю (при нажатии на карту можно посмотреть её в увеличенном размере) .

Общая численность населения Бутана оценивается в 2,2 млн. человек, однако в связи с тем, что перепись населения за последние сто лет не проводилась ни разу, многие источники указывают цифру в 810 тыс. человек.

Основное население Бутана составляют "бхотия" (около 50%) - монголоидная этническая группа тибетского происхождения. В западных и центральных областях Бутана живут "наглонг" - потомки тибетцев, живущие на территории Бутана с IX столетия. На востоке страны проживает этническая группа "шарчоп", считающаяся коренными жителями Бутана. В западных и юго-западных областях проживают "лхотшампа" - народность непальской группы.

Политическое состояние

Королевство Бутан или Друк-Юл ("Земля драконов грома") - ограниченная монархия. Глава государства - король Джигме Сингай Вангчук (Друк-Гьялпо - "король дракона", правит страной с 24 июля 1972 г). Верховный лама Бутана (Чже-Кемпо или Кхенпо) является вторым лицом в государстве после короля.

Исполнительная власть представлена Королевским Консультативным Советом (Лодои-Тсокде, члены Совета назначаются монархом) и Советом Министров (Лхенгье-Шунгтсог, члены кабинета назначаются монархом по согласованию с Национальным собранием на пятилетний срок).

Законодательный орган - однопалатное Национальное собрание (Цонгду, 150 депутатов избираются на трехлетний срок от избирательных округов, 10 представляют религиозные институты и 35 назначаются монархом). В последнее время Национальное собрание получило достаточно широкие, по местным меркам, полномочия, обретя даже право отправить монарха в отставку (для этого необходимо одобрение импичмента двумя третями голосов).

Административно страна разделена на 20 районов ("дзонгкхаг").

Добавить отзыв

tutanh | 2014

nikitozvl | 2013

Еще лет сорок назад все, что было известно о закрытом Королевстве Бутан, - его местоположение: где-то в Гималаях. Сегодня это страна, которая вслед за своим королем решила, что «счастье народа важнее процентов ВВП», и придерживается этой национальной идеи

«Добро пожаловать в страну счастья!» - улыбаются девушки в национальных костюмах с обложки рекламного буклета в самолете бутанской авиакомпании Drukair - Royal Bhutan Airlines . Рейс следует из Дели с остановкой в Катманду. Другие авиакомпании сюда не летают: сертификаты на посадку самолета в аэропорту города Паро есть всего у восьми пилотов в мире. Естественно, они бутанцы. Аэропорт находится на высоте 2200 метров над уровнем моря и окружен высокими горами. При подлете Airbus A319 маневрирует в узком ущелье и снижается по спирали.

До 1974 года Бутан 64 года находился в изоляции. Но и после официального разрешения въезда туристов визы выдавались в ограниченном количестве - не более нескольких сотен в год. С открытием аэропорта в 1983 году поток иностранцев увеличился до 2000 человек в год, а сегодня - до 90000. Но до сих пор просто купить билет и прилететь в Бутан невозможно. Каждого туриста (или группу) в течение всей поездки должен сопровождать гид.

- Такое решение принято правительством не с целью скрыть что-то от глаз посторонних , - объясняет проводник Сенчо , худощавый мужчина в национальном костюме - халате гхо. Он встретил группу в аэропорту и останется с нами на все десять дней путешествия. - Наоборот, мы хотим помочь вам понять суть бутанской жизни, увидеть Бутан таким, каким видим его мы: местом гармонии и спокойствия, откуда не хочется уезжать.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИКТАТУРА

По одной из версий, «Бутан» происходит от санскритского Bhu-Uttan - «высокогорье». Половина земель страны расположена выше 3000 метров над уровнем моря. От перемены высот с непривычки закладывает уши. За окном автомобиля, на котором едем в столицу Тхимпху, мелькают горы, густо покрытые лесами.

