Экодизайн в архитектуре. Быть ближе к природе, оставаясь в городе: суть эко-дизайна в интерьере. Эко-дизайн – воплощение природы и целительного покоя




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Бионика – наука, исследующая использование свойств и функций природных объектов для создания технических устройств и механических систем. Применение биоформ в архитектурном дизайне. Возникновение архитектурной бионики в России как творческого метода.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Демократический вариант "русского" стиля – самое яркое явление в архитектуре 1860-1870-х гг. Подобно передвижничеству в живописи, он задает тон в архитектуре. Ведущая роль принадлежит демократическому направлению, в тени которого развиваются остальные.

    реферат , добавлен 06.06.2008

    Город как природно-техногенная система. Зонирование территории городов - природные аналогии. Физические факторы в городах. Оценка воздействия физических факторов в городской среде. Архитектурная бионика, использование природных аналогий в архитектуре.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Рост городов и деградация природной среды как естественной фактор развития общества. Современное представление об экологии города; отражение природных концепций в градостроительтве. Использование достижений архитектурной бионики в строительстве зданий.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Готический стиль - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства европейских стран. Соборная площадь и миланский Собор. Архитектурный стиль собора Нидарос. Кельнский собор как шедевр готической архитектуры.

    презентация , добавлен 23.11.2011

    Корни минимализма в традиционной японской архитектуре и в творчестве нидерландского бюро De Stijl. Верность японцев простоте национального жилища. Игра света и тени в пространстве. Основные признаки минимализма в архитектуре. Минимализм в дизайне.

    реферат , добавлен 29.03.2013

    История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Характеристика особенностей использования стекла в архитектуре и дизайне. Виды стекла и основные способы его обработки: фьюзинг, шелкография, изготовление стемалита, гнутье или моллирование. Модные "стеклянные" решения в дизайне. Зонирование помещения.

    Экологичный дизайн – главная тема выставок, конгрессов и форумов. Greenery - основной тренд для архитекторов, дизайнеров и декораторов. Знакомимся с главными терминами эко-дизайна.

    ЭКО-ДИЗАЙН

    Предметы, сделанные из переработанных или натуральных материалов. Гаджеты, работающие на солнечных батареях. Все, что можно легко превратить в новые предметы или утилизировать впоследствии.

    1. Австралийский дизайнер Brodie Neill придумал стол Gyro из океанического мусора, который выбрасывает на пляжи Корнуолла, Гаваев и Тасмании, для London Design Biennale 2016 . Чтобы посетители выставки могли убедиться - мусор можно красиво использовать повторно.
    2. Шведская компания Traullit придумала стеновые звукопоглощающие панели в виде сот из переработанной древесины.

    В пер. с англ. «переработка».

    Дизайнеры всерьез работают над коллекциями мебели, аксессуаров, одежды и обуви из переработанного пластика. Даже компании уровня Adidas выпускают кроссовки из мусора, который прибивает к берегам Мальдив. Другие ответственные производители думают о том, как утилизовать избытки собственных товаров: гигант H&M , например, постоянно собирает старую одежду для ресайклинга.

    1. Шведская студия From Us With Love создала для Ikea кухню из переработанного пластика. Начинка фасадов – переработанная древесина, верхнее покрытие – пластик. Одна деталь равна 25 бутылкам. Срок службы кухни – 25 лет.
    2. Магазин косметической марки Aesop в лос-анджелеском даун-тауне полностью отделан картонными втулками с фабрики текстиля. Обычно на них наматывают рулоны ткани и выбрасывают за ненадобностью, а калифорнийское бюро Brooks + Scarpa использовало их как стеновые панели.


    – в переводе с англ. «устойчивость».

    «Устойчивый проект» означает, что объект наносит минимум вреда окружающей природе. Здание, к котором грязная вода повторно очищается и идет на полив газонов вокруг, дом на солнечных батареях, сортировка мусора на производстве, повторное использование офисной бумаги, экономия - все это примеры устойчивости. В идеале объект должен компенсировать природе все, что взял – воду, энергию, полезные вещества или минимизировать свое присутствие. Полностью автономные дома придумал в 1970-е шведский архитектор Bengt Warne . Его идею накрывать обычный дом теплицей-куполом подхватила и развила молодая студия Tailor Made . Такой дом не требует подключения к канализации и повторно использует воду из ванной и кухни, чтобы поливать растения.



    При производстве экологичных красок, тканей и обоев тратят меньше воды и энергии, не используют химические вещества. При использовании они не выделяют вредные испарения, их можно переработать или утилизовать без вреда - т.е. они экологичны втройне. Такие эко-дружелюбные краски есть в коллекциях Farrow & Ball , Benjamin Moore и других компаний.


