Художника иллюстратора в лебедева введение вывод. Художник владимир лебедев. Художник новой детской книги




В 1912-1914 гг. учился в частной художественной школе М.Д. Бернштейна. В 1918-1921 гг. преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах "Союз молодёжи"(с 1913г.), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922-1923гг.), "Четыре искусства" (с 1928 г.); принимал участие в их выставках.

В 1917-1918 гг. работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами "Сатирикон" и "Новый Сатирикон"; создал множество политических карикатур на большевиков. Работал как книжный график с 1918 г. по 1967 г., первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга». В 1919-1920 гг. вместе с В. И. Козлинским работал в Петроградских "окна" РОСТА (Российского Телеграфного Агентства). Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

В 1924-1933 гг. В. В. Лебедев возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата. На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В.В.Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ.

В 1936 г. в прессе появились статьи о творчестве Лебедева, где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для художника могли быть самыми худшими; эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.

В 1941-1950 гг. Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с "Окнами ТАСС". Работал в книжной графике и после возвращения в Ленинград. Среди его послевоенных книг лучшими считаются: "Откуда стол пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три медведя" Л. Н. Толстого (1948).

После войны, в 1950-60-е гг. Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично.

На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 г. - ул. Белинского), на доме№ 11, где жил Лебедев, в настоящее время помещена мемориальная доска.

Детская книга

Детский отдел Госиздата, созданный в Петрограде в конце 1924 г., размещался на Невском пр., д.28, в Доме кoмпании "Зингер". Его возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга 19 века.

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х гг. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга - уникальное явление в книжном искусстве 20 века, не имеющее аналогов на Западе. Художники - М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова, П. Н. Филонов - опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.

Литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918–1919 гг. книгопечатная артель «Сегодня». , с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева и Н. Ф. Лапшин.. Значительная роль в создании детской книги 1920-х гг. принадлежит частному издательству "Радуга" , возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он и привлёк в издательство К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу "Мира искусства": С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский. Именно в этом издательстве вышла первая "новая" книга - "Слонёнок" Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.

В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Как мастер, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. Пантелеев, Борис Житков, Евгений Шварц,Виталий Бианки, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц, Вениамин Каверин и другие. Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра - "познавательных" книг для детей.

В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства "Молодая гвардия" было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

Художники детской книги

Уникальной особенностью эпохи конца 1920-30 х гг. было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики. Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, - это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. "Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы",- утверждал Лебедев.

Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками.

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего: Пётр Соколов Владимир Татлин, Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский, Генрих Левин, Николай Радлов, Виктор Замирайло, Лев Юдин, Владимир Стерлигов,Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков, Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев. Из художников прежнего круга Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

Школа Лебедева

В. В. Лебедев, уже опытный к тому времени художник, создал в двадцатые-тридцатые годы собственную «лебедевскую школу». У него начали учиться работать в книге молодые художники, из них многие были талантливыми живописцами: Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Валентин Курдов, к числу его учеников принадлежали многие, в том числе Евгения Эвенбах, Татьяна Шишмарёва.

"Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод «живописным реализмом», понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы..опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской... Можно было бы назвать «графическим реализмом» творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы и Н.Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата". Эстетика "графического реализма" складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920-1930-х годов.

Творчество

Для большинства книг Лебедева его плакаты для "окон" РОСТА были истоком и творческим импульсом. «Художник видел плакат как искусство большой формы, лаконичного художественного языка, строгой конструктивности и пластической простоты изобразительных элементов, приводящих к впечатлению монументальности». Гравируя плакаты и раскрашивая их от руки, Лебедев отталкивался от традиций русского народного лубка; но при этом он сразу отверг всякую стилизацию и подделку под лубок. Связь с лубком осталась, но как «связь преемственности или органического роста». В работе Лебедева «сплавились новая форма и старая художественная традиция». Найденный художником лаконичный, геометрически обобщённый рисунок был им перенесён и в детскую книгу, кроме того, «он первый среди художников детской книги использовал шрифт как средство выразительности.»

Живопись и графика

В 1920-30-е гг. Лебедев создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики 1920-х-1930 х гг.

Серии на "бытовые" темы: "Прачки" 1920-1925 (гуаши, аппликации), серия из 23 рисунков "Панель революции", 1922 (Б., тушь), называемая также «Улица революции», и серии "НЭП" и "Новый быт" (середина 1920-х гг.). Серии рисунков карандашом и тушью: " Натурщицы", " Балерины", " Акробатки". Живописные работы: ранний период - "Натюрморт с палитрой", 1919, ГРМ; "Кофейник, ложка, кружка", 1920, "Пила и доска", 1920 , "Рабочий у наковальни", 1920-21, ГРМ; серия "Контррельефы", 1920-1921 (в т. ч. "Подбор материалов: железо, дерево, картон", 1921).

Живопись Лебедева в 1920- е гг. определялась во многом его дружбой с Иваном Пуни, а позже - дружбой с Н. Ф. Лапшиным и Н. А. Тырсой, составлявшими для него художественную среду, необходимую для каждого художника. Лапшин и Тырса увлекались французским искусством; также и Лебедев был увлечен Сёра, Пикассо, позже Ренуаром и Эдуаром Мане.

В начале 1930-х гг. написаны серии " Натюрморты с гитарой", 1930-1932 (в т. ч. "Красная гитара и палитра", 1930, ГРМ) и "Фрукты в корзине" 1930-31. "Каждый из этих натюрмортов - маленький мир, живой своей конкретностью, то смешной, то лиричный, то с лёгким оттенком весёлой иронии. Натюрморт с гитарой, лимонами и раковинами может служить образцом блестяще проведённой работы по организации живописного пространства. Цвет и его кладка, а не воздушная или линейная перспектива, строит пространственные колебания предметов на пределах очень узкого, как бы зажатого между двумя параллельными плоскостями расстояния - ощущение, близкое вывеске. Материальное ощущение вещи здесь проведено с максимальной напряжённостью, кладка цвета проведена с большим богатством и разнообразием приёмов» (Вера Аникиева).

С конца 1920-х гг. и до 1957 г. художник создал значительное количество женских портретов, в их числе: "Портрет артистки Н. С. Надеждиной" (1927), ГРМ; "Девушка с кувшином" (1928) , "Натурщица с мандолиной" (Мальвина Штерн; 1927) , портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко). На одной из наиболее известных живописных работ Лебедева "Женщина с гитарой" (1930) изображена натурщица Елена Николаева. Портрет

В 1933 г. написана серия "иронических " портретов, называемая "Физкультурницы" или "Девушки с букетами", .

В числе других работ Лебедева 1930- х гг. - портрет художницы Татьяны Шишмарёвой (1935, ГРМ), портрет скульптора Сарры Лебедевой (1936), " Краснофлотец" (1937) , "Турецкие борцы" (1937) , портреты писательницы Сусанны Георгиевской (1937). После войны Лебедев писал немного, из его поздних работ можно назвать портрет Ады Сергеевны Лазо (1954) и портрет молодой девушки в платке(1957).

