Игры возникающие по инициативе детей. Игры, возникающие по инициативе ребенка. развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей




Валентина Кожевникова
«Игра - форма организации детской жизни»

1. Классификация игр.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации , правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Вот несколько примеров классификации игр, имеющих место быть в дошкольной педагогике.

1. Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В. Ядэшко.

Сюжетно-ролевые :

Игры-драматизации;

Строительные.

Игры с правилами :

Дидактические;

Подвижные;

Игры-забавы.

2. Классификация, предложенная отечественной дошкольной

педагогикой.

Творческие :

Сюжетно-ролевые игры;

Строительно-конструктивные

Игры-драматизации;

Игры с правилами :

Дидактические;

Подвижные;

3. Классификация, предложенная программой «Истоки» .

ребенка :

игра-экспериментирование ;

Самостоятельная сюжетная игра :

Сюжетно-отобразительная;

Сюжетно-ролевая;

Режиссерская;

Театральная.

Игры, возникающие по инициативе взрослого :

обучающие :

Дидактические;

Подвижные;

Сюжетно-дидактические.

досуговые :

- игра-забава ;

- игра-развлечение ;

Театрально-постановочные,

Интеллектуальные;

Празднично-карнавальные.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей :

Традиционные или народные.

4. Классификация, предложенная программой «Детство » .

Творческие игры :

Сюжетно-ролевые;

Строительно-конструктивные;

Режиссерские;

Игры-драматизации;

- игра-экспериментирование .

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Итогом данного анализа классификации игрявляется то, что игры можно разделить на 2 большие группы :

1. Игры с готовыми правилами

2. игры без правил «вольные игры»

2. Педагогическое руководство играми детей .

. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей , создавать условия для их возникновения и развития.

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность) . Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного , доброжелательного характера. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицания и запрещения.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности : приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

Выделим условия успешного руководства игрой :

1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы,

переживания.

Это непросто : ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослым своими намерениями.

2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно , с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.

3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами , бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Наши дети растут в непростое время, и все же они - надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни , хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться.

Игра - это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования.

3. Практическая часть.

1. Брейн-ринг для педагогов «Игра - дело серьезное » .

Педагоги делятся на три команды.

Вопросы и ответы к игре.

Вопрос 1 : Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ : Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни , о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2 : Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ : Поскольку программа «Детство » ориентируется на концепцию целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности , это предполагает :

Последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;

Учет половых особенностей и предпочтений детей;

Направленность на развитие целостных ориентации ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;

Стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.

Задача игры - помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3 : Какова роль взрослого в организации детской игры ?

Ответ : Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 4 : Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ : Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

Вопрос 5 : Какой должна быть игрушка?

Ответ : Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.

Вопрос 6 : Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?

Ответ : Нет, не надо; даже если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку» , найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию. а какую - скажем позже.

Вопрос 7 : Назвать по группам :

Игрушки, моделирующие семейные отношения. (Куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, щетки, расчески и т. д.)

Игрушки, моделирующие отношения вне дома. (Дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др. ; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.) .)

Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний. (Военизированные игрушки - солдатики, ножи, пистолеты, наручники, дротики; подушки разных размеров, боксерская груша и перчатки, надувные мячи, маски, головные уборы, старые газеты и др. материалы.)

Вопрос 8 : Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры? Ответ : Все свободное время.

Вопрос 9 : Чем отличаются сюжетно-ролевая игра , игра -драматизация и режиссерская игра ?

Ответ : Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры - самостоятельность детей.

Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

Игра -драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни , измененные детской фантазией , - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.

В режиссерской игре ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре - речь.

Вопрос 10 : Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?

Ответ : Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 11 : Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ : Дошкольникам совсем небезразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«виды игр и их роль В ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИИ и обучении

детей дошкольного возрастА»

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни дошкольников, хочется подробнее остановиться на этом вопросе.

Проблема игры широко освещена в научно - методической литературе (в работах, ёмовой и других авторов - классиков).

