П гесс. Герман иванович гесс - биография. Профессор из будущего




Имя при рождении: Peter von Hess Дата рождения: 29 июля 1792 Место рождения: Дюссельдорф … Википедия

- (нем. Hess) немецкая фамилия, наиболее известные носители: Гесс фамилия многих немецких художников Гесс, Виктор Франц (1883 1964) австро американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1936 год) Гесс, Вольф… … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гесс. Hess династия немецких художников: Карл Эрнст Христоф Гесс (1755 1828). Гесс, Петер фон (1792 1871), старший сын предыдущего. Генрих фон Гесс (1798 1863), брат… … Википедия

Hess фамилия многих немецких художников: Карл Эрнст Христоф Гесс (1755 1828) Гесс, Петер фон (1792 1871), старший сын предыдущего Генрих фон Гесс (1798 1863), брат предыдущего Карл фон Гесс (1801 1874), брат предыдущих двух Эйген фон Гесс (1824… … Википедия

Петер фон Гесс Имя при рождении: Peter von Hess Дата рождения: 29 июля 1792 Место рождения: Дюссельдорф … Википедия

- (Hess) фамилия многих немецких художников: 1) Карл Эрнст Христоф Г. (1755 1828), гравер на меди, изучивший свое искусство в Аугсбурге, работавший потом в Дюссельдорфе, где Академия художеств, в 1762 г., избрала его в свои профессоры. Вместе с… …

- (Hess) фамилия многих нем. художников: 1) Карл Эрнст Христоф Г. (1755 1828), гравер на меди, изучивший свое искусство в Аугсбурге, работавший потом в Дюссельдорфе, где Акад. художн., в 1762 г., избрала его в свои профессоры. Вместе с Академией, в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Петер Эрих Кремер «Али» (нем. Peter Erich «Ali» Cremer; 25 марта 1911(19110325), Мец, Лотарингия 5 июля 1992, Гамбург) немецкий офицер подводник, корветтен капитан (11 июля 1944 года). Биография В течение 6 семестров изучал… … Википедия

Гесс, Петер фон Анагностарас побеждает турков при Вальтеси. Анагностарас (греч. Ανα … Википедия

Книги

  • Русская история в картинах. Россия и Наполеон , . В набор вошли 50 картин русских и зарубежных художников-баталистов, посвященных Отечественной войне 1812 года и Заграничному походу русской армии 1813-1814 годов. Адам АльбрехтАйвазовский…

Старший сын Карла Эрнста Христофа Гесса, баварского придворного гравёра по меди, от которого получил первые уроки гравирования. В 1806 году поступил в мюнхенскую Академию художеств, первоначально занимался пейзажем, под влиянием А. Адама в 1813-1815 гг. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен.

Итогом похода стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817). Позднее создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 гг.: «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все 1819 г.), «Грабящие казаки», «Оборона моста у Ганау генералом К. Паппенхаймом» (обе 1820 г.), «Бивуак австрийских войск» (1823 г.), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829 г.) и др.

В 1831 г. сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навилию и торжественный въезд в Афины (два полотна находятся в мюнхенской «Новой пинакотеке»); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и выполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах мюнхенского Хофгартена.

В 1839 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 г. Вместе со знатоком униформы генералом Л. И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 г., сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.

В 1840-1857 гг. создал 12 полотен, из которых сохранились 10:

1. Сражение при Клястицах

2. Сражение под Красным

3. Сражение под Смоленском

Лучшие дня

4. Сражение при Валутиной горе

5. Сражение при Бородино

6. Сражение при Тарутине

8. Бой под Малоярославцем

10. Сражение под Красным

12. Переправа через реку Березину

Помимо этого заказа Гесс исполнил большие полотна «Сражение под Лейпцигом» (1854), «Сражение под Аустерлицем» (1860). Его огромные, яркие, проработанные в мельчайших деталях полотна, высоко оценивались современниками, но подверглись критике со стороны позднейших искусствоведов.

Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess, 1792, Дюссельдорф - 1871, Мюнхен) - баварский придворный художник, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге.

