Старый город иерусалима и мой крестный путь от претории до голгофы по следам христа. Крестный путь с краткими размышлениями




Карта Старого города Иерусалима с показом Крестного Пути Христа

Путь Скорби или Крестный Путь, по-латыни называемый Виа Долороза, определен католической церковью в XVI веке. Изначально это было не название улицы, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Крестный Путь разбит на 14 остановок (станций), хотя были варианты разбиения его на 7, 12 и даже 27 остановок. Современная традиция остановок Крестного Пути сложилась в XVII веке под влиянием францисканцев.


Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.


Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением.

Первая остановка у католиков - это место бичевания Христа, которому посвящен францисканский монастырь Бичевания, состоящий из двух капелл: капеллы Креста, где, по преданию, на Иисуса возложили крест, и капеллы Бичевания, в куполе которой помещен терновый венец.


Францисканский монастырь Бичевания. Капелла Креста


Капелла Бичевания


Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе

Православные начинают Крестный путь чуть дальше - с Претории, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники.


Претория. Темница Христа

Темница Христа - небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице - греческая православная церковь.



Подземелья крепости Антония, в которой находился Преториум

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)

Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек».


Арка «Esse Homo» - «Се Человек»

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Иоан.19:5)

Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, что влечет сюда паломников - огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона - каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.

С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
(Иоан.19:12-16)

Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя.

Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

Дальнейшие остановки Крестного пути посвящены как событиям, отраженным в Евангелиях, так и сохраняемым в преданиях.

Армянская католическая капелла построена на месте где, согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста (третья остановка). Другая армянская капелла посвящена месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией (четвертая остановка).


Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)

Рядом с капеллой один из камней в стене отполирован руками и губами паломников: по францисканской традиции в этом месте Иисус оперся рукой о стену. На самом деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.



Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь, сейчас здесь греческая православная церковь.


На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь (седьмая остановка).

Восьмая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)

Что же означает слово Голгофа?

ГОЛГОФА (череп, лобное место, Мф 27:33, Мк 15:22, Ин 19:17, Лк 23:33) - горная возвышенность на северо-западе от Иерусалима, на которой был распят Господь Иисус Христос. Голгофа находилась недалеко от города (Ин 19:20) вне врат (Евр 13:12). На этом месте обычно казнили путем распятия самых закоренелых преступников. Схожесть возвышения с человеческим черепом и обнаруженные останки черепов ранее казненных преступников закрепило за этой возвышенностью название "череп".

Путь на Голгофу всегда был мучительным для осужденного: обреченный нес на себе деревянное распятие, достаточно тяжелое. Сгибаясь под тяжестью ноши, предварительно избитый плетями, под насмешки многочисленной толпы, приговоренный к распятию совершал свой последний крестный путь - восхождение на Голгофу .

Этот крестный путь прошел наш Спаситель, Иисус Христос, взявший на Себя вину за всего человечества, понесший на Себе все наши немощи и болезни, которые и пригвоздил навсегда телом Своим ко Кресту. Нам нет уже необходимости нести на себе наши болезни и немощи всю свою жизнь. Их забрал на Себя Христос. Осуществление нашего исцеления происходит по непоколебимой вере в то, что говорит Библия: "Ранами Его мы исцелились..."

Дорогой друг, ты можешь спросить: "К чему такая жертва потребовалась Богу? Неужели не было другого варианта по спасению человечества? Неужели человек не может своими силами, путем самосовершенствования, творения добрых дел заслужить милость у Господа и попасть на небо?.."

Библия исключает такую возможность спасения.

Вот некоторые выдержки из Слова Божьего:

Ис.64:6 "Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас."

Рим 3:23 "потому что все согрешили и лишены славы Божией..."

Рим.6:23 "Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем."

Человечество, произошедшее от падшего Адама, несет в себе первородный грех Адама и не в состоянии от него избавиться своими силами. Родившийся на свет младенец чист и не имеет еще приобретенного греха, но и он уже поражен первородным грехом. Какого дерево, таковы и плоды. Подрастающий ребенок уже проявляет в себе этот грех: жадность, агрессия, хитрость, обман, манипуляция своими родителями, бабушками, дедушками. Откуда это, ведь этому никто его не учил. Родители всегда стараются учить только доброму. Это и есть первородный грех, запечатанный в ДНК, во всю его духовную структуру. Это изменить невозможно. И Бог это знает.

