Музей истории алтайской духовной миссии. Православный музей




19 марта, на первой неделе Великого поста, паломники Знаменского храма отправились на экскурсию по православным музеям Москвы. В один день нашим прихожанам предстояло помолиться за литургией в храме святителя Николая в Толмачах, побывать в музее русской иконы и Афонском подворье. Насыщенная программа не испугала наших путешественников, и многие взяли с собой в паломничество детей.

Первым посещённым местом был храм Святителя Николая в Толмачах. Это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Сегодня он обладает статусом домовой церкви при Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа. Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона «Троица», написанная Андреем Рублёвым. В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи. Так, например, в храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Её пребывание в храме при Третьяковской галерее подчёркивает религиозную и художественную ценность святыни. Здесь же находятся особо почитаемые иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Перед литургией паломники приложились к иконам Божией Матери «Владимирская» и Николая Чудотворца, мощам угодников Божиих. Многим удалось принять участие в таинстве Евхаристии.

Музей русской иконы не впервые встречает наших паломников. Увлекательная и познавательная экскурсия проходила в дружеской обстановке. И взрослые, и дети внимательно слушали рассказ экскурсовода, наперебой задавая ему самые неожиданные вопросы.

Завершилось наше путешествие на Афонском подворье в Москве. В Греции на священной горе Афон находится Свято-Пантелеймонов монастырь (Россикон, Новый Руссик). В Москве же, в районе Таганки, обустроено его представительство, Афонское подворье. Главный монастырский храм – святого великомученика Никиты на Швивой горке – возведён в XVI веке. На московском подворье хранятся частицы святых мощей целителя Пантелеймона и преподобного Силуана, переданные монастырю с Афона.


На обратном пути паломники посмотрели фильмы, посвящённые 200-летию Знаменского храма села Старая Кашира и истории паломничества. Поездка подарила всем множество новых знаний и впечатлений, главное из которых – то, что время Великого поста можно проводить интересно, с пользой для ума и души.

ЦЕРКОВНЫЕ МУЗЕИ

Группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями; в настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества музеев. Церковные музеи возникли как группа музеев исторического профиля, с целью собирания и хранения памятников церковной старины.

Церковные или церковно-археологические музеи находились в ведении Святейшего Синода и существовали при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах, православных братствах. Появление церковных музеев было связано с введением курса церковной археологии в программу духовных академий, наглядность преподавания которого обеспечивалась демонстрацией предметов, а также осознанная обществом потребность в сохранении памятников церковной старины. Церковные музеи создавались на базе коллекций древлехранилищ, включавших собрания церковной утвари, облачений, книг и ставили своей целью просвещение духовенства и светской публики.

История

Первые церковные музеи появились в последней трети 19 в. при духовных академиях - Киевской (1872 г.), Петербургской (1879 г.), Московской (1880 г.) Самым крупным из них был музей Киевской духовной академии, состоявший из отдела рукописей, старопечатных книг и гравюр, архитектуры, иконописи, скульптуры, нумизматики, богослужебной утвари и включавший исторические реликвии (крест, которым, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил вел. кн. Дмитрия Донского и др.) Интенсивная собирательская работа значительно увеличила количество предметов музея; результаты исследований отдельных экспонатов и коллекций (см. виды коллекций) публиковались в трудах академии.

В конце 19- начале 20 в. был создан ряд музеев по инициативе церковно-археологических обществ и комитетов. Музеи церковных древностей открылись в Ростове (1883 г.), Туле (1885 г.), Архангельске (1886 г.), Подольске (1890 г.), Ставрополе (1894 г.), Воронеже (1901 г.), Кишинёве (1904 г.), Орле (1905 г.).

Церковные музеи открывались и благодаря деятельности светских лиц - в Вологде (1888 г.), Тифлисе (1888 г.), Витебске (1893 г.), Могилёве (1897 г.)

На предварительном съезде деятелей музеев в Москве (1912 г.), созванном для обсуждения назревших вопросов в области музейного дела, группа представителей церковно-археологических музеев была одной из самых значительных. К этому времени в России было около 50 церковных музеев.

После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических , художественных , краеведческих музеев и образовали "церковные" отделы, пополнявшиеся в 1920-е гг. культовыми предметами закрывавшихся храмов. В 1930-е гг. многие исторические и художественные музеи были закрыты или перепрофилированы в краеведческие и антирелигиозные. Церковные коллекции были частично утрачены, наиболее ценные поступили в крупнейшие государственные музеи - Центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва, музей-заповедник "Коломенское", Новгородский объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, местные краеведческие музеи.