    Крупные мебельные фирмы, например, следят за тем, чтобы лес, который идет на производство диванов и столов, был возобновляемым. Хороший тон для любой марки – знать: сколько вырубил поставщик, столько и посадил. Кроме того, Visionnaire использует растительные наполнители вместо перьев и пуха: коноплю, хлопок, волокно хлопкового дерева, просо и льняное семя. И вместо хромированного дубления кожи ввела натуральные красители. В общем, старается не наносить вред окружающей среде и людям, которые будут использовать предметы марки каждый день.


    Текст: Екатерина Полякова

    В последнем десятилетии прошлого века появилось абсолютно новое направление в дизайне – экологический, который стал отражением человеческих стремлений к сближению с природой. В таком интерьере считается негуманным применять ненатуральные материалы. Основная идея дизайна интерьера - подчеркнуть желание хозяев ценить дары окружающего мира, которое выражается в создании натурального интерьера. В таком окружении человек начинает ощущать сближение с природой, и отдыхает от суеты.

    Давайте более подробно попытаемся понять, что из себя представляет такой дизайн и как его воссоздать.

    Экодизайн подчеркивает связь с природой и окружающей средой

    Само определение, приобретает в наши дни большую популярность. Покупая мебель и элементы декора, мы теперь обращаем внимание на то, из чего они сделаны. Но при этом мы совершенно упускаем из виду то, что не все натуральные являются чистыми. В этом вопросе важным является не только происхождение, но и технология производства изделия.

    Экологически чистым является то производство, при котором соблюдены все правила, обеспечивающие безопасность окружающей среды.

    Глина, дерево и камни - это материалы, которые человек использовал для строительства и оборудования жилья на протяжении многих веков.

    Сейчас основной идеей при выборе материалов для такого дизайна, является уверенность в том, что чем меньше технологически обработан, тем больше в нем экологичности и энергии живой природы. Например, деревянные предметы интерьера, обработанные несколько раз лаком, ничем не лучше чем их искусственные аналоги. Но если эти предметы из дерева изготовлены по проверенной временем технологии, они излучают энергию природы и передают ее владельцам.

    Экологический - это не только дизайн интерьера, а целая философия. А основная концепция ее состоит в том, что наши дома и офисы необходимо очистить от всего лишнего для восстановления связи с природой.

    Экологический стиль в интерьере обращает внимание, прежде всего, на защиту природы и на гармоничное существование человека в ней.


    Основа экодизайна- использование природных материалов

    Функциональные и декоративные особенности вещей в интерьере носят уже дополнительный характер.
    Крайне важно для оформления дизайна учитывать характеристики строительного и отделочного материала.

    1. Большое значение имеют условия изготовления и возможность утилизации материалов.
    2. Создание включает в себя не только материалы, но и применяемые способы добычи энергии. Для дизайна свойственны ветряные и солнечные генераторы.
    3. Основным требованием, которое выдвигается при создании интерьера в данном стиле, является безопасность материалов. Материалы должны не вредить здоровью, помогать экономить денежные и природные ресурсы.
    4. Также необходимым является низкий уровень шума, отсутствие выбросов и излучений.
    5. Важным является и происхождение материалов, в контексте бережного отношения к природе и гуманности к животным.
    6. Помещение, которое оформлено в экологическом направлении, должно быть светлым и просторным, а для этого в интерьере не должно быть лишних вещей.
    7. Источники искусственного освещения должны быть простых форм и силуэтов.
    8. Эко дизайн предполагает наличие в помещении больших панорамных окон, а если это не представляется возможным, можно прибегнуть и к имитации.
    9. Хорошо подходят для интерьера аквариумы и живые растения.

    Применение нужных материалов, как уже говорилось ранее – это еще одна составляющая дизайна. Еще раз хотелось бы отметить, что материалы используются только экологичные и натуральные. Наиболее распространены в данном стиле такие материалы, как дерево, камень, стекло, бамбук, шелк, лен, хлопок, ротанг. Особенно можно выделить экокожу, которая сейчас крайне популярна.

    Ключевые направления при оформлении интерьера в экостиле

    Мы рассказали вам об общих принципах, применяемых в данном дизайне, а теперь давайте остановимся на более детальном описании элементов интерьера:

    Окна

    Окна – очень важный элемент для создания благоприятного пространства. Они обеспечивают поступление воздуха и вентиляцию в помещении. Деревянные окна, которые раньше были в домах, обеспечивали естественный доступ воздуха за счет своей негерметичности, а для дополнительного проветривания открывались форточки. В настоящее время стеклопакеты герметичные и имеют шумоизоляцию, но не обеспечивают естественного поступления воздуха. Сам профиль, из которого сделаны стеклопакеты, не наносит вреда. Вредные вещества из этого материала могут выделяться только при температуре более 200 градусов.


