О перечне категорий граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь. Дополнительная площадь жилого помещения военнослужащим Дополнительная площадь для военнослужащих




Такая инициатива исходит от депутатов Госдумы Сергея Миронова , Андрея Руденко и Олега Нилова . Парламентарии предлагают уточнить действующий порядок снабжения военнослужащих дополнительной общей площадью жилых помещений в пределах от 15 до 25 кв. м.

С этой целью народные избранники внесли на рассмотрение Госдумы два законопроекта. Первым документом планируется прописать, что преподаватели существующих в рамках вузов учебных военных центров и факультетов военного образования имеют право на дополнительную жилую площадь наравне с остальными военнослужащими-преподавателями.

Напомним, что ранее указанные лица пользовались правом на такую площадь, но в ноябре 2009 года после преобразования системы военной подготовки в вузах в новые формы – учебные военные центры, факультеты военного образования и военные кафедры – они утратили его (постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 152 " ").

Согласно действующему законодательству возможностью получить дополнительную жилплощадь могут воспользоваться только преподаватели военных кафедр (п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ " "; далее – закон о военнослужащих). В итоге, подчеркивают депутаты, это привело к тому, что жилищные органы военных ведомств стали трактовать эту норму буквально и начали отказывать прочим военнослужащим-преподавателям в причитающейся им жилплощади.

Вторая законодательная инициатива направлена на восстановление права на дополнительную жилую площадь для бывших военнослужащих, имеющих звание ниже полковника, которые во время прохождения службы не воспользовались таким правом.

Авторы законопроектов отмечают, что сегодня данные военнослужащие не могут получить дополнительную жилую площадь из-за правовой коллизии. Дело в том, что одна из действующих норм гласит, что получить дополнительные 15-25 кв. м могут лишь полковники и лица, имеющие более высокое звание (

Смотри эту статью

После включения военнослужащего в Список, он получает право на предоставление служебного жилого помещения (или право на выплату денежной компенсации (ссылка) за наем или поднаем жилого помещения у третьих лиц).

Военнослужащие, заключившие первый контракт после 1 января 1998 года, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.

Служебное жильё предоставляется не позднее трёх месяцев со дня прибытия на новое место службы, в том числе и при первом поступлении на военную службу по контракту.

Нормы предоставления служебного жилого помещения.

Служебное жилое помещение предоставляется по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Нормы предоставления военнослужащим
общей площади служебного жилого помещения

Состав семьи
Таблица: сайт

Без права на
доп. площадь

Дополнительно
15 — 25 кв. м.

Дополнительно
до 18 кв. м.

1 человек 18 — 38 33 — 61 36 — 54
2 человека 36 — 45 51 — 70 54 — 63
3 человека 54 — 63 69 — 88 72 — 81
4 человека 72 — 81 87 — 106 90 — 99
5 человек 90 — 99 115 — 124 108 — 117

Нормы предоставления с учетом конструктивных особенностей дома

В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, жилое помещение может быть предоставлено с превышением не более 9 кв. метров в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего, — не более 18 квадратных метров

Право военнослужащего на дополнительную площадь служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Эта сложная по конструкции норма трактуются судебной практикой следующим образом:

При предоставлении жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, признанным нуждающимися в жилых помещениях, проходящим военную службу по контракту, в том числе не на должности военной службы в связи с зачислением в распоряжение командира (начальника) до обеспечения жилым помещением (вне зависимости от даты заключения первого контракта о прохождении военной службы, назначения на воинские должности и получения первого офицерского звания), и имеющим воинское звание полковник, ему равное и выше, а также командирам воинских частей , военнослужащим, имеющим почетное звание Российской Федерации, военнослужащим – преподавателям военной профессиональной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащим – научным работникам, имеющим учёную степень и (или) учёное звание, учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.

При предоставлении жилого помещения гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, учитывать право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м только в отношении граждан, имеющих воинское звание полковник, ему равное и выше , и уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Законы по теме

Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» Почитать

Кроме того, право на дополнительную площадь (до 18 кв. метров) имеют члены семей военнослужащего, имеющие хронические заболевания на основании:

  • 🔵 п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • 🔵 Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»;
  • 🔵 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Что делать, если предлагают жилое помещение ниже установленных норм?

В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по указанным нормам, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Однако здесь может получиться очень неприятная ситуация, особенно если вы ждёте пополнение в семье.