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способён идти от мысли к действию, т. е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из - за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая – устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.


Выделяются несколько классов игр:

творческие (игры по инициативе детей);

дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

народные (созданные народом).

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры:

Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации).

Конструкторские.

Сюжетно – ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого – нибудь» или «во что нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно – ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т. д.) Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.


Структура ролевой игры, согласно, включает в себя следующие компоненты:

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка.

Театральная деятельность - один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Они разделяются на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры - драматизации.

В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.


В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Ещё один вид – конструкторские игры . Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др.), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала , различных конструкций и размеров.

Материал для конструкторских игр:

Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)

Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров).

При всём разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить образовательно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Много из них передаётся из поколения в поколение, однако воспитатели, выбирая игру обязательно должно учитывать требования современности.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер.

В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.


Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

Игры - занятия;

Дидактические игры.

В игре – занятии ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию:

Использует разнообразные игровые приёмы, создающие игровую ситуацию;

Создаёт игровую ситуацию;

Использует разнообразные компоненты игровой деятельности;

Передает воспитанникам определенные знания;

Формирует представления детей о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами, учит их играть;

Создаёт условия для переноса полученных знаний и представлений в

самостоятельные творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).


Стадии дидактической игры:

https://pandia.ru/text/77/492/images/image004_6.png" alt="*" width="16 height=16" height="16">Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они - неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый. Они бывают индивидуальные, коллективные , сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры - ловишки, игры забавы, игры – аттракционы.


Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.


При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт. Подвижные игры бывают : с бегом, с прыжками, с перестроениями, с ловлей, с метанием, с лазанием.

https://pandia.ru/text/77/492/images/image009_0.png" width="575" height="199">

По методике Э. Вильчковского с детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижные игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц), который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

DIV_ADBLOCK195">


В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры – ловишки, игры забавы, игры – аттракционы.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.

По своей структуре большинство народных игр простые, одноплановые, завершённые; в них в единое целое соединяется слово. Движение, песня.

При ознакомления русскоязычных детей нашего региона с украинскими народными играми необходимо учитывать возрастные, физические и психофизиологического особенности развития детей, чётко обозначая цель, которую имеет игра. Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: «Курочка», «Кисонька», «Где же наши ручки?» и др.

Игра по утверждению П. Лесгафта – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

СОСТАВИЛА: ЗАМ. ЗАВЕДУЮЩЕЙ ПО ВМР

СЕНИНА ЛИЛИАНА НИКОЛАЕВНА

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников.

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Мишель де Монтень

Значение, цели и задачи игры

Игра - основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

  • младенческий этап (два месяца - один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
  • раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три - восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
  • Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
  • Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
  • Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
  • Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
  • Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Типология игровой активности дошкольников

Виды

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

  • сюжетно-отобразительная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • режиссёрская постановка;
  • театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

  • дидактические игры с сюжетным рисунком;
  • игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
  • подвижные разного уровня интенсивности;
  • дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

  • развлекающие игры;
  • интеллектуальные головоломки и состязания;
  • календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
  • театрально-костюмированные;
  • народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей

Режиссёрская игра

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры:

  • настольный театр картинок или устойчивых игрушек;
  • театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;
  • игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;
  • импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья
  • стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета

Театрализованная игра

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Видео: игра «Театр юного зрителя»

Сюжетно-ролевая игра

Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д.

Классификация сюжетно-ролевых игр:

  • игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла;
  • игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей - воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.;
  • игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого;
  • игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов.

Видео: сюжетно - ролевая игра в старшей группе «Строительство спортивного стадиона»

В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

Развитие в условиях ФГОС

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:

  • Первая младшая группа - предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
  • Вторая младшая группа - понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
  • Средняя группа - расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
  • Старшая группа - дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
  • Подготовительная группа - построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры

Две модели поведения взрослого:

  • взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;
  • взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

  1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
  2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.
  3. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.
  4. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.
  5. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.
  6. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.
  7. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.
  8. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.
  9. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.
  10. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.
  11. Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.
  12. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.
  13. Обучать умению договариваться.

Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на проявлении свободного творчества.

Видео: развитие детской инициативы в процессе создания педагогами условий в соответствии с ФГОС

Ролевое поведение ребёнка должно наполняться высоким уровнем художественной выразительности, эмоциональными средствами которой будут жесты и мимика.

Игровые образовательные ситуации

Игровые обучающие ситуации:

  • наглядная иллюстрация - обычно применяется в работе с младшими дошкольниками, воспитатель с помощью наглядного материала разыгрывает обыденные ситуации из реального опыта детей, демонстрируя социально допустимые нормы поведения;
  • обучающие упражнения - практикуется в средней группе, воспитанники принимают активное участие в проигрывании сюжета, обучаясь ролевому регулированию, управлению своим поведением;
  • ситуация-проблема - старший дошкольник в активном действии учится овладевать своими чувствами, находить социально приемлемый выход эмоциям, осознавать и понимать свои переживания, контролировать свои речевые реакции при взаимодействии с другими людьми;
  • оценка - воспитанники подготовительной группы проходят практику анализа своего поведения, пытаются давать обоснованную, аргументированную оценку своим решениям и действиям. Это финальная часть игровой ситуации, она требует квалифицированной помощи со стороны педагога.

Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий, вокруг которого выстраивается обсуждение: беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование и т. д.

Видео: интерактивные обучающие упражнения по изучению правил дорожного движения

Видео: детский спектакль про маленькие зубки

Игра эксперимент - вид дидактической игры, интерактивная форма проведения учебного занятия, во время которой организуется наглядное моделирование, имитация изучаемых явлений.

Ребёнок путём экспериментально-исследовательской деятельности получает новые знания или приобретает навыки.

«Как распространяется звук»

С помощью нехитрых приспособлений, таких как тазик с водой или небольшой бассейн, монеток или деталей конструктора педагог предлагает малышам разобраться с происхождением физического явления передачи звука. Дети, бросая монетки в ёмкость с водой, замечают волнообразно расходящиеся по воде круги. Воспитатель поясняет, что такими же волнами, но по воздуху до нас доносятся звуки от собеседника или от другого источника звука.

Видео: фрагмент занятия - эксперимента «Воздух вокруг нас»

Видео: сюжетно-ролевая игровая ситуация «Путешествие»

Социо-игровая технология для дошкольников по ФГОС

Эта технология представляет собой организацию обучения в условных ситуациях, которые помогают воспроизвести и освоить общественный опыт во всём его многообразии, т. е. знаниях, умениях, эмоциональной деятельности и социальных оценках. Проще говоря, это образование в форме развлечения, игры.

Программа нацелена на формирование таких образовательных навыков:

  • умение определять главное, анализировать, сравнивать;
  • производить операцию обобщения по группе признаков;
  • различать реальные события от условных;
  • овладение психологическими навыками самообладания, быстроты реакции на слово, развитие сообразительности.

Эта современная технология является формой игрового образования, но делает акцент на социально-коммуникативную сферу развития ребёнка.

Технология опирается на свободомыслие, свободу выбора и действия ребёнка с обязательным учётом предварительной договорённости и соблюдении установленных правил. Это технология развивает навыки обмена мнениями, ведения оживлённой дискуссии, но при этом вносит деловую упорядоченность, организованность в поведение воспитанников. Такой педагогический метод предлагает организацию работы детей в небольших группах (компаниях) в качестве оптимальной для достижения образовательных целей. Важнейшим условием социо-игровой технологии является принцип частой сменяемости состава групп, для того чтобы избежать противопоставления «свои» - «чужие», кроме того, смена обстоятельств общения позволит ребёнку полнее раскрыть свой характер.