- В стране действует политика экологической диктатуры , - рассказывает Сенчо. - В конституции прописано, что леса должны занимать 70% территорий. Для производства бумаги мы используем только больные деревья. На 754 000 жителей страны хватает. Мы могли бы продавать древесину и зарабатывать большие деньги. Но для нас важнее сохранить место, где живем. Животных тоже не убиваем. Мясо едим редко, привозим его из Индии. Мы стараемся расходовать ресурсы экономно и использовать только то, что природа может восполнить. Например, на горных реках построены гидроэлектростанции. Получаемую от них энергию продаем в Индию. Это основной доход страны.



На подъезде к Тхимпху склоны изрезаны рисовыми террасами. На них выращивают рис (сельское хозяйство в стране является вторым источником дохода). Большая часть риса уходит на продажу в Индию.

ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ

Виды Тхимпху напоминают декорации к фильму о сказочной стране. Двух- и трехэтажные домики с деревянными крышами и ставнями расписаны вручную. На каждом доме деревянные таблички двух цветов: синего и зеленого. На них - белые буквы на двух языках: государственном дзонг-кэ и английском. Так в Бутане выглядит реклама. Никаких мигающих вывесок, раздражающих взгляд в европейских столицах. На улицах идеальная чистота. Кругом урны зеленого («природного») цвета, надписи на которых напоминают: «Не забудь про меня».

- Мусор - одна из наших основных проблем , - говорит Сенчо. - В давние времена при приготовлении пищи, строительстве домов мы использовали только натуральные материалы. То, что давала природа, то она и забирала. Сейчас появилось много неорганического мусора. Территория у нас небольшая, организованные свалки быстро переполнялись, и пару лет назад правительство договорилось с Индией, у которой есть несколько перерабатывающих заводов. Теперь мы продаем мусор соседям.

Машин на улицах почти нет. А те, что есть, в основном индийского производства. Ездят они по городу со скоростью 40 км/ч. Люди ходят в национальных костюмах в клетку или полоску: мужчины - в халатах гхо, а женщины - в юбках кира и жакетах тего. Таков закон.

- У нас демократичное правительство , - улыбается Цейна, продавщица в текстильном магазине, где на прилавках разложены национальные костюмы около 200 расцветок, сшитые на местных фабриках. - Когда мы ходим на работу, официальные мероприятия, национальные праздники, конституция обязывает носить традиционную одежду, в противном случае тебя не пустят. В свободное время мы можем надевать одежду, которую привозят в бутанские магазины из Индии. В последнее время этим правом изредка стала пользоваться молодежь.

Костюмы представлены всего двумя размерами: «побольше» (российский 48-й) и «поменьше» (российский 44-й). Но бутанцам этого хватает. Встретить среди местных человека с лишним весом невозможно. Будто и эта часть жизни регламентирована законодательством.

СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ

Хорошая физическая форма бутанцев обусловлена их образом жизни. Во-первых, основа рациона питания - рис. Его выращивает почти 80% населения. К рису добавляют овощи: тушеные, жареные. Животную пищу бутанцы едят редко. Во-вторых, большинство живет в деревне, а работает или учится в городе. Машины есть всего у 10% бутанцев, а рейсовые автобусы ходят не часто. Поэтому расстояния в десятки километров местные преодолевают пешком.

- Лет пятьдесят назад никаких машин не было , - улыбается Сенчо. - Более того, не было и обуви. Люди ходили босиком. Я помню, как в детстве зимой по снегу добирался до школы, расположенной в десяти километрах от родительского дома. Приходилось довольно быстро бегать . Так жили все. Это сегодня у моих детей по несколько пар обуви. Но и в те времена никто не чувствовал себя несчастным. Мы всегда умели довольствоваться тем, что есть.

Основное спортивное развлечение бутанцев - стрельба из лука. Площадки для этого спорта повсюду. Их два вида: для стрельбы на 50 метров и на 100.

- Стрельба из лука появилась в Бутане несколько веков назад, когда на территории страны шли гражданские войны , - говорит преподаватель стрельбы в одной из школ в окрестностях Тхимпху Иеши Дорджи. - Но в современном Бутане уже более ста лет не знают войн. На животных тоже не охотятся - это запрещено. Поэтому стрельба из лука - местное развлечение. И только в 1971 году она официально стала видом спорта. А в 1984 году мы впервые приняли участие в летних Олимпийских играх.