Старший сын Карла Эрнста Кристофа Гесса, баварского придворного гравёра по меди, от которого получил первые уроки гравирования. В 1806 году поступил в мюнхенскую Академию художеств, первоначально занимался пейзажем, под влиянием А. Адама в 1813-1815 гг. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен.

Итогом похода стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817). Позднее создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 гг.: «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все 1819 г.), «Грабящие казаки», «Оборона моста у Ганау генералом К. Паппенхаймом» (обе 1820 г.), «Бивуак австрийских войск» (1823 г.), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829 г.) и др.

В 1831 г. сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навилию и торжественный въезд в Афины (два полотна находятся в мюнхенской «Новой пинакотеке»); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и выполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах мюнхенского Хофгартена.

В 1839 году Гесс получил приглашение от императора Николая I посетить Россию. 21 мая 1839* года на корабле «Николай I» художник вместе с сыном Эугеном прибыл в Петербург. Первый месяц ушел на знакомство с соотечественниками, с городом и его достопримечательностями. 18 июня во время аудиенции в Царском Селе Гесс наконец узнал, зачем его вызвали - от него ждали серию картин, изображающих главные сражения русской армии с Наполеоном. Для баталиста академической школы это был бы обычный заказ, если бы не одно «но», что Гессу тут же дали понять. При исполнении таких картин «государь требовал от художников строгой исторической верности». Вместе Эугеном, полковником генерального штаба Яковлевым и генералом Л. И. Килем художник отправился в поездку по местам сражений 1812 г., сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). С 13 июля по 5 сентября продолжалось это путешествие длиною более 2000 верст.

16 октября в Царском Селе Николай I рассмотрел рисунки и эскизы Гесса и одобрил их. Воспользовавшись благоприятным моментом, художник просил освободить его от обязательства оставаться в Петербурге на год и получил разрешение вернуться домой, с условием, что в течении семи лет Гесс выполнит заказ императора на восемь больших картин. Срок оказался недостаточным. Последнюю «большую» картину Гесс закончил только в 1852 году.

В 1932 году восемь картин Гесса из Эрмитажа передали в образцовый ночной санаторий при 35-м военно-морском госпитале в Кронштадте, предназначенный для оздоровления и лечения без отрыва от служебных обязанностей начсостава Балтийского флота. Вернулись в музей в 1946 году только семь картин.

*Все даты пребывания Гесса в России указаны по старому стилю.

, Мюнхен) - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.

Биография

Старший сын Карла Эрнста Хесса , баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств.

Он участвовал в кампании 1813-1814 годов против Наполеона I ; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные баталические картины.

В 1831 году сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в Мюнхенском новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и исполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах дворцового сада, в Мюнхене.

В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).

Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.

Среди лучших его работ, сверх упомянутых: «Битва при Аустерлице», «Ловля лошадей в Валахии», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров» (все три в Мюнхенской новой пинакотеке), «Сражение при Арси-сюр-Обе», «Защита Кинцигского моста близ Ганау» (1820), «Бивуак австрийцев» (1823), «Сражение при Вёргле» и другие.

Галерея

Напишите отзыв о статье "Гесс, Петер фон"

Примечания

Литература

  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гесс, Петер фон

Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.

ГЕСС Петер фон (1792-1871) - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи. По заказу императора НИКОЛАЯ I художник в 1840-1857 гг. написал 12 картин для Зимнего дворца о важнейших сражениях 1812 г. Не считая отдельных ошибок, все картины отличаются высоким качеством исполнения, современники говорили о них: «По ним потомки точно увидят наше время». Большое количество зарисовок, оставшихся при написании этих картин, хранятся в Мюнхене.

«Сражение при Клястицах 19 (31) июля 1812 г.». 1856 г., Германия.
Холст, масло. 117 х 205 см.

19 (31) июля 1812 года у деревни Кляcтицы произошло сражение между корпусом генерала П.Х. ВИТГЕНШТЕЙНА и 2-м армейским корпусом маршала Ш. УДИНО. Победа русских войск предотвратила попытки НАПОЛЕОНА создать угрозу Петербургу. Изображена атака 2-го батальона Павловского гренадерского полка, прорывающегося через подожжённый французскими сапёрами мост. На втором плане, в центре, - наступление русской пехоты, которую поддерживает огнём армейская пешая артиллерия, расположенная на холме; слева - гродненские гусары и ямбургские драгуны, переходящие вброд реку Нищу.