    Окна должны пропускать свет

    Полы

    1. Сейчас очень модным стало стелить полы ламинатом, который выступает в качестве имитатора дерева. Производят ламинат из деревянной стружки, склеенной и спрессованной с использованием формальдегидных смол. Такая отделка для полов обходится недорого и легко монтируется. Если вы решили использовать для интерьера именно это покрытие, то лучше используйте более дорогой ламинат. Принцип производства у него такой же, но материалы более качественные и безопасные.
    2. Линолеум лучше не использовать.
    3. Не рекомендуется для полов использовать и такой материал, как гранит. Гранит очень часто бывает радиоактивным.
    4. Для покрытия полов можно использовать мрамор или известняк, который в отличие от гранита, безопасный.
    5. Будьте внимательны при прокладке теплого пола, он может излучать радиоактивные поля. Нельзя делать теплый пол петлями, используя единый нагревательный элемент. Не нужно делать пол по всему помещению, особенно не следует его делать в спальне и детской.
    6. Самый лучший материал для полов - это паркет или паркетная доска. Такое покрытия является натуральным, и укладывать его довольно просто.
    7. Керамическая плитка тоже является хорошим вариантом напольного покрытия.

    Стены

    Стены, как и полы, при неправильном подходе, могут стать источником электромагнитных волн, вредных для здоровья. Причина может быть в неверном расположении силового кабеля и распределительных щитков.

    Стены лучше не делать шпаклевками, которые быстро сохнут и являются эластичными. Они выделяют фенольные вещества. Выберите бумажные обои, которые клеятся на клей, сделанный на основе крахмала или казеина. Красить стены лучше водорастворимыми красками проверенных производителей. Такие краски экологически чистые и отлично моются.


    Стены тоже выполняются эко чистыми материалами

    Потолок

    Для отделки потолков лучше применять краску на водной основе. Не рекомендуется делать для дома натяжные потолки. Такие потолки могут выделять фенол.

    Конструкции из гипсокартона на потолках тоже нежелательны. Они интенсивно вбирают в себя пыль.

    Мебель и декор в интерьере

    Мебель. Для интерьера категорически не подходит мебель из ДСП, ДВП и МДФ. Эти материалы, которые содержат вредные для человека вещества, довольно массово используются для производства таких предметов мебели, как шкафы, столы, кухни и прочей корпусной мебели. Особо вредным считается наличие такой меблировки в детской. Для создания интерьера подойдет мебель из натурального дерева.

    Ткани очень трудно отнести к «богатым».

    1. Сегодня для интерьера в таком стиле могут быть использованы шторы из рогожки и циновки, которые смотрятся очень изысканно.
    2. Для штор и занавесок подойдут такие ткани, как лен, ситец и шерсть.
    3. Такая ткань, как неотбеленный холст, может использоваться для обшивки мебели.
    4. Обратите внимание и на жалюзи-циновки, которыми можно оформить окна или сделать из них разделительные ширмы.

    Хорошо вписываются в экоинтерьер такие элементы декора, как вазы из стекла и глины, живые цветы, различные плетеные элементы, льняной текстиль, и соломенные изделия.

    На кухне отлично будут смотреться связки сухой травы и лука. Посуда в этом стиле должна быть простая и однотонная, желательно мягких оттенков. Оптимальный материал для посуды – керамика или стекло.

    Каждый элемент интерьера должен приносить ощущение близости с природой, которое помогает человеку восстановить силы и душевную гармонию.

    1

    Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления. Предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы – цель и результат профессиональной деятельности дизайнера. В статье анализируются принципы экологического подхода в дизайне, цели и задачи экологического дизайна как актуального направления проектной практики. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, которая не нарушает равновесия окружающей среды.

    экологический подход в проектировании

    экологический дизайн

    1. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.

    2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник // Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

    3. Иванов В. В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. – Тарту, 1986. – С. 10.

    4. Иовлев В. И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 2 (14).

    5. Иовлев В. И. Экологическая топология в архитектуре // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 3 (15).

    6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.

    7. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис… д-ра искусствоведения (техническая эстетика). – М.: МВХПУ, 1975. – 41 с.

    8. Панкина М..В. Экологическая парадигма дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 2. – С. 90–92.