Видео: социо-игровой подход в развитии коммуникативных навыков дошкольников по ФГОС

Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-игровой технологии:

  • абсолютно исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;
  • занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности;
  • держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;
  • брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;
  • помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку, придадут уверенность в собственных силах;
  • уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;
  • в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям.

Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО

П. 3.3 предусматривает:

  • Для воспитанников младшей группы предметно-пространственную среду необходимо обустраивать с учётом сохранения большого свободного пространства для удовлетворения потребности детей этого возраста в свободном, активном движении, таком как лазание, игра на полу.
  • Детям, которые перешли в среднюю группу необходимо обустроить центр сюжетно-ролевых ситуаций с ярким, интересным инвентарём, мягким уголком с уютной мебелью и игрушками. Например, замечательно будет организовать в помещении группы центр театрального искусства, «Магазин», «Больницу», «Кухню», «Салон красоты».
  • Предметное пространство средней и старшей группы должно наполняться конструкторами, строительным материалом, зонами настольных игр (лото, шашки, домино), разнообразными развивающими макетами, поскольку пятилетки и шестилетки создают целые игровые миры, вовлекая в них своих сверстников, обретая совместный опыт коллективного сотрудничества. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребёнок, не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность.

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Видео: организация игрового пространства для сюжетно-ролевые деятельности детей

Компьюторно-игровой комплекс

Занятия по программе компьютерного образования, основанной на современных научных разработках в области развивающих технологий, предназначена для воспитанников старшей и подготовительной групп.

  • интеллектуальное развитие, обучение решению задач;
  • формирование умственных способностей к анализу и синтезу;
  • тренировка внимания, памяти;
  • развитие логических операций, ассоциативного и пространственного мышления;
  • расширение круга математических знаний;
  • развитие любознательности, обогащение знаний об окружающем мире;
  • формирование графических умений, развитие творческих способностей;
  • развитие практических навыков владения компьютером.

Пример заданий компьютерного обучения

Логическое задание Изучение геометрических фигур Обучение счёту и навыкам сравнения (больше- меньше) Обучение навыкам чтения схематических карт

Проведение анализа

Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.

Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист.

На что обратить внимание:

  • Кто из детей выступил в роли инициатора игры.
  • Был ли предварительный план.
  • Какое количество детей принимало участие в игре.
  • Перечень ролей и их распределение.
  • Какие игровые действия совершали игроки.
  • Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.
  • Какие новые игровые ситуации были введены.
  • Продолжительность игры.
  • Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.
  • Уровень самостоятельности детей в игре.
  • Как выстраивались отношения между детьми.
  • Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.
  • Возникали ли конфликтные ситуации.
  • Взаимоотношения воспитателя и детей.

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:

  • путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
  • проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
  • предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
  • предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
  • координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.;
  • воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:

  • старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
  • объединял детей для игры;
  • поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми;
  • сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей

Показатели развития

Фамилия, имя ребёнка

1 2
I . Содержание игры
1. Замысел игры появляется:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
2. Разнообразие замыслов
3. Количество игровых задач
4. Разнообразие игровых задач
5. Самостоятельность при постановке задач:
а) вставит взрослый;
б) с помощью взрослого;
в) самостоятельно
II . Способы решения игровых задач
6. Разнообразие игровых действий с игрушками
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
а) развёрнутые;
б) обобщённые
8. Игровые действия с предметами-заместителями:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
9. Игровые действия с воображаемыми предметами:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
10. Принимает роль
11. Разнообразие ролевых действий
12. Выразительность ролевых высказываний
13. Наличие ролевых высказываний
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:
а) взрослого;
б) ребёнка
15. Ролевая беседа возникает:
а) со взрослым;
б) со сверстником
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:
а) взрослого;
б) ребёнка
17. Содержательность ролевой беседы
III . Взаимодействие детей в игре
18. Вступает во взаимодействие:
а) со взрослым;
б) со сверстником
19. Ставит игровые задачи:
а) взрослому;
б) сверстнику
20. Принимает игровые задачи:
а) от взрослого;
б) от сверстника;
в) отказывается
21. Длительность взаимодействия:
а) кратковременное;
б) длительное