С тех пор Бутан выставлял спортсменов на Олимпиаду еще семь раз, ни одной медали завоевать не удалось.

- Буддизм учит обращать внимание не на результат, а на процесс , - продолжает Иеши. - Если процесс доставил удовольствие и не причинил зла кому-то, значит все на благо.

КОНТРОЛЬ РАЗУМА

Буддизм - господствующая религия Бутана . Его исповедуют 75% населения (24% - индуизм, 1% - христианство, ислам и прочие). Все в королевстве подчинено религии. Даже административные центры находятся на территории крепостей - дзонгов, по соседству с монастырями. По большому счету Бутан - один большой храм. У входа в любое помещение в Пунакхе, Тхимпху или другом городе находятся молитвенные колеса-барабаны, которые местные жители крутят при первой возможности (один оборот равносилен стократному прочтению молитвы). На деревьях, мостах, домах развешаны разноцветные флажки, символизирующие пять стихий, в которые верят в буддизме. Желтые - земля, красные - огонь, белые - вода, зеленые - воздух, синие - пространство. Но больше всего поражают разбросанные по склонам гор частоколы из высоких белых флагов. Особенно много их вдоль дороги от Тхимпху до города Пунакха.

- Это молитвенные флаги в честь усопших , - объясняет Сенчо. - Ветер, развевающий полотна, принесет удачу душе покойника в новой реинкарнации.

Место, где нужно разместить флаги, назначают астрологи. Все важные события в жизни бутанцы обсуждают с ними. Даже король принимает государственные решения, руководствуясь советами придворных астрологов. Это чуть ли не самая престижная профессия в Бутане. Обучают ей в школах при монастырях или дзонгах.

Как и в обычном учебном заведении, на территории Пунакха-Дзонг (крепости называют по имени города, в котором они расположены) бегают дети всех возрастов. Только вместо школьной формы красные одеяния - такие же, как у взрослых монахов.

- Дети сами принимают решение стать монахами , - говорит наставник монастыря Лакпа. - Мы преподаем астрологию, географию, историю и другие предметы. В 16 лет ребенок должен сделать выбор, будет ли он монахом или займется только астрологией. Дети все чаще отдают предпочтение астрологии, поскольку она приносит неплохие доходы. Это влияние западного мира. Когда деньги становятся смыслом жизни, сама жизнь теряет смысл. Поэтому главное, чему мы учим, - контролировать разум, не давать желаниям завладеть собой, ценить то, что имеешь, и благодарить за это. Только так можно быть счастливым .

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

О том же самом говорит и лозунг на стене в школе города Паро: «За деньги можно купить дом. Но в Бутане у тебя он уже есть» . В стране не встретишь бездомного. Если у человека нет земли, он идет к королю. Король выделяет землю, которой хватает для строительства дома, и рисовые поля. Если доход от продажи риса составит меньше 100 000 нгултрумов, то платить 10% (подоходный налог в стране) не придется.

Строгие правила

Гуляем по Тхимпху. Мальчик лет пяти в крошечном гхо ярко-синего цвета строит мне глазки и улыбается. Делаю пару кадров. Малыш с радостью позирует. Вспоминаю, что с собой у меня шоколадка, привезенная из Москвы. Протягиваю мальчику, но тот вдруг хмурится:

No, thank you! - четко выговаривает малыш и демонстративно отворачивается.

Недоумеваю, чем же я его обидела…

Не переживайте, - улыбается мама мальчика. - Я очень рада, что сын так поступил. Вас, наверное, не предупредил гид: мы просим туристов ничего не давать детям. Иначе они будут вести себя так же неподобающе, как индийские попрошайки. У наших детей все есть.