    9. Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – 127 с.

    Дизайн объединил в себе все виды проектной деятельности. На рубеже ХIХ-ХХ веков, на этапе его становления и формирования, внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности в пользу функциональности. Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционной художественной культуре. Становление дизайна определили такие факторы, как возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность. Изначально выдвигались гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, говорил дизайнер и педагог Л. Мохой-Надь («Баухаус») .

    Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. Приоритетным направлением решения природоохранной проблемы стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, - это попытка гармонизации отношений в системе «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.

    Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне - создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.

    Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.

    Эта область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Формируется научный и методический инструментарий этого нового направления в дизайне.

    Философы под термином «экологический дизайн» подразумевают любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром .

    Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры» . С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметно-пространственной среды. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры .

    По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды… Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» .

    Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения .

    Деятельность дизайнера завершает и дополняет проект архитектора, создающего «дом» (пространство для жизни), поэтому необходимо обозначить экологические аспекты в этих областях проектной деятельности в единстве. Если в промышленном дизайне изначально рассматривались программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии, то в архитектуре речь шла об экологически чистых материалах, об адаптации здания к природному ландшафту, создании максимально комфортной для человека среды.

    Архитекторы выделяют два основных уровня архитектурно-экологического формирования пространства: методологический и практический. Методологический уровень экологического моделирования архитектурного пространства отражает общие тенденции развития экологического подхода в архитектуре. Его принципы неоднократно декларировались теоретиками и архитекторами-практиками.

    Например, В. И. Иовлев предлагает следующую систему основных методологических принципов формирования экологического пространства:

    · принцип целостности и единства человека и пространства, их органичного взаимодействия и согласованности, создающих психофизиологический комфорт, что достигается совершенствованием формы пространства, знаковостью архитектурной среды;

    · принцип экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, динамичности, пластичности, скоординированности, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма архитектурного пространства;

    · принцип нормативности пространства с учётом позитивных и негативных качеств и предельных пограничных состояний, связанных с адаптационными возможностями человека. Оценка предполагает отражение ряда факторов гармонической организации среды, в том числе - эстетических. В оценке пространства с экологических позиций на первое место выходят ценности здоровья, благополучия человека и окружающей среды. Соответствующие качества экопространства - очеловеченность, экоцикличность, уместность, ресурсность, энергоинформационность;

    · принцип уникальности пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени, предполагает учет социальных условий и особенностей отдельного человека, присущий народной культуре и этническому пространству.

    Второй практический (прикладной) уровень экологического моделирования архитектурного пространства определяется практическими задачами и отражает специфику собственно пространственного подхода в экологии и его принципов:

    · принцип ресурсности пространства соответствует идее нормативности, экономии, разумной достаточности;

    · принцип уникальности, феноменологичности, уместности формы пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах;

    · принцип хронотопологичности, отражающий процессный характер взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу к формированию архитектурного пространства;

    · принцип архетипичности отражает критерии экологичности, архетипичности форм и средств композиции;

    · принцип энергоинформационного баланса в создании физического и психологического равновесия, гармонии человека и его окружения;

    · идея альтернативности пространственного развития соответствует положениям синергетики и методам организации многомерного пространства, предполагает моделирование альтернативных вариантов экологизации архитектурной среды.

    Возвращаясь к определению понятия «экологический дизайн», рассмотрим его как термин, объединяющий в себе две сферы научного знания и практической деятельности человека. Экология занимается проблемами сосуществования и взаимодействия всех живых существ, включая человека, в среде обитания. Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos - дом, жилище, родина и logos - наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местообитании». Дизайн - это деятельность, связанная с художественно-техническим проектированием какого-либо объекта. Слово design переводится с английского как замысел, план, цель, намерение, а также - проект, чертеж, эскиз, рисунок, узор, композиция, расчет, конструкция, кроме того - проектирование, конструирование. Первая официально признанная дефиниция дизайна (Industrial Design) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо. В 1964 году это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия), а в 1967 году ИКСИД определил дизайн как «творческую деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [по 2, С. 26]. Таким образом, дизайн - творческая деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых человеком, оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека в среде, улучшение ее эстетических качеств.

    Верно отражая существо дизайнерской деятельности, приведенное выше определение дизайна не характеризует дизайн как вид художественной деятельности, не уточняет, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указывает, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей. Осознавая эти недостатки, Г. Б. Минервин уточняет и развивает данное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» .

    В. Ю. Медведев уточняет: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» . Автор подчеркивает, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт), и определяет сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе художественное и техническое начала.

