Положение честного пояса пресвятой богородицы в халкопратийском храме. Положение честного пояса пресвятой богородицы




13 сентября (31 августа по юлианскому календарю) Православная Церковь совершает празднование Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой.

Существуют два рассказа о происхождении пояса Богородицы, один из них в Минологии Василия II, другой в Синаксаре Константинопольской церкви, оба источника X века.

По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти . По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс . Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.

Камень, на котором стоял Апостол Фома, когда получал от Пресвятой Богородицы Её пояс с Небес. «Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании»

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II, Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение.

В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме - вероятно, это следствие путаницы - Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). Пояс Пресвятой Богородицы был помещен в ковчег и запечатан золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.

На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром (886-911) , его жене Зое Карбонопсине, которая долгое время страдала неизлечимой болезнью (возможно это была одержимость), было видение, что она избавится от своего недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности, сверкающим и чистым, будто сотканным вчера; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде. Таким образом, случилось второе Положение Пояса .

В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы .

В X веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед), на Кипре (в монастыре Троодитисса) и в Грузии (Зугдиди); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы - он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением . В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее - на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса:

Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость.

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

Диакон Михаил Желтов

Тропарь Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 2
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Другой кондак, глас 4:
Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

Согласно преданию, отраженному в Минологии византийского императора Василия II (95-1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399-453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке Патриарх Тимофей I (511-518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой. Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907-912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери.

Ковчег с честным поясом Пресвятой Богородицы


Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886-912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.

«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.


Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло свое отражение в иконографии.

Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907-912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность. После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905-959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III Арги́р (Аргиро́пуло) (1028-1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027-1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372-1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.

В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Серапионовой палате хранится кусочек ризы Пресвятой Богородицы. Он лежит в специально сделанном для его сохранения ковчеге и доступен для поклонения всем приходящим в Серапионову палату.

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Б огоро́дице Присноде́во,/ челове́ков покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́,/ держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́,/ безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи,/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ Те́мже мо́лим Тя мир гра́ду Твоему́ дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4

Ч естна́го по́яса Твоего́ положе́ние/ пра́зднует днесь Твой, Препе́тая, храм/ и приле́жно взыва́ет Ти:/ ра́дуйся, Де́во,// христиа́н похвало́.

Православная церковь и верующие христиане 13 сентября 2018 года отмечают Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме.

Пояс Пресвятой Богородицы является единственной реликвией Её земной жизнь, которая сохранилась до наших времен. Чудеса явленные непосредственно честным Поясом во все века неисчислимы.

Успение Пресвятой Богородицы и происхождение честного Пояса

Сведения о земной жизни Богородицы не многочисленны и заимствованы из Нового Завета, а также церковного предания, дошедшего до нас с апостольских времен. Богоматерь до своего Успения находилась в Иерусалиме. И заботу о Ней взял на себя любимый ученик Господа евангелист Иоанн. Рядом с Ней находились апостолы, и тогда Господь чудесным образом появился из облака в сопровождении многочисленных ангелов.

Богоматерь помолилась Господу – своему Сыну, утешила апостолов и обещала, что будет всегда посредницей между церковью и своим Сыном. И предала свою душу Господу. Три дня спустя Успение Богоматери Господь Бог спустился с небес в сопровождении архангелов Михаила и Гавриила, а также множества других ангелов. Архангел Михаил получил святое тело Богородицы и все вместе взошли на небеса. Чудесное Восхождение свершилось, и Её святое тело вновь соединилось с Её душой.

Апостол Фома был единственным из апостолов, который видел чудесное Восхождение Богородицы. Он не имел возможности быть на погребении Богородицы, так как находился в Индии и очень сокрушался по этому поводу. Оказавшись в Иерусалиме на третий день после погребения, он попросил апостолов открыто гробницу, чтобы проститься с Девой Марией. Войдя в гробницу, апостол Фома стал свидетелем Восхождения на небо и попросил Богоматерь дать в качестве благословения честной Пояс. Она, уже восходившая на небеса, бросила ему честную святыню. Впоследствии, апостол Фома известил остальных апостолов об этих событиях и показал им честной Пояс Богородицы.

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы

Честной Пояс хранили в Иерусалиме две благочестивые иерусалимские вдовы, ухаживавшие за Богоматерью в последние годы её жизни. Позже забота о Поясе в их семье стала традицией.

С 395 по 408 года во времена царствования императора Аркадия, честной Пояс был перевезен в столицу Византийской империи в Константинополь. Император поместил Пояс в драгоценный ковчег, который назвал Святое Тело. Святыня охраняла столицу государства и её народ от набегов врагов и разных бед. Через несколько лет дочь Аркадия Пульхерия построила величественный Халкопратийский храм, куда и поместила честной Пояс. Сама императрица украсила его золотыми нитками и в таком виде он хранился в монастыре Ватопед.

В следующем веке честной Пояс был перенесен в Каппадокию. Возвращение в Константинополь святыни произошло в середине VI века в годы царствования императора Юстиниана. Его приемник Юстин II вместе с супругой Софией отреставрировали Халкопратийский храм и построили часовню Святого Тела. Там на святой трапезе хранился честной Пояс Богородицы.