Семья

Жена (до 1925 г.) - Сарра Дмитриевна Лебедева, урожд. Дармолатова (1892, СПб - 7 марта 1967, Москва), известный советский скульптор, портретист; работала в монументальной и мемориальной скульптуре. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Познакомилась с В. В. Лебедевым в 1912- 1914 гг. в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. После развода с В. В. Лебедевым продолжала поддерживать с ним дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Жена – Надежда Сергеевна Надеждина (1908, Вильно – 1979, Москва). Дочь писательницы А. Я. Бруштейн. Балерина, ученица А. Я. Вагановой; солистка Большого театра. Известный советский балетмейстер, народная артистка СССР, лауреат ордена Ленина. В 1948 г. создала танец «Берёзка», ставший открытием в сценическом воплощении русского народного танца, положивший основу новому хореографическому стилю. Создала ансамбль "Берёзка", с 2000 г. носящий её имя. Н. С. Надеждина послужила моделью для графической серии В. В. Лебедева «Танцовщица» 1927 г.

Жена (с 1940 г. по 1967 г.) - Ада Сергеевна Лазо (1919, Владивосток - 1993, Москва). Филолог, писательница, редактор Детгиза. Дочь известного военного и политического деятеля С. Г. Лазо. Подготовила книгу о своём отце: Лазо С. "Дневники и письма. Владивосток, 1959.

Книжная иллюстрация (избранные издания)

  • Ёлка. Сборник стихов, рассказов и сказок. Составители А.Бенуа и К.Чуковский. Рисунки Ю.Анненкова, А.Бенуа, М. Добужинского, В.Замирайло, В.Лебедева, И.Пуни, А.Радакова, И.Репина, В.Ходасевич, С.Чехонина и др. - Пг.: Парус, 1918.
  • Лев и бык: Арабская сказка / Пер. С.С. Кондрушкина. - Пг.: Огни.1918.
  • Новые русские сказки. Народная библиотека. Обл. Д.Митрохина, илл. В.Замирайло и В.Лебедева. - Пг.: Государственное изда¬тельство, 1919.
  • Лебедев В.В. Приключения Чуч-ло. - Пг.: Эпоха. 1921
  • Киплинг Р. Слоненок / Пер. К.Чуковского. - Пг.: Эпоха. 1922.
  • Лебедев В. Медведь. Русская сказка.- Пг.: Мысль. 1923.
  • Лебедев В. Три козла. Русская сказка.- М.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Золотое яичко: Сказка. - Пг.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Заяц, петух и лиса: Сказка. - Пг.: Мысль. 1924.
  • Лебедев В. Охота. - М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Пудель. М.Л.: Радуга, 1925, 1927.
  • Маршак С. Мороженое. - М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Мороженое. - Л.Азбука. 1925.
  • Маршак С. Вчера и сегодня. Л.: Радуга. 1925
  • Маршак С. О глупом мышонке. - Л.; М.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Цирк. - Л.; М.: Радуга 1925.
  • Лебедев В. Азбука. - Л.: ГИЗ. 1925.
  • Маршак С. Багаж. - Л.: Радуга. 1926.
  • Лебедев В. Кто сильней. - М.; Л.: ГИЗ. 1927
  • Маршак С. Как рубанок сделал рубанок - Л.: Радуга. 1927.
  • Лебедев В. Верхом. - М.; Л.: ГИЗ. 1928.
  • Маршак С. Веселый час: Приложение к журналу «Еж». - Л.: ГИЗ. 1929.
  • Киплинг Р. Сказки / Пер. К.Чуковского. Стихи в пер. С. Маршака. Рис. Л.Бруни, А.Борисова, Э.Криммера, В.Лебедева, А.Пахомова. - М.; Л.: ГИЗ, 1929
  • Маршак С. Усатый-полосатый. - М.: ГИЗ. 1930.
  • Берггольц О. Зима - лето - попугай. - М.; Л.: ГИЗ. 1930, 1933.
  • Маршак С. Прогулка на осле. - М.; Л.: ГИЗ.1930.
  • Орлова Н. Крась и рисуй. Вып. 1, 2- Л.: ОГИЗ: Молодая гвардия. 1932.
  • Первое мая. Рисунки бригады художников: Ю.Васнецова, Ю.Мезерницкого, В.Лебедева, В. Ермолаевой, В.Курдова. - М.: ОГИЗ: Молодая гвардия, 1932.
  • Маршак С. Мистер Твистер. - Л.; М.: Молодая гвардия. 1933.
  • Маршак С. Вот какой рассеянный. - Л.: Детгиз, 1934.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки. - М.: Academia. 1935.
  • Маршак С. Петрушка-иностранец. - Л.: Детгиз. 1935.
  • Маршак С. Мы военные. - М.; Л.: Детиздат. 1938.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки / Рис. В. Конашевича, В. Лебедева, А.Пахомова. - М.; Л.: Детиздат, 1938.
  • Лебедев В. Игрушки и зверушки. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1939.
  • Маршак С. Отчего кошку назвали кошкой? Мельник, мальчик и осел. - М.; Л.: Детиздат.1939.
  • Маршак С. Веселый день. Стихи и сказки / Рис. В. Конашевича, В.Курдова, В.Лебедева, А. Пахомова, К. Рудакова, Г. Шевякова. - М.; Л.: Детиздат, 1939.
  • Маршак С. Живые буквы. - М.; Л.: Детиздат.1940.
  • Маршак С. Английские баллады и песни. - М.: Советский писатель.1941.
  • Маршак С. Раз, два, три, четыре. - М.: Детиздат.1941.
  • Красная Армия. Сборник рассказов, сказок, игр и стихов, посвященных Красной Армии / Рис. В.В.Лебедева и др. - М.; Л.: Детгиз, 1942.
  • Короленко В.Г. Без языка. - М.; Л.: Детгиз.1942.
  • Куприн А.И. Белый пудель. - Киров: Детгиз.1942.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев: Славянская сказка. - М.; Л.: Детгиз.1943.
  • Маршак С. Голуби: Сказки. - М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Откуда стол пришел?. - М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Вересковый мед: Английские баллады, песни и лирические стихотворения / М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Разноцветная книга. - М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Стихи для детей. - М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Детки в клетке. - М.; Л.: Детгиз.1948.
  • Толстой Л.Н. Три медведя. - М.; Л.: Детгиз. 1948.
  • Маршак С. Великан. - М.: Детгиз. 1949, 1950.
  • Михалков С. Котята. - М.: Детгиз. 1949.
  • Маршак С. Круглый год. - М.; Л.: Детгиз.1949.
  • Маршак С. Лесная книга. - М.; Л.: Детгиз.1950.
  • Маршак С. Курочка ряба и десять утят. - М.: Детгиз. 1953, 1954.
  • Маяковский В. Что ни страница - то слон, то львица. - М.; Л.: Детгиз.1954.
  • Маршак С. Чего боялся Петя? - М.: Детгиз.1955.
  • Маршак С. Сказка об умном мышонке. - М.: Детгиз. 1956,1959.
  • Толстой Л. Рассказы для маленьких детей. - М.; Л.: Детгиз.1956.
  • Маршак С. Тихая сказка. - М.: Детгиз.1958,1961.
  • Маршак С. О чем говорили лошади, хомяки и куры. - М.: Детгиз. 1962.
  • Маршак С. Кто колечко найдет?: Сказка-игра. - М.: Детгиз. 1962, 1965.
  • Маршак С. Цирк. - М.: Детская литература. 1964.
  • Маршак С. Детям. - М.: Детская литература. 1967.