Одна из картин посвящена подвигу генерала Дмитрия Петровича НЕВЕРОВСКОГО и 27-й пехотной дивизии у села Красное близ Смоленска. В упорном бою он на сутки остановил войска Наполеона, позволив соединиться двум русским армиям (БАРКЛАЯ-ДЕ-ТОЛЛИ и БАГРАТИОНА) в одну. Дивизия Неверовского отбила более 30 атак. За этот подвиг генерал был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

«Сражение 5 (17) августа 1812 г. под Смоленском». 1846 г., Германия.
Холст, масло. 234 х 356 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

На переднем плане слева - командующий 1-й армией генерал М.Б. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ (сидит у дерева), начальник его штаба генерал А.П. ЕРМОЛОВ (стоит рядом, с картой в руках), казачий атаман войска Донского генерал М.И. ПЛАТОВ и генерал Н.Н. РАЕВСКИЙ. Рядом - их адъютанты и ординарцы. Левее дерева армейская пешая артиллерия обстреливает через Днепр французские войска. Артиллерией командует генерал А.И. КУТАЙСОВ. На первом плане в центре и справа - раненые русские солдаты и мирные жители, покидающие город и его предместья.

«Сражение при Валутиной Горе 7 (19) августа 1812 года». 1850 г., Германия.
Холст, масло. 221 х 354 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

Оборонительное сражение русского арьергарда против французов вблизи деревни Лубино (20 км восточнее Смоленска на правом берегу Днепра).

«Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 г.». 1843 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 355 см.

Слева - солдаты Литовского полка. Перед ними - командир полка полковник М.Е. ХРАПОВИЦКИЙ (на коне); за ним - каре 3-го батальона лейб-гвардии Измайловского полка. В центре - раненый главнокомандующий 2-й армией генерал П.И. БАГРАТИОН, окружённый солдатами и офицерами. Его последние распоряжения выслушивает командир 3-й пехотной дивизии генерал П.П. КОНОВНИЦЫН (на белом коне). Начальник штаба Багратиона генерал-адъютант Э.Ф. СЕН-ПРИ подводит лейб-хирурга Я.В. ВИЛЛИЕ. На телеге рядом с раненым кирасирским обер-офицером - командир М.С. ВОРОНЦОВ, раненный при защите Багратионовых флешей. На втором плане в центре - 1-й и 2-й батальоны Измайловского полка, стреляющие по французской коннице. На заднем плане справа - знаменитая контратака на захваченную французами центральную позицию русских войск - батарею РАЕВСКОГО.

«Сражение при Тарутине 6 (18) октября 1812 г.». 1847 г., Германия.
Холст, масло. 220 х 353 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