Как бы мы ни старались быть хорошими и добрыми, на нашей духовной одежде всегда найдутся пятна. А ничто не чистое не может войти в жилище Бога, так как Бог Свят - в Нем нет ни единого пятнышка, Он есть Свет. Только Он Свят и Праведен.

Голгофа - это замысел Божий по искуплению человечества от греховной природы Адама. Понимая несостоятельность человечества по избавлению от греха своими силами, Бог послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа выполнить эту задачу.

Путь на Голгофу Сына человеческого - это путь искупления каждого человека от рабства греха и смерти. Это выкуп у дьявола всех, пораженных грехом, людей, живших в прежних веках, живущих в наше время, и тех кто еще не родился путем пролития драгоценной крови Иисуса и смерти на Голгофском кресте. Это неравнозначный обмен: смерть Иисуса Христа и Самого Бога для того, чтобы мы, обреченные на вечную погибель, обрели в Сыне Божьем спасение и жизнь вечную.

Воскресение Иисуса Христа - это знак нашего оправдания в глазах Бога Отца, потому что кровь Иисуса, пролитая за нас на Голгофе , удовлетворила требованию Отца: "расплата за грех - смерть". Сын расплатился за все Своею кровью, поэтому в глазах Бога мы все уже чисты, и Он не судит нас, но все отдал в руки Своего Сына.

Для наглядности сказанного проиллюстрирую следующий пример:

У одного уважаемого в городе человека, занимающего должность судьи, был непутевый сын, который совершил кражу, был задержан и представлен перед судом. Судьей того процесса оказался его собственный отец. Как разрывалось сердце того человека, когда он смотрел на своего любимого сына, стоящего с поникшей головой пред многими, находящимся в зале судебного заседания! Какие противоречивые мысли и атаковали его разум! Он понимал, что его сын виновен и должен понести заслуженное наказание по закону, иначе невозможно. Но он любил своего единственного сына, ставил на него большие надежды, мечтал о внуках... В нем боролись два чувства: чувство справедливости и чувство милосердия.

За совершенное преступление в соответствии с законом этот судья назначил своему сыну наказание в виде выплаты штрафа в 50000 долларов, после чего встал пред всеми и заявил: "Я хочу заплатить за этого человека всю сумму и освободить его от наказания..." Судья этим самым удовлетворил требованиям закона и закону милости.

Так и наш Бог Отец милость Свою к нам, грешникам, поставил выше закона: отдал Своего единственного Сына на крестную смерть за наши грехи, тем самым удовлетворив закону справедливости, взамен подарив нам искупление от рабства греха и смерти, спасение и жизнь вечную через Иисуса Христа. Мог ли кто-то из нас отдать своего сына на смерть ради другого человека? Такое страшно даже представить! Вот как велика любовь Божья к нам, людям!!

Дорогой человек, если ты еще не знаешь лично Бога, если ты еще не примирился с ним, и у тебя нет уверенности, где ты проводить вечность, то знай: Бог очень любит тебя, у Него есть чудесный план на твою жизнь, Он желает, чтобы ты процветал во всем, имел мир в сердце и любовь к ближним, чтобы ты мог по максимуму проявить свои дарования в жизни и принести плода.

Если сердце твое готово принять то, что совершил на Голгофском кресте Сын Божий, если ты веришь в реального Иисуса, умершего 2000 лет назад и воскресшего на третий день, то для тебя есть возможность обрести Отца и Его бесконечную милость и любовь, и жизнь вечную. и там найдешь молитву покаяния, которую необходимо произнести вслух, искренно. Обратившись к Богу в этой молитве ты найдешь то, что искала душа твоя все эти годы - мир, радость, любовь, прощение, искупление и, наконец, спасение и жизнь вечную. Ты узришь своим сердцем это мучительное восхождение Сына человеческого Иисуса Христа с тяжелым крестом на Голгофу, где совершилось твое искупление. И пусть Голгофский крест всегда будет путеводителем в твоей жизни, указывающим на Христа распятого, потому что в Нем сила твоя.

Обязательно посмотри видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

С уважением,

Это вход в Синагогу царя Давида, над которой находится зал Тайной вечери . Я попытался зайти туда, но в зале меня встретили бетонные стены, стройматериалы и злобный рабочий, который быстро выгнал меня обратно

Здесь проходила последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими
учениками, во время которой он предсказал предательство одного из учеников.