Родился 16 октября 1852 г. в семье крестьянина, церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество. О детских и юношеских годах будущего художника практически ничего неизвестно. В начале 1870-х гг. он поступил в Строгановское училище. Оттуда в 1875 г. перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества. Любимым учителем К. В. Лебедева был В. Г. Перов. Ближайшим другом и сподвижником стал Владимир Маковский. Огромную роль в становлении художника сыграл представитель академической школы рисования Е.С. Сорокин. Благодаря занятиям с ним, Клавдий Васильевич достиг высоких успехов в области графики, стал лучшим рисовальщиком Училища, а впоследствии - одним из лучших рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком.

В 1881 за картину «Выход боярышни из церкви» получил большую серебряную медаль. Знание истории, любовь к родному прошлому, историческое чутье позволили ему создать интереснейшие полотна, среди которых «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи».

Портрет мальчика. 1900

Главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, взведенного по проекту К. А. Тона. (Проект собора был утвержден в 1844 г., строительство началось в 1845, с 1877 г. начались штукатурные работы, а затем и роспись стен, которая закончилась к 1887 г.). В Вознесенском Елецком соборе, возведенном архитектором А.С. Каминским по проекту К.А. Тона, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся художников-передвижников А. И. Корзухина и К. В. Лебедева. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - «Распятие Христа» принадлежат кисти академика живописи Алексея Ивановича Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. С Вознесенским собором связаны шесть лет работы. Лебедев заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора.

Русская история периода XVI-XVII вв. вызывала особый интерес. Поэтому неслучайным был успех его картины «Боярская свадьба» (XVII век), демонстрировавшейся в 1884 г. на XII выставке передвижников. Первое большое историческое полотно К. В. Лебедева критика встретила неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть». В. В. Стасов посчитал, что самое привлекательное в работе Лебедева - это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». Имя Лебедева становится известным. Его полотна заметили известные художники. В 1888 г. Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме В. М. Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».

Этой «большой вещью» стало историческое полотно «Уничтожение новгородского веча», продемонстрированная впервые в 1891 г. на XIX выставке передвижников. Следом, в 1894 г. была написана картина «Полонянник», навеянная историческим рассказом Н. Полевого «Русский полонянник» и посвященная трагическим событиям русской истории - монголо-татарскому игу. Постоянно художник обращался в своем творчестве к жанровым историческим сценам, не забывал о них: «Угощение шута» (1892), «Дурка» (1892), «В Московском приказе XVII в.» (1898), «Отдохнул» (1900), «К боярину с наветом» (1903).

Работая над историческим жанром, Клавдий Васильевич писал картины, посвященные отдельным историческим событиям и деятелям русской истории. За полотно «Смерть царя Федора Алексеевича» его удостоили звания академика (1897 г.). В начале XX в. появился цикл картин, посвященных Петровской эпохе: «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов» (1903), «Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Петр I в Саардаме» (1908). Исторические работы К.В. Лебедева были литографированы и изданы в виде альбома в 1911 г.

Будучи членом Товарищества передвижных выставок с 1891, Клавдий Васильевич в избрании тематики своих картин не обошел стороной жанр. Создавая скромные по замыслу, по формальным приемам жанровые сцены, он смог достичь в них широкого обобщения. Таковы полотна «К сыну» (1894), «На родине» (1897), «Что-то случилось», «В церкви», «Иконописец» и др.

В 1897 за картину «Смерть царя Федора Алексеевича» был удостоен звания академика.
1898-1908 Член Московского общества любителей художеств. Член Общества художников исторической живописи.

С 1890-1894 преподаватедь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем с 1894 по 1898 в Высшем художественном училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). С 1896 по 1898 гг. он был профессором натурного класса Высшего Художественного училища при Академии.
С 1906 г. - Действительный член Академии художеств.

Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Незаконченной осталась его картина «Иван Грозный».


Перед Пасхой

Пляска 1900

Женщина на коленях. Эскиз

Подаяние

Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте. 1903

Избрание Михаила Романова в 1613 году. 1912

Ассамблея при дворе Петра I

Иван Грозный в палатах

К боярину с наветом. 1904

К сыну. 1894

Девушка с бубном. 1897

Боярыня. 1904

Иван Грозный

Иван Грозный

Ночь на Ивана Купалу

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889

Лжедмитрий I и Ксения Годунова

Освоение русскими новых земель. 1904

Проводы. 1910

Продажа крепостных с аукциона. 1910

Сострунка медведя в лесу. 1907

Старый холостяк

Царевна Несмеяна

Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи

Боярыня

Жадные

1526 г. Василий III, великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую»
Из собрания иллюстраций журнала «Нива»

Репродукция из журнала Нива Картина Приятели

Полностью

Яговцева Марина Геннадьевна

21.12.2015

Содержание

    Обращение к читателю.

    Биография художника.

5. Ранний период в жизни художника.

7. Главный период в жизни художника.

9. Поздний период в жизни художника.

10. Заключительный вывод.

Дорогой читатель!

Прочитав несколько заметок о Великом русском художнике Владимире Лебедеве, я узнала, какой это был художник. Если Вам интересно о нём узнать, но у Вас немного времени, рекомендую Вам прочитать мой реферат. В реферате я Вам расскажу о биографии, творчестве и о картинах Владимира Лебедева. У него была не очень простая жизнь. Поначалу большую часть его картин осуждали, но он старался не слушать отрицательную критику, он просто продолжал заниматься любимым делом. Больше всего он любил рисовать плакаты и иллюстрации к детским книжкам, содержание некоторых из них он сочинял сам.

Если Вас заинтересовала моя заметка, то продолжайте читать мой реферат.

Приятного чтения!

Биография художника.

Лебедев Владимир Васильевич родился в 1891 году. Это был русский живописец, график, признанный мастер плаката, мастер книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. С самых юных лет он увлекался рисованием. Любил изображать битвы рыцарей, скачущих лошадей, сухопутные и морские батальоны. Наблюдательность и цепкость живого формировались ещё в детстве. Затем окончил несколько художественных школ, в которых он научился рисовать животных и научился живописи, скульптуре и графике. После окончания учёбы стал рисовать для советских журналов.

В 1921 году Лебедев нашёл удачную возможность для развития своего таланта в русле оформления детской книги. Его книжки-картинки с текстами С.Я.Маршака, а иногда и со своими рассказами стали печататься по всему Советскому союзу. Иллюстрации Владимира Лебедева к детским книжкам принадлежали к числу лучших и добились успеха у большей половины страны.