6 (18) октября 1812 года при Тарутине русская армия провела первую с начала войны наступательную операцию, разбив отряд МЮРАТА. На следующий день Наполеон отдал приказ оставить Москву.
Изображён решающий этап сражения после атаки десяти казачьих полков под командованием В.В. ОРЛОВА-ДЕНИСОВА. Казаки стремительно напали на части 2-го кавалерийского корпуса французов. «...В 9 час. утра, только что мы собирались отправиться на поиски фуража, как множество казаков напало на нас. Четвертая дивизия кирасиров и весь отряд Сегена были уже опрокинуты - все бежали в беспорядке». Так вспоминал в письме эти события французский кирасирский капитан. После разгрома неприятельских бивуаков казаки вернулись с богатой добычей и пленными. Захваченные врасплох некоторые солдаты так и остались в плащах, в которые закутывались на ночь, и в шапках, надеваемых обычно вне строя.
В левой части картины на гнедом коне изображён в профиль генерал Л.Л. БЕННИГСЕН. В группе его штаба находится генерал-квартирмейстер К.-Ф. ТОЛЬ и обер-офицер лейб-гвардии Семёновского полка с орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и прусским Pour le Merite. К ним приближается на сером коне командовавший казачьим отрядом генерал В.В. ОРЛОВ-ДЕНИСОВ. На нём красный мундир лейб-гвардии Казачьего полка, командиром которого он являлся.
Несколько казаков сопровождают пленных французских кавалеристов; среди них - карабинеры в белых колетах, золочёных кирасах и касках с красными гребнями, кирасиры в синих мундирах, серебристых кирасах и касках с конскими хвостами. Один из казаков высоко поднял штандарт 1-го кирасирского полка - первое французское знамя, захваченное русскими в качестве трофея во время Отечественной войны. Проезжающие лейб-казаки, которые отличались от прочих казачьих полков, носивших синюю форму, красными мундирами, приветствуют своего командира и трофеи.
В правом углу картины художник изобразил выезжающую на позицию роту Донской казачьей артиллерии.
Слева представлены части отряда, которыми командовал генерал Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ. Это лейб-гусары в красных ментиках. Они выезжают, держа сабли наголо, готовые к бою. Французский кирасир, помогающий раненому офицеру, просит о помощи. На втором плане, за гусарами, размещены лейб-уланы, а также драгуны и конная артиллерия. Сам Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ в гусарском вицмундире, в шляпе с белым плюмажем находится около БЕННИГСЕНА и отдаёт приказание офицеру Чугуевского уланского полка.
На заднем плане картины видны ещё продолжающиеся схватки между казаками и французской конницей, а также подходящие части неприятеля. Это МЮРАТ «... бросался на все биваки, собирал всех попадавшихся ему всадников и, как только успевал набрать таковых с эскадрон, так мгновенно бросался с ними в атаку... В течение всей своей военной карьеры Мюрат, прозванный "баловнем победы" (L"enfant gate de la Victoire), не был никогда ранен до этого дня, когда впервые пролил он кровь свою. Он получил удар пикой [донской казачьей] в бедро...».
Вдали видна церковь села Тетеринки, откуда неприятельская артиллерия ведёт обстрел наступающей русской пехоты.


Вторая битва под Полоцком 6-8 (18-20) октября 1812 года - сражение, в котором русские войска под командованием генерал-лейтенанта ВИТГЕНШТЕЙНА атаковали и нанесли поражение баварскому корпусу французов под командованием маршала СЕН-СИРА. В результате успеха удалось освободить город Полоцк от французов, что создало угрозу и без того уязвимым путям снабжения войск Наполеона.

«Сражение 12 (24) октября 1812 г. при Малоярославце». 1851 г., Германия.
Холст, масло. 220 х 353 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.


«Сражение 22 октября (3 ноября) 1812 г. при Вязьме». 1842 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 352 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 196.

Показана колонна генерала П.Н. ЧОГЛОКОВА, вступившая на городские улицы и штыками выбивающая яростно защищающегося противника. В левой части композиции момент наступления Перновского пехотного полка, который можно узнать по Георгиевским знамёнам, полученным «За взятiе у французовъ 2-хъ знаменъ въ сраженияхъ при Гельсбергъ 29 Мая и при ФридландЪ 2 iюня 1807 г.». Такие знамена, в отличие от обычных, имели на полотнищах надпись, рассказывающую о подвиге полка, в навершие был вставлен Георгиевский крест, к древку привязывались Георгиевские ленты с кистями. Рядом с Перновским полком изображен ЧОГЛОКОВ на коне. Он со шпагой в руке ведёт в бой солдат. Рядом с ним - его адъютант, боевой офицер, награждённый орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом, и егеря 33-го полка. В центре картины изображена рукопашная схватка солдат и офицеров Елецкого пехотного полка с французскими пехотинцами. В правой части - сгрудились обозные и лазаретные повозки французов, создавшие затор, через который пробираются кавалеристы разных полков, спеша укрыться от русских пуль. Артиллеристы с трудом пытаются провезти зарядные ящики. На площади, перед собором, части французской пехоты готовятся встретить штыками надвигающихся русских. Видна группа генералов и офицеров на конях, стремящихся организовать оборону. На дальнем плане открывается панорама Вязьмы. Многие дома уже горят. По улицам двигаются колонны отступающих французов.