Картотека игр для дошкольников

Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, а в дошкольном возрасте (таком кратком, но очень важном для формирования характера) - имеет огромное значение. Игра, как зеркало, отражает ход мышления маленького человека, особенности его воображения, эмоциональной сферы, проявляет его разносторонние внутренние потребности в общении, активности, росте. К игре дети готовы всегда, и задача воспитателя состоит в том, чтобы веселье было не только развлечением, но и способствовало решению педагогических задач. Игры различаются по видам, целям, организации, содержанию и другим особенностям, однако их объединяет тот факт, что все они являются краеугольным камнем в системе всестороннего развития детской личности.

Классификация игр в детском саду

Дети играют почти всё своё свободное время. Игра способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребёнка и, как ничто другое, влияет на жизнь детей и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, дети обогащают ум знаниями об окружающем мире, обретают новый жизненный опыт, осваивают полезные привычки и навыки и могут реализовать свою потребность в активности, новых впечатлениях и эмоциях. В играх формируется у ребёнка отношение к самому себе и другим, к трудовой деятельности, самостоятельности, правильным поведенческим нормам и так далее. Можно сказать, что в игре ребёнок реализует свою потребность взаимодействия с миром. Игра выступает как тренировочная площадка, где малыши отрабатывают разные отношения и способы взаимодействия со своими сверстни­ками и взрослыми, из корня игры произрастают и развиваются многие другие виды деятельности.

Игра для ребёнка не просто развлечение, но способ познания реальности

Всё многообразие детских игр можно уложить в определённую логическую систему, опираясь на те или иные их признаки. Классификация игр поможет воспитателю выбрать нужную игру с учётом поставленных педагогических целей.

Таблица: классификация игр детей по признаку существования правил

Педагог С. Л. Новосёлова в книге «Программа воспитания и обучения в детском саду» предлагает следующую классификацию игр для дошкольников, в которой ключевым признаком выступает инициатива:

  • самодеятельные игры, в которых сюжет и правила возникают по инициативе самих детей:
    • экспериментирование (с природными объектами, с животными, с игрушками, бытовыми предметами и прочим),
    • самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-отображающие, сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные;
  • игры, где инициатива исходит от взрослых, ими же контролируется ход игры, если дети хорошо усвоили правила игр, то могут играть и самостоятельно:
    • учебные (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, «игры с правилами»);
    • досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично-карнавальные);
  • традиционные или народные игры (ход игры регулируется традицией определённого народа, «музыка и слова народные…»);
    • обрядовые;
    • тренинговые;
    • досуговые.

С. Л. Новосёлова считает, что в этом возрасте основную роль играют именно самодеятельные игры, в которых ребёнок импровизирует, тренирует воображение, фантазию и самостоятельность.

Игры на знакомство

Это хороший способ перезнакомить детей, представив их друг другу, при организации новой группы, или если в коллектив пришло несколько новых детей.

Игры на знакомство помогут стеснительным детям войти в коллектив

«Шёл по крыше муравей»

Воспитатель говорит первые строки, которые не меняются, а в последней произносятся по очереди имена всех детей группы. Потом, когда дети запомнят стихотворение, педагог предлагает им произносить все строчки хором. Можно заменить муравья воробьём или кем-то в рифму.

  1. Неизменная часть:
    «Шёл по крыше муравей,
    Собирал своих друзей,
    Много, много, много нас…»
  2. Меняющаяся строка:
    «Встанут Танечки (Ванечки, Анечки, Катеньки и т. п.) сейчас».