Константинопольский патриарх Герман, живший в VIII веке, с большой любовью говорил, что честной Пояс сохраняет свое величие и благоухание и умиляет всех кто к нему подходит благоговейно. Великое количество чудес совершил честной Пояс в Константинополе. В том числе излечил Зою, супругу императора Льва Мудрого, которая была измучена болезням. После этого всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Деве. Воспоминание этого чуда церковь установила в начале X века праздник в честь Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

Местонахождение частей честного Пояса Пресвятой Богородицы

Около 1150 года честной Пояс находился в императорском дворце в Константинополе в храме Святого Михаила. Наверное, тогда, он был разделен по частям и распределен по храмам. После завоевания города крестоносцами в 1204 году некоторые части честного Пояса были похищены и перевезены на Запад. К счастью, большая часть честного Пояса осталась в Константинополе. После того как в 1261 году император Михаил VII отвоевал его у крестоносцев. Хранился Пояс в храме Влахернской Божьей Матери. Именно там его увидел русский митрополит Пимен в 1387 году.

Последние упоминания о честном Поясе Богородицы в столице Византийской империи описывает неизвестный русский паломник в первой половине XV века. Небольшая часть честного Пояса ещё во времена Константина Великого была помещена в крест, который был изготовлен по его указанию. Через много лет этот крест был передан в Ватопедский монастырь, где святые отцы сохранили также предание, согласно которому честной Пояс был подарен монастырю императором Иоанном VI в XIV веке.

Сегодня большая часть святыни, вытканная из верблюжьей шерсти самой Богородицей, хранится в Ватопедском монастыре на Афоне. Пояс вложен в драгоценный ковчег, который запечатан двумя царскими печатями Аркадия Льва Мудрого. Часть Пояса Богородицы находится на Кипре в монастыре Троодитисса и в городе Зугдиди в Грузии, где по распоряжению императора Александра I в начале XIX века был построен храм для хранения святыни. В самом Ватопедском монастыре для хранения честного Пояса построили отдельно храм.

13 сентября в Православной Церкви установили праздник в честь положения честного Пояса Божией Матери. Стоит отметить, что святыня считается одной из наиболее популярных среди верующих людей, так как она неоднократно проявляла свои благодатные способности. Не раз в церковных летописях было зафиксировано множество исцелений, а также наставлений верующих людей на путь истинный.

Ежегодное празднование благодатного события

Долгое время реликвия находилась в славном Константинополе, куда приходили за исцелением даже влиятельные торговцы и правители. Лучшей рекомендацией сегодня станет посещение храма для того, чтобы пройти торжественную службу, а также молитва перед образом Пресвятой Богородицы. Если у вас нет возможности стать участником торжественного богослужения в церкви, можно несколько раз помолиться Божией Матери у себя дома, попросив счастья, здоровья и благополучия для себя, родных, а также близких людей.

История честного Пояса Пресвятой Богородицы

Согласно истории, святыня проявляла благодатную силу неоднократно, что стало причиной роста её популярности. Например, в церковных летописях Василия Второго изложена интересная история, которая показывает истинную силу веры в Бога. Однажды, Пояс и Риза Богородицы были отданы двум благочестивым женщинам, которые передавали их из поколения в поколение. Святыни считались очень ценными, так как именно тогда впервые исцелили некоторых больных людей от физических изъянов.

Во время правления императора по имени Аркадий, честный Пояс Пресвятой Богородицы был перенесен в самый большой храм Константинополя. Стоит отметить, что долгое время эта информация держалась в тайне, но чуть позже о ней узнали и верующие люди, которые несказанно обрадовались этому известию. После этого, практически ежегодно устраивали службу в честь Пояса Божией Матери, чтобы почтить благодатную помощь Богородицы христианам.

Благодатная сила чудодейственной реликвии

Истинную чудесную силу святыня проявила во время царствования Льва IV Мудрого. Однажды, его жена тяжело заболела, а через несколько дней она была удостоена вещего сна. Супругу правителя звали Зоя, и она вела благочестивый образ жизни, руководствуясь лишь светлыми побуждениями собственной души. Во сне Божия Матерь предстала перед ней, после чего произнесла: «Ты излечишься от своей болезни, лишь сделай так, чтобы священнослужители молились за тебя три раза в день, а также возложили на тебя Мой Честный Пояс, который избавит любого от болезни».

Когда праведная Зоя рассказала Правителю о своем сне, то Лев Мудрый принял решение организовать службу, при этом раздобыв Пояс Пресвятой Богородицы для супруги. В тот момент все узнали о дате положения реликвии, так как на Поясе была отображена дата – 31 августа, при этом был еще указан год и индикт положения её в легендарном Константинополе. Впоследствии, женщина действительно исцелилась – свидетелями данного чуда стало много людей, которые убедились в истинной силе Господа Бога.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.
Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (см. новейшую статью, посвященную Богородичным святыням Царьграда: Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171–187). Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери - выражение «Град Твой, Богородице», встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.
Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда - Халкопратийскую церковь. На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность.
В результате двух падений Константинополя - сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, - Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление. Части пояса Пресвятой Богородицы есть также в Трирском монастыре и в Грузии.
Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы - он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее - на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса (см.: Святогорский устав церковного последования. Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 133–135). Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия), а заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса.

Тропарь, глас 8:

Богородице Приснодево, человеков покрове, / ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, / державное граду Твоему обложение даровала еси, / безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, / о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.

(days.pravoslavie.ru; www.rustrana.ru; иллюстрации -nesusvet.narod.ru; www.rustrana.ru; www.agion-oros.orthodoxy.ru; www.orthos.org).

Интерьер Влахернского храма в Константинополе (Стамбуле).