«Бой под Красным 5 (17) ноября 1812 г.». 1849 г., Германия.
Холст, масло. 223 х 258 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

Показана атака русских кирасир на отставшую колонну корпуса ДАВУ. Эта часть корпуса не успела войти в Красный и была отрезана. Это были группы «...мужчин, шедших вразброд, и женщин, тащившихся в хвосте колонны, растянутой в общем беспорядке... Люди шли вооружёнными, совершенно беззаботно. Но, увидев русских, они быстро сомкнулись и простым поворотом налево вытянулись в линию; подходившие примыкали к передним, ещё более растягивая строй». Их атаковали Орденский и Екатеринославский кирасирские полки. Слева на картине можно видеть Екатеринославских кирасир с оранжевыми воротниками шинелей и чепраками. Они скачут на отстреливающихся французов. На первом плане слева - генерал М.А. МИЛОРАДОВИЧ (на гнедом коне) со штабом. Он приказывает оказать помощь французскому офицеру, лежащему на снегу. Милорадович принял на себя командование арьергардом армии незадолго до оставления Москвы и с той поры до изгнания неприятеля из пределов России возглавлял передовые отряды. В правой части картины - большая группа неприятельских солдат, внешний вид которых именно такой, как его описывала отступавшая из Москвы вместе с армией актриса ФЮЗИ. «Странное зрелище представляла из себя французская армия, - пишет она. - Все солдаты были одеты в награбленное: один был в мужицком кафтане, другой - в коротенькой меховой кацавейке..., третий - в богатой купеческой поддёвке, но большая часть была одета в атласные женские шубы». Часть этих солдат готова защищаться. Видно, что это мужественные воины, несмотря на их опереточный вид. Другие - деморализованные, уже давно бросившие оружие, пробавлявшиеся мародёрством, бегут в надежде укрыться от русских среди повозок обоза. Но и здесь уже мелькают каски с волосяными гребнями русских кирасир. Это Орденский кирасирский полк, отличавшийся изображением звезды ордена Св. Георгия на медных налобниках касок и лядунках. Вдали, на втором плане, видны колонны наступающих русских войск, отходящие французы и постройки Красного.

«Сражение при Лосьмине 6 ноября 1812 (прорыв Нея)».
Дело это явилось финалом трагедии, постигшей Великую армию под Красным. Наполеон, после неудачного сопротивления русской армии 5-го ноября, ушёл к Орше, покинув на произвол судьбы маршала НЕЯ. Последний со своим корпусом выступил из Смоленска в ночь на 5-е ноября, предварительно поджегши город и взорвав множество мин, заложенных в разных местах. Началось отчаянное бегство, в котором всё время приходилось обороняться от лихих казачьих набегов. Это была печальная драма. Никакое мужество французов, ни беспримерная храбрость самого Нея не могли ничего сделать, его отряд всё таял и таял, пока наконец всего с несколькими человеками маршалу Нею не удалось добраться до Орши, где он соединился с главной квартирой Наполеона, к великой радости императора, считавшего своего доблестного сподвижника погибшим.

«Переправа через Березину 17 (29) ноября 1812 г.». 1844 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 355 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 197.

Утром 17 (29) ноября 1812 года русские войска заняли деревню Студянки (около неё французы переправлялись через Березину), и авангард генерала П.Х. Витгенштейна двинулся к берегу реки. Справа - ВИТГЕНШТЕЙН (на гнедом коне); вокруг - русские казаки и пехотинцы, пробирающиеся между брошенными французскими повозками; башкиры и калмыки, составляющие иррегулярную конницу русской армии. В центре - два русских офицера предлагают сдаться группе французских солдат. Слева - французские солдаты. На первом плане рядом с телегой на снегу лежат маршальский мундир, лента ордена Почётного легиона, ящик, из которого высыпались церковные ценности. На заднем плане - горящие мосты через Березину. Справа на высоте горит деревня Студянки; рядом русская артиллерия обстреливает противника на правом берегу реки. Рецензент академической выставки 1847 г. так писал о картине «Переправа через Березину»: «В ней заключается целый роман, и она в строгом смысле историческая картина». НИКОЛАЙ I за это полотно наградил художника орденом Святой Анны 2-й степени.