«Девочки-мальчики»

Две скамейки или два ряда стульев ставятся параллельно напротив. На одну садятся мальчики, на противопо

03. Фрейд З. в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как

Выберите один ответ:

a. один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними …, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания

b. вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

c. деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер

06. Как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира» определил игру

Выберите один ответ:

05. Гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры выдвинул

Выберите один ответ:

a. немецкий психолог и философ Вундт В

b. русский философ Плеханов Г.В

c . советский психологЭльконин Д.Б

d. русский педагог Ушинский К.Д

04. Впервые с противоположным утверждением, что «игра – это дитя труда» выступил

Выберите один ответ:

a. немецкий психолог и философ Вундт В

b. русский философ Плеханов Г.В

c. советский психологЭльконин Д.Б

d. русский педагог Ушинский К.Д

 01 . Словарь русского языка слово "игра" определяет как

Выберите один ответ:

08. Выберите верное утверждение :

Выберите один ответ:

a. «Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий»

b. «Игровая деятельность изобретается ребенком, а не задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий»

c. «Игровая деятельность не изобретается взрослым, а задается самим ребенком, который учится играть, знакомится с общественно сложившимися способами игровых действий»

02. С психолого-педагогической точки зрения в Российской педагогической энциклопедии понятие "игра" – это

Выберите один ответ:

a. деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения

b. один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними …, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания

c. вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

10. В играх развиваются творческие способности ребенка, так как…

Выберите один ответ:

 01. Игра как деятельность дошкольников имеет свои особенности, выберите основные:

a. Свобода и самостоятельностьдетей в игре

b. Творческий характер игровой деятельности

c. Эмоциональная насыщенность игры

d. Игра не имеет материально выраженного результата

e. Наличие прямых или косвенных правил

09. Важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений, норм поведения в социуме, так как…

Выберите один ответ:

a. чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия

b. ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы

c. она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу

d. в игре речь, жесты, мимика ребенка выразительнее, чем в повседневной жизни

02. В игре прослеживается два вида отношений детей:

Выберите один или несколько ответов:

a. игровые отношения, которые определяются содержанием, правилами игры

b. реальные отношения, которые проявляются по поводу игры

c. игровые отношения, которые проявляются по поводу игры

d. реальные отношения, которые определяются содержанием, правилами игры

04. Говоря о ведущем виде деятельности, Леонтьев А.Н. отмечает: «Ведущая деятельность – это такая деятельность,

Выберите один или несколько ответов:

a. развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процесса и психологических особенностях личности на данном этапе ее развития»

b. которая проходит определенный путь становления, а не проявляется сразу в развитой форме»

c. формирование которой происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания»

07. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем, так как

Выберите один ответ:

a. чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия

b. ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы

c. она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу

06. Ответьте, верно ли утверждение: «Руководствуясь требованиям образовательной программы, педагог планирует программное содержание, определяет задачи, действия, т.е. проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера».

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно

03. В игре дошкольников совершаются действия,

Выберите один ответ:

a. цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию

b. цели которых значимы для индивида по их социальному содержанию

c. цели которых неосознаваемы для индивида по их внутреннему содержанию

07 . Игровые действия

Выберите один ответ:

02. В старшем дошкольном возрасте детям становятся интересны:

Выберите один или несколько ответов:

a. сюжетные игры, имитирующие несложные жизненные ситуации

b. игры с предметами – мячом, обручем

c. подвижные игры

d. игры с правилами

e. творческие игры

06. Игровые средства

Выберите один ответ:

a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности

b. конкретна, осмыслена ребенком

c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны

d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка

e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли

08. Результат игры

Выберите один ответ:

a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности

b. конкретна, осмыслена ребенком

c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны

d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка

e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли

f. выражается в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка

04. Цель игры

Выберите один ответ:

a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности

b. конкретна, осмыслена ребенком

c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны

d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка

e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли

f. выражаетсяв положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка

Вопрос 21

03. Мотивация игровой деятельности

Выберите один ответ:

a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности

b. конкретна, осмыслена ребенком

c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны

d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка

e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли

f. выражаетсяв положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка

04. Все игрушки можно условно разделить на три типа:

Выберите один или несколько ответов:

a. готовые игрушки

b. полуготовые игрушки

c. материалы для создания игрушек

d. народные игрушки

e. дидактические игрушки

f. спортивные игрушки

02. К играм по инициативе взрослого с готовыми правилами относятся

Выберите один или несколько ответов:

a. сюжетно-ролевые игры

b. театрализованные игры

c. конструкторские игры

d. дидактические игры

e. подвижные игры

f. игры-забавы

g. обрядовые игры

03. К играм созданным народом (народные игры) относятся

Выберите один или несколько ответов:

a. сюжетно-ролевые игры

b. театрализованные игры

c. конструкторские игры

d. дидактические игры

e. подвижные игры

f. игры-забавы

g. обрядовые игры

01. К играм по инициативе ребенка (творческим) относятся

Выберите один или несколько ответов:

a. сюжетно-ролевые игры

b. театрализованные игры

c. конструкторские игры

d. дидактические игры

e. подвижные игры

f. игры-забавы

g. обрядовые игры

14. В творческих играх действие

Выберите один ответ:

a. стихийное, не связанное с обязательными правилами

b. всегда связано с заранее установленными правилами

c. определяет и направляет педагог

Вопрос 27

15. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. Творческие игры способствуют общему развитию ребенка, а дидактические – достижению конкретной цели с помощью различных интересных задач

b. Дидактические игры способствуют общему развитию ребенка, а творческие – достижению конкретной цели с помощью различных интересных задач

Вопрос 28

Частично правильный

08. В средней группе проводят:

Выберите один или несколько ответов:

a. дидактические игры, связанные с движением

b. сюжетно-ролевые игры

c. игры с правилами

d. игры-манипуляции

e. словесно-логические игры

02. В средней группе предпочтение отдается играм, в которых

Выберите один ответ:

a. дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений

b. дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел

c. детям предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно

07. Чтобы повысить активность и обогатить движения младших дошкольников, следует создавать соответствующие условия:

Выберите один или несколько ответов:

a. использовать различные предметы и игрушки

b. обязательно учить детей играть, создавая игровую ситуацию

c. непосредственно общаться с воспитанниками, используя методы прямого воздействия

d. давать большую самостоятельность в выборе игры и развитии ее сюжета

e. позволить детям самостоятельно распределить роли

Вопрос 31

16. В большей степени взаимосвязаны дидактические игры и

Выберите один ответ:

a. подвижные

b. творческие

c. сюжетно-ролевые

d. конструкторские

05. Игры между занятиями

Выберите один ответ:

12. Заканчивая насыщенный интересными разнообразными играми день, воспитатель напоминает, что

Выберите один ответ:

a. надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места

b. завтра дети смогут продолжить игру и можно оставить игрушки там, где они находятся

c. необходимо дома подумать, во что дети будут играть завтра

04. Игры детей после завтрака

Выберите один ответ:

a. должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий

b. предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором

c. желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений

02. На этапе разворачивания игровых действий с куклой (мишкой, зайцем) в самостоятельной деятельности, необходимо:

Выберите один или несколько ответов:

a. «втягивание» малышей в условную ситуацию

b. эмоциональная окраска действий взрослого

c. обеспечение малышам возможности развернуть игровые действия с игрушкой

d. использование простых и понятных детям ситуаций

e. предлагать детям игровые предметы, имитирующие реальные

04. Если у детей третьего года жизни сформированы простые игровые умения, то они

Выберите один или несколько ответов:

a. в самостоятельной игре развертывают цепочки из двух-трех действий с сюжетными игрушками

b. включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними

c. могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника

d. могут самостоятельно организовать и провести сюжетную игру

e. включают в игру 5-6 детей, самостоятельно распределяя роли

f. в самостоятельной игре развертывают цепочки из пяти-шести действий с сюжетными игрушками