Главная творческая особенность, характеризующая Лебедева и выделяющая его из среды других мастеров книжной графики – это конкретность и жизненная достоверность изображения. Лебедев стремился внести в иллюстрацию к детской книге, не стилизацию живого, а естественное наблюдение реальной натуры. Владимир Лебедев вкладывал в свои рисунки весь свой накопленный опыт художника – реалиста, пристально изучившего окружающую среду. Он обладал разносторонними профессиональными знаниями, которые он приобретал с опытом. Лебедев любил наблюдать за спортсменами, танцовщицами и циркачами, трудовые процессы человека вдохновляли художника, он мог наблюдать за ними часами, а потом передавать это всё в картины. Владимир Лебедев сам был спортсменом, он увлекался боксом. До революции он был чемпионом в своём весе, но потом он прекратил заниматься боксом, но не закончил со спортом, он начал рисовать спортсменов, его это очень увлекало. Работая, в Детгизе он уже обладал немалым опытом творческой жизни. Во время работы он уже был признанным мастером акварели, станкового рисунка, журнальной графики и политического плаката.

В 1930 году Владимир Васильевич Лебедев считался лучшим советским графиком. Лебедев любил, то чем занимался, поэтому он работал ежедневно, стараясь не делать выходных. С раннего утра он рисовал с натуры (к нему приходила натурщица, либо он рисовал натюрморты), затем он усердно трудился над иллюстрациями книг, потом он шёл в редакцию, где очень тщательно просматривал работы своих учеников. Он был очень серьёзным учителем, но его ученики уважали своего учителя.

Лебедев всегда одевался старательно, обдуманно и красиво. В 1941-1945 годы во время Великой Отечественной войны он даже говорил «Мне жалко вещи, гибнущие в блокадном Ленинграде, больше, чем людей». Это заявление всех очень удивило. И поэтому Лебедев завёл альбом, в котором рисовал все «сокровища», которые оставались в ленинградских квартирах.

Лебедев был шикарным художником, но, некоторые люди утверждали обратное. Они любили говорить о неудачах Лебедева, например, то, что ему не удалась станковая живопись. Но Владимир Лебедев шёл по жизни великолепным, свободным художником, который шагает своей дорогой, вдумчиво слушаясь самого себя, капризничая и дуря.

19 век – был веком «золотой» книжки-картинки. Имя художника не скрывалось, наряду с фамилией технического редактора, а красовалось на обложке, рядом с фамилией писателя.

Ранний период в жизни художника «Плакатное искусство»

1920 – 1930 годы.

В 1920-1921 годах Лебедев был заместителем заведующего плакатным отделом. Революционные события были просветлением в творческой жизни Лебедева. После Революции он стал более наблюдательным, открыл для себя новые стили в графики и живописи. Гравирую плакаты и, раскрашивая их о руки, Лебедев решил оформлять плакаты в русском народном стиле – лубок. (Лубок – это вид графики, изображение с подписью, которое отличается своей простотой и доступностью).

Весной 1921 года в пустых витринах Ленинграда появились яркие, стильные и привлекательные плакаты. Затем и Московские витрины стали заполняться его плакатами. Плакаты Владимира Лебедева были смешными, схематичными и простыми, но они привлекали внимание огромного количества людей.

Плакаты были 2-х типов. Одни гравировались на линолеуме, и окрашивалась лишь только их часть.

Другие рисовались на бумаге специальной краской, которую трудно было стереть (в её основу входил клей). В этих плакатах Лебедев добивался ещё большего упрощения, но плакаты были понятны и на них всего хватало.

Владимир Лебедев рисовал уверенно, быстро. Люди думали, что он знает все технические трудности искусства, но Лебедев понимал, что всё новое, что он узнавал, было от того, что каждый раз, когда он начинал рисовать ему приходили всё новые и новые задумки, и он мечтал их воплотить в картины.

Не все плакатные образы были сатирическими. Сколько у него было сатирических плакатов, столько же было и плакатов героического типа. Напомню, Лебедеву нравилось рисовать рабочих, но они были изображены просто из геометрических фигур.

Главный период «Иллюстрация к детской книге» и «Женские портреты»

1921-1967 годы.

Дружба с художниками-ровесниками во многом повлияла на искусство в 1921 году. Друзья-художники составляли для него необходимую художественную среду, в которой нуждается каждый художник, любящий своё дело. Владимир Лебедев в 20-30–ые годы был увлечён Пикассо, позже Ренуаром и Мане. Во многих женских портретах, (например: «Танцовщица», «Девушка с кувшином») ему помогала его вторая жена, которая была солисткой Большого театра, она создала народный ансамбль «Берёзка», и послужила моделью для графической серии «Танцовщица».

Натурщицей для картины «Ада Сергеевна Лазо» была его 3-я и последняя жена Ада Сергеевна Лазо. Это была писательница и редактор Детгиза.

В 1920–30–х годах Владимир Лебедев нашёл удачную возможность проявления своего творчества в иллюстрации к детской книге, тексты которых писал Маршак, а иногда и сам Лебедев создавал детские книжки, со своими рассказами и иллюстрациями. Я уже говорила, что его книги были очень популярны не только в Ленинграде, но ещё и во всём Советском союзе. Детские иллюстрации, к книгам оформленные в эти года принадлежат периоду расцвета жизни художника, они отражают эволюцию манеры и характера картин Лебедева. Его расцвет был выражен не только в иллюстрациях, но и в женских портретах, начинал он с самых простых, заканчивая трудными портретами, в которых были прописаны все самые мелкие частицы.

Поздний период в жизни художника. 1957-1967 годы.

1957-1967 годы Лебедев создавал немного натюрмортов. Причиной того был уже зрелый возраст. Но всё же Владимир Лебедев не останавливался в искусстве. Он не появлялся публично, встречался лишь со своими близкими друзьями. Лебедев с начала 1920-х годов и до конца своей жизни рисовал иллюстрации к детским книжкам и женские портреты. Это была его неотъемлемая часть жизни, он не мог жить без этого. С возрастом люди стали всё больше и больше восхищаться им, но находились и люди, которым не приходилось его творчество.

Своевременно у него менялась манера рисования, становятся многообразнее картины. К концу жизни художник всё чаще использует воздушные расплывы чёрной акварели, погружая своих героев в определённую среду, не интересовавшую никого, но благодаря каким-то небольшим штрихам, картины выходят на высокий уровень.

Рисунки Владимира Лебедева были лишены конкретного сюжета, но в них не было потеряно главной мысли.


Заключительный вывод.

Я прочитала очень много заметок о Владимире Лебедеве в интернете, я открыла для себя очень много знаний и сейчас хочу написать несколько главных мыслей о художнике Владимире Лебедеве.

    Владимир Лебедев с самых юных лет увлекался рисованием.

    Он рисовал природу не стилизованную, а какая она есть, только в упрощённом виде.

    Лебедев любил рисовать спортсменов и рабочих людей, он любил изображать их на своих плакатах.

    Всю свою жизнь он посвятил иллюстрацией к детской книге и женским портретам.

    Владимир Лебедев создал множество графических работ, которые стали классикой советского искусства.

    Не всем художественным критикам нравились работы Лебедева.

    Владимир Лебедев – гениальный, известный, могущественный художник, который шагает своей дорогой, обращая внимания только на свои капризы.

Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись...». Что из этого получилось, раньше было известно всем, теперь - пока еще - многим. Заглавие статьи - цитата из юбилейного поздравления, присланного Самуилом Маршаком своему соратнику - художнику Владимиру Лебедеву.

Какой же воз пришлось везти им слаженно и дружно, судя по строчке, отрицающей идею крыловской басни? В 1924 г. поэт С. Маршак, в ту пору занимавшийся не только творчеством, но и организацией работы по развитию новой детской литературы, знакомится с художником В. Лебедевым, ставшим его сподвижником в создании и продвижении книги к детям молодой Советской страны.

Настала пора пристального внимания к детству, время становления нового мышления, новых представлений о роли детей в истории государства. Достаточно вспомнить выступление наркома просвещения А.В. Луначарского на собрании детских писателей и педагогов с докладом «Пути детской книги» (1929 г.), где однозначно и четко была определена роль не только детей как будущего страны, но и тех завоеваний, к которым привела свершившаяся революция. «Забота о детях будет не только частью нашей революции, но она - необходимейшая мера самой прочности революции... Судьба России лежит именно в детях».

Что касается книжного дела, то забота о детях выразилась в увеличении тиражей, постепенном переходе от частного к государственному книгоизданию, формировании круга детского чтения, где на первом месте были не только книги, славящие революцию, как кажется некоторым, но и книги, качество содержания которых не вызывало сомнений у взрослых. Это время отмечено их широким распространением среди городских и сельских детей, активной пропагандой детской литературы и детского чтения и - чего не было до и не будет после - созданием Института детского чтения.

Обложка книги «Слоненок»

В 1922 г. в Ленинграде, в Музее художественной культуры, проходила выставка художников из «Объединения новых течений». В ней участвовал В. Лебедев, который «выставил графические листы иллюстраций к книге Р. Киплинга «Слоненок» (Пг., 1922). Е. Штейнер называет их «манифестом нового подхода к детской книжной графике» . На протяжении долгих лет иллюстрации к «Слоненку» получали высокие оценки художников, искусствоведов, издателей.

Художник новой детской книги

Писавшие о работе В. Лебедева отмечали: в ней он показал себя как художник новой детской книги. Один из основных специалистов по творчеству художника - В. Петров пошел дальше, подчеркнув, что в ней «отчетливо сформировались особенности новой книжно-графической системы В. Лебедева » (выделено мной. - З.Г. ) .

Что же представляла собой эта система? Одна из основных ее особенностей - плакатный стиль оформления книги, стиль, который художник заимствовал у себя самого, который сформировался у него в пору работы в «Окнах РОСТА». Соответствуя стилю, В. Лебедев оставляет книжную страницу чистой, белой. Фоновое пространство редко бывает цветным, да и цвет-то слабый, пастельный, лаконичный. На этом фоне выделяются фигуры людей, животных, силуэты вещей, выполненные открытым цветом, чаще всего черным, красным, синим, желтым. Они изображены плакатно, схематично, разбросаны по всему листу.

Лебедевские фигуры Е. Штейнер называет «шарнирными марионетками». Они действительно похожи на марионеток и, кажется, в какой-то момент начнут двигаться, выполнять те действия, которые на рисунке представлены статично. Вот-вот соскочит с лошадки «прекрасная мисс Дженни» («Цирк»), сделает следующий шаг пожилой мороженщик со своим крашеным сундуком («Мороженое»), упадет на землю спиленный старый клен («Как рубанок сделал рубанок») и т.д.

Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967)

Чаще всего В. Лебедев иллюстрировал произведения С. Маршака. Так сложилось, что художник и писатель совпали не только в творческом, но и в профессиональном плане: оба были очень требовательны к тому, чем занимались, знали свое дело досконально, работали в полном смысле не покладая рук, подчеркивая в творчестве друг друга то, что было удачным, необычным, стоившим особого внимания читателя.

Маршак в каких-то произведениях подхватывает плакатный стиль Лебедева, пишет динамично, ярко, создавая словесные картины, которые потом графически воплотит художник. Восприятию рисунков как движущихся, действующих способствуют звукопись и поэтические интонации С. Маршака. Слово, звук, рифмы поэта гармонично сочетаются с рисунками художника.

«Как рубанок сделал рубанок»

На поляне перезвон.
Это пилят старый клен.
Поперечная пила
Отхватила полствола,
Рвет кору и режет жилки,
Брызжут желтые опилки.
Только крякнул старый ствол -
И пошел, пошел, пошел.
Грянул наземь левым боком,
Утонул в снегу глубоком...

Стилизация

Думается, В. Лебедев любил заниматься стилизацией жизненных явлений. И дело здесь не только в традициях и опыте, накопленных им в процессе работы в «Окнах РОСТА». Стилизация как прием и подход нравилась художнику. В рисунках он видел жизнь как плакат, энергично, широко, активно развернутый перед взором человека. Не будем забывать, что стяка как напоминание о прошлом.

Рисунок точно совпадает с содержанием, в котором также главной является деталь, а не состояние. Деталь способствует восприятию происходящего с героем, но при этом не вызывает у маленького читателя сочувствия. Она, как и цвет в рисунке, - это констатация и осуждение жадности, потери чувства меры, закономерного результата исчезновения человеческого в человеке.

Еще одна особенность рисунков Лебедева - они разбросаны по всему листу. Пространство, свободное от текста, заполнено шагающими, движущимися, действующими героями. Но при этом индивидуальность и роль каждого не теряются. В шаге, посадке, повороте головы, протянутой руке заметны характер, принадлежность к профессии, состояние (например, рисованная книга «Охота»),

B. Лебедев был художником, жадно всматривавшимся в жизнь. Современники отмечали, что он любил наблюдать за пластикой человеческой фигуры, делал зарисовки различных движений. Его интересовали балет, спорт, цирк, каток, «хорошо сделанные вещи».

C. Маршак и В. Лебедев в некоторых своих ипостасях - полная противоположность. Маршак-человек кабинетный, «книжный червь», преуспевший в отвлеченных знаниях и науках. Лебедев - человек конкретного жизненного склада. Его ученики вспоминают о нем как о мастере, умевшем многое делать своими ру-

Лебедев жил и творил в эпоху революционных преобразований и создавал книги для детей, чье будущее виделось новым, свободным, ярким. Но стилизация, плакатность изображения не исключали деталей. В книжно-графической системе художника они играют особую роль. В стихотворении «Мороженое» детали помогают передать всеобщую радость наслаждения деликатесом, «отличным, заграничным, клубничным, земляничным», которая свойственна и детям, и взрослым.

Иллюстрация к стихотворению «Мороженое»

Детали придают рисунку колорит. Вот ребенок в штанишках на двух пуговичках объедается мороженым так, что пуговички еле удерживают полосатые штанишки. Вот толстяк взрослый с бабочкой, золотой цепью к брегету и перстнем, забыв о своем реноме, бежит к мороженщику. Детали помогают художнику сделать рисунок смешным. Хотя общий контур рисунка не меняется, толстяк, уничтоживший все мороженое, становится еще толще, теряет всю свою респектабельность. А вместо бабочки и брегета «на усах белеет иней, как на дереве в лесу, и сосулька на носу!».