Первый музей после ликвидации церковных музеев вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Церковные музеи открываются в настоящее время как в действующих монастырях (музей истории Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре, Мемориальный музей патриарха Тихона в Донском монастыре), так и в приходских храмах по всей России (Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл., в планах - открытие музея при храме св. великомученицы Варвары в с. Поводнево Мышкинского р-на Ярославской области, при Троицком соборе в г. Саратове). Сложные взаимоотношения, возникшие с 1990-х гг. между крупнейшими музеями и Русской Православной церковью по вопросам собственности коллекций церковных древностей, в настоящее время урегулированы не окончательно.

28.02.2017

Каким может быть православный музей в преимущественно мусульманском регионе? Можно ли вообще сделать музей храма – что станет его экспозицией, какие экскурсии и другие события могут привлечь сюда посетителей, причем не только православных? И как подготовить экскурсоводов, которые смогут рассказать о старинном храме не только как об историческом памятнике? Об опыте Музея истории Благовещенского собора в кремле Казани рассказывает Ольга Пехтелева. Она возглавляет этот музей, являющийся отделом Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

Для современной России республика Татарстан и ее столица Казань являются положительным примером мирного взаимодействия различных культур и конфессий, прежде всего, мусульманской татарской и православной русской. Исторически сложилось, что в сердце Казани – Казанском кремле – неподалеку друг от друга расположены православный Благовещенский собор середины XVI века и мечеть Кул Шариф, построенная в 1996 – 2005 годах. Согласно Концепции музеефикации и развития музея-заповедника «Казанский Кремль», в обоих сооружениях, каждое их которых представляет свою религию на Татарстанской земле, должны располагаться музейные экспозиции, рассказывающие об истоках православной или исламской культуры как в глобальном общеисторическом разрезе, так и в аспекте местной религиозной традиции.


Целью создания музея является показ истории Казанской епархии и тех важнейших ее событий, в которых выразился особый вклад регионального православия в историю России и Русской Православной церкви. При этом одна из наших задач – ознакомить действующих и будущих экскурсоводов Казани, членов гильдии экскурсоводов Татарстана с историей Православия в Казанском крае и создать дополнительную учебную базу для действующих и будущих экскурсоводов нашей республики.

Музей при храме

Музей истории Благовещенского собора – один из немногих в мире музеев, расположенных при храмах. История старейшего православного собора Казани неразрывно связана с историей самого города и всех ярких событий, в нем происходивших. Именно в этом храме была совершена первая служба перед явленным Казанским образом Божией Матери, собор посещался всеми членами династии Романовых, приезжавшими в Казань. В 1897 году в Благовещенском соборе Кремля служил литургию один из самых почитаемых русских святых преподобный Иоанн Кронштадтский.

В экспозиции музея представлено более ста предметов, произведений искусства и документов, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVI века и до наших дней. Теперь посетители смогут познакомиться не только с богатым архитектурным убранством Благовещенского собора, но и узнать, насколько разнообразен, интересен и даже загадочен православный мир Казани. Среди экспонатов – православные книги XVII – начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, фотографии православных памятников дореволюционной Казани, впервые экспонирующийся посох первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, модель преподнесенной в 1767 году от имени казанцев императрице Екатерине II кареты, которую она подарила архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину, и многое другое.

Важная часть экспозиции отведена теме обретения и прославления иконы Божьей Матери «Казанская» и ее последующему почитанию на Казанской земле.

Музейную экспозицию дополняют проекторы, с помощью которых воспроизводятся фильмы православной тематики, в том числе и художественно-документальный фильм «Заступница» о Казанской иконе Царицы Небесной. В помощь интересующимся художественным наполнением интерьера собора доступен «электронный киоск», с помощью которого можно заглянуть в самый потаенный уголок настенной росписи.

В храм – на урок

Значимой частью целевой аудитории Музея истории Благовещенского собора являются школьники города, да и всей республики.

Музей-заповедник «Казанский Кремль» подготовил цикл культурно-образовательных программ для учеников школ в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики народов России», адаптированного для Республики Татарстан согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Программы разработаны в формате уроков в экспозициях Музея исламской культуры и Музея истории Благовещенского собора. Программный цикл состоит из шести занятий, по три в каждом из этих музеев. Каждый урок в доступной интерактивной форме раскрывает одну из учебных тем по истории культуры и традиций православного христианства и ислама на территории современного Татарстана, дополняет и закрепляет знания учащихся по предмету, способствует эстетическому воспитанию школьников.