- Со мной было так же , - рассказывает охранник школы Сиде, пока мы ждем окончания 55-минутного урока. - Сестра выросла и вышла замуж. Мне нужно было покинуть оте­ческий дом (в Бутане дом и земля наследуются по женской линии, сын, как правило, вынужден искать себе новое жилье или невесту). Король дал мне землю и поля. Рис я выращиваю только для себя, а работаю в государственном учреждении, поэтому и не плачу налоги. Образование и медицину в стране тоже оплачивает государство из денег, которые приносит развивающийся туризм… Правительство любит нас.

Разговор прерывает гонг. Восьмичасовой учебный день в школе подошел к концу. Учащиеся вырвались из классов, чуть не сбив нас с ног.

- Дети во всех странах одинаково счастливы, когда заканчиваются утомительные уроки , - улыбается учительница английского языка Цомо. Она преподает в школе 15 лет и наблюдала, как менялись бутанские дети. - С одной стороны, хорошо, что Бутан постепенно открывает границы: в 1999 году у нас появилось телевидение, а сейчас и Интернет. Дети стали более восприимчивы к миру. Им легче дается история стран, потому что они где-то читали о них. С другой стороны, есть и негативное влияние. Недавно поймала ученика за курением. Я никому не рассказала, потому что в Бутане запрещена покупка и продажа сигарет. Попыталась объяснить, что курить плохо. В ответ услышала, что в других странах все так делают. Сейчас учителя больше внимания уделяют рассказам об истории Бутана, о принципах нашей жизни, о концепции бутанского счастья, на которой мы выросли. Ничего страшного не происходит, конечно. Просто, как и любой ребенок, Бутан растет и сейчас находится в переходном периоде. Это не плохо и не хорошо. Это данность. И чтобы быть счастливым, нужно ее принять.

ПОЛИТИКА
Как посчитать счастье

В конституции Бутана говорится о том, что главная цель правительства - сделать счастливым каждого гражданина. В стране работает Комиссия по всеобщему народному счастью, которая регулярно задает людям главный вопрос: «Счастливы ли вы?» Таким образом Бутан измеряет уровень жизни в стране. Понятие «валовое национальное счастье» подразумевает лишь то, что правительство создает такую экономику, которая соответствует уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских ценностях.

Объективным подсчетом счастливых граждан озаботилась британская организация New Economics Foundation . В 2006 году она предложила измерять международный индекс счастья, отражающий благосостояние людей в разных странах мира. Для расчета индекса использовались три показателя: субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый экологический след (мера воздействия человека на среду обитания). Интересно, что Бутан в 2006 году оказался на 13-й строке рейтинга, в 2009-м переместился на 17-ю, а в 2012-м вообще пропал из списка.

Возможно, кто-то не в курсе, но Бутан - это страна на юго-востоке Азии. Известна она тем, что территория, ею занимаемая, достаточно невелика, уровень жизни населения относительно невысок. Но при этом жители этой страны - самые счастливые. Почему? На то есть свои причины.

Они по-другому понимают счастье

Эти люди умеют отделять материальное от духовного. У них действительно другие жизненные приоритеты. Если европейцы и американцы очень часто не чувствуют себя счастливыми из-за того, что у них просто нет последней модели iPhone, из-за того, что одеты они не по моде, то жителей Бутана несоответствие модным тенденциям совершенно не печалит. Они счастливы, потому что живут.

Экономические показатели страны растут

Когда люди имеют возможность зарабатывать деньги, они счастливы. Показатель ВВП (валового внутреннего продукта) Бутана неуклонно растет на протяжении последних нескольких лет. Руководство страны приняло решение разрешить Индии инвестировать в гидроэлектроэнергетику собственного государства, что привело к росту многих экономических показателей. Жителям Бутана необязательно много работать, чтобы быть богатыми, и это, несомненно, для них очень хорошо.

Этим людям наплевать на телевидение, радио и Интернет

Давайте начистоту, информация из этих источников изрядно портит нам жизнь. По телевизору мы каждый день имеем возможность лицезреть красивых и успешных людей, и это снижает многим из нас самооценку. Интернет часто приносит плохие новости, а отсутствие ретвитов или лайков в «Фейсбуке» просто угнетает. Именно поэтому жить проще, когда вообще не имеешь дела со всеми этими источниками информации.