Лебедев экономит цвет, не обращается к полутонам. Иллюстрируя «Мороженое», он берет цвета простые, открытые: красный, синий, зеленый, желтый. Полоски, точки, кружочки, клеточки разнообразят рисунок, придают плоскостному изображению выразительность, объемность. Но что интересно: по мере развития действия цвет становится более насыщенным, способствует пониманию происходящего. Толстяк так наелся, что не только щеки - руки у него стали ярко-красными, в цвет колес сундука с мороженым, долго катившихся по улице.

Художник не пользуется перспективой. У сундука одно колесо и одна рессора. Так обычно рисуют дети. Плоскостной мир им ближе и понятнее.

Но назвать лебедевские рисунки схематичными нельзя. Внутренняя жизнь изображения передана в цвете. Толстяк, превратившийся в сугроб, нарисован тремя цветами: бело-сине-черным с минимальным вкраплением желтого. Своей жадностью к мороженому он убил в себе жизнь. «Он стоит и не шевелится, а кругом шумит метелица!». Мрачный колорит рисунка, скорбно сложенные руки, склоненная набок голова и в самом низу, у ног, мини-изображение прежнего толками. Он досконально знал полиграфическое производство, был хорошим боксером, любил лошадей, страстно относился к конноспортивной жизни, любил и знал цирк, был прекрасным рассказчиком и дружил с интересными людьми вне своей профессии и внутри нее. При этом В. Курдов пишет: «Не простой, а очень сложный человек был Владимир Васильевич. Среди людей он жил замкнутой жизнью. К широкому общению с людьми его не влекло. Он говорил про себя: "Мне с Лебедевым не скучно"... В личную жизнь он никого не посвящал, а она была у него такой же непростой...» .

Откуда у Лебедева такие интересы, когда они сформировались?

Становление Лебедева как художника

(1891-1967) родился в Санкт-Петербурге в семье механика. Именно в семье он научился ценить умение человека работать, быть профессионалом. Сам выучился многим ремеслам, имел глубокие и разносторонние профессиональные знания. В рисовании любил точность, тщательно изображал каждую деталь. Особенно в том случае, когда это касалось машин. Здесь они с Маршаком были очень похожи.

Впоследствии В. Курдов, называвший себя учеником В. Лебедева, скажет: «Нашу работу Лебедев рассматривал, по существу, как следствие ремесла, приравнивал наш труд к труду рабочего...». С ним нельзя не согласиться, имея в виду ту физическую силу, то мастерство, которое вырабатывается годами, то терпение, которое художник вкладывает в создание своего произведения, то время, которое он тратит, чтобы глубоко познать изображаемое.

Требование глубины познания Лебедев относил прежде всего к себе. У него не было академической художественной подготовки, систематического художественного образования. Он учился в частных школах и студиях, преподавал сам, наблюдая за тем, как работают его ученики. Но это не помешало ему стать народным художником РСФСР и от коллег получить такие определения, как «признанный мастер», «крупный живописец», «знаменитый автор политических плакатов», «замечательный редактор», создавший свою школу, свое направление в иллюстрировании детской книги. Впоследствии его назовут «великим художником детской книги», «королем детской книги». И это будут заслуженные, проверенные временем определения . Всего этого он добивался трудом.

Выразительный словесный портрет В. Лебедева создан Б. Семеновым: «Я смотрел на его сильные руки в закатанных по локти рукавах, как на руки Зевса, который может создать все, что только пожелает. Умелые его пальцы действительно были способны на любую трудную работу, он сам сколачивал подрамники, натягивал холсты, строгал, чинил и склеивал мебель и этими же руками создавал, будто из воздуха, свои рисунки, где вы не найдете ничего приблизительного, ни одной неверной нотки» .

Первое появление имени В. Лебедева в послереволюционной детской книжке случилось в 1918 г., когда был выпущен сборник под названием «Елка». У него необычная история, какие бывают в необычное время. Книга была собрана из отдельных произведений известных авторов, среди которых B. Брюсов, М. Горький, К. Чуковский, и проиллюстрирована теми, кто уже тогда был славой русского искусства, - И. Репиным, М. Добужинским, С. Чехониным и др. Молодому Лебедеву, наверное, лестно было находиться среди таких имен. В книгу помещены три его иллюстрации. Кроме того, им выполнены обложка и титул. Если знать, что в сборник включены 19 произведений, то становится ясным: составители А. Бенуа и К. Чуковский доверили В. Лебедеву большую и важную часть работы по художественному оформлению книги. Кроме него три рисунка сделал только C. Чехонин. Остальные - по одному. Причины такого соотношения могут быть разными. Абсолютизировать сделанное Лебедевым не берусь, но не заметить его вклад в выпуск сборника нельзя.

Остерегаюсь говорить о том, что в этих иллюстрациях виден будущий мастер, со своим неповторимым стилем. Рисунки выполнены в черно-белой гамме, в реалистической манере. Лица людей чуть шаржированы, но того требует текст. И только пластика зайца (Н. Венгров. «Как прыгал зайчик»), удивительное правдоподобие его движений напомнят о себе, когда мы будем рассматривать созданную позже лебедевскую «Охоту». Современники художника заметили трубочиста (Саша Черный. «Трубочист»), Он поразил их своей жизненной конкретностью, веселой открытостью, точной передачей авторского замысла.

Чернощекий, белозубый,
А в руке огромный хлыст...
Сбоку ложка, как для супа.
Кто наврал, что он - злодей?
В свой мешок кладет детей?
Это очень даже глупо!

У искусствоведов разное представление об этом герое: одни видят в нем «классовый смысл» (Е. Штейнер), другие этот смысл отрицают (Д. Фомин). Мне кажется, что В. Лебедев, изображая трубочиста, думал об особенностях востребованной тогда профессии, а не о том, что детской книге нужен герой из народной гущи. У трубочиста сильные, хорошо прорисованные руки, широкий пояс, на котором укреплены важные для работы инструменты, мешок с сажей как эмблема профессии, забранные в ботинки шаровары, на коленях той же сажей вымазанные. Это человек, который привык хорошо и сноровисто делать свое дело. Такой герой не только во времена Лебедева - всегда нужен детской книге и ее растущим читателям.

Работа в Детгизе. Тандем Лебедев-Маршак

По одним сведениям, в 1924-м, по другим, в 1925 г. В. Лебедев приходит в Детский отдел Ленинградского отделения Госиздата (Детгиз) и возглавляет художественную редакцию. Литературным редактором стал С. Маршак, который и пригласил Лебедева. С этих пор и до 1933 г. они вместе везут воз проблем, связанных с изданием новой детской книги, поиском, обучением, «взращиванием» новых, советских по миропониманию авторов и художников.

Работе в Детгизе предшествовали встреча, знакомство и сотрудничество в издательстве «Радуга», где они выпустили несколько совместных книжек. И когда пришла пора Детгиза, Маршак точно знал, кого следует сделать главой художественной редакции. И не ошибся. Б. Семенов считает содружество Лебедева с Маршаком «неразрывным». Видимо, самой судьбе было угодно соединить их. Оба относились друг к другу с высокой степенью уважения.