Цикл рассчитан на хронологическое изложение учебного материала и начинается с уроков, посвященных теме «Православие в Московском царстве»: детям последовательно рассказывается о строительстве деревянной Благовещенской церкви, обретении Казанской иконы Божией Матери. А завершается цикл темой «Православие в эпоху Романовых» и рассказом о Благовещенском соборе. Все темы уроков адаптированы к учебнику.

В ходе урока ребятам предоставляется возможность познакомиться с обликом первой деревянной религиозной постройки Казани после присоединения города к Царству Московскому. Также многие из учащихся впервые видят облик царя Ивана Грозного, представленный в печатных копиях Лицевого летописного свода. Ребятам в игровой доступной манере рассказывается о значении русской книжной миниатюры, сохранившей и передавшей нам важные исторические моменты и образы. Развитию памяти способствует задание найти образ царя в остальных материалах свода, представленного в музее.

Развитию ассоциативного мышления и логики способствует и первой важное «секретное» задание – найти предмет из коллекции, который изображен в портрете исторического лица, с которым мы знакомимся в ходе урока. Все ребята с воодушевлением узнают посох первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, который до этого они видели в руке фигурки святителя, выполненной из папье-маше возле исторической реконструкции церкви.


Заданий по ходу урока о строительстве первой деревянной Благовещенской церкви выполняется четыре. В конце каждого из заданий первые из ответивших правильно получают в дар призы. Затем все вместе приступают к последнему творческому заданию – собиранию паззлов командами. Это самая увлекательная часть урока и самая шумная, надо признать, ведь соревновательный дух у школьников развит очень сильно. Но кроме того у детей вырабатывается и навык работы в команде – это отмечают все педагоги. Чувство удовлетворения в конце делится ровно на столько, сколько человек вместе работало, чтобы собрать большой и довольно сложный рисунок.

Паззлы собираются по темам: Благовещенский собор Казанского Кремля и икона «Благовещения Пресвятыя Богородицы» XVIII века из ризницы Благовещенского собора.


Два других урока по темам «Обретение Казанской иконы Божией Матери» и «Благовещенский собор – главный престол Казани» также строятся по интерактивному принципу с элементами игры, беседы и с использованием аудиовизуальных средств: документально-художественного фильма «Заступница» и музыкальных записей эпохи барокко. Занятие, посвященное чудотворной иконе, проводится в форме квеста: ознакомившись с экспонатами, рассказывающими историю главной святыни Казанской епархии, ребята заполняют путеводитель. Первые пять победителей получают призы.

Семинарская традиция

Потомки дореволюционных священнослужителей Казани, преподавателей Казанской духовной семинарии и академии поистине становятся соработниками музея и радеют об увеличении экспозиционного ряда, рассказывающего об истории крупнейших духовных школ России и священнической элиты.

В экспозиции затронута духовно-просветительская деятельность преподавателей и выпускников Казанской духовной семинарии и Казанской духовной академии. Во второй половине XIX – начале XX вв. Казанская духовная академия являлась крупным просветительским, образовательным и научным центром дореволюционной России, единственным высшим православным учебным заведением в стране, где преподавались восточные дисциплины, инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. Преподаватели и студенты Казанской духовной академии были первыми в России миссионерами, получившими профессиональное востоковедческое образование.

Украшением раздела является полностью атрибутированный альбом преподавателей и выпускников Казанской духовной академии рубежа XIX-XX веков. Изучение материалов по этой духовной школе продолжается совместно с сотрудниками архива Казанской семинарии и потомками профессоров академии.

Трагический век

История Казанской епархии советского периода представлена немногими экспонатами – исследовательская работа по этому периоду продолжается.

Самым драгоценным экспонатом является, без сомнения, подлинная фотография заседания Священного Синода в 20-е годы, где через портрет, висящий над головами членов Синода во главе с митрополитом Сергием, незримо присутствует и сам прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Святейший Патриарх Тихон.

На этой фотографии можно видеть многих выдающихся церковных деятелей эпохи богоборчества, а среди них – и будущего священномученика митрополита Казанского и Свияжского Анатолия (Грисюка).