Учётная норма в городе установлена 10 квадратных метров общей площади жилого помещения. На семью военнослужащего из 3 человек предоставлено служебное жилое помещение чуть ниже нормы предоставления – 50 квадратных метра. В семье радость – родился второй ребёнок, четвёртый член семьи. Но эта радость будет омрачена тем, что Вы не получите право на улучшение жилищных условий, так как на каждого члена семьи будет приходиться 50/4 = 12, 5 кв. метров, то есть больше учётной нормы.

Военнослужащему с составом семьи 3 человека предоставляют служебное жильё общей площадью 38 квадратных метров. Рождение второго ребёнка позволяет Вам вновь быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи будет приходится 38: 4 = 9,5 квадратных метров общей площади, то есть менее учётной нормы, установленной в Вашем регионе.

Таким образом, необходимо всё подсчитать, и принять решение – получить служебное жильё или рассмотреть вариант отказа от предложенной квартиры. (Конечно, необходимо учитывать все обстоятельства – ведь не известно, когда будет предложена квартира большей площади?

Вопреки распространенному, но ошибочному мнению, отказ от получения квартиры не влечет никаких санкций – вас не передвинут в конец очереди. Однако в этом случаете вы лишитесь права на получение денежной компенсации (ссылка) за наем или поднаем жилого помещения.


Порядок предоставления служебного жилого помещения

При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, РУЖО принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему. В течение 3 дней РУЖО направляется военнослужащему Сообщение о предлагаемом жилом помещении

Внимание:сроки!
Нарушение сроков может привести к неблагоприятным последствиям

При согласии с предоставляемым служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный согласие с предоставлением служебного жилого помещения (отрывной корешок № 1 к Решению).


При несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в РУЖО отказ от предоставления служебного жилого помещения (отрывной корешок № 2 к Решению).

В случае, если военнослужащий никак не отреагировал на полученное Сообщение в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения, служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим.

Эти показатели устанавливаются для каждого региона в отдельности, и, к примеру, в Москве на сегодняшний день составляют 10 кв.м. для отдельной квартиры и 15 кв.м. для коммунальной.

Норма м2 при расчёте ЕДВ

Расчёт субсидии закреплён Постановлением Правительства, и учитывает интересы одиноких защитников Отечества, а так же тех, кто не имеет детей. Для них установленные квадратные метры завышаются до 33 и 42 кв.м. соответственно.

Кроме того, при расчёте ЕДВ, как и при принимается во внимание и наличие у офицера оснований для получения субсидии на льготные метры в размере, не превышающем 15 кв.м.

При расчёте суммы принимается во внимание и стаж службы, который учитывается с помощью повышающего коэффициента, показатели которого зависят от срока службы.

При наличии у защитника Отечества или членов семьи по договору соц.найма или в собственность другой жилплощади, её размеры будут вычтены при расчёте нормы предоставления жилой площади военнослужащим.

Однако, несмотря на расчёт ЕДВ исходя из норм получения недвижимости офицерами, недвижимость, купленная на выданные денежные средства, может значительно превышать установленные законом нормативы.

Более того, при покупке квартиры могут быть использованы и собственные средства. Это не противоречит законодательству и позволит офицеру приобрести более просторное и удобное жилье в надёжном доме.

Военная ипотека и нормы жилья

Для защитников Отечества хорошей альтернативой обеспечения жильём может послужить, так называемая, военная ипотека или накопительно-ипотечная система (НИС) жилобеспечения.

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2013 г. N 942
"Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

С изменениями и дополнениями от:

4. Жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления, предлагается федеральным органом путем извещения военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, о возможности предоставить ему такое жилое помещение. При извещении военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, ему сообщаются сведения, указанные в пунктах 2 и настоящих Правил.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 января 2015 г. N 70 в пункт 5 внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г

5. При изъявлении военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, согласия на предоставление жилого помещения, указанного в пункте 4 настоящих Правил, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств им сообщается федеральному органу об этом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его извещения. Федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения согласия военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, направляет ему подписанное уполномоченным должностным лицом федерального органа соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления (далее - соглашение).