Тандем Лебедев-Маршак не был чем-то исключительным для того времени. В 20-х годах XX в. так работали и Маяковский, и Чуковский. Художник не был фигурой, стоящей «за спиной писателя» и следующей его рекомендациям. Он был способен создавать книгу, в первую очередь книгу для детей дошкольного возраста, самостоятельно, понимая не только художественные задачи, которые следовало бы воплотить, но и задачи содержательные, продиктованные и революционным преобразованием мира, и познавательными потребностями детей.

У В. Лебедева есть книга «Охота», изданная в издательстве «Радуга» в 1925 г. Это книга без текста. Но рисунки в ней говорят о многом, хотя выполнены очень лаконично, с минимальным цветовым разнообразием. Цвет коричневый, черный, синий с оттенками голубого, темновато-желтый. Такой подбор цвета подчеркивает драматические коллизии, возникающие на охоте. Но фигуры охотников, зверей, животных, живущих рядом с человеком, столь выразительны, столь искусно расположены и вырисованы на белом листе бумаги, что перед глазами того, кто рассматривает их, будь то взрослый или ребенок, возникает яркая картина противоборства человека и зверя, силы и разума, борьбы за жизнь, которая одинаково дорога всем. И хотя фигуры стилизованы - лиц охотников мы не видим вовсе, а изображение животных плоскостное, - анатомия их передана так четко, так правильно, в соответствии с ситуацией, в которую попадают герои книги, что нет сомнения в реальности происходящего, в напряженнейшем и опасном характере борьбы между человеком и животным. Остается только пожалеть о том, что «Охота» давно не переиздавалась, а так рисовать животных сейчас некому. Да и слово «рисовать» мне кажется здесь не совсем точным, слишком простым для Лебедева. Это создание картины, это проживание запечатленного кистью события, это палитра чувств, событием вызванных.

Лебедев и Маршак, как и представители других парных творческих союзов, были равнозначно талантливы, потому и существовали вместе так долго. Единственное, что отличало их союз: оба были руководителями редакций, а значит, отвечали не только за свою работу, но и за работу других, за издательскую политику Ленинградского отделения Детгиза в целом.

Мистер Твистер

Будучи соавторами в полном значении этого слова, они старались и другим передать свое понимание совместной работы писателя и художника над детской книгой. Известный ис- следова/ель детской литературы М. Петровский, размышляя об особенностях такой работы, возражает против слова «иллюстрировать». Оно кажется ему «крайне неточным». Согласно его мнению, художник не иллюстрирует, а «превращает в книгу» замысел автора. И она получается тогда, когда работа двух творческих людей «не расслаивается, как вода и подсолнечное масло, но образует органическое единство, которое и есть книга, совместное произведение двух мастеров» . Это хорошо видно на примере «Мистера Твистера», появившегося впервые в 1933 г. в журнале «Еж» (№ 5). Вышедшая отдельно книга перерабатывалась и переиздавалась несколько раз.

В. Петров указывает на шестикратное при жизни поэта и художника переиздание . При этом и поэт, и художник старались сделать текст и рисунки более убедительными.

Истории создания «Мистера Твистера» даны у Б. Галанова («детский вариант», рассчитанный на читателя-школьника) и Ю. Ле- винга (подробный и интересный текстологический комментарий) . Исследователи представили анализ процесса работы над произведением. Я не ставлю перед собой задачу сравнивать их. Хочется подчеркнуть, что обе истории показывают, как ответственно и автор, и художник относились к созданию детской книги. Об этом свидетельствуют прежде всего название произведения и титул издания, то, что ребенком прочитывается и просматривается быстро, без оглядки. Для юного читателя важно идти дальше, к содержанию. Но это - для читателя.

У автора и художника другой взгляд на происходящее. О своей работе С. Маршак пишет: «Пожалуй, ни над одним из стихотворений я не трудился так настойчиво». Он несколько раз менял название, добиваясь ясности и красоты звучания. Это были «Мистер Блистер», «Мистер Пристер» и даже «Мистер Порк». И только потом появляется «Мистер Твистер», название, в котором совпадает не только конечная, но и внутренняя рифма.

Но это не вся история. Ю. Левинг пишет о том, что у Р. Киплинга была поэма «Мэри Глостер». Киплинг был любимым автором В. Лебедева. Эту поэму он знал наизусть и умел выразительно читать ее. Возможно, от Лебедева Маршак услышал о поэме, ставшей по обозначению имени главного героя созвучной написанному позже «Мистеру Твистеру». Если это так, то и поэт, и художник имели отношение к названию, которое рождалось не сразу, в настойчивых поисках точного звука, той опоры, которая композиционно держала и содержание, и художественное оформление книги.

С. Маршак неоднократно редактировал стихотворение, подчеркивая в мистере Твистере его буржуазность, расистские взгляды как черты непривлекательные, выражающие неприглядность капиталистического мира. Лебедев также много раз рисовал Твистера или правил то, что было нарисовано раньше. Портрет Твистера на титуле, выполненный графически, с годами менялся. Художник не слишком заметно, но все же подчеркивал его двойной подбородок, упирающийся в галстук- бабочку, вылезающую из воротника шею и делал его все более «жирным» капиталистом, который, согласно идеологии тех лет, должен был вызывать отвращение у читателя.

Сейчас, по прошествии длительного времени, в связи с изменением представлений о той далекой эпохе, можно долго рассуждать о том, совпадали ли взгляды поэта и художника, одинаково ли они относились к Твистеру или кто-то из них видел этот образ как исключительно сатирический и смеялся над ним, а кто-то следовал государственной идеологии и в лице Твистера разоблачал ненавистный капитализм и в том числе расизм как одно из его основополагающих проявлений. Как бы там ни было, другие художники стали иллюстрировать переиздания «Мистера Твистера» только после смерти В. Лебедева. Значит, их работа обоим казалась цельной.

Цельность, полное творческое совпадение Маршак подчеркнул, отозвавшись о Лебедеве так: «В.В. Лебедев никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором - поэтом или прозаиком - он может с полным правом и основанием считаться их автором: столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу».

В. Лебедев иллюстрировал такие книги С. Маршака, как «Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня», «Как рубанок сделал рубанок», «Усатый полосатый», «Багаж» и др. Книги выходили многотысячными тиражами, но вряд ли сохранились до сегодняшнего дня в семьях тех, кто был их первым читателем. И причиной тому не только принципиально короткая жизнь детской книжки-тетрадки, тем более книжки любимой, которая не просто читалась - зачитывалась, изнашивалась, из области материальной культуры переходила в такую трепетную субстанцию как память детства.

Детское восприятие рисунков

Путь творческого человека всегда сложен. Первый сигнал, первый звонок прозвенел для Лебедева в середине 20-х годов. Мне неизвестно, услышал ли его художник. Но нам, сегодняшним, его нужно услышать и еще раз обратить внимание на то, как неоднозначно и содержание, и оформление книги действуют на читателя, как различно восприятие взрослого и маленького человека и даже восприятие детей одного и того же или близкого возраста.