Главные праздники

Ежегодно внутри экспозиции появляются новые интересные разделы, посвященные таким церковным торжествам, как Пасха и Рождество. Первой выставкой в Татарстане на тему популяризации православной культуры стала выставка «Благодатный огонь Господень. Пасха», где сквозной темой всего выставочного комплекса предметов стало Светлое Христово Воскресение как общехристианское торжество. Культуре празднования «праздника праздников и торжества из торжеств» в православной среде посвящается ежегодный раздел экспозиции, открывающийся накануне празднования.

Открытием культуры православного Рождества стала выставка «Свет Вифлеемской звезды», где впервые для обозрения публики были представлены рождественские вертепы, специально для которых были приготовлены подиумы с выдержками из евангельских чтений, повествующих о Рождении Божественного Младенца. Иконы, книги, утварь и сами «вифлеемские звезды», сопровождающие посетителей, и, конечно, же «вкусная» елка со съедобными украшениями на ветках наподобие дореволюционных рождественских елей порадовали не только восторженных детишек, но и взрослых посетителей, заново открывших для себя тихую радость и материнскую нежность одного из самых трогательных праздников Православия.

От кремля – кремлю

В рамках сотрудничества российских кремлей именно музей истории Благовещенского собора Казанского кремля был удостоен чести принимать у себя ценности русской духовной культуры – коллекцию образов святых XIV-XIX веков из собрания Новгородского музея-заповедника.


В экспозиции были представлены восемьдесят ценнейших памятников иконописи, шитья и декоративно-прикладного искусства XIV – XIX столетий. Среди них можно выделить иконы XVI века, являвшиеся некогда предметами особого почитания в Великом Новгороде и на Руси в целом. Выставка «Яко звезды светлыя озаряюще нас…» стала ярким и запоминающимся событием в культурной жизни Казани.

Не только экспозиция

Однако Музей истории Благовещенского собора живет не только экспозиционно-выставочной деятельностью. Так, был разработан первый православный квест «Тайна святителя Гурия», знакомящий с житием первого архиепископа Казанского и Свияжского.

Набор мастер-классов музея постоянно пополняется. В ходе рождественских празднований огромный интерес вызвали кулинарные занятия «Пряничный домик» и «Имбирный пряник». Украшение выпеченных специально к Рождеству и Новому году имбирных пряников с давних времен остается непременным атрибутом празднования самых семейных праздников календарного года. В дореволюционной России украшенный собственными руками имбирный пряник олицетворял уют семейного Рождественского очага и занимал важное место на праздничной ели. А создание собственными руками домика из сказки – это осуществленная мечта ребенка. Самому придумать, как выглядит сказочное жилище любимого персонажа, и изготовить его из вкуснейших лакомств – это незабываемая радость, которая будет сопровождать малыша все праздничные дни. Так и происходит на самых сказочных мастер-классах рождественской поры.


Пасхальный период был отмечен небывалом интересом к мастер-классам в музее истории Благовещенского собора, точнее, уже в самом соборе Благовещения. На «Пасхальный трезвон» пришло огромное количество людей – они с блеском в глазах учились у профессионального звонаря епархии звукам православной Пасхи: Пасхальный праздник может звучать, и этот звук можете ей дать вы!


В нынешнем учебном сезоне уже стяжал небывалую популярность новый мастер-класс нашего музея – «Древнерусская каллиграфия». Письмо – пожалуй, самый сложный вид деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление и внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность.

Встретимся в Благовещенском

Важной аудиторией Музея православной культуры стали историки, краеведы, рядовые жители Казани и республики, интересующиеся историко-культурным наследием своей «малой родины». Для них разработан цикл научно-популярных лекций «Встречи в Благовещенском».


Гости собора смогли услышать лекции о создании первой православной общины города и святителе Гурии Казанском, об обретении чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, о непосредственно связанном с этим событием святителе Ермогене и его литературно-духовном наследии, об истории и памятниках старообрядческой Казани, о Казанских архипастырях XVII века и Седмиезерной пустыни.