50 % территории страны составляют охраняемые национальные парки

Жители Бутана заботятся об окружающей среде. Причем делают они это настолько тщательно, что половину всей территории страны составляют охраняемые национальные парки. Забота о лесах, животных, их населяющих, об окружающей среде в целом делает этих людей более счастливыми. Ведь что может быть более благородным, чем сохранение красот нашей планеты?

Они - буддисты

Буддизм, без сомнения, можно назвать одной из самых спокойных, умиротворяющих, а потому и приносящих счастье, религий на земле. Буддисты верят в карму. Это значит, что если человек проживает свою жизнь в добродетели, уважает других людей и заботится о более слабых, помогает нуждающимся, то он в будущей жизни перевоплотится в лучшее существо. Он не станет, к примеру, камнем или дождевым червем, а родится опять человеком. Эта вера в перевоплощение и заставляет жителей Бутана быть добродетельными, открытыми миру, поступать хорошо. А такой образ жизни одного человека делает счастливыми всех, кто его окружает.

Они на самом деле измерили собственное счастье

Политическая ситуация для многих государств сегодня не может считаться благоприятной. И в свете многих негативных событий правительства, к примеру, европейских стран вряд ли найдут время и ресурсы для того, чтобы измерить уровень счастья населения. А вот правителей Королевства Бутан эта информация заинтересовала, и соответствующие исследования были проведены. Был измерен показатель национального валового счастья, и он оказался достаточно высоким. Все дело в том, что правительство королевства не только интересуется статистическими данными, но и многое делает для своих подданных. К примеру, бесплатные образование и медицинское обслуживание, несомненно, делают людей счастливыми.

Там, где живут эти люди, красиво

Бутан располагается в Гималаях. Представьте себе только, какие пейзажи окружают местных жителей изо дня в день! И находиться в таком месте, где вокруг тебя всегда непередаваемая красота, конечно же, приятнее, чем в бетонных джунглях. У жителей Бутана есть возможность просто гулять по траве босиком. Согласитесь, это ведь куда приятнее, чем топать по раскаленному асфальту.

В их стране нет пропасти между богатыми и бедными

Бутан долгое время оставался закрытой страной, и на жизнь населения не влияли каноны, принятые в других государствах. Поэтому здесь нет больших отличий между богатыми и бедными, и выражается это более не в экономическом, а в духовном плане. К примеру, один приезжий журналист увидел, как молодой человек в Бутане играет с детишками в баскетбол. Журналист и сам вступил в игру. И каково же было его удивление, когда по ее завершении его представили этому молодому человеку, который оказался принцем Бутана.

Они хорошо отдыхают

У жителей Бутана есть возможность спать по 8 и более часов в сутки. К сожалению, для многих из нас, а особенно для тех, кто живет в мегаполисах, такая привилегия не характерна. А сон, как известно, воздействует на организм человека исключительно благотворно: он позволяет отдохнуть, успокоиться и снять стресс, полностью восстановить свои силы. И именно поэтому для того, чтобы быть счастливым, нужно высыпаться.

Эти люди живут на чистой территории

Бутан - страна с чистой экологией. Да, у ее жителей есть такие достижения цивилизации, которые загрязняют окружающую среду. Это, к примеру, автомобили. Но их там не так много, как у нас. А еще в Бутане нет крупных заводов и фабрик, которые регулярно загрязняли бы воздух, почву и воду. И именно поэтому у жителей Бутана есть повод быть счастливыми - они живут на прекрасной территории, красивой и чистой.

Заключение

Королевство Бутан долго оставалось закрытым. Нам незнакомы были привычки, нравы и обычаи этих людей, открылись они лишь недавно. Некоторые моменты могут показаться современному человеку, живущему в одном из экономически развитых государств, странными, дикими или даже неприемлемыми. Но посмотрите на этих людей - они счастливы. Быть может, многим из нас есть чему у них поучиться.