6. В соглашении должны быть указаны следующие сведения:

а) размер общей площади предоставляемого жилого помещения;

б) размер общей площади жилого помещения, определяемый исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 статьи 15.1 Федерального закона;

в) максимальный размер дополнительной общей площади жилого помещения, право на которую имеет военнослужащий, гражданин, уволенный с военной службы, в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона;

г) предусмотренный пунктом 3 статьи 15.1 Федерального закона максимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемой с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома, превышающий размер общей площади жилого помещения, определяемый исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 статьи 15.1 Федерального закона, и максимального размера дополнительной общей площади жилого помещения, право на которую имеет военнослужащий, гражданин, уволенный с военной службы, в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона;

д) размер общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления;

е) стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемая исходя из государственного контракта на приобретение (строительство) жилого помещения, а в случае, если невозможно установить стоимость приобретения (строительства) жилого помещения, - исходя из остаточной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения;

ж) размер оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления;

з) сроки оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления;N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", для последующего их перечисления в доход федерального бюджета по коду классификации доходов бюджета 000 1 13 02991 01 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета".

9. В случае гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, настоящие Правила распространяются на членов его семьи.

Предоставление жилья военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, одно из самых значимых социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих».

Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Норма предоставления жилой площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, военнослужащий с составом семьи три человека имеет право на получение жилого помещения не менее 54 квадратных метра общей площади жилого помещения. Но подобрать для военнослужащих жилое помещение соответствующего метража не такая уж и легкая задача, так как Министерством обороны Российской Федерации для этих целей были закуплены жилые помещения, несоответствующие нормам предоставления. И зачастую Департамент жилищного обеспечения МО РФ может предложить жилье военнослужащим либо меньшей по площади, либо большей.

Перед военнослужащим встает дилемма: выбрать жилое помещение меньшей площади (и тогда потерять в деньгах) или выбрать жилое помещение большей площади (и тогда доплатить из своего кармана).

Пользуясь тем, что жилищный вопрос для большинства военных является самым наболевшим, Департамент жилищного обеспечения, имея монополию на предоставление жилого помещения военнослужащим, предлагает тем военнослужащим, для которых подошла очередь на получение жилья, доплатить за дополнительные метры сверх положенных 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека. А в случае отказа военнослужащего обещают перераспределить данную квартиру другому военнослужащему, стоящему следом в очереди.

Находясь в безвыходном положении и боясь вовсе не дождаться своей очереди, военнослужащие соглашаются доплатить за дополнительные метры жилья и эта сумма, с учетом стоимости одного квадратного метра, бывает довольно значительной, а порой и просто огромной. И, чтобы, наконец, реализовать свою многолетнюю мечту и стать собственником жилья многим даже приходится залезать в долги: брать кредиты.

Не все знают, что согласно действующему законодательству жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы одиноко проживающий военнослужащий имеет право на дополнительные бесплатные 18 квадратных метров жилья, а военнослужащий, имеющий семью – 9 квадратных метров и соответственно платить за эти 18 (9) квадратных метров жилья он не должен.

С учетом п. 8. ст. 15 п. 2 статьи 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения может увеличиться еще от 15 до 25 квадратных метра. То есть в этом случае, военнослужащий с составом семьи из трех человек имеет право на безвозмездной основе получить жилое помещение 88 квадратных метров (18*3=54)+25+9). И соответственно за 34 квадратных метра жилья (25+9) его ни кто не может обязать переплачивать.

Однако на деле происходит совсем иная картина. И военнослужащие, отстояв в очереди долгие годы, соглашаются доплатить за дополнительные меры жилья, хотя такие предложения являются незаконными. Одни платят за дополнительные метры жилья, не зная своих законных прав, другие – просто боятся вовсе остаться без жилья, так как, если они не заплатят, то могут еще довольно продолжительное время стоять в очереди на получение жилья, и сколько продлится этот срок, ни кто не знает.

Напоследок хочется дать совет. Если вы все же оказались в такой ситуации и заплатили за дополнительные квадратные метры жилья, превышающие размер общей площади жилого помещения, в пределах 9 (18) квадратных метра, а с учетом п. 8 ст. 15 Закона еще до 25 квадратных метров жилья, то можно в судебном порядке взыскать переплаченную сумму по исковому заявлению как неосновательное обогащение, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. Такая практика уже существует, и суды в таких случаях, как правило, встают на сторону военнослужащих, несмотря на то, что они в добровольном порядке оплатили эти дополнительные метры жилья. Так что выбор за вами. Закон на вашей стороне. Спасение утопающих дело рук самих утопающих.