На ежемесячной основе в музее проходит цикл «Казань Православная». Разработано шесть тематических экскурсий: «Создание Казанской епархии. XVI-й век», «Монастыри-пустыни», «Свято-Успенский монастырь на Зилантовой горе и храм-памятник Спаса Нерукотворенного», «Торговый Посад. Век XVIII-й», «Православная Казань – новое время», «Свияжск как зеркало русской истории». Во время этих путешествий предлагается, например, посетить исторические места православной Казани, связанные непосредственно с XVI веком: Казанский Богородицкий мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля. Участники экскурсии могут ознакомиться с историей и поклониться святыням монашеских обителей, созданных в Казанском крае в разные периоды XVII столетия, – маршрут охватывает Раифский Богородичный мужской монастырь, мужской монастырь Девяти мучеников Кизических и Седмиезерный Богородичный мужской монастырь. Можно также совершить историческое путешествие в монастырь, связанный с пребыванием в Казани молодого русского царя, в отношении которого он сам повелел: «Монастырь с русского кладбища перенести и поставить на Зилантовой горе». Отправившимся на экскурсии также предстоит увидеть Торговый Посад, созданный русскими купцами, не жалевшими средств на создание и поддержание православных храмов веке XVIII-м: Петропавловский собор, Покровский собор и Николо-Низскую церковь, Богоявленский собор; и вернуться в новое время, ознаменованное строительством в Казани комплекса духовной семинарии, Архиерейского подворья во имя священномученика Кирилла Казанского, церкки в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Завершает цикл знакомство с уникальной историей первого православного града-крепости в Казанском крае – Свияжска и посещение Успенского мужского монастыря, в главе которого стоял святой Герман Казанский.


В рамках действующей в музее выставки «Невьянское чудо» была организована первая в истории Казани методическое занятие-экскурсия по историческим местам, связанным со старообрядческой Казанью.

Гиды для паломников и экскурсантов

В 2004 году в рамках курсов учебного центра Института истории Казанского федерального университета было открыто направление «История и памятники культового зодчества Казани». Целью создания именно такого направления стал возрастающий интерес к истории архитектурных памятников и мест, связанных с именно религиозным назначением: христианских храмов, мечетей и синагоги. Данный курс также задумывался как вторая ступень в ходе повышении квалификации действующих экскурсоводов.

Итоговым моментом завершения обучения является защита квалификационной работы – авторской экскурсии по номенклатуре утвержденных проректором университета тем. Форма проверки знаний – экзамен. Документом, подтверждающим прохождение обучения, становится свидетельство государственного образца и присвоение квалификации «Экскурсовод по направлению «История и памятники культового зодчества Казани».


С 2015 года в рамках модуля «Православие» 27 академических часов отдано темам, затрагивающим богословские вопросы. При составлении расписания учитывалось мнение и интерес потенциальных слушателей. Двадцать академических часов отдано практическим занятиям в православных храмах города Казани – экскурсионным мастер-классам. Девять академических часов отдано методическим занятиям по составлению маршрута и проведению экскурсий на памятниках культового зодчества в классных аудиториях.

Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны.

Что такое ЦАК?

ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.

Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.

История создания

Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая коллекция рождалась еще до официального создания ЦАКа — в 1814 году ректор академии протоиерей Александр Горский (1812-1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.

В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.

В 1922 году все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена.

А дальше произошло чудо. В 1943 году в церковно-государственных отношениях наступило потепление, а в 1950 году началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя.

В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал:

«Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет… Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство».

Экспозиция музея условно делится на 7 зон

Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих.

ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.

1. Церковное прикладное искусство

Облачения иерархов Русской Православной Церкви, богослужебная утварь, мозаики XIX века, художественное шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и государственные ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.

2. Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство

Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.

3. Русская религиозная живопись

Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа.

4. Зал иконографии

700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.

5. Церковная фототека

Собрание фотографий, которые показывают жизнь Русской Православной Церкви через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX века, которые считаются антиквариатом.

6. Церковная фонотека

Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.

7. Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I

Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.

Откуда пополняется экспозиция

В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели Русской Православной Церкви поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.

Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) святителя Иоанна Шанхайского (1896-1966). Это уникальный святой XX века, который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.

Главная святыня музея

По словам заведующего протодиакона Игоря Михайлова, главная святыня музея — сандалии преподобного Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 году из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.

Сандалии из кожи сделал сам преподобный Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.

Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест преподобного Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 года в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.

Церковь и космос

Один из экспонатов с уникальной судьбой — макет Храма Христа Спасителя, собранный в 1920-х годах. Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 года. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что Храм Христа Спасителя взорван в 1931 году и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о Храме Христа Спасителя и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 года она стояла на площади Тверская Застава (с 1932 года до 1990 года — площадь Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.

Добиться восстановления Храма Христа Спасителя Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 году. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 году.

Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты.

Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.

Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно .

Экскурсию проводил иерей Артемий Головчанский

Фото Юлии Маковейчук