    Как наиболее существенную в этих определениях выделим антропоцентрическую нацеленность дизайна, которая выражается в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

    Говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком; лишь в случае наличия проблемы начинается проектный поиск путей ее решения.

    Экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, реализующая в проектируемых объектах (от бытовых предметов до зданий, городов и ландшафтов) сближение требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека.

    Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать).

    Задачами экологического дизайна являются:

    · совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;

    · поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;

    · пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;

    · формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;

    · целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.

    В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики. Экологический дизайн учитывает ценности, достигнутые предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы, формирует экологическую культуру людей, укрепляет здоровье, пробуждает творческие мысли, обостряет художественное восприятие . Это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, он воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновлённые природой.

    Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность. Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, что будет создавать психологический комфорт для потребителя. Отметим, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа - предметно-пространственная среда - человек. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне .

    Дизайн в современном мире - наиболее массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Он связывает духовную и материальную культуру, имеет огромную социокультурную роль. Направление экологического дизайна особо актуализирует воспитательную, ценностно-ориентационную (аксиологическую), адаптационную функции дизайна. Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. Причём в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им.

    Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

    Рецензенты:

    Таршис Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

    Костерина Алла Борисовна, доктор философских наук, профессор, директор Института искусств ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.

    Библиографическая ссылка

    Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Стремление к природе для человека столь же естественно, сколь и потребность дышать. Поэтому популярность, которую набирает экологический дизайн , не вызывает удивления. Если в стенах городской квартиры вы тоскуете по лесной полянке, но думаете, что эко-дизайн - это рога в прихожей и пенек в гостиной, то эта статья для вас.

    С чего все началось? Истоки стиля – в архитектуре, в том числе и ландшафтной, позднее завязанные на Sustainable Design и системе «Умный дом». Примеры экологического дизайна в Западной Европе наглядно это демонстрируют, приводя в пример имена Франка Ллойда Райта, создавшего прообраз солнечной батареи, Виктора Папанека, сформулировавшего философию зеленого антиглобалистского дизайна, и, конечно же, Ле Карбюзье, впервые заявившего об экологической рациональности жилья.

    Экодизайн в доме

    Экостиль. Что это такое? Это направление в современном дизайне, соединяющее в себе несколько стилей:

    • Хайтек
    • Кантри
    • Прованс
    • Минимализм

    У них много общего: авангардная направленность, пристрастие к материалам естественного происхождения и спокойная цветовая гамма. От минимализма он не только унаследовал сдержанный декор, но и положил начало новому направлению «эко-минимализм», где связующей темой становятся природные текстуры.


    Цвета в экодизайне

    Особенности экостиля

    Основная идея. Главное требование эко-интерьера – создание гармоничного пространства, где комфортно дышится и много света. В условиях жизни за городом, он станет логическим продолжением ландшафта. В городской квартире - поможет ее обитателям быть ближе к природе, и каждому человеку – обрести гармонию с самим собой. Эко-дизайн интерьера предлагает и восточные мотивы, и этнические элементы. Он не ставит жестких требований, но имеет и свои ограничения. В первую очередь, они касаются цвета и материалов, заставляя выбирать все исключительно натуральное.

    Приметы стиля. Начиная с входной зоны эко стиль рождает ощущение легкости, простоты и чистоты. «Травянистый» коврик у двери, мебель из массива или ротанга, вешалка-дерево, стена из бамбука, банкетка-скамья, рама зеркала и разно уровневые светильники, демонстрирующие природные фактуры – все это поможет создать обстановку гармоничного слияния с природой.

    Концептуальный подход – отсутствие препятствий и широкие проемы по ходу движения. Там, где без стен не обойтись, глухие перегородки заменяют витражами или стеклоблоками, хорошо пропускающими свет, поскольку важнейшее условие, которое ставит перед нами экологический дизайн интерьера , это обилие естественного освещения.


    Уютная квартира в эко-стиле

    Интерьер в эко-дизайне

    Интерьер в эко стиле должен быть приближен к природе. Цвета дома следует подбирать оттенков травы, листвы, морских, цвета дерева. Мебель в таких помещениях предпочтительно светлая, потолки желательно с имитацией неба, аксессуары и декор будут по-минимуму. Отделка стен "под зелень", что очень хорошо будет сочетаться с потолком и с мебелью. Полы обязательно должны быть из натурального дерева, желательно с каменной кладкой, это будет гармонично смотреться и заряжать жителей дома "живой" энергией природы. Такой стиль будет вам постоянно напоминать природу, что очень подойдет для жителей "миллионников"

    Галерея интерьеров экодизайна