Гефсиманский сад

В этом саду Иисус любил отдыхать и общаться со своими учениками. Здесь же, после
предательского поцелуя Иуды Его и арестовали. Здесь растут 8 очень древних
олив, возраст которых может составлять около 2000 лет

Через Львиные ворота Иисуса ввели в Иерусалим



Где-то здесь его судил Понтий Пилат

Тот каменный помост, на котором сидел Понтий Пилат, совершая суд над Узником, не уцелел.
Как бы не хотел Пилат спасти Иисуса - у него не было выбора. Церковь и тогда
имела серьезный вес в государстве

Темница

Здесь держали Иисуса, а в пещере (правый нижний угол фото) сидел разбойник Варавва

Остановки крестного пути

Крестный путь проходил по улице Виа Долороза. Сейчас путеводители делят его на 14 остановок
(станций), каждая из которых сообщает о каком-то эпизоде трагического пути Иисуса. Про
каждую стоянку я ессно рассказывать не буду, но как пример про несколько скажу

Церковь Бичевания

Именно здесь, по преданию, римские солдаты били Иисуса Христа


«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам»

Напротив этой церкви и есть первая станция Крестного пути,
напоминающая о бичевании Иисуса


Периодически паломники совершают крестный ход

Как же красиво и весело проходит эта церемония у Католиков!


В тот день на улицах Иерусалима так же шумела жизнь, каждый занимался своим делом, а
Иисус тащил свой крест на Голгофу. Крест, кстати был на порядок тяжелее этого

Улица идет вверх

Трудно представить, как израненный человек может тащить в гору крест,
весом около ста килограмм

Станция III.
Иисус падает в первый раз

Измученный ночным судом, и бичеванием, под тяжестью Креста Иисус упал.
Ангелы смотрят на Него сверху

Станция IV.
Иисус встречает свою мать

Богородица пришла сюда, чтобы увидеть своего Сына, и увидела Его, несущего
крест к месту казни. Сейчас здесь находится армянская католическая
церковь «Скорбящая Мать»


Во дворе церкви кафе

Станция V.
Симона Кириниянина заставляют помочь Христу нести крест

Здесь римские солдаты заставили Симона Киринеянина, пришедшего в Иерусалим на
Пасху, помочь Иисусу нести крест


«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом»

Станция VI.
Св.Вероника отирает лицо Иисусу

"Вероника, полная сочувствия, подошла и платком отёрла лицо Иисуса и с удивлением увидела, что на платке осталось нерукотворное «истинное изображение» лица Иисуса."

Здесь Иисус оперся рукой о стену

С тех пор в стене появилось углубление, куда все верующие прикладывают руки. А

Крестный путь - составная часть Страстей Господних, включающая в себя Несение креста, с кульминацией - Распятием. В католицизме - богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа.

Евангельское повествование

О крестном пути повествуют все четыре евангелиста, причем Матфей и Марк совершенно одинаково:

«встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его».

Иоанн описывает этот эпизод очень кратко, ничего не сообщая о Симоне Киринейском, но говоря про Иисуса что он

«неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски » (Ин.19:17).

Наиболее подробно о крестном пути рассказывает Лука:

«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк.23:26-31).

Описание богослужения

Богослужение состоит из 14 стояний, представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.

Традиционно на стенах католических храмов помещаются по периметру четырнадцать картин или скульптурных композиций, соответствующих четырнадцати стояниям крестного пути.

Таким образом, молящиеся во время богослужения обходят весь храм.

Стояния крестного пути

  • VIII:
  • XIII:

Каждое стояние состоит из следующих элементов:

  • Возглашение названия стояния.
  • Молитва крестного пути. В качестве молитвы крестного пути могут использоваться различные тексты схожего содержания:

«Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир». «Поклоняемся Тебе, Христос, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Твоим мир искупил» «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христе, здесь и во всех церквях Твоих, какие есть во всём мире, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир» и др.

  • Чтение размышления. Размышление представляет собой текст произвольной формы, побуждающий участников богослужения глубже задуматься над тем или иным моментом Страстей Господних.
  • Молитва (Отче наш, Радуйся, Мария или другая).
  • Процессия к следующему стоянию.

Традиции

Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу - день распятия и смерти Христа.

Во многих католических странах, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги ведущей к святилищу устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.