Сегодня много говорится о губительном воздействии на детей теле- и видеопродукции. Но почти никто не изучает, как воздействуют на ребенка иллюстрации, выполненные в разных техниках, коих сейчас множество. Обращение к феномену Лебедева в этом плане весьма показательно.

Отдельная благодарность Е. Штейнеру, который нашел и опубликовал избранные фрагменты из материалов, собранных работниками Института детского чтения в 20-е годы. Эти материалы должны были стать основой для серьезного исследования особенностей восприятия художественной иллюстрированной книги детьми. Не стали. Институт прекратил свое существование. Указанные материалы показывают, как воспринимались иллюстрации В. Лебедева к «Слоненку». Дети не поняли их.

Плакатная, плоскостная техника, сочетание серого и черного, т.е. мрачных для детских глаз цветов, были не только новыми для них, они вызывали совсем не те ассоциации, которые, видимо, представлялись художнику. Дети видели фигуры животных как бы разрезанными на части.

Как пишет Е. Штейнер, внимание привлекала не сама фигура, а те кусочки, которые, на взгляд детей, «отлетели» от нее. Проводившие эксперимент фиксировали детский восторг по поводу «расчленения» рисунка. Современный автор предполагает, что такие картинки «внедряли в подсознание зрителя чувство разорванности бытия» (выделено мной. - З.Г.). «И это чувство разорванности, нарушения естественного течения органической жизни перетекало из детских книжек в детские головки » .

Детское восприятие рисунков отнюдь не умаляет сделанного художником. Оно свидетельство того, как непредсказуем ребенок в своих отношениях с книгой, как внимательно и провидчески грамотно должен работать взрослый, создавая книгу для детей. Увлекаясь техникой иллюстрации, поисками собственного стиля, будучи мастером, но не будучи педагогом по образу мысли и восприятию детства, Владимир Васильевич не уловил, не почувствовал, что те, для кого он работает, могут не понять его или понять превратно. Но не эти - другие, новой силы потрясения ждали художника впереди.

Рисунки к сборнику Маршака

В 1936 г. в издательстве «Academia» вышла книга С. Маршака «Сказки, песни, загадки». В. Лебедев уже не работал в Детгизе, но содружество с Маршаком продолжалось. Книга представляла собой сборник произведений - как новых, так и уже публиковавшихся. Иллюстрации к ней были выполнены В. Лебедевым. Но это был уже другой Лебедев: так кардинально изменилась его манера рисования.

Искусствоведы предполагают, что эту книгу не собирались адресовать детям. Серьезное издательство, основой которого был научный подход к изданию книг, выпускало ее для специалистов книжного дела. Издателям важно было показать те изменения, которые произошли в творческой манере Лебедева, и дать их в качественном исполнении. Но направленность работы и старания издателей сослужили художнику плохую службу.

Иллюстрация к стихотворению «Мяч»

В том же, 1936 году (обратим внимание на год, вспомним о тех предгрозовых ощущениях, которые переживали люди накануне 1937 г.) в газете «Правда», центральном партийном органе, без указания имени автора публикуется статья под броским названием «О художниках-пачкунах». Имя автора скрывалось так тщательно, что оно не атрибутировано до сих пор. Основным объектом внимания статьи является В.В. Лебедев, хотя называются имена и других художников, в частности В. Конашевича. Писавший (писавшие?) эту статью не утруждает себя выбором выражений и тем более не думает о том, какое воздействие она может оказать на тех, чьи имена в ней упоминаются.

Для автора статьи это уже не люди, а «компрачикосы от искусства», похожие на средневековых изуверов, калечивших и превращавших детей в уродцев. На их рисунки «противно смотреть», В. Лебедев - «мастер-пачкастер», проявивший свою «буржуйскую природу». В его рисунках сквозит «внутренняя пустота», «мертвечина», «гниль».

Между Лебедевым и Маршаком пытаются вбить клин. «Нет ничего более разительного, чем контраст между жизнерадостным тоном сказок - стихов Маршака и этим мрачным разгулом уродливой фантазии Лебедева...». Но осторожный Маршак молчит.

Между тем рискну предположить, что изменения в творческой манере Лебедева произошли не без влияния Маршака, но влияния опосредованного - не на художника, а на человека. Дружба с Маршаком, человеком своеобразным по своей внутренней организации, сделала Лебедева чуть мягче, чувствительнее. Возраст, видимо, тоже давал себя знать: ему исполнилось 45 лет. Прежний художественный опыт динамичного, броского, плакатного рисования, наверное, был во многом исчерпан. И если кого-то «лета к суровой прозе клонят», то Лебедев, наоборот, ищет поэзию в цвете, тональности, линиях, движении кисти. В сборнике «Сказки, песни, загадки» художник находит новую для себя технику иллюстрации.

Рисунки к сборнику Маршака... Легкие, воздушные, как будто летящие изображения людей, животных игрушек. Плавные линии. Марево цвета, игра красок. Полутона. Лебедев как будто по-другому взял кисть в руки и, едва прикасаясь к бумаге, стал управлять ею, создавая расплывчатые полосы, пятна, точки, придавая какую-то особую выразительность тому, что рисовал.

Кажется, художник по-новому увидел жизнь. Энтузиазм первого десятилетия сменился короткой передышкой. Лебедев захотел воспользоваться ею, показать маленьким читателям иной - спокойный, переливающийся красками, уютный мир.

Но время для него еще не пришло. Новая манера Лебедева получила жестокую оценку, которую художник тяжело пережил. Сейчас, рассматривая иллюстрации к книге «Сказки, песни, загадки», не понимаешь, за что так набросились на их создателя, что крамольного совершил он. Тогда же, в 30-е годы, Лебедеву приписали и ненависть к детству, и преклонение перед Западом, и еще целый ряд «преступлений», пережить которые ему было очень трудно. Нет, его не репрессировали, как можно подумать, после упомянутой статьи. Он остался на свободе. Но это была свобода в клетке.

В годы войны В.В. Лебедев жил в столице. Его переезду из Кирова, где он находился в эвакуации, в Москву активно способствовал Маршак. В 1950 г. художник возвращается в Ленинград, много работает. Его рисунки интересны, но традиционны. О себе он как-то сказал: «Я художник двадцатых годов». Кажется, это было сказано не без горечи.

  1. Галанов Б. Книжка про книжки. М.: Детская литература, 1978.
  2. Курдов В.И. Памятные дни и годы. Записки художника. Л.: Арсис, 1994.
  3. Лебедев В.В. 10 книжек для детей. Л.: Художник РСФСР, 1976.
  4. Левине Ю. Воспитание оптикой: Книжная графика, анимация, текст. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
  5. Петров В.Н. Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967). Л.: Художник РСФСР, 1972.
  6. Петровский М. Книги нашего детства. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006.
  7. Фомин Д. Король детской книги // ХиП: художник и писатель в детской книге. 2011. № 5 (9).
  8. Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

З. ГРИЦЕНКО, кандидат филологических наук, Москва

Гриценко З. Не лебедь и не рак, а Лебедев и Маршак // Дошкольное воспитание, 2013. № 2. С. 32-39 .