03. При введении в игру предметов-заместителей взрослый должен

Выберите один или несколько ответов:

a. осуществлять игровые действия с ними (подносить ложку-палочку ко рту куклы, намыливать мишку мылом-кубиком)

b. словесно указывать на условное значение предмета («Это у нас мыло», «Это как будто ложка» и т.п.)

c. словесно указывать на смысл производимого с ним действия («Намылю мишке лапки, хорошо мылится мыло» и т.п.)

d. стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом

05. Выберите характеристики структуры сюжетов игры детей раннего возраста:

Выберите один или несколько ответов:

a. в игре используется одна тема

b. в игре используются одноперсонажные сюжеты

c. игровые действия в основном направлены на игрушку-персонаж

d. сюжет игры включает 1-3 последовательных, известных детям из реального опыта события

e. в игре используется несколько тем

f. в игре используются многоперсонажные сюжеты

g. игровые действия в основном направлены на имитацию действий взрослых

h. сюжет игры включает 4-5 последовательных, известных детям из реального опыта события

03. Ролевое подражание может возникнуть у ребенка по отношению к любой социальной роли, к любому сказочному или литературному персонажу. Задача воспитателя –

Выберите один ответ:

a. угадать, что делает ребенок, подключиться к его игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль и развернуть ролевое взаимодействие

b. спросить, что делает ребенок, и переключить его к более продуктивной игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль и развернуть ролевое взаимодействие

c. угадать, что делает ребенок, подключить к его игре других детей

05. Среди показателей успешности формирования ролевого поведения у детей четвертого года жизни, можно выделить следующие:

Выберите один или несколько ответов:

a. развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей

b. парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли

c. ролевое обращение, короткий диалог

Вопрос 41

06. Ответьте, верно ли утверждение: «Эпизоды ролевого взаимодействия со сверстником у детей младшего дошкольного возраста еще очень кратковременны»

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно

04. Привлечение детей к свободной игре в «телефонный разговор» необходимо для развития

Выберите один ответ:

a. ролевых диалогов

b. умений обращения с телефоном

c. навыков обращения за помощью по телефону

d. представлений об использовании телефона

07. Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры –

Выберите один ответ:

a. совместным сюжетосложением

b. индивидуальным сюжетосложением

c. совместным принятием решений

d. схематичным представлением

04. Ответьте, верно ли утверждение: «Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры, необходимо их вежливо отклонить, так как по возможности воспитатель должен выдерживать в общую схему сюжета»

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

10. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. работу по формированию совместного сюжетосложения можно начинать с детьми средней группы и продолжать в старшей группе детского сада

b. работу по формированию совместного сюжетосложения можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада

c. работу по формированию совместных сюжетно-ролевых игр можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада

Вопрос 46

05. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. Играя с ребенком, педагог использует максимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними привлекали внимание к ролевому взаимодействию

b. Играя с ребенком, педагог использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия

c. Играя с ребенком, педагог использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними привлекали внимание к ролевому взаимодействию

Вопрос 47

09. Начинать преобразование известной сказки для игры детей старшего дошкольного возраста проще всего с

Выберите один ответ:

a. замены главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства

b. замены игровой задачи (искомого объекта), волшебного образа

c. замены главного волшебного средства

Вопрос 48

04. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры дошкольников, выделите главные:

Выберите один или несколько ответов:

a. Воспитатель должен играть вместе с детьми

b. На каждом возрастном этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения

c. Необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику

d. Педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры

Вопрос 49

 01. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо:

Выберите один или несколько ответов:

a. хорошо понимать специфику игры

b. иметь представление о развивающем значении игры

c. понимать какой игра должна быть на каждом возрастном этапе

d. уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов

Вопрос 50

03. Целью педагогических воздействий по отношению к игре по мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой должны быть

Выберите один ответ:

a. коллективная проработка знаний

b. формирование игровых умений

c. воспитание нравственных ценностей

d. развитие творческих способностей